Меню

Схема устройства древнеегипетского общества начиная с фараона. Общественный строй древнеегипетского государства

Электрооборудование

Всемирная история. Том 2. Бронзовый век Бадак Александр Николаевич

Структура египетского общества среднего царства «малые люди»

Начнем с того, что ослабление роли центра как связующего звена между регионами при условии наличия традиционных связей между областями не могло не вызвать оживления хозяйственных взаимообменов на местах. Кроме того, развитию торговли способствовало временное разукрупнение сельскохозяйственного производства. В Переходный период почти не встречаются в письменных источниках характерные для Древнего царства сведения об огромных латифундиях столичных придворных с впечатляющими данными о поголовье скота и полученных урожаях. В стране появляется большое количество более мелких хозяйств. Для документов Переходного периода (вплоть до XIX династии) становится привычным частое упоминание термина «малые люди» (неджес). Анализ словоупотребления этого словосочетания подсказывает, что значение термина в это время существенно отличалось от нынешнего. В Египте периода распада «малые люди» чаще всего встречаются в одном ряду с «большими людьми», то есть высшей знатью, и не смешиваются с работным и торговым людом.

«Малые» среднего царства нередко вообще оказываются богатеями, крупными сановниками с высоким придворным или государственным званием. Они претендуют на особое положение в обществе, положение людей, достигших успеха и процветания своим собственным трудом и (нередко) воинской доблестью. Образ подобного «малого», выбившегося в верхи ценою неимоверного напряжения и за счет неординарных личных качеств, обретает в Египте на время особую притягательность. Даже номархи времен правления XI династии охотно величают себя «сильными малыми». Уже этот факт позволяет судить о степени влияния на события в стране прослойки деятельных владельцев относительно небольших поместий, которые называют себя «малыми людьми». Причем основное направление их усилий к исходу третьего тысячелетия до н. э. - объединение Египта.

Первоначально весьма благоприятное для оживления хозяйственной деятельности на местах, приведшей к формированию нового слоя активных землепользователей, состояние распада старой централизованной системы вскоре начинает мешать успешному развитию местной инициативы. Для состоятельных «малых» людей очевидной начинает выглядеть необходимость установления гарантированного строгими законами порядка, то есть строительство сильного централизованного государства.

Этого же требовали и нужды активизировавшейся в Переходный период торговли. Напомним, что торговцам довелось взять на себя часть функций, ранее исполнявшихся центральной властью. Они с большим или меньшим успехом пытались обеспечить осуществление традиционных обменных операций между регионами и доставку материалов, сырья, редких или малодоступных в самом Египте. С этой точки (особенно при осуществлении торговли внутренней) распад Древнего царства, несомненно, был на руку торговцам.

Однако вскоре, по мере развития системы поместий «малых людей», акцент в торговле начинает смещаться. Торговому сословию оказалось выгоднее взять на себя роль посредника при натурально-вещевом обмене между небольшими и часто географически близкими хозяйствами. Не последнюю роль при этом играли и соображения безопасности: дороги в Египте в Переходный период вызывали серьезную озабоченность у любого торговца.

Ранее подобная роль посредников была мало перспективной: в крупных комплексах знатных мемфисских землевладельцев все необходимое производилось тут же, на месте. Появление множества мелких хозяйств разрушило традиционную автономность существования латифундий. Незначительные размеры поместий не давали возможности обеспечить все нужды хозяйств своими силами, однако, в результате ослабления пресса централизованных поборов, у владельцев появлялся излишек определенных продуктов, достаточный для проведения обменных операций. Обжегшись на попытках самостоятельно найти партнера, согласно с предлагаемыми условиями обмена (о подобных мытарствах поселян, занятых поисками нужной вещи взамен на предлагаемые товары, рассказывают повести, написанные при X–XI династии: в одной из них житель Соляного оазиса (ныне Вади-Натрун) достаточно натерпелся, прежде чем сумел обменять прихваченные из дому в столицу вещи на хлеб), владельцы поместий все чаще предпочитают передоверять поиск вариантов обмена посредникам-торговцам.

При XI династии некое небольшое частное хозяйство выменивало на стороне ткани собственного производства уже исключительно при помощи посредников. Интересно, что и в этом случае основным мерилом равноценности обмена служило зерно, хлеб. Анализ купчих Переходного периода свидетельствует, что зерновой эквивалент был характерен для проведения большинства обменов.

Наряду с хлебом охотно расплачиваются и принимают к оплате одежду, скот, битую птицу. Однако встречаются совершенно немыслимые варианты договоров, выгода которых для обеих сторон выглядит весьма ситуативной. Можно только предположить, каких усилий стоил каждому из покупателей поиск согласного на предложенные условия продавца. Естественно, что трудоемкость подобных сделок заставляла искать упрощенную схему достижения согласия сторон. Примечательно, что приблизительно с XXII века до н. э. (а на это время и приходится пик найденных необычных договоров о купле-продаже) из разряда странных выдвигаются сделки с использованием в качестве платы за продукт или за услуги посредника металлов - чаще всего меди, обработанной и даже «сырой», весовой. При этом очевидно, что металл выступает только в качестве промежуточной цепи обмена, очень редко его получение вызвано прямыми хозяйственными потребностями поместья. Изредка удается даже проследить цепочку «расходования» полученной меди на обеспечение покупки нужных поместью товаров.

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Древнеегипетское общество в эпоху Среднего Царства Экологические проблемы I Переходного периода заставили египтян усовершенствовать технику обработки земли, а также шире использовать земли, лежащие вне зоны нильских разливов (так называемые высокие поля).

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Завершение эпохи среднего царства (XVIII – нач. XVII в. до н. э.) После недолгого правления царицы Нефрусебек, закончившегося около 1793 г. до н. э., XII династия уступает место XIII, также происходившей из Фив. Согласно сведениям Манефона и иероглифическим египетским царским спискам

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Источники по периоду Среднего царства: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея

Из книги Их величества пирамиды автора Замаровский Войтех

Из книги Тайны древних пирамид автора Фисанович Татьяна Михайловна

Глава 7 ПИРАМИДЫ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА Особенности пирамид Среднего царстваИз общего количества пирамид Древнего Египта девять относятся к эпохе Среднего царства. Кроме того, имеются еще и пирамиды-спутницы. Все указанные сооружения возведены при XII династии, которая

Из книги Древний Восток автора

«Царские люди» и их роль в экономике Среднего царства Категория «царских людей» охватывала все трудовое население Египта вне зависимости от того, трудился тот или иной работник в хозяйстве, непосредственно подконтрольном царю, принадлежащем храму, номарху или

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Литература и религия Египта в эпоху Среднего царства Стабилизация политического положения в стране в начале Среднего царства и в особенности при первых царях XII династии вызвала к жизни определенную «перестановку акцентов» в идеологических и религиозных

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

«Тексты саркофагов» и гробницы Среднего царства Важнейшим памятником египетской религии Среднего царства, связанным с загробной судьбой людей, но, по существу, значительно шире отражающим представления этого времени о божестве, остаются «Тексты саркофагов», традиция

автора Бадак Александр Николаевич

Глава 1. Египет среднего царства Периодизация глубокой истории Египта не имеет жестко определенных точек отсчета. За окончание Древнего царства обычно принимают последние годы правления царей VI династии. В это время страна, оставаясь на уровне, который исследователи в

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Экономическая структура египетского государства В городах, таким образом, расслоение в период Среднего царства зашло достаточно далеко. Однако окончательного разрушения обширной системы организации жизни египтян еще не произошло даже в крупнейших из них. Источники

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Общественная структура периода расцвета Среднего царства Около 2000 года до н. э. на престол вступил Аменемхет I - основатель XII династии египетских фараонов. Именно с правлением этой династии принято связывать расцвет Среднего царства, продолжавшийся до начала XVIII века

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Одежда египтян от древнего до среднего царства В работе российского искусствоведа М. Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» (часть 1, М., 1993) содержатся уникальные сведения об одежде многих народов древности, которые позволяют полнее погрузиться в изучаемую эпоху,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Конец среднего царства (II-й Переходный период) Ослабление египетского государства Реформы Аменемхета III предопределили сильную зависимость прочности царской власти в Египте от личностных качеств правителя, занимающего престол. Преемники этого талантливого фараона

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Падение среднего царства Царствование Аменемхета III оказалось исключительно долгим и успешным, но в последние годы его 45-летнего правления серия низких паводков Нила тяжело сказалась на объеме сельскохозяйственного производства, положив начало лишениям и общему спаду

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Общество Среднего царства В начале II тыс. до н. э. египтяне добиваются новых технических достижений: совершенствуют обработку земли, шире используют земли, лежащие вне зоны нильских разливов (т. н. «высокие поля»), осваивают бронзу (хотя из-за недостатка олова это

Успешность военных походов не могла не отразиться на социальной структуре древнеегипетского общества. Основной добычей воинов в случае победы были не только земли, драгоценности, ценные вещи, но и прежде всего люди. Эти люди, которых захватывали египтяне превращались в рабов. Это были сотни тысяч человек. Все они становились, в основном, рабами. Их заставляли работать на земле: сажать, сеять, собирать, копать. Кто - то был хорошим мастером и помогал в мастерской. Так же они следили за скотом, участвовали в строительстве домов, храмов, каких - либо организаций и заведений.

Так же большую долю пленников приводили на царский двор, дворы храмов. Приводили их в поместья вельмож. Небольшую часть разделяли между людьми среднего происхождения и даже воины отбирали себе рабов. На царском дворе они выполняли все хозяйственные работы: на землях копали, сеяли, сажали. В доме у фараона: готовили еду, убирали, занимались какими- либо строительными работами. Если раб был хорошим мастером, то он мог заниматься и ремесленным делом. В храмовых хозяйствах они так же помогали и делали всю работу прислуги. А для воинов, имевших участки земли, работали на земле. Хозяева рабов давали им скудную пищу, одежду и крышу над головой.

В одном из документов говорится о том, что египетские воины очень любили делить захваченную добычу. Земли они сразу делили с рабами. Вместе с пленниками они приводили разнообразный скот: лошадей, коров, быков, козлов. Так же разнообразную утварь и предметы роскоши: вещи из золота и серебра, сосуды всевозможные, ожерелья и кольца, изделия из бронзы.

В прежние времена после захвата территорий египтяне только забирали себе скот, ценные вещи и угоняли людей, превращая их в рабов. Но в Новом царстве это было не так. Кроме того, что они угоняли скот, превращали людей побежденных государств в своих рабов, забирали всё золото и прочие драгоценности, то теперь они еще и накладывали большую ежегодную дань на захваченные территории.

Дань платилась каждый год в одно и то же время. Они отдавали скот, рабов, зерно. Так же каждая страна, завоеванная египтянами была обязана отдавать продукты, которые они сами изготавливали. Они отдавали и часть своих природных богатств.

Из Эфиопии они привозили золото и кости слонов. Из Палестины и Сирии различные металлы. Привозили так же ткани разнообразные и краски разных цветов. Привозили драгоценные камни. Из Лизаны лес, для того, чтобы строить корабли, особенно был ценен кедр.

Огромное количество рабов, разнообразного сырья (металлы) оказывали большую роль на развитие экономики Египта. Экономика возросла во много раз, страна богатела, люди стали жить лучше (коренное население, сами египтяне). Но несмотря на огромное количество рабов, сырья, ценностей. Они в основном доставались не обычным людям или даже воинам, а богатым вельможам, храмам и фараону. Эти богатства использовались без всякой пользы.

Развитию экономика Египта способствовали не только огромное количество материальных ресурсов, большое количество рабочей силы, но и то, что египтяне совершенствовали свою техническую базу. Улучшали технологию производства. Орудия труда в большем количестве стали изготавливать из бронзы.

На египетской земле месторождений олова не было, запасы олова доставлялись из Сирии, которая была подчинена влиянию Египта. Из бронзы делали орудия труда, оружие, которое по своим качествам является одним из лучших. Процесс получения металла так же получил усовершенствование. Его изготавливали уже другим путем: использовали мехи, которые обеспечивали мощный приток воздуха. Благодаря тому, что они научились отливать металл, то и могли уже изготавливать сложные вещи. Например, могли сделать большие ворота для храма. Так же могли изготавливать и тонкие изделия. Это всё позволяло очень экономно использовать металл.

Так же египтяне получали непрозрачное пастовое стекло и это стало независимой отраслью. Из этого стекла можно было сделать сосуды, небольшие поделки. Эти вещи ценились и внутри страны (на рынках их покупали и бедняки и богачи), и на внешнем рынке (эти поделки вывозили за пределы страны для продажи).

Совершенствовалась сельскохозяйственная техника. Получил распространение очень удобный плуг с отвесными рукоятками, были специальные отверстия для рук. Изготавливались огромные молоты, которые были подвешены на длинные палки ими удобно было разбивать комья земли.

Известно, что в Египте нередко было засуха и лишь после разлива и возвращения Нила в свои берега оставалась и была влага. Но не везде. Поэтому нужно было изготавливать сооружения, с помощью которые совершались поливки полей, огородов.

Еще одним плюсом завоеваний было то, что египтяне научились выращивать новые виды растений, новые породы скота. Особой отраслью животноводства стало разведение коней. Так как это было необходимо для египетских колесниц.

Фараоны располагали огромным количеством рабов, скота, металлами. Они проводили такую политику, которая способствовала оживлению хозяйственной жизни, процветанию сельского хозяйства.

Увеличивалось количество посевных площадей, качество их обрабатывания. За разливами Нила постоянно наблюдали, измеряли уровень воды в реке до ее разлива и после. Ремонтировались разрушенные каналы, начали строиться оросительные сооружения.

Фараоны XIX династии приступали к проведению масштабные работы по мелиорации Дельты, дренаж заболоченные участки, спуски излишней воды. Следовательно в эпоху Нового царства экономика позволила получить намного больше продукции и в сельском хозяйстве, и ремесленной мастерской, чем в предшествующие времена.

Страна теперь уже располагала большими запасами материальных ресурсов, экономическим потенциалом. Фараоны с помощью этих богатств могли и армию снабжать, и хозяйство поднимать и внешнюю экономику активно проводить. Так же строились разнообразные дворцы, храмы.

Были созданы материальные возможности для дальнейшего развития египетской культуры.

Общество Древнего Египта было поделено на три класса: класс господ те, у кого были в собственности рабы, дома, мастерские, поместья, богатства; мелкие производители - земледельцы и ремесленники, они добывали пищу своим трудом; рабы - люди, которые работали днем и ночью на своего хозяина: убирали, готовили пищу, гоняли скот, ухаживали за скотом, работали на земле, которая принадлежала хозяину, участвовали в строительстве храмом, дворцов.

Но и в период Нового царства безусловно при таком количестве изменений в экономике и политике произошли изменения и внутри каждого класса. Одни слои укрепились, другие стали слабее. Появились новые классы. Теряли свое значение другие классы. Важным изменением в этой структуре стали рабовладельческие отношения, причем они укреплялись с каждым днем. Количество рабов увеличивалось за счет того, что все новые и новые земли захватывали фараоны со своей армией. Пленников, жителей этих государств они превращали в рабов.

В период Нового царства появился слой рабовладельцев, которые обладали 2 -7 рабами. Рабов могли купить земледельцы богатые, у которых были земли. Они приобретали рабов для того, чтобы те работали на их землях

Так же серьезные изменения произошли и среди господствующего класса. Появляются средние слои населения, так называемые мелкие и средние рабовладельцы. Они занимали низшие и средние посты в Египте. Получали от правителя землю и рабов.

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Древнеегипетская цивилизация возникла в регионе дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом существования древнеегипетской цивилизации. Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя. Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которого наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами. Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов). Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государственными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт. Их власть была неограниченной, но не безграничной. А так как власть наследовалась у египтян по материнской линии, старший сын фараона и его старшая дочь должны были вступать в кровосмесительный брак. Древнеегипетское государство делилось на определенные географические единицы – номы, которыми управляли всецело подчиненные фараону номархи. Особенностью политической системы Древнего Египта являлось то, что, во-первых, центральные и местные органы власти были в руках одного и того же социального слоя – номовой знати, а во-вторых, административные функции, как правило, сочетались со жреческими, то есть храмовое хозяйство содержало и часть чиновников госаппарата. В целом, для системы управления древнеегипетским государством была характерна нерасчлененность экономических и политических функций, неразделенность законодательной и исполнительной власти, военной и гражданской, религиозной и светской, административной и судебной. В Древнем Египте уже с додинастических времен существовала эффективная система внутренней и обменной торговли. Особенно большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тыс.

ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

до н.э., когда в египетском лексиконе впервые появляется слово “торговец”. Слитки серебра постепенно вытесняют зерно в качестве мерила рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, поскольку золото было символом божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основные должности – воина, ремесленника, жреца, чиновника – наследовались, но можно было и “вступить в должность” или быть “назначенным на должность”. Социальным регулятором служили здесь ежегодные смотры трудового населения, во время которых люди получали своеобразный годичный “наряд” на работу в соответствии со своей профессией. Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания. Наиболее сильные юноши отбирались во время смотров в армию. Из числа отбывающих трудовую повинность простых египтян формировались отряды, работавшие на постройке дворцов и пирамид, храмов и усыпальниц. В большом объеме неквалифицированный труд использовался при сооружении ирригационных систем, в гребном флоте, при транспортировке тяжестей. Строительство таких колоссальных монументов, как пирамиды, способствовало формированию новой структуры организации людей, при которой управляемый государством труд мог быть направлен на выполнение общественных работ.

Культура Древнего Египта.

Восточный тип культуры.

Тема. Культура Древнего Востока.

  1. Восточный тип культуры.
  2. Культура Древнего Египта.

В 4 тысячелетии до нашей эры на Востоке появляются первые в истории человечества государства между реками Тигр и Евфрат и в долине реки Нил. Были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. В 3-2 тысячелетиях в долине реки Инд появляется индийская цивилизация, в долине реки Хунхе – китайская, в Малой и Передней Азии складывается цивилизация хеттов и финикийцев, в Палестине – древнееврейская.

Специфика восточного типа культура по отношению к

А. первобытной культуре:

Отделение ремесла от сельского хозяйства,

— социальные слои, отличающиеся по профессиональным видам деятельности и материальному положению,

— наличие письменности, государственности, гражданского общества, городского быта.

Б. от других культур:

Деспотическая централизованная власть,

Сакрализация власти

Государственная собственность

Строгая иерархичность общества

Коллективизм, общинная психология

Патриархальное рабство, другие формы зависимости

Культ предков, традиционализм, консерватизм

Слияние человека и природы

Религиозные верования интровертного характера (устремленность к внутреннему миру человека), поиск высшей истины путем личного просветления

Идея успокоения, гармонии как лейтмотив восточной культуры

Необязательность веры в конкретных богов, так как выше бога может быть Мировой закон, Дао, Брахман и пр.

Религия и философия неразделены

Идея цикличности, повторения, замкнутости (для европейской культуры – развитие, прогресс)

Вечный мир закона реализуует себя после смерти через возрождение души, характер которого определяется образом жизни

Идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта

Мистический эзотерический характер разума: человек не живет в мире, а переживает (воспринимает чувствами) мир. Суть не логика (европейская рациональность), а чувства.

Основой культуры являлось архаическое мировоззрение: отрицание личности в современном понимании, следствием которого являлось жесткость и жестокость к человеку, особенно к чужакам; ориентир на миф, ритуал, подчиненность природному циклу.

Значение.

3) Цивилизация Древнего Египта

Культура оказала огромное влияние на античную, европейскую и мировую культуру, сделала множество открытий, которые легли в основу научного знания и технического прогресса.

Египет — древнейшее государство, которое просуществовало около четырех тысяч лет почти без изменений. Его систематическое изучение началось с 19 века. В 1822 году французскому ученому Франсуа Шампильону удалось расшифровать египетские иероглифы. В результате стали доступны для изучения настенные надписи, рукописи (папирусы) различного содержания. Основные черты древнеегипетской цивилизации:

— раннее зарождение классовых отношений и государственности;

Изолированное географическое положение страны, обусловившее отсутствие культурного заимствования;

Культ «Царства мертвых»

— обожествление власти правителя, распространявшаяся на подданных и после смерти фараона;

— восточная деспотия, иерархичность власти;

— связь искусства с религиозным культом.

Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Слово «Египет» (греч. Айгюптос) означает «Черная земля», плодородная (сравните: чернозем), в отличие от пустыни — «Красная земля». Геродот называл Египет «Даром Нила». Нил был основой хозяйства.

Традиционная периодизация:

Додинастический период 5-4 тыс. до н.э.

Раннее царство 3000-2300 лет до н.э.

Первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э.

Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э.

Второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э.

Новое царство 1580-1070 лет до н.э.

Поздний период 1070-332 гг. до н.э.

— Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.

Читайте также:

Цивилизация Древнего Египта

Становление цивилизации на берегах Нила.

Египет — страна с древней, удивительной культурой, полной тайн и загадок, многие из которых еще не разрешены. Ее история насчитывает несколько тысяч лет. Историки утверждают, что Египетская цивилизация не имела ни "детства", ни "юности". Одна из гипотез о происхождении Египетской цивилизации утверждает, что у истоков Египетской цивилизации стояли некие таинственные переселенцы, другая гипотеза гласит, что основателями были потомки атлантов.

Два столетия назад мир почти ничего не знал о Древнем Египте. Вторая жизнь его культуры — заслуга ученых.

Впервые образованные круги западной Европы получили возможность более или менее широко ознакомиться с культурой древнего Египта благодаря военной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египте в 1798 г., в состав которой вошли и различные ученые, в частности археологи. После этой экспедиции был издан ценнейший труд, посвященный "Описанию Египта", который состоял из 24 томов текста и 24 томов таблиц, воспроизводящих рисунки развалин древнеегипетских храмов, копии надписей и многочисленные древности.

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Природные особенности, их влияние на хозяйствование египтян.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень, обильным — до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения.

Культура развивалась изолированно, характерной ее чертой была традиционность. Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области — номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой — символом единства Юга Египта и области Дельты.

Особенности политической системы Египта. Обожествление фараона, особая роль жречества.

"Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана, — писал Н.А. Бердяев. — Почему огромное количество людей, на стороне, которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они — носители власти?" ("Царство духа и царство Кесаря". В книге "Судьба России". — М., 1990, стр. 267).

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "Дом фараона" — (ном) совпало с понятием государства.

Религия в древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные верования египтян. Мифы о сотворении вселенной. Культ солнца. Формирование египетского пантеона божеств, олицетворяющих природные явления, абстрактные понятия и жизнь. Антропоморфный характер египетских богов. Культ священных животных.

Заупокойный культ. Культ мертвых. Представления египтян о нескольких ипостасях души человека и необходимости сохранения тела как вместилища души. Мумификация. Формирование понятий о загробном мире и посмертном суде Осириса. «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Египетская мифология как основа египетского «искусства для вечности». Определяющее влияние заупокойного культа в художественной культуре Египта. Пирамиды Древнего царства, заупокойные храмы эпохи Среднего и Нового царства.

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства.

Особенности Древнего Египта

Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ. Пирамиды потрясают воображение человека своими размерами, геометрической точностью.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное кол-во людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2 — 3 тонны.

Скульптура и живопись, их сакральная роль.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена (одно из 7 чудес света).

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенсусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его 29 юными женами в саду, выполненный на крышке ларца. Тутанхамон скончался молодым. Его гробница случайно обнаружена в 1922 году, хотя хитро замаскирована в скале.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н.э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. – «красавица грядет») — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Следует отметить влияние древнеегипетской цивилизации на страны Средиземноморья. Цивилизация Египта внесла огромный вклад в мировую культуру.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира - Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну Та Кеме - Черная Земля: по цвету местной почвы. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV — большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры - под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года - провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.


Древний Египет

По словам Геродота, Египет - дар Нила, ибо Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны - плато с преобладающими высотами до 1000 метров в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь. В Древнем Египте и соседних с ним областях имелось почти все необходимое для существования и жизнедеятельности человека. Территория Египта в древности представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения. В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец.

Признаки цивилизации Древнего Египта

Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.

Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). В столь благоприятных условиях на этой территории уже в V-IV тысячелетии до нашей эры началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов - крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область — ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в IV тысячелетии до нашей эры, оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV - начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки - от первых нильских порогов до дельты - и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.

С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

История древних цивилизаций →

Египетское государство →

Понятие свойства ценностная природа культуры Структура культуры

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

Экзаменационные вопросы к зачёту (экзамену) (Заочное)

  1. Предмет, цели, задачи культурологии.
  2. Понятие, свойства, ценностная природа культуры
  3. Структура культуры.
  4. Основные функции культуры.
  5. Культурогенез основные подходы и понятия.
  6. Субъекты и институты культуры.
  7. Типология культур.
  8. Теоретические концепции возникновения и развития культуры.
  9. Языки культуры формы, классификация.
  10. Соотношение понятий культура и цивилизация.
  11. Культура и религия.
  12. Культура первобытного общества.
  13. Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
  14. Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
  15. Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
  16. Даосизм: теория и практика.
  17. Роль конфуцианства в культуре Китая.
  18. Особенности миропонимания человека в культуре Древней Греции.
  19. Специфика социокультурного развития Древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
  20. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
  21. Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
  22. Романский стиль и готика в средневековой Европе.
  23. Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
  24. Реформация в культуре Европы.
  25. Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
  26. Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
  27. Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
  28. Романтизм в европейской культуре.
  29. Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
  30. Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
  31. Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, государства, Крещение Руси как переломный момент её истории).
  32. Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
  33. Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
  34. Отечественные мыслители 19 в. в поисках «русской идеи» (А. Герцен, П.

    Назовите особенности цивилизации Древнего Египта.

    Чаадаев, Н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»).

  35. «Серебряный век» русской культуры.
  36. Особенности социалистической культуры.
  37. Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
  38. «Восток-Запад» проблема диалога.

39. Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.

Успешность военных походов не могла не отразиться на социальной структуре древнеегипетского общества. Основной добычей воинов в случае победы были не только земли, драгоценности, ценные вещи, но и прежде всего люди. Эти люди, которых захватывали египтяне превращались в рабов. Это были сотни тысяч человек. Все они становились, в основном, рабами. Их заставляли работать на земле: сажать, сеять, собирать, копать. Кто - то был хорошим мастером и помогал в мастерской. Так же они следили за скотом, участвовали в строительстве домов, храмов, каких - либо организаций и заведений.

Так же большую долю пленников приводили на царский двор, дворы храмов. Приводили их в поместья вельмож. Небольшую часть разделяли между людьми среднего происхождения и даже воины отбирали себе рабов. На царском дворе они выполняли все хозяйственные работы: на землях копали, сеяли, сажали. В доме у фараона: готовили еду, убирали, занимались какими- либо строительными работами. Если раб был хорошим мастером, то он мог заниматься и ремесленным делом. В храмовых хозяйствах они так же помогали и делали всю работу прислуги. А для воинов, имевших участки земли, работали на земле. Хозяева рабов давали им скудную пищу, одежду и крышу над головой.

В одном из документов говорится о том, что египетские воины очень любили делить захваченную добычу. Земли они сразу делили с рабами. Вместе с пленниками они приводили разнообразный скот: лошадей, коров, быков, козлов. Так же разнообразную утварь и предметы роскоши: вещи из золота и серебра, сосуды всевозможные, ожерелья и кольца, изделия из бронзы.

В прежние времена после захвата территорий египтяне только забирали себе скот, ценные вещи и угоняли людей, превращая их в рабов. Но в Новом царстве это было не так. Кроме того, что они угоняли скот, превращали людей побежденных государств в своих рабов, забирали всё золото и прочие драгоценности, то теперь они еще и накладывали большую ежегодную дань на захваченные территории.

Дань платилась каждый год в одно и то же время. Они отдавали скот, рабов, зерно. Так же каждая страна, завоеванная египтянами была обязана отдавать продукты, которые они сами изготавливали. Они отдавали и часть своих природных богатств.

Из Эфиопии они привозили золото и кости слонов. Из Палестины и Сирии различные металлы. Привозили так же ткани разнообразные и краски разных цветов. Привозили драгоценные камни. Из Лизаны лес, для того, чтобы строить корабли, особенно был ценен кедр.

Огромное количество рабов, разнообразного сырья (металлы) оказывали большую роль на развитие экономики Египта. Экономика возросла во много раз, страна богатела, люди стали жить лучше (коренное население, сами египтяне). Но несмотря на огромное количество рабов, сырья, ценностей. Они в основном доставались не обычным людям или даже воинам, а богатым вельможам, храмам и фараону. Эти богатства использовались без всякой пользы.

Развитию экономика Египта способствовали не только огромное количество материальных ресурсов, большое количество рабочей силы, но и то, что египтяне совершенствовали свою техническую базу. Улучшали технологию производства. Орудия труда в большем количестве стали изготавливать из бронзы.

На египетской земле месторождений олова не было, запасы олова доставлялись из Сирии, которая была подчинена влиянию Египта. Из бронзы делали орудия труда, оружие, которое по своим качествам является одним из лучших. Процесс получения металла так же получил усовершенствование. Его изготавливали уже другим путем: использовали мехи, которые обеспечивали мощный приток воздуха. Благодаря тому, что они научились отливать металл, то и могли уже изготавливать сложные вещи. Например, могли сделать большие ворота для храма. Так же могли изготавливать и тонкие изделия. Это всё позволяло очень экономно использовать металл.

Так же египтяне получали непрозрачное пастовое стекло и это стало независимой отраслью. Из этого стекла можно было сделать сосуды, небольшие поделки. Эти вещи ценились и внутри страны (на рынках их покупали и бедняки и богачи), и на внешнем рынке (эти поделки вывозили за пределы страны для продажи).

Совершенствовалась сельскохозяйственная техника. Получил распространение очень удобный плуг с отвесными рукоятками, были специальные отверстия для рук. Изготавливались огромные молоты, которые были подвешены на длинные палки ими удобно было разбивать комья земли.

Известно, что в Египте нередко было засуха и лишь после разлива и возвращения Нила в свои берега оставалась и была влага. Но не везде. Поэтому нужно было изготавливать сооружения, с помощью которые совершались поливки полей, огородов.

Еще одним плюсом завоеваний было то, что египтяне научились выращивать новые виды растений, новые породы скота. Особой отраслью животноводства стало разведение коней. Так как это было необходимо для египетских колесниц.

Фараоны располагали огромным количеством рабов, скота, металлами. Они проводили такую политику, которая способствовала оживлению хозяйственной жизни, процветанию сельского хозяйства.

Увеличивалось количество посевных площадей, качество их обрабатывания. За разливами Нила постоянно наблюдали, измеряли уровень воды в реке до ее разлива и после. Ремонтировались разрушенные каналы, начали строиться оросительные сооружения.

Фараоны XIX династии приступали к проведению масштабные работы по мелиорации Дельты, дренаж заболоченные участки, спуски излишней воды. Следовательно в эпоху Нового царства экономика позволила получить намного больше продукции и в сельском хозяйстве, и ремесленной мастерской, чем в предшествующие времена.

Страна теперь уже располагала большими запасами материальных ресурсов, экономическим потенциалом. Фараоны с помощью этих богатств могли и армию снабжать, и хозяйство поднимать и внешнюю экономику активно проводить. Так же строились разнообразные дворцы, храмы.

Были созданы материальные возможности для дальнейшего развития египетской культуры.

Общество Древнего Египта было поделено на три класса: класс господ - те, у кого были в собственности рабы, дома, мастерские, поместья, богатсва; мелкие производители - земледельцы и ремесленники, они добывали пищу своим трудом; рабы - люди, которые работали днем и ночью на своего хозяина: убирали, готовили пищу, гоняли скот, ухаживали за скотом, работали на земле, которая принадлежала хозяину, участвовали в строительстве храмом, дворцов.

Но и в период Нового царства безусловно при таком количестве изменений в экономике и политике произошли изменения и внутри каждого класса. Одни слои укрепились, другие стали слабее. Появились новые классы. Теряли свое значение другие классы. Важным изменением в этой структуре стали рабовладельческие отношения, причем они укреплялись с каждым днем. Количество рабов увеличивалось за счет того, что все новые и новые земли захватывали фараоны со своей армией. Пленников, жителей этих государств они превращали в рабов.

В период Нового царства появился слой рабовладельцев, которые обладали 2 -7 рабами. Рабов могли купить земледельцы богатые, у которых были земли. Они приобретали рабов для того, чтобы те работали на их землях

Так же серьезные изменения произошли и среди господствующего класса. Появляются средние слои населения, так называемые мелкие и средние рабовладельцы. Они занимали низшие и средние посты в Египте. Получали от правителя землю и рабов.

Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее – номовая знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного коестьянства в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.

3. Государственный строй Египта

Во главе государства находился фараон , у которого была вся полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.

Реальную роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь) . Его функции:

    глава финансового ведомства (государственные житницы и “золотая палата”);

    руководство общественными работами (ирригация и царские постройки – государственный архитектор);

    градоправитель столицы и высшая полицейская власть;

    глава высшей судебной инстанции (6 судебных палат или “великих домов”);

    глава военной власти (в эпоху Нового царства).

В подчинении фараона и визиря находились руководители отдельных ведомств по различным отраслям управления (строительство, ремесло, внешняя и внутренняя торговля и т. д.), у которых в подчинении был огромный штат чиновников. В обществе высоко ценилась грамотность, т. к. должность писца являлась первым шагом в чиновничьей карьере. Помимо штатных чиновников существовали “послушные призыву” (из разных социальных слоев), которые выполняли отдельные приказы и поручения.

На уровне местного управления главной фигурой оставался номарх, у которого имелись те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.

Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.

Суд не был отделен от администрации. На местах судебные функции имели общинные органы, в номах – номархи (“жрецы богини истины”). Высший надзор за судопроизводством осуществлял визирь, а высшая судебной инстанцией был фараон, который мог назначать чрезвычайных судей. Судебные функции имелись и у храмов. Судопроизводство письменное. Были в Египте и тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников, привлеченных к работам. Их деятельностью занималось ведомство “поставщика людей”.