Меню

Т 150 диски сцепления какие лучше ставить. Сцепление трактора чтз

Устройство автомобиля

Трактора моделей Т-150 и Т-150К оборудованы специализированной уникальной муфтой сцепления. Эта муфта имеет постоянно замкнутый тип, состоит из двух дисков и оборудована демпферами (гасителями) импульсов, создаваемыми крутящим моментом мотора (см. рисунок).

Муфты сцепления на тракторах Т-150 и Т-150К имеют существенные отличия,

которые заключаются не только в особенностях корпуса. Различия присутствуют также и в длинах ведомых валов, и в соединении муфты с коробкой передач. Дело в том, что трактор Т-150К оснащен муфтой с проставочном корпусом, который соединяет корпуса муфты и коробки. Т-150 же не имеет подобной детали, а корпус его муфты соединен с коробкой напрямую, без деталей-посредников.

На маховиковом механизме мотора размещена муфта сцепления. Муфта сцепления состоит из таких деталей, как нажимной и промежуточный диск. Также присутствуют два ведомых диска и механизм, который отвечает за выключение. В свою очередь пара ведомых дисков оборудована гасителями колебаний крутящего момента двигателя. Тип — фрикционный, обладает демпферами на пружинах, прикрытыми кожухами защиты.

Чтобы обеспечить отсутствие ударов и максимально мягкое введение в зацеп шестеренок на коробке раздаточного типа трактора Т-150к и удвоителе на тракторе Т-150, системы оборудованы специальными тормозками, имеющими колодочный тип. Функция тормозка — притормозить ведомые детали муфты в тот момент, когда выключается коробка передач, а также остановить соединенные с данными деталями детали самой коробки.

При нажатии на педаль муфты выключающий валик сдвигает стакан выключения с помощью специальной вилки. В свою очередь стакан выключения оказывает воздействие на отжимные рычаги, отводя нажимной диск и тем самым отключая муфту сцепления. В то же время тормозок тормозит вал с помощью прижимания к нему.

На тракторе Т-150 установлен механический сервомеханизм, а на тракторе Т-150к — пневматический. Назначение обоих — уменьшить то усилие, которое требуется, чтобы отключить муфту сцепления.

Муфта главного сцепления трактор Т-150, Т-150К, ХТЗ-17221, 17021 .

Блоки управления Т-150, втулки, гайки регулировочные, корпуса муфты, рычаги педали, тяга Т-150, фланцы, шпильки для трактора Т-150.

Корзина сцепления СМД-60 (Т-150), номер 150.21.022 .

Главная муфта сцепления (Т-150К):

1 — маховик; 2 — промежуточный диск; 3 — ведомые диски; 4 — отжимная пружнна; 5 — нажимиой диск; 6 — кожух; 7 — отжимной рычаг; 8 — вилка; 9 — болт стопорной пружины; 10 — стопорная пружина; 11 — регулировочная гайка отжимного рычага; 12 —отжимная пружина рычага; 13 — кольцо; 14—упор вы-жимного подшипника; 15 — корпус подшипника; 16 — стакан выжимного под-шипника; 17 — вал муфты сцепления; 18 — прсставочный корпус; 19 — тормозная колодка; 20 —муфта серьги; 21 —валик выключения; 22 — вилка выключения; 23 — подшипник механизма выключения; 24 — нажимная пружина.

В сегодняшней статье рассмотрим механизм сцепления трактора «Владимирца» Т-150, укажем на его сильные и слабые стороны, приведем схему и объясним принцип работы. В конце статьи дадим несколько советов по регулировке муфты сцепления трактора Т-150.

Муфта сцепления Т-150

Муфта сцепления (сцепление) передает крутящий момент дизеля и позволяет кратковременно отъединять дизель от трансмиссии и вновь их плавно соединять.

Принцип работы и схема муфты сцепления

Муфта сцепления тракторов Т-150 и Т-150К - механическая, фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая. При резком увеличении нагрузки фрикционные диски сцепления пробуксовывают, предохраняя детали трансмиссии от поломок, в момент включения не возникает ударных нагрузок на детали коробки передач. Ниже приведем схему и объясним её принцип.

Сцепление тракторов Т-150 и Т-150К

а - схема сцепления; 6 - пневматический усилитель (Т-150К); 1 - пневматическая камера; 2 - диафрагма; 3 - шайба; 4, 12, 16, 17, 23, 34, 40 и 41 — пружины; 5 - шток; 6 - шкив тормозка; 7- кронштейн механизма выключения (отводки); 8, 15 и 27 - левый, отжимной и правый рычаги; 9 - отводка; 10 и 38 - регулировочные гайки; 11 - стопорная пружина; 13 - вилка отжимного рычага; 14 - упорное кольцо; 18 - маховик; 19 - шарикоподшипник; 20 - ведомые диски; 21 и 22 - промежуточный и нажимной ведущие диски; 24 - кожух; 25 - вилка выключения; 26 - валик вилки; 28 - плунжер; 29 и 32 - шланги; 30 - корпус; 31 - клапан; 33 - тяга; 35 - педаль; 36 - вал; 37- трубка; 39 - колодка; 42 - сетчатый фильтр; 43-уплотнение; А. Б, В и Я-полости; Г и Е- каналы; Ж - отверстие.

Сцепления тракторов устроены одинаково, отличие только в деталях механизма привода. Ведущая часть сцепления состоит из деталей 18, 21, 22 и 24 (а). Промежуточный 21 и нажимной 22 чугунные диски вставлены своими прямоугольными шипами в четыре паза маховика 18, а стальной штампованный кожух 24 привинчен к нему болтами.

Ведомая часть включает в себя детали 20 и 36. Стальные диски 20 с фрикционными накладками и гасителями крутильных колебаний (как в ) надеты своими ступицами на шлицы вала 36, который опирается спереди на шариковый подшипник 19, а сзади с помощью зубчатого соединения опирается и центрируется на первичном валу коробки передач.

У трактора Т-150 корпус сцепления соединен с корпусом коробки передач, а у Т-150К между ними установлен проставочный корпус. В связи с этим вал 36 сцепления удлинен. Этот вал - трубчатый, на нем находится шкив 6 тормозка, а внутри пропущен вал привода ВОМ.

Ведущие и ведомые диски сцепления сжимаются усилием двадцати пружин 23, удерживая сцепление во включенном положении. Выключается оно отводкой 9, имеющей упор и выжимной шариковый подшипник; упор через кольцо 14 нажимает на четыре отжимных рычага 15, которые надеты на пальцы вилок 13. В выключенном положении четыре пары отжимных пружин 17 устанавливают промежуточный диск 21 в среднее положение между маховиком и нажимным диском 22.

Отводка 9 перемещается вилкой 25, закрепленной вместе с рычагами 8 и 21 на валике 26, установленном шарнирно в корпусе сцепления. Рычаг 8 соединен со штоком 5, а рычаг 27 тягой 33 связан с педалью 35.

Чтобы облегчить выключение сцепления, в приводе его управления имеется усилитель. Он состоит из пневматической камеры и следящего устройства, расположенного в корпусе 30. В нем находятся плунжер 28 с пружиной 41 и клапан 31 с пружиной 40.

Когда нажимают на педаль 35, тяга 33 через корпус 30 и рычаг 27 поворачивает валик 26, а его вилка 25 перемещает отводку 9 вперед до соприкосновения ее упора с кольцом 14. При дальнейшем нажиме на педаль корпус 30 начинает перемещаться на плунжере 28. Пружина 41 сжимается, торец плунжера, упираясь в клапан 31, отводит его от седла. Сжатый воздух, подведенный по шлангу 32 в полость В, поступает через открывшийся клапан в полость Д и по шлангу 29 нагнетается в полость А пневматической камеры. Под давлением воздуха диафрагма 2 камеры прогибается и через шток 5, рычаг 8 и вилку 25 перемещает отводку 9 с таким усилием, которого достаточно для выключения сцепления.

При включении сцепления педаль оттяжной пружиной 34 отводится в исходное положение.

В это время пружина 41 отжимает плунжер, а пружина 40 закрывает клапан и поступление сжатого воздуха в пневматическую камеру прекращается. Имеющийся в полости А воздух под действием пружины 4 и диафрагмы вытесняется через зазор, образующийся между клапаном и торцом плунжера. Далее по каналам Г, Е и отверстию Ж воздух выходит в атмосферу. Вслед за выключением сцепления фрикционная накладка тормозной колодки 39 прижимается к шкиву 6 и затормаживает вал сцепления. Перед включением сцепления вал растормаживается.

В механизме привода сцепления трактора Т-150, не имеющего пневматической системы, усилитель - механический, пружинный. Когда нажимают на педаль, пружина усилителя сначала растягивается, а затем, сжимаясь, помогает выключению. При отпускании педали, после перехода через мертвую точку изогнутой серьги, пружина удерживает педаль в заднем положении.

Сцепление и дизель сбалансированы в сборе, поэтому, собирая сцепление, следует совместить метки «1» и «2» на кожухе сцепления и маховике.

Проверка и регулировка сцепления гракторов Т-150 и Т-150К

При техническом обслуживание трактора необходимо проверить работоспособность сцепления: определить чистоту выключения и плавность включения сцепления, пробуксовывание его дисков и замасливание их. Проверяют и регулируют зазор между кольцом отжимных рычагов и обоймой отжимного подшипника, а также ход нажимного диска.

Зазор между упором выжимного подшипника и кольцом 14 должен быть 3,5…4 мм. Ему соответствует свободный ход педали сцепления 30…40 мм. Регулируют этот зазор изменением длины тяги 33. Если запас регулировки тягой исчерпан (отводка 9 уперлась в бурт кронштейна 7), то нужно через люк корпуса сцепления отвинтить каждую регулировочную гайку 10 на полтора оборота. После этого, изменяя длину тяги 33, регулируют зазор.

Затем проверяют касание торцевой поверхности кольца 14 к торцу упора нажимного подшипника. Перекос кольца устраняют поворотом гаек 10 на необходимое число граней.

Зазор между торцами бонки тормозной колодки и гайки 38 регулируют этой гайкой тоже на 3…3,5 мм при полностью выключенном сцеплении. При таком регулировании достигается своевременное включение и выключение тормозка сцепления.

Техническое обслуживание сцепления заключается в смазке подшипников вала и механизма выключения сцепления (через 250 моточасов), проверки и регулировки свободного хода педали, положения отжимных рычагов, а также регулировке тормозка.

Смазка подшипников вала и механизма выключения сцепления.

Подшипник вала и выжимной подшипник сцепления смазываются через 250 моточасов только смазкой №158, «Литол-24». Для проведения операций смазки необходимо снять крышки люков на корпусе сцепления и на картере маховика, очистить масленку, находящуюся на маховике двигателя, и масленку, расположенную на корпусе выжимного подшипника. После этого произвести 10 — 12 нагнетаний шприцем в корпус выжимного подшипника и 8 — 10 нагнетаний в полость подшипника вала сцепления. Не следует заправлять излишнее количество смазки, так как это приводит к выбросу ее из полостей установки подшипников и замасливанию деталей сцепления.

Регулировка сцепления и тормозка.


Рис. 1. Регулировка сцепления: 1 — педаль; 2 — пневматическая камера; 3 — стакан; 4 — корпус выжимного подшипника; 5 — масленка; 6 — вилка, 7 — болт; 8 — стопорная пластина, 9 — гайка регулировочная,10 — подшипник выжимной; 11 — упор выжимного подшипника; 12 — кольцо упорное; 13 — отжимной рычаг; 14 — кожух; 15 — диск ведомый; 16 — диск промежуточный, 17 — диск нажимной; 18 — рычаг; 19 — валик выключения; 20 — клапан пневмонического сервомеханизма; 21 — вилка двойная; 22 — пружина тормозка; 23 — колодка тормозка, 24 — тяга пневмонического сервомеханизма; 25 — рычаг педали.

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во включенном состоянии и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. Для нормальной работы сцепления между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов при включенном сцеплении должен быть зазор в пределах 3,5 — 4,0 мм, что обеспечивается правильной регулировкой сцепления и привода ее выключения. Этот зазор соответствует свободному ходу педали 30 — 40 мм. Уменьшение величины свободного хода педали свидетельствует об уменьшении зазора между нажимным кольцом и упором подшипника. По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков зазор постепенно уменьшается или совсем исчезает, в результате сцепление пробуксовывает, что вызывает интенсивный износ фрикционных накладок ведомых дисков, упорного кольца отжимных рычагов, а также выход из строя выжимного подшипника. Ввиду этого регулярно, (в зависимости от интенсивности пользования сцеплением) проводить косвенный контроль зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов по свободному ходу педали. Для этого без запуска двигателя и при отсутствии воздуха в пневмосистеме произвести нажатие педали без большого усилия и определить свободный ход педали линейкой, а при отсутствии ее — даже рожковым ключом на «24», если ход педали меньше 25 мм — произвести регулировку сцепления. При слишком большом зазоре (более 5 мм) сцепление выключается не полностью и это приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомых дисков и накладки колодки тормозка, происходит затрудненное переключение рядов и износ шестерен и вилок коробки передач. Зазор между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов изменением длины тяги регулируйте в следующем порядке: отпустите контргайки тяги 24 и вворачивайте тягу, увеличивая зазор, или выворачивайте, уменьшая его; затяните контргайки тяги; проверьте зазор щупом, или определите его по свободному ходу педали. Если зазор не восстанавливается изменением длины тяги 24 (в том случае, когда корпус 4 выжимного подшипника 10 упирается в торец стакана 3, что бывает при значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков), отрегулируйте первоначальное положение отжимных рычагов 13.

Для этого: снимите крышку люка корпуса сцепления; проворачивая коленчатый вал дизеля, установите один из отжимных рычагов напротив люка и нанесите метку мелом или чертилкой на ближайшей грани гайки 9, чтобы при регулировке не ошибиться ни на одну грань; отпустите болты крепления стопорной пластины 8, сдвиньте ее от гайки и отверните регулировочную гайку 9 на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань упорное кольцо 12 отжимных рычагов перемещается на 1,1 мм); зафиксируйте стопорную пластину 8 болтами 7, предварительно легонько постучав по ней через наставку, чтобы она надежно зафиксировала положение регулировочной гайки 9; проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90° произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему; увеличивая длину тяги 24, отрегулируйте зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов в пределах 3,5 — 4,0 мм; проверьте равномерность зазора и одновременность касания отжимными рычагами кольца 12 при выключении сцепления путем нажатия небольшим усилием руки на каждый отжимной рычаг, которые при этом должны оставаться неподвижными. На практике нередки случаи, когда у четырех рычажного механизма выключения сцепления один из отжимных рычагов отрегулирован неправильно, что визуально определить невозможно. При выключении такого сцепления кольцо отжимных рычагов будет перекашиваться больше чем на 0,25мм и выключение сцепления будет не полным. Это затруднит переключение рядов, включение заднего хода, приведет к интенсивному износу шестерен и вилок, что приведет к выходу из строя коробки передач. Наилучшая регулировка кольца отжимных рычагов производится при снятом двигателе. В этом случае необходимо, чтобы каждый рычаг отжимал кольцо на размер 66 мм от торца ступицы ведомого диска при нажатии на него без чрезмерного усилия глубомером «штангеля-колумбика». После установки двигателя на трактор регулировку сцепления проводить тягой сервомеханизма. Если хотя бы один из отжимных рычагов смещается при прикладывании усилия, необходимо повторно произвести регулировку сцепления, предварительно выполнив следующие операции: установите один из отжимных рычагов напротив люка и отпустите болты крепления стопорной пластины регулировочной гайки; закручивайте регулировочную гайку 9 до касания упорного кольца отжимных рычагов к выжимному подшипнику; проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90°, произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему; после выполнения указанных операций повторите регулировку как описано раньше. Проверьте величину хода корпуса 4 выжимного подшипника, который должен быть 21 — 22 мм при ходе педали 150 — 160 мм.

Рис. 2. Регулировкатормозка: 1 — ключ; 2 — гайка; 3 — тормозная колодка

Одновременно с регулировкой сцепления проверьте и при необходимости отрегулируйте тормозок. Для проверки и регулировки зазора между шкивом вала сцепления и фрикционной накладкой колодки тормозка полностью выключите сцепление, а затем гайкой 2 (рис. 2) серьги тормозка отрегулируйте зазор между торцом бонки тормозной колодки 3 и торцом гайки в пределах 2,5 — 3,0 мм. Для получения необходимого зазора отверните гайку до полного выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка, а затем заверните ее на два-три щелчка (при выключенном сцеплении). Работу привода управления сцеплением проверяйте при давлении воздуха в пневматической системе не менее 0,6 — 0,75 МПа (6 — 7,5 кгс/cм2). При работающем двигателе не разрешается держать ногу на педали сцепления в положении выключенного сцепления, так как это приведет к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и к выходу из строя подшипника стакана выключения, упора подшипника и нажимного кольца. При необходимости регулировки зазора между клапаном и плунжером следящего устройства следящее устройство следует снять с трактора, отсоединив вилки плунжера и тяги от рычагов и шланги от следящего устройства.


Рис. 3. Следящее устройство: 1 — переходная гайка; 2, 4 — пружина; 3 — клапан; 5 — манжета; 6 — плунжер; 7 — корпус; 8 — регулировочная гайка; 9 — контргайка, 10 — вилка; 11 — войлочное кольцо, А — отверстие, соединенное с атмосферой; Б — отверстие, соединенное с пневмосистемой; В — отверстие, соединенное с пневмокамерой

Затем отвернуть переходную гайку (см. рис. 3) следящего устройства и, вынув клапан 3 с пружиной 2, выворачивая или заворачивая регулировочную гайку 8 отрегулировать расстояние от торца плунжера 6 до посадочного торца под клапан в корпусе 7 в пределах 1,7 — 1,9 мм. Перед установкой клапана 3 проверьте его износ по торцу касания его плунжера. При обнаружении его износа уберите его на наждаке, выдержав плоскостность. В случае, когда уже невозможно дальше снимать торец из-за появления сквозных отверстий, замените клапан. После регулировки надежно законтрить регулировочную гайку 8 контргайкой 9.

Источник газета “Автодвор” за ноябрь 2013

офф. сайт http://avtodvor.com.ua

При обнаружении пробуксовок, затрудненного включения или выключения дисков муфты сцепления а также передач КП, повышенной вибрации механизма выключения муфты сцепления, низкого давления е рабочей полости сервомеханизма следует снять муфту сцепления с трактора для проведения текущего ремонта.

Снятие фланца с нажимным диском и муфтой включения

Снять среднюю панель в кабине и крышку люка верхнего кожуха 8 муфты сцепления Вывернуть болты крепления нижнего кожуха и снять его. Отсоединить рукав подвода смазки пальца и тягу сервомеханизма от рычага муфты включения.

Отсоединить муфту от фланца верхнего вала коробки передач. Отвернуть четыре болта крепления крышки тормозка. Сдвинуть карданный вал с муфтой и тормозком вперед по ходу трактора. Снять муфту и тормозок с карданного вала.

Ввернуть в нажимной диск через отверстия фланца три стяжных технологических болта М12х35 для снятия нагрузки с регулировочных болтов.

С помощью подъемника через люк в верхнем кожухе муфты сцепления застропить фланец с нажимным диском и муфтой включения (масса 90 кг) за цилиндрическую поверхность ползуна

Отвернуть двенадцать болтов крепления фланца к маховику . Сдвинуть фланец с нажимным диском и муфтой включения в сторону коробки передач и снять его с карданным валом с трактора. Вынуть из фланца карданный вал с крышкой тормозка и резиновым кольцом.

Снятие ведомых деталей муфты сцепления

Отвернуть болты и снять крышку муфты карданного вала, уплотнительное кольцо 7и уплотнительную прокладку крышка. Снять муфту карданного вала, дав ведомых и ведущий диски, Расстопорить гайку крепления.зубчатого барабана и отвернуть ее торцовым ключом, снять стопорную шайбу и пластину спрессовать зубчатый барабан съемником вместе с подшипниками, распорной втулкой и пружиной с цапфы коленчатого вала.

Разборка фланца с нажимным диском и муфтой включения

Разбирать при ввернутых трех технологических болтах М12х35 для снятия нагрузки от пружин с регулировочных болтов. Отогнуть концы и снять проволоку с гайки крепления рычагов .

Отвернуть гайки с регулировочных болтов и снять призмы. Отогнуть концы и снять шплинт , отвернуть гайки с пальцев . Вынуть пальцы из отверстий опор, снять рычаги и ролики . Снять с фланца муфту включения с рычагом. Вынуть из канавки фланца уплотнительное кольцо . При последующей разборке сжать прессом с усилием 2000 кгс пружины фланца и вывернуть технологические болты их нажимного диска.Снять усилие пресса и разобрать фланец с нажимным диском. Снять пружины и стаканы пружин.

Разборка муфты включения с рычагом

Расстопорить и вывернуть верхний палец крепления рычага. Расстопорить и вывернуть нижний палец . Снять рычаг с муфты включения. Вывернуть болты крепления крышки к корпусу подшипника и снять крышку с штифтов . Снять пружинное кольцо с втулки и ползуна . Отвернуть втулку специальным ключом.

Снять с втулки уплотнительное кольцо , корпус подшипника с помощью съемника, уплотнительные кольца с ползуна. Выпрессовать подшипник из корпуса. Снять заглушки с сальниками.

Разборка зубчатого барабана

Вынуть из внутренних канавок зубчатого барабана стопорное кольцо. Выпрессовать два подшипника вместе с распорной втулкой и пружиной.

Сервомеханизм муфты сцепления

Снятие

Снять панели в кабине трактора. Отсоединить от сервомеханизма три маслопрозода. Ввернуть до упора в сервомеханизм полый болт крепления сливной трубы. Снять с вала сервомеханизма рычаг с тягой , ослабив стяжной болт, извлечь из паза валика шпонку . Отсоединить тяг рычаг горного тормоза, рычаг включения шестерни бендикса, рычаг блокировки коробки передач. Отвернуть болты крепления верхнего кожуха и приподнять его, так чтобы корпус сервомеханизма вышел над лонжероном трактора. Отвернуть четыре гайки и болт крепления сервомеханизма и снять его с трактора.

Разборка

Расконтрить и вывернуть пробку . Снять регулировочное кольцо. Вывернуть стопорный винт.

Отвернуть четыре болта и вынуть крышку из отверстия корпуса сервомеханизма. Вынуть клапан, пружину и поршень. Вывернуть две пробки и вынуть золотник из корпуса. Вынуть вал из отверстия втулки корпуса сервомеханизма.

Свернуть шток клапана со стержня. Вынуть из клапана стержень, шток и пружину.

Отвернуть четыре болта, снять крышку, воротник, пластину и манжету .

Определение технического состояния деталей муфты сцепления и сервомеханизма

Тормозок

1. Накладка сцепления должна быть прочно приклеена клеем ВС-10Т.

Ведомый диск

1. Секторы трения при замене подбирать с отклонением по толщине не более 0,1 мм.

2. Неплоскостность поверхностей трения ведомого диска допускается не более 0,3 мм под равномерно распределенной нагрузкой 15 кгс. Допускается рихтовка диска.

3. Толщина нового ведомого диска с накладками 13,03-13,97 мм Допустимая толщина изношенного диска-10мм.

Фланец с нажимным диском

1.Разница по массе рычагов допускается не боле 0,01 кг.

2 Отклонения по нагрузке пружин муфты допускается не более 2 кгс.

3. Ширина паза под ролик6,0-6,18мм. Допустимый зазор между роликом и стенкой опоры не более 0.7 мм. Допустимый зазор между вилкой рычага и опорой фланца не более 1 мм. Допустимый зазор между пальцем и отверстием под него в опоре фланца не боле 0,3 мм.

4. Неплоскостность поверхности трения нажимного диска допускается не более 0,15 мм.

Ведущий диск

1. Неплоскостность поверхностей трения допускается не более 0,15 мм.

Сборка муфты включения с рычагом

Установить в корпус подшипника сальники с заглушками. Заполнить полость подшипника смазкой Литол-24 и запрессовать его в корпус. Установить в канавку ползуна два уплотнительных кольца , разрезы которых расположить на 180° относительно друг друга. Установить корпус подшипника с прокладкой на штифты и завернуть болты моментом 20-30 Н м (2-3 кгс-м) Надеть на ползун оправку для вжатия уплотнительных колец. Напрессовать корпус подшипника с крышкой на ползун до упора подшипника в бурт ползуна.

Установить в канавку втулки два уплотнительных кольца, разрезы их повернуть на 180° относительно друг друга. "Навернуть втулку на ползун, при этом сжать уплотнительные кольца. Затянуть втулку специальным ключом моментом 90-320 Н-м (9-32 кгс-м)

Застопорить втулку и ползун пружинным кольцом . Корпус подшипника должен вращаться свободно, без заеданий. Установить на корпус подшипника рычаг седлом шаровой гайки в сторону маховика. Закрепить рычаг пальцами со стопорными пластинами моментом 320-400 Н-м (32-40 кгс-м), не закрывая радиальное отверстие на головке верхнего пальца.

Сборка фланца с нажимным диском и муфтой включения

Установить в отверстия нажимного диска регулировочные болты и уложить диск гнездами под пружины вверх. Уложить в гнезда пружины, на пружины установить стаканы , фланец. Сжать прессом силой 20000 Н (2000 кгс) пружины и ввернуть в нажимной диск Со стороны фланца три технологических стяжных болта М12х35 для удержания пружин. Установить в канавку фланца уплотнительное кольцо . Заполнить смазкой Литол-24 полость муфты включения и надеть её на фланец. Палец фланца должен войти в отверстие ползуна.

Установить в паз опоры ролик Ли надев на регулировочный болт рычаг , закрепить его пальцем с гайкой и зашплинтовать ее. Аналогично установить остальные рычаги. Установить на регулировочные болты призмы, навернуть гайки и застопорить их проволокой.

Установка ведомых деталей муфты сцепления

Напрессовать зубчатый барабан с подшипниками на цапфу коленчатого вала до упора. Установить пластину, стопорную шайбу, завернуть гайку торцовым (уночом и застопорить. Установить на наружные шлицы зубчатого барабана ведомый диск , на сухари маховика ведущий диск . Установить второй ведомый диск на шлицы барабана. Ступицы ведомых дисков должны быть обращены в сторону нажимного диска . Установить на внутренние шлицы зубчатого барабана муфту карданного вала , предварительно смазав шлицы смазкой Литол-24 и, заполнить ей полость муфты. Установить уплотнительное кольцо, прокладку , крышку и закрепить муфту карданного вала болтами с пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 30-40 Н-м (3-4 кгс-м).

Установка тормозка и фланца с нажимным диском

Смазать шлицы карданного вала смазкой Литол-24. Надеть на него крышку тормозка резиновым уплотнительным кольцом и прокладкой. Вставить вал в отверстие фланца . Застрелить фланец за. ползун муфты включения и завести в выточку маховика, при этом сухари маховика должны войти в пазы нажимного диска . а шлицевой конец карданного вала в муфту. Закрепить фланец, поворачивая маховик, болтами с пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 50-80 Н-м (5-8 кгс-м). Вывернуть технологические болты из нажимного диска. Сдвинуть карданный вал вперед по ходу трактора. Установить тормозок на карданный вал, пружинное кольцо во внутреннюю полость муфты. Уложить в канавку на торцовой поверхности муфты резиновое кольцо. Заполнить полость муфты смазкой Литол-24.

Надеть муфту на шлицы карданного вала, а тормозок на наружные шлицы муфты. Сдвинуть тормозок, карданный вал и муфту к верхнему валу коробки передач. Закрепить крышку тормозка к муфте болтами с пластинами и пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 70-90 Н-м (7-9 кгс-м). Подсоединить муфту к верхнему валу коробки передач призонными болтами со стопорными пластинами.

Для установки рычагов в рабочее положение отодвинуть ползун муфты включения от фланцанаразмер А=9-11 мм и навернуть регулировочные гайки до касания рычагов поверхности ползуна. Зазор иежду рычагами и ползуном должен быть В=0-0,2 мм Гайки зашплинтовать проволокой Зазор между томозком и муфтой включения Д=21-22 мм выдержать при установке дизеля на трактор.

Соединить рукав подвода смазки с пальцем штуцером, тягу сервомеханизма с рычагом муфты включения шаровой гайкой и застопорить их. Установить нижний кожух муфты сцепления на кожух маховика и закрепить болтами с пружинными шайбами.

Сборка сервомеханизма муфты сцепления

Смазать трущиеся поверхности сопрягаемых деталей моторным маслом. Надеть на стержень последовательно: клапан, пружину и шток . Навернуть шток на стержень, выдержав размер 72,5-77,5 мм.

Установить в крышку последовательно: манжету , пластину, воротник и крышку Завернуть, не затягивая, болты с пружинными шайбами.

Установить золотник и завернуть две пробки с уплотнительными кольцами .

Установить вал с уплотнительными кольцами в отверстие втулки корпуса сервомеханизма. Ввернуть полый болт до упора. Установить в корпус поршень, пружину , клапан и крышку. Закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.

Затянуть болты. Стопорный винт и пробку установить после регулирования и испытания сервомеханизма,

Регулирование, обкатка и испытание сервомеханизма

Регулировать, обкатывать и испытывать сервомеханизм на специальном стенде. Производительность насоса стенда должна быть 40-60 л/мин. Применять зимнее моторное масло при температуре масл а 50-60 °С. Для обкатки сервомеханизма после подсоединения системы рычагов и тяг к валу вывернуть болт и подсоединить сливной трубопровод. Обкатать в течение 2,5-3 мин, под периодически включаемой нагрузкой. В процессе обкатки под нагрузкой перемещать клапан на 31-33 мм преодолевая момент 180-220 Н-м (18-22 кгс-м). приложенный к оси вала. В конце хода клапана давление в полости В должно 5,0-6,5 Н-м (50-60 кгс-м) (на последнем участке хода клапана равном 5 мм, вал должен быть неподвижным, иметь жесткий упор). Регулировку производить стержнем. По окончании регулировки стержень законтрить винтом. После окончания обкатки отсоединить сливной трубопровод и вновь ввернуть болт, отсоединить систему рычагов и тяг от вала. Размер Г=96,5-101 мм регулировать кольцом Законтрить проволокой пробку .

Установка сервомеханизма муфты сцепления

Установить на шпильки и штифты сервомеханизм с прокладкой, смазанной с двух сторон лаком "Герметик". Закрепить его гайками с шайбами и болтом . Вставить в шпоночный паз вала сервомеханизма шпонку , надеть рычаг с тягой и затянуть стяжной болт на рычаге.

Установка кожухов муфты сцепления

Установить верхний кожух муфты сцепления с сервомеханизмом на нижний кожух , при этом завести тягу в отверстие рычага муфты включения и навернуть шаровую гайку. Закрепить верхний кожух муфты сцепления к кожуху маховика болтами с пружинными шайбами, при этом на двух верхних болтах установить указатель . Закрепить верхний кожух на нижнем болтами с пружинными шайбами.

Вывернуть из сервомеханизма штуцер . Вращая шаровую гайку отрегулировать свободный ход штока сервомеханизма, который при неработающем дизеле должен быть 14-15 мм, после чего навернуть на тягу стопор и зашплинтовать.Проверить величину зазора Б=1-0,5 мм при необходимости отрегулировать. Подсоединить кпальцу рычага муфты сцепления рукав и законтрить штуцер проволокой.

Подсоединить рычаг горного тормоза, рычаг ^блокировки коробки передач, рычаг включения шестерни бендикса к тягам и зашплинтовать пальцы. Подсоединить маслопроводы к сервомеханизму. Установить крышку люка, панели в кабине и закрепить болтами с пружинными шайбами.

Главная муфта сцепления трактора Т-150


К атегория:

Трактор Т-150

Главная муфта сцепления трактора Т-150


Главная муфта сцепления служит для временного отсоединения трансмиссии от двигателя, а также для плавного их соединения.

На тракторе установлена сухая двухдисковая, постоянно-замкнутая главная муфта сцепления с гасителями (демпферами) колебаний крутящего момента двигателя, размещенными в ведомых дисках.

Муфта (рис. 1) смонтирована на маховике двигателя и снаружи закрыта литым чугунным корпусом, прикрепленным двенадцатью болтами к картеру маховика и центрируемом двумя диаметрально расположенными установочными штифтами.

Муфта состоит из ведущих и ведомых частей и механизма выключения.


Рис. 1. Главная 1 - нажимной диск; 2 - промежуточный диск; 3 -сальник; 4 и 22 - Подшипники; 5 - маховик; 10 - вилка; 11 - стопорная пластина; 12 - регулировочная гайка; 13 - отжимной рычаг; 14 - ско-21 - ось колодки; 23 и 32 - поворотные рычаги; 24 - валик выключения; 25 - регулировочная гайка

Маховик двигателя, промежуточный и нажимной диски - ведущие части, а два ведомых диска - ведомые части муфты.

Нажимной и промежуточный диски четырьмя своими равномерно расположенными шипами входят в прорези обода маховика, что позволяет им перемещаться вдоль оси муфты, вращаясь совместно с маховиком.

Стальной, штампованный кожух прикреплен десятью болтами к маховику и центрируется на двух установочных штифтах.

Два ведомых диска зажаты между маховиком, промежуточным и нажимным дисками усилием двадцати нажимных пружин, расположенных между кожухом и нажимным диском. Пружины центрируются в стаканах нажимного диска и кожуха.

Ведомые диски шлицевыми ступицами надеты на ведомый вал и могут перемещаться вдоль его оси.

Передний конец ведомого вала установлен в шариковом подшипнике маховика, а задний центрируется по сферическому выступу первичного вала коробки передач и соединяется с ним шлицами. Полость шарикового подшипника маховика отделена от полости муфты резиновой манжетой.

С обеих сторон промежуточного диска установлено по четыре отжимные пружины, которые при выключении муфты обеспечивают равномерный разжим ведомых дисков и установку промежуточного диска в среднем положении между маховиком и нажимным диском.


Рис. 2. Ведомый диск: 1 -- упорный штифт; 2 - стяжной болт; 3 - тарельчатая пружина; 4 - накладка; 5 - диск накладок; 6 - защитный кожух; 7 - диск демпфера; 8 - фрикционное кольцо; .9 -ступица; 10 - гайка; Л- опорная пластина; 12 - демпферная пружина: а - зазор между упорным штифтом и подковообразным вырезом во фланце ступицы.

Неразборный ведомый диск (рис. 2) состоит из ступицы диска с накладками и деталей гасителя (демпфера). Две фрикционные накладки приклепаны к диску тридцатьюшестью заклепками.

Пружинно-фрикционный гаситель (демпфер), с сухим трением стали по стали, предназначен для снижения уровней крутильных колебаний в силовой передаче, вызванных неравномерностью работы двигателя.

Два стальных фрикционных кольца зажаты между фланцем ступицы, диском и диском демпфера восемью тарельчатыми пружинами, установленными попарно на стяжных болтах.

Сила сжатия пружин, регулируемая гайками, обеспечивает момент проворачивания диска относительно ступицы моментом 1-f—f-3,5 кгм, что и гасит колебания крутящего момента двигателя.

Для исключения самопроизвольного отворачивания гаек и нарушения величины отрегулированного момента проворачивания концы резьбовых стержней болтов после регулировки расклепываются.

Упругий элемент (демпферы) гасителя представляют восемь равномерно расположенных по окружности демпферных пружин, через которые крутящий момент двигателя передается к ступице ведомого диска. Поэтому при изменении крутящего момента, вызываемого крутильными колебаниями коленчатого вала двигателя, диск перемещается в угловом направлении относительно ступицы, демпферные пружины, сжимаясь и разжимаясь, снижают-частоту собственных колебаний силовой передачи и переносят зону резонанса в диапазон нерабочих оборотов двигателя.

Предварительно сжатые демпферные пружины с установленными по их торцам опорными пластинами It монтируются в фигурных окнах фланца ступицы, диска и диска демпфера. Пластины имеют фиксационные усики, четыре боковые просечки и центральный цилиндрический выступ. Так как высота окон в дисках меньше высоты окон во фланце ступицы, опорные пластины своими усиками фиксируются по боковым поверхностям дисков от проворачивания и выпадения. Четыре боковые просечки каждой пластины дополнительно фиксируют их по боковым поверхностям фланца и дисков. Демпферные пружины надеты на центральные цилиндрические выступы опорных пластин, что удерживает пружины от выпадения.

Ширина окон во фланце и в дисках одинакова, и демпферные пружины, опираясь через пластины на боковые плоскости окон, фиксируют относительное угловое положение дисков и ступицы.

Демпферный узел закрыт двумя защитными кожухами. Диск, диск демпфера и два защитных кожуха склепаны между собой четырьмя упорными штифтами 1, проходящими через подковообразные вырезы во фланце ступицы. Между цилиндрической поверхностью штифта и краями выреза установлен зазор «а». Этот зазор определяет максимальную величину углового перемещения диска накладок относительно ступицы, и, следовательно, максимальную величину сжатия демпферных пружин.

До мая 1973 г. трактор Т-150К выпускался с муфтой, на ведомых дисках которой не устанавливались защитные кожухи демпферов и пластины демпферных пружин не имели боковых выштамповок для дополнительной фиксации.

Механизм выключения муфты устроен следующим образом: четыре стальных кованых отжимных рычага качаются на осях, установленных в отверстия проушин вилок. Хвостовики вилок проходят через отверстия в кожухе. Регулировочные гайки, навинченные на резьбовые концы вилок и опирающиеся своими сферическими поверхностями на конические поверхности отверстий в кожухе служат опорами рычагов на кожухе. Гайки фиксируются стопорными пластинами, прикрепленными к кожуху двумя болтами. Отжимные рычаги коротким плечом с помощью осей соединены с проушинами нажимного диска. К длинному плечу отжимных рычагов скобами прикреплено нажимное кольцо, центрируемое боковыми поверхностями своих пазов по боковым поверхностям сферических лапок рычагов. Возможность самопроизвольного качания рычагов исключают отжимные пружины.

Стакан выключения состоит из стального корпуса, выполненного заодно с цапфами, шарикового подшипника с упором и уплотнением. Вдоль оси муфты стакан выключения перемещается по цилиндрическому выступу заднего стакана.

Цапфы корпуса стакана входят в прорези вилки, закрепленной сегментной шпонкой и двумя болтами на валике. Валик качается на двух металлокерамических втулках, запрессованных в корпус муфты. На обоих концах валика сегментными шпонками и болтами закреплены поворотные рычаги, соединяющие механизмы выключения муфты с педалью и пневмокамерой сервомеханизма. Муфта снабжена тор-мозком колодочного типа, рритормаживающим ведомые детали при ее выключении, что обеспечивает безударное введение в зацепление шестерен заднего хода, рядов и ходоуменыиителя при переключении.

Тормозная колодка тормозка с приклепанной к ней фрикционной накладкой качается на оси, ввернутой резьбовым концом в корпус муфты. Второй конец колодки через серьгу с навернутой на ее резьбовой стержень регулировочной гайкой соединен с рычагом, закрепленным болтом на валике выключения муфты. Регулировочная гайка двумя своими трехугольными выступами входит в прорези на бонке колодки, что фиксирует ее от самопроизвольного отворачивания. Усилие от рычага к колодке передается через пружину, установленную между бонкой колодки и стаканом серьги. Эластичная связь тормозной колодки с валиком выключения через пружину обеспечивает плавное торможение ведомых частей.


Рис. 3. Привод выключения главной муфты сцепления: 1 - оттяжная пружина: 2- вилка тяги; 3 - рычаг; 4 - педаль; 5 - удлинитель; б -тяга; 7 - следящее устройство; 8 и 29 - шланги; 9 - задний стакан} 10 - стакан выключения; 11 - регулировочная гайка; 12 - стопорная пластина; 13 - болт? 14 - вилка; 15 - ось; 16 - кожух муфты; 17 - отжимной рычаг; 18 - нажимной диск; 19 - промежуточный диск; 20- ведомый диск: 21 - маховик; 22-упор подшипника; 23 - нажимное кольцо; 24 и 26 - поворотные рычаги; 25-валик выключения; 27 - кронштейн пневмокамеры; 28 - пневмокамера; 30 - рычаг тормоза; 31 -стопорный болт; 32 - ось рычагов; 33 - кронштейн.

Привод выключения главной муфты сцепления. Для уменьшения усилия, необходимого для выключения муфты сцепления, привод ее выключения (рис. 73) снабжен пневматическим сервомеханизмом следящего типа.

Привод выключения состоит из педали рычага, тяги и узлов сервомеханизма, включающего следящее устройство и пневматическую камеру.

Педаль привода выключения закреплена на удлинителе, проходящем через прорезь в полу кабины. Второй конец удлинителя присоединен к рычагу, качающемуся на оси на двух металлокерамических втулках, запрессованных в его ступицу. Ось установлена в цапфах кронштейна и зафиксирована от перемещений стопорным болтом. Кронштейн прикреплен четырьмя болтами к корпусу коробки передач. Оттяжная пружина удерживает рычаг в верхнем положении с упором через резиновый буфер в пол кабины. Рычаг через тягу и следящее устройство соединяется с правым поворотным рычагом, валика выключения муфты.

Резьбовые концы тяги ввинчены в вилку, соединенную с рычагом пальцем и в переходную гайку следящего устройства.

Корпус следящего устройства (рис. 4) разделен на две полости перегородкой с центральным отверстием. В одной полости, герметично закрытой переходной гайкой, установлен резиновый клапан с пружиной. В другой полости установлен подвижный плунжер, уплотненный двумя резиновыми манжетами и отжимаемый пружиной.

Центральное и боковое сверление в плунжере связывают надплун-жерное пространство с отверстием «Л», соединяющим корпус с атмосферой. Величина перемещения плунжера ограничивается буртом корпуса и торцом регулировочной гайкой. С правым поворотным рычагом валика выключения плунжер соединяется вилкой, ввинченной своим резьбовым концом в плунжер.

Клапанная полость следящего устройства через отверстие «Б» и шланг соединена с магистралью пневматической системы трактора, а надплунжерное пространство через отверстие «В» и шланг - с пневматической камерой сервомеханизма. Пневматическая камера установлена на кронштейне, прикрепленном двумя болтами к корпусу муфты сцепления с левой стороны. Шток пневматической камеры своей вилкой соединен пальцем с левым поворотным рычагом валика.


Рис. 4. Следящее устройство: 1 - переходная гайка; 2 и 4 - пружины; 3 - клапан; 5 -манжета; 6 - плунжер; 7- корпус; 8-регулировочная гайка; 9 - контргайка; 10- вилка; 11 - войлочное кольцо; А - отверстие, соединенное с атмосферой; Б - отверстие, соединенное с пиевмосистемой; В - отверстие, соединенное с пневмокамерой.

Перемещение штока пневмокамеры происходит только во время перемещения педали, а величина перемещения штока пропорциональна величине перемещения педали. Этим обеспечивается следящее действие сервомеханизма.

Работа главной муфты сцепления и привода ее выключения. Когда педаль отпущена, ведомые диски муфты зажаты между маховиком, промежуточным и нажимным дисками усилием нажимных пружин и вращаются вместе с маховиком двигателя. Оттяжная пружина удерживает рычаг в верхнем положении. Плунжер следящего устройства под действием пружины находится в исходном положении (его торец прижат к торцу регулировочной гайки), а клапан прижат к седлу корпуса. Между торцом плунжера и торцом клапана устанавливается зазор 1,7-5-1,9 мм и пневмокамера через сверления в плунжере и отверстие в корпусе сообщается с атмосферой. Между нажимным кольцом муфты и упором подшипника устанавливается зазор 3,5-4 мм. Суммарный зазор между нажимным кольцом и упором подшипника муфты, а также между клапаном и плунжером сервомеханизма определяет свободный ход педали. При нажатии на педаль рычаг поворачивается вокруг оси и через тягу со следящим устройством поворачивает правый поворотный рычаг 24 с валиком выключения и вилкой, которая перемещает стакан вперед до соприкосновения упора с нажимным кольцом. При этом усилие в тяге незначительно и пружина плунжера удерживает плунжер следящего устройства в исходном положении.

При дальнейшем перемещении педали корпус следящего устройства, сжимая пружину, начинает перемещаться по плунжеру, так как усилие, необходимое для сжатия пружины плунжера следящего устройства, значительно меньше усилия, необходимого для сжатия нажимных пружин муфты. С корпусом перемещается и клапан. При соприкосновении торца клапана с торцом плунжера клапан перекрывает центральный канал в плунжере и отсоединяет пневмокамеру от атмосферы. При дальнейшем перемещении плунжер открывает клапан, соединяя пневмокамеру с пневматической системой трактора. Сжатый воздух из пневматической системы поступает под диафрагму пневмокамеры. Шток пневмокамеры перемещается и поворачивает левый поворотный рычаг и валик выключения. При этом перемещаются стакан выключения и нажимное кольцо. Рычажки поворачиваются вокруг осей вилок и нажимной диск, сжимая нажимные пружины, отводится и освобождает ведомые диски.

Пневматическая камера аналогична тормозным камерам колесных тормозов. Следящее устройство является регулирующим органом сервомеханизма: его клапан соединяет и разъединяет пневматическую систему трактора с пневматической камерой. Оно установлено между управляющим органом (педалью) и исполнительным органом (пневматической камерой). Корпус следящего устройства соединен тягой с педалью, а плунжер через валик выключения и его поворотные рычаги - с пнев-мокамерой.

Клапан следящего устройства открывается и закрывается при воздействии на него взаимно перемещающихся корпуса и плунжера следящего устройства. Педаль выключения с корпусом следящего устройства и шток пневмокамеры с плунжером следящего устройства во время работы сервомеханизма перемещаются в одном направлении. Если при воздействии на педаль перемещают корпус с клапаном к торцу плунжера и стремятся открыть клапан, связав пневмокамеру с пневматической системой трактора, то шток пневмокамеры при ее работе, совершая рабочий ход, воздействует на клапан, стремясь закрыть его и отсоединить пневмокамеру от пневматической системы.

Регулировка главной муфты сцепления и привода ее выключения и уход за муфтой. Для нормальной работы главной муфты сцепления между упором подшипника стакана выключения и нажимным кольцом должен быть зазор 3,5-4 мин, что обеспечивается правильной регулировкой муфты главного сцепления и привода ее выключения. Этот зазор соответствует свободному ходу педали 30- 40 мм. Уменьшение величины свободного хода педали свидетельствует об уменьшении зазора между нажимным кольцом и упором подшипника.

Отсутствие этого зазора вызывает пробуксовку муфты сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков и нажимного кольца, а также выходу из строя подшипника стакана выключения.

При слишком большом свободном ходе педали муфта сцепления выключается не полностью. Неполное выключение муфты можно обнаружить по шуму шестерен в коробке передач при переключении рядов и включении шестерни заднего хода.

Для восстановления зазора между упором подшипника стакана выключения и нажимным кольцом предусмотрены два вида регулировки: изменение длины тяги педали (наружная регулировка) и восстановление первоначального положения отжимных рычагов (внутренняя регулировка) .

Для регулировки зазора изменением длины тяги педали следует отпустить контргайки на двух резьбовых концах тяги и ввертывать ее для увеличения или вывертывать для уменьшения зазора. После установки зазора, равного 3,5-4 мм, между упором и нажимным кольцом необходимо затянуть контргайки тяги.

При значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков и неоднократной регулировке муфты сцепления корпус стакана выключения упирается в торец заднего стакана 9. В этом случае для установления зазора 3,5-4 мм между упором подшипника стакана выключения и нажимным кольцом нужно восстановить первоначальное положение отжимных рычагов.

Для этого необходимо:
1. Снять крышку люка корпуса муфты сцепления.
2. Проворачивая коленчатый вал двигателя, отпустить болты крепления стопорных пластин и отвернуть каждую регулировочную гайку отжимного рычага на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань нажимное кольцо перемещается на 1,1 мм).
3. Изменяя длину тяги, отрегулировать свободный ход стакана выключения, установив зазор 3,5-4 мм между нажимным кольцом и упором подшипника стакана выключения.
4. Проверить равномерность зазора между нажимным кольцом и упором подшипника стакана выключения по всей длине окружности, а также одновременность касания этих деталей по всей длине окружности во время выключения муфты сцепления.
5. После установки зазора 3,5-4 мм регулировочные гайки застопорить стопорными пластинами, надежно затянув болты стопорных пластин.
6. Проверить ход корпуса стакана выключения, который должен быть равен 21-22 мм при ходе педали муфты 150-160 мм от положения включения до положения полного выключения муфты.

Одновременно с регулировкой муфты сцепления необходимо проверить и отрегулировать тормозок. Регулировку проводят при выключенной муфте сцепления. В этом положении зазор между регулировкой гайкой 25 серьги и торцом бонки колодки 35 должен быть в пределах 3-4 мм. При необходимости зазор регулируют, навинчивая или свинчивая гайку.

Работу привода выключения муфты сцепления проверять при давлении воздуха в пневматической системе не менее 5 кгс/см2.

Муфту сцепления и ее привод регулируют через каждые 240 ч работы двигателя. В это же время смазывают подшипники вала муфты и стакана выключения. Для этого нужно снять крышки люков корпуса муфты и картера маховика и через масленку на маховике произвести 25-30 нагнетаний, а через масленку на корпусе стакана выключения -20-25.

Первую смазку подшипников проводят в начале эксплуатации трактора после шестидесятичасовой его обкатки.

При работающем двигателе не разрешается держать ногу на педали муфты сцепления в положении выключенной муфты, так как это приведет к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и к выходу из строя подшипника стакана выключателя, упора подшипника и нажимного кольца.

При необходимости регулировки зазора между клапаном и плунжером следящего устройства следящее устройство следует снять с трактора, отсоединив вилки плунжера и тяги от рычагов и шланги от следящего устройства. Затем отвернуть переходную гайку следящего устройства и, вынув клапан с пружиной, выворачивая или заворачивая регулировочную гайку отрегулировать расстояние от торца плунжера до посадочного торца под клапан в корпусе в пределах 1,7-1,9 мм. После регулировки надежно законтрить регулировочную гайку контргайкой.

Так как муфту сцепления и двигатель балансируют в сборе, при установке муфты сцепления на двигатель для сохранения первоначальной балансировки нажимной диск с кожухом муфты необходимо устанавливать, совместив метки, набитые на нажимном диске, кожухе и маховике.

Ведомые диски нужно сцентрировать с коленчатым валом, а также одинаково выставить шлицы на ступицах обоих дисков при помощи вала муфты или шлицевой оправки. Тарельчатые пружины дисков должны быть обращены к маховику.

После каждой разборки и сборки муфты необходимо отрегулировать ее и привод выключения, а также произвести смазку подшипников.

К атегория: - Трактор Т-150