Меню

Что такое тормозной суппорт и для чего он нужен? Поршень тормозного суппорта: устройство и возможные неполадки

Устройство автомобиля


Часть первая про то, какими бывают тормозные суппорта, чем они отличаются и как работают, поговорим про рабочий тормозной цилиндр и колодки, устроим небольшую автоугадайку и посмотрим много фотографий. Начнем с тормозного диска.

Тормозной диск



Тормозной диск с плавающим ротором Ferrari 430

Тормозной диск, выполненный из чугуна, жестко закреплен на ступице колеса, то есть вращается со скоростью колеса. Тормозные диски это то, что предстает перед нами, при снятом колесе.


Передний тормозной диск Ford Focus ST

Тормозной диск берет на себя почти всю тепловую энергию, выделяющуюся во время торможения. Поэтому его главной характеристикой является теплоемкость и теплопроводность. Последняя в свою очередь также нужна для того, чтобы быстро отдавать тепло окружающей среде - нагревать воздух. Диск должен обладать достаточной жесткостью, чтобы выдерживать давление колодок и должен переносить частые и сильные перепады температур. В гражданских автомобилях применяют диски из чугуна, который имеет очень низкий коэффициент трения, что повышает износостойкость. Казалось бы, что в тормозах коэффициент трения должен быть большим, но что все в конечном итоге упирается в коэффициент трения покрышек с асфальтом. И только там, где покрышки позволяют, имеет смысл использовать диски из керамики, карбона. Но такие диски будут заметно быстрее изнашиваться.
По конструкции различают цельные диски и вентилируемые (двойные). Цельные представляют из себя плоский цельный диск - такие обычно ставят на задние колеса бюджетных машин.


Цельный задний тормозной диск

Вентиллируемые диски это, по-сути, два цельных диска соединенные перегородками. Вентиллируемые диски гораздо лучше охлаждаются за счет воздуха, который циркулирует между дисками. На дорогих дисках перегородки спроектированы специально так, чтобы улучшить циркуляцию воздуха.


Вентиллируемый передний тормозной диск BMW

Для облегчения веса ступичную часть диска (колокол) изготавливают из более легких сплавов (алюминий), а сам ротор (рабочая поверхность) крепится болтами. Причем крепление может быть не жестким и допускать некоторое осевое смещение рабочей части диска - диски с плавающим ротором.


Составной тормозной диск Mitsubishi Evolution X

Диски с насечками помогают отводить горячие газы от трущихся поверхностей колодки и диска, и с одной стороны увеличивают площадь поверхности диска (для лучшего охлаждения), а с другой уменьшают площадь соприкосновения колодки с диском, соответственно меньше тепла выделяется в паре трения.


Вентиллируемый диск с насечками. В разрезе видно структуру перемычек, соединяющих две части диска

Перфорируемые диски имеют сквозные и глухие отверстия и способствуют лучшему охлаждению диска. Также с одной стороны они уменьшают жесткость всей конструкции, а с другой помогают диску легче переносить деформации связанные с постоянными и быстрыми нагреваниями и охлаждениями.


Тормозной диск с перфорацией Aston Martin в виде настенных часов


Сравнение разных видов дисков

Тормозной диск, а вернее его размер напрямую влияет на минимальный размер колесных дисков и косвенно на профиль резины. Чем больше требуется тормозной диск, тем больше будет колесо, ведь сам диск и суппорт должны поместиться в колесный диск и еще иметь зазор для доступа воздуха для охлаждения и не перегревать сами колеса.

Суппорт



Тормозной суппорт Brembo «Extrema» для Ferrari LaFerrari

Задача суппорта - прижимать колодки к тормозному диску с обеих сторон. На передних колесах суппорт крепится к поворотному кулаку и неподвижен относительно вращающегося тормозного диска. Колодки к диску прижимает рабочий цилиндр (от одного до шести-восьми), приводимый в действие высоким давлением тормозной жидкости. Рабочие цилиндры могут находиться как с одной стороны цилиндра, так и с обеих.


Однопоршневой плавающий суппорт BMW

В обычных машинах в суппорте находится один рабочий цилиндр, размещенный с внутренней стороны. Для гоночных машин хорошо подходят суппорта с несколькими рабочими цилиндрами (многопоршневые), но в гонках редко когда торможение происходит до полной остановки, обычно там необходимо быстро и эффективно сбросить скорость (ну, скажем, до 90 км/ч и пройти крутой поворот). Несколько рабочих цилиндров равномернее прижимают колодку к диску, и тепло распределяется равномернее. Но у таких конструкций меньше прижимной силы, из-за малого размера самих поршней и цилиндров. Один большой рабочий цилиндр развивает большее усилие, чем, например, два-три маленьких.


Однопоршневой плавающий суппорт с тормозными колодками

Распространены две конструкции - с плавающим и фиксированным суппортом. В гражданских автомобилях применяется первая. Состоит из двух частей - самого суппорта и направляющей колодок.


Колодки в направляющей (без суппорта)

Плавающий суппорт закреплен только по оси вращения тормозного диска (колеса) и может свободно перемещаться перпендикулярно ей по направляющим (пальцам), закрепленным в направляющей колодок. Это позволяет разместить один или несколько тормозных цилиндров только с одной стороны суппорта, но при этом иметь равномерное прижатие колодок к диску с двух сторон. Поршень рабочего цилиндра давит на колодку, прижимая ее к тормозному диску, при этом толкая суппорт от поршня, что приводит к прижиму колодки с противоположной стороны диска.

Двухпоршневой плавающий суппорт в сборе с направляющими и колодками

Фиксированные суппорта жестко закреплены относительно диска и имеют от двух до восьми рабочих цилиндров, расположенных с разных сторон относительно диска. Сами суппорта разрезные, либо отлиты одной частью.


Четырехпоршневой фиксированный монолитный суппорт в разрезе

Суппорт крепится к поворотному кулаку либо непосредстенно, либо через специальные скобы.


Крепление суппорта Honda Civic (фиксированный составной четырехпоршневой)

Суппорт имеет два отверстия - для подачи тормозной жидкости и для прокачки (обычно располагают сверху, чтобы воздух легче выходил).


Плавающий однопоршневой задний суппорт KIA Sorento. Стрелками отмечены входной порт и штуцер для прокачки (под резиновым колпачком)

Фиксированные суппорта могут быть составными (суппорт имеет продольный разрез и состоит из двух зеркальных половинок) и монолитными. Первые проще в изготовлении. В целом они имеют примерно одинаковую прочность, причем составным добавляют жесткость стальные болты, соединяющие две части алюминиевого суппорта. (Причем модуль упругости стали увеличивается с ростом температуры, в то время как для алюминия он падает, но для дорогих монолитных суппортов применяют особые сплавы аллюминия, которые не так сильно этому подвержены).


Монолитный фиксированный суппорт

Две половины фиксированных суппортов соедининены трубкой для подачи тормозной жидкости ко второй половине. Обычно она располагается снаружи, но может проходит каналом и внутри суппорта.


Составной шестипоршневой фиксированный суппорт. Снизу трубка для соединения двух половин

На разных машина расположение тормозных суппортов относительно диска носит, казалось бы, совершенно случайный характер. Каких только конфигураций нет (наиболее часто встречающаяся - передний суппорт смещен назад, задний - вперед, т. е. суппорта «смотрят» друг на друга). В целом, тормозной суппорт следует держать подальше от пыли, грязи и воды летящей с дороги, но это приводит к повышению центра тяжести (особенно на гоночных машинах с огромными и тяжелыми суппортами). Расположение переднего суппорта продиктовано расположением рулевой тяги и геометрией подвески. Расположением суппортов можно немного повлиять на продольную развесовку машины и длину тормозной магистрали, которая влияет на скорость срабатывания тормозов. Также следует принимать во внимание удобство обслуживания. Там где это важно, следует учитывать направления потоков воздуха для охлаждения тормозов - охлаждать ли сначала суппорт или диск.


Рабочий тормозной цилиндр



Разрез рабочего цилиндра с поршнем Chevrolet Corvette ZR1

Рабочий цилиндр представляет из себя поршень, который ходит в просверленном отверстии в суппорте. Поршень давит непосредственно на тормозную колодку под действием давления тормозной жидкости. Для уплотнения используется резиновое кольцо, вставленное в углубление в стенке поршня (суппорта). Сам поршень полый, обычно в виде стакана, часто покрыт хромом для защиты от коррозии. Для защиты от попадания в рабочий цилиндр пыли и грязи используется пыльник, фиксирующийся одной стороной на поршне, а другой на суппорте. Пыльник выполнен из жаропрочной резины.


Поршень рабочего цилиндра

В многопоршневых суппортах (6 и выше) принято использовать рабочие цилиндры разного диаметра, который увеличивается к задней части колодки/суппорта. То есть задняя часть колодки прижимается сильнее. Это позволяет добиться более равномерного износа колодки, помогая эффективнее распределять тепло. Кроме того при торможении колодка стачивается, образуя пыль, которая накапливается к задней части колодки.


Поршень рабочего цилиндра. Такая конструкция поршня позволяет меньше тепла передавать тормозной жидкости

Тормозные колодки



Колодка это металлическая пластина с нанесенным на нее фрикционным слоем, который должен быть устойчив к высоким температурам. Коэффициент трения фрикционного слоя у обычных (гражданских колодок) не превышает 0.4. Нужно учитывать что высокий коэффициент трения в паре колодка-диск приводит к визгу при торможении, из-за возникающих вибраций. Для термоизоляции тормозной колодки от поршня рабочего цилиндра и самое главное от тормозной жидкости изпользуют резиновые или медные составы, нанесенные между колодкой и поршнем. Это кроме того помогает снизить уровень вибраций и визга.


Из-за большой твердости (и хрупкости) фрикционного слоя на колодках применяют насечки. Обычно это вертикальный (один или несколько в зависимости от площади колодки) разрез по центру, который предотвращает растрескивание колодки (из-за постоянного термического расширения и сужения), а также помогает очищать трущиеся поверхности от ржавчины с тормозного диска, пыли, грязи и способствует отводу горячих газов.


Для своевременного оповещения об износе колодок на них устанавливают механический индикатор износа. Он представляет из себя тонкую металлическую пластинку, которая при износе колодки начинает касаться диска и издавать вигз при торможении.


На верхних колодках хорошо виден индикатор износа

В заключении рассмотрим пару фотографий и попробуем определить что там к чему.


Передние тормоза Ford Focus 2012


Это фотография тормозов одного из кадабровцев. Он любит играть в шашечки на МКАДе и у него очень крутые тормоза. Попробуйте отгадать авто и владельца.

Во второй части мы поговорим про тормозную магистраль, тормозную жидкость, поймем принцип работы главного тормозного цилиндра, регулятора и вакуумного усилителя тормозов. В третьей части рассмотрим конструкцию тормозных барабанов, стояночного тормоза, отличия задних суппортов и попробуем «вскрыть» блок ABS.

Суппорт тормозной представляет собой устройство, прижимающее тормозные колодки к диску во время торможения автомобиля. Фактически суппорт является единственной подвижной частью автомобильной тормозной системы, поэтому ее работоспособность в наибольшей степени зависит от исправности данного элемента.

Принцип работы тормозного суппорта

Схема суппорта не является сложной и одинакова в большинстве моделей автомобилей. Нажатие на педаль тормоза приводит к появлению давления в тормозной магистрали, воздействующего на поршни суппортов. Данное давление приводит к сдвижению поршней суппортов, которые в свою очередь подталкивают тормозные колодки к закрепленному на колесе тормозному диску, прижимая их к нему с обеих сторон. Возникающее в результате этого трение и вызывает эффект торможения автомобиля. Кроме того задачей суппорта является постоянное удерживание колодок в строго параллельном положении относительно тормозного диска.

Устройство суппорта не отличается сложностью. Фактически он состоит из подключенных к гидравлической системе поршней, к которым крепятся тормозные колодки. Расположение и количество тормозных колодок, а также способ крепления суппорта к могут различаться и зависят от модели автомобиля. Наиболее распространенная схема – две колодки на колесо и двухточечное крепление к ступице.


Устройство тормозного суппорта

Признаки неисправности суппортов

Суппорт колеса обязательно должен быть качественным. Под воздействием возникающего в процессе торможения трения тормозные колодки и сам суппорт нагреваются. Поэтому помимо механической прочности к ним предъявляются серьезные требования в части теплостойкости и высокой скорости теплоотдачи, чтобы избежать заклинивания поршней и деформации частей тормозной системы.

Пыльник направляющей неприметная на первый взгляд деталь, но ее дефект может привести к заклиниванию суппорта.

Помимо ситуаций, когда тормозная система уже явственно не работает о том, что суппорт тормозной в ближайшее время выйдет из строя могут свидетельствовать и другие признаки. В частности это скрип и стук в зоне расположения суппортов. Появление скрипа свидетельствует об усилении процессов трения в механизме, что постепенно разрушает его. Проблемы, которые приводят к такому, разнообразны. Это перекос тормозных колодок или их неправильная установка, а также чрезмерно изношенные тормозные диски (как результат может появится ).

Также замена суппорта может потребоваться в том случае, если на нем разорван пыльник поршня. Это чревато тем, что внутренности суппорта, в частности его цилиндр, становятся беззащитными перед проникновением внутрь грязи, повышающей трение между поршнем и цилиндром, а также провоцирующей образование ржавчины, что ведет к неизбежному заклиниванию поршня.

Ремонт суппортов

Поскольку суппорты можно считать условно доступными деталями, их ремонт некоторые автолюбители выполняют самостоятельно, в домашних условиях. В принципе, элементарная проверка и первичный ремонт не представляют собой ничего особо сложного.

Для начала необходимо разобрать суппорт, полностью вычистить его от старой смазки и нанести новую. Также нужно проверить степень износа и старения резиновых уплотнителей и обратно собрать конструкцию. Если не возникает никаких экстренных ситуаций, процесс не занимает слишком много времени.

Сначала снимается колесо с установленного на подпорки автомобиля. Чтобы на суппорте чаще всего достаточно отвинтить всего один, расположенный в нижней части винт, крепящий суппорт к скобе. Очень важно вместо изношенных установить новые колодки в точно таком положении, в каком стояли старые. При таком ремонте суппорта не следует отключать от него канал с тормозной жидкостью, чтобы избежать образования протечки в дальнейшем. Если обнаружена проблема с поршнем или другими деталями суппорта, лучше отправиться для ее устранения на СТО.

Каждый из компонентов выполняют свою строго отведенную роль. Не будем вдаваться в технические составляющие этой сложной системы, а выделим один элемент, который практически всю работу по торможению выполняет самостоятельно. Речь идет о тормозном суппорте, основное предназначение которого – прижать к тормозному диску. Тормозной и колодки при этом играют чисто пассивную роль. Именно поэтому суппорт – важный элемент тормозной системы, от надлежащего состояния которого зависит эффективность торможения, а значит и безопасность.

Устройство тормозного суппорта

Тормозная система — главный элемент автомобиля

Основная задача суппорта – подвод к дискам тормозного усилия, что и приводит к остановке автомобиля. Все вроде выглядит просто, но это только на первый взгляд.

Суппорт – сложная система, она может не просто остановить мчащийся автомобиль либо мотоцикл, но и создать огромное количество проблем для остановки. Итак, как происходит торможение, если суппорт исправен и отлично смазан.

  • При нажатии на педаль тормоза, в тормозной магистрали создается давление, которое и передается непосредственно на поршневую группу суппортов.
  • В свою очередь, суппорт удерживает колодки в направлении по отношению к диску, причем оно должно быть строго параллельным.
  • Так как диск закреплен на колесе и соответственно вращается с его скоростью, после того, как происходит усилие в гидравлическом тракте, суппорта делают следующее. Под действием давления, они подводят колодки к диску, сжимая его с двух сторон.

Под воздействием трения, вращение начинает замедляться, но одновременно мы получаем и побочный эффект. Как известно из закона сохранения энергии, она не уходит впустую, а просто изменяется. В отношении работы суппортов, энергия становится тепловой, тем самым нагревая суппорт, и колодки. Поэтому суппорта с одной стороны просто обязаны быть крепкими, а вот с другой стороны, должны обладать отличной теплоотдачей, чтобы тепло передавалось максимально быстро, но при одном условии – суппорт тормозной не должен деформироваться под воздействием высокой температуры и не клинить поршни.

Скрипит и стучит тормозной суппорт


От исправности тормозного суппорта зависит ваша жизнь

Самой первой проблемой, говорящей о том, что суппорт близок к поломке или просто износился, является скрип. Скрип означает, что имеется трение, которое постепенно начинает разрушать механизм. К слову сказать, причин для скрипа суппорта может быть несколько. Одной из причин может служить сам колодки, если они перекошены, либо поставлены в несоответствии своим посадочным местам – их просто перепутали во время ремонта. Последней причиной, способной вызвать неисправность суппортов, могут стать диски, которые из-за постоянных и чрезмерных нагрузок износились, а вот поставить новые просто никто не удосужился.
Приведем один пример. Когда разрывается пыльник поршня, в цилиндр суппорта попадает дорожная грязь. Она начинает царапать и цилиндр, и поршень, тем самым приводя к образованию ржавчины и впоследствии, к заклиниванию поршня.

Чтобы максимально продлить срок службы тормозных суппортов, стоит знать, что только позволит продлить срок их полезного использования. Разрешите напомнить: обычную смазку направляющих тормозного суппорта использовать не желательно, хотя большинство этим просто пренебрегают. Выбор специальных смазок обусловлен тем, что располагаясь в нижней части автомобиля, тормозной суппорт кроме высокой температурной нагрузки при трении, постоянно подвергается негативному воздействию со стороны дорожной соли и грязи.

Ремонт тормозного суппорта


Если есть огромное желание самостоятельно узнать и впоследствии научиться проверять и даже восстанавливать тормозной суппорт, стоит четко следовать определенной последовательности. Итак, приступим.
Что нам необходимо сделать – разобрать суппорт, очистить от старой присохшей смазки, обработать новой, проверить исправность резиновых уплотнителей (если изношены, либо повреждены – заменить) и собрать всю конструкцию обратно. Стоит отметить, что обратная сборка происходит в том же порядке.

  1. Устанавливаем автомобиль на подпорки и только потом снимаем колесо. Чтобы произвести замену тормозной колодки переднего (правого и левого) тормозного суппорта, достаточно просто открутить нижний болт. Он крепит корпус суппорта к скобе, и только потом откидываем корпус вверх.
  2. Снимаем изношенные колодки. В точно таком же положении устанавливаем новые колодки. Для этого необходимо открутить нижний крепежный болт (соединяет корпус суппорта к скобе), откинуть корпус вверх и получить доступ к тормозным колодкам.
  3. Извлекаем с посадочных мест изношенные колодки.
  4. Откручивает уже верхний боль крепления тормозного суппорта, и вывешиваем его на проволоке к любому элементу подвески. Внимание: магистраль с тормозной жидкостью не отсоединяется.
  5. Освобождаем болты крепления скоб к кулаку и извлекаем скобы (только в соборе!) с направляющими и фиксатором колодок.
  6. Вынимаем поршень из корпуса. Чтобы выдавить поршень из тормозной системы (корпус суппорта еще не отсоединен от тормозной магистрали) необходимо выжимать педаль тормоза. Вполне возможно, что это совершенно неверный способ, но если отсутствует сжатый воздух, этот метод будет самым подходящим.
  7. Когда поршень извлечен, отсоединяем и закупориваем тормозную магистраль, чтобы предотвратить дальнейшее вытекание жидкости. Для закупорки использует болт М-12. С обеих сторон уплотняем «закупорку» любым мягким материалом.

К сведению: во время всей процедуры необходимо следить за уровнем тормозной жидкости. Во-первых, нам еще необходимо вытолкнуть оставшиеся поршни. Во-вторых, в тормозную систему не должен попасть воздух. После каждой раза, когда тормозная жидкость проливается, проверяем ее уровень и при необходимости доливаем до уровня MAX.

После всех манипуляций, на свободной и чистой поверхности должны лежать корпус суппорта и скобы, которые в дальнейшем разбираются до последнего винтика.
Когда суппорт полностью разобран, становится понятно, в каком именно он состоянии. После тщательного осмотра, каждый элемент необходимо вычистить до блеска, используя чистящие жидкости. Только в чистом виде, возможно, реально оценить состояние тормозного суппорта, в особенности необходимо внимательно осмотреть поверхности цилиндра и поршней.


И последнее, но отнюдь не менее важное. Перед тем, как начинать сборку, необходимо заранее подготовить ремкомплект тормозного суппорта (переднего и заднего). В него должны входить:

  • пыльники направляющих;
  • уплотнительное кольцо в цилиндре;
  • пыльник поршня и еще несколько необходимых предметов.

При условии, что нового ремкомплекта не оказалось под рукой, стоит привести в порядок старые компоненты. Но здесь важно соблюдать одно условие: они все должны быть целыми!

  • Новости
  • Практикум

Верховный суд рассказал, когда не действует помеха справа

Таким образом Верховный суд отреагировал на жалобу автомобилиста, которого оштрафовали на 500 рублей за непропуск машины, двигавшейся в попутном направлении. История началась 5 мая 2015 года на проспекте Яшьлек в Набережных Челнах. Как говорится в материалах дела, два водителя - Иванов С. и Морозова Н. - поворачивали налево с проспекта...

ФСБ наказала участников заезда на Гелендевагенах

Таким образом, информация о распределении выпускников за Урал подтвердилось. Как сообщает «МК», в качестве альтернативы службе на Камчатке и Чукотке бывшим студентам Академии ФСБ предлагают уволиться из органов безопасности. По информации издания, практически все участники заезда на «Мерседесах» G-класса приняли решение уехать служить в регионы. При этом у них остается...

Расчётную скорость нового Bugatti проверят на практике

Напомним предысторию. В 2010 году главный пилот Bugatti Пьер-Анри Рафанель на фольксвагеновском треке Эра-Лесинг разогнал Veyron Super Sport до 431 км/ч. Для справки, паспортная максимальная скорость данной версии 1001-сильной модели - «всего» 415 км/ч. Что касается преемника, гиперкара Chiron, то по паспорту недавно дебютировавшее купе может разгоняться...

Дизельгейт: автор программы-обманки признал себя виновным

На заседании суда сотрудник Volkswagen Джеймс Роберт Лиэнг признал себя участником сговора, целью которого было сокрытие реальных данных по выбросам дизельных двигателей немецкой марки. Об этом сообщает AP. По словам официального представителя министерства юстиции США, инженер изъявил готовность сотрудничать со следствием. По предварительным данным, Лиэнг являлся...

АвтоВАЗ: работникам повысят зарплату, а руководству — нет

По итогам заседания было решено повысить работникам автозавода заработную плату на 6%. При этом индексация не коснётся высшего руководства ОАО «АвтоВАЗ» и случится 1 июля 2016 года. Мор подчеркнул, что это решение является серьёзным шагом для завода. Напомним, c начала июня на трёх из четырёх сборочных линиях Волжского автозавода...

Американцы нашли замену Хаммеру

С прекращением производства Hummer H1, на североамериканском рынке возник дефицит автомобилей повышенной проходимости, способных работать в тяжелых условиях. Например, при ликвидации пожаров в труднодоступной местности, патрулировании заповедников и выполнения ряда задач в чрезвычайных ситуациях. Существующие внедорожники не всегда подходят для подобных целей, так как мало кто из них может сравниться...

Audi выпустит 24 юбилейных спорткара

Спецсерия «Selection 24th» построена в память о прошлогодней победе на трассе Нюрбургринг, где заводская команда Audi выиграла 24-х часовой марафон. Юбилейные спорткары получили новый карбоновый аэродинамический обвес, включающий передний сплиттер, новый капот и задний диффузор. Корпуса зеркал заднего вида так же изготовлены из карбона. ...

Система Платон: власти готовят новое ужесточение

Соответствующие поправки к закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» были направлены в Госдуму Законодательным собранием Краснодарского края. Документ проекта закона вместе с пояснительной запиской был опубликован на официальном сайте нижней палаты парламента. Согласно тексту законопроекта, ряд статей закона, в которых содержится слово «федерального», предлагается дополнить словами...

Chevrolet Niva станет лучше и подорожает

Так, в комплектациях L, LC и LE появятся изотермические стёкла, притом последняя вдобавок обзаведётся подголовниками заднего ряда сидений. В комплектации GLC отныне заявлены обогреваемое ветровое стекло, магнитола, два передних динамика и регулировка поясничной поддержки водительского сидения. В комплектации LE+ (на фото справа) добавлены шноркель, защита двигателя...

Toyota Corolla пережила рестайлинг. Официальные фото

Модернизация одной из самых популярных моделей в мире затронули экстерьер и интерьер автомобиля, а также список доступных опций Дизайн обновлённой Toyota Corolla выполнен в соответствии с новым принципом Under Priority («Акцент на нижней части»). Стоит отметить новые зауженные фары головного света, другую решетку радиатора, новые бамперы, ...

Автомобили для настоящих мужчин

Автомобили для настоящих мужчин

Какой автомобиль способен вызвать у мужчины чувство превосходства и гордости. На этот вопрос попытался дать ответ один из самых титулованных печатных изданий финансово-экономический журнал Forbes. Данное печатное издание пыталось определить самый мужской автомобиль по рейтингу их продаж. По мнению редакции, ...

Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka

Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka

Что снаружи Глазастый и экстравагантный «Нисан-Джук» не старается даже выглядеть солидным вседорожником, поскольку от этого автомобиля так и тянет мальчишеским задором. Эта машина никого не может оставить равнодушным. Она или нравится, или нет. Согласно свидетельству он является легковым универсалом, однако...

Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2017 года

Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2017 года

Кризисы и финансовая ситуация не слишком располагают для покупки нового автомобиля, тем более в 2017 году. Только ездить приходится всем, а покупать автомобиль на вторичном рынке готов не каждый. На то есть индивидуальные причины - кому происхождение не позволяет ездить...

Стали все активнее приходить дисковые системы, производителям пришлось искать решение одной очень актуальной проблемы. Дело в том, что в дисковых необходимо обеспечивать не расширение колодок, а наоборот - их сжатие. Следовательно, традиционная конструктивная схема оказалась непригодной. Впрочем, решение было найдено достаточно быстро. Первое эффективное устройство, получившее название "тормозной суппорт задний", появилось на рубеже 50-60-х годов прошлого столетия. Как работает оно и в чем особенности его обслуживания и ремонта?

Принципиальная схема заднего тормозного суппорта автомобиля

Планомерное развитие технологий производства дисковых машины привело к тому, что на сегодняшний день суппорт тормозной задний может иметь две различные принципиальные конструктивные схемы:

  • фиксированную;
  • конструкцию так называемой «плавающей скобы».

Назначение обеих схем идентично. Они позволяют превратить тормозной суппорт задний в активный элемент, осуществляющий прижатие колодок к колесному диску. Но каждая из конструкций обладает своими особенностями.

Фиксированная конструкция тормозного суппорта

Такой суппорт состоит из металлического центрального блока, закрепленного на специальном и рабочих цилиндров с поршнями, симметрично размещенных с обеих сторон тормозного диска. В нерабочем состоянии колодки при помощи пружин удерживаются в параллельном диску состоянии на некотором удалении от него. При нажатии на педаль поступающая одновременно по сложной системе шлангов, приводит в действие поршни, которые и сжимают колодки.

Такая конструктивная схема считается наиболее эффективной для дисковых систем и с успехом применяется на автомобилях с высокими показателями мощности двигателя. Именно такой тормозной суппорт задний устанавливается на большинство внедорожников, автомобилей представительского класса и спортивных машин.

Механизм с плавающей скобой

Принципиальное конструктивное отличие такой системы от традиционного заключается в том, что одна из колодок всегда находится в статичном положении. Процесс торможения осуществляется следующим образом:

  • при нажатии на педаль жидкость оказывает давление на поршень тормозного цилиндра;
  • благодаря свободному ходу скобы поршень суппорта тормозного заднего выходит из корпуса цилиндра и давит на вторую тормозную колодку;
  • продолжая свое движение по специальным направляющим, скоба прижимает к диску и вторую тормозную колодку.

Такая схема достаточно часто применяется в различных марках легковых автомобилей.

В частности, задний тормозной суппорт («Опель» не исключение) чаще всего имеет именно «плавающую» конструктивную схему.

Важность исправного состояния суппорта

Само собой разумеется, что безотказная работа данной системы автомобиля напрямую влияет на безопасность владельца машины, пассажиров и других участников движения. Соответственно, состояние этих элементов требует повышенного внимания к себе. При первых же признаках неполадок в работе суппортов необходимо незамедлительно обращаться к высококвалифицированным специалистам автосервиса или станции технического обслуживания!

Наиболее характерные неисправности

Самыми распространенными видами неисправностей, которым подвержен суппорт тормозной задний, являются следующие:

  • Закисание и коррозия поршня. В результате давление тормозной жидкости при нажатии педали тормоза недостаточно для того, чтобы привести поршень в движение.
  • Протекание уплотнительных манжет. Это приводит к недостаточно эффективному прижиманию колодок. Кроме того, в систему может попасть воздух, что приведет к недостаточно корректному торможению всех колес автомобиля.
  • Выход из строя пыльника. В этом случае между поршнем и цилиндром скапливается пыль и грязь, что приводит к затрудненному ходу поршня, а также к потерям жидкости.
  • Повреждение подвижной скобы или ее недостаточная затяжка. Одна из наиболее опасных поломок. Если, к примеру, суппорт тормозной задний правый получает повреждение скобы, то при резком торможении она может попросту отвалиться. Жидкость моментально выльется наружу, что неизбежно приведет к отказу системы и на остальных колесах.

Таким образом, тщательный контроль корректной работы суппортов диктуется элементарными соображениями здравого смысла, собственной безопасности и инстинктом самосохранения.


Профессиональная диагностика

Наиболее эффективным способом избежать проблем, перечисленных выше, является профессиональная диагностика, производимая высококвалифицированными специалистами с использованием специализированного инструмента и оборудования. Процесс диагностики включает в себя, как правило, два этапа работ:

  • Проверка эффективности работы тормоза каждого колеса. Она проводится на специальном компьютерном стенде под присмотром квалифицированных экспертов.
  • Визуальный осмотр суппортов. Эта операция предусматривает необходимость снятия задних колес. Проверяется состояние скоб, корпуса, цилиндров и пыльников. При обнаружении повреждений детали подлежат немедленной замене.


Самостоятельная диагностика

При невозможности проведения профессиональной диагностики суппорт тормозной задний (левый или правый - не суть важно) можно проверить и самостоятельно. Правда, результаты такого мероприятия могут оказаться приблизительными, а значит, вы не выявите проблемы своевременно.

Тем не менее проверка исправности работы тормозной системы задних колес осуществляется следующим образом:

  • выбирается ровный участок дороги с хорошим покрытием и с минимально возможной интенсивностью движения;
  • машина разгоняется до скорости 30 км/ч;
  • при достижении указанной скорости выжимается сцепление (или включается нейтральный режим на АКПП), и резко вдавливается в пол педаль тормоза.

Если машина сохраняет курсовую устойчивость, то система в порядке. Если же ее начинает заносить, то это зачастую свидетельствует о неисправности суппорта. Определить, с какой именно стороны тормозной суппорт задний неисправен, достаточно легко. Машину всегда «уводит» в противоположном направлении.


Ремонт и замена

Как и диагностические работы, так и ремонт тормозных суппортов настоятельно рекомендуется поручать высококвалифицированным специалистам. Помимо того, что они владеют всеми необходимыми глубокими теоретическими знаниями и богатым практическим опытом, в их распоряжении еще и широкий арсенал специализированного инструмента и оборудования.

Как правило, ремонт заднего тормозного ступора включает в себя замену пыльников и манжет, добавление тормозной жидкости и усиление крепления всех элементов конструкции. Но это - так называемый текущий ремонт, с которым может справиться и сам автолюбитель. А вот трещины на скобе или на корпусе рабочего цилиндра, повреждения направляющих, деформация поршней требуют вмешательства специалистов.

В зависимости от производителя и модели автомобиля, ремонт суппортов дисковой тормозной системы задних колес может иметь различия и определенные нюансы, о которых следует помнить. Так, например, суппорт тормозной задний «Лачетти» и по своей конструкции, и по принципиальной схеме, и по расположению деталей существенно отличается от аналогичного агрегата, установленного, скажем, на автомобиле Toyota Land Cruiser. А поскольку исправная и безотказная работа данной системы является жизненно важным фактором для любого транспортного средства, обслуживание и ремонт заднего тормозного суппорта требуют высокой степени подготовки и соответствующей квалификации.


Демонтаж и замена детали своими руками

Впрочем, при острой необходимости замену заднего тормозного суппорта можно произвести и собственными силами. Для этого необходимо будет выполнить следующие действия:

  • под передние колеса нужно установить противооткатные упоры строительный кирпич или другие предметы);
  • после чего при помощи домкрата следует приподнять заднюю часть автомобиля;
  • в целях безопасности под заднюю часть автомобиля нужно будет подставить упоры;
  • после чего можно демонтировать соответствующее колесо;
  • далее отсоединяем привод (если он есть);
  • снимаем защитные колпачки с направляющих;
  • открутив направляющие при помощи шестигранника, осторожно снимаем суппорт.

Важный момент. При необходимости полного снятия детали наверняка потребуется отсоединить тормозной шланг. Для того чтобы предотвратить утечку жидкости, следует иметь под рукой кусок резины, целлофана или плотной тряпки, которыми затыкается отверстие шланга. Нельзя забывать и о необходимости подключения его после установки нового элемента. Иначе система работать не будет.


Периодичность профилактики и ремонта

Современный тормозной суппорт представляет собой достаточно прочное и надежное устройство, выходящее из строя и получающее серьезные повреждения сравнительно редко. Тем не менее в целях безопасности диагностику этого важнейшего агрегата рекомендуется проводить не реже, чем раз в 6 месяцев. И лучше всего доверять работы подобного типа квалифицированным специалистам. Это, конечно, повлечет определенные финансовые затраты, но взамен гарантирует безопасность и даже может сохранить человеческие жизни!

Итак, мы выяснили, как устроен тормозной суппорт автомобиля и каким образом его можно продиагностировать самостоятельно. Успехов!

При поломке тормозной системы автовладелец сразу проверяет поршень тормозного суппорта и примыкающие к нему узлы. Это оправдано, потому что это устройство влияет на безопасность эксплуатации автомобиля и в конечном итоге на сохранение здоровья и жизни людей. Но что еще мы знаем о суппортах и их эксплуатации?

Поршень суппорта тормозного и другие элементы системы

Если рассматривать устройство тормозного суппорта в целом, следует помнить, что это такой агрегат, который при помощи поршней обеспечивает равномерное прижимание колодок. Сама конструкция дисковых тормозов предполагает их работу в критических температурных условиях. Между колодкой и диском в результате трения происходит нагрев поверхностей деталей до температуры в 500-600 градусов Цельсия.

На других деталях суппорта происходит рассеивание и отвод тепла, благодаря чему значение температуры гораздо ниже, однако ее показатель держится на минимальном уровне в 150 градусов. В таких условиях решающее значение имеет смазка для суппорта тормозов. Кроме того, на узлы и детали суппорта постоянно воздействуют вода и соли, появляющиеся на дорожном покрытии.

Поэтому применяемая смазка должна обладать высокотемпературной устойчивостью, быть стойкой к химическому воздействию тормозной жидкости, она не должна плавиться, растворяться в воде.

Рассматривая устройство дискового тормоза с плавающей скобой суппорта, следует отметить его характерные особенности. Его движение относительно происходит таким образом, что довольно легко может спровоцировать различные неисправности в виде критических скоплений грязи, коррозии, а также заклинивания. В таких ситуациях происходит быстрое изнашивание колодок и увеличение расхода топлива. Более надежной конструкцией считается фиксированный вариант суппорта, где отсутствует его движение относительно диска.

Устройство суппорта переднего тормоза и заднего

Конструкция и устройство суппорта переднего тормоза представляет собой открытый агрегат, позволяющий его эффективно охлаждать во время движения. В его состав входит диск, закрепляемый на ступице колеса, и сам суппорт. В гнездах размещаются цилиндры, установленные в определенном положении при помощи специальных фиксаторов. Внутри цилиндров установлены поршни, уплотненные резиновыми кольцами.

Для того чтобы защитить внутреннюю полость от пыли и грязи, устанавливается пыльник направляющей тормозного суппорта . Во внешнем цилиндре располагается специальный клапан, с помощью которого удаляется лишний воздух. Давление жидкости дает возможность поршням, выдвигающимся из цилиндров, прижимать к диску колодки. При процессе обратного растормаживания поршни возвращаются в свое первоначальное положение с помощью упругих колец.

Устройство заднего тормозного суппорта имеет более сложную конструкцию из-за наличия дополнительного механизма ручника. Таким образом, тормозная система задних колес может работать от двух приводов – обычного гидравлического и механического, обеспечивающего дополнительную работу .

Целостность защиты тормозного суппорта – залог безопасности

Профилактический ремонт, который может понадобиться вашим тормозам, чтобы не допустить серьезных неполадок, это тормозного суппорта, который обеспечивает защиту открытых частей от проникновения внутрь влаги, пылевых и грязевых частиц, других химически активных веществ. Если эту маленькую деталь не поддерживать в исправном состоянии, то любая грязь, попав внутрь, испортит вам сложную конструкцию.

Однако, перед тем как снимать пыльник, необходимо отсоединить поршень заднего тормозного суппорта. Чтобы извлечь его из корпуса, он должен быть выкручен со стержня, являющегося составной частью ручника. С передней частью тормозов будет немного попроще. Очень многие автолюбители производят ремонт тормозного суппорта своими руками. Однако в современных автомобилях устройство этой системы является достаточно сложным механизмом, для ремонта которого чаще всего требуется помощь квалифицированных специалистов.

Замена пыльника – пробуем сделать самостоятельно

В каком же порядке подобраться к пыльнику и заменить его? Снимаем с суппорта колпачок, который защищает головку направляющей (ее также называют «пальцем»). Берем подходящий шестигранник, выворачиваем ее и достаем. Теперь нам доступен сам пыльник, снимаем и его. Если под ним имеется грязь, ее нужно хорошенько вымыть, причем желательно не только с видимой части поверхности суппорта. Если есть возможность, то вдавите поршень, обычно для этого используется специальный инструмент. Это позволит исключить порчу системы внутри, где песок будет царапать внутреннюю поверхность суппорта и внешнюю поршня.

Если на промываемых местах вы обнаружили ржавчину, ее нужно восстановить специальными жидкостями, ни в коем случае не оставляйте ее при установке нового пыльника, это очень скоро приведет к неполадкам.

Когда вы все хорошо промыли, можно вернуть поршень на привычное место и проверить его ход. Если он ходит теперь плавно, а внутри не скрежещет песок, то вы добились своего, можно ставить пыльник и собирать систему. Но раз уж вы оказались под машиной и заглянули в суппорт, то можно снять его и проверить полностью на наличие дефектов. Для этого следует отсоединить его от шланга с тормозной жидкостью, при этом пережав его, чтобы не стекла вся жидкость из бачка, если вам не хочется пока что менять ее полностью и заниматься прокачкой.

Пережмите шланг хомутом и откручивайте болт, который крепит шланг к суппорту. Предварительно подставьте емкость для тормозной жидкости. Теперь, когда последние капли упали, можно снять суппорт, который закреплен в направляющей. Чтобы дальше рассмотреть его, нужно выдавливать поршень. Делается это с помощью тисов. Приступаем к цилиндру, его поверхность можно промыть и вытереть. Осматриваем теперь поршень, на его поверхности не должно быть ржавчины или вмятин.

Собираем систему правильно

Когда все проверено, можно собирать детали на место, предварительно просмотрев новый комплект пыльника и резинок на наличие дефектов. Если резинки не нужны, то можно их оставить до лучших времен. А если у вас и вовсе нет такого ремкомплекта именно для вашего автомобиля, а собрать систему нужно срочно, то для некоторых импортных моделей подходят пыльники от машин советского автопрома, например, от Газели . Это, как правило, получается дешевле, и они всегда есть в продаже.

Дело остается за малым, смазываем поршень и цилиндр, располагаем пыльник на дне поршня (это его задняя часть). Теперь загоняем поршень в цилиндр, делается это плавно, можно немного прокручивать для равномерности проталкивания, чтобы его не заклинило. Проверяем равномерность расположения пыльника. Теперь нужно все смазать, будьте внимательны при покупке средства, это не должен быть чистый силикон, также в нем не должен содержаться металл, он погубит резиновые элементы.