Меню

Что такое власть определение кратко. Власть: понятие, структура, виды

Устройство автомобиля

Что такое власть?



Власть во все времена привлекала многих людей. Что это такое и на чем она основана? В широком понимании власть — это способность и возможность навязывать свою волю, воздействовать на других людей даже вопреки их нежеланию. Власть достигается различными методами, как положительными, так и отрицательными: завоевание авторитета, обещания, провокации, шантаж и т. д.

Политическая власть: определение

Политическая власть заключается в возможности той или иной социальной группы (например, партии) оказывать свое влияние на жизнь широких социальных классов или групп. Политическая власть реализуется через систему государственных органов.

Что является источником власти?

Любая власть проистекает из чего-то, имеет исходное начало, что и является ее источником. Вопрос об источниках власти сложный и неоднозначный, зависит от политического режима в том или ином государстве, типа общества, времени. Можно привести следующие примеры источников власти:


Ветви государственной власти

Традиционное разделение властей на три ветви — теория, предложенная Д. Локком. Термин "разделение властей" был введен Шарлем-Луи де Монтескьё. Если рассматривать эту теорию в общем виде, то можно выделить следующие ветви власти:


Есть также органы власти, не относящиеся ни к одной из ветвей. В России это, например, Центральный Банк РФ, Счетная Палата, Академия Наук РФ и т. д.

Иные виды государственной власти

Помимо трех основных властных ветвей, которые также являются ее видами, в качестве примеров можно рассмотреть и другие виды власти:

  • Верховная власть — высшая власть, источник полномочий для всех органов государства. Исторически выделяют три вида верховной власти: аристократическую, монархическую и демократическую.
  • Управленческая власть — возможность и право субъекта управленческих отношений (это может быть группа или индивид) воздействовать на другого субъекта данных отношений, контролировать и менять его поведение.
  • Публичная власть — выделена из общества, не совпадает с населением страны. Наличие такой власти — признак, отличающий государство от общественного строя.
  • Символическая власть — означает возможность изменять или формировать восприятие и оценочность социального мира, которые влияют на его организацию.

Также читайте подробнее.

Лекция:


Власть, её источники и виды

Мы переходим к изучению политики – деятельности, направленной на завоевание, утверждение и использование власти.

Властью называется возможность управлять людьми и навязывать им свою волю.

Власть является инструментом господства одних людей над другими. Зародилась она вместе с человеческим обществом, поскольку возникла необходимость организации общественной деятельности и регулирования отношений между людьми.

Макс Вебер – нем. социолог выделил три источника власти: авторитет, насилие и право.

    Насилие – власть, основанная на применении физической или психологической силы.

    Право – власть, закреплённая в общеобязательных нормах, выработанных и охраняемых государством.

Управление обществом осуществляется властью государственных органов, опирающихся на законы. В демократических государствах государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть в нашей стране осуществляется Федеральным собрание РФ (парламент), состоящим из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Главное предназначение этого органа – издание законов. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ, министерствами, комитетами и ведомствами и направлена на реализацию законов. Судебная власть осуществляется судами и заключается в отправлении правосудия, привлечении нарушителей закона к наказанию. Если государственная власть заключается в управлении обществом и государством, то политическая власть заключается в выборе и осуществлении методов и способов этого управления. Государственная власть отличается от политической власти. Во - первых, тем, что государственная власть распространяется на всё население страны, а политическая власть только на членов партии. Во - вторых, государственная власть опирается только на законы, а политическая власть может использовать насилие, террор и прочие методы, соответствующие идеологии. Существуют и другие виды власти. К примеру, верховная – согласно нашей Конституции это власть народа, избирающего своих представителей на руководящие посты органов государственной власти; экономическая – власть олигархов, банкиров и бизнесменов, оказывающих влияние через использование денег; социальная – к примеру, власть директора фирмы, который добивается повиновения подчиненных, повышая или понижая их в должности; информационная власть – власть СМИ, которые называют «четвертой властью» и т.д.


Легитимность власти


Для того, чтобы политическая власть получила признание народа, она должна быть легитимной.

Чем выше правовая культура граждан, тем выше легитимность власти, потому что люди осознают последствия ненадлежащего исполнения политических решений. Какие могут быть последствия? К примеру, возрастание коррупции – власть, стремящаяся исправить «дурное» положение «любой ценой» будет использовать теневые механизмы. Уровень легитимности власти зависит и от действий местной политической элиты (городской или сельской администрации). Если политические деятели на местах искажают решения центральной власти в своих интересах, общество перестанет доверять, легитимность снизится. А чем ниже легитимность власти, тем выше силовое принуждение граждан к выполнению государственных положений и требований. Порочный круг получается. Решение данной проблемы заключается в строгом подчинении и соблюдении законов всеми гражданами и должностными лицами государства.

Макс Вебер также выделил три типа легитимности власти:

  • Традиционная легитимность – власть, передаваемая по наследству.
  • Харизматическая легитимность – власть, основанная на преданности и доверии народа за исключительные качества обладателя власти (лидера).
  • Рационально – легальная легитимность – власть, избранная народом.

Структура политической власти


Структурными компонентами политической власти являются субъект, объект и ресурсы. Субъекты власти называются политическими акторами , среди них: индивиды (Президент РФ издал указ о весеннем призыве граждан РФ на военную службу); группы (Правительство РФ вынесло постановление о федеральном бюджете на 2017 год); нации (16 марта 2014 года жители республики Крым и города Севастополь провели референдум по вопросу государственной принадлежности, по результатам которого перешли в состав РФ); государство, партии, институты гражданского общества.

Объектами власти являются исполнители решений или требований субъектов власти. Это также индивиды (гражданин Иванов выплатил штраф, наложенный сотрудником ГИБДД за парковку автомобиля в неположенном месте); группы (согласно распоряжению Правительства РФ, все работодатели оплачивают медосмотры своих работников); общество в целом (согласно Конституции РФ, на каждого гражданина РФ возложена обязанность платить налоги).

Для осуществления власти необходимы ресурсы , помогающие оказывать воздействие на граждан. Среди них экономические (финансы, собственность), силовые (полиция и другие правоохранительные органы), социальные (образование, высокие посты и привилегии), информация и др.

Функции политической власти

Политическая власть имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства и выполняет ряд функций:

  • Организационно-координирующая (формирование политической системы общества в целом, создание органов государственного аппарата и координация их деятельности).
  • Управленческая (управление делами общества, принятие государственных решений).
  • Контрольная (прослеживание результатов управленческих решений).
  • Коммуникативная (формирование и укрепление отношений общества и государства).
  • Стабилизирующая (м ирное разрешение конфликтов, поддержание общественного порядка и стабильности).

ВЛАСТЬ

ВЛАСТЬ

Инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. В. призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны сохранять, но вместе с тем улучшать и изменять управления. Понятие В. многогранно и многоаспектно. Оно охватывает отношения, проявляющиеся как на макроуровне (В. гос-ва), так и на микроуровне (В. родителей над детьми).
В. - биосоциальное , задатки В. наследуются людьми от природы. Уже в животном мире существует определенная « ». Вожак стада обезьян имеет огромную «В.» над всеми остальными обезьянами, и они это хорошо чувствуют. Без такого вожака любое стадо может погибнуть, поскольку потеряет ориентиры и в жестоких условиях борьбы за не сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Сама позаботилась о том, что кому-то из стада животных необходимо иметь «В.», позволяющую ему в разных ситуациях играть роль вожака. Оказавшись более сильным, вожак подчиняет себе всех остальных.
Все люди от природы имеют властвовать над себе подобными. Властолюбие присуще каждому, но у одних проявляется сильнее, а у других слабее. Реализация властных задатков зависит исключительно от социальных условий. Напр., Наполеон не стал бы императором Франции, если бы Корсика не была присоединена к Франции за три месяца до его рождения и если бы в стране не разразилась .
Для осуществления В. необходимы по меньшей мере ее и объект: один дает распоряжения, их выполняет. Субъект приказывает объекту, а объект подчиняется, ибо неподчинение влечет за собой .
В качестве субъектов В. выступают гос-во, политические партии, индивиды, группы, через своих представителей. То же самое касается объекта В. Субъект и объект В. могут меняться местами. Подчинение субъекту В. предполагает такие формы взаимоотношений, при которых его распоряжения исполняются с необходимостью. При этом субъект В. должен обладать соответствующими властными полномочиями, дающими ему приказывать объекту В. и требовать от него выполнения приказаний.
Власть предполагает за выполнением принятых решений. Невыполнение решения должно иметь следствием наказание, которое может быть экономическим, административным, уголовным и др.
Политическая В. представляет собой и принуждение. Естественно, что многие ее не любят, презирают и отвергают. Анархисты, напр., считают, что В. есть и от нее надо избавляться любыми путями. В. есть, однако, имманентная черта общества, и оно не может нормально функционировать без соответствующих властных структур. Люди боятся В., но вместе с тем, если в обществе берут верх аномальные явления - преступность, воровство, грабежи и т.д., - жалуются на отсутствие В. Безвластие приводит либо к дезинтеграции всех сторон общественной жизни и в конечном итоге к ее гибели, либо к установлению диктатуры.
В. не тождественна авторитету. Субъект может обладать В., но не авторитетом, хотя обладание В. не исключает наличия авторитета. Субъект приобретает постепенно и заслуживает его благодаря своей деятельности, приносящей пользу обществу, коллективу, группе, политической партии, мафии и т.д. Субъект авторитета дает советы и рекомендации, которые можно учитывать, а можно игнорировать, что недопустимо в отношении распоряжений субъекта В. Многие выдающиеся люди (писатели, ученые, художники и т.д.), не имея никакой В., пользуются большим авторитетом в обществе. Что касается В. имущих, они должны заработать авторитет своими делами, а не обещаниями.
Существуют разные классификации видов В., которые зависят от общественной жизни, от характера и содержания самой В. и т.д. Во-первых, в общей форме можно выделить внутреннюю, внешнюю, «естественную» и институциональную В. Внутренняя В. вытекает из внутренней природы объекта В. Внешняя В. - это В., не вытекающая из внутренней природы своего объекта. Она предполагает подчинение чужой воле, навязывание своего видения мира, своего порядка и образа жизни. Так, победившее гос-во вынуждает побежденное подчиниться ему, перестроить свою в соответствии с представлениями гос-ва-победителя. Под «естественной» В. понимается В., которая как бы дана от природы. Напр., вожди первобытных племен имели большую В., но они ее получали естественным путем, т.е. благодаря своим природным данным, своей преданности племени и т.д. Что касается институциональной В., то она базируется на юридических законах и нормах. В зависимости от сфер общественной жизни можно выделить В. экономическую, политическую, духовную и т.д. В свою очередь экономическую В. можно разделить на подвиды (В. в рамках предприятия, корпорации, фирмы и т.д.). Политическая В. также проявляется в различных формах ( , демократия, диктатура , олигархия, режим личной В., законодательная, исполнительная и судебная ветви В. и т.д.).
Каждый порождает свой общественной В. В первобытном обществе господствовал такой тип В. (вожди, собрание рода), который наиболее адекватно соответствовал низкому уровню производительных сил и производственных отношений. Но уже с переходом к классовому обществу появляется др. тип В., выступающий в различных формах (монархия, демократия , тирания и т.д.). Формы его проявления зависят от конкретно-исторических условий. Так, в Афинах в эпоху Перикла функционировала развитая рабовладельческая , в антич. Риме республиканская правления была заменена диктатурой. Для феодализма типична монархия. Что касается капиталистического способа производства, то типичной формой В. для него является республика, хотя в определенных исторических обстоятельствах появляются диктаторские режимы. Но и они рано или поздно уступают республиканской форме правления.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ВЛАСТЬ

в общем смысле и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на , поведение людей с помощью к.-л. средства - авторитета, права, насилия (эконо-иическая, политическая, государственная, семейная и др. ) .

Науч. подход к определению В. требует учета множественности её проявлений в обществе, а следовательно, выяснения специфич. особенностей отд. её видов - экономической, политической (в том числе государственной, общественной) , семейной; разграничения классовой, групповой, личной В., крые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу; разграничения особенностей, форм и методов проявления В. в различных социальных, экономич. и политич. системах. Если в антагонистич. обществе гл. характеристикой В. являются отношения господства и подчинения, то в социалистич. обществе на смену им всё более приходят отношения, основанные на убеждении, руководстве, влиянии, контроле.

Наиболее важным видом В. является политич. В., реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Хотя ныне политич. деятельность осуществляется в рамках различных составных частей политич. систем: партий, профсоюзов, междунар. организаций (ООН, НАТО и др. ) , центр. институтом политич. В. является госво. Гос. В. имеет классовый , опирается на спец. аппарат принуждения и распространяется на всё население той или иной страны; она означает определ. организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В.- одно из осн. понятий политич. науки и практики. В. И. Ленин писал, что «переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной революции как в строго-научном, так и практически-политическом значении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133) , что «коренной всякой революции, вопрос о власти в государстве...» (там же, т. 32, с. 127, см. также, т. 34, с. 200) .

Обществ. В. существовала до появления государства, она сохранится в той или иной форме и после его исчезновения. Критикуя позицию П. Б. Струве, который доказывал, что сохранится и после уничтожения классов, Ленин писал: «Прежде всего, он совершенно неправильно видит отличительный признак государства в принудительной власти: принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было... Признак государства - особого класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть» (там же, т. 1, с. 439) .

Гос. В. может добиваться своих целей различными средствами - идеологич. воздействием, экономич. стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата в отношении всех членов общества.

Господство предполагает абс. или относит. подчинение одних людей (социальных групп) другим. Руководство обозначает способность осуществлять свою волю путём воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответств. полномочий у руководителей при миним. осуществлении властно-принудит. функций. Так, руководство со стороны коммунистич. или рабочей партии опирается в основном на идейное воздействие на массы, на силу авторитета. Эффективность руководства зависит от правильности политики партии, от того, до какой степени её идеи и конкретные решения отвечают интересам масс, объективным потребностям обществ. развития.

Важно также разграничить понятия политич. руководства и управления. Так, в совр. империалистич. государствах группы монополий осуществляют руководящую роль в обществе и государстве. Однако они не берут на себя функции непосредств. управления, которые выполняются проф. политич. деятелями, аппаратом управления. Монополии оказывают своё решающее влияние на политику капиталистич. государств различными средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, направлением деятельности, финансированием определ. партий и политич. кампаний, влиянием на характер конституционных режимов, на формирование обществ. мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, в гос. учреждениях и т. д. Ленин подчёркивал, что в условиях парламентских режимов руководит обществом косвенно, но тем вернее. «Тот особый слой, в руках которого находится власть в современном обществе,-писал Ленин,- это . Непосредственная и теснейшая этого органа с...классом буржуазии явствует и из истории... из самих условий образования и комплектования этого класса, в который доступ открыт только буржуазным „выходцам из народа" и который связан с этой буржуазией тысячью крепчайших нитей» (там же, с. 439-40) .

Руководящей силой в социалистич. странах выступает , который осуществляет своё руководство прежде всего через коммунистич. или рабочую партию, а непосредственно управлением заняты специалисты, работающие в сфере хозяйства, культуры, просвещения и др. Коммунистич. и рабочие партии, осуществляя руководство обществом, находятся в центре всей политич. системы. Они воздействуют на , во-первых, вырабатывая идеологию и политику, программы деятельности общества; во-вторых, формируя и организуя проведение в жизнь этих программ внутр. и внеш. политики; в-третьих, выдвигая на ключевые посты в сферах управления своих представителей, обучая их управлению; в-четвёртых, контролируя выполнение намеченной линии. Вместе с ними непосредств. управлением хозяйственными и др. процессами занимаются хозяйств., гос. , обществ. и иные организации. Разграничение понятия руководства и управления в условиях социалистич. общества имеет не только теоре-тич., но и практич. . Такой подход помогает правильно распределять функции, права и обязанности между различными звеньями политйч. системы социалистических стран, избегать параллелизма в их деятельности, делать управление максимально эффективным.

В условиях коммунистич. обществ. самоуправления отомрёт основной институт политйч. В.- госво, однако сохранится руководство и управление, которые будут осуществляться всем обществом.

Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18; е г о же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., О социальной структуре В., перспективах и ликвидаторстве, ПСС , т. 20; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, гам же, т. 31, с. 162-65; его же, Госво и революция, там же, т. 33; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС , М., 1971 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Междунар. отношения, М., 1974 ; Веселовский В., Классы, слон и В., пер. с польск. , М., 1981.

Ф. М. Бурлацкий.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ВЛАСТЬ

в отличие от физического насилия , оказывающая воздействие на , душу и , пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом ее является уважение; этическую она представляет собой тогда и только тогда, когда так направляет уважающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее более высоких ценностей (см. Этика), не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть истории. Власти присуще демоническое. «Поистине это демоническая власти: она даже там, где борется за идеальную в высшей степени самоотверженно, считая успех прочным только тогда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный , решительно осуществляет свое собственное , связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею» (Gerh. Ritter, Die Dдmonie der Marcht, 1947). Поэтому власть в понимании ортодоксального христианства при всех обстоятельствах грешна.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ВЛАСТЬ

ВЛАСТЬ - возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то. Власть тесно связана с господством и авторитетом. М. Вебер определил власть следующим образом: “Власть состоит в индивида А добиться от индивида Б такого поведения или такого воздержания от действий, которое Б в противном случае не принял бы и которое соответствует воле А”.

В современной политической науке наиболее известны четыре модели власти.

Волюнтаристская основана на традициях общественного договора, социального атомизма и методологиче

ском индивидуализме (см. Договор общественный . Атомизм ). В этой модели власть рассматривается через призму намерений и страстей. Вся общественная жизнь по существу сводится в ней к притязаниям и отношениям индивидов. Любой представляется лишь в качестве совокупности отдельных воль. Впервые эта модель властных отношений сформулирована в трудах классиков английской политической - Т. Гоббса, Дж. Локка. Д. Юм показал, что “власть” близко понятию “причина”, но в отличие от причины власть связана и с результатом.

Современный политолог Р. Даль рассматривает власть как способность заставить других делать нечто, что при отсутствии давления они делать бы не стали, т. е. как способность приводить вещи в , изменять ход событий. Властное , в его представлении, состоит из двух основных элементов-стимула и реакции. По аналогии с ньютоновской механикой предполагается, что все тела находятся в состоянии относительного покоя до тех пор, пока на них не воздействует некая внешняя сила. Именно такой силой и является власть. По существу Даля носит каузальный характер.

К этой же модели власти относится “рационального выбора” (см. Рационального выбора теория), которая постулирует существование скрытых причин и структур. Общественная жизнь состоит из цепи последовательных взаимодействий между индивидами и группами, в которых особая роль отводится мотивации, стимулам участников властных отношений.

Многие критики волюнтаристской модели власти обращали на то, что она не дает теоретического объяснения, как и почему отдельные индивиды оказываются в состоянии осуществлять власть именно так, как они это делают. Кроме того, эта модель вообще не принимает во внимание идеологические и культурно-исторические предпосылки, предопределяющие предпочтения и цели человеческой деятельности.

Герменевтическая, или коммуникативная, модель связана с феноменологией и герменевтикой. Ее сторонники полагают, что власть конституируется благодаря разделяемым членами данной социальной общности смыслам. Убеждения являются центральным ингредиентом властных отношений и соображения рациональности обязательно участвуют в общественной жизни. Интерес герменевтики направлен прежде всего на символические и нормативные конструкты, которые и формируют практическую данных социальных агентов. Такой подход включает также веру в то, что люди по природе своей существа лингвистические и во многом предопределяет характер общества, и формы существующей власти в том числе. Напр., Арендт Ханна в работе “О насилии” проводит , что власть означает способность человека действовать, но действовать совместно. Власть, по ее мнению, никогда не является собственностью индивида, а принадлежит группе и существует только до тех пор, пока сохраняет свое . Люди-уникально коммуникативные существа, и именно благодаря их способности разделять с другими мысли и отношения поддерживается их способность властвовать и подчиняться.

Для сторонников этой модели власть входит в систему ценностей, которые конституируют , равно как и возможности деятельности социальных агентов.

“Материальные” аспекты властных отношений остались по существу вне их интереса.

Структуралистская модель власти связана с именами К. Маркса я 9. Дюркгейма. В ней отвергается методологический , не принимается и чисто подход. Власть в соответствии с этой моделью обладает структурной объективностью, не признаваемой ни в волюнтаристской, ни в герменевтической модели. Структура власти делает возможным человеческое поведение и одновременно ограничивает его. Она может иметь нормативный характер, но она не сводится только к взглядам и убеждениям людей.

Структурный подход определяет власть как способность действовать. Социальные агенты обладают властью в силу устойчивости отношений, в которых они участвуют. Она обладает некоей “материальностью”, поскольку следует определенным структурным правилам, имеет собственные ресурсы и отношения. В этом и заключается дуальный характер структур: социальные структуры не существуют независимо от деятельности и представлений людей о ней и вместе с тем они выступают в роли материальных условий деятельности. Это структур возникает не просто из отношений, напр., между капиталистом и рабочими, не сводится к взглядам капиталиста на рабочих, а присуще капитализму в целом. На него опираются участники взаимодействий, реализуя определенные цели, в том числе и властного характера.

Постмодернистская модель власти имеет вариантов, начиная от М. Фуко и кончая современным феминизмом. Отвергая индивидуализм и , теоретики-постмодернисты считают, что язык и символы являются центральными элементами власти. С их точки зрения, научный не обладает достаточной познавательной достоверностью. Так, Фуко видит в том, чтобы “подтолкнуть восстание порабощенного знания”, которое затемнено, если не дисквалифицировано, знанием общепризнанным. В генеалогическом анализе власти он исходит из того, что власть концентрируется не только в политической сфере. Властные отношения встречаются повсюду: в личных отношениях, в семье, в университете, в офисе, в больнице, в культуре в целом. Асимметрия влияний, заключающаяся в том, что А сильнее влияет на Б, чем Б на А, говорит о том, что власть-это универсальное общественное отношение. Поэтому задача политика-срывать маску с власти, в особенности в тех областях жизни, где отношения господства и подчинения не бросаются в глаза. Власть, по Фуко,-это определенных структур или дискурсов, имеющих как позитивное, так и негативное . Социальные агенты создаются благодаря тем властным отношениям, в которых они участвуют, и какое бы “сопротивление” этому ни оказывала власть, социальные агенты всегда ограничиваются теми структурами, в которых они появились.

Постмодернистские теоретики делают акцент на локальном анализе “микро-власти”. Любая глобальность или в подходе к исследованию социальной власти всегда предполагает тоталитарный дискурс. Кроме того, именно локальное является антиэпистемологическим. Опираясь на идеи Ф. Ницше, Фуко пытается онтологизировать господство в той или иной форме. Право должно рассматриваться не с точки зрения легитимности его установления, а с точки зрения порабощения, которое оно провоцирует.

любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЛАСТЬ

POWER) Существуют различные взгляды на проблему власти. Согласно Веберу, власть - это вероятность того, что индивид в рамках социальных отношений сможет осуществлять свою волю в преследовании целей действия, несмотря на оказываемое сопротивление. Схожим образом Вебер определял «господство» как вероятность того, что тот или иной приказ встретит повиновение у данной группы людей. Из этого определения следует, что (1) власть осуществляется индивидами и таким образом предполагает выбор, деятельность (agency) и намерение; (2) идея власти связана с представлением о деятельности, то есть о достижении индивидом желаемых целей; (3) власть осуществляется по отношению к другим индивидам и может порождать сопротивление и конфликты; (4) власть подразумевает существование различий в интересах между теми, кто обладает ею, и теми, кто ее лишен; (5) власть негативна, она приводит к ограничениям и депривации подчиненных. Вебер утверждал, что власть приобретает качества авторитета тогда, когда люди считают ее осуществление легитимным. Одно из критических замечаний относительно веберовского подхода состоит в том, что при свойственном ему акценте на деятельности и принятии решений из виду упускается то, что непринятие решений также может быть осуществлением власти. Например, неспособность действовать или отказ от действия могут свидетельствовать о неравной власти. Носители власти могут также формировать потребности или интересы подчиненных. Так, в случае с рекламными кампаниями осуществление власти проявляется в искусственном создании потребностей. Веберовское определение власти позволяет сформулировать проблему противоположности «реальных» и «субъективных» интересов. В марксистской социологии власть рассматривалась как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов. Представления о деятельности и намерениях не являются существенными для такого определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры обществ. Так, Н. Пулантцас (Poulantzas, 1978) определял власть как способность одного класса реализовывать свои интересы в противостоянии с другими классами. С этой точки зрения власть характеризуется следующим: (1) она не может быть отделена от экономических и классовых отношений; (2) она предполагает классовую борьбу, а не просто конфликты между индивидами; (3) анализ власти невозможен без рассмотрения способа производства. Принятие теми, кто лишен власти, господства тех, кто ею обладает, объясняется в рамках марксистской традиции с помощью понятия гегемонии, разработанного Грамши. Одним из аспектов гегемонии является способность господствующего класса навязывать классу подчиненному определенную идеологию (или мировоззрение), поддерживающую его господство. Идеи, распространяемые средствами массовой коммуникации, системой образования и другими организациями гражданского общества (например, церковью и профсоюзами), интернализуются подчиненными и формируют их взгляды на общество, в результате чего вырабатывается ложное классовое сознание. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Альтюссера. В американской социологии власть не рассматривалась с точки зрения неизбежного конфликта и принуждения. Т. Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть рассматривается по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы. Однако с этой точки зрения трудно провести различие между властью и влиянием. Действительно, Р. Дал (Dahl, 1970) определяет «власть», «авторитет» и «влияние» как «отношения влияния», при этом влияние рассматривается как способность одного индивида изменять поведение другого. Таким образом, власть не сконцентрирована в рамках правящей элиты, она широко распространена во всем обществе. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя возможность всем членам сообщества участвовать в определенной степени в политическом процессе. Общепринятым является проведение различий между плюралистическим, марксистским и веберовским подходами к власти. Предполагается, что плюралистические теории рассматривают власть как нечто рассеянное в пространстве всей политической системы, тогда как, согласно марксистской социологии, власть сконцентрирована в пределах правящего класса. Вебер же подчеркивал значение силы и определял государство в качестве института, обладающего монополией на ее применение. Тем не менее, данные различия являются упрощенными. Например, Дал отмечал, что власть сконцентрирована в руках меньшинства, называемого им «политическим классом», однако он защищал либеральную демократию от нападок со стороны марксистов, которые подчеркивали, что экономически правящий класс управляет обществом в целом. Он также неявно поддерживал веберовский взгляд на государство как на легитимную монополию на применение силы. Современные подходы к власти испытали значительное влияние Фуко, который сосредоточивался на осуществлении власти посредством дискурса и экспертного знания, а также на ее локальных проявлениях и проявлениях на микроуровне. Он подчеркивал как созидательный, так и негативный эффекты власти. Все попытки определить власть подтверждают трудность соотношения понятий деятельности и структуры в социологии. Существуют серьезные разногласия относительно того, следует считать власть чем-то интенциональным или структурно обусловленным или и тем, и другим. Кроме того, существующие определения оказываются неспособными соотнести противоречивые взгляды на власть, с одной стороны, как на нечто репрессивное и принудительное, с другой - как на нечто созидательное и предоставляющее определенные возможности. Власть - это спорное понятие, использование которого неизбежно вызывает критические вопросы о ценности и точке зрения. См. также: Конфликта теория; Лидерство; Плюрализм; Санкция. Лит.: Clegg (1989)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие власти в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти.

Власть – это особый вид поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей.

Власть – это особого рода отношения между управляющим и управляемым.

Власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов.

Власть – это способность навязывать и приводить в исполнение решения. Это такая форма общественных отношений, которая позволяет одному социальному элементу влиять на поведение другого.

П р и з н а к и в л а с т и:

1) власть – это отношения, охватывающие не менее двух партнеров;

2) распоряжение осуществляющего власть должно сопровождаться в скрытой или явной форме, возможностью применения определенных ситуаций в случае неповиновения предписываемому поведению;

3) подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, от кого она исходит;

4) наличие общественных правил, устанавливающих порядок, при котором отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы затрагивают, обязан их выполнять.

Ресурсы власти:

1) экономические ресурсы – материальные ценности;

2) социальные ресурсы – право повышать или понижать социальный статус или ранг;

3) культурно-информационные ресурсы – знания, информация;

4) силовые ресурсы – средства физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

5) демографические ресурсы – сами люди, которые создают материальные блага, выступают в качестве основы для силовых, административных ресурсов, участвуют в передаче знаний и информации.

Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество – это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов.

Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.

Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная и др.). Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.



Каждая социальная общность организует свою совместную деятельность с помощью властно-управленческой системы, включающей властвование и подчинение, управление и исполнение. Это проявляется в подчинении воли входящих в данную общность индивидов и групп единой воле, выработанной в этой общности. Такое отношение означает навязывание единой воли подвластным и подчинение подвластных этой единой воле. Таким образом, властно-волевой механизм функционирования любого общества представляет собой систему взаимосвязей, в которой одна сторона формирует и реализует руководящую волю, выполняет функции социального управления, а другая подчиняется в соответствии с требованиями.

Властно-управленческие отношения всегда имеют «личностную окраску», то есть отождествляются с конкретным человеком. «Проявляясь» через личность руководителя (президента, мэра, министра), они внешне выступают как власть личности, стоящей над управляемыми. При этом властные отношения остаются общественными, не становятся отношениями конкретных личностей. Однако индивидуальные качества руководителя оказывают влияние на функционирование властно-управленческой структуры, которую он представляет: личностные качества руководителя (воля, кругозор, жестокость, властолюбие, культура, принципиальность, честность) могут повлиять на функционирование возглавляемого им властно-управленческого органа, а через него и на другие структуры. Мера такого влияния зависит от места и роли данного органа в структуре властных отношений.

Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления (вождя над племенем, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государственных органов над гражданами и так далее) не могла бы существовать ни одна из общностей.

Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности.

Власть рассматривается не как определенное качество или свойство, а как отношение между субъектами, как функциональная связь между ними, то есть она предстает в виде полномочий и способностей осуществлять управляющие, регулирующие действия, важные для всей политической системы. Согласно такому подходу, существует две стороны «властной медали» – руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и подданного. Если нет двух субъектов, то нет и власти. В данном случае сущностью власти являются отношения руководства и управления, господства и подчинения.

При этом следует заметить, что не только повелеваемый зависит от повелителя, но и повелитель зависит от повелеваемых. Ведь подчиняться можно по-разному. Например, формально вроде бы принимать приказы, но по сути уклоняться от их действительного выполнения. Так возникает то явление, которое называют «силой слабых» и бессилием власти.

Из равенства соплеменников выделяются наиболее сильные, умные, хитрые и способные влиять на других. Затем власть и ее институты начинают передаваться по наследству. На этапе появления частной собственности рождается экономическая власть, складывается государство и т. д. В обществе устанавливаются и функционируют отношения управления и подчинения, которые основываются на разных принципах легитимности. Таким образом, власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.

Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:

· согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;

· поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

· придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;

· осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Власть осуществляется различными методами и средствами, имеет множество видов и форм.

Методы властвования – это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подчиненных с целью добиться их повиновения.

Властная деятельность осуществляется двумя основными методами:

· принуждения;

· убеждения.

Принуждение – это специфическое свойство любой власти. Оно предполагает достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия путем использования силы или угрозы силой и лишения его возможности выбора между подчинением или неподчинением. Формами принуждения являются штрафы, исключение из организации, лишение свободы, террор, репрессии и т. д. История свидетельствует, что как только возникает угроза властвующим верхам, они прибегают к несанкционированным законом методам: репрессиям, террору. Принуждение приобретает форму открытого произвола.

Убеждение как метод властвования предполагает использование различных приемов для обеспечения должного поведения подчиненных. Это влияние, сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Если в обществе преобладают методы убеждения – это свидетельствует об авторитетности, легитимности и гибкости власти.

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна. Легитимность – это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Если в обществе учитываются общие интересы и ценности, легитимность проявляется в добровольном признании и принятии власти большинством населения. Гораздо чаще легитимность достигается в повседневной борьбе за оправдание перед обществом носителя власти.

Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М. Вебером. Иными словами речь идет об ответах, которые может дать власть на вопрос: «От чьего имени ты правишь?». С точки зрения М. Вебера возможны только три ответа. Во-первых, согласие управляемых может быть обусловлено авторитетом прошлого; во-вторых, личной волей исключительного главы, вождя; в-третьих, подчинением законным, разумным правилам.

Таким образом, возможны три вида власти:

· традиционная;

· харизматическая;

· рационально-легальная.

Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизматическая власть. Название этого типа власти происходит от греческого термина «харизма», означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Носитель харизмы обычно просит поддержки у народа. В своей деятельности опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение. Массы подчиняются вождю до тех пор, пока он способен «доказывать» свою исключительность. Харизматические лидеры обычно появляются в условиях кризисов, переходных состояний общества. Они стремятся изменить существующий социальный порядок, опираясь на энтузиазм масс. Харизматическая власть может возникать в любых исторических условиях. М. Вебер подчеркивал значение харизматических моментов в формировании демократических институтов Запада в период первоначального накопления капитала.

Харизма опирается на власть одной личности, обладающей выдающимися качествами, поэтому не может быть постоянной и передаваться. У соратников вождя обычно возникает желание сохранить свою власть и влияние. Поэтому часто ведется борьба за право наследовать власть. Иногда выдающиеся свойства вождя переносятся на весь его род – создается родовая харизма, а если на его должность – создается институционная харизма. Такая харизма напоминает традиционную власть.

Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Развитой формой этого типа власти является рациональное государство, в котором деятельность властителей определена законами (Конституцией). Конституция определяет правила и нормы социального поведения, которые должны соблюдать властители, бюрократия, граждане. Законы в таком государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия. М. Вебер писал, что бюрократия существовала в цивилизациях разного типа, но рациональное управление формируется с того момента, когда государство начинает оплачивать работу чиновников в денежной форме, а не в натуральной, свойственной традиционному типу власти.

Легальный тип власти характеризуется следующими признаками:

во-первых, наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни;

во-вторых, формированием социального управления как процесса применения права;

в-третьих, существованием бюрократии как субъекта управления;

в-четвертых, наличием элиты как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом;

в-пятых, подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой определенным образом организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.