Меню

Схема машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса

Права и обязанности водителя

I. Здравствуйте, ребята, садитесь! Слушаю дежурного. Кто сегодня отсутствует?

II. На прошлом уроке мы с вами познакомились с металлургическим комплексом.
Давайте вспомним особенности металлургического комплекса, что входит в его состав, особенности размещения предприятий цветной металлургии .
Пока слушаются устные ответы, следующим учащимся раздаются карточки. (4 шт.)
1. Почему металл называют «хлебом экономики»?
На какие виды делится металлургический комплекс? (чёрная и цветная металлургия).
2. Медная промышленность.
Дополнительный вопрос.
Назовите принцип размещения медеплавильных заводов. (размещаются вблизи мест добычи сырья).
После ответов собираются карточки с заданиями.

ΙΙΙ. На предыдущих уроках мы познакомились с рядом комплексов. Давайте вспомним какими.
+ АПК, Лесной, ТЭК, Металлургический.
Все эти комплексы, без сомнения, очень важны для человека. Но без комплекса, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, люди уже не могут представить свою жизнь. Он производит такие товары, без которых невозможна работа других комплексов, обучение людей, общение друг с другом, получение новой информации.
- Поднимите руку, кто догадался, о каком комплексе идёт речь?
+ Машиностроительный.
- Почему именно этот комплекс?
+ Он действительно очень важен в жизни человека. Это вся электро и бытовая техника , автомобили, турбины, ледоколы и др.
- Совершенно верно.
- Тема сегодняшнего урока «Машиностроительный комплекс».

Цели нашего урока:

Определить значение машиностроительного комплекса России.

Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.

Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.

Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.

Знакомство со специализацией различных экономических районов России.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Машиностроительный комплекс.

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование.

Главная задача МСК - обеспечить хозяйство страны все более совершенными машинами. Состав МСК представлен более, чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы.

Связи машиностроения : МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим, агропромышленным, инфраструктурным.

Определить роль: перечислить известные изделия машиностроения. ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. Первое место по производству продукции. Половина занятых. 70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностей, лидерство машиностроения.

- Машиностроительный комплекс играет огромную роль в жизни каждого человека. У этого комплекса есть свои плюсы и минусы.
Как видите, машиностроительный комплекс это производство не только автомобилей, турбин, луноходов, но ещё и техники, которой мы пользуемся каждый день. Обратим внимание на название комплекса. “Машиностроение” - это сложное слово, состоит из двух основ – “машины” и “строю”.Какие машины здесь имелись в виду? Машина – фр. machine – устройство, выполняющее механическое движение с целью преобразования энергии, материалов или информации. Различают машины: энергетические (преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот), рабочие (в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные (ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций). Как видите, машин и отраслей их производящих - очень много. Выделяют около семидесяти, т. е. мы попутно отвечаем на вопрос: “Какие отрасли входят в его состав?”

состав машиностроительного комплекса

Структура машиностроения

Мы уже знаем, какие отрасли входят в состав МК, а теперь найдём ответ на вопрос – что необходимо для выпуска машин в больших количествах? Например: - энергетических турбин, тракторов, производства часов, приборов, ЭВМ.

Машины состоят из множества деталей и агрегатов. В электровозе их около 250 тысяч, в тракторе 120 тысяч. Возможно ли всё изготовить на одном заводе? Как бы вы поступили?

Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Как такой процесс называется? (Специализация).

А как нам получить готовый продукт?

Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперации (т. е. объединение). Такая организация производства позволяет создавать заводы – филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

Таким образом, мы выявили вторую характерную черту МК-кооперирование. Запишем это определение в тетрадь.

Сосредоточение производства на крупных предприятиях называют концентрацией производства .

Далее познакомимся с факторами размещения машиностроительного комплекса.
В тетрадь запишите «Факторы размещения МК».
Прочитайте пункт параграфа и выпишите в тетрадь факторы размещения.
Время работы 5-7 минут.
Проверяем.
Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку предприятия не привязаны жёстко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам.
Факторы размещения МК.

наукоемкость - размещение машиностроительных предприятий, выпускающих ЭВМ, роботов, радио- и телеаппаратуру и т. д., ориентируется на научный потенциал;

военно-стратегический - предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен. Большинство подобных городов возникло как центры производства ракетно-ядерного оружия ;

трудоемкость - (большие затраты и высокая квалификация труда) присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск);

металлоемкость - (потребление значительной части черных и цветных металлов) - размещение машиностроительных заводов, выпускающих металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование, ориентируется на металлургические базы. На Урале (Екатеринбург) расположены заводы тяжелого машиностроения

-специализация и кооперирование:

Машины состоят из множества деталей, которые изготавливаются на нескольких специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают кооперационные связи: в разных районах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, которые состоят из групп заводов-поставщиков деталей и оборудования для сборочных заводов;

транспорт

Поскольку перевозка машин и их деталей осуществляется на большие. стояния и в разных направлениях машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

потребитель.

Машиностроение развито во всех экономических районах, т. к. его продукция пользуется повсеместным спросом. Кроме того, имеется продукция, по размерам и весу малопригодная для транспортировки, которая может производиться только в районах потребления. Например, тракторы для вывоза леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерновые комбайны - на Северном Кавказе (Ростов - на Дону).

Проблемы развития машиностроения .:

А) низкие темпы развития машиностроения и его отраслей,

Б) узкая специализация, т. к. основная часть продукции имеет оборонное значение;

В) огромные различия роста отдельных отраслей,

Г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции;

Д) низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин

Рассказ на тему «Значение машиностроительного комплекса» заранее подготовленного учащегося.
Учащийся показывает подготовленные сообщения по теме, делает вывод.

ΙV. Практическая работа. Работа в группах

Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения

I. группа: трудоемких производств (Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань)

II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск)

Найти центры этих отраслей.

Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”.

III группа Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)

V. Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание § 11, записи, на к. к. обозначить главные районы машиностроения.

Цель для учителя:

  1. Познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями.
  2. Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России.
  3. Сформировать у уч-ся представление о машиностроительном комплексе, его значении и роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.
  4. Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.
  5. Дать представление о сложном отраслевом составе машиностроения и особенностях его размещения по территории России.
  6. Формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
  7. Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России.

Оборудование урока:

  • Учебник «География России» 9 класс (авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе).
  • Атлас «Население и хозяйство России» 9 класс.
  • Схемы «Отраслевой состав машиностроительного комплекса России»
  • Таблица «Машиностроение. Специализация экономических районов».

План модуля.

  1. Организационные моменты.
  2. Постановка целей – УЭ-0.
  3. Вводная беседа (выявление знаний уч-ся о МСК) – УЭ-1 .
  4. Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 10) – УЭ-2 – определение главной задачи МСК.
  5. Знакомство с отраслевым составом МСК – УЭ-3 .
  6. Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 11) – УЭ-4 – знакомство с факторами размещения машиностроительных предприятий.
  7. УЭ- 5 – выявление особенностей размещения МСК России.
  8. Групповая работа – УЭ – 6 – углубление знаний по теме.
  9. Обсуждение выполнения работы в группах.
  10. Коллективная работа уч-ся под руководством учителя – УЭ- 7 - знакомство со специализацией различных экономических районов России.
  11. Самоконтроль – УЭ – 8 – проверка усвоенного материала.
  12. Итог урока. Оценка работы уч-ся на уроке.

Модуль по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Определить значение машиностроительного комплекса России.
  2. Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.
  3. Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.
  4. Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.
  5. Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.
  6. Знакомство со специализацией различных экономических районов России.

Цель : определить значение машиностроительного комплекса России.

Цель : определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

  1. Прочитайте параграф учебника № 10.
  2. Ответьте на вопросы:
    - Какова главная задача МСК в хозяйстве России?
    - Какие условия необходимы для выполнения главной задачи?
  3. Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?
  4. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

Цель : познакомиться с отраслевым составом МСК России.

Рассмотрите предложенные две схемы «Отраслевой состав МСК России».

2. Подумайте! По каким признакам подразделены отрасли МСК?
3. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?
4. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?

Цель : познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий.

  1. Прочитайте параграф 11 учебника.
  2. Ответьте на вопросы:
    - Какие факторы влияют на размещение МСК по территории России?
    - Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК?
  3. Составьте список терминов, относящихся к параграфам 10, 11. Всем ли терминам вы можете дать определение? Проверьте себя.
  4. Заполните таблицу, используя карту атласа «Машиностроительный комплекс России» страница № 16:

5. В чём особенности размещения МСК по территории России?
6. Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?
7. В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?

Цель : выявить особенности размещения МСК России.

Практическая работа.

Используя текст параграф № 11 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс», рисунок 14 на странице 47 учебника самостоятельно выполните следующие задания:

  1. Какие отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?
  2. По карте определите центры развития трудоёмкого машиностроения.
  3. Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.
  4. Какие отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?
  5. По карте определите центры развития металлоёмкого машиностроения.
  6. В чём различие машиностроения европейской и азиатской частей России?
  7. Какие отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?
  8. Назовите районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли, докажите правильность своего ответа.
  9. Сравните карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии. Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они совпадают?
  10. Подумайте! Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
  11. Запишите в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и наукоёмких отраслей.

Цель : углубить знания о МСК России.

Групповая работа.

Задание для группы № 1.

  1. Какие особенности технологического процесса характерны для тяжёлого машиностроения?
  2. На контурной карте обозначьте центры тяжёлого машиностроения:
    Екатеринбург (Уралмаш),
    Иркутск и Красноярск (заводы тяжёлых экскаваторов),
    Новосибирск (производство тяжёлых станков, кузнечно-прессового оборудования, турбогенераторов),
    Барнаул (производство паровых котлов).
  3. На основе сопоставления карт (подумайте каких ) определите, какой фактор оказывает ведущее влияние на размещение заводов тяжёлого машиностроения в указанных центрах.
    Имейте ввиду, что в машиностроении расход сырья на 1 тонну готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 тонн, а затраты на транспортировку любой машины намного больше затрат на транспортировку металла, идущего на его производство.
  4. Если бы вам пришлось проектировать размещение заводов тяжёлого машиностроения, какие бы коррективы в существующее размещение вы бы внесли? Какие в связи с этим перспективы развития тяжёлого машиностроения вы могли бы назвать?

Задание для группы № 2.

  1. На контурной карте обозначьте следующие центры автостроения:
    - производство грузовых автомобилейБрянск, Ульяновск, Москва, Набережные Челны, Миасс.
    -
    производство легковых автомобилейНижний Новгород, Москва, Ижевск, Тольятти.
    -
    производство автобусов – Ликино, Павлово, Курган,Краснодар.
  2. Какие территориальные сдвиги в размещении центров автостроения происходят в настоящее время? Как вы их можете объяснить?
  3. Сравните размещение производства грузовых, легковых автомобилей. Какой вывод из проведенного сравнения вы можете сделать?
  4. Практически все крупные заводы по производству автомобилей сосредоточены в европейской части России. Каким образом вы можете объяснить этот момент?

Цель : познакомиться со специализацией различных экономических районов России.

  1. Изучите рисунок 15 на странице 49 «Специализация и кооперирования машиностроения».
  2. Попробуйте! Сформулируйте определение «специализация района».
  3. Рассмотрите таблицу «Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Таблица 1.

«Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Экономический район Важнейшие центры Отрасли специализации Факторы развития
Северный Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение Ориентация на потребителя, металлургия
Северо-Западный Санкт-Петербург, Новгород,

Псков, Тихвин

Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение. Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия
Централь- ный Москва,

Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров

Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия
Центрально- Черно-зёмный Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия
Волго - Вятский Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность
Северо – Кавказский Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы.
Поволжский Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника. Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя
Уральский Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия
Западно- Сибирский Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия.
Восточно- Сибирский Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение. Высокая обеспеченность энергией
Дальне-восточный Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение Ориентация на потребителя

4. Сопоставьте данные таблицы «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.
5. В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.
6. Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.

Цель : самоконтроль.

Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».

  1. Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
    А) использующих разнообразные машины;
    Б) производящих разнообразные машины;
    В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.
  2. Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
    А) высококвалифицированные кадры;
    Б) транспортные магистрали;
    В) потребитель.

3. Установите соответствие:

4. Установите соответствие:

5. Машиностроительные заводы России расположены:

А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.

Критерий оценки:

  • Максимальное количество баллов -10.
  • «5» - 10 баллов.
  • «4» - 8-9 баллов.
  • «3» - 6-7 баллов.

Домашнее задание – решить задачу:

Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?

20.08.2014 10021 0

Цели: Определение значения и состава машиностроительного комплекса. Изу­чение проблем машиностроения и пути их решения.

Оборудование: Карта «Машиностроение».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1.Рассказать о составе и факторах, влияющих на предприятия лесной промыш­ленности.

2.Почему предприятия лесной промышленности расположены на севере евро­пейской части России?

3.Определите, какие производства лесной промышленности распложены в сле­дующих центрах:

а) Коряжма - (ЦБК);

б) Сегежа - (ЦБК);

в) Сыктывкар - (ЦБК);

г) Москва - (мебельная промышленность);

д) Киров - (мебельная, спичечная);

е) Усть-Илимск - (ЛПК);

ж) Амурск - (ЦБК).

4.Проверить схему межотраслевых связей лесной промышленности:


III. Изучение нового материала

-За 10 последних лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%. Маши­ностроение - это лидер экономики страны. Почему? Что означают формулы 1:2:4, и 1: 0.98: 1. Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года? Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем за­ключаются проблемы отечественного машиностроения.

План урока на доске :

1.Значение отрасли.

2.Состав машиностроения.

3.Проблемы машиностроения.

4.Перспективы машиностроения Россию.

-Нужна ли эта отрасль хозяйству страны? Каково значение машиностроения?

Учащиеся могут вспомнить о том, что машины нужны многим отраслям. Надо предупредить учащихся о том, что под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, оборудова­ние заводов и т. д.

-Для определения значения машиностроения, выясним его состав (уч. А. с. 141; уч. А. с. 95). Назовем отрасли и продукцию этих отраслей. (То, что учащиеся не знают, называет учитель.)

1.Энергетическое машиностроение выпускает оборудование для электростан­ций: турбины, реакторы, трансформаторы, генераторы и т. п.

2.Строительно-дорожное машиностроение производит грейдеры, катки для ук­ладки асфальта и т. д.

3.Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны, картофелеко­палки, сенокосилки.

В результате определения состава отрасли учащиеся могут сделать вывод о том, что ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

-Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную трой­ку» отраслей (машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность), являясь ведущей отраслью. 40% от всех занятых в промышленности работает в ма­шиностроении.

Рассмотрим условия, которые необходимы машиностроению, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где 1 - это темпы развития экономики страны, 2 - в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение, а 4 - новые и новей­шие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в

4раза быстрее. Например, в 1990 г. это соотношение было 1: 0,98: 1.

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

1.Низкие темпы роста машиностроения;

2.4/5 продукции машиностроения составляет вооружение;

3.В темпах роста отраслей машиностроения сложились диспропорции;

4.Низкие темпы обновления продукции;

5.Низкое качество машин;

6.Монополизм отрасли.

IV.Закрепление

- Какие проблемы стоят перед отечественным машиностроением? (Спад произ­водства, низкое качество машин, старое оборудование, устаревшие техноло­гии, низкое качество металла, низкий уровень квалификации рабочих, высокая доля продукции оборонного значения и необходимость конверсии, монополизм крупных предприятий.)

- Каковы пути решения проблем машиностроительного комплекса? (Конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, повышение уровня мастер­ства рабочих машиностроителей, выравнивание диспропорции в темпах рос­та отраслей машиностроения, создание новых типов машин, поддержка конкуренции среди предприятий машиностроения и т. п.)

-Каков состав машиностроительного комплекса?

- Что такое конверсия? (Перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.)

-Каково значение машиностроения?

-Что означает формула 1:2:4?

Домашнее задание

По уч. Д.: §17. Составьте схему межотраслевых связей машиностроения.

По уч. А.: §31 (вопросы 2, 3,4, 9).

Тема: Технологические стадии машиностроения 9 класс 27.12.13

Цели урока:
Раскрыть состав и значение машиностроения.
Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий.
Сформулировать проблемы и перспективы развития машиностроения.
Основное содержание: состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Способы действия учащихся: работать с текстом § 36, проанализировать рисунок «Отрасли машиностроения», карту «Основные центры автомобилестроения», дать характеристику машиностроительного предприятия.
Ценностный компонент урока: машиностроение - ключевая отрасль экономики.
Проверка домашнего задания:
1. Почему размещение металлургических комбинатов полного цикла определяется близостью к сырьевой базе (месторождениям угля и железной руды)?
2. Выберите верный ответ. На каких месторождениях железных руд работает Череповецкий металлургический комбинат:
а) КМА;
б) Оленегорское;
в) Костомукшское?
3. Выберите верный ответ. Производство каких металлов относится к наиболее энергоемким:
а) цинка;
б) алюминия;
в) меди;
г) титана?

Изучение нового материала:
Рассматривая значение машиностроения, учитель отмечает, что это ведущая отрасль промышленности, определяющая эффективность развития экономики. Он просит учащихся обратиться к рисунку 65 на с. 171 учебника и убедиться, что машиностроение имеет очень сложную структуру. Следует добавить, что в структуре машиностроения насчитывается 19 крупных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
Несмотря на развитие машиностроения, его современная научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям НТР. В частности, велика доля устаревшего оборудования, которое эксплуатируется в нашей стране десятилетиями, в то время как в странах Европы оно эксплуатируется 10-12 лет, а в Японии - 6-8 лет.
Современное машиностроение переживает сложный кризис. Он обусловлен:
- «кризисом спроса»: потребители не имеют средств для закупок либо предпочитают более качественные (и зачастую более дешевые) импортные изделия;
- нарушением связей по поставкам продукции;
- высоким уровнем монополизации производства;
- высокой ресурсоемкостью производства.
Далее учитель объясняет, какие факторы влияют на размещение машиностроительных предприятий. Следует подчеркнуть, что, в отличие от других межотраслевых комплексов, на размещение машиностроения в слабой степени влияют природные факторы, а в большей - экономические (наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, устойчивые транспортные связи, специализация и кооперирование производства). Школьники приводят примеры, подтверждающие это.
Формируя понятие специализация , учитель обращается к его определению в учебнике (с. 171). Чтобы раскрыть варьирующие признаки этого понятия, учащиеся определяют виды специализации, вычерчивая схему.

Вводя понятие , учитель отмечает, что оно означает участие в производстве готового продукта нескольких предприятий, выполняющих определенную технологическую операцию. В качестве примера приводит тот факт, что знаменитый Волжский автозавод (ВАЗ) связан поставками по кооперации более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
Затем школьники рассматривают рисунок 66 на с. 172 учебника, подтверждающий рассказ учителя.
При изучении размещения отдельных отраслей машиностроения необходимо ориентироваться на краеведческий материал. Ученики выясняют, какую продукцию машиностроения выпускают в их регионе и какие проблемы характерны для этих машиностроительных предприятий. Они составляют характеристику и схему связей одного из машиностроительных предприятий своего региона с другими предприятиями, участвующими в производстве готового продукта (кооперирование).
В зависимости от таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение, что наглядно демонстрирует следующая таблица.

Таблица 21


Тяжелое машиностроение

Общее машиностроение

Среднее машиностроение

Особенности

Материалоемкое с большим потреблением металла, относительно малая трудоемкость

Средние нормативы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость

Малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, энергоемкость

Примеры

Производство металлургического, горно-шахтного оборудования, кузнечно-прессовых машин, судов, вагонов, локомотивов

Оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой, пищевой промышленности

Приборостроение, производство средств вычислительной техники

Факторы размещения

Вблизи металлургических баз, районов потребления готовой продукции

В районах потребления с учетом близости сырьевой базы

Наличие квалифицированных кадров: рабочих, инженеров, конструкторов

Далее речь идет о проблемах машиностроения. При их обсуждении учитель отсылает учащихся к тексту параграфа, и они постепенно включаются в дискуссию.
1. В настоящее время на автодорогах России появилось большое количество импортных автомобилей, которые отличаются хорошим качеством, великолепным дизайном, высокой надежностью. Машины отечественного производства не выдерживают с ними конкуренции. В то же время за рубежом стараются поддерживать своих производителей (несмотря на широкий выбор иностранных автомобилей). Этому способствуют реклама, воспитание патриотизма в школе, государственная политика в автомобилестроении. Как решить данную проблему? Предложите варианты.
2. Предприятия машиностроения значительно снизили производство бытовой техники: телевизоров, стиральных машин, пылесосов, холодильников, магнитофонов. Это во многом объясняется тем, что отечественный рынок наполнен конкурентоспособными, хорошего качества зарубежными товарами. Как вы считаете, лучше ориентироваться на зарубежную технику или развивать отечественное производство?
Увидеть перспективы машиностроения поможет создание проекта (задание 9 на с. 175 учебника, рубрика «Это мне интересно»). При выполнении данного задания школьники могут использовать текст на с. 174-175 учебника, дополнительную литературу, публикации СМИ.
Домашнее задание: 1) изучить § 36; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1-6, 10 на с. 175 учебника; 3) выполнить задания 9 на с. 49; 18 на с. 52 тренажера.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная – производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая – производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная – производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

Кооперирование это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое, когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое, когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод – это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевойхарактер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики – это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.

2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?