Меню

Методические рекомендации надзорная деятельность гибдд за безопасным состоянием дорог. методические рекомендации.

Советы

Дорожный надзор


К атегория:

Транспортная психология


Дорожный надзор


Поскольку надзор не влияет на основные мотивы, его успех в значительной мере зависит от вероятности обнаружения (поимки на месте) нарушителя и от меры наказания. Причем было бы нереально ожидать эффекта от дорожного надзора при частоте обнаружения менее 50%, так как эффективным будет повышение адаптации фактического дорожного поведения.

Полученные эмпирические данные однозначно свидетельствуют «за» (в пользу) непосредственного и столь же однозначно - «против» (не в пользу) косвенного воздействия. Когда о контроле знают, что он есть, изменение поведения является максимальным, когда знают, что его нет,- минимальным. Все промежуточные этапы изменения поведения зависят от самоуверенности в своих знаниях о наличии контроля и возможной безнаказанности. Самоуверенность обусловлена опытностью соблюдения или нарушения (безнаказанного) безопасности дорожного движения, обнаружения признаков надзора за ним. Поведение зависит от межиндивидуальных различий в готовности соблюдать правила, в том числе и при отсутствии надзора за их исполнением. Таким образом вопрос об успешности надзора перерастает в вопрос о положительных и отрицательных последствиях, которые водитель получает в зависимости от своего отношения к правилам и инструкциям по дорожному движению. Если превышение скорости чаще остается безнаказанным (в результате поведения, соответствующего исходному мотиву.

Отсюда вытекает настолько же настоятельный, насколько практи чески почти нереализуемый вывод о том, что в принципе успех какой-либо инструкции по дорожному движению зависит от успешного надзора за ее исполнением и что недостаточный контроль за соблюдением инструкции может быть гораздо опаснее и вреднее, чем отсутствие какого-либо предписания вообще. Потому-то в действительности отрицательный (а для нарушителя положительный) «порочный успех» в результате оставшегося без наказания превышения скорости может при его переносе на другие транспортные обстоятельства привести к значительному падению престижа инструкций по дорожному движению. В этой дилемме необходимо различать ведущий и сдерживающий принципы в качестве возможного выхода: там, где невозможно эффективно контролировать конкретную форму принципа сдержи-кания (инструкции, которые блокируют первоначальные тенденции поведения), следовало бы полнее использовать эффект ведущего принципа.

В отношении данного примера, касающегося ограничения скорости, можно сказать следующее. Местные ограничения скорости, соблюдение которых невозможно контролировать непрерывно, т. е. с долей вылавливания нарушителей свыше 50%, необходимо заменять соответствующими рекомендуемыми оптимальными значениями скорости движения. Они сообщают водителю о том же, что и ограничение скорости, но не формируют (вследствие своего рекомендательного характера) опасной привычки «успешного несоблюдения запрещений». Предполагаемые меры в противоположность или по крайней мере в дополнение к запрещениям усиливают ведущий принцип в том смысле, что положительная обратная связь обеспечивает лучшие условия обучения, накопления положительного опыта, чем отрицательная случайная обратная связь (наказания случайного порядка).

Упомянутые исследования показывают, как велико значение эффективного надзора за движением: в присутствии сотрудников надзора оно максимально и даже без фактического вмешательства приводит к изменению неправильного дорожного поведения и порочных намерений. Ежедневные наблюдения за контролируемым дорожным движением показывают, что некоторые водители, заметив сотрудника полиции на посту, двигались даже медленнее, чем этого требует соответствующее ограничение скорости. Этот эффект был эмпирически подтвержден в исследованиях, проводившихся на дороге. Он заключался в том, что даже те водители, скорость движения которых была ниже ограничения, еще более замедляли свою скорость, когда вместо обычного транспортного средства был виден полицейский автомобиль. Это называется «эффектом перестраховки» и объясняется страхом перед субъективной полицейской оценкой и наказанием, который сильнее воздействует, чем рациональное соблюдение своего скоростного режима.

Эмпирические данные о воздействии формального контроля были приведены в работах. В исследованиях Клебельсберга было установлено, что для побуждения адаптированного поведения достаточно даже видимого присутствия транспортного средства, похожего по типу и расцветке на обычный полицейский автомобиль. Случаев превышения предельной скорости, если полицейский автомобиль был незаметен, было в 6 раз на городских участках выходящих из города автодорог и в 3,6 раза на автодорогах в сельской местности больше, чем когда этот автомобиль водители видели.

Важным для регулирования дорожного движения является длительность желтой фазы огня светофора. Поскольку это влияет не только на пропускную способность, интенсивность и плотность транспортного потока, но и на безопасность движения, отсюда вытекает относительно сложная проблема, которая в англоязычной литературе получила наименование «amber light dilemma» (проблема желтых фаз огня светофора). В основном она обусловлена решением при переходе от фазы зеленого к фазе красного сигнала «еще можно проскочить» или «уже нужно останавливаться». Исследования, посвященные связанным с этой проблемой психологическим аспектам, позволяют сделать вывод о том, что период действия желтого сигнала светофора в общем является слишком коротким и что следовало бы довести эту фазу до 5,5 с. Частота пересечения линии «стоп» на желтый сигнал светофора перед красным составляет около 60% (из 728 наблюдаемых случаев), а частота проезда на красный сигнал светофора -около 4,5%.

В качестве средства, помогающего водителю своевременно принять правильное решение, была задумана фаза зеленого проблескового сигнала, посредством которой отмечается конец фазы зеленого сигнала. Проверка этого воздействия привела к снижению числа ДТП движущихся в поперечном направлении транспортных средств, но, с другой стороны, к повышению числа наездов сзади (попутных столкновений). Повышение числа попутных столкновений объясняется увеличением дефицита времени для принятия решения на неожиданное событие - торможение лидера на зеленый проблесковый огонь или ростом ошибочных альтернативных решений, которые ведут к попутному столкновению. В этом можно усмотреть пример влияния роста нестабильности дорожного движения на снижение безопасности. Правда, трудно проконтролировать этот эффект роста нестабильности местом сравнения до и после внедрения, как в указанном исследовании. Именно разнообразное применение зеленого проблескового огня сигнала светофора в пределах города (выражающееся в том, что лишь некоторые, но не все светофоры имеют фазу зеленого проблескового сигнала, или в том, что эта фаза в различных светофорах имеет разную длительность) приводит к неблагоприятному росту нестабильности установки. При единообразном же применении зеленого проблескового огня сигнала светофора эта дополнительная информация даже может способствовать росту стабильности поведения, зависящего от уверенности в принятом решении.

Неблагоприятное воздействие слишком большого числа и потому нечетко представляемых возможностей поведения было выявлено для определенных условий движения на железнодорожных переездах. Наблюдаемые при этом некоторые манеры ошибочного поведения объясняются, с одной стороны, нестабильностью скорости приближения, изменением скорости и изменением ускорения, которые возрастали по мере приближения к наблюдаемым железнодорожным переездам, и с другой стороны, неблагоприятной системой сигнализации. Рекомендованная усовершенствованная система сигнализации (sequential and standardized warning signal - непрерывный и стандартный предупреждающий сигнал) уменьшает число альтернативных решений и тем самым облегчает принятие правильного решения, а также предусматривает унификацию и поэтому более точный прогноз индивидуальных манер поведения.

Особо указывается на возможность того, что локальные мероприятия могут иметь отрицательные последствия. Так, например, отмечено повышение на 116% числа попутных столкновений на 65 перекрестках в штате Огайо за 2 года после установки проблесковых зеленых огней светофоров по сравнению с предыдущим периодом. После сооружения таких же устройств предупредительной сигнализации вместо дорожных знаков число ДТП снизилось и безопасность на соответствующих перекрестках достоверно коррелирует с интенсивностью движения. Вильде приходит к заключению о том, что осторожность водителей зависит, якобы, непосредственно от воспринимаемой опасности, и для объяснения этой взаимосвязи он использует понятие «компенсации риска», которое будет рассмотрено ниже.

К атегория: - Транспортная психология

контроль безопасность дорожное движение

В настоящее время решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. Действенный контроль и надзор со стороны государственных органов за дорожным движением на подведомственной им территории является одним из важных способов решения данной проблемы Куприн Е. О безопасности дорожного движения // Автомобильный транспорт. - 2008. - № 12. - С. 2..

Прежде чем перейти к рассмотрению организации деятельности и полномочий сотрудников ДПС ГИБДД МВД России в сфере контроля и надзора за безопасностью дорожного движения, необходимо рассмотреть само понятие надзора и контроля.

В современной науке государственный надзор определяется как специализированное наблюдение и проверка соблюдения строго определенных правил в деятельности юридических и физических лиц в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства. Его сущность заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2006. - С. 11..

По своему существу надзор тесно связан с контролем.

Государственный контроль представляет собой сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственное принятие мер по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан. Сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание - в том, что уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативно-правовым актам и поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных Федосеева Н.Н. Государственный контроль в системе функций современного Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 1. - С. 30..

Сходство государственного надзора и государственного контроля проявляется в том, что они осуществляются не за всеми сторонами деятельности поднадзорного и подконтрольного объекта, а только за определенными и по определенным вопросам. Органы надзора, также как и органы контроля при совершении или выявлении нарушений должны принимать меры к их устранению и привлечению к ответственности нарушителей.

Различие между ними состоит, прежде всего, в объеме их компетенции. Органы государственного контроля обладают более широкой компетенций: она включает в себя проверку не только точки зрения законности, но и целесообразности контролируемой деятельности, в то время как органы государственного надзора проверяют только законность действий конкретного объекта надзора Кононов Р.В. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере контроля и надзора (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 9-10..

Государственный контроль и надзор в качестве разновидности правоохранительной деятельности органов государственного управления играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения Майоров В.И. Основное противоречие дорожного движения // Транспортное право. - 2008. - № 3. - С. 23..

Сущность обеспечения безопасности дорожного движения принято рассматривать через призму определений «дорожного движения» и «безопасности дорожного движения».

В юридической литературе существует несколько точек зрения по поводу сущности понятия дорожного движения. Так, некоторые специалисты в области дорожного движения понимают и рассматривают его как сложную динамическую систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: человек, транспортное средство, дорога Изосимов С.В., Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе // Транспортное право. - 2006. - № 1. - С. 17.. Иной точке зрения придерживаются ученые, которые под термином «дорожное движение» рассматривают процесс пространственного перемещения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников регулируются специальными нормами Домрачев Д.Г. Дорожный надзор государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 7.. У третьих ученых своя точка зрения, которая сводится к определению дорожного движения в качестве совокупности общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов по дорогам с помощью транспортных средств, а также в процессе управления условиями этого перемещения Корякин И.И. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. - 2009. - № 6. - С. 21..

В принятом 15 ноября 1995 года Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» О безопасности дорожного движения: федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 50. - Ст. 4873. даны определения основных понятий, используемых в законе. В частности в нем сказано, что под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дороги. Следует отметить, что целью регулирования дорожного движения как сферы общественных отношений являются:

1. минимизация вероятности нарушения устойчивости и автономности движения механических транспортных средств вследствие потери водителем контроля над ним;

2. потеря времени и затрат материальных ресурсов при перемещении людей и грузов.

К основным признакам дорожного движения относятся:

1. возникновение и развитие общественных отношений в общественных местах в процессе общения людей;

2. обеспечение личной и общественной безопасности, тем самым создается обстановка спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни посредством правового или иного социального регулирования этих отношений Бахаев А.А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2009. - С. 14..

Наряду с определением понятия «дорожное движение» Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» раскрывает сущность таких основополагающих понятий, как «безопасность дорожного движения» и «обеспечение безопасности дорожного движения».

Безопасность дорожного движения определена как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий Кирьянов А.Ю. Общая характеристика понятия «безопасность». Подходы к определению и виды // Безопасность бизнеса. - 2010. - № 1. - С. 34 - 37.. Другими словами под безопасностью в сфере дорожного движения как разновидностью общественной безопасности понимается специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, степень и качество их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещения людей, предметов их труда Майоров В.И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. - 2009. - № 4. - С. 40..

Что касается обеспечения безопасности дорожного движения, то в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» оно определено как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а именно осуществление уполномоченными на то государственными органами надзора за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения Кондратьев В.Д. Модели и методы управления безопасностью дорожного движения: дис. ... д-ра техн. наук. - Воронеж, 2008. - С. 164..

Понятие государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения дается в нормах Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Согласно ст. 30 Закона государственный контроль и надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется за дорожным движением и выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения дорожной безопасности.

1. установлении соответствия объектов надзора определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами правилам и обязательным требованиям и основанным на них технико-правовым нормам, действующим в поднадзорной сфере;

2. пресечении и предупреждении выявленных в результате проводимых мероприятий по надзору нарушений указанных правил, требований и технико-правовых норм, устранение последствий этих нарушений Конин Н.М., Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). - Саратов, 2009. - С. 58..

Объектами государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения являются:

1. деятельность физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) дорог, улиц и расположенных на них дорожных сооружений;

2. деятельность физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) железнодорожных переездов;

3. деятельность физических лиц и организаций по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

4. эксплуатационное состояние дорог и улиц;

5. эксплуатационное состояние дорожных сооружений;

6. эксплуатационное состояние железнодорожных переездов;

7. эксплуатационное состояние технических средств организации дорожного движения;

8. эксплуатационное состояние действующих маршрутов движения маршрутных транспортных средств - автобусов и троллейбусов Домрачев Д.Г. Дорожный надзор государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 20-21..

Согласно Приказу МВД РФ № 185 от 02 марта 2009 года Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД Российской Федерации от 02 марта 2009 г. № 185 // Рос. газ. - 2009. - 07 июля. - С. 7. (далее - Административный регламент) субъектами государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения выступают:

1. федеральный орган управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России);

2. органы управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

3. подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.

В системе МВД России непосредственное обеспечение государственного надзора за безопасностью дорожного движения возложено на ГИБДД МВД России Веремеенко И.И. Головко, В.В. Административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения. - Омск: ОА МВД России, 2007. - С. 26.. Более подробно вопрос о полномочиях ГИБДД МВД России будет рассмотрен в следующем параграфе дипломной работы.

Государственный контроль (надзор) в области обеспечения безопасности дорожного движения как направление деятельности государства обладает следующими признаками:

1. контрольная функция обусловлена объективно необходимыми и социально желаемыми целями, а именно - сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, уменьшение количества ДТП. Данные цели достигаются посредством обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и ее субъектов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения;

2. данная функция является нормативно урегулированным направлением деятельности государства. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3. ее содержанием является фактическая деятельность государства по установлению и сдерживанию социально-вредных отклонений. Уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям, если нет, то непосредственно принимают меры по привлечению к ответственности виновных;

4. данная деятельность носит социально-преобразующий характер. Государственный контроль за участниками дорожного движения оказывает непосредственное влияние на их поведение, обеспечивая тем самым соблюдение правил дорожного движения и иных нормативных документов в области обеспечения дорожной безопасности;

5. данная функция предметно обособлена и осуществляется в рамках определенного политического и правового процесса. Данный вид государственного контроля осуществляется в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, к задачам которого относятся охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий Конин Н.М., Старилов Ю.Н. Административное право России: учебник. - Саратов, 2006. - С. 325. (см. приложение 1).

Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод, под государственным контролем и надзором в области обеспечения безопасности дорожного движения следует понимать специальную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов, производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнением всеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий. Содержание такого контроля состоит в том, что уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соблюдается ли законодательство Российской Федерации и ее субъектов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения; а при выявлении нарушений непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных. Функция государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения обладает рядом признаков, в частности: данная функция обусловлена объективно необходимыми и социально желаемыми целями, является нормативно урегулированным направлением деятельности государства, носит социально-преобразующий характер, предметно обособлена и осуществляется в рамках определенного политического и правового процесса, ее содержанием является фактическая деятельность государства по установлению и сдерживанию социально-вредных отклонений.

Как и кем осуществляется контроль и надзор за исполнением законодательства о Безопасности Дорожного движения у юр. лиц и ИП

Контроль и надзор за обеспечением Безопасности Дорожного Движения (БДД) организуемую юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляет Ространснадзор - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которая в лице своих территориальных органов ведет контроль и надзор за деятельностью в сфере транспорта и соблюдения БДД. Таким территориальным органом является Управление государственного автодорожного надзора - госавтодорнадзор, (чаще-всего используют аббревиатуру - УГАДН). УГАДН осуществляет контроль за транспортной деятельностью в виде плановых и внеплановых проверок. Внеплановые проверки могут проводиться как по инициативе самого управления, так и в порядке реагирования на поступившую жалобу, уведомление о нарушениях связанных с эксплуатацией транспорта, предоставлении некачественной услуги в сфере пассажирских или грузовых перевозок и т.п. Плановая же проверка проводится каждые три года. Управлением составляется ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ежегодный план и информация с перечнем организаций и ИП, которые подлежат проверке в текущем году являются доступной и публикуются на официальных сайтах Ространснадзора, Управления государственного автодорожного надзора субъекта РФ и Прокуратуры субъекта РФ.

Какие проверки в сфере транспорта проводит УГАДН (Ространснадзор).

Контрольно надзорные мероприятия УГАДН проводит в форме внеплановой и плановой проверки. Внеплановые и плановые проверки проводятся в виде документарной и (или) выездной проверки.

Внеплановая проверка УГАДН. Основания для проведения внеплановой проверки УГАДН зависят от деятельности юридических лиц или ИП. Такая деятельность может быть лицензируемой и не подлежащей лицензированию.

Если деятельность юридического лица или ИП является лицензируемой, то основанием для проведения внеплановой проверки УГАДН являются следующие основания:

  • Истечение срока исполнения лицензиатом ранее вынесенного предписания об устранении выявленного ранее нарушения лицензионных требований
  • Поступление в Ространснадзор жалоб и обращений из любых источников, указывающих на грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований
  • Истечение срока приостановки действия лицензии
  • Поступление от лицензиата ходатайства о проведении внеплановой выездной проверки, для установления факта досрочного исполнения ранее вынесенного предписания лицензирующего органа
  • Вынесение распоряжения, выданным лицензирующим органом в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ

Если деятельность не подлежит лицензированию, то законом предусмотрены следующие основания для проведения внеплановой проверки:

  • Истечение срока исполнения юр.лицом или ИП вынесенного предписания об устранении выявленного ранее нарушения обязательных требований
  • Поступление в Ространснадзор жалоб и обращений из любых источников, указывающих на: возникновение угрозы вреда жизни, здоровью людей; причинение вреда жизни, здоровью граждан
  • Распоряжение руководителя Ространснадзора, изданное в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ, на основании требований прокуратуры в связи с поступившими обращениями и материалами
Плановая проверка УГАДН. Основания для проведения плановой проверки УГАДН, как и при внеплановой, зависят от деятельности юридического лица или ИП. Такая деятельность может быть не подлежащей лицензированию или подлежащей ей.

Если деятельность юридического лица или ИП не подлежит лицензированию, то законом предусмотрены следующие основания для проведения плановой проверки:

  • Истечение 3-х лет с момента государственной регистрации юридического лица, ИП
  • Истечение 3-х лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП

Если деятельность юридического лица или ИП является лицензируемой, то основанием для проведения плановой проверки УГАДН являются следующие основания:

  • Истечение одного года со дня выдачи или переоформления лицензии
  • Истечение 3-х лет со дня окончания проведения последней плановой проверки лицензиата

Документарная проверка УГАДН. Проводится по местонахождению УГАДН, для проверки сведений, содержащихся в документах юр лица или ИП, с теми сведениями, которыми уже располагает Ространснадзор, УГАДН. При документарных проверках проверяются следующие документы:

  • Документы, устанавливающие организационно-правовую форму организации, ее права и обязанности
  • Документы, которые юр.лицо или ИП используют в в осуществлении своей деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований (исполнением предписаний, постановлений Ространснадзора, территориальных органов)
  • Акты предыдущих проверок
  • Материалы дел об административных правонарушениях

При обоснованных сомнениях в достоверности сведений, которые находятся в распоряжении УГАДН, или если эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований БДД, Ространснадзор направляет в адрес проверяемой организации мотивированный запрос, с требованием предоставить необходимые документы. К запросу обязательно должна прилагаться заверенная печатью копия распоряжения руководителя надзорного ведомства (УГАДН, Ространснадзор). В течение 10 раб.дней с момента получения запроса, указанные в запросе документы должны быть представлены в контролирующий орган в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя юр.лица, ИП, или уполномоченных лиц. Если в результате проверки управление рассмотрит признаки нарушения обязательных требований БДД, то оно вправе провести выездную проверку.


Выездная проверка УГАДН. Выездная проверка - это мероприятие, связанное с направлением, не позднее 3-х дней до даты проверки, Уведомления в организацию или ИП о предстоящей проверке. В Уведомлении указываются цели и задачи проведения проверки, перечень документов, необходимых для достижения целей и задач проверки. В зависимости от сферы деятельности организации, проверки УГАДН могут проводиться совместно с органами государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, такими как: ГИБДД, МЧС, Агентство по рыболовству, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росреестр, Гос.инспекция труда и др. Должностное лицо-исполнитель УГАДН, уполномоченный на проведение проверки, в указанные в Уведомлении день и время, посещает место нахождения организации и знакомится с необходимыми документами. По смыслу фразы - "проверка БДД", создается впечатление, что проверять будут состояние транспорта, личности водителей, техническое оснащение гаража и т.п. Нет! Ни износ покрышек, ни уровень СО выхлопа газов, ни одежда водителей, ни их небритость, ни наличие у медика тонометра - все это проверяющего инспектора интересовать не будет! Его будет интересовать только документация по БДД! Проверка должна проводиться в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным приказом Минтраса России от 29.04.2013 г. № 144


Что проверяет УГАДН (Ространснадзор, транспортная инспекция) при организации обеспечения БДД у юр. лиц и ИП
В процессе проверки обеспечения и организации БДД, сотрудники УГАДН проводят мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.

При проверке организации безопасности дорожного движения юр.лицами и ИП, инспекцией устанавливается:

  • Наличие специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших аттестацию на право занятия соответствующей должности
  • Наличие организационной работы по обеспечению безопасности дорожного движения
  • Организация медицинского контроля водительского состава
  • Обеспечение организационно-технических условий для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей
  • Обеспечение профессиональной надежности водительского состава
  • Прохождение АТС государственного технического осмотра
  • Обеспечение эксплуатации АТС в технически исправном состоянии
  • Обеспечение организационно-технических условий для поддержания в исправном техническом состоянии АТС, выпускаемых на линию
  • Выполнение экологических требований при эксплуатации транспорта
  • Наличие журнала учета мероприятий по контролю

В пакет документов по БДД входит более 50-ти документов: инструкции, приказы, акты, положения, графики, планы, журналы, путевые листы. Предлагаем Вам получить полный пакет таких образцов и шаблонов за 5 мин. Документы высылаются на эл почту. Внесите данные сотрудников и автомобилей, распечатайте, подпишите, сформируйте папку - к проверке УГАДН готовы!





Какие документы необходимы для проверки УГАДН (Ространснадзором) по организации БДД на предприятии.

Как указывалось выше, о проведении проверки обеспечения БДД высылается Уведомление, направленное начальником территориального УГАДН. В нем должны быть указаны время и место проверки, цели и задачи ее проведения, исполнитель и его контактный телефон, а главное - перечень документов, которые необходимо предоставить проверяющему. Как правило, это стандартный перечень для проверки обеспечения БДД:
  • Уставные документы
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
  • Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц
  • Документы о назначении генерального директора
  • Штатное расписание
  • Документы, подтверждающие возложение обязанностей за обеспечение безопасности дорожного движения на конкретных должностных лиц
  • Документы, содержащие сведения о квалификации сотрудников, чьи должности связаны с обеспечением безопасности дорожного движения, с эксплуатацией автотранспорта и организацией перевозок
  • Справка о наличии автотранспортных средств находящихся в эксплуатации (на балансе, в аренде, в лизинге и т.п.), с указанием типа, марки АТС, года выпуска АТС, государственного регистрационного знака, показаний одометра на момент проверки
  • Документы о наличии территории для стоянки автотранспортных средств
  • В случае осуществления деятельности по перевозке опасных грузов - документация по подвижному составу и работникам, задействованных в процессе перевозки ОГ
  • Документация по организационным мероприятиям, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий
  • Документация по учету путевых листов
  • Отработанные путевые листы за текущий месяц и два предшествующих проверке месяца
  • Товарно-транспортные накладные - выборочно по каждому типу перевозимого груза
  • Документы, подтверждающие организацию и учет проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
  • Документы, подтверждающие организацию и проведение ТО и ремонта автотранспортных средств
  • Список водителей с указанием даты их приема на работу
  • Медицинские справки водителей
  • Документы по работе с водительским составом (занятия, инструктажи, семинары и т.п.)
  • Имеющиеся данные о нарушениях водителями ПДД
  • Документация по учету работы водительского состава за текущий месяц и два предшествующих проверке месяца
  • Документы, подтверждающие обязательное страхование гражданской ответственности
  • Документы, подтверждающие оснащение автотранспортных средств навигационными системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также тахографами
  • Другие документы по организации работы водительского состава и автотранспорта, относящиеся к предмету проверки

Какие нормативные документы по БДД нужны при проверке УГАДН

Законодательство вменяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим транспорт, обеспечивать безопасность дорожного движения. Это достаточно широкий круг мероприятий по обеспечению БДД, который, собственно то, и заключается в ведении документов по БДД. Именно нормативные документы как раз и фиксируют соблюдение требований закона в сфере транспорта. Ниже приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для обеспечения БДД на предприятии. Имея шаблоны всех документов, организовать обеспечение БДД на предприятии не составит труда. Останется лишь внести данные сотрудников и автомобилей, сформировать из документов толстую папку и во время проверки выложить ее перед сотрудником УГАДН. Проверяющий даже не заподозрит, что вы обеспечили БДД в своей организации только вчера.


Полный перечень нормативных документов, входящих в комплект по обеспечению БДД:


Должностные инструкции по Безопасности Дорожного Движения (БДД)
  • Должностная инструкция лица ответственного за безопасность дорожного движения (БДД)
  • Должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению технического состояния и эксплуатацию ТС
  • Должностная инструкция лица ответственного за выдачу и учет путевых листов
  • Должностная инструкция лица, управляющего легковым автомобилем
  • Должностная инструкция лица, управляющего грузовым автомобилем
  • Должностная инструкция водителя, управляющего автобусом

Журналы по БДД
  • Журнал учета проверок органами контроля
  • Журнал учета ДТП владельцами транспортных средств
  • Журнал учета нарушений Правил дорожного движения
  • Журнал регистрации вводного инструктажа
  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
  • Журнал учета учебных занятий по БДД (20-часовая программа)
  • Журнал учета медицинского осмотра водителей
  • Журнал учета движения путевых листов
  • Журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии

Инструкции по БДД
  • Инструкция по охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)
  • Инструкция водителя по мерам безопасности при вождении автопоездов
  • Инструкция по охране труда для водителя автомобиля
  • Инструкция оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии
  • Инструкция по охране труда для водителей, выезжающих в командировку (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации
  • Инструкция по экстренной эвакуации пассажиров из салона автобуса при дорожно-транспортных происшествиях
  • Инструкция. Движение автомобиля и стоянка в темное время суток
  • Инструкция по охране труда для водителя автобуса
  • Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов
  • Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте
  • Инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах
  • Перечень инструкций по охране труда для водителей
  • Инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения в темное время суток, туман, снегопад, гололёд
  • Инструкция по мерам безопасности при преодолении спусков и подъемов
  • Инструкция для водителя по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта
  • Инструкция по мерам безопасности при перевозке детей
  • Инструкция водителя об особенностях работы в весенне-летний период
  • Инструкция по безопасности на паромах, баржах, платформах
  • Инструкция водителя об особенностях работы в осенне-зимний период

Планы, графики, программы по БДД
  • Порядок выпуска автомобилей на линию
  • План мероприятий по предупреждению ДТП
  • Программа стажировки водителей
  • Программа проведения вводного инструктажа по охране труда
  • Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте водителя
  • Учебно-тематический план ежегодных занятий с водителями (20ч)
  • График рабочего времени на месяц
  • Личная карточка водителя
  • План-график технического обслуживания транспортных средств

Приказы по БДД
  • Приказ о проверках соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Акт проверки