Меню

Подводная лодка огайо технические характеристики. Подводные лодки типа Ohio

Прочие системы автомобиля

Министр обороны США Эштон Картер во время посещения базы субмарин в Гротоне (шт. Коннектикут) заявил о мировом превосходстве американского подводного флота. Это превосходство относится в первую очередь к главным конкурентам — ВМФ России и Китая. Но при этом продемонстрировал дипломатическое благоразумие, выразив надежду на то, что «эти страны никогда не станут агрессорами».

Картер подчеркнул, что, несмотря на «сравнительно высокий технологический потенциал России и КНР, США сохранят превосходство и в будущем».

У высших военных американских чиновников есть два типа заявлений «для общественности». Причем противоположной направленности. Когда они выступают перед Конгрессом с целью повысить размер оборонного бюджета, то утверждают, что русские и китайцы сильны сверх меры, и необходимо срочно догонять их. При выступлении перед военнослужащими какой-либо базы для поднятия их военного духа требуется говорить о мощи американского оружия, пред которым бессильны коварные русские и китайцы. Истина, разумеется, находится посередине.

Развитие атомных подводных флотов России и США, которые в качестве главной задачи предполагают ядерное сдерживание, шло с различными скоростями. И у России, а ранее — у СССР, еще и в рваном темпе. Происходило это от того, что концепции развития ядерных триад — наземные МБР, подводный флот, стратегическая авиация — у США и СССР были разными. Изначально мы сделали ставку на мощные баллистические ракеты шахтного базирования. США же с начала 60-х годов планомерно развивали атомный подводный флот, который имеет громадное преимущество — скрытность даже в современных условиях, когда космос «бороздят» многочисленные шпионские спутники.

К середине 60-х годов в составе ВМС США находилась 41 ПЛАРБ (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами). Вооружены они были ракетами «Поларис-3», имеющими дальность 4600 км, с разделяющимися на три заряда (по 200 кт) боеголовками. Советский Союз бросился в погоню. В результате к середине 70-х годов был достигнут паритет. А к 1980 году мы вырвались вперед: в то время на вооружении ВМФ СССР находились 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских с 668 ракетами.

По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. Максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.

В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар. Нанесли его не американские ВМС, а «родное» руководство страны. Логика была примерно такая: зачем иметь мощную армию, если Ельцин регулярно летает к другу Биллу? Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.

Но при этом необходимо учитывать, что существенное ослабление подводной составляющей ядерной триады не стало драматичным. Поскольку в 90-е годы стали появляться наземные мобильные МБР «Тополь», обладающие значительной скрытностью. У США же наземные ядерные средства существенно слабее и уязвимее российских.

Сейчас дело выправляется. Но не так быстро, как хотелось бы. В настоящий момент ВМФ России располагает 14-ю ПЛАРБ. 11 из них досталось в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин». «Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел. На нем применяются все те же, вышеупомянутые жидкотопливные ракеты Р-29Р. Правда, есть сведения о том, что эта ракета вскоре будет заменена на Р-29РМУ2.1 «Лайнер», обладающей значительно большей боевой мощью.

«Дельфин» — более подвинутая лодка. На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», которые обладают абсолютным мировым рекордом по энергонасыщенности — это отношение энергии ракеты к ее массе. Ракета была принята на вооружение в 2007 году. Ее дальность 11500 км. Вооружена десятью разделяющимися боеголовками по 100 кт каждая. У «Лайнера», принятого на вооружение в 2014 году, количество разделяющихся боевых блоков доведено до 12-и.

А совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сейчас их три — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». До 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок. Ну, или из 17-и, возможно, будет списана пара «Кальмаров».

На вооружении ВМС США находятся 18 ПЛАРБ. Это лодки «Огайо», относящиеся к третьему поколению. Самой молодой из них 20 лет, самой старой — 35. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено. В середине нулевых годов в соответствии с международным договором 4 лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». И, следовательно, у американцев в действительности 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас. А к 2020 году будет меньше.

Однако у американских субмарин более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16-ю МБР, американские имеют на борту 24 ракеты «Трайдент-2». При этом «Трайдент» улетает на пару тысяч километров дальше, чем «Булава», устанавливаемая на «Бореях». И имеет большую мощность: 8×475 кт против 15×150 кт. Однако «Булава» менее уязвима для средств ПРО, обладая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Правда, «Булава» пока еще проходит испытания, и они далеко не идеальные. Так что тут масса нюансов.

Но сама лодка «Борей» однозначно совершеннее, чем «Огайо». Она меньше шумит: на ней использовано новейшее шумопоглощающее покрытие, наряду с винтом имеется водометный движитель. У лодки «Борей» более совершенное гидроакустическое и навигационное оборудование, выше уровень автоматизации.

Подводя итог, необходимо признать, что за счет того, что в ВМФ России бОльшую долю составляют лодки более старые, чем «Огайо», стратегический сегмент подводного флота США, действительно, имеет превосходство. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, когда будут достроены все заложенные «Бореи», ситуация изменится на противоположную.

USS Georgia (SSGN-729) класса «Огайо» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАРБ «Борей» и «Огайо»

Длина: 170 м — 170 м

Ширина: 13,5 м — 12 м

Водоизмещение надводное: 14720 т — 16740 т

Водоизмещение подводное: 24000 т — 18700 т

Скорость надводная: 15 узлов — 17 узлов

Скорость подводная: 29 узлов — 25 узлов

Рабочая глубина — 400 м — 375 м

Предельная глубина: 600 м — 550 м

Экипаж: 107 человек — 155 человек

Автономность: 90 суток — 70 суток

Силовая установка: 190 МВт — н/д

Вооружение: 6 ТА, торпеды, крылатые ракеты — 4 ТА, торпеды

Ракетное вооружение: 16 МБР «Булава» — 24 МБР «Трайдент-2»

Многоцелевые

Существуют еще один тип атомных подводных лодок, перед которыми ставятся не стратегические, а оперативные и оперативно-тактические задачи. То есть они должны уничтожать надводные корабли и субмарины противника и наносить удары по береговым целям, используя при этом крылатые ракеты и торпеды. Такие лодки делятся на подклассы в зависимости от используемого типа вооружений — либо с крылатыми ракетами, либо с торпедами, либо и с крылатыми ракетами, и с торпедами. Именно эти субмарины и должны принимать участие в боевых действиях на море в ходе локальных войн.

В этом сегменте у ВМС США «масса» однозначно выше, чем у российского подводного флота. Что предопределено концепцией построения флота для страны, считающей себя мировым жандармом. Правда, по части качества последнего поколения многоцелевых субмарин вполне можно говорить о паритете. Именно это и имел в виду министр обороны Картер, говоря о нашем высоком технологическом потенциале.

ВМС США располагает 56-ю многоцелевыми ПЛА. 39 из них это «старослужащие» лодки «Лос-Анджелес», они начали поступать в подводный флот в 1976 году. Относятся к третьему поколению. Вооружены крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» (в общей сложности на борту у каждой от 12 до 20 ракет), а также торпедами. Всего были построены 62 лодки, сейчас они выбывают со скоростью 1−2 в год. К концу 30-х годов все субмарины этого типа будут выведены из состава ВМС. И останутся только лодки 4-го поколения в количестве тридцати штук.

Упор сделан на лодки нового, четвертого, поколения. К ним относятся «Вирджиния» (12 штук) и «Сивулф» («Морской волк») (3 штуки).

ПЛА «Сивулф» начали штучно выпускаться в конце 90-х годов. Каждая лодка стоит 4,5 млрд. долларов. Поэтому серия была ограничена тремя субмаринами. Дороговизну вполне оправдывает качество лодки. Она самая бесшумная в мире. И имеет самый большой боезапас крылатых ракет и торпед. Причем от лодки к лодке производились определенные доработки, в связи с чем первая субмарина серии («Морской волк») проигрывает по возможностям третьей («Джимми Картер»). Да и наш «Ясень» практически не уступает в возможностях первенцу серии.

Что же касается «Вирджинии», то она, хоть и была разработана позже, уступает «Сивулфу». Соответственно, и стоит дешевле — 1,8 млрд. долларов. Российский «Ясень» по боевым возможностям находится где-то посередине между «Морским волком» третьей модификации и «Вирджинией», выигрывая у последней по малошумности и используемому вооружению. Однако разрыв невелик, поскольку обе лодки относятся к четвертому поколению. При этом следует учитывать и качество вооружения. Установленные на «Ясене» крылатые ракеты «Калибр» более эффективны, чем американские «Томагавки», оружие далеко не первой свежести.

Это, конечно, прекрасно. Однако в настоящий момент ВМФ России располагает лишь одной лодкой этого проекта — «Северодвинск». На подходе еще три. Всего же к 2020 году предполагается довести количество «Ясеней» до восьми. К этому моменту американцы построят еще пару «Вирджиний». Счет не в нашу пользу.

Не в нашу пользу и счет лодок третьего поколения. У американцев это 39 вышеупомянутых ПЛА «Лос-Анджелес». У нас — «Щука-Б», «Кондор», «Барракуда» и «Антей». И лодки второго поколения «Щука». В общей сложности их 36. Приплюсовав сюда один «Ясень» получаем 37. У США — 56.

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) "Северодвинск" класса "Ясень" (Фото: Владимир Ларионов/ТАСС)

Так что по части этого сегмента атомного подводного флота министр обороны Картер прав: США впереди. Однако помимо атомных лодок существуют еще и дизельные, от которых американцы отказались в 60-е годы. У нас же дизельные лодки не только сохранились, но и продолжают строиться и развиваться. В составе ВМФ России находятся 23 лодки. Значительная часть которых — модернизированная «Варшавянка». Да, она уступает по возможностям атомным лодкам. Однако на ней установлена грозная крылатая ракета «Калибр». И это самая бесшумная в мире дизель-электрическая лодка. Так что определенный вклад в потенциал подводного флота они вносят. И соотношение сил между России и США отнюдь не критическое.

Необходимо также сказать, что с 2025 года предполагается начать строительство дизельной лодки «Калина» с двигателем, которому для работы не требуется кислород. Это так называемый двигатель Стирлинга. Такая лодка сможет находиться под водой без всплытия порядка месяца. И, соответственно, по своим возможностям будет приближаться к ПЛА.

SSN-776 Гавайи класса «Вирджиния» (Фото: wikipedia.org)

И в заключение о том, что Картер постоянно сравнивает мощь ВМС США с подводными флотами России и Китая, разделяя их запятой. Можно ли будет говорить о превосходстве, если сложить потенциалы РФ и КНР? Вот в чем вопрос. Китай в настоящий момент располагает 14-ю атомными подводными лодками. И с большим энтузиазмом строит новые.

МПЛАТРК «Сивулф» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»

Длина: 140 м — 115 м — 108 м

Ширина: 13 м — 10,5 м — 12,2 м

Водоизмещение надводное: 8600 т — 7000 т — 7500 т

Водоизмещение подводное: 13800 т — 8000 т — 9100 т

Скорость надводная: 16 узлов — н/д — 18 узлов

Скорость подводная: 31 узел — 29,5 узлов — 34 узла

Рабочая глубина — 520 м — н/д — 480 м

Предельная глубина: 600 м — 490 м — 600 м

Экипаж: 64 человека — 120 человек — 126 человек

Автономность: 100 суток — н/д — н/д

Вооружение: 10 ТА, 30 торпед;32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 КР.

Которые не могли быть модернизированы чтобы нести ракеты или Трайдент-2 D5 . Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проекту ракетоносца нового поколения осуществлялись с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку был выдан 25 июля 1974 года.

При ее создании были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей.

Прочный корпус лодки выполнен из стали марки НУ-100. Он разделен на четыре отсека: четырехпалубный отсек управления и жилых помещений, ракетный, реакторный и турбинный. Сверху корпуса выполнена настройка длиной 114 м, шириной по палубе около 5,5 м и высотой 2 м. Носовые горизонтальные рули расположены в передней части ограждения рубки и имеют размах около 13 м. В корме лодки установлены горизонтальные рули, снабженные стабилизаторами. Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около семи метров, со скошенными серповидными лопастями. Такая конструкция обеспечивает низкий уровень шума на скоростях патрулирования.

На лодке установили водо-водяной реактор типа S8G, обеспечивавший работу двух турбин мощностью на валу 35000 л.с. Кроме них установлены два турбогенератора по 4000 кВт, дизель-генератор мощностью 1400 кВт и гребной электродвигатель мощностью 450 л.с. Скорость подводного хода составила 25 узлов.

На верхней палубе первого отсека расположены: навигационный центр, главный командный центр, радиоцентр, посты гидроаккустиков. На второй палубе размещены: аппаратура и боевые посты системы управления ракетной стрельбой Mk 98, помещения вычислительных машин и управления лодкой. Третья палуба отдана под жилые помещения команды. На нижней палубе, в передней части корпуса лодки расположен торпедный отсек, где установлены четыре торпедных аппарата и храниться запас торпед.

В ракетном отсеке установлен стартовый комплекс Mk35 mod.0 или Mk35 mod.1 Первый обеспечивает хранение, обслуживание, подготовку и старт ракет Трайдент-1 С4 , а второй - Трайдент-2 D5 . Пуск ракеты может осуществляться с интервалом 15 - 20 с глубины до 30 м, при скорости хода до пяти узлов и при волнении в шесть баллов. При этом процесс перевода ракетного комплекса из постоянной готовности в одноминутную готовность к пуску занимает около 15 мин.

Производительность вычислительного комплекса системы управления ракетной стрельбой позволяет вести корректировку полетных заданий одновременно для всех ракет во время предстартовой подготовки, что дает возможность добиться высокой гибкости при выборе объектов поражения.

Использование источников коррекции навигационных данных систем "Лоран-С" и "Транзит", а также применение гравиметрической аппаратуры позволяет с высокой точностью определять место подводной лодки. За счет внедрения системы ESGN на базе высокостабильных гироскопов с электростатической подвеской ротора, точность удержания параметров бортовым навигационным комплексом возросла в 4-6 раз.

"Огайо" отличается от своих предшественниц большей энерговооруженностью, увеличенной скоростью патрулирования (максимальной малошумной скоростью хода), более совершенными бортовыми системами и комплексами. Продолжительность эксплуатации без перезарядки реактора возросла до девяти лет. Было достигнуто снижение шумности в 13 раз благодаря введению естественной циркуляции теплоносителя в первом контуре ядерной энергетической установки и электродвижения, что исключило из работы наиболее шумящие агрегаты, а также использованию различных амортизаторов, шумопоглощающих покрытий.

За счет включения в состав комплекса гидроакустических средств с протяженной буксируемой и конформной антеннами и внедрения эффективных методов обработки гидроакустической информации дальность обнаружения целей увеличена более чем в два раза.

Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало значительно больших затрат. Стоимость ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами типа "Огайо" составила 1,3 - 1,5 млрд. долларов, что более чем десятикратно превысило закупочную стоимость ракетоносцев класса Лафайет . До настоящего времени "Огайо" удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет - 24 единицы и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.

Подводные лодки типа «Огайо» в настоящее время являются единственным типом стратегических ракетоносцев в составе американского флота . Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» были введены в строй с 1981 по 1997 годы. Всего было построено 18 подводных лодок . По проекту каждая из этих лодок несет на борту по 24 межконтинентальных трехступенчатых твердотопливных баллистических ракеты «Трайдент», оснащенных разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

10 апреля 1976 года на верфи компании Electric Boat началось строительство новой атомной стратегической субмарины для американского флота - SSBN 726 OHIO, которая стала головной в крупной серии однотипных ПЛАРБ, которые были разработаны в соответствии с программой «Трайдент». Опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по проекту нового стратегического ракетоносца проводились в Америке с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку головной лодки серии был выдан уже 25 июля 1974 года.

В настоящее время все 18 построенных по данному проекту лодок остаются в составе американского флота . 17 лодок были названы в честь штатов США, а одна лодка, SSBN-730 Henry M. Jackson, была названа в честь сенатора Генри Джексона.

Специально для базирования новых подводных лодок в США провели модернизацию двух баз. Одна на побережье Тихого океана - Бангор, сегодня это ВМБ Китсап (образована в 2004 году путем слияния базы подводных лодок Бангор и ВМБ Бремертон) в штате Вашингтон, вторая на побережье Атлантического океана - ВМБ Кингс-Бей в штате Джорджия. Каждая из двух этих баз рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ. На базах было установлено необходимое оборудование для приема и выгрузки с лодок боезапаса, текущего ремонта и технического обслуживания субмарин. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава.

На каждой базе были построены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Они могли обучать до 25 тысяч человек каждый год. Установленные в центрах специальные тренажеры позволяли отрабатывать процессы управления субмариной в разнообразных условиях, включая торпедные и ракетные стрельбы.

Атомные подводные лодки типа «Огайо» относятся к лодкам третьего поколения . В рамках работ по созданию лодок третьего поколения в США смогли добиться максимальной унификации своих подводных сил, сведя количество классов подводных лодок к двум: стратегические АПЛ и многоцелевые АПЛ (по одному проекту лодок в каждом классе). Стратегические ракетоносцы типа «Огайо» обладали традиционной для американских атомных подводных лодок однокорпусной конструкцией, отличаясь от многоцелевых лодок достаточно сильно развитой надстройкой.

При создании лодок этого поколения пристальное внимание было уделено снижению шумности субмарин и совершенствованию их радиоэлектронного, особенно гидроакустического вооружения. Особенностью реакторов АПЛ третьего поколения стало то, что их ресурс удалось увеличить в 2 раза по сравнению с реакторами лодок предыдущего поколения. Установленные на новых лодках реакторы могли непрерывно работать на полной мощности в течение 9-11 лет (у стратегов) или 13 лет (у многоцелевых АПЛ). Предыдущие реакторы не могли работать больше 6-7 лет. А учитывая реальные режимы работы, которые были гораздо более щадящими, АПЛ третьего поколения могли служить без перезарядки активной зоны реактора до 30 лет, а в случае выполнения одной перезарядки - 42-44 года.

Чтобы оценить размеры стратегических ракетоносцев типа «Огайо» достаточно сказать, что длина их корпуса составляет 170 метров, это практически 1,5 футбольных поля. При этом данные лодки считаются и одними из самых бесшумных в мире. Однако уникальными их делали не размеры и бесшумность, а состав размещенного на борту ядерного оружия - 24 баллистических ракеты. До сих пор ни одна подводная лодка в мире не может похвастаться наличием такого внушительного арсенала (российские АПЛ четвертого поколения несут на борту 16 ПУ баллистических ракет ).

Первые 8 АПЛ типа «Огайо» были вооружены баллистическими ракетами «Трайдент I C4», последующие лодки получили ракеты «Трайдент II D5». Позднее в ходе проведения планового капитального ремонта субмарин 4 лодки первой серии были перевооружены на МБР «Трайдент II D5», а еще 4 лодки были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Энергетическая установка данных ПЛАРБ была построена на основе реактора S8G восьмого поколения. В обычном режиме работы две турбины мощностью 30 000 л. с. через редуктор вращали вал с гребным винтом, обеспечивая субмарине скорость подводного хода - 20-25 узлов. Однако изюминкой лодок этого типа был малошумный режим работы, когда циркуляционные насосы первого контура реактора останавливались и он переходил на естественную циркуляцию . Турбины и редуктор останавливаются и разобщаются от вала при помощи специальной муфты. После этого в работе оставались только два турбогенератора мощностью по 4000 кВт каждый, вырабатываемая ими электроэнергия, пройдя через выпрямительный преобразователь, подавалась на гребной электродвигатель, вращавший вал. В таком режиме лодка развивала скорость хода, достаточную для бесшумного проведения патрулирования. Такая же схема постройки энергетической установки используется и на АПЛ четвертого поколения.

Описание конструкции подлодок типа «Огайо»

Лодки типа «Огайо» имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус субмарины имеет цилиндрическую форму с оконечностями в виде усеченного конуса, он дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых были расположены сферическая антенна ГАК, балластные цистерны и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса лодки была покрыт легкой проницаемой обтекаемой надстройкой, которая закрывает ракетные шахты, а также разное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС, находящуюся в кормовой оконечности.

Из-за сравнительно небольшой площади легкого корпуса, подлодка считается однокорпусной . По мнению американских специалистов, такая конструкция ПЛАРБ создает меньшие гидродинамические шумы и позволяет достичь максимально большой скорости малошумного хода в сравнении с двухкорпусными подводными лодками. Корпус лодки разделяется на отсеки плоскими переборками, каждый из отсеков делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках были предусмотрены погрузочные люки.

Рубка лодки сдвинута к носовой части, на ней установлены горизонтальные рули крыловидной формы, в кормовой части оперение лодки крестообразное, на горизонтальных рулях смонтированы вертикальные планшайбы.

Прочный корпус субмарины был сварен из секций (обечаек) конической, цилиндрической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. В качестве материала использовалась высокопрочная сталь марки HY-80/100, обладающая пределом текучести 56-84 кгс/мм. Для увеличения прочности корпуса на лодке была предусмотрена установка кольцевых шпангоутов, которые разнесены по всей длине корпуса. Также корпус лодки получил специальное антикоррозийное покрытие.

Основу силовой установки лодки составляет ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (PWR) типа S8G , который был спроектирован инженерами компании General Electric. Он состоит из стандартного набора частей для реакторов данного типа: корпуса реактора, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Паротурбинная силовая установка включает в свой состав две турбины мощностью по 30 000 л.с. каждая, редуктор, конденсатор, циркуляционный насос и паропроводы. Обе паротурбинных установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин с помощью редуктора понижается до 100 оборотов в минуту, после чего при помощи муфты передается на гребной вал, который приводит во вращение семилопастной винт диаметром 8 метров.

Гребной винт обладает скошенными лопастями серповидной формы с пониженной скоростью вращения, что позволяет уменьшить шумы на скорости патрулирования. Также на борту имеются два малооборотных многополюсных турбогенератора, мощностью 4 мВт каждый, они вырабатывают электроэнергию с напряжением 450В и частотой 60 Гц, которая с помощью преобразователя переменного тока в постоянный обеспечивает питанием гребной электродвигатель (в таком режиме работы паротурбинные установки не вращают гребной винт).

Основным вооружением ПЛАРБ типа «Огайо» стали межконтинентальные баллистические ракеты, размещенные в 24 вертикальных шахтах , которые расположены в два продольных ряда сразу за ограждением выдвижных устройств. Шахта МБР представляет собой стальной цилиндр, который жестко закреплен в корпусе подлодки. С целью возможности установки на борт ракет «Трайдент II» ракетная шахта изначально была увеличена по сравнению с лодками предыдущего проекта, ее длина составляет 14,8 метра, диаметр - 2,4 метра.

Сверху шахта закрывается крышкой, оснащенной гидравлическим приводом, она обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на тот же уровень давления, что и прочный корпус субмарины. На крышке находятся 4 контрольно-наладочных лючка, которые предназначены для проведения плановых осмотров. Специальный механизм блокировки призван обеспечить защиту от несанкционированного доступа, и управляет открытием технологических лючков и самой крышки.

Пуск МБР «Трайдент» может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины погружения до 30 метров, при скорости хода лодки примерно 5 узлов и волнении моря до 6 баллов . Все 24 ракеты могут быть выпущены за один залп, при этом испытательные пуски всего боекомплекта лодки за один залп в США никогда не осуществлялись. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, после выхода ее на поверхность согласно данным датчика ускорений активируется двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя осуществляется на высоте около 10-30 метров над морской поверхностью.

Запуск ракеты Trident II D-5

Ракеты Trident II D-5 могут оснащаться боевыми блоками двух типов - W88 мощностью 475 кт каждый и W76 мощностью 100 кт каждый . При максимальной нагрузке одна ракета может нести 8 боевых блоков W88 или 14 боевых блоков W76, обеспечивая максимальную дальность полета - 7360 км. Использование на ракетах специальной аппаратуры астрокоррекции вместе с повышением эффективности навигационной системы позволило добиться кругового вероятного отклонения для блоков W88 - 90-120 метров.

При поражении ракетных шахт противника может использоваться так называемый способ «2 по 1», когда на одну шахту МБР одновременно нацеливается два боевых блока с разных ракет. При этом при использовании блоков W88 мощностью 475 кт вероятность поражения цели составляет 0,95. При использовании блоков W76 вероятность поражения цели при том же способе «2 по 1» составляет уже 0,84. С целью достижения максимальной дальности полета баллистических ракет на их борту обычно устанавливается 8 боевых блоков W76 или 6 боевых блоков W88.

Для самообороны каждая лодка была оснащена 4 ТА калибра 533 мм . Данные торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект лодки включены 10 торпед Mk-48, которые могут применяться и против надводных кораблей, и против подводных лодок вероятного противника.

В рамках модернизации субмарин по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК лодок типа «Огайо» были модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо 4-х ГАС была использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf), обладающая открытой архитектурой. Такое решение позволяет в будущем облегчить процесс апгрейда всей системы. Первой модернизацию прошла лодка «Аляска» осенью 2000 года. Новая система, помимо всего прочего, получила возможность проведения «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation). Это позволяет ПЛАРБ создавать гидрографическую карту высокого разрешения и обмениваться ею с другими судами. Разрешающая способность установленной на борту аппаратуры позволяет различать даже небольшие объекты типа мин.

Для оповещения экипажа об акустическом облучении применяется специальная станция AN/WLR-10. Совместно с ней в тот момент, когда лодка находится в надводном положении, применяется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающая в диапазоне 0,5-18 ГГц. Также подлодка получила 8 пусковых установок Mk2, предназначенных для постановки акустических помех и станцию гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Основным предназначением данной станции является автоматическое обнаружение, классификация и последующее отслеживание атакующих торпед и подача сигнала на применение средств гидроакустического противодействия.

В течение 2002-2008 годов первые 4 лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I» были переоборудованы в ПЛАРК. В результате проведенной модернизации каждая из лодок может нести на борту до 154 крылатых ракет «Томагавк» . При этом 22 из 24 имеющихся шахт были модернизированы под вертикальный пуск крылатых ракет. В каждой такой шахте можно разместить по 7 КР «Томагавк».

В то же время две ближайших к рубке шахты были оснащены шлюзовыми камерами. К этим камерам могут стыковаться мини-подлодки ASDS или модули DDS, предназначенные для выхода боевых пловцов в тот момент, когда АПЛ находится в подводном положении. Данные средства могут быть установлены на лодку как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом за счет их установки частично блокируются шахты с крылатыми ракетами. К примеру, каждая ASDS блокирует сразу три шахты, а более короткий модуль DDS - две. В составе подразделения для спецопераций (морских котиков или морских пехотинцев) лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек, а в случае проведения краткосрочной операции количество десантников на борту лодки можно довести до 102 человек.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Огайо» продолжают удерживать пальму первенства по числу размещенных на их борту ракетных шахт - 24 и до сих пор считаются одними из самых совершенных в своем классе. Согласно оценкам специалистов, среди построенных стратегических ракетоносцев по уровню шумности с этим лодками могут соперничать лишь французские лодки типа «Триумфан».

Высокая точность МБР «Трайдент II» позволяет поражать не только сухопутные МБР, но и всю номенклатуру высокопрочных целей типа углубленных КП и шахтных пусковых установок, а большая дальность пуска (11 300 км) позволяет ПЛАРБ типа «Огайо» нести боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане в зоне господства собственных ВМС, что обеспечивает лодкам достаточно высокую боевую устойчивость. Сочетание малой стоимости содержания и высокой эффективности данных подводных лодок, вооруженных МБР «Трайдент II», привела к тому, что морские стратегические силы занимают в настоящее время лидирующие позиции в ядерной триаде США. Вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо» запланирован на 2040 год.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:

Габаритные размеры: длина - 170,7 м, ширина - 12,8 м, осадка - 11,1 м.
Водоизмещение - 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода - 25 узлов.
Скорость надводного хода - 17 узлов.
Глубина погружения - 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж - 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

Фотоснимки базы «Кингс-Бей» для обслуживания ПЛАРБ тира «Огайо», приписанных к Атлантическому Флоту ВМС США:









Посмотрело: 1 922

Ohio (Огайо) класс баллистических ракетных подводных лодок (SSBN) были построены, чтобы разрушать города и военные объекты в случае ядерной войны, а точнее, ‒ чтобы сдерживать противников от проведения когда-либо подобных ядерных инициатив. Тем не менее, после окончания холодной войны, военно-морские силы США определили, что для миссии ядерного сдерживания не нужны все восемнадцать собственных подводных всадников апокалипсиса.

Первые четыре в серии подводные лодки Военно-морских сил: Огайо, Флорида, Мичиган и Джорджия, должны были пойти на слом, но вместо этого было принято решение о модернизации и переоборудовании этих подводных лодок. Основным их вооружением после модернизации стали крылатые ракеты, предназначенные для поражения наземных целей - Tomahawk (TLAM).

Эти подводные лодки остались классом Огайо ракетных подводных лодок (SSBN) и предназначены для доставки высокой точности ракетных ударов по объектам на земле. Программа модернизации подводных лодок Огайо и Флорида началась в 2003 году с их заправки ядерным топливом, капитального ремонта и модернизации вооружения, в эксплуатацию они вошли в 2006 году, в то время как оставшиеся две Мичиган и Джорджия последовали в 2008 году.

Класс модернизированных SSBN Огайо изобилует более традиционной огневой мощью, чем любая другая в сравнении подводная лодка, благодаря своим двадцати четырем ракетным шахтам (диаметром восемьдесят восемь дюймов, что равняется 2-м метрам 235 мм). Первоначально эти лодки предназначались для транспортирования и пусков огромных баллистических ракет Trident.

Двадцать две шахты на модернизированных лодках были переоборудованы под пусковые контейнеры крылатых ракет Tomahawk, по семь ракет в каждой шахте, таким образом, всего на борту - 154 ракеты Tomahawk, все из которых могут запускаться под водой, при длительности общего залпа в шесть минут. Это, вероятно, является наиболее тяжелым совершаемым плаванием ракетное вооружения, когда-либо всей поверхностной оперативной группы ВМС США.

Крылатая ракета Tomahawk, каждая стоимостью более $ 1,5 млн, способна доставлять боеголовку весом в тысячу фунтов к наземным целям (при вероятной круговой ошибке (SPE) равной 3 метрам), на дальность в несколько тысяч миль, с помощью наведения по GPS. Это, кстати, означает, что SSBN класса Огайо, каждая из четырех, переносят ракеты стоимостью свыше $ 200 млн при полной загрузке.

SSBN класса Огайо, в настоящее время являются многоцелевыми подводными лодками. Оставшиеся две пусковые шахты на каждой подводной лодке были переоборудованы для использования под водой силами специальных операций и удобного выхода с подводной лодки более шестидесяти SEALs. С этих шахт также можно запускать подводные беспилотные летательные аппараты (UUV), машины доставки SEAL (SDV), сверхмалые подводные лодки, гидроакустические буи и другие датчики, устанавливаемые на воде или под водой.

После модернизации, атомные подводные лодки могут проводить более значимые операции, по сравнению с их вооруженными Trident кузенами. В 2010 году, подводные лодки Огайо, Флорида и Мичиган участвовали в операции по демонстрации силы в ответ на испытания китайских ракет, всплывая в разных местах. Подобное происходило у Диего-Гарсия, на Филиппинах и в Южной Корее примерно в то же самое время. В 2011 году подводная лодка Флорида запустила девяносто три ракеты, нацеленные на ливийских ПВО в поддержку операции Odyssey Dawn, все из которых попали в свои цели.

Ракеты помогли очистить путь для боевых самолетов сил анти-Каддафи коалиции, чтобы начать работу над ливийским воздушным пространством. Это был первый случай, в котором подводная лодка класса Огайо, принимала участие в боевых действиях.

Какую цель достигают эти запускаемые под водой ракеты? Почему бы не использовать военные корабли для поверхностного запуска крылатых ракет Tomahawk или даже отправки ударных самолетов, используя более дешевые высокоточные боеприпасы? Проще говоря, крадущаяся SSBN может подойти ближе к вражеской береговой линии, не будучи обнаруженной, что позволит ей поражать цели дальше в глубине страны и наносить массивный ракетный удар, в то время, подвергая себя гораздо меньшему риску ответного удара, чем надводный корабль или самолет.

Самолетам палубной авиации требуется находиться на удалении восьми сотен миль от вражеской береговой линии, чтобы не находиться в пределах досягаемости множества поражающего оружия. В отличие от самолетов, атомные подводные лодки чрезвычайно трудно обнаруживать и отслеживать благодаря очень ограниченному шуму.

Благодаря их ядерным реакторам они способны оставаться под водой на протяжении всей миссии при этом проходя большие расстояния. Неприятель будет иметь трудности в обнаружении SSBN класса Огайо, прежде чем он начнет применять свои ракеты, но и даже после того, как он произведет свои пуски, подводная лодка может глубоко погрузиться и молча уйти, чтобы избежать ответного удара.

На самом деле, постоянный сотрудник журнала TNI описал, как Огайо класса ПЛАРК может быть использована для нанесения «удара ниже двери », который подводная лодка США Флорида проводила в Ливии, подавляя зенитные и противокорабельные ракеты первого удара, прокладывая путь для летательных аппаратов и надводных кораблей, осуществляя прорыв, который затем использовали другие силы.

Огромная огневая мощь SSBN Огайо, однако, останется в ВМС США в течение еще около десяти лет или около того, в это время все подводные лодки класса Огайо будут постепенно заменены новыми АПЛ - носителями баллистических ракет класса Колумбия. Традиционная роль наземной атаки будет передана на большой парк ударных подводных лодок класса Вирджиния, каждая из которых может быть оборудована, чтобы запускать до сорока Tomahawks.

В то же время это означает, что будет модернизироваться четыре подводные лодки класса Вирджиния до равной огневой мощи с подводными лодками класса Огайо. Они будут распространяться более широко по всему флоту, и, вероятно, окажутся адекватными в большинстве сценариев краткосрочной Третьей мировой войны.

Но до тех пор, четыре SSBN класса Огайо будут оставаться наиболее сильно вооруженными крылатыми ракетами подводными лодками в мире, и обеспечат разрушительный потенциальный инструмент для обхода и противодействия противников, опираясь на стратегию анти подхода/блокирования области.

Из военного еженедельника Navy News я узнал, что на сленге моряков атомные подводные лодки Соединенных Штатов принято называть «Jewish Fleet» - «Еврейский флот». Причем, так говорят без тени иронии, а как бы просто констатируя факт. О том, что такое выражение вполне справедливо, немного ниже. Сначала нужно рассказать, что это такое атомный подводный флот Америки.

21 января 1954 года со стапелей Гротона сошла первая в мире субмарина с атомной энергоустановкой. Ее назвали «Наутилусом», видимо, в связи со сходством многих тактико-технических характеристик с подводной лодкой капитана Немо, созданной гением Жюля Верна. Эти характеристики: неограниченная автономность и дальность плавания, возможность действовать без всплытия во много раз дольше, чем дизель-электрические подлодки. Такие качества были подтверждены уже первым походом «Наутилуса», когда он подо льдами Арктики добрался до Северного полюса.

Американские подводные силы состоят из 8 эскадр, куда входят ударные стратегические ракетоносцы, многоцелевые и специальные субмарины.

Шесть многоцелевых эскадр насчитывают 56 единиц, принадлежащих к классам «Лос-Анджелес» и «Сивулф». Они оснащены универсальными торпедными аппаратами, из которых можно выпускать не только торпеды, но и крылатые ракеты, мины с обычными и ядерными боезарядами, а также сверхмалые подводные лодки с диверсантами.

Стратегические подводные ракетоносцы считаются самым мощным, эффективным и живучим компонентом американского ракетно-ядерного потенциала. По оперативному предназначению они входят в состав Объединенного Стратегического командования, которое возглавляет адмирал Ричард Мис, составляя морскую компоненту ядерной «триады» США. Но организационно эти субмарины подчиняются командованию ВМС.

В настоящее время стратегических подводных ракетоносцев 18 - две эскадры. Все они относятся к классу «Огайо», как называлась первая такая субмарина, сошедшая со стапелей в 1981 году. В Атлантической эскадре 10 субмарин, их база - порт Кингс-Бей (штат Джорджия), в Тихоокеанской - 8, база - порт Бангор (штат Вашингтон). Лодки этого класса имеют длину 170 метров и подводное водоизмещение 20 тыс. тонн, не уступая по этим параметрам и надводным крейсерам.

А уж боевая их мощь поистине чудовищна. Каждая стратегическая субмарина оснащена 24 ракетами подводного старта типа «Трайдент-2» с дальностью полета 8400 км. Ракета несет от 8 до 12 боеголовок индивидуального нацеливания мощностью от 100 до 475 килотонн. Одним залпом «Огайо» может обрушить на неприятельскую страну до 300 боеголовок общей мощностью около 80 мегатонн (миллионов тонн) по тротиловому эквиваленту, что соответствует 5 тысячам «хиросимских» бомб. Думается, мало найдется государств, способных восстать из радиоактивного пепла после одного лишь залпа такой подводной лодки.

А все 18 субмарин этого класса в одном залпе запускают 432 ракеты - примерно 4380 боеголовок, что составляет около 65 % ракетно-ядерного потенциала Соединенных Штатов Америки. Вот, коротко говоря, что из себя представляет атомный подводный флот нашей страны.

Конечно же, так его не могли назвать при рождении, потому что он родился в семье портного Абрама Риковера в маленьком еврейском местечке Маков, неподалеку от Варшавы. Произошло это 27 января 1900 года, и новорожденного назвали Хаимом. Тогда местечко принадлежало России, теперь - Польше. Хаим с 4 лет стал учиться в хедере. Его отец, не найдя достойной работы - а был он портным экстракласса, выпускником знаменитой портновской академии в Варшаве, - эмигрирует в 1905 году в Америку. В Нью-Йорке его талант оценили по достоинству, и уже через год он сумел выписать к себе жену Рахиль с двумя детьми. И в 1906 году на нью-йоркский берег ступил будущий «отец американского атомного подводного флота».

Вскоре семья перебралась в Чикаго, где Абрам стал модным портным, а его сын пошел учиться в среднюю школу. Впрочем, с 14 лет он сочетал работу с учебой. Отец хотел, чтобы Хаим учился дальше и стал врачом. Но того уже в те поры влекла профессия военного моряка, и он мечтал поступить в Академию Аннаполиса, готовящую офицеров флота.

Там его назвали Хайманом, и под этим именем он прожил всю свою долгую и славную жизнь. Риковер окончил Академию в 1922 году по специальности корабельного инженера. Служил вполне успешно, возглавлял инженерную службу линейного корабля. Был направлен в аспирантуру Аннаполиса, одновременно учился в Колумбийском университете, получил степень магистра.

По окончании университетского курса Риковер решил перейти на службу в подводные силы флота и добился направления на курсы командиров субмарин. В 1931 году он завершает учебу, и в дальнейшем его флотская карьера связана с подводными лодками.

Перед Второй мировой войной и в ходе ее Риковер руководил отделом энергетики подводного кораблестроения военно-морского департамента Пентагона. В конце войны он был включен в группу военных моряков, разрабатывавших перспективный проект создания ядерного оружия для боевых кораблей. Именно тогда и пришла ему в голову идея создания подводной лодки с атомным реактором в качестве источника энергии.

Надо сказать, что эта идея далеко не сразу встретила понимание и поддержку у командования американских ВМС. В книге «Риковер и атомный флот» виднейший исследователь военно-морской истории США Фрэнсис Дункан пишет: «В конце 40-х годов Риковеру пришлось доказывать необходимость создания подводного атомохода. Он добивался интенсивного развития строительства, шел на риск, понимая намного лучше других, что, случись хоть небольшое происшествие на лодке, ему, еврею Риковеру, этого не простят».

Но он добился своей цели. После «Наутилуса» Риковер представляет детальную программу развития атомного подводного кораблестроения. По его замыслу флот должен состоять из многоцелевых субмарин и стратегических ракетоносцев. И Риковер не только планировал, но и настойчиво добивался принятия своих разработок. Именно благодаря ему американские кораблестроители сделали мощный рывок, и уже в 1960 году на первое боевое патрулирование вышел атомный подводный крейсер «Джордж Вашингтон» с 16 ракетами типа «Поларис» на борту. Они имели дальность полета более 2 тысяч км и могли стартовать из-под воды.

Но в это же время Риковер работал над двумя другими проектами. Оба должны были стать прорывом в атомном подводном кораблестроении. По идеям, заложенным в этих проектах, была построена многоцелевая субмарина «Лос-Анджелес». Она несла мощнейшее вооружение: кроме традиционных торпед, еще и крылатые ракеты « Томахок», противокорабельные ракето-торпеды и мины. Таких подлодок не было во флотах других государств.

Но, пожалуй, главным шедевром творческих замыслов Риковера, стала подводная лодка «Огайо». И сегодня субмарины этого класса являются основой ракетно-ядерного потенциала Америки, составляя его большую часть.

Не стоит, однако, думать, что Риковер шел по гладко накатанному пути. Ф. Дункан пишет: « Риковер всю жизнь ощущал противодействие оппозиции и боролся с ней. При том, что противниками его идей были в основном руководители Пентагона, его прямые начальники. Многие поражаются, насколько умело преодолевал Хайман препятствия на пути к цели, в каждом отдельном случае находя причину сопротивления его идее и методику ее преодоления. К примеру, министр обороны Р. Макнамара был категорически против строительства подлодок - носителей крылатых ракет. И тогда Риковер, пренебрегая мнением министра, обратился прямо к Комитету по делам обороны конгресса, что вообще категорически возбраняется. Однако Хайман пошел на это и победил».

Естественно, начальство решило избавиться от строптивого флотского офицера и нашло весьма простой повод. К тому времени Риковер прослужил на флоте около 30 лет, а был всего лишь капитаном 1 ранга, что позволяло отправить его в отставку, так сказать, автоматически, как бесперспективного офицера. Вдумайтесь: генератор прогрессивнейших идей и бесперспективный тунеядец?!

Но Риковер был не из тех, кто идет на заклание. Он сумел немедленно довести этот замысел до сената, и законодатели буквально заставили Пентагон ходатайствовать перед президентом об адмиральском звании для Хаймана.

Кстати, все президенты США в период строительства атомного подводного флота весьма высоко ценили Риковера. В 1964 году он сам решил уйти в отставку, но на сей раз президент Линдон Джонсон лично просил его остаться на своем посту и присвоил ему чин вице-адмирала. Впоследствии Хайман продолжал службу по просьбам президентов Никсона, Форда и Картера, причем Никсон свою просьбу подкрепил присвоением высшего флотского чина - четырехзвездного адмирала. И Риковер служил честно, эффективно и талантливо.

В отставку адмирал ушел в 1982 году, прослужив на флоте 64 года, что является рекордом, пожалуй, не только для Америки. Вторым рекордом был его чин - четырехзвездного (полного) адмирала, который до Риковера не присваивался ни одному морскому инженеру.

Ф. Дункан пишет: «Адмирал не стеснялся в своих интервью ссылаться на проявленный по отношению к нему антисемитизм со стороны флотского руководства. И это был, пожалуй, единственный доступный ему эффективный способ борьбы с реальным антисемитизмом, мешавшем его работе. Потому что таким образом Хайман доводил до сведения общественности каждый негативный эпизод. А их было немало. И когда он отыскивал выход из сложившейся ситуации, в Пентагоне находились высокие чины, говорившие с гадкой улыбкой, - «вывернулся-таки Хаим!»

Нелюбимый флотским начальством, он сделал для американского флота больше, чем кто бы то ни было из этих адмиралов».

Хайман Дж. Риковер в течение почти 36 лет был, по сути, единовластным руководителем строительства атомного подводного флота Америки. Он делал это жестко, бескомпромиссно, личным примером поддерживая свои решения. Он сумел осуществить почти все свои проекты. Так что не зря военные моряки называют его творение «еврейским флотом Америки»!