Меню

Западноевропейская интеграция европейский союз как наиболее развитое интегрированное образование. Краткая история интеграции европейских сообществ

Гибдд

21.1.Основы развития интеграционных процессов в Европе

21.2.Европейский союз

21.3.ЕАСТ

21.4.ЦЕФТА

ЛИТЕРАТУРА: /2, С. 379-386/, /18, С. 60-73, 106-175/.

21.1.Основы развития интеграционных процессов в Европе

Интеграционные процессы в Европе достигли наивысшего уровня развития по сравнению с остальными регионами мира, поскольку именно здесь сформировано объединение, прошедшее все известные на сегодня стадии интеграции, - Европейский Союз.

Однако, Европейский Союз – не единственное интеграционное объединение Европы. Говоря об интеграционных процессах в этом регионе, нельзя не упомянуть о таких организациях как Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), Содружество независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), ГУАМ, Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

Среди основных причин, обусловивших европейскую интеграцию и способствующих ее развитию в настоящее время, выделяют следующие:

    военно-политические причины;

    пространственно-территориальные причины;

    экономические причины (ускоряющееся развитие промышленности и сферы услуг под влиянием НТР;

    углубление международного разделения труда, международной производственно-экономической специализации).

Все эти факторы «требуют» открытия экономических границ. И наиболее действенным средством такого «открытия» является экономическая интеграция.

В основе интеграционных процессов в Западной Европе лежал не только стихийный процесс усиления взаимозависимости национальных экономик и рынков, но и потребность в совместном регулировании экономических процессов. Цель такого регулирования – устранение национальных барьеров во взаимодействии национальных экономик, обеспечение благоприятствующих условий хозяйствующим субъектам, раскрепощение конкуренции, что предполагает формирование единого хозяйственного пространства, основанного на согласовании и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики, а также дальнейшее развитие процессов взаимодействия, определяемое совместно выработанными социально-экономическими приоритетами.

21.2.Европейский союз

Особенности образования и функционирования ЕС

Европейский Союз (ЕС) образовался как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1957 г. после слияния региональных организаций:

    Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.);

    Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС ;

    Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.)

Договор о его образовании подписали в Риме 6 стран: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В Римском договоре отмечалось, что в рамках ЕС создается Общий (единый) рынок, представляющий собой пространство «четырех свобод» – свобода движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.

С 1967 г. ЕЭС имеет общие руководящие органы и единый бюджет с двумя другими европейскими интеграционными объединениями - Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом).

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет в двух направлениях ~ вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. В настоящее время участниками ЕС являются 27 государств Западной Европы (по порядку вступления): с 1957 г. - Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. - Великобритания, Дания. Ирландия; с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Испания, Португалия; с 1995 г. - Финляндия, Австрия, Швеция.

Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации.

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий:

    отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

    введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

    свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

    проведение общей аграрной и транспортной политики;

    создание валютного союза;

    координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

    унификация налоговых законодательств;

    выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Этапы функционирования ЕЭС/ЕС

Цели и задачи ЕЭС/ЕС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

Первый этап в эволюции ЕЭС - это этап создания зоны свободной торговли (1958 - 1968 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) - создан единый аграрный рынок. С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. В 1965 г. три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

Второй этап - формирование таможенного союза (1968 - 1986 гг.). Происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984 - 1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы - «Эврика».

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. В 1975,1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66.

К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах (+2,25 - «валютная змея»), а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.

Третий этап - создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Paper» о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

    устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;

    устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

    введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

    открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Четвертый этап - создание экономического союза (с 1993 г. по настоящее время). Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 г. в голландском городе Маастрихте договора о ЕС (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Для этого запланировано пройти три этапа:

1-й этап - 1990-1993 гг. - валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения;

2-й этап - 1994-1998 гг. - создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики;

3-й этап - с 1999 г. - взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.

Институциональная структура ЕС

Институциональная структура Европейского Союза включает в себя пять основных институтов («органы власти» ЕС) – Европейский парламент, Совет министров Европейского Союза, Европейская комиссия, Суд Европейского сообщества и Европейская счетная палата.

Совет Европейского Союза или Совет министров ЕС (Council of the European Union) – основной орган принятия решений в ЕС. Он собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.). В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета, принято различать “общий Совет” и “специальный Совет”. Членами “общего Совета” являются министры иностранных дел, “специального Совета” - отраслевые министры.

Европейский Совет ( European Council ) – это высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей - министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделен политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции.

Европейская Комиссия (European Commission) – исполнительный орган Европейского Союза. До 2004 г. двадцать членов Комиссии (по два представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции) назначались на пять лет национальными правительствами, но были полностью независимы в выполнении своих обязанностей. После расширения ЕС в 2004-2007 гг. количество комиссаров увеличилось до 27 (включая председателя и пятерых вице-председателей).

Европейский парламент (European Parliament или официально European Parliamentary Assembly – Европейская Парламентская Ассамблея) – представительный институт Союза. Его члены (депутаты) избираются в государствах-членах прямым всеобщим голосованием. Срок полномочий Европарламента – 5 лет; досрочный роспуск или самороспуск невозможен.

Европейский суд (European Court of Justice – ECJ) или официально - Суд Европейских сообществ(Court of Justice of the European Communities) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов.

Помимо перечисленных существуют и другие властные структуры. Например, совместные финансовые институты:

Создание валютного союза в Европе принесло с собой новую валюту – евро, и новый центральный банк – Европейский центральный банк – ЕЦБ (European Central Bank – ECB). Основанный 1 июня 1998 г., Европейский центральный банк принял эстафету у Европейского денежно-кредитного института, который играл основную роль в подготовке к введению евро 1 января 1999 г. Европейский центральный банк находится во Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов Европейского Союза.

Банк полностью независим. Ни ЕЦБ, ни национальные центральные банки Евросистемы, ни члены руководящих органов банков не имеют права запрашивать или принимать указания или инструкции от какого бы то ни было другого института или учреждения ЕС. Европейские учреждения и правительства стран-членов Союза обязаны уважать принцип полной независимости банков и не должны стремиться повлиять каким-либо образом на ЕЦБ или национальные центральные банки.

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), который предоставляет финансы для стабилизационных фондов Стабекс (фонд стабилизации доходов от экспорта) и Сисмин (фонд стабилизации добывающей промышленности), оказывает чрезвычайную помощь в случае природных бедствий, финансирует помощь беженцам и структурные преобразования в странах, осуществляющих экономические реформы;

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), главной задачей которого является способствование выравниванию уровней экономического развития стран-членов ЕС путем финансирования проектов государственных структур в менее развитых странах союза, а также поддержка проектов общеевропейского масштаба в области транспорта, связи, охраны окружающей среды, энергетики;

Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА);

разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии.

Взаимодействие основных органов ЕС схематично представлено на рис. 20.1.

Рис. 20.1. Взаимодействие основных органов ЕС

Законодательство и бюджет ЕС

В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Правовые документы, принимаемые межгосударственными органами ЕС, подразделяются на две категории:

- первичное законодательство , включающее межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование Союза;

- вторичное законодательство , представленное:

    регламентами;

    директивами;

    законодательными актами, содержащими общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран-членов ЕС:

В финансовом аспекте ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и ежегодно утверждается последним.

Доходная часть бюджета состоит из:

1) собственных средств, которые складываются из

а) ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке;

б) таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС;

в) определенной части отчислений от НДС и прочих средств;

2) средств, отчисляемых государствами-участниками ЕС. Каждая страна-участница ЕС выделяет 1,2-1,3 % своего ВВП.

Общие политики ЕС

Одним из важнейших направлений политики ЕС является Единая аграрная политика. Единая аграрная политика ЕС была введена в действие в 1964 г. и по сей день остается важнейшей статьей бюджета Европейского союза (около 48% расходов в 1995 г.). Аграрная политика гарантирует производителям сельскохозяйственной продукции ее сбыт по заранее устанавливаемой цене интервенции. По некоторым товарам был введен режим прямых дотаций производству. К концу 80-х гг. политика цен охватывала более 90% сельскохозяйственного производства в ЕС. Для централизованного финансирования сельского хозяйства был создан Фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС.

Кроме того, Совет министров ЕС устанавливает лимитированные импортные цены, т.е. минимальные цены, по которым те или иные продукты могут быть импортированы в страны-члены Европейского союза. Эти цены, которые из-за ввозных пошлин во многих случаях выше мировых, предназначены для защиты сельского хозяйства ЕС от конкуренции со стороны более дешевых продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают из бюджета ЕС субсидии в случае неблагоприятных погодных условий (заморозки, засухи и т.п.), на строительство новых помещений, модернизацию производства, закупки новой техники и т.д. Субсидируется и экспорт сельскохозяйственных товаров - экспортеры получают возмещение, которое должно компенсировать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в ЕС.

Субсидии, система единых цен и защита рынка способствовали укрупнению хозяйств, решению продовольственной проблемы. Между 1973 и 1988 гг. сельскохозяйственное производство в ЕС возрастало в среднем на 2% в год, в то время как потребление продовольствия – только на 0,5%. Страны ЕС практически полностью обеспечили себя продовольствием и стали вторым в мире (после США) экспортером аграрной продукции.

В июне 1992 г. ЕС принял решение о радикальном пересмотре аграрной политики. Новая политика включает следующие меры:

    Для обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены для того, чтобы приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен составило 29 %, для говядины - 15%).

    Для того, чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур выплата компенсации находится, прежде всего, в зависимости от сокращения обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент контроля за уровнем и эффективностью производства.

    В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от поголовья скота в расчете на гектар.

Кроме того, новая аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения - сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию.

В рамках ЕС также проводится региональная политика , нацеленная на оказание помощи так называемым проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в которых уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии, остров Корсика, Северная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994 г. статус слаборазвитых официально получили новые земли ФРГ, возникшие на территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить старопромышленные регионы Великобритании, Франции, Германии, Испании и других стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных для них отраслей как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии, является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке этих государств. Региональная политика - вторая по значимости статья расходов ЕС (36% в 1999 г.). Основные ее направления - координация региональной политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка проблемных регионов из Европейского фонда регионального развития.

В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-технической области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной научно-технологической программы стран ЕС (1994-1998 гг.). Ее цель и цели двадцати входящих в нее специализированных программ - обеспечение конкурентоспособности Западной Европы в области информационных технологий и технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды.

ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской широкомасштабной кооперации в области новейшей технологии (осуществляется с 1985 г.). Члены ЭВРИКА – Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая все 15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей стоимостью 5,6 млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них – промышленные компании). 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления исследований и разработок – информационные технологии, связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника, транспорт.

Расширение ЕС

Расширение ЕС происходило поэтапно. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. -Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. - Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Словакия, Чехия, Эстония, а в 2007 – Болгария и Румыния. Таким образом, на сегодня в состав ЕС входит 27 стран-членов.

Таблица 20.1

Этапы расширения Европейского Союза

Присоединившиеся страны

Рост населения ЕС, %

Рост ВВП (по ППС), %

Соотношение ВВП на душу населения во вступивших странах и странах-участницах ЕС, %

Франция, ФРГ, Ита-лия, Бельгия, Нидер-ланды, Люксембург

Создание Европейского Экономического Сообщества, позднее трансформировавшегося в Европейский Союз

Великобритания, Да-ния, Ирландия

Испания, Португалия

Австрия, Финляндия, Швеция

Венгрия, Кипр, Лат-вия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Словакия, Чехия, Эс-тония

Болгария, Румыния

* - заполнить самостоятельно

21.3.ЕАСТ

Договор о создании Европейской ассоциации свободной торговли – ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) в составе 7 членов (Великобритания, Австрия, Швейцария, Норвегия, Дания, Португалия, Швеция) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г. Договор о ЕАСТ распространялся также и на Лихтенштейн, так как эта страна находилась в таможенной унии (союзе) со Швейцарией.

Основная цель объединения заключалась в установлении беспошлинного товарооборота между странами-участницами.

Страны-участницы не поступаются какими-либо элементами своего суверенитета и не создаются институты, обладающие законодательной властью. В рамках объединения:

    режим беспошлинной торговли распространяется только на промышленные товары и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию;

    страны-участницы сохраняют за собой внешнеторговую автономию и собственный таможенный режим в торговле с третьими странами;

    формируется Совет, в который входят представители всех стран-участниц, который не является наднациональным органом. Деятельность Совета ограничивается функциями межгосударственного института.

Однако недостаточная эффективность этого объединения как результат искусственного торможения интеграционных процессов (отказ от полной интеграции, наднациональных структур, сосредоточение всех усилий исключительно на торговых отношениях стран-участниц друг с другом и с третьими странами) привела к количественному изменению состава Ассоциации. Великобритания и Дания покинули ЕАСТ и вступили в ЕЭС в 1973 г.; Португалия – в 1986 г., Швеция и Австрия – в 1995 г. Но ЕАСТ также пополнялась и новыми членами. На сегодняшний день в ее состав входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария (рис.21.2).

Рис. 21.2. Формирование ЕАСТ

Из-за уменьшения численности населения в ЕАСТ (с 33 до 11 млн.чел.) и для укрепления своих позиций на мировом рынке Ассоциация взаимодействует с другими интеграционными объединениями, прежде всего – с ЕС. С 1973 г. вступили в силу соглашения о свободной торговле между Европейским Сообществом и некоторыми государствами-членами ЕАСТ, которое позже стало распространяться на всех участников Ассоциации. В результате этого соглашения ЕС отказался от применения единого таможенного тарифа в торговле со странами ЕАСТ. Таким образом, страны-участницы ЕАСТ вошли в единую с ЕС зону свободной торговли, но не принимали участия в его общих программах.

В 1984 г. ЕС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственного пространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, как экономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология, рыболовство, транспорт, черная металлургия.

Организационная структура ЕАСТ включает главные и вспомогательные органы. Главными органами являются Совет, Постоянные комитеты и Секретариат. Кроме главных органов в структуре ЕАСТ существуют также вспомогательные институты: Наблюдательное ведомство, Суд ЕАСТ и др.

В результате длившихся два года переговоров, в мае 1992 г. ЕАСТ и ЕС заключили соглашение о Едином экономическом пространстве – ЕЭП. В пределах этой территории должны соблюдаться все четыре известных свободы движения: людей, товаров, услуг, капитала, координация политики в таких областях, как исследования, образование, потребление, окружающая среда, социальная сфера, а также предусматривается механизм конкуренции и введение единой валюты. Соглашением также учреждена организационная структура ЕЭП, которая дополняет структуру органов ЕАСТ. В рамках ЕЭП проводят свою деятельность Совет ЕЭП, Совместный комитет ЕЭП, Совместный парламентский комитет ЕЭП, Совместный консультативный комитет ЕЭП, Наблюдательное ведомство ЕАСТ, Постоянный комитет государств ЕАСТ, Суд ЕАСТ.

Отличия ЕАСТ от ЕС :

    в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган - консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос;

    режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию;

    за каждой страной - членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами;

    в ЕАСТ не существует единого таможенного тарифа.

20.4.ЦЕФТА

21 декабря 1992 г. в Кракове министры экономики и про­мышленности четырех стран - Венгрии, Польши, Словакии и Чехии – подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА). 1 января 1996 г. в ЦЕФТА вступила Словения, 1 июля 1997 г. - Румыния, 18 июля 1998 г. - Болгария. Таким образом, в Центрально-Восточной Европе был создан рынок с населением почти 100 млн. человек.

Соглашение предусматривало поэтапное создание зоны свободной торговли промышленными товарами до 2001 г. путем по­степенного взаимного снижения таможенных пошлин на продукцию промышленности и сельского хозяйства с последующей их отменой, а также других нетарифных ограничений. В Соглашении указывалось, что страны будут расширять и углублять вза­имную торговлю, весь комплекс экономических отношений че­рез создание условий справедливой конкуренции.

За время действия Соглашения о свободной торговле стороны в умеренной степени пользовались дополнительными средствами за­щиты внутреннего рынка на основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика либерализации.

Соглашение создало благоприятные торгово-экономические условия для развития экспорта стран Центральной Европы, однако только либерализации внешнеэкономической сферы оказа­лось недостаточно для решения проблем развития экспорта, по­вышения конкурентоспособности промышленных товаров, из­менения структуры экономики.

19 декабря 2006 г. в Бухаресте при активном содействии Европейской комиссии, Пакта стабильности Юго-Восточной Европы, Всемирной торговой организации, Всемирного банка было подписано новое дополненное Соглашение о Центрально-Европейской зоне свободной торговли странами юго-восточной Европы – Болгарией, Румынией, Молдовой, Хорватией, Албанией, Сербией, Черногорией, Боснией и Герцеговиной (первые два государства позже вышли из него в связи с вступлением в ЕС в 2007 г.). Это обновленное соглашение вступило в силу 26 июля 2007 г. Кроме гармонизации торговых режимов между странами-участницами соглашение затрагивает и новые области торговой политики – такие, как государственные поставки и интеллектуальная собственность.

Европейский союз (European Union - EU) (ЕС; именуется так официально с 1 ноября 1993 г.) - крупнейшее интеграционное объединение 27 государств: Германии, Франции, Италии, Великобритании, Ирландии, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Португалии, Финляндии, Швеции, Греции, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Кипра, Мальты, Болгарии и Румынии. Объединяет страны с населением почти 500 млн. чел. Превосходит по совокупному валовому продукту и объему внешней торговли США и Японию.

ЕС представляет собой высшую ступень экономической и политической интеграции. История образования и развития ЕС начинается с апреля 1951 г., когда был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества (объединения) по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

ЕС строится на основе Европейских сообществ:

  • 1) Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, основано в 1951 г. на основе Парижского договора),
  • 2) Европейского экономического сообщества (ЕЭС, иногда называлось «Общим рынком», создано в 1957 г. в соответствии с Римским договором)
  • 3) Европейского сообщества (объединения) по атомной энергии (ЕВРАТОМ, основано в 1957 г. в соответствии с Римским договором).

С 1967 г. эти три объединения были подведены под юрисдикцию одной комиссии и все вместе стали именоваться Европейским сообществом (ЕС).

Главные цели и порядок создания ЕС определены Единым европейским актом (1987 г.) и Маастрихтским договором (1992 г.).

В рамках ЕС функционируют таможенный союз и единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов. Осуществляется совместная политика сближения экономик и формирования экономического и валютного союза, включая введение единой валюты евро (в безналичной форме с 1.01.1999 г., в наличной - с 1.01.2002 г.).

Учреждено гражданство ЕС, определены права граждан Союза. Гражданство ЕС дополняет и не отменяет национальное гражданство (Амстердамский договор 1997 г.). Ниццкий договор (2000 г.) конкретизирует основы правового статуса граждан ЕС. Они включают не только гражданство как устойчивую правовую связь, но и как принципы правового статуса, основные права человека и гражданина и их гарантии. Ниццкий договор одобрил Хартию ЕС об основных правах и свободах.

С марта 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение, упраздняющее пограничный контроль на общих границах.В соответствии с Маастрихтским договором ЕС и его государства-члены начали формировать и проводить общую внешнюю политику и общую политику в области безопасности.

Целью ЕС в области экономического сотрудничества является содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу, в особенности путем создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, создания экономического и валютного союза и введения единой валюты.

Основой политики ЕС является 5 принципов:

  • · свободный торговый обмен (свободная торговля);
  • · свободное передвижение граждан стран-членов;
  • · свобода выбора места жительства;
  • · свобода предоставления услуг;
  • · свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Система общих органов и институтов ЕС включает в себя:

Европейский совет - проводится на уровне глав государств и правительств, как минимум, каждые полгода. Он определяет основные стратегические направления деятельности ЕС. Его решения носят характер политических импульсов для деятельности органов ЕС.

Совет министров ЕС - законодательный орган; принимает обязывающие решения по практическим аспектам деятельности ЕС. Заседает ежемесячно на уровне министров. Обеспечивает представительство и защиту интересов государств-членов в процессе согласования и реализации решений. Обладает реальной властью - принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства ЕС.

Европейская комиссия (до 1993 г. Комиссия Европейских сообществ) - наднациональный исполнительный орган, своего рода правительство. Занимается повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями общих правил поведения и стандартов, узаконенных учредительными договорами и актами ЕС. Готовит проекты нормативных документов и специальных решений для утверждения Советом Европейского Союза (только она имеет право представлять на утверждение Совета министров проекты законов). По широкому спектру вопросов, в т.ч. касающихся и международных связей ЕС, уполномочена принимать самостоятельные решения. Она разрабатывает и проводит в жизнь политику ЕС.

Европейский суд - высший судебный орган. Обеспечивает единообразное толкование законодательства в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами ЕС (заседает в Люксембурге). Призван обеспечивать, чтобы при интерпретации и применении Договора соблюдался закон. Он выступает в качестве высшего апелляционного суда ЕС.

Европейский парламент - контрольный (представительный) орган. Осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет. Имеет консультативные функции, определенные полномочия в бюджетной сфере. С 1979 г. избирается прямым всеобщим голосованием во всех государствах-членах ЕС на 5-летний срок и состоит из 626 депутатов, число которых от каждой страны зависит от численности ее населения. В отличие от национальных парламентов непосредственно не занимается законотворчеством. ЕП является важным участником процесса подготовки и принятия актов ЕС, подключается к формированию его внешней политики. Имеет прерогативы в области утверждения бюджета ЕС, участвует в механизме межинституциональных согласований. Парламент дает консультации по правовому обеспечению деятельности ЕС.

Европарламент ежемесячно собирается в Страсбурге (Франция) на регулярные сессии. Чрезвычайные заседания проводятся в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты ЕП. Секретариат расположен в Люксембурге.

В процессе принятия решений в ЕС участвуют и взаимодействуют: Европейская комиссия (готовит предложения), Европейский парламент (высказывает мнения о предложениях), Совет министров (принимает окончательные решения), Европейская комиссия (отвечает за осуществление принятых решений). Европейский парламент совместно с Советом министров и Европейская комиссия принимают постановления, директивы и решения, а также дают рекомендации и делают заключения.

Другими органами в структуре ЕС являются Счетная палата, Экономический и социальный комитет.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом.

Европейский Союз — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания.

Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне.

Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.

Цели создания Европейского Союза:
  • устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;
  • создание валютного союза;
  • унификация ;
  • сближение законодательства.

На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря ему удалось поднять уровень жизни, построить единый европейский рынок, выпустить в обращение единую европейскую валюту — евро — и усилить позиции Европы в мире.

Европейский союз — этапы интеграции

Отраслевой союз 1951-1957

За время своего существования европейская интеграция претерпела ряд качественных метаморфоз. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (ЕОУС) — Парижский договор , когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран . В Объединение ЕЭС-6 вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации.

Зона свободной торговли 1958-1968

В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г. , когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — и более высокий , опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1958 г. председателем Ассамблеи был избран Р. Шуман — активный организатор европейского единства.

Таможенный союз 1968-1986

В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз , который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний и внешний.

Внутренний аспект — формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство.

Внешний аспект — осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины единого таможенного тарифа устанавливаются, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии — стран с высокими таможенными обложениями — и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%.

Общий рынок 1986-1992

С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства.

Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу.

В 1969-1972 гг. в соответствии с планом П. Вернера шесть стран европейского союза попытались создать механизм совместного плавания своих валют, названный «валютной змеей».

По инициативе Гельмута Шмидта и Валери Жискар д’Эстена с 1979 г. начинает действовать Европейская валютная система (ЕВС), основанная на новой коллективной расчетной единице ЭКЮ, которая представляла «корзину» валют всех стран-участниц.

Экономический и валютный союз 1993 — настоящее время

Маастрихтский договор (1993 г.) или Договор о Европейском союзе придает Европейскому экономическому союзу и Европейской валютной системе новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза (ЭВС). В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции (тема 9). Осуществляется постепенная замена национальных денег на единую европейскую валюту — евро (EUR). Создан Европейский ЦБ, проводящий единую для стран-участниц денежно-кредитную политику. Из 15 стран ЕС в состав ЕВС не вошли: Греция — по причине несоответствия критериям (позднее была включена), Великобритания, Дания и Швеция — по результатам национальных референдумов.

Валютный союз является логическим завершением строительства единого внутреннего рынка и, по замыслу лидеров ЕС, может стать хорошей предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

Сложившаяся наднациональная структура управления европейского союза включает в себя:
  • Европейский совет (директивный орган)
  • Европейский парламент (представительный и консультативный орган)
  • Совет министров ЕС (законодательный орган)
  • Европейскую комиссию (исполнительный орган)
  • Европейский суд (судебный орган), Палату аудиторов Европейского союза (контролирующий орган)
  • Европейский центральный банк
  • целый ряд фондов и другие институциональные структуры.

До сих пор наряду с углублением европейской интеграции с успехом идет процесс ее расширения. Отраслевой союз и зона свободной торговли существовали в рамках шести европейских государств. Таможенный союз включал в себя девять стран (ЕС-6) плюс Дания, Великобритания, Ирландия. В формировании Общего рынка приняли участие уже двенадцать стран (ЕС-9) плюс Греция, Испания, Португалия. С 1995 г. участниками Евросоюза являются пятнадцать стран (ЕС-12) плюс Австрия, Финляндия и Швеция. Дальнейшее расширение Союза проходит, главным образом, за счет стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — бывших членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), ориентированных на СССР, и стран Балтии.

К 2007 г. в состав Европейского Союза входит 27 стран:

  1. Бельгия
  2. Германия
  3. Италия
  4. Люксембург
  5. Нидерланды
  6. Франция
  7. Великобритания
  8. Дания
  9. Ирландия
  10. Греция
  11. Португалия
  12. Испания
  13. Австрия
  14. Финляндия
  15. Швеция
  16. Венгрия
  17. Латвия
  18. Литва
  19. Мальта
  20. Польша
  21. Словакия
  22. Словения
  23. Чехия
  24. Эстония
  25. Болгария
  26. Румыния
Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:
  • масштабность расширения;
  • низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  • усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  • приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы.

Центральный вопрос расширения — резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счет прироста ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре 2007 г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолен: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран — участниц. Союз сделал еще один шаг к созданию Соединенных Штатов Европы.

С позиции развития российской экономики продвижение Европейского союза на восток имеет свои плюсы и минусы. Россия выиграет на упорядочении разных условий торговли в странах-кандидатах, снижении таможенных пошлин и цен за транзит. Безусловным минусом является сокращение нашего товарооборота с бывшими странами СЭВ. В общем плане проигрышем является «дистанцирование» стран ЦВЕ от России.

Расширение и углубление европейской интеграции

Даты Этапы
углубления
Даты Этапы расширения

Отраслевой союз (Парижский договор о создании ЕОУС)

Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия (ЕЭС-6)

Зона свободной торговли

Римские договора о создании ЕЭС и образовании Евратома

Страны ЕЭС-6

Таможенный союз ЕЭС

“Валютная змея”

Европейская валютная система (учреждение экю)

Единый Европейский акт

ЕЭС-6 плюс Великобритания*, Ирландия, Дания*

плюс Греция (ЕЭС-10)

плюс Испания, Португалия (ЕЭС-12)

1986-1992 гг. Общий рынок (завершающая стадия)

1993 — по настоящее время.

Экономический и Валютный союз

Вступает в силу Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС) и Европейского валютного союза (ЕВС)

Амстердамский договор о ЕС

Введение наличного евро

Введение наличного евро. Отмена национальных валют ряда стран ЕС.

Рассмотрение договора о Конституции ЕС

1995 г. Плюс Австрия, Финляндия, Швеция* (ЕС-15)
2004 г. Плюс 10 стран (Не входят в состав ЕВС): Венгрия, Кипр (греч.), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения (С 1 января 2007 г. словенские толары заменены на евро), Чехия и Эстония (ЕС-25)
2007 г. Болгария, Румыния

Тонко Анжела Васильевна

аспирант кафедры социальной и политической философии Московского гуманитарного университета,

менеджер по работе с клиентами ЗАО «ББДО».

Интеграционные процессы в конце XX века обрели стремительный темп. Основные тенденции их развития определили нарастающая интернационализация производства и рынка, небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, а также неоднозначные реалии социально-культурного развития. Наиболее динамично и эффективно процессы интеграции развивалась в Европе. Интеграционная модель Европейского Союза оказалась наиболее успешной среди существующих в мире интеграционных образований. Бывший Председатель Европейской комиссии Жак Делор, относящийся к числу еврооптимистов, выдвинул в свое время знаменитую формулу развития европейских процессов – «ускорение истории». Согласно ей, члены Европейского Союза «не могут контролировать историю, но они теперь вновь в состоянии влиять на нее» .

Построение общей системной модели Европейского Союза наиболее эффективно с точки зрения системного подхода. Данная методология позволяет определить степень организации и механизмы функционирования сложных объектов. «Опыт современного познания показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система» . Эффективность данного научного метода связана «с относительно законченным процессом его формирования» . Э.С. Маркарян назвал системный подход «одной из фундаментальных стратегий научного исследования, исторически вызванной необходимостью изучения сложноорганизованных систем адекватными познавательным средствами» .

В основе Европейского Союза лежит добровольный отказ стран-членов от компетенции в определенных областях. Необходимость такой системы объективно вытекает из целей и задач сообщества. Достаточно четко основные прагматические цели европейского объединения определила Т. М. Фадеева . Автор выделяет четыре, на наш взгляд наиболее важные. Во-первых, – гарантия мира в Европе. Во-вторых, этапы создания европейского сообщества с самого начала предусматривали включение в них Германии. Интеграция Германии в Европейские сообщество особенно благоприятствовала ее возрождению как демократического сообщества, способного к политическому действию. В-третьих, провозглашению ЕС способствовало также прагматическое стремление к созданию Европы, способной на совместные действия на международной арене после бесповоротной утраты ее народами позиции мировых держав. В-четвертых, Европейское Сообщество представляет собой рынок континентального масштаба, который принес европейцам неоспоримые выгоды.

В логическом аппарате системного подхода роль существенного звена выполняет понятие «структура». Оно соотносится, прежде всего, с понятиями «элемент» и «связи», иногда просто понимается как связь между элементами. В качестве основных элементов общей системы Европейского Союза могут выступать интеграционные стратегии, направленные на развитие сотрудничества государст-членов в экономической, политической, военной и гуманитарных сферах.

Интеграционные стратегии ЕС находятся в постоянном развитии Во-первых, необходимо отметить неуклонное расширение сферы компетенции Европейского Союза. Договор о ЕЭС наделил Сообщество полномочиями преимущественно в сфере экономической политики, необходимыми для создания таможенного союза. Единый Европейский Акт распространил компетенцию Сообщества на вопросы социальной политики, энергетики, охраны окружающей среды, научного и технического развития. С принятием Маастрихтского договора интеграционные процессы распространились на такие чувствительные сферы как внутренняя и внешняя политика. Это является свидетельством того, что невозможно интегрировать одну сферу, оставив смежную в компетенции государств. Ю.А.Борко, проанализировав взаимосвязи между экономической интеграцией и социальным развитием, сделал вывод о том, что «в какой бы области экономической политики не начинался процесс гармонизации, это затрагивает те или иные социальные вопросы, также требующие регулирования в масштабах ЕС» . В неофункционалистской теории интеграции процесс распространения интеграции от исходной точки по смежным сферам и отраслям получил название «спилловер».

Во-вторых, наряду с расширяющейся компетенцией идет также и процесс углубления интеграционного процесса. Классическим примером этого являются пройденные Европейским Союзом четыре стадии экономической интеграции: зона свободной торговли – таможенный союз – единый внутренний рынок – валютный союз.

Широкая компетенция Европейского Союза базируется на его самостоятельности в проведении бюджетной политики и на большом объеме находящихся в его распоряжении средств. Первоначально бюджет ЕС целиком состоял из взносов государств-членов, а распределение ресурсов находилось в исключительной компетенции Совета. Первая попытка обеспечить финансовую самостоятельность Европейского Союза произошла еще в 1965 г., но окончилась неудачей. Однако дальнейшее развитие интеграции привело к реформированию финансовой системы ЕС. В 1970 г. была принята резолюция о собственных ресурсах, а соглашение 1975 г. дало Европарламенту ряд полномочий в бюджетной сфере, и последующие решения следовали именно в этом русле.

В настоящее время финансовая независимость Евросоюза базируется на двух принципиальных положениях. Прежде всего, после финансовой реформы 2001-2003 гг. весь бюджет финансируется из собственных доходов. Это фиксированные отчисления, исчисляемые в зависимости от ВВП государств членов (67%), фиксированные отчисления от НДС (16%), налоги и таможенные пошлины (16%) и ряд других сборов . Помимо реальной самостоятельности Евросоюза в вопросах бюджетной политики необходимо отметить и значительный объем самого бюджета. Если в 1960-е гг. он не превышал 100-300 млн. Евро, то затем стал постепенно, но неуклонно расти и в 2008 г. составил порядка 139 млрд. евро .

Среди указанных выше составляющих деятельности ЕС можно выделить элемент, определяющий и формирующий основу существования системы и ее дальнейшего развития. Маастрихтский договор признал за Европейским Союзом статус в основном экономического сообщества. Экономическое сотрудничество было целью евросообществ с момента их образования. За 50 лет реализованы грандиозные планы, которые позволяют заявить, что «Европейский Союз больше не является абстрактным понятием» . Это и отмена таможенных барьеров, и создание общего, а позднее единого рынка, и валютно-экономический союз и сами механизмы экономического сотрудничества на уровне государств и предприятий.

Именно в экономической сфере государствам удался их главный прорыв, а результаты их совместных усилий здесь проявляются наиболее отчетливо. Таким образом, сотрудничество именно в экономической сфере на протяжении больше части истории ЕС являлось системообразующим элементом, который обеспечивает развитие лояльности для формирования солидарности во все новых областях совместной деятельности. Именно в экономической сфере доля полномочий, передаваемых странами-участницами Европейскому Союзу наиболее высока.

По сравнению с успехами Экономического и валютного союза, содержание и формы политической интеграции явно отстают в своем развитии. Полномочия интеграционных институтов носят ярко выраженный экономический характер и ограничены в политической сфере. Однако в перспективе объединение государств именно в политической сфере должно составить основу европейского единства. Региональная экономическая интеграция не может эффективно развиваться без соответствующей политической системы регулирования. Л.И.Глухарев отмечает, что «крупномасштабные акции на постоянно расширяющемся пространстве Европейского сообщества нельзя реализовать без политических механизмов и согласованной политической стратегии» .

Разорванный во времени и пространстве, процесс политической интеграции идет неравномерно, скачкообразно, отстает от интеграции экономической. Он идет от секторальной интеграции (ЕОУС) и формирования «однородного хозяйственного пространства» (ЕЭС) к сообществу как экономически структурированной системе и в перспективе к политическому союзу. Активные импульсы связаны с поворотными моментами европейской истории, например «Великой рецессией» 70-х годов ХХ века, с крушением биполярной системы, развалом социалистического лагеря. Расширение Евросоюза на Восток есть не только передел хозяйственного пространства бывшего социалистического лагеря, но и формирование будущего политического пространства на основе собственных цивилизационных ценностей. Выход на приоритетные позиции политического компонента развития Евросоюза диктуется и внутренними проблемами. Таким образом, дальнейшее развитие Европейского Союза напрямую зависит от того насколько успешно будет проходить процесс углубления политической интеграции.

Но проект политического объединения Европы наталкивается на существование наций, как средоточия политической власти, несмотря на существование наднациональных институтов. Основными акторами, влияющими на развитие интеграционного процесса, по-прежнему остаются национальные правительства. Ключевую роль продолжает играть франко-германская ось, выступающая мотором интеграции, - именно от нее исходит большинство наиболее важных инициатив и именно поддержка этих стран является необходимым условием эффективного функционирования ЕС в отдельных сферах политики. Ряд авторов, в том числе и Н.А.Кавешников также отмечает становление внутри ЕС других стабильных группировок: это, помимо давно оформившейся группы стран Бенилюкс, страны Балтии, северные страны (Дания, Швеция, Финляндия) и Вышеградская четверка В их рамках нормальной практикой стали периодические консультации, принятие совместных меморандумов и планов действий, формулирование общих позиций, которые позднее отстаиваются на заседаниях Европейского совета и Совета министров.

Государства-члены, по-прежнему, сохраняют свою монополию на принятие стратегических решений и изменение Договоров. Однако при принятии решений средней важности наднациональные институты Европейского Союза уже не действуют под полным контролем государств. С Маастрихтского договора началась череда значимых институциональных преобразований, которые качественным образом интенсифицировали интеграционные процессы. Таким образом, институты Европейского Союза являются неотъемлемой частью системы многоуровнего управления и могут также выступать мотором интеграционного процесса, используя для этого предусмотренные процедуры принятия решений и находящуюся в их распоряжении информацию.

Системный подход при анализе европейского объединения требует более детального рассмотрения национальных и наднациональных составляющих системы ЕС, которые определяют порядок внутренних связей и зависимостей между элементами общей системы Европейского Союза.

Наднациональность присуща политической системе ЕС. Определение наднациональности достаточно точно дал в своей книге Л. Крам, Д. Динан и Н.Нугент: «наднациональность предполагает существование политической власти над или помимо уровня национального государства, наличие некоторой степени ее автономии от национальных правительств. Таким образом, страны-члены Европейского Союза, создавая наднациональный орган, делегировали ему полномочия в решении ряда задач. Это неизбежно создает некоторые ограничения суверенитета или власти стран-членов, поскольку ими более не осуществляется полный контроль над результатами деятельности наднациональных институтов» .

Принципы наднациональности стали складываться с начала 60-х годов. С 1962 года важнейшей частью мероприятий в рамках ЕЭС стала единая сельскохозяйственная политика. Начиная с 1964 года решения, принимаемые Судом ЕС, стали обязательными для стран-участниц . С 1 июля 1968 года стало действовать соглашение о Таможенном союзе в ЕЭС, которое позволило перейти к единому регулированию.

Путем принятия Единого Европейского Акта члены Сообщества дали согласие на компромиссную формулу сотрудничества: в экономической сфере – преимущественно наднационального, а в политической – последовательно межправительственного . Однако наднациональность в сфере внешней политики и безопасности, как известно, гораздо серьезнее, чем при экономическом объединении затрагивает области национального суверенитета страны. После Маастрихтского договора вопросы соотношения национального и наднационального компонентов в европейском объединении заняли важное место в сознании ее граждан. Ныне проблема соотношения национальной и европейской идентичности становится актуальной и весьма болезненной.

Политолог Стефано Фелла отмечает, что «путь, пройденный в направлении углубления интеграции, не уменьшил ни способности государств-членов сохранять контроль над этим процессом, ни их желания защитить свои полномочияю» . Сохраняющееся стремление защитить национальный суверенитет определяет их позиции по отношению к любым вызовам и угрозам таким традиционным бастионам национального государства, как политика в социальной сфере, сфере безопасности и в международных отношениях.

Таким образом, Европейский Союз представляет собой уникальную многоуровневую систему, общая структура которого выстраивается в соответствии с реализуемыми интеграционными стратегиями ЕС. Интеграционные стратегии находятся в непрерывном развитии и обеспечивают динамику системы. Они базируются на принципе фазности и постепенном распространении компетенций на все новые формы сотрудничества. Кроме того, постепенно идет смещение от экономической к политической интеграционной основе. В данном контексте гуманитарное направление представляет собой не только отдельное направление интеграционных стратегий, но также выступает и как необходима предпосылка для развития полноценного интеграционного объединения.

Структурным основанием европейской интеграционной системы является принцип сочетания межправительственного подхода с формированием наднациональных органов управления. Так первая опора ЕС базируется на принципах наднациональности и передачи части национального суверенитета государств-членов институтам ЕС. В рамках второй и третьей опор государства сохраняют свои исключительные полномочия. Это иллюстрирует явную двойственность, когда решение вопросов по трем основным направлениям вырабатываются сепаратно, в соответствии с особыми и при том качественно разнородными процедурами. Представляется, что в таком виде Европейский Союз не может достаточно эффективно функционировать с точки зрения общей системы.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Системность, познание и управление. М., 1981.

2. Борко Ю.А. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты.// Мировая экономика и международные отношения. №9, 2000.

3. Европа перемен/ Под редакцией Л.И. Глухарева. М.2006.

4. Журкин В.В., Максимычев И.Ф., Машлыкин В.Г., Шишков Ю,В. Европа в многополярном мире. Ин-т Европы. М. 2000.

5. Кавешников Н.А. Институциональное развитие Европейского Союза // Общество, политика, наука: новые перспективы. М. 2000.

6. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности//Вопросы философии. 1972. №10.

7. Сагатовский Н.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1979.

8. Фадеева Т.М. Модель Европейского Союза и проблемы современного федерализма. М. 2005.

9. Wright R., Open and Frank Dialogue. On the Russia ’s role and place in the new structure of European Commission in Russia/Europe №2. 2002.

10. Cram L., Dinan D., Nugent N. Reconciling Theory and Practice/ Developments in the European Union. L. 1999.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Идея единой Европы занимала мысли европейских политиков уже долгое время и только во второй половине ХХ в.она нашла свое практическое воплощение. Интеграция не может быть порождением одной политической воли, для ее развития необходимы определенные предпосылки.

Европейская интеграция является наглядным примером вертикальной интеграции, которая имеет несколько аспектов: экономический,политический, военный. Она активно развивается с начала 50-х годов. Ее начало положила реализация плана Маршалла. В апреле 1948 г. Создано Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЕС), которая в сентябре1950 была дополнена Европейским платежным союзом (ЕПС), который в1961 заменила Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР).

Переход от простого международного европейского сотрудничества к настоящему наднациональному сообщество начался 9 мая 1950, когда Роберт Шуман выступил с инициативой, обнародовав план разработан Жаном Монне по созданию отраслевого объединения шести стран (Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Новизной этого объединения было создание европейского органа управления независимого от правительств стран.

Следующим шагом стало создание 25Март 1957 Европейского Экономического Сообщества ("Совместный рынок ") и Европейского сообщества по атомной энергетике (ЕСАЕ), или"Евроатом".

Римский договор 1957 г.

Преисполненные решимости заложить основы более тесного союза между европейскими государствами;

Преисполненные решимости обеспечить совместными действиями экономический и социальный прогресс своих стран путем устранения барьеров, разделяющих Европу;

Ставя основной целью своих усилий постоянное улучшение условий жизни и труда своих народов.

Признавая,что устранение существующих препятствий, требует необходимость согласованных усилий с целью гарантировать стабильность экономического роста, равноправное торговлю и честную конкуренцию;

Обеспокоенные укреплением союза экономик и обеспечением их гармоничного развития при сокращении разрыва между различными регионами и отставанием стран, находящихся в худшем положении;

Желая содействовать с помощью общей торговли политике постепенного снятия ограничений на международной торговле;

Желая подтвердить солидарность, которая объединяет Европу и страны других континентов, и, желая обеспечить развитие их процветание в соответствии с Уставом ООН;

Преисполненные решимости укрепить путем реализации указанного комплекса, мир и свободу и,призывая другие народы Европы, которые разделяют эти идеалы, присоединиться к этим усилий;

Решили создать Европейское экономическое сообщество.

Цель ЕЭС- Способствовать развитию национальных экономик и защищать Европу от засилья американского капитала. Условиями вступления в ЕЭС является ликвидация убыточных предприятий и государственных дотаций. Страны-участницы совместно разрабатывают экономическую политику, межгосударственные проекты, таможенные тарифы, регулирующие финансовую систему,налаживают систему международной специализации с целью обеспечения рентабельности производства, создают единый рынок труда.

Во второй половине 60-х годов происходит объединение структур ЕОУС, ЕЭС, Евроатома с целью создания единых органов (Совета, Комиссий, Суда и др.). В 1968 г. формируется единый таможенный союз.

Дальнейшее развитие ЕЭС идет путем углубления экономической и политической интеграции(Маастрихтские соглашения о создании Европейского Сообщества, 1992 г.).

Процесс становления ЕЭС был длительными сопровождался кризисными явлениями, вызванными структурными изменениями в экономиках стран, процессом наработки системы интеграции.

Было немало и противников ЕЭС. Так,в 1960 г. в противовес "Общему рынку" Великобритания образовала Европейскую ассоциацию свободной торговли, в которую вошли Великобритания, Швеция,Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия.

В 60-е годы между ЕЭС и ЕАСТ разгорелась острая конкурентная борьба. В этой борьбе ЕЭС получило убедительную победу: за десять лет (1960-1970) судьба ЕЭС в мировом производстве выросла с 26% до 32%, в то время, как судьба ЕАСТ уменьшилась с 16,5% до15%. В результате этого ЕАСТ распалась, а ее члены один за другим стали переходить в ЕЭС, и первой из них была сама Великобритания.

В 70-е годы в ЕЭС вступили Великобритания, Дания, Ирландия. В 80-е - Греция, Испания, Португалия.

Переход от конфронтации к сотрудничеству государств мира, завершение "холодной войны" (вторая половина80-х - 90-е годы), дал новый импульс интеграционным процессам в Европе.Они развивались в двух направлениях: углубление интеграционных процессов и расширения ЕС (привлечение новых членов за счет стран Центральной, Северной,Восточной Европы.

В 1987 г. члены ЕЭС ввели в действие"Единый европейский акт", по которому ликвидировали существующие препятствия в экономическом сотрудничестве, создали единую налоговую систему, отменили различия в своих законодательствах. Кроме того, страны ЕЭС в мае 1992 г.заключили соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Здесь свободно передвигаются капиталы, товары, услуги и рабочая сила. 6 февраля 1992 в г. Маастрихте(Нидерланды) страны-члены ЕЭС подписали соглашения, по которым с 1 января 1993началось функционирование единого рынка. Тогда же вступил в силу договор о Европейский Союз (ЕС), на основе которого в 1999 г. завершилось создание единого валютного пространства - вместо национальных валют введена единая"Европейскую валютную единицу" - "евро". Сообщество планирует разработать общую оборонную политику и ввести единое европейское гражданство. Следовательно, должно образоваться Европейский дом, которым будут руководить Европейский совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент, Евросуд.

Успехи европейской интеграции сделали ЕС привлекательным для других европейских государств. 1Январь 1995 членами ЕС стали Швеция, Финляндия, Австрия. Однако референдумы в Норвегии и Швейцарии дали преимущество силам, которые выступали против вступления в ЕС.

На саммите ЕС вАфинах в апреле 2003 г. было принято решение о принятии в Союз еще 10новых членов, среди которых были и бывшие три советские республики.

В 2003 г. ЕС принял концепцию отношений со странами-соседями. Также началось рассмотрение Конституции ЕС. Однако все попытки ее принять так и имели успеха.

Институты ЕС

Европейский совет.

Функционирует с 1974 г., в1986 статус официально закреплен Единым европейским актом. В совет входят главы государств и главы правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. Европейский совет «дает Союза необходимый импульс для развития и определяет общие политические ориентиры ». Заседает два раза в год. На заседаниях обсуждается общая ситуация и основные проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритеты деятельности, принимаются программы и решения стратегического значения. Происходят и внеплановые заседания, на которых обсуждается один вопрос, требующий немедленного политического решения. ЕР по итогам дискуссий принимает политический документ, который трансформируется в правовые акты и решения соответствующих органов ЕС.

Совет Европейского Союза (Совет министров)

Высший законодательный орган ЕС. Имеет право на принятия решений, обеспечивает общую координацию общей экономической политики; осуществляет руководство бюджетом (совместно с Европарламентом); заключает международные соглашения.

Совет ЕС состоит из представителей государств - министров государств ЕС. Фактически существует около 30 Советов, занимающихся конкретным направлениям деятельности ЕС и объединяют соответствующих национальных министров. Председатель Совета избирается поочередно на шесть месяцев. европейский сотрудничество союз

Европейская комиссия

Исполнительный орган ЕС. Пользуется правом законодательной инициативы, то есть разрабатывает законодательные акты и направляет их на рассмотрение в Раду, контролирует законодательный процесс; следит за применением принятых законодательных актов, в случае нарушения применяет санкции, направляя дело в Суд. Кроме того, Комиссия имеет полномочия принимать решения в таких сферах как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого рынка, защита окружающей среды; управляет бюджетом и фондами ЕС, несет ответственность за бюджетные расходы.

Комиссия состоит из представителей государств ЕС (максимально 27), которые назначаются сроком на 5 лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждает Европарламент.

Комиссия состоит из генерального секретаря и более 20 генеральных директоров, которые отвечают за отдельные направления деятельности ЕС. Общий штат служащих Комиссии - свыше 15 тыс. чел.

Европейский парламент

Берет свое начало в 1974 г.,когда президент Франции В. Жискар д"Эстен выдвинул идею создания Европарламент - политического органа, призванного выполнять совещательную функцию при выработке общих принципов социальной политики (главное -права человека). Сначала в Европарламент национальные парламенты делегировали своих представителей, в дальнейшем стали проводиться общие прямые выборы на партийной основе (с 1979 г.). После подписания Маастрихтских договоренностей Европарламент стал важным институтом ЕС.

Европарламент выполняет функции: проводит консультации и осуществляет контроль за деятельностью других институтов ЕС; одобряет или вносит поправки в законодательные акты, бюджет ЕС, утверждает бюджет ЕС и заключает межгосударственные соглашения. Численность Парламента не должна превышать732 чел. Число депутатов зависит от численности населения страны. Срок полномочий депутатов 5 лет. Депутаты распределены по 20 комиссиям, ведающие важными направлениями деятельности ЕС.

Суд европейских сообществ

Суд обеспечивает единственное применение и толкование прав ЕС на всей его территории. Суд рассматривает все вопросы, возникающие при исполнении правовых норм Союза. Решение суда не обжалуются. Компетенция Суда не распространяется на общую внешнюю политику стран ЕС, политику безопасности и сотрудничество государств-членов в области правосудия и внутренних дел. Суд состоит из 15 судей (будет 25) и 9 юридических советников, назначаемые правительствами стран сроком на 6 лет, независимы в выполнении своих обязанностей. В 1989 г. на помощь Суд создан Суд первой инстанции. Который рассматривает иски отдельных лиц на органы ЕС.

Интересно знать

Символика СЕ и ЕС

С момента своего создания СЕ всегда чувствовала необходимость предоставления Европе символы, с которым каждый из ее жителей мог бы себя отождествлять. 25 октября 1955 Парламентская Ассамблея СЕ принял единогласное решение избрать в качестве своей эмблемы символ круга с синим полем, на котором изображены золотые звезды.

8 декабря 1955 Совет министров одобрил это предложение и утвердила европейский флаг: изысканные в круг золотые звезды на синем фоне. Это означает единение, сами же звезды символизируют собой народы Европы, число «12» (по количеству звезд, и это число неизменно) символизирует совершенство и неделимость. А в 1985 г. на заседании в Милане СЕ был достигнут договоренность о том, что принимается предложение Комитета по вопросам народностей Европы о введении собственного флага ЕЭС - флага, принятого СЕ в1955 С 1986 г. ЕЭС использует этот флаг как официальную символику. Таким образом в СЕ и ЕЭС (ЕС) единственный флаг. Кроме того СЕ имеет собственный флаг, который указан символика дополнена буквой «С» - Council (т.е. Совет).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Европейская Комиссия (ЕК) как ведущий институт Европейских сообществ и Европейского Союза и порядок его формирования. Ответственность, полномочия и регламент комиссии. Порядок работы и процедура принятия решений. Исполнение решений, принимаемых Советом.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Знакомство с устройством и особенностями функционирования финансовой системы Европейского Союза, этапы становления. Рассмотрение основных тенденций в сфере сотрудничества международных финансовых институтов и наднациональных европейских организаций.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2016

    Интеграция Украины в европейское экономическое пространство. Развитие торгово-экономических связей со странами Европы. Правовые принципы сотрудничества со странами из Европейского Союза. Украина в системе еврорегионов, пограничное сотрудничество.

    реферат , добавлен 04.10.2009

    Статус Совета Европейского Союза (СЕС), его положение и роль в институциональной системе. Различные формации Совета. Полномочия и порядок деятельности СЕС. Порядок голосования в Совете. Проблема при использовании квалифицированного большинства.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2016

    Программа Европейского политического сотрудничества, цели и направления ее деятельности. Подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза, последствия данных действий, формирование принципов общей внешней политики и политики безопасности.

    статья , добавлен 11.04.2012

    Изучение истории создания и этапов формирования Европейского Союза - объединения европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Стадии развития и проблемы интеграции. Проблема безработицы и кризис в зоне евро.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2011

    История введения единой европейской валюты. Образование Европейского экономического и валютного союза. Сущность введения евро. Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса перехода к евро. Преимущества и недостатки единой валюты.

    реферат , добавлен 25.11.2008

    Высокая степень интегрированности в мировое хозяйство тунисской экономики. История развития экономического сотрудничества Европейского Союза с Тунисом. Направленность внешнеэкономических связей и торгово-экономического сотрудничества со странами ЕС.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Порядок формирования комиссии. Состав и организационная структура. Комиссия ведет свое происхождение от Верховного органа ЕОУС, который в рамках первого из Европейских сообществ осуществлял как исполнительную, так и законодательную функцию.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2005

    Зарождение и развитие идеи европейского единства. Создание Европейского Союза, его современное состояние, тенденции и перспективы. Создание реально действующей самостоятельной, наднациональной системы права. Углубление европейской политической интеграции.