Меню

Сообщение о городе в средние века. Самые красивые небольшие средневековые города европы

Оборудование

Европа славится обилием красивых средневековых городов, как правило, отлично сохранившихся. Многие из них, в частности европейские столицы, хорошо знакомы туристам. Однако в Старом Свете имеется также большое число маленьких старинных городков, менее «раскрученных», но не менее интересных. Особо привлекательными они могут показаться туристам-фотографам, например, тем, кто осваивает искусство съёмки с квадрокоптеров. Большой ассортимент качественных и разнообразных по цене дронов представлен на сайте: https://brrc.ru/catalog/kvadrokoptery/ .

Самым известным средневековым городком Бельгии, безусловно, является Брюгге, часто называемый «Северной Венецией» из-за обилия каналов. История Брюгге началась в 1128 году, и сегодня его старый центр является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо знакомства с местными архитектурными памятниками и катанием на лодках по каналам, туристы развлекаются дегустацией разнообразных сортов пива и шоколада.

Небольшой бельгийский городок Динан менее известен, но не менее живописен. В городе, в котором проживает всего 14 000 жителей, туристам будет интересна средневековая архитектура, а также пейзажи - набережной реки Мозы и окрестных скал, обрамляющих городок.

Город Блед в Словении - один из самых живописных уголков этой страны. Он находится на берегу одноимённого озера Блед и славится своими замками и храмами. Самые лучшие панорамы местности получаются при съёмке с квадрокоптеров.

На территории Германии имеется множество интересных мест, сохранивших свою средневековую архитектуру. Так, Регенсбург, основанный почти две тысячи лет назад, - один из старейших городов страны. Главной достопримечательностью считается прекрасно сохранившийся средневековый центр с собором, мостом и зданиями в стиле готики.

Настоящим царством фахверка называют немецкий город Фройденберг, расположенный в земле Северный Рейн-Вестфалия. В старом центре имеется множество черно-белых фахверковых домов, стоящих стройными рядами, этот вид - визитная карточка Фройденберга.

Швейцарский Грюйер - это не только название одного из известнейших сортов сыра, но и исторический город в кантоне Фрибур. Здесь можно увидеть примечательные старинные здания и средневековый замок. Другим небольшим швейцарским городком, рекомендуемым к посещению всем, увлекающимся красивыми средневековыми постройками, является Муррен в кантоне Берн. Он располагается на высоте 1650 м в долине Лаутербруннен, в окружении трёх известнейших швейцарских вершин - Эйгер, Монк и Юнгфрау. Здесь всегда очень много туристов, число которых превышает количество местных жителей (450 человек) в разы.

В Великобритании очень сложно выделить самые интересные средневековые городки, однако стоит упомянуть Бибери - «самую красивую деревню Англии», воспетую поэтом Уильямом Моррисом, и славящуюся своими зданиями 14 века, а также небольшой посёлок Касл Ком в графстве Уилтшир, названный одним из самых привлекательных британских населенных пунктов изданием The Times.

Франция также богата малыми средневековыми городами, среди которых особое место занимает Коллиур с живописным замком, старинной церковью Нотр Дам дез Анж и древним маяком, а также Жосселен - сказочный городок в регионе Бретань, с не менее впечатляющим замком 1008 года постройки.

Сан Джиминьяно в Тоскане (Италия) - средневековый город, окруженный стеной. Здесь туристам будет интересен старый центр с собором и множеством древнейших башен, включенный в 1990 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Городок Фунес в итальянском Тироле не избалован туристами, поэтому подойдёт тем, кто ищет в Европе не только красивые пейзажи, но и уединение. Местные виды порадуют даже искушенных пейзажных фотографов.

В северной Европе достоин посещения Рейне - посёлок в Норвегии, не однажды занимавший верхние строчки в рейтингах самых красивых мест этой страны. Рейне, основанный в 1793 году как порт, расположен на Лофотенских островах, в окружении живописных гор.

Характерной чертой средневековья был рост городов. Связано это, прежде всего, с разделением общества на социальные группы и развитием ремесел. Типичный средневековый город в Западной Европе представлял собой небольшое по современным меркам поселение, располагающееся вблизи монастыря, крепости или замка. Обязательным условием для строительства нового поселения являлось наличие водоема - реки или озера. Само средневековье охватывает весьма значительный период времени: с пятого столетия по пятнадцатое (эпоха Возрождения). Многие города 5-15 веков представляли собой настоящие крепости, окруженные широким валом и крепостной стеной, что позволяло держать оборону во время осады, поскольку войны для этого периода времени были не редкостью.

Европейский средневековый город был местом небезопасным, жизнь в нем была довольно трудна. Если от разорительных набегов чужестранных войск спасали высокие стены и действующая армия, то против болезней каменные укрепления были бессильны. Частые эпидемии, вспыхивающие в тысячами уносили жизни простых горожан. Одна эпидемия чумы могла нанести городу несравнимый ни с чем урон. Можно отметить следующие причины быстрого распространения чумы среди 5-15 веков. Во-первых, состояние медицины тех времен не позволяло бороться с отдельно взятым очагом заболевания. В итоге «черная смерть» распространялась сначала среди жителей одного поселения, затем выходила далеко за его пределы, приобретая характер эпидемии, а иногда и пандемии. Во-вторых, несмотря на небольшое количество жителей, в таких городах была достаточно высока. Скученность людей как нельзя лучше способствовала распространению инфекции, быстро передающейся от больного человека здоровому. В-третьих, по меркам современных людей средневековый город представлял собой скопище мусора, бытовых отходов и экскрементов животных. Антисанитария, как известно, способствует зарождению многих опасных заболеваний, разносимых крысами и другими мелкими грызунами.

Однако в рождении и расширении городов были и свои положительные черты. Так, большинство из них возникало на землях крупных феодалов или королей. Люди, проживающие на подвластной вассалу территории, могли заниматься хозяйством, вести торговлю, получая при этом значительный доход. Вассалу же было выгодно процветание «его» города, поскольку основную часть дохода он мог получать с налогов горожан.

Описание средневекового города

Большинство городов 5-15 столетий насчитывали от 4 до 10 тысяч жителей. Город с численностью населения до 4 тысяч жителей считался средним. Самый крупный средневековый город едва мог насчитать 80 тысяч жителей. Мегаполисами тех времен считались Милан, Флоренция, Париж. В основном в них проживали мелкие купцы, ремесленники, воины, имелась местная городская знать. Характерной чертой европейских городов 12 века стало открытие в них университетов и появление студенчества как отдельного социального класса. Первые подобные учреждения открывались в крупных центрах того времени - Оксфорде, Париже, Кембридже. Их появление оказало значительное влияние на развитие отдельных стран и Европы в целом.

Сегодня средневековый город представляется нам унылым и опасным местом, где даже в разгар дня можно было стать свидетелем ограбления или убийства. Однако есть что-то романтическое в узких улочках старинных европейских городов. Как иначе объяснить возросший интерес туристов и путешественников именно к таким древним городам, как Сартен (Италия), Кельн (Германия), Они позволяют окунуться в историю, отвлечься от суеты современных «каменных джунглей», совершить, пусть и недолгое, путешествие в прошлое.

По своему происхождению западноевропейские средневековые города делятся на два типа: одни из них ведут свою историю с глубокой древности, от античных городов и поселений (например, Кельн, Вена, Аугсбург, Париж, Лондон, Йорк), другие возникли сравнительно поздно - уже в эпоху средневековья. Бывшие античные города в раннем средневековье переживают полосу упадка, но все же остаются, как правило, административными центрами небольшой округи, резиденциями епископов и светских правителей; через них продолжают поддерживаться торговые связи, прежде всего в районе Средиземноморья. В 8-10 вв. в связи с оживлением торговли на Севере Европы появляются протогородские поселения на Балтике (Хедебю в Шлезвиге, Бирка в Швеции, славянский Волин и др.).

Однако период массового возникновения и роста средневековых городов приходится на 10-11 вв. Раньше всего сформировались города, имевшие античную основу, в Северной и Средней Италии, в Южной Франции, а также по Рейну. Но очень быстро сетью городов и городков покрылась вся Европа севернее Альп.

Новые города возникали у замков и крепостей, на пересечениях торговых путей, у переправ через реки. Их появление стало возможным благодаря подъему сельского хозяйства: крестьяне оказались в состоянии прокормить значительные группы населения, не занятые непосредственно в аграрном секторе. К тому же хозяйственная специализация вела ко все более интенсивному отделению ремесла от сельского хозяйства. Население городов росло за счет притока деревенских жителей, которых привлекала возможность получить в городе личную свободу и воспользоваться привилегиями, имевшимися у горожан. Большинство пришедших в город включались в ремесленное производство, но многие не бросали окончательно и сельскохозяйственных занятий. У горожан были участки пахотной земли, виноградники и даже пастбища. Состав населения был весьма пестрым: ремесленники, купцы, ростовщики, представители духовенства, светские сеньоры, наемные солдаты, школяры, чиновники, артисты, художники и музыканты, бродяги, нищие. Такое многообразие связано с тем, что сам город играл множество важнейших ролей в социальной жизни феодальной Европы. Он был центром ремесла и торговли, культуры и религиозной жизни. Здесь концентрировались органы государственной власти и строились резиденции сильных мира сего.

На первых порах горожанам приходилось платить многие поборы сеньору города, подчиняться его суду, находиться от него в личной зависимости, иногда даже работать на барщине. Сеньоры часто покровительствовали городам, так как получали от них немалые выгоды, но плата за это покровительство со временем стала казаться окрепшим и разбогатевшим горожанам слишком обременительной. По всей Европе прокатилась волна столкновений, подчас вооруженных, горожан с сеньорами. В результате так называемого коммунального движения многие западноевропейские города получили право самоуправления и личную свободу для своих граждан. В Северной и Средней Италии крупнейшие города - Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена, Болонья - добились полной независимости и подчинили себе большие территории за пределами городских стен. Там крестьянам приходилось работать на городские республики точно так же, как раньше на сеньоров. Большой самостоятельностью пользовались и крупные города Германии, хотя они, как правило, признавали на словах власть императора или герцога, графа или епископа. Немецкие города нередко объединялись в союзы с политическими или торговыми целями. Самым знаменитым из них был союз северогерманских купеческих городов - Ганза. Расцвет Ганзы приходится на 14 в., когда она держала в своих руках всю торговлю на Балтике и в Северном море.

В свободном городе власть чаще всего принадлежала выборному совету - магистрату, все места в котором делились между патрициями - членами богатейших семейств землевладельцев и купцов. Горожане объединялись в товарищества: купцы - в гильдии, ремесленники - в цехи. Цехи следили за качеством продукции, защищали своих членов от конкуренции. Не только работа, но и вся жизнь ремесленника была связана с цехом. Цехи устраивали для своих членов праздники и пирушки, они помогали «своим» беднякам, сиротам и старикам, а в случае необходимости выставляли военные отряды.

В центре типичного западноевропейского города обычно располагалась рыночная площадь, а на ней или же неподалеку от нее стояли здания городского магистрата (ратуша) и главной городской церкви (в епископских городах - собора). Город окружали стены, причем считалось, что внутри их кольца (а иногда еще и снаружи на расстоянии 1 мили от стены) действует особое городское право - здесь судятся по своим законам, отличным от принятых в округе. Мощные стены, величественные соборы, богатые монастыри, пышные ратуши не просто отражали богатство обитателей города, но и свидетельствовали о всевозрастающем мастерстве средневековых художников и строителей.

Жизнь членов городской общины (в Германии их называли бюргерами, во Франции - буржуа, в Италии - пополанами) резко отличалась от жизни крестьян и феодалов. Бюргеры, как правило, были мелкими свободными собственниками, они славились своей расчетливостью, деловой смекалкой. Рационализм, укреплявшийся в городах, способствовал критическому взгляду на мир, свободомыслию, порой сомнению в церковных догмах. Поэтому городская среда с самого начала стала благоприятной для распространения еретических идей. Городские школы, а затем и университеты лишили церковь исключительного права на подготовку образованных людей. Купцы отправлялись в далекие странствования, открывали пути в неизвестные страны, к чужим народам, с которыми налаживали торговые обмены. Чем дальше, тем больше города превращались в мощную силу, которая способствовала росту в обществе интенсивных товарных связей, рационалистического осмысления мира и места в нем человека.

Освобождение от власти сеньоров (его удалось добиться далеко не всем городам) не устранило почву для внутригородских конфликтов. В 14-15 вв. в городах Европы произошли так называемые цеховые революции, когда ремесленные цехи вступили в борьбу с патрициатом. В 14-16 вв. городские низы - подмастерья, наемные работники, бедняки - восставали против власти цеховой верхушки. Плебейские движения стали одной из важнейших составляющих Реформации и раннебуржуазных революций 16-17 вв. (см. Нидерландская буржуазная революция 16 е., Английская буржуазная революция 17 в.).

Первые ростки раннекапиталистических отношений в городах появились еще в 14-15 вв. в Италии; в 15-16 вв. - в Германии, Нидерландах, Англии и некоторых других районах заальпийской Европы. Там появились мануфактуры, возникла постоянная прослойка наемных рабочих, стали складываться крупные банкирские дома (см. Капитализм). Теперь мелочная цеховая регламентация все чаще начинает препятствовать капиталистическому предпринимательству. Организаторы мануфактур в Англии, Нидерландах, Южной Германии были вынуждены переносить свою деятельность в деревню или в маленькие городки, где цеховые правила не были так сильны. К концу средневековья, в эпоху кризиса европейского феодализма, в городах начинают происходить трения между нарождающейся буржуазией и традиционным бюргерством, в результате чего последнее все больше оттесняется от источников богатства и власти.

Существенна роль городов и в развитии государства. Еще в период коммунального движения в ряде стран (прежде всего, во Франции) начинает оформляться союз между городами и королевской властью, сыгравший важную роль в укреплении королевской власти. Позднее, когда в Европе возникают сословно-представительные монархии, города не только оказываются широко йредставленными в средневековых парламентах, но своими денежными средствами в значительной степени способствуют укреплению центральной власти. Постепенно усиливающаяся монархия в Англии и Франции подчиняет себе города и упраздняет многие их привилегии и права. В Германии наступление на вольности городов активно вели князья. Итальянские города-государства эволюционировали к тираническим формам правления.

Средневековые города сделали решающий вклад в формирование новой европейской культуры эпохи Возрождения и Реформации, новых экономических отношений. В городах окрепли первые ростки демократических институтов власти (выборность, представительство), здесь сформировался новый тип человеческой личности, исполненной чувства собственного достоинства и уверенной в своих творческих силах.

Средневековый город - специфическое поселение, с особой топографией, со значительным плотным гетерогенным (этническим, социальным, профессиональным) населением, в нем сосредоточены товарообмен и товарное, преимущественное ремесленное, производство, институты власти, культа и культуры. Кроме того - город - это образ жизни, со своим бытом, производственным и общественным укладом, формами общения, своей субкультурой. Город - это порождение средневековья. Изучали средневековый город давно и по-разному. В XIX и XX вв. преобладал «генеалогический» интерес (поиски типа исходного элемента или ядра), во второй половине XX в. - речь идет о функциях и свойствах города, его месте в средневековом обществе. В средние века официально городом считалось поселение, получившее от властей статус города, закрепленный особыми грамотами, имеющее внешние атрибуты - стены, ров, укрепления, много улиц, жителей, ратушу, собор, церкви, большие здания, порт, рынки, административные учреждения, скопление властей, уличную толпу.

Существует свыше десятка теорий происхождения средневекового города : романистическая (идея непрерывного развития города от римских времен до нового времени) (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.К. Савиньи), вотчинная (К.В. Нич («Министериалы и бюргерство в XI-XII вв.» все каролингское государство - огромная вотчина, все основные слои городского населения вышли из вотчинного населения и вотчинных учреждений. Единственный элемент, чуждый вотчине, сыгравший роль в возникновении города, обмен. Он является источником рыночного права); К. Эйхгорн (правда, он считал, что некоторые города возникли из римских городов); гильдейская (Вильде, О. Гирке (основой городских коммун является свободный союз германцев, возникший якобы для защиты интересов своих членов у стен бурга, крепости), иммунитетная (Арнольд), марковая (О. Маурер), рыночная (Р. Зом, Л. Шредер, Кейтген), из сельского прихода (Г. фон Белов), купеческая (А. Пиренн, Ретшель), гарнизонная (Ф. Мэтланд), из объединения предприимчивых людей (Ретиг), ремесленная (Я.А. Левицкий), и их разновидности. Речь идет о типе первичного ядра или первичных элементов города.

Условно этапы развития городской жизни разделяют:

  1. IV-V вв. - когда города прошли путь своего развития от эмбриона до раннего города с набором новых функций и признаков. Если говорить об этом периоде, то обычно исследователи выделяют следующие черты - развал античной системы, когда варварские завоевания нанесли сокрушительный удар по античным городам. Полностью сохранились лишь полисы Византии. Сотни городов Западной римской империи запустели, аграризировались и служили либо политико-административными централи или/и укрепленными пунктами, либо епископскими резиденциями. Размеры и численность населения городов сократились. В лучшем положении оказались города на побережье морей и рек, благодаря крупной торговле с Востоком.
  2. V-VIII вв. - ранний город. На остальной территории Европы, где не было античных традиций, существовали отдельные очаги цивилизации в виде ремесленных и торгово-ремесленных поселений, крепостей и коллективных убежищ, а также ранних городов. Многие города возникли на месте римских городов (Кельн, Страсбург, Майнц, Трир, Регенсбург, Аугсбург, Вена, Париж, Лион, Тулуза, Милан, Неаполь, Лондон, Йорк и др.), но это уже не античные города. Ранний город был политическим центром, другой его разновидностью были торговые эмпории, они возникали в пунктах пересечения торговых путей, неподалеку от культовых центров и резиденций правителей. В VIII в. крупные ранние города образовали обширное «торговое полукольцо» - от Северной Франции, Фландрии, Балтики, вдоль Днепра и Волги. В раннем городе был марковой строй управления, но иногда и особое социально-политическое устройство, ремесленники выполняли работу на заказ, но могли и на внешний сбыт. Город имел аграрный отпечаток. Многие ранние города просуществовали недолго. Например, Хамвих, на месте которого (или рядом с ним) возник Винчестер, Бирка - Сигтуна - Стокгольм, старый Любек исчез и рядом с ним появился новый Любек, но могли и сохраниться и далее. В этот период времени города превращаются в опорные пункты нарождающегося государства; церковной организации и общественной элиты. На развитие городов повлияли - а. развитие феодальных монархий, завершение христианизации, сложились основные классы - сословия - феодалы и крестьяне; б. процесс отделение ремесла от с/х; в. рост производительности с/х, которое могло теперь прокормить и тех, кто сельским трудом не занимался.
  3. IX-XIII вв. - появление собственно средневекового города. Города возникают повсеместно - около замков, крепостей, при крупных светских вотчинах, монастырях, у речных переправ, около мостов, при перекрестках дорог, корабельных стоянок, промысловых стойбищ, приречных холмах, посреди плодородных ополий, рыбных угодий, т.е. там, где были благоприятные условия для торговли и ремесла, для безопасного проживания тех, кто не связан с с/х. IX-X вв. - время массовой урбанизации, которая завершилась к концу XII-XIII вв. Но города росли и развивались в отдельных областях тоже неравномерно. Раньше на юге, позднее на севере. К X в. средневековые города как социально-экономические центры сложились в Италии (Генуя, Флоренция, Риальто); в X-XI в. - в Южной Франции (Марсель, Тулуза, Арль, Нарбонна, Монпелье), появились пиренейские города (Валенсия, Барселона, Коимбра (здесь росту городов способствовали арабы); в X-XII вв. - по Днестру и Дунаю, в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Германии (Рейнские); в XII-XIV в. - на северных окраинах и внутренних областях Зарейнской Германии, Скандинавии, Ирландии, Венгрии. Здесь города вырастали из рыночных, торгово-ремесленных местечек, бывших племенных центров, укрепленных бургов. Распределение городов по территории Европы тоже было неравномерно. Много - в Северной и Средней Италии, Северной Франции, Фландрии, Брабанте, по Рейну. На Маасе к IX в. располагались через каждые 15-20 км. В целом плотность размещения городов такова, чтобы сельчанин мог добраться до города в течение одного дня и вернуться обратно.
  4. XIV-XV вв. - следующий этап в развитии города. Новые города почти не возникают. Город развивается сам и влияет на общество, изменяя феодальную округу.

Отличие средневекового города от античного полиса в том, что он сразу социально стал отделяться от деревни, превращаться в центр товарного обмена, центр управления и укрепленный пункт, центр епархии, скопления духовенства, отдельную общность со своим судом, правом и самоуправлением, привилегиями, корпорациями. Город располагал кафедральным собором, одним или несколькими рынками, зданием городской администрации (ратуша, мэрия, сеньория), укрепленным центром (бург, сите, град), дворцами - замками знати, системой внешней фортификации (стены, валы, рвы). К городу примыкали торгово-ремесленные предместья, сельская округа, где горожане и городская община в целом владели землями и угодьями. Внутри городских стен тоже были пашни, виноградники, огороды, выпасы. Размеры городов невелики, в XIV в. - Лондон - 290 га, Париж - 400 га, Кельн - 450 га, Флоренция - 500 га, Гент - 600 га, Вена - 110 га, Тулон - 18 га. (Современный Арзамас - 3,4 тыс. га). Численность также невелика, 1-3 -5 тыс. жителей. Даже в XIV-XV вв. большими считались города с 20-30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население свыше 80-100 тысяч - Константинополь, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордоба, Севилья. Застройка города была иррегулярной, но исследователь топографии средневекового города Э. Гуткинд назвал ее «шедевром функциональности», так как «строители, будучи реалистами, адаптировали улицы к сложностям роста города». Центр города - собор или бург, ратуша, городская башня - символ городской свободы, площадь. Город делился на кварталы, заселенные разными социально-профессиональными группами. Обособленно селились евреи (гетто), палач. Узкие улицы («не шире длины копья»), тесно, мусор, клоаки, скот.

Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращении товаров: различные торговцы и ремесленники, огородники, промысловики, значительные группы людей были заняты продажей услуг и обслуживание рынка - матросы, возчики, носильщики, трактирщики. Кроме того, в городе жили феодалы со своим окружением, представители королевской и сеньориальной администрации - служилая бюрократия, нотариусы, врачи, заметную часть города составляло белое и черное духовенство. Например, первое городское право Страсбурга, относящееся к XII в., дает указание на следующие слои населения: 1. министериалы церкви; 2. челядь епископа - люди несвободные; 3. челядь страсбургского капитула и монастырей - тоже несвободные люди; 4. челядь церкви не одного только Страсбурга, но и всего епископства; 5. свободные горожане.

Местность, в которой сложился город, принадлежала не одному, а нескольким феодалам. В этом последнем случае население города оказалось под властью нескольких сеньоров, что приводило к конфликтам между ними и вызывало необходимость разграничения сеньориальных прав в отношении жителей поселения. Например, территория Страсбурга в 1100 г. находилась в руках 4 крупных землевладельцев: епископа и 3 церковных учреждений: соборного капитула, капитула св. Томаса и капитула св. Петра. В Бове в XI в. было 3 сеньора - епископ, местный капитул, кастелан. Фландрский город Динан делился в XI в. между 2 сеньорами - графом Намюрским и епископом Льежским. Этому двоевластию положил конец в 1070 г. Генрих IV жалованной грамотой, данной епископу Тедуану, получившему все права графа, сборы рыночных пошлин и все другие доходы и сборы с города. В Амьене было 4 сеньора - король, епископ, граф и кастелан. Самый типичный пример - г. Париж, где было много владельцев.

Несмотря на преобладание ремесла, средневековые города носили все же заметно выраженный аграрный отпечаток. С/х было распространенным дополнительным занятием жителей. В Эдинбурге была «улица коров», в Страсбурге - «улица быков». В Лондоне еще в XIII в. заметную роль играло разведение свиней. Во время жатвы часть лондонского населения отправлялась в деревню (судебные и университетские каникулы - от июля до октября, чтобы судейские и преподавательский персонал мог «снять жатву с полей».

Население молодого города состояло из людей, чужих друг другу. Эти крестьяне (беглые или пришлые из разных сел) принесли с собой старое устройство деревни - марки. Во всех городах Западной Европы мы находим в отдельных частях города черты управления, напоминающего марковый строй деревни. Как и в деревне, собирается народная сходка (в Германии и Фландрии - бурдинг). Она разбирает мелкие судебные дела, касающиеся мер и весов, поземельные тяжбы. Бурдинг имел свои исполнительные органы т.н. геймбюргеров. Над элементами маркового строя возвышается сеньориальная система управления; власть в городе была в руках сеньора или сеньоров. В.В. Стоклицкая-Терешкович приводит пример как управлялся Страсбург в XII в., - к этому времени епископ стал единоличным правителем города, сосредоточил в своих руках судебную, исполнительную власть, осуществляя ее через своих должных лиц - бургграфа (следил за состоянием дорог, мостов, укреплений и т.д.), шульдгейса (низший судья, судил на рынке св. Мартина по торговым и рыночным дням), мытника, начальника монеты, фогта (из числа местных феодалов, в его руках была высшая юрисдикция - высший судья по преступлениям, влекущим наказания, связанные с пролитием крови). Епископу в городе принадлежала монополия по продаже вина, горожане были обязаны отбывать в его пользу известные повинности - ремесленники должны работать на епископа и его двор, каждый кузнец должен ежегодно подковывать 4 епископские лошади своими гвоздями, если епископ отправлялся в поход; 12 скорняков делали меха на шубы из материала епископа; каждый седельник из своего материала изготавливал 2 седла для епископа, если епископ отправлялся к папе, и 4 - если в поход с императором; также были определены повинности ряда других ремесленных специальностей. 24 купца обязаны были ежегодно исполнять поручения епископа, связанные с выездом из города, причем он возмещал им ущерб, который они могли понести. Горожане должны были отбывать ежегодно в пользу епископа 5 дней барщины, от которой освобождались лишь немногие. В.В. Стоклицкая-Терешкович полагает, что это раннее городское право появилось в результате борьбы города с сеньором, и что ранее произвол епископа был сильнее.

Город возникал как сеньориальный, и, следовательно, зависел от сеньора - поземельно, судебно, лично (вплоть - до брачного и посмертного поборов). По мере роста городов горожане стали добиваться для себя свобод, привилегий, иммунитетов, что вылилось в антисеньориальную, или коммунальную борьбу. Главная задача - свобода от злоупотреблений сеньориальной администрации, свобода рыночной деятельности и личности горожанина. Сначала борьба шла за отдельные привилегии - торговые, охраняющие жизнь, имущество, честь купцов и всех тех, кто выходил на рынок с товарами. Это было получить легко. Затем стало ясно, что городу нужна политическая и финансовая независимость, и горожане потребовали самоуправления, что и привело к столкновению с сеньорами. Коммунальная борьба шла 3-4 столетия. В нее вмешивались император, короли, князья, папы. Каждый город к свободе проходил свой путь. Борьба за то, чтобы городам было наиболее удобно разместиться в сеньориальном режиме. Формы борьбы тоже были разными: покупка вольностей и привилегий, вооруженная борьба.

Раньше всего началась борьба горожан с сеньорами в Италии. В Северной Италии наиболее обширными привилегиями пользовались сеньоры тех городов, которые могли обеспечить имперским войскам свободный доступ в Италию, через альпийские и апеннинские горные проходы. Таковы были архиепископы и епископы Бергамо, Милана, Кремоны и др. Так, епископ Бергамо в 904 г. получил от итальянского короля Беренгарда I полное право суда над населением города и его округи. Вторая половина X и XI вв. - период борьбы горожан с сеньорами в Ломбардии, когда зародились городские коммуны в Ломбардии. Уже под 850 г. в хрониках обнаруживаем известие о волнениях в Кремоне, под 891 г. - «о заговоре народа» в Модене, под 897 г. - об изгнании епископа в Турине. Все начиналось с борьбы за свободу плавания, рыбной ловли, выпаса, порубки и помола. Далее нужно было покончить с налогами (особенно с обложением торговых сделок - teloneum). В удобный момент группа влиятельных людей вступала в «заговор» (conspiratio) против епископа-графа, создавая на определенный срок сообщество (communitas), скрепленное клятвой (conjuration). Затем коммуна расширялась, добивалась у сеньора признания и начинала выступать от имени всего города - сначала вместе с епископом, потом вместо него. Так коммуна перерастала в публичную власть. Ее законодательные функции осуществлялись собранием всех полноправных членов на площади перед собором (парламенто или аренго). Исполнительная власть принадлежала коллегии консулов, избиравшихся на год от районов (ворот) города, иногда по сословиям. Число консулов - от 2 до 20. В течение XI-XII вв. коммуна утвердилась во многих городах Италии (1076 г. - Кремона, 1081 г. - Пиза, 1089 г. - Генуя, 1107 г. - Верона, после смерти маркизы Матильды в 1115 г. во Флоренции, Сиене, Ферраре), где в результате восстания, где посредством выкупа сеньориальных привилегий, где воспользовавшись благоприятным случаем. Коммунальное движение в Ломбардии сочеталось с борьбой за инвеституру. В XI в. Милан пережил 3 волны восстаний - 1035-1037, 1041-1044, и в 50-70 -х гг. XI в., итогом стало появление миланской коммуны (1098 г.) и консулата (1117 г.). В некоторых центрах Марки, Тревизо, Пьемонта, Кампании и даже Тосканы (Вольтера) эта борьба растянулась до XIV в. В окраинных городах на границах с Германией и Бургундией победа горожанам досталась с большим трудом (Верчелли) или вовсе не дала результатов (Тренто, Ченеда, Аоста, Триест остались под властью графов. Первая и главная проблема, с которой столкнулась коммуна, усмирение окрестной знати. Рушились замки, владельцев насильно переселяли в город, а коммуна, подчиняя контадо в радиусе 10-15 км своей юрисдикции, превращалась в маленькое независимое государство. В Южной Германии, Северной Франции коммунальное движение вспыхнуло примерно в то же время (восстание в Вормсе в 1073 г., в Камбре - 1077 г.), и совпало с усилением королевской или княжеской власти и явилось важной предпосылкой национальной (или областной) централизации на феодальной основе. В Италии подъем городов, лавировавших между империей и папством, увековечил раздробленность страны. Наиболее активную роль в утверждении консулата сыграли мелкий и средний нобилитет - рыцари-вальвассоры, milites. Граница, разделявшая знать и рыцарство, была относительной и подвижной. Например, в Милане консулы выбирались из 3 групп населения - капитанов, вальвассоров и богатейшего купечества. Выборы консулов производились по кварталам города от каждой группы в отдельности. Консулы знати пользовались большим авторитетом, чем консулы купечества. Одни консулы знати представляли Милан во внешних отношениях. Функции консулов купечества сводилась к юрисдикции по торговым делам, к надзору за торговлей и к охране торговых путей.

Аналогично развивалось и коммунальное движение во Фландрии. Здесь В.В. Стоклицкая-Терешкович выделяет 2 типа городов, 1. те, которые принадлежали фландрскому графу; 2. которые принадлежали духовным сеньором. Первой группе городов удалось относительно легко получить свободу, второй нет. Например, город Камбре. В 957 г. горожане восстали против его правителя - епископа, решив не пускать его в город, но последний использовал армию императора, и горожанам пришлось смириться. В 1024 г. - снова восстали, результат тот же, затем восстали в 1064 г. с тем же результатом. В 1077 г. - появилась коммуна, но просуществовала недолго. В 1101 г. - коммуна была восстановлена, в 1107 г. аннулирована императором Генрихом V, но город сохранил своих эшевенов и своих должностных лиц. Аналогичное движение шло и во Франции. Хрестоматийный пример борьба за коммуну г. Лан. Борьба за коммуну началась при епископе Годри (с 1106 г.). Воспользовавшись его отъездом в Англию, горожане купили у заменивших его клириков и рыцарей коммунальную хартию. Вернувшись, за большие деньги епископ и король, подтвердили ее. В 1112 г. епископ отменил хартию, в ответ началось восстание, епископ был убит. Горожан поддержал Томас де Марль, противник короля Людовика VI Толстого. Томас де Марль был отлучен от церкви, Людовик вошел в город, восстановил старый порядок. Восстание началось снова. В 1129 г. хартия была восстановлена. Но на этом дело не закончено. Борьба за коммуну велась с переменным успехом до 1331 г. (в борьбу были втянуты короли Людовик VII, Филипп II Август, мелкие и крупные феодалы), когда ланская коммуна была аннулирована ордонансом короля Карла IV. Место городских властей заняли королевские бальи и королевский прево. В своем собственном домене король не покровительствовал коммунам. Он держал себя по отношению к ним так же, как и другие сеньоры в отношении подвластных им городов. Он подавлял попытки учреждения коммуны в Орлеане, Пуатье, Туре, аннулировал коммуну в Этампе. В Париже коммуна также не смогла образоваться. Коммуна образовалась в немногих городах домена, да и то с ограниченными правами. Например, г. Вексен, права дал Филипп II Август (учел стратегическое положение города, расположен на границе с Нормандией).

Коммунами - назывались города, приобретшие определенную независимость от своего сеньора и более или менее широкую автономию. Город - коммуна становился по отношению к своему сеньору вассалом. Сеньор подтверждал хартию, права и привилегии такого города и обязывался не только соблюдать их, но и отстаивать от посягательств со стороны третьих лиц. Представители города-коммуны со своей стороны приносили сеньору оммаж и присягу, формула которой близко напоминала формулу вассальной присяги. При каждой перемене сеньора хартия вновь подтверждалась и присяга вновь приносилась. Подобно вассалу, город-коммуна платит сеньору вассальные помочи в трех случаях - посвящение старшего сына в рыцари, выдача замуж старшей дочери, выкуп из плена; несет воинскую повинность по требованию сеньора, но повинность эта была ограничена либо определенным районом (не дальше одного дня пути), либо определенным числом дней в году. Сеньор имел право закладывать города-коммуны, как закладывают лены. В основе коммуны лежит союз горожан, скрепленный взаимной присягой. Состав членов коммуны был разным. Требования к полноправному члену коммуны - быть свободным, рожденным в законном браке, не быть неоплатным должником, но на ранних этапах принимались и крепостные. Коммунальные хартии часто провозглашали отмену права «мертвой руки» и произвольной тальи. Поголовный налог мог оставаться. Но во Франции и Германии существовала практика, по которой «городской воздух делает свободным». Хотя были города, где это правило не действовало. Обычно коммуна имела право либо средней юрисдикции, в то время как высшая находилась в руках сеньоров, либо только низшей и полицейской власти. Коммуны обладали правом наказывать нарушителей коммунальных законов сжиганием домов этих последних. Коммунам принадлежала муниципальная администрация и право издание муниципальных законов. Коммунам были подвластны близлежащие деревни и поместья. Этот округ носил название банлье во Франции (господство в пределах 1 лье, но реально до 10-15 км), контадо в Италии. Позже под власть коммуны стали попадать и мелкие города, так образовалась дистретто.

Подведем итоги. Полный комплекс привилегий , который добились города в результате коммунального движения, включал: политическую самостоятельность (самоуправление); правовую автономию, подсудность своему суду, подвластность своей администрации; право самообложения и распоряжения налогами (или частью), избавление от всего (или части) экстраординарного обложения; рыночное право; монополию в области торговли и ремесел; право на прилегающие угодья; право на городскую округу (3 мили); отделение от горожан, т.е. тех, кто не был жителем данного города. Важным результатом коммунального движения - освобождение большинства горожан от личной зависимости «городской воздух делает свободным» (немецкая пословица «Stadtluft macht frei». Существуют 2 типа городской автономии - 1. право самоуправления и 2. получение части привилегий и свобод экономического и политического характера. Право самоуправления - это права выборного управления, собственный суд, самообложение и сбор налогов, созыв военного ополчения. Городской совет мог быть 2 типов - 1. во главе города мэр или бургомистр, который также был главой совета эшевенов или присяжных (от 12 до 24 человек); 2. - во главе города коллегия консулов от 2 до 30 человек (чаще на юге Западной Европы). У коммуны была своя печать, колокол (символ свободы), герб. Крайняя форма городской автономии - город-государство в Италии. Города, менее значимые по своей экономической роли, находившиеся в сильной зависимости от сеньора или от королевской власти (Англия, Швеция, Дания, мелкие города любой страны) или попавшие в орбиту особых интересов монарха (Лондон, Орлеан, Париж) никогда правом коммуны не располагали. Английские короли давали экономические привилегии, но с ограниченной политической независимостью. В Швеции полным городским правом располагали только торговые города. Права горожан - личная свобода, право распоряжаться своим имуществом, подсудность городскому суду, право участвовать в формировании органов городского управления. Статус бюргера - наличие собственности, чтобы нести городское тягло (этот статус был либо наследственным, либо приобретался путем специальной процедуры); внесение определенных взносов в пользу города; владение землей в пределах города и его округи; наличие движимого имущества; свидетельство о профессиональном мастерстве; личная благонадежность; участие в одной из городских корпораций, сторожевая и гарнизонная служба. Получая свои привилегии и иммунитет, город превращался в замкнутую общность, полноправность в которой - право гражданства или бюргерства - также имело личный и сугубо местный характер, т.е. касалось лишь данного города. Но многие города так и не добились полной самостоятельности.

Ремесло. Цехи. Средние века эпоха расцвета ремесла - мелкого ручного производства изделий. Производственная основа средневекового города - ремесло. В эпоху, к которой относится развитие средневекового города, в Западной Европе выросли новые отрасли промышленности, до того известные только на Востоке и связанные с введением некоторых технических новшеств. Это производство х/б, шелковых тканей. Сырье - хлопок, шелк-сырец - шло из Леванта. Возникает и красильное дело, (вначале в Египте, Индии, М. Азии) в раннее время ткани окрашивали в белый, черный, красный цвета (используя растительные красители), окрашивать ткани в зеленый и синий цвет научились позднее. Искусство окрашивания тканей возродилось в XII-XIII вв. (в Италии - Венеции, Флоренции, затем во Фландрии, Германии, где оно процветало в XIV в.). Стеклоделие - знали в Египте, в V в. н.э. в Византии, в начале XI в. в Венеции, но В.В. Хвойко полагает, что стекло в X в. делали на Руси. В Венеции стекло делали на о-ве Мурано - для окон, посуду, камеи, эмаль, зеркала. В XIV в. в Италии, Германии, Франции появились часы с колесным механизмом, боем, гирями, башенные часы. Появилось книгопечатание → бумагоделание, военное дело - изобретение пороха приписывалось Бертольду Шварцу (1350 г.), но порох был известен и раньше. Пушки употребляются в сражениях с XIV в. Так, в 1339 г. их применил Эдуард III при осаде Камбре.

Ремесленники были организованы в объединения - цехи (цех - от - Zeche -пирушка) по роду специальности. Вопрос о происхождении цехов вызвал в историографии не меньше споров, чем происхождение городов. Существует ряд теорий: из римских корпораций, из союзов поместных ремесленников. В городах ремесленники объединялись в самоуправляющиеся коллективы - цехи, но так было не везде. Цехи делились по профессиям, причем, по выпускаемой продукции, например, ножи и кинжалы делали в разных цехах: ножовщиков и оружейников. Цеховая организация была весьма многосторонней - производственное объединение, организация взаимопомощи, военная организация. Главная задача цеха - регулирование человеческих отношений и обеспечение пристойной жизни членов цеха. Цехи организовывались городской властью с целью контроля над их ремеслом и торговлей. Цехи были необходимы для того, чтобы организовать и регулировать процесс производства ремесленных продуктов и их продажу, чтобы бороться с сеньорами, позднее с патрициатом, устранять конкуренцию деревенского и иногороднего ремесла. Цехи - характерное явление средневекового города. Существовали везде. Можно предположить, что появились рано, но позднее появились записи обычного права разных цехов или т.н. цеховые статуты. Самое раннее известие о цеховой организации Германии относится к концу XI в. - отрывочный документ, где речь идет о цехе ткачей шерстяных одеял в Кельне. Во Франции в XIII в. появилась «Книга ремесел г. Парижа». Сложилась внутрицеховая - мастер - подмастерье - ученик и межцеховая иерархия (старшие - средние - младшие цехи). Срок ученичества различен от 2 до 7 и более лет до 10 лет. К ученикам предъявляли ряд требований - происхождение от законного брака, цехи золотых дел мастеров в немецких городах требовали, чтобы ученик не происходил из семьи ткача льняных изделий и цирюльников, эти профессии считались презренными. В статутах любекских купцах было записано, чтобы лица славянского происхождения не допускались к изучению ремесла. Родители или опекун ученика заключали договор в устной или письменной форме с мастером. Подмастерье, вполне обученный работник, но не успевший еще стать мастером. Нет стартового капитала, чтобы открыть мастерскую, + шедевр + взносы в цех, + дорогая пирушка. Рабочий день продолжителен - от восхода до заката, т.е. 12-14 и 18 часовой рабочий день. Ночной труд запрещен, но были исключения. Так, в Кельне стригальщики могли работать при свечах от дня св. Андрея до Рождества.

Зарплата начислялась либо по количеству времени, затраченному - поденная, понедельная, годовая, либо по количеству предметов - сдельная, + опыт, знания, быстрота исполнения, платили деньгами, но могли заплатить и товарами - т.н. trucksystem. Срок найма подмастерьев определялся статутами - в Германии раз в год, 2 раза в год. В статуте кельнских пекарей было записано, что нанимать работников следует только в день св. Екатерины, в Любеке - за 2 недели до пасхи, и за 2 недели до дня св. Михаила. Высший орган управления цехом - общее собрание его полноправных членов, т.е. мастеров. Существовали и женские цехи, были цехи, куда принимали и мужчин и женщин. Женщина могла стать членом цеха по вдовьему праву, т.е. как наследница мужа после его смерти, но для этого должна выйти замуж за подмастерья. Подмастерья могли тоже объединяться в братство для совместного отправления культа, похорон товарищей, взаимопомощи в случае болезни. В некоторые братства принимали и учеников. Имели свою казну, делали взносы. Подмастерья могли объединяться в компаньонажи для общения, куда мастера не принимались. Купцы также объединялись в союзы - гильдии, ганзы. Ганзы чаще состояли из оптовиков, но некоторые могли совмещать с оптовой торговлей и розничную. Например, Фуггеры - купцы, кредиторы германских императоров, продавали картины А. Дюрера, владели венгерскими и тирольскими рудниками.

Средневековую торговлю можно типологизировать: 1. торговля граждан города с местными жителями, соседями; 2. то же - с теми, кто не является бюргером (крестьянами, жителями соседних городов); 3. торговля подданных государя этой страны с иноземцами; 4. по характеру торгового ассортимента; 5. по протяженности торгового маршрута; 6. по формам и степени регулирования; 7. по форме и типу организации. Иногда эти признаки сочетались. В Западной Европе стали формироваться 2 торговые зоны: 1. Средиземноморская - Пиренейский п-в, Южная и Центральная Франция, Италия, Византия - которые торговали между собой и с Северной Африкой, черноморско-азовскими портами, М. Азией, со 2/2 XVII в. с Востоком, Индия, Китай. Лидеры в разное время - Византия, Амальфи (IX-X вв.), Венеция, Генуя, Пиза. Торговали с Левантом, откуда вывозили предметы роскоши, предметы узкого спроса, но зато они создавали сверхприбыли. Но с XV в. стали продавать и товары повседневного спроса - зерно, соль, шерсть, иголки, вино. 2. Северная торговая зона - Балтика, Северное море, Северо-Восточная Атлантика; Англия, Нидерланды, Северная Франция, Северная и Центральная Германия, Прибалтика, Русь, Дания, Швеция, Норвегия, где торговали - «тяжелыми» (рыба, соль, зерно, лес, металлы) и «красными» (сукна, шерсть) товарами + лен, пенька, воск. Лидеры - с XIII в. Ганза. Между Северной и Южной зонами связь существовала через Альпы, по Рейну и др. рекам. В торговле стали создаваться ассоциации нескольких мастеров. В морской торговле, например, в Генуе - ассоциации купцов приобрели форму «морской компании», или коменды. Где было 2 участника - 1. дает капиталы и остается дома (stans), 2 не вносит капитала, но едет в плавание и осуществляет все операции (tractator). Прибыли распределяются stans - ¾; tractator - ¼. Корабли, груженные товарами, направляются в пункт своего назначения, собираются в караваны (mude). Караваны отправляются в определенные сроки и по определенному маршруту - чаще всего на Запад, юг, Восток. На Востоке купцы закупают товары в Константинополе, Александрии, Бейруте, Дамаске. Здесь появляются фондако. Копия родины. Есть консулы, байюло. Фактории. Перегрузочные пункты. Например, Корон и Модон были такими пунктами Венеции. Правда, некоторые купеческие фамилии могли владеть целыми островами. В 1304 г. генуэзец Б. Захариа получает о. Хиос, 1207 г. Марко Санудо - о. Наксос, Парос, род Дандоло - о. Андрос. Обороты были значительны. (Хотя, как повезет). Б. Захариа в год ввозил в Геную квасцов 13.000 канторов = 60.000 генуэзских лир. Годовой бюджет купеческой семьи составлял 300-400 флоринов. Прибыль 30-40 % за операцию. Двигала жажда наживы - братья Поло через Константинополь, в Китай к хану Хубилаю. Братья Вивальди (1291 г.) предлагали обогнуть Африку и достичь Азии. В сухопутной торговле существовали такие формы объединений. Чаще объединялись члены одного или нескольких семейств на срок от 3 до 5 и более лет. Каждый из участников вносил свою долю в дело, и прибыль распределялась сообразно внесенному паю. От сухопутной торговли прибыль была меньше, чем от морской торговли, но обороты быстрее, риска меньше. Чем богаче был купец, тем более многообразной была его деятельность, более широкими деловые и социальные контакты, но тем замкнутее, теснее, элитарнее была среда, в которой он вращался. Крупные купцы входили в патрициат, затем получали дворянство.

Развиваются ярмарки. Термин с X в. в Европе, происходит от нем. наименования годичного рынка (Jahrmarkt), другое название - messe, fair, faire, feria - праздник, поскольку ярмарки приурочивались к религиозным праздникам. Ярмарка - широкое сезонное торжище, где осуществлялась оптовая, международная, местная торговля. Ярмарки находились под защитой «мира», сопровождались народными гуляниями, фейерверками, были распространены азартные игры, гадальщики, лекари, брадобреи, зубодеры. С X-XI вв. ярмарки распространились во всех европейских странах. Особенно широким был ассортимент осенних ярмарок. Во Франции - в VII в. сложились и действовали в XII-XIII вв. ярмарки в Сен-Дени, с к. XII в. - в Шалоне, с XIII в. - в Шампани, в XV в. - Лионе; в Германии - с XIV в. - Лейпциге, Ахене, Франкфурт-на-Майне, Линце, Эрфурте и др.; в Англии - Бристоле, Эксетере, Винчестере; в Испании - Медине-дель-Кампо; в Италии - Павии, Милане, Пьяченце, Генуе. Каждая ярмарка славилась своими особенностями. В Лейпциге ярмарка впервые упоминается в 1170 г., собиралась 3 раза в год - новогодняя, пасхальная, осенняя (день св. Михаила). К концу XV в. приобрела общеимперский характер. Шампань - (XII-XIV вв.) - апогей приходится на 1260-1320 гг. - ей покровительствовали графы Шампанские, обеспечивая безопасность и монопольность торговли, купцов и их товаров. Не только опт, но и денежные операции. Шампанские ярмарки собирались 6 раз в году по 6-8 недель в 4 городах графства - Труа, Провен, Труа, Ланьи, Бар, Провен. В первую неделю распаковывали товар, затем торговали - сукна, шерсть, полотно, бумазея, шелк, инд. муслины, ковры; затем кожи, меха; затем монеты и ростовщики (обмен денег, кредитование, перевод денежных сумм), во все дни торговали пряностями, скотом (лошадьми). Затем ярмарки захирели. В Брюгге - (XIV-XV вв.) - текстиль, свинец, уголь, шерсть, сельдь, масло, зерно, вино. В 1309 г. здесь появилась товарная биржа. В большой торговле в качестве «крупных денег» в ходу были слитки драгоценных металлов (Ag), оценивались по весу. Первые золотые монеты в Европе появились в XIII в. в Италии - дукаты, цехины и были отчеканены в начале этого века в Генуе, Флоренции (1252 г., флорин - 24 карата золота), Венеции (1284 г.). Монеты могли быть и товаром. Рано возник рынок собственно монет. Появились менялы. Они занимались переводом денежных сумм со счета на счет (начало чему положила Венеция), причем расписка, выданная в данном случае, играла роль векселя. Деньги использовались в качестве кредитного средства - под расписку или залог на 3-9 месяцев. В это время в Италии (XII -XIII вв. в XIV в. стал употребляться часто) появился термин капитал - ценности, запас товаров, масса денег, деньги, приносящие процент. Термин перекочевал из Италии в Германию, Нидерланды, Францию, и постепенно стал обозначать денежные средства купца или купеческого товарищества. Купцы различали основной капитал - движимое и недвижимое имущество, средства труда, природные богатства, и оборотный капитал - товары и деньги. Денежный кредит под 10 % годовых или 2,5 % на 3 месяца, но был и более высокий %. Банки существовали издревле. В средние века (например, во Флоренции) они возникли из взаимных услуг торговых компаний с XIII в. В XIV в. появляются госбанки в Барселоне, Генуе. Там не занимались займами и авансированием, но лишь переводом денег со счетов. Принцип - «Деньги не должны быть мертвыми, они должны быть в обороте». Деньги давали под 20 % годовых - краткосрочно, под 30 % годовых - долгосрочно. Но католическая церковь осуждала ростовщическо-кредитные операции, так как деньги не могут рождать деньги. Но папский престол пользовался услугами разных банкирских домов, как Флоренции, так и Сиены. Появляется и двойная итальянская бухгалтерия.

Постепенно в городах появляется верхушка горожан и правящий слой - патрициат , городская элита. Термин появился в эпоху Возрождения, то этого скромно себя именовали «лучшими, почтенными, праздными людьми». Вели свое происхождение от римских патрициев, хотя предками являлись крупные купцы, ремесленники, крепостные, министериалы. Экономическая деятельность патрициата носила разнообразный характер, но главное - торговля, банковское дело, ростовщичество. Численность патрицианских семей была разной в разных городах Европы, но не велика. В Брюсселе - 255 семей, в Генте - 13, в Кельне - 15. Поэтому в XIII-XIV вв. начинается борьба горожан против патрициата.

В процессе развития городов, роста ремесленных и купеческих корпораций, борьбы городов с феодалами и внутренних социальных конфликтов в их среде в Европе складывается особое сословие горожан (бюргеров - от лат. burgensis). В экономическом отношении новое сословие было связано с ремесленно-торговой деятельностью, пользовалось рядом льгот и привилегий. Городское население не было единым - патрициат - плебейство.

Введение Стр.3

Генезис города в средние века. Стр.4-6

Города Руси. Стр.7-12

Города Западной Европы. Стр.13-17

Сходства и различия городов Руси и западной Европы. Стр.18-19

Заключение. Стр.20

Список литературы. Стр.21

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа посвящена средневековым городам.

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

В работе я поставил несколько задач:

1. Определить место города в феодальном обществе, его сущность.

2. Определить предпосылки образования феодального города.

3. Изучить развитие города в средние века, его роль в экономических, социальных и политических процессах.

Данная работа предназначена для раскрытия более широкого представления о населении, внешнего вида и особенности средневекового города, на основе которых и существуют знакомые нам города и мегаполисы. В качестве примера рассмотрены города Руси и Западной Европы.

ГЕНЕЗИС ГОРОДА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Существуют общие черты всех городов всех времен:

1. Многофункциональность: (торгово-ремесленный центр, культурный центр, духовно-религиозный центр, крепость).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства.

3. Сосредоточение двух видов деятельности (ремесло и торговля).

4. Административный центр.

Феодальный город- это специфическое поселение с относительно высокой плотностью населения, поселение укрепленное, обладающее особыми правами, правовыми привилегиями концентрирующее не аграрные производственные, а социальные функции, связанные с мелкотоварным производством и рынком.

Черты феодального города :

1. Корпоративная организация производства.

2. Корпоративная социальная структура (права, обязанности, привилегии).

3. Регламентация производства.

4. Мелкое производство.

5. Определенная система привилегий (права жителей или свобода), право иметь в городе войско, органы самоуправления.

6. Тесная связь с землей, землевладением, сеньорией (особенно на первом этапе – город возникает на земле феодала).

7. Определенные повинности, налоги.

8. Часть населения составляют феодалы, имеющие земельную собственность.

9. Верхушка города приобретает земли в округе.

Средневековый город - более высокая ступень развития поселений по сравнению с предыдущими стадиями досредневековых эпох.

Предпосылки и факторы образования средневекового города:

Предпосылками образования средневекового города явился прогресс в сельском хозяйстве: продуктивность, специализация, высвобождение части населения от сельскохозяйственной деятельности. Демографические факторы формирования города: сырьевая база, рост потребности у с/х населения в товарах ремесленников.

Формирование феодальной вотчины обеспечивает:

1. интенсификацию труда

2. организацию труда

3. способствует специализации

4. развитие ремесленного производства – отток населения.

Формирование социальной и политической структуры феодального общества:

Развитие государства (аппарат управления).

Складывание класса феодалов, заинтересованных в городе (организация труда, оружие, предметы роскоши, кузнечное дело, судостроение, торговля, флот, денежное обращение).

Условия, обеспечивающие появление городов:

Общественное разделение труда.

Развитие товарообращения.

Стимулирующий фактор – наличие городских центров, которые дошли из предыдущего времени: античный или варварский город.

Уровень развития ремесла и торговли (появление профессиональных ремесленников, работающих на рынок; развитие ближней и дальней торговли, создание корпораций купцов (гильдий)).

Формирование города.

Как он возникает? Вопрос спорный. В истории человечества были многообразные формы образования городов. Существуют различные теории авторов разных стран об основании городов:

· романская теория (на базе античных городов) – Италия.

· бурговая теория (замки) – Германия.

· вотчинная теория – Германия.

· Рыночная теория – Германия, Англия.

· Торговая концепция (внешняя торговля) – Нидерланды.

Город возник не внезапно. Процесс формирования города – процесс длительный. Превращение раннего города в средневековый происходит в основном в Европе в XI в.

Города имели сложный социальный состав: и феодалы, и «рабы», и духовенство (церкви), свободное торговое население ремесленники – сложный комплекс и свободных и зависимых, и тех, кто еще не получил свободы.

Постепенно все городское население превращалось в единое сословие – Burgeuses – жители города.

ГОРОДА РУСИ.

Образование городов.

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям.

Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли наши древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.

В Повести временных лет обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IXв.: это городовая область, т. е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.

Такой город как Новгород, образовался из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину.

Средневековые поселения можно подразделять по роду занятий жителей на поселения сельского типа, связанные главным образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения не соответствовали современным: городами назывались селения с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели иные названия. Преобладали поселения сельского типа – крестьянские селения вместе с сельскими усадьбами феодалов. Земля крестьянской общины простиралась на многие десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным центром общины был погост - селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых крестьян, которые в основном жили в деревнях.

В центре, на севере европейской России шел другой процесс: с XV – XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - «рядки»). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

Население.

Основную часть населения старых городов составляли занятые ремеслом и мелкой торговлей «посадские люди», разного рода военные - «служилые люди». В больших городах, особенно в Москве, заметными группами были купцы разных категорий, духовенство и прочие. В городах имели усадьбы светские и церковные феодалы, нередко здесь располагались и центральные усадьбы монастырей.

Количественные соотношения между основными группами городского населения были различны в разных городах. Например, в Москве было относительно больше, чем в других городах, представителей феодальных сословий и различных государственных служащих. Иностранцы, проживавшие в Москве, преимущественно были западноевропейского происхождения, здесь было около 600 тысяч жителей. Кроме русских, жило много греков, персиян, немцев, турок, но жидов вовсе не было, т. к. их не терпели во всем государстве.

Вообще, иностранцы замечали, что количество населения в городах гораздо меньше, нежели сколько можно было предполагать, судя по количеству зданий. Это происходило от того, какое значение имел город в Московском государстве: он был, прежде всего, огороженным местом, в котором окрестное население искало убежище во время неприятельского нашествия. Чтобы удовлетворять эту потребность, так часто возникавшую благодаря обстоятельствам, среди которых слагалось государство, города должны были иметь большие размеры, нежели какие нужны были для вмещения их постоянного населения.

Внешний вид городов.

Все русские города с первого взгляда были похожи друг на друга. В середине самый город, т. е. крепость, очень редко каменная, обыкновенно деревянная; в ином городе городовой мастер, сделал земляной вал. В городе соборная церковь, съезжая или приказная изба, где сидит воевода; губная изба для уголовных дел; казенный погреб или амбар, где хранилась пороховая или пушечная казна; тюрьма; святительский двор; воеводский двор; осадные дворы соседних помещиков и вотчинников, в которые они переезжают во время неприятельского нашествия. За стеною - посад, здесь большая площадь, где в торговые дни ставятся лавки с хлебом и со всяким товаром. На площади находится земская изба – средоточие мирского управления, гостиный двор, таможня, купеческий двор, конская изба; далее идут дворы тяглых людей: «на дворе изба, да баня с предбанником. Среди дворов с нехитрым строением, избами, клетями виднеются церкви, иные каменные, но больше деревянные. При церквах же находились богадельни, или дома нищей братии. Около каждой церкви было кладбище, в конце города располагался убогий дом, где хоронили тела казненных, преступников.

Почти все иностранцы, писавшие о Московском государстве, сообщают нам более или менее подробные известия о его столице, Москва есть лучший город в государстве, заслуживает быть столицей и никогда не потеряет своего первенства.

Сам город весь почти деревянный и очень обширный, но издали, кажется еще обширнее, т. к. почти при каждом доме есть большие сад и двор, кроме того, на краю города длинными рядами тянутся здания кузнецов и других мастеров, между этими зданиями также находятся обширные поля и луга.

Город широко раскидывался большею частью по ровной местности, не сдерживаясь никакими пределами: ни рвом, ни стенами, ни какими другими укреплениями.

В первой половине XVI века на посаде было немного каменных домов, церквей и монастырей; даже в Кремле дома и церкви были большей частью деревянными; из церквей каменными были Архангельский и Успенский соборы. Из домов было только три каменных. Дома были не очень велики и внутри довольно просторны, отделялись друг от друга длинными заборами и плетнями, за которыми жители держали домашний скот.

Первое место после столицы в XVI веке принадлежало Новгороду Великому. Ланнуа застал его еще таким, каким он был в лучшее время своей жизни и так описывает его наружный вид: «Город необыкновенно обширен, расположен на прекрасной равнине, окруженной лесами, но огорожен плохими стенами, состоящими из плетней и земли, хотя башни на них каменные. На берегу протекающей среди города реки расположена крепость, в которой находится главная в городе церковь св. Софии».

Иностранцы говорят об огромных богатствах Новгорода, бывших следствием его обширной торговли. О наружном виде в XVI веке иностранцы сообщают не много сведений. По словам Иовия, Новгород славился бесчисленным множеством зданий: в нем было много богатых и великолепных монастырей, и изящно разукрашенных церквей. Здания, впрочем, почти все деревянные. Англичане доносили, что он значительно превосходил обширность Москвы.

Новгородский кремль имел почти круглый вид и был окружен высокими стенами с башнями, кроме собора и зданий подле него, в которых жил архиепископ с духовенством, в нем почти ничего не было. Посевин насчитывает в Новгороде в мирное время не более 20 тысяч жителей.

Псков, младший брат Новгорода, в XVI веке сохранял еще большое значение в Московском государстве. В конце этого века он особенно стал известен иностранцам благодаря знаменитой осаде его Баторием и считался первой крепостью в государстве. Ланнуа говорит, что он очень хорошо укреплен каменными стенами с башнями и имеет очень большой замок, в который никто из иностранцев не смел входить, в противном случае подвергается смерти. Ульфельду сказывали в Пскове, что этот город имеет 300 церквей и 150 монастырей; и те и другие почти все каменные. По описанию Вундерера, посетившего Псков в 1589 году, город был очень многолюден, здесь жило много иностранных купцов и ремесленников. Дома простых людей в Пскове были большей частью деревянные и окружались заборами, плетнями, деревьями и огородами; над воротами каждого дома висел литой или писаный образ.

В XVII веке Псков сохранял еще значительные размеры, но в близи представлял жалкий вид: дома были по-прежнему почти все деревянные, а стены, хотя и каменные, но с плохими башнями, улицы нечистые и не мощеные, кроме главной, выходившей на торговую площадь, она была вымощена вдоль положенными бревнами.

ГОРОДА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации.

Большую роль в структуре и развитии западноевропейской цивилизации в эпоху средневековья сыграл город. Приблизительно с 9-11вв начался процесс массовой урбанизации, складывания городской системы, который завершится к 12-13вв.. Западный средневековый город вобрал в себя некоторые традиции античного полиса (прежде всего в плане своей автономии) и вместе с тем существенно отличался от него, т.к. сразу же стал социально отделяться от деревни.

Города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо сеньора (феодала, монастыря, короля), вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, произвольные поборы, нередко принуждались к барщине, попадали в личную зависимость. Все это было совместимо с городскими занятиями и образом жизни. Результатом явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений сеньора, добиться свободы рыночной деятельности и личной свободы для горожан. Наиболее полный комплекс привилегий, который получали города, включали:

1. Самоуправление, т.е. политическая самостоятельность;

2. Правовую автономию;

3. Право распоряжаться налогами или большей их частью;

4. Рыночное право, монополии в области торговли и ряда ремесел;

5. Право на прилегающие угодья и городскую округу (обычно в радиусе 3х миль); надо заметить, что многие города сами вставали в положение сеньора по отношению к прилегающей территории;

6. Отделение от всех, кто не являлся жителем данного города;

7. подсудность своему суду и подвластность своей администрации.

ГОРОД–коммуна не только обеспечивал личную свободу простолюдину («гор воздух делает свободным») – в нем возникали республиканские формы правления, а это было новшеством и большим достоянием для монархического феодального общества. Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

Города были также источниками вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека – будущего буржуа.

Именно города, с точки зрения многих историков, придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

Население западноевропейских городов .

Размеры большинства западноевропейских городов были невелики. Такие города, как Флоренция, Милан, Венеция, Генуя, Париж, имевшие в конце 13 – начале 14 века более 50 тыс. жителей, считались гигантами. Подавляющее большинство городов насчитывало не более 2 тыс. жителей, а то и того меньше. В малых (до тысячи и менее человек) городах проживало 60% всего городского населения Европы.

Городское население состояло из разнородных элементов: из купцов; из ремесленников свободных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные административные обязанности.

Ремесленное и торговое население городов из года в год пополнялось тысячами крестьян, бежавших от своих сеньоров, для того чтобы стать жителями вольного города. Миграции людей из деревни в город и между городами играли решающую роль в городском развитии средневековой Европы. Из-за высокого уровня смертности, связанного с неблагоприятными условиями жизни, войнами, политической нестабильностью, ни один город не мог поддерживать численность своего населения за счет внутренних ресурсов и всецело зависел от притока новых жителей из сельской округи.

Не каждый житель города был бюргером. Чтоб стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее - хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.

Вне бюргерства стояли бедняки и жившие подаянием нищие. К небюргерам относились и лица, находившиеся в услужении у бюргеров, а также подмастерья, приказчики, лица, состоявшие на городской службе и поденщики.

Бедность была преходящим состоянием, которое стремились преодолеть, а нищенство являлось профессией. Ею занимались продолжительное время. Местные нищие прочно входили в структуру городского общества. В Аугсбурге в 1475 году они подлежали обложению налогом. Нищие создавали свои корпорации.

Но и само бюргерство не было социально однородным. Оно распадалось на две основные группы: патрициат и мастеров. Патрициат (знатные горожане) держал в своих руках городское управление – городской совет и суд. Они представляли город в его отношениях с другими городами, князьями, епископами, королевской властью. Основное место среди городских патрициев занимали крупные землевладельцы и купцы, а также разбогатевшие семьи ремесленников-мастеров.

Торговцы объединялись в цехи, и торговля, так же как и ремесленная деятельность, была строго регламентирована специальными постановлениями городских советов и цехов. Целью их было не допустить конкуренции и ограничить торговлю удовлетворением непосредственных потребностей и нужд населения города и округи.

Внешний вид западноевропейских городов.

В средневековом городе отсутствовала привычная нашему глазу четкая планировка, которую знал римский город: в нем нет ни широких площадей с общественными сооружениями, ни широких вымощенных улиц с портиками по обеим сторонам. В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек. Ширина улиц, как правило, не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще уже – не более 2 метров и даже шириной 1 метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название «улицы одного человека»: двое там уже не могли разойтись.

Уже с 12 века появляются инструкции городских властей о правилах возведения домов и поддержания опрятного вида улиц. С конца 13 века во Флоренции, Сеене, Пизе была учреждена «служба для поддержания красоты». Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно внешнего вида домов.

Первые сведения о городских мостовых исходит из Парижа 12 века: каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. К 14 веку улицы крупнейших французских городов имели мостовые. Но так дело обстояло не во всех городах Европы. В богатом Аугсбурге мостовых не было до 15 века, также как и тротуаров. Нередко горожане прибегали к ходулям, без которых нельзя было пробраться по грязной улице.

Городские дома обносились забором или глухой стеной. Окна были узкие, закрывавшиеся ставнями.

Только с 14 века в городах распространяется каменное строительство. Сперва появились каменные церкви, затем – дома знатных лиц и общественные здания; потом – усадьбы таких ремесленников, которые использовали печи и горны: пекарей, кузнецов, аптекарей. Но в целом каменные дома горожан были редкостью.

Пожары – бич средневекового города. Стремление избежать их сыграло, в известном смысле, свою роль в распространении каменной застройки в городах. Так, в Любеке после двух больших пожаров в середине 13 века городским советом в 1276 году было принято постановление, чтобы впредь дома сооружались из камня. Строить дома из кирпича и глины рекомендовал городской совет Нюрнберга в своих постановлениях 1329-1335гг.

Городские укрепления представляли собой сложную систему сооружений. Стены укрепляли многочисленными башнями, через ров был перекинут подъемный мост, охраняемый стражей. Крепостные стены – предмет неустанных забот горожан, на поддержание их в порядке взимался городской налог. Они были жизненно необходимы городу, т.к. постоянно угрожала опасность со стороны норманнов, соседа-феодала, а то и просто шаек грабителей.

Стены – не только защита, но и символ независимости города. Право на их возведение добывалось в долгой и жестокой борьбе с феодалом, сеньором города, на землях которого город сложился. Это право даровалось королями вместе с привилегией горожанам вершить свой суд, собирать в свою пользу таможенные и рыночные пошлины. И одним из тягчайших наказаний, которым только могли быть подвергнуты непокорные горожане, являлось разрушение стен их города.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ГОРОДОВ РУСИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

Города Западной Европы и Руси имели сходство:

1. Многофункциональность (город – это административный, экономический, духовно-религиозный и культурный центр).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства (но на ранней стадии города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане в Западной Европе будучи вассалами какого-либо синьора вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, произвольные поборы. Результатом этого явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений синьора, добиться личной свободы для горожан).

3. В городах сосредотачивалось два основных вида деятельности: торговля и ремесло.

Отличия городов Руси и Западной Европы:

1. В Западной Европе ремесло развивалось интенсивнее. Благодаря той роли, которую города играли в жизни средневековой европейской цивилизации, ее можно назвать не просто аграрной, а аграрно-ремесленной цивилизацией.

2. Договоров между феодалами и городами на Руси не было, тогда как в Западной Европе это было распространенным явлением.

3. Русские города отличались от западноевропейских внешним видом: русские города, в основном деревянные, а западноевропейские – уже с 13-14 веков застраиваются каменными и кирпичными строениями.

4. Самоуправление городов Западной Европы в средние века было более совершенным по сравнению с русскими.

Искать в русском средневековом городе те основные черты, которые мы привыкли соединять с понятием европейского города как центра, в котором сосредотачивается торговое и промышленное население известного округа, было бы напрасно. В Московском государстве, как стране преимущественно земледельческой, где в такой степени преобладала первоначальная промышленность, и так слабо развито было ремесло, очень немногие города подходили сколько-нибудь под понятие города в европейском смысле. Остальные вообще только тем отличались от окрестных селений, что были огорожены и имели большие размеры, но большинство населения их промышляло теми же занятиями, как и окрестные сельские жители.

В дальнейшем я хочу продолжить работу над данной темой и более глубоко изучить вопросы, касающиеся духовно-религиозной и культурной жизни городов Западной Европы и Руси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во все времена города представляли из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа, являлись главными двигателями прогресса. Города возникали не внезапно, процесс их формирования был длительным.

Средневековый город настолько выделялся из остального мира, что напоминал «цивилизацию в цивилизации». Природа не знает городов, где рукотворно все: дома, соборы, городские стены, водопроводы, витражи, мостовые… Здесь, как нигде, ощущается преобразующая воля, разум и рука человека. В городе рукотворная среда обитания преобладает над естественной.

Город – это место встречи людей разных национальностей, верований, культур. Он открыт для связей с внешним миром: для торговли, науки, искусства, обмена опытом. В городах жили люди десятков профессий и занятий: ремесленники и торговцы, ученые и студенты, стражники и чиновники, домовладельцы и поденщики, феодалы и их слуги… переселявшиеся в города феодалы и духовенство, и беглые крестьяне оказывались в водовороте городской жизни, испытывали на себе влияние мира денег и наживы, приобщались к привычкам и образу жизни горожан.

В 14-15 веках прежние центры средневекового мира – замок и монастырь – уступают место городам. Город стал центром мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и других.

Именно города с точки зрения многих историков придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. В. Всемирная история в 24х томах. –М., 1999.

2. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Феномен средневекового урбанизма. – М., 1999.

3. Городская жизнь в средневековой Европе. – М., 1987.

4. Гофф Ж. Л. Другое средневековье. – М., 2000.

5. Ключевский В. О.. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. Кн.1. - М., 1993.

6. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. – М., 1991.

7. Рабинович М. Т. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1987.

8. Сахаров А. М. Очерки русской культуры XVII век – М., 1979.

9. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России – М., 1989.

10. Стоклицкая Г. М. Основные проблемы истории средневекового города. – М., 1960.