Меню

Американской апл типа ohio. Подводный соперник

Гибдд

Подводные лодки типа «Огайо» в настоящее время являются единственным типом стратегических ракетоносцев в составе американского флота . Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» были введены в строй с 1981 по 1997 годы. Всего было построено 18 подводных лодок . По проекту каждая из этих лодок несет на борту по 24 межконтинентальных трехступенчатых твердотопливных баллистических ракеты «Трайдент», оснащенных разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

10 апреля 1976 года на верфи компании Electric Boat началось строительство новой атомной стратегической субмарины для американского флота - SSBN 726 OHIO, которая стала головной в крупной серии однотипных ПЛАРБ, которые были разработаны в соответствии с программой «Трайдент». Опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по проекту нового стратегического ракетоносца проводились в Америке с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку головной лодки серии был выдан уже 25 июля 1974 года.

В настоящее время все 18 построенных по данному проекту лодок остаются в составе американского флота . 17 лодок были названы в честь штатов США, а одна лодка, SSBN-730 Henry M. Jackson, была названа в честь сенатора Генри Джексона.

Специально для базирования новых подводных лодок в США провели модернизацию двух баз. Одна на побережье Тихого океана - Бангор, сегодня это ВМБ Китсап (образована в 2004 году путем слияния базы подводных лодок Бангор и ВМБ Бремертон) в штате Вашингтон, вторая на побережье Атлантического океана - ВМБ Кингс-Бей в штате Джорджия. Каждая из двух этих баз рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ. На базах было установлено необходимое оборудование для приема и выгрузки с лодок боезапаса, текущего ремонта и технического обслуживания субмарин. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава.

На каждой базе были построены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Они могли обучать до 25 тысяч человек каждый год. Установленные в центрах специальные тренажеры позволяли отрабатывать процессы управления субмариной в разнообразных условиях, включая торпедные и ракетные стрельбы.

Атомные подводные лодки типа «Огайо» относятся к лодкам третьего поколения . В рамках работ по созданию лодок третьего поколения в США смогли добиться максимальной унификации своих подводных сил, сведя количество классов подводных лодок к двум: стратегические АПЛ и многоцелевые АПЛ (по одному проекту лодок в каждом классе). Стратегические ракетоносцы типа «Огайо» обладали традиционной для американских атомных подводных лодок однокорпусной конструкцией, отличаясь от многоцелевых лодок достаточно сильно развитой надстройкой.

При создании лодок этого поколения пристальное внимание было уделено снижению шумности субмарин и совершенствованию их радиоэлектронного, особенно гидроакустического вооружения. Особенностью реакторов АПЛ третьего поколения стало то, что их ресурс удалось увеличить в 2 раза по сравнению с реакторами лодок предыдущего поколения. Установленные на новых лодках реакторы могли непрерывно работать на полной мощности в течение 9-11 лет (у стратегов) или 13 лет (у многоцелевых АПЛ). Предыдущие реакторы не могли работать больше 6-7 лет. А учитывая реальные режимы работы, которые были гораздо более щадящими, АПЛ третьего поколения могли служить без перезарядки активной зоны реактора до 30 лет, а в случае выполнения одной перезарядки - 42-44 года.

Чтобы оценить размеры стратегических ракетоносцев типа «Огайо» достаточно сказать, что длина их корпуса составляет 170 метров, это практически 1,5 футбольных поля. При этом данные лодки считаются и одними из самых бесшумных в мире. Однако уникальными их делали не размеры и бесшумность, а состав размещенного на борту ядерного оружия - 24 баллистических ракеты. До сих пор ни одна подводная лодка в мире не может похвастаться наличием такого внушительного арсенала (российские АПЛ четвертого поколения несут на борту 16 ПУ баллистических ракет ).

Первые 8 АПЛ типа «Огайо» были вооружены баллистическими ракетами «Трайдент I C4», последующие лодки получили ракеты «Трайдент II D5». Позднее в ходе проведения планового капитального ремонта субмарин 4 лодки первой серии были перевооружены на МБР «Трайдент II D5», а еще 4 лодки были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Энергетическая установка данных ПЛАРБ была построена на основе реактора S8G восьмого поколения. В обычном режиме работы две турбины мощностью 30 000 л. с. через редуктор вращали вал с гребным винтом, обеспечивая субмарине скорость подводного хода - 20-25 узлов. Однако изюминкой лодок этого типа был малошумный режим работы, когда циркуляционные насосы первого контура реактора останавливались и он переходил на естественную циркуляцию . Турбины и редуктор останавливаются и разобщаются от вала при помощи специальной муфты. После этого в работе оставались только два турбогенератора мощностью по 4000 кВт каждый, вырабатываемая ими электроэнергия, пройдя через выпрямительный преобразователь, подавалась на гребной электродвигатель, вращавший вал. В таком режиме лодка развивала скорость хода, достаточную для бесшумного проведения патрулирования. Такая же схема постройки энергетической установки используется и на АПЛ четвертого поколения.

Описание конструкции подлодок типа «Огайо»

Лодки типа «Огайо» имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус субмарины имеет цилиндрическую форму с оконечностями в виде усеченного конуса, он дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых были расположены сферическая антенна ГАК, балластные цистерны и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса лодки была покрыт легкой проницаемой обтекаемой надстройкой, которая закрывает ракетные шахты, а также разное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС, находящуюся в кормовой оконечности.

Из-за сравнительно небольшой площади легкого корпуса, подлодка считается однокорпусной . По мнению американских специалистов, такая конструкция ПЛАРБ создает меньшие гидродинамические шумы и позволяет достичь максимально большой скорости малошумного хода в сравнении с двухкорпусными подводными лодками. Корпус лодки разделяется на отсеки плоскими переборками, каждый из отсеков делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках были предусмотрены погрузочные люки.

Рубка лодки сдвинута к носовой части, на ней установлены горизонтальные рули крыловидной формы, в кормовой части оперение лодки крестообразное, на горизонтальных рулях смонтированы вертикальные планшайбы.

Прочный корпус субмарины был сварен из секций (обечаек) конической, цилиндрической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. В качестве материала использовалась высокопрочная сталь марки HY-80/100, обладающая пределом текучести 56-84 кгс/мм. Для увеличения прочности корпуса на лодке была предусмотрена установка кольцевых шпангоутов, которые разнесены по всей длине корпуса. Также корпус лодки получил специальное антикоррозийное покрытие.

Основу силовой установки лодки составляет ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (PWR) типа S8G , который был спроектирован инженерами компании General Electric. Он состоит из стандартного набора частей для реакторов данного типа: корпуса реактора, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Паротурбинная силовая установка включает в свой состав две турбины мощностью по 30 000 л.с. каждая, редуктор, конденсатор, циркуляционный насос и паропроводы. Обе паротурбинных установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин с помощью редуктора понижается до 100 оборотов в минуту, после чего при помощи муфты передается на гребной вал, который приводит во вращение семилопастной винт диаметром 8 метров.

Гребной винт обладает скошенными лопастями серповидной формы с пониженной скоростью вращения, что позволяет уменьшить шумы на скорости патрулирования. Также на борту имеются два малооборотных многополюсных турбогенератора, мощностью 4 мВт каждый, они вырабатывают электроэнергию с напряжением 450В и частотой 60 Гц, которая с помощью преобразователя переменного тока в постоянный обеспечивает питанием гребной электродвигатель (в таком режиме работы паротурбинные установки не вращают гребной винт).

Основным вооружением ПЛАРБ типа «Огайо» стали межконтинентальные баллистические ракеты, размещенные в 24 вертикальных шахтах , которые расположены в два продольных ряда сразу за ограждением выдвижных устройств. Шахта МБР представляет собой стальной цилиндр, который жестко закреплен в корпусе подлодки. С целью возможности установки на борт ракет «Трайдент II» ракетная шахта изначально была увеличена по сравнению с лодками предыдущего проекта, ее длина составляет 14,8 метра, диаметр - 2,4 метра.

Сверху шахта закрывается крышкой, оснащенной гидравлическим приводом, она обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на тот же уровень давления, что и прочный корпус субмарины. На крышке находятся 4 контрольно-наладочных лючка, которые предназначены для проведения плановых осмотров. Специальный механизм блокировки призван обеспечить защиту от несанкционированного доступа, и управляет открытием технологических лючков и самой крышки.

Пуск МБР «Трайдент» может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины погружения до 30 метров, при скорости хода лодки примерно 5 узлов и волнении моря до 6 баллов . Все 24 ракеты могут быть выпущены за один залп, при этом испытательные пуски всего боекомплекта лодки за один залп в США никогда не осуществлялись. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, после выхода ее на поверхность согласно данным датчика ускорений активируется двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя осуществляется на высоте около 10-30 метров над морской поверхностью.

Запуск ракеты Trident II D-5

Ракеты Trident II D-5 могут оснащаться боевыми блоками двух типов - W88 мощностью 475 кт каждый и W76 мощностью 100 кт каждый . При максимальной нагрузке одна ракета может нести 8 боевых блоков W88 или 14 боевых блоков W76, обеспечивая максимальную дальность полета - 7360 км. Использование на ракетах специальной аппаратуры астрокоррекции вместе с повышением эффективности навигационной системы позволило добиться кругового вероятного отклонения для блоков W88 - 90-120 метров.

При поражении ракетных шахт противника может использоваться так называемый способ «2 по 1», когда на одну шахту МБР одновременно нацеливается два боевых блока с разных ракет. При этом при использовании блоков W88 мощностью 475 кт вероятность поражения цели составляет 0,95. При использовании блоков W76 вероятность поражения цели при том же способе «2 по 1» составляет уже 0,84. С целью достижения максимальной дальности полета баллистических ракет на их борту обычно устанавливается 8 боевых блоков W76 или 6 боевых блоков W88.

Для самообороны каждая лодка была оснащена 4 ТА калибра 533 мм . Данные торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект лодки включены 10 торпед Mk-48, которые могут применяться и против надводных кораблей, и против подводных лодок вероятного противника.

В рамках модернизации субмарин по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК лодок типа «Огайо» были модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо 4-х ГАС была использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf), обладающая открытой архитектурой. Такое решение позволяет в будущем облегчить процесс апгрейда всей системы. Первой модернизацию прошла лодка «Аляска» осенью 2000 года. Новая система, помимо всего прочего, получила возможность проведения «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation). Это позволяет ПЛАРБ создавать гидрографическую карту высокого разрешения и обмениваться ею с другими судами. Разрешающая способность установленной на борту аппаратуры позволяет различать даже небольшие объекты типа мин.

Для оповещения экипажа об акустическом облучении применяется специальная станция AN/WLR-10. Совместно с ней в тот момент, когда лодка находится в надводном положении, применяется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающая в диапазоне 0,5-18 ГГц. Также подлодка получила 8 пусковых установок Mk2, предназначенных для постановки акустических помех и станцию гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Основным предназначением данной станции является автоматическое обнаружение, классификация и последующее отслеживание атакующих торпед и подача сигнала на применение средств гидроакустического противодействия.

В течение 2002-2008 годов первые 4 лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I» были переоборудованы в ПЛАРК. В результате проведенной модернизации каждая из лодок может нести на борту до 154 крылатых ракет «Томагавк» . При этом 22 из 24 имеющихся шахт были модернизированы под вертикальный пуск крылатых ракет. В каждой такой шахте можно разместить по 7 КР «Томагавк».

В то же время две ближайших к рубке шахты были оснащены шлюзовыми камерами. К этим камерам могут стыковаться мини-подлодки ASDS или модули DDS, предназначенные для выхода боевых пловцов в тот момент, когда АПЛ находится в подводном положении. Данные средства могут быть установлены на лодку как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом за счет их установки частично блокируются шахты с крылатыми ракетами. К примеру, каждая ASDS блокирует сразу три шахты, а более короткий модуль DDS - две. В составе подразделения для спецопераций (морских котиков или морских пехотинцев) лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек, а в случае проведения краткосрочной операции количество десантников на борту лодки можно довести до 102 человек.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Огайо» продолжают удерживать пальму первенства по числу размещенных на их борту ракетных шахт - 24 и до сих пор считаются одними из самых совершенных в своем классе. Согласно оценкам специалистов, среди построенных стратегических ракетоносцев по уровню шумности с этим лодками могут соперничать лишь французские лодки типа «Триумфан».

Высокая точность МБР «Трайдент II» позволяет поражать не только сухопутные МБР, но и всю номенклатуру высокопрочных целей типа углубленных КП и шахтных пусковых установок, а большая дальность пуска (11 300 км) позволяет ПЛАРБ типа «Огайо» нести боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане в зоне господства собственных ВМС, что обеспечивает лодкам достаточно высокую боевую устойчивость. Сочетание малой стоимости содержания и высокой эффективности данных подводных лодок, вооруженных МБР «Трайдент II», привела к тому, что морские стратегические силы занимают в настоящее время лидирующие позиции в ядерной триаде США. Вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо» запланирован на 2040 год.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:

Габаритные размеры: длина - 170,7 м, ширина - 12,8 м, осадка - 11,1 м.
Водоизмещение - 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода - 25 узлов.
Скорость надводного хода - 17 узлов.
Глубина погружения - 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж - 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

Фотоснимки базы «Кингс-Бей» для обслуживания ПЛАРБ тира «Огайо», приписанных к Атлантическому Флоту ВМС США:









Подводные лодки типа «Огайо» в настоящее время являются единственным типом стратегических ракетоносцев в составе американского флота. Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» были введены в строй с 1981 по 1997 годы. Всего было построено 18 подводных лодок. По проекту каждая из этих лодок несет на борту по 24 межконтинентальных трехступенчатых твердотопливных баллистических ракеты «Трайдент», оснащенных разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

10 апреля 1976 года на верфи компании Electric Boat началось строительство новой атомной стратегической субмарины для американского флота - SSBN 726 OHIO, которая стала головной в крупной серии однотипных ПЛАРБ, которые были разработаны в соответствии с программой «Трайдент». Опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по проекту нового стратегического ракетоносца проводились в Америке с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку головной лодки серии был выдан уже 25 июля 1974 года. В настоящее время все 18 построенных по данному проекту лодок остаются в составе американского флота. 17 лодок были названы в честь штатов США, а одна лодка, SSBN-730 Henry M. Jackson, была названа в честь сенатора Генри Джексона.


Специально для базирования новых подводных лодок в США провели модернизацию двух баз. Одна на побережье Тихого океана - Бангор, сегодня это ВМБ Китсап (образована в 2004 году путем слияния базы подводных лодок Бангор и ВМБ Бремертон) в штате Вашингтон, вторая на побережье Атлантического океана - ВМБ Кингс-Бей в штате Джорджия. Каждая из двух этих баз рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ. На базах было установлено необходимое оборудование для приема и выгрузки с лодок боезапаса, текущего ремонта и технического обслуживания субмарин. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава. На каждой базе были построены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Они могли обучать до 25 тысяч человек каждый год. Установленные в центрах специальные тренажеры позволяли отрабатывать процессы управления субмариной в разнообразных условиях, включая торпедные и ракетные стрельбы.

Атомные подводные лодки типа «Огайо» относятся к лодкам третьего поколения. В рамках работ по созданию лодок третьего поколения в США смогли добиться максимальной унификации своих подводных сил, сведя количество классов подводных лодок к двум: стратегические АПЛ и многоцелевые АПЛ (по одному проекту лодок в каждом классе). Стратегические ракетоносцы типа «Огайо» обладали традиционной для американских атомных подводных лодок однокорпусной конструкцией, отличаясь от многоцелевых лодок достаточно сильно развитой надстройкой. При создании лодок этого поколения пристальное внимание было уделено снижению шумности субмарин и совершенствованию их радиоэлектронного, особенно гидроакустического вооружения. Особенностью реакторов АПЛ третьего поколения стало то, что их ресурс удалось увеличить в 2 раза по сравнению с реакторами лодок предыдущего поколения. Установленные на новых лодках реакторы могли непрерывно работать на полной мощности в течение 9-11 лет (у стратегов) или 13 лет (у многоцелевых АПЛ). Предыдущие реакторы не могли работать больше 6-7 лет. А учитывая реальные режимы работы, которые были гораздо более щадящими, АПЛ третьего поколения могли служить без перезарядки активной зоны реактора до 30 лет, а в случае выполнения одной перезарядки - 42-44 года.

Чтобы оценить размеры стратегических ракетоносцев типа «Огайо» достаточно сказать, что длина их корпуса составляет 170 метров, это практически 1,5 футбольных поля. При этом данные лодки считаются и одними из самых бесшумных в мире. Однако уникальными их делали не размеры и бесшумность, а состав размещенного на борту ядерного - 24 баллистических ракеты. До сих пор ни одна подводная лодка в мире не может похвастаться наличием такого внушительного арсенала (российские АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей» несут на борту 16 ПУ баллистических ракет Р-30 «Булава»).

Первые 8 АПЛ типа «Огайо» были вооружены баллистическими ракетами «Трайдент I C4», последующие лодки получили ракеты «Трайдент II D5». Позднее в ходе проведения планового капитального ремонта субмарин 4 лодки первой серии были перевооружены на МБР «Трайдент II D5», а еще 4 лодки были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Энергетическая установка данных ПЛАРБ была построена на основе реактора S8G восьмого поколения. В обычном режиме работы две турбины мощностью 30 000 л. с. через редуктор вращали вал с гребным винтом, обеспечивая субмарине скорость подводного хода - 20-25 узлов. Однако изюминкой лодок этого типа был малошумный режим работы, когда циркуляционные насосы первого контура реактора останавливались и он переходил на естественную циркуляцию. Турбины и редуктор останавливаются и разобщаются от вала при помощи специальной муфты. После этого в работе оставались только два турбогенератора мощностью по 4000 кВт каждый, вырабатываемая ими электроэнергия, пройдя через выпрямительный преобразователь, подавалась на гребной электродвигатель, вращавший вал. В таком режиме лодка развивала скорость хода, достаточную для бесшумного проведения патрулирования. Такая же схема постройки энергетической установки используется и на АПЛ четвертого поколения.

Описание конструкции лодок типа «Огайо»

Лодки типа «Огайо» имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус субмарины имеет цилиндрическую форму с оконечностями в виде усеченного конуса, он дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых были расположены сферическая антенна ГАК, балластные цистерны и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса лодки была покрыт легкой проницаемой обтекаемой надстройкой, которая закрывает ракетные шахты, а также разное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС, находящуюся в кормовой оконечности. Из-за сравнительно небольшой площади легкого корпуса, подлодка считается однокорпусной. По мнению американских специалистов, такая конструкция ПЛАРБ создает меньшие гидродинамические шумы и позволяет достичь максимально большой скорости малошумного хода в сравнении с двухкорпусными подводными лодками. Корпус лодки разделяется на отсеки плоскими переборками, каждый из отсеков делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках были предусмотрены погрузочные люки. Рубка лодки сдвинута к носовой части, на ней установлены горизонтальные рули крыловидной формы, в кормовой части оперение лодки крестообразное, на горизонтальных рулях смонтированы вертикальные планшайбы.

Прочный корпус субмарины был сварен из секций (обечаек) конической, цилиндрической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. В качестве материала использовалась высокопрочная сталь марки HY-80/100, обладающая пределом текучести 56-84 кгс/мм. Для увеличения прочности корпуса на лодке была предусмотрена установка кольцевых шпангоутов, которые разнесены по всей длине корпуса. Также корпус лодки получил специальное антикоррозийное покрытие.

Основу силовой установки лодки составляет ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (PWR) типа S8G, который был спроектирован инженерами компании General Electric. Он состоит из стандартного набора частей для реакторов данного типа: корпуса реактора, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Паротурбинная силовая установка включает в свой состав две турбины мощностью по 30 000 л.с. каждая, редуктор, конденсатор, циркуляционный насос и паропроводы. Обе паротурбинных установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин с помощью редуктора понижается до 100 оборотов в минуту, после чего при помощи муфты передается на гребной вал, который приводит во вращение семилопастной винт диаметром 8 метров. Гребной винт обладает скошенными лопастями серповидной формы с пониженной скоростью вращения, что позволяет уменьшить шумы на скорости патрулирования. Также на борту имеются два малооборотных многополюсных турбогенератора, мощностью 4 мВт каждый, они вырабатывают электроэнергию с напряжением 450В и частотой 60 Гц, которая с помощью преобразователя переменного тока в постоянный обеспечивает питанием гребной электродвигатель (в таком режиме работы паротурбинные установки не вращают гребной винт).

Основным вооружением ПЛАРБ типа «Огайо» стали межконтинентальные баллистические ракеты, размещенные в 24 вертикальных шахтах, которые расположены в два продольных ряда сразу за ограждением выдвижных устройств. Шахта МБР представляет собой стальной цилиндр, который жестко закреплен в корпусе подлодки. С целью возможности установки на борт ракет «Трайдент II» ракетная шахта изначально была увеличена по сравнению с лодками предыдущего проекта, ее длина составляет 14,8 метра, диаметр - 2,4 метра. Сверху шахта закрывается крышкой, оснащенной гидравлическим приводом, она обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на тот же уровень давления, что и прочный корпус субмарины. На крышке находятся 4 контрольно-наладочных лючка, которые предназначены для проведения плановых осмотров. Специальный механизм блокировки призван обеспечить защиту от несанкционированного доступа, и управляет открытием технологических лючков и самой крышки.

Пуск МБР «Трайдент» может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины погружения до 30 метров, при скорости хода лодки примерно 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все 24 ракеты могут быть выпущены за один залп, при этом испытательные пуски всего боекомплекта лодки за один залп в США никогда не осуществлялись. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, после выхода ее на поверхность согласно данным датчика ускорений активируется двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя осуществляется на высоте около 10-30 метров над морской поверхностью.

Запуск ракеты Trident II D-5

Ракеты Trident II D-5 могут оснащаться боевыми блоками двух типов - W88 мощностью 475 кт каждый и W76 мощностью 100 кт каждый. При максимальной нагрузке одна ракета может нести 8 боевых блоков W88 или 14 боевых блоков W76, обеспечивая максимальную дальность полета - 7360 км. Использование на ракетах специальной аппаратуры астрокоррекции вместе с повышением эффективности навигационной системы позволило добиться кругового вероятного отклонения для блоков W88 - 90-120 метров. При поражении ракетных шахт противника может использоваться так называемый способ «2 по 1», когда на одну шахту МБР одновременно нацеливается два боевых блока с разных ракет. При этом при использовании блоков W88 мощностью 475 кт вероятность поражения цели составляет 0,95. При использовании блоков W76 вероятность поражения цели при том же способе «2 по 1» составляет уже 0,84. С целью достижения максимальной дальности полета баллистических ракет на их борту обычно устанавливается 8 боевых блоков W76 или 6 боевых блоков W88.

Для самообороны каждая лодка была оснащена 4 ТА калибра 533 мм. Данные торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект лодки включены 10 торпед Mk-48, которые могут применяться и против надводных кораблей, и против подводных лодок вероятного противника.

В рамках модернизации субмарин по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК лодок типа «Огайо» были модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо 4-х ГАС была использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf), обладающая открытой архитектурой. Такое решение позволяет в будущем облегчить процесс апгрейда всей системы. Первой модернизацию прошла лодка «Аляска» осенью 2000 года. Новая система, помимо всего прочего, получила возможность проведения «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation). Это позволяет ПЛАРБ создавать гидрографическую карту высокого разрешения и обмениваться ею с другими судами. Разрешающая способность установленной на борту аппаратуры позволяет различать даже небольшие объекты типа мин.

Для оповещения экипажа об акустическом облучении применяется специальная станция AN/WLR-10. Совместно с ней в тот момент, когда лодка находится в надводном положении, применяется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающая в диапазоне 0,5-18 ГГц. Также подлодка получила 8 пусковых установок Mk2, предназначенных для постановки акустических помех и станцию гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Основным предназначением данной станции является автоматическое обнаружение, классификация и последующее отслеживание атакующих торпед и подача сигнала на применение средств гидроакустического противодействия.

В течение 2002-2008 годов первые 4 лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I» были переоборудованы в ПЛАРК. В результате проведенной модернизации каждая из лодок может нести на борту до 154 крылатых ракет «Томагавк». При этом 22 из 24 имеющихся шахт были модернизированы под вертикальный пуск крылатых ракет. В каждой такой шахте можно разместить по 7 КР «Томагавк». В то же время две ближайших к рубке шахты были оснащены шлюзовыми камерами. К этим камерам могут стыковаться мини-подлодки ASDS или модули DDS, предназначенные для выхода боевых пловцов в тот момент, когда АПЛ находится в подводном положении. Данные средства могут быть установлены на лодку как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом за счет их установки частично блокируются шахты с крылатыми ракетами. К примеру, каждая ASDS блокирует сразу три шахты, а более короткий модуль DDS - две. В составе подразделения для спецопераций (морских котиков или морских пехотинцев) лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек, а в случае проведения краткосрочной операции количество десантников на борту лодки можно довести до 102 человек.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Огайо» продолжают удерживать пальму первенства по числу размещенных на их борту ракетных шахт - 24 и до сих пор считаются одними из самых совершенных в своем классе. Согласно оценкам специалистов, среди построенных стратегических ракетоносцев по уровню шумности с этим лодками могут соперничать лишь французские лодки типа «Триумфан». Высокая точность МБР «Трайдент II» позволяет поражать не только сухопутные МБР, но и всю номенклатуру высокопрочных целей типа углубленных КП и шахтных пусковых установок, а большая дальность пуска (11 300 км) позволяет ПЛАРБ типа «Огайо» нести боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане в зоне господства собственных ВМС, что обеспечивает лодкам достаточно высокую боевую устойчивость. Сочетание малой стоимости содержания и высокой эффективности данных подводных лодок, вооруженных МБР «Трайдент II», привела к тому, что морские стратегические силы занимают в настоящее время лидирующие позиции в ядерной триаде США. Вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо» запланирован на 2040 год.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:
Габаритные размеры: длина - 170,7 м, ширина - 12,8 м, осадка - 11,1 м.
Водоизмещение - 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода - 25 узлов.
Скорость надводного хода - 17 узлов.
Глубина погружения - 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж - 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

База "Кингс-Бей" для обслуживания ПЛАРБ тира "Огайо", приписанных к Атлантическому Флоту ВМС США

Источники информации:
http://armyman.info/flot/podvodnye-lodki/18956-podvodnye-lodki-tipa-ogayo.html
http://bastion-karpenko.ru/ohio-ssbn-726
http://korabley.net/news/atomnye_podvodnye_lodki_sravnenie_dvukh_proektov/2012-04-16-1167
https://xpda.com/kingsbay (фото)
По материалам из открытых источников.

Посмотрело: 1 922

Ohio (Огайо) класс баллистических ракетных подводных лодок (SSBN) были построены, чтобы разрушать города и военные объекты в случае ядерной войны, а точнее, ‒ чтобы сдерживать противников от проведения когда-либо подобных ядерных инициатив. Тем не менее, после окончания холодной войны, военно-морские силы США определили, что для миссии ядерного сдерживания не нужны все восемнадцать собственных подводных всадников апокалипсиса.

Первые четыре в серии подводные лодки Военно-морских сил: Огайо, Флорида, Мичиган и Джорджия, должны были пойти на слом, но вместо этого было принято решение о модернизации и переоборудовании этих подводных лодок. Основным их вооружением после модернизации стали крылатые ракеты, предназначенные для поражения наземных целей - Tomahawk (TLAM).

Эти подводные лодки остались классом Огайо ракетных подводных лодок (SSBN) и предназначены для доставки высокой точности ракетных ударов по объектам на земле. Программа модернизации подводных лодок Огайо и Флорида началась в 2003 году с их заправки ядерным топливом, капитального ремонта и модернизации вооружения, в эксплуатацию они вошли в 2006 году, в то время как оставшиеся две Мичиган и Джорджия последовали в 2008 году.

Класс модернизированных SSBN Огайо изобилует более традиционной огневой мощью, чем любая другая в сравнении подводная лодка, благодаря своим двадцати четырем ракетным шахтам (диаметром восемьдесят восемь дюймов, что равняется 2-м метрам 235 мм). Первоначально эти лодки предназначались для транспортирования и пусков огромных баллистических ракет Trident.

Двадцать две шахты на модернизированных лодках были переоборудованы под пусковые контейнеры крылатых ракет Tomahawk, по семь ракет в каждой шахте, таким образом, всего на борту - 154 ракеты Tomahawk, все из которых могут запускаться под водой, при длительности общего залпа в шесть минут. Это, вероятно, является наиболее тяжелым совершаемым плаванием ракетное вооружения, когда-либо всей поверхностной оперативной группы ВМС США.

Крылатая ракета Tomahawk, каждая стоимостью более $ 1,5 млн, способна доставлять боеголовку весом в тысячу фунтов к наземным целям (при вероятной круговой ошибке (SPE) равной 3 метрам), на дальность в несколько тысяч миль, с помощью наведения по GPS. Это, кстати, означает, что SSBN класса Огайо, каждая из четырех, переносят ракеты стоимостью свыше $ 200 млн при полной загрузке.

SSBN класса Огайо, в настоящее время являются многоцелевыми подводными лодками. Оставшиеся две пусковые шахты на каждой подводной лодке были переоборудованы для использования под водой силами специальных операций и удобного выхода с подводной лодки более шестидесяти SEALs. С этих шахт также можно запускать подводные беспилотные летательные аппараты (UUV), машины доставки SEAL (SDV), сверхмалые подводные лодки, гидроакустические буи и другие датчики, устанавливаемые на воде или под водой.

После модернизации, атомные подводные лодки могут проводить более значимые операции, по сравнению с их вооруженными Trident кузенами. В 2010 году, подводные лодки Огайо, Флорида и Мичиган участвовали в операции по демонстрации силы в ответ на испытания китайских ракет, всплывая в разных местах. Подобное происходило у Диего-Гарсия, на Филиппинах и в Южной Корее примерно в то же самое время. В 2011 году подводная лодка Флорида запустила девяносто три ракеты, нацеленные на ливийских ПВО в поддержку операции Odyssey Dawn, все из которых попали в свои цели.

Ракеты помогли очистить путь для боевых самолетов сил анти-Каддафи коалиции, чтобы начать работу над ливийским воздушным пространством. Это был первый случай, в котором подводная лодка класса Огайо, принимала участие в боевых действиях.

Какую цель достигают эти запускаемые под водой ракеты? Почему бы не использовать военные корабли для поверхностного запуска крылатых ракет Tomahawk или даже отправки ударных самолетов, используя более дешевые высокоточные боеприпасы? Проще говоря, крадущаяся SSBN может подойти ближе к вражеской береговой линии, не будучи обнаруженной, что позволит ей поражать цели дальше в глубине страны и наносить массивный ракетный удар, в то время, подвергая себя гораздо меньшему риску ответного удара, чем надводный корабль или самолет.

Самолетам палубной авиации требуется находиться на удалении восьми сотен миль от вражеской береговой линии, чтобы не находиться в пределах досягаемости множества поражающего оружия. В отличие от самолетов, атомные подводные лодки чрезвычайно трудно обнаруживать и отслеживать благодаря очень ограниченному шуму.

Благодаря их ядерным реакторам они способны оставаться под водой на протяжении всей миссии при этом проходя большие расстояния. Неприятель будет иметь трудности в обнаружении SSBN класса Огайо, прежде чем он начнет применять свои ракеты, но и даже после того, как он произведет свои пуски, подводная лодка может глубоко погрузиться и молча уйти, чтобы избежать ответного удара.

На самом деле, постоянный сотрудник журнала TNI описал, как Огайо класса ПЛАРК может быть использована для нанесения «удара ниже двери », который подводная лодка США Флорида проводила в Ливии, подавляя зенитные и противокорабельные ракеты первого удара, прокладывая путь для летательных аппаратов и надводных кораблей, осуществляя прорыв, который затем использовали другие силы.

Огромная огневая мощь SSBN Огайо, однако, останется в ВМС США в течение еще около десяти лет или около того, в это время все подводные лодки класса Огайо будут постепенно заменены новыми АПЛ - носителями баллистических ракет класса Колумбия. Традиционная роль наземной атаки будет передана на большой парк ударных подводных лодок класса Вирджиния, каждая из которых может быть оборудована, чтобы запускать до сорока Tomahawks.

В то же время это означает, что будет модернизироваться четыре подводные лодки класса Вирджиния до равной огневой мощи с подводными лодками класса Огайо. Они будут распространяться более широко по всему флоту, и, вероятно, окажутся адекватными в большинстве сценариев краткосрочной Третьей мировой войны.

Но до тех пор, четыре SSBN класса Огайо будут оставаться наиболее сильно вооруженными крылатыми ракетами подводными лодками в мире, и обеспечат разрушительный потенциальный инструмент для обхода и противодействия противников, опираясь на стратегию анти подхода/блокирования области.

В оенно-морские силы США 21 сентября 2017 г. выдали компании «Дженерал Дайнемикс Электрик» (General Dynamics Electric ) заказ на завершение проектирования новой стратегической атомной подводной лодки (АПЛ) типа «Колумбия» (COLUMBIA ). Согласно контракту на подрядчика возлагается разработка окончательного проекта всего корабля, необходимых технологий, включая новый ядерный реактор, а также изготовление первых модульных компонентов для корабля-прототипа. Первая АПЛ США этого типа должна поступить в эксплуатацию к концу 2030г.

Особенности контракта и организации службы новых АПЛ США

Командование ВМС США планирует закупить 12 кораблей типа «Колумбия». Они заменят 14 оставшихся АПЛ США тип «Огайо» (OHIO ). Последние намечается вывести из состава флота в период 2027-2039 гг. Строительство корабля USS «Columbia»(SSBN 826 ) должно начаться в 2021 г. после заключения отдельного договора. Поставка пройдет до конца 2027 г. Ввод в эксплуатацию двенадцатой и последней АПЛ США намечен на 2042 г.

АПЛ тип «Огайо»

Строительство будет происходить на верфи «Электрик Бот» (Electric Boat, EB ) в г. Гротон (Groton), шт. Коннектикут, а также на заводе EB в г. Квонсент-Пойнт (Quonset Point), шт. Род-Айленд. В качестве важнейшего субподрядчика фигурирует компания «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding ), шт. Вирджиния. Предприятие изготавливает корму, нос, надстройку и вспомогательные машинные отделения подводной лодки.


Верфь компании «Электрик Бот»

Задание на разработку первичного проекта нового корабля «Электрик Бот» получила в 2012 г. На момент заключения сумма пятилетнего контракта составила 1,85 млрд. долл. США. В 2008 г. компания получила отдельный заказ на разработку новой системы пусковых шахт для атомного оружия (заказчик – общий ракетный департамент, Common Missile Department ). Объем контракта, выданного в сентябре 2017 г., оценивается в 5.1 млрд. долл. США. Общая стоимость программы закупок, включая исследования и разработки, оценивается в 127 млрд. долл. США.

Разрабатываемая модель подводной лодки нацелена на службу в составе ВМС в течение 42 с половиной лет. Ожидается, что на протяжении этого периода каждая АПЛ США типа «Колумбия» выполнит 124 боевых службы. Продолжительность плановой боевой службы составит 77 суток.


Завод компании «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг»

Между походами устанавливается период регламентных работ от 35 до 50 суток. После 10 и 30 лет эксплуатации предусмотрены шестимесячные периоды обслуживания. К этому добавляется также двухлетний капитальный ремонт после 20 лет эксплуатации.

Как принято для АПЛ США, корабли типа «Колумбия» управляются двумя полностью укомплектованными экипажами: «синим» и «золотым». Команды сменяют друг друга после завершения очередного похода. Численность экипажа – 155 чел. Последний корабль останется в строю до 2084 г.

Стратегическая роль «Колумбии»

Стратегическая триада США состоит из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), несущих ядерные заряды, дальних стратегических бомбардировщиков и подводных лодок с ядерным оружием на борту. Согласно взглядам американского военно-политического руководства, АПЛ США имеют возможность незаметно подходить к прибрежным водам противника и запускать свои ракеты из подводного положения.

В сравнении с использованием МБР наземного базирования или дальних бомбардировщиков тактика действий АПЛ оставляет противнику минимум времени для принятия ответных мер. В Пентагоне, также полагают, что находящиеся под водой АПЛ США не будут уничтожены внезапным ударом противника в отличие от МБР и бомбардировщиков. По этим причинам размещенные на подводных лодках ракеты становятся мощнейшим потенциалом сдерживания в рамках стратегической триады.

Кроме того, в будущем важное значение приобретут ограничения в рамках соглашения о контроле над вооружениями СНВ-2, налагаемые на наземную и воздушную компоненты триады. В результате размещенные на подводных лодках ракеты «Трайдент II D5» (Trident II D5 ) с восемью боеголовками составят около 70 процентов боеготовых ядерных зарядов США. Как следствие этого, руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон РИЧАРДСОН (John RICHARDSON) рассматривает закупку новой стратегической АПЛ в качестве высшего приоритета.


Особенности конструкции

Согласно публикациям, АПЛ США типа «Колумбия» имеет длину 171 м и диаметр корпуса 13 м. Это в значительной степени соответствует размерам АПЛ типа «Огайо». Водоизмещение нового корабля лежит в пределах 20 500 т, что на 2 000 т больше, чем у «Огайо».

Сообщается, что «Колумбия» имеет максимальную модульность конструкции. С одной стороны, такой подход должен экономить время и деньги. С другой, использование более крупных модулей в качестве основных элементов корпуса должно увеличить прочность корабля. Подобная технология успешно применялась при разработке и строительстве подводных лодок типа «Вирджиния» (VIRGINIA ).


АПЛ тип «Вирджиния»

Около 70 процентов компонентов, а также различных элементов дизайна АПЛ США типа «Вирджиния» предполагается перенять или модифицировать для использования на подводной лодке нового поколения. К ним относятся:

  • поглощающее покрытие корпуса корабля;
  • особый привод гребного винта, уменьшающий кавитации и сигнатуру шума, а также повышающий маневренность;
  • расположенный на корме X-образный направляющий руль высоты (обеспечивает большую скорость движения и лучшую маневренность в надводном положении);
  • мачты с цифровыми сенсорами вместо перископа, что исключает возникающую при сквозной установке перископа структурную уязвимость в корпусе и позволяет передавать картину с датчиков на различные рабочие станции АПЛ;
  • широкоапертурная антенна ГАС (Large Aperture Bow Array ) в сферическом носе корабля с тысячью активных и пассивных датчиков; компоненты антенны не подлежат замене в течение всего 42-летнего срока службы корабля;
  • навигационная система корабля, цифровое управление с помощью джойстика, электронные системы;
  • система охлаждения.

Новые разработки для новой АПЛ США

Для самозащиты тип «Колумбия» имеет обычные торпедные аппараты в носовой части. Наступательное вооружение состоит из 16 ракет «Трайдент II D5» (на четыре меньше, чем на типе «Огайо»).


Подводный старт МБР «Трайдент 2»

Новая пусковая установка

Одной из новинок АПЛ США типа «Колумбия» станет универсальный ракетный модуль (Common Missile Department Module, CDM ), одновременно принимающий четыре ракеты. Узел имеет альтернативное обозначение, которое можно перевести, как «четверной пакет» (quad Pack ). Уже во время первичной фазы строительства, модуль интегрируется в корпус. На АПЛ типа «Огайо» пусковые установки монтировались в корпус корабля по отдельности и только после завершения строительства подводной лодки.


Блок пусковых АПЛ «Колумбия»

Согласно данным «Электрик Бот», применение четырех CMD-модулей экономит несколько месяцев строительства и несколько миллионов долларов на одну подводную лодку. Кроме того, новые пусковые установки ракет на один метр длиннее, чем применяемые в прошлом. По расчетам конструкторов, такой подход в будущем позволит установить более крупные ракеты. Хотя по сообщениям в настоящее время не существует программы разработки новых ракет для АПЛ США, высказываются предположения, что закупка таковых потребуются в середине 2040-х годов.

Ядерный реактор и привод

Для АПЛ типа «Колумбия» специально разработан новый ядерный реактор, который является «элементом жизненного цикла» корабля. В отличие от АПЛ «Огайо» топливные стержни этого ядерного реактора не потребуют замены после 20 лет эксплуатации. Это означает, что 12 АПЛ «Колумбия» смогут гарантировать оперативное присутствия равное 14 кораблям типа «Огайо».

Кроме того, «Колумбия» станет первой АПЛ США, оснащенной электрическим приводом, который должен повлиять как на более эффективную передачу энергии, так и на уменьшение сигнатуры шума подводной лодки. Последнее свойство считается особенно важным, поскольку потенциальные противники разрабатывают более мощные противолодочные ГАС.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(235, 233, 217, 1); padding: 5px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 620px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none; background: linear-gradient(to top, #005d82 , #00b5fc);}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Наряду с этим американские аналитики отмечают, что одной из проблем остается финансирование. Программа строительства новой АПЛ через 15 лет угрожает проглотить половину бюджета закупок ВМС США. Однако, командование ВМС утверждает, что гарантирует финансирование закупок на период 2021-2035 гг. и найдет источники для дополнительного финансирования в размере 4 млрд. долл. в год.

Таким образом, ВМС США выдали заказ на окончательное проектирование АПЛ нового поколения под обозначение тип «Колумбия». Планируется построить 12 кораблей, призванных заменить 14 состоящих в настоящее время на вооружении АПЛ типа «Огайо». Первая новая подводная лодка вступит в состав подводного флота США к концу 2030 г., последняя – в 2042 г. В целом программа рассчитана на период до 2080 г.

По материалам журнала «MarineForum»

О состоянии и перспективах развития атомного подводного флота США

Несмотря на последние заявления военно-политического руководства России относительно перспектив ВМФ РФ, восстановление былой мощи военно-морского флота нашей страны может произойти только через 10-15 лет и то только при благоприятной мировой обстановке. А до тех пор наиболее мощным атомным подводным флотом будут располагать все же Соединенные Штаты.

Подлодка потенциального противника. Иллюстрация с сайта www.naval-technology.com


На июль 2007 года в боевом составе американского флота числились 73 атомные подводные лодки, в том числе: 14 типа "Огайо" с баллистическими ракетами "Трайдент-1/2" (SSBN/ПЛАРБ), четыре с крылатыми ракетами "Томагавк" (SSGN/ПЛАРК), переоборудованные из первых ПЛАРБ того же типа, а также 55 многоцелевых (SSN/ПЛА) типов "Лос-Анджелес" (49), "Сивулф" (три) и "Вирджиния" (три).

Проведенная в 2003 году проверка технического состояния ПЛАРБ показала, что срок их службы возможно продлить с 30 до 44 лет. Таким образом, подводные стратегические ядерные силы морского базирования до 2025 года не претерпят кардинальных изменений, связанных с заменой самих носителей баллистических ракет (БР). В то же время к 2025 году число подводных лодок ВМС США будет сокращено до 64 единиц. Многоцелевые подводные лодки типа "Лос-Анджелес" будут постепенно выводиться из состава флота с заменой на ПЛА типа "Вирджиния". К 2025 году из 49 подлодок "Лос-Анджелес" в строю останется только 11, в тоже время количество подлодок "Вирджиния" будет увеличено с 3 до 30 единиц. В 2023 году в состав ВМС США будет принята первая перспективная подлодка NSSN.

В настоящее время американцы широко используют подводный флот в оперативных целях. Ведется систематическое боевое патрулирование, продолжаются автономные походы многоцелевых подводных лодок в Северную Атлантику, западную часть Тихого океана и в Индийский океан, участились выходы лодок в море в составе теперь уже не только авианосных, но и экспедиционных ударных групп. В конце 2007 года на пробное (годичное, со сменой экипажей через три месяца) боевое патрулирование вышла первая из четырех переоборудованных ПЛАРБ - ПЛАРК "Огайо" с крылатыми ракетами "Томагавк".

Американские СМИ со ссылкой на статистические данные штаба подводных сил флота США приводили, в частности, такие цифры: в период 2005-2006 годов 73 многоцелевые подводные лодки совершили в общей сложности 123 боевых похода, а 14 ПЛАРБ выполнили 81 боевое патрулирование.

"Огайо"

ПЛАРБ типа "Огайо" предназначены для выполнения задач по нанесению ракетно-ядерных ударов по важным административным, промышленным и военным объектам потенциального противника. В настоящее время корабли данного класса оснащены баллистическими ракетами "Трайдент-2" (D5). Дальнейшее совершенствование ПЛАРБ типа "Огайо" будет осуществляться путем модернизации гидроакустических комплексов и аппаратуры связи, создания перспективных систем, обеспечивающих скрытность, живучесть и боевую устойчивость ракетоносцев.

Первые четыре ПЛАРБ типа "Огайо" (SSBN-726-729), выведенные из состава стратегических наступательных сил в 2003 году, к настоящему времени завершают программу переоборудования под носители крылатых ракет и подразделений сил специальных операций (ССО). Общий объем финансирования всей программы составляет 4,2 миллиардов долларов. В 22 ракетных шахтах каждой лодки устанавливаются 154 КР "Томагавк" (семь в каждой).


ПЛАРБ типа "Огайо" SSBN 741. Фото с сайта www.naval-technology.com


Две шахты переоборудованы в шлюзовые камеры, предназначенные для перехода боевых пловцов ССО из отсека ПЛАРК в подводные средства доставки (ПСД) и доковую камеру на палубе.

Многоцелевые подлодки

ПЛАРБ типа "Огайо" выполняют функцию сдерживания и, в принципе, в большом количестве не требуются, поэтому основную часть подводного флота США составляют многоцелевые атомные подводные лодки. В настоящее время большие расходы по содержанию кораблей данного класса заставляют командование ВМС сокращать численность ПЛА в составе флота. Ожидается, что к 2025 году их количество уменьшится с 55 до 44 единиц.

К этому времени в составе ВМС США будут находиться многоцелевые атомные подводные лодки "Лос-Анджелес" (с продлением срока службы до 33 лет), "Сивулф", "Вирджиния", и, возможно, после 2023 года флот пополнится ПЛА нового поколения NSSN.


МАПЛ типа "Лос-Анджелес" SSN 722. Фото с сайта www.naval-technology.com


До 2025 года в составе ВМС будут преобладать ПЛА типа "Лос-Анджелес". В связи с этим командование ВМС принимает ряд мер, направленных на повышение их боевых возможностей в соответствии с новыми концепциями применения сил флота. В частности, реализуется программа модернизации системы управления стрельбой. Разработана и испытана новая система управления стрельбой крылатыми ракетами (ATWCS -Advanced Tomahawk Weapon Control System), позволяющая сократить время реакции, повысить универсальность и эффективность боевого применения КР "Томагавк". Внедрение этой системы на ПЛА началось в 2000 году.

В период с 2000 по 2007 год на ПЛА типа "Лос-Анджелес" были установлены новые буйковые антенны для обеспечения двусторонней связи с берегом в диапазоне метровых и дециметровых волн. Их можно использовать при скорости хода лодки в шесть узлов на глубине погружения до 90 метров. Прием информации в миллиметровом диапазоне обеспечивают терминалы спутниковых систем связи с фазированной антенной решеткой типа HDR (High Data Rate), размещенной на выдвижном устройстве.

В 1997-1998 годах в состав ВМС США были введены две ПЛА типа "Сивулф". Третья - "Джимми Картер", построенная по видоизмененному проекту, передана флоту в 2004 году. ПЛА этого типа были изначально предназначены для ведения длительного слежения за российскими ракетными подводными крейсерами стратегического назначения в любых районах Мирового океана. Намечалось построить 29 таких подводных лодок, однако в связи с их высокой стоимостью и коренными изменениями в военно-политической обстановке в мире программа была пересмотрена и ограничена тремя кораблями.


ПЛА типа "Сивулф" SSN21. Фото с сайта www.naval-technology.com


Впервые в американской практике на ПЛА этого типа установлены восемь 660-миллиметровых торпедных аппаратов (ТА), позволяющих осуществлять бесшумный запуск торпед самовыходом. Для пуска крылатых ракет ТА оснащены малошумной пневмогидравлической системой стрельбы.

Отказавшись от продолжения строительства крупной серии ПЛА типа "Сивулф", военно-политическое руководство США приняло решение разработать новый проект подводной лодки, которая по своим боевым возможностям была бы сопоставима с ПЛА типа "Сивулф", но стоила бы дешевле.

Головная ПЛА нового проекта - "Вирджиния" - вошла в состав ВМС США в 2004 году. Две последующие вступили в строй в 2006-2007 годах. Строительство четвертой, пятой и шестой ведется в настоящее время на верфях фирм General Dynamics Electric Boat и Newport News Shipbuilding. Кораблестроительной программой предусмотрено финансирование постройки последующих ПЛА (по одной лодке ежегодно), а, начиная с 2012 года, командование ВМС рассчитывает строить по две ПЛА в год. При этом суммарные расходы на строительство всей серии (из 30 единиц) должны составить 67 миллиардов долларов.


ПЛА "Вирджиния" SSN 774. Фото с сайта www.naval-technology.com


В состав вооружения лодки этого типа входят расположенные вне прочного корпуса 12 установок вертикального пуска для крылатых ракет "Томагавк" и четыре 533-миллиетровые ТА с боекомплектом из 26 торпед Мк 48, часть из которых может заменяться противокорабельными ракетами (ПКР) "Гарпун" или минами "Кэптор".

Для транспортировки и высадки подразделений сил специальных операций ПЛА оборудуется шлюзовой камерой, вмещающей девять человек, и устройствами, позволяющими на период выполнения боевой задачи устанавливать палубный контейнер с доковой камерой DDS или подводное средство доставки боевых пловцов ASDS. За счет демонтажа части стеллажей, на которых хранится боезапас, в отсеке могут быть размещены 40 боевых пловцов, а при ведении минной разведки вместо шести торпед в нем устанавливается система обнаружения мин LMRS.

ПЛА типа "Вирджиния" оснащены новой ядерно-энергетической установкой с реактором S9G. Кампания активной зоны реактора составляет 33 года, что рассчитано на эксплуатацию в течение всего планируемого срока службы корабля.

Перспективные подлодки

По мнению военно-политического руководства США, по мере развития у потенциальных противников высокоточных противокорабельных ракет, в том числе берегового базирования, появления более совершенных образцов минного оружия, пополнения корабельного состава малошумными подводными лодками, неизбежно растет угроза для американских ВМС. Этим обосновывается необходимость создания перспективных кораблей, включая подводные лодки, которые были бы более эффективны в новых условиях. При этом круг задач, которые призваны решать ПЛА нового поколения, значительно расширится.

Перспективные ПЛА, помимо решения традиционных задач по борьбе с надводными кораблями и подводными лодками, будут обладать боевыми возможностями по сдерживанию противника угрозой нанесения массированного ракетного удара, прикрытию корабельных соединений, участию в системе противоракетной обороны, огневой поддержке сухопутных сил и нанесению ударов по наземным объектам (включая защищенные, мобильные и скрытые). Субмарины будут способны осуществлять запуск, управление и обратный прием разведывательных и ударных беспилотных летательных и автономных подводных аппаратов, высадку и управление действиями разведывательно-диверсионных групп ССО, противоминное обеспечение корабельных группировок.

На новые ПЛА планируется возложить и стратегические задачи, то есть лодки должны будут наносить удары баллистическими и крылатыми ракетами стратегического назначения. Это обусловлено тем, что система "Трайдент" к 2040 году должна быть заменена универсальной системой оружия, обеспечивающей выполнение боевых задач в военных конфликтах любого уровня, в том числе с применением ядерного оружия при существенной экономии финансовых средств. Решение подобной задачи возможно лишь в случае реализации технологических разработок, которые коренным образом изменят принципы проектирования ПЛ. Их внедрение позволит увеличить полезную нагрузку, изменить компоновочные схемы и архитектуру лодки, значительно расширить ее функциональные возможности и обеспечить требуемый уровень скрытности.

Совершенствование оперативно-тактических возможностей ПЛА ВМС США предусматривает и создание нового облика атомных подводных лодок следующего поколения (в том числе и ПЛАРБ), которые войдут в состав флота после 2025 года.

Ориентировочно после 2012 года вторую серию ПЛА типа "Вирджиния" (с девятой/десятой лодки) планируется строить по существенно измененному проекту, в который будут внесены наработки в области полного электродвижения, а также ряд принципиально новых технологий, разрабатываемых в настоящее время в целях реализации концепции модульной ПЛА нового поколения. Эти наработки командование ВМС США в 2005 году включило в единую четырехлетнюю программу "Танго браво", проводимую ВМС совместно с ДАРПА (управление перспективных оборонных разработок). Программа определяет пять ключевых технологических направлений НИОКР по усовершенствованию подводных лодок типа "Вирджиния", а именно:

Создание безвальной движительной системы;
хранение и запуск оружия вне корпуса подлодки;
размещение на корпусе подлодки гидроакустических антенных решеток;
существенное упрощение корпусных конструкций с заменой механических и гидравлических исполнительных механизмов электрическими;
полная автоматизация всех процессов в СБУ, что позволит сократить численность экипажа.

Наиболее интересное направление - это создание безвальных движителей. Предполагается, что такие системы будут включать турбонасос и один из трех типов разрабатываемых электродвигателей: с расположением внутри прочного корпуса лодки (internal), с кольцевым приводом (rim-driven) или с приводом, расположенным в ступице (hub driven).


Движитель с кольцевым приводом. Фото с сайта www.yachtforums.com


Исследования в рамках программы "Танго браво" по созданию движителей нового поколения активно ведут судостроительная компания General Dynamics Electric Boat и фирма Rolls-Royce. При этом они отдают предпочтение варианту Rim-Driven Podded Propulsor (RDP), то есть движителю в насадке с кольцевым приводом.

Если говорить о финансовой стороне программы, то в целом при реализации ключевых технологий в рамках "Танго браво" стоимость ПЛА снизится на 50 процентов и одновременно на субмарине высвободится значительное пространство для размещения полезной нагрузки (баллистические и крылатые ракеты, торпеды).