Меню

Производственная безопасность и охрана труда. Требования безопасности на транспортных работах

Советы

Типовая инструкция по охране труда на перевозке людей

ТОИ Р-15-027-97

Инструкция вводится в действие с 01.01.1998 г.

1 Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и Правил по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве.

1.2. При нахождении места работы от места жительства на расстоянии более трех километров и при отсутствии транспортных средств для перевозки пассажиров общего пользования предприятие обязано обеспечить доставку рабочих на работу и обратно за счет предприятия на автобусах или других транспортных средствах, предназначенных для этой цели. Как исключение допускается перевозка рабочих на специально оборудованных грузовых автомобилях.

1.3. Грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки рабочих, должен быть оборудован салоном (кунгом), лестницей для посадки, двухсторонней звуковой сигнализацией из салона в кабину водителя, освещением салона, аптечкой с набором медикаментов для оказания первой помощи, легкосъемным (находящимся вне кабины) огнетушителем емкостью не менее 2 л. Салон должен иметь дверь, открывающуюся наружу, и оборудован полумягкими сиденьями.

1.4. Кузов грузового автомобиля, предназначенного для перевозки рабочих в теплый период года, должен иметь тент, защищающий людей от ветра и атмосферных осадков, съемную лестницу для посадки, огнетушитель емкостью не менее 2 л, аптечку с медикаментами и звуковую сигнализацию из кузова в кабину водителя. Кузов должен быть оборудован сиденьями, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов, а сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, прочными спинками. Бортовые замки кузова должны быть заперты и дополнительно закреплены так, чтобы исключалось самопроизвольное их открывание.

1.5. При перевозке групп детей на автобусе или грузовом автомобиле спереди и сзади транспортного средства должны быть установлены квадратные опознавательные знаки желтого цвета (сторона размером 250- 300 мм в зависимости от вида транспортного средства) с каймой красного цвета (ширина каймы -1/10 стороны) и с черным изображением символа дорожного знака "Дети". В светлое время суток, кроме того, включен ближний свет фар. Борта кузова должны быть наращены на высоту не менее 0,8 м от уровня пола.

1.6. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов. Перевозка людей в кузовах-фургонах допускается только в том случае, если их конструкция приспособлена для таких перевозок и согласована с Госавтоинспекцией.

1.7. Запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля-самосвала, трактора и других специализированных автомобилей, на грузовом прицепе (полуприцепе) и транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей.

1.8. Для перевозки людей численностью более 8 человек допускаются безупречно работающие в течение последних двух лет водители первого и второго класса, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет с удостоверением категории "Д", прошедшие медицинский осмотр и признанные годными для выполнения данной работы, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности, оказанию первой доврачебной помощи и имеющие об этом специальное удостоверение.

1.9. Водитель должен в период работы пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, рукавицы и т.д.), выдаваемыми на предприятии по установленным нормам.

1.10. Водитель на перевозке людей обязан выполнять все распоряжения и указания непосредственного руководителя, в чьем распоряжении он находится.

1.11. В путевом листе водителя на перевозке людей должны быть вписаны фамилии ответственных лиц за безопасную перевозку.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Водитель должен предъявить диспетчеру (механику) удостоверение на право управления транспортным средством для перевозки людей и получить путевой лист. Убедиться в правильности его заполнения, обратив внимание на вписание фамилии ответственных лиц за безопасную перевозку, в обязанность которых входит обеспечение порядка в кузове (салоне) и сигнализирование водителю об останове транспортного средства во всех случаях при возникновении угрозы безопасности движения (одно ответственное лицо за безопасную перевозку должно находиться в кузове, а другое в кабине водителя).

Получить от диспетчера (механика) инструктаж о порядке перевозки людей, маршруте движения в зависимости от времени года и дорожных условий. Менять маршрут движения без получения согласия диспетчера (механика) не разрешается.

2.2. Перед выездом водитель обязан проверить комплектность транспортного средства и исправность тормозов, рулевого управления, колес и шин, двигателя и трансмиссии, внешних световых приборов, салона (кузова).

2.3. При заводке двигателя пусковой рукояткой необходимо выполнять следующие требования:

накладывать ладонь на ручку пусковой рукоятки, не отделяя большой палец от других пальцев (не в обхват);

движение пусковой рукоятки следует выполнять снизу вверх рывками.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед началом движения водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредив их, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено.

Начинать движение водитель автобуса обязан только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

3.2. Запрещается дальнейшее движение транспортных средств с неработоспособными тормозной системой и рулевым управлением, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости - с неисправными осветительными приборами, а во время дождя или снегопада - с неработающим стеклоочистителем.

3.3. Заправку транспортного средства для перевозки рабочих следует производить при неработающем двигателе. Во время заправки в кузове (салоне) не должно быть людей.

3.4. При использовании этилированного бензина водитель должен выполнять требования "Инструкции по мерам безопасности при хранении, перевозке и применению этилированного бензина".

3.5. При перевозке людей в кузове грузового автомобиля, оборудованного для этих целей, число перевозимых людей не должно превышать число оборудованных для сидения мест.

3.6. При выезде на дорогу с прилегающей к ней территории (двора, места стоянки, гаража, АЗС и т.п.) водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов.

3.7. Перед началом движения от места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворот, разворот) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создаст помех для других участников движения.

3.8. Скорость движения на дорогах водитель выбирает с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности, установленных дорожных знаков, но во всех случаях при перевозке людей в кузове скорость не должна превышать 60 км/ч.

3.9. Особую осторожность водитель должен соблюдать при. движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

3.10. Водитель обязан принять меры к снижению скорости или к полной остановке перед любым препятствием, которое он должен был и мог предвидеть.

3.11. Во время движения водителю не разрешается резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.

3.12. В зависимости от скорости движения водитель выбирает такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства, а также необходимый интервал, обеспечивающий безопасность движения.

3.13. При движении по организованным в соответствии с правилами охраны труда ледяным переправам дистанция между двумя движущимися транспортными средствами должна быть не менее 50 м. Скорость движения по ледяным переправам не должна превышать 15 км/ч. Стоянка на переправе не допускается.

3.14. На участках других дорог, обозначенных дорожным знаком "Крутой спуск", где встречный разъезд затруднен, водитель транспортного средства, движущегося под уклон, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся на подъеме.

3.15. Короткие крутые подъемы и спуски следует преодолевать после того, как впереди идущий автомобиль закончит движение на них.

3.16. Короткие подъемы различной крутизны зимой необходимо преодолевать сходу на одной из высших передач с допустимой максимальной скоростью движения (водитель должен определить, на какой передаче он может преодолевать подъем).

3.17. Крутой затяжной подъем преодолевать нужно на одной из низших передач, обеспечивающих преодоление подъема без переключения передачи и остановки транспортного средства.

3.18. При крутых затяжных спусках зимой необходимо соблюдать следующие требования:

во избежание переохлаждения двигателя закрыть жалюзи или клапан утеплителя, для устранения движения юзом вести автомобиль на низших передачах, поддерживая средние обороты двигателя, тормозить следует плавно, не выключая сцепления.

3.19. Во избежание буксования и сползания автомобиля в гололедицу или по заснеженной дороге водитель обязан применять цепи противоскольжения. Если на скользком спуске начинается занос, то водителю необходимо немедленно освободить педаль тормоза и, поворачивая колеса в сторону заноса, выровнять автомобиль.

3.20. Двигаться на спусках с выключенным сцеплением и передачей запрещается.

3.21. Во избежание заноса, а также потери управления на крутых спусках необходимо применять одновременное торможение двигателем и тормозом.

3.22. Приближаясь к закрытому повороту или перевалу, водитель должен снизить скорость, занять крайнее правое положение и подать звуковой сигнал.

3.23. На участках с ограниченной видимостью пути необходимо снижать скорость до минимальной, подавать предупредительные сигналы и двигаться с осторожностью.

3.24. Во избежание столкновения при движении во время тумана следует подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других водителей.

3.25. При подъезде к повороту водитель должен быть особенно внимательным, т.к. при встрече с груженым автопоездом, при переходе последнего с прямой на кривую, роспуск отклоняется от траектории движения автомобиля во внешнюю сторону, в результате чего при правом повороте концы хлыстов (задний свес) заходят на левую сторону и могут перекрывать проезжую часть дороги. Поэтому водитель до поворота должен занять крайнее правое положение, остановиться и пропустить груженый автопоезд. Перед такими местами должны быть установлены соответствующие предупредительные знаки и надписи.

3.26. Выходя из кабины транспортного средства на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и во встречном направлении.

3.27. Оставлять транспортное средство разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

3.28. При остановке и стоянке в темное время суток или при тумане, дожде, снегопаде на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.

3.29. Водитель обязан:

доставить в лечебное учреждение пострадавших при дорожно-транспортном происшествии или при выполнении лесосечных работ, а также оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

оказывать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновении опасности для движения;

останавливаться и представлять автомобиль: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также, независимо от направления движения, врачам, среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение, работникам милиции для выполнения неотложных служебных заданий; работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и внештатным сотрудникам Госавтоинспекции для доставки в ближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест.

3.30. Водителю запрещается:

управлять автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

управлять автобусом в утомленном или болезненном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность движения;

при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе;

передать управление автомобилем лицам, находящихся в состояния алкогольного или наркотического опьянения, а также лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления автобусом и не указанным в путевом (маршрутном) листе;

ездить ближе, чем 60 м от места валки леса;

подогревать двигатель открытым пламенем (паяльной лампой и др.);

пользоваться открытым огнем при определении и установлении неисправностей механизмов;

курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков, а также при протирке двигателя ветошью, смоченной бензином;

использовать автомобиль в личных целях без разрешения.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановиться и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить дефекты;

открывать крышку радиатора плавно, поворачивая ее без резкого откручивания, дать возможность выйти горячим парам (руки должны быть защищены рукавицами) и залить охлаждающую жидкость.

4.2. При заклинивании дверок кабины необходимо воспользоваться выходом через окна, при необходимости выдавить или разбить стекло и покинуть салон или кузов.

4.3. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания необходимо выключить двигатель. При невозможности устранения неисправности следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности, высадив людей из кузова (салона), следовать в гараж на буксире.

4.4. В случае возникновения пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель, находящийся в салоне или кузове транспортного средства.

4.5. При вынужденной остановке на дороге (по причине неисправности) водитель обязан выставить на расстоянии 25- 30 м сзади автобуса знак аварийной остановки (треугольник установленной формы и цвета) или фонарь с мигающим красным огнем и высадить людей из кузова (салона).

4.6. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также предметы, имеющие отношение к происшествию, если это не угрожает жизни и здоровью людей; в случае необходимости вызвать "Скорую медицинскую помощь", а если это невозможно, отправить пострадавшего или пострадавших на попутном транспорте в ближайшее медицинское учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства (с предъявлением водительского удостоверения или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на транспортное средство), после чего возвратиться к месту происшествия, сообщить о случившемся в милицию и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции и следственных органов; если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

4.7. Каждый рабочий должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (остановить машину, выключить двигатель, извлечь пострадавшего, освободить его от предметов и др.).

Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает жизни или здоровью (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани). При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии проверить транспортное средство. При неисправности заявить механику о необходимости ее устранения. Вымыть и очистить направляемое в ремонт или на техническое обслуживание транспортное средство от грязи и льда.

Если транспортное средство технически исправно, провести ежедневное техническое обслуживание и поставить на место стоянки.

5.2. При безгаражном хранении без пароподогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

Изложены в «Инструкции по охране труда водителей автомобилей всех типов» и являются обязатель­ными при перевозке людей. Дополнительно предъявляются следующие требования:

1.2. Перевозка людей осуществляется по договорам и заявкам строи­тельных организаций и предприятий.

1.3. Заявка на перевозку людей (приложение 1) представляется в ЛТП не позднее двух суток до начала перевозки.

Заявка регистрируется в журнале учета и исполнения заказов на пе­ревозку людей (приложение 2).

1.4. При постоянных перевозках рабочих к месту работы и обратно АТП устанавливаются маршруты движения автомобилей.

Выбор трассы маршрута движения автомобилей производится с обя­зательным соблюдением следующих требований:

Проезжая часть дороги должна иметь ширину, достаточную для безопасного разъезда со встречным автотранспортом;

Все места, опасные для движения, должны иметь ограждения и соответствующие предупреждающие знаки;

Общий вес автомобиля с максимальной загрузкой не должен превышать допустимой нагрузки для мостов, расположенных на марш­руте;

Проезд через железнодорожные переезды должен быть согла­сован с организациями, в ведении которых находятся железнодорожные пути;

Проезд по ледовым переправам и ледовым дорогам произво­дится при наличии письменного разрешения дорожных органов с указа­нием порядка и сроков пользования ледовыми переправами и ледовыми дорогами.

1.5. На каждый маршрут перевозки рабочих на работу составляется схема опасных участков трассы.

1.6. Скорость движения автомобиля выбирается исходя из условий дорожного покрытия, рельефа местности, погодных условий и других неблагоприятных факторов, но не должна превышать 50 км/час.

1.7. Для перевозки людей привлекаются опытные водители I и II класса со стажем работы не менее 3-х лет, не имеющие нарушений трудовой и транспортной дисциплины.

1.8. Водители, впервые назначенные на автобусы или специально обо­рудованные для перевозки людей грузовые автомобили, проходят в уста­новленном порядке стажировку 10 дней.

1.9. Назначение водителей, а также выделение грузовых а/м для пере­возки людей оформляются приказом по АТП.

1.10. В организациях, использующих для перевозки людей автотран­спорт, должны быть приказом назначены ответственные за перевозку лица и старшие на каждый автомобиль.

Ответственным за перевозку людей лицом назначается начальник участка, прораб, мастер или диспетчер. Старшим по автомобилю назна­чается мастер, бригадир или опытный рабочий.

Старший по автомобилю должен пройти инструктаж по охране труда при перевозке людей.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕРЕВОЗКИ

2.1. Для перевозки людей используются автобусы или специально оборудованные грузовые бортовые автомобили.

2.2. Кузов грузового автомобиля должен иметь сиденья, укрепленные на расстоянии не менее 15 см от верхнего края борта;

Сиденья, расположенные вдоль заднего и боковых бортов, дол­жны иметь прочные спинки;

Бортовые запоры должны быть надежно закреплены.

2.3. Грузовой автомобиль, предназначенный для постоянной перевоз­ки пассажиров, должен быть оборудован тентом (съемной будкой), ле­сенкой для посадки и высадки пассажиров, освещением внутри кузова и сигнализацией.

2.4. Автобусы и специально оборудованные автомобили для перевоз­ки людей должны быть оснащены средствами пожаротушения.

Средства пожаротушения (огнетушитель , кошма, ящик с песком)

размещаются на видном месте в салоне автобуса или кузова грузового автомобиля.

2.5. Для перевозки людей должны использоваться автомобили с на­дежной работой узлов, агрегатов и оборудования, обеспечивающие бе­зопасность движения в любых условиях.

2.6. При выпуске автомобилей для перевозки людей на линию техни­ческая служба АТП производит их тщательный технический осмотр.

2.7. Все водители, занятые на перевозке людей, ежедневно проходят медицинское освидетельствование.

2.8. В остальном необходимо руководствоваться требованиями, изло­женными в «Инструкции по охране труда для водителей всех типов авто­мобилей».

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ

3.1. Требования безопасности во время работы, изложенные в «Инст­рукции для водителей всех типов автомобилей» распространяются и на водителей, занятых перевозкой людей, дополнительно к этому:

3.2. Водитель, осуществляющий перевозку людей, обязан:

3.2.1. Ознакомиться перед выездом на линию с маршрутом движения и проверить исправность автомобиля, а у грузового автомобиля, кроме того, состояние бортов и надежность их запоров, прочность крепления сидений.

3.2.2. Представить по прибытии к заказчику путевой лист, посадку людей производить только в присутствии старшего по автомобилю, фа­милия которого указана в путевом листе.

3.2.3. Не допустить проезда в кузове, а также в кабине грузового авто­мобиля пассажиров, сверх количества, установленного нормами.

3.2.4. Производить посадку и высадку пассажиров в специально пре­дусмотренных местах или у бровки тротуара (обочины дороги) после полной остановки автомобиля.

3.2.5. Трогать с места и останавливать автомобиль плавно, без рыв­ков, переезжать рытвины и ухабы на пониженной передаче.

3.2.6. Вынужденную остановку (для долива воды в радиатор, провер­ку техсостояния и т. д.) производить только на горизонтальном участке дороги, с хорошим двухсторонним обзором, предварительно выключив двигатель и затормозив автомобиль ручным тормозом.

3.2.7. Быть предельно осторожным и внимательным в зоне действия предупреждающих знаков.

3.2.8. Следить за правильным размещением людей в кузове, не разре­шать им сидеть на бортах и стоять в кузове.

3.3. Старший по автомобилю обязан:

3.3.1. Проверить путевой лист и оборудование грузового автомобиля для перевозки людей.

3.3.2. Руководить посадкой и высадкой людей, размещением их в ав­томобиле, соблюдать установленные нормы вместимости, контролиро­вать соблюдение водителем маршрута движения.

3.3.3. Требовать от пассажиров выполнения правил проезда в автомо­билях, не разрешать сидеть на бортах и стоять в кузове грузового автомо­биля во время движения, не допускать посадку и высадку пассажиров до полной остановки автомобиля.

3.3.4. Требовать немедленного прекращения движения при обнару­жении у водителя признаков опьянения, утомления и других, представ­ляющих угрозу для перевозки людей, сообщить об этом в АТП и ближай­шие органы внутренних дел.

3.4. Перевозка детей осуществляется только в автобусах, с правой сто­роны лобового стекла автобуса устанавливается трафарет «Осторожно, дети!»

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. В случае возникновения аварийной ситуации, при обнаружении неисправности, во всех иных случаях, когда невозможно дальнейшее движение, водитель обязан высадить пассажиров и указать им место для безопасного движения.

4.2. Во всех остальных случаях необходимо руководствоваться тре­бованиями, изложенными в «Инструкции по охране труда для водителей всех типов автомобилей».

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы, после окончания перевозок пассажиров, необходимо выполнить требования вышеуказанной инструкции.

При планировании транспортных работ в хозяйстве тщательно разрабатывают маршруты движения транспортных средств, учитывают все опасные места дорог и переездов, профиль и углы наклона дорог, габаритные размеры тракторных поездов при перевозке грузов и т.д.
Карта безопасных дорог уточняется ежегодно и доводится до сведения всех водителей и трактористов.
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля разрешается водителям со стажем работы не менее 3 лет. При этом кузов автомобиля должен быть оборудован скамейками для сиденья всех пассажиров и лестницей для их посадки и высадки. Сиденья укрепляют на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов, а сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, оборудуют прочными спинками. В зависимости от грузоподъемности автомобиля число пассажиров в кузове должно быть следующим:

Грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть оборудован тентом, огнетушителем ОУ-2. Перевозить людей в тракторных прицепах категорически запрещается.
Большое значение для безопасной перевозки груза имеет его правильное размещение в кузове автомобиля или в прицепе трактора. Размещать груз в кузове или прицепе надо, соблюдая следующие основные правила (при этом не исключаются другие требования, определяемые частными условиями):
1) не перегружать автомобиль (не более его грузоподъемности);
2) рассредоточивать груз равномерно по всей площади платформы кузова;
3) следить за тем, чтобы груз ни в коем случае не возвышался над бортами кузова (при необходимости борта кузова наращивают, а грузы надежно увязывают);
4) провоз груза по дорогам, над которыми проходят электрические провода, разрешается при условии, если расстояние от наивысшей точки груза будет следующим:

Эти данные необходимо учитывать при выборе вида транспорта для перевозки силоса, сена, соломы и т.д., т.е. определить высоту наращивания бортов для безопасного проезда под линиями электропередачи;
5) тарные и штучные грузы необходимо укладывать так, чтобы они не смещались и не падали на поворотах, при спусках, торможении;
6) при загрузке кузова следует оставлять безопасное место для грузчиков и других лиц, сопровождающих грузы. При этом люди не должны находиться между грузами и кабиной водителя, так как груз смещается в направлении движения, что может привести к несчастным случаям.
Погрузкой автомобиля руководит водитель. Если погрузка или разгрузка автомобиля производится подъемными механизмами, водитель обязательно должен выходить из кабины автомобиля (тягача), но не заниматься осмотром или ремонтом. Пребывание в это время других людей в кабине и кузове запрещено.
Грузы, которые необходимо перевозить и хранить с соблюдением особых условий, должны иметь специальную маркировку. Перевозка крупногабаритных грузов, один из линейных размеров которых превышает по высоте 3,8 м от поверхности дороги, по ширине 2,5 м, по длине 20 м (для тракторного поезда), должна быть согласована с ГИБДД и при необходимости с начальником железной дороги (водной переправы).
Для транспортировки сыпучих кормов используют машины, обеспечивающие закрытую загрузку, транспортировку и выгрузку материалов. Загрузка протравленных семян в мешки и сеялки, а также загрузка минеральных удобрений в транспортные средства должна быть механизирована. Перевозить протравленные семена к месту сева разрешается только в мешках из плотного материала разового пользования или в автопогрузчиках сеялок. На мешках должна быть надпись «Протравлено» или «Ядовито». Перевозка людей одновременно с протравленными семенами не допускается.
Минеральные удобрения следует перевозить в специальных контейнерах или на транспортных средствах общего пользования с плотным кузовом, покрытым брезентом.
Пестициды следует перевозить в заводской таре с этикетками на исправных, легко подвергающихся очистке транспортных средствах. Перевозка других грузов вместе с пестицидами и химическими консервантами не допускается.
При перевозке жидкого аммиака необходимо следить за исправностью и герметичностью емкостей, исправностью манометров и предохранительных клапанов. Транспортные средства должны быть снабжены заземлением. Перевозка аммиачной селитры совместно с другими материалами и удобрениями не допускается.
Каждая партия химических консервантов при транспортировке должна сопровождаться документами, удостоверяющими наименование, качество и массу продукта. Жидкие химические консерванты (органические кислоты) допускается перевозить в специальных автомобильных цистернах или заводской таре (алюминиевых бочках, канистрах, в стеклянных, оплетенных или обрешеченных бутылях с плотно закрывающимися крышками и пробками). Перекачивать химические консерванты из автомобильных цистерн допускается в цистерны из алюминия, легированной стали или полиэтилена, которые затем опломбируются.
Перевозка животных. Для погрузки и выгрузки животных распоряжением руководителя предприятия из числа зооветспециалистов назначается лицо, ответственное за безопасное проведение этих работ. Погрузку и выгрузку животных следует производить только при наличии данных об их состоянии (больные или здоровые) и особенностях поведения (смирные, бодливые и т.д.). Перед началом работ животные должны быть обследованы работниками ветеринарной службы. Перед погрузкой животным со злым нравом должны быть введены транквилизаторы в соответствии с ветеринарными нормами. Животных, требующих карантинной обработки, погружают и выгружают на специально выделенных площадках, отвечающих требованиям ветеринарного контроля.
Места погрузки и выгрузки животных должны быть отведены на специальных площадках с твердым покрытием. Допускаются погрузка и выгрузка на спланированных площадках с плотным грунтом. Пол прохода эстакады погрузочно-разгрузочной площадки, начиная от весовой, должен постепенно подниматься (угол не более 12°) до уровня пола кузова транспортного средства. Высота погрузочной эстакады должна соответствовать высоте пола кузова скотовоза. От краев боковых бортов кузова на эстакаду устанавливают передвижные щиты, перегородки соответствующей высоты, чтобы животные не могли выпрыгнуть. В местах производства погрузочно-разгрузочных операций устанавливают эстакады и направители движения животных с надежно огражденными проходами вдоль них для работников, обслуживающих животных. Высота прохода для работающего должна составлять 250...300 мм от уровня пола, ширина - 800... 1000 мм, высота ограждающих перил - 1000... 1100 мм.
Места погрузки и выгрузки животных, включая проходы и проезды, должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами и освещены.
Работа внутри закрытых объемов. Перед началом работы в колодцах, каналах и сосудах необходимо каждый раз перед спуском убедиться в отсутствии в них скопления горючих газов или углекислого газа.

Рис. 45. Схема прибора для испытания газовоздушных смесей на взрывчатость

Такая проверка производится с помощью специальной бензиновой лампы. Присутствие взрывоопасной смеси в атмосфере проверяют следующим образом. Колбу вместимостью 0,5 л заполняют доверху водой и, внеся ее в колодец, выливают из нее воду. При этом колба заполняется воздухом, подлежащим исследованию. Колба закрывается резиновой пробкой, в которую вставлены стержни запального приспособления, присоединяемые к вторичной обмотке понизительного трансформатора (рис. 45) напряжением 6 В. При установке колбы в защитном кожухе включают рубильник первичной обмотки трансформатора и нажимают кнопку. При этом в запале происходит искровой разряд и при наличии взрывоопасной смеси в колбе она разрушается. Если взрыва не происходит, то проводят контрольную проверку, для чего, предварительно отключив трансформатор, в колбу впускают одну каплю бензина и опыт повторяют. Разрушение при этом колбы свидетельствует об отсутствии в воздушной атмосфере взрывоопасной смеси. В связи с тем что проверка колбой не дает полной уверенности в безопасности, необходимо проводить также принудительное проветривание переносным вентилятором или воздуходувкой.


Рис. 46. Местный отсос от сварочного поста с применением вакуум-насоса и присосодержателя

При сварке внутри замкнутых объемов рекомендуется применять местный высоковакуумный отсос (рис. 46). Он закрепляется с помощью присоса на расстоянии 100... 150 мм от места сварки. Расход воздуха от одного отсоса составляет 100... 150 м3/ч.
Для удобства работы и для уменьшения сопротивления отсос воздуха производится сначала по шлангам с внутренним диаметром 25 или 32 мм. Длина шлангов при этих диаметрах должна быть не больше 20... 25 м. На большие расстояния прокладываются гибкие шланги диаметром 38 мм, длина которых может быть до 20 м. Шланги диаметром 25 и 32 мм рекомендуется применять для промышленных противогазов гофрированные по ТУ 851 - 55 или для пылесосных установок по ТУ 2825 - 53, а шланги диаметром 38 мм - по ГОСТ 8496-57.
Для отсоса воздуха применяют водокольцевые насосы типа РМК № 3 и 4.
Длину и диаметр шлангов следует подбирать таким образом, чтобы полное сопротивление всей системы было в пределах 2000... ...2500 кг/м2.
При сварке в закрытых емкостях и невозможности устройства местной вытяжки рекомендуется устройство притока чистого воздуха. Подача воздуха в емкость должна быть организована таким образом, чтобы сварщик находился в струе чистого воздуха.
В зимнее время во избежание простудных заболеваний воздух должен быть нагрет до температуры 20... 22°. Количество подаваемого воздуха устанавливается в зависимости от расстояния между патрубком, подающим воздух, и рабочим в пределах до 3000 м3/ч при расстоянии до 1,5 м и до 6000 м3/ч при расстоянии 1,5...3 м.
Для освещения при работе в подобных устройствах применяется переносная лампа взрывобезопасного типа на напряжение не более 12 В.
Перед тем как производить газовую или электрическую сварку сосудов из-под горючих жидкостей, их необходимо тщательно промыть и протереть, иначе возможен взрыв смеси паров горючего с воздухом.
Промывку производят водным раствором каустической соды или тринатрийфосфата, в котором должно быть 80... 120 г щелочи на 1 л воды. В случае необходимости промывки сосудов от минеральных масел в раствор для создания эмульсии вводят дополнительно 2...3 г/л жидкого стекла или мыла. Раствор следует подогреть до 60... 80 °С.
Продувка сосудов вместимостью до 200 л из-под бензина паром должна продолжаться не менее 2 ч. При очистке резервуаров вместимостью до 1000 м3 пропаривание проводится до 15 ч, а вместимостью от 1000 до 3000 м3 - не менее 20 ч. При отсутствии пара очистка сосудов вместимостью до 200 л может быть заменена кипячением, при этом вода в сосуде должна занимать 80...90% его объема и кипятиться в течение 3 ч.
Перед сваркой сосуды, в которых находились различные кислоты, необходимо хорошо промыть, очистить от грязи и различных осадков специальными деревянными, латунными или алюминиевыми скребками.
Поскольку каустическая сода (едкий натр) вредно воздействует на кожу и глаза людей, а также одежду и обувь, при обращении с ней необходимо надевать резиновые сапоги с высокими голенищами, брезентовый костюм с брюками навыпуск, а также резиновый фартук и перчатки; глаза при этом необходимо защищать очками с белыми стеклами. Промывать внутренние стенки сосудов надо в специальных масках или противогазах, в брезентовой или прорезиненной спецодежде и непромокаемой обуви без гвоздей и подков.
Поверх спецодежды рабочий надевает пояс с лямками, к которым присоединяется крюк с пружинной защелкой. К крюку прикрепляют спасательную веревку, конец которой, выведенный из люка, должен находиться в руках другого рабочего, обязанного в случае необходимости оказать помощь.
После выполнения всех указанных требований рабочий может находиться внутри резервуара непрерывно не более 10 мин с последующим отдыхом на открытом воздухе не менее 20 мин.
Для проведения электродуговой сварки внутри металлических сосудов сварщиков необходимо дополнительно снабдить резиновыми, изолирующими матами на войлочной подкладке с плохой теплопроводностью, резиновыми шлемами и спецодеждой с резиновыми подлокотниками и наколенниками.

Согласована
письмом ЦК профсоюза
работников лесных отраслей
Российской Федерации
от 23 сентября 1998 г. N 3-11

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Перевозка людей автотранспортом

ТОИ Р-07-021-98

1. Общие требования безопасности

Раздел составляется самостоятельно на основании Типовой инструкции "Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях" ТОИ Р-07-001-98 с учетом специфики конкретного лесхоза и нижеприведенных требований.

1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей Инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей в лесном хозяйстве, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категория "Д").

1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала - цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

1.6. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами и соответствующим приложением коллективного договора.

1.7. По требованиям пожаро- и взрывобезопасности не допускается: скопление на двигателе и его картере грязи и масла; оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы; эксплуатировать неисправные приборы системы отопления; применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества; подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости или другими способами; курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя; пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей; подогревать двигатель открытым пламенем; автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом; в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки людей (автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для этих целей), иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные номера на транспортное средство; путевой или маршрутный лист с соответствующими отметками. Водитель должен пройти предрейсовый медицинский контроль.

2.2. Перед выездом проверить исправность и комплектность транспортного средства и следить за его состоянием в пути: тормозов; рулевого управления; колес и шин; двигателя и трансмиссии; внешних световых приборов и салона (кузова).

2.3. В предназначенном для перевозки людей грузовом автомобиле, оборудованном салоном, проверить наличие и исправность: лестницы для посадки; двухсторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя; освещения салона; аптечки с набором медикаментов; легкосъемного (находящегося вне кабины) огнетушителя емкостью 2 л; двери, открывающейся из салона наружу; полумягких сидений, отопления салона.

2.4. В предназначенном для перевозки людей в теплый период года грузовом автомобиле, оборудованном тентом для защиты от ветра и атмосферных осадков, проверить наличие и исправность: съемной лестницы для посадки; огнетушителя емкостью 2 л; аптечки с набором медикаментов; звуковой сигнализации из кузова в кабину водителя; сидений в кузове с прочными спинками, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов; бортовых замков, дополнительно закрепленных так, чтобы исключалось их самопроизвольное открывание.

2.5. Проверить наличие надписи "Люди" и соответствующего знака спереди и сзади в верхней части салона или тента грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей. Убедиться в отсутствии в салоне перевозимых ГСМ, бензопил, незачехленных острых инструментов.

2.6. Проверить количество перевозимых людей, которых должно быть не более числа мест для сидения, оборудованных в кузове грузового автомобиля.

2.7. Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещении в кузове, предупредить, что стоять во время движения автомобиля запрещено.

2.8. Убедиться в наличии выделенных лиц, ответственных за безопасную перевозку людей: один человек должен находиться в кузове грузового автомобиля, другой - в кабине; фамилии ответственных лиц должны быть записаны в путевой лист.

2.9. Выявленные неисправности до начала движения с пассажирами должны быть устранены. Убедившись в исправности транспортного средства, должностное лицо делает отметку в путевом листе, там же ставится штамп медицинским работником, подтверждающим соответствующее здоровье водителя.

3. Требования безопасности во время работы

Водителям автомобилей во время движения, кроме общих требований, предусмотренных действующими Правилами дорожного движения, следует дополнительно исполнять следующие требования:

3.1. Водитель должен осуществлять движение автобуса (автомашины) по дорогам общего пользования, лесовозным дорогам, веткам и усам, выполняя действующие Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.

3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что пассажиры заняли места, в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

3.3. При выезде из гаража или другой территории, с места посадки пассажиров водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов, не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража, лесхоза.

3.4. Перед началом движения с места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

3.5. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. При работе в стесненных зимних условиях (сужение дороги из-за снега) при встречном движении использовать разъезды дорог.

3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться зеркалом заднего вида. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

3.7. Скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом директора лесхоза по согласованию с ГИБДД. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автомашины. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

3.8. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон - с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках, пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашине, подавшей сигнал об обгоне, повороте. Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

3.9. Водителю автотранспорта запрещается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • отдыхать при работающем двигателе; передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина или посторонним лицам;
  • въезжать в опасную зону валки леса;
  • производить техническое обслуживание транспортного средства с пассажирами в салоне;
  • подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.10. Водитель транспортного средства обязан:

  • заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;
  • оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;
  • остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины;
  • разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно - профилактическое учреждение;
  • для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;
  • с наступлением темноты и при плохой видимости днем включить внешние световые приборы, дальний свет использовать на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителя встречного транспорта.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Остановиться также при ослеплении водителя встречной машиной.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • без промедления остановиться и не трогать с места автомашину, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры к доставке пассажиров иным транспортным средством;
  • если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомашины и относящиеся к дорожно-транспортному происшествию предметы и следы на схеме;
  • при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4.3. Сообщить о случившимся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

4.4. При возникновении пожара необходимо использовать огнетушители, находящиеся в автобусе (автомашине).

4.5. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие либо населению. При невозможности затушить пожар - принять меры личной безопасности и покинуть место возгорания.

Аналогичным способом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.

4.6. При экстренной остановке автобуса (машины) с необходимостью покинуть салон и разместиться на местности во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы.

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки автомашину на дороге на продолжительное время необходимо поставить ее на обочине или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения из рейса совместно с механиком проверить исправность автомашины. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автомашины, направляемой на техническое обслуживание или ремонт, вымыть ее и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автомашина технически неисправна, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленную к следующей смене машину поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении без подогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи, поместить на хранение.

5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии - удалить.

5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.