Меню

Основные нравственные ценности. Нравственные ценности - что это? Как формируются нравственные ценности? Ценности: понятия, сущность, виды

Эксплуатация автомобиля

Введение

Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность

Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека

Религия и ее роль в современном мире

Заключение

Список использованной литературы

Введение

С момента формирования общества начали свое существование нравственные ценности. Они определяли жизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.

Свобода для человека не вовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставался подневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества и традиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он не будет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых он будет жалеть.

Как было бы прекрасно, если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.

Религия все также как в древние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяет миллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормы поведения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласий возникают конфликты между людьми разных вероисповеданий.

1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность


К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе.

Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственные ценности были неразрывно связаны с религиозными системами.

В античности появляются самостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание

Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используем название «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками», или киниками, в античной философии называли философскую школу, представители которой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм - учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и "приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности.

В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развивал Эммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» - моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».

Нравственные ценности играют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либо нельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишься ненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречит нравственным ценностям.

Родные, друзья, близкие и те кто нас окружают - это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью, доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правил поведения мы просто не сможем существовать.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода, возможность нравственного самоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляции человеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы как выбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решением человека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствием неких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему руку Христа, либо уклониться от божественной помощи и поддержки, избрав другой путь.

Если отвергнуть механистическое понимание социокультурных законов, при котором человеческая жизнь представляет собой жесткую цепь накрепко связанных друг с другом звеньев, то обнаружится, что законы общества и повседневной жизни - это законы-тенденции. Они являются статистическими, то есть действуют только на большом массиве событий и ситуаций. На уровне и бытия, и быта господствуют вероятностные отношения, которые в рамках тенденции дают возможность выбирать. Почти каждая житейская ситуация имеет целый ряд альтернатив, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли из возможности выбора может и должна перейти в действительность выбора - воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.

Человеческая воля имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит от некоторых условий:

Условие 1. Для реализации свободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Если человек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозой смерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своему усмотрению - он не выбирает и не свободен, по крайней мере в практическом отношении.

Условие 2. Для того чтобы свободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способность увидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд, осознанность - необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут. Если человек выбирает спонтанно, по принципу «не могу иначе», то в 99% случаях выбор его будет ошибочным и не принесет ему ничего хорошего.

Бывает, что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желает отказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим. Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать - тоже поступок.

Не оказать помощь - промолчать, закрыть глаза - это тоже свободное решение. В не меньшей степени данное положение относится в выбору между равноправными ценностями. Если ты не выбрал - значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чаще всего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтому уклонение от выбора - не более чем самообман.

Ответственность - оборотная сторона свободы, ее « alter ego » - второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им.

Вести себя ответственно - значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий. Ответственное поведение в этом смысле - это поведение разумное и в хорошем смысле слова расчетливое - поведение того, кому не все равно, что будет с ним и с другими. Ответственность означает также способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие и способствуем их развитию. Равнодушие, как и попытка «ломать другого через колено», - это всегда безответственное отношение к нему. То же касается отношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своем сохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, не давая воли иррациональным страстям.

Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не мог поступать сообразно своей воле.

Вторым важнейшим условием полноты моральной ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга - он также испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает такого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении с оружием - то есть за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто вовсе «без вины виноватые», переживают весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно утешиться ролью «игрушки судьбы» и «орудия рока». Всегда возникает вопрос: «Почему именно я, а не другой?» Мы не желаем быть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта «личностная интерпретация» случившегося заставляет нас чувствовать ответственность.

Ответственному поведению противостоит безответственное - это поступки «на авось», действия, которые совершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточной самоуверенностью, а часто - и с тем и с другим. Когда человек безответственно совершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степени неопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбора оказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, кто втянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид не испытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, не концентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся. Он полагает, что «нелегкая вывезет», и часто ошибается.

И вот здесь вступает в силу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую «несут». «Нести ответственность» - значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В свою очередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалить последствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственную трусость, неразумность или безудержное удальство. Жан-Поль Сартр, полагавший человека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единственную моральную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди, - это ответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственную мораль - самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр или безудержно жесток - это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принять на себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты говоришь, что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, - ты лжешь, потому что последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание, разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь, богатство или славу, потому что всякий результат - результат его свободного выбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственные поступки.

2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. И соответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное. Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенного ориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое "эстетикос" означает "относящееся к чувству". Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство - как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементы сопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно и максимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как "целесообразность без цели". Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человека эстетическое начало имеет свою особую нишу.

Где и как существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков: эстетическое, а сюда входит и красота, - это свойство предмета. Такой ответ с позиций понимания знакового, символического характера эстетического является довольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическое объединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как "природники", считающие эстетические свойства принадлежащими объектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайна эстетического состоит в удивительной согласованности "лица" предмета с внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением.

Ценностный характер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в нем прекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремится не к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мир эстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половину чувственного восприятия.

В стремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивого человек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощение красоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.

Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случае музыки - звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальных инструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностным переживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужества воина, защищающего родину.

Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различие между, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны, техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое "технэ" означает искусство, мастерство. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово "дизайн" английского происхождения и весьма удачно отражает суть технической эстетики. Оно состоит из корневой основы "зайн" (знак, символ) и префикса "ди" (отделение). Дизайнер осуществляет разнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир в технические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника - это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого "Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий". И я, пожалуй, соглашусь с этим мнением, так как добро представляет собой духовное состояние человека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторы влияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это может проявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.

Красота же в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, например девушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят время в салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» - пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений и не вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен и душой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятся внешние данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты, по моему мнению, будет всегда.

3. Религия и ее роль в современном мире


Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного (теоретического, художественного или другого) «мира», в отличие от мира реального, жизненного, предметного,- черта всех форм его духовного освоения людьми. Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии - в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством. То и другое - обязательные «полюса», условия жизни религиозного сознания.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большое число приверженцев в разных странах. Религия - социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим переменам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?

Исследования показывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленных силах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отражено постоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственные силы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил, как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о «высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец - сын» и другими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого момента связано развитие в рамках религиозного сознания - на высших его ступенях - этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение к божеству нередка придает вере светлый, радостный характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.

Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разными группами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначно оценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественного мирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, в которых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей на общественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико.

Это в значительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своему отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, храпит систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценностную сторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовности человека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспекта человеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредством природных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальной стороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическому толкованию, регулированию.

Можно сделать вывод, что религия была и остается важнейшим фактором формирования морально устойчивого и гуманного общества. Ведь религия дает человеку понять, что такое хорошо и что такое плохо; почтение к предкам и уважение к родителям.


Заключение

Ценности, обеспечивающие жизнь человека - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе. Этими правилами и должен руководствоваться человек в своей жизни.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода. . Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост свободными мы не будем, так как мы зависим от нравственных общественных устоев и законодательства. Ну конечно ответственность за свои поступки должна быть заложена в человеке с детства, без нее не будет личности как таковой.

Эстетическое - метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикам жизни и искусства.

Добро лежит внутри человека. Добро должно совершенствовать мир, делать его лучше, ведь чем больше добра мы делаем тем больше оно к нам возвращается. Но если добро и красота объединятся наша жизнь заблистает всеми красками жизни.

Ну и в заключении скажу о религии. Она держит наши умы, поступки в определенных нравственных рамках, учит уважать родителей и почтенно относиться в старшим. В наши дни это не всегда так, но все-таки в своем большинстве мы стараемся держаться этим нравственным рамкам.


Список использованной литературы

1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т. «Философия». - М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.

2. Спирин А.Г. «Философия». - М.: Гардарики, 2004. 279-283 стр.

3. Рычков А.К. «Философия». - М.: Владос, 2004. 173-175 стр.

4. Гучилов Н.Ф. «Философия». - СПб.: Питер, 2004. 298-301 стр.

5. Кохановский В.П. «Философия». - Ростов на Дону: Феникс, 2005. 340-342 стр.

6. Губин В.Д. «Философия». - М.: Проспект, 2007. 184-187 стр.

7. Алексеев П.В., А.В.Панин «Философии». - Проспект, 2008. 365-367 стр.

8. Разин А.В. «Философия». - М.: Гардарики, 2006. 304-307 стр.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ценности - это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. Они не регулируются юридически, но в большинстве своем имеют интерпретацию в сводах закона, а значит, обеспечены нам и государством.

С самых древних времен ученые умы вывели ряд качеств, характеризующих «идеального гражданина». Для него во все времена были свойственны такие нравственные ценности, как мужественность, смелость, великодушие, справедливость, доброта, милосердие. К такому светлому образу (по замыслу древних знатоков) должен стремиться каждый. Конечно, хотеть и соответствовать - это разные вещи. Но мечтать и стремиться к лучшему людям хочется всегда.

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм - все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему... Для верующего человека - это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Воспитание

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо - совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора - одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным - все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. "Добро" кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла - это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное - одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие - сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня - каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Безнравственность

Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.

Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное - черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.

1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом.

2. Совесть – форма нравственной самооценки. Значение совести в

профессиональной деятельности юриста.

3. Место нравственного долга и совести в профессиональной

деятельности юриста.


1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом

Возрастающее значение нравственности в обществе обусловливает повышение значения этики как науки о морали, различных видов профессиональной этики как направлений, изучающих особенности применения общих принципов и норм морали в определённых профессиональных группах.

Возникновение профессиональной этики обусловлено конкретными социально-экономическими условиями развития общества, материальными и духовными потребностями людей. В качестве первопричины выступило общественное разделение труда, появление различных видов деятельности, профессий.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы . Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т.д. отдельных лиц или учреждений, каким бы высокими правами те не обладали.

Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

2. Совесть – форма нравственной самооценки. Значение совести в

профессиональной деятельности юриста

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой .

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда - правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

3. Место нравственного долга и совести в профессиональной

деятельности юриста

Профессиональная этика обобщает, систематизирует, научно обосновывает принципы, нормы и другие элементы морали, доказывает разумность и прогрессивность одних и подвергает научной критике другие; способствует воспитанию людей, помогает им целенаправленно выработать такие моральные представления, принципы и нормы, чувства, убеждения, идеалы, привычки и качества, которые отвечают задачам их поведения, в том числе и профессионального.

И, наконец, профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества - юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста.

Ратинов и Зархин утверждают, что «каждая профессия налагает на своих представителей специальные нравственные обязанности, которые дополняют общие моральные принципы, а в некоторых случаях и ограничивают их действие… Судебная этика определяется как учение о специфических нравственных нормах служебной деятельности и внеслужебного поведения профессиональных участников судопроизводства: судей, прокуроров, следователей, адвокатов. Наряду с общими для них положениями, некоторые правила, относящиеся к жизни и деятельности представителей только той или иной юридической профессии, не совпадают» .

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.

Моральные нормы -- это. единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.

Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.

Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно -- добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности.

Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах -- Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина.

В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее "царство Божие", литературные и философские утопии ("Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Золотая книга об острове Утопия" Т. Мора, теории социалистов-утопистов).

Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.

Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро -- это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.

Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.

Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа.

Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек -- уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, -- будет характеризовать его моральную развитость и зрелость.

Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.

Здесь на первый план выступает совесть -- способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения -- общественное мнение или требования закона -- можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.

Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.

Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее -- с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него "нужных людей" и "связей", с его "умением жить", а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит.

Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу "око за око, зуб за зуб", через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе -- таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.

Все мы живем в обществе, взаимодействуем ежедневно с множеством людей: близкими, коллегами, да и просто посторонними людьми: прохожими на улице, в общественных местах – магазинах, кафе, кинотеатрах. Чтобы это взаимодействие было максимально комфортным, обществом приняты определенные правила поведения, которые обычно называют общественной моралью. С одной стороны понятно, что если каждый индивидуум будет делать исключительно то, что хочет, невзирая на удобство окружающих, жизнь в обществе таких людей значительно усложнится и даже станет опасной. Как спокойно можно существовать, если не знаешь, чего ждать от окружающих? Поэтому моральные нормы является защитой для людей. С другой стороны, общественная мораль в некоторых вопросах зачастую является камнем преткновения, а иногда находятся и такие, которые объявляют себя свободными от всякой морали. Таких людей мы обычно называем безнравственными, общественно опасными, а иногда они заслуживают называться злодеями или тиранами.

Если мораль – это некие рамки, нормы, которыми человечество регулирует взаимоотношения внутри общества, и они, как правило, продублированы в законодательстве любой цивилизованной страны, то нравственные ценности – это то, чем руководствуется каждый человек, когда ведет себя так, а не иначе. Это маяки, на которые ориентируются люди на своем жизненном пути. Ну, или не ориентируются – тут, конечно, возможны варианты.

Как же формируются нравственные ценности каждого человека? Изначально, разумеется, они начинают оформляться в семье. Именно родственники говорят малышу, что – хорошо и правильно, а что – нельзя делать. Нравственные чувства дошкольников формируются согласно принятым моральным нормам в семье – а они могут быть разными в зависимости от социального статуса, страны проживания, исповедуемой религии и многих других аспектов. Дети в таком возрасте еще не подвергают сомнению сказанное взрослыми, ориентируются на поведение родителей и старших, поэтому определенный фундамент нравственности закладывается уже тогда.

Ребенок растет, идет в школу, начинает общаться с одноклассниками, с учителями. Приходит время, когда именно авторитет ровесников может определять поведение школьника. Как правило, случается это в подростковом возрасте, и в той или иной степени затрагивает любых, даже самых «правильных» и домашних ребят. Дело в том, что в таком переломном возрасте ребенок еще не в состоянии ориентироваться на внутреннюю свободу и собственные желания и понятия, ему важнее не отличаться от сверстников, а родители и учителя, как ему кажется, его свободу лишь ограничивают.

Влияние на формирование нравственных убеждений и правил поведения продолжается и во взрослом возрасте. Окружение в институте, на работе, и, наконец, нескончаемый поток информации с экранов телевизоров, из интернета – все это просто невозможно игнорировать.И это, несомненно, определяет рамки того, что человек считает дозволенным, а что – неподобающим. Люди среднего возраста и старше в большинстве своем считают свои нравственные установки незыблемыми, чего не скажешь о более молодых членах общества. Если наркомания, например, или жестокое обращение с детьми порицаются сейчас так же, как и десятки лет назад, то отношение к некоторым другим порокам стало более терпимым.

Нравственность основной массы общества в стране – такой параметр, важность которого не стоит недооценивать. Он определяет духовное состояние целой нации, а это тесно связано и с ее безопасностью, и с демографической ситуацией, и, в конечном счете, с уровнем благополучия народа.

Сейчас подавляющее большинство стран, считающих себя цивилизованными, ориентируются на построение гуманного общества, то есть такого, в котором наивысшей ценностью является человеческая жизнь. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в гуманном обществе основана на той идее, что все люди имеют равные права и обладают равной степенью свободы. На этом же фундаменте стоит концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Несмотря на то, что в нашей стране в последние десятилетия произошло существенное изменение ценностей, основные, высшие духовно-нравственные ценности остаются незыблемыми. Каким бы ни был политический строй, какие бы изменения не происходили в обществе, хочется верить, что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь, семья и верность всегда будут цениться превыше всего. Именно эти понятия наполняют человеческую душу светом, делают человека счастливым.

Как бы ни ценились в современном обществе сила, власть, богатство, в глубине души все понимают, как все это зыбко, насколько это наносное, тогда как истинные ценности остаются с человеком всегда, ведь именно они делают человека существом высшим, достойным уважения. Особенно заметно, кто чего стоит в сложных для выживания условиях. Только личность, имеющая внутренний стержень, четко понимающая, что есть для него хорошо, а что – зло, способна не потерять в такой ситуации человеческий облик.

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья.

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия. Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

Носителем моральных норм выступает религия, и недооценивать ее нельзя, ведь она тоже регулирует и взаимоотношения людей, и нормы повседневного поведения, а не только отношение человека к Богу и церкви. В большинстве мировых религий Бог – воплощение добра и справедливости, а основные заповеди и представляют собой самые главные жизненные ориентиры: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй. Пожалуй, в тот момент, когда происходит определенное смещение или подмена ценностей, повышается роль религии в жизни общества – она способствует объединению людей, являет собой точку опоры в нестабильном мире. Нравственность и религия, безусловно, самым тесным образом связаны между собой, но при этом, история знает немало примеров, когда под лозунгом «Богу угодно» творилось самое чудовищное зло.

Итак, нравственные и духовные ценности – это тот фундамент, без которого не выстоит никакое, даже самое высокотехнологичное общество.

Нравственные ценности was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева