Меню

Кризис культуры, духовности и глобальные проблемы. Духовные проблемы человека в современном мире т.д

Автопроизводство

В новое тысячелетие человечество перешло, имея солидный багаж научных, технических и технологических достижений, которые носят двойственный характер. Они принесли несомненную пользу и одновременно породили явления, угрожающие человеческому существованию в масштабах всей планеты. Эти проблемы, спровоцированные бурным развитием науки и технологии, пронизывают буквально все сферы жизни человека.

Первая из них все еще сохраняющаяся - угроза термоядерного пожара . Успехи в области физики, химии, космотехники позволили овладеть микро- и макрокосмосом. Вместе с тем они предоставили человечеству средства для самоуничтожения в контексте ядерной войны. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны.

Еще 38 сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной войны величайшим преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее ядерное вооружение не прекратилось. Мораторий на подземные ядерные испытания то и дело нарушается, то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Ряд договоров о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще не приобрели статуса действующего закона. На сегодняшний день уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок.

Нельзя сказать, что сейчас уменьшилась опасность прямого военного столкновения стран, обладающих ядерным оружием: амбиции некоторых ближневосточных государств, подкрепленные ядерной оснащенностью их армий, создают реальную угрозу хрупкой стабильности в мире. Уже производят ядерное оружие Индия, Пакистан, готовы к этому ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов. При этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности «чернобыльского сценария». Любая техника, как свидетельствует история, когда-нибудь ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля или еще более ужасающей трагедии никто не дает. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций. И их количество увеличивается.

Другая угроза - надвигающаяся близость экологической катастрофы . История распорядилась так, что земная природа, наша экологическая ниша приходит в состояние нарастающей нестабильности. Отношение человек-природа по своей значимости начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения. Суть этой проблемы состоит в том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к обвальному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы . Все это порождает возможность «коллапса» - т.е. резкого и стремительного ухудшения экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.

О грядущих деструктивных процессах говорят уже достаточно давно: подсчитано, что не менее 1 млрд. 200 млн. человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды; Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений; интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. Будущее человечества прежде всего зависит от того, как будут согласованы «стратегия человека» и «стратегия природы». Глобальная экология как совокупность идей и практических актов по оптимизации отношения человечества и Природы, по обеспечению их так называемого «коэволюционного» (т.е. сопряженного, соответственного) развития должны стать делом политиков и экономистов, предметом осмысления, научения и применения. Надо очертить те «пределы развития», при которых можно избежать ужаса вселенской катастрофы.

К сожалению, эта идея еще не осознана всерьез политиками, не понята массовым сознанием и не стала четко обозначенной задачей социальной и личной практики. Когда же планету может постичь ужас такого «коллапса»? Устанавливают различные сроки: от 2-3 десятков лет до столетия. Но все согласны в одном: без принятия повсеместно мер глобального масштаба - он неотвратим.

Среди этих мер называют ограничение роста народонаселения . Сегодня он составляет до 85 млн. человек в год. Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и потребления в развитых подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду.

В мире резко обозначилась нехватка сельскохозяйственных земель. С 1984 г. мировое производство зерна возрастало лишь на 1 % - в 2 раза медленнее, чем рост населения. Т.е. затраты на прирост производства мирового валового продукта (от горючего до продуктов питания, от цемента до сплавов и композитов) будут превышать цену, которую общество в состоянии заплатить за этот прирост.

Демографическая обстановка на планете уже за исторический период существенно менялась. Так, накануне возникновения земледелия (около 10 тыс. лет назад) на всей планете жило людей в два раза меньше, чем сейчас живет в одной Москве - около 5 млн. (а Москва перевалила за 9 млн. жителей). За 5 тыс. лет до н. э. на Земле жило где-то около 30 млн. человек. Это примерно столько, сколько живет сейчас в Украине. К началу нашей эры народонаселение мира составляло 250 млн. человек, т.е. столько, сколько сейчас живет в СНГ. Сейчас на Земле одних американцев вдвое больше, чем было людей во времена Юлия Цезаря на всей планете.

Процесс неудержимого прироста населения Земли (со скоростью в 60-е гг. 8 тыс. человек в час, в 80-х - 10 тыс. человек в час, а сейчас, 12 тыс. человек в час) неравномерен. В нашей стране на фоне происходящих социальных катаклизмов смертность на 1 млн. человек в год превышает рождаемость. В развитых странах прирост минимален, либо его вовсе нет. Зато страны «третьего мира», несмотря на акции по его сдерживанию в Китае и Индии, продолжает стремительно расти. Демографы полагают, что население Земли максимально может быть не больше 10 млрд. человек. И эта цифра будет достигнута к 30-м гг. 21 в. Многие уверяют, что цифра завышена. Так что от продумывания глобальных, согласованных мер по оптимизации демографического бума никуда не уйти.

Остро стоит и проблема прекращения загрязнения жизненной среды ксенобиотиками (т.е. веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загрязнение нарастает. В зону опасности попали сферы нашего общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида.

Технологическая мощь человека обернулась против него самого, в этом основное зерно экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не более опасен и трагичен по последствиям, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно помимо радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов.

Третья угроза - опасность, нависшая над человеческой телесностью . Под угрозой «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность. Во второй половине 20 в. произошла «биологическая революция», положившая начало «новой биологии», важное место в системе которой занимает генная инженерия. Человек и раньше манипулировал генами, но большей частью бессознательно; теперь появилась принципиальная возможность создания организма в лабораторных условиях со строго определенным набором признаков. Разработки методов генной инженерии способствовали достижениям в области вирусологии, бактериологии, энзимологии. Возможно, что биотехнология в 21 в. окажет ощутимое воздействие на увеличение продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции на сокращающихся площадях и с меньшим расходом воды, сократятся вредные воздействия на окружающую среду минеральных удобрений, пестицидов. Обратной стороной указанных процессов и достижений стала опасность разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, генная инженерия, открывающая не только горизонты, но и зловещие возможности.

Тревогу вызывает возможность выхода из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении; массовое порождение клонированных организмов; не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Уже есть зримые последствия этих явлений. СПИД - это первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть, которую пока что ничто не в может остановить. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании рода людей. СПИД сегодня - это уже не узкомедицинская, а общечеловеческая проблема. К этому можно прибавить нарастание процента наследственно отягощенных уродств, рост женского бесплодия и мужской импотенции. Налицо признаки физического вырождения в ряде регионов, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

Наконец, четвертая, не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности . Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии испытывают сейчас тягостные затруднения, не могут ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Страхи и тревоги, стрессы, пронизывают все пласты человеческого существования. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то уверенно предвидеть будущее. Из 19 в. человечество вынесло две идеи, достойные быть названными глобальными идеями. Одна идея - социалистическая, другая - научно-технологическая. Считалось, что опираясь на эти идеи, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Сегодня обе идеи столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия.

Давняя мечта людей об обществе справедливости, реального социального равенства, высокого человеческого достоинства, удовлетворения всех запросов - духовных и материальных – не состоялась, т.к. не опиралась на жизненные реалии. Есть расчет: если стандарт потребления 5 миллионов аутсайдеров поднять до уровня уже упоминавшегося нами «Золотого миллиарда», то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. При этом не надо забывать, что человечество к 2030 г. как минимум удвоится. При существующих технологиях и потребительных ориентациях биосфера планеты этого просто не выдержит. При нынешнем техническом оснащении это и невозможно.

Это же относится и к технократическому оптимизму, к идее о величии технического прогресса. Признано всеми, что техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в том состоянии, что опираться на них трудно. Очевидно, что эти идеи требуют переосмысления. Образовавшийся идеологический вакуум заполнили многочисленные эзотерические доктрины западного и восточного толка, что лишь усугубило смятение и духовный кризис человечества. Религиозный экстремизм, практикующий террор, - также одно из проявлений духовного кризиса человечества, охватившее все страны независимо от их социально-экономического статуса.

Таковы реальные угрозы наших дней. Они настоятельно требуют консолидации всего человечества для поиска путей выхода из кризиса. Сегодня можно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая такая предпосылка - это развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания », преодоления преград к объединению человечества. Создание на ее основе некой новой цивилизации пока еще выявляется на уровне предпосылок. Контуры такой цивилизации еще плохо различимы Но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем. Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью.

Какие бы скептические оценки ни высказывались по поводу современной Большой науки – но именно она даст «строительный» материал для развития цивилизации. Один из ее самых ярких современных умов Илья Пригожин говорил, что в наш «турбулентный» век мы вплотную приблизились к новому переосмыслению мира. Мы находимся перед лицом новой Вселенной, новой природы, нам необходимо время для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой природы, которую мы открываем. Новое понимание мира, новые математические средства, новые физические и технические орудия - все это поможет понять Время, Вселенную иначе, чем традиционно. Все это поможет создать новое видение мира и принять решения в соответствии с этим. Это та первая основа, на которой можно будет справиться с угрозами.

Вторая предпосылка - это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства - смешанной рыночной и, как правило, социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа . Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Одинаково неправомерными показали себя как сверхцентрализованная экономика, со господствующей государственной собственностью, так и радикально-либеральное хозяйство, основанное на том, что автоматика рынка сама собой все расставит на места.

Третья предпосылка - становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Агрессия и насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь пронизывают все значимые события, проникают все родовое бытие людей. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития.

С некоторыми издержками уже пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. Джин Шарп, американская исследовательница, в своем трехтомном труде "Политика ненасильственных действий" описала 198 методов ненасильственной борьбы (включая формы символического протеста, социального бойкота, ненасильственного вмешательства и т.п.). Этика ненасилия из наивно-утопической конструкции становится одним из центральных моментов этической мысли.

Четвертая предпосылка - это объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах . С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки подбодрить эти процессы не редки, Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Процесс принятия, терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния то и дело наталкивается на сопротивление со стороны шовинистических групп. 1999 г. ООН объявляла годом, посвященным толерантности. Этот факт симптоматичен. Суть призыва к толерантности состоит в том, чтобы имеющиеся различия культур, социальных групп, политических и экономических группировок признать менее значительными, чем то, что объединяет всех людей планеты. Терпимость это признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание того, что мир многомерен, пестр и иным быть не может. А жить всем нам надо в этом мире и устранение нетерпимости, ксенофобии, самовлюбленного мессианства - одно из главных условий жизни нашего человечества.

Пятая предпосылка - это межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры . Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Расширяются международные, экономические и культурные контакты. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок народов друг у друга. «Диалог» культур превращается в многоголосый «полилог», попытки сохранения «изоляционизма» встречаются все реже.

Другой путь преодоления трудностей связан с прорывами в области интеллектуального поиска. Человечество находится в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности считают, что мы перед лицом Новой Вселенной, новой Природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления. Логика, близкая к обыденному мышлению, целостно охватывающая ситуацию и учитывающая ее нестандартные изменения. Взаимопроникновение традиционных диалектических способов размышления с концептами современных формально-логических математизированных систем. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», дополнение творческих возможностей мозга креативными потенциями компьютерных систем. Все это и многое другое ставит нас перед решением проблемы изменения традиционных способов и типов мышления. Лишь в самом общем виде можно наметить траекторию подобных сдвигов в человеческом интеллекте. Пожалуй, речь может идти об инверсии интересов мыслящих и действующих социальных субъектов, о поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей противоречий, но обращающих внимание на комплементарность (взаимодополнительность) идей, их интегрирование в многомерную целостность.

Сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.

Наконец, совершенно необходимо конструирование глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

Культура XX века отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Перед человеком стоят важнейшие вопросы: о его месте в космосе, о сути и ценности прогресса и науки, о будущем Земли и самого человечества. Идеал, к которому стремилась европейская культура, начиная с Возрождения,- это идеал саморазвивающейся творческой личности. Её главными характеристиками являлись неповторимость и оригинальность. В дальнейшем возвеличивание человека с одной стороны и выпячивание массовой культурой низменных инстинктов с другой способствовали к развитию крайнего индивидуализма и снижению общего уровня культурных потребностей. В прежние эпохи в качестве приоритетного был идеал постижения истины. В современной жизни царит культ жизни. В ХХ веке господствующей становится система общемировоззренческих установок, установление европейского и американского эгоцентризма. Сегодня в слаборазвитых странах проживает большая часть населения планеты. Наблюдается массовая бедность, неплатёжеспособность, социальная нестабильность, агрессивность, зависть. Вмешательство человека в биосферные процессы нарушили баланс между природой и обществом. Рост численности населения земли приводит к усилению дефицита естественных ресурсов. Глобальной является проблема постоянной угрозы ядерной, химической и биологических войн. Система общемировоззренческих установок предлагается наукой, массовой культурой, но не религией. Распад традиционных религиозных ценностей способствует утверждению нигилизма - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Культура развивается, отражая потребности новой жизни, использует достижения науки и техники, создает уют и благоденствие. Современная культура стремительно преображает окружающую среду, общество, быт людей. В XX столетии, как считают исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Темпы культурных перемен стали быстрее. Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что недавно составляло смысл бытия. Меняются ориентации. Низвергаются святыни. Преображается социальное и культурное бытие. Все эти проблемы могут эффективно решаться при гуманистическом использовании достижений научно-технического прогресса: здравоохранение и образование должны стать доступными, могут быть созданы психофизические условия для жизни в информационном обществе, должны вводиться программы борьбы с загрязнением среды, безработицей, стрессами и т.д. Судьбу 21 века будут определять не только научно-технические достижения, но и культурно-мировоззренческий настрой людей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социологию культура интересует в трёх основных аспектах:

1. как общеразделяемая система ценностей, норм, символов и значений;

2. как основа социализации личности, т.е. как объект усвоения человеком в процессе его жизнедеятельности;

3. как-то, что передаётся людьми от поколения к поколению.

Итак, социальная культура - это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

Данная работа была посвящена проблемам духовности в Украине, влиянию массовой культуры на общественное сознание. Феномен массовой культуры предлагает стандартные мировоззренческие и культурно-художественные представления об окружающем мире. Многие программы настроены непосредственно на молодёжь. Реклама американского образа жизни-«выглядеть на миллион» отвлекает от насущных вопросов сегодняшнего дня: борьбы с бедностью, со СПИДом, с угрозой войны и экологической катастрофы. Развлекательные жанры не позволяют огромному количеству теле и Интернет зрителей соприкоснуться с великими шедеврами истинного искусства. Привлечение молодёжи в игровой бизнес становится опасным для семьи и общества. Пропаганда спиртных напитков и насилия несовместима с нормами морали и права. Сегодня многие проблемы духовности в Украине связаны с развитием постиндустриального общества. Медицинские технологии являются предметом споров и вызывают осуждение церкви. Несмотря на появление огромного количества нетрадиционных для Украины религий, всё- таки основой духовности являются 10 библейских заповедей. Духовность в Украине неразрывно связана с национальной культурой. К художественной культуре национального возрождения можно отнести произведения И.П. Котляровского, Г. Квитки-Основьяненко, Н. Костомарова, А. Метлинского, Т. Шевченко, П. Мирного, Л. Украинки, И. Франко, В. Винниченко, М. Рыльского. В настоящее время, несмотря на засилье массовой культуры возобновили работу многие культурологические и просветительские организации. На демократических принципах развиваются отношения между государством и религиозными конфессиями. Развитие культурного потенциала украинского народа возможно только при условии серьёзнейшей заинтересованности всего общества в процветании образования, науки, искусства, литературы, активизации церковной жизни, утверждении демократии с гарантией свободы творчества, совести, слова и защиты интеллектуальной собственности.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвиде нию»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?

1. Глобалъные проблемы - это совокупность проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего разрешения согласованных действий всего мирового сообщества.

Важнейшей из глобальных проблем является пре одоление экологического кризиса и его послед ствий. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.

Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, прежде всего энергетических. Человечество обеспокоено и проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей - нефти, газа, торфа, угля, - то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. А потому человечество, видимо, должно прислу шаться к мнению, что ему необходимо добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии.

Вторым аспектом данной проблемы является за грязнение окружающей среды (атмосферы, воды, почвы и др.)- Мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых озоновых дыр, что оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты и ведет к глобальному потеплению климата.

Возникает проблема общей деградации окружающей среды. Решить ее человечество может только сообща. В 1982г. ООН приняла документ- Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН, болыную роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др.

Еще одной глобальной проблемой является рост населения земного шара (демографическая проблема). Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. Эта проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Однако, очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. Решать демографическую проблему следует уже сейчас, ибо наша планета не в состоянии обеспечить подобное количество людей необхо-димым для выживания продовольствием.

С демографической проблемой тесно переплетается и проблема сокращения разрыва в уровне эко номического развитпия между развитыми страна-ми Запада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема «Север-Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство из освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, преодолеть разрыв с разви-тыми странами по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВВП на душу населения).

Еще одной глобальной проблемой, которая долгое время считалась важнейшей, является проблема предотпвращения новой - тпретпъей - мирдвой войны. На сегодняшний день вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в распоряжение авторитарных режимов или в руки международных террористических организаций. Велика опасность перерастания отдельных локальных конфликтов в региональные и даже международные (с возможным использованием одной стороной ядерного оружия).

Угроза мирового тперроризма стала глобальной проблемой современности относительно недавно. Террор (лат. tоггог - ужас, страх) - применение насилия, включая физическое уничтожение людей, для достижения каких-либо политических целей. Насильственные акции должны вселять в людей чувство страха. Терроризм представляет собой одну из крайних форм политического экстремизма Неотъемлемое свойство терроризма - систематическое применение насилия, используемого при соответствующем социально-политическом и идеологическом обосновании.

К глобальным проблемам относят и принявшую угрожающие размеры эпидемию СПИДа и разви тие наркоманииблезн, алкоголизма, табакокурния,а также болезни – рак, сердечно-сосудистые заболевания.

Все глобальные пробдемы объединяет ряд общих п ризнаков:

1) они возникли во второй половине XX в. и являются следствием негативных последствий научно-технической революции;

2) глобальные проблемы создают угрозу существованию человечества в целом;

3) все они взаимосвязаны - невозможно решить каждую из них по отдельности;

4) наличие глобальных проблем является показателем единства и целостности современного мира;

5) их решение требует объединения усилий всего человечества, побуждает к поиску взаимопонимания и согласованию интересов различных стран и народов, способствует становлению единой цивилизации.

2. Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление, представляющее собой сложную систему.

Ее элементами являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и т. д.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности какого-то положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека к природе и обществу;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеалыго предвосхищая результаты своей деяте л ьности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социалъные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действителыюсти и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое (о нем говорят скорее как о це-ли, чем как о реальности), объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

3 . С утверждением Ф. Р. Шатобриана можно согласиться. Политика, по своей сути, является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средства и результат - основные компоненты политической и любой другой деятельности. Целъ представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. В политической деятелыюсти она выполняет организующую и мотивационную функции. Средства политики - это инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия.

Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом споров.

Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основных:

1) нравственный характер политики определяется ее целью;

2) приоритетное влияиие на нравственную значимость политики оказывают используемые средства;

3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друт с другом и с конкретной ситуацией.


Сегодня мир охватил цивилизационный кризис, который является результатом глобальной по масштабам «мировоззренческой катастрофы». Совершенно очевидно, что на наших глазах меняется духовно-нравственный климат общества, происходит смена ценностных ориентаций, установок и убеждений граждан. Многие выдающиеся философы прошлого писали о закате западной культуры (Хайдеггер, Ясперс, Гуссерль, Фукуяма и др.). В современных научных публикациях все чаще указывается на разрушение духовного иммунитета, подчеркивается кризисное состояние модели человека в Европейской цивилизации. Антропологический кризис выражается в блокаде рефлексии, ответственности, смысла жизни, в двойных стандартах, в анестезии чувствительности, в безродности и обездоленности, в бездушии и отчужденности. А главная болевая точка современной социокультурной ситуации - это разрушение межпоколенческих связей, отчуждение и противостояние в семье, в школе и обществе. Постфигуративный тип культуры (М. Мид) обнаруживает, что понятия добра и зла стали относительными, падает уважение к традициям, семейным ценностям, происходит деградация семьи как главнейшего социального института.
Духовно-нравственный кризис в обществе констатируется представителями различных наук и эту проблему необходимо считать междисциплинарной. Философы, социологи, психологи и педагоги подчеркивают, что в условиях ценностной аномии, вторжения уголовно-криминальной субкультуры в жизнь россиян, манипулятивного воздействия СМИ отмечается резкое падение падения нравственности, истощение духовности, рост потребительства, вседозволенности, распущенности.
По мысли М. Хайдеггера, там, где опасность, вырастает и спасительное . Защита и сохранение высоких духовных ценностей российского общества, его менталитета становятся жизненно необходимой целью современного общества и в первую очередь его системе образования. Речь идет о воспитании толерантности, эмпатии, коллективизма, сопричастности, о развитии человечности и стойкой гражданской позиции. Угроза таится в самом существе человека. В многочисленных публикациях последних лет все чаще и чаще подчеркивается мысль, что жертвой прагматической трансформации высшей школы является человек в его целостности и многомерности. По мнению ученых, разделяющих эту позицию, несмотря на существенные изменения в инновационных образовательных технологиях, профессиональная подготовка специалистов в вузе не содержит в себе заботу о целостном развитии человека и платой за эффективность является его одномерность. Все современные модели человека опираются в большинстве своем на естественные науки. Но человек - существо не только природно-социальное, но и сверхестественное, экзистенциальное, духовное.
Важнейшим приоритетом современной философии образования является исследование философских проблем человека, его сущностного свойства сохранять «собственно человеческое». Деятельность философов-антропологов, включающая в себя системный анализ человеческого бытия и разработку инновационной стратегии интеллектуально-духовного развития человека в процессе образования, является актуальной и практически значимой. Антропологический подход в сфере гуманитарного образования заключается в человекораз- мерности, обеспечении решения проблемы возрождения и воспроизводства человеческого в человеке, его способности к самостоянию, самобытности, самосовершенствованию, а также к со-бытию, сопереживанию, сочувствию и сотворчеству. Ибо там, где нарушается закон приставки со - и само-, духовное и человеческое утрачивается.
Рассматривая истоки духовности, В.Д. Шадриков подчеркивает: «.у нас есть все основания в качестве ведущей действующей силы становления человечности рассматривать духовность» . Духовность как свойство личности является фундаментальным качеством человека целостного, способного к реализации двух базовых потребностей: идеальной потребности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и социальной потребности - направленности на другого (сочувствие, сопереживание, другодоминантность). При этом оказываются взаимосвязанными понятия «духовность» и «целостность»: целостность человека духовна, а духовность - целостна. Для российского менталитета - это традиционно сплав веры, переживаний, страданий и надежд. По мнению Е.П. Белозерцева, содержание философии образования складывается «из наших пониманий различных смыслов русской идеи» .
Обратимся к идеям выдающегося отечественного философа В.В. Розанова, утверждавшего, что все ценности культуры становятся враждебными человеку, если они утрачивают свое духовное содержание. В.В. Розанов есть удивительный феномен русской истории, философ, сумевший впервые определить антрополого-методологические основы образования. Его глубокие, парадоксальные размышления удивительно актуальны и созвучны нашему времени. Вряд ли найдется еще такой противоречивый писатель, педагог и философ как Розанов. Однако, обращает на себя внимание его постоянная приверженность к одним и тем же главным темам: теме просвещения и теме семьи как истинной школы.
Являясь частью российской философско - религиозной мысли конца Х1Х - начала ХХ века, философия Розанова демонстрирует возможные пути продолжения поиска источников оздоровления современного общества в целом и его социальных институтов, в частности семьи, как главного института духовно - нравственного и психофизического становления личности. Розановские философско - педагогические идеи открывают нам проверенные веками эффективные пути решения проблем педагогики. Мыслитель призывает возвратиться к целостному мировоззрению, освещенному светом истинной Религии, какой, по глубокому убеждению философа, является христианство, а именно Православие. На признании закономерной связи Педагогики, Философии и Религии строятся у В.В. Розанова и духовно - педагогические основы возрождения семьи и личности. Именно в отрыве от целостного восприятия мира и человека заключается, по его мнению, слабость современной научной мысли. И только в единстве научного образования и религиозного воспитания возможно эффективно организовать педагогический процесс.
Ключевым понятием, определяющим методологию образования, по Розанову, является понятие «духовность», рассматриваемое в качестве интегральной характеристики человека и отражающее его сущность и отношение к миру и самому себе. Другим, системообразующим феноменом в философии образования В.В. Розанова является понятие «целостности», идея становления человека культуры как процесса внутреннего духовного роста, восхождения к своей целостности.
Застой школы В.В. Розанов связывал прежде всего с нарушением трех принципов образования: индивидуальности, целости и единства типа. В результате философской рефлексии проблем образования и воспитания им был сделан глубокий по своему смыслу вывод: «Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем вообще педагогику как теорию некоторого ремесла, искусства ли (внедрять данную тему в данную душу). Но мы не имеем или не имели того, что можно бы назвать философией воспитания и образования, т.е. обсуждения самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории. Кого не поразит что, так много учась, при столь усовершенствованных дидактике, методике и педагогике, мы имеем плод этого (новый человек) скорее отрицательный, нежели положительный. Забыты именно философия воспитания; не приняты во внимание так сказать геологические пласты, коих поверхностную пленку «назема» мы безуспешно пашем» .
Это было написано в 1899 году. Однако и до сих пор современная педагогическая наука во многом еще продолжает безуспешно «пахать» пока лишь поверхностный слой среднего и высшего образования, не углубляясь на ту принципиальную глубину, из которой можно извлечь потенциальные ресурсы для реформирования образования. И нельзя не согласиться с мнением ученых, утверждающих, что современное образование, не опирающееся на философски обоснованное учение о человеке и его месте в природе, истории и культуре, с неизбежностью приближает нас к сгущающимся «сумеркам просвещения».
Литература
  1. Хайдеггер, М. Письма о гуманизме. Проблема человека в западной философии. - М., 1988
  2. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности. - М.: «Логос», 2001.
  3. Белозерцев, Е.П. Образование как духовное задание человеку: В сб. Философия отечественного образования: история и современность. - Пенза, 2009.
  4. Розанов, В.В. Сумерки просвещения. - М.,1990.

Аннотация. В статье рассматриваются причины глобального кризиса современного общества, связанные с низким уровнем нравственности. Сопоставляется понимание базисных понятий в обществе потребления и в высоконравственном обществе. Рассматриваются пути выхода из кризисного состояния современного общества, представленные в «Доктрине высокой нравственности», показывается роль общественного движения для преодоления кризисного состояния общества.

Современное общество находится в глобальном кризисе. Каждый день приходят сообщения СМИ о политическом противостоянии и военных конфликтах, террористических атаках и экологических, техногенных катастрофах, банкротстве не только отдельных компаний, но и целых стран. И кажется, что нет этому конца. В чём же дело? Что лежит в основе этого глобального кризиса? Ответ на эти вопросы следует искать не в экономике и не в политике. Корни кризиса гораздо глубже - в сфере духовно-нравственной жизни общества и каждого отдельного человека.

В каком случае для человека становится возможным сливать в водоёмы отходы с отравляющими веществами; производить продукты с вредными для здоровья компонентами и поддельные лекарства, которые не смогут помочь человеку в сложной ситуации; бомбить гражданские объекты, заведомо зная, что там находятся мирные жители, дети? Ответ один - в случае низкого уровня нравственности. Именно в этом и заключается основная причина глобального кризиса, который охватил практически все страны мира и все стороны жизни общества.

Идеология общества потребления, когда основной ценностью являются деньги и власть, приводит к подмене общечеловеческих ценностей, которые исповедовались в разные эпохи, у разных народов, ложными ценностями, к искажению основных базовых понятий. В обществе, в котором доминирует идеология потребления, - раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом. В результате современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом.

Известные историки, политологи и политические деятели В.Э. Багдасарян и С.С. Сулакшин в своей монографии рассматривают ценностные факторы, укрепляющие российское государство, а также выявляют факторы, оказывающие разрушительное воздействие на него, так называемые антиценности, которые ориентированы не на укрепление и жизнь любого государства, а, наоборот, на его ослабление и даже смерть.

Вывод, к которому пришли авторы, неутешителен: «…Россия в начале ХХI в. находится в состоянии не просто кризиса, а цивилизационной катастрофы. Эрозия ценностей страны является одним из её факторов. По многим из них достигнут уровень исторического минимума. Выход, соответственно, видится в развитии жизненных потенциалов страны, которые… корреспондентны высшим ценностям государства» .

И это понимают не только учёные и политические деятели. Всё больше и больше простых людей, граждан России и других стран, понимают важность повышения уровня нравственности в обществе, рассматривая этот процесс как действенный механизм эволюционного развития общества. Прослеживается тенденция всё более активного включения россиян и граждан других стран в действия, направленные на возрождение нравственности в мире, преодоления магии антиценностей. Одним из таких примеров является деятельность Международной общественной организации «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», в состав которой входят участники из 50 стран мира. Участники Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» не просто начали с себя и стремятся вести нравственный образ жизни, они встречаются с людьми, беседуют о проблемах нравственности в обществе, а также стараются включить в решение этой проблемы руководство своих стран. В частности, участниками Движения был разработан программный документ «Доктрина Высокой Нравственности» (далее - Доктрина), которая представляет собой взгляд на причины современного состояния общества, определяет основные ценностные ориентиры, даёт определение базисных понятий, предлагает пути выхода из идеологического кризиса. Доктрина содержит концепцию идеологии высоконравственного общества, которая может послужить основой для формирования государственной политики, совершенствования правового поля, а также для разработки целевых программ в области повышения нравственности.

Существующие деформации в духовно-нравственной сфере наглядно проявляются при сопоставлении понимания основных базовых понятий, таких как Бог, человек, физический мир, общество, свобода, власть и других, представленных в Доктрине. Их рассмотрение поможет, по нашему мнению, увидеть выход из сложившейся кризисной ситуации.

Понятие «Бог». В обществе потребления это понятие перестаёт восприниматься как источник абсолютных ценностей, определяющих всю жизнь человека. Вместо этого насаждается фетишизм - религиозное поклонение материальным ценностям, господствует культ денег. Психология «фаст-фуда» проявляется и в вопросах веры. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов.
Объективно Бог - это Высший Закон, который управляет Вселенной. Всё подчиняется этому Закону. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.

Вопрос о существовании Бога постепенно переходит из области религиозно-философских рассуждений в область научных исследований. Так, в мире существует большое количество фундаментальных физических констант (гравитация, электромагнитная сила, ядерное взаимодействие, отношение радиуса Земли к расстоянию до Солнца и другие). Результаты исследований математиков, Проблема Нравственности и глобальный кризис общества физиков и астрофизиков из разных стран мира - И.Л. Розенталя, В.А. Никитина, С. Вайнберга, Р. Бройера, Ф. Дайсона, Д. Полкинхорна, Д. Барроу, Ф. Триплера, Д. Джина и других - свидетельствуют о том, что малейшее изменение любой из них привело бы к разрушению Вселенной. Научные исследования в этой области позволили учёным сделать вывод о наличии Свехразума, управляющего Вселенной.

Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале - Бог».

С подобными утверждениями в разное время выступали: Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Чарльз Дарвин, К. Фламмарион, Н.И. Пирогов, Жюль С. Дюшезн, Ф. Крик, А.Д. Сахаров, П.П. Гаряев и многие другие учёные мира.
Понятие «Физический мир». В современном обществе существует представление о том, что есть только физический мир, который можно увидеть, потрогать, изучить, разложив на составные части, поэтому вся деятельность ограничивается этим миром.
Однако учёные доказали, что физический мир - это только «надводная часть айсберга». Лауреат нобелевской премии, итальянский физик К. Руббиа, утверждает, что видимая материя составляет лишь одну миллиардную часть всей Вселенной. Вселенная гораздо шире, и учёные приводят доказательства новых уровней существования жизни в ней. Открытие российским учёным С.В. Зениным информационно-фазового состояния материи, развитие английским физиком Д. Бомом теории голографичности Вселенной, открытия российских учёных Г.И. Шипова и А.Е. Акимова в области теории физического вакуума и торсионных полей свидетельствуют о многоуровневости и существовании разумного управления Вселенной.
Понятие «Человек». В обществе потребления человек рассматривается как часть материального мира. Он имеет «начало» (рождение) и «конец» (смерть) - точно также как имеет своё зарождение и уничтожение любой предмет или процесс физического мира. И поскольку, по представлениям большинства, человек живёт один раз, то надо прожить свою единственную жизнь в наслаждении всеми её благами. За одну жизнь невозможно стать совершенным, поэтому нет смысла стремиться к высокой нравственности, предусматривающей внутренние ограничения и самодисциплину.

Однако если принять во внимание, что Вселенная - это сложнейшая многоуровневая система существования разных планов бытия, следовательно, такой сложный живой организм, как человек, тоже многомерен. Технологии компьютерной ГРВ-графии, разработанные К.Г. Коротковым и основывающиеся на эффекте Кирлиан, наглядно показывают наличие у человека энергетической составляющей - биополя, которое отражает его мысли и чувства.

Человек имеет кроме смертной части ещё и бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений. В течение многих своих жизней человек накапливает опыт, развивает свои лучшие качества, и, согласно причинно-следственной связи, пожинает последствия своих поступков, совершённых не только в одной жизни, а во всех предыдущих существованиях. Если бы человек знал, что живёт не один раз, он бы глубоко задумывался, прежде чем совершить безнравственный поступок. Он бы понимал, что если обижал и унижал, обманывал и убивал кого-то в предыдущем воплощении, то в последующем перерождении и сам он будет обижен и унижен, обманут и убит.

Развивающийся с 1960 года научный подход к изучению вопросов реинкарнации, организация в 1980 г. международной Ассоциации терапии исследования «прошлых» жизней, в которую входят учёные Великобритании, Германии, США, России и других стран, позволили документально подтвердить тысячи случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Например, американский врач, профессор И. Стивенсон в течение 40 лет исследовал 3000 случаев воспоминаний детей о прошлых жизнях.

Преподавание в детсадах и школах всего двух Законов мироздания: о причинно-следственной связи и о перерождениях бессмертной части человека - за одно-два поколения в корне изменило бы общество и направило по нравственному пути.

Рассмотрев подробно три первых понятия, остальные рассмотрим кратко.
«Общество» - в обществе потребления предполагается неравенство расовое, имущественное, религиозное и другие. В высоконравственном обществе человечество - это братство народов.
«Свобода» - в обществе потребления проявляется в несоблюдении Высшего Закона. Вседозволенность, злоупотребления для удовлетворения желаний и получения удовольствий. В высоконравственном обществе свобода - это осознанная необходимость следовать Высшему Закону, существующему во Вселенной. Неограниченная свобода действовать в рамках этого Закона.

«Власть» - в обществе потребления власть направлена на то, чтобы держать народные массы в повиновении, следует за политической конъюнктурой, порождает коррупцию и борьбу за власть. Должности покупаются. В высоконравственном обществе власть - это почетная обязанность. Лучшие представители общества занимают руководящие должности в соответствии со своими моральными качествами.
«Финансы» - в обществе потребления выступают как средство управления, манипулирования, контроля, порабощения. В высоконравственном обществе финансы - временное явление на определённом этапе развития общества (как эквивалент обмена, средство учёта и распределения).

«Труд» - в обществе потребления является способом заработать деньги. В высоконравственном обществе труд - высшая радость, способ творческой самореализации человека.
«Войны» - в обществе потребления это средство борьбы за власть, контроль, богатство и природные ресурсы. В высоконравственном обществе - мир без войн. Реализация принципа ненасилия в международных, общественных и межличностных отношениях.
«Медицина, здравоохранение» - в обществе потребления лечение и лекарства используются как средство наживы. Отсутствует заинтересованность в том, чтобы человек был здоров. В нравственном обществе их целью является здоровье каждого человека. Основа здоровья - гармония с Природой.

«Образование» - в обществе потребления средство воспроизводства рабочей силы и воспитания в гражданах необходимых государству качеств. В нравственном обществе каждый человек должен получить максимально разностороннее образование, как средство раскрытия внутреннего потенциала личности.

«Средства массовой информации» - в обществе потребления это источник манипулирования массовым сознанием. Выполняют социальный заказ властьимущих. Способствуют оглуплению населения. В нравственном обществе - способствуют расширению кругозора каждого члена общества. Расширяют и углубляют знания.

«Искусство» - в обществе потребления рассматривается как коммерческий продукт массового потребления. Отражает безнравственность общества. В высоконравственном обществе - даёт образцы высокой морали и нравственности, возвышает сознание людей.

«Наука» - в обществе потребления обслуживает интересы финансовых элит. Научные открытия используются для извлечения прибыли, в военных целях. В нравственном обществе наука изучает законы построения Вселенной и помогает человечеству следовать им. Все научные достижения и разработки направлены на улучшение жизни человека.

«Семья» - в обществе потребления наблюдается вырождение семьи: однополые браки, неполные семьи, сексуальные извращения. В нравственном обществе семья - опора общества и государства.
«Свободное время» - в обществе потребления используется для удовольствий и развлечений. В нравственном обществе используется для образования и самосовершенствования.
Авторы Доктрины Высокой Нравственности считают, что возрождение нравственности должно стать национальной программой, национальной идеологией, пропагандироваться на всех уровнях, всеми возможными способами. Только в этом случае возможен выход из глобального кризиса нравственности современного общества.

Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило их к процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса - повысить нравственность народа. Когда человек становится всё более нравственным, он сам автоматически начинает отказываться от того, что безнравственно.

Сейчас современные СМИ подстраиваются под самые низшие желания людей, пропагандируя низкие образцы: грубость, курение, насилие, сексуальные злоупотребления и извращения и другие. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества Однако государство нашло в себе силы на самом высоком уровне начать кампанию против курения и алкоголизации населения. Следующим шагом должно стать проникновение на экраны телевизоров, на радио, на страницы изданий более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить (не путем запрета) пошлость, грубость и насилие из сознания народа, а значит, из всех областей жизни государства. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Россия должна стать оплотом нравственности в мире!

Литература:
1. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. / Серия «Политическая аксиология». Научная монография. - М.: Научный эксперт, 2012. - 624 с.
2. Бычков А.В., Микушина Т.Н., Скуратовская М.Л., Ильина Е.Ю. «Доктрина Высокой Нравственности»