Меню

Что такое вто в экономике. Всемирная торговая организация (ВТО, World Trade Organization)

Автопроизводство

Каждый из нас регулярно слышит в новостях о ВТО. Информацию об этой организации можно встретить и в учебниках по географии и экономике. Ее деятельность очень важна для европейских стран, но наши соотечественники знают о ней немного. В последнее время очень активно обсуждается такая тема, как «Россия и ВТО». И на волне возросшего интереса давайте попробуем разобраться в этом сложном экономико-политическом вопросе.

Структура и организация

Итак, ВТО - что это? как «всемирная торговая организация». Она была основана в 1995 году для расширения свободы торговых отношений во всём мире, а также между государствами, вступившими в ВТО. В основу легло Генеральное соглашение по торговле и тарифам, созданное в 1947 году.

Штаб-квартира организации расположена в Швейцарии (Женева). В настоящий момент генеральным директором структуры является Паскаль Лами, а на середину 2013 года в ее состав входило 159 стран. Генеральному директору подчиняется Генеральный совет или секретариат, который в свою очередь руководит несколькими комиссиями.

Главный официальный орган ВТО - Министерская конференция. Она собирается не реже одного раза в двухлетний период. За всю историю существования структуры было организовано шесть таких конференций, и почти каждая из них сопровождалась рядом протестных акций со стороны врагов глобализации. Думаем, мы ответили на вопрос: «ВТО, что это?». Теперь перейдем к рассмотрению целей этой организации.

Три главные цели

1. Беспрепятственное содействие международной торговле и устранение барьеров, мешающих этому. Организация ВТО не допускает при этом отрицательных последствий и различных злоупотреблений. Для отдельных предпринимателей, предприятий и ведомственных организаций нормы международной торговли не изменяются без предупреждений. Их смысл ясен и понятен, а применение - последовательно.

2. Поскольку в подписании текстов соглашений участвует много стран, между ними постоянно возникают дебаты. ВТО выступает посредником в переговорах, вводя ряд нормативных ограничений и создавая надежность, что помогает избежать конфликтов.

3. Третий важный аспект работы организации - урегулирование споров. Ведь у участвующих в переговорах сторон, как правило, разные цели. Контрактам и соглашениям, заключенным при посредничестве ВТО, часто необходимо последующее толкование. Все спорные моменты лучше решать в установленном организацией порядке, основанном на взаимно согласованных юридических аспектах, обеспечивающих сторонам равные возможности и права. Именно поэтому все соглашения, подписанные в рамках организации, включают пункт об условиях урегулирования споров.

Пять принципов

В настоящее время выделяют пять принципов, которым должна соответствовать мировая торговая система.

1. Отсутствие дискриминации

Ни одно государство не имеет права ущемлять другое путём наложения ограничений на товаров. В идеальном варианте национальная и иностранная продукция должна продаваться на внутреннем рынке страны в одинаковых условиях.

2. Снижение протекционистских (торговых) барьеров

Торговые барьеры - это факторы, препятствующие появлению иностранных товаров на внутреннем рынке какого-либо государства. Прежде всего к ним относятся и таможенные пошлины. Также на оказывает влияние политика установления обменных курсов валют и административные препоны.

3. Предсказуемость и стабильность торговых условий

У правительств, инвесторов и иностранных компаний должна быть уверенность в неизменности торговых условий (тарифных и нетарифных барьеров) внезапным и произвольным образом.

4. Стимулирование соревновательной составляющей

Чтобы конкуренция между фирмами разных стран была равноправной, необходимо пресекать нечестные способы борьбы - экспортные субсидии (государственная поддержка фирм-экспортеров) и применение демпинговых (специально заниженных) цен для выхода на новые экспортные рынки.

5. Льготы для государств с низким уровнем развития

Как правило, страны ВТО имеют сильную экономику, но есть и слаборазвитые государства, которым организация предоставляет особые привилегии. Этот принцип вступает в противоречие с другими, но он нужен для втягивания в международную торговлю государств с низким уровнем развития.

Функции

  • контроль соблюдения условий базовых соглашений ВТО;
  • урегулирование споров по проблемам внешнеэкономической торговли;
  • помощь как развивающимся, так и низкоразвитым странам;
  • сотрудничество с различными ;
  • создание благоприятных условий для переговоров между членами ВТО;
  • контроль политики стран в сфере международной торговли.

Процедура присоединения

Мы практически раскрыли вопрос «ВТО - что это?». Осталось рассмотреть наиболее важную его часть - процедуру присоединения, отработанную за долгие годы существования организации. Судя по опыту стран-соискателей, процесс занимает примерно 5-7 лет.

На первом этапе специальные рабочие группы проводят многосторонний анализ торгово-политического режима и экономического механизма присоединяющегося государства на предмет их соответствия правилам и нормам ВТО. Затем начинаются переговоры по условиям вступления в организацию страны-кандидата. Причём в них могут участвовать и заинтересованные государства, входящие в рабочие группы.

Главная тема переговоров - «коммерчески значимые» уступки, которые получат страны ВТО по доступу на ее рынки после официального вступления государства-кандидата в организацию. Не менее важный для обсуждения вопрос - сроки принятия на себя обязательств, вытекающих из членства.

В свою очередь присоединившееся государство получит права, которые есть у других членов ВТО. Это прекратит ее дискриминацию на внешних рынках. Если какой-либо член организации совершает противоправные действия, любая страна может обратиться с жалобой в ОРС (Орган по разрешению споров). На национальном уровне его решения обязан исполнять каждый участник ВТО.

Заключительный этап состоит в ратификации законодательным органом государства-кандидата всех документов, согласованных Рабочей группой и утверждённых Генеральным советом. После этой процедуры страна-кандидат получает соответствующий статус.

Россия и ВТО

Так как экономика нашей страны (ещё со времен распада СССР) всё больше интегрировалась в международную торговлю, стала возникать необходимость в выходе на мировую арену. Впервые вступление в ВТО обсуждалось российским руководством ещё в 1995 году, тогда же были проведены переговоры. Присоединение страны к этой организации предоставит множество преимуществ. А учитывая темпы развития глобализации, их получение становится стратегическим приоритетом. Бонусы, которые получит Россия после вступления в ВТО:


В 2012 году завершился 16-летний переговорный процесс по вступлению РФ в ВТО. В Конституционный суд был отправлен международный договор на предмет проверки его соответствия российскому законодательству. В июле 2012 года суд признал прописанные в договоре условия ВТО законными, как и всё соглашение в целом. Спустя 11 дней президент Путин В.В. подписал соответствующий указ о вступлении России в эту организацию.

Критика

Надеемся, мы достаточно подробно рассказали об этой организации, и у вас больше не возникнет вопроса: «ВТО - что это?». В заключение пару слов о критике.

Многие люди не согласны с принципами ВТО о Они полагают, что данные принципы не способствуют созданию более процветающей жизни для большинства граждан, а лишь приводят к обогащению и без того состоятельных стран (и отдельных личностей). Также договоры ВТО обвиняются в несправедливом приоритете богатым государствам и мультинациональным корпорациям.

Критики считают, что небольшие страны-члены ВТО не имеют влияния в организации, а развитые - концентрируются исключительно на собственных коммерческих интересах. Также, по мнению экспертов, вопросы защиты окружающей среди и здравоохранения всегда задвигаются на второй план в угоду дополнительным льготам для бизнеса.

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.

Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

Структура ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

Основные соглашения и принципы ВТО

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Товары. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)

Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.

Преимущества торговой системы ВТО

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей

Понижение стоимости жизни. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.

Более широкий выбор товаров и услуг.

Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом

Экономические выгоды.

Повышение доходов.

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Повышение занятости.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Политические выгоды.

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.

Защита от лоббирования.

У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Борьба с коррупцией.

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами

Обеспечение равных шансов для всех участников.

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Эффективный механизм разрешения споров.

Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

Укрепление международной стабильности.

Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Kогда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.

Объединение стран-участников, заинтересованных в либерализации международной торговли, устранении рыночных барьеров, создании благоприятного торгового и политического климата.

ВТО образована в 1995 году и является правопреемницей Генерального соглашения по торговле и тарифам, основанного в 1947 году. Всемирная торговая организация преследует цель либерализации мировой торговли, регулирует ее тарифными методами за счет сокращения существующих барьеров, ограничений, пошлин на импорт.

ВТО контролирует выполнение торговых соглашений между участниками организации, обеспечивает ведение переговоров между ними, разрешает возникающие споры, наблюдает за ситуацией на международном рынке. Головной офис ВТО базируется в Женеве, штат сотрудников превышает 630 человек.

Членами ВТО сегодня являются 164 страны, 161 из них — признанные государства. Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года, став 156-м членом. Ранее в состав участников были включены и другие страны постсоветского пространства — Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Армения, Украина.

Принципы и правила

Задача создания и функционирования Всемирной торговой организации — свободная торговля на международном уровне. В работе ВТО руководствуется следующими принципами:

  • для всех стран-участников действуют единые права. Преференции, установленные для одного члена ВТО, относятся к другим членам;
  • деятельность участников является прозрачной, страны должны подготавливать и печатать отчетность для ознакомления других членов ВТО с установленными ими правилами;
  • участники должны выполнять обязательства в сфере торговых тарифов, установленные организацией, а не разработанные самостоятельно.

Соглашение ВТО позволяет членам организации предпринимать меры, направленные на сохранение животного и растительного мира, защиту здоровья и окружающей среды. При установлении торговых ограничений ущемленная сторона может настаивать на соразмерной компенсации в другом секторе экономики, например, на специальных послаблениях.

Структура

ВТО имеет разветвленную структуру, обусловленную целым рядом задач, требующих решения на международном рынке:

  • Министерская Конференция — высший орган объединения, созываемый хотя бы раз в 2 года.
  • Генеральный Совет ВТО — выполняет руководящую роль, контролирует работу других отделов.
  • Совет ГАТТ — определяет взаимоотношения участников в сфере торговли товарами.
  • Совет торговых услуг.
  • Совет юридических вопросов и защиты индивидуальной собственности.
  • Орган по разрешению споров — обеспечивает справедливое и беспристрастное разрешение конфликтов на международном уровне.

В состав ВТО входят представительские органы стран с развивающейся экономикой, комитет по бюджетной политике и информации, которые находятся в подчинении Генерального Совета.

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Всемирная торговая организация (ВТО – англ. World Trade Organization (WTO)) – организация, созданная в 1995 году с целью наладить международную торговлю и установить регулирование торгово-политических отношений государств-членов. ВТО начала свою деятельность в качестве преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.

Всемирная торговая организация ВТО – это сообщество стран, признающих ее Устав и придерживающих основных соглашений, регулирующих внешнюю торговлю. В настоящее время ВТО не является органом ООН и располагает механизмами решения вопросов торговли между государствами участниками.

Штаб квартира ВТО находится в Женеве, Швейцария. В состав организации входят как развитые, так и развивающиеся страны со всех континентов. Изначально странами-участницами Всемирной Торговой Организации являлись 77 государств. На данный момент в ее состав входит 162 члена (158 международно признанных государств, Тайвань, 2 зависимые территории и Европейский союз).

Какие задачи выполняет ВТО?

В задачи ВТО входят:

  • контроль за выполнением соглашений и договорённостей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. В целом ВТО пропагандирует идеи свободной торговли, стремясь убрать любые протекционистские барьеры.

Что дает стране вступление в ВТО?

Основными преимуществами от членства в ВТО являются:

  • помощь в создании благоприятных условий на международном торговом рынке в виде развития стабильных, прочных торговых взаимоотношений между странами-участницами (в том числе помощь в создании выгодных условий во внешнеэкономической политике);
  • ликвидация всяческой дискриминации, защита интересов как национальных, так и общих у стран-членов ВТО, если они ущемляются другими странами-партнерами;
  • помощь в осуществлении намеченных планов, возникновение новых торгово-экономических интересов.

Все страны, вступившие во Всемирную Торговую Организацию, обязуются исполнять условия соглашений, юридических документов, которые объединяются под единым термином «Многостороннее торговое соглашение» (МТС). Иными словами, организация предоставляет пакет соглашений (контрактов), правил, определенных норм, которые управляют всей мировой торговлей.

Из международных организаций статус наблюдателей получили: Всемирный банк, ООН и МВФ.

Является ли Россия членом ВТО?

Переговоры о вступлении России в ВТО длились 18 лет. Полноправным членом организации РФ стала с 22 августа 2012 года. Наиболее сложными были переговоры с США и Евросоюзом. В частности, с Вашингтоном долгое время не удавалось решить вопросы по доступу на российский рынок американской свинины и по защите прав интеллектуальной собственности, с ЕС - по экспортным пошлинам на лес, по сельскому хозяйству, по условиям промышленной сборки автомобилей на территории РФ.

Полезные статьи по теме

Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound & Vision House, Francis Rachel Str. Victoria Victoria, Mahe, Seychelles +7 10 248 2640568