Меню

Толкование библии. Толкование на деяния святых апостолов, сокращенно избранные из толкований святого иоанна златоуста и некоторых других отцов блаженным феофилактом, архиепископом болгарским

Права и обязанности водителя

1.«И часто ограждал его, именно законом; и точило устроил в нем - жертвенник; и построил в нем башню – храм (и прочее). «И послал слуг своих принести ему плод». (Мф.21.34). Однако ни первые, ни следующие, ни последние не получили плода от виноградарей. После сего послал сына своего, не потому чтобы он был младший из всех, но после явился Тотъ, Который был уже прежде, как и свидетельствует Иоанн; «по за мне придет Муж, Которыи в то же время и прежде (меня) (Ин.1.15). Но не знал, что предшественники, которых, не способны были получить плоды, но сделал это для того, чтобы не дать места жалобам упрямых людей, которые сказали бы: «Посредством закона не мог упорядочить и устроить всех, что хотел?» Итак, послал сына, дабы наложить на них молчание. Но когда увидели, что пришел сын, то сказали: «вот наследник этого виноградника, поидем, убьем его, и тогда наследство виноградника будет наше» (Мф.21.38). Правда, Сына они убили, но наследство виноградника было перенесено и отдано язычникам, как и сказал: «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он похитил» (Мф.13; 12.25; 29)

Сделав их судьями в их собственном деле, говоря: «чего заслуживают эти виноградари?» (Мф.21.40). Высказывая себе приговор, они постановили: «злых предаст злои смерти» (Мф.21.41). Затем изъясняет смысл (этои притчи) и говорит: «разве вы не читали: камень, которыи отвергли строители, тот самыи сделался главои угла?» (Мф.21.42). Какои камень? Тот, которыи называется алмазным в следующих словах: «Я положу алмаз среди сыновей Израильских (Иез. 3.9, Ис.54.12). И дабы научить, что Он Самъ и есть сей камень, по причине немощи их говорит: «всякии, кто преткнется на нем, разобьется, и на кого он упадет, того раздавит и сокрушит» (Мф.21.44); ибо князья народа собрались против Него и хотели погубить Его, так как неугодно было им учение Его. И сказано: «на кого упадет, того раздавит и сокрушит». Потому что уничтожил идолослужение и прочее сему подобное. Ведь камень, которыи разбил истукана, сделался великои горои и им наполнилась вся земля (Дан. 2.35).

(Прп. Ефремъ Сиринъ )

2.«Сказать гордым фарисеям и книжникам в присутствии множества народа, что мытари и грешники раньше их войдут в Царствие Божие, значило поразить их, как громом. Теперь стоило Иисусу сказать народу еще одно слово, сказать прямо, что Он есть обетованный Мессия, что их вожди не стоят доверия, и судьба этих слепых вождей была бы решена: народ заставил бы силой уступить власть Иисусу Христу. Но Господь удовольствовался тем, что заставил их выслушать еще одну, горькую для них притчу, в которой раскрыл всю историю Божия промышления о народе Иудейском и Божия долготерпения к вождям этого народа. ВЫСЛУШАЙТЕ ДРУГУЮ ПРИТЧУ , - сказал Он: БЫЛ НЕКОТОРЫЙ ХОЗЯИН ДОМА , который любил заниматься хозяйством, КОТОРЫЙ сам, своими руками НАСАДИЛ ВИНОГРАДНИК , ОБНЕС ЕГО ОГРАДОЮ или из камня, или из живой изгороди: колючих растений, вроде терновника или алоэ, которые защищают виноградники от лисиц и вепрей лучше всякой каменной стены. ВЫКОПАЛ В НЕМ ТОЧИЛО , выдолбил в камне или вырыл в земле яму, обложив ее камнем, чтобы в ней можно было выжимать сок из винограда, ПОСТРОИЛ БАШНЮ , легкую, высокую башню для сторожей и для хранения собранного винограда. Так заботливый хозяин сделал все для благоустройства виноградника, И , так как дела потребовали его присутствия в другом месте, ОТДАВ ЕГО , свой виноградник, ВИНОГРАДАРЯМ , заключив с ними договор о своевременном получении с них определенной части вина и плодов за это, ОТЛУЧИЛСЯ на долгое время. КОГДА ЖЕ ПРИБЛИЗИЛОСЬ ВРЕМЯ собирания ПЛОДОВ , а время это, по закону левитов, наступало не раньше пяти лет, ОН ПОСЛАЛ СВОИХ СЛУГ , одного за другим, К ВИНОГРАДАРЯМ ВЗЯТЬ СВОИ ПЛОДЫ , т.е. принадлежавшую ему часть плодов, какова бы она ни была; ВИНОГРАДАРИ , СХВАТИВ СЛУГ ЕГО , ИНОГО ПРИБИЛИ (много били и с безчестием прогнали назад, ни с чем), ИНОГО же и совсем УБИЛИ , А ИНОГО со зверским озлоблением ПОБИЛИ КАМНЯМИ . Несмотря на такую возмутительную несправедливость и злобу, ОПЯТЬ ПОСЛАЛ ОН (долготерпеливый хозяин виноградника) ДРУГИХ СЛУГ , БОЛЬШЕ ПРЕЖНЕГО; И С НИМИ ПОСТУПИЛИ ТАК ЖЕ . И сколько раз ни посылал хозяин слуг своих, злые виноградари не хотели его знать и учиняли с посланными дикую расправу. Казалось, время уже было произнести суд праведный над злыми виноградарями, но домовладыка был чрезвычайно добр. "Что мне делать?" - размышлял он. И пришел к такой мысли: хотя злые люди и надругались над рабами, но все же окажут уважение к его сыну. НАКОНЕЦ , ПОСЛАЛ ОН К НИМ СВОЕГО СЫНА возлюбленного, единородного, ГОВОРЯ: может быть, ПОСТЫДЯТСЯ СЫНА МОЕГО . Не может же быть, чтобы их злоба дошла до того, что они и сына моего не послушают. Сын пошел. НО ВИНОГРАДАРИ , УВИДЕВ СЫНА издали, СКАЗАЛИ ДРУГ ДРУГУ: ЭТО единственный НАСЛЕДНИК , будущий владелец виноградника, ПОЙДЕМ , УБЬЕМ ЕГО И ЗАВЛАДЕЕМ НАСЛЕДСТВОМ ЕГО. И СХВАТИВ ЕГО , ВЫВЕЛИ ВОН ИЗ ВИНОГРАДНИКА И УБИЛИ ... Но хозяин виноградника не всегда будет находиться в отлучке; он, конечно, возвратится: ИТАК , КОГДА ПРИДЕТ ХОЗЯИН ВИНОГРАДНИКА , ЧТО СДЕЛАЕТ ОН С ЭТИМИ ВИНОГРАДАРЯМИ? Как, думаете, поступит он с ними? - заключил Свою притчу Иисус Христос. Не понять этой притчи было нельзя: смысл был слишком ясен. Еще древний пророк Исайя изображал избранный народ под видом виноградника и обращался к нему от лица Божия с таким вопросом: Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? (Ис. 5: 1-7). Винограднику, виноградной лозе уподобляли его и другие пророки: Иеремия, Иезекииль, Осия. Подобие это встречается даже в Законе Моисеевом и у Псалмопевца. Виноградная лоза, это самое скромное и в то же время самое благородное растение, требует от виноградаря постоянной, неусыпной заботы и ухода во все времена года; так и Бог, избрав народ Еврейский из всех народов земных, являл во все времена Свое дивное о нем попечение. "Но Иудеи, - говорит святитель Златоуст, - при всем о них попечении, дали блудницам и мытарям опередить себя и притом так много. И рассуди, как велико было Божие о них попечение, как непомерна их безпечность. Ибо, что надлежало делать земледельцам, то сделал Он Сам: насадил виноградник, обнес оградой и прочее. Ибо, когда Иудеи вышли из Египта, Бог дал им Закон, дал им гражданское бытие, устроил жертвенник (который и означал точило , ибо на нем проливалась кровь животных, прообразовавшая Кровь Христову) и храм воздвигнул (который разумеется в притче под именем столпа ). Через ограждение посредством Закона Иудеи сделались народом отдельным, так что Закон, став стеною огненною , явно охранял их от языческих племен, от заразы идолопоклонства, и служил залогом покровительства Божия". Самая страна их, Палестина, была со всех сторон ограждена и защищена: с востока она отделялась рекой Иорданом и двумя озерами, с юга - пустыней и гористой Идумеей, с запада - морем и с севера - Антиливаном. В чудесах при исходе из Египта, при Синае, при завоевании земли обетованной, Бог Сам являлся вождем народа в постоянных явных чудесах и знамениях; но потом, все благоустроив, Господь поручил Свой народ его духовным вождям, первосвященникам, священникам и левитам, которым и дал право сидеть на седалище Моисеевом, и с него поучать народ и толковать Закон, и отлучился , т.е. долго терпел, не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение" (свт. Иоанн Златоуст). И послал Своих слуг , т.е. пророков, этих великих избранников Божиих, которые возвещали Иудеям волю Божию, призывали их к покаянию, открывали будущее, указывая на грядущего Спасителя мира - Единородного Сына Божия. Эти посланники Божий требовали от Иудеев плодов, т.е. исполнения воли Божией, "повиновения, доказываемого делами. Но Иудеи не только не дали плода после таких попечений, но даже вознегодовали на пришедших, и не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью; сами заслуживая казнь, предали казни посланных" (свт. Иоанн Златоуст). Так, Иеремия и Захария, сын Иодаев, были побиты камнями (Иер. 37: 15), Исайя распилен пилой; другие испытали поругание, а третьи - побои, а также узы и темницу; камнями побиваемы были, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча те, которых весь мир не был достоин. "Я послал к вам, - говорит Бог у пророка Иеремии, - всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу (Иер. 44: 4-6). Но Иудеи оставались упорными. "Но почему Бог не тотчас послал Сына? - спрашивает святитель Златоуст и отвечает. - Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступали с посланными рабами и, отложив гнев, устыдились Его пришествия. Словами: постыдятся Сына Моего показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную неизвинительность Иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако ж, послал. Если они были непризнательны к рабам, то, по крайней мере, должны были почтить достоинство Сына". В этом послании Сына Своего Отцом Небесным является последнее, уже окончательное усилие милосердия Божия. "Но как же поступили они? - говорит святитель Златоуст. - Им должно было прийти и просить помилования, а они ведут себя по-прежнему, даже задумывают новые злодеяния, ужаснейшие прежних. Что говорят, увидев Сына? пойдем, убьем Его . Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом? Разве в том, что Он почтил вас?

Будучи Богом, сделался для вас Человеком и совершил безчисленные чудеса? Или в том, что призывал в Царствие? Смотри, как они, при своем нечестии, крайне безумны, и как безрассудно их побуждение к убийству: убьем Его , - говорят они, - и завладеем наследством Его! Так некогда совещались и братья Иосифа, злоумышляя против него: увидев его издали, они сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его... и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 19-20). Подобно тому, как братья Иосифа, думая разорить намерения Божий относительно своего меньшего брата, способствовали их исполнению, так и законники Иудейские, восставая против Христа, сделались орудиями осуществления намерений Божиих. Это наследник , - говорят злые виноградари. Иисус Христос есть Наследник всего, не как Бог, но как Человек, ибо, как Бог, Он есть Творец всего. Каким поразительным пророчеством являются слова притчи: пойдем, убьем... и завладеем наследством Его ... для Иудейских вождей, которые спустя несколько дней услышали от Каиафы на тайном совещании синедриона: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него... лучше нам, чтобы один человек умер... (Ин. 11: 47-50). И вывели вон из виноградника и убили". "Видишь, - говорит святитель Златоуст, - как Иисус Христос предсказывает о самом месте, где будет убит?" Известно, что Он пострадал вне врат (Евр. 13: 12). В Своей притче Господь говорит, как Всеведущий. Он изображает перед Иудеями их будущее преступление точно так, как оно через несколько дней было ими совершено. Он читает их злые намерения и в притче показывает им, как в зеркале, весь ужас этих намерений, чтобы, если можно, устрашить их. Он ставит перед судом их совести все их поведение и предлагает прямо вопрос, решающий их собственную участь: когда придет хозяин виноградника , - когда истощится великое Божие долготерпение, и Он явится грозным карателем неправды, - что сделает Он с этими виноградарями? Что же после всего этого книжники и фарисеи? Они поняли притчу, поняли, к чему ведет этот заключительный вопрос; вопрос был поставлен в присутствии народа, так что нельзя было на него не ответить, и они ответили... С видимым спокойствием, но на самом деле с удивительным безстыдством они в другой раз произносят приговор против самих себя. ГОВОРЯТ ЕМУ: КОНЕЧНО, ЗЛОДЕЕВ СИХ ПРЕДАСТ ЗЛОЙ СМЕРТИ , А ВИНОГРАДНИК ОТДАСТ ДРУГИМ ВИНОГРАДАРЯМ , КОТОРЫЕ БУДУТ ОТДАВАТЬ ЕМУ ПЛОДЫ ВО ВРЕМЕНА СВОИ . Видно, их сожженная совесть позволила им и тут показать вид, будто они не узнают себя в собственном изображении, вовсе не относят к себе этой притчи и рассуждают безпристрастно.

И Господь, по сказанию святого евангелиста Луки, подтвердил их решение: так, - сказал Он, - придет и предаст казни негодных виноградарей, и отдаст виноградник другим. Но строгий тон голоса и Его взор показывали, что эти грозные слова относятся прямо к членам синедриона. Это так поразило одного из слушателей, что он воскликнул: избави Бог! Видно, что притчу поняли не одни фарисеи, но и народ; это восклицание невольно вырвалось у кого-то из учеников фарисейских: сами фарисеи были слишком осторожны и себя не выдали бы. Господь взглянул еще раз на Своих собеседников взором, проникающим сердца... ИИСУС ГОВОРИТ ИМ: вы считаете невозможным, чтобы у вас отняты были ваши преимущества? но НЕУЖЕЛИ ВЫ НИКОГДА НЕ ЧИТАЛИ В ПИСАНИИ: КАМЕНЬ , КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ , ТОТ САМЫЙ СДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА? Вы должны знать, о каком Камне говорит здесь Псалмопевец, вы сами относите эти слова к Мессии. Вам было поручено строение духовного храма - Церкви Божией, но вы отвергли Меня, краеугольный Камень этого храма. Несмотря на это отвержение, сей Камень ляжет в основу угла, соединяющего две стены: в Моей Церкви Я соединяю верующих из Иудеев и язычников. Так благоугодно Самому Богу, Отцу Моему: ЭТО ОТ ГОСПОДА , И ЕСТЬ ДИВНО В ОЧАХ НАШИХ? А вы, за ваше ожесточение, за неверие, сами будете отвержены: ПОТОМУ СКАЗЫВАЮ ВАМ , ЧТО ОТНИМЕТСЯ ОТ ВАС ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ , которого вы так желаете, но в чем оно - не хотите понять, И ДАНО БУДЕТ НАРОДУ , ПРИНОСЯЩЕМУ ПЛОДЫ ЕГО . Так, наконец, притворство и лукавство фарисеев заставило Господа сказать со всей ясностью, что они будут отвержены, что Царствие Божие отнимется у народа Иудейского и перейдет к другим народам. После такого открытого заявления посланникам синедриона уже невозможно было притворяться непонимающими; личина их лицемерия спала сама собой. Святитель Златоуст при этом замечает, что и теперь Господь не назвал прямо язычников, как наследников Царствия Божия, "чтобы не раздражить Иудеев против Себя, но намекнул только, сказав: дано будет народу, приносящему плоды его . Без сомнения, для того и притчу сказал, чтобы Иудеи сами произнесли приговор, как и Давид произнес свой суд, уразумев притчу Нафана. Суди же по этому, как справедлив приговор, когда подвергаемые наказанию сами себя обвиняют! Потом, дабы они видели, что не только самая справедливость этого требует, но что это давно уже предрекла благодать Святого Духа и Бог так определил, Иисус Христос приводит пророчество. Камнем называет Себя, а строителями учителей Иудейских; то же сказано и пророком Иезекиилем: когда он строит стену, они обмазывают ее грязью (Иез. 13: 10).

Как же отвергли ? Когда говорили: Не от Бога Этот Человек (Ин. 9: 16); Ты Самарянин и... бес в Тебе (Ин. 8: 48). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно отвержение, указывает на самые казни". И ТОТ , КТО УПАДЕТ НА ЭТОТ КАМЕНЬ , РАЗОБЬЕТСЯ; А НА КОГО ОН (Камень этот) УПАДЕТ , ТОГО РАЗДАВИТ . "Здесь, - говорит святитель Златоуст, - Иисус Христос представляет двоякую гибель: одну - от преткновения и соблазна, что означают слова: тот, кто упадет на этот камень ; а другую, - когда подвергнется пленению, бедствиям и конечной пагубе, что ясно выражает в словах: того раздавит , а этим Он указал и на Свое воскресение". Претыкались о Камень те, которые соблазнялись смирением Христа и погибали духовно. А те, на которых Камень падал, были нераскаянные враги Христовы, которые знали, кто Он, однако же, до конца упорно вооружались против Него. Преткнувшийся может, хотя и не без вреда, встать; соблазнившийся может еще вразумиться, одуматься, покаяться, но на кого упадет камень, как с неба, тот будет разбит, раздавлен насмерть, как прах на летних гумнах (Дан. 2: 35), т.е. погибнет навеки. Враги Христовы сами произнесли против себя приговор, "и это самое было ясным доказательством того, что не Наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни" (свт. Златоуст). Можно себе представить, какой стыд, какое замешательство овладело посланцами синедриона, какая злоба закипела в их ожесточенных сердцах при этих грозных словах Господа. И СЛЫШАВ , - говорит святой Матфей, - ПРИТЧИ ЕГО , ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ И ФАРИСЕИ ПОНЯЛИ , ЧТО ОН О НИХ ГОВОРИТ . Они готовы были употребить силу, чтобы схватить Обличителя, И СТАРАЛИСЬ СХВАТИТЬ ЕГО , НО ПОБОЯЛИСЬ НАРОДА, ПОТОМУ ЧТО ЕГО ПОЧИТАЛИ ЗА ПРОРОКА . И они удалились от Господа с таким видом, какой только можно было принять на себя людям, всенародно посрамившимся, и, однако же, не желающим, чтобы к ним все относились с презрением. А Господь и теперь, как и всегда, действовал с любовью к врагам Своим. Что было бы, если бы Он теперь же решительно и прямо объявил Себя Мессией, как того желали книжники и фарисеи? Им хотелось, конечно, в таком объявлении найти низкий предлог к обвинению Его перед Римлянами; но какой опасности подвергали они Иерусалим и самих себя? Народ, услышав из Его уст, что Он - Мессия, тотчас возмутился бы против чужеземного владычества, и в этом возмущении легко могли погибнуть все первосвященники и книжники. Господь все предвидел, и враги Его услышат эти решительные слова: Я - Сын Божий , но услышат уже тогда, когда эти слова не поведут ни к какому народному возбуждению, а только ускорят Его собственный крест.

А между тем все, что нужно было синедриону знать, он теперь и узнал. Из притчей Господа само собою следовало, что Он - Мессия, мало того, что Он знает все, что у них на сердце, знает, что они Ему готовят, и что Он добровольно идет на смерть. Если бы они хотели послушать голос своей совести, она сказала бы им, что Иисус есть не кто иной, как Сын Бога Живаго - истинный Мессия Христос. Но они не хотели этого знать и шли на явную гибель. И камень упал на них всей своей тяжестью: через сорок лет по Вознесении Христовом Иерусалим был разрушен, страшные бедствия обрушились на Иудею, сотни тысяч Иудеев погибли и миллион отведен в плен. Царство Иудейское перестало существовать. Поистине тогда сбылись слова притчи Христовой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям , апостолам Своим. Так отнято у Евреев Царствие Божие и дано народу, приносящему плоды его . "Какой это народ, избранный Богом на место неблагодарного и вероломного Израиля?". Этот народ - мы, христиане; мы - новый виноградник, насажденный от Самого Господа по слову Его: Я есмь Лоза, а вы ветви . Мы - сыны нового Израиля; нам теперь усвоены все достоинства и преимущества Израиля древнего, еще большие преимущества. Мы, по словам апостола, род избранный, царственное священство... люди, взятые в удел ; мы - наследники Божий, сонаследники же Христу ; мы - храм Божий, и Дух Божий живет в нас (1 Пет. 2: 9; Рим. 8: 17; 1 Кор. 3: 16). Нам даны все средства для того, чтобы мы могли приносить добрые плоды: Святая Церковь, столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15), есть наша ограда; животворящая Кровь Иисуса Христа и благодать Святого Духа, как из точила, в Церкви подаются для душ, алчущих и жаждущих правды. Для приношения добрых плодов веры, дел благих, Господь поручил нас делателям - пастырям и учителям, призванным к совершению святых, на дело служения (Еф. 4: 12). Так, все нам дано для того, чтобы мы могли жить свято и целомудренно, отверглись нечестия и мирских похотей, как свойственно сынам нового благодатного Царства. Но все эти достоинства и преимущества принадлежат только тем из нас, которые живут достойно своего высокого звания. Если же мы одним только именем отличаемся от жестоковыйных Иудеев, если только одними устами исповедуем Христа, а сердцем и делами отметаемся от Него, если, будучи искуплены крестной смертью Спасителя, вторично распинаем Его своими грехами и неблагодарностью, то не только все осуждения и клятвы, произнесенные Богом на ожесточенных Иудеев, падут на нас, но постигнет нас участь еще более горькая...»

(Святое Евангелие с толкованием Святых Отцов )

3. «В притче о винограднике изображена Церковь ветхозаветная и Божие о ней попечение. Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться притча эта, а так как каждый христианин тоже церковь Бога жива, то и к нему. Последняя для нас нужнее. Что здесь виноградник? Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа, как залог наследия вечного царствия, слово Божие, св. таинства, ангела-хранителя. Кто делатели? Сознание и свобода. Они получают дары и дают обязательство возделывать их и плодоносить Господу. Кто неисправные делатели? Те, которые преимуществами христианскими хотят пользоваться и пользуются, сколько это уместно во внешнем порядке жизни, а достойных Господу плодов духовных не приносят. Кто послы от Господа? Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учители и пастыри, которыми хочет Господь вразумить неисправимых. Нехотящие исправиться не внимают им; иные гонят их и стараются заглушить их голос; иные же доходят до того, что и против Самого Господа начинают враждовать, когда веру в Него отвергают в разных видах. Конец: «злые зле погибнут ».» Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия .

А давайте изучим «Толкование Феофилакта Болгарского на Святое Евангелие»! Это весьма интересный труд. Его автором является архиепископ Охрида Феофилакт Болгарский. Он был крупным византийским писателем и богословом, толкователем Писания Священного. Жил в конце XI - начале XII века в болгарской византийской провинции (ныне Республика Македония).

Феофилакта Болгарского часто называли блаженным, хотя он и не относился к публично признанным святым Православной церкви. Необходимо отметить, что славянские и греческие авторы и издатели частенько именуют его святителем и приравнивают к церковным отцам.

Биография

Биография Феофилакта Болгарского малоизвестна. Некоторые источники сообщают, что родился он после 1050 года (до 1060 года точно) на острове Эвбея, в городе Халкисе.

В константинопольском соборе Святой Софии Феофилакту пожаловали сан диакона: благодаря ему он приблизился ко двору императора Парапинака Михаила VII (1071-1078). Многие считают, что после того как Михаил умер, Феофилакта приставили к его сыну царевичу Константину Дуки воспитателем. Ведь у четырёхлетнего сироты, а теперь именно этот статус имел наследник, осталась лишь мать - императрица Мария, покровительница Феофилакта Болгарского. Кстати, именно она побудила его к написанию лучших вещей.

Необходимо отметить, что подъём письменной деятельности Феофилакта, переписка из Болгарии с большим количеством выдающихся людей, его отправка в Болгарию архиепископом Охрида относятся именно к периоду правления Комнина Алексея (1081-1118). Изгнание Феофилакта из столицы, куда он безуспешно рвался, вероятно, связано с опалой семейства самодержца Михаила.

Никто не знает, сколько времени блаженный Феофилакт оставался в Болгарии и когда преставился. Его некоторые письма датированы началом XII века. В тот период, когда он находился при дворе государыни Марии, но не ранее 1088-1089 года, евангелист создал «Царское наставление». Это бесподобное произведение, весьма авторитетное в литературной среде, было специально предназначено для его ученика, царевича Константина. А в 1092 году он начертал императору Алексею Комнину весьма напыщенный панегирик.

Творения

Известно, что наиболее важным для истории памятником литературного творчества Феофилакта считается его переписка. Уцелело 137 писем, которые он отправлял высшим светским и духовным лицам империи. В этих посланиях блаженный Феофилакт Болгарский жаловался на свою судьбу. Он был утончённым византийцем и с превеликим отвращением относился к варварам, к своей славянской пастве, «пахнущей овчиной».

Необходимо отметить, что сообщения о народных восстаниях, постоянно возникавших перед появлением второго болгарского царства, а также появлявшихся время от времени армиях крестоносцев, возвышают множество писем Феофилакта на уровень выдающегося исторического источника. Данные об управлении царством и о бесчисленных деятелях эпохи Комнина Алексея также важны.

Пиком творческого пути Феофилакта являются толкование Нового Завета и Ветхого. Это книги Священного Писания. Наиболее оригинальным трудом в этой области, конечно же, называют разъяснения на Евангелие, преимущественно на Святого Матфея. Интересно, что автор базирует здесь свои доводы на разнородных толкованиях на колоссальное количество отдельных эпизодов Священного Писания.

Вообще, Феофилакт часто допускает иносказательные местами даже проскальзывают умеренные дебаты с ересями. Феофилакт Болгарский толкование на апостольские деяния и на послания большей частью оставлял в комментариях, но нынешние тексты буквально списаны с малоизвестных источников IX века и X века. Именно он является сочинителем полного жития блаженного Климента Охридского.

Огромнейшее значение имеет его полемическая книга против латинян, написанная в духе примирения, и слово о пятнадцати мучениках, пострадавших при Юлиане в Тивериуполе (Струмице).

Интересный факт: в Patrologia Graeca писания евангелиста размещены с 123-го по 126-й том включительно.

Толкование на Евангелие от Матфея

Итак, написал Феофилакт чудесное толкование Евангелия от Матфея, а мы сейчас постараемся наиболее подробно рассмотреть этот труд. Он утверждал, что все святые мужи, проживавшие до закона, получали знания не из книг и писаний. Это весьма удивительно, но в его сочинении указано, что они воспитывались освещением Всесвятого Духа и лишь так познавали Божию волю: сам Бог вёл беседы с ними. Такими он представлял Ноя, Авраама, Иакова, Исаака, Иова и Моисея.

Немного погодя люди испортились и стали недостойны научения и просвещения от Святого Духа. Но Бог человеколюбив, он им дал писание, чтобы хоть благодаря ему помнили волю Его. Феофилакт пишет, что и Христос сперва лично вёл беседы с апостолами, а затем послал им в наставники благословение Святого Духа. Конечно же, Господь ожидал, что с течением времени появятся ереси и людские нравы испортятся, поэтому он благоволил, чтоб были написаны оба Евангелия. Ведь таким образом мы, черпая из них истину, не увлечёмся еретической ложью и наши нравы совершенно не испортятся.

И конечно же, толкование Евангелия от Матфея является весьма душеполезным трудом. Изучая Книгу родства (Мф.1:1), Феофилакт задавался вопросом, почему же блаженный Матфей не произнёс, подобно пророкам, слово «видение» или «слово»? Ведь они всегда отмечали: «Видение, которым любовался Исайя» (Ис.1:1) или «Слово, которое было… к Исайи» (Ис. 2:1). Вы желаете выяснить этот вопрос? Да просто провидцы обращались к непокорным и жестокосердым. Лишь поэтому они рассказывали, что это Божественное видение и глас Божий, чтобы народ испугался и не пренебрёг тем, что они ему говорили.

Феофилакт отмечает, что Матфей говорил с благомыслящими, верными и послушными, и поэтому ничего подобного не сказал предварительно пророкам. Он пишет, что то, что созерцали пророки, они видели умом, смотря на это чрез Духа Святого. Лишь поэтому они говорили, что это видение.

Матфей же не умом созерцал Христа, но морально с Ним пребывал и чувственно слушал Его, наблюдая Его во плоти. Феофилакт пишет, что лишь поэтому он не говорил: «видение, которое я наблюдал», или «созерцание», но произнёс: «Книга родства».

А Христами («Христос» обозначает по-гречески «помазанный») именовались первосвященники и властелины, ибо они помазывались елеем святым: он лился из рога, который прикладывали к их голове. Вообще, господь именуется Христом и как Архиерей, ибо он сам пожертвовал Собой, как Царь, и водворился против греха. Феофилакт пишет, что Он помазан настоящим елеем, Святым Духом. Кроме того, Он помазан прежде других, ибо кто иной обладал Духом так, как Господь? Необходимо отметить, что в святых действовало благословение Духа Святого. Во Христе же функционировала следующая сила: Сам Христос и Единосущный Ему Дух вместе вершили чудеса.

Давид

Далее Феофилакт сообщает, что как только Матфей проговорил «Иисуса», он добавил «Давидова Сына» для того, чтобы вы не подумали, что он имеет в виду другого Иисуса. Ведь в те времена жил ещё один выдающийся Иисус, после Моисея второй вождь евреев. Но этого именовали не сыном Давида, а сыном Навина. Он жил намного раньше Давида и родился не из Иудина колена, из которого появился Давид, но из другого.

Почему же Матфей прежде Авраама поставил Давида? Да потому, что Давид был более известен: он жил позже Авраама и слыл великолепным царём. Из правителей он первым богоугодил Господу и получил обетование от него, сообщавшее, что Христос из его семени восстанет, почему Христа и прозвали Сыном Давида.

Давид действительно в себе образ Христа сохранил: как он на место оставленного Господом и возненавиденного Сеула воцарился, так и Христос во плоти пришёл и над нами воцарился после того, как царства Адам лишился и власти, которую над демонами и всем живущим он имел.

Авраам родил Исаака (Мф. 1:2)

Далее Феофилакт толкует, что Авраам был отцом евреев. Именно поэтому евангелист с него начинает родословие. Кроме того, Авраам первый обетование получил: было сказано, что «благословятся все народы от его семени».

Конечно же, приличней было бы начинать родословное древо Христа с него, ибо Христос Авраамовым семенем является, в котором получаем благодать все мы, которые язычниками были и прежде находились под клятвою.

Вообще, Авраам переводится как «отец языков», а Исаак - «смех», «радость». Интересно, что евангелист не пишет о внебрачных потомках Авраама, к примеру, об Измаиле и иных, так как иудеи произошли не от них, а от Исаака. Кстати, Матфей упоминал об Иуде и братьях его потому, что двенадцать колен произошли от них.

Разъяснения на Евангелие от Иоанна

А сейчас рассмотрим, как Феофилакт Болгарский Евангелие от Иоанна толковал. Он писал, что Святого, и как указано (2 Кор. 12:9), и как веруем, свершается в немощи. Но не только в немощи тела, а и красноречия, и разума. В доказательство он привёл в пример, что на брате Христовом и великом богослове показала благодать.

Отец его был рыболовом. Сам Иоанн промышлял так же, как и отец. Он не смог получить не только иудейского и греческого образования, но и вовсе не был учён. Эти сведения сообщает о нём святой Лука в 4:13). Отечество его считалось самым бедным и незнатным - это был посёлок, в котором занимались рыбной ловлей, а не науками. Появился он на свет в Вифсаиде.

Евангелист удивляется, какого, однако, Духа смог получить этот безграмотный, неблагородный, ни в каком отношении не выдающийся человек. Ведь он возвестил о том, чему не обучал нас никто из иных евангелистов.

Необходимо отметить, что так как они благовествуют о воплощении Христа, а о предвечном Его бытии не говорят ничего дельного, появляется опасность, что народ, привязанный к земному и не умеющий мыслить ни о чём высоком, подумает, что Христос Бытие Свое начал лишь после того, как его родила Мария, а не родил его отец прежде веков.

Именно в такое заблуждение впал Самосатский Павел. Именно поэтому достославный Иоанн провозгласил о рождении горнем, упоминая, впрочем, и о рождении Слова. Ибо возвещает: «И стало плотию слово» (Ин.1:14).

Нам открывается ещё одна удивительная ситуация в этом Иоанне-евангелисте. А именно: он единственный, а матерей имеет три: родную Саломию, гром, ибо за безмерный глас в Евангелии он является «сыном громов» (Мк. 3:17), и Богородицу. Почему Богородицу? Да потому что сказано: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27).

Было в начале Слово (ин. 1:1)

Итак, изучаем далее толкование Евангелия Феофилакта Болгарского. Что евангелист говорил в предисловии, то повторяет и сейчас: тогда как прочие богословы пространно повествуют о рождении Господа на Земле, его воспитании и возрастании, Иоанн игнорирует эти события, так как его соучениками о них довольно много сказано. Он лишь ведёт речь о Божестве, вочеловечившемся среди нас.

Впрочем, если хорошенько присмотреться, можно увидеть, как те, хоть и не скрыли информацию о Божестве единородного, но упомянули о ней всё-таки немного, так и Иоанн, устремив взор свой к слову Всевышнего, сделал акцент на домостроительстве воплощения. Ибо душами всех руководит один Дух.

Не правда ли, толкование Евангелия Феофилакта Болгарского изучать весьма интересно? Продолжаем далее знакомиться с этим чудесным трудом. О чём нам говорит Иоанн? Он рассказывает нам о Сыне и об Отце. Он указывает на бесконечное существование Единородного, когда утверждает: «Было Слово в начале», то есть от начала было. Ибо что произошло от начала, у того, конечно же, не появится время, когда бы не находилось оно.

«Откуда, - спросят некоторые, - можно определить, что фраза «в начале было» обозначает то же, что от начала?» Действительно, откуда? Как из самого понимания общего, так и из самого этого богослова. Ибо в одной из своих рукописей он говорит: «о том, что от начала было, что мы… видели» (1 Ин. 1:1).

Толкование Феофилакта Болгарского весьма необычно. Он спрашивает у нас, видим ли мы, как избранник сам себя объясняет? И пишет, что так скажет вопрошающий. Но он понимает это «в начале» так же, как и у Моисея: «Бог сотворил в начале» (Быт. 1:1). Как там фраза «в начале» не даёт понимания, будто бы небо вечно, так и здесь он не хочет определять слово «в начале» так, будто бы Единородный бесконечен. Конечно же, так говорят лишь еретики. На эту сумасшедшую настойчивость нам ничего не остаётся, как сказать: мудрец злобы! Зачем ты умалчиваешь о последующем? Но мы скажем это и против твоей воли!

Вообще толкование Феофилакта Болгарского наводит на различные размышления о бытии. Вот, к примеру, Моисей говорит, что сперва Бог создал небесную и земную твердь, а здесь говорится что в начале «было» Слово. Что же похожего между «сотворил» и «было»? Если бы и тут было написано «Бог в начале сотворил Сына», то евангелист промолчал бы. Но теперь, после того как сказано «в начале было», он делает вывод, что слово от века существует, а не с течением времени получило бытие, как многие пустословят.

Не правда ли, толкование Феофилакта Болгарского является именно тем трудом, которым зачитываешься? Итак, почему же Иоанн не говорил, что «в начале был Сын», но - «Слово»? Евангелист утверждает, что это он говорит из-за слабости слушателей, дабы мы, услышав о Сыне с самого начала, о плотском и страстном рождении не помыслили. Для того Его «Словом» назвал, чтобы ты знал, что как от ума бесстрастно слово рождается, так и Он от отца рождается невозмутимо.

И ещё одно объяснение: назвал его «Словом» потому, что Он сообщил нам о качествах отца, так же как и любое слово объявляет расположение духа. А вместе для того, чтобы мы увидели, что Он Отцу совечен. Ибо как невозможно утверждать, что ум очень часто без слова бывает, так и Отец и Бог не может быть без Сына.

Вообще толкование Феофилакта Болгарского показывает, что Иоанн употребил данное выражение потому, что существует множество самых разных слов Божиих, например заповеди, прорицания, как и об ангелах сказано: «силою крепкие, исполняющие волю Его» (Пс. 102:20), то есть Его повеления. Но необходимо отметить, что слово и есть личное существо.

Разъяснения на Послание к Римлянам блаженного апостола Павла

Толкование евангелистом располагает людей к постоянному чтению Священных Писаний. Это приводит к познанию их, ибо не может лгать Тот, Кто говорит: ищите и найдёте, стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). Благодаря этому мы и соприкасаемся с тайнами посланий блаженного апостола Павла, только нужно читать эти послания тщательно и постоянно.

Известно, что всех превзошёл словом учения апостол сей. Это правильно, ведь он более всех поработал и приобрёл щедрое благословение Духа. Кстати, это можно увидеть не только из его посланий, но и из апостольских Деяний, где говорится, что за идеальное слово неверующие прозвали его Гермесом (Деян. 14:12).

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского раскрывает нам следующие нюансы: первым нам предлагается Послание к Римлянам не потому, что думают, будто его написали прежде иных сообщений. Так, прежде Писем к Римлянам были созданы обе весточки к Коринфянам, а прежде них записано Послание к Фессалоникийцам, в котором блаженный Павел с восхвалениями указывает им на милостыню, посланную в Иерусалим (1 Фес. 4:9 - 10; ср. 2 Кор. 9:2).

Кроме того, прежде письма к римлянам начертано ещё и послание к Галатам. Несмотря на это, толкование Святого Евангелия нам говорит, что Послание к Римлянам из прочих посланий создано самым первым. Почему же оно находится на первом месте? Да потому, что в Божественном писании не нужен порядок хронологический. Так и двенадцать прорицателей, если перечислять их в том порядке, в каком они размещены в священных книгах, не следуют друг за другом по времени, но разделены колоссальной дистанцией.

А пишет к римлянам Павел лишь потому, что он нёс долг прохождения священного Христова служения. Кроме того, римляне считались предстоятелями мироздания, ибо кто приносит голове пользу, тот благотворно влияет и на остальное тело.

Павел (Рим. 1:1)

Многие благовестник Феофилакта Болгарскоговоспринимают как жизненный путеводитель. Он действительно является весьма ценным трудом. Кстати, он рассказывает, что ни Моисей, ни евангелисты, ни после него кто-либо не писали свои имена перед собственными сочинениями, а апостол Павел указывает своё имя перед каждым своим посланием. Данный нюанс имеет место потому, что большинство писало для живших вместе с ними, а он сообщения посылал издалека и по обычаю совершал правило отличительных качеств посланий.

Необходимо отметить, что в Послании к Евреям он этого не делает. Ведь они ненавидели его, а поэтому, чтобы услышав его имя не прекратили внимать ему, утаивает своё имя с самого начала.

Для чего же он из Савла переименовал себя в Павла? Для того чтобы ему не быть ниже верховного из апостолов, наименованного Кифой, что означает "камень", или сыновей Заведея, названных Воанергес, то есть сынами грома.

Раб

Что такое рабство? Оно имеет несколько видов. Есть рабство по сотворению, о котором пишется (Пс. 118:91). Есть рабство через веру, о котором говорят: «стали воспринимать тот образ учения, которому себя посвятили» (Рим. 6:17). Ещё существует рабство по образу бытия: с этой позиции Моисей назван Павел является «рабом» во всех этих видах.

Надеемся, данная статья ознакомила вас со знаменитым трудом Феофилакта и поможет в дальнейшем, более глубоком изучении его писаний.

Святые отцы и учители Церкви Христовой оставили не мало своих трудов среди которых есть толкование Библии. Анализирую контекст Священного писания они выразили правильное понимание трудных мест для восприятия человеком при чтении.
Библия как Богодухновенная книга делится на 2 периода истории человечества до Рождения Иисуса Христа и после. Или по другому Ветхий и Новый завет. Евангелие это Новый завет с людьми между Богом и значит благую весть. Эту весть о Воскресении Христа и Его искупительной жертве несли апостолы, которые оставили различные послания. Апостол Лука даже написал книгу Деяния апостолов про их жизнь после Вознесения Иисуса Христа на Небо. Иоанн Богослов видел сон про конец света. Все это значимо для каждого человека. Святитель Иоанн Златоуст более всех отцов и учителей Церкви оставил трудов по поводу толкования Библии - Священного Писания.

Толкование Ветхого завета

Толкование Нового завета

Толкование Иоанна Златоуста

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ!

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ О МУЧЕНИКАХ

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16)

ИСКУПЛЕНИЕ

Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу (κα ἐ ξ ά ξω ὑ μ ς ) вас из-под ига Египтян (ἀ π ό τ ς δυναστε ί ας τ ν Α γυπτ ί ων ), и избавлю вас (κα λυτρ ώ σομαι ὑ μ ᾶ ς ) от рабства их, и спасу вас мышцею простертую и судами великими (Исх. 6, 6)

Свт. Василий Великий: «Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать измену за всех, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его (Рим. 3, 25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их…Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех ».

    Свидетельства Священного Писания и соответствующих толкований святых отцов, что мученичество - это жертва

Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоанн. 15, 13)

Свт. Кирилл Александрийский: «Ясно говорит, что это заповедь и это учу делать и помышлять желающих следовать Мне, именно стараться о такой любви друг к другу, какую Я уже показал ранее и исполнил. Итак, какой предел любви Христовой каждый должен представлять себе, это опять Сам показал, сказав, что нет ничего более такой любви, которая повелевает и самую душу отдавать за любимых … Но вот теперь Спаситель из любви к нам положил за нас и самую душу Свою и, показав некое несравненное человеколюбие, явил нас ревнителями и треблаженными, не имеющим недостатка ни в каком вообще благе…В таком смысле, полагаю, приведенные слова будут приличествовать Богодухновенным главам учеников. Если же и на всех простирать это изречение, то есть сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас , то исследование даст великую пользу. Ведь если любовь к братьям содержит и совершает исполнение всей заповеди Спасителя нашего , то разве не достоин великого удивления тот, кто преимущественно ее старается совершить безпорочно и безукоризненно, как скоро она есть, так сказать, возглавление всех добродетелей? Ибо второю после любви к Богу является любовь друг к другу, и вся сила благочестия к Богу как бы заключается в одном этом сове «слове, именно: возлюбиши ближнего твоего, как себя самого». (Гал. 5, 14)

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

(2 Тим. 4, 6)

Свт. Иоанн Златоуст: «Не сказал: моего жертвоприношения, но нечто более, потому что от жертвы не все приносится Богу, а от возливаемого (σπονδ ς ) - все. »

Бл. Феофилакт. Болгарский: «Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а возлияние все было приносимо»

Свт. Феофан Затворник: «Жрен бываю , - σπ έ νδομαι . Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений Триккский). «Стою при самом конце подвигов. Умервщление свое назвал Апостол закланием в жертву (т. е. выразил словом - σπ έ νδομαι ); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη - возлияние жертвенное)» (бл. Феодорит Киррский). «Не назвал готовящейся ему смерти- жертвою, - θυσίαν - но возлиянием, - σπονδη , выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Илиσπενδομαι он разумеет, как καταλ ύ ω πολεμον , - кончаю мою со всеми войну»

Но, если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам (Филипп. 2, 17)

Свт. Иоанн Златоуст: «И утешает их относительно своей смерти, и научает охотно переносить смерть за Христа. Я делаюсь, говорит, как бы возлиянием и жертвою. О блаженная душа! Жертвою называет приведение их. Подлинно, принести в жертву душу гораздо лучше, нежели принести волов. Итак, если к этому приношению и сам себя присоединю, как возлияние, то радуюсь, говорит, о смерти моей».

Бл. Феофилакт Болгарский: « Хотя, говорит, я и принесением в жертву, «но я соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей», то есть соделав прежде вас жертвою Богу, посвятив вас на служение Богу и соделав вас верующими. Но в виду смерти я нисколько не печалюсь, но радуюсь и сорадуюсь всем вам. Радуюсь тому, что приношу вашу веру Христу, как жертву»

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1)

Бл. Феофилакт Болгарский: «Иначе: мы должны представить члены свои Богу, как царю, неукоризненными и наилучшими; ибо таковые предстоят царю. Потом мы должны их представить в жертву живую; ибо когда умервщляем их, тогда живем по духу».

    Святоотечекие высказывания о мученичестве как жертве

Свщмч. Киприан Карфагенский: «И без того, вы совершаете и приносите жертву Богу сколько драгоценную.ю сколько же и славную, которая много послужит к воздаянию нам наград небесных, так как Божественное писание говорит: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Таковую жертву вы приносите Богу; соделавшись жертвами для Бога, вы беспрестанно совершаете эту жертву и днем и ночью, представляя самих себя святыми и непорочными жертвами…»

Свт. Григорий Богослов: «…не менее поучительны для нас мученики - сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».

Свт. Григорий Богослов: «…ибо, как думаю, для очищенных кровию и подражающих жертве Христовой святых мучеников соблюдается то, чего око не видало, ухо не слыхало, и не воображал ум человеческий, свободно созидающий в себе представление о блаженстве».

Свт. Иоанн Златоуст: «Вы по благодати Божией, не нуждались более ни в каком доказательстве, уже укоренившись в вере; а жители Рима, где великое тогда было нечестие, имели нужду в бό льшей помощи. Посему и Петр, и Павел, и после них этот муж, все там были принесены в жертву, как для того, чтобы этот город, оскверненный кровью идолов, очистить собственной кровью, так и для того, чтобы самым делом представить доказательство воскресения распятого Христа».

Свт. Иоанн Златоуст: «Ты получил от природы язык, но ты воспитал из него мученика; ты получил уста, хранилище языка, но ты устроил из уст жертвенник для языка; ты получил кольцо, чтобы извлекать звуки, но ты показал его колосом отсекаемым; ты получил язык, служителя слов, но ты принес его в жертву Христу, как непорочную овцу…Ты, доблестный муж, восхитил честь равную жертвоприношению патриарха, принесши единородную отрасль языка вместо единородного сына».

Богослужебные последования

Из общей службы священномученику (по Великому зборник. Мукачево. 1991, ч.1)

«Жертву Богу принося безкровную, яко священникъ законнейшi й, богоглаголиве всечестне, послѣ жде яко всеплодi е и пр i ятну жертву , тебе самаго кровi ю, яко мученикъ истеннейшi й, Христу принеслъ еси, Его же моли о поющихъ тя» (Стихира на Господи воззвахъ, с. 438)

«Священникъ законньйшi й, даже до кончины твоея былъ еси, блаженне священнодьйствуя бо божественная и неизглаголанная таинства, кровь твою излиялъ еси за Христа Бога, и жертву благоприятну себе привелъ еси…» (Слава на Господи воззвахъ, с. 439)

«Всесовершенну жертву живу, себе Христу принеслъ еси мучениемъ…» (Канонъ утрени, Песнь 3, с. 444)

«Всесожжен i е божественное ты, и чиста жертва принеслся еси Спасу всехъ, священномучениче премудре». (Песнь 4, с. 445)

«Жертва и жритель бывъ , пожерлъ еси себе Богу веры ради…» (Песнь.6, с. 446)

«Священнодействовалъ благочестно Христову службу тайную, словесное овча самъ принеслся еси Ему жертва приятна и благоугодна , всесовершаемая кровi ю, преблаженне» (Песнь 8, с. 448)

    Мученичество - это литургическое продолжение искупительного подвига Христа: Священное Писание и толкования святых Отцов Церкви

    • Святая Церковь в лице своих Отцов учит о мученичестве как равноценном Таинству Крещения

со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Филипп. 2, 12-13)

Свт. Феофан Затворник:: «Побуждением страху Божию поставляет Апостол то, что Сам Бог действует в них, и в желаниях их добрых и в добрых делах. Это еще сильнее того, что говори Златоуст: помни, что Бог везде, следовательно с тобою и при тебе. Здесь говориться, что Он не при нас только, но и в нас; и не яко покоющаяся сила, но яко сила во всем действующая…А таковы все христиане. Они сочетаваются с господом и имеют Его в себе действующим» (стр. 367-368) «Бог действует не потому, что принуждает и приневоливает, но потому что, находя в нас усердие, усиливает оное благодатию» (с. 369)

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24)

Свт. Иоанн Златоуст: «Мне кажется, он сказал великое4 но это не по дерзости, - нет! - а по сильной любви ко Христу. Он не хочет, чтобы эти скорби присваивались ему, а Христу…Так он не стыдится и эти страдания приписывать Ему, потому что (Христос) не только умер за нас, но и после смерти готов страдать ради нас. (Апостол) желал и постарался доказать, что (Христос) и теперь собственным Своим телом подвергает Себя опасности ради Церкви. К этому направлена его речь, т. е., что вы не нами бываемы приводимы, а Им, хотя делаем это мы, - мы приняли на себя не свое дело, а Его…Посмотри, как много он высказывает, обнаруживая сильную любовь. Как во втором послании к Коринфянам он писал: в нас положи служение примирения (Кор. 5, 18), и еще: во Христе посольствуем, яко Богу молящу нами (ст. 20), - так и здесь, чтобы более привлечь их, говорит то же: его ради стражду , т.е., хотя тот, должен вам, и удалился, но я отдаю Его долг. Вот и о лишении он говорит с целью показать, что, по его мнению, Христос еще не все претерпел. За вас, говорит, он и по смерти страдает, если требует нужда. То же он представляет иначе и в послании к Римлянам, говоря:иже и молится за ны (Рим. 8, 32), показывая, что Он не удовольствовался только смертию, а после того делает за нас безконечно многое».

Блаж. Феофилакт Болгарский: «И исполняю (κα νταπληρ ) лишение скорбей Христовых во плоти моей . По-видимому тщеславно и безумно это слово, но нет, напротив, оно полно великой любви ко Христу. Ибо он желает убедить их, что Христос и теперь еще за них страждет, и что не через нас, апостолов, вы приходите(к Богу), но через Того (Христа), хотя и через наше посредство. Итак, что же вы делаете, отступая от Того, Который и после своей смерти подвергается за вас опасностям? Смысл его слов таков: если еще дожжен был Христос страдать за вас, но удалился и не отдал сего долга, тоя исполняю Его долг; подобно тому как в отсутствие полководца помощник его, оберегая фалангу и занимая его место, получал бы вместо него раны. Потому ведь и сказал - лишение (στερ ή μα -недостаток), чтобы показать, что, по его мнению, Он не все еще претерпел. Он настолько любит нас, что и после своей смерти, как будто недостаточны прежние страдания, страдает в моем теле; ибо Он не удовольствовался Своею смертию, но и еще совершает безчисленные благодеяния. Итак, Павел, не превознося себя, говорит это, но из желания показать, что Христос еще и ныне печется о них.

За тело его, еже есть церковь. Сказав, что хотя и я страдаю, но на самом деле это - страдания Христовы, он придает достоверность этим словам, говоря, что и эти (страдания) происходят ради тела Его. Итак, не почитайте хвастовством эти слова, но верьте, что Тот, Который не презрел соединить с Собою церковь, и теперь еще ради ее страждет в моей плоти».

Свт. Иоанн Златоуст: «Сильнейшим по-истине доказательством воскресения служит то, что Христос умерщвленный явил после смерти такую силу, что живых людей убедил презирать и отечество, и дом, и друзей, и родных, и самую жизнь ради исповедания Его…»

Святые Отцы Церкви .

Свмч. Киприан Карфагенский: «С каким благоволением в лице таковых рабов Своих и поборал и побеждал сей Хранитель веры, подающим верующим столько, сколько кто по своей вере принять может! Сам Он присутствовал на своей брани - сражающихся и подвизающихся за Его имя Сам ободрял, укреплял, воодушевлял. И Он, однажды победивший за нас смерть, всегда побеждает в нас».

Свт. Иоанн Златоуст: «Не душа уже только, но и самое тело их стало причастным большей благодати, и не только не потеряло, после частых терзаний и разсечений, той крепости, которую имело, но и приобрело большую и высшую . Что может быть удивительнее этой победы, когда (враги) не смогли победить тех, которых держали и имели в своих руках в своих руках, и связавши терзали по своей воле, а напротив сами жалким и несчастным образом были побеждены ими? Они воевали не против них, а против обитающего в них Бога ; а всякому известно, что воюющему с богом вполне необходимо потерпеть крайнее поражение, неся наказание за одно лишь начинание».

Свт. Иоанн Златоуст: «Если Христос умер и не воскрес, то кто совершил эти сверхъестественные дела?»

Свт. Иоанн Златоуст: «И кто не пойдет на эти подвиги с великою радостию, имея в виду приобщиться страданий Господних и сделаться сообразным смерти Христовой. Это - достаточное воздаяние, честь большая, награда превышающие труды, еще прежде царствия небесного».

Свт. Иоанн Златоуст: «Потому, что она, как бы в какой-нибудь дивной красильне, сделавшись царскою багряницею, отправилась к вышнему Царю и с великим дерзновением вошла на своды небесные, меду тем как сам Христос невидимою рукою поддерживал святую голову мученицы и крестил ее огнем, как бы водою».

Мученичество-это крещение кровью, равноценное таинству Крещения

В тех случаях, когда человек не получил возрождения в таинстве Крещения, то таковое он получает в пролитии мученической крови. Это то крещение, «каким крестился Сам Христос» (Мф. 20, 22-23), замечает митрополит Макарий (Булгаков).

Свмч. Киприан. Карфагенский: «Какое крещение может иметь большую и высшую силу, как крещение исповедания и страдания, когда исповедующий Христа перед людьми крещается собственной кровию?»

Свмч. Киприан Карфагенский: «…а во-вторых, они и не лишаются таинства крещения, как люди крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: что он намерен креститься иным крещением (Лк. 12, 50). А что крестившиеся своею крови. И освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что Он будет с Ним в раю (Лк. 23, 43)».

Свмч. Киприан Карфагенский: «Да будет известно, что оглашенные (которые подвергаются мученичеству) не лишаются таинства Крещения: ибо крещаются славнейшим и величайшим Крещением крови, о котором и Господь говорил, что Он имеет креститься иным крещением (Мф. 20, 22). А что крестившийся своею кровию и посвятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать божественного обетования, свидетельствует тот же господь во Евангелии».

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет крещение, тот спасение не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пить чашу, юже аз Пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь…».

Свт. Василий Великий: «Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе-воде, крестившись собственной кровью».

Свт. Григорий Богослов: «Знаю и четвертое крещение - крещение мученичеством и кровию, которым крестился и сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поколику не оскверняется новыми нечистотами».

Блаж. Августин: «Для тех, которые умирают за исповедание Христа не приняв еще купели возрождения, она имеет такую же силу отпущения грехов, как и омовение святым источником крещения. Ибо сказавший: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3, 5), исключает их другим Своим изречением, в котором с такою же всеобщностью говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32)…Ибо что честнее смерти, через которую отпускаются все грехи и умножаются заслуги?»

Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, вчера господь наш крестился водою, а сегодня раб крещается кровью; вчера отверзлись врата неба, сегодня попраны врата ада. Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое и чудное очищение души, и как крещаемые - водою, так претерпевающие мученичество омываются собственной кровью, что случилось и с этим (мучеником Лукианом)».

Свт. Иоанн Златоуст: «И если ты хочешь убедиться, что это событие было несомненным крещением, послушай, как Христос называет смерть Свою крещением. Так, беседуя с сынами Заведеевыми, Он говорит: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися (Мф. 20, 23). А каким крещением крестился Христос, после крещения Иоаннова, кроме смерти и креста? Как Иаков, не распятый, но усеченный в голову мечем, крестился крещением Христовым, так и эти, хотя и не были распяты, но скончавшись от воды, крестились крещением Христовым».

Мученичество и скорби - это средство избавления от греха

Свт. Григорий Нисский: «Поелику через удовольствие вошел грех, то противоположным будет, без сомнения изгнан. Посему те, которые гонят за исповедание господа, и вымышляют нестерпимые мучения, трудностию оных доставляют душам некоторое исцеление, приражениями скорбей врачуя от болезни сластолюбия, так приемлют Павел - крест, Иаков - меч, Стефан - камни, блаженный Петр - прободение копьем во главу; все бывшие после подвижники веры - разнообразные виды мучений, зверей, пропасти, костры, оцепенение от хлада, обнажение ребер от плоти, пробитие главы гвоздями, избодение очей, отсечение перстов, вырывание с обоих сторон тела по частям, томление голодом - все это и подобное сему, как очищение от греха, с веселием терпели святые, чтобы и следа, произведенного сластолюбием, не оставалось в сердце после того, как это болезненное и мучительное ощущение сгладит в душе все отпечатки сластолюбия».

И з обширной литературы по толкованию Откровения следует выделить прежде всего «Толкование на Апокалипсис», написанное в V веке по Р. Х. св. Андреем, архиепископом Кесарийским, которое представляет итог всего понимания Откровения в древней Церкви в доникейский период. На толкование св. Андрея ссылаются почти все последующие толкователи. Но оно не является первым. В Предисловии Андрей пишет, что он использовал толкования Папия, Иринея, Мефодия и Ипполита. Толкование Папия не сохранилось . Св. Мефодий, епископ Потарский († 310 г.) в работе «Пир десяти дев» рассматривал лишь вопросы 12-ой главы Откровения, заимствуя свое мнение у Ипполита. Об остальных его взглядах на Откровение нам ничего не известно. Толкование Мелитона, епископа Сардийского, ученика Апостола Иоанна, «О диаволе и об Апокалипсисе Иоанна» также не сохранилось. На него не ссылается даже Андрей Кесарийский. Таким образом, из древних авторов нам остались лишь Ириней Лионский († 202 г.) и Ипполит Римский († 235 г.).

Св. Ипполит Римский считал себя учеником Иринея, но вряд ли знал его лично. «Патриарх константинопольский Фотий († 891 г.), называя Иринея учителем Ипполита, хотел указать лишь на непосредственное влияние трудов Иринея на таковые же труды Ипполита. Св. Ипполит Римский лишь по духу и направлению своей деятельности был действительно учеником Иринея» . Зависимость от Иринея сказалась у Ипполита и в толковании Откровения. В «Сказании о Христе и антихристе» (написано предположительно в 230 году) Ипполит цитирует Иринея местами почти дословно. Мировоззрение Иринея Ипполит не считал бесспорным, но редко отступает от его взглядов при толковании Откровения. Сохранилось и толкование Ипполита на Книгу пророка Даниила. Оно написано позже.

Св. Ириней, епископ Лионский, принял мученический венец в гонение Септимия Севера в 202 году. Он получил христианское образование под непосредственным руководством св. Поликарпа, епископа Смирнского, любимого ученика Апостола Иоанна Богослова. Св. Поликарп дожил до глубокой старости и был замучен в гонение Марка Аврелия в 166 году. Церковный историк Евсевий приводит слова Иринея, что он часто слышал от Поликарпа слова Апостола Иоанна про жизнь Иисуса Христа. Но относительно Откровения Предания не сохранилось . Ириней говорит лишь о том, что «сами видевшие Иоанна о том свидетельствуют, что число зверя заключает 666», против ошибочного числа 616, возникшего при переписке . «Что касается до имени антихриста;- писал Ипполит Римский,- то мы не можем с точностью сказать, как именно думал и знал о нем блаженный Иоанн: о сем мы можем только предполагать. Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь» . Складывается впечатление, что Иоанн Богослов сознательно не оставил свой комментарий к Апокалипсису.

Вызывает недоумение, что в толковании Апокалипсиса Андрей Кесарийский ни разу не упоминает такого известного автора как св. Ефрем Сирин († 373 г.),- ведь он не мог быть ему не известен. Но это, видимо, потому, что в толковании Откровения Ефрем Сирин не высказал ничего нового, чего не встретишь у Ипполита. Так в «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста» Ефрем Сирин, местами почти дословно, цитирует главы XLVIII - LX из четвертой книги Ипполита Римского «Толкования на книгу пророка Даниила» без ссылки на первоисточник. Впрочем, при толковании самой Книги пророка Даниила Ефрем Сирин существенно отступает от мнения Ипполита .

Св. Григорий Богослов († 389 г.), св. Василий Великий († 379 г.) и св. Григорий Нисский († 394 г.) хотя и цитируют Апокалипсис, но только по частным вопросам. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст († 407 г.) и епископ Кирский Феодорит († 457 г.), внесшие свой вклад в христианскую эсхатологию, ни разу не ссылались на Откровение Иоанна. А cв. Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386 г.), в «Учении об антихристе» выражает даже намек на апокрифическое происхождение Апокалипсиса: «Антихрист будет царствовать только три с половиною года. Заимствуем сие не из книг апокрифических, но у Даниила».

Г.П.Федотов писал в 1926 году:

«Апокалипсис Иоанна отнюдь не лежит в основе святоотеческой традиции, как можно было бы думать, исходя из современных представлений. Не все отцы церкви принимают Апокалипсис как каноническую книгу (напр., св. Кирилл Иерусалимский), и большинство подходит к антихристу не от новозаветных текстов, а от пророчества Даниила (гл. 7). Впрочем, Буссе, по-видимому, прав, считая, что миф об антихристе развивается в христианской церкви в значительной степени независимо от Священного Писания, на основе какой-то эзотерической, вероятно, иудейско-мессианской традиции, не закрепленной ни в одном из дошедших до нас памятников» .

Влияние эсхатологических представлений иудаизма на таковые же в христианстве сказалось прежде всего на толковании Книги пророка Даниила. Так св. Ипполит Римский пишет: «Все любящие истину исследовали слова Даниила тщательно; и, прочитавши их бегло, не могли бы сказать, что они лишены внутреннего смысла» . Но по свидетельству архиепископа черниговского Филарета, толкование Ипполита Римского на Книгу пророка Даниила является «первым опытом толкования в христианской церкви» . Отсюда следует вывод, что Ипполит здесь имеет ввиду лишь иудейские толкования. Мнения Иринея и Ипполита о происхождении антихриста из колена Данова, о пришествии Илии пророка в конце мировой истории, о длине мировой истории в 6000 лет, о наступлении «мессианского царства» длиною в 1000 лет также иудейского происхождения. Мы скажем о них подробно при толковании глав 7, 11 и 20 Откровения.

Иоанн Дамаскин:

«Антихрист придет при кончине мира к "богопротивным Иудеям". Он будет называть себя Богом, будет царствовать и преследовать Церковь. Иудеи примут его за Христа. И будут посланы Энох и Илия Фесвитянин для обличения антихриста. Они обратят еврейскую Синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов и будут умерщвлены антихристом. И придет Господь с неба и «убиет человека беззакония, сына погибели, духом уст своих»» . Об остальных взглядах Иоанна Дамаскина на Апокалипсис нам ничего не известно.