Меню

Белорусский автомобильный завод. История марки белаз

Автопроизводство

Курсовая

Производство и промышленные технологии

Золотники 6 и 13 смещаются в крайнее правое по рисунку положение и поток рабочей жидкости от насосов 2 3 и 4 через гидрораспределитель 6 и золотник 13 подается в поршневые полости гидроцилиндров Дроссель в гидролинии опускания обеспечивает давление рабочей жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров 2530МПа необходимое для торможения платформы в конце подъема. При этом уменьшается необходимое для подъема платформы усилие и соответственно снижается давление рабочей жидкости в напорной гидролинии подъема. Техническое обслуживание...

  1. Самосвала Белаз 7548……………………………….…………………….

2. Описание работы гидросхемы опрокидывающего механизма

БЕЛАЗ 75483 …………………………………………………………….

3. Данные для расчета……………………………………………………...

  1. Выбор гидродвигателей ………………………………………………..
  1. Выбор насоса………………………………………………………….…
  1. Выбор направляющей аппаратуры……………………………………
  1. Выбор регулирующей аппаратуры……………………………………
  1. Выбор фильтра………………………………………………………….
  1. Гидравлический расчет трубопроводов……………………………….
  1. Расчет КПД гидросистемы...…………………………………………..
  1. Тепловой расчет гидросистемы……………………………………….
  1. Расчет механической и регулировочной

Характеристики гидропривода…………………………………………

13. Расчет на прочность элементов цилиндра............................................

Список литературы


1. Самосвала Белаз 7548

Карьерный самосвал БелАЗ-7548 (рис.1) и его модификации грузоподъёмностью 42 т выпускаемые производственным объединением «Белорусский автомобильный завод» предназначены для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых разработках, а также грунта на строительстве крупных промышленных и гидротехнических объектов по технологическим дорогам в различных климатических условиях

Рисунок 1

Модели самосвала Белаз 7548

В зависимости от установленного на самосвале двигателя завод выпускает следующие модели:

Белаз 7548А – грузоподъемностью 42т с двигателем ЯМЗ 240НМ-1Б мощностью 368 кВт (500лс)

Белаз 75483 – грузоподъемностью 42т с двигателем ЯМЗ 8401.10-02 мощностью 405 кВт (550лс)

Белаз 75481 – грузоподъемностью 42т с двигателем КТА 19С мощностью 441 кВт (600лс) .

БелАЗ-7548 снят с производства в 2002 году. Заменен на БелАЗ-7547.

Техническе характеристики БелАЗ-7547:

Технические характеристики самосвала БелАЗ-7548

БелАЗ

75481

75483

7548A

7548D

Двигатель

ЯМЗ-8401.10-06

КТА-19С

ЯМЗ-240НМ2

DEUTZ BF 8M 1015C

Мощность кВт (л.с.)

405 (550)

448 (600)

368 (500)

400 (544)

Трансмиссия

ГМП (5+2)

Шины

21.00-33

Максимальная скорость, км/ч

50

Радиус поворота, м

10.7

Масса, т

30

Габариты, мм

Длина

8090

Ширина

4620

Высота

4280

Объем платформы, м3

Геометрический

21/19

С шапкой 2:1

26

2. Описание работы гидросхемы опрокидывающего механизма БЕЛАЗ 75483 .

Опрокидывающий механизм - гидравлический, обеспечивает подъем, опускание и остановку платформы в любом промежуточном положении. Опрокидывающий механизм состоит из двух телескопических гидравлических цилиндров, трех шестеренных насосов, панели управления, блока гидрораспределителей управления, масляного бака и маслопроводов. Принципиальная схема гидравлической системы опрокидывающего механизма:


1-масляный бак;

2-насос рулевого управления;

3,4-насосы опрокидывающего механизма;

5-панель управления;

6-гидрораспределитель;

7,12-обратные клапаны;

8-блок гидрораспределителей управления;

9,10-гидрораспределители управления;

11-гидроцилиндры;

13-золотник подключения рулевого управления (элемент панели управления);

14-гидросистема рулевого управления;

15-фильтр;

В нейтральном положении выключателя на панели приборов оба электромагнита гидрораспределителя 8 обесточены. Рабочая жидкость от насоса 2 поступает к гидрораспределителю 8 и через клапан 13 переключения насоса в гидросистему 14 рулевого управления. От насосов 3 и 4 рабочая жидкость через каналы в золотнике гидрораспределителя 6 поступает во всасывающую гидролинию насоса 2.При установке выключателя в положение “подъем” золотник гидрораспределителя 9 под действием якоря электромагнита смещается вправо (по рисунку) и рабочая жидкость от насоса 2 через гидрораспределитель 9 по гидролинии управления поступает в левую (по рисунку) торцовую полость золотника гидрораспределителя 6 и золотника 13. Золотники 6 и 13 смещаются в крайнее правое (по рисунку) положение, и поток рабочей жидкости от насосов 2, 3 и 4 через гидрораспределитель 6 и золотник 13 подается в поршневые полости гидроцилиндров 11. При этом рулевое управление порожнего или груженого самосвала отключается.

При выдвижении последних ступеней гидроцилиндров (третьих — в трехступенчатых и четвертых — в четырехступенчатых) рабочая жидкость из штоковых (подпоршневых) полостей через дроссель вытесняется в сливную гидролинию. Дроссель в гидролинии опускания обеспечивает давление рабочей жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров 2,5-3,0МПа, необходимое для торможения платформы в конце подъема.При приближении груженой платформы к максимальному углу подъема центр тяжести ее смещается назад, ближе к оси. При этом уменьшается необходимое для подъема платформы усилие и соответственно снижается давление рабочей жидкости в напорной гидролинии подъема.

В момент полного растяжения гидроцилиндров открываются установленные в поршнях перепускные клапаны, и рабочая жидкость перетекает из поршневых полостей в штоковые и по гидролинии опускания во всасывающую гидролинию насосов.При установке выключателя в положение “опускание” золотник гидрораспределителя 10 под действием якоря электромагнита смещается в правое (по рисунку) положение и рабочая жидкость поступает в правую (по рисунку) торцовую полость золотника гидрораспределителя 6.Золотник смещается в крайнее левое (по рисунку) положение и штоковые полости гидроцилиндров сообщаются с напорной гидролинией насосов 3 и 4, а поршневые — со сливной гидролинией. Рабочая жидкость, подаваемая насосами 3 и 4, заполняет штоковые полости гидроцилиндров и происходит принудительное опускание платформы.

Рабочая жидкость, подаваемая насосом 2, поступает в гидросистему рулевого управления.После заполнения штоковых полостей рабочей жидкостью поток ее от насосов 3 и 4 подается через гидрораспределитель 6 во всасывающую гидролинию насосов через дроссель, и платформа начинает опускаться под действием собственного веса. Для остановки платформы в любом промежуточном положении необходимо выключатель на панели приборов установить в положение’’ нейтраль ’’.

Техническое обслуживание опрокидывающего механизма заключается в промывке бака, проверке герметичности и своевременной подтяжке соединений маслопроводов и шлангов, проверке уровня и замене рабочей жидкости и фильтрующих элементов масляного бака и сапуна. Уровень рабочей жидкости должен находиться по середине между метками указателя уровня масла. При замене масла очистить сливную магнитную пробку.

Ежедневно перед началом и по окончании работы самосвала:

Производить внешний осмотр шестеренчатых насосов;

Следить, чтобы не было утечек в местах соединения гидролиний и присоединения их к насосам, в местах стыка деталей насоса между собой и насоса с фланцем привода;

Проверить надежность крепления насоса с фланцем привода и крышки с корпусом насоса.

Загрязненная рабочая жидкость является основной причиной преждевременного износа и неисправностей узлов опрокидывающего механизма и рулевого управления и, в особенности, насосов высокого давления. Поэтому, для гидросистемы опрокидывающего механизма необходимо применять рабочую жидкость класса чистоты не ниже 12 по ГОСТ17216-71. При заправке бака рабочей жидкостью и при доливке ее необходимо исключить попадание во внутренние полости гидросистем посторонних примесей и воды.


3. Данные для расчета.

Вариант 2: R 1 = 50 кН

V 2 = 0,40 м/с

Р = 10 МПа

t c = 10 0 C

К р = 0,65

Распределитель 2

Вариант 103:

М з = 350 Нм

n = 160 об/мин

К м = 3.5

Гидросхема


1 – насос нерегулируемый с постоянным направлением потока жидкости

2 – гидромотор нерегулируемый, реверсивный

3 – четырёх линейный трёх позиционный гидрораспределитель

4 – регулируемый дроссель

5 – предохранительный клапан

6 – ёмкость жидкости (бак под атмосферным давлением)

7 - фильтр

8 – гидроцилиндр одноштоковый с двухсторонним подводом жидкости

9 – гидрозамок двустороннего действия

10 - делитель


4. Выбор гидродвигателей.

Выбор осуществляется по его внутреннему диаметру, исходя из требуемой рабочей площади F T в м 2

R – усилие на штоке, кН

P – заданное давление жидкости в гидросистеме, МПа

k – коэффициент запаса по усилию (k = 1, когда дроссель).

м 2

Исходя из F т , внутренний диаметр d п определяется:

По принятому значению d п , выбирается диаметр штока:

Диаметр округляется до стандартного ближайшего размера:

Заданная мощность гидромотора определяется:

М – заданное значение момента,

КВт

По справочной литературе выбирается необходимый гидромотор. При этом учитывается, что мощность гидромотора должна быть не менее 1,1…1,25 от заданной, а угловая скорость вала и рабочее давление гидро-мотора должна быть не менее заданных.

Выбираю аксиально-поршневой гидромотор МР-0,25/10

Рабочий объём 250 см 3 /об

Номинальное давление 10 МПа

Крутящий момент 380 Нм

Угловая скорость вращения 17 с -1

Частота вращения 160 об/мин

Полный КПД 0,89


5. Выбор насоса.

Основной параметр для выбора насоса является требуемая подача Q т и заданное давление P .

Расход жидкости определяется:

V – заданная скорость перемещения выходного звена гидродвигателя (штока гидроцилиндра), м/с

F пр – рабочая площадь со стороны подвода жидкости в гидроцилиндр, м 2

m – число одновременно работающих цилиндров (m =1)

n об – объёмный КПД гидроцилиндра (n об =1)

По полученному значению требуемой подачи выбирается насос. Подача его должна быть на 5% больше требуемой для компенсации потерь

Выбираю радиально-поршневой насос НП-120 со следующими параметрами:

Рабочий объём

Рабочее давление 10 МПа

Частота вращения с -1

КПД полный 0,85

Масса , 115 кг

Производительность

Теоретическая производительность насоса определяется:

Для данного типа насоса и заданной температуры окружающей среды применимо масло индустриальное 45 со следующими параметрами:

Кинетическая вязкость υ = 38-52

Плотность ρ =890

Температура застывания t з = -10 0 С

Температура вспышки t в = 190 0 С


6. Выбор направляющей аппаратуры

Р102-АИ64

Номинальное давление Р ном = 20 МПа

Номинальный поток Q p = 40

Потери давления ∆ P р = 0,3 МПа

Потери расхода Q = 0,2 л/мин

7. Выбор регулирующей аппаратуры

С целью предохранения гидравлическую систему от недопустимых давлений конструкции машины от перегрузок параллельно напорной гидролинии устанавливают предохранительный клапан.

Выбираю клапан марки 20-200-1-2 с параметрами:

Номинальный поток 100

Номинальное давление 20 МПа

Потери расхода ∆ Q = 0,20 л/мин

Требуемую скорость выходного звена в приводах с нерегулируемыми гидромашинами можно получить установкой в схему дросселя.

Определяется требуемый расход дросселя:

Определяется площадь расходного окна:

μ = 0,62

U др =1

ρ = 890 плотность жидкости

∆ P др

Тип дросселя

Параметры

Номинальное давление P др,

МПа

Номинальный расход Q др ,

Площадь расходного окна f др ,

Потери давления ∆ P др,

МПа

Г77-33

12,5

35

0,21

0,2

Выбираем делитель потока, для деления потока на 2 части с целью синхронизации движения исполнительных органов независимо от величин действующих на них нагрузок.

Выбираю делитель потока КД-12/20

Потери давления 0,8МПа

8. Выбор фильтра

Выбор фильтра осуществляется в зависимости от необходимости фильтрации.

Выбираю фильтр ФП7 со следующими параметрами:

  • Номинальный поток
  • Тонкость фильтрации 25 мкм
  • Номинальное давление 20 МПа
  • Потери давления 0,06 МПа
    9. Гидравлический расчет трубопроводов

Гидравлический расчет трубопроводов сводится к определению их геометрических параметров (длины трубопровода, внутренний диаметр), потерь энергии на трение при движении жидкости по трубопроводам и потерь на местных гидравлических сопротивлениях.

Соединение гидроаппаратов производится стальными бесшовными трубами. Максимально возможный расход жидкости в сливной гидролинии больше подачи насоса в случае объединения нескольких потоков или когда жидкость сливается из поршневой полости гидроцилиндра с односторонним штоком.

В этом случае максимальный расход определяется:

– площадь поршня,

– площадь штока,

– подача насоса,

Расход жидкости трубопровода взаимосвязан с его внутренним диаметром и скорости движения жидкости.

Для напорных и сливных трубопроводах:

P – давление жидкости в трубопроводе, МПа

Принимаю скорость во всасывающем трубопроводе:

Внутренний диаметр трубопровода определяется:

По ГОСТу принимаю:

для напорных и сливных d = 28 мм D = 38 мм

для всасывающего d = 48 мм D = 56 мм

Длины участков трубопроводов, связывающих отдельные гидроаппараты схемы, зависят от размеров гидромоторов и взаимного расположения аппаратов.

Рассчитываю следующие максимальные значения длин трубопроводов:

  • всасывающего
  • напорного (от насоса до распределителя)
  • напорного (от распределителя до гидродвигателя)
  • сливного

Потери давления складываются из потерь давления на преодоление сопротивления трубопроводов ∆ P тр и местных сопротивлений ∆ P м.с .

∆ P = ∑∆ P тр + ∑∆ P м.с.

Для расчета потерь энергии расчетную гидросхему привода разбивают на участки, отличающихся друг от друга расходом жидкости, диаметром трубопровода, наличием местных сопротивлений. Расчёт потерь энергии производится отдельно для всасывающей, напорной и сливной гидролинии.

Потери давления по длине трубопровода на каждом участке определяется по формуле:

L – длина участка трубопровода со скоростью жидкости V ж ,

d – внутренний диаметр трубопровода, м

ρ – плотность жидкости,

λ – коэффициент сопротивления рассматриваемого участка трубопровода.

Для определения λ , необходимо посчитать число Рейнольдса для напорной и сливной гидролинии:

υ – кинематическая вязкость жидкости,

т.к. Re > 316 , то

Для участка от насоса до распределителя:

Для участка то распределителя до гидроцилиндра:

Для сливной магистрали

Суммарные потери для всасывающей магистрали

Для напорной магистрали

∑ = + = 0,031 + 0,063= 0,094 МПа

Рассчитываю потери давления в гидроаппаратуре, входящей в разработанную схему:

∆ P ном – потери давления в гидроаппаратуре при номинальном расходе Q ном (паспортные данные)

Потери давления в распределителе

Потери давления в делителе потока

Потери давления предохранительном клапане

Потери давления в фильтре

Потери давления в дросселе

0,2 МПа

Потери давления на местные сопротивления во всасывающей магистрали

Потери давления на местные сопротивления в сливной магистрали


Потери давления на местные сопротивления в напорной магистрали


Общие потери давления для всасывающей магистрали

Общие потери давления в напорной магистрали

Общие потери давления в сливной магистрали

После определения потерь давления в магистралях производятся уточнения параметров гидропривода.

R кН

R пд – сила противодавления, кН

R п – сопротивление уплотнения поршня, кН

R ш – сопротивление уплотнения штока, кН

R ин – сила инерции движущихся частей, кН

= ∆ P сл = МПа

Усилия трения в уплотнениях определяется:

μ – коэффициент трения (для резины 0,01)

d – уплотняемый диаметр, м

h – высота активной части манжеты, м

Усилие создаваемое гидроцилиндром при рабочем ходе поршня:

Давление жидкости на выходе из насоса:

Давление настройки предохранительного клапана P к в МПа

Р ц= (R п + R ш )/ F пр =(0 ,248+0,125)/0,0038=0,098 Мпа

Скорость рабочего и холостого хода:

– объемный КПД гидроцилиндра

Расхождение расчетной и заданной скоростями не превышает 10%


10. Расчет КПД гидросистемы

Мощность, реализуемая на выходном звене гидропривода

КВт

Мощность, затрачиваемая на подачу жидкости насоса

КВт

Общий КПД системы


11. Тепловой расчет гидросистемы

В процессе эксплуатации гидросистем масло нагревается. Основной причиной нагрева является наличие гидравлических сопротивлений в системе гидропривода. С возрастанием температуры жидкости интенсифицируется процесс окисления масла, выпадают сгустки смол и шлама, что нарушает нормальную работу гидросистемы. Обычно принимают максимально допустимую температуру масла в баке 55-60°С. При длительной работе гидропривода температурный перепад достигает значения установившегося. Тепловая энергия расходуется на нагревание гидробака с маслом, а также рассеивается в пространство путем теплопередачи от нагретых поверхностей бака, трубопроводов, гидроцилиндров длительной работе гидропривода температурный перепад достигает значения установившегося.

Тепловая энергия расходуется на нагревание гидробака с маслом, а также рассеивается в пространство путем теплопередачи от нагретых поверхностей бака, трубопроводов, гидроцилиндров.

Для установившегося теплового режима температурный период определяется:

– потерянная мощность, кВт

- поверхность теплопередачи,

- коэффициент теплопередачи участка,

КВт

с другой стороны

∆ T = T м – T в

T в – установившаяся температура масла в баке, °С

T в – температура окружающего воздуха, T в = 10 °С

T м = ∆ T + T в = 12,8 +20=38,8 °С

Установившаяся температура масла получилась < 60 °С т.е. условие выполнено.


12. Расчет механической и регулировочной характеристики гидропривода.

Скорость движения выходного звена определяется:

Рабочая площадь поршня,

Q п - фактический полезный расход жидкости затрачиваемый на совершение работы двигателя,

μ = 0,62 – коэффициент расхода жидкости

- фактическое значение величины расходного окна дросселя,

U др – параметр регулирования дросселя

ρ = 890 плотность жидкости

∆ P др – перепад давления в дросселе

где - объемные потери в гидроаппарате при его номинальном давлении .

R=0 U др =0

R=0 U др =0,25

R=0 U др =0,5

R=0 U др =0,75

R=0 U др =1

R= 10 U др =0

R= 10 U др =0,25

R= 10 U др =0,5

R= 10 U др =0, 75

R= 10 U др = 1

R= 20 U др = 0

R= 20 U др = 0,25

R= 20 U др = 0,5

R= 20 U др = 0,75

R= 20 U др = 1

R= 30 U др = 0

R= 30 U др = 0,25

R= 30 U др = 0,5

R= 30 U др = 0,75

R= 30 U др = 1

R= 40 U др = 0

R= 40 U др = 0,25

R= 40 U др = 0,5

R= 40 U др = 0,75

R= 40 U др = 1

R, кН

V, м/с

U=0

U=0,25

U=0,5

U=0,75

U=1,0

0,339

0,289

0,236

0,183

0,133

10

0,339

0,254

0,169

0,089

0,00035

20

0,339

0,231

0,125

0,0180

0,090

30

0,339

0,212

0,086

0,029

0,16

40

0,339

0,197

0,052

0,081

0,20

13. Расчет на прочность элементов цилиндра.

Толщина стенки цилиндра .

В расчетной практике используется несколько различных формул для определения толщины стенки цилиндра, находящегося под действием внутреннего давления. Условно цилиндры делят на тонкостенные и толстостенные. Тонкостенные (<0, l ) цилиндры и трубопроводы рассчитывают по формулам, мм:

где S - толщина стенки цилиндра, мм;

Р - разрушающее давление, МПа;

D - внутренний диаметр, мм;

Допускаемое напряжение, МПа.

Предел текучести материала;

n - запас прочности по пределу текучести (обычно в расчетах гидроцилиндров принимается n >2 )

Толщина задней стенки цилиндра.

При расчетах толщины h задней крышки цилиндра используют формулы расчета круглых пластин, нагруженных равномерно распределенным давлением

Р - разрушающее давление, МПа

Расчет фланцев гидроцилиндра.

По окружности фланцевого соединения действует создаваемое давлением жидкости усилие

p – рабочее давление;

D - внутренний диаметр гидроцилиндра

Усилие затяжки болтов фланца определится

к - коэффициент, учитывающий ослабление затяжки вследствие внутреннего давления к=1,25

Если фланец очень тонкий, опасное сечение окажется на диске фланца.

В этом случае момент сопротивления определится

Вылет фланца;

Диаметр опасного сечения.

При креплении крышек к фланцам на болтах диаметр болта определится

где d - внутренний диаметр резьбы;

Т - усилие, действующее на крышку;

n - количество болтов;

С - поправка к расчетному диаметру (C 3 мм)

Плечо приложения силы.

Таким образом, толщина фланца в опасном сечении определяется из выражения

Следовательно

Расчет элементов крепления поршня.

Соединение поршня со штоком во многих случаях осуществляется с помощью резьбы. Запас прочности резьбового соединения на смятие определится

d H , d B —диаметр резьбы соответственно наружный и внутренний;

Наименьший предел текучести материала соединяемых деталей (гайки или штока);

k н - коэффициент нагрузки (k н 0,18)

—сила гидроцилиндра при работе штоковой полостью.

Запас прочности по срезу витков штока определится

где - коэффициент полноты резьбы (для метрических резьб = 0,87 );

— коэффициент распределения нагрузки);

Н — расчетная высота гайки;

— предел текучести материала штока на срез .

Запас прочности по срезу витков гайки определится


Список литературы

1 . Суслов Н.М. инструкция по оформлению пояснительной записки к курсовому и дипломному проектам для студентов всех профилизаций направления 551800 - "Технологические; машины и оборудование". Екатеринбург, I 995. - 20 с.

2. Ковалевсккй в.Ф. и др. Справочник по гидроприводам горных машин. к., Недра. 1978.- 502 с.

5. Суслов Н.М.. Шестаков B . С, Рутковская И.И. методические указаний по курсовому проектировании для студентов специальностей 0506 "Горные машины и комплексы" и 0507 "Торфяные машины и комплексы" по дисциплине "Гидравлика, гидравлические машины и гидропривод". Часть II. Основные элементы объемного гидравлического привода. Свердловск, 1936.- 21 с.

  1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя.- М.,
    Машиностроение, 1968,- 688 с.
  2. Оксененко А. Я. Номенклатурный каталог "Гидравлическое,
    пневматическое, смазочное оборудование и фильтрующие устройства,
    выпускаемые предприятиями Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности ь 1986-87 гг.". М.: 1986.

5. Коваль П.В. Гидравлика и гидропривод горных машин: Учебник для вузов по специальности "Горные машины и комплексы".- м.: Машиностроение. 1979. - 319 с.

7. Суслов Н.М. Гидроаппаратура объемного гидропривода горных машин. Учебное пособие. Екатеринбург.- 1993.- 86 с

PAGE 33


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71160. Структура и семантика терминологических словосочетаний по экономике в аналитической статье англоязычной прессы 407 KB
Цель данного исследования выявить наиболее употребительные структурные модели терминологических словосочетаний по экономике в англоязычном газетном тексте установить закономерности их перевода на русский язык а также особенности их функционирования в текстах СМИ.
71162. Разработка предложений по повышению уровня кадрового потенциала и совершенствованию кадровой политики на ТОО «Крендель» 791.5 KB
В современных экономических условиях для государства важно присутствие у рычагов управления предприятиями опытных руководителей способных использовать свои возможности в нужном направлении умеющих эффективно использовать кадровый потенциал предприятия.
71163. Основные особенности гражданско-правовой ответственности в РФ 127.11 KB
Из них социальная ответственность обобщающее понятие включающее все виды ответственности в обществе а сама юридическая ответственность разновидность форма социальной ответственности. В праве говоря об ответственности имеют в виду как правило юридическую ответственность...
71164. Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета 44.32 KB
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.
71165. Инвестиционная деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг 633.5 KB
Актуальность дипломной работы в том, что инвестиционные портфели активов выполняют ряд важнейших функций, обеспечивая банкам доходность, ликвидность и диверсификацию с целью снижения риска, а также выводя часть доходов банка из-под налогообложения.
71166. Понятие и виды пособий по действующему российскому законодательству 404.5 KB
По продолжительности выплаты сохранились социальные пособия ежемесячные ежемесячные пособие на ребенка и по уходу за ребенком единовременные пособия при рождении ребенка при передаче ребенка на воспитание в семью и периодические пособие по беременности...
71167. Пенсионные фонды в России 548.5 KB
Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что на фоне общего социального обеспечения одним из его основных элементов является пенсионное обеспечение. А в свете проводимого реформирования пенсионной системы Российской Федерации данный вопрос становится еще более важным.
71168. Разработка интернет – магазина по продаже программного обеспечения 241.99 KB
Дипломная работа состоит из пяти разделов. Для осуществления поставленных целей в первом разделе был проведен обзор принципов построения информационных систем для торговли через интернет, анализ и безопасность платежных систем в интернет.
Опубликовано: Март 12, 2011

ПО «БелАЗ » - ОАО «» - один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. На предприятии выпускаются карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 360 тонн, техника для обеспечения производственного цикла в карьерах, машины для подземных работ, бульдозеры, погрузчики, аэродромные тягачи.

«БелАЗ» является экспортоориентированным предприятием: более 70 % продукции реализуется в России. Заводу принадлежит около 30 % мирового рынка карьерных самосвалов. Он входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.

Хронология завода Белаз

1946 год- Принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения (Постановление Верховного Совета БССР 11.09.1946 №137/308).

1948 год Белпромпроектом закончена разработка и согласование проекта завода. Начато строительство заводских корпусов.

1950 год Предприятие выпустило первую продукцию.

1951 год Завод торфяного машиностроения перепрофилирован в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш».

1958 год Предприятие получило новое имя - «Белорусский автомобильный завод». Из ворот предприятия вышел первый 25-тонный самосвал МАЗ-525.


1960 год Собраны первые образцы самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 тонн. Изготовлен 1000-й самосвал МАЗ-525.

На предприятии приступили к проектированию самосвалов принципиально новой конструкции для разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом.

1961 год Выпущен первый опытный образец 27-тонного карьерного самосвала БЕЛАЗ-540.


1963 год Изготовлен опытный образец самосвала БЕЛАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн.

1965 год На международной выставке в Лейпциге БЕЛАЗ-540 отмечен золотой медалью.

1966 год На Белорусском автозаводе приступили к серийному выпуску самосвала БЕЛАЗ-548А грузоподъемностью 40 тонн - базового самосвала класса грузоподъемности 40-45 тонн.Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.На международной выставке в Пловдиве БЕЛАЗ-540 награжден золотой медалью.


1967 год На юбилейной Лейпцигской выставке 1000-ая золотая медаль присуждена самосвалу БЕЛАЗ-548А.

1968 год Присуждение Государственной премии СССР. Лауреатами стали 11 работников завода.Выпущен первый опытный образец самосвала БЕЛАЗ-549 грузоподъемностью 75 тонн - базового самосвала класса грузоподъемности 75-80 тонн.


1977 год Выпущены опытные образцы самосвала БЕЛАЗ-7519 грузоподъемностью 110 тонн - базового самосвала класса грузоподъемности 110-120 тонн.


1978 год Начат выпуск аэродромных тягачей для буксировки самолетов со взлетным весом 100 тонн

1982 год Выпущены опытные образцы самосвала БЕЛАЗ-75211 грузоподъемностью 170 тонн - базового самосвала класса грузоподъемности 170-200 тонн


1983 год Собран 1000-й самосвал БЕЛАЗ-549 грузоподъемностью 75 тонн.

1990 год Выпущен самый большой в истории Белорусского автомобильного завода самосвал грузоподъемностью 280 тонн

1994 год Изготовлен опытный образец самосвала БЕЛАЗ-7555 грузоподъемностью 55 тонн - головной модели нового семейства самосвалов с гидромеханической трансмиссией.


1995 год Белорусский автомобильный завод стал Производственным объединением. ПО «БЕЛАЗ» присуждена «Международная бриллиантовая звезда качества» Мексиканским национальным институтом маркетинга

1996 год На предприятии приступили к выпуску самосвала БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн - головной модели нового семейства самосвалов с электромеханической трансмиссией. В числе его достоинств - перспективная трансмиссия переменно-постоянного тока; новая конструкция заднего моста, позволяющая свести до минимума трудоемкость технического обслуживания тормозных механизмов; новая платформа, обеспечивающая рациональную ее загрузку; новая комфортабельная кабина; надежный, мощный и эффективный двигатель фирмы "Камминз".


1997 год ПО «БЕЛАЗ» удостоено XVIII Международного приза «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли (штаб-квартира: Мадрид, Испания)

1998 год ПО «БЕЛАЗ» награждено X Золотым призом Америки «За качество» На ПО «БЕЛАЗ» началась реконструкция действующего производства, сориентированая на обновление выпускаемой номенклатуры карьерной техники, разработку новых моделей, повышение качества и технического уровня как отдельных узлов и систем, так и выпускаемой техники в целом.

2000 год ПО «БЕЛАЗ» удостоено награды «Хрустальная Ника» по Международной программе «Партнерство ради Прогресса», генеральному директору ПО «БЕЛАЗ» П.Л.Мариеву присвоено звание Директор года с вручением Диплома и Золотой Медали.

2001 год За самоотверженный труд, исключительные заслуги в развитии отечественного автомобилестроения Генеральному директору ПО «БЕЛАЗ» П.Л. Мариеву одному из первых в республике присвоено звание «Герой Беларуси».

2002 год Изготовлен опытный образец полноприводного шарнирно-сочленённого самосвала БЕЛАЗ-7528 грузоподъёмностью 36 тонн., Генеральному директору ПО «БЕЛАЗ» П.Л. Мариеву присвоено звание «Почётный гражданин города Жодино».

Изготовлен опытный образец самосвала БЕЛАЗ-7555G грузоподъёмностью 77 тонн. Накануне Дня машиностроителя в парке имени "50-летия ПО "БЕЛАЗ" установлен на постаменте самосвал "БЕЛАЗ" в честь создателей белорусской карьерной техники. Изготовлен опытный образец карьерного самосвала БЕЛАЗ-75127 грузоподъёмностью 120 тонн с двумя гидромеханическими передачами.


В сентябре 2005 года на Белорусском автомобильном заводе был выпущен опытный образец карьерного самосвала БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 тонн. Комфортабельность работы водителя. Значительно расширило производственную линейку БелАЗа, и прежде всего за счет подземной тематики, вхождение в его состав Могилевского автомобильного завода. Отдел подземной и строительно-дорожной техники, осуществляющий конструкторское сопровождение производства на филиале в г. Могилеве, также влился в состав конструкторской службы Белорусского автомобильного завода. Специальное конструкторское бюро УГК БелАЗа осуществляет разработку конструкции грузового подвижного состава, выпускаемого на Могилевском вагоностроительном заводе, также вошедшем недавно в состав ПО «БелАЗ».

Только за последнее время на БелАЗе были разработаны и изготовлены опытно-промышленные партии: 90-тонных карьерных самосвалов БелАЗ-75570 с ГМП 6+1. По результатам испытаний, заканчивается подготовка их серийного производства; 45-тонных карьерных самосвалов БелАЗ-75450 с увеличенным до 600 тыс км. пробега ресурсом эксплуатации, опытный образец которого успешно прошел испытания в Челябинской области России на ОАО «Южуралзолото»; 320-тонных карьерных самосвалов БелАЗ-75600. Первая машина этой серии прошла приемочные испытания в условиях эксплуатации на ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в Кемеровской области Российской Федерации, которые показали, что в результате использования самосвалов БелАЗ-75600 обеспечивается увеличение производительности на 35-40 % и соответствующее снижение себестоимости транспортных работ. Первая промышленная партия этих белорусских гигантов также успешно работает на ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». На базе основных узлов 320-тонника разработан карьерный самосвал БелАЗ-75601 грузоподъемностью 360 тонн. Опытный образец этого самосвала изготовлен к 50-летнему юбилею управления главного конструктора, который предприятие отпраздновало в апреле 2010 года.

В числе новых разработок БелАЗа - и 160-тонный самосвал БелАЗ-75170, изготовлены также опытные образцы 50-тонного подземного самосвала БелАЗ-75810 и 9-тонной подземной погрузочно-доставочной машины МоАЗ-4055, самосвала повышенной проходимости МоАЗ-75054 грузоподъемностью 25 тонн с новым интерьером кабины, карьерного самосвала БелАЗ-75310 грузоподъемностью 240 тонн. Всего же за всю историю предприятия Белорусским автозаводом разработано более 600 модификаций карьерных самосвалов грузоподъемностью от 27 до 360 тонн, выпущено более 130 тысяч единиц карьерных самосвалов, которые за всю историю предприятия были отправлены в более чем 70 стран мира.

Итак, подитоживая, - строительство вблизи города Жодино под Минском завода торфяного машиностроения началось в 1948 году. В 1958 году в Жодино передали с Минского автозавода производство 25-тонных самосвалов МАЗ-525. Впоследствии, предприятие было переименовано в Белорусский автомобильный завод. Первая самостоятельно разработанная им модель - 27-тонный БелАЗ-540 - появилась в 1961 году. К 1986 году завод мог выпускать до 6000 единиц такой техники в год, что составляло половину их мирового производства.

За более чем полувековую историю предприятия здесь выпущено свыше 130 тысяч единиц карьерной техники - это намного больше его основного конкурента - компании Caterpillar. БелАЗы - самые крупные автомобили на пространстве бывшего Советского Союза - работают почти в 50 странах мира. Продукция завода неоднократно награждалась призами за качество на различных международных выставках. В частности:

  • 1995 «БелАЗ» присуждена Международная бриллиантовая звезда качества Мексиканским национальным институтом маркетинга.
  • 1997 г. ПО «БелАЗ» удостоено 18-го Международного приза «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли.
  • 1998 г. ПО «БелАЗ» награждено 10-ым Золотым призом Америки «За качество».
  • 2000 г. ПО «БелАЗ» удостоено награды «Хрустальная Ника» по Международной программе «Партнёрство ради Прогресса», генеральному директору ПО «БелАЗ» П. Л. Мариеву присвоено звание Директора года с вручением Диплома и Золотой медали.

На БелАЗе успешно реализуется один из крупнейших на территории СНГ инвестиционных проектов. Завершено два из трёх запланированных этапов технического перевооружения производства. Для этого были заключены договоры и соглашения на поставку оборудования с чешской фирмой «ALTA» и Чешским Экспортным Банком. Из эксплуатации было выведено 435 единиц устаревшего оборудования, введено свыше 300 единиц нового оборудования на сумму более $90 млн. В результате показатель износа технологического оборудования снизился с 89 до 59 %. На предприятии продолжают обновление и создание высокотехнологичных производственных мощностей. В 2006 году завершится реконструкция литейного производства на Могилевском автомобильном заводе, входящем в состав БелАЗа. Система качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании карьерных самосвалов соответствует требованиям Международных стандартов серии ИСО 9000.

Вся деятельность трудового коллектива Белорусского автозавода неразрывно связана с созданием, освоением серийного производства, совершенствованием конструкции и технологии производства карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. Особое место в этом ряду занимают машины грузоподъемностью 40 - 42 тонны

Самосвалы серии БелАЗ-7548 грузоподъемностью 42 тонны

В 70-80 годах машины этого класса грузоподъемности являлись основным технологическим транспортом на карьерах, а также на всех крупных стройках гидротехнических объектов. Этими машинами перевезены миллионы тонн породы при строительстве Нурекской ГЭС, освоении карьера и строительстве города Зарафшан в пустыне Узбекистана, создании группы из пяти крупнейших горно-обогатительных комбинатов Криворожского железорудного бассейна (Украина) и т.д.

По мере освоения БелАЗом выпуска самосвалов все большей грузоподъемности они стали в основном использоваться на вспомогательных работах. В последнее время сфера их деятельности значительно расширилась, они все больше стали применяться на карьерах средней и малой мощности промышленности нерудных и строительных материалов, при добыче редкоземельных полезных ископаемых в труднодоступных районах, на разработках местной промышленности по добыче полезных ископаемых для предприятий энергетической и строительной индустрии.

За время производства 42-тонных самосвалов заводом проделана большая работа по совершенствованию конструкции его узлов и систем, внедрению передовых технических решений, новых высокопрочных материалов и прогрессивных технологий изготовления.

Доработка конструкции узлов самосвала велась при самом тесном сотрудничестве со специалистами эксплуатирующих организаций. При создании новых модификаций в качестве основных задач ставилось:

  • дальнейшее повышение производительности самосвала;
  • повышение надежности и ресурса эксплуатации;
  • снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта;
  • улучшение комфортности труда водителя и большей приспособленности машин для эксплуатации в тяжелых условиях глубоких карьеров в разных климатических зонах, в том числе, в районах Крайнего Севера;
  • повышение топливной экономичности и снижение себестоимости тонно-километра как основного удельного показателя эксплуатадии машин.

В 1999 - 2000 гг. ПО «Белорусский автомобильный завод» производило машины грузоподъемностью 42 т БелАЗ-7548А и БелАЗ-75481 с дизельными двигателями Ярославского моторного завода ЯМЗ-240НМ2 и ЯМЗ-8401.10-06 соответственно. Данные модификации являлись результатом проведенной модернизации целого ряда узлов и систем самосвала.

Технические характеристики машин серии БелАЗ-7548

Модель самосвала 7548А 75481 75483 7548D
Грузоподъемность, кг 42000
Модель двигателя ЯМЗ-240НМ2 ЯМЗ-8401.10-06 КТА 19-С DEUTZ BF 8M 1015C
368 (500) 405 (550) 448 (600) 400 (544)
1813/1600 2254/1500 2237/1550 2528/1200
224 226 219 216
5+2
33000
Полная масса, кг 72000
Шины 21.00-33
Радиус поворота, м 10.2
50
Объем стандартного кузова, м 3 21
Объем кузова с шапкой «2:1», м 3 26

К наиболее существенным внедренным усовершенствованиям можно отнести следующие:

  • применение только ГМП 5+2 с проведенными мероприятиями по усилению ее редукторной части, при этом трансмиссия имеет исполнения для работы как при ручном, так и при автоматическом исполнении;
  • установка новых масляных баков, конструкция которых обеспечивает доступ для очистки внутренних полостей, заправку через фильтр и подсоединение насосной станции для очистки масла в баке;
  • пневмостартерный пуск двигателя;
  • привод управления подачей топлива с подпедальным пневматическим краном следящего действия вместо тросового привода для снижения усилия на педали привода подачи топлива;
  • гидрообъемное рулевое управление с рукавами высокого давления фирмы MANULI, увеличенной толщиной хромового покрытия штока гидроцилиндров, стопорением наконечников, разрезными клеммовыми зажимами и стальными крышками вместо чугунных для предотвращения появления трещин;
  • установлена новая более комфортабельная кабина с пневмоподрессоренным сиденьем, соответствующая всем требованиям международных стандартов;
  • проведен целый ряд конструкторско-технологических изменений по картеру и деталям главной передачи с целью повышения надежности и ресурса заднего моста;
  • усилены балка передней опоры двигателя, балка и подшипниковый узел привода вентиляторов системы охлаждения дизеля;
  • введено новое оперение самосвала, обеспечивающее не только улучшение внешнего вида, но и удобство при заходе в кабину и проведении ТО.

Внедрен целый ряд других мероприятий, направленных на повышение надежности и ресурса самосвала, а также его лучшей приспособленности к эксплуатации в условиях холодного климата. По заказу потребителя могут быть дополнительно установлены система централизованной автоматической смазки, предпусковой подогреватель топлива, система кондиционирования, платформа большей емкости, в том числе углевозная, другие системы и комплектующие.

Для более полного удовлетворения спроса потребителей с целью расширения рынков сбыта заводом созданы и выпускаются модификации самосвала БелАЗ-75483 с дизельным двигателем КТА- 19С фирмы CUMMINS и БслАЗ-75480 с дизельным двигателем BF8M 1015С производства фирмы DEUTZ. Решение о необходимости создания модификаций самосвалов с дизельными двигателями указанных выше фирм было принято в том числе и по причине острого дефицита дизелей ЯМЗ, что сдерживало производство самосвалов.

Самосвалы нового поколения серии БелАЗ-7547 грузоподъемностью 45 тонн

Работа над дальнейшей модернизацией самосвалов серии БелАЗ-7548 грузоподъемностью 42 т с целью повышения их производительности позволила создать гамму самосвалов серии БелАЗ-7547 грузоподъемностью 45 т. Основным техническим решением при создании самосвалов более высокой грузоподъемности является применением колес с бескамерными шинами большей размерности 21.00-35 диагональной конструкции.

Технические характеристики моделей серии БелАЗ-7547

Модель самосвала 7547 75471 75473 75472
Грузоподъемность, кг 45000
Модель двигателя ЯМЗ-240НМ2 ЯМЗ-8401.10-06 КТА 19-С DEUTZ BF 8M 1015C
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) 368 (500) 405 (550) 448 (600) 400 (544)
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин. 1813/1600 2254/1500 2237/1550 2528/1200
Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, г/кВт.ч 224 226 219 216
Гидромеханическая передача, количество передач 5+2
Масса самосвала без груза, кг 33000 32300
Полная масса, кг 78000 77300
Шины 21.00-35
Радиус поворота, м 10.3
Максимальная скорость, км/ч 50-52

Применение бескамерных шин позволяет повысить безопасность эксплуатации самосвалов. Так, при работе на камерных шинах возможно создание аварийной ситуации в случае прокола шины, при этом камера может разрушиться сразу па большом участке и происходит практически мгновенное падение давления воздуха. То же происходит в случае образования трещины сварного шва, которая незаметно развивается до разрушения колеса при движении. Особенно опасная ситуация может возникнуть, если это происходит на переднем колесе при значительной скорости движения. При бескамерном варианте в обоих случаях воздух постепенно выходит из шины, давление падает медленно и аварийная ситуация не возникает. Улучшаются условия работы шин со значительным снижением выделяемого тепла, что обеспечивает увеличение их ходимости на 8—10%.

Необходимо отметить, что абсолютное большинство зарубежных аналогов самосвалов такого класса грузоподъемности работают только па бескамерных шинах.

К сожалению, значительная часть наших традиционных потребителей не готова к ремонту бескамерных шин из-за отсутствия приспособлений и спецматериалов для этого. Недостаток можно исправить, закупив необходимое оборудование и материалы у немецкой фирмы TIP TOP. Затраты на их приобретение быстро окупятся увеличением ходимости шин, но главное — повысится безопасность эксплуатации самосвалов.



На самосвалах серии БелАЗ-7547, кроме изменения конструкции ряда деталей и узлов, связанных с применением шин больших габаритных размеров, проведено усиление основных несущих элементов и ряда агрегатов трансмиссии:

  • существенно усилены рама, передняя ось, элементы оперения;
  • усилены дифференциал главной передачи заднего моста, карданный вал и упругая муфта;
  • внедрена новая система питания дизеля воздухом на основе трехступенчатого воздушного фильтра со степенью очистки 99.8 процента. Первая ступень состоит из двух моноциклонов с автоматическим выбросом пыли и влаги; вторая ступень — фильтрующий элемент на картонной основе и третья — аналогичный элемент, предохраняющий дизель в случае механического повреждения основного фильтрпатрона;
  • использована ГМП с тормозом-замедлителем повышенной эффективности и автоматическим управлением;
  • установлена новая усиленная платформа большей ширины, за счет чего на 250 мм уменьшена высота погрузки;
  • введен вариант сухих однодисковыхтормозов на задних и передних колесах с гидроприводом, целый ряд других усовершенствований.

В настоящее время выпущены опытно-промышленные партии модификаций самосвалов БелАЗ-7547 и БелАЗ-75473, которые успешно прошли приемочные испытания. Их эксплуатация сопровождается тщательным анализом результатов работы самосвалов в различных климатических условиях регионов ближнего и дальнего зарубежья. Большой опыт эксплуатации имеют самосвалы модификации БелАЗ-75473. В течение ряда лет они успешно эксплуатируются в Чили на предприятии «ES-EVA» (транспортировка вскрышных пород и медной руды в разрезе «Michilla»), в Польше на цементном заводе Стжельце ОП при транспортировке известняка), на совместном таджикско-британском предприятии «Зеравшан» (добыча золота), на других предприятиях и фирмах. Согласно данным, предоставленным предприятиями, расход топлива на один мото-час в сложных условиях эксплуатации не превышает 42 литра, а на вскрышных работах — 37 литров. Коэффициент технической готовности самосвалов поддерживается на уровне от 0.98 до 0.92.

Пробег техники, находящейся в эксплуатации свыше полутора лет составляет более 220 000 километров.

В настоящее время изготовлен и прошел приемочные испытания самосвал БелАЗ-75473 с многодисковыми маслоохлаждаемыми тормозами (ММОТ) задних колес и сухими однодисковыми тормозами с гидроприводом передних колес. Ведется подготовка производства ММОТ.

Заканчивается разработка технической документации по замене на самосвале БелАЗ-75473 дизеля КТА-19С дизелем QS 15 также фирмы CUMMINS, который имеет ряд преимуществ, в том числе большой крутящий момент, возможность использовать дизель в качестве тормоза-замедлителя, отключаемую центральную крыльчатку системы охлаждения.

Применение на самосвалах серии БелАЗ-7547 шин радиальной конструкции с допустимой нагрузкой до 14500 кг позволяет иметь в ближайшей перспективе возможность дальнейшего усиления узлов самосвала с целью увеличения надежности и ресурса эксплуатации, а также рассматривать варианты дальнейшего увеличения грузоподъемности.

– 40-тонный самосвал, построенный в 1962 году на белорусском автомобильном заводе. Эта модель, также как и “БелАЗ-540”, была базовой. Их конструкция заложена в основу целого семейства большегрузных грузовиков.

Самосвалы “БелАЗ-548” и “БелАЗ-540” состоят из одних и тех же основных узлов, что упрощает эксплуатацию и освоение их производства.

Кабина одноместная, однако места в ней вполне достаточно для размещения еще одного человека, допустим, напарника или инструктора по вождению.

Новая компоновка ходовой части – “двигатель возле кабины” позволила уменьшить габариты машины, что положительно сказалось на маневренности. Укороченные база и длина машины, двухосное выполнение подвески, а также наклон кузова вперед дают возможность рационально распределять вес по осям, наилучшим образом использовать площадь автомобиля, улучшить устойчивость и уменьшить собственный вес.


На опытные образцы “БелАЗ-548” устанавливался двигатель Д12А-525 мощностью 525 л.с. при 2100 об/мин. В серийных моделях он был заменен на ЯМЗ-240H – двенадцатицилиндровый V-образный дизель, с углом развала цилиндров 75 градусов. Аналогичный двигатель ЯМЗ-240 устанавливался и на “БелАЗ-540”. Отличие между моторами было одно: ЯМЗ-240H был с турбонаддувом и соответственно выигрывал у своего предшественника в мощности: 500 л.с. против 340 л.с..

По показателю удельной мощности “БелАЗ-548” опережает, как “МАЗ-525”, так и “МАЗ-530”: 7.8-8 л.с./ т. против 6 л.с./т..

Двигатель установлен на трех точках. Задняя часть через картер маховика по бокам опирается кронштейнами на четыре резиновые подушки. Передняя часть имеет шарнирное крепление на поперечной балке, которая также опирается своими концами на четыре резиновые подушки.

Чтобы продлить работу двигателя в тяжелых карьерных условиях, предусмотрена улучшенная очистка масла, топлива и воздуха. Заливная горловина топливного бака полностью герметична и не допускает попадания пыли вместе с топливом. Введен фильтр грубой очистки на магистрали от топливного бака к топливоподкачивающему насосу и, наконец, применен воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли.

Как масляный, так и водяной радиаторы двигателя - шестирядные трубчатоленточные с цельнотянутыми плоскоовальными трубками; алюминиевые бачки имеют по две перегородки, которые позволяют раздвоить поток охлаждаемой жидкости и заставить ее совершать петлевое движение по сердцевине радиатора. Редукционный клапан, установленный в горловине водяного радиатора, поддерживает в системе охлаждения давление, превышающее атмосферное и тем самым герметизирует ее.

Жалюзи с вертикальными пластинами установлены перед радиатором и управляются из кабины водителя. Обдув радиатора обеспечивают два вентилятора, которые приводятся от коленчатого вала двигателя посредством клиноременной передачи.

Если температура воздуха ниже 5 градусов по цельсию, то срабатывает автоматический прогрев двигателя.

Автомобиль оснащен гидромеханической трансмиссией, которая состоит из трехступенчатой коробки переключения передач и гидродинамического трансформатора. Такая трансмиссия оптимально подходит для тяжелых условий карьерных работ, к тому же она способствует увеличению срока службы техники и, главное, значительно улучшает условия труда водителя.

Повышающая передача монтируется в одном блоке с гидротрансформатором, представляет собой редуктор с тремя валами, служащий для повышения оборотов насосного вала гидротрансформатора. Предельный коэффициент трансформации 3,5.

На гидротрансформаторе четыре колеса, отлитых из алюминиевого сплава. Ведущий вал находится в жестком зацеплении с насосным колесом, а турбинное колесо прикреплено к входному валу коробки передач. Венцы реактора соединены с корпусом через роликовые механизмы свободного хода, обеспечивающие при уменьшении сопротивления движению автомобиля переход гидротрансформатора на режим гидромуфты.

Все шестерни трехступенчатой, двухвальной коробки передач находятся в постоянном зацеплении. Каждая передача включается своим фрикционом. Детали коробки заключены в картер, который вместе с крышкой и картером повышающей передачи составляет единый блок, имеющий четыре лапы для крепления на шасси автомобиля. Снизу к нему крепится поддон, являющийся резервуаром для трансмиссионного масла.

Фрикцион коробки передач - многодисковое сцепление, работающее в масле. При включении фрикциона масло под давлением попадает в усилитель, перемещает поршень, который через посредство системы пружин и нажимного диска сжимает пакет дисков с металлокерамическим покрытием.

Гидравлическая система трансмиссии состоит из ветви охлаждения гидротрансформатора и ветви переключения передач в коробке. Управление коробкой передач осуществляется из кабины водителя через золотниковый механизм. В зависимости от положения рычага переключения на рулевой колонке, а следовательно, и положения золотников, масло по каналам в картере коробки и валах поступает в соответствующий фрикцион.


Передаточные отношения коробки передач позволяют: преодолевать наиболее трудные участки пути в карьерах на первой передаче при работе гидротрансформатора; двигаться на наиболее часто встречающихся в карьерах уклонах 4,5-10 процентов на второй передаче с гидротрансформатором, работающим на режиме гидромуфты (без переключения передач); развивать максимальную скорость на третьей передаче. В карданной передаче применены шарниры открытого типа. Игольчатые подшипники кардана уплотняются резиновыми сальниками.

Главная передача состоит из центрального и бортовых редукторов, монтируемых в ступицах ведущих колес. Одноступенчатый центральный редуктор имеет пару конических шестерен и конический дифференциал. Бортовой редуктор планетарного типа представляет собой цилиндрические прямозубые шестерни.

Картер ведущего моста отливается из стали, в него запрессованы трубчатые кожухи полуосей разгруженного типа. Для крепления элементов подвески на картере сделаны приливы.

В карьерных условиях значительно изменяется статическая нагрузка на оси у груженого и порожнего автомобиля (о пределах 4:1), возникают большие динамические перегрузки при езде по дороге с неровной поверхностью и при загрузке экскаватором. Вот почему подвеска большегрузных самосвалов должна иметь переменную жесткость. Этому требованию наиболее полно удовлетворяет пневматическая подвеска высокого давления со встроенным в нее амортизатором телескопического типа, или, как ее называют, пневмогидравлическая. На самосвале БелАЗ-548 передняя ось подвешена на двух цилиндрах, а задний мост - на четырех: по два с каждой стороны моста. Цилиндры передней и задней подвесок унифицированы по диаметру и конструкции, они отличаются только длиной. В связи с различными нагрузками рабочее давление воздуха в цилиндрах задней подвески больше, чем в цилиндрах передней.

Пневмогидравлические цилиндры подвески работают по телескопическому принципу. При ходе отбоя масло из кольцевой полости основного цилиндра перегоняется через амортизатор в цилиндр противодавления, сжимая находящийся в нем газ. Благодаря его сжатию ход отбоя ограничивается. При ходе сжатия масло под давлением газа заполняет кольцевой объем между основным цилиндром и цилиндром противодавления; в этом случае ограничение хода достигается благодаря повышению давления газа в основном цилиндре. Уплотнение подвижных соединений пневмогидравлических цилиндров выполнено в виде V-образной фторопластовой или капроновой манжеты. Для уплотнения неподвижных соединений применены резиновые кольца.


Цилиндры пневмогидравлической подвески воспринимают только вертикальные нагрузки. Толкающая и тормозная силы, а также тормозной и реактивный моменты передаются на раму через систему шарнирно установленных продольных штанг, образующих параллелограмм. Боковые силы в передней подвеске передаются на раму через поперечную штангу и в задней подвеске - через верхние продольные рычаги, которые одновременно являются верхним звеном параллелограмма.

В рулевом механизме трение скольжения заменено трением качения - между винтом и гайкой установлены шарики, перекатывающиеся по их резьбе. Гайка выполнена в виде зубчатой рейки, которая зацепляется с сектором, крепящимся на вале рулевой сошки.

Для облегчения управления автомобилем в конструкцию рулевого управления введен гидравлический усилитель. Он представляет собой цилиндр с каналами в стенке, внутри которого помещен поршень. Шток гидроусилителя крепится одним концом на раме автомобиля. На переднем конце цилиндра смонтирована распределительная головка, в которой находится золотник, соединенный с рулевой сошкой. При перемещении золотника посредством рулевого механизма та или другая полость цилиндра сообщается с насосом, и автомобиль поворачивает в нужную сторону.

Тормозная система включает в себя основные колесные тормоза колодочного типа с пневматическим приводом и ручной тормоз ленточного типа, барабан которого закреплен на фланце выходного вала коробки передач. Специфика работы в карьерах продиктовала необходимость в раздельном приводе к передним и задним тормозам; он осуществлен посредством использования двухполостного тормозного крана, вторая полость которого служит для подвода воздуха к задним тормозным механизмам через дополнительный воздухораспределительный клапан. Предусмотрен также дополнительный аварийный привод. Для питания тормозной системы воздухом применен компрессор автомобиля ЗИЛ-130.

Бездисковые колеса имеют разъемный обод с коническими полками. Крепятся передние колеса при помощи прижимов, а задние двухскатные - посредством клиньев и прижимов.

Шины автомобиля БелАЗ-548 24-слойные, размером 20,00X33; они монтируются на обод 15,00X33.


Опрокидывающий механизм самосвала включает в себя два телескопических гидроподъемника, золотниковый гидрораспределитель, кран управления, масляный бак и систему насосов и трубопроводов. Последняя, благодаря специальному автомату переключения, обеспечивает работу гидроусилителя руля при неработающем гидроподъемнике.

Эта объединенная гидравлическая система питается от насосов НШ-48, установленных на фланцах повышающей передачи гидромеханической трансмиссии. В целях безопасности движения предусмотрен дублирующий привод насоса; при заглохшем двигателе он может работать от ведущих колес через трансмиссию.

Когда действует усилитель руля, насосы включены последовательно. Если же работает опрокидывающий механизм, они переключаются автоматом на параллельный режим.

Цилиндр опрокидывающего механизма автомобиля БелАЗ-548 - четырехзвеньевой, двойного действия. Нижняя и верхняя его опоры имеют сферические опорные головки.

Максимальное давление в гидравлической системе опрокидывающего механизма равно 80-90 кг/см2.

Лонжероны рамы изготовлены из листовой низколегированной стали и имеют закрытое сечение переменной высоты. Такая конструкция хорошо сопротивляется скручиванию, что весьма важно при работе в карьерных условиях.

Кузов автомобиля БелАЗ-548 аналогичен по конструктивной схеме с кузовом БелАЗ-540. Отличаются они друг от друга емкостью и прочностью. Кузов изготовлен из стали 157С. Его днище в отличие от автомобиля МАЗ-525 сделано однослойным. Предусмотрен обогрев днища отработавшими газами.