Меню

Основные интеграционные группировки мира. Ведущие интеграционные группировки мира

Система штрафов

Наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе, где в настоящее время осуществляется плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту евро.

История образования ЕС начинается с подписания в 1951г. Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 1957г. подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). К середине 70-х гг. созданием ТС и появлением в нем новых стран (Великобритании, Дании, Ирландии) завершается первый этап развития западноевропейской экономической интеграции. В последующий период увеличивалось количество стран-участниц Сообщества. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993г. введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества, тем самым возникло единое экономическое пространство. В соответствии с Маастрихтским договором (февраль 1992г.) ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС) с 15 странами-участницами: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли. Эта интеграционная группа была создана в 1960 г. Первоначально в ее состав входили десять стран - Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986г. - Португалия, а в 1995г. - Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов .

Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговля между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами - членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.

ЕЭП - Европейское экономическое пространство. Эта организация представляет собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах. Такого рода пространство может возникнуть в любом регионе мира. В настоящее время оно уже функционирует на территории стран Западной Европы под названием Единое экономическое пространство. Соглашение о его образовании было подписано в 1992г., которое предусматривало создание единой межгосударственной территориальной структуры, действующей на основе общих правил и равных условий конкуренции. Соглашение вступило в силу в 1994г. и его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме Швейцарии. Данное соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования. интеграция экономический нафта международный

ОЭС - Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом.

Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.

МЕРКОСУР - общий рынок стран Южного конуса. Интеграционный союз государств создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений.

АТЭС - Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора. Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций. В настоящее время членами АТЭС является 21 государство.

АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.

Основные цели деятельности АСЕАН: содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях;

развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения; взаимодействовать в сфере науки и образования; развивать сотрудничество с международными и региональными организациями.

СТЭС - Совет тихоокеанского экономического сотрудничества. Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.

САЭЕ - Совет арабского экономического единства. Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).

Основные цели САЭЕ: достижение арабского экономического единства; обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами; гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью; обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры, включая наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.

ОАЕ - Организация африканского единства. Создана в 1964 г. в результате подписания Устава на Конференции глав государств и правительств стран в стран в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны.

Основные цели ОАЕ: содействие единству и солидарности африканских стран; координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов; ликвидация всех форм колониализма в Африке; согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.

САДК - Южноафриканское сообщество развития. Образовано в результате подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании САДК в 1992 г. В состав САДК входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато, Намибия и др. Договоры, политика и соглашения, принимаемые под эгидой САДК, являются юридически обязательными для всех ее членов.

Основные цели САДК: достижение развития и экономического роста;

повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки; укрепление общих политических ценностей и институтов; достижение взаимодополняемости национальных и региональных стратегий и программ.

Следует отметить, что это не все интеграционные группировки, а только самые основные. Многие международные экономические объединения создают лишь предпосылки для формирования подлинных интеграционных блоков .

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить:

В Западной Европе – Евросоюз (ЕС);

Северной Америке – НАФТА (North American Free Trade Agreement);

Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)

Европейский Союз. Интеграция в Западной Европе достигла к настоящему времени наиболее высокого уровня. Из первоначального ядра, объединившего в 1957 году рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский Союз, в который входят ныне 15 стран Западной Европы и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению. С 2003 г. к ЕС присоединились еще 10 новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.

Особенностью интеграции в Западной Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций.

ЕС в настоящее время – крупнейший субъект мировой торговли: его доля составляет 40% мировой торговли, причем более половины международного товарооборота приходится на взаимную торговлю в рамках этой интеграционной группировки. Примечательно также, что крупнейшими внешними партнерами ЕС по торговле являются европейские государства, не входящие в него. Все это свидетельствует о европейской направленности экономических приоритетов ЕС. На США приходится 18% экспорта из ЕС, причем основные экспортные товары, поступающие из ЕС в США – это продукция металлургии и машиностроения.

НАФТА. В 1988 году между США и Канадой было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли. В 1994 году к нему

Подключилась Мексика. В отличие от Западной Европы, в Северной Америке интеграционные процессы носили до последнего времени стихийный характер и предопределялись преимущественно действием рыночных сил. Ведущая роль в процессе сращивания национальных экономических структур принадлежит здесь не государству, а корпорациям. Поначалу это была интеграция неравных партнеров, где превосходство США не только по количественным параметрам, но и по роли в мировой экономике непосредственно проявлялось в политике по отношению к Канаде. Долгое время Канада выступала в качестве ближайшего и очень удобного младшего хозяйственного партнёра США. Приток американского капитала, конечно, оказал в свое время значительное влияние на ход развития канадской экономики, но именно это во многом способствовало последующему росту могущества канадских корпораций, которые сегодня в целом ряде областей экономики выступают как равные конкуренты с компаниями США.

Таким образом, североамериканской интеграции, в отличие от ЕС, свойственна асимметричность взаимозависимости США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Масштабы и теснота экономических связей между Канадой и Мексикой существенно уступают аналогичным связям обеих стран с Соединенными Штатами. Обе страны скорее являются конкурентами по привлечению из США капиталов, технологий и ноу-хау, нежели партнёрами по взаимному сотрудничеству.

ЕС и НАФТА – крупнейшие очаги промышленного производства. При этом сочетание производств с высокими технологиями у наиболее развитых членов этих группировок (США – в НАФТА, Германии, Франции, Великобритании – в ЕС) с производствами среднего и даже ниже среднего уровня у других членов этих группировок создает такую конфигурацию рынков по уровню отраслей, в которой представлены многообразные возможности экономического сотрудничества с партнерами, стоящими на разных ступенях развития НТ. П.

Из табл. 38 видно, что НАФТА существенно превосходит ЕС по территории и объему ВВП. Последнее обстоятельство, конечно, имеет место в основном благодаря США, многократно превосходящих своих партнеров по масштабам производства. На долю НАФТА приходится менее 20% объёма мировой торговли (при этом на долю США – 14%). Большая часть мировой торговли НАФТА направлена вовне,

Главными торговыми партнёрами этой группы являются ЕС, Япония и страны АТР. Поскольку интеграционные процессы в НАФТА ещё не достигли степени и глубины ЕС, постольку об этой группировке ещё рано говорить как о едином субъекте мировой экономики, каким по многим параметрам фактически уже стал ЕС. Поэтому более целесообразно сравнивать ведущие страны, входящие в эти группировки – США, Германию и Японию.

АТЭС возникла в 1989 году. В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет собой более аморфное и многослойное образование. В АТЭС входят и развитые, и развивающиеся страны, между которыми существует много различий. Вместе с тем АТЭС – это новая форма интеграции, которая может стать примером эффективного взаимодействия стран, находящихся на различных уровнях развития, не имеющих общих границ, но связанных общими интересами. В настоящее время в состав АТЭС входят 18 государств: развитые – США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия: развивающиеся – Китай, Тайвань, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея, Бруней, Мексика и Чили. (Как видно, в АТЭС входят все страны НАФТА).

По оценке мировых экспертов, АТЭС в составе 18 стран обеспечивает около половины мирового производства, в них проживает примерно 40% населения мира, на эту группу приходится 45–46% объема мировой торговли. Однако пестрый состав АТЭС служит причиной того, что за общими суммарными показателями скрываются большие различия между его участниками.

Развитые страны, в особенности США и Япония, служат главными локомотивами роста и прогресса, источниками капитала и новых технологий. В этой же роли во всё большей степени выступают пионеры экономического прогресса в развивающемся мире – Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур. Следующий эшелон – Малайзия, Индонезия, Филиппины и страны Латинской Америки – Мексика и Чили. Замыкают этот ряд Бруней и Папуа-Новая Гвинея. Особое место в этой группе стран занимает Китай со своим потенциально огромным рынком, привлекающим всех остальных участников обширными возможностями.

Интеграционные процессы в Европе, Америке и Азии, по всей видимости, станут одним из главных факторов мирового экономического развития. Уже к настоящему времени интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного процесса, чем отдельные государства. С этим связано постепенное падение роли национального суверенитета как фактора экономического развития и возрастание роли принадлежности к конкретной интеграционной группировке, которая как более крупная экономическая структура приобретает самостоятельность и влияние в мировой экономике.

С учетом этих тенденций следует ожидать, что в ближайшем будущем мировое экономическое развитие во все большей степени будут определять процессы, происходящие в наиболее влиятельных интеграционных группировках – ЕС, НАФТА и АТЭС. Поэтому важно отметить основные направления, по которым будет происходить развитие этих интеграционных союзов.

В Европейском Союзе происходит трудный процесс углубления интеграции (введение единой валюты – евро) при одновременной тенденции к расширению ЕС за счет вступления в него новых стран. Эти два процесса противоречат друг другу: в то время как углубление интеграции предполагает достижение странами-членами ЕС соответствующей ступени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам, только начинающим этот путь и поэтому выступающим в качестве замыкающих.

Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря созданию зоны свободной торговли.

АТЭС может превратиться в наиболее динамично растущий экономический союз в мировой экономике. Это произойдет благодаря притоку больших масс капитала в АТР. Таким образом энергичное развитие стран региона придаст динамизм росту экономики тех стран, которые станут поставщиками сюда товаров и капитала. Именно поэтому на регион были направлены интересы США, Японии и ряда других развитых стран


Интеграционные группировки формируются в процессе международной экономической интеграции (табл. 4.1).
Международная экономическая интеграция - управляемый процесс сближения и сращивания национальных экономик в единый хозяйственный комплекс, в основе которого лежит экономический интерес хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.
Таблица 4.1. Формы (стадии зрелости) международной экономической интеграции


п/п

Форма

Характеристика

1

Зона свободной торговли

Отмена таможенных барьеров во взаимной торговле товарами между странами-участницами

2

Таможенный
союз

Свободное перемещение товаров внутри группировки дополняется единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам. Таким образом, таможенный союз - это зона свободной торговли плюс единый внешнеторговый тариф

3

Общий рынок

Отмена всех ограничений во взаимном перемещении не только товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала. Общий рынок включает полную либерализацию обмена товарами, услугами, капиталами и трудовыми ресурсами

4

Экономиче
ский
и валютный союз

Включает все вышеуказанные формы интеграции, дополняется проведением государствами-участ- никами единой экономической и финансовой политики, созданием системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, переход на единую валюту

Основные интеграционные группировки в мире и предпосылки их формирования и успешного функционирования представлены на рис. 4.1 и в табл. 4.2.

Рис. 4.1. Предпосылки формирования и успешного функционирования интеграционных объединений

Таблица 4.2. Основные интеграционные группировки в мире


1

2

3

ЕАСТ, 1960

Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария

Европейская ассоциация свободной торговли. Вместе со странами ЕС формирует Европейское экономическое пространство

Европейское экономическое пространство (ЕЭП), 1994

Страны ЕС и ЕАСТ за исключением Швейцарии

Объединение предусматривает свободное движение товаров, услуг, капитала и труда между стра- нами-участницами

СЕФТА
(ЦЕФТА),
1992

До 2004 г. - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.
В настоящее время: Македония (с 2006), Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Молдова, Сербия, Хорватия, Черногория

Зона свободной торговли в Центральной Европе. В 2004 г. пять участников вышли из СЕФТА в связи с вступлением в ЕС. В 2007 г. из СЕФТА вышли Болгария и Румыния. Участие в СЕФТА рассматривается как предварительный этап вступления в ЕС

СНГ, 1991

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина

Содружество Независимых Государств
Зона свободной торговли (недостаточно оформленная)

НАФТА, 1994

Канада, Мексика, США

Североамериканское соглашение о свободной торговле

АТЭС, 1989

Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Зона свободной торговли (в стадии становления)

АСЕАН, 1967

Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Основа - зона свободной торговли (АФТА), зона инвестиций и зона промышленного сотрудничества


1

2

3

СААРК, 1985

Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивские острова, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Афганистан

Ассоциация регионального сотрудничества в Южной Азии

ССАГПЗ,
1981

Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, Саудовская Аравия

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Из государств Персидского залива не участвуют Иран и Ирак. Таможенный союз

ПАФТА, 1998

Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис

Панарабская зона свободной торговли

МЕРКОСУР,
1991

Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай1

Общий рынок стран Южного конуса; достигнутая форма интеграция - таможенный союз

Андская
группа
(Андское
сообщество),
1969

Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор

Таможенный союз. C 2004 г. Mercosur и Андская группа ведут переговоры о создании нового объединения Унасур (Unasur - Union de Naciones Suramericanas, союз государств Южной Америки)

ЦАОР, 1961

Гватемала, Гондурас, Коста- Рика, Никарагуа, Сальвадор

Центральноамериканский общий рынок. Таможенный союз - достигнутая форма интеграции

ЛАИ, 1980

Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор

Латиноамериканская ассоциация интеграции; зона свободной торговли - достигнутая форма интеграции

КАРИКОМ,
1973

Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские острова, Белиз, Гайана, Гаити, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент- Лусия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка

Карибское сообщество и Карибский общий рынок. Таможенный союз - достигнутая форма интеграции

1 С июля 2006 г. начата процедура вступления в МЕРКОСУР Венесуэлы.


1

2

3

ЭКОВАС,
1975

Бенин, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гви- нея-Бисау, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того

Экономическое сообщество государств Западной Африки. Таможенный союз - достигнутая форма интеграции

КОМЕСА,
1994

Бурунди, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кения, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Сейшельские острова, Судан, Свазиленд, Уганда, Эритрея, Эфиопия

Общий рынок Восточной и Южной Африки. Зона свободной торговли - достигнутая форма интеграции

САДК, 1992

Ангола, Ботсвана, Демократическая Республика Конго, Замбия, Зимбабве, Лесото, Маврикий, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Сейшельские острова, Танзания, ЮжноАфриканская Республика

Южноафриканское сообщество развития. Зона свободной торговли - достигнутая форма интеграции

ЭКОЦАС
(CEMAC),
1994

Камерун, ЦентральноАфриканская Республика, Чад, Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея

Экономическое сообщество стран Центральной Африки. В рамках союза используется единая валюта - франк КФА

СПАРТЕКА
(SPARTECA),
1981

Австралия, Новая Зеландия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Независимое государство Самоа, Ниуэ, острова Кука, Папуа - Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Фиджи

Южнотихоокеанское соглашение о региональной торговле и экономическом сотрудничестве. Зона свободной торговли - достигнутая форма интеграции
/>
Источник: Основной источник информации об интеграционных группировках - электронная публикация Всемирной торговой организации «List of Regional Integration Agreements», а также официальные сайты интеграционных объединений: http://www.apec.org - официальный сайт Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); http://www.aseansec.org - официальный сайт Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); http://www.caricom.org - официальный сайт Карибского сообщества (КАРИКОМ); http://europa.eu - официальный сайт Европейского союза (ЕС); http://www.saarc-sec.org - официальный сайт Ассоциации регионального сотрудничества в Южной Азии (СААРК); http://www.sadc.int - официальный сайт Южноафриканского сообщества развития (САДК).

Виды интеграционных группировок рассмотрены в табл 4.3.
Таблица 4.3. Виды интеграционных группировок


Виды интеграционных группировок

Примеры

1. Интеграционные группировки между развитыми странами

ЕС-27, ЕАСТ, Европейское экономическое пространство (ЕЭП)

2. Интеграционные группировки между развивающимися странами

АСЕАН, СААРК, МЕРКО- СУР, ЭКОВАС

3. Интеграционные группировки между странами с переходной экономикой

СНГ, СЕФТА

4. Интеграционные группировки между странами, находящимися на разных уровнях социально-экономического развития

АТЭС, СПАРТЕКА, НАФТА

Выполнил: Дугаров Б группа 5201

Проверила:Шобдоева Н. В. К.,Э,.Н,.

Региональные экономические интеграционные группировки.

Региональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономическихсвязей и разделения труда национальных хозяйств, который, охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, ведет к тесному переплетению национальных хозяйств и созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе.

Процесс экономической интеграции сложен и противоречив. Он обусловлен не только экономическими, но и политическими причинами, хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых факторов производства, переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов на отдельных этапах менялось.

Практика и теоретические исследования (Вайнер Дж.) показывают, что расширение рынка через региональную интеграцию может приводить к значительной экономии на масштабе производства для стран-участниц. При этом они получают дополнительные выгоды в эффективности производства от усиления конкуренции, если страны-члены интеграционного объединения выпускают одинаковый ассортимент продукции. В этих условиях сокращаются относительно неэффективные производства и расширяются более конкурентные.

Создание интеграционного объединения на определенных этапах его развития (таможенный союз) может вызывать и противоположный эффект в силу того, что производители третьих стран могли бы поставлять те же товары по более низкой цене. Если отрицательный эффект (эффект отклонения торговли) превзойдет по своей стоимостной величине положительный (эффект создания торговли), то благосостояние стран-участницинтеграционного объединения может ухудшиться.

Конкретные формы взаимодействия в рамках интеграционного объединения зависят от уровней хозяйственногоразвития стран-участниц. Особенности этих стран соответственно влияют на формы, характер и движущие силы объединительных процессов.

Типы и формы региональной экономической интеграции. Развитие экономической интеграции проявляется в нескольких типах и формах. Выделяются два типа региональной экономической интеграции - межгосударственная экономическая интеграция и интеграция на микроуровне, или интеграция, ведомая частными зарубежными прямыми капиталовложениями.

Межгосударственные интеграционные объединения проявляются в формах: зон свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной торговле; таможенных союзов, которые кроме вышеуказанной цели принимают меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран. Далее интеграционный процесс в своем развитии принимает форму общего рынка со свободой движения товаров, услуг и капиталов, единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы и, наконец, образования валютного и экономическогосоюза. Если единый рынок регулирует главным образом сферу обмена, то создание экономического союза предусматривает унификацию функционирования всех сфер хозяйственной деятельности, координациюэкономической политики стран - членов союза и создание единого законодательства. Это предполагает образование наднациональных органов, которые могут принимать обязательные для всех решения, и отказ национальных правительств от соответствующих функций.

Процессы образования региональных интеграционных группировок в мировом хозяйстве возросли. В конце 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа в сравнении с 20 в 70-е годы. Большинство из них находятся на низших стадиях развития - либо преференциальных торговых соглашений, либо зон свободной торговли, которые не включают какие-либо обязательства по согласованию или унификации национальных экономических политик.

Интеграционные процессы вызывают острые противоречия объединяющихся стран в вопросах допустимых пределов ограничения экономического и политического суверенитетов, что отражает прежде всего беспокойство правящих группировок капитала за свое положение на внутреннем рынке.

В промышленно развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА). Наиболее далеко на пути межгосударственного хозяйственного объединения продвинулся ЕС, где развитие интеграционных процессов охватывает макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки.

Интеграционные процессы в Северной Америке отличаются от западноевропейской модели. Здесь давно созданы предпосылки зарождения и развития регионального комплекса на микроуровне, или интеграции, ведомой иностранными прямыми капиталовложениями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал целый ряд задачрегиональной экономической интеграции без ее договорно-правового оформления. Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутрирегионального разделения труда. Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение об образовании зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке, которое предусматривает введение в течение 15 лет свободы движения только товаров и капитала между тремя странами.

Развитие интеграционного комплекса в регионе идет в направлении, отвечающем интересам более сильной стороны - американским ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в целом ряде отраслей соседних стран. 75-80% канадского экспорта (что составляет до 30% ВВП Канады) направляется в США. Для США канадский рынок тоже самый крупный, но его роль несравнима. Туда идет около 25% американского экспорта, что составляет чуть более 1% ВВП США, но 15% ВВП Канады. Более 85% экспорта Мексики связано с США и только 7% американского экспорта - с Мексикой. Значительную часть канадско-американской и мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК. Неравенство сил крупного капитала стран в сочетании со «свободой рук» для частного предпринимательства придают североамериканской интеграции неравноправный характер.

К числу особенностей процесса хозяйственного переплетения относится отсутствие ярко выраженной внешнеэкономической координации. В практике отношений североамериканских стран было мало двухсторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобных органам ЕС. Слабость «институционального» начала в развитии регионального хозяйственного комплекса не является признаком незрелости экономической интеграции. Она осуществляется там в виде заграничного производства американских ТНК, играющего большую роль в воспроизводственном процессе Канады и Мексики.

Происходят процессы хозяйственного сближения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер. В основе хозяйственного сближения в различных регионах развивающихся стран лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоленияэкономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок в этой подсистеме мирового хозяйства рассматривается как одно из средств развития хозяйств через региональное замещение импорта путем «обмена» рынков для каждого другого товара.

К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести общий рынок Южного Конуса (Меркосур) в Южной Америке. В Юго-Восточной Азии известной группировкой является ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Целый ряд торгово-экономических образований создан на Ближнем Востоке (5) и в Тропической Африке (13).

Влияние региональной интеграции на мировое хозяйство. Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс глобализации, мировизации хозяйственной деятельности в мире. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию международного производства в рамках таких объединений.

Одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений, о чем свидетельствуют данные внутри региональной торговли. Доля внутрирегиональной торговли в ЕС в 70-80-е годы поднялась с 60 до 66%, а затем снизилась до 62%, в НАФТА - с 36 до 51%, в Меркосур - с 9 до 21%. В АСЕАН не отмечалось продвижения в этом отношении (табл. 3.5).

Действует и противоположная тенденция: изменение положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда из стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данныхпроцессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.

Взаимоотношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Заключены соглашения об ассоциации с большинством стран, ранее входивших в колониальные империи европейских метрополий, оформлены отношения двухстороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и с отдельными государствами.

Расширению международного сотрудничества способствует действие межрегиональных организаций, в частности Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АЛЕК) - межправительственная организация, созданная в 1989 г. В основу ее концепции положен «открытый регионализм», т.е. распространение мер по либерализации внутрирегиональных экономических связей на третьи страны. При этом участники ориентируются на гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, поощрение взаимодействия, в первую очередь в частном секторе. По составу участников АЛЕК выделяется среди региональных экономических объединений. В нем участвуют индустриально развитые и развивающиеся страны.

Наряду с объединениями в форме зон свободной торговли, таможенных союзов важное место в процессе хозяйственного сближения занимают ассоциации стран - производителей и экспортеров сырья, среди которых особое место занимает Организация производителей и экспортеров нефти (ОПЕК), а также свободныеэкономические зоны

Ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами, так как сырье играет важную роль в экономике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений.

Ассоциации создавались с целью противостояния мощным ТНК, которые проводили политику низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.

Подобную роль играют свободные экономические зоны, созданные в государствах, входящих в различныерегиональные экономические объединения. В конце 90-х годов в мире насчитывалось примерно 2000 СЭЗ. Их суммарный внешнеторговый оборот превышает 10% мировой торговли. В распространенном понимании под свободной экономической зоной разумеется беспошлинная торговая и складская зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения фискального режима рассматривается как находящаяся вне государственных границ. Наиболее характерная черта этих зон - практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала, и прежде всего, на перевод прибылей и капитала. Свободныеэкономические зоны в наибольшей степени отвечают потребностям ТНК, поскольку принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру и начальную подготовку рабочей силы.

Таким образом, мировые экономические взаимоотношения, проявляющиеся в международном переплетении предпринимательского капитала, разделении труда, интеграции, приводят к усилению взаимодействия хозяйств различных стран

Введение


Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире - достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Не случайна поэтому и принципиально иная роль в МЭО внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые приходится подавляющая часть международного кооперационного обмена, создающего устойчивые предпосылки неуклонного расширения международного рынка.

Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран. Тем самым подготавливаются благоприятствующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.

Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные преимущества.

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства.Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.


1. Главные интеграционные группировки мира


Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН, в Евразии-СНГ.

Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм .


2. Основные экономические группировки стран современного мира


Региональные экономические группировки:

ЕС - Европейское сообщество

НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле

АСЕАН - Ассоция государств Юго-Восточной Азии

Латиноамериканская ассоциация интеграции

Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)

Содружество Независимых государств

Отраслевые экономические группировки:

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)


.1 Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)


Объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия . В основе экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый «таможенный союз»). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии «Общего рынка» явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран .

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы «концентрических кругов» и Европы с «изменяемой геометрией», и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993 г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования .

Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.

Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.

Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979 г. Основными целями интегрированных программ являетсяскоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности .

Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

Взаимное кредитование национальных ЦБ

Основными кредитными инструментами ЕС являются:

1. Валютные интервенции.

Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).

Среднесрочное кредитование.

Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.


.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)


Действует с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность населения 373 млн. чел., в ЕС - около 345 млн . Суммарный объем ВВП НАФТА приблизительно 7 трон. USD. НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:

·поэтапное, в течение 15 лет, устранение таможенных пошлин и неторговых ограничений;

·либерализация инвестиционного режима;

·обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности;

·разработка совместной программы по борьбе с загрязнением окружающей среды.

Безусловная инициатива и лидерство в создании НАФТА принадлежит США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).

Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено следующими обстоятельствами:

а) Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими издержками на заработную плату (так в Мексике средняя зарплата в 1985 году составляла 14% от средней зарплаты в США).

б) Интеграция США и Канады осуществляется при отсутствии специальных институциональных структур. 20% ВНП Канады реализуется в США, т.е. 60-70% экспорта Канады. Канада - крупнейший торговый партнер США (около 25% экспорта США или около 1% ВНП). Для американских корпораций Канада - главный объект инвестирования, объем инвестиций составивший в 1992 году 56 млрд. USD в 1992 году .

Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. соглашения о создании зоны свободной торговли между США и Канадой - CAFTA, которое подразумевает полную ликвидацию барьеров при торговле США и Канады, разработку совместных механизмов, регулирующих совместную конкуренцию, создание наднациональных судебных и арбитражных органов, принятие значительных ослаблений ограничений на американские инвестиции в Канаде.

Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и харктеризовалось процессами приватизации, шоковой терапии, привлечения иностранных инвесторов, либерализации внешней торговли. 80% всех иностранных инвестиций в экономику Мексики составляли вложения из США.

Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками:

Асимметричный характер, проистекающий из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран.

Асимметрия уровней развития между высоко развитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой.

Асимметрия интенсивности двусторонних экономических отношений (США - Канада, США - Мексика), отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой. Так доля Мексики во ВТО Канады в 1993 году составила чуть более 1%.

Экономический эффект НАФТА основан на резком увеличение американского экспорта, а отсюда увеличение занятости (в 1994 году американский экспорт возрос на 17.5% лишь от создания НАФТА). Переносе трудоемких, наукоемких и грязных производств в Мексику позволит снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность товаров (GM, FORD, Crysler намерены повысить капиталовложения в Мексику, тем самым повысить прибыль более чем на 10%). Получение больших финансовых вливаний ожидается за счет либерализации миграции капитала (до 8% ВВП Мексики) .


.3 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)


Создана в 1967 году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году - Вьетнам .

АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года, с момента принятия Декларации согласия и программы действий и подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:

·Преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и продовольствие;

·Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран);

·Производственное сотрудничество;

·Экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов.

В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной торговли на 20 товаров. Через год количество товаров было доведено до 70 при размере преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны свободной торговли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана концепция создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики Сингапура). В первый «треугольник» вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух - административно-экономические районы). Он получил название «Южный треугольник». В 1992 году состоялся Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен только один проект - строительство завода по производству химического удобрения .

В рамках АВТА планируется осуществить отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей.

Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала) .


.4 Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)


крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год .

Цель ЛАИ - создание латиноамериканского общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).

Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:

·более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);

·средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);

·наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).

Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются преференции.

Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни экономического развития, возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб-квартира - в Монтевидео (Уругвай) .

группировка экономический интеграционный союз

2.5 Карибское содружество и общий рынок (КАРИКОМ)


Является наиболее устойчивой группировкой. Созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго, он включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории .

КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются:

Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты.

Восточно-карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного ЦБ.

В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал кризисные явления, связанные с нефтяным и общеэкономическим кризисами, увеличившими внешнюю задолженность. В настоящий момент происходят позитивные перемены.

В 1992 году участники содружества добились резкого падения таможенных пошлин (приблизительно на 70%). Особенно удачно идет интеграция в области регулирования сельскохозяйственного производства (документ «Время действовать»). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции к ослаблению государственного вмешательства. С 1995 года на территории содружества введено свободное перемещение граждан и отмена паспортного режима .


2.6 Содружество независимых государств (СНГ)


Создано 8 декабря 1991 года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года .

Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

На заседании в Бишкеке(1998) главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик.

Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного комплекса .

На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в основном, жителей пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан - припадает чуть более 36 миллионов человек.

Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи. Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объемов, угля 500 млн. тонн, или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11% мировых объемов электроэнергии, 15% - первичного алюминия, около 30% - никеля, свыше 10% - меди, более 11% - минеральных удобрений, выплавляют без малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира, что говорит о том что у Содружества есть научная база достаточная для развития в должной мере.

Таким образом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов .

Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, например, за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10%, в Азербайджане и Казахстане он поднялся на 10,5%, в Армении и Кыргызстане - на 4, в Беларуси и Украине - на 5%, в Таджикистане - на 8,3%, а в Грузии составил 99,8% от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7% (полюса - Казахстан - 15,3% и Молдова - 2,3%). В Украине этот показатель равен 11,9%, в Таджикистане - 10,4%, в России - 9,8%, в Беларуси - 8,6%, в Кыргызстане - 7,9%, в Азербайджане - 6,3%, в Грузии - 6,2%. Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателей во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общий объем взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39% превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41%, импорта - на 38%. Случился этот стремительный прирост во многом из-за непомерного роста цен производителей промышленной продукции. В Беларуси они поднялись почти втрое, в Узбекистане - на 57%, в Таджикистане и Казахстане - на 45-47%, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост выразился соответственно в 0,9% и 6%) цены увеличились на 30-39%.


.7 Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)


добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.

ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок-Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия - основали Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975 г.) .

Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они-развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году) .

ОПЕК декларируются следующие основные цели:

1.Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

2.Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

3.Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

4.Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

·устойчивых доходов стран-производителей нефти,

·эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей,

·справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,

·охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений,

·сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации. Экономическая комиссия - специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами.

Особое место в экспорте капитала из стран-членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающимся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капитала.

Страны-члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.


.8 Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРОАТОМ)


Это отраслевая интеграционная организация, входящая, наряду с Европейским сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом), в состав Европейского союза. Членами ЕОУС являются те же 15 стран, а руководящие органы объединения (с 1967 г.) те же, что и для Европейского сообщества и Евратома. Штаб-квартира ЕОУС находится в г. Брюсселе. Договор об учреждении ЕОУС был подписан в г. Париже 18 апреле 1951 г. сроком на 50 лет, вступил в силу 25 августа 1952 г. Официальной целью ЕОУС являлось создание общего рынка для продукции угольной и металлургической промышленности стран-членов; содействие рациональному размещению, расширению и модернизации прозводства в указанных отраслях; обеспечение свободного доступа к производственным ресурсам и нормальных условий конкуренции во внутрирегиональной торговле углем и сталью .

Таким образом, органы ЕОУС имеют полномочия по регулированию производства и сбыта угля и стали в странахчленах. Объединение контролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около половины добычи железной руды в Западной Европе. Формирование общего рынка угля и стали завершилось в 1957 г. Опыт ЕОУС был использован при создании Европейских сообществ.

В последующие годы деятельность ЕОУС была направлена в первую очередь на преодоление последствий хронического структурного кризиса в угледобывающей промышленности и черной металлургии (включая меры по сокращению производственных мощностей сталеплавильных предприятий стран-членов). Бюджет ЕОУС, являющийся частью единого бюджета трех сообществ, составил в 1996 г. 262 млн. ЭКЮ, в том числе 117 млн. было ассигновано на выплату пособий и переквалификацию рабочих, 85 млн. - на научные исследования в целях модернизации и повышения эффективности производства, 40 млн. ЭКЮ - на конверсию предприятий .

Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), одно из Европейских сообществ, создано 6 государствами-членами в 1958 с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц. Штаб - квартира в Брюсселе. В соответствии с Договором Европейское Сообщество по Атомной Энергии занимается научно-техническими исследованиями и распространением технических знаний в области атомной энергии; разрабатывает единые нормы безопасности для защиты здоровья населения; содействует инвестициям в атомную энергетику и осуществляет контроль за надлежащим использованием ядерных материалов. Для этих целей в рамках Европейское Сообщество по Атомной Энергии создан ряд специализированных органов: Агентство по снабжению (обладает исключительным правом заключать контракты на поставку расщепляющихся материалов как внутри, так и за пределами Сообщества), Консультативный комитет в области ядерных исследований, Научно-технический комитет, а также Объединенный исследовательский центр, в состав которого входят 9 институтов, изучающих вопросы безопасности эксплуатации реакторов, переработки ядерного топлива и захоронения радиоактивных отходов, взаимодействия ядерной энергетики с окружающей средой, биологической защиты и др. Европейское Сообщество по Атомной Энергии поддерживает тесные контакты с международными организациями, такими, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другими, а также имеет соглашения о сотрудничестве с США, Канадой и некоторыми другими странами. Финансирование деятельности Европейское Сообщество по Атомной Энергии осуществляется за счет средств общего бюджета ЕС, а также путем размещения займов на рынке капиталов .


Заключение


В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно дело - практика разделения труда и специализация внутри страны, регулируемые системой государственной внутренней экономической политики (налоги, таможенные пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И другое дело - относительно стихийное развитие международного разделения труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют сегодня законы не социальной целесообразности или технологической необходимости, но, прежде всего - законы силы (любой формы ее проявления), с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности в мировую систему. Более приоритетным для сильных стран являются политические (экономические) интересы с целью поддержания высокого уровня своей социально-экономической стабильности, конкурентоспособности и насыщенности рынка соответствующего региона мира.

Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых производств (например, космос, авиастроение, добыча и переработка полиметаллов и другого сырья глубоко под землей или на шельфах океана) связан с огромными расходами на научные исследования, опытно-конструкторские разработки и т.д. (например, строительство международной космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия), строительство транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) и др.). Все это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность и конструктивность международного сотрудничества

Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.

Такого времени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова они получили уникальную возможность обретения своего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь - это возвращение в прошлое, это путь в никуда.


Список литературы


1.Особенности экономической интеграции в странах Западного полушария. // Бики. 2001. №144 с 4 - 5.

2.Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»: Учебник, изд. «Юрист» 2001 г. Москва.

3.Влияние спада в экономике США на развивающиеся рынки Азии и Латинской Америки. // БИКИ. 2001. №44 с 1, 4.

4.Взаимодействие государств Латинской Америки с третьими странами и другими интеграционными группировками. // БИКИ. 2001. №147

5.«Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф. А.С. Булатова. изд. «Юрист» 2000 г. Москва.

6.Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: «Издательство ЮНИТИ», 1998.

7.«ОПЕК в современных международных экономических отношениях» Международные отношения. 1990 г.

.«Международные организации» Словарь-справочник. Международные отношения. 1999 г.

.«Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие для вузов Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер, изд. «Банки и Биржи», «ЮНИТИ» 1997 г. Москва.

10.Киреев А.П. «Международная экономика» изд. «Международные отношения» 1999 г. Москва.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.