Меню

Первый отечественный автомобиль. Первый русский автомобиль (6 фото)

Автопроизводство

Многие слышали, что до революции Россия была аграрной страной. Однако мало кто знает, что России был французский “Панар-Левассор” привезенный в 1891 году Василием Навроцким, который работал редактором “Одесского листка”.

Согласно данным работников музея автомобильного транспорта, расположенного в Санкт-Петербурге, самая первая машина проехала по дорогам столицы Российской империи именно 9 августа 1895 года. А под конец этого года в страну привезли ещё несколько авто. Как показывают исследования, проведенные в Музее истории Москвы, свой увидела первопрестольная только в 1899 году.

Ещё раньше (в 1896 году) произошло одно знаменитое историческое событие России – создание в Петербурге первого российского автомобиля. Если взять в руки “Журнал новых изобретений и открытий” за 1896 год, то можно прочесть заметку о производстве в России экипажей, на которых установлен двигатель на бензине.


Вот что можно прочесть на страницах этого журнала: “Изготовление экипажей с , принявшее в Германии, Франции и Англии, а также по всему миру довольно большие размеры, не предпринималось ещё в России. Не стоит считать, конечно, некоторые факты не удачных попыток изготовления велосипедов с бензиновыми двигателями подобных немецким.

В настоящее время за работу взялась известная в Петербурге фирма “Фрезе и К°”. Инженеры фирмы заканчивают проектирование двухместного экипажа, предназначенного для Нижегородской выставки. Фирма строит только экипаж, а двигатель привезут из Санкт-Петербургского завода, который принадлежит Е. Яковлеву. Такой , мы имели удовольствие рассмотреть ещё не оконченным. Откладывая это описание до полного его изготовления и испытания, в котором мы сообщим вам об особенностях такой машины.

Если внимательно рассматривать экипаж, то он выполнен подобно иностранным конструкциям. Однако в нём можно заметить дополнительные усовершенствования. Например, доделан складной верх, который весьма кстати придётся нашему капризному климату.


Передаточные ремни заменили на резиновые, что отразилось уменьшенным скольжения по шкивам. Сделано значительное усовершенствование передней оси. Поэтому она получилась прочнее, а кузов лежит на оси с помощью крепких, упругих рессор, которые дополнительно придают упругости всему экипажу.

Безусловно, он имеет прочную отделку и . Горизонтально расположенный бензиновый двигатель создаёт две силы, что вполне достаточно для прохождения экипажа со скоростью двадцать вёрст в час. Бензина хватает на десять часов пути.

Если касаться главного вопроса, а именно стоимости такого экипажа, то по новизне дела определить её сложно. Однако работники фирмы “Фрезе и К°” надеются, что цена . Это создаст конкуренцию иностранным производителям.

Говоря «добро пожаловать» новому производству России, которое очень желанно в современных условиях передвижения, хотелось бы ему пожелать успешного роста и усовершенствования. Ведь на это есть огромные основания, потому что за дело взялись солидные фирмы, которые имеют солидные фабрики по всей России”.

Неприятен, конечно, тот факт, что не сохранилось ни самого автомобиля, ни подробной информации о нём самом. Поэтому в настоящий момент можно видеть только копию, которую смогли воссоздать силами реставрационного центра по сохранившимся фотографиям к празднованию 100-летия российского автомобиля.

Небольшая информация сохранилась о людях изготовлявших первый российский автомобиль. Это Евгений Яковлев, родившийся в 1857 году в бедной дворянской семье. Окончив службу на флоте и дослужившись до лейтенантских погон, он в 1883 году вышел в отставку и взял в жёны женщину с хорошим приданным. На эти средства и был построен в Санкт-Петербурге “Первый завод по производству газовых и керосиновых двигателей”.

Предприятие представляло собой первый отечественный завод изготовлявший ДВС. Интересен тот факт, что все моторы сконструированы были собственноручно Яковлевым.

В 90-х годах 19 века его завод славился на всю Россию, а сам владелец получил несколько патентов в области машиностроения. В 1893 году состоялась Всемирная выставка в Чикаго, которая посвящалась 400-летию открытия Колумбом Америки. На такое событие съехались многие производители.

Наверное, здесь и познакомился Яковлев с Фрезе – своим будущим компаньоном. Пётр Фрезе родился в Петербурге в 1844 году. Окончил Горный институт и занялся вплотную строительством экипажей, когда работал на фабрике Неллиса.

Один из создателей — Пётр Александрович Фрезе

У Фрезе получилось быстро сделать карьеру: став управляющим фабрики, а после и совладельцем. Старый Карл Неллис постепенно передавал рычаги управления фирмы молодому и деловитому компаньону. В конце девятнадцатого века фирму стали называть уже как “Фрезе и Нелис”, а после уже – “Фрезе и KV”.

Вероятнее всего, российские машиностроители, видя опытный образец “Бенц-Вело”, решили создать, что-то похожее и у себя на родине. Первые результаты такого союза и состоялись в 1896 году на Нижегородской выставке.

В 1898 году, когда уже Евгения Яковлева не было в живых, Фрезе продолжил работу с фирмой “Де Дион-Бутон”. Это соглашение позволяло самостоятельно изготовлять .

Верхом славы была в 1910 году для Петра Александровича Петербургская промышленная автомобильная выставка, на которой фирме дали золотую медаль. После окончания выставки Фрезе уже не занимался машиностроением, а в 1918 году скончался.

Вот так появился первый автомобиль в России. А, когда появился в вашем гараже , и что это была за модель?

  • Новости
  • Практикум

Apple собирается купить McLaren

Ту самую, которая выпускает суперкары и имеет команду Формулы-1. Правда, журналисты оговариваются — не исключено, что речь идет не о приобретении McLaren, а лишь об инвестировании денег в эту компанию. Однако и данный шаг будет выглядеть очень необычным для Apple, которая специализируется на высоких технологиях. И это может доказывать, что Apple планирует не только разрабатывать...

Прокуратура: ГИБДД слишком мягко наказывает нарушителей

В ходе проверки, которую провела прокуратура Москвы, выявлены случаи «принятия необоснованных решений о назначении несоразмерно мягких наказаний в отношении водителей, допустивших повторные и грубые нарушения ПДД», сообщает «Коммерсант» со ссылкой на надзорное ведомство. Под «грубыми нарушениями ПДД» имеются в виду выезд на встречную полосу, повторный проезд на красный свет...

Депутаты предлагают сделать эвакуацию человечнее

Напомним, сейчас, чтобы забрать машину со штрафстоянки, нужно вначале заплатить за её эвакуацию, стоимость которой зависит от мощности двигателя и составляет примерно от 3 до 7 тысяч рублей. Если законопроект станет действующим документом, то автомобиль можно будет забрать сразу, а оплатить эвакуатор - в течение 70 дней: десять дней даются...

ОСАГО: страховщики продолжают нечестную игру

Архангельское управление ФАС оштрафовало на 12 млн 777 тысяч рублей страховую компанию «Росгосстрах» за навязывание услуг автомобилистам, изначально приехавшим только за полисами ОСАГО, сообщает ТАСС со ссылкой на незванного сотрудника пресс-службы антимонопольного ведомства. Нарушение законодательства страховщиком установила совместная комиссия регионального управления ФАС и Центробанка летом прошлого...

Собянин: у МКАД появится полноценный дублёр

Об этом в ходе осмотра строительства объекта рассказал мэр Москвы Сергей Собянин, сообщает агентство «Москва». Новая дорога Солнцево-Бутово-Видное должна обеспечить непрерывное движение автотранспорта от Киевского до Калужского шоссе параллельно МКАД, соединить между собой два района столицы и подмосковный город Видное. Строительство нового участка позволит перераспределить...

В России на сервис отправят 220 тысяч автомобилей Toyota

По информации, размещенной на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ООО «Тойота Мотор» добровольно отзывает 7 561 хэтчбек Toyota Auris, 210 511 седанов Toyota Corolla, 825 гибридов Toyota Prius и 914 автомобилей Lexus CT 200h. Известно, что на экземплярах, проданных российскими дилерами с 15 февраля 2007 по 19 сентября 2015 ...

Mitsubishi: прибыль компании сменится убытками

В текущем финансовом году (напомним, по японской традиции итоги прошедших 12 месяцев будут подводиться следующей весной, в марте 2017 года) японская компания Mitsubishi Motors ожидает убытка на уровне $1,4 млрд, сообщает Reuters. Как уже рассказывал «Авто Mail.Ru», в Mitsubishi сознались, что целенаправленно занижали данные о расходе топлива своих...

Главным по автопрому назначен бывший вице-президент Группы ГАЗ

Полное название должности Алексея Володина - «директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ». Как сообщает «Автостат», на новый пост Володин перешел из Группы ГАЗ, где только весной занял позицию вице-президента по продажам. Предыдущими местами работы «главного по автопрому» были компания «Соллерс», ...

Инструменты и аксессуары для весны

Каждый уважающий себя мужчина должен уметь работать руками: повесить полку, починить протекающий кран, отремонтировать бытовую технику или собрать новую мебель. Только одного желания здесь недостаточно - нужны слесарные инструменты. Но инструмент бывает разным - по качеству, долговечности, удобству работы с ним. Обо всех...

Основатель Google тайно финансирует создание летающих автомобилей

Американский миллиардер Ларри Пейдж является одним из создателей поисковой системы Google, и с 2011 года - генеральным директором Google Inc. При этом руководство компанией интернет-гигантом не помешало Пейджу заниматься другими проектами: как следует из отчёта Bloomberg, на свои собственные средства генеральный директор Google Inc. финансирует...

Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение

Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение

Сегодня мы будем рассматривать шесть кроссоверов: Toyota RAV4, Honda CR-V, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander, Suzuki Grand Vitara и Ford Kuga. К двум очень свежим новинкам мы решили добавить ещё и дебюты 2015 года, чтобы тест-драйв кроссоверов 2017 года был более...

КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.

КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.

Какой автомобиль купить новичку Когда долгожданные водительские права наконец-то получены, наступает самый приятный и волнительный момент — покупка автомобиля. Автопром наперебой предлагает покупателям самые навороченные новинки и неискушенному водителю очень сложно сделать правильный выбор. А ведь часто именно от первого...

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в...

Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2017 года

Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2017 года

Кризисы и финансовая ситуация не слишком располагают для покупки нового автомобиля, тем более в 2017 году. Только ездить приходится всем, а покупать автомобиль на вторичном рынке готов не каждый. На то есть индивидуальные причины - кому происхождение не позволяет ездить...

Шикарные автомобили звёзд

Шикарные автомобили звёзд

Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...

ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.

ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.

Выбираем автомобиль: «европеец» или «японец» Собираясь приобрести новый автомобиль, автолюбитель несомненно столкнется с вопросом о том, что же предпочесть: левый руль «японца» или правый – законный – «европейца». История создания легендарного Dodge Challenger 1969 года, фото и технические характеристики Марки...

Как выбрать цвет автомобиля Не секрет, что цвет автомобиля в первую очередь влияет на безопасность дорожного движения. Более того, от цвета машины зависит и его практичность. Автомобили выпускаются всех цветов радуги и десятки ее оттенков, но как выбрать «свой» цвет? ...

Именно автомобиль «Руссо-Балт» С-24/30, впервые поехавший по дорогам Российской империи 8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года, нужно считать первенцем отечественной автомобильной промышленности. Все машины с двигателем внутреннего сгорания, появлявшиеся в нашей стране до этого, были, по сути, единичными продуктами кустарного ремесла. И только первый «Руссо-Балт» стал по-настоящему серийной машиной промышленного выпуска.

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), с 1869 года работавший в Риге, изначально специализировался на производстве вагонов для железных дорог Урала и Транссибирской магистрали. В начале XX века, после окончания постройки Транссиба, соединившего европейскую часть России с Дальним Востоком, спрос на железнодорожные вагоны снизился. И завод переключился на изготовление военных обозов для нужд нашей армии.

Но с окончанием русско-японской войны 1904–1905 годов производственные мощности РБВЗ вновь оказались не загруженными на полную мощность. Необходимо было начать производство какой-то новой гражданской продукции, и директор завода Иван Александрович Фрязиновский предложил освоить и начать выпуск автомобилей - абсолютно нового тогда «продукта».

Фрязиновский подошел к решению задачи как опытный коммерсант - в 1908 году на РБВЗ был создан Автомобильный отдел, занявшийся изучением возможностей и перспектив выпуска автомашин в России. Вскоре, в 1910 году, для Автомобильного отдела РБВЗ купили уже существующее производство - «Экипажную фабрику Фрезе и К», создатели которой, инженеры Петр Александрович Фрезе и Евгений Александрович Яковлев, еще с конца XIX столетия работали над конструированием первых образцов русского автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Помимо наработок Яковлева и Фрезе, Автомобильный отдел РБВЗ использовал и передовой европейский опыт, пригласив на работу в Россию инженеров бельгийского предприятия Fondu. В результате к 1909 году в Автомобильном отделе Русско-Балтийского вагонного завода над созданием первого в нашей стране серийного автомобиля трудились уже 10 инженеров, 141 рабочий и 3 водителя-испытателя.

Над созданием отечественного двигателя для первого серийного автомобиля России на заводе работал донской казак и талантливый инженер Дмитрий Дмитриевич Бондарев. Вскоре после начала выпуска серийного «Русо-Балта» именно он возглавил Автомобильный отдел РБВЗ.

Вот так и появился на свет первый русский автомобиль серийного выпуска - «Руссо-Балт» С-24/30, сошедший с конвейера 8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года. Индекс С-24/30 расшифровывался так: 24 - расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 - максимальная мощность.

Автомобиль «Руссо-Балт». Фото: обложка журнала «За Рулем», 1989 год

Тогда казалось невероятным, что в России с ее бездорожьем автомобиль быстро приобретет бешеную популярность. Но создатели «Руссо-Балта» не ошиблись - уже первая серия была выпушена в количестве 347 экземпляров, что для техники начала XX столетия было очень внушительной цифрой.

Автомобиль «Руссо-Балт» был сконструирован с учетом передового европейского опыта, но значительно более приспособленным к российским обстоятельствам. Первая модель «Руссо-Балта» С-24/35 подходила и для зимних условий, на нее могли устанавливаться лыжи и резиновые гусеницы с металлическими гребнями для повышенной проходимости.

Заслуживает внимания и тот факт, что один из экземпляров «Руссо-Балта», выпущенный в 1910 году, за четыре года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Репутация автомашин Русско-Балтийского вагонного завода была столь высокой, что два экземпляра в 1913 году заказал гараж самого императора России. Более того, накануне Первой мировой войны 64% всех автомобилей завода приобретала русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.

Русско-Балтийский вагонный завод стал развивать свое производство в соответствии с автомобилестроительной спецификой. Появились новые литейные и сборочные цеха, увеличилась численность рабочих. Конструкторский отдел взял курс на выпуск легковых автомобилей в трех новых сериях: «С», «К» и «Е». Все модели отвечали наиболее передовым технологиям того времени, а участие в автомобильных выставках не раз делало автомобили «Руссо-Балт» золотыми медалистами.

Особого внимания и популярности достигла модель РБВЗ, выпускавшаяся с 1912 года под индексом С-24. Именно на ее шасси устанавливали самые дорогие экипажи: лимузины, открытые шестиместные кузова, а также гоночные болиды. Кстати, гоночные экземпляры «Руссо-Балта» могли развивать рекордную тогда скорость - до 85 км/ч. Андрей Нагель, известный русский гонщик, в 1912–1913 годах совершил несколько победоносных пробегов по Европе, Азии и Африке на своем легком обтекаемом «Руссо-Балте» без каких-либо серьезных поломок.

Во время Первой мировой войны, в 1916 году, когда немецкие войска подошли к Риге, завод РБВЗ был эвакуирован на окраину Москвы, в Фили, и получил название «Второй автомобильный завод Руссо-Балт». Вплоть до 1921 года он считался самым хорошо оборудованным заводом России и был переоснащен для изготовления бронетехники. Пять последних экземпляров автомобиля «Руссо-Балт» были выпущены здесь в 1922 году.

В следующем 1923 году мощности завода перепрофилировали на авиационное производство, и в этом качестве наследник Русско-Балтийского завода существует и в наше время, являясь частью Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.

До наших дней сохранились только два подлинных экземпляра легендарного автомобиля «Руссо-Балт». Первый из них был воссоздан из фрагментов разных машин и находится в Московском политехническом музее, а второй выставляется на исторической родине, в Риге. Именно благодаря автомобилю «Руссо-Балт» день 8 июня можно считать настоящей датой рождения отечественной автомобильной промышленности.

Читайте в рубрике «История» 6 декабря 1240 года монголы захватили Киев, после чего город пришел в крайнее запустение и перестал играть роль политического и культурного центра Руси

Класснуть

Многим автолюбителям интересно, когда в России появился первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине. Наша статья посвящена истории зарождения автомобилестроения в Российской империи. В ней вы узнаете, какой первый автомобиль появился в России, и в каком году.

Появление первого автомобиля в России

Как ни странно, первым автомобилем в России оказался экземпляр иностранного производства. Чтобы в России начали делать собственные автомобили, конечно, нужно было завезти образцы такой техники для изучения.

Первый автомобиль с бензиновым двигателем появился на территории Российской империи в 1891 году в Одессе. Его привез из Франции редактор «Одесского листка» Василий Навроцкий. Однако Одесса была далеко от столицы Российской империи.

В Санкт-Петербурге (тогдашней столице Российской империи) первый бензиновый автомобиль появился в 1895 году. Сотрудники Конюшенного музея Санкт-Петербурга нашли записи о том, что 9 августа 1895 года в столицу архитектором А.К. Жиргалевым был привезен для личного пользования первый автомобиль, работающий на бензине, марки Motor-Wagen. В Москве первый автомобиль появился и того позже – в 1899 году, когда в Петербурге было уже несколько бензиновых автомобилей.


Краткая история автомобилестроения в России описана в таблице ниже.

Постройка первого автомобиля в России

В 1896 году в столице Российской Империи – Санкт-Петербурге известная местная компания «Фрезе и Ко» построила первый для России автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине. Это был двухместный экипаж. Сразу же после постройки. Первый автомобиль был отправлен в Нижний Новгород на выставку народного достояния. Компания «Фрезе и Ко» создала кузов первого автомобиля, а двигатель заказала у завода газовых и керосиновых двигателей Е. Яковлева из Санкт-Петербурга.


Описание:

Всемирный день без автомобиля (World Day Without Car), ежегодно отмечаемый 22 сентября во многих странах, проводится с целью пропаганды идеи пешего и велосипедного способов передвижения и использования общественного транспорта. Главный девиз Дня: «Город как пространство для людей, пространство для жизни».

Слишком большое количество машин — проблема не только больших городов. Это проблема уже достаточно давно является глобальной. Ведь автотранспорт разрушает и биосферу планеты, и самого человека — подсчитано, что каждый день автомобиль убивает более 3000 человек. А каждую минуту с конвейера сходит новенький автомобиль-убийца — такова статистика.

При всем этом темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на одном из первых мест среди самых рекламируемых товаров.

Традиция проводить День без автомобилей началась в Англии в 1997 году, а еще через год прошла во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира.

Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, главы городов и руководители различных организаций хотят напомнить общественности о проблемах, которые несет с собой автотранспорт. Хотя бы раз в год.

Крупные города многих стран в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро и других видов общественного транспорта, а также велосипедов и пешей ходьбы. В некоторых городах в этот день также проходят специально организованные мероприятия.

Напомним, что в 1908 году Американский инженер и промышленник Генри Форд начал производство новой модели автомобиля — Форд-Т. А годом позднее, в 1909 году, был выпущен первый серийный автомобиль российского производства.

Первый российский автомобиль был построен и продемонстрирован в 1896 году изобретателями Яковлевым и Фрезе. Впоследствии в России появился ряд частных автофирм. Одной из наиболее крупных являлся рижский Русско-Балтийский завод, основанный в 1874 году.

(26 мая) 8 июня 1909 года из его ворот выехал первый серийный автомобиль российского производства - «Руссо-Балт». Это была изящная двухместная машина серого цвета с 24-сильным 4-цилиндровым двигателем.

«Руссо-Балты» собирались из узлов и деталей иностранного и местного производства. Разрабатывала и изготавливала их бельгийско-русская команда под началом молодого бельгийского конструктора Жюльена Поттера. Машины пользовались устойчивым спросом и неплохо проявили себя и в российских, и в международных автогонках.

Летом 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена первая модель отечественного автомобиля, совместного проекта экипажной фабрики Петра Фрезе и машиностроительного завода Евгения Яковлева.

Первые 20 лет для нашего автопрома оказались куда более бурными и плодотворными, чем последующие эпохи.

Яковлев-Фрезе (1896)

Инженеры первой самодвижущейся коляски планировали пустить ее в серийное производство, однако смерть одного из них, Евгения Яковлева, поставила крест на затее. Его компаньоны посчитали производство автомобилей делом бесперспективным и прекратили сотрудничество с фабрикой Фрезе. Тот был вынужден закупать двигатели за рубежом, а затем продал предприятие Руссо-Балтийскому заводу, на котором стали выпускать первые серийные автомобили. Идея собрать и выпустить в России автомобиль пришла Фрезе и Яковлеву еще в 1893-м году на выставке в Чикаго. Там они увидели машину Карла Бенца, которая поразила их простой и эффективной конструкцией. Русские промышленники потратили три года для того, чтобы обойти патентные преграды и изобрести коляску на собственном ходу заново. Вес готовой модели составил 300 кг. Бензиновый двигатель заключал в себе две лошадиные силы, позволял проехать без дозаправок 10 часов и мог разгоняться до скорости в 21 км в час. Передач было всего две: вперед и режим холостого хода.

Романов (1899)


Через 3 года после появления первого бензинового двигателя появился и первый электродвигатель. И первый электромобиль. Его создал Ипполит Романов, дворянин из Одессы. Автомобиль Романова был гораздо быстрее, но и тяжелее автомобиля Яковлева-Фрезе. Он разгонялся до 37 км в час при весе в 750 кг. Примечательно, что практически половину массы машины составлял аккумулятор. Был он одноразовым, подзарядке не подлежал и работал всего 65 км: в среднем его хватало на два-три часа езды. Кроме легковых автомобилей, энтузиаст Романов разработал модель омнибуса, рассчитанного на 17 человек, который мог разгоняться до 19 км в час. Увы, в серийное производство электромобили Романова запущены не были: инженер не смог найти финансовой поддержки, хотя и получил государственный заказ на 80 моделей.

Дукс (1902)


Не только на бензине и электричестве, но и на пару ездили российские автомобили. Да не просто ездили, а по всем параметрам оставляли позади и электрических и бензиновых собратьев. Они казались современникам изящными, были сравнительно бесшумными и более быстрыми. Первый паромобиль (или, как еще его называли, локомобиль) был собран на предприятии "Дукс". В двигателях локомобилей было от 6 до 40 лошадиных сил. Компания выпускала не только легковые модели, но также мотоциклеты, омнибусы, железнодорожные дрезины, аэросани. Гоночная модель "Дукса" могла развивать скорость до 140 км в час! Изобретателю и предпринимателю Юлию Меллеру, владевшему компанией "Дукс" всего этого было недостаточно, и с 1910 года он начинает выпускать самолеты и дирижабли. Постепенно, с развитием самолетостроения, автомобильная составляющая предприятия отходит на второй план. А в 1918 году "Дукс" был национализирован и превращен в "Государственный авиационный завод №1".

Лейтнер, мотоцикл "Россия" (1902)


В том же 1902 году в России появился первый мотоцикл, который был назван "Россия". Собрал его рижский промышленник Александр Лейтнер. Первый мотоцикл был усовершенствованным велосипедом, оборудованным мотором. Мотор был объемом в 62 кубических сантиметра, потреблял 3,5 литра топлива на 100 километров пути и развивал максимальную скорость в 40 км в час - при 1,75 лошадиных силы. Стоил первый мотоцикл втрое дороже велосипеда: 450 рублей против, к примеру, 135 - за велосипед "Дукса". Однако эта цена была в 10 раз ниже цены легкового авто: недорогие "Рено" стоили 5 тысяч рублей, российские модели - еще дороже.

Дешевизна в сравнении с легковыми автомобилями относительна, ведь 450 рублей - это почти полугодовой доход россиянина со средним достатком. поэтому торговля первыми мотоциклами шла вяло, по десять единиц в год, и к 1908-му году прекратилась совсем.

Лесснер (1904)


Что там омнибус или мотоцикл - в 1904-м году в России появилась первая пожарная машина. Изготовили ее на фирме "Лесснер" по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга. Ее конструктор - уже на тот момент известный в России и за рубежом Борис Луцкий. Еще в апреле 1901-го года два его пятитонных грузовика и одна легковая машина устроили тест-драйв по Невскому проспекту и были продемонстрированы императору. Однако именно двухтонный пожарный "Ласснер" считается первым автомобилем, полностью собранным по чертежам Луцкого в России. Модель была рассчитана на 14 человек пожарной команды и развивала скорость до 25-ти километров в час.

Другой "Лесснер", темно-зеленый лимузин 1907-го года, стал одним из обитателей густонаселенного гаража Николая Второго, страстно любившего автомобили. Из-за сходства конструкции и внешнего вида эту машину называли "Русским мерседесом".

Руссо-Балт (1909)


Самой популярной маркой автомобилей в царской России стал "Руссо-Балт", впервые выпущенный в 1909-м году. Основных можелей было две: С и К. Первая - покрупнее, помощнее, с расчетной мощностью двигателя в 24 лошадиные силы. Второй - поменьше, с двенадцатью лошадьми под капотом.

Из-за производственных затрат цена автомобиля "Пузырев-28-35" составила восемь тысяч рублей, что превысило даже цену недешевых "Руссо-Балтов". Машина была надежной, но громоздкой. Все это не прибавляло ей популярности. Да и в прессе патриотический автомобиль невзлюбили: называли его кустарщиной и сравнивали с худшими иностранными моделями.

К неудачам на рынке прибавилось невезение. В январе 1914-го года на заводе Пузырева случился пожар, уничтоживший восемь собранных машин и пятнадцать комплектов деталей, приготовленных для сборки. А в сентябре инженер-патриот умер.