Меню

Как природа помогает человеку занятие в доу. НОД в старшей группе «Значимость природы в здоровье человека

Двигатель и его компоненты

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

ОО «Речевое развитие»

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Материал. Ноутбук, мультфильма «Кот который гулял сам по себе», иллюстрации, изображающие жизнь первобытного чело-века, труд и отдых современного человека; нагрудные значки для игры "Паутина жиз-ни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клу-бок пряжи.

Воспитатель предлагает посмотреть на ноутбуке отрывки из мультфильма «Кот который гулял сам по себе».

Беседа, подводя-щая к мысли о тесных взаимосвязях челове-ка с природой. Как жил древний человек? (Охотился на диких животных, чтобы пи-таться и шить себе одежду из шкур, ловил рыбу, собирал растения для еды, находил себе пещеру для жилья или сооружал шалаш из ветвей, искал воду для питья.) Все это человек брал у природы.

Как живет современный человек? Рассказ воспитателя по картинкам: для того, чтобы на завтрак можно было съесть теплую булочку и выпить стакан молока, человек должен вспахать землю, по-сеять семена, убрать урожай, отвезти зер-но на мукомольный завод, превратить в му-ку, муку отвезти на хлебопекарный завод, где выпекут хлеб.) Что, кроме муки, нужно для теста? (Яйца, дрожжи, вода, соль, мас-ло.) Откуда это все берется? (Ответы детей.)

Воспитатель: Все, чем пользуется человек, связано с приро-дой. Мебель, книги и тетради - из древеси-ны, столовые приборы - из металла (руда). Кашпо для цветов, посуда - из глины, стены - из кирпичей (глина).

Из чего сделаны разные предметы?

Игра лото «Из чего сделано?»

Игра "Логическая цепочка " на тему "Нужно ли свитеру солнышко?"

Дети выстраивают цепочку (с подсказками, картинками): свитер связан из шерстяных ниток, нитки спрядены из шерсти, шерсть настрижена с овцы, овца пасется на лугу, ест траву, траве для роста нужны солнце, почва, дождик. Получается, что и свитеру, вернее, чтобы он мог появиться, нужно солнышко!

Воспитатель делает вывод: современный человек связан с природой еще теснее, чем древний. Человеку нужно все, что есть в природе. Без природы ему не прожить.

Игра "Паутина жизни"

Дети встают в круг. Все получают нагрудные значки и начинают игру с любого персонажа, например с пчелы.

Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела, берет клубок ниток. Что нужно пчеле? Тот, у кого значок с изображением цветка, говорит: "Цветок", и клубок передается "цветку" (конец нитки остается у "пчелы"). Теперь уже "цветок" спрашивает, что нужно ему для жизни, и тут откликается "вода". И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны "паутиной".

Воспитатель: Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, поэто-му и называются "связями". Или даже "вза-имосвязями", потому что эти объекты вза-имно нужны друг другу. Взаимосвязи пере-крещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым.

Педагог предлагает детям потянуть за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки эти связи. Или просит кого-то из персона-жей отпустить свою ниточку: паутинка нач-нет рассыпаться. Педагог объясняет: так мо-жет случиться, если погибнет хотя бы один вид растений или животных.

Домашнее задание.Нарисовать в альбо-ме картинку, изображающую, что нужно че-ловеку для того, чтобы выпить за завтраком чашку чая. В центре листа нарисовать чаш-ку, а вокруг нее изобразить или просто на-писать (с помощью взрослого), что для этого нужно.

Транскрипт

1 Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Человек часть природы» Подготовила: Воспитатель МБДОУ д/с 6 Юмашева Н.Г. г.рассказово 2015г.

2 Дата: г. Место проведения: групповая комната. Количество участников: 14 детей. Организатор мероприятия: Юмашева Н.Г. Образовательная область: «Познавательное развитие» Цель: - научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; живую и неживую природу; дать детям представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Задачи: - развивать наблюдательность, внимание, умение слушать, инициативно высказываться, уточнить представления о свойствах воды и воздуха; продолжать воспитывать основы экологической культуры, чувство сопереживания и любви к родной природе. Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экологические знаки по охране природы в картинках для детей, стаканчики, вода, молоко, песок, сахарный песок, трубочки, мяч, аудиозапись «Звуки природы, голоса птиц». Ход занятия Воспитатель: Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей) Картинки с изображением природы. Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. А как вы думаете, человек относится к природе? Является ее частью? Почему? И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок - тоже часть природы. Природа бывает живая и неживая. Как вы думаете, что относится к живой природе? А что к неживой природе

3 относится? Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение: Нас в любое время года учит мудрая природа Птицы учат пению. Паучок терпению, Пчелы в поле и в саду обучают нас труду И к тому же в их труде все по справедливости, Отражение в воде учит нас правдивости Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте И при всей огромности обучает скромности. Воспитатель: Ребята, чем мы с вами дышим? Дети: Воздухом, кислородом. Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) Всегда ли воздух бывает чистым? Дети: Нет. Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух? Дети: В лесу, на море, в горах. Воспитатель: Где можно встретить загрязненный воздух? Дети: В больших городах, где много машин и заводов. Воспитатель: Что можно сделать для того, чтобы воздух стал чистым? Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры. Воспитатель: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

4 Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер. Воспитатель: Воздух мы можем увидеть? Дети: нет. Воспитатель: Я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его. Опыт: Взять стакан с водой и трубочки изпод сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть - воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой. Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей) Воспитатель: Что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей). Воспитатель: Без чего еще не может прожить человек? (ответы детей). Ребятки, посмотрите, на одной картине живут растения, а на другой нет. Почему? А сейчас послушайте стихотворение. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

5 Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит. Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! Воспитатель: Дети, где и какую воду вы видели? (в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.) Подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Опыт 1. «У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и спросить. Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Опыт 2. «У воды нет вкуса». Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?

6 Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дать им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Опыт 3. «Вода прозрачная». Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из «киндера». В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Опыт 4. «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются». Возьмем два стакана с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

7 Итог эксперимента: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем. Физкультминутка Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны) Каждый стареется, К небу, к солнцу тянется (потягивания, руки вверх, встать на носочки). Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли (наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед Так деревья ветер гнёт (наклоны вправо-влево, вперед-назад). Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина (дети садятся на стульчики). Воспитатель: Человек может жить без природы? Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки - носки вяжут из шерсти; из шерсти делают нитки, нитки даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва - это природа. Ребята, где можно услышать пение птиц, журчание ручейка. (В лесу). Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна. Очень я люблю, ребята, Слушать музыку в лесу,

8 И кузнечика, и дятла, И пчелу и стрекозу. Трели птиц, шёпот листвы, Послушать лес хотите вы? (слушание аудиозаписи «Звуки природы, голоса птиц») Как нужно себя вести на природе? (ответы) Молодцы, ребята, любите природу. Чтобы по- настоящему любить природу, нужно знать правила. Игра «Экологические знаки» Я вам покажу знаки, а вы объясните, что он обозначают. -Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух. - Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое. -Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу. -Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам. -Не ловить бабочек, они красивы как и цветы, невесомы и ранимы. -Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями. -Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них. -Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо. Молодцы, ребята, правильно объяснили знаки. - Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь.

9 Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять, Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова) Игра «Человек и природа» Дидактическая задача: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему. Ход игры. Провожу с детьми беседу, в процессе которой уточняю их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и

10 человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашиваю детей и бросаю мяч одному из них. После нескольких ответов детей задаю новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры небольшая беседа о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц. Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о природе? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека: мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.


Конспект занятия по экологии «Будь другом природе» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе,

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Друзья природы» Подготовила: Шуйская Т.А. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» Программное содержание

РАЗДЕЛ 2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 2.1. Качество проведения педагогического мероприятия с детьми (НОД) в межаттестационный период на ГМО

Занятие-эксперимент «Экспедиция в мир животных» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Закреплять представления детей о животном мире. Создать условия для обобщения представлений детей о приспособленности животных к

Интеллектуальная игра «Путешествие в страну Экологию!» Цель: Обобщить и уточнить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Задачи: Развивать память, сообразительность, находчивость,

Конспект по экспериментированию Тема: «Волшебница вода» Для детей средней группы (4-5 лет) Предварительная работа: 1. Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».

«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» Свойства воды. Составила: Ирина Алексеевна Уздимаева Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 «Алёнушка» Пролетарского района Ростовской области х.николаевский 2-й Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. «Познавательное развитие» Тема: «Значение воды на Земле» Подготовила: Шашкова Л.Н. Воспитатель ГБОУ СОШ 8 СП д\с «Тополек» п.г.т.

Конспект Совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная сила воды». Тема: «Вода и ее превращения» Воспитатель Шаповалова Н.Н. Дети средней группы «Кузнечики» Цель: закрепить знания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа 26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина". Конспект открытого занятия по познавательно исследовательской деятельности

Администрация Городского округа Подольска Комитет по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект непосредственно-образовательной

Итоговое занятие по экологии в подготовительной группе «Где вода там и жизнь» Голикова Оксана Александровна II квалификационная категория Воспитатель МБДОУ 5 «Улыбка» Цели: Воспитывать у детей бережное

Конспект образовательной деятельности «Волшебница вода» (старший дошкольный возраст) Тема: «Круговорот воды в природе». Тип занятия: Познание окружающего мира. Образовательная область: Познавательное развитие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 3» Конспект организованной образовательной

Конспект НОД Заседание научного совета «Волшебница вода» Программное содержание: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность,

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 6 «Ласточка» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 63 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности «Волшебница - вода» Образовательная

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кораблинский детский сад «Солнышко» муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ Кораблинский

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 45 Кировского района Санкт Петербург. КВН семейных команд «Мы, друзья природы!». Выполнила: Максимова Н.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 87 «Волшебница вода» (конспект непосредственно-образовательной познавательно исследовательской деятельности

Конспект игрового занятия в подготовительной к школе группе по развитию экологических представлений на тему: «Зона смешанных лесов и саванна». Подготовила воспитатель ГБОУ Лицей 1598, дошкольное отделение

Познавательно музыкальный досуг «День воды» Участники: дети старшего дошкольного возраста ГДОУ 45: Старшая группа 2, разновозрастная группа 3 и подготовительная группа 5. Оформление: шкатулочка; запись

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 11«СОЛНЫШКО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА:

Тема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды

Направление. Познавательно-речевое развитие. Образовательная область. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, исследовательская деятельность, развитие продуктивной деятельности. Виды

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы на тему: «Волшебница-вода» Разработала: воспитатель Аношкина Е.А. Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей

Конспект занятия в старшей группе: «Волшебница вода». Цель: рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать где, каком виде существует вода; дать детям первые элементарные знания о круговороте вода

Сценарий к акции «Зеленая планета» Тема «Путешествие в весенний лес» Автор разработки Липина Н.В., учитель химии и экологии МБОУ СОШ 71. Цель: формирование у детей экологического мышления, стремления участвовать

Тема: «Такая разная вода» Модель интегрированного занятия в подготовительной группе. Воспитатель: Григорьевская Е.В. МКДОУ «Заброденский д/с 2» Виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательноисследовательская,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 350» г.о.самара План проведения НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш дом Земля» Воспитатели: Аджитемирова

Конспект н.о.д. по экологии в старшей группе М.Б.Д.О.У. «Ц.Р.Р. Д.С. 19» г. Находка Воспитатель: Щербинская Е.А. ЦЕЛИ: дать детям представление о планете Земля; атмосфере; расширять знания о роли воды

Конспект занятия по теме «Осень», «Деревья» с детьми средней группы. Автор: воспитатель МДОБУ «Детский сад 3 Лесозаводского городского округа» Баева Ольга Александровна. Цель: Закрепление представлений

Методы работы в ДОУ, методические разработки для ДОУ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ДОУ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ДОУ Садовникова Ирина Анатольевна воспитатель первой категории ГБОУ «Школа 656 им. А.С. Макаренко»

Частное дошкольное образовательное учреждение Детского сада 1 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Открытый Урок в старшей коррекционной группе по учебному пособию «Азбука Природолюбия»

Тема: «Мир воды». Цель: Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде как фактора экологического благополучия.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКИЙ САД 43» Сценарий образовательной ситуации в области «Познавательное развитие» - для детей старшего дошкольного

Конспект мероприятия по экологии в средней группе «Воздух какой он?» Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха. Задачи: - дать представление о том, что воздух везде вокруг нас и внутри нас, воздух

Задачи: Воспитатель Зайцева Ирина Валентиновна (I кв. категория) Конспект занятия по экологии на тему: «Удивительные свойства воды» Образовательные: 1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная,

Развлечение ко дню знаний о лесе в средней группе «Удивительный лес» Воспитатель: Снастева М.Ю. Цели: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и

Конспект непосредственной образовательной деятельности: познание (ФЦКМ, исследовательская деятельность) в старшей группе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 34 «Аленушка» Павлово Посадского муниципального района Московской области Конспект непосредственно образовательной

20 января 2017 года прошла открытая организованная образовательная познавательно - исследовательская деятельность «Волшебница Вода» с детьми средней группы «Морской конек» для воспитателей Октябрьского

Программное содержание : научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы-от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы-люди-являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Материал: Объекты природы и,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и,не природы’’, схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом,природа’’. А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)

Растения, животные, птицы-они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель—размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель—роста (цыпленок-курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,—это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

—Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)

Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)

Природа-это то, что существует без помощи человека, а,не природа’’-это все то, что сделано руками человека.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на,природу’’.

Вертолет похож на стрекозу.

Подводная лодка-на кита. (дети продолжают этот ряд.)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой-неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа-это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое-неживое»

У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом-живая природа, с другой стороны красная цветом-не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:

Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.

Физкультминутка.

А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)

Давайте выясним и докажем, что Человек-сам часть природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.

Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

Слепой котенок-маленький котенок-подрастающий котенок-большая кошка.

Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)

А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

Грудной ребенок-ребенок-дошкольник-юноша-мужчина.

Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

А поскольку человек-сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.

Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).

Человек-существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе на тему «Человек часть природы»

Цель: обобщить знания детей об охране природы.

Задачи:

Показать детям экологические проблемы, возникшие от деятельности человека на Земле.

Формировать умение рассуждать, высказывать свое мнение, решать проблемные ситуации. Продолжать знакомить с экологическими знаками.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Формы организации : групповое занятие.

Формы реализации детских видов деятельности: рассказ, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, игра.

Оборудование: проектор, ноутбук , презентация по теме.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.

Работа с загадками, пословицами.

Чтение художественных произведений:

К. Ушинский "Четыре желания"

русская народная сказка "Мороз, солнце, ветер".

Уход за растениями в уголке природы.

Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, дым, снег, ветер.

Проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром:

«Жизнь растений», «Жизнь животных», «Природа и люди».

Беседы на темы:

«Мир вокруг нас»

Содержание организованной образовательной деятельности

Ребята, мы сегодня получили письмо, а там загадки. Если правильно отгадаем загадки,мы узнаем, о чем сегодня будем говорить. (2слайд)

1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня)

2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру, нет ничего? (Это звезды на небе, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают)

3. Рук нет, а строить умеет? (Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и клюва)

4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбки, потому что у них чешуя похожа на монетки)

5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля, она переодевается весной, летом, осенью и зимой)

6. Его весной и летом,

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Это дерево, весной и летом на дереве есть листья, а осенью с ней листья опадают)

Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки? (Эти загадки о природе)

Природа бывает какая? (Природа бывает живая и неживая)

Что относится к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, горы, тучи)

А что относится к живой природе? (Это растения и животные)

Обратите внимание на этот пейзаж.(3слайд) А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные? (Стало бы на земле некрасиво, неинтересно, безжизненно)

Ребята, а люди могут жить без природы?

Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы. Человек, так же как и растения, животные дышит воздухом, растет, питается.

- Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года.(4слайд) Зима - тишина и сказка, весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть.

День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днем Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.

Земля, на которой живет человек, которая возделывалась его руками и на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке.

Воздух .(5,6слайд) Кислорода на Земле становится все меньше и меньше.А выхлопных газов от заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше.Над крупными городами, где много заводов и фабрик, ученые обнаружили в воздухе более четырехсот вредных веществ. В наше время по улицам города проезжают тысячи автомобилей и засоряют воздух выхлопными газами.

Вода. (7,8слайд)Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Почва. (9,10слайд) Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах, поджигают корабли, везущие нефть: в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.

Леса. (11,12,13слайд) Лесов на Земле становится все меньше и меньше.Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. Лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают.(14слайд) Я приглашаю вас на прогулку в лес.

Физминутка

Темным лесом и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом,

Чтоб цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

Теплый ветер нежно гладит,

Лес шумит густой травой,

Кедр нам хочет низко поклониться,

Ель качает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех домой.

(Дети имитируют все движения)

(14слайд) Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, потому что все это часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, научите этому своих друзей.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Для этого мы поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы теперь так редки.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (15 слайд) Что это?

Правильно, Красная книга. А кто знает, что это за книга?

Среди птиц, насекомых, растений, деревьев и цветов, есть такие, которых осталось совсем мало. Их так и называют – редкие или исчезающие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Редкие животные и растения в нашей стране и в нашей республике охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди, как остановить это безобразие. Вот и решили создать Красную книгу. Почему именно Красную, а не какого-либо другого цвета?

Ответы детей.

Красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? Почему?

Да, от человека зависит красота природы. Если человек будет беречь природу, то будут петь птицы, вся природа будет красивой. Ребята, вот так выглядит Красная Книга Башкортостана (16 слайд) Давайте познакомимся с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу Башкортостана и которые нуждаются в нашей защите.

Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о природе?

Как мы должны относиться к окружающей природе?

Что должны делать?

А что делать нельзя?

Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

«Давайте вместе Землю украшать»(Е. Смирнова)

(Алсу)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

(А.Азалия)

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Берегите всё, что есть на Земле!

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Природа и человек».

Цели:

Закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений,

животных и насекомых.

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных

человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи

человека с природой (человек - часть природы). Развивать познавательную

активность детей в процессе формирования представлений о природе;

продолжать знакомить детей с охраняемыми объектами, занесенных в

Красную книгу.

Развивать умение рисовать нетрадиционными способами.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство со

способами нетрадиционного рисования.

Оборудование:

Картина "В лесу", предметные картинки, мяч.

Краски акварельные, гуашь, восковые мелки, листы для рисования разного

формата, кисточки, ватные палочки.

Природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Отгадайте загадки:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

Спросить, какие приметы лета они ещё могут назвать? (Летом цветут цветы,

день длиннее, ночь – короче.)

Есть у ребят

Зелёный друг,

Весёлый друг.

Он им протянет

Сотни рук,

И тысячи ладошек. (Лес.)

Основная часть

Дефектолог: Хотите побывать в лесу? (Да.)

Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подхвати–

В лесу прохладном опусти.

Вывешивается картина "В лесу".

Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу?

Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь,

глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.

Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят

белку, нюхают цветы, собирают ягоды.

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут

только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят

кулачки к глазам).

Воспитатель: Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети

называют животных, насекомых.)

Воспитатель. Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком.

Угадайте, какие?

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки. (Кузнечик)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Сок из цветов она берёт,

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

Дети рассматривают картинки с насекомыми.

Дефектолог: Ребята, мы сегодня с вами находимся в лесу. А что означают

(растения, птицы, животные)? (Живой мир.)

Воспитатель: Вам знакомо слово «природа». Всю природу Земли можно

делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.

Мир неживой природы это – то, что сделано руками человека. Мы сейчас

поговорим о природе и о том, что создано человеком.

На столе лежат, картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на

левую сторону природу, на правую не природу (дети по очереди выходят и

прикрепляют, проверяем).

Игра «Что создано природой, а что человеком?»

Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет,

а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите

мяч, если не природы то отталкиваете.

Воспитатель: Мы часто говорим о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы). Что может и должен делать человек для природы?

Дети рассказывают о том, как человек может охранять природу. Перечисляют

животных и растения, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель: Как вы думаете почему, они занесены в Красную книгу?

(Потому, что они на грани исчезновения.)

Воспитатель: Что же делать, для того, чтобы они не исчезли совсем?

(Охранять, бережно относится к природе.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать, то как они представляют себе природу и человека.

Дети делятся на небольшие группы и рисуют.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия. Проводится выставка рисунков.