Меню

Параметры автомобильных шин таблица. Важные характеристики зимних шин – выбираем отличную резину

Прочие системы автомобиля

Шины характеризуются по назначению, способу герметизации, типу, конструкции и рисунку протектора. Как было сказано ранее, в зависимости от назначения различают шины для легковых и грузовых автомобилей. Шины легковых автомоби­лей (табл. 1.2) применяют на легковых автомобилях, малотоннажных грузовиках, микроавтобусах и прицепах к ним. По способу герметизации шины делят на камерные и бескамерные. По конструкции (по построению каркаса) различают диагональные и радиальные шины (рис. 1.3). По конфигурации профиля поперечного сечения (в зависимости от отношения высоты профиля к его ширине) - шины обычного профиля, широко-, низко- и сверхнизкопрофильные.

В зависимости от эксплуатационного назначения автомобильные шины имеют следующие типы дорожных рисунков протектора (рис. 1.4):

дорожный рисунок (рис. 1.4, а) - шашки или ребра, расчлененные канавками. Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным покрытием;

направленный рисунок (рис. 1.4, б) - несимметричный относительно радиальной плоскости колеса.

шину с направленным рисунком применяют для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;

рисунок протектора повышенной проходимости (рис. 1.4, в) - высокие грунтозацепы, разделенные выемками. Шины с таким рисунком протектора служат для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;

карьерный рисунок (рис. 1.4, г) - массивные выступы различной конфигурации, разделенные канавками;

зимний рисунок протектора (рис. 1.4, д) - это рисунок, где выступы имеют острые кромки. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуата­ции на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения;

универсальный рисунок (рис. 1.4, е), шашки или ребра в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по ее краям. Шины с таким рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием.

Классификация шин по назначению имеет важное значение, так как определяет основные требования к конструкции шины.

Рис. 1.4. Типы рисунка протектора:

а - дорожный;

б - направленный;

в - повышенной проходимости;

г - карьерный;

д - зимний;

е - универсальный

Рис. 1.3. Покрышки диагональной (а) и радиальной (в) конструкции:

1 - протектор;

2 - слои брекера;

3 - слои каркаса;

4 - резиновая прослойка каркаса;

S - бортовая часть

Камерная шина имеет сложную конфигурацию и состоит из многих конструктивных элементов: каркаса, брекера, протектора, боковины, бортов и камеры с отношением высоты профиля к его ширине более 0,80 (см. рис. 1.1).

У диагональных шин нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей посередине беговой дорожки в каркасе и брекере 45...60°.

Бескамерная шина по внешнему виду почти ничем не отличается от стандартной автомобильной шины (рис. 1.5). Отличием от стандартных шин являются герметизирующий 1 (воздухонепроницаемый) слой по внутренней поверхности шины и уплотнительный слой 2 по наружной поверхности бортов.

Бескамерные шины имеют несколько меньший посадочный диаметр относительно посадочного диаметра обода, специальную форму и конструкцию борта, обеспечивающую более плотную посадку шины на обод колеса при наличии давления воздуха внутри шины. За рубежом выпускают бескамерные шины с самозаклеивающимся внутренним слоем и радиальными ребрами на боковинах для охлаждения шины.

Корд для бескамерных шин изготавливают в основном из вискозы, капрона и нейлона. Бескамерные шины имеют герметичные ободья. Вентиль 3 с уплотнительными резиновыми шайбами крепится непосредственно в ободе колеса. Особенностью бескамерных шин является то, что каркас их постоянно находится под действием сжатого воздуха, который во время эксплуатации просачивается через герметизирующий слой шины. В этих случаях воздух в каркасе шины создает между отдельными элементами ее напряжения и вызывает расслоение. Поэтому для исключения этого вредного явления в бескамерных шинах предусмотрены специальные дренажные отверстия, через которые воздух, проникающий в каркас, отводится наружу.

Рис.1.5. Бескамерная шина

Основным преимуществом бескамерных шин является повышенная безопасность движения автомобиля на высоких скоростях по сравнению с камерными шинами. Бескамерная шина состоит из одной монолитной части, поэтому воздух из полости может выходить наружу только через отвер­стие прокола, а внутреннее давление при этом снижается медленно, так что водитель имеет возможность двигаться с поврежденной шиной до места ремонта. Следует отметить лучший отвод тепла непосредственно через металлический обод бескамерной шины, отсутствие трения между покрышкой и камерой и вследствие этого - более низкий температурный режим работающей шины.

Бескамерные шины характеризуются также большей устойчивостью внутреннего давления воздуха, которая объясняется тем, что воздух с большим трудом просачивается через нерастянутый воздухонепроницаемый слой бескамерной шины, чем, через растянутые стенки камеры. Бескамерные шины при эксплуатации меньше подвергаются демонтажу и монтажу, так как мелкие повреждения можно ремонтировать, не снимая шины с обода.

Бескамерные шины, взаимозаменяемые с камерными покрышками, могут монтироваться на стандартных глубоких ободьях, если они герметичны, т. е. не имеют вмятин и повреждений.

Гарантийные нормы пробега бескамерных шин те же, что и камерных, однако опыт эксплуатации бескамерных шин показывает, что долговечность их на 20 % выше долговечности камерных шин, что объясняется лучшим температурным режимом работы шин и постоянством внутреннего давления в них воздуха. Однако для их производства необходимы высококачественные материалы, но они менее технологичны. Эксплуатация бескамерных шин требует высокой технической культуры.

Радиальные шины с металлокордом выпускаются трех типов: с металлокордом в каркасе и брекере, с нейлоновым кордом в каркасе и металлокордом в брекере, с меридиональным расположением нитей стального или нейлонового корда в каркасе и металлокордом в брекере (рис. 1.6).

Шины с металлокордом имеют более широкий раствор бортов, чем у обычных шин. Концы слоев корда завернуты попарно около одного или двух бортовых колец, навитых из одинаковой проволоки. На внутренней стороне каркаса в зоне беговой дорожки шины с металлокордом имеют привулканизированный слой резины. Он служит для предохранения камеры от проколов и более равномерного распределения напряжений в теле шины и в зоне беговой дорожки.

Металлокорд, обладая высокой теплопроводностью и теплостойкостью, способствует уменьшению напряжений и более равномерному распределению температуры в теле покрышки. Срок службы шин с металлокордом больше при эксплуатации их в различных дорожных условиях примерно в 2 раза, чем у обычных шин, эксплуатируемых в аналогичных условиях.

Нейлоновый корд в каркасе и металлокорд в брекере позволяют увеличить прочность шины в зоне беговой дорожки, снизить температуру в наиболее напряженных точках шины, защитить ее каркас от повреждений, воспрепятствовать распространению трещин в протекторе.

Рис.1.6. Шина типа R с брокером из металлокорда:

1 - каркас;

2 - слои брекера

Меридиональное расположение нитей корда каркаса увеличивает эластичность шины, повышает сцепление шины с дорогой, значительно уменьшает потери на качение колеса. Металлокорд брекера повышает прочность каркаса в окружном направлении, улучшает температурный режим работы шины. Такие шины успешно работают на дорогах с усовершенствованным покрытием и в условиях бездорожья при больших скоростях движения.

Морозостойкие шины предназначены для применения в районах с температурой ниже минус 45 °С. Работа автомобилей в этих районах на обычных неморозостойких шинах не разрешается действующими Правилами эксплуатации шин. Морозостойкие шины изготавливают из резин, сохраняющих достаточную прочность и эластичность при низких температурах и обеспечивающих нормальный срок службы шин в указанных районах.

Шины для тропического климата отличаются тем, что они изготовлены из теплостойкой резины, хорошо сохраняющей прочность и эластичность при высоких скоростях и высоких температурах окружающего воздуха, характерных для стран с тропическим климатом. Эти шины имеют каркас из капронового либо высокопрочного или сверхпрочного вискозного корда.

Шины с металлическими шипами служат для повышения устойчивости и управляемости легковых и грузовых автомобилей и автобусов на скользких обледенелых дорогах и на льду. Диагональные и радиальные шины могут оснащаться шипами в протекторе. Применение этих шин снижает тормозной путь автомобиля в 2...3 раза, улучшает разгон в 1,5 раза и резко повышает устойчивость автомобиля против заносов.

Низко- и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Они имеют пониженную высоту профиля (для низкопрофильных Н/В = 0,7-0,88; для сверхнизкопрофильных Н/В

Таблица 1.2

Обоз- начение шин, модель Тип конст- рукции Испол- нение Индекс грузо- подъ- емности Тип рисунка протек- тора Наружный диаметр, мм Ширина профиля, мм не более Радиус, мм стати- ческий /каче- ния Максима- льная наг- рузка, кгс Внутреннее давление при макси- мальной нагрузке, кгс/см2 Максима- льная ско- рость, км/ч Ширина профиля обода, дюйм Основное применение на автомобилях и автобусах
5,90-13 ИВ-167 Диаго- нальная Камерное 78 Повышен- ной про- ходимости 620 154 292/298 380 1,8 95 4 ЛуАЗ-969А, -969М
155-14 (6,15-13) И-151 То же То же 75 Дорожный 600 158 278/284 370 1,9 150 4 1/2 ВАЗ-2101, -21011, ЗАЗ-968, -968М и его модификации
6,40-13 М-100 То же То же 84 То же 645 172 303/309 450 2,2 140 4 1/2 ИЖ-2151, "Москвич- 423" и их модификации
165/80R13 МИ-166 или МИ-16 Радиа- льная Камерное и беска- мерное 82 То же 596 167 271/287 410 2,0 180 4 1/2 ВАЗ-2101, -2103, -2105, -2107, -2106, "Москвич- 2140", 2138
165/80R12 Я-370 То же Камерное 82 То же 596 167 271/287 410 2,0 180 5 ВАЗ-2103, -2102, -2106
165/82R13 ИЯ-170 То же То же 82 Повышен- ной про- ходимости 596 167 271/287 460 2,3 160 5 ВАЗ-2103, -2102, -2106, "Москвич- 412", -2140, ИЖ-2125
165-13 (6,45-13) М-177 Диаго- нальная То же 78 Зимний 610 167 285/291 370 1,7 150 4 1/2 "Москвич- 21406"
165-13 (6,45-13) АИ-168У То же То же 78 Дорожный 610 167 285/291 370 1,7 150 4 1/2 "Москвич- 2140", -2136
175/70R13 ИН-251 Радиальная Камерное и беска- мерное 80 Дорожный 580 176 265/281 405 2,0 180 5 ВАЗ-2101, -2103, -2105, -2107, -2106
175-13 (6,95-13) М-154 Диаго- нальная Камерное 82 То же 610 178 282/288 415 1,7 150 5 "Москвич- 434", -2137
185-14 (7,35-14) АИД-23 То же То же 88 Зимний 670 185 315/321 485 1,7 150 5 ГАЗ-24 и его модификации
185-14 (7,35-14) ИД-195 То же То же 88 Дорожный 668 185 310/316 485 1,7 160 5 То же
8,40-15 Я-192 То же То же 98 Повышен- ной про- ходимости 791 218 364/371 770 2,6 110 6 УАЗ-450 и его мо- дификации
8,40-15 Я-245 То же То же 99 Универ- сальный 778 218 370/377 770 3,6 110 6 УАЗ-450 и его мо- дификации
6,50-16 Я-101 То же То же 93 Повышен- ной про- ходимости 165 180 360/367 655 2,7 90 4,5Е ГАЗ-69 и его модификации
6,50-16 Я-243 или Я-248 То же То же 93 Универ- сальный 760 180 360/367 655 2,7 95 4,5Е ГАЗ-69 и его модификации
175-16/ 6,95-16 ВлИ-5 То же То же 85 То же 698 178 322/328 425 1,7 150 5 ВАЗ-2121 "Нива"
175/80R16 ВлИ-10 Радиальная Камерное 78 Универ- сальный 686 178 315 550 2,3 160 5 ВАЗ-2121"Нива"
155/70R13 Ех-85 То же Бес- камерное 72 Дорожный 550 157 252/267 355 2,3 180 4 ЗАЗ-1102 "Таврия"
165/70R13 Ех-85, ВлИ-15 То же Камерное и беска- мерное 76 То же 568 167 260/275 400 2,7 180 4,5 ВАЗ-2108, -2109, ЗАЗ-968М
205/70R14 ИД-220 То же Бес- камерное 92 То же 652 206 295/313 618 2,4 180 5,5 ГАЗ-2102, -24-10
205/70R14 БцИ-280 То же То же 92 Зимний 652 206 295/314 618 2,4 160 5,5 То же
175/70R14 МИ-181 То же То же 81 Дорожный 606 176 278/293 470 2,3 180 5 "Москвич- 2141"
155/80R14 МИ-182 То же То же 80 То же 604 157 276/282 436,4 2,2 180 5 "Москвич- 2141"
165/80R14 МИ-180 То же Бес- камерное 83 Дорожный 620 175 284/290 485 2,4 180 5 "Москвич- 2141"
185/82R15 Я-288 То же Камерное 93 То же 674 188 308/325 706,3 3,8 120 5,5 РАФ-2203
185/80R15 И-243 То же Камерное и беска- мерное 103 То же 674 188 310/317 875 4,5 120 5,5 То же
215/80R16 И-288 Радиальная Камерное 98 Повышен- ной про- ходимости 770 218 360/367 1015,4 3,8 130М 6 УАЗ-3770, -3170 и их модификации
215/80R16 И-289 То же То же 98 Универ- сальный 755 218 355/362 1015,4 3,8 130М 6 То же
135/80R12 БИ-308 То же То же 65 Дорожный 522 137 237/244 284,5 1,9 160 4 ВАЗ-1111 "Ока"

Прежде всего, необходимо определить, шины какой категории Вам нужны. Шоссейные, зимние, всесезонные, скоростные или всесезонные скоростные.

Шоссейные шины (HIGHWAY) шины разработаны для движения по мокрой или сухой дороге с твердым покрытием. Использование таких шин зимой на льду или на снегу недопустимо, поскольку они не обладают необходимыми сцепными свойствами.

Зимние шины (SNOW или MUD + SNOW - M+S) шины обеспечивают максимальное сцепление с дорогой при движении по снегу и льду. Протектор имеет характерный рисунок, обеспечивающий отвод снега из зоны пятна контакта, и отличается повышенными сцепными свойствами, а применение специальных компонентов в резиновых смесях способствует сохранению их свойств даже при очень низких температурах. Однако улучшение сцепных свойств обычно сопровождается снижением управляемости на сухом покрытии в результате повышенного внутреннего трения, а также более высоким уровнем шума при движении и достаточно быстрым износом протектора.

Всесезонные шины (ALL SEASON или ALL WEATHER) шины сочетают отличные сцепные свойства на мокрой или заснеженной дороге с достаточной управляемостью, комфортом при движении и износоустойчивостью протектора. Не стоит обольщаться, если Вы встретите недорогую покрышку с подобной маркировкой (всесезонная или всепогодная), т.к. такие шины изготовлены по стандартам стран, в которых климатические условия на протяжении года далеки от украинских.

Скоростные шины (PERFORMANCE) шины созданы для применения на автомобилях высокого класса. Такие шины призваны обеспечить повышенные сцепные свойства и более высокий уровень управляемости. Кроме того, вследствие особых условий эксплуатации, скоростные шины должны противостоять значительным температурным нагрузкам. Автомобилисты, покупающие скоростные шины, обычно готовы принять определенные неудобства, связанные с меньшим комфортом и быстрым износом, в обмен на прекрасную управляемость и сцепление с дорожным полотном.

Всесезонные скоростные шины (ALL SEASON PERFORMANCE) шины созданы специально для тех, кому требуются улучшенные скоростные характеристики при эксплуатации автомобиля круглый год, включая движение по льду и снегу. Создание таких шин стало возможным только благодаря современным технологиям, появившимся в последние несколько лет.

Для одного автомобиля подходит несколько типоразмеров. Это связано с тем, что для эксплуатации в зимний период рекомендуется устанавливать покрышки с меньшей шириной профиля, а в летний - наоборот. В любом случае шины рекомендованных типоразмеров имеют приблизительно одинаковую длину окружности по внешнему диаметру, что не приводит к искажениям показаний спидометра и счетчика километража.

Важно знать, что при расчетах рекомендованного типоразмера шин изготовитель Вашего автомобиля учитывает практически все его технические характеристики, в том числе массу, динамику разгона, максимальную скорость, склонность к боковым заносам и т.д. Поэтому, устанавливая рекомендованный типоразмер, Вы обеспечиваете себя максимально возможной гарантией безопасной и комфортной езды. Для того чтобы правильно выбрать шины, необходимо установить, в каких условиях предполагается эксплуатировать автомобиль. Задайте себе несколько вопросов. Какой климат в той местности, где Вы живете? Проводите ли Вы больше времени, передвигаясь по городу или шоссе? Чем больше вопросов, тем легче выбор.

Информацию о шинах подходящей размерности Вы можете найти в руководстве по эксплуатации автомобиля или на наклейке, приклеенной к торцевой части двери, внутренней поверхности перчаточного ящика или дверце топливного бака.

Маркировка шин

На боковинах шины содержится вся необходимая информация. Практически все, что Вам нужно знать о шине, нанесено на ее боковую поверхность. Если Вы посмотрите боковину любой шины, то обнаружите там бук-венно-цифровой код, который может выглядеть, например, так: 235/70R16 105Н. Каждая буква и цифра заключают в себе важную информацию, позволяющую определить, подходит ли данная шина к Вашему автомобилю.

В некоторых случаях перед буквенно-цифровым кодом приводятся дополнительные буквы, обозначающие тип автомобиля, для которого предназначена шина. Так, буква "Р" ставится на шинах, предназначенных для легковых (Passenger), a "LT" - малых коммерческих (Light Trucks) автомобилей. Первое число кода, в нашем случае 235, - общая ширина шины в миллиметрах. Второе число, в нашем случае 70 - серия шины, или отношение высоты профиля шины к его ширине. В приведенном выше обозначении высота шины составляет 70% ее ширины. Далее, как правило, следует буква "R", означающая, что шина - радиальная (Radial).

Следующее число - 16 - обозначает посадочный диаметр обода, выраженный в дюймах. В данном примере - 16 дюймов. Последние число и буква 105 И отражают эксплуатационные характеристики, на которые рассчитана данная шина, - индекс нагрузки и индекс скорости.

Итак, повторим пройденное. Шина с обозначением 235/70R16 105Н имеет ширину в 235 мм, серию 70, является радиальной, соответствует колесу с диаметром обода 16 дюймов, индекс нагрузки ее равен 105 (нагрузка в 925 кг), а индекс скорости - Н (скорость до 210 км/ч). Важно также помнить, что написание обозначения характеристик шин могут несколько отличаться от приведенного выше примера у разных производителей вследствие различных подходов к сертификации.

Кроме вышеперечисленных, существуют другие обозначения, несущие массу полезной информации. Зная эти несложные обозначения, любой автовладелец без труда сможет приобрести и правильно эксплуатировать автошины.

TUBE TYPE - камерная конструкция.
TUI - бескамерная конструкция.
TR - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к "базовой шине", для которой он равен 100.
TRACTION A - коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.
Е17 - соответствие европейским стандартам.
DOT - соответствие стандартам США.
M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь). Water или Aqua (вода), All Season North America (всесезонная для Северной Америки) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
PLIES: TREAD - состав слоя протектора.
SIDEWALL - состав слоя боковины.
MAX LOAD - максимальная нагрузка, кг/английские фунты.
MAX PRESSURE - максимальное внутреннее давление в шине, КПа.
ROTATION - направление вращения.
Left (шина устанавливается на левую сторону автомобиля), Right (шина устанавливается на правую сторону автомобиля). Outside или Side Facing Out (внешняя сторона установки), Inside или Sido Facing Inwards (внутренняя сторона установки) - для шин с асимметричным рисунком протектора.
DA (штамп) - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.
TWI D - указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.
GREAT BRITAIN -страна-производитель.
TEMPERATURE A - температурный режим, показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий, подразделяется на три категории А, В и С.

Расшифровка индексов нагрузки

Индекс допустимой нагрузки (или индекс грузоподъемности, также называют коэффициентом нагрузки) - это условный параметр. Некоторые производители шин расшифровывают его: на шине может быть написано полностью Max Load (максимальная нагрузка) и указана двойная цифра в килограммах и английских фунтах.

Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях. Индекс нагрузки представляет собой число от О до 279, соответствующее нагрузке, которую способна выдержать шина при максимальном внутреннем давлении воздуха. Существует специальная таблица индексов нагрузок, по которой определяется ее максимальное значение. Так, например, значение индекса 105 соответствует максимальной нагрузке в 925 кг.

Буквенные индексы скорости

Индекс максимально допустимой скорости - это допустимый предел скоростного режима, при котором допускается эксплуатация шины. Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом. Индекс скорости шины обозначается буквой, соответствующей максимальной скорости, на эксплуатацию при которой сертифицирована данная шина.


Так же, как и в случае с индексом нагрузки, существует таблица значений индекса скорости с показателями от А (минимальное значение) до Z (максимальное значение). Правда, с одним исключением: буква Н выпадает из последовательности и находится между U и V, соответствуя скорости до 210 км/ч. Индекс "Q" соответствует минимальной скорости для легковых автомобилей, а "V" применяется для шин, сертифицированных для скоростей до 240 км/ч.

Система условной классификации качества шин

Помимо описанных выше характеристик, на боковину шины могут быть нанесены условные показатели качества шин, относящиеся к так называемой Системе условной классификации качества шин.

Показатель износа

Показатель износа является важнейшей характеристикой, показывающей, как долго Ваша шина останется работоспособной. Протектор каждой шины подвержен износу и очень важно не пропустить тот момент, когда он достиг критического уровня и шина уже не может обеспечить должную безопасность.

Каждая новая модель шины проходит тестирование по официально установленной методике, и ей присваивается показатель износа протектора, который теоретически соответствует продолжительности "жизни" шины. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов схода-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.

Показатель сцепления

Показатель сцепления определяет тормозные свойства шины. Они измеряются путем тестирования при прямолинейном движении на мокрой поверхности. Для обозначения показателя сцепления используются буквы от "А" до "С", при этом "А" соответствует максимальному его значению.

Температурная характеристика

Температурная характеристика показывает способность шины выдерживать температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин, заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий эксплуатации. Этот показатель является одним из важных вследствие того, что шины, изготовленные из резины и других материалов, меняют свойства под воздействием высоких температур. В случае с температурной характеристикой также используют буквенный индекс от "Л" до "С", где "А" соответствует максимальному сопротивлению к нагреву. Поэтому, зимние шины , как правило, мягче летних и не "дубеют" с понижением температуры, летом же они, наоборот, начинают "таять". Рисунок протектора зимних шин намного грубее, со множеством специальных углублений - ламелей, на боковине обычно имеется маркировка M+S (Mud + Snow) - грязь и снег и/или Winter - зима. Таким образом, на данный момент разделение шин на летние и зимние носит ярко выраженный характер. Хотя некоторые производители применяют технологии выпуска шин, пригодных для любых климатических условий, но такие шины пока далеки от совершенства.

Максимальная нагрузка, максимальное внутреннее давление

Для легковых шин обозначения максимальной нагрузки и максимального давления определяют максимальный вес, который можно перевозить при максимальном внутреннем давлении в шине. Для шин малых коммерческих автомобилей показатели максимальной нагрузки и давления прямо пропорциональны.

Маркировка DOT

Маркировка DOT является чем-то вроде "отпечатка пальцев" шины. Ее наличие говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation) и допущена к эксплуатации. DOT - это Американская система сертификации. На покрышках, поставляемых на российский рынок, чаще всего встречается метка Е, которая свидетельствует о соответствии европейским стандартам. Такие метки могут встречаться как вместе, так и по отдельности, все зависит от страны-изготовителя. Для примера рассмотрим следующую маркировку: DOT M5H3 459Х 064. Первые буквы и цифры, следующие за аббревиатурой DOT, служат для обозначения фирмы-производителя и заводского кода. Третья, четвертая и пятая буквы, 59Х, обозначают код типоразмера, которым по выбору специфицируют шины их производители для указания их размера и некоторых характеристик. Последние три цифры указывают на дату изготовления: первые две относятся к неделе, а последняя к году производства. Так, 064 значит, что шина была изготовлена в шестую неделю 1994 года. Все шины должны соответствовать как международным, так и российским стандартам.

Индекс давления

Уровень внутреннего давления в шине оказывает влияние на эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля. Даже самые качественные шины не справятся со своей задачей, если будут работать при неправильно установленном давлении. Его точное значение зависит от типа автомобиля и, в определенной степени, от выбора водителя. Рекомендованное для данного типа автомобиля давление обычно указано в наклейке на торцевой части двери или стойки салона, или на внутренней поверхности перчаточного ящика и крышки топливного бака.

Большинство новых моделей шин имеют направленный (стреловидный) рисунок протектора. Считается, что такой тип рисунка обладает лучшими характеристиками по сравнению с обычным. Особенно это проявляется в критических дорожных условиях. Направление вращения колеса обозначается стрелкой с надписью Rotation. Рисунок также может быть асимметричным, т.е. покрышки выпускаются левые и правые и устанавливаются на соответствующую сторону автомобиля. Такие шины имеют маркировку Left - левая или Right - правая. Внешняя сторона установки обозначается: Outside или Side Facing Out а внутренняя: Inside или Side Facing Inwards. Асимметричный рисунок применяется при производстве шин с высокими скоростными характеристиками.

Конструкция шины

На первый взгляд все шины кажутся одинаковыми. Знание конструкции шины позволит Вам выбрать действительно подходящую модель, поскольку современные технологии серьезно улучшают управляемость, топливную экономичность и снижают износ по сравнению с показателями шин, выпущенных всего несколько лет тому назад.


Современная шина состоит из различных материалов. Современные шины представляют собой сложную конструкцию, состоящую из слоев, армированных металлическим или текстильным кордом, и протектора, созданного путем компьютерного моделирования. Все это обеспечивает наилучшее сочетание эксплуатационных характеристик для каждого типа шин.

В 1946 году компания Michelin впервые представила шину радиальной конструкции. Главное отличие радиальной шины от диагональной заключается в конструкции каркаса, который расположен под протектором и является скелетом шины.

Каркас изготавливается из прорезиненных нитей корда, набранных вместе и образующих слои. В диагональной конструкции эти слои расположены таким образом, что нити корда перекрещиваются между собой по всей окружности шины. В радиальной шине слой каркаса расположен так, что нити лежат параллельно друг другу от борта к борту по всей окружности шины. Брекерные слои завершают построение каркаса радиальной шины, охватывая его снаружи.

Диагональным шинам присуще множество недостатков и конструктивных ограничений. Поскольку нити корда перекрещиваются, при работе шины ее каркас подвержен сильному внутреннему трению. Это приводит к постоянному перегреву и преждевременному износу шины. Жесткость каркаса диагональных шин, вследствие особенности их конструкции, снижает управляемость и комфорт.

Радиальная конструкция с соответствующим расположением нитей каркаса и металлокордных брекерных слоев отличается эластичностью и способностью поглощать неровности дорожного покрытия. Одновременно с этим внутреннее трение значительно снижено, что приводит к многократному увеличению рабочего ресурса шин. Среди других преимуществ - лучшее сцепление с дорогой, повышенные управляемость и комфорт.

Эксплуатация шин

Неправильно установленная или поврежденная шина подвергает опасность Вашу жизнь. Как избежать этого? При монтаже и демонтаже шин размер шины должен в точности соответствовать посадочному диаметру обода, в противном случае ошибка может привести к взрыву шины после ее установки. Учитывая все это, доверьте монтаж и демонтаж шин профессионалам на станции техобслуживания.

Необходимо регулярно, не менее одного раза в месяц, проверять давление в каждой шине, включая запасное колесо. Отправляясь в достаточно длительное путешествие, следует всегда проверять давление. Проверку необходимо осуществлять на холодном колесе: начинать спустя как минимум три часа после остановки или до того, как автомобиль проедет 1 км. Для проверки давления всегда используйте манометр, не доверяйтесь простому осмотру колес. Не стоит также особенно доверять приборам, встроенным в шланги насосов - лучше купить автономный, показания которого гораздо точнее. Помните, любая шина со временем теряет давление - это естественный процесс. В теплую и жаркую погоду шины нужно проверять чаще, чем в холодную.

Погодные факторы

Важно учитывать факторы, влияющие на поведение шин в различных климатических условиях. Летом наибольшая опасность на дороге возникает во время дождя, причем ее величина не изменяется от того, идет ливень или моросит мелкий дождик. В первом случае не исключена возможность возникновения аквапланирова-ния, когда машина всплывает над дорогой и становится практически неуправляемой; во втором, дорога приобретает некоторые свойства обледенелого покрытия.

Для борьбы с подобного рода неприятностями производители шин выпускают модели, рисунок протектора которых снабжен множеством водоотталкивающих канавок. Некоторые шины имеют специальную маркировку, обозначающую пригодность эксплуатации шины в дождевых условиях, например. Rain - дождь, Aqua - вода и т.п.; однако, ее может и не быть, но это не означает, что шина не предназначена для таких условий. На зимней дороге наибольшую опасность для водителя представляют заснеженные участки, гололедица, также небезопасна езда по накатанному снегу и во время поземки. При изготовлении зимних шин учитываются эти и множество других факторов, фирмы-производители снабжают модели, предназначенные для эксплуатации в зимних условиях, своими последними разработками: специальными микро-ламелями, шипами различной конструкции, кроме того, состав материала, используемого при производстве зимних шин, обладает специфическими свойствами.

Максимальная нагрузка

Не превышайте допустимый уровень нагрузки на шины, указанный с помощью индекса грузоподъемности. Чрезмерная нагрузка приводит к перегреву и к возможному разрушению внутренней структуры шины и протектора.

Изношенные шины

Высота остаточного рисунка протектора не должна быть менее 6,35 мм. Индикатор износа - полосы, проявляющиеся сквозь изношенный протектор, также сигнализируют Вам о том, что шины пора менять.

Шины, бывшие в употреблении

Не покупайте шины, бывшие в употреблении. Этого следует избегать потому, что в них могут быть серьезные внутренние повреждения, возникшие в результате эксплуатации при неблагоприятных условиях или из-за небрежности прежнего владельца.

Не буксуйте

Если Вы застряли при движении по грязи или снегу - не буксуйте. Это приводит к нагреву и перегреву шин, что может вызвать их повреждение и даже взрыв.

Балансировка шин

При правильной балансировке вес колеса равномерно распределен по всей окружности. Нарушение баланса приводит к тому, что колесо бьет, что вызывает вертикальные колебания и горизонтальную раскачку всего автомобиля. Поэтому каждый раз после монтажа шины на обод необходимо произвести балансировку колеса.

Сход-развал колес

Каждый автомобиль имеет свою уникальную схему схода-развала, когда колеса особым образом ориентированы по отношению друг к другу и к дороге для обеспечения их оптимальной реакции при работе подвески. Нарушение этой регулировки не только приводит к быстрому и неравномерному износу шин, но и снижает управляемость. Сход-развал необходимо регулярно проверять и корректировать на сервисной станции, оснащенной необходимым для этого оборудованием.

Ротация колес

Целью ротации колес является обеспечение равномерного износа шин. Если в руководстве по эксплуатации не оговорено точное значение интервала между перестановкой, меняйте шины местами каждые 10-15 тысяч километров.

Уход за шинами

Необходимо регулярно очищать шины от застревающих в протекторе предметов, которые могут его повредить. Проверяйте состояние шин не менее одного раза в месяц. Необходимо следить за возможным неравномерным износом и застрявшими в протекторе посторонними предметами. Шина, постоянно теряющая давление, должна быть снята с обода и тщательно проверена специалистом.

Современный автомобилист обладает большим выбором аксессуаров и запчастей для своего транспорта. В большинстве случаев это позволяет купить прекрасный вариант по соотношению цены и качества. Но иногда слишком обширный выбор среди конкурирующих производителей становится причиной серьезных сложностей в выборе. Среди важных моментов для любого владельца транспорта является обновление сезонной резины. Ездить на летних шинах зимой уже не просто небезопасно, но еще и противозаконно. Равно как колесить на зимних покрышках в летний период. Потому нужно прекрасно осознавать, какие лучше покупать зимние шины, учитывать их технические характеристики и уметь выбрать наиболее подходящий вариант среди предложенных.


Бренды предлагают порой удивительно качественные покрышки, но иногда даже самая успешная компания выпускает ужасный вариант. Лучше отдать предпочтение определенной модели резины не потому, что производитель ее известен на весь мир, а потому, что вы сочли качество покрышки наиболее заметным среди всех предложенных вариантов. Конечно, выбрать будет непросто по многим причинам. Вам придется рассмотреть десятки вариантов, которые будут подходить по всем важных техническим характеристикам. Давайте разберем, как лучше выбирать зимнюю резину на ваше авто.

Первичный отбор - важные технические данные и показатели

В первую очередь, нужно отобрать все модели, которые предлагают нужные вам размеры. Это диаметр внутренней окружности покрышки, которые измеряется в дюймах (R13, R15, R16 и т.д.), а также физические размеры. Среди размеров нас будет больше всего интересовать ширина протектора, а также высотка профиля резины. В моделях 155/65, к примеру, ширина обозначается первой цифрой и равна 155 миллиметров. С этим параметров играть нельзя, необходимо брать такой, как требуется вашему авто. Вторая цифра - высота профиля в процентах от всей высоты шины. Это значит, что 65% высоты этой покрышки занимает профиль. Также важны такие показатели:

  • индекс скорости - максимальная скорость, которую можно развивать на этой покрышек, обозначается большой латинской буквой;
  • индекс нагрузки - две или три цифры, указанные перед индексом скорости, означают максимально допустимую нагрузку на одно колесо;
  • страна производитель шины - это также можно найти на маркировке, часто данная информация прячется от глаз покупателя;
  • выбор симметричного или асимметричного рисунка протектора для нужных вам характеристик поездки;
  • максимальное давление воздуха внутри шины, также часто указывается в маркировке или в документах;
  • температурный индекс и прочие важные для вашей эксплуатации параметры важной покупки.


Воспользовавшись таким подбором, вы сможете выбрать для себя оптимальную шину по рекомендациям производителя. Но даже после такого жесткого отбора в вашем выборе останется еще не один десяток вариантов для окончательного принятия решения. Достаточно будет применить несколько следующих шагов, чтобы понять, какие именно покрышки для вас окажутся наиболее производительными и качественными. В отобранных вами вариантах будут присутствовать шины из разных ценовых классов с различным качеством и совершенно разными свойствами.

Подбор зимних шин по сфере и интенсивности эксплуатации

Существует специальная резина для сложных условий эксплуатации с некоторыми дополнениями. Она стоит дороже и выполняет свою работу лучше, чем обычное предложение. Тем не менее, зачастую покупателю достаточно самых обычных вариантов, которые не затянут на большие деньги в бюджете. С помощью простых решений можно получить больше преимуществ в покупке резины. Впрочем, если вы будете использовать машину интенсивно, да еще и в разных климатических условиях, вам явно не помешает обратить внимание на такие различия предложений:

  • химический состав протектора, который влияет на поведение машины на льду, снегу или асфальте;
  • долговечность резины, гарантированная производителем при соблюдении определенных условий использования;
  • шины с обозначением M+S (Mud + Snow) позволяют эксплуатировать авто на снегу, а также в грязевых условиях;
  • резина AS (All Seasons) предполагает эксплуатацию при любых погодных условиях, но считаются зимними;
  • покрышки AW (All Weather) позволяют использовать авто как на Севере, так и на Юге страны в зимнее время;
  • если в маркировке присутствует слово Aquacontact, резина может активно бороться с проблемами управления на глубоких лужах;
  • нанесенная на профиль снежинка означает, что такая резина подходит для суровой зимы (именно такой, какая обычно бывает в России).


Эти параметры для каждого покупателя будут индивидуальными. Если вы эксплуатируете машину только в городе, можете вообще не обращать внимания на эти обозначения, поскольку вам придется использовать авто на холодном асфальте, а не в снежных заносах и ледяных покрытиях. Лучше купить те покрышки, которые готовы служить действительно долго и повышать безопасность эксплуатации транспорта в различных условиях. Для городской эксплуатации лучше выбрать универсальные шины без какой-либо специализации.

Последняя стадия - подбор бренда, ценовой категории и определение с шипами

На последней стадии вам придется решить, покупать резину с шипами или без. Это очень важное решение, которое повлияет на стоимость приобретения, а также станет причиной некоторых других важных аспектов. Шипованную резину обычно подбирают для трассовой эксплуатации машины, а также преодоления суровых зимних препятствий. Если же вы ездите по городским дорогам, шипы будут только мешать, а также сделают покупку неоправданно дорогой. Каждый должен выбрать необходимость шипов самостоятельно. Далее важно выбрать правильный бренд и ценовую категорию:

  • откажитесь от покупки резины с названием, которого вы ранее никогда не встречали и не слышали;
  • воспользуйтесь отзывами и мнением автомобилистов на различных форумах, чтобы определить хороший бренд;
  • вспомните, какие шины прослужили вам дольше всех остальных и лучше прочих покупок в этой сфере;
  • определите максимально возможный бюджет, который вы можете потратить на резину в данном сезоне;
  • воспользуйтесь различными предложениями интернет-магазинов, изучите ценовые предложения и ассортимент разных брендов;
  • сопоставьте все полученные данные, чтобы приобрести максимально подходящую и лучшую по цене резину.


С таким подбором вы сможете без проблем получить необходимые возможности от покупки зимней резины. Не забывайте оценивать тонкости эксплуатации автомобиля в различных условиях, а также прочие важные функции, которые окажутся помощниками в выборе и покупке зимней резины. Среди обширного предложения специализированных магазинов вполне возможно выбрать несколько подходящих моделей шин, среди которых можно будет легко отобрать лучшее предложение. На последней стадии подбора просто включите логику, а также оцените параметры цены и качества каждого представленного варианта. Предлагаем посмотреть несколько советов от профессионального гонщика о том, как выбрать зимнюю резину:

Подводим итоги

Хорошая резина - это безопасность и уверенность в передвижении на автомобиле. Нельзя пренебрегать возможностью купить качественные и долговечные покрышки, которые обеспечат хорошее управление и небольшой тормозной путь зимой. Но также стоит обращать внимание на стоимость и на особенности эксплуатации. В современном исполнении известных брендов практически все покрышки имеют хорошие шансы на то, чтобы быть выбранными из обширного ассортимента. Ведь здесь также включается важный фактор личных симпатий каждого покупателя.

Если вы подобрали три-четыре варианта с помощью указанных инструментов выбора зимней резины, воспользуйтесь личной логикой и прагматичным подбором лучшего предложения. Это поможет выбрать ту резину, которая будет служить долго и качественно, а также не принесет никаких проблем в финансовой части. Обязательно выполняйте качественный подбор зимних шин по всем важным параметрам и приобретите такие покрышки, которые обеспечат уверенную поездку в любых условиях в зимнее время. Каким брендам зимней резины вы отдали бы предпочтение сегодня?