Меню

Ввп южной кореи в году. Промышленность и сельское хозяйство южной кореи

Права и обязанности водителя

Согласно опубликованным результатам Всемирного Банка, в 2017 году ВВП Южной Кореи составил 1,53 триллиона долларов, что позволило ей занять 11 место в мировом рейтинге. Россия, в свою очередь, заняла лишь 12 место в мире, её ВВП составил 1,46 триллиона долларов. Маленькая Южная Корея превосходит огромную Россию и по экономической мощи, и по доходу на душу населения. Так почему же влияние России на международной арене гораздо больше, чем у Южной Кореи? Почему она все еще считается одной из ведущих стран мира?

Государственная мощь — это комплексное понятие, включающее в себя: количество населения, площадь страны, экономическую мощь, промышленную структуру, военный потенциал и так далее. Мощь государства недостаточно сравнивать лишь только с помощью долларов. Площадь России превышает площадь Плутона, также Россия обладает мощной военной силой и богатым ядерным арсеналом. Россия постоянный член Совета Безопасности ООН, может наложить вето на любую резолюцию СБ. Если сравнивать с Южной Кореей, то Россия, вне всякого сомнения, — мировая держава, она имеет огромное влияние в мире в таких областях, как культура, экономика, военное дело, политика, а также в научно-технической сфере.

В последние годы Россия очень активна на мировой арене. Похоже, что Россия наравне с США считается мировой державой. Почему же они так сильны?

Во-первых, экономика Россия очень быстро развивается. С 1991 по 1999 в России был период серьёзного экономического спада, но во все последующие годы сохранялись довольно высокие темпы роста экономики. В 1999 году ВВП России был ничтожно мал (меньше, чем у Малайзии) и составлял всего 196 миллиардов долларов. После того как в 2000 году к власти пришел Путин, в России наступил период быстрого развития. С одной стороны, международные цены на энергоносители продолжали расти и принесли огромную прибыль России. С другой стороны, Путину удалось одержать вверх над российской олигархией и национализировать экономику. Доходы от продажи энергоносителей уже пополняли государственный бюджет, а не карманы олигархов.

© РИА Новости, Борис Бабанов

В 2013 году Российский ВВП превысил 2,1 триллиона долларов, что в 11 раз больше, чем в 1999 году. Уровень дохода на душу населения превысил 10 тысяч долларов США и вошел в ряды развитых стран с высоким уровнем дохода. В 2014 году добыча нефти в России составила 520 миллионов тонн, увеличившись за год на 0,7%, а ежедневная добыча нефти составила 10,57 миллиона баррелей, что стало новым рекордом после распада Советского Союза.

Помимо быстрого развития энергетической отрасли, Россия также достигла успеха в производстве зерновых культур. В 2014 году Россия произвела около 90 миллионов тонн зерна, а 2017 году добилась производства рекордных 134 миллиона тонн, а экспорт составил 47 миллионов тонн. Активное производство зерновых позволило России справиться с западными санкциями и обрести достаточную уверенность. Зерновые культуры не только удовлетворяют внутренний спрос, но и также продаются за границей.

Существуют две основные причины, по которым российские вооружённые силы занимают передовые позиции в мире. Во-первых, Россия является традиционной военной державой, её армия насчитывает один миллион солдат. Достаточно сбалансированы сухопутные, морские и воздушные военные силы. Вооружённые силы — это наследие Советского Союза. Россия — военно-промышленная держава, именно поэтому она считается мировым лидером в военном деле.

Во-вторых, Россия обладает значительными стратегическими силами. Количество межконтинентальных ракет и ядерных боеголовок на подводных лодках такое же, как и у США. Ядерное оружие — важнейшее средство, обеспечивающее национальную безопасность. К тому же в этой сфере Россия не испытывает каких-либо трудностей — проекты по производству межконтинентальных ракет и атомных подводных лодок стратегического назначения постоянно поддерживаются правительством.

Вслед за повышением цен на нефть, экономика России стала быстро развиваться, а военные расходы увеличились в два раза. В 2014 году военные расходы составили 80 миллиардов долларов. Россия проводит решительные реформы в армии и в оборонной промышленности. Численность армии России в два раза меньше Народно-освободительной армии Китая, поэтому в последние годы Россия стремительно восстанавливает военную мощь. В 2017 году уровень модернизации основных вооруженных систем России достиг 60%. Под уровнем модернизации вооруженных сил подразумеваются все нововведения в армии, которые произошли с момента распада Советского Союза. Но всё ещё около 40% военной техники — это старые разработки СССР. Самую большую трудность Россия испытывает в производстве военных морских судов, со времен СССР они никак не изменились. России пока не удаётся наладить производство двигателей для военных кораблей, поэтому новые виды авианосцев и крейсеров остаются лишь на бумаге.


© REUTERS, Sergei Karpukhin Танки Т-14 «Армата» на военном параде

По сравнению с упадком ВМФ, развитие ВВС в России достигло прекрасных результатов. В 2013 году пограничные ВВС России получили 67 новых самолётов, 18 улучшенных самолётов и 100 вертолётов. В 2014 году российские войска получили 120 самолетов и 90 вертолетов. За последние три года Россия ежегодно поставляла в армию более 100 боевых самолётов, к 2020 году планируется приобрести в общей сложности 1591 самолёт и вертолёт.

Россия смогла обогатиться благодаря росту цен на энергоресурсы, начавшемуся в 2000 году. В конце 2000 года к власти в России пришел Путин и тогда же закончился 10-летний период кризиса, поступления в федеральный бюджет значительно увеличились, впервые наблюдалось равновесие платёжного баланса. К 2008 году российская экономика добилась больших успехов. Благодаря валютному резерву в 450 миллиардов долларов, накопленному в результате продажи нефти и газа, Россия обрела достаточную уверенность и совершила нападение на Грузию (речь идёт о вооружённом конфликте в Южной Осетии в августе 2008 года — прим. перев.).

Контекст

ВВП России - на уровне китайской провинции

Хэсюнь 06.12.2017

Мускулы Путина? А ВВП на уровне Италии...

Atlantico 26.10.2016

Украина катится в бездну нищеты

Корреспондент 03.11.2017

В 2013 году мировые цены на нефть превысили 100 долларов за баррель, в то же время военные расходы России стремительно взлетели вверх и составили 4% от ВНП страны, что равно показателю США. В это время российские инвестиции в армию и военную промышленность достигли своего пика за последние 15 лет. В 2014 году по сравнению с 2013 годом военные расходы превысили 4%, что в то время оказало большое давление на НАТО. В этом же году на Украине вспыхнул политический кризис, Россия не осталась в стороне и приняла участие в разделе Украины — в начале 2014 года она вернула себе Крым.

Всякий раз, когда Россия вмешивается в дела иностранных государств, то это непременно связано с ценами на нефть. Несмотря на то, что с 2014 года в России наблюдался экономический спад, государство по-прежнему выделяет немалые средства на содержание армии. Рост стабильности в экономике в ближайшие десять лет даст определённую степень уверенности Владимиру Путину для продвижения собственных интересов в политическом, экономическом и военном плане на Украине, при этом он будет действовать на равных с европейскими странами и США. «Урок Грузии», присоединение Крыма, активное вмешательство в дела Украины и Сирии, полное переоснащение и модернизация армии по современному образцу, а также успешные военные операции за границей, способствовали изменению плачевной ситуации, в которой находилась Россия после холодной войны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ

И.В. Новиков, студент В.А. Уткина, студент

Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

Аннотация. В работе выполнен анализ темпов экономического роста Южной Кореи, как наиболее успешный пример эффективной государственной и экономической политики среди развивающихся стран. Автором описываются основные факторы, оказавшие воздействие на рост ВВП страны в период с 1962 года по настоящее время. Ключевые слова: Южная Корея, экономика, ВВП, развитие, потребление.

Корея в настоящее время является наглядным примером успешного экономического развития страны. Государство, не имеющее значительных природных ресурсов, разрушенное войной, имевшее доход на душу населения, не превышающий $100 в 1962 году, достигло показателя в $10 000 к 1995 году, а средний ежегодный прирост ВВП составил 10%. В настоящее время Корея занимает 13-е место в производстве товаров и услуг, является 8-м крупнейшим трейдером в мире, а доход на душу населения достигает отметок более чем $25 000 в год. Это одна из 60 стран, у которых в 1960 году доход на душу населения был меньше $300, но Корея смогла к 1995 году повысить этот показатель до $10 000. Также Корея стала второй после Сингапура страной, которая во время Азиатского финансового кризиса вышла из программы кредитования Всемирного банка.

В настоящее время продолжаются исследования причин такого значительного экономического роста Южной Кореи. Так, например, ученые указывают на накопление человеческого капитала, как источника роста, но его вклад в развитие экономики составил менее чем 10%. Вместе с этим рассматривается роль воспитания, обучения и распространения знаний, которые, несомненно, сыграли важную роль в процессе развития Кореи. Однако, их нельзя считать основными факторами, так как известно, что в период с 1962 по 1994 года правительство не тратило средств на образование больше, чем другие развивающиеся страны, с тем же уровнем дохода на душу населения. По мнению большинства

исследователей, такие впечатляющие темпы роста корейской экономики - это результат ежегодно растущих инвестиций, которые превышают 30% ВВП страны, при этом значительная их часть приходится на официальную иностранную финансовую помощь.

Официальная иностранная поддержка Кореи.

Масштабы и типы официальной иностранной помощи.

В ходе социального и экономического развития Южной Кореи в период с 1945 под 1999 годы общий объем официальной иностранной финансовой помощи составляет около 44 млрд. долларов США в текущих ценах. Эта сумма включает в себя государственные гранты на развитие на сумму около 7 млрд. долларов и кредиты на общественное развитие в размере 37 млрд. долларов. Таким образом, общая сумма кредитов разделена на «Официальную помощь развитию» в размере 6 млрд. долларов (гранты составляют более 25%) и на «Другую официальную помощь» в 25 млрд. долларов (гранты составляют менее 25%). В то время, когда объем полученной финансовой помощи, полученной Кореей в период с 1965 по 1995, был сравним с другими 59 развивающими странами, с доходом на душу населения менее $300 в 1960-е годы, Корея достигла среднего годового прироста ВВП в размере 2%. Тем не менее, другие 15 развивающихся стран достигли прибавки ВВП в размере 10%, поэтому нельзя сказать, что стремительный рост экономики Кореи обусловлен только лишь иностранными инвестициями.

Основными «донорами» финансовой помощи были США, Япония и Германия. Основными же многосторонними донорами являлись Организация Объединённых Наций, Агентство по реконструкции ООН в Корее, а также Международный Банк Развития.

Распределение финансовой помощи

Поскольку большая часть грантов и кредитов направлялась в основном на продукты питания и на экстренные нужды, а кредиты на общественное развитие составляли 84% от общего объема официальных инвестиций, то применение этих средств фактически отражает стратегию правительства в развитии страны, так, не смотря на финансовый кризис на развитие инфраструктуры было направлено 51% инвестиций, на модернизацию производственного сектора 24%, на отрасли социальной инфраструктуры около 12%. Эта модель распределения средств отличалась от тех, которые применялись в других развивающихся странах, в лучшую сторону, поэтому к числу факторов экономического роста можно добавить и рациональное отраслевое распределение финансовой помощи.

Современное экономическое положение: общая экономическая активность.

По состоянию на сегодняшний день экономический рост продолжается умеренными темпами. Рост на 2017 год прогнозируется в размере 2-2,8%, а к 2018 году этот показатель должен достигнуть отметки в 3%. Это обусловлено тем, что развитие в сфере услуг остается на достаточном уровне, а вот уровень роста промышленного производства и соответствующая ему доля использования производственных мощностей остаются на низком уровне. Ожидается, что рост экономики страны будет осуществлен за счет умеренного восстановления спроса на внутреннем рынке и роста экспорта. Но все эти перспективы основываются на предположении о том, что мировая экономика также будет увеличивать свои темпы роста. Также, вместе со снижением процентных ставок по кредитам их количество резко возросло, что значительно повлияло на текущее положение экономики страны.

Внутреннее потребление сократилось в прошлом году на 3,5%, и этот показатель продолжает медленное снижение. Это обусловлено снижением темпов роста мировой экономики, снижением частного потребления и инвестиций, связанных со строительством, в связи с этим в рост ВВП составил 2,3% по сравнению с запланированными 2,7%. Уровень внутреннего потребления играет значительную роль в экономике Кореи, так как его доля в формировании ВВП страны составляет 46,5%.

В 2014 году инвестиции в основной капитал составили 7%, и сильно сказались на темпах роста экономики, пострадавшей во время экономического кризиса. Но некоторые сокращения инвестиций в электротехническую промышленность и электронные технологии обусловлены ростом конкуренции на рынке электротоваров, в связи с этим сократился и спрос на данную категорию продукции. Но более позитивные прогнозы нацелены на инвестиции в строительную отрасль, которая находилась в стадии застоя после глобального финансового кризиса, вплоть до дефицита средств в 2013 году. Но после этого инвестиции в строительство резко выросли, и уже к концу 2013 года составляли 6,7% и с каждым годом этот показатель продолжает увеличиваться в среднем на 1,9%. Вместе с этим увеличилось число сделок в сфере недвижимости, несмотря на то, что цены продолжают рост. По прогнозам на 2017 год инвестиции в недвижимость должны вырасти как минимум на 4,5% по сравнению с прошлым годом.

По сегодняшним прогнозам, экономика Кореи продолжит свой рост в умеренном темпе, если внутренние и внешние условия буду оставаться благоприятными, но при этом существуют опасения по поводу задолженностей по потребительских кредитам, которые существенно влияют на экономику страны. При этом, учитывая ослабление внутреннего потребления и низкую инфляцию в условия международной экономической неопределенности, складывается необходимость в поддержании экспансивной макроэкономической политике, при которой значительная роль отдается иностранным инвестициям, а вместе с

этим налоговая и бюджетная политика высоком уровне, для поддержания высо-должны продолжать поддерживать и сти- ких темпов роста экономики Кореи. мулировать экономическую активность на

Библиографический список

1. Зубченко Л. Иностранные инвестиции. 2012. С. 182-186.

2. Шарма Р. Прорывные экономики. В поисках следующего экономического чуда. 2013. С. 350-352.

3. Булатова А.С. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник. 2010. С. 700-704.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы. 2002. С. 730735.

5. Республика Корея - экономическое развитие продолжается // БИКИ № 106. 2005.С.16;

6. О развитии южнокорейской экономики // БИКИ № 40. 2005. С.16;

7. Крупянко И. Геополитики Восточной Азии сегодня и завтра. 2006. С. 48-60.

ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOUTH KOREA

I.V. Novikov, student V.A. Utkina, student Far Eastern federal university (Russia, Vladivostok)

Abstract. The paper analyzes South Korea"s economic growth rate as the most successful example of effective state and economic policy among developing countries. The author describes the main factors that influenced GDP growth in the period from 1962 to the present. Keywords: South Korea, economy, GDP, development, consumption.

Южная Корея – это высокоразвитая индустриально-аграрная страна, которая занимает одно из лидирующих мест в мире. На протяжение последних десятилетий промышленность Кореи развивалась стремительными темпами и показывала хорошую динамику роста. Государство является крупным производителем, а также экспортёром судов (контейнеровозов, танкеров), электроники (телевизоров, компьютеров и комплектующих, информационных систем, оптических приборов, электронного оборудования), автотранспортных средств.

Основные экономические тенденции

Современная промышленность Южной Кореи развивается относительно стабильно. Это обеспечило в 2015 году рост ВВП корейской экономики. По данным Министерства планирования и финансов (Ministry of Strategy and Finance, MOSF) ВВП был равен 1585,51 трлн. корейских вон (1,38 трлн. долл. США) и в сравнении с 2014 г. он вырос на 2,6%. Темпы прироста ВВП в поквартальной динамике составили: в первом квартале – 2,5%, во втором – 2,2%, в третьем – 2,7%, в четвертом квартале – 3,0%.

Последние кризисные годы сказались на РК, как и на других странах мира. Показатель ВВП в пересчёте на душу населения в долларовом эквиваленте равен 27340,8 долл. США против 27963,6 долл. США в 2014 г. (-2,2%). По информации Банка Кореи (Bank of Korea, BOK) в 2015 г. и 2014 г. прирост ВВП составил:

Сфера экономики 2015 г. (%) 2014 г. (%)
С/х 1,5 3
Лесное и рыбное хоз. 1,5 3
Обрабатывающая пром 1,3 4
Добывающая пром. 1,2 3,9
Строительство 3 1,2
Услуги 2,8 0,4

Как показывает статистика, добыча и переработка сократились, увеличилась сфера строительства и услуг. Валовой национальный доход составил 1565,82 трлн. корейских вон (1,41 трлн. долл. США), показав прирост на 4,6%. Объём экспорта был равен 526,9 млрд. долл. США и понизился на 8% по отношению к 2014 г. А объём импорта упал на 16,9% до 436,5 млрд. долл. США. Профицит внешнеторгового баланса составил 90,4 млрд. долл. США. Внешнеторговый оборот впервые за 5 лет не превысил 1 трлн. долл. США, снизившись до 963,4 млрд. долл. США. В 2016 году ВВП увеличился на 2,8%, вместо запланированных 3%, поэтому можно резюмировать, что кризис не миновал.

Положительно воздействовали на экономику корейского полуострова правительственные программы, направленные на стимулирование экспорта, внутреннего потребления, а также инвестирование в строительство и производство. Правительство РК приняло ряд стимулирующих мер, общая сумма которых составила 17 млрд долл. Большинство этих средств отпущена на увеличение рабочих мест, их было создано 300 тыс., тогда как в 2015 г. – 340 тыс.

Негативное влияние на промышленность Кореи в 2015-2016 году оказал спад потребления в странах, являющихся главными торговыми партнёрами. Существенное снижение спроса Китая и других азиатских стран привело к сокращению производств.

Уровень развития промышленности

Промышленность Южной Кореи показывает неоднозначную динамику – рост одних отраслей и спад в других сферах. По информации Банка Кореи, в 2015 г. индекс промышленного производства был равен 107,8 пунктов, продемонстрировав спад в сравнении с 2014 г. на 0,5 пунктов.

В 2015 году самый лучший результат роста был в IT-отрасли. Этому способствовали принятые корейским правительством меры по инвестированию в этом направлении и созданию системы сотрудничества с неправительственными организациями. Также были созданы профильные институты, целью которых является ориентирование научных исследований в IT-отрасли в формат тесного взаимодействия частных и государственных учреждений, подготовка высококвалифицированных кадров.

В результате этого страна в 2015 году заняла третье место в мире по объёму экспорта информационно-коммуникационных технологий, продукции, он составил 170 млрд. долл. США (107,2% от уровня 2014 г.). Электроника представляет львиную долю доходов в бюджет. Эта категория продукции служит существенной поддержкой во время экономического спада. Корейцы на мировом рынке укрепили свои позиции по производству следующих товаров:

  • Мобильные устройства (объём продаж увеличился на 1,4%),
  • Полупроводниковая память (на 7,9%),
  • Жидкокристаллические дисплеи (на 0,7%).

Несмотря на инцидент с продукцией Samsung (Galaxy Note 7), нанёсший рекордный финансовый урон как самой компании, так и общим показателям экономического роста, в основном динамика положительная

Необходимо отметить подъём производственных мощностей в аэрокосмической промышленности (прирост на 13,1%), в нефтехимии (на 3,3%), несмотря на падение мировых цен на нефть в 2015 г., в автомобилестроении (на 0,7%).

Темпы роста в отдельных отраслях промышленности показали отрицательную динамику. Так, в области металлургии было выплавлено на 2,6% меньше стали, чем в 2014 г., что вызвано сокращением производства в судостроении (-7,1%) и машиностроении (-2,0%).

Состояние сельского хозяйства

В целом складывается непростая ситуация в сельском хозяйстве. Все ещё сохраняется тенденция сокращения занятого в отрасли населения на 0,6%. По заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел (Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs, MAFRA) в 2015 году снизились площади посева риса на 0,7%, который является самой важной сельскохозяйственной культурой.

Однако эффективное внедрение информационных и биотехнологий, активное использование солнечной энергии и робототехники в агросекторе дали возможность собрать урожай риса более 4,33 млн. тонн, что в свою очередь на 2,0% больше показателя 2014 года.

Прослеживается общая тенденция сокращения посевных площадей овощных культур: картофеля, посевная площадь которого в стране равна 37,3 тыс. га (-11,2%), китайской капусты 12,7 тыс. га (-60,3%), редьки 5,8 тыс. га (-72,6%), красного перца 34,5 тыс. га (-15,3%), яблок 31,6 тыс. га (+3,0%), груш 12,7 тыс. га (-3,5%). Как следствие, в стране собранный в 2015 году урожай в среднем сократился на 15%.

По данным профильного Министерства в 2015 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,1% и равно 3,09 млн. голов, из них 2,68 млн. голов мясных пород (97,0% от уровня 2014 г.) и 0,41 млн. молочных пород (95,5%). Рост цен на свинину способствовал увеличению количества этих животных до 10,19 млн. (101,0% с 2014 г.).

В стране существенно выросло количество уток – до 9,77 млн. (29,8%). Количество кур составило 164,13 млн. голов (104,9% от уровня 2014 г.). По сведениям Корейской организации международной торговли (Korea International Trade Association, KITA), сумма импорта свинины в 2015 г. была 1,3 млрд. долл. (114,0% от уровня 2014 г.), мяса КРС – 1,8 млрд. долл. США.

В 2016 году Корея оказалась на пятом месте из всех стран мира по развитию с/х, уступая лишь США, Японии, ЕС и Канаде. В категории «Качественного с/х продукта» уровень РК составил более 90% от уровня США. В области инноваций в с/х южнокорейцы на 4 месте в мире. В 2015 г. было зарегистрировано 534 патента (+12% от 2014 г). К 2020 г. по технологичности в данной сфере будет составлять 88,5% от уровня Соединённых Штатов.

Оборот розничной торговли

По данным информационного портала KOSIS (Korean Statistical Information Service) объём сферы услуг и розничной торговли в 2015 г. был равен 335,15 млрд. долл. США, что на 2,2% больше уровня предыдущего года. На объекты дорожного сервиса пришлось 24,6% от всех розничных продаж, а на специализированные магазины, которые торгуют товарами конкретного ассортимента – 27,6%.

Большую роль в торговой деятельности играют магазины шаговой доступности (увеличение оборотов продаж на 29,0% по сравнению с 2014 г.) и переориентация розничных продаж на интернет-магазины (увеличение на 10,5%). Это связано с желанием покупателей приобретать все необходимые товары, не выходя из дома в одном месте, и более низкими ценами таких магазинов.

Показатели объёма товарного производства

По сведениям корейского информационного ресурса KOSIS, в 2015 году из 266 видов выпускаемой в Республике Корея продукции 119 имели положительную тенденцию к увеличению по сравнению с показателями 2014 г. Среди товаров, производство которых в 2015 г. значительно возросло в сравнении с предыдущим периодом, стоит выделить:

  • гравий: 26,4 млн. кв. м. (126,0% отправлено уровня 2014 г.);
  • железобетонные опоры: 7,7 млн. т. (121,6%);
  • гербициды: 52,1 тыс. т. (120,2%);
  • смолы эпоксидные: 436,0 тыс. тонн (117,7%);
  • карьерный песок: 30,6 млн. куб. м. (117,3%);
  • масло кунжутное: 13,7 млн. л. (115,8%);
  • асфальт: 6,1 млрд. литров (115,4%);
  • лифты: 36,6 тыс. ед. (115,0%);
  • виски:4,2 млн. литров (114,8%);
  • масло соевое: 503,1 млн. л. (114,3%);
  • солидол: 35,6 тыс. тонн (113,6%);
  • керосин авиационный: 24,7 млрд. литров (113,3%);
  • соль: 342,8 тыс. т. (113,0%);
  • бетонные опалубки: 883,3 тыс. куб. м. (112,2%).

К товарам, выпуск которых существенно снизился, относятся:

  • крафт-бумага: 161,9 тыс. т. (87,3% от уровня 2014 г.);
  • молнии-застежки: 124,8 тыс. км. (84,6%);
  • компакт-диски: 91,9 тыс. шт. (82,7%);
  • кварцит: 1,3 млн. т. (79,8%);
  • торговые автоматы: 58,3 тыс. ед. (77,7%);
  • погрузочные краны: 620,2 тыс. т. (77,4%);
  • брезент: 137,7 тыс. т. (76,4%);
  • ферритовые сердечники: 3234,5 млн. шт. (75,9%);
  • трубы из стали: 4,6 млн. т. (74,4%);
  • пылесосы для дома: 2,5 млн. шт. (62,4%).

Однако, вопреки большим достижениям, современная промышленность Южной Кореи испытывает кризис. На пути развития экономики стали - строгое экономическое планирование, государственная поддержка чеболей (крупных финансово-промышленных групп) с ущербом для среднего и малого предпринимательства, жесткий контроль над всеми сферами бизнеса, внешнеторговый протекционизм.

Республика имеет острую необходимость структурной перестройки всех сфер экономики. Приоритетным направлением дальнейшего процветания государства служит создание такой экономической модели, которая будет ориентирована на поддержку интересов среднего и малого бизнеса, а также проведение реформ в промышленной и финансовой сфере, сельском хозяйстве.

Экономико - географическое положение Южной Кореи

Корейский полуостров замыкает северо-восточную оконечность Азиатского континента, протянувшись с севера на юг примерно на 800 км, а с запада на восток - от 132 до 360 км. На севере Республика Корея отделена от КНДР военно-демаркационной линией, проходящей примерно по 38” с.ш. Самая южная точка полуострова лежит на 33”07" с.ш.

С трех сторон страна омывается Японским, Восточно-Китайским и Желтым морями. Такое географическое положение Кореи наложило заметный отпечаток на историю, культуру и экономическое развитие страны, ставшей мостом для цивилизации между континентом и Японией.

Общая площадь Республики Кореи (в дальнейшем РК) - 98,500 км. Столица - Сеул, другие большие города: Пусан (3,9млн), Тэгу (2,5 млн), Инчхон (Чемульпо) (2,4 млн), Кванджу (1,4 млн),Тэджон (1,3 млн). Население Республики Корея на 2001 г. - 47,6 млн человек.

По уровню экономического развития Республика Корея относится малым азиатским странам со средним уровнем развития в категории экономически развитых стран с рыночной экономикой. Корея относится к странам новой индустриализации первой волны, которые сделали большой рывок в экономическом развитии в последней половине XX века.

Некоторые показатели:

Общий ВВП в 2012 году был равен 1129.6 млрд.$.

ВВП на душу населения в Южной Корее в 2012 году составлял 23052 $.

Государственный строй и территориально-административное деление.

Южная Корея является парламентской республикой. Глава государстава -президент. Конституция была принята 17 июля 1948 г., последний раз поправки к ней были сделаны в 1987 г. Власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительной властью является правительство во главе с премьер-министром. Законодательная власть - однопалатное Национальное собрание (ассамблея). Судебная - Верховный Суд и апелляционные суды.

Южная Корея - унитарное государство, ее территория делится на провинции.

Всего их девять (Канвандо, Кёнгидо, Чхунчхон-Намдо, Чхунчхон-Пукто, Кёнсан-Намдо, Чолла-Пукто, Кёнсан-Намдо, Чолла-Намдо, Чеджудо),так же шесть городов (Сеул, Пусан, Инчхон, Кванджу, Тэджон, Тэгу) являются независимыми административными единицами.

Особенности воспроизводства и размещения населения.

По воспроизводству населения страна на подступах к первому типу воспроизводства.

Население Республики Кореи одно из наиболее этнически и лингвистически однородных в мире. Исключая маленькую диаспору (около 20 тыс.чел) китайцев, фактически все корейцы имеют общее культурное и лингвистическое наследие.

С населением более 47 миллионов человек, Корея имеет один из самых высоких показателей плотности населения в мире (484 чел/кв.км). Самые плотно населенные районы расположены на северо-западе страны и на равнинах к югу от Сеула-Инчхона.

Уровень урбанизации высок: городское население составляет большинство жителей Республики Корея - 81%, сельское население - всего 19%.

Обеспеченность природными ресурсами и их размещение

Земельные ресурсы

В стране не так много пригодных для сельского хозяйства низменностей; они расположены в основном вдоль морских побережий и в бассейнах рек.

Низменности покрыта аллювиальными отложениями, плодородие которых сделало эти районы наиболее густонаселенными. Корейцы берегут землю: за тысячелетия поля не только заняли равнинные участки, но и террасами поднялись по склонам сопок.

Водные ресурсы

Реки Кореи в основном имеют незначительную протяженность, а их бассейны невелики (как привило, несколько сот или даже десятков квадратных километров). К крупным рекам Южной Кореи относятся Ханган (514 км), истоки которого на территории КНДР, Кымган (401 км), Йонсонган (713 км), несущие воды в Желтое море, Нактонган (515 км), впадающий в Восточно-Китайское море. На востоке, в бассейне Японского моря, крупных рек практически нет. Хозяйственная роль рек в большей мере связана с ирригацией: более 70% рисовых полей орошается речной водой. Многие реки зарегулированы, на них совершены плотины и дамбы, функцией которых является как предотвращение наводнений, так и ирригация и обеспечение выработки электроэнергии.

Лесные ресурсы

Растительность Кореи на протяжении длительного исторического периода не подвергалась действию внезапных климатических катаклизмов и поэтому сохранилась практически неизменной с третичного периода. В сегодняшней Республике Корее осталось не так уж много лесов. Они в основном широколиственные, состоящие из различных видов дуба, клена, липы, ясеня, ильма, граба. На крайнем юге экзотическую ноту добавляют вечнозеленые растения, такие, как японская камелия, магнолия, вечнозеленый дуб, бензойное дерево, бересклет. В Республике Корея государственной монополией является разведение женьшеня.

Животный мир

В Республике Корея сегодня насчитывается около 80 видов млекопитающих, включая бурых и гималайский медведей, волков, кабанов, горалов, косуль, куниц, зайцеи и тд. Зарегистрировано около 380 видов птиц, из которых лишь около 50 - постоянные обитатели Кореи, а прочие - перелетные.

Морские ресурсы

Моря, омывающие Республику Корею, богаты планктоном и водорослями, среди которых хозяйственное значение имеют ламинария, порфира, алария, кодиум и др. Некоторые их этих водорослей традиционно употребляются в пищу, они являются ценным источником витаминов и микроэлементов: так деликатесом считаются высушенные листы порфиры. Кроме того, водоросли используются на корм скоту, служат ценным сырьем для ряда отраслей промышленности, включая фармацептическую.

Моря изобилуют также рыбой и морскими ресурсами, которые еще для предков сегодняшних корейцев стали важнейшим элементом рациона. Наиболее широко распространен минтай; ведется также лов камбалы, тунца, иваси, скумбрии, лососевых. К деликатесам корейской кухни относятся крабы, креветки, трепанги, морские ежи, каракатицы, кальмары и осьминоги, съедобные моллюски- мидии, морской гребешок.

Многочисленные заливы и лагуны предоставляют также прекрасные возможности для искусственного разведения этих и других беспозвоночных морских животных.

Полезные ископаемые

Республика Корея довольно бедна полезными ископаемыми, а поэтому практически полностью зависит от ввоза минерального сырья из-за рубежа.

Промышленное значение имеют запасы угля - антрацитов и лигнитов - в бассейнах Самчхок - Чонсон (провинция Канвондо) и в провинции Чхунчхондо: на эти районы приходится ѕ запасов, общий объем которых оценивается в 1,7млд т. Качество угля довольно низко, лишь 3,5% добываемого топлива имеют теплотворную способность свыше 5200 ккал/кг.

Запасы железной руды также невелики (128 млн т), и содержание железа низкое. Основными центрами добычи являются Янъян (58%), а также Чхунджу,Ульсан, Мульгым. Разрабатываются месторождения свинцово-цинковых руд (их запасы 29 млн т) в районах Понхва и Сочьхон (провинция - Кенсан-Пукто),серебра, золота. Сохраняют значение месторождения вольфрама (Сандон), общие запасы руды которых оцениваются в 34 млн т.

Крупные запасы аморфного графита сосредоточены в провинциях Канвондо,Чхунчхон-Намдо, Кенсан-Пукто, а кристаллический графит залегает в провинции Кенгидо. Стоит упомянуть также о залежах высококачественного каолина (Хадон, провинция Кенсан-Намдо), талька (Чхунджу, провинция Чхунчхон-Пукто), известняка, который имеется повсеместно и служит сырьем для цементной промышленности.

Промышленность Южной Кореи

Экономика Республики Корея - двенадцатая экономика в мире по величине ВВП. С 1979 г. Корея проводит политику экономической открытости для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и западноевропейским инвестициям. К концу 1980-х годов собственные корейские компании-конгломераты уже всерьез стали конкурировать с западными транснациональными компаниями. Страна, начав, как и Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу, производящую наукоемкую продукцию и запускающую спутники. Научно-технический потенциал страны находится под особым патронажем правительства.

В 2012 гг.Сеул ивестировал в индустрию знаний и технологий и развитие наукоемких промышленных центров около 110 млрд. дол.

Основной отраслью материального производства является промышленность, 98% продукции которой дают обрабатывающие отрасли. Более половины их продукции поставляют отрасли тяжелой промышленности, в т.ч. около трети - машиностроение. В легкой промышленности преобладает текстильная (20% стоимости), пищевкусовая.Число предприятий добывающей промышленности составляет всего 5% общего количества предприятий страны. Основной отраслью является добыча угля, в которой занято около 60 тыс человек.

Кроме угля добывающая промышленность дает вольфрамовый концентрат, золото, серебро, медь, а также неметаллические минералы - известняк, каолин, тальк и др.

Добыча железной руды сконцентрирована в Янъяне, вольфрама - на Сандонском руднике (обогащается концентрат в Тэгу).

Основой электроэнергетики традиционно являлись ТЭС. Однако, беспокойство в стране вызывала зависимость от импорта нефти. На долю угля в энергобалансе приходилось 34%. В настоящее время активный обмен с другими странами в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомный реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергетики.

Одной из отраслей специализации промышленности - черная металлургия: около 40% металла вывозится на мировой рынок, главным образом в США и Японию. РК вышла на восьмое место в мире по производству стали (22 млн т в 1989 г.),опередив, например, Великобританию и Францию. Крупнейшие комбинаты расположены в Пхохане и Кванъяне. Внутренний спрос на металл удовлетворяется приблизительно на 80%. Лимитирующим фактором является небходимость расширения ввоза сырья (закупается 100% коксующегося угля, 80% железной руды и угля).

Значение цветной металлургии не столь велико: выплавляется алюминий, свинец, цинк, медь (завод в Чхонъяне и промышленной зоне Кеннам),благородные металлы. Зона цветной металлургии фактически сложилась в районе Онсана.

Машиностроение Южной Кореи

Эта отрасль наиболее тесно связанная с мировым хозяйством, поскольку из-за рубежа, в основном, поступают финансовые средства, технология и комплектующие изделия, а сбыт на внешних рынках является стимулом роста производства в основных отраслях.

Одним из важных мероприятий стало создание промышленной зоны Чханвон, специализирующейся на машиностроении.

Автомобилестроение стало одной из наиболее бурно развивающихся отраслей международной специализации РК. Более половины автомобилей экспортируется на международный рынок. Машины, произведенные в Южной Корее, начинают вытеснять с европейского и американского рынка их национальные марки.

Компания Хендай (основной выпуск машин) имеет предприятия в Ульсане и Намъяне. Другие автомобильные заводы расположены в городах Пупхен, Пусан, Чханвон, Кванмен, Асан, а работает множество филиалов зарубежом.

Наиболее растущая отрасль специализации корейской индустрии - электроника. По выпуску электронной продукции страна вошла в десятку мировых лидиров. Причем больше половины идет на экспорт. Быстро растет выпуск технологически сложной бытовой электроники - видеомагнитофонов, лазерных устройств, компьютеров и периферийных устройств к ним, а также микросхем.

Размещение электронных предприятий тяготит к крупным городам вдоль оси Сеул - Пусан, с их мощным научно-техническим потенциалом и квалифицированной рабочей силой. По производству судов РК занимает второе место в мире после Японии. И судостроение, несмотря на мировой спад в этой области, по-прежнему остается одним из столпов ее экономики и международной специализации.

Крупные верфи расположены в Ульсане, Пусане, Чанвоне, Окпхо и т. д. Корея входит в десятку мировых производителей текстиля, причем основная часть идет на экспорт. За рубеж вывозится главным образом готовая одежда, в меньших количествах - ткани и пряжа. Предприятия текстильной промышленности размещаются в основном в крупных городах: Тэгу и провинция Кенсан-Пукто, Сеул и провинция Кенгидо, Пусан и провинция Кенсан-Намдо.

По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами. В 1996 г. она была принята в ОЭСР.

Сельское хозяйство

В начале экономического бума в 1963 г. большинство южных корейцев были фермерами. Шестьдесят три процента населения жили в сельских районах. За следующие двадцать пять лет Южная Корея превратилась из сельскохозяйственной нации в городскую, почти промышленную страну и сельскохозяйственная рабочая сила в 1989 г. сократилась до 21%. В настоящее время уровень сельскохозяйственных рабочих составляет 19%.

Сельское хозяйство Южной Кореи имело ряд присущих ему проблем. Южная Корея- гористая страна, лишь 22% в которой приходится на пахотную землю, и здесь выпадает гораздо меньшее количество дождевых осадков, чем в большинстве других соседних странах, занимающихся выращиванием риса.

Главная земельная реформа в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. заключалась в передаче земли в собственность крестьянам. Участки земли, однако, были слишком малы(составляя в среднем один гектар, что делало культивирование неэффективным и препятствующим механизации) или слишком разбросаны, чтобы у семьи была возможность произвести достаточное количество продовольствия. Огромный рост городских областей привел к тому, что в сельскохозяйственных областях почти некому было работать, в то время как из-за увеличения населения спрос на продовольственные продукты возрос. Результатом этих событий было то, что к концу 1980-х гг. приблизительно половину продовольствия, необходимого Южной Кореи, главным образом пшеницу и корм для скота, пришлось закупать за границей.

На рубеже веков сельское хозяйство составляло небольшой процент ВВП. В нем была занята 1/7 часть работоспособного населения. После земельной реформы 1948 г. значительная часть крупных хозяйств была реструктурирована, в настоящее время в стране преобладают небольшие семейные фермы. Основная культура - рис, составляет 2/5 стоимости всей производимой продукции.

Правительство закупает большую часть урожая по стабильным ценам. Кроме риса выращиваются ячмень, пшеница, соя, картофель, овощи. Свиньи и рогатый скот- основа семейных ферм. При правительственной поддержке в последнее время выдвинулось на первые роли рыболовство. Эта отрасль полностью обеспечивает потребности населения, а излишки рыбы и морепродуктов экспортируются. Республика Корея выдвигается на лидирующие места в мире, как страна, ведущая глубоководный лов рыбы.

Чтобы дать более точное представление о продуктивности вышеперечисленных отраслей хозяйства, я укажу в таблице основные важнейшие показатели:

Автомобильная промышленность

В Южной Корее автомобильная промышленность составляет 9,4 % всего объёма добавленной стоимости, 8,3 % всего экспорта и обеспечивает занятость 7,4 % всей рабочей силы страны.

Начало производству было положено в начале 1960-х годов, когда был принят первый пятилетний экономический план. С тех пор южнокорейская автомобильная промышленность стала одной из важнейших отраслей экономики, показывая высокие темпы роста. Сейчас Южная Корея -- пятый в мире производитель автомобилей (её доля составляет 5,4 % мирового производства). В стране пять основных предприятий, производящих автомобильную продукцию -- Hyundai Motor, Kia Motors, GM Daewoo Auto & Technology, SsangYong Motor Company и Renault Samsung Motors.

В 2002 году в стране было произведено более 3,1 млн автомобилей, в том же году продажи на местном рынке составили 1,62 млн автомобилей, что на 11,8 % больше, чем в 2001 году. Экспорт остался на прежнем уровне (1,5 млн автомобилей).

В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

Транспорт

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог -- 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи -Сеул, Пусан,Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен -- старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог -- 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ,Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи -- Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Основные особенности финансовой системы Кореи

При анализе состояния финансовой системы Кореи необходимо выделить целый ряд особенностей: общую неразвитость финансовой системы, а в институциональном плане - ее особенный упор на банковский сектор. В этой стране практически отсутствуют такие элементы обеспечения устойчивости финансовой системы как национальное страхование депозитов, централизованное выделение "проблемных" финансовых учреждений и надзор за ними и т.п. Сравнительно небольшую роль играют так называемые устойчивые консервативные инвесторы (национальные), прежде всего негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

Нестабильности системы способствовали и распространенные в стране многочисленные барьеры, ограничивавшие доступ иностранного капитала к прямому контролю над местными фирмами; в таких условиях большая часть вложений иностранных инвесторов носила портфельный характер.

Основным государственным органом, занимающимся вопросами регулирования деятельности финансовой системы является Министерство Финансов и Экономики Кореи, которое активно участвует в разработке экономической стратегии, распределяет финансовые ресурсы между отраслями и фирмами, определят налоговые и тарифные льготы.

Министерство Финансов и Экономики разрабатывает новые законы и тщательно пересматривает уже существующие, а также принимает множество мер с целью укрепления национальной валюты, увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. К Министерству Финансов и Экономики нередко обращаются с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Опыт организации финансовой системы Южной Кореи весьма поучителен, прежде всего в связи с удачно найденным сочетанием строгой иерархии кредитно-банковских учреждений и небанковских финансовых учреждений, четким контролем над всеми сторонами денежного обращения и финансовыми рынками.

В основе государственного кредита - Банк Кореи, позиции которого весьма велики, а авторитет непререкаем. Банк осуществляет контроль за эмиссией денежных средств в обращении, отслеживает деятельность частных банков, выдает разрешения на открытие филиалов зарубежных банков, осуществляет статистические и аналитические функции. К системе государственных банков относятся также 7 специализированных банков (изначально они являлись государственной собственностью поскольку более половины их капитала было оплачено за счет государственных средств). В государственных банках находится около 37 % депозитов страны. Депозитные банки включают 10 общенациональных коммерческих банков, 10 местных банков и 66 филиалов иностранных банков. 5 Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.

Координационные возможности государства определяются также его контролем над внешней торговлей, ценами и банковско-ссудной системой. Через государственные органы проходит распределение заемного капитала, поступающего из-за рубежа, что значительно усиливает воздействие государства на процесс эффективного использования иностранного капитала.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства.

Государственный долг

Государственный долг Республики Корея /РК/ с 1998 по 2013 год увеличился в 8 раз и составил 432 млрд долларов. Такие данные содержатся в распространенном сегодня докладе министерства финансов.

По прогнозам экспертов, в 2014 году госдолг РК вырастет до 478,4 млрд долларов. Таким образом, государственный долг на душу населения в Южной Корее впервые превысит отметку в 9 тысяч долларов. В России этот показатель составляет 3,6 тысяч долларов, в США - более 53 тысяч долларов.

Южная Корея является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 1960-2010 ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос в 25 раз и сегодня составляет 36,6 тыс. долл. Сейчас Корея — высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного дирижизма — вмешательства государства в экономику. Александр Жолудь внимательно изучил современную экономическую историю Кореи и нашел ответ на вопрос, действительно ли государственное вмешательство так полезно для экономики.

Республика Корея, или как чаще ее называют после Корейской войны 1950-53 гг., Южная Корея, является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 50 лет (1960-2010) ВВП на душу населения в постоянных ценах (то есть исключив инфляцию) по паритету покупательной способности (ППС) вырос в 25 раз. Страна, которая начинала на одном уровне с тогдашним Китаем , на сегодня имеет ВВП по ППС 36,6 тыс. долл.

Рис. 1. ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года, Северная и Южная Кореи, 1950-2008

Такой значительный и длительный рост безусловно вызвал интерес экономистов. Это может показаться странным широкой общественности, но сегодня в экономической среде нет консенсуса относительно того, что именно помогло Корее достичь подобных успехов. Целью этой статьи является попытка описания факторов и политик, которые повлияли на развитие корейской экономики, и возможные уроки для Украины.

Развитие экономики Кореи обычно делят на 3 периода: импортозамещение, экспортоориентированность, индустриализация.

Первый период, 1953-1961: «импортозамещение»

После окончания войны южная Корея была беднее большинства стран Африки, не говоря уже о Европе. Большинство капитала и земель до независимости были в собственности японских колонизаторов. Эти активы были конфискованы в пользу государства и приватизированы после окончания Второй мировой войны, часто покупателями были мощные родственные группы со связями. Первой попыткой запуска экономического роста была популярная на тот момент идея импортозамещения — «самодостаточности» экономики. Для ее реализации правительство ввело высокие (до 77% цены) импортные тарифы, импортеры должны были получить специальное разрешение на ввоз продукции, одновременно существовало несколько обменных курсов. Эта политика дала нажиться ряду приближенных к власти бизнесменов, которые позже сформировали «родственные корпорации» или чеболи, но как политика она была провальной — средние темпы роста в это время были на уровне 5,5%, что очень мало для страны, которая восстанавливается после войны. Не помогла даже безвозвратная финансовая, техническая и гуманитарная помощь от США, которая составляла до 10% ВВП Кореи в год — с 1954 по 1960 годы в среднем свыше двух третей ежегодного импорта финансировались помощью США. В 1960 году происходят очередные президентские (и вице-президентские) выборы, в которых с большим отрывом побеждает 85-летний президент Ли Сын Ман. Выборы проходили со значительными нарушениями и вызвали массовые студенческие протесты (армия открыла огонь по протестующим, убив 180 и ранив тысячи гражданских), что привело к свержению режима Ли Сын Мана. Результатом была кратковременная «вторая корейская республика», которую менее чем за год свергла военная хунта во главе с Пак Чон Хи, который возглавил страну.

Второй период, 1962-1972: «экспортоориентированность»

Пак Чон Хи был непримиримым противником коммунизма, что не помешало ему активно внедрять государственное вмешательство в экономику, создание и осуществление пятилеток и незаконное преследование политических оппонентов. На первом этапе он попытался проводить активную борьбу с коррупцией и бизнесменами, приближенными к предыдущей власти, однако до каких-либо значительных «посадок» не дошло, а связь между крупным бизнесом и властью только усилилась. От провальной политики импортозамещения перешли к ориентации на экспорт.

Рис. 2. Строительство, с/х и перерабатывающая промышленность, доли добавленной стоимости,%

Очень важно понимать геополитическую ситуацию начала 60-х годов: Корея улучшает отношения с бывшим колонизатором — Японией (Япония выплачивает многомиллионные компенсации) и в обмен на военную и политическую поддержку действий США во Вьетнаме получает доступ к закупкам, которые осуществляли США для ведения кампании. Например, по оценке Kim (цитируется по , оригинальная статья 1970 недоступна онлайн), доходы Кореи от контрактов, связанных с войной во Вьетнаме, составили в 1967 году 185 млн долл. или около 4% ВВП страны за этот год.

Закупки не только предоставляли валюту для приобретения современного импортного оборудования, но и создавали гарантированный рынок сбыта и помогали получить навыки, которые потом можно было использовать в других проектах. По данным Glassman and Choi , 21% строительных работ в 1965-1969 было произведено по заказу США. Проекты строились гражданскими компаниями в составе чеболов. Например, Хюндай строил дорогу Паттан-Наратхиват в Таиланде в 1965 году, по которой должны были поставляться войска и припасы во Вьетнам. В результате, источником от 40% до 60% валового накопления основного капитала (ВНОК) были контракты публичных закупок со стороны США и финансовая и гуманитарная помощь США в конце 1960-х годов.

Новое правительство продолжило активно вмешиваться в экономику, но изменило акценты этого вмешательства. Тарифы на импорт были снижены, зато бизнесы, выполнявшие установленные экспортные квоты, получали доступ к субсидированным кредитам и другим преимуществам. До 1967 года существовал перечень разрешенных товаров для импорта (остальные — запрещены. Их можно было ввозить только при наличии спецразрешения и были ограничения по покупке твердой валюты на эти цели), но под внешним давлением с 1967 года правительство изменило политику на обратную — перечень запрещенных товаров.

Кредиты экспортерам выдавали как иностранные банки под госгарантии, так и государство через ренационализованные банки. Основное развитие промышленности шло через трудоемкие производства, которые могли привлекать рабочую силу из сельского хозяйства. Если в 1963 году в с/х производилось 43,1% ВВП и было занято 63,4% рабочей силы, то в 1970 эти показатели ссоставляли 26,7% и 50,4% соответственно . Стимулирование экспорта было успешным как в абсолютном, так и в относительном измерениях: рост экспорта с 55 млн долл. в 1962 (2,4% ВВП) до 1,6 млрд долл. в 1972 (15% ВВП). Структура экспорта сместилась с с/х продуктов и минералов на товары легкой промышленности — тройку товаров-лидеров в экспорте В 1970 году составили текстиль (40,8% экспорта), фанера (11%) и парики (10,8%). В целом трудоемкие товары легкой промышленности составляли более 70% экспорта — то есть страна в полном соответствии с классической теорией международной торговли использовала свое конкурентное преимущество. Основными торговыми партнерами Кореи были США (47,3%) и Япония (28,1%).

Рис. 3. Чистый экспорт как процент ВВП

Экспорт рос очень высокими темпами — в 1963-1969 годах средний ежегодный прирост был на уровне 35% , в то время как импорт рос в среднем на 22% ежегодно. Вместе с тем следует заметить, что весь этот период чистый экспорт оставался отрицательным со средним уровнем в -6,9% ВВП в 1962-1971. Поддержание такого постоянного и значительного внешнеторгового дефицита требовало притока внешнего капитала — сначала финансовой помощи, затем — инвестиций и долга.

Из-за того, что для получения большинства государственных стимулов необходимо было иметь значительные объемы производства и экспорта, происходила концентрация бизнеса и развитие чеболов. Кредитная поддержка правительства не всегда была успешной, что часто требовало затрат дополнительных ресурсов на спасение провальных проектов. Для генерации доходов для обеспечения таких расходов правительство оказывало успешным компаниям защиту путем ограничения входа на рынок новых участников. 4 попытки изменить законодательство в пользу дерегуляции и конкуренции в этот период потерпели неудачу.

В 1960-е годы корейские фирмы активно делали инвестиции в новые активы — темпы роста валового накопления основного капитала выросли с 10,5% в год в первой половине десятилетия до 33,2% во второй. Компаниям не хватало собственных средств на такие инвестиции и они активно наращивали долги — отношение собственного капитала (net worth) к активам упало с 51,6% в 1965 году до 23,3% в 1970, появилась большая доля компаний, которые имели положительный cash flow, но критически зависели от продолжения кредитных линий и обращения собственных векселей. Когда компаниям не были доступны банковские кредиты, они занимали на внутреннем нерегулируемом финансовом рынке ,часто под значительные проценты.

Третий период, 1973-1979: «развитие тяжелой и химической промышленности»

В июле 1971 Федерация корейской промышленности (представитель интересов крупных компаний), обратилась к президенту Паку с просьбой выкупа государством долгов проблемных компаний. Последней каплей в накоплении проблем была 17-процентная девальвация национальной валюты в предыдущем месяце, которая привела к росту стоимости обслуживания валютных кредитов. Рассматривалась возможность банкротства таких фирм, но из-за опасений остановки внешних инвестиций в случае громких банкротств был избран возможно более дорогой, но более политически приемлемый вариант. Прошло чуть больше года, и правительство издало указ (т.н. Указ 3-го августа ), которым все старые долги компаний перед нерегулируемым финансовым рынком были заменены на долг по единой ставке (1,35% в месяц), который необходимо было выплачивать 5 лет после первоначального трехлетнего периода без выплат. Краткосрочные долги перед банковской системой были заменены на унифицированный долг (8% годовых, 3 года льготного периода, 5 лет выплат). Реальные процентные ставки были практически нулевыми или отрицательными — годовая инфляция в 1971-1974 годах составляла соответственно 13,5%, 11,7%, 3,2% и 24,3%.

Рис. 4. Валовое накопление основного капитала как % ВВП

Итак, произошло перераспределение стоимости в пользу заемщиков за счет формального и неформального финансового сектора, от которого выиграл прежде всего большой бизнес, в то время как малый и средний были в значительной мере ограничены в возможностях получения кредитов. Однако и крупному бизнесу это принесло лишь временное облегчение — уменьшение кредитных выплат привело к оппортунистическому наращиванию новых долгов.

Кроме прямой кредитной поддержки крупного бизнеса правительство ввело мораторий на обслуживание долга компаний перед неофициальным финансовыми рынками. У компаний, которые не желали направлять инвестиции в избранные государством отрасли, не только исчезал доступ к финансированию (банковская система находилась под контролем правительства), но и возникали проблемы с налоговой и ограничения на получение лицензий, что закрывало для них доступ на перспективные рынки. Многие компании создали избыточные производственные мощности, которые не могли использовать из-за отсутствия спроса на соответствующие товары.

В января 1973 г. Пак Чон Хи объявил «декларацию о развитии тяжелой и химической промышленности» (англ. Heavy and Chemical Industry, HCI). 1970-е были пиком государственного вмешательства в деятельность корпораций. До этого стимулирования экспорта не выбирало виды промышленной деятельности, которые надо поддерживать. Переход к прямой поддержке отраслей был следствием трех основных факторов (по Anne O. Krueger (1995) ):

1) уменьшение военного присутствия США, вызвавшее необходимость в развитии собственного ВПК;

2) рост зарплат из-за общего роста экономики, которое сделало трудоемкий экспорт менее конкурентным. Рост стран-соседей с похожими трудоемкими производствами;

3) наличие большого дефицита текущего счета платежного баланса, несмотря на стимулирование экспорта, в том числе из-за использования импортных ресурсов в производстве.

Сокращение финансовой поддержки со стороны США означало, что внешнеторговый дефицит необходимо срочно сокращать, потому что исчезал источник его финансирования.

Рис. 5 Темпы роста реального ВВП,% годовых

Происходило создание государственных промышленных предприятий, одним из самых известных примеров которых является POSCO (Pohang Iron and Steel Company) — металлургический завод, построенный на средства, предоставленные Японией в рамках программы взаимопонимания между бывшими метрополией и колонией. Соглашение о кредите, финансовой и технической помощи было подписано в 1969 году, выпуск стали начался в 1972 Предприятие было приватизировано в конце 1990-х, и на сегодня это четвертый крупнейший производитель стали в мире.

В этот период ВВП Кореи рос быстрее (11% в год в 1973-1979 гг. против 9,6% в 1963-1972), хотя оппоненты вмешательства государства отмечают, что основной рост был вызван общим экспортным направлением экономики и притоком прямых иностранных инвестиций и его темпы могли бы быть выше без вмешательства государства. Необходимо отметить, что в 1980 году произошло первое падение ВВП за почти тридцать лет. На это безусловно повлияло убийство Пак Чон Хи и второй нефтяной шок, но замедление было очевидным и до этих событий.

1979-2017: устранение ошибок

В 1979 году состоялся ряд событий, которые вызвали кризис и заставили правительство двигаться от поддержки конкретных компаний к созданию более равных условий — процесс, который продолжается до сих пор. Во-первых, состоялся второй нефтяной шок, который нанес удар по химической промышленности — одной из отраслей со значительной государственной поддержкой. Во-вторых, ускорение инфляции до 18,3% в 1979 и 28,7% в 1980 из-за большого бюджетного и внешнеторгового дефицитов и искажение цен государственной политикой привели к дефициту многих потребительских товаров. В-третьих, 26 октября 1979 было совершено успешное покушение на президента Пак Чон Хи, диктатора, который практически единолично решал тактические и стратегические вопросы развития экономики. В-четвертых, из-за засухи в 1980 году был очень плохой урожай, ВВП впервые с 1953 года продемонстрировал падение — на 1,7%.

К власти пришла очередная группа военных во главе с Чон Ду Хван, которая, опасаясь восстановления военного конфликта с Северной Кореей, ввела чрезвычайное положение. В ответ участились протестные выступления студентов и рядовых граждан против политической диктатуры и засилья чеболов — например, восстание в Кванджу в мае 1980 года, подавленное армией, в результате которого погибло более полутора сотен человек. Начались протесты профсоюзов. Протестующие достигнут успеха лишь в 1996, когда бывший президент Чон Ду Хван будет осужден на пожизненный срок в частности за чрезмерное использование силы в подавлении протестов.

К началу 1980-х уровень ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года в Корее был примерно такой, как в современной Украине. Советники Чон Ду Хвана объяснили бесперспективность продолжения политики активного вмешательства государства в экономику — Корея на тот момент уже приблизилась к технологическому фронтиру, а ее экономика усложнилась настолько, что предсказать успешность того или иного вмешательства стало практически невозможно. Поэтому состоялась постепенная экономическая либерализация. Она не помешала дальнейшему экономическому росту — с 1981 по 1997 (год Азиатского финансового кризиса) — среднегодовой ВВП рос на 9,1%. Импортные пошлины были снижены, новые государственные проекты в промышленности не запускались, бизнес получил более равный доступ к кредитам.

Однако, как стало понятно особенно после азиатского кризиса 1997 года, у страны остались значительные структурные дисбалансы. Банковская система до сих пор имеет проблемы со значительными объемами кредитов, выданных под давлением властей крупным корпорациям, некоторые из которых (например., Деу) — обанкротились. Руководство чеболов обвиняют во взяточничестве, финансовых махинациях, уклонении от уплаты налогов и влиянии на власть — в последние годы подобные судебные приговоры вынесены руководителям таких крупных компаний как Samsung, СК, Хюндай, Хангва и Лотте. В то же время главы крупных чеболов после осуждения получают амнистию — как это было с Ли Кун-хи (Самсунг) или Чонг Монг-ку (Хюндай). В конце 2016 объявлен импичмент первому президенту-женщине Пак Кин Хе по обвинению в коррупции.

1953-1979: три декады государственного вмешательства

Имела ли такая политика положительное влияние на экономический рост — нет единого мнения. Большинство соглашается, что на этапе импортозамещения вмешательство имело негативное влияние, о чем свидетельствуют умеренные темпы роста ВВП несмотря на массированную финансовую внешнюю помощь. Государственные ограничения на импорт не дали ни прямого эффекта уменьшения внешнеторгового дефицита, ни существенного роста промышленности. Ситуация изменилась только при переориентации на внешнюю экспансию.

Периоды экспортоориентации и развития тяжелой промышленности являются схожими в том смысле, что в обоих периодах было активное вмешательство государства, но они существенно отличаются механизмами такого вмешательства. В первом случае любой экспортер получал доступ к преференциям за выполнение установленных экспортных планов — кредитам с низкой ставкой, твердой валюте, налоговым льготам и тому подобное. Поэтому развитие отраслей происходило по рыночным законам — страна специализировалась на товарах легкой промышленности, в которых имела конкурентное преимущество — дешевую рабочую силу. Когда же государство взялось за развитие тяжелой и химической промышленности, главной целью было не получение максимальной прибыли, а обороноспособность страны. Поэтому применялась политика прямой поддержки конкретных производств и предприятий — правительство устанавливало для них цены ниже рыночных на материалы, направляло инженеров и другую квалифицированную рабочую силу. Это привело к введению контроля и над потребительскими ценами, появлению дефицита потребительских товаров и черного рынка, а в конце концов замедлению экономического и экспортного роста.

Стоит заметить, что разделение на лагеря по точке зрения на роль государства в развитии Кореи совсем не отражает разделение по экономическим школами или национальности авторов. Так, ярким пропонентом роли государства в развитии Кореи была Alice Amsden со своей книгой Asia’s Next Giant: South Korea и даже в какой-то степени представители Всемирного банка (исследование приветствует вмешательство государства только в случаях, где есть проблемы для рынка, например, асимметричная информация при кредитовании, проблемы достижения экономии на масштабах при конкуренции и т.д.). Оппоненты отмечали, что при расчете по имеющимся мировым ценам производительность тяжелой и химической отраслей осталась ниже производительности легкой промышленности, развитие которой сдерживалось в 1970-е (Yoo Jung-ho, 1990 ), импорт странами ОЭСР из Кореи вырос в 1970-е меньше, чем из Тайваня, который имел схожую структуру экспорта, но не осуществлял значительного государственного вмешательства в этот период. Безусловной сложностью оценки является отсутствие совершенного «контрольного варианта» с которым можно было бы сравнить Корею. Все контр-исторические оценки базируются на тех или иных предположениях, которые невозможно однозначно доказать.

В целом за весь период можно выделить такие факторы, оказавшие значительное влияние на развитие экономики Кореи:

Обычно экономисты выделяют два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Первый заключается в увеличении количества используемых ресурсов — капитала, рабочей силы и т.п. Второй означает более эффективное использование имеющихся ресурсов. Европейские страны и Северная Америка развивались преимущественно за счет интенсивного роста — появления новых, более эффективных технологий. В то же время, СССР периода индустриализации был наглядным примером экстенсивного роста — за счет вытеснения людей на работу в промышленности городов (в частности карточной системой), выжимания частных сбережений (работа Торгсин по покупке золота во время Голодомора), принудительные сбережения и покупка западных заводов и другого современного капитала. Проблема с экстенсивным ростом в том, что в определенный момент ресурсы заканчиваются. Так, можно удвоить рабочую силу, привлекая женщин к производству, улучшить ее качество программами ликбеза и образования, однако вряд ли можно ожидать привлечения всех — от младенцев до пожилых людей — к производству или обучение всех до уровня кандидатов или докторов наук. Именно поэтому после исчерпания ресурсов рост в СССР значительно замедлился, что и привело в конечном итоге к падению советской империи.

В 1970-1980-е годы значительная часть западных экономистов считала «Восточные экономические чуда» результатом повторения западного пути, то есть роста эффективности. Однако в 1990-х, после остановки экономического роста Японии и финансовых проблем Кореи, стало доминировать мнение, что их успех был результатом благоприятных условий (в том числе политических) внешней торговли, в сочетании со значительной мобилизацией ресурсов. Так же, как и в СССР, такая мобилизация позволяет временно иметь значительные темпы экономического роста просто за счет наращивания факторов производства.

Уроки для Украины

Украина вряд ли сможет напрямую скопировать опыт Южной Кореи в силу ряда экономических и политических ограничений:

  • Отсутствие резерва рабочей силы. Нет значительного количества молодежи, которая бы из менее производительного сельского хозяйства переходила в промышленность. Маловероятным является то, что молодежь согласится работать по 10-12 часов в день за незначительную зарплату. В Корее в 1980 году (то есть по истечении значительного прямого государственного вмешательства) в с/х были занято 34% всех работающих, в 1963 их было 63,4%; в Украине в 2012-2015 годах этот показатель составлял в среднем 17,3%.
  • Значительный уровень бюджетных расходов на социальную защиту, требует значительной налоговой нагрузки. В случае предоставления преференций отраслям и фирмам нагрузки на остальную экономику только возрастут. Старение населения потребует дополнительного повышения социальных и медицинских расходов.
  • Низкий уровень сбережений и низкая вероятность принудительной мобилизации средств
  • Отсутствие значительной внешней поддержки — корейская экономика находилась во внешнеторговом дефиците с 1953 по 1997 год за счет помощи США и Японии в 1950-1960-е и ПИИ и кредитов в более поздний период, а также содействия доступу на рынки США и Японии.
  • Политическая неприемлемость диктатуры и дальнейшего сращивания государства и крупного бизнеса.

Примечания:

Около 1000 долл. ВВП на человека. Для сравнения — ВВП на душу населения по ППС в Украине в 2015 году составил почти 8000 долл.
Американцы сначала поставили высокие требования на продажу конфискованных японских активов, и немногие корейские граждане отвечали этим требованиям, поэтому собственность перешла к новому корейскому правительству. Правительство сначала выставило банки на продажу в 1954 году с рядом положений для предотвращения продажи по сверхнизкой цене с ограничениями на источник средств, однако предложений не поступило. Правительство резко ослабило требования. Используя политические связи, крупные промышленные капиталисты занимали деньги у банков, чтобы купить эти самые банки. Когда приватизация была завершена в 1957 году, все коммерческие банки находились под контролем промышленных капиталистов. Согласно одному из исследований, доля инсайдерских кредитов таких банков превышала 50 процентов. Покупатели активно финансово поддержали Либеральную партию президента Ли Сын Ман. (по работе Phillip Wonhyuk Lim «Path Dependence in Action: The Rise and Fall of the Korean Model of Economic Development» )
Кроме коммерческих банков и «депозитных банков» под контролем государства, существовал значительный внутренний нерегулируемый рынок, который оказывал прежде всего краткосрочные ссуды. На 1972 год объем кредитов нерегулируемого рынка составил 346 млрд вон, коммерческих банков — 646 млрд и депозитных банков — 823 млрд (см стр. 166 книги Financial Development in Korea, 1945-1978 ).
Он был основан только в 1988 году. До этого действовали фонды для госслужащих и военных, но они покрывали незначительную часть населения .

VoxUkraine - уникальный контент, который стоит прочесть. Подписывайтесь на нашу e-mail рассылку, читайте нас в