Меню

Электронные публикации. Смотреть что такое "Монах Иаков" в других словарях

Выбор автомобиля

»; «Житие блаж. кн. Владимира»; «Память и похвала русскому князю Владимиру, како крестися Владимер и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимера Ольга, преже Владимера» и «Послание к Божию слузе Дмитрию» (великому князю Изяславу).

Этому же Иакову Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу И. «Правила молитвы Иоанна». Наиболее ранним сочинением Иакова Черноризца, по-видимому, было «Сказание о Борисе и Глебе»; «Житие Владимира» написано позднее, а ещё позже - «Память и похвала великому князю Владимиру». «Сказание о Борисе и Глебе», обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своей большей распространенностью, по сравнению с подобным ему произведением Нестора .

Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка . Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд Иакова Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора.

«Житие Владимира», рассказывающее о совещаниях Владимира относительно перемены веры, о походе на Корсунь , о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом, и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык «Жития», равно как и то, что Владимир святой представляется здесь ещё непрославленным, а русский народ называется «новым» по отношению к вере.

В большинстве списков «Жития» к нему присоединяется третье сочинение И. Черноризца - «Память и похвала кн. русскому Владимиру», столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, ещё свежих, преданий и рассказов о равноапостольном князе Владимире и святой Ольге . Как и на «Житии», на «Похвале» ещё не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI века .

Помимо литературной стороны, произведения И. Черноризца имеют весьма важное значение и как исторические памятники; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории русской церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д.

Дошедшие до нашего времени списки «Жития» и «Похвалы» - довольно поздние (с XVI века) и имеет между собой значительные отличия. «Послание к великому князю Изяславу» написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа… «Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим».

Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречении из святого Писания. Есть в послании и бытовые черты. «Церковное правило» м. Иоанна, обращенное к И. Черноризцу, вместе с «Уставом» князя Владимира было первым опытом на Руси местного церковного законодательства. Язык славянского перевода «Правила» весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник.

Биографических известий о И. Черноризце почти не сохранилось. Преподобный Феодосий Печерский , перед смертью (умер в ), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который не был постриженником Печерского монастыря ; а пришёл туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского монастыря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убийства). Предполагают, что этот пресвитер Иаков - одно лицо с Иаковом-писателем.

Ссылки

  • «Память и похвала князю русскому Владимиру» : вступление, оригинальный текст памятника и перевод

Литература

  • Калайдович, в I ч. «Русск. достопамятностей» (М., 1815);
  • Востоков, в «Описании Рум. музея»;
  • Макарий, в «Хр. Чтении» (1849 г. кн. 2);
  • Погодин, в «Известиях II отд. Акад. Н.» (I, СПб., 1852);
  • Бутков, «Разбор трёх древних памятников духовной литературы» («Современник», 1852, ч. II);
  • A. Ф. Тюрин, «Мнение о И. мнихе академика П. Г. Буткова» (в «Известиях II отд. А. Н.», II, 1853);
  • Неволин, «О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту» (там же, II);
  • Срезневский, «Древние жизнеописания русских князей Х - XI в.» (там же, II);
  • Макарий, «Ещё об И. мнихе» (там же, II);
  • позднее в «Истории русской церкви», II, 1868, стр. 141-158);
  • Шевырев, «Истории русской словесности» (II, 1860);
  • И. И. Хрущов, «О древнерусских исторических повестях и сказаниях».

В приложениях к «Истории русской церкви» Макария переизданы (по списку XVI века) «Житие Владимира» и «Память и Похвала» и напечатано, по списку XVI века : «Послание к Изяславу». «Сказание о св. Борисе и Глебе», по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV века), изданы Срезневским в Санкт-Петербурге в вместе с подобным сочинением преподобного Нестора . Лучшее издание «Правила м. Иоанна» принадлежит профессору Павлову («Русская историческая библиотека», VI, СПб., ).


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Монастырёв Сергей Сергеевич
  • Монахиня

Смотреть что такое "Монах Иаков" в других словарях:

    Иаков, монах Киево-Печерского монастыря - Иаков (XI в.) – монах Киево Печерского монастыря, предполагаемый автор агиографических сочинений. В Повести временных лет под 1074 г. говорится, что Феодосий, игумен Киево Печерского монастыря, намеревался поставить своим преемником монаха И., но … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    ИАКОВ Варацце - ИАКОВ из Варацце Иаков Ворагинский (итал. Jacopo da Varazze, Jacobus de Voragine) (ок. 1230 1298), итальянский монах доминиканец, проповедник, архиепископ Генуэзский. Автор Золотой книги сборника житий святых, пользовавшегося громадной… …

    ИАКОВ Кирский - (Сирийский) (ум. после 457) христианский монах отшельник, ученик преподобного Марона; подвизался в Сирии на горе близ г. Кир. Память в Православной церкви 26 ноября (9 декабря) … Большой Энциклопедический словарь - Иаков (лат. Jakobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze) (1230, Варацце, близ Генуи 13 или 14 июля 1298, Генуя) монах доминиканец, итальянский духовный писатель. История о Святом Георгии и драконе из «Золотой легенды» … Википедия

    Иаков Ворагинский - В Википедии есть статьи о других людях с именем Иаков (значения). Иаков Ворагинский лат. Jakobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze Дата рождения: ок. 1228 1230 Место рождения … Википедия

    Иаков Зеведеев - В Википедии есть статьи о других людях с именем Иаков (значения). Апостол Иаков Апостол Иаков (неизвестный мастер, 1475 год) … Википедия

    Иаков (апостол) - Апостол Иаков (неизвестный мастер, 1475 год) Иаков Зеведеев (греч. Ιάκωβος , лат. Iacobus), Иаков Старший апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Иаков родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна… … Википедия

Иакову Черноризцу приписываются: «Сказание о святых страстотерпцах Борисе и Глебе »; «Житие блаж. кн. Владимира»; «Память и похвала русскому князю Владимиру, како крестися Владимер и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимера Ольга, преже Владимера» и «Послание к Божию слузе Дмитрию» (великому князю Изяславу).

Этому же Иакову Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу И. «Правила молитвы Иоанна». Наиболее ранним сочинением Иакова Черноризца, по-видимому, было «Сказание о Борисе и Глебе » ; «Житие Владимира» написано позднее, а ещё позже - «Память и похвала великому князю Владимиру». «Сказание о Борисе и Глебе», обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своей большей распространенностью, по сравнению с подобным ему произведением Нестора .

Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка . Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд Иакова Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора.

«Житие Владимира», рассказывающее о совещаниях Владимира относительно перемены веры, о походе на Корсунь , о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом, и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык «Жития», равно как и то, что Владимир святой представляется здесь ещё непрославленным, а русский народ называется «новым» по отношению к вере.

В большинстве списков «Жития» к нему присоединяется третье сочинение И. Черноризца - «Память и похвала кн. русскому Владимиру», столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, ещё свежих, преданий и рассказов о равноапостольном князе Владимире и святой Ольге . Как и на «Житии», на «Похвале» ещё не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI века .

Помимо литературной стороны, произведения И. Черноризца имеют весьма важное значение и как исторические памятники; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории русской церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д.

Дошедшие до нашего времени списки «Жития» и «Похвалы» - довольно поздние (с XVI века) и имеет между собой значительные отличия. «Послание к великому князю Изяславу» написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа… «Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим».

Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречении из святого Писания. Есть в послании и бытовые черты. «Церковное правило» м. Иоанна, обращенное к И. Черноризцу, вместе с «Уставом» князя Владимира было первым опытом на Руси местного церковного законодательства. Язык славянского перевода «Правила» весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник.

Биографических известий о И. Черноризце почти не сохранилось. Преподобный Феодосий Печерский , перед смертью (умер в ), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который не был постриженником Печерского монастыря ; а пришёл туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского монастыря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убийства). Предполагают, что этот пресвитер Иаков - одно лицо с Иаковом-писателем.

Примечания

Литература

  • Калайдович, в I ч. «Русск. достопамятностей» (М., 1815);
  • Востоков, в «Описании Рум. музея»;
  • Макарий, в «Хр. Чтении» (1849 г. кн. 2);
  • Погодин, в «Известиях II отд. Акад. Н.» (I, СПб., 1852);
  • Бутков, «Разбор трёх древних памятников духовной литературы» («Современник», 1852, ч. II);
  • A. Ф. Тюрин, «Мнение о И. мнихе академика П. Г. Буткова» (в «Известиях II отд. А. Н.», II, 1853);
  • Неволин, «О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту» (там же, II);
  • Срезневский, «Древние жизнеописания русских князей Х - XI в.» (там же, II);
  • Макарий, «Ещё об И. мнихе» (там же, II);
  • позднее в «Истории русской церкви», II, 1868, стр. 141-158);
  • Шевырев, «Истории русской словесности» (II, 1860);
  • И. И. Хрущов, «О древнерусских исторических повестях и сказаниях».

В приложениях к «Истории русской церкви» Макария переизданы (по списку XVI века) «Житие Владимира» и «Память и Похвала» и напечатано, по списку XVI века : «Послание к Изяславу». «Сказание о св. Борисе и Глебе», по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV века), изданы Срезневским в Санкт-Петербурге в вместе с подобным сочинением преподобного Нестора . Лучшее издание «Правила м. Иоанна» принадлежит профессору Павлову («Русская историческая библиотека», VI, СПб., ).

Иаков-мних , первый русский писатель по отделу частной и священной историографии, начинатель и основатель ее, написавший два сказания о первоначальниках славы русской церкви – о Владимире с Ольгой, ее равноапостольных, и о Борисе и Глебе, ее мучениках. Он стал известен только в половине прошлого XIX столетия, когда митр. Макарий открыл упомянутые два сказания и напечатал в «Христианском Чтении» за 1849 г., в кн. II (сказание о Владимире с Ольгой потом было перепечатано в Истории. Макарий, в приложениях к I т., 2 изд., стр. 255 сл.; в нашей Истории, 1 пол. т. I-го, изд. 2, Москва 1901, стр. 238–245, сказание это приведено с указанием вариантов по рукописи Моск. Дух. Академии № 198 и с некоторыми к нему поправками).

Кто такой был мних Иаков, биографических сведений пока вовсе неизвестно. Преп. Феодосий Печерский , умирая в 1074 г., предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который, по словам летописца, не быв постриженником Печерского монастыря, пришел в него с Альты (в летописи: Летьца, варр.: Лтьца, Лтца), т. е., вероятно, из переяславского монастыря Бориса и Глеба, построенного на месте убиения первого. Предположение, что этот пресвитер Иаков есть одно и то же лицо с нашим мнихом Иаковом, совершенно вероятно. Равным образом совершенно вероятно и то предположение, что последней есть одно и то же лицо с тем черноризцем Иаковом, на вопросы которого написал ответы – «Правило церковное вкратце» – митрополит Иоанн 2-й († 1089 г.; см. нашу Историю 1 полов, т. I, изд. 2-е, стр. 286). В рукописях наших читается нравоучительное «послание от многогрешного чернца Иакова к Божию слузе Димитрию», над которым сделано надписание, что оно есть послание «некоего отца к духовному сыну» и которого Божий слуга Димитрий в некоторых списках называется великим князем. Если принять, как некоторые принимают, что под великим князем Димитрием должно.разуметь Изяслава Ярославича (носившего христианское имя Димитрия), то в его духовнике, чернце Иакове, вероятно будет видеть не кого иного, как мниха Иакова (см. Историю м. Макария т. 2, изд. 2, стр. 156; самое послание чернца Иакова напечатано ibid. стр. 339).

Сказание о Борисе и Глебе Иаков написал, как сам прямо свидетельствует, мало лет спустя после их мученических кончин, или в конце правления Ярослава, или в начале правления Изяслава, а во всяком случае до 1072 г., ибо не говорит еще о церкви, построенной в Вышгороде Изяславом в честь мучеников в сем последнем году; другое сказание, задуманное одновременно с первым, написано более или менее вскоре вслед за тем.

По хронологическому порядку, Иакову следовало бы писать сначала о Владимире с Ольгой, потом о Борисе и Глебе. Но он поступил наоборот, хотя, писав одно сказание, как сам дает знать, имел в то же время намерение написать и другое. Причина не совсем ясна; но, вероятно, она есть та, что Борис и Глеб были прославленные и канонизованные святые, каковыми не были еще тогда Владимир с Ольгой.

Сказание о последних имеет пространное надписание, служащее вместе как бы и кратким оглавлением: «Память и похвала князю русскому Володимеру, како крестися Володимер и дети своя крести и всю землю русскую от коньца и до коньца и како крестися баба Володимерова Олга иреже Володимера». К величайшему сожалению, автор поставляет свою задачу главным образом не в том, чтобы написать историческую повесть, а в том, чтобы написать историческое похвальное слово. Вследствие этого история большею частью является у него без всяких подробностей, только в самых общих чертах, уступая главнейшую часть места похвале или собственному ораторству; что касается до расположения, то автор не говорит отдельно об Ольге и отдельно о Владимире, но весьма краткую сравнительно речь о первой помещает, как вводный эпизод, в средине похвалы второму.

Содержание сказания, которое далеко не может похвалиться совершенною последовательностью и раздельностью изложения, составляют: речь о намерении Владимира креститься; речь о самом крещении; похвала Владимиру, как крестителю Руси; вставочная похвала Ольге; похвала христианским добродетелям Владимира с прибавочною речью об его победах и походе на Корсунь; наконец, речь об его кончине с кратким обозрением его дел после крещения и с хронологией его правления.

Несмотря на свою в отношении историческом необстоятельность, память и похвала Владимиру монаха Иакова есть все-таки драгоценный для русской истории памятник. Вместе со словом «о законе и благодати» митр. Илариона и с сказанием о Борисе и Глебе преп. Нестора она служит к совершенному перерешению вопроса о крещении Владимира против повести, помещенной в летописи. Она сообщает нам новое, величайшей важности, известие, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а на четвертый год после него и, следовательно, для других причин. Наконец, ее хронологические указания и показания имеют свое очень важное значение.

Память и похвала Владимиру монаха Иакова в настоящее время известна по спискам в трех редакциях: обширной, как передано ее содержание выше, средней, в которой не достает вставочной похвалы Ольге, и краткой, которая представляет собою одну последнюю часть обширной, начинаясь с похвалы христианским добродетелям Владимира (м. Макарий, Истор. т. II, изд. 2, стр. 151). Необходимо считать подлинным сочинением Иакова редакцию обширную, ибо всего того, что она содержит, требует надписание сказания, которое – более, чем вероятно – принадлежит самому автору. Похвала Ольге могла быть после выпускаема потому, что она представляет собою нарушающую связность речи, как бы случайную и совсем механическую, вставку; последняя часть сказания могла писаться в виде отдельная сказания потому, что она, имея свое начало, действительно может быть отделена в таковое сказание: не отличаясь особою связностью, сказание Иакова как бы само разваливается, а от этого и позднейшие несколькие редакции.

Сказание о Борисе и Глебе, надписанное: «Сказание страстей и похвала об убиении святую мученику Бориса и Глеба», содержит в себе подробный рассказ о помянутом убиении, совершенном Святополком, предшествуемый кратким введением о сыновьях Владимира и его смерти и сопровождаемый подробной дополнительной повестью о последующих политических событиях, завязкой для которых послужило помянутое убийство, именно – повестью о борьбе Ярослава со Святополком до самого окончательного занятия первым великокняжеского престола. Этот длинный конец автор, без сомнения, приставляет, во-первых, для того, чтобы сказание получило вид совершенного целого, тем более, что последующие события еще не были никем описаны, так как летопись явилась позднее; во-вторых за тем, что история Бориса и Глеба собственно кончается только с окончательным восшествием Ярослава на великокняжеский престол, ибо только тогда было найдено тело Глебово и перенесено к телу Бориса в Вышгород.

Как произведете литературное, сказание о Борисе и Глебе имеет отличительною чертой усиленное стремление автора к драматизму, которое выражается в том, что он влагает в уста Борису и Глебу многие и длинные речи, состояния, ввиду ожидающих их горьких смертей, в жалобных сетованиях и в молитвенных обращениях к Богу. Речи не без достоинства в отношении к складности, но в них заметна искусственная сочиненность, т. е. им как-то не достает настоящей естественности, они смотрят не столько речами, которые непосредственно выливаются из души у говорящих, сколько речами, которые сочинены ими и произносятся. (См. нашу Историю русской церкви, 1-ю половину т. I-го, изд. 2-е, Москва 1901, стр. 742–747.)

ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ

Иаков Черноризец. На основании изысканий митрополита Макария и Погодина, монаху XI века Иакову Черноризцу приписываются: "Сказание о святых страстотерпцах Борисе и Глебе"; "Житие блаженного кн. Владимира"; "Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимир и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимира Ольга, преже Владимира" и "Послание к Божию слузе Дмитрию" (великому князю Изяславу). Этому же Иакову Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу Иакову "Правила монаха Иоанна". Наиболее ранним сочинением Иакова Черноризца, по-видимому, было "Сказание о Борисе и Глебе"; "Житие Владимира" написано позднее, а еще позже - "Память и похвала великому князю Владимиру". "Сказание о Борисе и Глебе", обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своей большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора. Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка. Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд Иакова Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. "Житие Владимира", рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык "Жития", равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще не прославленным, а русский народ называется "новым" по отношению к вере. В большинстве списков "Жития" к нему присоединяется третье сочинение Иакова Черноризца - "Память и похвала князю русскому Владимиру", столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном князе Владимире и св. Ольге. Как и на "Житии", на "Похвале" еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI века. Помимо стороны литературной, произведения Иакова Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д. Дошедшие до нас списки "Жития" и "Похвалы" - довольно поздние (с XVI века) и представляют между собой значительные отличия. "Послание к великому князю Изяславу" написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа... "Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим". Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречений из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. "Церковное правило" монаха Иоанна, обращенное к Иакову Черноризцу, вместе с "Уставом" князя Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода "Правила" весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о Иакове Черноризце почти не сохранилось. Преподобный Феодосий Печерский, перед смертью (умер в 1074 г.), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который не был постриженником Печерского монастыря, а пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского монастыря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер Иаков - одно лицо с Иаковом-писателем. - Ср. Калайдович, в I ч. "Русских достопамятностей" (М., 1815); Востоков, в "Описании Румянцевского музея"; Макарий, в "Христианском Чтении" (1849, кн. 2); Погодин, в "Известиях II отделения Академии Наук" (I, Санкт-Петербург, 1852); Бутков "Разбор трех древних памятников духовной литературы" ("Современник", 1852, ч. II); А.Ф. Тюрин "Мнение о Иакове мнихе академика П.Г. Буткова" (в "Известиях II отделения Академии Наук", II, 1853); Неволин "О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту" (там же, II); Срезневский "Древние жизнеописания русских князей X - XI веков" (там же, II); Макарий "Еще об Иакове мнихе" (там же, II); позднее в "Истории русской церкви", II, 1868, стр. 141 - 158); Шевырев "История русской словесности" (II, 1860); И.П. Хрущов "О древнерусских исторических повестях и сказаниях". В приложениях к "Истории русской церкви" Макария переизданы (по списку XVI века) "Житие Владимира" и "Память и Похвала", и напечатано, по списку XVI века: "Послание к Изяславу". "Сказание о св. Борисе и Глебе", по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV века), изд. Срезневским, в Санкт-Петербурге, в 1860 г., вместе с подобным же сочинением преподобного Нестора. Лучшее издание "Правила монаха Иоанна" принадлежит профессору Павлову ("Русская историческая библиотека", VI, Санкт-Петербург, 1880). А. Архангельский.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ
    На основании изысканий митроп. Макария и Погодина, монаху XI в. И. Черноризцу приписываются: "Сказание о свв. страстотерпцах Борисе и Глебе"; …
  • ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ
    ? На основании изысканий митрополита Макария и Погодина, монаху XI в. И. Черноризцу приписываются: "Сказание о свв. страстотерпцах Борисе и …
  • ИАКОВ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (Израиль) ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын Исаака и Ревекки, родоначальник двенадцати родоплеменных союзов, составлявших еврейский народ (см. Двенадцать колен Израиля). …
  • ИАКОВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 25:26-34 и др.) - патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в Быт …
  • ИАКОВ в Высказываниях великих людей:
    Кто согрешит в чем-то одном, тот становится виновным во всем. апостол Иаков …
  • ИАКОВ в Лексиконе секса:
    (Израиль), в библейской мифологии младший из двух детей-близнецов Исаака и Ревеки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку, …
  • ИАКОВ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 1292) архиепископ Сербский. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских …
  • ИАКОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласно библейским мифам, младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. И. откупил у своего брата Исава право первородства за чечевичную …
  • ИАКОВ ЕПИСКОП НИЗИБИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    († 350) — отец церкви. Сын одного из областных князей Армении, он получил хорошее образование. С детства проникшись энтузиазмом к …
  • ИАКОВ ГЕРЦОГ КУРЛЯНДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    из дома Кетлеров, сын герц. Вильгельма (1610—1682). Унаследовав престол в 1642 году от дяди Фридриха, И. в 1658 г., несмотря …
  • ИАКОВ БИБЛ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких библейских личностей: 1) младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака. Самое его имя (с еврейского — "держащийся за пяту", "запинатель") …
  • ИАКОВ
    И́АКОВ БАРАДЕЙ (аль-Барадеи), собственно Цанцала (?-578), глава сирийских монофизитов, названных по его имени яковитами. С 542 епископ Эдесский, руководил общиной, …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ Праведный (?-62), брат Господень, вместе с апостолом Петром возглавлял иерусалимскую общину христиан. …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ из Варацце, Иаков Ворагинский (Jacobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze) (ок. 1230-98), доминиканский монах, проповедник, епископ Генуэзский. Автор …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ Зеведеев (?-ок. 44), один из двенадцати апостолов, брат евангелиста Иоанна Богослова. …
  • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́АКОВ (Израиль), в Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлёбку …
  • ИАКОВ в Словаре Кольера:
    I сын Исаака и Ревекки, третий патриарх еврейского народа, родился в земле Ханаанской, приблизительно в 18 в. до н.э. Иаков …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    чернори"зец, чернори"зцы, чернори"зца, чернори"зцев, чернори"зцу, чернори"зцам, чернори"зца, чернори"зцев, чернори"зцем, чернори"зцами, чернори"зце, …
  • ИАКОВ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Младший брат …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ
    монах, …
  • ИАКОВ в словаре Синонимов русского языка:
    израиль, имя, …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. устар. То же, что: …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    черноризец, -зца, тв. -зцем, р. мн. …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Орфографическом словаре:
    чернор`изец, -зца, тв. -зцем, р. мн. …
  • ИАКОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Израиль) , в Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    черноризца, м. (церк.-книжн. устар.). То же, что чернец, монах. Я бедный черноризец; монашеской неволею скучая, под клобуком, свой замысел отважный …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Толковом словаре Ефремовой:
    черноризец м. устар. То же, что: …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. устар. то же, что …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. устар. Монах, …
  • ИАКОВ, ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ПАТРИАРХ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иаков, Израиль, библейский патриарх, родоначальник народа Израильского. Его история излагается в Быт. 25, 27 …
  • ИАКОВ II в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ИАКОВ II в биографиях Монархов:
    Король Англии и Шотландии из династии Стюартов, правивший в 1685 — 1688 гг. Сын Карла I и Генриетты Французской. Ж.: …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ ХРАБР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Чръноризьць Храбръ) — болгарский монах, живший в конце IX и начале Х в., хорошо знакомый как со своим родным языком, …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ ФИЛОЛОГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    проповедник XVI века; известен в нашей духовной литературе как составитель нескольких похвальных слов русским святым: ему принадлежат похвальное слово в …
  • МИХАИЛ ЧЕРНОРИЗЕЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    святой мученик, инок обители св. Саввы. Оклеветанный женою персидского царя Ардамелеха и отказавшийся принять магометанство, М. был осужден на отсекновение …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ ХРАБР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Чръноризьць Храбръ) ? болгарский монах, живший в конце IX и начале Х в., хорошо знакомый как со своим родным языком, …
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ ФИЛОЛОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? проповедник XVI века; известен в нашей духовной литературе как составитель нескольких похвальных слов русским святым: ему принадлежат похвальное слово …
  • ТИТ ПЕЧЕРСКИЙ, ПРЕСВИТЕР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тит (+ 1190), пресвитер Печерский, преподобный, в Ближних пещерах. Память 27 февраля, 28 …
  • МИХАИЛ ЭДЕССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил черноризец, Эдесский (IX в.), преподобномученик. Память 23 мая, 29 июля. Происходил …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент (Клим) Смолятич, Философ (+ после 1163), митрополит Киевский. Второй митрополит русского происхождения, был назначен …
  • ЕРАЗМ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Еразм Печерский (+ ок. 1160), преподобный. Память 24 февраля, в Соборе преподобных отцов …

Приводится по изданию: Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. вторая. С. 530-533.

Житие (испытание) блаженаго Володимера

Сице убо бысть малым (малом) преже сих лет, сущю самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину а правнуку Рюрикову; ходиша же слугы его в болъгары и в немци, и видеша скверная дела их; и оттоле идоша в Царьград и видеша украшениа церковная и чин Божественныя службы, изрядная архийерейская лепота, пенья же и ликы, и предстояния дьякон; и ту пребыша 8 дний. И (- нет) царь же Василей и Костянтин отъпустиша я с дары и с честию; они же приидоша в Русь. Володимер же созва (съзва) бояры своя и старцы, и рече им: «Се приидоша посланнии нами, да слышим от них бывшая». И рекоша слугы ходившая, яко смотрихом, како поклоняются болгаре в ропате стояще без пояса, и покланився сядеть и глядить семо и овамо, акы бешен; и несть веселья в них, но печаль и смрад велик; и несть добр закон их. В немцех же многы видехом в храмех службы творяща, а красоты никоея (никоея же) не видехом в них. Приидохом же в грекы, в Царьград, и ведоша ны, идеже служать Богу своему, и не вемы на небесе (небеси) ли есми (есмя) быле, или на земли: несть нигдеже такова видения, ни красоты такия (таковая) недоумеем сказати; токмо то вемы, яко тамо Бог со человекы пребывает и есть служба их лучши всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя: всяк бо человек аще вкусить сладка (сладко), последи не приметь горести; тако и мы, княже, не можем зде быти, но идем тамо. Бояре же рекоша: «Аще не бы был добр закон греческый, то не бы прияла Олга, баба твоя». Володимер же рече: «Воля Господня да будеть!» И умысли в собе: «Сице сътворю (сотворю)».
Минувшю же лету, иде с вои на Корсунь. Корсуняне же боряху крепко с града. Володимер же рече: «Аще ми ся не предасте, стояти имам (имамы) за три лета». Они же не послушаша, и стоя шесть месяць. Бе же в Корсуни мужь именем Анастас; сей написав на стрелу и пусти ю к Володимеру ко кладязю (к князю): «От въсточныя страны града в граде по трубам воды сведены; копав преиме (перейми) я». Князь же, се слышав, рече: «Господи Боже! Аще ми се сбудется, абие крещюся». И повеле копати въпреки трубам, и переяша воду. Людие же в гради изнеможаху жажею водъною, и предашася. Он же, взем град, посла к царем, к Василию и Костянтину, в Царьград, глаголя има: «Се град вашь славный взях; слышав же, яко имаета сестру девою, дайте ю (- нет) за мя; аще ли ми ея не даста, аз и Царюграду тако сътворю посему (яко сему)». Она же отвещаста: «Нам недостоить за некрещеныя давати, но крещение приимеши; аще ли сего не сътвориши, не дадем (дамы) сестры своея за тя». Володимер отвеща посланным: «Пришедше от вас крестят мя». И послаша царю (царя) Анну, сестру свою и с нею воеводы и прозвутеры (пресвитеры), и приидоша в Корсунь. А Володимер разболеся. Епископ же с попы корсуньскими и с попы царицины, огласивше, крестиша (? и) в церкви святаго Иякова в Корсуне граде и нарекоша имя ему Василей. И бысть чюдо дивно и преславно: яко възложи руку на нь епископ, и абие цел бысть от язвы. Възрадовася сердцем, и мнози от бояр его в том часе крестишася; и постави церковь в Корсуне на горе святаго Василиа.
И по семь поим царицю (и) Анастаса и попы корсуньския с мощми святаго Климента и Фива, ученика его, поимав же иконы изборныя (соборныя) и книгы. А град Корсунь вдасть царема за вено, сестры деля (- нет) ею. А сам в Киев вшед, повеле испроврещи и избити кумиры, овыи иссещи, а иныя ижжещи; а Волоса идола, егоже именоваху скотья бога, веле в Почайну реку въврещи; Перуна же повеле привязати к коневи, к хвосту и влещи с горы по Боричеву на ручей; а слугы пристави бити идолы жезлием. Се же не яко древу чюющю, но на поругание бесу, иже прелщаше ны сим (прелщеным си) образом. Плакаху же ся его невернии люде (люди): еще бо бяху не приала святаго крещения. И привлекше кумира Перуна, въвергоша?и в Днепр реку, и проплы порогы, изверже?и ветр на берег; и отътоле прослу Перуня гора. И положи заповедь по всему граду, да утре вси обрящутся на реци, богат ли, или убог, или нищ, или работен. Да сеже людие слышавше, радостно течяху, глаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли». На утрея же изыде Володимер с попы царицины и с корсуньскими (на Почайну реку) и снидеся бещисла народа, влезше в воду до шея, а инии до персий, младии же по брегу, а жены младенци держаще, а попы (попове) на брезе молитвоваху. И бысть радость велика крестившимся людемь и идоша кождо (каждый) в домы своя. Володимер же рад быв, яко позна Бога сам и людие все и помолися (рече): «Боже, сътворивый небо, и землю, и море, и вся яже в них! Призри на люди Твоя, и дай им познати Тебе (истинаго Бога), и утверди в них веру неблазнену, а мне помози на врагы, да побежю?и». И повеле крестьяном ставити церкви по тем местом, идеже кумиры стояли; а сам постави церковь святаго Василья на холме, идеже стоял Перун идол. И повеле попом по градом и по селом люди ко крещению приводити и дети учити грамоте.
Минувшю же лету, умысли создати церковь святыя Богородица, послав приведе мастера от грек. Свершене же ей бывши, украси ю, и иконами удивив, и поручи ю Анастасу Корсунянину; и попы корсуньския пристави служити в ней; и вдасть все (дасть) им, еже бе взял в Корсуни, и кресты; и отъда от всего имениа десятую той церкви и от града (имения своего и от града десятны часть той церкви). Бе бо велми милостив, по словеси Господню, иже речеся (рече): Блажени милостивии, яко те помиловане будуть . Бяху же нищи приходяще на двор его по вся дни, и приимаху, кто чего требоваше; а недужным, не могущим ходити, повеле слугам, да в домы проносять им. И многы створи добродетели, (и) умре же на Берестовемь, и потаиша?и, бе бо Святополк в Киеве. И нощию же межи клетьми приимавше (проимавше) помост, в ковре опрятавше, и ужи свесиша (свесивше) на землю; и положиша (возложше) на сани, везше, поставиша?и в святей Богородици, юже бе сам создал. Се же уведавше людие, снидошася безщисла; и плакашася по нем, боляре акы заступника их земли, и убозеи яко и (- нет) кормителя. Оле чюдо! Яко вторый Иерусалим на земли явися Киев, и вторый Моисей Володимер явися. Он стенный (сенный) закон в Иерусалиме, отълучяюще от идол; а се (сей) чистую (честную) веру и крещение святое въводящее в жизнь вечную. Он - ко единому Богу веляше в закон приити; се (сий) ж верою и святым крещением просвети всю Рускую землю, и приведе (?и) к Пресвятей Троици, к Отцу и Сыну и Святому Духу; и добродетелью получи жизнь вечную, и люди, тому ж научив, введе в Царство Небесное. Онамо к единемь апостолом рече Господь: Не бойся, малое Мое стадо, зде же ко всем то же речено. Онамо - 40 дний и 3 Моисей и закон давь преставися, и на горе погребен, се ж 30 лет и 3 быв во святом крещении, веру чистую съблюд (и) заповеди свершив Господня, преставися, в руце Божии душю свою предав. И тело же его честное вложиша в гроб мраморян, и съхраниша с плачем благовернаго князя.
И бысть вторый Костянтин в Руской земли Володимер, се есть новый Костянтин великого Рима, иже крестився сам, и люди своя крести; тако и се (сей) сътвори подобно ему. Аще бо бе и прежде в поганьстве на скверную похоть желая, но послеже прилежа к покаянию, якоже апостол вещеваеть (вещает): Идеже умножится грех, ту изобилуеть (изобилуется) благодать . Аще бо в невежьстве етера съгрешениа быша, после же раскаяшася (разсыпашася) покаянием и милостынями. Якоже глаголеть: «В чем тя застану, в том тя и сужю»; якоже пророк глаголеть: Живу Аз Аданаи Господь, яко не хощю смерти грешников, но обратитися им от пути вашего злаго . Мнози бо праведнии, не творяще по правде (творяще зло и не по правде) живуще погибають. Дивно же есть се, колико добра сътворил Рустей земли, крестив ю. Мы же, крестьяне суще, не въздаемь почестья противу онаго възданию. Аще бо (бы) он не крестил бы нас, то ныне быле быхом в прельсти дьявола, яко и прародители наши погинуша (погибли). Да аще быхом имели потщание и молбу приносили Богу за нь, в день преставлениа его, вида (видя) бы Бог тщание наше к нему, прославил бы?и. Нам бо достоить за нь Бога молити, понеже тем Бога познахом. Но даждь (ти) Господи (Господь) по сердцю твоему и вся прошениа твоя исполни (исполнить), иже желаше Царства Небеснаго, дажь ти Господи (Господь) венец с праведними, пищи райстей веселие и ликъствование с Аврамом и с прочими патриархи; якоже Соломон рече: Умершю мужю праведну, не погибаеть упование . Сего бо в память держать рустии людие, поминающе святое крещение, и прославляють Бога в молитвах, и в песнях, и в псалмех, поюще Господеви новии людие просвящени (просвещенни) Святым Духом, чающе надежи великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа въздати комуждо противу трудом неизреченную радость, юже буди улучити всем христьяном.
О святая царя Константине и Володимере! Помагайта на противныя сродником ваю (вашим), и люди избавляйта от всякыя беды, греческыя и рускыя, и о мне грешнемь помолитася к Богу, яко имуще дерзновение к Спасу, да спасуся ваю молитвами. Молюся и мило (милы) вас дею писаниемь грамотица (грамотице) сея малыя, юже похваляю ваю, написах недостойным умом и худым и невежьственным смыслом. Вы же, святая, молящеся о нас, о людех своих, приимете (приимите) на молитву к Богу святую ваю сыну, Бориса и Глеба, да вси вкупе възможете Господа умолити, с помощью силы Креста Честнаго и с молитвами Пресвятыя Богородица, Госпожа нашея и с всеми святыми (угодившими Христу, Емуже подобаеть всякая слава).

Примечания

В подлиннике число дней означено буквою, которую можно принимать как за и - 8, так и за н - 50. Во всяком случае этого известия нет в летописи.
См. отселе: Лаврент. летоп. С. 46 и след. в П. с. русск. лет. Т. 1 .
Этого известия также нет у летописца.
У летописца: «В церкви святаго Василья». Можно теперь судить о справедливости догадки Карамзина (И. Г. Р. Т. 1. Прим. 155 ) касательно церкви Иакова.
В летописи не означено имя этой церкви.
В летописи нет этого известия о Волосе.
Мф. 5. 7.
Лк. 12. 23.
Вообще, всего этого сравнения Киева с Иерусалимом и Владимира с Моисеем нет в летописи.
Рим. 5. 20.
Иез. 33. 11. Текст приведен с опущением некоторых слов.
Здесь - пропуск (вероятно, происшедший от переписчика), судя по тому, как мысль эта изложена в летописи (ПСРЛ. Т. 1. С. 56 ).
Притч. 16. 7.
Всего этого последнего отделения нет в летописи.