Меню

Условия эвакуации авто на штрафстоянку. В России вступили в силу новые правила эвакуации автомобилей — Российская газета

Система штрафов

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают, что теперь местные органы власти могут устанавливать плату и правила перемещения и хранения задержанных автомобилей в соответствии с установленными исполнительной властью требованиями. А эти требования как раз и прописаны в методике, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы.

Один из важных моментов для любого водителя, чей автомобиль могут эвакуировать по чистой случайности, - это сроки оплаты эвакуации. Теперь водитель не должен, перед тем как забрать машину, в срочном порядке оплачивать услуги эвакуатора. Он их может оплатить так же, как и штраф, в течение 60 дней, если согласен с вынесенным в отношении него постановлением. А если нет - может обжаловать.

Приказ ФАС утвердил целые три методики для расчета тарифов за эвакуацию автомобилей

Надо сказать, что именно необходимость выкупа автомобиля со штрафстоянки была серьезной головной болью для автомобилистов. У человека могло не оказаться денег, банки, где необходимо это оплачивать, могли быть закрыты. А если человек успешно обжаловал вынесенное в отношении него постановление, то вернуть уже заплаченные деньги за незаконную эвакуацию становилось неразрешимой проблемой. Зачастую это можно было сделать только через суд.

Примечательно, что некоторые регионы, в том числе и Москва, изменили свои правила эвакуации в той части, которая касается сроков оплаты "неожиданных" услуг, не дожидаясь вступления в силу поправок в КоАП. Однако тарифы остались неизменными.

Приказ ФАС установил целые три методики для расчета тарифов на эвакуацию. Региональные власти могут воспользоваться любой из них.

Пожалуй, самая простая предполагает расчет средней стоимости таких услуг на региональном рынке. Для расчета необходимо выяснить расценки как минимум у пяти организаций, оказывающих подобные услуги в этом регионе. После чего при расчете необходимо использовать данные как минимум трех организаций. Сложить их, поделить в данном случае на три и получить среднюю стоимость. Полученный результат можно устанавливать в качестве тарифа за перемещение транспортного средства.

Другие методики представляют более сложный подсчет. В него входят расходы на топливо, при том что стоимость литра не должна превышать установленную местным регулятором, расходы на зарплату непосредственных исполнителей, на содержание парка и аренду помещений, а также на хранение самих эвакуаторов. Включается стоимость спецодежды и расходных материалов, различные страховки. Включены также возможные безнадежные долги, которые не должны превышать 2 процентов от затрат исполнителей.

Но даже при таком сложном, учитывающем массу факторов расчете, по мнению экспертов, стоимость эвакуации заметно сократится. Тем более что она изначально не может приносить доход. Ведь это обеспечительная мера административного производства. Плата за эвакуацию должна лишь компенсировать расходы за перемещение задержанной машины.


Наша многоуважаемая Дума под занавес своей деятельности в существующем составе преподнесла подарок автомобилистам России. Приняла наконец в третьем чтении изменения в статью 27.13 КОАП РФ о задержании транспортного средства. В результате, СМИ передали такое сообщение:
«Москва. 23 июня. INTERFAX.RU - Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому перемещение и хранение эвакуированного автомобиля оплачиваются водителем по тарифам, которые установлены субъектом РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФАС России.»


«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2016)

КоАП РФ, Статья 27.13. Задержание транспортного средства

Статья содержит 12 пунктов, изменению подверглись шесть из них. Попытался разобрался в сути поправок, как водитель, как человек, которого коснется КОАП если уволокут машину.

Здесь все понятно: «причесали» начало текста, а заодно и отметили профилактическую роль правоохранительных органов.

Вполне понятное изменение. Прекращение задержания и возвращение транспортного средства – понятия разные. Теперь инспектор ДПС не только прекращает процесс эвакуации, но и возвращает автомобиль водителю. Дополнение скорее для «буквоедов».



Очень важное дополнение. В нем указано, что водитель, прибыв на спец. стоянку должен незамедлительно получить на руки копию протокола для получения автомобиля. На деле, протокол инспектор ДПС начинает писать после того, как поймет, что договориться «на месте» с водителем не удастся, и взятки не будет. Конечно, этот пункт раньше не выполнялся, думаю, не будет исполняться и сейчас.



Здесь прописано главное право водителя, получить свой автомобиль незамедлительно (после устранения причины их задержания). Водитель может обжаловать действия властей, предварительно не оплачивая спорный процесс эвакуации.



Этот пункт для меня малозначим. Наряд ли тарифы на услуги эвакуации изменятся в меньшую сторону от того, что их будут рекомендовать «уполномоченные федеральные органы».



А это для водителя вообще пункт, скорее литературный. Здесь нам объясняют из чьего бюджета будет произведена оплата в случае прекращения производства по административному делу. Этот пункт меня заинтересовал меньше всего.

Вот и все изменения. Приведенные поправки, по моему мнению, направлены на попытку втиснуть бизнес по краже автомобилей граждан в правовое поле.
Образно говоря, ошейник не сняли, но цепь теперь длиннее, миска с едой дальше. И гавкай сколько хочешь. Вот не верю я, что можно реально что-то кому-то доказать, что невиновен, и автомобиль стоял без нарушения.
Изменения вступают в силу с 1 сентября этого года. Ждем составленных на месте эвакуации протоколов и немедленного возврата машин, ждать недолго.

Госдума приняла во втором чтении законопроект, который предполагает возврат эвакуированного автомобиля до оплаты стоимости перемещения, сообщает «Коммерсантъ» . Соответствующий документ был разработан «Единой Россией» и правительством РФ. Как рассказал депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, поправки к КоАП вскоре примут в третьем чтении, которое состоится в мае-июне, а уже с 1 сентября 2016 года законопроект вступит в силу.

Нововведение должно значительно упростить возврат машины, припаркованной не по правилам и эвакуированной на спецстоянку. С 1 сентября водителю позволят оплачивать стоимость эвакуации после возвращения ему эвакуированного автомобиля. Владельцу машины нужно будет оплатить перемещение машины в срок, предусмотренный статьей 32.2 кодекса, то есть не позднее 70 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа. 10 дней дается гражданину на оспаривание решения инспектора, еще 60 дней – на уплату штрафа.

Система постоплаты за эвакуацию позволит водителю не только быстрее забрать машину, но и упростит процедуру оспаривания нарушения в случаях, когда автовладелец считает эвакуацию неправомерной, поскольку в таком случае ему не придет заниматься возвращением уже уплаченных средств. Кроме того, постоплата облегчит положение иногородних водителей или тех, кто оказался в затруднительной финансовой ситуации.

Как пояснил сайт юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов, перейти к постоплате эвакуации вполне возможно, так как с точки зрения закона задержание транспортного средства является обеспечительной мерой производства по делу об административном правонарушении. «Эвакуация применяется для того, чтобы устранить правонарушение. Задержание автомобиля проводится до момента устранения причины задержания. Как только машину забрали на штрафстоянку, правонарушение было устранено», – объясняет эксперт. Другое дело, отмечает юрист, что КоАП РФ не содержит четкого описания последовательности действий, чем и пользуется столичная служба эвакуации, задерживая машину до оплаты расходов на эвакуацию и хранение.

Столичный департамент транспорта выступает против нововведения, поскольку чиновники опасаются, что система постоплаты резко снизит сборы эвакуаторщиков и вынудит их заниматься принудительным взысканием средств с нарушителей. Вячеслав Лысаков отмечает, что к неплательщикам будут применяться стандартные механизмы взыскания вплоть до обращения судебные органы. По решению суда неплательщикам будут ограничивать возможность выезда за границу и могут даже лишить прав до уплаты всех долгов.

Еще одно нововведение, которое предлагает законопроект, касается изменения методики расчета стоимости эвакуации. Если сейчас стоимость перемещения и хранения задержанного транспорта регулируется региональными законами, то в случае принятия закона она будет утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако четкого ответа на вопрос о том, кем и на основании каких нормативных актов будет производиться расчет, законопроект пока не дает.

О необходимости принятия единой методики расчета правозащитники говорили уже давно. Отсутствие такой методики приводит к тому, что местные органы власти устанавливают свои правила, заявлял ранее сайт Вячеслав Лысаков. Четкой нормативно-правовой базы, которая бы определяла как тарифы, так и порядок эвакуации, в России до сих пор не было. «В Москве эвакуаторы работают по одним правилам, в других города – по другим. Нужны четкие рамки, тогда все региональные органы власти будут принимать законы, соответствующие федеральным, в соответствии с этой методикой, а не изобретать велосипед», – отметил парламентарий.

Сейчас стоимость эвакуации в Москве зависит от мощности автомобиля. При рассмотрении проекта в первом чтении представитель Федеральной службы по тарифам (ФТС) отмечал, что эта сумма должна зависеть от массы машины. Аналогичное предложение выдвигал и автор законопроекта Вячеслав Лысаков, предлагая привязывать стоимость оплаты или к размерам, или к массе, поскольку именно от массы машины зависит расход топлива и износ механизмов эвакуатора.

Изначально предполагалось, что установкой и регулированием стоимости эвакуации будет заниматься именно ФТС, но летом служба была упразднена, а ее функции перешли к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая теперь занимается разработкой методик расчета.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press