Меню

Нод в старшей группе человек часть природы. НОД в старшей группе «Значимость природы в здоровье человека

Двигатель и его компоненты

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

ОО «Речевое развитие»

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Материал. Ноутбук, мультфильма «Кот который гулял сам по себе», иллюстрации, изображающие жизнь первобытного чело-века, труд и отдых современного человека; нагрудные значки для игры "Паутина жиз-ни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клу-бок пряжи.

Воспитатель предлагает посмотреть на ноутбуке отрывки из мультфильма «Кот который гулял сам по себе».

Беседа, подводя-щая к мысли о тесных взаимосвязях челове-ка с природой. Как жил древний человек? (Охотился на диких животных, чтобы пи-таться и шить себе одежду из шкур, ловил рыбу, собирал растения для еды, находил себе пещеру для жилья или сооружал шалаш из ветвей, искал воду для питья.) Все это человек брал у природы.

Как живет современный человек? Рассказ воспитателя по картинкам: для того, чтобы на завтрак можно было съесть теплую булочку и выпить стакан молока, человек должен вспахать землю, по-сеять семена, убрать урожай, отвезти зер-но на мукомольный завод, превратить в му-ку, муку отвезти на хлебопекарный завод, где выпекут хлеб.) Что, кроме муки, нужно для теста? (Яйца, дрожжи, вода, соль, мас-ло.) Откуда это все берется? (Ответы детей.)

Воспитатель: Все, чем пользуется человек, связано с приро-дой. Мебель, книги и тетради - из древеси-ны, столовые приборы - из металла (руда). Кашпо для цветов, посуда - из глины, стены - из кирпичей (глина).

Из чего сделаны разные предметы?

Игра лото «Из чего сделано?»

Игра "Логическая цепочка " на тему "Нужно ли свитеру солнышко?"

Дети выстраивают цепочку (с подсказками, картинками): свитер связан из шерстяных ниток, нитки спрядены из шерсти, шерсть настрижена с овцы, овца пасется на лугу, ест траву, траве для роста нужны солнце, почва, дождик. Получается, что и свитеру, вернее, чтобы он мог появиться, нужно солнышко!

Воспитатель делает вывод: современный человек связан с природой еще теснее, чем древний. Человеку нужно все, что есть в природе. Без природы ему не прожить.

Игра "Паутина жизни"

Дети встают в круг. Все получают нагрудные значки и начинают игру с любого персонажа, например с пчелы.

Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела, берет клубок ниток. Что нужно пчеле? Тот, у кого значок с изображением цветка, говорит: "Цветок", и клубок передается "цветку" (конец нитки остается у "пчелы"). Теперь уже "цветок" спрашивает, что нужно ему для жизни, и тут откликается "вода". И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны "паутиной".

Воспитатель: Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, поэто-му и называются "связями". Или даже "вза-имосвязями", потому что эти объекты вза-имно нужны друг другу. Взаимосвязи пере-крещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым.

Педагог предлагает детям потянуть за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки эти связи. Или просит кого-то из персона-жей отпустить свою ниточку: паутинка нач-нет рассыпаться. Педагог объясняет: так мо-жет случиться, если погибнет хотя бы один вид растений или животных.

Домашнее задание.Нарисовать в альбо-ме картинку, изображающую, что нужно че-ловеку для того, чтобы выпить за завтраком чашку чая. В центре листа нарисовать чаш-ку, а вокруг нее изобразить или просто на-писать (с помощью взрослого), что для этого нужно.

Транскрипт

1 Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Человек часть природы» Подготовила: Воспитатель МБДОУ д/с 6 Юмашева Н.Г. г.рассказово 2015г.

2 Дата: г. Место проведения: групповая комната. Количество участников: 14 детей. Организатор мероприятия: Юмашева Н.Г. Образовательная область: «Познавательное развитие» Цель: - научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; живую и неживую природу; дать детям представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Задачи: - развивать наблюдательность, внимание, умение слушать, инициативно высказываться, уточнить представления о свойствах воды и воздуха; продолжать воспитывать основы экологической культуры, чувство сопереживания и любви к родной природе. Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экологические знаки по охране природы в картинках для детей, стаканчики, вода, молоко, песок, сахарный песок, трубочки, мяч, аудиозапись «Звуки природы, голоса птиц». Ход занятия Воспитатель: Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей) Картинки с изображением природы. Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. А как вы думаете, человек относится к природе? Является ее частью? Почему? И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок - тоже часть природы. Природа бывает живая и неживая. Как вы думаете, что относится к живой природе? А что к неживой природе

3 относится? Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение: Нас в любое время года учит мудрая природа Птицы учат пению. Паучок терпению, Пчелы в поле и в саду обучают нас труду И к тому же в их труде все по справедливости, Отражение в воде учит нас правдивости Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте И при всей огромности обучает скромности. Воспитатель: Ребята, чем мы с вами дышим? Дети: Воздухом, кислородом. Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) Всегда ли воздух бывает чистым? Дети: Нет. Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух? Дети: В лесу, на море, в горах. Воспитатель: Где можно встретить загрязненный воздух? Дети: В больших городах, где много машин и заводов. Воспитатель: Что можно сделать для того, чтобы воздух стал чистым? Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры. Воспитатель: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

4 Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер. Воспитатель: Воздух мы можем увидеть? Дети: нет. Воспитатель: Я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его. Опыт: Взять стакан с водой и трубочки изпод сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть - воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой. Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей) Воспитатель: Что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей). Воспитатель: Без чего еще не может прожить человек? (ответы детей). Ребятки, посмотрите, на одной картине живут растения, а на другой нет. Почему? А сейчас послушайте стихотворение. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

5 Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит. Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! Воспитатель: Дети, где и какую воду вы видели? (в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.) Подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Опыт 1. «У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и спросить. Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Опыт 2. «У воды нет вкуса». Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?

6 Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дать им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Опыт 3. «Вода прозрачная». Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из «киндера». В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Опыт 4. «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются». Возьмем два стакана с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

7 Итог эксперимента: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем. Физкультминутка Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны) Каждый стареется, К небу, к солнцу тянется (потягивания, руки вверх, встать на носочки). Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли (наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед Так деревья ветер гнёт (наклоны вправо-влево, вперед-назад). Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина (дети садятся на стульчики). Воспитатель: Человек может жить без природы? Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки - носки вяжут из шерсти; из шерсти делают нитки, нитки даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва - это природа. Ребята, где можно услышать пение птиц, журчание ручейка. (В лесу). Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна. Очень я люблю, ребята, Слушать музыку в лесу,

8 И кузнечика, и дятла, И пчелу и стрекозу. Трели птиц, шёпот листвы, Послушать лес хотите вы? (слушание аудиозаписи «Звуки природы, голоса птиц») Как нужно себя вести на природе? (ответы) Молодцы, ребята, любите природу. Чтобы по- настоящему любить природу, нужно знать правила. Игра «Экологические знаки» Я вам покажу знаки, а вы объясните, что он обозначают. -Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух. - Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое. -Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу. -Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам. -Не ловить бабочек, они красивы как и цветы, невесомы и ранимы. -Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями. -Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них. -Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо. Молодцы, ребята, правильно объяснили знаки. - Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь.

9 Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять, Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова) Игра «Человек и природа» Дидактическая задача: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему. Ход игры. Провожу с детьми беседу, в процессе которой уточняю их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и

10 человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашиваю детей и бросаю мяч одному из них. После нескольких ответов детей задаю новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры небольшая беседа о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц. Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о природе? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека: мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.


Конспект занятия по экологии «Будь другом природе» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе,

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Друзья природы» Подготовила: Шуйская Т.А. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» Программное содержание

РАЗДЕЛ 2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 2.1. Качество проведения педагогического мероприятия с детьми (НОД) в межаттестационный период на ГМО

Занятие-эксперимент «Экспедиция в мир животных» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Закреплять представления детей о животном мире. Создать условия для обобщения представлений детей о приспособленности животных к

Интеллектуальная игра «Путешествие в страну Экологию!» Цель: Обобщить и уточнить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Задачи: Развивать память, сообразительность, находчивость,

Конспект по экспериментированию Тема: «Волшебница вода» Для детей средней группы (4-5 лет) Предварительная работа: 1. Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».

«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» Свойства воды. Составила: Ирина Алексеевна Уздимаева Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 «Алёнушка» Пролетарского района Ростовской области х.николаевский 2-й Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. «Познавательное развитие» Тема: «Значение воды на Земле» Подготовила: Шашкова Л.Н. Воспитатель ГБОУ СОШ 8 СП д\с «Тополек» п.г.т.

Конспект Совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная сила воды». Тема: «Вода и ее превращения» Воспитатель Шаповалова Н.Н. Дети средней группы «Кузнечики» Цель: закрепить знания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа 26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина". Конспект открытого занятия по познавательно исследовательской деятельности

Администрация Городского округа Подольска Комитет по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект непосредственно-образовательной

Итоговое занятие по экологии в подготовительной группе «Где вода там и жизнь» Голикова Оксана Александровна II квалификационная категория Воспитатель МБДОУ 5 «Улыбка» Цели: Воспитывать у детей бережное

Конспект образовательной деятельности «Волшебница вода» (старший дошкольный возраст) Тема: «Круговорот воды в природе». Тип занятия: Познание окружающего мира. Образовательная область: Познавательное развитие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 3» Конспект организованной образовательной

Конспект НОД Заседание научного совета «Волшебница вода» Программное содержание: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность,

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 6 «Ласточка» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 63 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности «Волшебница - вода» Образовательная

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кораблинский детский сад «Солнышко» муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ Кораблинский

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 45 Кировского района Санкт Петербург. КВН семейных команд «Мы, друзья природы!». Выполнила: Максимова Н.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 87 «Волшебница вода» (конспект непосредственно-образовательной познавательно исследовательской деятельности

Конспект игрового занятия в подготовительной к школе группе по развитию экологических представлений на тему: «Зона смешанных лесов и саванна». Подготовила воспитатель ГБОУ Лицей 1598, дошкольное отделение

Познавательно музыкальный досуг «День воды» Участники: дети старшего дошкольного возраста ГДОУ 45: Старшая группа 2, разновозрастная группа 3 и подготовительная группа 5. Оформление: шкатулочка; запись

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 11«СОЛНЫШКО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА:

Тема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды

Направление. Познавательно-речевое развитие. Образовательная область. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, исследовательская деятельность, развитие продуктивной деятельности. Виды

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы на тему: «Волшебница-вода» Разработала: воспитатель Аношкина Е.А. Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей

Конспект занятия в старшей группе: «Волшебница вода». Цель: рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать где, каком виде существует вода; дать детям первые элементарные знания о круговороте вода

Сценарий к акции «Зеленая планета» Тема «Путешествие в весенний лес» Автор разработки Липина Н.В., учитель химии и экологии МБОУ СОШ 71. Цель: формирование у детей экологического мышления, стремления участвовать

Тема: «Такая разная вода» Модель интегрированного занятия в подготовительной группе. Воспитатель: Григорьевская Е.В. МКДОУ «Заброденский д/с 2» Виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательноисследовательская,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 350» г.о.самара План проведения НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш дом Земля» Воспитатели: Аджитемирова

Конспект н.о.д. по экологии в старшей группе М.Б.Д.О.У. «Ц.Р.Р. Д.С. 19» г. Находка Воспитатель: Щербинская Е.А. ЦЕЛИ: дать детям представление о планете Земля; атмосфере; расширять знания о роли воды

Конспект занятия по теме «Осень», «Деревья» с детьми средней группы. Автор: воспитатель МДОБУ «Детский сад 3 Лесозаводского городского округа» Баева Ольга Александровна. Цель: Закрепление представлений

Методы работы в ДОУ, методические разработки для ДОУ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ДОУ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ДОУ Садовникова Ирина Анатольевна воспитатель первой категории ГБОУ «Школа 656 им. А.С. Макаренко»

Частное дошкольное образовательное учреждение Детского сада 1 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Открытый Урок в старшей коррекционной группе по учебному пособию «Азбука Природолюбия»

Тема: «Мир воды». Цель: Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде как фактора экологического благополучия.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКИЙ САД 43» Сценарий образовательной ситуации в области «Познавательное развитие» - для детей старшего дошкольного

Конспект мероприятия по экологии в средней группе «Воздух какой он?» Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха. Задачи: - дать представление о том, что воздух везде вокруг нас и внутри нас, воздух

Задачи: Воспитатель Зайцева Ирина Валентиновна (I кв. категория) Конспект занятия по экологии на тему: «Удивительные свойства воды» Образовательные: 1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная,

Развлечение ко дню знаний о лесе в средней группе «Удивительный лес» Воспитатель: Снастева М.Ю. Цели: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и

Конспект непосредственной образовательной деятельности: познание (ФЦКМ, исследовательская деятельность) в старшей группе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 34 «Аленушка» Павлово Посадского муниципального района Московской области Конспект непосредственно образовательной

20 января 2017 года прошла открытая организованная образовательная познавательно - исследовательская деятельность «Волшебница Вода» с детьми средней группы «Морской конек» для воспитателей Октябрьского

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим находить ответ, делать выводы. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Показать, какой сложный человеческий организм создала природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №22 «Почемучка» г. Воркуты.

Конспект НОД

с детьми старшего возраста.

Тема: "Человек – часть природы".

Направление: «Познавательно-речевое развитие».

Образовательная область: «Познание».

Воспитатель:

Добролюбова

Вера

Владимировна.

г.Воркута.

ТЕМА: "Человек – часть природы".

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим находить ответ, делать выводы. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Показать, какой сложный человеческий организм создала природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.

Активизация словаря: сердце, желудок, мозг, легкие, природа, организм.

Развитие речи: учить поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Экскурсии в парк, в тундру, по улицам города.
  2. Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.
  3. Работа с загадками, пословицами.
  4. Чтение художественных произведений:

А. Дорохов "Про самого себя",

К. Ушинский "Четыре желания",

В. Бианки "Синичкин календарь",

Сухомлинский "Что же лучше?", "Я хочу сказать свое слово", "Вечер ясен и тих",

Снегирев "Любопытные",

Суриков "Зима" (отрывок),

Смольников "Не бойся пурги",

русская народная сказка "Мороз, солнце, ветер".

  1. Уход за растениями и животными в уголке природы.
  2. Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, дым, снег, ветер.
  3. Практические работы по нахождению и прощупыванию своих органов.
  4. Проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром:

"Что такое окружающий мир?".

"Из чего что сделано?".

"Про воздух и воду".

"Жизнь растений".

"Жизнь животных".

"Природа и люди".

  1. Дидактические игры:

"Природа и человек" (по Бондаренко).

"Есть ли у человека помощники?" (по Сорокиной).

"Поиски добрых слов" (по Сорокиной).

"Замри" (по Венгер).

"Поможем художнику" (по Венгер).

"Никогда не унывай" (по Артемовой).

  1. Беседы на темы:

"Мир вокруг нас".

"Труд и здоровье человека".

МАТЕРИАЛ: Муляжи: сердце, желудок, легкие, мозг, части тела человека. Рисунки внутренних органов. Иллюстрации. Пейзажи. Газета "Мир вокруг нас". Схемы к игре "Замри". Посылка с загадками.

Ход занятия.

I часть.

Воспитатель: Дети, ваши друзья первоклассники передали вам вот эту посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?

Ответы детей:

Воспитатель: (открывает посылку, вынимает карточки, на которых написан текст загадок).

Оказывается, первоклассники нам прислали загадки.

Попробуем отгадать?

1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Дети: Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня.

Воспитатель: 2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру, нет ничего? (Звезды на небе)

Дети: Это звезды, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают.

Воспитатель: 3. Рук нет, а строить умеет? (Птица).

Дети: Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и клюва.

Воспитатель: 4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбы)

Дети: Рыбки, потому что у них чешуя похожа на монетки.

Воспитатель: 5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля).

Дети: Земля. Она переодевается весной, летом, осенью и зимой.

Воспитатель: 6. Платье потеряла, а пуговки остались? (Рябина).

Дети: Это рябина, когда с ней листья опадают, остаются красные ягодки, они похожи на пуговки.

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки?

Дети: Эти загадки о природе.

Воспитатель: Природа бывает какая?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: А неживая природа - это что?

Дети: Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, тучи.

Воспитатель: А что относится к живой природе?

Дети: Это растения и животные.

Воспитатель: Обратите внимание на этот пейзаж. А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Прислушайтесь, что вы слышите?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши листья?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные?

Дети: Стало бы на земле некрасиво, неинтересно, безжизненно, умерли бы все люди.

Воспитатель: А почему же люди умрут?

Дети: Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы.

Воспитатель: Частью живой природы? Да не может быть такого! А может – это разве природа?

Дети: Человеку нужен воздух, вода, как и растениям. Ему нужна пища, как и всем животным.

Воспитатель: Хорошо, вы доказали, что человек имеет что-то общее с растениями и животными, но ведь он и отличается от животных. А вы знаете чем?

Дети: Человек может говорить, а животные нет.

Человек живет в городе, в деревне, в домах, а животные в норах, в лесу, на лугу в воде.

Человек может построить многоэтажные дома, ракету, самолет, а животные нет.

Человек умеет думать, у него есть разум, а животное не может думать, у него нет разума.

II часть.

Воспитатель: Да, человек самое разумное существо на земле. А вы знаете, как устроен организм человека? Назовите главный командный пункт вашего организма.

Дети: (показывают и объясняют) Это мозг, а называют его командным пунктом потому, что он дает приказы, как работать другим органам и следит за их работой. Без него мы не могли бы видеть, слышать, читать, говорить, ходить. А защищает мозг от повреждений череп. Он из костей.

Воспитатель: а какой мощный дыхательный аппарат дала человеку природа?

Дети: Это легкие. Они непрерывно перекачивают воздух, забирают из него кислород, который необходим для жизни человека.

Воспитатель: Назовите живой мотор, приводящий в движение кровь.

Дети: Это сердце. Оно непрерывно гонит в сосуды кровь, которой есть кислород и питательные вещества, они разносятся по всему организму.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы сердце хорошо работало?

Дети: Заниматься спортом, бегать, бережно относиться друг к другу.

Воспитатель: Назовите главную часть своей "внутренней кухни".

Дети: Это желудок, в нем переваривается пища.

Воспитатель: А что помогает желудку переваривать пищу?

Дети: Желудочный сок и слюна.

Воспитатель: Что нужно, чтобы желудок всегда хорошо работал?

Дети: Тщательно пережевывать пищу, пить воду, есть чистыми руками, чтобы в желудок не попали микробы.

Воспитатель: Вот как сложно устроен человеческий организм. А еще какие части есть, кроме этих органов?

Викторина "Что, зачем?"

Дети садятся за стол, и воспитатель показывает рисунки с изображением частей тела.

Игра "Замри".

Воспитатель: Отдохнули! Сердце стучит? Немножко успокоим свое сердце. Ответьте мне на вопросы:

Почему человек оглядывается назад? (На затылке нет глаз).

По чему человек никогда не пройдет? (По потолку).

За чем у человека во рту язык? (За зубами).

По чему ребята в деревне бегают босиком? (По земле, траве),

Когда человек ходит пятками назад? (Всегда).

III часть.

Воспитатель: Посмотрите, это газета. Эта газета необычная. Каждый круг газеты - это ее страница, в центре газеты – человек. Какое у него лицо? Как вы думаете, почему человек грустный?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте посмотрим, что находится вокруг человека и может мы узнаем, почему он грустит. Начнем с голубого поля. Догадайтесь, о чем пойдет речь?

Загадка: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него мы жить не можем. (Воздух).

Дети: Это воздух.

Воспитатель: А это что за странные фигурки на голубом поле?

Дети: Это микробы.

Воспитатель: А какой вред они приносят человеку?

Дети: Они вызывают болезни.

Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы микробов стало меньше?

Дети: Чаще мыть руки, проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Хорошо очищают воздух растения. Их должно быть много в группе, дома, на улицах нашего города и мы должны беречь деревья, цветы, кустарники.

Воспитатель: Вы объяснили, как уничтожить микробы и наше поле стало чистым и голубым. Если сумеем очистить все поля – человек обязательно улыбнется.

Следующая страница - синяя. Догадайтесь, о чем эта страница?

Загадка. Чего в гору не выкатишь, в решете не унести, и в руках не удержать? (Воду).

Дети: Эта страничка о воде.

Воспитатель: Чтобы напиться и умыться какая нужна вода?

Дети: Вода должна быть чистой.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода была чистая?

Дети: Не выбрасывать в водоемы промышленные отходы, мусор, не мыть машины в речках.

Воспитатель: (убирает грязные пятна на синей страничке) Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода.

Зеленая страничка в нашей газете – страничка жизни. Почему она зеленая?

Дети: Потому, что на нашей земле много растений.

Воспитатель: А растения - это основа природы.

(читает стихотворение)

Жить в зеленом мире этом,

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям синицей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Всегда ли человек относится к природе, как к другу?

Дети: Нет, иногда человек приносит и вред природе.

Игра "Польза-вред".

Воспитатель: А вы знаете, дети, как надо вести себя в природе?

Дети: Да, не рвать цветы, не ломать деревья, не жечь костры, не разорять птичьи гнезда, не обижать даже самых маленьких жучков, червячков, ухаживать за растениями и животными.

Воспитатель: (убирает круги, квадраты, мрачную маску).

Какое красивое зеленое поле.

Посмотрите на нашего человечка. Он улыбается. Почему он улыбается?

Ответы детей: Ему хорошо в чистом, прекрасном мире.

Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали?

Дети: О человеке, о растительном и животном мире.

Воспитатель: А вы знаете, сто кроме растительного и животного мира, существует еще и рукотворный мир? Мир удивительный и разнообразный. В следующий раз мы поговорим с вами о рукотворном мире.

(Благодарит детей)

Сейчас мы с вами пойдем на прогулку, какую пользу мы с вами можем принести природе?

ЛИТЕРАТУРА: Журнал "Дошкольное воспитание" № 4 за 1989 г.

Журнал "Начальная школа" № 1, 2, 10, 11 за 1989 г., № 6, 12 за 1990 г., № 2 за 1992 г., № 3 за 1993 г.

Журнал "Свет" № 9 за 1991 г., № 2 за 1992 г.

Л. А. Венгер "Игры и упражнения на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста".


Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природой.
Тема: «Человек – часть природы.
Цель: Обобщение знаний детей о том, что человек часть природы.
Задачи Учить выполнять элементарные правила поведения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предшествующая работа: Беседы о природе, рассматривание альбомов, слайдов о заповедниках, о том, что делать нельзя в природе и как надо относиться ко всему живому, чтение художественной литературы.
Материал: картинки, мяч, презентация о правилах поведения в природе, мультфильм «Уроки тетушки Совы».
Ход:
Организационный момент.
Послушайте стихотворение: «Мир вокруг»
Как чудесно все вокруг,
Когда солнце светит,
Как цветет душистый луг
И дует свежий ветер.
Когда белеют облака,
На небе голубом,
Когда река так глубока,
Что спрячет весь наш дом.
Когда в лесу так много птиц,
Что радуется слух!
Но не для злых все это лиц,
А лишь для тех, кто друг.
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три,
Откроем праздник – День Земли!
22 апреля мы с вами будем отмечать праздник «День Земли». В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы будет пронесено по всей нашей стране. Из кусков составляют флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.
Наша планета весьма засорена.
Вот послушайте, ребята, что происходит на нашей Земле.
Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов, котельных, транспорта все больше. Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества, которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди. Люди, животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушать ее можно очень быстро. Люди осваивали целинные и залежные земли, получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и безумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения не вырубать леса, не уничтожать животных, не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу…
В.: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту: разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой, тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы, укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу дышится легче? Дети: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные вещества из воздуха, а выделяют кислород.
В.: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети. С.Михалков «Прогулка» .Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли
-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! – крикнул Дима.
-Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли, веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли! И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
В: Ребята назовите, какие правила поведения были нарушены.
А теперь, давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые могут встретиться в природе.
Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в озеро попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают, и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача – помочь уткам (ответы детей).
Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могла плавать по чистому озеру, надо….. (очень быстро очистить водоем).
Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь.
Физкультминутка.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников. Иначе муравьи не успевают отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут.
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
К сожалению, мы не редко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки!
Дидактическая игра « Где растет?» (с мячом).
Педагог называет среду обитания, дети перечисляют характерные для нее растения, показ наглядного пособия.
В лесу – сосна, береза, ель, папоротник, ландыш, лесная земляника, фиалка…
В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…
В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай, жарки…
В.: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных, т.е. то место, где они обитают. Мир животных очень разнообразен.
Животный мир является одним из основных частей природы (природной среды). Кем должен быть человек для животного?
Дети: Другом. Сильным, умным, справедливым. Именно от людей во многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.
Дидактическая игра: «Где чья Родина?»
Педагог спрашивает: «Кто живет…?» Дети отбирают нужные карточки с изображение животного.
На севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень, полярный волк…) В лесу (лось, Бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр, рысь…) - в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…) В горах (снежный барс, горный козел, серна…)
В.: На какие группы можно разделить животных по способу питания?
Дети: травоядные, хищники, всеядные.
Хищники – волк, лиса, енот, песец, рысь…, они питаются другими животными,
Травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень…,
Всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака.
Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»
В.: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку, на зимнюю?
Дети: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.
В.: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок
Дети: Ему трудно было бы спасаться от врагов.
В.: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?
Дети: Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.
В.: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста? Дети: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.
Воспитатель: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.
Подвижная игра «Лисы и зайцы».
В.: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне. Будьте внимательны.
1 – У лисы длинный пушистый хвост. (лисы ловят зайцев)
2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)
3 – Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)
4 – Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)
Рефлексия
В.Ребята, в конце нашей с вами деятельности, мы посмотрим мультфильм «Уроки тетушки Совы», о том, как надо относиться к нашей природе.
В.: Ребята, давайте сядем на коврик отдохнем, расскажите, какая игра больше всего вам понравилась?
Почему?
Что нового вы узнали?

Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах - кровь, в древесных корнях - жилы, в травах и растениях - волосы.

  • Послушайте стихотворение Р. Рождественского:

Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…

  • Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке.

Показ иллюстраций.

Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд тонн В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся - над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов от заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше.

Показ иллюстраций.

Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненых стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Показ иллюстраций.

Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже . Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать. ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах поджигают корабли, везущие нефть: в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным пг чинам оказываются в воде.

Показ иллюстраций.

Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожара которые возникают по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знае ли вы, что они обозначают.

Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?

Показ и обсуждение экологических знаков.

А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые мог встретиться в природе.

Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него падает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходи! заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача - помочь уткам: на ощупь выбрать керамзит (дробинки) оставить камешки на дне.

Игра-соревнование «Кто быстрее очистит озеро от свинца».

Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могли плавать по чистому озеру, надо очень быстро очистить водоем.

Игра-соревнование «Кто быстрее очистит водоем от мусора».

  • Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если съем я пирожок

Если сильно насорю

И выброшу бумажку? (Нет.)

И убрать забуду

Если хлебушка кусок? (Нет.)

Если мусор уберу,

На пеньке оставлю? (Да.)

Банку закопаю

Если ветку подвяжу? (Да.)

Я люблю свою природу,

Колышек подставлю? (Да.)

Я ей помогаю! (Да.)

  • Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, научите этому своих друзей. Показ иллюстраций.

Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких:зерьков.

Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше г извлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы теперь так редки.