Меню

Особенности вождения машины в темное время суток

Сделай сам

Управление автомобилем в ночное время суток серьезным образом отличается от дневного вождения. Природой устроено так, что ночью человек видит хуже, чем днем, а с возрастом качество ночного зрения ухудшается. А ведь большинство решений, которые принимает водитель, основываются на том, что он видит. При движении в темноте водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Причем, объекты появляются в освещенной зоне внезапно, и для опознания их требуется времени больше, чем днем. Поэтому надежность движения в темное время суток значительно снижается и, в результате, совершается большее количество ошибок. Самые частые из них – это ошибки оценки расстояния и скорости, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше возможности для маневра, а также меньше времени и возможности для исправления этих ошибок. А время реакции на ночной дороге возрастает.

Главное условие безопасной езды в темное время суток – движение с меньшей скоростью, чем днем. Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости. Т.е. остановочный путь не должен превышать расстояние, освещенное светом фар. Стекла автомобиля должны быть чистые. Во-первых, через чистое стекло всегда приятнее смотреть на дорогу, во-вторых, грязное стекло плюс свет встречных фар дополнительно ухудшают и без того ограниченную видимость.


Двигаясь в потоке машин, всегда следите за впереди идущим транспортом. Очень важно не пропустить момент начала его торможения. Об этом подскажут его стоп-сигналы, которые, впрочем, могут быть неисправны или частично исправны. В подобных случаях потребуется удвоить бдительность и увеличить дистанцию.

Всегда нужно помнить о том, что на дороге и вблизи нее могут находиться неосвещенные объекты. Обнаружив что-то впереди, всегда снижайте скорость. Что это такое – разберетесь потом, когда подъедете ближе или остановитесь. Возможно, это стоящий неосвещенный автомобиль, возможно, еще что-то.

Наибольшую опасность при движении в темное время суток представляют пешеходы. Они не всегда попадают в поле зрения водителя, их труднее обнаружить на неосвещенном участке дороги. Отдельная группа риска – пьяные пешеходы. Их действия непредсказуемы, поэтому вблизи «таких» пешеходов следует предельно снижать скорость и заранее предвидеть возможность объезда, или быть готовым применить экстренное торможение.

В зонах остановок общественного транспорта нужно быть особенно внимательным. Когда машин много, и видимость ограничена, то происходит частичное ослепление светом габаритных огней, плюс свет встречных фар. Не всегда сразу можно заметить пешехода, оказавшегося на проезжей части, поэтому, проезжая мимо остановок, всегда снижайте скорость. Когда на остановке стоит маршрутное транспортное средство, обращайте внимание на световое пятно перед ним. Если на нем вдруг замелькала тень, возможно, что из-за этого транспорта сейчас на дороге появится пешеход, а может и не один. Поэтому, еще раз – заранее снижайте скорость – у вас будет больше времени, чтобы среагировать и нужно дать понять едущим за вами, что впереди возможная опасность. Увидев ваши стоп-сигналы, они поймут, что вы тормозите и сами сбавят скорость. Тогда даже экстренное торможение вашего автомобиля не будет для них неожиданностью.

Движение в темное время. Встречный разъезд

Двигаясь по неосвещенной дороге предпочтительней пользоваться дальним светом фар. Но всегда нужно помнить том, что существует возможность ослепления встречных водителей. Ослепить могут и вас, поэтому необходимо выработать в себе привычку в момент разъезда смотреть правее на дорогу, а не на встречные фары. Во-первых, справа от дороги, чаще всего, могут находиться препятствия, которые вы можете не увидеть, будучи ослепленным. Во-вторых, можно ориентироваться по разметке, отбойнику, правому краю проезжей части, обочине. Переключать фары с дальнего света на ближний нужно заблаговременно – не менее чем за 150м до встречного автомобиля. Но если встречный водитель сигнализирует кратковременным переключением «ближний-дальний-ближний», то сделать это необходимо раньше. Когда встречный автомобиль поравняется с вашим, можно будет опять переключиться на дальний свет.

Бывает, что встречный водитель не переключается на ближний свет, а продолжает ехать с дальним светом, ослепляя вас. В таком случае можно напомнить ему о переключении, несколько раз кратковременно поморгав с ближнего света на дальний. Но ни в коем случае, не следует его так сказать «учить» ответным ослеплением. У встречного автомобиля может быть нарушена регулировка фар – он едет с ближним светом и его водитель не понимает, почему вы ему моргаете, может его водитель просто забыл переключить свет, а может у него, в этот момент исправен только дальний. А что может быть хуже двух ослепленных водителей, которые едут навстречу друг другу и ничего при этом не видят?

Если вас все же ослепили, и вы с трудом различаете то, что происходит на дороге – плавно погасите скорость, сразу включите аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановите автомобиль. После того, как зрение восстановится, можно будет ехать дальше.

Очень опасно неожиданное ослепление встречным автомобилем, выезжающим из-за поперечного профиля перелома дороги (на вершине подъема). Приближаясь к такому участку и видя зарево встречных фар, будьте готовы к тому, что встречный автомобиль может не успеть переключить фары на ближний свет – заранее поморгайте ему своими фарами, чтобы он не забыл это сделать. При появлении встречного автомобиля на спуске, необходимо так же, раньше, переключиться на ближний свет.

Бывают ситуации, когда водитель видит, что навстречу движется какое-то транспортное средство с одной включенной фарой. Это может быть мотоцикл, а может быть и автомобиль. Если рассмотреть не удается, то всегда нужно предполагать, что это автомобиль и единственная его рабочая фара – правая! В таком случае для разъезда следует принять как можно правее, а если это невозможно – остановиться и включить аварийную световую сигнализацию. Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас смогли лучше увидеть ваш автомобиль на дороге и вовремя среагировать.

Когда два автомобиля, двигаясь в темное время суток, встречаются на дуге поворота, то получается так, что один водитель едет по внешней дуге, а другой – по внутренней. Таким образом, фары автомобиля едущего «внутри» поворота начинают раньше слепить встречный автомобиль. Поэтому ему необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше. Водитель автомобиля, который движется по внешней дуге поворота, может переключиться на ближний свет несколько позже, если видит, что свет его фар не мешает встречному транспорту.

Ночное движение за городом


Самое главное при движении по ночным загородным дорогам – правильный выбор скорости. Н ужно учитывать многие факторы: тип и состояние дорожного покрытия, метеоусловия, интенсивность движения, и конечно же, на сколько знакома вам дорога, по которой едете. На неосвещенной дороге вне населенного пункта надо иметь ввиду, что в большинстве случаев препятствия находятся на краю дороги. Там может оказаться яма, может стоящий неосвещенный автомобиль, а может быть все, что угодно. Поэтому не стоит близко прижиматься к краю проезжей части.

Когда вы движетесь за впереди идущим автомобилем (движение за лидером), переключите свет с дальнего на ближний и внимательно следите за безопасной дистанцией. В этом случае контроль за всевозможными препятствиями и опасностью на дороге берет на себя лидер. Ваша задача – внимательно следить за его габаритными огнями и световой сигнализацией. И еще раз – дистанция. В темноте все объекты кажутся дальше, чем они находятся на самом деле.

Если в роли лидера вы, то, если позволяет обстановка, включите дальний свет фар, чтобы можно было раньше разглядеть препятствия на дороге. Если приходится ехать с ближним светом (например, часто приходится разъезжаться со встречными, которых можете ослепить) и дорогу плохо видно, тогда снижайте скорость. Но в этом случае вас могут догнать и, как еще говорят, «сесть на бампер». А видеть свет фар, отраженный в своем зеркале заднего вида очень неприятно. В таком случае не смотрите в зеркало, а дайте себя обогнать.

Если вы намереваетесь сделать остановку на неосвещенной дороге, то даже на обочине это делать небезопасно. Выберите для такой остановки место, где вы сможете или съехать с дороги, или как можно дальше отъехать от проезжей части. Если такой возможности нет, постарайтесь заехать на обочину, и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы быть заметнее на дороге.

Во время длительной ночной поездки при движении по хорошей ровной загородной дороге может наступить так называемое состояние монотонности. Чем оно опасно?

Ровное и спокойное движение потихоньку усыпляет бдительность и уровень внимания к окружающей обстановке снижается. Иногда водитель незаметно для себя «отключается» от действительности. Другими словами, он засыпает прямо с открытыми глазами. Это очень опасно, потому что в этот момент водитель не в состоянии следить за дорожной обстановкой. Сказывается усталость, тем более что биологически ночное время отведено для сна. Поэтому, при малейшем проявлении признаков усталости, немедленно сделайте остановку, выйдете из машины и разомнитесь.

Есть один способ как водителю определить, устал он или нет. В обычной ситуации водитель смотрит прямо на дорогу, рулит, тормозит, разгоняется, в общем, едет. И кажется, что все нормально. Но усталость накапливается постепенно, и трудно определить момент, когда организм устал. Опытные водители, особенно дальнобойщики, знают по себе, что такое усталость, а вот тем, кто за рулем недавно, возможно, этот совет пригодится.

Вообще, рекомендуется делать остановки для разминки как можно чаще, с интервалом 2-3 часа, но если так случилось, что вы едете ночью и едете долго без остановок, то выберите место и остановитесь. Заглушите двигатель. Теперь внимание: смотрите сначала на дорогу перед машиной, затем поверните голову и посмотрите на дорогу через левое окно. Если дорога «поплыла» перед глазами, значит, вы устали и пора сделать остановку для отдыха. Попробуйте выйти из машины, только не резко. Шатает? Мозг вроде бы все осознает, а тело как будто не слушается. В таком случае тем более нужно сделать остановку и отдохнуть – вы очень устали. Дальнейшее движение может быть небезопасным. Но лучше себя до такого состояния не доводить и делать остановки для отдыха как можно чаще, тем более, если поездка ночная.

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решили сделать небольшой заборчик в саду, или постелить пол на приусадебном участке? Не торопитесь покупать дорогой строительный материал. Ведь бу поддоны как раз являются тем что вам нужно. Тем более покупка поддонов б у сейчас повсеместно распространена. Потому что это как говорится "дешево и сердито"

Условия видимости имеют принципиальное значение в деятельности водителя. Они обусловливают выбор скоростного режима, отказ от выполнения различных маневров, использование внешних световых приборов и прочие аспекты движения.

Следовательно, в зависимости от условий видимости должна выстраиваться и работа водителя: лучше видимость – легче водителю. И наоборот!

Правила знают два основных типа видимости дороги и объектов, расположенных на ней:

  • в зависимости от недостаточности освещенности (темное время суток; недостаточная видимость, светлое время суток);
  • в зависимости от ограниченности обзора (ограниченная видимость).

Рассмотрим эти условия видимости и особенности движения в них более подробно.

Темное время суток

Наступление ночи вынуждает водителя использовать световые приборы, предусмотренные конструкцией его транспортного средства. Это, в основном, фары ближнего и дальнего света. Обязанности автолюбителя по их применению мы рассмотрим отдельно. Что же такое «темное время суток»?

Определение из ПДД (п.1.2):

«Темное время суток » — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Понять несложно: темное время суток начинается после того, как солнце скроется за горизонтом и перестанет посылать на Землю даже отблески своих лучей. Закончились сумерки – началось темное время суток. И уже утром темное время суток заканчивается вместе с утренней зорькой.

Если проще, то темное время суток – это темнота, когда ничего не видно без дополнительного освещения! Видимость дороги становится минимальной, и водитель не только обязан, но и просто физически вынужден использовать для движения световые приборы, дающие это самое дополнительное освещение. Требования к использованию таких приборов регулирует специальный 19-й раздел ПДД.


В противном случае возникает угроза не заметить своевременно:

  • пешехода;
  • транспортное средство;
  • какое-то препятствие на дороге.

А итог традиционен – ДТП.

Поэтому при движении в темное время суток водитель обязан вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы его остановочный путь (необходимое для безаварийной остановки расстояние) был бы обязательно меньше, чем расстояние обычной зрительной видимости. А внешние световые приборы ему в этом основательно помогают.


А иногда, к сожалению, нет!


В условиях темного времени суток водитель должен видеть дорогу, а не двигаться по ней на авось. Это – закон безопасности!

Недостаточная видимость

А как быть с теми случаями, когда, казалось бы, видимость дороги и объектов на ней есть, но адекватной картины из происходящего получить не получается? Когда естественное освещение как бы есть, но его явно не хватает для полной картины восприятия…


В этом случае мы сталкиваемся с недостаточной видимостью, когда водитель тоже (как и в случае с темным временем суток) обязан применять внешние световые приборы (преимущественно фары ближнего и дальнего света).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Недостаточная видимость » — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Как видно из определения, условиями недостаточной видимости могут быть:

1) снегопад (метель, буран и пр.);



3) дождь (ливень и т.д.);


4) сумерки (утренняя и вечерняя зорьки);


5) прочие условия (смог, дымовые завесы от горящего леса и пр.).


Во всех приведенных примерах ярко прослеживается одно – недостаточный визуальный обзор для безопасного движения транспортного средства.

Вот только насколько сильной должна быть неадекватная видимость дороги, пешеходов, транспорта, препятствий и пр., чтобы указанные условия могли считаться недостаточной видимостью? Правила четко отвечают на этот вопрос.

Критерий недостаточной видимости – 300 метров . Конечно же, начинающий водитель может воспротивиться такому повороту событий и выдвинуть два принципиальных вопроса.

1. Как определить это самое расстояние?

Приблизительно, «на глазок» или с использованием местных ориентиров. Например, столбов центрального освещения, расстояние между которыми составляет примерно 50 метров.


Подсчитать несложно. А если не получается этого сделать, то лучше перестраховаться и начать выполнять правила движения в условиях недостаточной видимости. То есть включить в требуемом режиме световые приборы. Точно не ошибешься!

2. Что означает «видимость дороги менее 300 метров»? До какой степени должно быть нарушено нормальное визуальное восприятие, чтобы это считалось недостаточной видимостью?

И на этот вопрос есть ответ. Если водитель не может с такого расстояния (напомним! – 300 метров) различить цвет машины, ее форму, смутно видит очертания пешехода, не идентифицирует объекты на дороге – это недостаточная видимость. Но, как и в первом случае, — будет более целесообразным и безопасным перестраховаться, подсчитав условия движения недостаточной видимостью. И опять же использовать внешние световые приборы (в соответствии с нормами раздела 19 ПДД).

Светлое время суток

Скажем честно, современные Правила не дают понятия светлому времени суток. И зря! Потому что даже в светлое время суток водитель обязан использовать при движении по дорогам внешние световые приборы (ближний свет, противотуманные фары, ).


Но мы же можем вполне самостоятельно дать определение этим условиям видимости: когда нет ни темного времени суток, ни недостаточной видимости, — мы двигаемся в светлое время суток. Согласитесь, совсем не сложно додумать недостающее в ПДД понятие!

Ограниченная видимость

Условия видимости могут быть обусловлены не только недостаточностью естественной (солнечной, дневной) освещенности на дороге. Водитель может двигаться и в таких условиях, когда его зрительный обзор закрывают какие-либо объекты, или он двигается по дороге со сложным профилем.

Правила называют такой режим ограниченной видимостью.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Ограниченная видимость » — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Физическое ограничение обзорности – вот критерий ограниченной видимости. Приведем наиболее характерные примеры.

1. Крутой поворот дороги.


2. Участок дороги в самом конце подъема.


3. Расположение объектов, не дающих адекватного обзора (строений и даже транспортных средств).


К сожалению, в ПДД не до конца доработан вопрос, касающийся конкретного расстояния, которым характеризовалась бы ограниченная видимость. Но в самом тексте Правил (в разделе 8, 10, 11, 12) дается ответ: ограниченная видимость – это видимость дороги менее 100 метров .

В условиях ограниченной видимости водителю запрещается выполнять целый ряд маневров (например, обгон, разворот и пр., а также действуют ). Более конкретно мы скажем об этом при комментировании соответствующих разделов Правил.

В условиях ограниченной видимости водителю рекомендуется снизить скорость движения. И понятно почему: од должен видеть участок дороги, на который въезжает, на предмет внезапного появления на нем каких-то объектов (например, препятствий или транспортных средств).

Многие водители отмечают, что позволяет получить скидку при оформлении полиса ОСАГО в случае безаварийной езды в предыдущие годы.

Для начала разберемся, что такое темное время суток и темнота. С точки зрения освещенности люди способны видеть предметы двух типов: испускающие собственный свет и отражающие свет других источников. Согласно общему значению, темнота, или это отсутствие света или тьма, - это недостаточно яркое освещение. Если говорить о предметах, отражающих свет, то в темноте человек воспринимает их недостаточно четко, и эта четкость уменьшается пропорционально снижению освещенности.

Существует еще такое понятие, как сумерки. Это природное явление, которое наблюдается два раза в сутки: после захода солнца и перед его восходом. Сумерки обусловлены тем, что прямой солнечный все уже не попадает на земную поверхность, но освещает небо, а предметы освещаются рассеянным в атмосфере светом.

К наступлению темноты человеческий глаз адаптируется не сразу. Процесс может продолжаться до получаса и заключается в изменениях в сетчатке глаза и зрачке, которые позволяют человеку приспосабливаться к условиям освещенности, видеть условиях недостаточной видимости при сумеречном свете и в неполной темноте. Такая адаптация, называемая темновой, связана с расширением зрачков и с активизацией деятельности палочек - периферических отростков фоторецепторов сетчатки глаза, которые лучше функционируют в темноте.

Когда мы говорим о дорожной обстановке и употребляем слово «темнота», то, как правило, подразумеваем темное время суток, которому посвящен этот раздел. Но следует понимать, что все особенности дорожного движения и советы по вождению в темное время суток в полной мере относятся и к другим условиям с недостаточной освещенностью, например в неосвещенных тоннелях, под густыми кронами деревьев и т. п.

Опасность. Основная особенность темного времени суток - низкая освещенность или полное ее отсутствие. В результате возникают две важнейшие опасности: непривычная обстановка и утомляемость водителя. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной техпомощи на дороге приедут и окажут необходимую помощь.


Другая опасность - сам водитель. Природой установлено так, что ночью люди должны спать. C наступлением темноты наши биологические часы выдают своеобразный сигнал отхода ко сну всем органам, в первую очередь - головному мозгу. Если человек допоздна находится за рулем, то он начинает испытывать усталость, которая со временем увеличивается, становится продолжительнее и интенсивнее. В вечерних сумерках начинаются приступы утомляемости, которые могут продолжаться до наступления полной темноты, когда включаются внутренние резервы организма - так называемое второе дыхание. В свою очередь, утренние сумерки опасны не меньше вечерних, если даже не больше. Утомляемость накапливается за ночь, и к утру водителю спать хочется гораздо сильнее чем вечером. По статистике, случаи когда водители засыпают за рулем происходят именно в предутренние часы.

Опасным в темноте может оказаться и яркий свет. Речь идет о резкой смене темноты на освещенность, например при въезде в населенный пункт или на освещенную уличными фонарями автозаправочную станцию: глаза, которые уже адаптировались к темноте, испытывают шок и на несколько секунд теряют остроту зрения.



Типичные ошибки. Зачастую водители не уделяют должного внимания ночным поездкам. И очень зря, потому что ночное вождение требует повышенного внимания и высокой остроты зрения. Но автолюбители совершают ошибки, которые могут обернуться нехорошими последствиями. Например, долгий яркий свет, рассматривание мелких деталей, громкая музыка снижают остроту ночного зрения. Утомленный водитель теряет быстроту реакций. А поскольку ночные поездки чаще происходят после рабочего дня, то и вероятность ДТП очень высока.

Иногда водители не следят за состоянием световых приборов автомобиля. А между тем всего одна негорящая габаритная лампа в заднем фонаре для машины, которая едет следом за вами, может зрительно превратить ваш автомобиль в мотоцикл и изменить его габариты, сузив их до полуметра.

Поврежденные стекла сами по себе снижают видимость, а в темноте могут еще и преломлять лучи фар встречных или попутных транспортных средств. Это вводит вас в заблуждение, вынуждает принимать неправильные решения и совершать неверные действия.

И наконец, об уважении к своим коллегам. Все знают, как неприятно, когда встречный автомобиль слепит дальним светом фар. Большинство водителей при встречном разъезде переключают дальний свет на ближний. Но многие забывают, что ослепить можно и тогда, когда автомобиль с дальним светом приближается сзади к впереди идущему транспортному средству. Автомобилисту в глаза попадает пучок света, который отражается в зеркале заднего вида, что приводит к частичному ослеплению и аварии.

Безопасно. К ночным поездкам нужно готовиться заранее. Это относится как к техническому состоянию автомобиля, так и к состоянию водителя.

Проверьте, все ли лампы горят в фарах и задних фонарях. Особое внимание уделите стоп-сигналам, попросите кого-либо помочь вам в этом. Изучите управление головным светом на автомобиле, которым вы управляете недавно, чтобы в темноте не искать нужные кнопки и ручки. Если рассеиватели фар или фонарей загрязнены, протрите их, поскольку световой поток через замутненную оптику теряет до половины своей мощности. Своевременно заменяйте разбитые стекла и расколотые рассеиватели фар и фонарей.

Отрегулируйте направление светового пучка фар. Правильно настроенные источники света не ослепят встречных водителей, да и дорогу они освещают так, как заложено конструкцией. У загруженного автомобиля фары светят выше, поэтому не забывайте использовать корректор фар и устанавливать то положение, которое соответствует нагрузке. Если автомобиль оборудован ксеноновой головной оптикой, то периодически проверяйте автоматическую регулировку угла наклона фар.

Водителю перед ночной дорогой рекомендуется хорошо выспаться. Если это невозможно, то стоит оградить себя от излишнего напряжения: долгого чтения, сильного шума, напряженной умственной работы, телевизора или работы за компьютером. Возьмите с собой в дорогу заваренный кофе или крепкий чай с сахаром и лимоном. Это не даст вам уснуть за рулем и прервет монотонность длительной дороги.



Если вы чувствуете, что усталость берет верх, то лучше не рисковать и остановиться на некоторое время. Сделайте несколько простых упражнений, расслабляющих мышцы спины и шеи. Они помогут усилить кровообращение и насытить мозг кислородом. Такого же эффекта можно добиться, сделав несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Умывание холодной водой также снимает усталость и немного бодрит.

В процессе движения соблюдайте дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Она должна быть больше, чем днем, так как ночью восприятие меняется, также меняется и оценка безопасного расстояния. Следите за скоростью, не превышайте максимально разрешенную на данном участке, а лучше снизьте ее на 10-15 км/ч.

Боковым зрением держитесь за сплошную линию разметки, которая ограничивает правый край проезжей части. Несмотря на то что ночью на высокой скорости дорога зрительно сужается, не старайтесь ехать близко к осевой или разделительной линии. Но и не выезжайте на обочину: там могут оказаться пешеходы или припаркованные транспортные средства.

При движении с дальним светом не забывайте своевременно переключать его на ближний при встречном разъезде и приближении к попутному транспортному средству. Одновременно с этим снижайте скорость. Оптимальная скорость движения за городом при ближнем свете - 50 км/ч.

Если встречный водитель никак не хочет переключать дальний свет, просигнализируйте ему об этом несколькими кратковременными включениями дальнего света. В случае, если ослепление все же произошло, сразу же снизьте скорость, не прибегая к экстренному торможению, включите аварийную световую сигнализацию, примите вправо и остановитесь. Делайте все это достаточно быстро и четко, но не спровоцируйте наезд на вас сзади. При встречном разъезде, даже если водитель переключил свет фар на ближний, но вам он кажется слишком ярким, смотрите не на приближающийся автомобиль, а на правую обочину, которая обозначена сплошной линией.

Наконец, заранее планируйте свой маршрут. Если предстоит поездка в другой регион, изучите соответствующие карты, возьмите их с собой. Сведите поиск нужного поворота к минимуму, не создавайте помех для других автомобилей. Имейте в виду, что дорожное покрытие, особенно в отдаленных районах, не всегда бывает ровным и асфальтовым, поэтому будьте готовы к резкой смене обстановки.

ПДД. В п. 1.2 ПДД дается определение: «"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек». Соответственно, все ограничения и советы, перечисленные выше, относятся именно к этому времени. Но помните о коварности сумерек, а также о неожиданной темноте, которая наступает, например, в неосвещенных тоннелях.

Кроме того, существует строгое ограничение, указанное в п. 2 «Общие обязанности водителей», а именно в п. 2.3.1: «Запрещается движение при <...> негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости».

Говорится в ПДД и о том, что «аварийная световая сигнализация должна быть включена <...> при ослеплении водителя светом фар» (п. 7.1).

В последнем – седьмом – блоке понятий мы рассмотрим условия видимости, в которых водителю приходится двигаться на транспортном средстве.

Движение в тумане, в условиях дождя или снегопада, с одной стороны, ночная езда, с другой стороны, крутые повороты с практически «нулевой» видимостью, с третьей стороны, — все это условия видимости, которые имеют конкретные названия. Давайте поговорим о них.

ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Казалось бы, ну чего проще… Не будем спорить с этой оценкой и процитируем ПДД.

«Темное время суток» - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Согласитесь, попахивает стилистикой общевоинских уставов вооруженных сил РФ. А если проще, то темное время суток — это период времени, когда невозможно двигаться без специального дополнительного освещения дороги.

Водитель обязан помнить, что в условиях темного времени суток действуют особые правила движения. Так, например, движение на транспортном средстве должно осуществляться исключительно с применением ближнего или дальнего света фар. (Более подробно о применении внешних световых приборов мы поговорим при анализе соответствующего раздела ПДД).

Антиподом темного времени суток является светлое время суток, то есть промежуток времени, при котором действует естественное (солнечное) освещение.

НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ

«Недостаточная видимость» - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Непогода и сумерки весьма существенно сокращают расстояние видимости, не позволяя различать даже очертания объектов, находящихся на некотором удалении.

Согласитесь, подобное положение вещей – явление крайне опасное при движении на транспортном средстве. Именно поэтому Правила вводят понятие недостаточной видимости, очерчивая ее границы – видимость дороги менее 300 метров в условиях непогоды или сумерек.

И еще один момент. Термин «недостаточная» означает, что видимость дороги есть, но в настоящий момент недостаточно естественного освещения. А, следовательно, и в условиях недостаточной видимости (как и в темное время суток) водитель обязан использовать внешние световые приборы (дальний или ближний свет фар).

Это позволит компенсировать недостаточность естественного освещения.

Наша подобная, на первый взгляд, тавтология вокруг недостаточности, будет вполне оправдана при анализе следующего понятия.

ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ

«Ограниченная видимость» - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Ограниченная видимость не позволяет водителю видеть дорогу на безопасном расстоянии.

К великому сожалению, в ПДД не указана конкретная числовая характеристика (метраж) ограниченной видимости. Но методика применения Правил позволяет сделать вывод о ней – менее 100 метров.

Водитель должен помнить, что в условиях ограниченной видимости ему категорически запрещается осуществлять:

  1. Разворот;
  2. Движение задним ходом;
  3. Обгон;
  4. Остановку и стоянку на проезжей части.

Об этом и многом другом (касательно условий ограниченной видимости) мы будем говорить в соответствующих разделах ПДД.

Еще один существенный момент. Согласитесь, очень легко перепутать два близких по звучанию понятия – «недостаточная видимость» и «ограниченная видимость». Особенно часто эта ошибка проявляется при решении задач по ПДД и сдаче итогового квалификационного экзамена.

Вот здесь поможет примененная ранее методика. Недостаточная видимость – это продукт недостатка освещенности (недостаточно свет), а ограниченная видимость – результат какого-либо физического ограничения обзора.

Подведем итоги. Условия видимости играют существенную роль в обеспечении безопасности движения. Чем хуже видимость, тем осторожнее должен быть водитель. Выбор манеры движения (особенно скорости) находится в прямой зависимости от условий видимости.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • ограниченная видимость
  • ограниченная видимость это
  • ограниченная видимость пдд
  • недостаточная видимость пдд

Обсуждение: 3 комментария

    Здравствуйте.

    Нужна помощь.

    Ситуация такая:

    Дорога имеет четыре полосы две в одном направлении и, соответственно, две в другом (противоположном), между ними есть разделительный газон, у которого есть технологический разрыв. Это в черте города. На технологическом разрыве установлен знак 6.3.1 «Место для разворота. Поворот налево запрещается». Я двигаюсь по левой полосе движения в одном из направлений. Другой участник движения движется во встречном направлении, въезжает в технологический разрыв с целью выполнения манёвра разворота. Так вот вопрос: он, ссылаясь на ограниченную видимость, выезжает передней частью своего автомобиля на левую полосу встречного движения то есть по которой двигаюсь я...какой пункт ПДД РФ он нарушил??? Прошу Вас пояснить. В итоге произошло тяжёлое ДТП так как он выехал очень близко передо мной. Теперь он, естественно, пытается отрицать свою вину и единственным его аргументом является то, что я ехал с огромным превышением скорости и не смог остановиться перед ним. Моя скорость движения была 60 км/ч. Тормозной путь составил 17,2 метра. Буду благодарен за помощь.