Меню

Как проработать свои страхи и ограничения. Это описание характера «несчастливого» человека

Трансмиссия

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Что происходит на психотерапии при «лечении» фобических состояний.

Итак, первым шагом является прояснение ваших отношений к своему страху, возможности его испытывать, а также внутренних установок, влияющих на проявление страхов. В результате вы переходите от высказываний типа «у меня есть этот дурацкий страх, от которого я никак не могу избавиться» к «я боюсь, но не понимаю, чего я боюсь и почему и хотел бы это выяснить» и можно переходить к следующему этапу работы.

Этот шаг заключается в том, чтобы определить содержание страхов. Разберем это на примере наиболее распространенного страха — «социофобии». Клиенты обычно говорят о том, что они боятся выступать на людях или даже вообще боятся общаться с людьми, особенно незнакомыми. При этом они «понимают, что в этом нет ничего страшного, но не могут с собой ничего поделать».

Принятие клиентом того, что в этом страхе может быть рациональное зерно, позволяет выяснить, что страх связан, с представлением об окружающих, как о критичных и осуждающих. А его страх выступления или общения на самом деле является страхом, осуждения или отвержения. Дальнейшее прояснение может привести к тому, что окажется, что у клиента фигура осуждающего объединена с поддерживающей и одобряющей фигурой. Т.е. клиент на самом деле испытывает два страха: «быть осужденным или отвергнутым» и «не получить поддержки и одобрения», соответствующие двум потребностям «избежать отвержения» и «получить поддержку». Чем больше страхов удастся выявить, тем лучше, т.к. это позволяет разделить стоящие за ними потребности. Субъективно это обычно сопровождается уменьшением интенсивности чувства страха у клиента.

Психолог для женщин - бесплатно

Тут так же задействована такая психическая защита как проекция. Проекция также лежит в основе степени ощущения опасности, пугающей фигуры. Т.е. проецируются неприемлемые, или пугающие качества самого клиента или опасному объекту приписываются те действия, которые клиент хотел бы сам совершить или неосознанно совершает. Типичным примером первого варианта могу быть страхи различных животных.

Например, страх собак, или пауков. В этом случае, когда мы расспрашиваем о том, какими качествами обладает пугающее существо, «какое оно» мы получаем четкое описание (собака — злая, агрессивная, может укусить, наброситься, непредсказуемая и т.д.), которое при «примеривании» на себя, вызывает у клиента оживление, либо в виде радости, либо страха, смущения, стыда (например, если проецирование связано с запрещающей что-то установкой). Надо иметь в виду, что такие проекции могут быть достаточно хорошо замаскированными, и приходится тратить много усилий, чтобы их выделить. Так страх заболеть, может быть связан со страхом быть больным, слабым, нуждающимся в ком-то.

Либо психотерапевт идет по другому сценарию:

Психотерапевт просит вас в меньшей степени акцентироваться на качествах фигуры «того, чего/кого боятся» и в большей — на ее действиях.

Например, при страхе высоты, клиент может бояться того, что ему захочется спрыгнуть вниз. Предлагая клиенту представить такого себя, которому может захотеться спрыгнуть вниз, и уточняя, зачем ему это может понадобиться, можно получить в ответ, что этому человеку просто хочется взлететь, почувствовать себя абсолютно свободным, способным на все, ничем не ограниченным и это как раз то, чего клиент не позволяет себе в жизни.

Как попасть на прием к психологу - бесплатно

Следующий важный этап исследования в психотерапии страхов и фобий– это взаимоотношения с пугающей фигурой. Часто можно столкнуться с тем, что даже после присвоения проекции (описание смотрите выше) вы все равно испытываете страх, т.к опасность остается и у вас нет средств, чтобы с ней справиться или эти средства блокированы.

Например, прояснение страха агрессивных людей (пьяных, хулиганов и т.п.), часто приводит к тому, что клиент либо не знает, как можно защититься от нападения, либо боится это делать, т.к. неуверенно себя чувствует с собственной, обретенной агрессией и боится повредить другому сильнее, чем хотелось бы, или даже убить. Здесь дальнейшая работа может быть связана с поиском различных вариантов защиты от опасностей и их освоением.

И, наконец, последний этап психотерапии наступает тогда, когда выясняется, что опасность перестает быть вашей проекцией, а средства предохранения от нее не дают абсолютного результата. Это касается страха смерти, утраты и других неизбежных составляющих нашей жизни, способности защищаться от которых ограничены. Здесь работа может сводиться к принятию собственного бессилия и ограничений, или наличия выбора рисковать и подвергаться опасности или нет.

Этим может завершаться, например, работа над страхом полета на самолетах, когда вы осознаете, что его страх погибнуть может иметь реальные основания и он действительно рискует, садясь в самолет, как, впрочем, и не садясь в него, или , когда вы понимаете, что любые отношения, помимо радости и удовольствия влекут за собой и возможность потери и можно только выбирать «иметь или не иметь».

Кабинет психолога - бесплатно

Таким образом проходит и психотерапия при страха и фобиях. Сегодня мы чуть-чуть приоткрыли дверь в то, как происходит психотерапия. Надеемся, что мы хотя бы немного сформировали у вас осознание важности обращения именно за консультацией или психотерапией, если у вас присутствуют страхи и фобии. Хватит ждать и жить в собственной тюрьме, где охранники - ваши страхи и фобии. Помилование можете вынести только вы, имея опытного «адвоката»- психотерапевта.

Корниенко Павел, Миронова Наталия

В нашей психотерапевтической работе мы часто сталкиваемся с разнообразными проявлениями страха у клиентов. Эта статья представляет собой нашу попытку глубже разобраться в переживании страха, и систематизировать разные идеи психотерапевтической работы «вокруг» этого переживания. И мы будем рады, если наши идеи в этой теме окажутся для вас полезными и интересными.

Что такое страх?

Словом «страх» обычно называют интенцию человека избежать некоторую ситуацию:

  • Которую человек представляет вероятной;
  • Которую человек вспоминает;
  • В которой человек, по его восприятию, находится.

Страх, как психофизиологическая реакция имеет известные физиологические проявления: выброс адреналина, увеличением ЧСС, перераспределением кровотока в пользу сердца и крупных мышц, уменьшением глубины дыхания, повышением уровня сахара в крови, выделением кортизола и сужением поверхностных сосудов, повышенным потоотделением, определенными изменениями позы тела, передвижением глаз к периферии) Эти проявления считаются физиологической подготовкой к бегству (которое, впрочем, может не состояться, или реализоваться в затаивании; а в некоторых случаях эта подготовка может реализоваться в защитной агрессии).

В этой статье мы не разделяем понятия страх и тревога, т.к. в первую очередь, мы фокусируемся на тех психических процессах, которые в разных контекстах обозначаются и тем и другим словом.

Почему мы чего-то боимся?

Есть три группы причин, по которым какая-то ситуация может восприниматься как опасная:

  • Личный опыт человека
  • Социальное усвоение источников опасности
  • Врожденные активаторы опасности

Разные авторы выделяют разный набор врожденных активаторов страха . Например, Боулби называет четыре естественных активатора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта.

Также, достаточно хорошо изучены разнообразные способы социального усвоения источников опасности . Например, когда ребенок некоторое время наблюдает реакцию страха у родителя, то ситуация, пугающая родителя может начать вызывать страх и у него.

Личный опыт столкновения с сильным переживанием страха (вызванным любыми источниками) в какой-то ситуации, может стать причиной, по которой человек может начать избегать подобных ситуаций (т.е. такие ситуации начнут вызывать у него страх). И для наших целей важно добавить, что все то, что может вызвать у человека сильный психический дискомфорт, может развить реакцию страха направленную на его избегание. Таким источником многих страхов является избегание переживания стыда.

Для чего нам бояться?

Исходя из идеи, что изначальное предназначение большинства эмоциональных состояний - это регуляция взаимодействия живого существа с окружающей средой, можно выделить, по крайней мере, два важных для нас способа того, как это регулирование происходит. Применительно к страху это будет звучать так:

  1. Страх переживается как интенция, которая побуждает к бегству из опасной для индивида ситуации.
  2. Страх маркирует в памяти ситуации (в которых было испытано это переживание), для более успешного их избегания в будущем.

Процессы, происходящие в психике при возникновении переживания страха можно условно разделить на этапы:

  1. Работа механизмов восприятия, запускающая реакцию страха
  2. Эмоционально-телесное переживание страха
  3. Внутренний выбор варианта избегания пугающей ситуации
  4. Физическое действие (вытекающее из переживания и процесса выбора)
  5. Ориентировочная деятельность по окончании действия
  6. Эмоционально-телесное переживание и перенастройка механизмов восприятия (вытекающее из результатов ориентировочной деятельности!)

И если все этапы пройдены успешно – эмоционально-телесное состояние возвращается в «норму». А если нет, то эмоционально-телесное состояние сохраняется дискомфортным, и увеличивается вероятность «маркировки этой ситуации как опасной». Говоря еще раз другими словами: «Сила эмоционального следа в памяти» прямо пропорциональна силе пережитого переживания. И если в некоторой ситуации человек испытывает реакцию страха и не находит способа успешно реализовать «избегание», то это вызывает у него еще больший дискомфорт, и соответственно, эта ситуация запечатлевается в памяти как более «страшная».

При описании психотерапевтических действий, мы будем обращаться к этой схеме. И нам кажется важной идея о том, что успешное прохождение по этим этапам в психотерапии, имеет психотерапевтическую ценность в работе со страхом.

Далее мы будем описывать разные виды психотерапевтической работы, которые применимы в разных случаях и на разных этапах работы со страхом. Каждый из описанных видов работы облает собственной психотерапевтической ценностью, но обычно в практике, используются одновременно 2-3 типа работы, последовательно вытекающие друг из друга.

1. Работа с избеганием переживания

Описание ситуации
В практике, мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда у клиента приходящего на прием представлена реакция страха/тревоги с ее физиологическим проявлениями. И обычно клиент понимает, что он встревожен некоторым событием (чаще всего предстоящим). Но размышляя об этом, клиент плохо понимает, что именно его пугает. Его пугает как будто бы «весь день» предстоящего события (это мы обозначаем словом генерализация). Таким образом, не думая о конкретном, действительно пугающем его эпизоде, смещая реакцию страха на общее и глобальное, клиент как бы прячет от себя пугающее место. И на психическом и на телесном уровне клиент, как бы «уже бежит от него» путём «бегства от собственных мыслей» об этом событии.

Размышления о механизмах
«Избегание ситуации» и избегание «мыслей о ситуации» - это похоже разные грани одного и того же психического процесса. Как будто, соединение двух механизмов: 1) представление предстоящей ситуации и 2) избегание «негативных переживаний» дают в сумме «избегание негативной ситуации».

Мы понимаем ситуацию избегания переживания , как ситуацию, когда человек испытывает страх генерализованного события, но на самом деле таким способом скрывает от себя действительно пугающие его конкретные события. Это происходит вследствие того, что страх по поводу конкретных событий по каким-то причинам представляется непереносимым. Генерализация в таком случае это следствие невозможности пройти по этапам вышеприведенной схемы.

И когда в терапии удается сфокусировать место возникновения страха, то это часто (в совокупности с нижеописанными приемами) открывает возможности для успешной реализации «избегания» по приведенной выше схеме – и соответственно к изменению переживания.

Представляет определенный интерес идея, что проявления «беспричинного страха», страха фобий и ночных кошмаров - являются следствием того же механизма избегания переживания. Когда у психики нет возможности переживать страх ассоциированным с его настоящим источником, она переживает его через «другой материал». Можно предположить, что это своего рода попытка или завершить переживание или найти решение «успешно пройдя по всем этапам переживания страха».

Психотерапевтическая работа
Первый этап работы с генерализованным страхом заключается в поиске того, что именно вызывает страх «внутри генерализованного события», т.е. дегенерализация. Эта работа, сама по себе временами обладает терапевтическим эффектом, т.к. клиенту «не нужно уже избегать всего», а только какой-то локальной части. Бывает, что клиент сам или с помощью терапевта находит устраивающий его способ действия в этой «локальной части» - и это все что ему важно от терапии.

Отдельный интерес представляет идея, что если пугающее событие стало генерализовываться, то на это наверняка были какие-то причины. Например, в тот момент, когда человек подумал о пугающем событии, с ним происходило еще что-то, что не дало его психике нормально «обработать» возникшее переживание. И распутывание истории как произошло так, что «страх стал генерализовываться» - может иметь терапевтическую ценность в логике «работы с травмой » описанной ниже.

Когда страх локализован, помимо всего вышесказанного, у нас есть по крайней мере еще два возможных варианта продолжения терапии. Локализованное «место страха» позволяет начать с ним работу в логике «работы с травмой », или в логике «обретения различных вариантов действий ».

Интересно, что классический способ терапевтической работы со страхом выражаемый известной формулой «принятия тревоги/страха», и распространенные в психотерапии приемы «обращения внимания на переживания в теле» похоже, обладают тормозящим действием на «реакцию избегания» – за счет чего и имеют терапевтический эффект.


Психодраматическими вариантами такой работы, являются драматизации, в которых протагонист все ближе и ближе приближается к тому, что вызывает интенсивное переживание страха. Самый простой и эффективный вариант - это драматизация сцены, которая пугает протагониста, и максимально точная фокусировка пугающего момента. Может так случится, что появляющийся в сцене страх завязан на более ранние сцены из жизни протагониста. И переходы к ним будут следующим шагом конкретизации страха. Известно, что подобного рода работа, даже без т.н. «проработки ситуаций из прошлого» обычно снижает переживание страха в ситуациях в настоящем, такая работа как бы «оттягивает энергию переживания к своему «настоящему» источнику».

Говоря в языке психодраматической ролевой теории, мы работаем на реабилитацию соматопсихической «роли испуганного», как альтернативе соматопсихической роли «избегающего».

В некоторых случаях возможна и символическая психодраматическая работа в метафоре «встреча со страхом». Но нуждо иметь ввиду, что эта метафора легко разворачивается во взаимодействие в котором протагонист пытается отвергнуть свой страх (т.е. себя испуганного), что может быть началом важной работы другого типа - скорее всего про интроецированные нормы отношения к этому чувству. Но в нашем контексте важно, что эта работа, скорее, противоположна по воздействию «работе с избеганием переживания» – она скорее дистанцирует от чувства, чем приближает, а потому может быть не всегда полезна.

2. «Работа с травмой»

Описание ситуации
Этот вид психотерапевтической работы уместен в ситуации, когда у клиента есть конкретная сцена, мысленное обращение к которой вызывает у него сильные дискомфортные переживания. И тем самым мотивируют его к избеганию таких ситуаций. В таких случаях обычно говорят о «травмирующих ситуациях» в прошлом опыте клиента.

Размышления о механизмах
Чуть выше мы говорили о том, что если интенция к избеганию не смогла реализоваться в успешное действие, то дискомфортные переживания усиливаются. Одним из вариантов, того как это может произойти является что-то вроде «борьбы побуждений». Когда в критической ситуации психика переживает не одно, а несколько иногда диаметрально противоположных побуждений и их проекты действий начинают блокировать друг друга. А заблокированные на начальном этапе реализации интенции сохраняются заблокированными и после выхода из травматической ситуации. И исследование «чувств и мыслей» человека рассказывающего про «пугающую» его ситуацию - всегда обнаруживает в его «внутреннем мире» много противоречивых интенций и их конфликтов.

Психотерапевтическая работа
И в этом смысле, медленная и аккуратная психотерапевтическая работа, которую в метафоре можно обозначить как «развязывание узлов внутренних конфликтов» может позволить «проживать» пугающие ситуации со значимо меньшим уровнем напряжения. Суть этого вида работы заключается, в последовательном исследовании «травмирующей ситуации» и целью выделения всех эмоциональных реакций, интенции к действиям и возможных конфликтов таких интенций. По мере выделения в травматическом опыте эмоциональных реакций, клиенту предлагается проживать каждую из них по отдельности в соответствии с этапами приведенной выше схемы.

Такое понимание психотерапевтической работы с травмой и механизмов лежащих в ее основе развивается Еленой Петровой.

Психодраматические варианты работы
В зависимости от «вида травматизации», разная форма психодраматической работы будет предпочтительной.

В случае, когда в травматизации на первый план выступают прерванные и подавленные врожденные двигательные реакции - их отыгрывание и является терапевтичным. Это, в первую очередь, случаи столкновения с реальной физической опасностью и с направленной агрессией. В таких работах могут быть важны мелкие детали сцены, например «хрустальная ваза» в руке человека в момент опасности может заблокировать естественную реакцию уклонения или отталкивания и быть фактором существенно увеличивающим дезориентацию и как следствие - травматизацию.

В работах с травматизацией основанной на прерванных коммуникативных процессах, мелкие детали могут быть не важны - и часто достаточно, пригласить на сцену всех участников коммуникативного узла и развернуть «распутывающую» коммуникацию между ними. Примером такой ситуации может быть случай: Главный начальник поручил клиенту работу, клиент пришел к младшему начальнику с просьбой о помощи в этой работе, а младший начальник агрессивно заявил клиенту, что он некомпетентен для такой работы и он ему ее не даст. И как результат - клиент дезориентирован.

3. Работа со «стыдом переживать страх»

Описание ситуации
В некоторых ситуациях, когда люди испытывают и/или демонстрируют страх, они начинают его стыдиться. И как следствие, мы чаще всего имеем одну из двух ситуаций. Человек либо погружается в переживание стыда, либо, избегая стыда, начинает избегать работать со страхом.

Размышления о механизмах
Переживание стыда создает дополнительные сложности в психотерапевтической работе с любыми эмоциональными состояниями по двум причинам. С одной стороны, стыд сам по себе сильное дискомфортное переживание, и желание избежать его может выливаться в избегание работать с такими темами. А с другой стороны, само переживание стыда является уже проявлением «борьбы побуждений» в психике человека. И эта «борьба побуждений» может быть причиной «застревания в страхе». Напр. страх социального отвержения (который мы часто находим в стыде) может настолько заблокировать побуждение к бегству в некоторой ситуации, что он и становиться основной причиной останавливающей нормальное течение этапов переживания страха.

Психотерапевтическая работа
Иногда бывает достаточно небольшой терапевтической работы с переживанием стыда (который появляется у человека как реакция на собственный страх), которая просто снимает «блокировку» с нормального процесса переживания страха, чтобы психика уже смогла сама пройти остальные этапы схемы. Т.е. клиенты иногда предъявляют в запросе тему страха некоторой ситуации, но на самом деле страдают от стыда не дающего этот страх реализовать в реальное или воображаемое действие.

Если клиент запросил работу со страхом, но у нас нет достаточных оснований и согласия клиента, что работа с переживанием стыда может иметь для клиента терапевтическое значение, то разумно не разворачивать терапевтическую работу с переживанием стыда, а просто аккуратно его «обработать», чтобы оно не блокировало возможность работы со страхом. Но в некоторых случаях, может понадобиться и более длительная терапевтическая работа с переживанием стыда, например в той же технике «работы с травмой ».

И в любом случае, если мы понимаем, что клиент «уязвим» в месте стыда – мы уже не теряем это переживание из вида, оно может вернуться в любой момент нашей работы.

Психодраматические варианты работы
Для терапевтической работы со «стыдом переживать страх», хорошо подходят варианты сцен, в которой есть тот, кто стыдит испуганного протагониста. Т.к. мы понимаем феномен стыда как результат борьбы побуждений, то в сцене необходимо проиграть/разложить на отдельные составляющие. Каждое побуждение разворачивается в собственную сцену взаимодействия с участниками событий.

Важно, что среди побуждений продуцирующих стыд, обязательно должно быть побуждение «приближения к людям»/«к человеку»/«принятия в сообщество», которое необходимо обнаружить и тоже прожить, например в форме эмоционального обращения к значимому человеку. И интересно, что варианты группового дублирования протагониста в подобных сценах могут дать, помимо разделения различных побуждений - дополнительное переживание включенности в группу.

А для того, чтобы просто чуть-чуть снять это переживание, если нет плана с ним работать, в сложившейся группе бывает достаточно лишь обратить внимание протагониста на переживание стыда и предложить ему «посмотреть на участников группы» и снова на переживание.

4. Обретение различных вариантов действий

Описание ситуации
Порой сложностью клиента, оказывается его ощущение «отсутствия хороших вариантов избегания пугающей ситуации». Если говорить в логике «этапов переживания страха», то это когда человек не может перейти на этап «физического действия», а остается на предыдущем этапе. Чаще всего, это переживается как беспомощность (или агрессия от беспомощности).

Размышления о механизмах
Среди возможных вариантов объяснения можно упомянуть:

  • Отсутствие освоенных социальных ролей, через которые можно действовать в этой ситуации.
  • Поиск вариантов возможных действий, среди очень узкого количества вариантов.
  • Отвержение возможных вариантов действия, из-за неосознаваемых переживаний, уходящих корнями в предыдущий опыт (травмы, генерализация переживаний).
  • Централизованное подавление активности к действиям, что-то близкое к «выученной беспомощности».

Психотерапевтическая работа
При наличии выученной беспомощности у клиента мы видим следующие процессы:

  1. торможение попыток активного вмешательства в ситуацию;
  2. трудность в научении тому, что в аналогичных ситуациях может оказаться вполне эффективным;
  3. переживания грусти, подавленности, депрессии.

Переживание противоположное беспомощности – это переживание того, что «я найду способ, как обойтись со сложностью», некоторая «активная», «исследующая» позиция по отношению к ней. Соответственно, и цель психотерапии в этом случае – это помощь клиенту в обретении этой позиции.

Терапевтическим воздействием будет растормаживание попыток активного вмешательства в ситуацию и приобретение опыта успеха - эффективного влияния на ситуацию с помощью собственных действий. Причем, в случае работы с выученной беспомощностью, первоначальная работа по восстановлению активности и приобретения успешного опыта влияния на ситуацию может происходить в деятельности, не связанной напрямую с проблемной областью. Наиболее простым способом, часто является просто «заражение клиента» этой активностью от «терапевта», которая проявляется в позиции «творческого поиска решения ситуации». Хорошим результатом работы будет запуск психического механизма поисковой активности подходящего варианта действия.

В ситуации освоения новых социальных ролей и расширения круга вариантов возможных действий от терапевта, кроме активности, требуется «открыть» для клиента поиск возможностей в тех сферах, которые клиент считал для себя закрытыми или не знал об их существовании. К примерам последнего можно отнести случаи, когда терапевт делиться информацией о том, «что можно сказать в этой случае», «как можно отреагировать», «как построить разговор», или «обратиться за советом к такому-то специалисту». Конечно, большой интерес, представляет исследование, почему клиент не искал решения в тех или иных сферах. Эта линия работы, скорее всего, приведет нас к «работе с избеганием переживания » и, возможно, к «работе с травмой ».

Говоря психодраматической терминологией, мы работаем на «расширение ролевого репертуара поведения в таких ситуациях» или даже на «развитие новых социальных ролей».

Этому же способствуют вопросы терапевта, побуждающие клиента анализировать ситуацию и придумывать всё большее количество разнообразных способов её разрешения. Фактически мы активируем левополушарный тип обработки информации (детальное рассмотрение ситуации, размышления о возможных вариантах действия). Этим мы, кроме всего прочего, работаем на восстановление межполушарного взаимодействия и способствуем уменьшению «сверхэмоционального реагирования» у клиентов с доминирующим правополушарным способом реагирования.

В завершение этого пункта, хочется упомянуть еще одну идею, которая на наш взгляд имеет некоторую исследовательскую ценность. Можно выдвинуть гипотезу, что в какие-то моменты психика может «застревать» в самом процессе поиска. Это проявляется в субъективном переживании «необходимости» «найти решение задачи» или «выход из ситуации». Интересно, что порой предложив клиенту «придумать сколь угодно фантазийное решение этой проблемы» - можно получить наблюдаемое изменение состояния клиента. Мы склонны объяснять это тем, что таким образом мы как бы «обманываем психику», даем ей способ остановить своеобразный «компульсивный поиск решения».

Психодраматические варианты работы
Основным вариантом расширения вариантов реагирования в пугающих ситуациях и вообще возвращение протагонисту возможности реагировать - является психодраматическое проигрывание различных вариантов действия. Проигрывание в безопасном психотерапевтическом пространстве новых способов действий растормаживает поисковую активность протагониста не только во время терапии, но и в жизни. Причем не обязательно, чтобы варианты действий проигрывал сам протагонист – включенное наблюдение за работой других участников группы, за счет действия зеркальных нейронов, так же расширяет ролевой репертуар.

Первым классическим вариантом «освоения новых социальных ролей» и «поиска новых вариантов возможных действий», является проигрывание ролей персонажей, которые различными способами справляются с ситуацией. Примером может быть известный ход, когда терапевт спрашивает клиента «кто из исторических персонажей мог бы как-то по-другому, интересным для тебя способом поступить в этой ситуации?»

А вторым классическим вариантом реализации, является групповое дублирование протагониста и групповое предложение вариантов действия. Если предложить участникам группы в некоторой ситуации накидать для протагониста различные варианты коммуникативного ответа некоторому персонажу, то хорошо работает, если предложить протагонисту в это время быть в роли этого персонажа. Это дает возможность протагонисту одновременно примериваться и к предлагаемому варианту и к реакции антагониста на него.

5. Работа с механизмами, запускающими реакцию страха

Описание ситуации
Этот вид психотерапевтической работы уместен в случаях, когда тревожащие клиента события еще «далеки от него», чтобы вызвать у него полную реакцию страха (в отличие от ситуации, описанной в случае «работы с избеганием переживания»). Если говорить в логике «этапов переживания страха», то когда человек еще не перешел на 2-й этап, а находиться на этапе «работы механизмов восприятия» («то ли тревожиться, то ли нет»). Примерами могут быть такие тревожащие мысли как, размышления о своем будущем, старости, потенциальной смене работы по собственному желанию и т.д.

Размышления о механизмах
Есть некоторые основания предположить, что запуск реакции страха может опираться на психические процессы «разных уровней». В случае, когда возникновение эмоции страха опирается на достаточно древние механизмы – эмоция возникает у человека «помимо его воли», а его «высшие когнитивные процессы» уже потом приписывают эту реакцию какой-то ситуации. Красивым объяснением того, почему в некоторых ситуациях мы имеем невыраженную реакцию страха (в случае которой применима работа этого типа), может быть такое: эта тревога скорее запускается, опираясь на «высшие когнитивные процессы».

Когда человек начинает размышлять о тревожащем его предстоящем событии, то важно, в какой именно момент его размышлений у него возникают дискомфортные переживания. Важно то, какие именно мысли/образы/идеи запускают переживание страха – эти мысли/образы/идеи часто возникают спонтанно, и не осознаются самим человеком достаточно хорошо. В обобщенном случае это происходит как-то так: человек размышляет о событии и в какой-то момент у него возникает тревога, которая начинает увеличиваться по мере продолжения «размышлений».

Часто человек находит некоторое объяснение своей тревоге (например, «боюсь что у меня не получится это ») и далее он переживает реакцию страха, «думая это объяснение». Но т.к. мысли/образы запустившие переживание могут лежать в другой плоскости чем объяснение (и объяснение часто имеет генерализованный характер), то «размышления об объяснении» не приводят к нахождению конструктивных способов избегания. А это, в свою очередь, не дает завершиться переживанию и может увеличивать тревогу (см. раздел «Для чего нам бояться?»).

Психотерапевтическая работа
Работа по осознанию запускающих механизмов заключается в выделении вместе с терапевтом тех мыслей/образов, которые запускают переживания и обсуждении того, какой процесс они запускают. Эта работа эффективна по той причине, что если клиент научится направлять свое сознательное внимание на этот процесс, то это позволяет влиять на работу собственных механизмов восприятия и остановить «запускание реакции страха» на раннем этапе. Дальнейшими типовыми шагами в терапии будут:

  1. Обсуждение того, насколько эти мысли/образы соответствуют реальности ситуации (а не являются неосознанными автоматическими реакциями, на ситуации прошлого).
  2. Обсуждение, есть ли у клиента другое, альтернативное, виденье этой ситуации. Может ли он противопоставить имеющимся мыслям/картинкам какие-то другие.
  3. Обсуждение личного отношения человека к тому, что эти образы так сильно влияют на его состояние.

Все эти варианты развития беседы уже не являются обязательными, т.к. и все они, и просто работа по осознанию механизмов запуска – развивают способности клиента к управлению процессом, запускающим переживания.

Психодраматические варианты работы
Самым простым и эффективным вариантом психодраматической работы этого типа является разыгрывание «смутных пугающих вариантов развития событий». В процессе этого разыгрывания важно не потерять пугающее содержание, чтобы сделав «смутное будущее» - «явным пугающим будущим» в полной мере получить два инсайта: 1) «теперь я понимаю почему я опасаюсь этого «смутного пугающего» и почему этот вариант тревожит меня»; 2) задаться вопросом к самому себе: «а почему мне представляется, что развитие событий должно быть именно таким?» - и вслед за этой мыслью часто приходят инсайты относящиеся к событиям из личной истории клиента. И такой работы часто бывает достаточно, чтобы далее клиент уже все доделал сам.

Заключение

К сожалению, многие интересные вопросы про работу со страхом не вместились в формат этой статьи. Но мы надеемся, что читателю удалось выхватить из нашей работы интересные для него идеи. Мы будем рады вашим откликам и замечаниям!

Основные источники

  • Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер 2009 г.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Петрова Е. Травма и посттравматический синдром. Практика терапевтической работы

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо. А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:"Пошел вон, ты нам не нужен". Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники.

Страхи - наши верные защитники.

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге. Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности».

Видеоуроки по математике.

Так вот, наши страхи - это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит "отдавать его под суд", а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится?

Подружимся со своими страхами.

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх - это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным. Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе. Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: "Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!" Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью. Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им. Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз.

Убираем причины возникновения страхов.

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни. Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны. Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений. Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять.

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо!
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую!
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков , потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого. Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию. Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника "диггинг" или "раскопка" помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:"Тааккк!", оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал "тиранить": "Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, - ты у меня получишь!!!" В процессе такой тирады он сам себя "накручивал", "заводил", начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.)
  • Люди (начальство) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность - небольшая пауза - Ммм... Просто понимают ли это родители моих учеников?

Тут сразу "вылазят" на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам.

Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Ммм... Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно "поверхностная" раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое. Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему.

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать "консультация" и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Медитация "Башня"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

К работе со страхами относят техники и упражнения, дающие возможность предупредить боязнь, избавиться от нее либо извлечь позитивные моменты. Чаще всего для этого применяются психотерапевтические или гипнотические методики. Процедура актуальна, если человек самостоятельно волевыми и разумными действиями не может решить проблему.

Стоит отметить, что проработка боязней не всегда уместна. Это связано с тем, что некоторые индивиды длительное время носят страхи в себе, не подозревая о том, что снять их можно за пару сеансов. Другие люди упорно посещают психолога, хотя особой нужды в этом нет. Это касается личностей, которые не привыкли преодолевать трудности, им проще признать, что они чего-то боятся и на этом этапе остановиться.

Боязни есть у всех, однако, сильные личности ими обычно не занимаются. Они ставят перед собой иные задачи: решение житейских проблем, вырабатывание уверенности в себе, преодоление страха. Тревожность значительно осложняет эффективность и качество жизни. Поэтому работа со страхами часто уместна, проводится при помощи разных методик, посредством воздействия на каналы разума, души, тела человека.

Внутренние боязни во многом провоцируются страхом физическим. Особенно это касается неуверенных и нерешительных личностей. Среди основных методик устранения боязней:

  • аутотренинг;
  • десенсибилизация;
  • психолингвистическое кодирование;

Все техники предусматривают работу со страхами путем поиска первопричины проблемы. Достигается это при помощи специальных фраз и предложений, погружением клиента в транс либо посредством парадоксальной интенции.

Как работать со страхами у взрослых?

Формирование взрослого человека идет постепенно, однако, не всегда в рациональном и положительном направлении. В случае с фобиями, организм реагирует на боязнь четырьмя психологическими механизмами. Первый из них - «подключение сознания». В этом случае предполагается осознание личностью боязни с учетом ее характерных проявлений. Преобладать должно понимание того, что страх и его симптоматика - стандартная реакция на реальную, но не мнимую опасность.

Для этого четко характеризуют тревожность по:

  • реальности либо необоснованности;
  • вероятным проявлениям и последствиям;
  • типу реакции на опасность, с учетом имеющегося жизненного опыта и знаний;
  • необходимости посторонней помощи или подключения резервов психики.

Предварительное настраивание

Психология работы со страхом на этом этапе заключается в опережении сознания с подходящим настроем на опасную ситуацию или объект боязни. В итоге формируется фундамент для правильного реагирования организма. Помощь в этом оказывает эмоциональная нагрузка, перемена понятий (например, страха на волнение), поиск позитивных моментов при стрессовых обстоятельствах и тому подобное.

Действие

Третий механизм работы со страхами предполагает проведение манипуляций и действий , направленных на познание внутреннего мира с определением в нем места проявляющейся боязни. В практической плоскости обеспечивается соответствующий настрой на ситуацию. Его сравнивают с телефонным звонком, который можно слушать долго, не узнав звонившего без совершения элементарного действия - поднятия трубки.

Предвидение

Здесь основными факторами выступает прогноз результатов и последствий. По сути, предвидение опережает не только сознание, но и действие с настроем. Прочитывая стрессовую ситуацию, индивид заранее рассматривает возможный позитивный исход. Предварительное планирование течения критических обстоятельств позволяет предотвратить негативный финал либо извлечь полезный урок из ситуации.

Как проработать страхи у детей?

Ребенок до шести лет психоэмоционально развивается в соответствии с внутренними семейными отношениями, без рационального подхода к боязням и тревогам. Решающую роль на этом этапе в преодолении детских страхов играют родители. Важные используемые механизмы:

  • беседа с пояснениями о том, почему не стоит опасаться чего-то;
  • совместное преодоление страхов действием, используя авторитет и личный пример родителя;
  • переключение внимания путем внесения в процесс игры или позитивных эмоций.

У дошкольников и учащихся младших классов боязни характеризуются повышенной глубиной, поскольку тревожность связывается часто с новым и неизведанным. Специфика этого возраста:

  • окончательно формируется сознание;
  • проявляется познание себя и сопутствующих опасностей;
  • боязни трансформируются в голове, оказывают влияние на поведение ребенка и общий эмоциональный фон;
  • появляются инстинктивные тревоги, (опоздания, плохие оценки, конфликты со сверстниками);

Как работать со страхами у детей? Используемые техники предполагают акцентировать внимание на формирование положительного восприятия событий с осознанием и пониманием происходящего. Особенно фобии активно проявляются у подростков. Сюда добавляется боязнь нелепо выглядеть в глазах окружающих, страх публичных выступлений, неудачи на экзаменах. Также продуцируют тревожности потери близких. Устранить проявления испуга можно при помощи традиционных методик, используемых для взрослых.

Рациональная проработка

Для закрепления трансформации иррациональной боязни в адекватную форму, оценивают математическую вероятность реальной реализации фобий. Также представляют проявление существующего страха в его самой тяжелой и опасной форме. Кроме того, учитывают вероятность проявления всех собственных страхов одновременно. В итоге получается мизерный процент (не выше 5–10%), если человек не находится в зоне повышенного риска. Дополнительным доказательством того, что реальность проявления тревожности ничтожно мала, служит успешная деятельность страховых компаний, поскольку контрактные случаи очень редки.

Нужно понимать, что человек сам накручивает свое психологическое состояние, провоцируя неприятные ощущения, связанные с боязнью. Необходимо воспринимать страх, как важный импульс от подсознания. Сама природа дает вам своеобразного союзника, продуцирующего определенную выгоду при возникновении неприятной ситуации. Например, собака чувствует страх человека, поэтому вероятность атаки с ее стороны возрастает. Если воспринимает его, как лидера или превосходящего соперника, нападение маловероятно. Тем не менее носить специальные средства защиты при себе - будет нелишним.

Главное осознать, что проработка боязни, включая представление о возможном развитии событий, позволяет правильно настроиться и отреагировать на ситуацию, к которой подготовлен морально.

Работа с конкретными страхами

В этом разделе представлены несколько боязней, часто встречающиеся у людей. Первая из них - страх перед неизвестным. Он просто объясняется. Человеческое подсознание дает подсказку о том, что дальнейшее продвижение безопаснее, если знаешь, чего ожидать и в состоянии контролировать ситуацию. Неизведанное невозможно изначально подчинить, что и пугает людей больше всего.

Также выделяют следующие боязни:

  1. Страхи бытовые. Сюда входит испуг перед экзаменами, поступлением на работу, трудным семейным разговором, расставанием с близким человеком и так далее. Большинство подобных «фобий» снимается за несколько минут. Нужно просто выписать все боязни этого направления на листочек. Затем преодолевать тревожности друг за другом. Если проблема не решается, обратитесь к специалисту.
  2. Эту боязнь необходимо преодолевать в детстве. Эффективный способ - игра в салки на неглубоком месте водоема. Увлекшись, ребенок забудет о своем страхе, сам не заметит, как начнет плавать.
  3. Боязнь одиночества. Часто она возникает параллельно с другими фобиями. Человек не имеет определенных жизненных целей, нуждается в поддержке или преследует определенные выгоды с привлечением внимания к своей персоне любыми способами.
  4. Страх отношений. Указанную тревожность проще убрать при помощи постепенных шагов начиная с элементарных вещей. К примеру, стоит развивать себя, учиться игре на инструментах, уделить внимание физическому развитию, выбрать увлекательное хобби и тому подобное. Вскоре у вас появится друг или подруга по интересам, постепенно из дружеских, отношения могут трансформироваться в более близкий контакт. Подобный подход способствует наработке положительного опыта общения.
  5. Страх животных. Фобия возникает по отношению к различным представителям живой природы, но медитации и аутотренинги решения проблемы примерно одинаковы. На примере паука рассмотрим способ самостоятельного избавления от тревоги. Необходимо приближаться к объекту на дистанцию видимости его невооруженным глазом. Затем подойти на расстояние вытянутой руки, далее - максимально близко. На финишном этапе прикасаются к животному, доводя время от секунды до нескольких минут.

Работа со страхами у взрослых начинается с осознания причины боязни. Огромную роль в преодолении тревожностей играет отношение и участие в решении проблемы непосредственно индивида. Психотерапевт или гипнолог оказывают лишь помощь в корректировке процесса. Если страх сопровождается паническими атаками, переходит в хроническую стадию - без помощи специалиста не обойтись. Рекомендуем вам психолога-гипнолога