Меню

Ремонт кпп уаз 4 ступенчатая синхронизированная. КПП: правильный выбор для УАЗ

Эксплуатация автомобиля

Если вам все чаще приходится придерживать рычаг переключения передач на ходу, если рычаги раздатки давно привязаны веревочками:), если при движении даже на заднем мосту под вами начинается разноголосый концерт - значит пора. Пора снимать коробку и разбираться, как это скопище шестерен и подшипников работает.

Сразу предупреждаю - я не собираюсь спорить с авторами книг по УАЗам, эта статья - только дополнение к книгам с учетом того, что СТО, подъемника, троих механиков и тому подобного у вас нет.

Для начала

Посмотрите, какая у вас коробка передач. Если вы не знакомы с понятием "двойной выжим с перегазовкой", все передачи как "вверх" так и "вниз" легко переключаются, а рычаг при включении первой передачи проходит такое же расстояние, что и при включении третьей - у вас полностью синхронизированная коробка. Все, что будет дальше написано о коробке передач - к вам не относится. Однако раздаточные коробки одинаковы, и кое-что в этой статье все-таки может оказаться вам полезным. Для бездорожья предпочтительней коробка с синхронизаторами только на третьей-четвертой передачах, т.н. "старого образца".

Определившись с типом вашей коробки приготовим инструмент. Для полной разборки и сборки коробки передач "старого образца" и раздаточной коробки без особых ухищрений нужен следующий инструмент:

    • Рожковые ключи - 10, 12, 13, 14, 17, 19, 22. Лучше бы в двух экземплярах. Особое внимание следует обратить на 14 ключ - он должен быть не очень толстым и ни в коем случае не разгибаться, иначе отворачивая задний кардан от фланца раздатки можно нажить неприятности.
    • Торцевые ключи - 10, 12, 13, 14, 17, 19, 22, 24, 27, 36. Чем тоньше будут стенки, тем лучше. Обычный отечественный набор головок у меня лез не везде. 36 головка встречается далеко не во всех наборах, я купил ступичный ключ от "ГАЗели", выдержал с честью. И стоил дешево.
    • Специальный ключ для затяжки плоских гаек - такие стоят на рулевой колонке велосипедов. Ключ я тоже подобрал велосипедный, но в общем это неправильно.
    • Отвертки - плоские и крестообразные. Как мощные, для больших винтов, так и небольшие.
    • Утконосы - обычные прямые и с загнутыми носами для снятия-надевания стопорных колец.
    • Что-то медное для засовывания между зубъями шестерен при отвинчивании и затяжке гаек валов. Я использовал старый синхронизатор.
    • Выколотка - металлический штырь, лучше бы из меди.
    • Кусок металлической трубы - для надевания на ключи. Иногда гайки и болты затянуты так, что иначе не открутишь.
    • Керн и зубило. Керн должен быть качественным, чтоб при ударе его куски не летели в новенький подшипник.
    • Монтажная лопатка. Такими обычно бортуют колеса. Очень нужная штука.
    • Молоток. Должен быть достаточно тяжелым, бить иногда приходится "со всей дури".
    • Банки для винтов и прочей мелочи. Чем больше, тем лучше - собирая все обратно вы этот совет оцените.
    • Съемник подшипников. Без него можно обойтись, но штука удобная.
    • Книжку и каталог с хорошими картинками. Обязательно. И прочитать до того, как приметесь что-нибудь откручивать:) Особенное внимание уделите местам, где есть левые резьбы и местоположению шайб, упоров и прочей мелочи. Лучше всего еще и запомнить (или записать) все при разборке

Герметик для прокладок я использую "ABRO" красного цвета. Отечественный белый годен лишь для водопровода, и то не везде.

"Литол" использую как самую дешевую пластичную смазку.
Прокладки продаются наборами "Для коробки передач" и "Для раздаточной коробки". Все прокладки надо менять, старые оставлять не выйдет. Полезно (но не обязательно) также купить "Набор для ремонта коробки передач" и "Набор для ремонта раздаточной коробки", которые состоят из стопорных колец, регулировочных шайб и прочей мелочевки, которую лучше бы менять. Набора для раздатки я правда во всем Питере найти не смог, но там и мелочевки почти нет.

Снятие узла "Коробка передач-раздаточная коробка"

У автомобилей УАЗ коробка передач и раздаточная коробка сблокированы в один узел, что очень правильно. Но очень тяжело (80 кг). Потому в одиночку (а именно так чаще всего и бывает) снять этот весомый агрегат довольно сложно. На фото видно, как я выхожу из положения - с помощью ручной лебедки "Лика-2". Но у меня есть каркас безопасности, за который я ее цепляю. Забыв однажды лебедку, я вышел из положения с помощью обычного лома и веревки. Но поставить без лебедки коробку на место в одиночку - не возьмусь.

Итак, начинаем. Ставим машину на ровную поверхность, учитывая то, что ее придется покатать на полметра вперед-назад. Сливаем масло - у коробки передач и раздаточной коробки отдельные сливные и заливные пробки, хотя объем общий.

Пока масло сливается, снимаем передние сиденья. Затем откручиваем и убираем две половинки люка в полу. Отворачиваем и убираем подальше привод спидометра.

Масло как раз стекло, заворачиваем на место пробки. Отвинчиваем поперечину рамы, которая проходит прямо под барабаном ручника. Отвинчиваем карданы от фланцев раздаточной коробки. Передний кардан удобнее откручивать, если муфты переднего моста отключены. Если у ваших карданов слабые гайки шлицевых соединений - лучше от греха снять карданы совсем, в общем же достаточно привязать их к раме, чтоб не мешались. Задний кардан гораздо удобней откручивать сверху, из люка, вот тут машину и придется слегка покатать вперед - назад. Откручиваем глушитель от раздаточной коробки и ослабляем хомут на самом глушителе, иначе будет мешать.

Откручиваем поддон сцепления. Откручиваем крепление масленки шлицов первичного вала (справа на колоколе) и заталкиваем шланг внутрь колокола. Откручиваем четыре болтика, крепящие кожух вилки сцепления, снимаем пружину, скручиваем регулировку на штоке рабочего цилиндра и вытаскиваем вилку.

Обматываем веревкой коробку с раздаткой и подвешиваем ее. Отвинчиваем и убираем болты подушек, отвинчиваем гайки крепления коробки к колоколу. Делайте это постепенно, с левой стороны гайки полностью открутятся только когда коробка уже частично отойдет от колокола. Помогайте себе монтажкой. Двигатель при этом лучше подпереть домкратом, иначе он останется на двух опорах и "задняя" часть опустится - будет мешать. Когда коробка наконец повиснет - аккуратно опустите ее вниз. Шпильки в колоколе лучше сменить - они испытывают большие нагрузки, и 50/50 что резьба на них попорчена. Если машина стоит на земле - для удобства вытаскивания ее из-под машины рычаги надо снять. При снятии рычага переключения передач крышку нужно держать - под ней пружина.

Снимите рычаг ручника, чтоб не мешал. Открутив два болта и две гайки разъединим коробку передач и раздаточную коробку. Так как между ними прокладка наверняка на герметике - разъединяются они несколькими ударами по кронштейну крепления агрегата к раме. Не потеряйте "Упорную шайбу промежуточного вала". Если она там есть и отличается от фотографии - очень прошу сфотографировать и переслать фото мне, я так ни разу ее и не видел. :) На фото - маслоотбойное кольцо из коробки, подошедшее по диаметру.

Коробка передач

Снимаем крышку с вилками переключения передач. Снимаем крышку первичного вала. Включив какую-нибудь передачу суем медяшку в зубъя и отвинчваем плоскую гайку на первичном валу (она левая!). Теперь смотрим внутрь коробки - на шестерне первичного вала есть вырез под большую шестерню промежуточного. Ставим вал так, чтобы вырез совпал и аккуратными косыми ударами по валу выпрессуем подшипник первичного вала. Главное - не спешить и бить по кругу, чтобы не перекосить подшипник испортив посадочное. На фото вал, который я уже вынимал раза три, что было до меня - не знаю. Как видите, он каленый и от ударов не страдает. Если подшипник первичного вала сношен - сбивайте и ставте новый. Он страдает пожалуй больше всех, так что его менять придется 90%. Эти подшипники бывают с закрытой и открытой обоймой, разницы я не понял - он все равно под крышкой.

Внутри первичного вала живет роликовый подшипник без обоймы. Скорее всего он при разборке рассыпался. Соберите его. Если последний ролик встает легко - надо менять. У нового набора роликов последний можно засунуть только с большим трудом и "вдоль". Мне даже показалось, что подсунули неподходящий:).

Снимаем стопорное кольцо с вторичного вала, отвинчиваем стопоры двухрядного подшипника. Выбиваем вторичный вал. Кстати, когда мне было нужно заменить только двухрядный подшипник, я измудрился это сделать не разбирая больше ничего. Снял стопорное кольцо и выковырял:) Та коробка кстати ездит до сих пор.

Теперь вынимаем муфту 3-4 передачи в сборе. Запомните как она стояла - наоборот на вал она наденется, но не встанет первичный вал. Медные синхронизаторы скорее всего пойдут под замену, как и три сухарика с пружинками и шариками (сейчас продаются сухарики без шариков, с выступами, проще собирать). Собирая муфту не переверните внутреннюю часть относительно внешней. Вынимаем вторичный вал и дефектуем вал, двухрядник и шестерни.

Снимаем вал шестерни задней передачи. Для этого плоской отверткой вывинчиваем из отверстия (отмечено красным на рисунке) стопорный винт, а затем выбиваем вал по направлению "из" коробки. Внутри шестерни - многорядный подшипник с пластиковой обоймой, вынимаем стопорные кольца, металлическую трубку и дефектуем подшипник. У коробки 72 года издания он оказался целым:).

Отвинчиваем крышку переднего подшипника промежуточного вала. Постарайтесь сохранить уплотнительную резинку на крышке - купить проблемно. Не советую отвинчивать его керном - крышка силуминовая. Я откручивал утконосами с загнутыми концами, но можно из куска металла и двух болтиков сварганить ключ по типу болгарочного. На фото видно, как деформируются отверстия после пары отвинчиваний. Суем в зубы шестерней медяшку и откручиваем болт и гайку вала. Болт левый! Гайка - на 36, я специально упоминал ключ для нее. Теперь можно выбить вал и заменить (если нужно) шестерни и подшипники.
Ну вот и все, теперь собираем коробку с новыми деталями в обратном порядке. Внешние обоймы подшипников не должны вращатся в посадочных местах. Бороться с этим можно накернив всю поверхность посадочного места "елочкой" через 5-7 мм (с). Если это не помогает - корпус под замену. При установке ролики в первичном валу обильно намажьте "Литолом" или чем-нибудь подобным и надевайте крайне аккуратно (процесс веселый, как нитку в иголку). Устанавливая крышку подшипника первичного вала обратите внимание на вырез в прокладке под масляный канал - его наверняка придется доработать. Перед тем, как ставить крышку переключения передач - сравните получившееся с фотографией. У меня с первого раза не все было так:). При установке крышки с вилками - следите, чтобы вилки попали куда следует.

Раздаточная коробка

Для начала нужно ослабить гайки фланцев и валов раздатки - для этого в два отверстия фланца вставляем подходящие по диаметру болты и держим монтажкой. Гайки валов прячутся под крышками, открутить их нужно обязательно - валы вынимаются и с гайками, но потом их открутить очень тяжело. Открутив фланцы снимаем ручной тормоз (заодно можно проверить его работоспособность и поменять колодки). Закисший рабочий цилиндр разбирается и отмачивается в солярке, проверено. Запчастей к тормозу не бывает - либо колодки, либо все в сборе.

Снимаем крышки с сальниками и меняем сальники (если только они не совсем новые), не забыв набить свободное пространство "Литолом". Отвинчиваем болтик на 10 и вынимаем привод спидометра. Отвинчиваем сапун и меняем на новый (100% закис). А лучше трубку в салон. Отвинчиваем стопор направляющих вилок.

Теперь можно "располовинить" раздатку - Снимаем все стопорные кольца с подшипников, откручиваем все болты по периметру и снимаем большую по размеру крышку. При необходимости меняем роликовый подшипник в этой крышке, внутренняя обойма напрессовывается на вал. На валу заднего моста два подшипника, второй обязательно нужно осмотреть.

Собирается раздатка в обратном порядке. Нужно внимательно осмотреть фланцы и заменить при малейших признаках износа шлицов, прогрессирует он очень быстро. Износ на вилках тоже недопустим. Не забываем кернить гайки.

Позволь добывить в твой рассказ про ремонт РК одну деталь, а именно: когда меняешь роликовый подшипник на промежуточном валу, необходимо выбить заглушку в корпусе РК которая его закрывает, т.к. обойма подшипника запрессовавыется на 3 мм от наружнего края корпуса (без снятой заглушки это не поймаешь). Сама заглушка ставится на свое место уже на полностью собранной РК (так чтобы ты мог проверить натяг подшипника). Перед установкой заглушка прямиться на плите, затем на края отверстия в корпусе РК под заглушку наносится тонкий слой герметика и заглушка сажается на место с помощью оправки (вместо нее можно использовать кусок трубы по диаметру на 6-8 мм меньше т.е. плотная посадка достигается за счет равномерного вмятия середины).
Андрей Зубов aka Levsha.

Сборка агрегата и установка на место

Клеим на герметик прокладки между коробкой и раздаткой. Кладем на место кронштейн крепления к раме. Ставим раздатку на барабан ручного тормоза, и придерживая шестеренку в раздатке через "люк отбора мощности" опускаем коробку на место, не забыв подложить ту самую "упорную шайбу промежуточного вала". Пальцы бережем. Закручиваем два болта и две гайки, надеваем крышки с рычагами и проверяем работу всех передач коробки и раздатки. Радуемся, что получилось.

Меняем выжимной подшипник на предварительно свареный в нигроле. Снимаем рычаги, затаскиваем агрегат под машину и подвешиваем на веревке. Надеваем выжимной в сборе на коробку, ставим пружинку. Теперь самый сложный момент - вставить первичный вал в сцепление. Слегка двигая коробку вверх-вниз, поворачивая двигатель домкратом и поворачивая двигатель за маховик рано или поздно ставим коробку на место. Не следует ставить коробку сразу вплотную - сначала слева вставим в щель гроверы с гайками. Притягиваем агрегат к двигателю, крепим на подушки. Устанавливаем на место вилку сцепления и масленку шлицов первичного вала. Ставим на место привод спидометра, крышки с ручками, ручник, карданы. Обратите внимание - в магазинах часто продаются одноразовые карданные болты. Нормальный болт - каленый, с буквой "Х" на головке. Буква "Ч" на головке означает завод-производитель и гарантией крепости не служит. Ставим на место поперечину рамы, крепим кронштейн глушителя на раздатку. Настраиваем ручной тормоз.


12

Коробка передач имеет четыре передачи переднего и одну передачу заднего хода.

Рис. 3.10. Коpобка пеpедач синхронизированная: 1 -первичный вал; 2 - пеpедняя кpышка; 3 - специальная гайка; 4,14,17,28 -стопоpные кольца; 5 - пpокладка; 6,15,20,30 - подшипники; 7 - пеpедний подшипник вторичного вала; 8 - каpтеp; 9 -муфта синхpонизатоpа III и IV пеpедач; 10 - шестеpня III пеpедачи; 11 -шестеpня II пеpедачи; 12 - муфта синхpонизатоpа I и II пеpедач; 13 - шестеpня I пеpедачи; 16 -вторичный вал; 18 - шайба; 19 -pаспоpное кольцо; 21 -специальный болт; 22 -тарельчатая пружина; 23 -пpомежуточный вал; 24 - ось шестеpни заднего хода; 25 -шестеpня заднего хода; 26 -пpобка; 27 - блок шестеpен пpивода пpомежуточного вала и III пеpедачи; 29 - кpышка



Рис. 3.9. Коpобка пеpедач, синхpонизированная частично: 1 -каpтеp; 2 - шестеpня пpивода пpомежуточного вала; 3 -подшипник пpомежуточ-ного вала; 4 - гайка; 5 - пpомежуточный вал; 6 - кpышка подшипника; 7 - пеpедняя кpышка; 8 -первичный вал; 9 - специальная гайка; 10 - пеpедний подшипник вторичного вала; 11 - муфта синхpонизатоpа; 12 - вторичный вал; 13 - шестеpня III пеpедачи; 14 - шестеpня II пеpедачи; 15 - шестеpня I пеpедачи; 16 - задний подшипник вторичного вала; 17 - стопоpные кольца; 18 - болт кpепления заднего подшипника пpомежуточного вала; 19 -подшипник блока шестеpен заднего хода; 20 - ось блока шестеpен заднего хода; 21 - блок шестеpен заднего хода; 22 -pаспоpная втулка; 23 - шестеpня II пеpедачи пpомежуточного вала; 24 - шестеpня III пеpедачи пpомежуточного вала; 25 - пpобка сливного отвеpстия каpтеpа

На автомобили может устанавливаться коробка с синхронизатором только для III и IV (прямой) передач (рис. 3.9, далее - коробка передач, синхронизированная частично) или с синхронизаторами для всех передач переднего хода (рис. 3.10, далее - коробка передач синхронизированная). Коробки в сборе взаимозаменяемы, но детали этих коробок и механизмов переключения не взаимозаменяемы.
Техническое обслуживание
В процессе эксплуатации проверяйте уровень масла и заменяйте его в сроки, предусмотренные таблицей смазывания. При обнаружении течи выясните причину и неисправные детали замените (прокладки, заглушки и т.п.). Периодически проверяйте крепление коробки передач, а также крепление и регулировку механизма управления коробкой на автомобилях семейства УАЗ-3741. Момент затяжки болтов и гаек крепления коробки передач к картерам сцепления и раздаточной коробки должен быть от 39 до 55 Н·м (4,0-5,6 кгс·м) Порядок регулировки изложен в разделе «Ремонт». Сами коробки передач регулировок не имеют.

Ремонт Снятие коробки передач с автомобилей семейства УАЗ-31512
Снятие проводите в следующем порядке: 1. Слейте масло из коробки передач и раздаточной коробки. 2. Снимите крышку люка пола кузова над коробкой передач. 3. Снимите вилку выключения сцепления. 4. Снимите колпачковую масленку подшипника выключения сцепления и отсоедините от нее шланг смазки подшипника. 5. Снимите поперечину рамы, расположенную под стояночным тормозным механизмом. 6. Снимите рычаги переключения передач с коробки передач и раздаточной коробки (открытое отверстие в коробке передач закройте временной пробкой). 7. Поддержите двигатель снизу с помощью домкрата или другого устройства. 8. Отверните и разберите задние опоры подвески двигателя. 9. Отсоедините фланцы карданных валов. 10. Снимите рычаг стояночной тормозной системы. 11. Отсоедините гибкий вал спидометра. 12. Отверните четыре гайки крепления коробки передач к картеру сцепления. 13. Отведите коробку передач вместе с раздаточной коробкой (агрегат) назад до выхода первичного вала из картера сцепления. 14. Опустите агрегат вниз. Установку агрегата на автомобиль производите в обратном порядке.

Снятие коробки передач с автомобилей сенейства УАЗ-3741
Снятие проводите в следующем порядке: 1. Слейте масло из коробки передач и раздаточной коробки. 2. Снимите вилку выключения сцепления. 3. Снимите колпачковую масленку подшипника выключения сцепления и отсоедините ее от шланга смазки подшипника. 4. Отсоедините тяги переключения передач от механизма переключения передач и раздаточной коробки. 5. Поддержите двигатель снизу с помощью домкрата или другого устройства. 6. Отверните и разберите задние опоры подвески двигателя. 7. Отсоедините фланцы карданных валов. 8. Отсоедините трос привода стояночного тормозного механизма. 9. Отсоедините гибкий вал спидометра. 10. Отверните четыре гайки крепления коробки передач к картеру сцепления. 11. Отведите агрегат назад до выхода первичного вала из картера сцепления. 12. Опустите агрегат вниз. Установку агрегата на автомобиль производите в обратном порядке.

Отсоединение коробки передач от раздаточной коробки
1. Установите агрегат вертикально на барабан стояночного тормозного механизма. 2. Включите в раздаточной коробке прямую передачу. 3. Отверните три гайки шпилек и два болта крепления коробки передач к раздаточной коробке.


Рис. 3.15. Отсоединение коpобки пеpедач от pаздаточной коpобки

4. Поднимая коробку передач вверх, отсоедините ее от раздаточной коробки (рис. 3.15). 5. После снятия коробки передач на раздаточной коробке остается прокладка, пластина подвески, вторая прокладка и упорное кольцо подшипника промежуточного вала коробки передач.

Разборка коробки передач, синхронизированной частично
Разборку проводите в следующем порядке: 1. Снимите боковую крышку с механизмом переключения. 2. Снимите крышку подшипника первичного вала. 3. Проверните первичный вал вырезом в сторону шестерни привода промежуточного вала и выньте первичный вал с роликами и блокирующим кольцом синхронизатора.



Рис. 3.16. Снятие блока шестеpен заднего хода

4. Выверните стопорный винт оси блока шестерен дальнего хода и выпрессуйте ось назад, снимая блок шестерен заднего хода (рис. 3.16). 5. Снимите пластины, крепящие задний подшипник вторичного вала.



Рис. 3.17. Снятие стопоpного кольца ступицы синхpонизатоpа

6. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора (рис. 3.17) и выньте вторичный вал назад. При этом все шестерни с вала снимутся, а подшипник останется на валу. 7. Отверните специальным ключом крышку переднего подшипника промежуточного вала.



Рис. 3.18. Снятие пpомежуточного вала

8. Отверните специальным ключом гайку переднего подшипника промежуточного вала и выньте промежуточный вал вместе с подшипником назад (рис. 3.18). При этом шестерни привода II и III передач снимутся с вала. 9. Отверните специальным ключом гайку крепления подшипника первичного вала, которая имеет левую резьбу.



Рис. 3.19. Снятие подшипника с первичного вала

10. Снимите с помощью съемника подшипник с первичного вала (рис. 3.19). 11. Снимите с помощью съемника задний подшипник промежуточного вала. Болт крепления подшипника имеет левую резьбу и застопорен тарельчатой пружиной.

Разборка синхронизированной коробки передач
Разборку производите в следующем порядке: 1. Снимите боковую крышку с механизмом переключения. 2. Используя резьбовое отверстие М8 в заднем торце оси промежуточной шестерни заднего хода, выпрессуйте ось назад, снимите шестерню. 3. Снимите крышку подшипника первичного вала. 4. Снимите крышку переднего подшипника промежуточного вала. 5. Выверните болт крепления заднего подшипника промежуточного вала (болт имеет левую резьбу) и снимите тарельчатую пружину болта. 6. С помощью съемника снимите задние подшипники первичного и вторичного валов за их стопорные кольца. 7. Снимите стопорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала. 8. Установите коробку так, чтобы промежуточный вал был вверху, подвиньте промежуточный вал вперед до упора блока шестерен промежуточного вала в картер. 9. Подайте промежуточный вал вместе с задним подшипником назад до выхода внутренней обоймы переднего подшипника из роликов и заднего подшипника из картера. 10. Снимите с помощью съемника задний подшипник промежуточного вала. 11. Установите коробку передач люком под механизм переключения вверх. 12. Выньте из картера коробки передач первичный вал, блокирующее кольцо IV передачи, вторичный вал в сборе (поддерживая распорное кольцо шестерни I передачи) и промежуточный вал в сборе.

Разборка вторичного вала
1. Снимите упорную шайбу и шестерню I передачи с игольчатым подшипником. 2. Снимите стопорные кольца ступиц синхронизаторов с помощью съемника и упорную шайбу. 3. Снимите синхронизатор I и II передач совместно с шестерней II передачи. 4. Снимите стопорное кольцо, шпонку и подшипник шестерни II передачи. 5. Снимите синхронизатор III и IV передач совместно с шестерней III передачи. 6. Снимите стопорное кольцо, шпонку, распорную втулку и подшипник шестерни III передачи.


Рис. 3.20. Механизм пеpеключения пеpедач автомобилей семейства УАЗ-31512: 1 - pычаг пеpеключения пеpе-дач; 2 -уплотнитель; 3, 22 - штифты; 4 -пpужина pычага; 5 - опоpа pычага; 6 - боковая кpышка коpобки пеpедач; 7 - кpышка пpедохpанителя; 8 - стопоpное кольцо; 9 -пpедохpанитель; 10 - пpужина пpедохpанителя; 11 -шаpиковый фиксатоp; 12 -пpужина фиксатоpа; 13 - вилка включения I и II пеpедач; 14 -вилка включения III и IV пеpедач; 15 - вилка включения заднего хода; 16 - винт; 17 - шплинт; 18 -выключатель фонаpя заднего хода; 19 - пpобка; 20 - шток вилки включения I и II пеpедач; 21 -плунжеp; 23 - шток вилки III и IV пеpедач; 24 - шток вилки включения заднего хода

Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ-31512 (рис. 3.20)
Разборку проводите в следующем порядке: 1. Отверните четыре винта опоры рычага переключения и снимите опору с рычагом и поджимной пружиной (эта операция делается перед снятием всего агрегата с автомобиля).


Рис. 3.21. Извлечение заглушек отвеpстий штоков

2. Извлеките три заглушки отверстий штоков с одной стороны крышки (рис. 3.21). 3. Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик. 4. Расшплинтуйте и выверните стопорные винты вилок.



Рис. 3.22. Выпpессовка штоков вилок пеpеключения

5. Выпрессуйте штоки (рис. 3.22) вилок переключения через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки. При выпрессовке штоков III и IV передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной. 6. Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков. 7. Выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач. 8. Отверните три винта и снимите крышку предохранителя и возвратную пружину. 9. Выдвиньте плунжер предохранителя наружу, снимите стопорное кольцо и выньте плунжер. При этом придерживайте от выпадения шарик фиксатора плунжера. 10. Выньте пружину и шарик фиксатора.




Рис. 3.23. Механизм пеpеключения пеpедач автомобилей семейства УАЗ-3741: 1 - шток вилки включения заднего хода; 2 -вилка заднего хода; 3 - шток вилки включения III и IV пеpедач; 4 - вилка III и IV пеpедач; 5 - вилка I и II пеpедач; 6 - шток вилки включения I и II пеpедач; 7 -шплинт-пpоволока; 8 - заглушка; 9 - шайба; 10 - вал пеpеключения пеpедач; 11 -боковая кpышка; 12 - муфта пеpеключения пеpедач; 13 -блокиpующая пpужина; 14 - пpокладка; 15 - кpышка сальника; 16 - pычаг пеpеключения; 17 - пpобка; 18,20 -пpужины фиксатоpа; 19 -замочный плунжеp; 21 - шаpик фиксатоpа; 22 - pычаг выбора передач; 23 - избиpательный pычаг; 24 - штифт; 25 -выключатель фонаpя заднего хода; 26 - заглушка

Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ-3741 (рис. 3.23)
Разборку производите в следующем порядке: 1. Извлеките три заглушки отверстий штоков в одном из торцев крышки (см. рис. 3.21). 2. Расшплинтуйте и выверните винты стопорения вилок. 3. Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик фиксатора. 4. Выпрессуйте штоки (см. рис. 3.22) через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки. При выпрессовке штоков III и ГУ передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной. 5. Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков; выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач. 6. Отверните гайку и снимите со шлицев рычаг 22 (см. рис. 3.23), 7. Выбейте вниз штифт 24 крепления оси рычага 23 и выньте ось вместе с рычагом выбора.
8. Отверните гайку и снимите рычаг 16. 9. Отверните три болта, снимите крышку 15 сальника и выньте пружину. Опустив вал 10 с муфтой 12 и двумя шайбами, выньте вал через боковую полость крышки.
Примечание Перед снятием рычагов 22 и 16 заметьте взаимное положение рычагов на валиках для того, чтобы установить рычаги в прежнее положение.

Разборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ-3741
Разборку производите в следующем порядке:



Рис. 3.24. Механизм упpавления переключением пеpедач автомобилей семейства УАЗ-3741: 1 - pычаг пеpеключения пеpедач; 2 - уплотнитель механизма; 3 -выбиpающий pычаг механизма; 4 - пеpеключающий pычаг механизма; 5 - веpтикальная тяга пеpеключения; 6 - пpомежуточный pычаг пеpеключения; 7 - пpомежуточный pычаг выбоpа; 8 - гоpизонтальная тяга выбоpа; 9 - pычаг переключения пеpедач; 10 - pычаг выбоpа пеpедач; 11 -гоpизонтальная тяга пеpеключения; 12 - кpонштейн пpомежуточный pычагов; 13 -пpомежуточный pычаг выбоpа; 14 - веpтикальная тяга выбоpа; 15 -пpесс-масленки

1. Отсоедините тяги 8 и 11 (рис. 3.24) от рычагов 9 и 10. 2. Отверните тяги 5 и 14 от рычагов 6 и 13. 3. Отсоедините кронштейн 12 промежуточных рычагов. 4. Снимите кронштейн механизма вместе с рычагом 1 переключения передач. 5. Промойте детали механизма управления. 6. Выявите внешним осмотром износы в рычагах и тягах. 7. Замените изношенные детали.
Коpобка пеpедач УАЗ разборка ремонт обслуживание

Коробка передач УАЗ

Многие владельцы отечественных автомобилей часто сталкиваются с неисправностями в коробке переключения передач на УАЗ. Но русский человек устроен так, что он всегда предпочитает откладывать ремонт на потом. Вследствие этого рычаг КПП УАЗ нередко начинает барахлить.

Из трансмиссии постоянно доносится грохот шестерней, а иногда коробка и вовсе перестает отзываться. Самое время заняться ее ремонтом или заменой на более совершенную, например, КПП АДС или КПП «Даймос».

Пятиступенчатая коробка передач для УАЗ Патриот

Российская организация «Автодеталь-Сервис» (АДС) специализируется на производстве КПП для автомобилей УАЗ. 5-ступенчатая КПП «АДС Эксперт» поставляется на Ульяновский автозавод, где ею оборудуются актуальные модели отечественных внедорожников. Она представляет собой цельный картер и синхронизируется на всех передачах фронтального хода.

КПП комплектуется как прямозубой, так и косозубой раздаточной коробкой. Современные коробки «АДС Эксперт» имеют следующие особенности.

  1. За счет увеличения длины рычага смены передач механизмы коробки функционируют более плавно.
  2. Переработанный стержень раздаточной коробки оборудован кронштейном крепления обратной пружины ручного тормоза, что позволяет гораздо проще собирать КПП в процессе монтажа.
  3. Общая схема КПП и выборочное устройство смены передач несколько изменились. Это позволило предотвратить утечку масла и обезопасить обшивку КПП от проникновения земли и воды.
  4. В конструкцию вмонтирован специальный датчик, который обеспечивает бесперебойное питание задних фонарей.
  5. Заправочное отверстие камеры коробки передач смещено на 2 см ниже. Это сделано для улучшения циркуляции масла внутри КПП. Его попадание в раздаточную коробку полностью исключено.

Помимо «АДС Эксперт», в 2013 году для УАЗ Патриот была разработана улучшенная версия коробки передач от компании «Даймос», основанная на электрическом управлении. Это позволило полностью исключить использование рычага РКП. Вместо него встроена специальная шайба. Изменился и задний карданный вал: его укоротили и убрали промежуточную подпорку.


Ремонт КПП

5-ступенчатая КПП «Даймос» подходит и для других моделей УАЗ, в число которых входят Симбир, Хантер и УАЗ-3160.

Для установки коробки передач нового образца на УАЗ Хантер нужно будет сменить половые люки кузова машины на более современные. Остальные 2 модели авто потребуют небольшой модернизации, поскольку в полу необходимо вырезать отверстие под рычаг КПП.

При проведении монтажных работ нужна будет квалифицированная помощь, поэтому рекомендуется доверить замену коробки передач лицензированным СТО.

Если вы хотите самостоятельно заменить некоторые детали коробки передач, используйте приведенную инструкцию полной разборки и сборки КПП на УАЗ. В данном случае ремонт можно будет провести без применения подъемника и сторонней помощи.

Необходимые инструменты и подготовительные работы

Демонтаж коробки передач УАЗ потребует следующих инструментов и материалов:

  • набор рожковых и торцевых ключей размером от 10 до 36;
  • особый гаечный ключ для затягивания приплюснутых гаек (можно использовать велосипедный);
  • набор крестовых и плоских отверток;
  • сервис-ключ с прямым и изогнутым концом (пассатижи);
  • медный синхронизатор или стержень для работы с шестеренками;
  • небольшой отрезок трубы из металла для придерживания ключей при завинчивании гаек в труднодоступных местах;
  • зубило-керн и тяжелый молоток;
  • набор прокладок для КПП УАЗ;
  • качественный герметик, который будет использоваться для установки прокладок.

Подбирая набор ключей, важно, чтобы они были максимально компактными и тонкими. Большинство креплений находится в неудобном для демонтажа положении, поэтому грамотный выбор ключей сэкономит вам время и нервы.

Прокладки желательно брать для актуальной модели, но если ваш автомобиль старого образца, например, с коробкой передач УАЗ 3303, подойдет любой набор для прошлого поколения авто.

Если есть необходимость в обновлении коробки передач, потребуется купить специальные наборы метизов для КПП и раздаточной коробки. Со вторым набором могут быть проблемы, поскольку его не так просто найти в магазинах автозапчастей.

Схема КПП УАЗов имеет свои особенности соединения раздаточной коробки и КПП. Разумеется, такой тип конструкции дает огромное преимущество, но его тяжело снять самостоятельно, поскольку узел весит около 80 кг. Без сторонней помощи придется приподнимать автомобиль посредством ручной лебедки. При этом нужно позаботиться о том, чтобы у нее была надежная опора. К примеру, металлический каркас или прочный балочный потолок. Конструкция должна легко выдерживать вес вашего автомобиля.

Перед началом работ нужно установить машину на равномерную поверхность. Затем необходимо слить масло из КПП и раздаточной коробки. Несмотря на общую систему подачи, у каждой из них отдельные затычки для слива. Пока смазка вытекает, можно демонтировать передние сиденья, приборную панель и 2 люка, которые расположены на дне кузова. После того как масло стечет до конца, нужно вернуть затычки на место.

Демонтаж узла, связывающего КПП и раздатку

Разобранная коробка УАЗ

Начинайте с развинчивания перекладины рамы, которая расположена под системой ручного тормоза. Демонтируйте фронтовой кардан, отсоединив его от фланцев раздаточной коробки. Облегчить этот процесс поможет отключение муфт фронтового моста. Задний кардан нужно демонтировать с верхней стороны кузова.

Систему сцепления необходимо демонтировать, начинать следует с раскручивания крепежа шлицов первичного вала, при этом шланг заталкивается внутрь колокола. Раскрутите 4 болта, которые держат обшивку вилки сцепления, и снимите пружинку. Затем открутите контроллер функционального цилиндра и вытащите вилку.

Раздаточную коробку и КПП нужно будет хорошо обмотать тросом или веревкой и на время оставить. Развинтите подушечные крепления и метизы, удерживающие КПП на колоколе. Это делается постепенно и равномерно. Полностью раскручивать болты и гайки можно, только если коробка немного отошла от колокола. Рекомендуется сделать временную опору для мотора машины при помощи домкрата, в противном случае его нижняя часть повиснет и будет мешать. После успешного отсоединения коробки передач можно полностью снять ее.

Изношенные детали внутри колокола лучше всего заменить на новые. В особенности это касается шпилек, так как их резьба очень быстро стачивается.


С чего надо начинать демонтаж КПП

Демонтируйте рычаг ручного тормоза, чтобы он не мешал. После этого раскрутите метизы, соединяющие КПП и раздаточную коробку. Чаще всего этого не удается сделать одним движением, поскольку детали скрепляются герметиком. Придется хорошенько ударить по узлу, чтобы разъединить их. Очень важно следить за запчастями, после разъединения ничего не должно потеряться. Желательно поместить их в одну емкость и отложить до сборки.

Коробка передач и раздаточная коробка должны быть осмотрены на предмет изношенных деталей. Чтобы разобрать эти детали, нужно как следует постараться, поскольку болты и гайки находятся в труднодоступных местах.

В первичном вале имеется роликовый подшипник, у которого отсутствует обойма, поэтому в большинстве случаев он рассыпается при демонтаже. После его сборки нужно обратить внимание на то, как размещается последний ролик. Если ролик входит легко, его придется менять, так как это свидетельствует об износе детали.

Фирма ПАРКМОТОРС реализует со склада в Москве КПП УАЗ-469 (Буханка) и КПП УАЗ-452.

КПП УАЗ-452. Коробка передач УАЗ-452 БУХАНКА

КПП УАЗ БУХАНКА (пр-во АДС EXPERT) механическая 5-ступенчатая, синхронизированная на всех передачах переднего хода. Коробка передач предназначена для установки на автомобили УАЗ-3741, -3962, -3303, -2206 с двигателями Ульяновского моторного завода УМЗ-4218, УМЗ-4178, УМЗ-4213 (инжектор). Диаметр первичного вала 29 мм. Коробка передач устанавливается на оба вида раздаточных коробок (прямозубая и косозубая). Номер КПП УАЗ по каталогу 420.3182-1700010

Цена 51 000 руб.

КПП УАЗ. Коробка передач УАЗ-452 БУХАНКА.


Коробка передач УАЗ-452 БУХАНКА (пр-во АДС) механическая нового образца, 4-ступенчатая, синхронизированная на всех передачах переднего хода. КПП предназначена для установки на автомобили грузового семейства УАЗ-3741, -3962, -3303, -2206 с двигателями Ульяновского моторного завода УМЗ-4218, УМЗ-4178, УМЗ-4213 (инжектор). Диаметр первичного вала 35 мм и 29 мм. КПП устанавливается на оба вида раздаточных коробок (прямозубая и косозубая). Номер по каталогу 3909-1700010 или 452-1700010-95.

Цена 21 000 руб.

Коробка передач УАЗ-452. КПП УАЗ БУХАНКА.


Коробка передач УАЗ-452 БУХАНКА (пр-во АДС) механическая 4-ступенчатая старого образца, синхронизированная на всех передачах переднего хода. КПП предназначена для установки на автомобили грузового семейства УАЗ-3741, -3962, -3303, -2206 с двигателями Ульяновского моторного завода УМЗ-4218, УМЗ-4178, УМЗ-4213 (инжектор). Коробка передач устанавливается на оба вида раздаточных коробок (прямозубая и косозубая). Диаметр первичного вала 35 мм. Номер КПП УАЗ по каталогу 3909-1700010; 452-1700010-10, 452-1700010-11; 452-1700010-95;