Меню

Урок Первобытные земледельцы и скотоводы. Первобытные земледельцы и скотоводы

Электронные помощники водителя

>>История: Древние земледельцы


6. Древние земледельцы

1. Возникновение земледелия.

Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек , вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.

Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие , а люди стали земледельцами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.

2. Одомашнивание животных и скотоводство.

Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство , и надобность в постоянной охоте отпала.

3. Неолитическая революция.

Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

4. Посуда из глины.

В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

5. Соседская община.

Род все еще продолжал играть большую роль в жизни неолитических земледельцев и скотоводов, но постепенно происходили важные изменения в жизни родовой общины . Более крепкими становились связи между соседями, в их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская.

Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Обширные родовые союзы образовывали племена. С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Они состояли из нескольких поколений ближайших родственников - дедушки, бабушки, мать, отец, дети, внуки. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Этот надел закреплялся за семьей, со временем превращаясь в ее собственность. Урожай тоже становился собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые и удачливые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине.

6. Выделение знати.

Со временем старейшины, главы богатых и могущественных семей, колдуны стали присваивать себе лучшие земли, пастбища, самолично распоряжались общинными землями, продуктовыми запасами, скотом.

Между племенами вспыхивали войны. Победившее племя захватывало земли, скот, имущество побежденных. А самих побежденных нередко превращали в рабов.

Для ведения войны племя избирало военного предводителя - вождя. Постепенно вождь превращался в постоянного главу племени. Вождь формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов племени. Этот отряд назывался дружиной.

Большая часть добычи доставалась вождю и его воинам. Они становились богаче своих соплеменников. Вождь, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли знатными людьми, знатью. Знати приписывалось происхождение от почитаемых предков, особые доблести и достоинства. Вождь и знать управляли жизнью племени. Они образовали особую группу людей, главным делом которой было управление, организация жизни племени. Знатность передавалась по наследству. Она распространялась на детей, внуков, потомков знатного человека.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Календарно-тематическое планирование по истории , задачи и ответы школьнику онлайн, скачать курсы учителю по истории 5 класс

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Задание №13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия»

1. Закрасьте древнейший район земледелия

2. Напишите названия рек — Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг

Задание №14. Впишите недостающие слова

Земледелие и скотоводство возникло в Западной Азии более 11 тыс. лет назад.

Первое домашнее животное — это собака .

Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: корова, овца, коза, свинья

Задание №15. Впишите недостающие слова

Новое ремесло — обработка металлов — появилось в Западной Азии около 9 тыс. лет назад.

Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, назывался медь .

Украшения изготавливались из таких металлов, как золото, серебро .

Задание №16. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы»

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по диагонали, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей

По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколько родовых общин, живших в одной местности

Задание №17. Найдите ошибки

Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
— Нечестно! - заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. - У тебя серп железный, а у них серпы медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного и они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь травму и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной»

В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их

а) когда возникло земледелие, люди уже имели облик современного человека, б) родовая община уступала место соседской, в) руководителем общины мог быть только старейшина, г) первые земледельцы пользовались серпами, сделанными из кремня, медь научились обрабатывать намного позже, д) железо не было известно в то время, е) собака была приручена человеком задолго до возникновения земледелия, ж) мамонты к тому времени вымерли

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства

2. Как вы понимаете слово "прогресс"? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?

Прогресс - это улучшение в процессе развития.

Появился счет времени

3. Почему, по вашему мнению, появилось неравенство людей?

Потому что каждый считал по-своему год

Главная > Урок

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы. Возникновение земледелия и

скотоводства

I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы) 1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад) 2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...

А Ф Р И К А
3. Как назывался первый человеческий коллектив? С Т А Д О 4. Чем первый человек отличался от животных?
У л
И ь
о я Т. А
5. Назовите первые орудия труда: ..., ....... и... 6. Каменный век - это... 7. Первые занятия человека - ... и... 8. Присваивающее хозяйство - это хозяйство, при котором человек.. 9. Какой период на Земле стал суровым экзаменом для челове-ка, но он выжил благодаря овладению огнем, умению шить одежду, строить жилище, охотиться?
Л Е Д Н И К О В Ы Й
10. Зазубренный костяной наконечник копий для рыбной лов- ли...
Г А Р П У Н
11. Твердый камень, легко раскалывающийся на пластины с острыми краями...
К Р Е М Е Н Ь
13.Вставьте пропущенные слова: Родовая община - это коллектив..., которые жили и труди-лись..., имели... имущество (..., ..., ...). 14. Соедините стрелками: homo habilis человекразумньщ homo erektus –у человек умелый homo sapiens человек прямой овладел огнем родами и племенами научился делать орудия труда 15. Объясните, как вы поняли, какое общество называют пер-вобытным. II. Новая тема (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие) Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, су-1 шествовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сдела-ны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пше-ницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители по-селка охотились на-диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (При-сваивающее) Во главе родовой общины стоял старейшина . Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли ста-рейшинами. Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч-ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте-ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не-му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав. Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!» Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри-бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо-леть». Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на-блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем. Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре-дупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала че-ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю-дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро-сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны-ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте-пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник-ло скотоводство. Запись в тетради: Охота - скотоводство Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались со бирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножа ми, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставлен ных в кость или рог. Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр.19. Назо вите изображенное орудие труда. Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зес нотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерн измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое врем люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделал замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в земель прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен Так возникло земледелие. Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других район; Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае. Собирательство - земледелие. Вопросы: -Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое щ митивное земледелие получило такое название? -Какие природные условия необходимы были для занятия л тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие влаги, мягь почва) -Щрочитайте третий абзац n.l §4 и объясните, почему п воначально сложившуюся систему земледелия назвали подсеч огневой? -Какие изменения произошли в жизни людей с появлен; земледелия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они заня-лись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.) Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее. Запись в тетрадях: Производящее хозяйство - это хозяйство, при кото-ром человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством. Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало уси-лий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Лю-ди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Отношения в родовой общине становились все более сплочен-ными. Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п.З, назови-те, какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавли-вать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.) Домашнее задание: 1) Прочитайте §4. 2) Ответьте на вопросы №1-3 на с.22. 3) Выучите понятие «производящее хозяйство». 4) ^Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда. Урок 9. Древний Египет. Государство на берегах Нила Учитель: Время с III тысячелетия до н.э. до середины V века нашей эры называют историей древнего мирз. 4--1-*--I- тыс. L н.э. история древнего мира Древняя Греция (см. стр. 111) Древний Рим (см. стр. 201) Древний Восток: - Египет (см. стр. 31) - Вавилон (см. стр. 66) - Китай (см. стр. 101) - Индия (см. стр. 93) Задание: Прочитайте введение к разделу «Древний Восток» на стр. 32. Учитель: При чтении мы встретились с понятием «государст-во», это форма организации человеческого общества, пришедшая на смену соседской общине, родоплеменным отношениям. На доске: СТАДО РОДОВАЯ ОБЩИНА СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА ГОСУДАРСТВО «Государство» можно спутать с понятием «страна». На, доске: Государство Ф страна. Но это не так. Страна - это местность, часть поверхности земного шара, пространство, простор. Страна бывает большой или...? Горной или...? Жаркой или...? Например, что мы имеем в виду, когда говорим «страна Еги-пет»? Это местность, где протекает река Нил от первого порога до мо-ря, ее берега, дельта, горные обрывы на границе с пустыней. Страна Египет существует в наши дни, существовала и до возникновения го-сударства. Что же это такое? Понятие «государство» связано с понятием «власть». Власть - способность и возможность оказывать опре-деляющее воздействие на поведение, мысли и чувства других людей. Вопросы: 1) Существовала ли власть до возникновения госу-дарства? Кто ею распоряжался? (В условиях родового строя общинники все вопросы решали сообща, контроль за исполнением этих решений осу-ществляли старейшины, вождь. Власть вождя была выборной, опиралась на авторитет, уважение, признание достоинств вождя со стгюронь5 всех членов рода.) 2) Чем же отличается власть царя, правителя государства, от власти вождя? Свою власть царь получал по наследству от отца, не всегда обладая необходимыми знаниями, умениями, способно-стями, опытом, мудростью. Поэтому власть приходилось удерживать силой с помощью войска, поручения и приказы ца-ря выполняли чиновники -люди, находившиеся на службе госу-дарства. 3) Почему же вожди и старейшины не нуждались в примене-нии силы? Вспомните один из признаков первобытного общества. (Не было угнетения, никто не заставлял никого тру-диться. Это делали все, чтобы выжить. Вождь управлял де-лами племени, опираясь на обычаи и традиции, следование ко-торым было важным условием выживания.) Учитель: Итак, в вышеизложенном смысле государство - это власть, нуждающаяся в применении силы. Однако эта власть выполня-" ет важные для общества функции: - объединяет население, проживающее" на определенной тер-ритории, для решения общих дел; - регулирует отношения между людьми, управителями и управляемыми. ^ Вопрос: Как же отличить государство от другие форм ор-ганизации человеческого общества? (Опираясь на мА на стр.32, учащиеся могут выделить следующие признаки государст-ва: 1. Во главе государства стоит царь. 2. Власть царя передается по наследству. 3. Государство имеет свою территорию. 4. Государства-города окружались крепостной стеной. Вопрос: Почему? 5. В глотом городе (столице) жил царь, находилась казна. 6. С появлением государства возникла письменность. Она спо-собствовала укреплению власти царя (запись законов и приказов), сохранению и увеличению его богатств (т.е. собственности). Собственность - имущество, владелец которой мо-жет распоряжаться им по своему усмотрению (подарить, про-дать и т.д.) 7. Государство возникает тогда, когда появляется неравенство (т.е. богатые, свободные и бедные, рабы). 8. Государство возникает там, где земледелие становится глав-ным занятием. (Государство организует общественные работы, связан-ные с занятием земледелием. Появление излишков и присвоение их теми, кто осуществляет управление, ведет к неравенству, зарождению особого аппарата власти - государства) Учитель: Итак, первые государства возникли там, где люди раньше перешли к земледелию. Вопрос: Как вы думаете, какие природные условия необходи-мы для этого? На доске: влага -^--- разливы Нила солнце <;--- экватор почва *z.--- ivi Одно из государств возникло в северо-восточной Африке, на берегах реки Нил. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 31. Здесь располагалась страна Египет от первого порога Нила до его впа-дения в Средиземное море. Жизнь была возможна только по берегам Нила, от воды и до горных обрывов. А в некоторых местах скаль! вплотную подступают к Нилу (приблизительно 12-15 км). Обратите внимание, как располагается эта страна по отноше-нию к экватору. Вопрос: О чем это говори В июле в Египте очень жарко. Беспощадно палит солнце (до +50° С). От зноя почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой, как камень. В таких условиях реки мелеют. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное. Вода в нем все прибывает и прибывает. Нил выходит из берегов. Начинается разлив. Водой покрывается весь Египет. Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит б свои берега. Земля хорошо пропитывается влагой, а на ее поверхности остается плодородный слой ила. За тысячи лет благодаря разливам Нила образовался толстый слой жирного чер-нозема. Древние греки называли эту страну Дар Нила. Вопрос: Как вы думаете, почему? Правы ли были они? Свою землю египтяне называли Кемет, т.е. «черная», в отли-чие or желтых или красных песков пустыни, окружавших долину Ни-ла. Другое название страны и ее столицы было Xem-Kaa-Птах, от которого произошло слово «Египет». Если бы мы спросили древнего египтянина, отчего каждый год Нил выходит из берегов, то он ответил бы: «Слушайте, я расскажу об этом. Вы уже знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом на-ходится охраняемая священным змеем пещера, в которой сидит речной бог Хапи. В его руках два сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льет из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из бере-гов и заливает всю страну... Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поем благодарственные песни доброму богу: «Слава тебе, Нил, идущий, чтобы Египет оживить!» Вопрос: А каковы действительные причины разливов Нила? Откуда же берется столько воды? Ведь Нил течет тысячи километ-ров по ужасающей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает. Попробуйте найти ответ в учебнике в §J, м.2, а&э.). - Почему эти причины не были известны египтянам? - О Ниле египтяне сложили гимны. Прочитайте один из них в учебнике на стр. 34. Набожные египтяне издавна причисляли Нил-Хапи к сонму богов. Его изображали в виде тучного мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках, перепоясанным животом, в сандалиях, что счита-лось символом богатства. На голове у него был надет венок из водяных растений. 1^ногие города носили его имя. Его называли «отцом богов». - Прочитайте п.2 §6 и докажите, что в Египте сложились все условия, благоприятные для земледелия. Учитель: Земледелие не сразу стало главным занятием егип-тян. В Египте, зажатом с двух сторон пустынями, «готовых» полей бы-ло мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. В не-которых местах при разливах вода застаивалась, заболачивалась. Над болотами вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями. Трясина засасывала людей и скот. Многие "поколения египтян вели борьбу с болотами: стоя по колено в гниющей воде, египтяне рыли ка-навы, в которые собиралась вода. Ее отводили в Нил. А жаркое афри-канское солнце осушало почву. Вопрос: С чем же приходилось бороться египтянам? Берега Нила покрыты высоким тростником - в 2-3 человече-ских роста - непроходимые заросли папируса. Ценных пород дерева в Египте не было. Из папируса делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки. Из тонких побегов па-пируса плели коврики, на которых спали. Молодые побеги папируса употребляли в пишу. Позже из этого тростника изготовляли материал для письма. Итак, папирус, несомненно, был полезным растением. Но и он приносил немало хлопот: заросли папируса занимали слишком много места, необ-ходимого для урожая; в зарослях прятались хищники, нападавшие на людей. На доске: болота, папирус, засуха (Эти слова учитель выпи-сывает поочередно по ходу изложения материала) Египтяне - жители страны - боялись песчаных и каменистых пустынь. Там пылало раскаленное солнце, не было воды, путники из-немогали от жажды. Один египтянин заблудился в пустыне, чудом спасся и потом рассказывал: «Задыхался я, горло мое горело, и сказал я: «Это вкус смерти!» 50 дней в году со стороны пустыни дули ветры-суховеи, несущие раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, воспаляются глаза. От жары и от-сутствия влаги гибнут растения. Вопрос: С чем Dice еще приходилось бороться древним егип-тянам? Учитель (при наличии времени): Давайте совершим путеше-ствие в Древний Египет и побываем в гостях у: земледельца -1 вариант §7 п.2; ремесленника-II вариант §7 п.2. Задание: Прочитайте §7 п.2, 4 и составьте краткий рас-сказ. К тонксьму подвешивали на веревке длинный, в пять-шесть локтей, со-суд из холста или обожженной глины. Крестьянин тянул веревку вниз, чтобы наполнить сосуд, затем вверх, чтобы поднять его. Он выливал воду в желоб и все начинал сначала. В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник. Из вино-града делали вино, которое хранили в специальных оплетенных кув-шинах. Сборщики винограда руками срывали его, не прибегая к но-жам, наполняли корзины. Весь виноград собирали в большой чан (см. в учебнике рис. на стр.36). С двух сторон чана, друг против друга, стояли два шеста с развилкой на концах. Они поддерживали перекладину, с которой свисали пять-шесть веревок. Когда чан заполнялся, виноделы забирались в него и, держась за веревки, может быть, потому, что дно чана не было плоским, с усердием давили виноград ногами. Сок выте-кал через два или три отверстия в большие чаши. Затем сок переливали в кувшины и оставляли бродить. Когда брожение заканчивалось, вино переливали в другие кувшины с узким горлом, которое запечатывали гипсом. У египтян было много животных, часть из которых они приру-чили первыми, например, гуся и утку, быка, осла, козу, антилопу, а также сокола (знатные египтяне очень любили соколиную охоту). Верблюдов в Африке в древности не было. Лошадь попала в Египет поздно. Египет славился своими мастерами: каменотесами, рудокопа-ми, резчиками по камню и дереву, точильщиками каменных ваз, юве-лирами и гранильщиками, оружейниками, столярами и плотниками, мастерами по изготовлению колесниц и кораблестроителями, кожев-никами и ткачами. Природа в изобилии предоставляла ремесленникам материал: известняк, кварцит, песчаник, гранит (трех сортов - розовый, серый и черный), медь и олово, золото и серебро, бирюзу и малахит. Египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Египтяне мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Египтяне носили набедренные повязки и украшения: на запя-стье - один или" множество браслетов, на пальце - кольцо, на шее -нагрудное ожерелье из 5-6-ти рядов бус. Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Земледельцы, к примеру, отправляясь по делам, несли сандалии в руках или подвязывали их к концу палки. Они обувались на месте. Сандалии плели из папируса, кожи р даже делали из золота. Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколо-ток платьях на бретельках, без всяких украшений. Но большинство предпочитало этой одежде гофрированное льняное платье - тунику. Египтяне ели мясо (прежде всего знатные), рыбу, лук и чеснок, огурцы, арбузы и дыни, а также виноград, финики, фиги. Молоко счи-талось настоящим лакомством. Из муки выпекали разнообразные хле-бобулочные изделия с добавлением в тесто меда, молока, яиц, разных фруктов, масла и тому подобное. Национальным напитком египтян было пиво. Его пили повсю-ду - дома, в поле, в харчевнях. Пиво делали из ячменя или пшеницы и фиников. Также ценили вино. Домашнее задание: 1) Прочитайте §6 п. 1-2, §7 п.2-4. 2) Ответьте на вопросы №1-2 к §6 на стр.35 и №1 к §7 на стр. 39. 3) Составьте рассказ о том, как трудились строители, гор-шечники, кожевники. Используйте иллюстрации учебника на стр. 38-39 или от имени земледельца о том, как прошел его день. 4) Выпишите в тетрадь новые понятия и выучите их.

ПОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ


Охота и собирательство оставались важнейшими занятиями людей. Собиратели были вынуждены искать плоды деревьев, ягоды, выкапывать коренья, клубни, луковицы. Собирали также личинки насекомых, улиток, добывали мёд диких пчел. Больше всего людям нравились семена злаков и бобовых растений, вкусные и питательные.

Развивались орудия труда. Теперь люди могли добывать пищу и строить жилье даже в тундре, в пустыне, в горах. И первобытные народы заселили даже самые суровые уголки Земли.
Люди уже могли жить всюду.


Собиратели одного из индейских племен. Изображение из американского музея

Но их особенно привлекали берега небольших и тихих озер и рек. Таких рек и озер много в теплых тропических странах Азии. Там была чистая вода, там подымались густые заросли, где многие растения были съедобными. Это особенно важно! Ведь охотники не всегда возвращались с добычей, и общины часто голодали. В такие дни пищей служили только растения, собранные женщинами.

Женщины замечали, в каких местах растут съедобные растения, и начали ухаживать за ними -выпалывать сорняки, рыхлить почву. Осенью эти растения срезали кривыми ножами из кости с вставленными острыми кусочками кремня - серпами . Потом эти травы стали пересаживать
поближе к поселкам. Так появились первые поля и огороды, Чтобы обрабатывать землю, изобрели новые орудия труда. Вначале по-прежнему применяли заостренные палки. Ими делали ямки в сырой земле и бросали туда зерна. Потом придумали мотыгу , орудие, чем-то похожее на современную тяпку. Иногда мотыга была деревянной, иногда - с костяным или каменным наконечником. Поле старательно взрыхляли мотыгами, разбрасывали семена и боронили землю ветками.

Женщины с мотыгами. Рисунок этнографа

Из года в год люди отбирали для посева самые крупные, самые хорошие семена. Поэтому урожаи постепенно повышались и вместо диких растений появлялись выведенные людьми культурные растения. В отличие от дикорастущих культурные растения существуют только благодаря тысячелетней работе людей по их улучшению.

Запомните: обработка земли, выращивание и улучшение культурных растений называется земледелием.

НАЧАЛО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Растения одомашнивали почти повсюду, но все же большинство культурных растений появилось в теплой Азии Сейчас люди пользуются 642 культурными растениями, 400 из них одомашнены именно в Южной Азии!



Поля.



Одомашненные злаковые растения

Пшеница. Киносъемка

Выдающийся советский ученый Н.И. Вавилов решил узнать, в каких странах и когда люди одомашнили растения. Он много путешествовал, искал ответы на важнейшие для науки вопросы.


Внимание: дополнительное задание для самых трудолюбивых, любознательных и сообразительных: на карте нет ни одного географического названия. Попросите помочь родителей и учителя природоведения, чтобы ответить - в каких странах впервые возникло земледелие (закрашено черным) и в каких странах оно распространилось позднее (закрашено зеленым).

Н.И. Вавилов доказал, что в азиатских степях и межгорных долинах люди впервые начали выращивать такие культурные растения:
- В странах Западной и Средней Азии: пшеница, рожь, овес, ячмень, лен, виноград, яблоня, слива, дыня, гранат и некоторые другие.
- В Китае: просо, конопля, соя.
- В Индии: рис, сахарный тростник, хлопок, лук, огурцы, лимон и другие.

Такие хорошо знакомые каждому из нас капуста, редька, морковь, свекла, были одомашнены гораздо позже в Европе. А помидоры, картофель, какао, кукурузу, подсолнечник одомашнили американские индейцы и тоже в более поздние времена.

ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ


Земледельцы одного из индейских племен. Изображение из американского музея

В стране Таиланд на полуострове Индокитай находится Пещера Духов . Там были сделаны находки, изумившие ученых. Оказалось, что там уже в 10 тыс. до н.э. жили первые земледельцы на Земле! Об этом рассказали обнаруженные косточки слив, тыкв, огурцов, а также горошины и орехи. Но там земледелие было еще очень неразвитым и неумелым.


Посуда новокаменного века. Найдена китайскими археологами

Зато при раскопках небольшого городка Иерихон в стране Палестина были найдены настоящие мотыги, серпы из кости с вкладышами из острых камешков. Обнаружили также зернотерки , то есть большие плоские камни, которыми женщины растирали зерна в грубую муку. Древнейшие земледельцы поселились у Иерихона в 8-7 тыс. до н. э.
1 2
3

Нож. Найден археологами в Малой Азии Посуда древнейших земледельцев и зернотерки. Найдены археологами в Иране и в Средней Азии

1. 2.

1.Поселок новокаменного века. Рисунок современного художника 2.Поселок новокаменного века. Восстановлен археологами Ирландии


Орудия труда земледельцев новокаменного века. Опишите их.

Много сотен лет шло постепенное улучшение культурных растений. Старшие поколения передавали младшим семена самых урожайных, выносливых сортов. В поисках новых земель земледельческие общины стали расселяться в соседние страны. Переселенцы приносили культурные растения с тёплого юга в прохладный климат. Условия для хозяйства изменялись, а значит, земледельцы изменяли и растения, приспосабливали их к прохладе, делали скороспелыми и холодостойкими.




Опишите работы, которые выполняли в разные времена года первобытные земледельцы.

Как выяснили ученые, 7000 лет назад в маленькой долине Южной Америки проживала община охотников, рыболовов и собирателей. В ней было сто человек. 4500 лет назад, когда индейцы научились выращивать съедобные растения, этом месте жили уже около 200 человек. А 4000 лет назад, когда выращивание кукурузы стало главным занятием, в той же области проживало две тысячи человек. Земледелие позволило прокормиться населению, численность которого выросла в 20 раз по сравнению с численностью их предков - охотников и собирателей.


Первобытные земледельцы Ближнего Востока. Рисунок современного художника




Раскопки у греческого поселка Сескло. Там было обнаружено поселение самых древних в Европе земледельцев. Статуэтка богини-матери. Найдена греческими археологами в Сескло

Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства.

Скотоводство и земледелие характеризуются как величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надежных источников питания. Однако долгое время новые занятия были подсобными, основными оставались охота и рыболовство.

13 тыс. лет назад на Земле наступило потепление, ледник стал таять и отступать на север. К концу ледникового времени была заселена Северная Европа и Америка. По последним данным, Новый Свет был открыт «колумбом каменного века» 30-40 тыс. лет наза. Берингов пролив тогда не был покрыт водой и представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку . Люди заселили еще один материк - Австралию. Преодолевая неширокие проливы между островами Индийского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралийском берегу. Земля, освобождаясь ото льда, покрывалась глубокими озерами и полноводными реками. Продвигаясь по мере таяния ледника на север, люди стали нуждаться в средствах передвижения по воде. Древнейшим средством передвижения по воде был плот. Пользуясь каменным топором (он был изобретен примерно в это время), люди срубали несколько длинных жердей, связывали их вместе и спускали на воду. Поверхность плота устилалась связками травы и тростника. Плот не тонет, на нем можно преодолеть большие расстояния.
ВОПРОС: Чем неудобен плот как средство передвижения по воде. В каких условиях мог быть использован плот, а в каких нет?
Древнейшие лодки изготовлялись из коры, которую люди научились снимать целыми полотнищами со ствола дерева. Тонкая кора надевалась на каркас из деревянных палочек, все отверстия тщательно заделывались. Корьевая лодка была легким судном, она быстро двигалась в любом направлении с помощью весел.

Подумай: Подумайте, каким недостатком обладала лодка из коры?
Лодка-долбленка также была изобретена первобытными людьми. Ее делали, например, из дуба, древесина которого обладает твердостью, не пропускает воду и мало поддается гниению. Долбленка не имела скамеек, в ней можно было сидеть на дне или стоять

Подумай: В чем достоинства и недостатки каждого из древнейших средств передвижения?


Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных стадных зверей. Люди чаще вынуждены были охотиться на мелких и быстробегающих животных. Подумай: Почему при охоте на этих животных копье перестало быть надежным оружием?

Необходимо было создать оружие, которым можно поразить животное на расстоянии. Люди заметили, что согнутое дерево распрямляется с силой; они использовали это свойство. Так было сделано величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, на расстоянии сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.


Подумайте : Повторите, какие преимущества дают лук и стрелы на охоте сравнительно с копьем и дубиной. На каких животных стала возможной охота после изобретения лука и стрел?

Скорость полета стрелы превосходит скорость полета копья в три раза (а чем выше скорость, тем больше внезапность удара), к тому же лук - первое оружие человека, обладающее прицельным качеством.


Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране примерно 8-9 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов и свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки.


Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте, мясо ее употребляли в пищу.

Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак, Те находили, например, логово дикой свиньи. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому породят не резали, а держали за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Молодняк подрастал, увеличивался в весе. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз, овец, коров. Так возникло скотоводство.




Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством.


Для срезания колосьев дикого ячменя и пшеницы они пользовались ножами, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали зерна на зернотерках, состоявших из двух плоских камней.


На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимание. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие

Археологи открыли поселения древнейших земледельцев в областях, расположенных к югу от Каспийского и Черного морей, а также в некоторых других южных странах. Здесь было много солнечных дней в году, плодородные почвы.

Подумайте: Предположите, какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством?

В те времена готовых полей почти не было. Поэтому мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Перед посевом нужно было разрыхлить землю.


Для этой цели первобытные изобретатели создали новое орудие - мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной - из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины.

Земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями, по-прежнему главными способами добывания пищи были охота, рыболовство и собирательство .

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева или плели из прутьев. Эти плетенки обмазывали сырой глиной. В них можно было носить воду. Такая плетенка могла случайно попасть в огонь. Деревянные части ее сгорали, а глина становилась твердой как камень. Обожженная глина была новым, не встречающимся в природе материалом, созданным людьми.

Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4 см и длиной до 40-50 см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались, так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.


Очень давно люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев ивы и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец или волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей. Вначале ткачеством занимались вручную, потом был изобретен ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, кое-как сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей.

С появлением новых занятий хозяйство рода усложнилось, родовое имущество увеличилось. Руководить родовой общиной, ее хозяйством было непросто. Самый опытный и умный член рода становился старейшиной. Лучше всех разбирался он в том, какие растения пригодны в пищу, лучше всех умел выследить зверя. Старейшина знал, где и когда ловить рыбу, какой участок выбрать под посев. Он работал вместе со всеми и лучше всех, не терялся в самых трудных положениях и каждому мог дать полезный совет.


Приходят к родовому старейшине перед охотой юноши и говорят:

Скажи нам, куда лучше отправиться охотиться на Кабана: в ближайший лес или в дальний, за рекой?

За свою жизнь,- отвечает старейшина, - я много раз ходил на кабана. Лучше идите в дальний лес: там вас ждет удача.

Ребята десяти-двенадцати лет с волнением рассказывают старейшине:

Выехали мы в лодке на самую середину озера. Ударили гарпуном крупную рыбу. Вода окрасилась кровью и забурлила, едва лодка не перевернулась! Как только гарпун удержали в руках! И вдруг... сорвалась рыба. Отчего это, старейшина?

Покажите мне ваш гарпун... Ну, конечно, гарпун старый, зубцы затупились, а рыба вам попалась сильная. Возьмите другой гарпун и снова отправляйтесь на озеро.


А ещё можно посмотреть чудесную презентацию.
Автор - Худобец А.А.