Меню

Противопоказания к работе в подземных условиях. Медицинские противопоказания при выборе профессии у подростков: Медицинский блог врача скорой помощи

Права и обязанности водителя

Биологические воздействия излучения на организм человека

Биологическое действие ионизирующих излучений состоит в разрушении внутримолекулярных связей и как следствие прекращении жизнедеятельности клеток организма. Наиболее подвержены разрушению клетки в фазе деления, когда спирали молекул ДНК обособлены и незащищены. С одной стороны это используется в медицине для прекращения деления клеток злокачественных опухолей, с другой это приводит к нарушению наследственных признаков организма, переносимых половыми клетками. Значительное воздействие рентгеновского излучения приводит к необратимым поражениям тканей - ожогам, потере зрения и в худшем случае к поражению кроветворного механизма(лучевой болезни или лейкемии).

Группы облучаемых органов

1-ая группа - все тело, гонады и красный костный мозг;

2-ая группа – внутренние органы, мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, хрусталики глаз;

3-ия группа - кожный покров, костная ткань, кости предплечья, голени и стопы.

Предельная допустимая доза (ПДД)

Для женщин до 40 лет, отнесенных к группе А, введено дополнительное ограничение: доза на тазовую область не должна превышать1 бэр за любые2 месяца.

Индивидуальная доза облучение для лиц категории группы А

Индивидуальная эквивалентная доза за календарный год не должна превышать ПДД.

Для женщин до40 лет доза на тазовую область не должна превышать 1 бэр за любые 2 месяца.

Планируемое повышенное облучение во время аварии может быть разрешено только для спасения людей, предотвращения развития аварии, угрожающей облучением большого числа людей.

Планируемое облучение до 2 ПДД разрешается территориальными службами; до5 ПДД - только министерством здравоохранения.

Планируемое повышение облучения не разрешается:

если работник ранее получил дозу, превышающую5 ПДД;

для женщин в возрасте до40 лет.

Все превышения контрольных доз облучения компенсируются в течение последующих5-ти лет - для дозы 2 ПДД и 10-ти лет - для дозы 5 ПДД.

Доза, накопленная к возрасту 30 лет, не должна превышать12 ПДД.

Персонал, подвергнутый облучению свыше 5 ПДД, немедленно направляется на медицинское обследование.

К персоналу приравниваются все лица, привлекаемые к устранению аварии.

Индивидуальная доза облучение лиц категории группы Б

Среднее значение индивидуальной эквивалентной дозы для критической группы за календарный год не должно превышать 1 ПДД по месту их работы и проживания.

Если по результатам длительного наблюдения установлено, что облучение критической группы лиц категории Б не превышает 0.1 ПДД, то радиационный контроль по согласованию с органами Госсаннадзора может быть сокращен.

Порядок регламентации и контроля облучения населения определяется Основными Санитарными Правилами72/87.

Критическая группа

Критическая группа – это небольшая по численности группа лиц категории Б, однородная по условиям жизни, возрасту, полу, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию в пределах учреждения, его санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения.

Противопоказания при работ е с источниками ионизирующего излучения

2. Наркомания, токсикомания, хронический алкоголизм.

3. Заболевания, склонные к злокачественному перерождению;

доброкачественные опухоли, препятствующие ношению спецодежды.

4. Лучевая болезнь П -IV степени.

5. Заболевание щитовидной железы, болезнь Рейно, заболевания периферических сосудов.

6. Хронические гнойные заболевания придаточных пазух носа, хронические средние отиты с частыми обострениями.

7. Понижение остроты зрения - ниже 0,6 на одном глазу и ниже 0,5 на другом.

8. Катаракта.

9. Хронические инфекционные и грибковые заболевания кожи.

10. Шизофрения и другие эндогенные психозы.

11. Врожденные аномалии органов с выраженной недостаточностью их функций.

12. Органические заболевания нервной системы со стойко выраженными нарушениями функций.

13. Эпилепсия.

14. Болезни эндокринной системы с выраженным нарушением

15. Злокачественные новообразования.

16. Выраженные болезни крови и кроветворных органов.

17. Гипертоническая болезнь2 -3 стадий.

18. Болезни сердца с недостаточностью кровоснабжения.

19. Хронические болезни легких с выраженной легочно-сердечной

недостаточностью, наклонность к кровотечениям.

20. Бронхиальная астма тяжелого течения.

21. Активные формы туберкулеза любой локализации.

22. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с частыми обострениями или наклонностью к осложнениям.

23. Циррозы печени и активные хронические гепатиты. Поражения желчевыводящей системы с частыми или тяжелыми приступами.

24. Хронические гастроэнтериты и колиты с частыми обострениями.

25. Хронические болезни почек с явлениями почечной недостаточности, мочекаменная болезнь с частыми приступами или осложнениями.

26. Коллагенозы.

27. Болезни суставов с частыми выраженными обострениями или со стойким нарушением функции суставов.

28. Стойкое нарушение менструальной функции.

29. Беременность в период лактации.

30. Хронические воспаления матки и придатков с частыми обострениями.

31. Не вынашивание и повреждение плода у женщин детородного возраста.

32. Заболевание зрительного нерва и сетчатки.

33. Анофтальм.

Казалось бы, что может быть общего между состоянием здоровья и выбором профессии ? Разумеется, если подросток мечтает стать летчиком, военным или, скажем, спасателем, там здоровье и физические характеристики выходят, пожалуй, на первый план. И совсем другое дело, когда выпускник планирует работать программистом, библиотекарем, таможенником или изучать юриспруденцию. Подросткам довольно трудно понять, причем тут здоровье? Между прочим, противопоказанием к профессии, о которой мечтает выпускник, могут стать даже сколиоз, плоскостопие или, например, проблемы со зрением.

Не шути со сколиозом...

Определенные требования к состоянию здоровья предъявляет абсолютно любая профессия. Это могут быть требования к состоянию опорно-двигательного аппарата, к зрительному анализатору, к вестибулярному аппарату и так далее. При поступлении, скажем, в Военную академию или Институт МЧС здоровье у абитуриента должно быть почти идеальным! Для рабочих профессий перечень медицинских противопоказаний также достаточно широк:

  • вождение транспорта, работа на высоте;
  • работа, связанная с башенными, гусеничными, автомобильными и другими кранами;
  • работа на стройке

предъявляют в процессе трудовой деятельности довольно жесткие требования к состоянию здоровья работников, - рассказывает кандидат биологических наук, специалист Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи Елена Шульга . - Многие, например, не уделяют серьезного внимания такому заболеванию, как . Заболевание и действительно вроде бы и не такое грозное, причем оно довольно распространено у представителей подрастающего поколения. Но особенностью юношеских сколиозов является их склонность к прогрессированию , в результате чего может наступить сначала небольшая, а затем и более выраженная деформация ребер в виде реберного горба. Подростки, у которых после завершения роста сколиоз не превысил II степень тяжести, являются практически здоровыми людьми. Однако и им не рекомендуются профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, с частыми наклонами туловища. А при резко выраженной деформации позвоночника (сколиоз III-IV степени), которая сопровождается нарушением функции органов дыхания и кровообращения, профессиональная пригодность подростков будет в значительной степени ограничена. Им противопоказаны значительное физическое напряжение, подъем и спуск по лестнице, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности его изменения для снятия напряжения мышц спины и длительное пребывание на ногах.

Чем раньше, тем лучше

- Простите, но как подростку узнать, что препятствием для осуществления его профессиональной мечты может стать даже банальный гастрит? Насколько я понимаю, сделать это можно только во время получения медицинской справки, которую абитуриент должен предъявить в приемную комиссию? Но в срочном порядке искать себе новую профессию, мягко говоря, не очень правильно...

Одна из главных ошибок заключается в том, что сначала абитуриенты выбирают профессию, а уже затем сталкиваются с ситуацией, когда врач, который делает заключение о профессиональной пригодности, ставит их перед фактом: работа в той или иной сфере либо вообще молодому человеку противопоказана, либо она может спровоцировать дальнейшее ухудшение его здоровья. Поэтому врачебная профессиональная консультация должна проводиться за год или два до окончания школы , чтобы за оставшееся время подросток сознательно подготовил себя к тому, что некоторые профессии ему не подходят и ему нужно переориентироваться на другие виды деятельности. Чем раньше это будет сделано, тем легче в психологическом плане будет проходить процесс переориентации, тем больше возможностей будет у подростка подготовиться к правильному выбору профессии с учетом отклонений в его состоянии здоровья.

Вообще проблема определения профессиональной пригодности подростков требует объединения усилий специалистов самых разных профилей - психологов, педагогов, врачей, биологов . В Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи мы также занимаемся консультированием подростков: подбираем им профессии и специальности с учетом их нынешнего состояния здоровья, а также с учетом того, подлежит ли их заболевание коррекции, знакомим подростков и их родителей с противопоказаниями производственной среды и трудового процесса.

Например, есть целый ряд профессий, при освоении которых необходимо различать цвета . С нарушениями цветоощущения невозможно выполнять монтажные работы в радио- и электротехнической промышленности, отдельные виды работ в швейном и обувном производстве, а также в строительстве.

Молодым людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы хоть и проблематично, однако все-таки возможно подобрать специальность в профессионально-технических учреждениях. В то же время они могут обучаться по ряду специальностей в средних специальных и высших учебных заведениях.

Из заболеваний дыхательной системы у подростков достаточно часто встречаются хронический бронхит и . С хроническим бронхитом противопоказаны работы, связанные с пребыванием в неблагоприятных метеорологических условиях, особенно при пониженной температуре воздуха, повышенной влажности, на сквозняках. Не рекомендуются им и работы, связанные с большим физическим и нервно-психологическим напряжением в условиях воздействия пыли и токсичных веществ. Бронхиальная астма имеет аллергическую природу, поэтому навредить могут любые внешние условия, снижающие защитные функции организма. Как и при других заболеваниях органов дыхательной системы, подросткам с бронхиальной астмой противопоказаны значительные физические и нервно-эмоциональные нагрузки, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы, пыль, токсические вещества, а также контакт с веществами, которые обладают аллергическим действием. Так, подростки с бронхиальной астмой не могут обучаться профессиям химической, фармацевтической промышленности, не могут работать на обувном производстве, где применяются резиновые клеи. Стоматология, кстати, им также противопоказана.

С заболеваниями желудочно-кишечного тракт а противопоказаны работы, при которых проблематично придерживаться регулярного режима питания (например, с частыми разъездами, командировками), работы, связанные с вынужденной неудобной рабочей позой, которая вызывает напряжение мышц брюшной стенки, с воздействием токсичных веществ, шума и вибрации...

Очки - еще не приговор

- А есть ли какие-то медицинские противопоказания для того, чтобы работать программистом? Скажем, насколько важное значение имеет для программиста хорошее зрение?

При поступлении на специальности радиотехнического колледжа предусмотрены одни противопоказания, а при поступлении на IT-специальности в учреждения высшего образования - другие. Тут нужен индивидуальный подход . В общем, при подборе профессии для подростка с отклонениями со стороны органа зрения нужно учитывать много вещей, так как одно и то же нарушение зрительных функций может быть при различных формах глазной патологии. И только с учетом клинико-функционального прогноза, стадии и степени компенсации патологического процесса можно правильно сориентировать молодого человека в плане выбора профессии. Подросткам с высокой степенью близорукости мы рекомендуем профессии, не связанные с физическим напряжением, вибрацией, частыми наклонами головы, с систематическими нагрузками для зрения.

Абитуриентам с малой и средней степенью при хорошей коррекции зрительных нарушений особых ограничений при выборе профессий, где допускается ношение очков, нет. При наличии дальнозоркости, особенно средней и высокой степени, противопоказана работа, которая требует систематического напряжения зрения, например, работа с мелкими деталями. Также при подборе профессий для подростков с отклонениями со стороны органов зрения большое значение имеет возможность пользоваться на работе очками. Однако очками невозможно пользоваться при значительных перепадах температур, когда стекло в них потеет, в условиях повышенной запыленности среды, при неудобной вынужденной рабочей позе, если есть необходимость использовать другие защитные приспособления для глаз. Острота зрения для выполнения работ в таких условиях должна быть хорошей без коррекции.

- Неужели и для работы юриста также есть медицинские противопоказания?

В группу медицинских противопоказаний к обучению в ВУЗе по специальности «правоведение » входят устойчивое значительное снижение слуха и значительное заикание (логоневроз).

Не обижайтесь на врачей

- Елена Васильевна, возможно, вы придерживаетесь другого мнения, но мне кажется, что в поликлиниках нередко практикуется довольно формальный подход к оформлению абитуриентами медицинской справки. К тому же абитуриент и его родители могут сознательно утаить от врача информацию о том, что у подростка появились со здоровьем проблемы. А еще можно попробовать уговорить врача, чтобы тот не лишал человека его профессиональной мечты...

Из-за своего возрастного максимализма подростки часто категорически не хотят признавать себя больными . Поэтому не довести до врача информацию о своем здоровье в полном объеме абитуриент и действительно может. Возможно, ему даже удастся разжалобить врача. Но хочу предупредить, что оформление медицинской справки , которая становится фактически пропуском в будущую профессию, не пустая формальность. Цель медицинского обследования - определить пригодность к будущей профессии. Жаль затраченных средств, времени и сил, если факт профессиональной непригодности будет установлен ближе к окончанию обучения или вообще уже после распределения на первое рабочее место. Поэтому, совершая выбор профессии, надо принимать во внимание все: не только нынешнее состояние здоровья, но и то, как будущая профессия может сказаться на вашем здоровье, не вызовет ли она обострение хронических заболеваний, которые уже есть, или появление новых заболеваний. Одним словом, при выборе профессии никаких мелочей не бывает!

  • 9. Половые различия, биологическая надёжность функциональных систем и организма, роль наследственности и среды, как закономерность роста и развития детей и подростков.
  • 10, 11 Акселерация
  • 12. Акселерация как проявление секулярного трендера, её гигиеническое значение.
  • 13. Понятия: ретардация, децелерация. Проявления.
  • 14. Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 15. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном периоде (3-7лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 16. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в младшем школьном возрасте (7-10лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 17. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в среднем (11-14лет) и старшем школьном возрасте (15-17лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 18.Нарушение и заболевания в связи анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов (нарушение осанки, юношеская гипертония, миопия и др.). Меры профилактики.
  • 19. Физическое развитие детей и подростков (определение). Необходимые признаки для оценки.
  • 20.Методика антропометрических измерений.
  • 21.Соматоскопические признаки.
  • 22. Физиометрические признаки.
  • 23. Оценка физического развития.
  • Порядок оценки физического развития.
  • Оценка физического развития по шкалам регрессии.
  • Использование центильного метода для оценки физического развития детей и подростков.
  • Методика оценки индивидуальных показателей центильным методом.
  • 24 Современное состояние физического развития детей и подростков
  • 25. Комплексная оценка физического развития.
  • 1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.
  • 2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным по­ловым признакам.
  • Скрининг-тест для оценки физического развития
  • 26. Здоровье детей и подростков. Определяющие признаки здоровья. Классификация.
  • 29. . Медицинские осмотры – основа назначения и дозировки физических упражнений. Группы физического воспитания
  • 30. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика травм и перетренированности.
  • 31. Закаливание детей и подростков
  • 32. Виды деятельности и детей и подростков. Нормирование. Утомление. Усталость. Физиологические методики определения работоспособности учащихся.
  • 33. Переутомление, его профилактика. Сон, его физиологическая сущность.
  • 37. Гигиенические рекомендации к организации учебного процесса в дошкольных, школьных учреждениях.
  • Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
  • 39. Сущность и принципы врачебно-профессиональной консультации. Группы профессий по условиям труда. Противопоказания.
  • 41. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских школьных учреждений. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ.
  • 42. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений. Принципы групповой и индивидуальной изоляции.
  • 43. Гигиенические требования к мебели и оборудованию детских учреждений. Подбор и размещение.
  • 44. Требования к учебным пособиям и техническим средствам обучения, к детским игрушкам.
  • 45. Роль медицинских работников детских учреждений в организации оздоровительной работы среди детей и подростков. Формы и методы работы.
  • 39. Сущность и принципы врачебно-профессиональной консультации. Группы профессий по условиям труда. Противопоказания.

    Врачебная профессиональная консультация призвана выб­рать для подростка из многих профессий те, которые являют­ся более подходящими по состоянию здоровья, т. е. рекомен­довать профессии, максимально соответствующие функцио­нальным возможностям целостного организма, состоянию фи­зического и психического развития. Подростки только вступа­ют в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессио­нальных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультаци­ей очевидны: при первом - человек подбирается для профессии, при второй - профессия для человека.

    Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обостре­ния болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности, с учетом результатов лечения может быть поставлен воп­рос о выборе профессии.

    Правильный выбор профессии требует учета не только со­стояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типо­логическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических рас­стройств, заболеваний соматического характера. Такое несоот­ветствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2-3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую проф­ориентацию подростков эффективным средством профилакти­ки, позволяющим значительно снизить отрицательные соци­ально-биологические последствия ошибочного выбора профес­сии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивиду­ально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии с помощью своевременного выявления в процессе профессиональной ориентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагопри­ятный микроклимат и др.).

    Актуальность этого раздела профконсультации возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Ча­сто профессиональные требования приобретают резко выражен­ный специфический характер и предполагают наличие у ра­ботника повышенного развития определенных функций. Это приводит к тому, что не все подростки, претендующие на ос­воение подобных профессий, имеют психофизиологические возможности для овладения ими или для адаптации к специ­фическим условиям, характеру работы (монотонность, нервно-эмоциональное напряжение и т. д.).

    Сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций, при­нимающих участие в трудовой деятельности, в единую функ­циональную систему, обеспечивающую выполнение требова­ний профессии и адаптацию организма к условиям производ­ства. Успешность формирования такой функциональной сис­темы зависит от многих факторов, в том числе от исходного уровня отдельных функций, объединяющихся в эту систему, так называемых ключевых профессионально значимых функций (КПЗФ).

    Определение оптимального исходного уровня физиологичес­ких функций, при котором образующаяся функциональная система наилучшим образом и с наименьшими затратами обес­печивает качественное выполнение основных требований про­фессии, дает возможность предвидеть успешность овладения этой профессией. Наиболее важными, определяющими успеш­ность освоения подростками широкого спектра массовых ра­бочих профессий являются, прежде всего, такие функции выс­шей нервной деятельности, как сила и лабильность нервной системы, подвижность нервных процессов, а также свойства двигательного, зрительного анализаторов и ряд психологичес­ких свойств памяти и внимания.

    Основой определения профессиональной пригодности по психофизиологическим показателям служит теория о типоло­гических индивидуальных особенностях высшей нервной деятель­ности человека. Согласно этой теории, приобретенные челове­ком качества зависят не только от процесса обучения и вос­питания, но и от врожденных психофизиологических свойств личности. Некоторые свойства психики передаются генетичес­ки и сохраняются у человека на протяжении всей его жизни.

    При определении профессиональной пригодности школьника следует учитывать силу и подвижность нервных процессов, а также особенности функционирования его органов чувств; требования, предъявляемые той или иной профессией к основным функциональным системам организма подростка.

    В современной производственной сфере встречаются профес­сии, предъявляющие высокие требования более чем к 10 фун­кциям (профессии угледобычи), и напротив, можно выделить профессии, для которых профессиональное значение имеют не более 2-3 функций (электромонтажник по освещению, меха­низатор-мелиоратор). Одни профессии наибольшие требования предъявляют к двигательной и сенсорной сферам (например, каменщик), другие - к свойствам высшей нервной деятель­ности (например, оператор энергоустановки) и т.д.

    В соответствии с психофизиологической сущностью профессионально значимые функции и качества могут быть разделены на 6 сфер (групп):

      1. Двигательные (моторные) - мышечная сила, выносли­вость, показатели координационных свойств;

      2. Сенсорные - анализаторные функции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость);

      3. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов);

      4. Аттенционно-мнемические (свойства внимания и памяти);

      5. Интеллектуальные (уровень развития интеллекта, мыш­ления);

      6. Характерологические особенности личности (выражен­ность экстраверсии, нейротизма, ригидности и др.).

    Психофизиологическая классификация профессий базируется на количестве ключевых профессиональнозначимых функций (КПЗФ) и их сфер:

      I-я группа профессий - наличие более 9-ти (10 и более) функций в более 3-х (от 4 до 6) сферах КПЗФ;

      II-я группа профессий - наличие от 5 до 9 функций в 3-х сферах КПЗФ;

      III-я группа профессий - наличие менее 5-ти (4 и менее) функций в 1-2 сферах КПЗФ.

    Анализ особенности той или иной профессии и набор профессионально значимых для них функций позволяют подойти к группировке профессий по принципу требований, предъявляе­мых к психофизиологическим особенностям работника.

    К первой группе относятся следующие профессии: машинист бульдозера строительный, машинист углевыемочного комбайна, опера­тор подземного ремонта скважин. Профессии этой груп­пы предъявляют наиболее высокие требования к психофизиологическим качествам работника в четырех и более сферах. В этих случаях необходим профессиональный отбор.

    Ко второй группе отнесены такие профессии, как монтажники-строители, водители автотранспортных средств, горномонтажники и монтажники-выстники. В основном эти профессии затрагивают не менее трех сфер КПЗФ, а часть из них предъявляет требования как к свойствам высшей нервной деятельности, памя­ти и внимания, так и к сенсорике и моторике. Несмотря на то, что суммарный уровень требований этих профес­сий к организму ниже, чем в первой группе, он все же доста­точно высок. При их выборе также желательна психофи­зиологическая профессиональная консультация.

    Третья группа, как правило, включает современные мас­совые профессии. Нередко в этой группе профессий ком­плекс профессионально значимых функций представлен 1-2 функциями в 1-2 сферах КПЗФ. Необходимость про­фессиональной консультации при выборе этих профессий не столь значительна.

    Профессиограмма для проведения медико-физиоло­гической профессиональной консультации включает следующие разделы:

      1. Санитарно-гигиенические условия - «вредность труда»;

      2. Тяжесть труда;

      4. Профес­сионально значимые функции и качества.

    «Вредность» профессии характеризуется следующими факто­рами:

      Температурой воздуха

      Влажностью

      Излучением

      Осве­щенностью

      Наличием шума

      Вибрации, токсичных веществ, пыли

      Биологическими факторами

    Блок профессиограммы «тяжесть» труда состоит из следующих элементов:

      1. Переносимый груз в килограммах;

      2. Расстояние переноски груза в метрах;

      3. Перемещения (ходьба) за смену в километрах;

      5. Рабочая поза.

    Блок «нервная напряженность» труда включает следующие элементы

      1. Сменность;

      2. Продолжительность смены;

      3. Чис­ло объектов одновременного наблюдения;

      4. Длительность со­средоточенного наблюдения;

      5. Характер деятельности;

      6. Темп работы;

      7. Размер объекта труда;

      8. Монотонность.

    Противопоказания к выбору профессий определяются преж­де всего характером заболевания и тяжестью его течения.

    Для каждого заболевания может быть несколько противо­показанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблаго­приятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о про­фессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Мин­истерством здравоохранения Перечнем медицинских противопоказаний к при­ему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официаль­ным документом при врачебном заключении о профессиональ­ной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинс­ких противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение.

    По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицин­ской документации, составляется заключение о профессиональ­ной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Дан­ные врачебного заключения являются основой для професси­онального отбора по медицинским показаниям при поступле­нии на работу или обучении подростков.

    40. Организация политехнического обучения детей и подростков. Политехн и ческое образов а ние в школе, одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания; предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся; способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки. В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984) средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В начальной школе (1-4-е классы) обеспечивается обучение детей чтению, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В неполной средней школе (5-9-е классы) на протяжении всего периода обучения изучаются основы наук, решаются задачи общетрудовой подготовки и профессиональной ориентации подростков. В средней школе (10-11-е классы) обеспечиваются среднее образование молодежи, ее трудовая и профессиональная подготовка.

    Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

    Организация учебного процесса должна учитывать физиологические принципы изменения работоспособности организма детей. Работоспособность организма во время учебной деятельности закономерно изменяется: вначале она повышается (период врабатывания), держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и постепенно снижается (период снижения работоспособности, или утомления). Отсюда следует, что начало урока, недели должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьников в этот период снижена. Повышенные требования к школьникам должны предъявляться по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигает наивысшей точки. В это время рекомендуется излагать новый и более сложный учебный материал, давать контрольные работы. На середину учебной недели, четверти, года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковые работы и т. п. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности.

    Правильная организация учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности и отдыха. Это обеспечивает переключение учащихся с одного вида деятельности на другой и создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток головного мозга.

    При составлении расписания уроков в школе должны учитываться изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели, а также трудность предметов и преобладание статического или динамического компонента во время занятий. Наименее утомительными уроками с преобладанием динамического компонента являются уроки физкультуры, труда, производственной практики и пения. Данные уроки необходимо чередовать с наиболее трудными предметами естественно-математического и гуманитарного характера, что позволит учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Более трудные предметы следует включать в расписание в период наиболее высокой работоспособности учащихся (вторыми или третьими уроками); не рекомендуется сочетание 2-3 трудных предметов подряд (например, математика, физика, иностранный язык), а также сдвоенные уроки. Исключением может быть проведение лабораторных и контрольных работ, уроков труда, занятий в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

    На субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов, преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся большого умственного напряжения. Рационально составленное на всю учебную неделю расписание исключает концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным наукам. Равномерным распределением школьных и домашних занятий по отдельным предметам в течение недели исключается возможность чрезмерного утомления учащихся.

      органов дыхания (бронхиальная астма и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм и др.); нервной системы (менингит, опухоли и др.); органов зрения (катаракта и др.); кожи с локализацией на кистях рук (дерматиты, экзема и др.).
    4. Требования к профессиональной подготовке Должен знать: - правила дорожного движения, движения по территории предприятия и
    пристанционным путям;
      устройство и правила эксплуатации погрузчика; технику безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ; способы погрузки и выгрузки грузов на всех видах обслуживаемого транспорта; правила подъема, укладки, перемещения разных видов груза;
    Должен уметь:
      управлять погрузчиком и его грузозахватывающими механизмами;
    5. Родственные профессии Водитель автомобильного крана, водитель грузового автомобиля, водитель электро- и автотележки, машинист экскаватора, слесарь по ремонту погрузчиков (автокранов, грузовых автомобилей). 6. Пути получения профессии Пермь -НОЦ ЦНТИ, АООТ «Трест 6/29» учебный пункт, учебно-информационный центр НОУ «Кадр-инфо», АННОО «Учебный пункт».

    ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ

    Содержание деятельности Работает в системах "человек-техника" (управление и обслуживание трамвая) и "человек-знак" (ориентациях в знаках движения, заполнение путевых листов). Управляет трамваем в соответствии с графиком движения. Перед выходом на линию проводит проверку и регулировку оборудования трамвая. По возвращению в парк осуществляет его профилактическое обслуживание. Во время работы на линии устраняет возникшие неисправности. Сообщает по микрофону необходимую информацию пассажирам В круг обязанностей водителя трамвая входит продажа абонементных талонов пассажирам во время остановок. Орудия и средства труда Использует механическое оборудование, ручные инструменты (при регулировке оборудования трамвая). Круг общения Межличностные контакты со сменщиками, ремонтниками, диспетчерами, немногочисленные, но существенно влияющие на деятельность. Фактором, усиливающим эмоциональную напряженность труда, могут статьмногочисленные кратковременные контакты с пассажирами. Ответственность Отвечает за соблюдение Правил дорожного движения, безопасность пассажиров. Условия труда Работа посменная, в том числе в ночное время, праздничные и выходные дни. Фактором, вредящим здоровью, является вибрация. Рабочая поза фиксированная (положение "сидя"). Стрессогенным фактором является ответственность за безопасность пассажиров в условиях дорожного движения. Квалификация Профессия имеет 3-1 классы. Быстрая моторная реакция, хорошая зрительно-моторная координация движений (на уровне всего тела), умение распределять внимание, устойчивость к монотонии. 3. Медицинские противопоказания
      сердечно-сосудистой системы (гипертония, вегетативно-сосудистаядистония и др.); органов пищеварения (язвенная болезнь, хронический гастрит и др.); почек и мочевых путей (нефрит, туберкулез почек и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, полиартрит и др);
      нервной системы (неврозы); органов зрения (пониженные острота зрения и цветоразличение, сужение полей зрения, нарушение бинокулярности);
    - органов слуха (пониженная острота слуха). Ежегодное обязательное прохождение медицинской комиссии. Должен знать:
      правила дорожного движения; устройство и правила эксплуатации трамвая; особенности обслуживаемых маршрутов. Должен уметь проверять состояние и регулировать оборудование трамвая.
    5. Родственные профессии Водитель троллейбуса, слесарь по ремонту трамваев, водитель такси. 6. Пути получения профессии Пермь - ПУ №52.

    ВОДИТЕЛЬ ЭЛЕКТРО - И АВТОТЕЛЕЖКИ

    1. Общая характеристика профессии Содержание деятельности Работа в системе "человек-техника" (управление и обслуживание технического устройства). Управляет электро- и автотележками различных типов. Транспортирует грузы. Погрузку и разгрузку производит либо самостоятельно при помощи подъемной платформы и крана, либо подвозит груз и контролирует правильность его погрузки и крепления грузчиками. Оформляет документы на прием и сдачу груза. Производит техническое обслуживание и текущий ремонт тележки. Орудия и средства труда Использует ручные инструменты и механическое оборудование. Круг общения Характерны немногочисленные контакты с коллегами по работе (бригадиром, диспетчером, грузчиками). Ответственность Несет ответственность за сохранность перевозимых грузов. Условия труда Работает на открытом воздухе, в различных погодных и климатически условиях. Вредными факторами являются запыленность воздуха и вибрация. Рабочая поза фиксированная (положение "сидя"). Работа требует физических усилий, связанных с подъемом тяжестей. 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Хорошая зрительно-моторная координация (на уровне движений всего тела), точный линейный и объемный глазомер, гибкое распределение внимания. 3. Медицинские противопоказания Работа противопоказана людям с заболеваниями:
      органов дыхания (бронхиальная астма и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм и др.); нервной системы (менингит, опухоли и др.); органов зрения (катаракта и др.); кожи с локализацией на кистях рук (дерматиты, экзема и др.).
    4. Требования к профессиональной подготовке Должен знать:
      основы механики и электротехники; слесарное дело; виды топлива и масел; правила эксплуатации и технического обслуживания электро- и автотележек; правила и технику безопасности при транспортировке грузов.
    Должен уметь:
      управлять электро- и автотележками различных типов;
      осуществлять с помощью подъемных устройств погрузочно-разгрузочные работы; выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт электро- и автотележек;
    - оформлять документы на прием и сдачу грузов.
    5. Родственные профессии Водитель автомобильного крана, водитель грузового автомобиля, водитель пофузчика, машинист экскаватора, слесарь по ремонту погрузчиков (автокранов, грузовых автомобилей). 6. Пути получения профессии Пермь - НОЦ ЦНТИ, АООТ «Трест 6/29» учебный пункт, учебно-информационный центр НОУ «Кадр-инфо», АННОО «Учебный пункт».

    ВОДОЛАЗ

    Ι. Общая характеристика профессии Содержание деятельности Работает на спасательных станциях, в портах, строительных и научно- исследовательских организациях. Η специальном снаряжении спускается под воду для выполнения различных работ в зависимости от группы их специализации. Профессия включает 3 группы специализации. Водолазы 1 и 2 группы заняты на работах промышленного, строительного, ремонтного, научно-исследовательского характера: обследуют, поднимают и разгружают затонувшие суда, составляют чертежи их пробоин и акты обследования, участвуют строительстве и ремонте подводных частей сооружений, прокладывают трубопроводы и кабели, расчищают водные пути и акватории от подводных препятствий, размечают места расположения тоннелей и котлованов, проводят наблюдение под водой за орудиями промышленного рыболовства, обслуживают научные исследования, проводимые с обитаемых подводных аппаратов и лабораторий. Водолазы 3 группы специализации водолазных работ проводят спасательные работы с оказанием первой доврачебной помощи. Работа квалифицируется по 3-1 классу. Работы по сварке и резке металлов, подводные взрывные работы, деятельность в особых условиях выполняется только водолазами 1 класса 1-2 групп специализации. Работает в команде из 3-15 человек. Каждый из них поочередно выполняет обязанности работающего водолаза, страхующего (следит за показаниями манометров на воздухораспределительном щите, сигнальным концом и т.д) и обеспечивающего (отвечает за обслуживание работающего водолаза, передает ему условными сигналами необходимые указания и т.д.). Труд относится к числу опасных (повышенное давление воды, перепады давления, низкие температуры, работа на больших глубинах, в темноте, в шторм и т.д.). Профессия мужская. 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Крепкое здоровье и физическая выносливость, высокая скорость сенсомоторной реакции, точная координация движений, точный глазомер, хорошее цветоощущение, оперативное мышление, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к риску, настойчивость, решительность, ответственность, смекалка. Проводится профессиональный психологический отбор. 3. Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно сосудистой системы, почек и печени, органов дыхания, опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, органов зрения и слуха. Недопустим алкоголизм и ожирение. Проводится медицинский отбор. Ведется личная медицинская книжка водолаза о пригодности к водолазным спускам и работам (в пределах возраста 20-45 лет). Для лиц, страдающих кессонной болезнью, возможна работа "страхующего" или "обеспечивающего" водолаза. Подготовка в области биологии. Знание причин и условий возникновения профессиональных заболеваний, их основных признаков; действий в случае повреждения снаряжения. Владение техникой эксплуатации специальных орудий и средств труда, умение выполнять взрывные работы, оказывать первую доврачебную помощь. Перспективно создание малых предприятий (фирм) по выполнению подводных работ по фотографированию, киносъемке, медицинским и научным наблюдениям. 7.Родственные профессии Взрывник, газорезчик, инструктор в профильных учебных заведениях, матрос береговой, слесарь-ремонтник, электросварщик. 8. Пути получения профессии Водолазные школы (курсы) и комбинаты при Государственной инспекции Маломерных судов (подготовка по 3 группе специализации водолазных работ), Подводречстрое, Морфлоте (подготовка по 1-2 группам специализации водолазных работ 1-2 класса с получение одной из дополнительных профессий Газорезчика, электросварщика, взрывника). Камское речное пароходство. Прием до 35 лет.

    ВЫШИВАЛЬЩИЦА ВРУЧНУЮ

    1. Общая характеристика профессии Содержание деятельности Работает в системах "человек-техника" (обработка неживых объектов) "человек-художественный образ" (подбор ниток по цветам, использование рисунков, возможна индивидуальная разработка эскизов для вышивок). Рассчитывает расположение рисунка на материале по образцу, разметке. Подбирает по образцу нитки, бисер, выполняет вышивки в различных техниках, мережки, сетки. Вырезает рисунки вышивок. Орудия и средства труда Использует ручные инструменты (иглы, ножницы и др.). Круг общения Деятельность характеризуется немногочисленными деловыми контактами. Возможны многочисленные неформальные контакты с коллегами по работе. Ответственность Обычная. Условия труда Работает в помещении (возможна надомная работа). Работа характеризуется фиксированной рабочей позой (положение «сидя»,большой нагрузкой на зрение (работа с мелкими деталями). Квалификация Профессия имеет 1-5 разряды. 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Хорошая зрительная память, тонкое цветоразличение, точная зрительно-моторная координация (на уровне движений рук), хорошее пространственное воображение. 3. Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями:
      верхних отделов позвоночника, ограничивающих подвижность кистей рук; органов пищеварения (язвенная болезнь, сахарный диабет и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); органов зрения (миопия средней и высокой степени, нарушением цветоразличения и др.).
    4. Требования к профессиональной подготовке Должна знать:
      приемы выполнения различных видов вышивок; виды тканей и их свойства; приемы расчета расположения рисунка на материале (по образцу, чертежу, разметке).
    Должна уметь:
      располагать рисунок на материале; выполнять вышивку в различных техниках.
    5. Родственные профессии Вышивальщица на машине, живописец фарфорового производства, кружевница, мастер художественного промысла. 6. Пути получения профессии Верещагино - ПУ №61, Пермь - ПЛ №87.

    ГАЛЬВАНИК

    1. Общая характеристика профессии Содержание деятельности Подготавливает и осуществляет работы по гальваническому покрытию (никелированию, хромированию и т.п.), а также по гальванопластическому изготовлению и восстановлению изделий производственного и бытового назначения. Придает изделиям заданную форму и размер, прочность и надежность, внешнюю привлекательность. В зависимости от уровня общего и профессионального образования, опыта и способностей выполняет простые, сложные и очень сложные работы. К простым операциям (1-2 разряд) относятся: составление по рецептуре электролитов и растворов, навешивание деталей и изделий на проволоку, загрузка в электролизные ванны, снятие, промывка, сушка, упаковка; поддерживание технологического режима по показаниям приборов. Операции 3 разряда: хромирование, никелирование и изготовление сложных деталей машин, приборов, двигателей; определение качества их гальванической обработки по данным внешнего осмотра и измерительных инструментов; подналадка и регулирование ванн. Работы по 4-5 разряду: покрытие (в том числе драгоценными материалами и сплавами) особо сложных изделий с высокими (вторым и первым) классами точности, восстановление ответственных деталей реактивных и поршневых самолетов, изготовление сложного прецизионного инструмента, изменение пространственного положения анодов и деталей в процессе хромирования. В последнее время отдельные операции в гальванических цехах автоматизируются - их выполняет оператор-гальваник. Рабочие положения - стоя и в движении. Возможно большое физическое напряжение. Работает в закрытом проветриваемом помещении, как правило, при контролируемом воздействии испарений химических веществ. Проводятся медицинские наблюдения за состоянием здоровья. Обеспечивается спецпитанием, имеет льготную пенсию (50 лет для женщин, 55 лет - мужчин при наличии стажа работы по специальности). Профессия преимущественно мужская, для женщин (особенно детородного возраста) нежелательна. 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Физическая сила, выносливость, высокие показатели остроты зрения, цветоразличения и обоняния, хороший глазомер и пространственное воображение, наглядно-образное мышление, интерес и наблюдательность, и отношению к природным и техническим процессам, аккуратность, осторожность, организованность. 3. Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями органов дыхания (легкие, бронхи), крови (кроветворения), сердечно-сосудистой системы, имеющим предрасположенность к аллергии и нервно-психическим заболеваниям 4. Совместимость с нарушениями здоровья и инвалидностью На отдельных рабочих местах возможно использование мужчин с незначительными дефектами конечностей. 5. Требования к профессиональной подготовке Знания и склонность к изучению химии (особенно неорганической химии) и физики, хорошая подготовка по электротехнике и электрохимии, знание принципов действия, устройства и правил обслуживания электролизных ванн, регулирующих приборов; знание и соблюдение техники безопасности. 6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности Возможно создание специализированных малых предприятий, мастерских. 7. Родственные профессии Газовщик, дозиметрист, лаборант, машинист котельной на химических и других предприятиях, оператор-гальваник, мастер в учебных заведениях. 8. Пути получения профессии Пермь - ПУ №80.

    ГЕОДЕЗИСТ

    1. Общая характеристика профессии
    Содержание деятельности
    Работа в системах "человек-знак" (проведение измерений, вычисления) составление карт и планов), "человек-техника" (использование геодезических приборов), "человек-человек" (работа требует четкого взаимодействия с коллегами). Настраивает геодезические приборы. Проводит съемку местности. Обрабатывает результаты съемки, производит вычисления. На основании этих данных составляет карты. Готовит графические материалы для оформления отвода площадок под строительство. Выполняет геодезические работы по выноске в натуру (на местность) строящихся объектов. Осуществляет геодезический контроль за ходом строительства, соблюдением проектных размеров объекта, норм и правил строительства. Заполняет специальную документацию (журналы съемки, измерений, разбивочных работ и др.). Участвует в сдаче в эксплуатацию законченных объектов. Орудия и средства труда Использует геодезические приборы различной сложности (оптический радиоэлектронные), контрольно-измерительную аппаратуру, вычислительную технику, ручные инструменты (карандаши, циркули и т.п.). Круг общения Характерны многочисленные контакты с коллегами по работе, строителями при осуществлении строительных работ. Ответственность Несет ответственность за точность производимых измерений и вычислений. Условия труда Большую часть времени проводит на открытом воздухе. Работа связана с пешими передвижениями и переносом тяжестей (измерительных приборов). 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Физическая сила и выносливость, нормальная острота зрения, хорошая
    зрительно-моторная координация, точный линейный и объемный глазомер
    хорошее пространственное воображение и наглядно-образное мышление, педантичность, скурпулезность. 3. Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям с заболеваниями:
      органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др);
      сердечно-сосудистой системы (сердечная недостаточность, пороки сердца и др.);
      почек и мочевых путей (почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, полиартрит др);
      нервной системы (обмороки, миелит и др.); органов зрения, вызывающие нарушение стереоскопичности.
    4. Требования к профессиональной подготовке Должен знать:
      технологию проведения геодезических и маркшейдерских работ
    (методы измерений, вычислений, построения карт, планов);
      технологию строительных работ; принципы работы и наладки геодезических приборов; нормативные документы по строительству и геодезическим работам.
    Должен уметь:
      проводить измерения с помощью геодезических приборов и контрольно-измерительной аппаратуры; производить геодезические вычисления; "читать" и строить графические изображения местности; производить выноску в натуру строящихся объектов; осуществлять контроль за проведением строительных работ.
    5. Родственные профессии Геолог, геофизик, маркшейдер, топограф. 6. Пути получении профессии Техникумы Управления геодезии и картографии. Пермь - ПГТУ, Пермский нефтяной колледж.