Меню

Гигиеническое воспитание и образование закреплено законом. Гигиеническое образование и воспитание

Права и обязанности водителя


Гигиеническое образование и воспитание - отрасль медицинской науки и здравоохранения, разрабатывающая вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения.
В настоящее время проводятся мероприятия по широкому гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни, разумного отношения каждого человека к своему здоровью и окружающей среде с целью научиться сохранять свое здоровье и трудоспособность, сделать жизнь как можно более продолжительной и полноценной. Поэтому основной задачей медицинских работников является распространение гигиенических и медицинских знаний среди населения.
Другая не менее важная задача гигиенического образования и воспитания - привлечение широких масс населения к оказанию активной помощи органам и учреждениям здравоохранения. Во всех лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических учреждениях, научно-исследовательских институтах, высших и средних медицинских учебных заведениях гигиеническое образование и воспитание является обязательным разделом с целью привлечения населения к участию в оздоровительной работе.
Известно, что основным направлением здравоохранения России является профилактическое. Однако для проведения в жизнь профилактических мероприятий недостаточно деятельности органов здравоохранения и медицинских работников. Медики не смогут справиться с этой задачей, если им не будут помогать широкие массы населения, обладающие достаточными знаниями в области медицины, в частности гигиены.
Население должно знать, что является причиной многих заболеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внешней среды, в чем заключается его вредное воздействие и как его предотвратить.
Посредством гигиенического образования и воспитания у населения вырабатывается определенное отношение к внешней среде, прививаются гигиенические навыки, повышается санитарная культура.
Гигиеническое образование и воспитание имеют большое значение для формирования у населения посредством пропаганды правильного представления о жизнедеятельности организма, о его взаимосвязях с внешней средой, способствуя тем самым разоблачению суеверий и предрассудков, повышению творческой активности масс в борьбе за проведение в жизнь государственных и общественных мероприятий по благоустройству населенных мест, улучшению условий труда и быта, санитарной культуры.
Отмечая огромную роль санитарного просвещения, один из крупнейших организаторов советского здравоохранения Н. А. Семашко в своем выступлении в 1925 г. на XII Всероссийском съезде Советов подчеркивал, что без санитарного просвещения не может быть советской медицины. Ему принадлежит образное выражение, что профилактика начинается и кончается санитарным просвещением.
Другой ведущий специалист в области социальной гигиены, много сделавший для создания советского здравоохранения,
П. Соловьев высоко ценил роль санитарного просвещения в общей системе советского здравоохранения. Он писал: "Оздоровление населения одним только лечением, без широкого участия самого населения, никогда не может быть достигнуто, а это участие можно прежде всего вызвать только санитарным просвещением".
В нашей стране гигиеническое образование и воспитание стало государственным делом, обязательным условием работы всех органов здравоохранения.
Приоритет профилактических мер в обеспечении здоровья граждан закреплен в законе "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и регламентирован статьей № 26 "Гигиеническое воспитание и образование граждан" Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В этих документах подчеркивается необходимость постоянного совершенствования гигиенического образования и воспитания, их форм, средств и методов, научного уровня. Работа по повышению уровня медицинских и гигиенических знаний является частью общей работы по воспитанию населения.
Непосредственно для гигиенического образования и воспитания особенно большое значение имеет приказ Министерства здравоохранения России от 6 октября 1997 г. № 25 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации", предусматривающий меры по повышению ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения за направленность и качество гигиенического образования и воспитания, четкое его планирование.
Важным шагом в определении единой политики и стратегии развития этого направления стало создание "Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического воспитания", одобренная решением Коллегии Минздрава России от 30 июля 1997 г. В "Концепции..." представлены политика и основные принципы просветительной, образовательной и воспитательной работы в здравоохранении; отражены структура и функции системы профилактики и укрепления здоровья населения; сформулированы принципы и механизмы планирования, координации и осуществления профилактических программ и обеспечения межведомственного сотрудничества.
Основными задачами укрепления здоровья и профилактики заболеваний в России являются:
снижение распространенности курения и употребления табака;
улучшение качества питания;
увеличение физической активности;
смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов, повышение качества жизни;
обеспечение широкого охвата населения иммунизацией;
профилактика ВИЧ-инфекций и болезней, передающихся половым путем;
снижение потребления алкоголя;
профилактика употребления наркотиков;
улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Среди практических шагов, направленных на реализацию современной стратегии укрепления здоровья, на первое место ставится задача создания инфраструктуры медицинской профилактики и формирования здоровья на федеральном, региональном, муниципальном и местном (коммунальном) уровнях. Созданы учреждения нового типа - Центры медицинской профилактики, а также Центры госсанэпиднадзора, Центры профилактики и борьбы со СПИДом, Центры планирования семьи, соответствующие подразделения лечебно-профилактических учреждений и службы первичной медико-санитарной помощи.
Общая стратегия работы с населением в области профилактики может быть популяционной, групповой и индивидуальной. Наиболее эффективным и экономичным путем гигиенического образования и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоровья является популяционная стратегия (работа со всем населением).
На федеральном уровне вся деятельность по гигиеническому образованию и воспитанию, профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения России направляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и его Департаментом госсанэпиднадзора, осуществляющими исполнение своих властных полномочий по организационно-методическому руководству региональными структурами управления системной медицинской профилактикой и укреплением здоровья.
На современном этапе в основе гигиенического образования и воспитания лежат следующие принципы:
гигиеническое образование и воспитание является обязанностью всех медицинских работников;
целенаправленность, доходчивость, дифференцированный подход к аудитории;
проведение работы совместно с немедицинскими ведомствами и общественными организациями;
массовый, всенародный характер, так как гигиеническое образование и воспитание проводится в интересах всего населения и охватывает самые разные его слои (дети, студенты, рабочие, колхозники, служащие, пенсионеры и др.);
оптимистичность, т. е. воспитание у населения уверенности в том, что в нашей стране создаются все необходимые условия для профилактики болезней как инфекционного, так и неинфекционного происхождения, для укрепления здоровья, сохранения оптимальных условий жизни, активного долголетия, высокой трудоспособности и т. д.
Современное гигиеническое образование и воспитание ха-рактеризуются высоким идейно-теоретическим и научно-мето-дическим уровнем, целенаправленностью пропаганды, соответ-ствующей актуальным задачам здравоохранения. В настоящее время усилена пропаганда здорового образа жизни, мероприятий по борьбе с вредными привычками (употребление спиртных напитков, наркомания, табакокурение и др.), профилактике травматизма, злокачественных новообразований, нервно- психических, сердечно-сосудистых заболеваний и др., переходом от эпизодической пропаганды к научно обоснованной системе углубленного гигиенического обучения и воспитания на базе центров медицинской профилактики.
Методы и средства гигиенического образования
и воспитания
В гигиеническом образовании и воспитании используется устная, печатная, изобразительная и смешанная пропаганда.
Ведущим, наиболее эффективным, является метод устной пропаганды. Он более прост в организационном отношении, не требует больших материальных затрат, дает возможность более конкретно подготовить материал с учетом специфики аудитории и т. д. При этом методе используются две группы средств: непосредственный контакт с аудиторией (лекции, беседы, краткие информационные выступления, консультативный групповой прием населения, дискуссии, вечера вопросов и ответов), выступления по радио, телевидению и др., при которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует.
Печатная пропаганда - распространенный метод, имеющий много преимуществ. Главное из них - возможность большого тиражирования литературы. Это способствует широкому охвату населения и возможности многократного использования материала, текстов, что позволяет лучше его изучить и запомнить. Основными требованиями к печатной пропаганде являются конкретность и наглядность.
Средства печатной пропаганды делятся на: а) выпускаемые издательствами (книги, брошюры, памятки, листовки, печатные лозунги, плакаты, статьи в газетах и журналах); б) создаваемые медицинскими работниками своими силами в коллективах (доска вопросов и ответов, фотостенд, санитарная стенная газета, рукописные лозунги, санитарный бюллетень, статьи для многотиражных газет).
Изобразительная пропаганда - эффективный метод, в арсенале которого имеется большое разнообразие используемых средств. При этом применяются натурные (демонстрация микроскопических препаратов, предметов ухода за больным, за ребенком, средства оказания первой помощи, приборов, аппаратов и т. д.), объемные (муляжи, макеты, модели, скульптуры, барельефы и др.) и плоскостные (рисунки, диаграммы, плакаты, фотолистовки) объекты.
Плоскостные изобразительные средства благодаря наглядности и доходчивости обладают большой силой воздействия. Это особенно характерно для плакатов. Они могут быть агитационными, рассчитанными на быстрое восприятие зрителем, так как в них используются яркие краски, крупные выразительные изображения, лаконичный текст, и пропагандистскими, в которых больше текста, меньше рисунков; они рассчитаны на сознательное осмысление текста, а следовательно, на более быстрое выполнение при необходимости содержащихся в плакате советов и рекомендаций.
К плоскостным изобразительным средствам относятся, например, фотолистовки, сочетающие фотографии, рисунки и тексты, помещенные на цветном или черно-белом фоне. К этой группе средств относятся диапозитивы, слайды.
Комбинированная (смешанная) пропаганда - самая эффективная и массовая. Массовость обеспечивается за счет охвата большого числа людей, а эффективность - одновременного воздействия на слуховой и зрительный анализаторы, что способствует хорошему восприятию. Средствами комбинированной пропаганды являются театральные постановки, кинофильмы (научные, художественные, документальные), выставки (стационарные и передвижные), диафильмы, телевизионные передачи. Телевидение дает широкие возможности для гигиенического образования и воспитания, использования различных форм и методов: передавать лекции ведущих специалистов, демонстрировать кино- и телефильм, брать интервью или проводить беседу за круглым столом с учеными, организаторами здравоохранения и т. д.
Для правильного выбора методов и средств гигиенического образования и воспитания необходимо знать конкретную ситуацию. Изучая ситуацию, необходимо прежде всего оценить аудиторию, т. е. число людей, которые будут воспринимать информацию. Так, например, для большого контингента целесообразно прочитать лекцию, для небольшой группы более эффективным средством окажется проведение коллективной беседы, диспута, вечера вопросов и ответов и т. д. Проведение работы с отдельными людьми требует индивидуального подхода.
Следует оценить, насколько однороден или неоднороден состав аудитории. В зависимости от этого намечается план построения беседы или лекции. Учитываются также готовность людей выполнить те или иные советы, рекомендации, уровень их гигиенических знаний и др.
Важным фактором является психологическое воздействие средств и методов гигиенического образования и воспитания. Поэтому, оценивая ситуацию, необходимо учитывать психологическую настроенность аудитории к работе и, если есть необходимость, изменить ее в положительную сторону.
Необходимо научить население пользоваться только санитарно-просветительной и научно-популярной литературой, разъяснить, что, не имея медицинского образования, не следует читать медицинские учебники, книги, журналы, предназначенные для студентов-медиков и медицинских работников, так как это может привести к неверному толкованию своего состояния и нервно-психическим нарушениям.
Проблемы, которые охватывает гигиеническое образование и воспитание, чаще всего бывают многоплановыми и комплексными, поэтому медикам необходимо контактировать со специалистами других, немедицинских, отраслей науки. К здоровью человека имеют непосредственное отношение проблемы, выходящие за рамки медицинской компетенции, например пси-хологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения в семье, состояние жилищного строительства, общественного питания, качество коммунально-бытовых услуг, транспортное обслуживание и т. д. Умение профессионально и правильно ос-ветить эти вопросы является залогом успеха в проведении работы по гигиеническому образованию и воспитанию.
Роль фармацевтов в проведении гигиенического
образования и воспитания
Одной из задач аптеки как учреждения системы здравоохранения является проведение просветительной работы среди населения, что регламентировано Министерством здравоохранения РФ. На аптеку возлагается "распространение среди населения санитарно-гигиенических знаний и популярных сведений о лекарственных средствах".
Фармацевт обязан проводить просветительную работу, которая является составной частью его деятельности. Для этого он получает многостороннюю подготовку в процессе обучения. Чтобы будущий фармацевт мог разбираться в сложном комплексе, каким является лекарство, правильно его применять и контролировать изготовление, преподаются теоретические основы ботаники, биологии, микробиологии, химии, физики, математики, биофизики, биохимии, биофармации, технологии лекарств, биодинамики и др. На базе этих знаний фармацевт может проводить работу по гигиеническому воспитанию, касающуюся лекарственного обслуживания населения.
Совместно с лечебно-профилактическими учреждениями аптеки должны вести активную работу по повышению гигиенического образования населения, объяснять значение мер предупреждения инфекционных заболеваний, основ личной и общественной гигиены, гигиенического воспитания детей и др. Следует пропагандировать важность занятий физкультурой и спортом, вести борьбу со знахарством.
Важным моментом в деятельности сотрудников аптек является борьба с самолечением. В целях ранней диагностики, а также своевременного и правильного лечения заболеваний именно аптеки должны пропагандировать необходимость раннего обращения к врачу.
Большое значение имеет освещение таких вопросов, как роль лекарств в лечении и предупреждении болезней, правильное употребление лекарственных препаратов, возможность возникновения лекарственной болезни в результате неправильного применения лекарств, хранение лекарств в домашних условиях, значение этикеток и надписей на готовых лекарственных формах и т. д. Следует уделять внимание роли витаминов в укреплении здоровья, правильному их применению. Необходимо разъяснить, какие предметы санитарии, а также первой помощи и ухода за больными должны быть в каждой семье. Аптеки, особенно сельские, должны знакомить население с полезными и ядовитыми растениями и привлекать его, в частности школьников, к сбору лекарственного растительного сырья. Следует знакомить население с простейшими методами очистки и обеззараживания воды, хранения пищевых продуктов и т. д. Аптечный работник должен знать основы эпидемиологии и методы дезинфекции для того, чтобы умело объяснить посетителям, какими методами можно воспользоваться для борьбы с насекомыми, грызунами и другими переносчиками инфекционных заболеваний.
Фармацевты в своей работе могут применять фактически все методы и средства по гигиеническому воспитанию.
В аптеках целесообразно сочетать устную, печатную и наглядную формы пропаганды санитарных знаний в зависимости от конкретных условий.
Устная пропаганда предусматривает проведение лекций и бесед не только в аптеках, но и на промышленных предприятиях, в общежитиях, ДЭЗах, центрах медицинской профилактики и т. д. Можно использовать такую форму, как вечера вопросов и ответов, индивидуальные консультации, "Бюро справок". Все эти формы широко применяются во многих аптеках.
Печатная пропаганда в аптеках основана на использовании выпускаемой специальной литературы (плакаты, листовки, памятки), во многих аптеках оформляется "Доска вопросов и ответов". В аптекоуправлениях разработаны и отпечатаны тексты, разъясняющие действие лекарств и правила их применения.
Наглядная пропаганда предполагает показ медикаментов, лекарственных растений, предметов ухода за больными, средств для оказания первой помощи, организацию тематических стационарных и передвижных выставок. Приемлемы такие формы, как организация "Уголка молодой матери", "Уголка здоровья", "Это полезно знать" и т. д., сочетающие наглядную и печатную формы пропаганды гигиенических знаний.
На аптечной оберточной бумаге, коробках, пакетах содержатся главным образом такие сведения: "Точно выполняйте все назначения врача", "Не занимайтесь самолечением", "Читайте внимательно указания, как принимать лекарства", "Родители, давайте детям лекарство сами, точно соблюдая дозу", "Храните лекарства в недоступном для детей месте", "Точно соблюдайте указания относительно приема и хранения лекарств", "Перед употреблением взбалтывать", "Хранить в темном и прохладном месте", "Не оставляйте лекарство в открытом виде - оно портится", "Не храните лекарство без обозначения" и т. д.
Аптечные работники, разъясняя посетителям аптеки вред самолечения, должны советовать обращаться в соответствующие лечебные учреждения. С этой целью в торговом зале аптеки должен быть вывешен список ближайших лечебных учреждений с указанием их адресов. Благодаря постоянному контакту с посетителями фармацевты могут наиболее широко проводить работу по гигиеническому воспитанию. Выдавая больному лекарство, провизор-технолог должен дать рекомендацию по его хранению, определить сроки пользования лекарством, обратить внимание посетителя на возможность и признаки порчи лекарства.
Необходимо шире знакомить население с задачами и функциями аптеки как учреждения системы здравоохранения с новыми формами и методами работы аптек по улучшению лекар-ственного обслуживания населения, с развитием аптечной сети и фармацевтической промышленности в России, с достижениями фармацевтической науки.
Большую роль в улучшении форм воспитательной работы в аптеках играют республиканские, областные, краевые и городские научные фармацевтические общества. На их совместных заседаниях с домами санитарного просвещения и научными медицинскими обществами обсуждаются вопросы состояния пропаганды медицинских, гигиенических и фармацевтических знаний, намечаются комплексные планы мероприятий по ее осуществлению и улучшению с учетом общих и местных актуальных задач здравоохранения.
Фармацевтические общества принимают участие в разработке для врачей, педагогов, фармацевтов пособий и других материалов по методике пропаганды знаний в области лекарствоведения. Фармацевтические общества оказывают помощь центральным и местным издательствам в определении тематики научно-популярной медицинской литературы, а также в выделении квалифицированных авторов, имеющих опыт популяризаторской работы.
Фармацевты, как научные, так и практические работники, должны привлекаться к проведению просветительской работы через научно-популярные журналы "Здоровье", "Наука и жизнь" и др., в которых печатаются материалы профилактического характера. Совместно с лечащими врачами и гигиенистами фар-мацевты участвуют в выпуске фильмов, клипов, чтении лекций по радио, подготовке телевизионных передач, тематических вечеров, организуемых центрами медицинской профилактики.
Правильно организованная и поставленная на должный уровень работа по гигиеническому образованию в аптеках будет способствовать постоянному повышению уровня знаний не только у населения, но и у самих аптечных работников, что приведет к дальнейшему улучшению лекарственного обслуживания населения.

Основные нормативные документы,

регламентирующие работу медработников по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни
1. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ;

2. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ

3. Концепция по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (Одобрена распоряжением Правительства

4. Приоритет формирования здорового образа жизни приоритетного национального проекта «Здоровье»

5. Приказ Минздрава России от 23.09.03 г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»;

6. Приказ Минздрава России от 23.04.97 г. № И/61-119 «О временной форме

статистической отчетности»;

7. Приказ Минздрава России от 31.12.03 г. № 650 «Об утверждении инструкций по заполнению отчетной и учетной документации центра, отделения (кабинета)»;

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.06.06 г. № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой».

9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2005 № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового»

10. Приказ МЗ и СЦР от 19.08.2009 № 597Н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию ЗОЖ у граждан РФ , включая сокращение потребления алкоголя и табака (в редакции приказов МЗ РФ от 08.06.10г №430Н, от 19.04.2011 № 328Н, от 26.09.2011 №1074Н)

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012г № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»

12. Приказ Минздрава России от 06.12.2012г. № 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического осмотра»


Приложение5

ПЛАН

работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни

на_________год

Наименование медицинского учреждения

Ф.И.О. главного врача, телефон:

Ф.И.О. и должность ответственного за работу по ГО и ВН, телефон:



№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные за исполнение

Отметка о выполнении

Контроль за исполнением

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.1.

Повышение квалификации (ПС и ТУ) медицинских работников по профилю «гигиеническое воспитание»

1.2

Обучение кадров

Врачи, средний медперсонал

Учащиеся и студенты

Педагоги

Работники культуры

Прочие (указать какие)

1.3.

Гигиеническое воспитание и образование населения

.

Пенсионеры

Дети

Подростки

1.4.

Подготовка методических материалов , внедренческая работа

.

Методические рекомендации

Видеофильмы

Анкетирование

Разработка программ

Школы здоровья

Компьютерные программы

Методические консультации

2. МАССОВАЯ, ГРУППОВАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1.

Публикации в прессе (с указанием тем)

2.2

Выступления на ТВ

2.3

Выступления на радио

2.4.

Организация выставок , конкурсов, видеодемонстраций

2.5

Лекции

2.6

Беседы

2.7

Стенная санитарная печать

3. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1.

Методические материалы , справочники, информационные материалы для населения.

4. КОНСУЛЬТАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1.

Индивидуальное и групповое профилактическое консультирование

4.2

Профилактические осмотры

4.3

Вакцинация

4.4

Другое (указать)

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

5.1

Оснастить компьютером

5.2

Видеотехникой

5.3

Множительной техникой

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

снижение распространенности курения;

улучшение качества питания;

увеличение физической активности;

смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

профилактическое консультирование отдельных пациентов;

профилактическое консультирование групповое;

профилактические медицинские осмотры;

вакцинопрофилактика;

диспансеризация;

профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетенъ состоит из 2-х частей-текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13-15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них - основной - должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1-2 раз в квартал.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

Согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

Определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

Выбор места -желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

Подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья .

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.