Меню

Подводные лодки типа огайо. «Еврейский флот» или Подводная лодка класса «Огайо

Обслуживание автомобиля

«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/


Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.

Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.

Причина данного парадокса очевидна:

Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.

В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент - 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.


Якорь подводного ракетоносца пр. 941 "Акула"


Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора "Нью-Джерси"


А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.

Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!

Большая разница

В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.

Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.


Малышка С-189 на фоне "Мистраля"


Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?

Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.

*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»

Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:


Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе


Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).

Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».

Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).

В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)

А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».

Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же - «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!

Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».

При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок - около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.

Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой !

Можно долго восхищаться акульим видом:


"Акула" и один из РПКСН семейства 677



Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне исполинской рыбины


Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…
Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.


Погрузка 90-тонной "кузькиной матери"
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39

Огайо

Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» - неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?

Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.

Убийца авианосцев

Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).

Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.

Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.


"Батон" и Акула


Два "батона"


Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –

Щука-Б

Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное до появления американских АПЛ типа «Сивулф».

Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).

В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.

Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» - непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).

Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.

В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.

Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».

Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).


Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца" - не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)


Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие - лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…

Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» - целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.

Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.

Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.


Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа "Сивулф"


Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, "Акула" не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа "Нимиц" или ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева - ДЭПЛ "Варшавянка"


Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ


Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию "Акулы"

Подводная лодка USS «Michigan» (SSGN-727) является второй в серии из 18 атомных подводных лодок третьего поколения класса «Огайо» («Ohio») ВМС США, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. Также является третьим кораблем в составе флота ВМС США, названный в честь штата Мичиган. Головной данного класса является , введена в эксплуатацию 11 ноября 1981 года.

С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащёнными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением. Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое патрулирование, проводя в море 60 % времени.

Контракт на строительство ПЛ был присужден компании Electric Boat отдела General Dynamics Corporation в Гротон, штат Коннектикут, 28 февраля 1975 года. Заложена 04 апреля 1977 года. Спущена на воду 26 апреля 1980 года. Введена в эксплуатацию 11 сентября 1982 года под бортовым номером SSBN-727. Местом базирования стала база подводных лодок в Бангор-Бейс, штат Вашингтон.

Основные характеристики: Водоизмещение надводное 16746 тонн, подводное 18750 тонн. Длина 170 метров, ширина 13,0 метров, средняя осадка 11,1 метра. Скорость надводная 12 узлов, подводная 20 узлов. Рабочая глубина погружения 240 метров. Экипаж: 15 офицеров, 140 матросов и старшин. Автономность по продовольствию 60 дней.

Силовая установка: Атомная. Водо-водяной реактор типа GE PWR S8G. Две турбины по 30000 л.с., 2 турбогенератора по 4 МВт, дизель-генератор мощностью 1,4 МВт, резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм.

Ракетное вооружение: 154 крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк».

29 июля 1993 года экипаж «Gold» успешно произвел запуск четырех ракет Trident I во время оценочного испытания, который стал последним запланированным для Тихоокеанского испытательного полигона. Все будущие испытания С4 стали проводиться на Атлантическом испытательном полигоне. 02 сентября ПЛ вернулась в Бангор, завершив 37-патрулирование. 09 декабря с экипажем «Blue» вернулась домой после завершения двухмесячного 38-го патрулирования.

01 октября 1994 года на судоверфи Puget Sound Naval Shipyard был начат ремонт, который был завершен 07 июня 1995 года.

02 февраля 2004 года покинула место базирования Бангор и прибыла на военно-морскую верфь Puget Sound для прохождения капитального ремонта, во время которого была модифицирована на подводную лодку с управляемыми ракетами, после завершения которого был присвоен бортовой номер SSGN-727.

12 июня 2007 года во время церемонии в Бремертоне, штат Вашингтон, ПЛ вновь вернулась к службе.

10 ноября 2008 года ПЛ (Blue) покинула порт приписки для своего первого развертывания в качестве подводной лодки с управляемыми ракетами, из которого вернулась домой 12 декабря 2009 года. После этого она прибыла для проведения четырехмесячного капитального ремонта на военно-морскую верфь Puget Sound.

29 апреля 2010 года покинула порт приписки Бангор для своего второго развертывания в качестве SSGN в зоне ответственности 7-го флота США, из которого вернулась домой 02 июня 2011 года.

В ноябре 2012 года вернулась в порт приписки после завершения 12-месячного патрулирования в западной части Тихого океана.

02 ноября 2013 года покинула военно-морскую верфь Puget Sound после завершения 11-месячного планового технического обслуживания. В декабре 2013 года покинула порт приписки для своего четвертого запланированного развертывания в западной части Тихого океана. 11 августа 2015 года вернулась в порт приписки Бангор, после подготовки к 12-месячного плановому ремонту на военно-морской верфи Puget Sound. 08 июля 2016 года покинула сухой док и пришвартовалась у причала №5 военно-морской верфи Puget Sound.

В марте 2017 года покинула военно-морскую базу Китсап-Бангор для своего пятого патрулирования в западной части Тихого океана в качестве подводной лодки с управляемыми ракетами. 25 апреля с запланированным визитом на военно-морскую базу Пусан, Южная Корея. 13 октября с визитом в Пусан, Южная Корея.

13 мая 2019 года в Порт-Таунсенде, штат Вашингтон, после 30-месячного развертывания в западной части Тихого океана. Планируется, что в ближайшее время будет начат капитальный ремонт подводной лодки, который будет проводиться на военно-морскую верфь Puget Sound Naval Shipyard.

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN ) - серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».


Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Китсэп, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия. В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году. Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения количества ракетоносцев на Тихом океане, часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий. Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое патрулирование, проводя в море 60% времени.

История

К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия». В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения». Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н. В. Огарков,

…появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели.

Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям.

Аппаратом Министерства обороны США 1 ноября 1966 года была начата исследовательская работа по стратегическим вооружениям STRAT-X. Первоначально целью программы была оценка проекта новой стратегической ракеты, предложенной ВВС США, - будущей MX. Однако под руководством министра обороны Роберта Макнамары были сформулированы правила оценки, согласно которым одновременно должны были оцениваться и предложения других родов сил. При рассмотрении вариантов производился расчёт стоимости создаваемого комплекса вооружений с учётом создания всей инфраструктуры базирования. Производилась оценка количества выживших боезарядов после ядерного удара противника. Полученная стоимость «выжившего» боезаряда была основным критерием оценки. От ВВС США, кроме МБР с развёртыванием в шахте повышенной защищённости, поступил на рассмотрение вариант использования нового бомбардировщика Б-1.

ВМС предложили систему стратегического вооружения ULMS (англ. Undersea Long-range Missile System ). Основой системы были подводные лодки с новыми баллистическими ракетами увеличенной дальности EXPO (англ. EXpanded «POseidon» ). Дальность ракеты позволяла выпускать весь боекомплект сразу после выхода из базы. Предпринимался ряд мер для увеличения времени пребывания лодки в море (включая создание нового берегового комплекса).

Программа ULMS выиграла конкурс STRAT-X. Министром обороны США было одобрено решение координационного комитета ВМФ (англ. Decision Coordinating Paper (DCP) No. 67 ) № 67 от 14 сентября 1971 года по ULMS. Было утверждено поэтапное развитие программы. На первом этапе в рамках программы EXPO создавалась ракета «Трайдент-1» увеличенной дальности в габаритах ракеты «Посейдон» и разработка новой ПЛАРБ. А в рамках второго этапа ULMS II создание ракеты больших габаритов - «Трайдент-2» с повышенной дальностью. Решением замминистра от 23 декабря 1971 года в бюджет ВМС был заложен ускоренный график работ с планируемым развёртыванием ракет в 1978 году.

В рамках эскизного проекта рассматривалось различные варианты подводных лодок с установкой от 2 до 32 ракетных шахт. Рассматривался вариант 38 000-тонной атомной подводной лодки с двумя реакторами типа S6G, однако от него отказались в силу дороговизны. Остановились на варианте использования реактора S8G, разработанного на базе реактора S5G атомной подводной лодки «Нарвал». Кривая военно-экономической эффективности имела максимум в районе 20 ракет и лодкой водоизмещением 14 000 тонн. Этот проект нравился и командованию ВМС США, однако после вмешательства подразделения системного анализа Министерства обороны США на подпись президенту лёг вариант с 24 ракетами.

Президент 15 ноября 1973 года подписал финансовый бюджет на 1974 год с выделением средств для первой подводной лодки системы «Трайдент». А 25 июля 1974 года ВМФ США заключили контракт с General Dynamics по строительству на верфи Electric Boat первой ПЛАРБ, получившей имя «Огайо».

В 1974 году первоначальной программой было запланировано строительство 10 подводных лодок. К 1981 году программа была увеличена до 15 лодок, и планировалось расширить её до 20 лодок к 1985 году. В 1989 году ВМС США планировали заказать 21 лодку, а планы на следующий год предусматривали расширение заказа до 24 ПЛАРБ. Однако в 1991 году Конгресс ограничил программу строительства 18 лодками. Основанием решения стали ограничения договора СНВ-1 и предложение администрации президента Буша.

Все 18 лодок построены на верфи Electric Boat фирмы General Dynamics в 1976-1997 годах. Первые 8 лодок серии изначально оснащались ракетами Trident I C-4. Впоследствии 4 из них были перевооружены «Томагавками», остальные получили на вооружение ракеты Trident II D-5.

Конструкция

1. сферическая антенна ГАК; 2. цистерны главного балласта; 3. компьютерный пост; 4. объединённая радиорубка; 5. гидроакустический пост; 6. центральный пост; 7. навигационный пост; 8. пост управления ракетной стрельбой; 9. машинное отделение; 10. реакторный отсек; 11. отсек вспомогательных механизмов № 1; 12. проход для экипажа; 13. отсек вспомогательных механизмов № 2; 14. торпедный отсек; 15. каюты моряков; 16. каюты офицеров; 17. ракетный отсек

Прочный корпус разделён на четыре отсека и одну выгородку, отделённую водонепроницаемой переборкой.

Первый (носовой) отсек

В этот отсек входят расположенные на четырёх палубах три группы помещений различного назначения:

  • боевого:
    • центральный пост,
    • пост управления ракетной стрельбой,
    • навигационный пост,
    • торпедное отделение,
    • радиорубка,
    • гидроакустическая рубка,
  • обеспечивающего:
    • вычислительный комплекс,
    • вентиляционная,
    • помещения кондиционеров и вспомогательных механизмов,
    • насосная,
    • аккумуляторная батарея,
  • бытового:
    • офицерская кают-компания,
    • комната отдыха,
    • буфет,
    • камбуз,
    • столовая рядового состава,
    • каюты офицерского и старшинного состава,
    • медпункт
    • учебные классы
    • аварийно-спасательные средства коллективного пользования (между центральным постом и гидроакустической рубкой).

Второй (ракетный) отсек

Этот отсек также имеет четырёхпалубную конструкцию и занимает треть прочного корпуса. В него входят:

Выгородка

Выгородка примыкает к ракетному отсеку и в ней размещаются:

  • электрощиты,
  • установка для регенерации воздуха,
  • осушительные и дифферентовочные насосы.

Третий (реакторный) отсек

Длина этого отсека около 10 м, и в нём находятся:

  • ядерный реактор,
  • 2 парогенератора,
  • 2 главных циркуляционных насоса,
  • компенсатор объёма,
  • оборудование, обеспечивающее их контроль и работу.

Четвертый (турбинный) отсек

Это машинное отделение длиной 37 м, в котором находятся:

  • 2 турбогенератора,
  • 2 паротурбинные установки,
  • гребной электродвигатель,
  • преобразователи тока,
  • вспомогательная дизель-электрическая установка,
  • гидравлическая насосная станция,
  • компрессор,
  • главный конденсатор,
  • пульты управления и контроля.

Корпус

Лодки имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус цилиндрической формы с оконечностями в виде усечённого конуса дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых размещены балластные цистерны и, соответственно, сферическая антенна ГАК и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса покрыта проницаемой лёгкой обтекаемой надстройкой, закрывающей ракетные шахты, различное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС в кормовой оконечности. Из-за такой небольшой площади лёгкого корпуса, корабль считается однокорпусным, эта конструкция американских ПЛАРБ по мнению специалистов обеспечивает способность создавать меньшие гидродинамические шумы и достигать большей максимально малошумной скорости по сравнению с двухкорпусными лодками. Плоские переборки разделяют лодку на отсеки, каждый из которых делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках предусмотрены погрузочные люки. Рубка сдвинута к носовой части, на ней размещены горизонтальные крыловидные рули, в кормовой части оперение крестообразное, на горизонтальных рулях установлены вертикальные планшайбы.


Прочный корпус сварен из секций (обечаек) цилиндрической, конической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. Материал - высокопрочная сталь марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм . Для увеличения прочности корпуса предусмотрены кольцевые шпангоуты, разнесённые по всей длине корпуса. Корпус также имеет антикоррозийное покрытие.

На геопортале Virtual Earth был опубликован аэрокосмический снимок дока на базе ВМС США Бангор, где проходят ремонтно-профилактические работы АПЛ класса «Огайо». На снимке хорошо различимы форма и конструктивные особенности гребного винта субмарины - секреты, которые строго оберегают разработчики.

Энергетическая установка
Примерный вид реактора типа PWR.

Энергетическая установка лодок состоит из главной и вспомогательной установок, механизмы которых расположены в 5-м и 6-м отсеках.

В главную энергетическую установку входят:

  • ядерный реактор,
  • два главных циркуляционных насоса,
  • компенсатор объёма,
  • два парогенератора,
  • биологическая защита,
  • два турбогенератора,
  • две паротурбинные установки,
  • гребной электродвигатель,
  • аппаратура управления и контроля.

Ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (англ. PWR ) типа S8G разработки компании General Electric, состоящий из стандартного для реакторов этого типа частей: корпуса, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Теплоноситель и замедлитель - вода высокой степени очистки (бидистиллят). Параметры первого контура: номинальное давление - 140 кгс/см² (14 МПа), температура - 300-320 °C . Реактор окружён биологической защитой, предназначенной для защиты экипажа от ионизирующего излучения и состоящей из композиционных материалов значительной массы. Диаметр реакторного отделения 12,8 м, длина - 16,8 м, общий вес - 2750 т. Активная зона содержит ядерное топливо - высокообогащённый по 235-му изотопу уран, кампания топлива составляет примерно 100 тыс. часов активной работы, что эквивалентно примерно 9-11 годам постоянного использования реактора на полной мощности или дальности плавания полным ходом 280 тыс. миль, а экономическим - 800 тыс. миль (для ПЛАРБ типа «Лафайет» этот показатель составлял 50 лет с дальностью плавания экономическим ходом 345 тыс. миль).

Паротурбинная установка состоит из двух турбин мощностью по 30 000 л. с., редуктора, конденсатора, циркуляционного насоса и паропроводов. Две паротурбинные установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин понижается редуктором до 100 об/мин и с помощью муфты передаётся на гребной вал, вращающий семилопастной гребной винт диаметром 8 м со скошенными серповидными лопастями с пониженной скоростью вращения (такая конструкция позволяет снизить шумы на скоростях патрулирования).

Турбогенераторы малооборотные многополюсные, мощностью 4000 кВт каждый, вырабатывают электроэнергию с напряжением 450 В и частотой 60 Гц, которая через преобразователь переменного тока в постоянный питает гребной электродвигатель (в этом случае паротурбинные установки не вращают гребной вал).

При разработке силовой установки был предпринят ряд мер по обеспечению низкого уровня шумов на малых и средних скоростях. Энергетическая установка подводных лодок имеет специальный малошумный режим естественной циркуляции теплоносителя первого контура с сохранением значительной части своей мощности, такой режим является основным при боевом патрулировании. В обычном режиме тепло от реактора передаётся в парогенераторы, откуда пар идёт на турбину, которая через редуктор вращает гребной винт. В малошумном режиме схема несколько усложняется - пар из парогенераторов идёт на турбогенераторы, в которых вырабатывается электроэнергия, приводящая в движение гребной винт. При этом исключается функционирование наиболее шумящих элементов - циркуляционных насосов турбин и реактора, значительно снижается мощность реактора и паропроизводящей установки, а гребной винт приводится в действие электродвигателем, питающимся от турбогенераторов вместо прямой передачи механического движения от турбин к валу, что позволяет исключить также шум редуктора, передающего это движение на гребной вал в режиме полной мощности.

Такая конструкция реактора отрабатывалась на подводной лодке USS Narwhal (SSN 671) с реактором вдвое меньшей мощности S5G. Проектные исследования выполнялись на базе реактора с возможностью естественной циркуляции теплоносителя типа S6G, устанавливаемого на атомные многоцелевые подводные лодки типа «Лос-Анджелес».

Многие конструктивные особенности лодок типа «Огайо», такие как однокорпусная осесимметричная архитектура, одновальная движительная установка, гибкие муфты, различные соединительные устройства и вставки для изоляции гребного вала и трубопроводов, множество амортизаторов и шумопоглощающие покрытия внутри корпуса, введение малошумного режима с исключением из работы циркуляционных насосов и применение низкооборотного малошумного винта специальной формы позволили снизить шумность по сравнению с ПЛАРБ типа «Лафайет» со 134 до 102 дБ.

Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1400 кВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с. фирмы «Магнатек». Резервный электродвигатель используется как привод подруливающего устройства при маневрировании и в случае аварии основной силовой установки. Это устройство располагается в корпусе лодки и при необходимости использования выдвигается. Оно способно вращаться на 360 градусов в горизонтальной плоскости.

По официальным данным скорость подводного хода лодок составляет 20+ узлов. Фактически ПЛАРБ способна развить скорость 25 узлов.

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным вооружением подводных лодок типа «Огайо» являются ракеты, размещённые в 24 вертикальных шахтах, расположенных в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. Изначально лодки оснащались баллистическими ракетами Trident I С-4, с ними были построены 8 первых субмарин (SSBN-726 - SSBN-733), иногда выделяемых в первую подгруппу проекта. Остальные лодки строились с более совершенными ракетами Trident II D-5. В 2003 году в соответствии с положениями ОСВ появилось требование о сокращении количества субмарин с баллистическими ракетами до 14, поэтому первые четыре лодки серии (SSBN-726 - SSBN-729) были переоборудованы в носители крылатых ракет BGM-109 Tomahawk. А оставшиеся четыре переоснащены Trident II D-5.

На лодках, вооружённых Trident I, устанавливалась система хранения и пуска ракет Mk35 mod 0, а с комплексом Trident II - Mk35 mod 1. Система состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса БРПЛ, подсистемы контроля и управления пуском и погрузочного оборудования ракет. Шахта представляет собой стальной цилиндр, жёстко закреплённый в корпусе ПЛАРБ. С целью возможности установки «Трайдент-2» ракетная шахта по сравнению с предыдущими лодками типа «Лафайет» была увеличена (диаметр составляет 2,4 м, а длина - 14,8 м). Шахта сверху закрывается крышкой с гидравлическим приводом. Крышка обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на то же давление, что и прочный корпус. На ней расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Специальный механизм блокировки обеспечивает защиту от несанкционированного проникновения и управляет открытием крышки и технологических лючков.


Внутри шахты устанавливается пусковой стакан и оборудование подачи парогазовой смеси. Пусковой стакан накрывается мембраной, предотвращающей попадание воды внутрь при открывании крышки во время старта. Мембрана имеет куполообразную форму и изготавливается из фенольной смолы, армированной асбестом. При запуске ракеты с помощью установленных на её внутренней стороне профилированных зарядов взрывчатого вещества мембрана разрушается на центральную и несколько боковых частей. Пусковая шахта оснащена штекерным разъёмом нового типа, предназначенным для соединения ракеты с системой управления стрельбой, автоматически отсоединяемым в момент пуска ракеты. На «Огайо» установлена система управления стрельбой Mk 98, позволяющая перевести все ракеты в состояние минутной готовности к старту в течение 15 минут. Во время предстартовой подготовки система производит расчёт данных стрельбы, ввод их в ракету, производит предстартовую проверку и осуществляет контроль готовности к запуску. Входящий в Mk 98 вычислительный комплекс во время предстартовой подготовки может производить перенацеливание одновременно всех ракет.

Перед пуском в шахте создаётся избыточное давление. В каждой шахте для формирования парогазовой смеси установлен пороховой аккумулятор давления (ПАД). Газ, выходя из ПАДа, проходя через камеру с водой, частично охлаждается и, поступая в нижнюю часть пускового стакана, выталкивает ракету с ускорением порядка 10g. Ракета выходит из шахты со скоростью приблизительно 50 м/с . При движении ракеты вверх происходит разрыв мембраны, и в шахту начинает поступать забортная вода. Крышка шахты закрывается автоматически после выхода ракеты. Вода из шахты выкачивается в специальную заместительную цистерну. Для удержания подводной лодки в стабильном положении и на заданной глубине производится управление работой гироскопических стабилизирующих устройств и перекачка водного балласта.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20-секундным интервалом с глубины до 30 м, при скорости хода около 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все ракеты могут быть выпущены в одном залпе (испытательные пуски всего боекомплекта никогда не производились). В воде происходит неуправляемое движение ракеты, и после выхода из воды по данным сигнала датчика ускорений включается двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя происходит на высоте 10-30 м над уровнем моря.

Высокая точность определения местоположения подводной лодки обеспечивается установленной аппаратурой коррекции навигационных данных систем Лоран-С и NAVSTAR. Применение этих систем и внедрение системы ESGN с гироскопами с электростатической подвеской ротора позволило повысить точность определения координат в 4-6 раз по сравнению с лодками предыдущих типов.

Ракета Trident II D-5 оснащается двумя типами боевых блоков - W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной нагрузке ракета способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на дальность 7360 км. Применение на ракете аппаратуры астрокоррекции в совокупности с повышением эффективности навигационной системы позволило получить для блоков W88 КВО 90-120 м . При поражении ракетных шахт противника используется так называемый способ «2 по 1» - нацеливание на одну шахту МБР двух боевых блоков с разных ракет. При этом вероятность поражения цели составляет 0,95. Производство блоков W88 было ограничено 400 единицами. Поэтому большинство ракет вооружается боеголовками W76. В случае использования двух менее мощных блоков при способе «2 по 1» вероятность выполнения задачи снижается до 0,84.

На данный момент в соответствии с договором ОСВ ракеты на подводных лодках не могут нести больше 8 боеголовок. С целью достижения максимальной дальности на ракетах устанавливается 6 ББ W88 или 8 ББ W76. Поэтому в 2007 году общее количество развёрнутых на БРПЛ боеголовок составляло 404 шт. W88 и 1712 шт. W76. Согласно заявлению контр-адмирала Реймонда Джонса младшего (англ. Raymond G. Jones ) боеголовками W88 оснащены только первые четыре лодки второй серии.

Каждый из 4 ПЛАРК вооружён 154 крылатыми ракетами «Томагавк», 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет. Две ближайших к рубке шахты оснащены шлюзовыми камерами. К ним стыкуются мини-подлодки ASDS (англ. Advanced SEAL Delivery System ) или модули DDS (англ. Dry Deck Shelter ) для обеспечения выхода боевых пловцов, когда лодка находится в подводном положении. Эти средства могут устанавливаться как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом частично блокируются шахты с ракетами «Томагавк». Каждая установленная ASDS блокирует три шахты, а более короткий DDS - две. Подводная лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек в составе подразделения для спецопераций (морпехов или морских котиков). В случае краткосрочных операций это количество может быть увеличено до 102 человек.

Торпедное вооружение

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48, которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование

При постройке «Огайо» получили гидроакустическую станцию AN/BQQ-6, являющуюся модификацией ГАК AN/BQQ-5 многоцелевых АПЛ. В ГАК ПЛАРБ используется в основном пассивный режим работы. В ГАК AN/BQQ-6 входит ряд гидроакустических станций. Основу комплекса составляет активно-пассивная гидроакустическая станция AN/BQS-13 с ограниченными, по сравнению с установленной на AN/BQQ-5, возможностями в активном режиме. Станция имеет сферическую антенну диаметром 4,6 м, состоящую из 944 гидрофонов. Конформная пассивная шумопеленгаторная ГАС AN/BQR-23 состоит из 104 гидрофонов, расположенных по окружности носового обтекателя. Пассивная ГАС AN/BQR-15 оснащается протяжённой буксируемой антенной TB-29 длиной 47,7 м на тросе длиной 670 м. Обработка сигнала этой ГАС производится с помощью вычислительных мощностей ГАС AN/BQR-23. В сложенном положении антенна располагается в верхней части корпуса по левому борту. Для навигации используется активная гидроакустическая станция AN/BQR-19. В сложной подлёдной обстановке и противоминных операциях используется активная ГАС малой дальности AN/BQS-15. В надводном положении используется радар AN/BPS-15A (на SSBN 741-743 установлен AN/BPS-16).

В процессе модернизаций по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК американских лодок, включая AN/BQQ-6 модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо четырёх ГАС использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf) с открытой архитектурой. Это позволит в будущем облегчить апгрейд систем. Новая система также обладает возможностями «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation), позволяющая формировать гидрографическую карту высокого разрешения (разрешающая способность позволяет различать мелкие объекты типа мин) и обмениваться ею с другими кораблями флота. Первой этот апгрейд прошла Аляска осенью 2000 года.


Для оповещения о акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Совместно с ней в надводном положении используется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающей в диапазоне 0,5-18 ГГц. ПЛАРБ оснащены 8 пусковыми установками Mk2 для постановки акустических помех и станцией гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Станция предназначена для автоматического обнаружения, классификации и отслеживания атакующих торпед и выработки сигнала на использование средств гидроакустического противодействия. Субмарины оснащались имитатором Mk70 MOSS (Mobile Submarine Simulator), выстреливаемого из торпедного аппарата. Однако на сегодняшний момент все имитаторы выгружены на берег и находятся на долговременном хранении.

Лодки оснащаются перископами Kollmorgen Type 152 и Type 82.

Инциденты

ПЛАРБ дата место описание инцидента
USS Florida (SSGN 728) 19 декабря 1983 Пролив Лонг-Айленд USS Florida получила лёгкие повреждения при столкновении в подводном положении с неопознанным предметом в ходе ходовых испытаний в проливе Лонг-Айленд. Пострадавших не было.
USS Georgia (SSGN 729) 22 марта 1986 Близ островов Мидуэй Буксир USS Secota (YTM 415) лишился управления из-за потери электропитания и врезался в кормовые рулевые поверхности USS Georgia. Буксир затонул практически сразу же после эвакуации экипажа на ПЛАРБ. Десять членов экипажа были спасены, однако двое утонули. USS Georgia повреждений не получила.
USS Nevada (SSBN 733) 1987 Западное побережье США В конце июня - начале июля на USS NEVADA произошла авария во время проведения регламентных операций после неправильной установки силового привода во время ремонта на верфи Ньюпорт-Ньюс в феврале - апреле. Ущерб был оценён в несколько миллионов долларов и послужил причиной отмены перевода лодки в её новый порт приписки ВМБ Бангор. Представитель ВМС США заявил, что «инцидент не представлял опасности для лодки и экипажа, и корабль продолжил свою деятельность».
USS Henry M. Jackson (SSBN 730) 6 ноября 1987 Прибрежные воды близ Бангора, штат Вашингтон USS Henry M. Jackson столкнулся с рыбацкой лодкой South Paw. ВМС США выплатили в качестве компенсации 25 721 $.
USS Pennsylvania (SSBN 735) 29 сентября 1989 Порт Канаверал, Филадельфия Недавно принятая в состав флота USS Pennsylvania села на мель при входе в канал, ведущий к порту Канавералканал во время своего первого посещения мыса Канаверал для проведения ракетных стрельб. Буксиры сняли лодку с мели через два часа, и представитель флота заявил: «Насколько мы знаем, все в порядке».
USS Kentucky (SSBN 737) 19 марта 1998 Пролив Лонг-Айленд USS Kentucky столкнулся с многоцелевой АПЛ «Сан-Хуан» (SSN 751). В момент столкновения ПЛАРБ находилась на поверхности, а «Сан-Хуан» в подводном положении. По официальным данным ВМС США подводные лодки получили лёгкие повреждения и вернулись на военно-морскую базу Гротон для осуществления проверки. Никто не пострадал.
USS Florida (SSGN 728) 27 августа 2003 Верфь Норфолк USS Florida пострадала от лёгкого пожара над реакторным отсеком во время проведения капитального ремонта на верфи Норфолка. Погибших не было, но незначительные травмы получили четыре человека.
USS Nebraska (SSBN 739) 20 сентября 2008 Близ острова Оаху, Гавайи Матрос был смертельно ранен во время инцидента USS Nebraska, находившейся в подводном положении. Старшина производил уборку в кормовом отсеке вспомогательных механизмов. Проигнорировав предупреждающие знаки, он работал в опасной близости от механизма рулевого привода. Во время совершения ПЛАРБ левого разворота матрос не удержал равновесие и, упав на механизм привода, получил травму таза. Несмотря на своевременное оказание неотложной медицинской помощи и эвакуации с борта лодки вертолётом береговой охраны, он скончался по дороге в госпиталь.

Современный статус и дальнейшие планы


В настоящее время в строю состоят все 18 лодок этой серии. Согласно накопленной статистике, ПЛАРБ совершают три-четыре патруля в год, проводя в открытом море 50-60 % времени (данные 2008 года). В 2008 году было выполнено 31 патрулирование, средней продолжительностью 60-90 суток.

19 февраля 2009 года состоялось чествование экипажа атомной подводной лодки «Вайоминг», которая завершила свой 38-й патрульный рейд 11 февраля. Этот рейд стал тысячным для подводных лодок данного проекта.

Одним из результатом договора по сокращению наступательных вооружений СНВ-III стало изменение политики развития ядерных стратегических сил США. Основные положения данной политики на ближайшее будущее зафиксированы в Nuclear Posture Review Report 2010, обнародованном министерством обороны США. В соответствии с этими планами намечается со второй половины 2020-х годов начать постепенное уменьшение количества развёрнутых ракетоносцев с 14 до 12.


Сокращение будет происходить «естественным способом», по мере вывода из боевого состава лодок с истекшими сроками эксплуатации. Вывод первой лодки запланирован на 2027 год. На замену лодками типа «Огайо» должны прийти ракетоносцы нового типа, проходящие на данный момент под аббревиатурой «SSBN(X)». В 2010 году на исследовательские работы по данной теме в бюджете ВМС США заложена сумма в 497,4 млн долларов. Всего запланировано строительство 12 лодок нового типа. Ожидается, что строительство каждого ракетоносца обойдётся американскому налогоплательщику в 6-7 млрд долларов в ценах 2010 финансового года.

Новые ракетоносцы должны иметь меньшее количество ракетных шахт (обсуждаются цифры 12, 16 и 20), что связано с сокращением общего количества боеголовок морских стратегических сил США, но сами ракетные шахты должны быть большего диаметра. Отличительной особенностью должна стать энергетическая установка лодок нового типа. Она будет рассчитана на полный 40 летний срок службы подводной лодки без перезагрузки активной зоны реактора и необходимости проведения капитального ремонта. Ввод в строй первой лодки типа SSBN(X) запланирован на 2028 год. К 2030 году общее количество ракетоносцев ВМС США станет равным 12 - из них два типа SSBN(X) и 10 типа «Огайо». Затем планируется при вводе в строй каждой лодки типа SSBN(X) выводить из состава флота одну «Огайо». К 2040 году запланирован ввод в строй последней лодки нового типа и, соответственно, вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо».

Оценка проекта

На сегодняшний момент ПЛАРБ типа «Огайо» удерживают мировой рекорд по количеству размещённых ракетных шахт - 24 и по праву считаются одними из самых совершенных в своём классе. По оценкам специалистов среди построенных ракетоносцев по уровню шумности с ними могут соперничать только французские типа «Триумфан».

Высокая точность ракет «Трайдент-II» позволяет, наряду с сухопутными МБР поражать всю номенклатуру высокопрочных целей типа шахтных пусковых установок и углублённых командных пунктов. Большая дальность ракетного комплекса «Трайдент» позволила лодкам типа «Огайо» осуществлять дежурство в Атлантическом и Тихом океанах в зонах господства своих ВМС, что обеспечило им высокую боевую устойчивость. Высокая эффективность и сравнительно малая стоимость содержания ПЛАРБ, вооружённых ракетами «Трайдент-2», привела к тому, что морские стратегические силы занимают лидирующие позиции в ядерной триаде США и по состоянию на 2007 год обеспечивают развёртывание 2116 из общего количества в 3492 боезаряда, что составляет 60 %.


Доктрина глобальной ядерной войны, которой придерживались ведущие мировые державы в 60-е годы XX века, предусматривала, что после внезапного нападения противника с применением ядерного оружия обязательно последует ответный «удар возмездия». После всестороннего анализа американские военные специалисты пришли к выводу, что наибольшие шансы нанести такой удар имеют атомные ракетные подводные лодки. Однако быстрое развитие противолодочного оружия и систем подводного обнаружения привело к тому, что ПЛАРБ первого и второго поколений стремительно теряли свое главное преимущество — скрытность. И при проектировании нового подводного ракетоносца перед американскими конструкторами была поставлена задача не только кардинально повысить наступательную мощь корабля, но и значительно уменьшить его физические поля, и прежде всего — снизить шумность. Последнее требование во многом определило технические характеристики и архитектуру подводной лодки типа «Огайо».

ПРОЕКТ

Проектирование американской ПЛАРБ третьего поколения началось в 1971 году в соответствии с утвержденной программой создания системы стратегического вооружения ULMS (Undersea Long-range Missile System). Рассматривались разные варианты конструкции будущей субмарины, но в конце концов была выбрана весьма необычная схема: однокорпусная, одновальная, с большим удлинением корпуса и малым числом водонепроницаемых отсеков (всего четыре, включая короткий реакторный). Как и в случае с АПЛ типа «Лос-Анджелес», американцы сознательно пошли на риск, пожертвовав живучестью лодки ради повышения ее скрытности. Заметим, современные ей советские ПЛАРБ по концепции были совершенно иными: двухкорпусными, двухреакторными, с большим числом водонепроницаемых отсеков (обычно десять) и дублированием основных жизненно важных систем. Разумеется, безаварийная эксплуатация американских субмарин могла осуществляться только при высоком уровне квалификации их экипажей.

Следует признать, что принятые американцами рискованные технические решения в целом себя оправдали. За все время эксплуатации ПЛАРБ типа «Огайо» на них не отмечено ни одной серьезной аварии. Зато по сей день они остаются одними из самых малошумных в мире.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Контракт на строительство головной ПЛАРБ SSBN-726 «Огайо» (Ohio) был заключен с фирмой «Дженерал Дайнэмикс» 25 июля 1974 года. Первоначально планировалось построить 10 подводных лодок; позже их число увеличили до 24. Но в связи с окончанием холодной войны Конгресс США в 1991 году сократил программу строительства до 18 единиц.

По водоизмещению лодки типа «Огайо» более чем вдвое превосходили своих предшественников — ПЛАРБ типа «Лафайет». Поэтому верфь в Гротоне, специализировавшуюся на производстве атомных субмарин, пришлось капитально модернизировать: построить крытый эллинг, док, установить новые краны грузоподъемностью до 300 т. Одновременно была разработана передовая технология сборки кораблей из секций, находящихся в высокой степени готовности. Ракетоносцы строились двумя сериями. Первые восемь единиц изначально оснащались ракетами «Трайдент» IС-4 с дальностью стрельбы /400 км, а последующие — ракетами «Трайдент» II D-5, способными поражать цели на дальности около 11 000 км. К настоящему времени ПЛАРБ первой группы модернизированы: четыре в соответствии с международным договором СНВ-2 переоборудованы в носители крылатых ракет, а остальные перевооружены ракетами «Трайдент» II.

Ядерные ракеты

Атомные ракетные подводные лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических ядерных сил США. Эти корабли стали самым разрушительным средством ведения войны за всю историю человеческого общества.

Главный американский козырь морских сил ядерного сдерживания — межконтинентальная баллистическая ракета «Трайдент» (Trident — «Трезубец»). Состоящая на вооружении ВМС США модификация этой ракеты «Трайдент» II имеет дальность полета, в зависимости от типа боевой части, от 9 до 12 тыс. км. Теоретически подводная лодка типа «Огайо» может нанести ракетно-ядерный удар по территории противника прямо из своей базы.

КОНСТРУКЦИЯ

По конструкции ПЛАРБ «Огайо» — однокорпусная и одновинтовая. Прочный корпус сварен из специальной маломагнитной стали толщиной 75 мм. Цистерны главного балласта расположены в оконечностях. Лодка имеет характерную для американских субмарин одновинтовую схему с крестообразным кормовым оперением без вертикальных стабилизаторов, с полноповоротной плоскостью. Еще два горизонтальных руля установлены на ограждении рубки.

Внутри прочный корпус разделен на четыре главных отсека. В первом на четырех палубах расположены центральный пост, боевые посты комплексов обнаружения, связи и управления оружием, торпедные аппараты с запасными торпедами, аккумуляторная батарея, жилые помещения, кают-компания, камбуз, лазарет и так далее, вплоть до библиотеки и тренажерного зала. Второй отсек почти полностью занимают 24 вертикальные ракетные шахты. Кроме того, там размещаются спальные места боевого расчета ракетного комплекса. В третьем отсеке находятся реактор, два парогенератора и вспомогательные механизмы. Четвертый отсек — турбинный; в нем установлены две паротурбинные установки, корабельная электростанция, электродвигатель для режима подкрадывания и ряд вспомогательных систем. Конструкция прочного корпуса обеспечивает рабочую глубину погружения до 300 м. Ядерный реактор S8G производства фирмы «Дженерал Электрик» — двухконтурный, водо-водяного типа, с естественной циркуляцией первого контура. Расчетный период работы между перезарядками активной зоны — 20 лет. Увеличенный диаметр прочного корпуса ПЛАРБ типа «Огайо» позволил применить малооборотные турбины, установить высокоэффективные амортизаторы и оснастить ГЭУ надежной биологической защитой. Вместе с применением малошумного гребного винта все это позволило существенно снизить уровень акустического поля.

ВООРУЖЕНИЕ

Основное оружие — трехступенчатые твердотопливные ракеты «Трайдент» II размещаются в 24 вертикальных шахтах. Пуск ракет может осуществляться с глубины до 30 м и при скорости хода субмарины до 5 узлов. Ракеты несут разделяющиеся головные части с боеголовками, имеющими индивидуальное наведение. Теоретически число боеголовок на каждой ракете может достигать 14, но по условиям договора об ограничении наступательных вооружений СНВ-2 их не должно быть больше 8. По официальным заявлениям ВМС США, сегодня ракеты «Трайдент» II оснащены в основном восьмью боеголовками W76 мощностью по 100 килотонн, но несколько ПЛАРБ типа «Огайо» несет ракеты с шестью боеголовками W88 мощностью по 475 кт. Помимо ракет, лодка оснащена четырьмя 533-мм торпедными аппаратами установленными в первом отсеке под углом к диаметральной плоскости (как на АПЛ типа «Лос-Анджелес»). Они предназначаются для самообороны и могут стрелять управляемыми по проводам торпедами Мк.48. Средства обнаружения первоначально были представлены гидроакустическим комплексом AN/BQQ-6, включавшим активно-пассивную ГАС AN/BQS-13 с носовой стационарной антенной диаметром 4,6 м, пассивную станцию AN/BQR-23 со стационарной антенной и AN/BQR-15 с протяженной буксируемой антенной длиной 47,7 м на тросе длиной около 700 м. Кроме того, имелась навигационная ГАС AN/BQR-19, противоминная ГАС AN/BQS-15 и РЛС AN/BPS-15А (или AN/BPS-16). В ходе модернизаций в 2000-е годы ГАК AN/BQQ-6 был значительно усовершенствован и получил новое обозначение AN/BQQ-10. Для оповещения об акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Шумовые помехи создают станция гидроакустического противодействия AN/WLY-1 и восемь пусковых установок Мк.2. Кроме того, ПЛАРБ типа «Огайо» могут брать на борт имитаторы Мк.70. Последние представляют собой ложные цели, которые могут выстреливаться из торпедных аппаратов.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Согласно договору о сокращении наступательных вооружений СНВ-2, США и России разрешалось иметь в боевом составе по 14 подводных стратегических ракетоносцев. Поэтому в 2003-2007 годах четыре первые ПЛАРБ типа «Огайо» были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томахок» (Tomahawk). В 22 ракетных шахтах разместили пусковые установки с боезапасом семь ракет каждая; таким образом, субмарина теперь могла нести 154 «Томагавка». Две шахты были переоборудованы в шлюзовые камеры для высадки боевых пловцов через модули DDS или стыковки со сверхмалыми диверсионными подводными лодками типа ASDS. С ними также могут стыковаться глубоководные обитаемые аппараты. Последние предполагается использовать для спасения экипажа в случае аварии, так как штатных всплывающих спасательных камер, принятых в российском ВМФ, на американских субмаринах нет. После переоборудования подводные лодки сменили обозначение SSBN на SSGN с сохранением прежних номеров 726-729. Оставшиеся четыре лодки первой серии после 1998 года прошли модернизацию, в ходе которой были перевооружены ракетами «Трайдент» II. Система «Трайдент» I, соответственно, была снята с вооружения, и боевые возможности ПЛАРБ типа «Огайо» обеих серий отныне стали идентичными.

СЛУЖБА

Восемь ПЛАРБ типа «Огайо» первой серии (с ракетами «Трайдент» I) базировались на Тихоокеанском побережье США, в Бангоре (штат Вашингтон). Они вошли в состав 17-й эскадры ПЛ и несли боевое патрулирование в центральной части Тихого океана, в районе Гавайских островов. Десять лодок второй серии служили в Атлантике и базировались на Кингс-Бей (штат Джорджия). Они составляли 20-ю эскадру ПЛ. Район их боевого дежурства — акватория вокруг Бермудских островов. В 2000-е годы произошла рокировка; после переоборудования четырех субмарин в ПЛАРК две из них (SSGN -728 «Флорида» и S5GN -729 «Джорджия») были переведены в Кингс-Бей, зато большая часть ракетоносцев второй серии ушла на Тихий океан. По сей день ПЛАРБ типа «Огайо» несут активную службу: они находятся в океане 60-70 % времени. С целью повышения интенсивности боевого использования каждая субмарина укомплектована двумя экипажами, которые поочередно сменяют друг друга во время стоянки на базе.

О состоянии и перспективах развития атомного подводного флота США

Несмотря на последние заявления военно-политического руководства России относительно перспектив ВМФ РФ, восстановление былой мощи военно-морского флота нашей страны может произойти только через 10-15 лет и то только при благоприятной мировой обстановке. А до тех пор наиболее мощным атомным подводным флотом будут располагать все же Соединенные Штаты.

Подлодка потенциального противника. Иллюстрация с сайта www.naval-technology.com


На июль 2007 года в боевом составе американского флота числились 73 атомные подводные лодки, в том числе: 14 типа "Огайо" с баллистическими ракетами "Трайдент-1/2" (SSBN/ПЛАРБ), четыре с крылатыми ракетами "Томагавк" (SSGN/ПЛАРК), переоборудованные из первых ПЛАРБ того же типа, а также 55 многоцелевых (SSN/ПЛА) типов "Лос-Анджелес" (49), "Сивулф" (три) и "Вирджиния" (три).

Проведенная в 2003 году проверка технического состояния ПЛАРБ показала, что срок их службы возможно продлить с 30 до 44 лет. Таким образом, подводные стратегические ядерные силы морского базирования до 2025 года не претерпят кардинальных изменений, связанных с заменой самих носителей баллистических ракет (БР). В то же время к 2025 году число подводных лодок ВМС США будет сокращено до 64 единиц. Многоцелевые подводные лодки типа "Лос-Анджелес" будут постепенно выводиться из состава флота с заменой на ПЛА типа "Вирджиния". К 2025 году из 49 подлодок "Лос-Анджелес" в строю останется только 11, в тоже время количество подлодок "Вирджиния" будет увеличено с 3 до 30 единиц. В 2023 году в состав ВМС США будет принята первая перспективная подлодка NSSN.

В настоящее время американцы широко используют подводный флот в оперативных целях. Ведется систематическое боевое патрулирование, продолжаются автономные походы многоцелевых подводных лодок в Северную Атлантику, западную часть Тихого океана и в Индийский океан, участились выходы лодок в море в составе теперь уже не только авианосных, но и экспедиционных ударных групп. В конце 2007 года на пробное (годичное, со сменой экипажей через три месяца) боевое патрулирование вышла первая из четырех переоборудованных ПЛАРБ - ПЛАРК "Огайо" с крылатыми ракетами "Томагавк".

Американские СМИ со ссылкой на статистические данные штаба подводных сил флота США приводили, в частности, такие цифры: в период 2005-2006 годов 73 многоцелевые подводные лодки совершили в общей сложности 123 боевых похода, а 14 ПЛАРБ выполнили 81 боевое патрулирование.

"Огайо"

ПЛАРБ типа "Огайо" предназначены для выполнения задач по нанесению ракетно-ядерных ударов по важным административным, промышленным и военным объектам потенциального противника. В настоящее время корабли данного класса оснащены баллистическими ракетами "Трайдент-2" (D5). Дальнейшее совершенствование ПЛАРБ типа "Огайо" будет осуществляться путем модернизации гидроакустических комплексов и аппаратуры связи, создания перспективных систем, обеспечивающих скрытность, живучесть и боевую устойчивость ракетоносцев.

Первые четыре ПЛАРБ типа "Огайо" (SSBN-726-729), выведенные из состава стратегических наступательных сил в 2003 году, к настоящему времени завершают программу переоборудования под носители крылатых ракет и подразделений сил специальных операций (ССО). Общий объем финансирования всей программы составляет 4,2 миллиардов долларов. В 22 ракетных шахтах каждой лодки устанавливаются 154 КР "Томагавк" (семь в каждой).


ПЛАРБ типа "Огайо" SSBN 741. Фото с сайта www.naval-technology.com


Две шахты переоборудованы в шлюзовые камеры, предназначенные для перехода боевых пловцов ССО из отсека ПЛАРК в подводные средства доставки (ПСД) и доковую камеру на палубе.

Многоцелевые подлодки

ПЛАРБ типа "Огайо" выполняют функцию сдерживания и, в принципе, в большом количестве не требуются, поэтому основную часть подводного флота США составляют многоцелевые атомные подводные лодки. В настоящее время большие расходы по содержанию кораблей данного класса заставляют командование ВМС сокращать численность ПЛА в составе флота. Ожидается, что к 2025 году их количество уменьшится с 55 до 44 единиц.

К этому времени в составе ВМС США будут находиться многоцелевые атомные подводные лодки "Лос-Анджелес" (с продлением срока службы до 33 лет), "Сивулф", "Вирджиния", и, возможно, после 2023 года флот пополнится ПЛА нового поколения NSSN.


МАПЛ типа "Лос-Анджелес" SSN 722. Фото с сайта www.naval-technology.com


До 2025 года в составе ВМС будут преобладать ПЛА типа "Лос-Анджелес". В связи с этим командование ВМС принимает ряд мер, направленных на повышение их боевых возможностей в соответствии с новыми концепциями применения сил флота. В частности, реализуется программа модернизации системы управления стрельбой. Разработана и испытана новая система управления стрельбой крылатыми ракетами (ATWCS -Advanced Tomahawk Weapon Control System), позволяющая сократить время реакции, повысить универсальность и эффективность боевого применения КР "Томагавк". Внедрение этой системы на ПЛА началось в 2000 году.

В период с 2000 по 2007 год на ПЛА типа "Лос-Анджелес" были установлены новые буйковые антенны для обеспечения двусторонней связи с берегом в диапазоне метровых и дециметровых волн. Их можно использовать при скорости хода лодки в шесть узлов на глубине погружения до 90 метров. Прием информации в миллиметровом диапазоне обеспечивают терминалы спутниковых систем связи с фазированной антенной решеткой типа HDR (High Data Rate), размещенной на выдвижном устройстве.

В 1997-1998 годах в состав ВМС США были введены две ПЛА типа "Сивулф". Третья - "Джимми Картер", построенная по видоизмененному проекту, передана флоту в 2004 году. ПЛА этого типа были изначально предназначены для ведения длительного слежения за российскими ракетными подводными крейсерами стратегического назначения в любых районах Мирового океана. Намечалось построить 29 таких подводных лодок, однако в связи с их высокой стоимостью и коренными изменениями в военно-политической обстановке в мире программа была пересмотрена и ограничена тремя кораблями.


ПЛА типа "Сивулф" SSN21. Фото с сайта www.naval-technology.com


Впервые в американской практике на ПЛА этого типа установлены восемь 660-миллиметровых торпедных аппаратов (ТА), позволяющих осуществлять бесшумный запуск торпед самовыходом. Для пуска крылатых ракет ТА оснащены малошумной пневмогидравлической системой стрельбы.

Отказавшись от продолжения строительства крупной серии ПЛА типа "Сивулф", военно-политическое руководство США приняло решение разработать новый проект подводной лодки, которая по своим боевым возможностям была бы сопоставима с ПЛА типа "Сивулф", но стоила бы дешевле.

Головная ПЛА нового проекта - "Вирджиния" - вошла в состав ВМС США в 2004 году. Две последующие вступили в строй в 2006-2007 годах. Строительство четвертой, пятой и шестой ведется в настоящее время на верфях фирм General Dynamics Electric Boat и Newport News Shipbuilding. Кораблестроительной программой предусмотрено финансирование постройки последующих ПЛА (по одной лодке ежегодно), а, начиная с 2012 года, командование ВМС рассчитывает строить по две ПЛА в год. При этом суммарные расходы на строительство всей серии (из 30 единиц) должны составить 67 миллиардов долларов.


ПЛА "Вирджиния" SSN 774. Фото с сайта www.naval-technology.com


В состав вооружения лодки этого типа входят расположенные вне прочного корпуса 12 установок вертикального пуска для крылатых ракет "Томагавк" и четыре 533-миллиетровые ТА с боекомплектом из 26 торпед Мк 48, часть из которых может заменяться противокорабельными ракетами (ПКР) "Гарпун" или минами "Кэптор".

Для транспортировки и высадки подразделений сил специальных операций ПЛА оборудуется шлюзовой камерой, вмещающей девять человек, и устройствами, позволяющими на период выполнения боевой задачи устанавливать палубный контейнер с доковой камерой DDS или подводное средство доставки боевых пловцов ASDS. За счет демонтажа части стеллажей, на которых хранится боезапас, в отсеке могут быть размещены 40 боевых пловцов, а при ведении минной разведки вместо шести торпед в нем устанавливается система обнаружения мин LMRS.

ПЛА типа "Вирджиния" оснащены новой ядерно-энергетической установкой с реактором S9G. Кампания активной зоны реактора составляет 33 года, что рассчитано на эксплуатацию в течение всего планируемого срока службы корабля.

Перспективные подлодки

По мнению военно-политического руководства США, по мере развития у потенциальных противников высокоточных противокорабельных ракет, в том числе берегового базирования, появления более совершенных образцов минного оружия, пополнения корабельного состава малошумными подводными лодками, неизбежно растет угроза для американских ВМС. Этим обосновывается необходимость создания перспективных кораблей, включая подводные лодки, которые были бы более эффективны в новых условиях. При этом круг задач, которые призваны решать ПЛА нового поколения, значительно расширится.

Перспективные ПЛА, помимо решения традиционных задач по борьбе с надводными кораблями и подводными лодками, будут обладать боевыми возможностями по сдерживанию противника угрозой нанесения массированного ракетного удара, прикрытию корабельных соединений, участию в системе противоракетной обороны, огневой поддержке сухопутных сил и нанесению ударов по наземным объектам (включая защищенные, мобильные и скрытые). Субмарины будут способны осуществлять запуск, управление и обратный прием разведывательных и ударных беспилотных летательных и автономных подводных аппаратов, высадку и управление действиями разведывательно-диверсионных групп ССО, противоминное обеспечение корабельных группировок.

На новые ПЛА планируется возложить и стратегические задачи, то есть лодки должны будут наносить удары баллистическими и крылатыми ракетами стратегического назначения. Это обусловлено тем, что система "Трайдент" к 2040 году должна быть заменена универсальной системой оружия, обеспечивающей выполнение боевых задач в военных конфликтах любого уровня, в том числе с применением ядерного оружия при существенной экономии финансовых средств. Решение подобной задачи возможно лишь в случае реализации технологических разработок, которые коренным образом изменят принципы проектирования ПЛ. Их внедрение позволит увеличить полезную нагрузку, изменить компоновочные схемы и архитектуру лодки, значительно расширить ее функциональные возможности и обеспечить требуемый уровень скрытности.

Совершенствование оперативно-тактических возможностей ПЛА ВМС США предусматривает и создание нового облика атомных подводных лодок следующего поколения (в том числе и ПЛАРБ), которые войдут в состав флота после 2025 года.

Ориентировочно после 2012 года вторую серию ПЛА типа "Вирджиния" (с девятой/десятой лодки) планируется строить по существенно измененному проекту, в который будут внесены наработки в области полного электродвижения, а также ряд принципиально новых технологий, разрабатываемых в настоящее время в целях реализации концепции модульной ПЛА нового поколения. Эти наработки командование ВМС США в 2005 году включило в единую четырехлетнюю программу "Танго браво", проводимую ВМС совместно с ДАРПА (управление перспективных оборонных разработок). Программа определяет пять ключевых технологических направлений НИОКР по усовершенствованию подводных лодок типа "Вирджиния", а именно:

Создание безвальной движительной системы;
хранение и запуск оружия вне корпуса подлодки;
размещение на корпусе подлодки гидроакустических антенных решеток;
существенное упрощение корпусных конструкций с заменой механических и гидравлических исполнительных механизмов электрическими;
полная автоматизация всех процессов в СБУ, что позволит сократить численность экипажа.

Наиболее интересное направление - это создание безвальных движителей. Предполагается, что такие системы будут включать турбонасос и один из трех типов разрабатываемых электродвигателей: с расположением внутри прочного корпуса лодки (internal), с кольцевым приводом (rim-driven) или с приводом, расположенным в ступице (hub driven).


Движитель с кольцевым приводом. Фото с сайта www.yachtforums.com


Исследования в рамках программы "Танго браво" по созданию движителей нового поколения активно ведут судостроительная компания General Dynamics Electric Boat и фирма Rolls-Royce. При этом они отдают предпочтение варианту Rim-Driven Podded Propulsor (RDP), то есть движителю в насадке с кольцевым приводом.

Если говорить о финансовой стороне программы, то в целом при реализации ключевых технологий в рамках "Танго браво" стоимость ПЛА снизится на 50 процентов и одновременно на субмарине высвободится значительное пространство для размещения полезной нагрузки (баллистические и крылатые ракеты, торпеды).