Меню

Текущий некомплект определение. Текущий и временный некомплект техники в воинской части

Сделай сам

Необходимо подчеркнуть, что материалы брифингов разрабатываются по результатам стратегических учений, инспекторских проверок боевой готовности космических крыльев МБР (аналог ракетной армии РВСН) и авиационных крыльев. При этом руководство Пентагона заявляет о высокой эффективности инспекций типа NORI (Nuclear Operational Readiness Inspections – проверка боевой готовности к действиям в ядерном снаряжении) и инспекций ядерной безопасности типа NSI (Nuclear Surety Inspections – проверка безопасности обращения с ядерным оружием).

Основной целью инспекций типа NORI является комплексный контроль и оценка боевой готовности крыльев по отработке задач поражения стратегических объектов на этапе возникновения вооруженного конфликта с применением ядерного оружия (ЯО) по двум основным показателям: формирование сил (Force Generation) и их применение (Employment). Формирование сил включает в себя действия органов управления и войск по сигналам оповещения; представление докладов о состоянии СНС и приведении их в готовность к боевому применению; организацию оперативного управления; материально-техническое обеспечение; охрана и оборона, прикрытие объектов СНС от ударов воздушного и наземного противника. Показатель «применение войск» включает: оценку обстановки и оперативное реагирование на возникающие угрозы; выполнение боевых задач по нанесению ядерных ударов (условно); представление докладов о выполнении боевых задач; применение основной, дублирующей и резервной систем боевого управления войсками и ядерным оружием; выполнение мероприятий по видам всестороннего обеспечения; ликвидацию последствий и восстановление боеспособности войск.

Инспекторские проверки типа NSI направлены на контроль и оценку действий руководящего состава по управлению силами и средствами в различных условиях обстановки и выполнение требований ядерной безопасности. В ходе этих инспекций осуществляется проверка и оценка полноты и качества выполнения поставленных задач по десяти показателям: действия при возникновении инцидентов с ядерными боеприпасами (ЯБП); полнота и качество выполнения технических операций; проверка деятельности технических служб; контроль состояния средств обслуживания, транспортирования ЯБП и правил обращения с ними; сохранность ЯБП; безопасность их хранения; организация тылового обеспечения; выполнение требований по подбору и проверке морально-психологических качеств личного состава, допущенного к работе с ЯБП; состояние материально-технического обеспечения; выполнение требований руководящих документов при проведении всех видов работ и занятий с ЯБП.

Что касается морских стратегических ядерных сил, то они подвергаются инспекторским проверкам типа TRE (Tactical Readiness Inspection) с каждым из экипажей ПЛАРБ типа Ohio после завершения боевого патрулирования. Однако результаты проведенных инспекций в МСЯС в открытых зарубежных источниках не публикуются.

Кроме того, состояние и перспективы развития стратегических наступательных сил изучаются независимой комиссией Министерства обороны США, созданной в марте 2014 г., результаты ее работы также носят закрытый характер.

ДЕГРАДАЦИЯ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СНС ПРОДОЛЖАЕТСЯ

По оценкам Пентагона, состояние боевой готовности СНС обеспечивает ядерное сдерживание вероятных противников США и их союзников. По результатам стратегических учений, проверенные крылья показали способность к выполнению боевых задач по поражению стратегических объектов вероятного противника (условно).

Вместе с тем анализ открытых информационных материалов показывает, что по результатам инспекций в ракетных и авиационных крыльях вскрыто значительное количество недостатков и некачественно решаемых вопросов системного характера.

Так, 341-ое крыло МБР Minuteman III (АвБ Мальмстром) по результатам проверки типа NSI комиссией командования глобальных ударов (КГУ) ВВС оценено «неудовлетворительно». Личный состав показал низкие знания и практические навыки по работе с ЯБП. Для устранения недостатков было предоставлено дополнительное время с последующей перепроверкой.

На брифингах особое внимание было уделено анализу неудовлетворительной организации подготовки и несения боевого дежурства дежурными силами. Отмечено, что вместо системной подготовки личного состава практикуются формальные тесты. При этом выявлены многочисленные факты мошенничества, сняты с боевого дежурства десятки офицеров, замеченных в обмане и списывании ответов во время проведения тестов на профессиональную пригодность, большинство офицеров-ракетчиков направлены на переаттестацию. Выяснилось, что многие офицеры из групп технического обслуживания и ремонта, допущенные к несению боевого дежурства и обслуживанию ЯБП, даже не знают порядка работы с ними. В подготовке боевых расчетов пунктов управления пуском (ПУП) МБР Minuteman III отмечается узкая специализация, недостаточный оперативно-тактический кругозор, приверженность к работе по инструкциям, слабо усвоены общие вопросы военного искусства. Как и в прошлые годы, выявлены факты употребления наркотиков офицерами на пунктах управления пуском МБР Minuteman III, их распространения и продажи. Отдельные из них заступали на боевое дежурство после употребления наркотиков, якобы с целью предупреждения стрессов.

На брифингах отмечалось также, что в руководящих документах авиационных крыльев недостаточно регламентированы действия личного состава при подготовке стратегических бомбардировщиков В-52Н с ядерными КРВБ к боевому применению. Директивы и указания, поступающие в крылья из 20 ВА, КГУ, ОСК и Министерства ВВС, зачастую противоречили друг другу. В их содержании больше внимания уделялось порядку решения неядерных задач в ущерб ядерных. В связи с этим планы учебно-методических сборов, программы подготовки и тематика занятий с летными экипажами, специалистами групп технического обслуживания и ремонта были направлены на подготовку к выполнению неядерных задач. И как результат – слабые знания и недостаточные практические навыки в решении задач ядерного обеспечения применения МБР и ядерных КРВБ большой дальности.

Выделение материально-технических и финансовых средств на поддержание боевой готовности, поставки современных образцов техники общего назначения, решение социальных проблем военнослужащих эскадрилий ядерной компоненты ВВС осуществлялось по остаточному принципу. В ракетных крыльях вскрыты факты формального отношения начальников из 20 ВА, КГУ, ОСК и Министерства ВВС к проблемам боевого дежурства и его всестороннего обеспечения. При рассмотрении перспектив карьерного роста, приоритет отдавался личному составу, выполняющему задачи в военных конфликтах, что вызывало недовольство офицеров-ракетчиков. На морально-психологическом состоянии личного состава крыльев отрицательно сказывается также временный и текущий некомплект основных специалистов, меры по его восполнению не принимались. В отдельных частях и подразделениях технического обслуживания и ремонта авиационных крыльев такой некомплект составлял от 50 до 200 человек. Это приводило к нарушению графиков несения боевого дежурства и создавало значительные физические и психологические нагрузки на личный состав боевых расчетов и летные экипажи. Руководящие документы, регламентирующие нормы укомплектованности и уровни предельного некомплекта по основным специальностям в крыльях МБР и авиационных крыльях, не разработаны. В материалах инспекторских проверок отмечалось также, что в ряде подразделений технического обслуживания ракет имелось лишь несколько основных специалистов, что не соответствовало требованиям ядерной безопасности. Работы по техническому обслуживанию ракет зачастую прекращались по причине отсутствия квалифицированного персонала, поскольку создавались предпосылки к возникновению аварийной ситуации на ракетно-ядерном оружии. При контроле практических действий некоторые авиационные крылья превысили установленные нормативы по приведению самолетного парка в высшие степени боевой готовности.

Многие командиры и начальники заявляли о проблемах в техническом обеспечении боевой и повседневной деятельности войск: различное оборудование, автомобильный транспорт, транспортно-перегрузочные агрегаты, используемые при работе с ракетами и ЯБП, выработали сроки эксплуатации, нуждаются в модернизации хранилища ЯБП.

В материалах инспекций подчеркивалось, что основная причина недостатков в боевой готовности заключается в несовершенстве оперативного и административного управления СНС. Так, силы и средства, назначаемые на боевое дежурство в мирное время, находятся в оперативном подчинении командования ОСК. В рамках административного управления ракетные и авиационные крылья находятся в составе 20 ВА, КГУ и Министерства ВВС и выполняют соответствующие директивные указания старших начальников. При переводе с мирного на военное время в оперативное подчинение ОСК передаются остальные силы и средства, качество подготовки которых к боевому дежурству не всегда удовлетворяет командование ОСК. Не внедрена строгая система подбора и подготовки личного состава дежурных сил, проверки их морально-психологических качеств. Система контроля состояния боевого дежурства не обеспечивает знания реального состояния дел в дежурных силах. В ракетных крыльях не выполняются требования инструкций AFGSCI 13-5301, разработанных Командованием глобальных ударов ВВС, регламентирующих порядок подготовки и несения боевого дежурства боевыми расчетами пунктов управления пуском МБР Minuteman III.

В качестве общих недостатков в боевой готовности подтверждено отсутствие целенаправленной помощи и недостаточное финансирование СНС со стороны военно-политического руководства США. Это привело к возникновению системных проблем в обеспечении устойчивого управления войсками и ядерным оружием; изношенности объектов инфраструктуры; низкой укомплектованности подразделений личным составом для несения боевого дежурства; его недостаточной профессиональной подготовки; ухудшению воинской дисциплины и морально-психологического состояния людей. В ходе инспекций вскрыто, что командиры подменяют подчиненных при решении второстепенных задач, лишая их самостоятельности и инициативы. Отмечается избыточное количество проверок со стороны командования крыльев, 20 ВА, КГУ и ОСК и поверхностная подготовка самих контролеров.

Ядерные авиабомбы типа В-61 подвергаются модернизации.

На брифингах особое внимание было уделено анализу проблем в состоянии ядерного оружейного комплекса (ЯОК): это необходимость подтверждения безопасности и продления сроков эксплуатации ЯБП в условиях соблюдения США моратория на проведение ядерных испытаний; сомнительность в идентичности результатов трехмерного компь-ютерного моделирования термоядерных реакций по сравнению с реальными ядерными испытаниями ЯБП; ограниченные возможности по осуществлению полного цикла создания ЯБП, так как изготовление их ключевых компонентов (плутониевых узлов) может осуществляться в штучном режиме на базе Лос-Аламосской лаборатории Министерства энергетики США; систематическое невыполнение сроков реализации и частая корректировка крупных производственных и научно-технических проектов; физический износ и моральное старение объектов и части оборудования инфраструктуры ЯОК; предъявление новых, более жестких требований по безопасности, режиму секретности и охране окружающей среды, при отсутствии дополнительных ресурсов; рост числа специалистов пенсионного возраста и сложности с подготовкой новых квалифицированных кадров; утрата опыта проведения натурных испытаний ядерных боезарядов на Невадском ядерном полигоне и др. Таким образом, состояние ЯОК вполне соответствует оценке, заявленной в ядерной стратегии США (2010), как «пришедшее в упадок».

Таков далеко не полный перечень недостатков, а реально, провалов в боевой готовности СНС США.

Результаты анализа свидетельствуют о серьезных недостатках в организации боевого дежурства, оборудовании пункта управления пуском, низкой дисциплине и ответственности личного состава боевого расчета пуска и формальных проверках со стороны должностных лиц и различных комиссий.

Данный вывод подтверждается следующими аргументами авторов, имеющих значительный опыт боевого дежурства в Стратегических ядерных силах ВС РФ.

1. Спинки кресел командира боевого расчета пуска и его заместителя откинуты, что свидетельствует о стремлении личного состава к отдыху (сну) на боевых постах или неисправности кресел. Не случайно изношен правый подлокотник кресла командира боевого расчета. В ходе брифингов подчеркивалось, как при проверках обнаруживали спящих номеров боевого расчета, головы которых склонялись на клавиатуру пультов пуска.

Можно предположить, что с личным составом боевых расчетов пуска системных тренировок, которые держали бы в напряжении людей, не проводится. Кресла не оборудованы привязными ремнями, предназначенными для предотвращения травмирования личного состава при возможном резком перемещении сооружения ПУП в случае нанесения противником ракетно-ядерных ударов по пункту управления (сооружение подвешено на мощных гидравлических амортизаторах).

Странно, что боевой расчет пуска несет боевое дежурство без индивидуальных средств защиты (противогазов), которые должны находиться на боевом посту и крепиться к подголовникам кресел. Очевидно, угрозы применения оружия массового поражения противником (и террористами) в СНС США не учитываются, а тренировки личного состава по защите от ОМП не отрабатываются. Тем более что оборудование систем фильтровентиляции на ПУП давно выработало сроки эксплуатации и нуждается в замене.

2. Очевидно, что в СНС США не уделяется должного внимания обеспечению четкого функционирования системы единого времени. Видно, что на ПУП имеется только один комплект настенных часов образца прошлого века. Резервного нет, а показания настенных часов и наручных часов заместителя командира боевого расчета отличаются, что недопустимо. Возможно, в СНС США не знают, что все имеющиеся часы (в том числе личные) на пунктах управления должны показывать единое время. Кроме того, отсутствуют часы, ведущие отчет времени на Стратегических воздушно-космических направлениях, хотя бы на одном (Северном СВКН).

3. Заместитель командира боевого расчета несет боевое дежурство с нарушением формы одежды, поскольку просматривается ворот красной футболки неустановленного образца. Неужели этого не замечают прямые начальники, инспектора и члены многочисленных комиссий?

4. Можно предполагать, что на морально-психологическом состоянии офицеров боевого расчета положительно сказывается фотография девушки, наклеенная на корпус нижнего замка сейфа. Между тем размещение замков не способствует оперативному открытию сейфа и извлечению содержимого. Кроме того, существует угроза падения замка на клавиатуру пульта с ее повреждением или выдачей несанкционированных команд и донесений. Необходимо подчеркнуть, что замки на пунктах управления пусками ракет должны быть внутренними.

5. Следует отметить также и небрежность в работе командира боевого расчета с документами. Так, ограничительная планка полки с документами откинута, или неисправен запорный механизм. Между тем боевая, эксплуатационно-техническая и другая секретная документация должна храниться в сейфах с целью предотвращения их захвата. Кроме того, запрещается визуальное ознакомление с названиями документов должностных лиц, допускаемых на пункт управления пуском. На полке заместителя командира боевого расчета находится посторонний предмет.

6. Помещение пункта управления пуском нуждается в ремонте, а сооружение – в дополнительной герметизации. Об этом свидетельствуют сломанная полка и следы влаги слева от командира боевого расчета.

Не способствует повышению ответственности, дисциплины боевого дежурства и готовности к немедленному выполнению боевых задач кровать, установленная за грязной занавеской справа от заместителя командира боевого расчета пуска.

7. На пункте управления пуском отсутствуют антистатические покрытия пола, поскольку сооружение представляет собой железобетонную монококовую цилиндрическую конструкцию. Поэтому ноги номеров боевого расчета поставлены на ребра жесткости элементов сооружения.

8. Конструктивным недостатком пункта управления пуском является отсутствие отдельных столешниц каждого номера боевого расчета для работы с документами и ведения журнала боевого дежурства. В связи с этим отсутствуют (под рукой) первоочередные документы, необходимые на момент получения боевых приказов (сигналов): это специальные обязанности, алгоритмы действий, перечень докладов, графики, нормативы и т.д.

БРИФИНГИ: МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ

Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы о мерах по устранению недостатков и провалов в боевой готовности, которые рассматривались на брифингах.

Так, в целях обеспечения престижности службы в стратегических наступательных силах принято решение о повышении на одну ступень должностей командующего КГУ до четырехзвездного генерала и помощника начальника штаба ВВС по вопросам стратегического сдерживания и ядерной интеграции до генерал-лейтенанта. Предусматриваются рост денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу в СНС, а также выплата различных премий. Кроме того, в целях стимулирования личного состава учреждена медаль «За участие в операциях по ядерному сдерживанию».

Будет положительно решен вопрос об увеличении количества специалистов, привлекаемых в ВМС и ВВС для решения задач, связанных с подготовкой и применением ракетно-ядерного оружия, на 2,5 тыс. и 1,1 тыс. человек соответственно. За счет перераспределения средств ВВС в текущем году дополнительно выделено 145 млн. долларов на комплектование войск КГУ, подготовку личного состава и повышение эффективности работы по подбору и обучению специалистов, устранению недостатков в состоянии вооружения и военной техники и др.

Стратегический бомбардировщик В-52Н.

Что касается ядерного арсенала США, то к концу 2030-х гг. планируется иметь на вооружении три универсальных ядерных зарядных устройства (ЯЗУ) для боеголовок стратегических ракет наземного и морского базирования и два ЯЗУ для авиационных боеприпасов: управляемой авиабомбы В61-12 и боевой части W80-4 КРВБ. Данная концепция, получившая название «три плюс два», не предусматривает разработку принципиально новых ЯЗУ. Выпуск ЯБП намечено осуществлять путем модернизации части существующих боеприпасов с использованием ядерных узлов из ранее отработанных конструкций. Изменения будут вноситься лишь в неядерные компоненты в целях их унификации, а также для повышения безопасности ЯБП в аварийных ситуациях и их защиты от несанкционированных действий.

Особое внимание уделяется разработке, на основе существующих модификаций (В61-3, -4, -7 и -10), унифицированной управляемой стратегической авиабомбы В61-12 с продленным на 30 лет сроком эксплуатации. Начало серийного выпуска авиабомб данного типа намечено на 2020 г. Их носителями будут самолеты тактической авиации ОВВС НАТО и ВВС США, а также стратегические бомбардировщики. Разрабатывается программа модернизации ядерной боевой части W80-1 в модификацию W80-4 для перспективной крылатой ракеты воздушного базирования с целью оснащения перспективного стратегического бомбардировщика. Предусматривается также модернизация хранилищ ядерных боеприпасов в первую очередь расположенных на АвБ Барксдейл. В целом военное руководство США намерено в период до 2040 г. провести оптимизацию численности и номенклатуры ядерного арсенала страны с целью минимизации расходов на его содержание.

На брифингах было подчеркнуто, что планы модернизации и создания новых видов стратегических наступательных вооружений в СНС не рассматриваются, поскольку серьезных проблем в их реализации нет.

Принимаются меры по ужесточению системы контроля за состоянием боевой готовности СНС в части, касающейся планирования, подготовки и проведения инспекций, в том числе внезапных. Уточнены задачи и функции Управления оценок стоимости и анализа программ МО США, которое будет проверять устранение недостатков в стратегических наступательных силах, анализировать результаты выполненных мероприятий, правильность расходования выделяемых ресурсов, их влияние на повышение боевой готовности СНС и решение задач ядерного сдерживания в целом. Ежемесячно предусматривается представление доклада первому заместителю министра обороны Р. Уорку.

В связи с этим для Р. Уорка сформирована специальная группа оценки эффективности ядерного сдерживания в составе представителей МО США, ОСК и КГУ ВВС, которая будет анализировать полученные материалы, ежеквартально готовить выводы и предложения для доклада министру обороны США.

Таким образом, результаты инспекторских проверок и работы различных комиссий, состояние боевой готовности стратегических наступательных сил вызывают серьезную озабоченность военно-политического руководства США. Это подтверждается неудовлетворительной оценкой за состояние боевой готовности всего 341-го крыла МБР Minuteman III.

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – профессор Академии военных наук, Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор, кандидат военных наук, доцент

Алексей Андреевич КУЗНЕЦОВ – историк

Формирование этих органов военного управления уже завершено и как раз итоговой проверкой их готовности стали нынешние учения «Восток-2014».

Судя по всему, в ходе развертывания батальона территориальной обороны 392 оуц была проверена работа сразу всей новой системы войскового резерва, начиная от призыва резервистов, их прибытия к месту службы, развертывания воинской части и до оценки подготовленности резервистов к выполнению поставленных задач.

Необходимо учитывать, что традиционно система мобилизационного развертывания Вооруженных Сил России остается под грифом «Совершенно секретно» и о конкретных результатах проверки пока ничего неизвестно.

Примечания» в обязательном порядке указывается, вместо кого он предназначен (фамилия, имя, отчество и год рождения).

Прием и распределение граждан, прибывших на восполнение текущего (временного) некомплекта, осуществляется представителем воинской части по штатно-должностным спискам подразделения.

После приема пополнения представителем воинской части один экземпляр списков, с указанием времени приема, количества принятых граждан и с росписью начальника штаба, заверенный гербовой печатью воинской части, возвращается в отдел военного комиссариата через начальника команды, доставившего граждан в воинскую часть.

Именной список совместно с мобилизационными предписаниями является основанием для оформления призыва граждан в документах отдела военного комиссариата.

Текущий и временный некомплект техники в воинской части

Сбор личного состава и развертывание пунктов управления (уточнение расчета распределения оперативного состава по пунктам управления).

Организация работы в соответствии с Планом выполнения основных мероприятий при приведении в боевую готовность.

Приведение в боевую готовность «Повышенная» . Выполнение мероприятий по данной степени боевой готовности.

Получение распоряжения на подготовку полевых подвижных пунктов управления к выходу в назначенные районы.

Убытие групп контроля за ходом проведения тренировки. Рекогносцировка района размещения КП, ЗКП. Выход КП, ЗКП в назначенные районы.
Организация охраны, обороны и всестороннего обеспечения пунктов управления. Тактическая маскировка районов развертывания пунктов управления.

предназначить (приписать) граждан по мобилизации в воинские части по месту прохождения военных сборов, уточнить качественные характеристики укомплектованности команд;

внести необходимые изменения в документы воинского учета военного комиссариата и в месячный срок выслать в комплектуемые воинские части приписные карты на граждан, прошедших военные сборы;

вызвать граждан, прошедших военные сборы, в военный комиссариат, произвести необходимые записи в их документах воинского учета и вручить новые мобилизационные предписания;

представить отчет о результатах подготовки граждан на военных сборах военному комиссару субъекта Российской Федерации;

г) при получении от организаций сведений о размере фактических расходов, связанных с призывом граждан на военные сборы и прохождением ими военных сборов, осуществить выплату данных расходов.

IV.

Для этого в составе СА и ВС РФ были так называемые части сокращенного состава и части кадра (именно так их надо правильно называть – кадр 123 мсп, а не кадрированный 123 мсп).

Во многих спорах, связанных с переходом на новый облик при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове, некоторые специалисты называли это пережитком советской системы «большой войны», забывая о том, что даже в ходе локальных боевых действий воинские части надо выводить в пункты постоянной дислокации, а на их место направлять другие воинские части.

В ходе второй чеченской войны попыткой решить проблему резервного компонента стала отправка в зону боевых действий только по одной батальонно-тактической группе от полка и бригады.

Потери восполнялись за счет частей и соединений, сформировавших БТГ, а также частей сокращенного состава и кадра военных округов, что позволило достаточно оперативно решать проблемы восполнения некомплекта подготовленными специалистами.

При этом в воинских частях, остававшихся в пунктах постоянной дислокации, также возникал существенный некомплект, ведь убывавшие на замену офицеры оставляли свои должности, а военнослужащие из воинских частей кадра и сокращенного состава не всегда имели необходимую подготовку, если вообще были хоть как-то подготовлены по ВУС. Еще больше проблем принес переход воинских частей на контракт.

Бывший начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров в свойственной ему манере решил проблему очень просто, заявив, что в современных войнах никакие резервисты не воюют, а действует только кадровая армия.

Организация приема и отправки граждан, пребывающих в запасе, после прохождения военных сборов в военный комиссариат.

Какое влияние оказали военные сборы на повышение качества боевой и мобилизационной готовности, повышение качества комплектования воинских частей подготовленными специалистами.

В какие соединения и воинские части подавались мобилизационные людские ресурсы и команды на проверочные сборы, их количество. Анализ оповещения, сбора и поставки ГПЗ на военные сборы.

Внимание

Количество денежных средств, поступивших на проведение военных сборов (по статьям), порядок их расходования. Количество денежных средств, поступивших на проведение военных сборов из внебюджетных источников.


Возникшие проблемы. Анализ освоения денежных средств, выделенных на проведение военных сборов.

3. Положительные стороны и недостатки в организации и проведении военных сборов.

При этом воинские части несли потери в ходе боевых действий, требовалось увольнять военнослужащих в запас, а офицерам и прапорщикам предоставлять отпуска, что еще больше усложняло проблему.

Согласно системе восполнения потерь и мобилизационного развертывания, доставшейся Вооруженным Силам России в наследство от Советской армии, в боевых действиях ТНК и ВНК компенсируется за счет военнослужащих, призванных из запаса. Но по политическим причинам за время боевых действий правительство и президент России ни разу не дали разрешения на отмобилизовывание необходимого числа резервистов.
Не стоит забывать, что в большинстве случаев призванный из запаса военнослужащий уже успел «на гражданке» утратить знания, навыки и умения по своей военной специальности.

Помимо восполнения некомплектов практически всегда есть необходимость развернуть дополнительные воинские части.

В то же время один из самых важных элементов учений «Восток-2014», ставший проверкой почти двухлетней работы руководства Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, вообще оказался без внимания.

Официально было озвучено лишь, что батальон территориальной обороны, развернутый на базе 392-го окружного учебного центра численностью 350 человек, был укомплектован за счет граждан, призванных из запаса, и переброшен военно-транспортной авиацией на Камчатку, за несколько тысяч километров от пункта постоянной дислокации, где выполнял задачи по охране и обороне важных объектов.

Было плохо, но не осталось и этого

Удивление вызывает название батальона – батальон территориальной обороны (БТО).

После рассмотрения и согласования военным комиссаром, первый экземпляр возвращается в воинскую часть, а второй остается в военном комиссариате;

В подразделениях воинских частей график изучения мобилизационных ресурсов (по форме годового плана), ведомость учета недостающих специалистов, определяющих боеспособность, и сведения о количестве изученных мобилизационных ресурсах иметь в справочных тетрадях командиров подразделений.

Если на часть возложены формирования, то решением командира воинской части формирования распределяются между подразделениями воинской части для изучения приписанных мобилизационных ресурсов.

Планы изучения разрабатываются с учетом запланированных на год сборовых мероприятий с гражданами, пребывающими в запасе, мероприятий по боевой и мобилизационной подготовке.

Проверяется наличие отметок о допуске к секретным работам, наличие удостоверений на право управления автомобильной техникой, прохождение медицинского освидетельствования.

Основным документом, по которому возможно оценить качество укомплектованности воинской части (организации), подразделения без вызова граждан, пребывающих в запасе, и определить правильность предназначения каждого офицера, прапорщика, сержанта и солдата на соответствующую должность является приписная карта.

По окончании изучения в правом верхнем углу приписной карты проставляется номер по штатно-должностному списку, а также заполняется раздел «Предназначен в воинской части по» и заверяется подписью: на офицеров запаса — командиром воинской части, на прапорщиков, сержантов и солдат запаса — начальником штаба части.

Не прописанный толком статус резервистов не позволяет вести нормальное мобилизационное планирование

Придя на должность министра обороны РФ, Сергей Шойгу получил в наследство от предшественников множество проблем, и та из них, о которой пойдет речь, возможно, одна из самых трудноразрешимых.


Недавно завершившиеся масштабные командно-штабные учения на Дальнем Востоке стали одним из топовых медийных событий последних месяцев. Почти в режиме реального времени средства массовой информации передавали с места событий «красивые картинки» с захватом берегового плацдарма подразделениями морской пехоты Тихоокеанского флота. Тут же их сменяло видео высадки десантников двух десантно-штурмовых бригад на остров Врангеля с последующей ликвидацией разведывательно-диверсионных групп противника. В то же время один из самых важных элементов учений «Восток-2014», ставший проверкой почти двухлетней работы руководства Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, вообще оказался без внимания.

Официально было озвучено лишь, что батальон территориальной обороны, развернутый на базе 392-го окружного учебного центра численностью 350 человек, был укомплектован за счет граждан, призванных из запаса, и переброшен военно-транспортной авиацией на Камчатку, за несколько тысяч километров от пункта постоянной дислокации, где выполнял задачи по охране и обороне важных объектов.

Было плохо, но не осталось и этого

Удивление вызывает название батальона – батальон территориальной обороны (БТО). Подобные воинские части есть не только в составе большинства европейских стран, в частности Франции, Великобритании, Швейцарии, но и у ближайших соседей России – Белоруссии и Украины. До недавнего времени таких подразделений не было в Вооруженных Силах РФ. Примечательно, что часть так называемых украинских карательных батальонов, в частности «Айдар» и «Кривбас», как раз и является развернутыми батальонами территориальной обороны вооруженных сил Украины.

А для ВС РФ создание БТО стало только одним из этапов реформирования системы мобилизационного развертывания и создания так называемого резервного компонента, именуемого в официальных документах мобилизационный людской резерв.

Следующим этапом начавшейся реформы стало создание в каждом округе органов военного управления, отвечающих за подготовку войскового резерва. За военными терминами, вызывающими недоумение у обывателей, скрывается одна из самых сложных проблем Вооруженных Сил России, которую не смогли решить предыдущие министры обороны, – поддержание укомплектованности войск при ведении боевых действий.

В ВС РФ есть такое понятие – текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК). Текущий – это должности, не заполненные военнослужащими, так сказать «пустые», а временный – когда военнослужащий, стоящий на должности, убыл в командировку, отпуск, на лечение и не исполняет своих служебных обязанностей продолжительное время, но при этом числится на должности и должен вернуться к исполнению своих служебных обязанностей.

Во время боевых действий проблема восполнения ТНК и ВНК становится одной из самых важных еще до убытия воинской части на войну. При этом дело не в простом заполнении квадратика в штатно-должностной книге любым попавшимся под руку военнослужащим, а в назначении на должность подготовленного специалиста. Ведь в большинстве случаев речь идет о сложных военно-учетных специальностях, таких как связист, наводчик-оператор боевых машин и т. д., а не о бойце с автоматом.

Печальным примером провала восполнения некомплекта стала первая война в Чечне, когда в 1994 году на доукомплектование частей и соединений, участвовавших в боевых действиях, были брошены все возможные людские ресурсы. Это приводило к тому, что на должность снайпера в морской пехоте назначали стропальщика из такелажной команды. При этом воинские части несли потери в ходе боевых действий, требовалось увольнять военнослужащих в запас, а офицерам и прапорщикам предоставлять отпуска, что еще больше усложняло проблему.

Согласно системе восполнения потерь и мобилизационного развертывания, доставшейся Вооруженным Силам России в наследство от Советской армии, в боевых действиях ТНК и ВНК компенсируется за счет военнослужащих, призванных из запаса. Но по политическим причинам за время боевых действий правительство и президент России ни разу не дали разрешения на отмобилизовывание необходимого числа резервистов. Не стоит забывать, что в большинстве случаев призванный из запаса военнослужащий уже успел «на гражданке» утратить знания, навыки и умения по своей военной специальности.

Помимо восполнения некомплектов практически всегда есть необходимость развернуть дополнительные воинские части. Для этого в составе СА и ВС РФ были так называемые части сокращенного состава и части кадра (именно так их надо правильно называть – кадр 123 мсп, а не кадрированный 123 мсп).

Во многих спорах, связанных с переходом на новый облик при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове, некоторые специалисты называли это пережитком советской системы «большой войны», забывая о том, что даже в ходе локальных боевых действий воинские части надо выводить в пункты постоянной дислокации, а на их место направлять другие воинские части.

В ходе второй чеченской войны попыткой решить проблему резервного компонента стала отправка в зону боевых действий только по одной батальонно-тактической группе от полка и бригады. Потери восполнялись за счет частей и соединений, сформировавших БТГ, а также частей сокращенного состава и кадра военных округов, что позволило достаточно оперативно решать проблемы восполнения некомплекта подготовленными специалистами.

При этом в воинских частях, остававшихся в пунктах постоянной дислокации, также возникал существенный некомплект, ведь убывавшие на замену офицеры оставляли свои должности, а военнослужащие из воинских частей кадра и сокращенного состава не всегда имели необходимую подготовку, если вообще были хоть как-то подготовлены по ВУС. Еще больше проблем принес переход воинских частей на контракт.

Бывший начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров в свойственной ему манере решил проблему очень просто, заявив, что в современных войнах никакие резервисты не воюют, а действует только кадровая армия. Результатом такого заявления стало решение расформировать все части кадра и сокращенного состава, а также сократить военные комиссариаты.

Проведенные в 2008–2012 годах командно-штабные учения доказали очевидную истину: даже в локальных боевых действиях низкой интенсивности батальон сможет пробыть в зоне боевых действий два, максимум три месяца, после чего из-за возникшего некомплекта его придется выводить на переформирование.

Что такое резерв и Национальная гвардия

В армиях западных стран проблема уже давно решена созданием двухуровневой системы резервных компонентов. Первый уровень – восполнение некомплекта непосредственно в войсках, а второй – развертывание дополнительных воинских частей при необходимости.

Хороший пример такой системы – вооруженные силы США, где так называемый резерв видов войск (резерв Армии США, резерв ВВС и т. д.) восполняет ТНК и ВНК в действующих воинских частяx, а при необходимости разворачиваются воинские части национальной гвардии, переданной в конце 2000-х из подчинения губернаторов штата федеральному правительству. Оригинально решен и способ пополнения резерва, когда все военнослужащие заключают типовой контракт на десять лет военной службы, но сами выбирают, сколько лет из них они проведут в регулярной армии, а сколько в резерве. На время действия контракта резервист может свободно работать «на гражданке», получая часть своего военного денежного довольствия, но при необходимости он обязан в течение суток прибыть к месту службы.

Национальных гвардейцев называют «солдаты на уик-энд», так как два раза в месяц на два дня их вызывают на военную службу (до 2007-го один раз в месяц), раз в полгода – на неделю службы, а один раз в год их призывают на месяц – обычно для проведения учений в национальном учебном центре. Все гвардейцы – это добровольцы, заключившие также контракт на 10 лет, большинство из них ранее не имели опыта военной службы.

Примечательно, что в частях и подразделениях национальной гвардии порядка 15–20 процентов личного состава – военнослужащие регулярной армии, выступающие в роли инструкторов. Здесь напрашивается некая аналогия с расформированными при переходе на новый облик воинскими частями кадра и сокращенного состава.

Новый российский путь

Впервые о планах реформирования системы мобилизационного резерва стало известно в конце 2013 года, когда 24 декабря президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил План обороны Российской Федерации, согласно которому в каждом военном округе разворачивалось командование резерва, которое в случае начала боевых действий должно заняться проведением мобилизации и формированием новых частей и соединений.

Но этому решению предшествовала сложная работа, начавшаяся сразу с назначением на должность министра обороны Сергея Шойгу. «Когда мы подвели первые итоги, стало понятно, что перед нами руины. И никто не понимал, с какой стороны к ним подступиться», – поделился с «ВПК» один из собеседников.

Старая советская/российская система мобилизационного развертывания и так работала с большими проблемами, а после перехода на новый облик от нее практически ничего не осталось. Главная проблема была в отсутствии взаимодействия, формально прописанного во всех документах, между комплектуемыми воинскими частями и военными комиссариатами.

«На учения по развертыванию привозили кого попало и как попало. Нужен связист – привозят сапера, который якобы прошел доподготовку», – делился впечатлениями один из офицеров Центрального военного округа.

В 2013 году было проведено несколько экспериментальных учений по развертыванию оставшихся баз хранения и ремонта вооружения и военной техники (БХРВТ), центральных баз резерва техники (ЦБРТ) и учений по доукомплектованию личным составом частей постоянной боевой готовности в условиях как мирного времени, так и боевых действий, используя различные принципы приписки личного состава и укомплектования техникой.

Результатом стало решение создать командование резерва, получившего под свой контроль не только военные комиссариаты, но и БХРВТ и ЦБРТ. В окружных учебных центрах начались эксперименты по подготовке так называемых резервистов по контракту, а в их составе появились вновь созданные на основе Плана обороны РФ батальоны территориальной обороны, выполняющие задачи по охране и обороне важных объектов инфраструктуры Вооруженных Сил, а также по оказанию помощи в борьбе с иррегулярными формированиями и РДГ противника.

В отличие от вооруженных сил США в российской системе не планируется разделение на резервистов и национальных гвардейцев, командование резерва само будет решать, закрепляется резервист за частью постоянной готовности или за одной из баз хранения и ремонта, разворачивающихся в военное время в воинскую часть. Формирование этих органов военного управления уже завершено и как раз итоговой проверкой их готовности стали нынешние учения «Восток-2014».

Судя по всему, в ходе развертывания батальона территориальной обороны 392 оуц была проверена работа сразу всей новой системы войскового резерва, начиная от призыва резервистов, их прибытия к месту службы, развертывания воинской части и до оценки подготовленности резервистов к выполнению поставленных задач.

Необходимо учитывать, что традиционно система мобилизационного развертывания Вооруженных Сил России остается под грифом «Совершенно секретно» и о конкретных результатах проверки пока ничего неизвестно. Но судя по скудным сообщениям официальных должностных лиц, в частности начальника 392-го окружного учебного центра, результаты можно оценить как положительные.

До сих пор нет законодательного решения о статусе резервистов по контракту. Хотя первые планы о создании резервного компонента появились еще в 2009–2010 годах и неоднократно обсуждались профильными комитетами Государственной думы, Минобороны и даже правительством России, пока этот вопрос остается открытым.

Но нельзя забывать, что системы резервных компонентов в иностранных армиях мира в основе имеют четко прописанный статус резервиста, его права и обязанности перед государством, на основе которых уже и выстраиваются остальные компоненты системы.

Нынешний министр обороны – первый, кто смог победить «мобилизационное болото», как охарактеризовал сложившуюся до этого систему мобилизационного резерва один из собеседников издания. Остается надеяться, что реформа будет доведена до конца и Российская армия получит надежную двухуровневую систему резервных компонентов и негативный опыт чеченских компаний больше уже не повторится.

Российская армия начала полномасштабное формирование мобилизационного резерва. Солдаты и офицеры запаса, заключившие с Минобороны контракт, должны будут каждый месяц посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. Взамен государство гарантирует им ежемесячные выплаты и ряд компенсаций. В случае объявления особого периода резервистами доукомплектуют существующие части, их также используют для формирования новых. Военные эксперты считают, что реформа укрепит обороноспособность страны.

В Министерстве обороны «Известиям» рассказали, что c нынешнего года система мобилизационного резерва начинает работать в полном объеме на всей территории России. Необходимые нормативные акты для начала реформы уже приняты. Ранее ведомство провело эксперимент в отдельных регионах. Он продлился почти два года. Его результаты признаны успешными.

В 2015 году президент России подписал указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ». Механизм привлечения россиян в новые структуры и условия заключаемых с ними контрактов описаны в законе «О воинской обязанности и военной службе». Там указано, что резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медкомиссию.

За формирование резерва отвечают военкоматы. Еще не все из них начали соответствующую работу. Однако, к примеру, набор желающих уже идет в Ростовской области - в военкомате города Новошахтинск военнослужащий запаса может заключить контракт на службу в резерве.

- Для этого надо явиться в военкомат, имея при себе паспорт и военный билет, - рассказали «Известиям» в военкомате Новошахтинска. - Военнослужащий резерва должен учиться 2–3 дня в месяц и проходить ежегодные сборы длительностью от 20 до 30 дней.

Призвать на службу такого человека могут в любой момент: при объявлении особого или угрожаемого периода, в случае крупных учений, чрезвычайных ситуаций или просто острого дефицита военных специалистов в частях.

Вопрос о создании организованного мобилизационного резерва поднимался давно, - рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. - Новая система позволит подготовить и поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечить быструю переброску личного состава на театры военных действий, где необходимо развернуть новые соединения, но местного мобресурса не хватает.

В частности, по его словам, новая система привлечения кадров увеличит обороноспособность Дальнего Востока. В частях этого региона есть техника, но существует дефицит кадров.

Оклад и деньги за постой

Поступающие в резерв солдаты и офицеры запаса подписывают контракт на три, пять или более лет. При заключении нового соглашения россиянин получает единовременную выплату: при трехлетнем сроке - в размере оклада, для пяти и более лет - в полтора раза больше.

Зарплата резервиста будет складываться из должностного оклада, выплат за звание и регионального коэффициента. Например, командиру взвода в звании старшего лейтенанта в центральной части России начислят 27,5 тыс.рублей. Командиру отделения в звании сержанта в Кемеровской области (региональная надбавка - 30%) - 25,3 тыс.

Правда, в полном объеме эти деньги выплачиваются только во время сборов. В остальной период, 11 месяцев в году, резервистам будут платить 12% от оклада. Старший лейтенант из Центральной России получит 3,3 тыс. рублей в месяц, сержант из Кемеровской области - 3,036 тыс. рублей.

Такой порядок выплат предусмотрен постановлением правительства России «Об установлении размера месячного оклада гражданам РФ, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов» от 23 декабря 2015 года.

Во время сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней зарплаты или стипендии. Также оно возьмет на себя расходы по найму жилья, командировочные, оплату проезда на сборы и возвращение домой.

Предусмотрены и надбавки за выслугу лет. Например, через три года после зачисления резервисты смогут дополнительно получать 10% от оклада. С годами выплаты будут увеличиваться. Максимальную надбавку - 50% - начислят после 20 лет непрерывного нахождения в резерве.

Как это работает

Резервиста припишут к конкретной воинской части или Центру обеспечения мобилизационного развертывания (ЦОМР), где он будет проходить сборы.

Есть такие понятия - текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК), - рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. - К примеру, военнослужащий перевелся на другое место службы, а на его место еще никого не назначили. Это временный некомплект. Если человек заболел и уже не сможет выполнять свои обязанности - это текущий некомплект. ТНК и ВНК серьезно влияют на боеспособность воинской части. К примеру, в батальоне может не хватать командира роты, нескольких стрелков-пулеметчиков и механиков-водителей. Их отсутствие серьезно сказывается на способности батальона выполнять боевую задачу. Также есть должности, которые вводятся только в случае войны. К примеру, помощник пулеметчика или заряжающий миномета. В мирное время они не нужны, но в бою становятся критически важными.

Замещать ТНК и ВНК будут мобрезервисты, заключившие контракт с воинской частью. Другой их задачей станет восполнение потерь в военное время.

Базы хранения уходят в прошлое

Будут расформированы базы хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), где годами стоят танки, БТР и другая техника, предназначенная для комплектования частей в случае мобилизации. В Сухопутных войсках до недавнего момента существовало более 40 таких баз (14 из них - мотострелковые).

Сейчас к БХиРВТ приписывается мобилизационный резерв личного состава, - рассказал «Известиям» Виктор Мураховский. - Солдаты и офицеры запаса должны явиться на базу в случае объявления особого периода.Такая система имеет свои минусы. Например, есть вопросы по комплектованию и слаживанию частей, трудно найти специалистов ПВО, инженерных и танковых войск.

Кроме того, сейчас в штатном расписании БХиРВТ числится не более 10 человек. Такое количество личного состава не позволяло поддерживать технику в должном состоянии.

Реорганизация мотострелковых БХиРВТ уже началась. Около трети из них закрыты. К примеру, в Новосибирской области перестала действовать 103-я БХиРВТ. Об этом «Известиям» рассказали офицеры частей, служащих на Шиловском полигоне - там раньше располагалась база.

Воинская часть 30654 (она же 104-я БХиРВТ из города Бийска Алтайского края) и в/ч 92910 (245-я БХиРВТ из Лесозаводска Приморского края) в базе данных «СПАРК-Интерфакс» числятся как «не действующие». Это означает что части как юридические лица перестали существовать, а их банковские счета закрыты.

Новые центры для резервистов

В созданных на базе БХиРВТ ЦОМРах будут и хранить технику, и обучать резервистов. В случае необходимости центры преобразуют в «полнокровные» воинские части и соединения. Для ЦОМРов построят новую современную инфраструктуру.

В 2016 году Минобороны заключило контракт на проектирование новой БХиРВТ на Сахалине. Проект иллюстрирует, как может выглядеть Центр обеспечения мобилизационного развертывания.

В селе Дачное планируется построить военный городок. Там появится зона парковки площадью 700 тыс. кв. м, казарма для размещения 521 солдата и сержанта, штабное и учебное здания, склады для имущества и ракетно-артиллерийского вооружения, отапливаемые хранилища на 1,2 тыс. машино-мест. Будут оборудованы зоны хранения и ремонта техники.

Такая инфраструктура позволит в случае сборов разместить на базе батальон резервистов, провести учения и плановое обслуживание техники их силами.

В зарубежных странах есть аналоги создаваемой в России системы. Так, в США армия в случае возможной угрозы будет черпать личный состав из частей Национальной гвардии и армейского резерва. В Швейцарии организованный резерв составляет большую часть вооруженных сил - эти люди готовы по первому требованию прибыть в воинскую часть.

Не прописанный толком статус резервистов не позволяет вести нормальное мобилизационное планирование . Придя на должность министра обороны РФ, Сергей Шойгу получил в наследство от предшественников множество проблем, и та из них, о которой пойдет речь, возможно, одна из самых трудноразрешимых.

Недавно завершившиеся масштабные командно-штабные учения на Дальнем Востоке стали одним из топовых медийных событий последних месяцев. Почти в режиме реального времени средства массовой информации передавали с места событий «красивые картинки» с захватом берегового плацдарма подразделениями морской пехоты Тихоокеанского флота. Тут же их сменяло видео высадки десантников двух десантно-штурмовых бригад на остров Врангеля с последующей ликвидацией разведывательно-диверсионных групп противника.

В то же время один из самых важных элементов учений «Восток-2014», ставший проверкой почти двухлетней работы руководства Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, вообще оказался без внимания.

Официально было озвучено лишь, что батальон территориальной обороны, развернутый на базе 392-го окружного учебного центра численностью 350 человек, был укомплектован за счет граждан, призванных из запаса, и переброшен военно-транспортной авиацией на Камчатку, за несколько тысяч километров от пункта постоянной дислокации, где выполнял задачи по охране и обороне важных объектов.

Было плохо, но не осталось и этого

Удивление вызывает название батальона – батальон территориальной обороны (БТО) . Подобные воинские части есть не только в составе большинства европейских стран, в частности Франции, Великобритании, Швейцарии, но и у ближайших соседей России – Белоруссии и Украины. До недавнего времени таких подразделений не было в Вооруженных Силах РФ. Примечательно, что часть так называемых украинских карательных батальонов, в частности «Айдар» и «Кривбас», как раз и является развернутыми батальонами территориальной обороны вооруженных сил Украины.

А для ВС РФ создание БТО стало только одним из этапов реформирования системы мобилизационного развертывания и создания так называемого резервного компонента, именуемого в официальных документах мобилизационный людской резерв.

Следующим этапом начавшейся реформы стало создание в каждом округе органов военного управления, отвечающих за подготовку войскового резерва . За военными терминами, вызывающими недоумение у обывателей, скрывается одна из самых сложных проблем Вооруженных Сил России, которую не смогли решить предыдущие министры обороны, – поддержание укомплектованности войск при ведении боевых действий.

В Вооруженных силах РФ есть такое понятие – текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК) . Текущий – это должности, не заполненные военнослужащими, так сказать «пустые», а временный – когда военнослужащий, стоящий на должности, убыл в командировку, отпуск, на лечение и не исполняет своих служебных обязанностей продолжительное время, но при этом числится на должности и должен вернуться к исполнению своих служебных обязанностей.

Во время боевых действий проблема восполнения ТНК и ВНК становится одной из самых важных еще до убытия воинской части на войну . При этом дело не в простом заполнении квадратика в штатно-должностной книге любым попавшимся под руку военнослужащим, а в назначении на должность подготовленного специалиста. Ведь в большинстве случаев речь идет о сложных военно-учетных специальностях, таких как связист, наводчик-оператор боевых машин и т. д., а не о бойце с автоматом.

Печальным примером провала восполнения некомплекта стала первая война в Чечне, когда в 1994 году на доукомплектование частей и соединений, участвовавших в боевых действиях, были брошены все возможные людские ресурсы. Это приводило к тому, что на должность снайпера в морской пехоте назначали стропальщика из такелажной команды. При этом воинские части несли потери в ходе боевых действий, требовалось увольнять военнослужащих в запас, а офицерам и прапорщикам предоставлять отпуска, что еще больше усложняло проблему.

Согласно системе восполнения потерь и мобилизационного развертывания, доставшейся Вооруженным Силам России в наследство от Советской армии, в боевых действиях ТНК и ВНК компенсируется за счет военнослужащих, призванных из запаса . Но по политическим причинам за время боевых действий правительство и президент России ни разу не дали разрешения на отмобилизовывание необходимого числа резервистов. Не стоит забывать, что в большинстве случаев призванный из запаса военнослужащий уже успел «на гражданке» утратить знания, навыки и умения по своей военной специальности.

Помимо восполнения некомплектов практически всегда есть необходимость развернуть дополнительные воинские части. Для этого в составе СА и ВС РФ были так называемые части сокращенного состава и части кадра (именно так их надо правильно называть – кадр 123 мсп, а не кадрированный 123 мсп).

Во многих спорах, связанных с переходом на новый облик при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове, некоторые специалисты называли это пережитком советской системы «большой войны», забывая о том, что даже в ходе локальных боевых действий воинские части надо выводить в пункты постоянной дислокации, а на их место направлять другие воинские части .

В ходе второй чеченской войны попыткой решить проблему резервного компонента стала отправка в зону боевых действий только по одной батальонно-тактической группе от полка и бригады. Потери восполнялись за счет частей и соединений, сформировавших БТГ, а также частей сокращенного состава и кадра военных округов, что позволило достаточно оперативно решать проблемы восполнения некомплекта подготовленными специалистами.

При этом в воинских частях, остававшихся в пунктах постоянной дислокации, также возникал существенный некомплект, ведь убывавшие на замену офицеры оставляли свои должности, а военнослужащие из воинских частей кадра и сокращенного состава не всегда имели необходимую подготовку, если вообще были хоть как-то подготовлены по ВУС. Еще больше проблем принес переход воинских частей на контракт.

Бывший начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров в свойственной ему манере решил проблему очень просто, заявив, что в современных войнах никакие резервисты не воюют, а действует только кадровая армия.

Результатом такого заявления стало решение расформировать все части кадра и сокращенного состава, а также сократить военные комиссариаты.

Проведенные в 2008–2012 годах командно-штабные учения доказали очевидную истину: даже в локальных боевых действиях низкой интенсивности батальон сможет пробыть в зоне боевых действий два, максимум три месяца, после чего из-за возникшего некомплекта его придется выводить на переформирование.

Что такое резерв и Национальная гвардия

В армиях западных стран проблема уже давно решена созданием двухуровневой системы резервных компонентов. Первый уровень – восполнение некомплекта непосредственно в войсках, а второй – развертывание дополнительных воинских частей при необходимости.

Хороший пример такой системы – вооруженные силы США, где так называемый резерв видов войск (резерв Армии США, резерв ВВС и т. д.) восполняет ТНК и ВНК в действующих воинских частяx, а при необходимости разворачиваются воинские части национальной гвардии, переданной в конце 2000-х из подчинения губернаторов штата федеральному правительству.

Оригинально решен и способ пополнения резерва, когда все военнослужащие заключают типовой контракт на десять лет военной службы, но сами выбирают, сколько лет из них они проведут в регулярной армии, а сколько в резерве. На время действия контракта резервист может свободно работать «на гражданке», получая часть своего военного денежного довольствия, но при необходимости он обязан в течение суток прибыть к месту службы.

Национальных гвардейцев называют «солдаты на уик-энд», так как два раза в месяц на два дня их вызывают на военную службу (до 2007-го один раз в месяц), раз в полгода – на неделю службы, а один раз в год их призывают на месяц – обычно для проведения учений в национальном учебном центре. Все гвардейцы – это добровольцы, заключившие также контракт на 10 лет, большинство из них ранее не имели опыта военной службы.

Примечательно, что в частях и подразделениях национальной гвардии порядка 15–20 процентов личного состава – военнослужащие регулярной армии, выступающие в роли инструкторов. Здесь напрашивается некая аналогия с расформированными при переходе на новый облик воинскими частями кадра и сокращенного состава.

Новый российский путь

Впервые о планах реформирования системы мобилизационного резерва стало известно в конце 2013 года, когда 24 декабря президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил План обороны Российской Федерации, согласно которому в каждом военном округе разворачивалось командование резерва, которое в случае начала боевых действий должно заняться проведением мобилизации и формированием новых частей и соединений.

Но этому решению предшествовала сложная работа, начавшаяся сразу с назначением на должность министра обороны Сергея Шойгу. «Когда мы подвели первые итоги, стало понятно, что перед нами руины. И никто не понимал, с какой стороны к ним подступиться », – поделился с «ВПК» один из собеседников.

Старая советская/российская система мобилизационного развертывания и так работала с большими проблемами, а после перехода на новый облик от нее практически ничего не осталось. Главная проблема была в отсутствии взаимодействия, формально прописанного во всех документах, между комплектуемыми воинскими частями и военными комиссариатами.

«На учения по развертыванию привозили кого попало и как попало. Нужен связист – привозят сапера, который якобы прошел доподготовку », – делился впечатлениями один из офицеров Центрального военного округа.

В 2013 году было проведено несколько экспериментальных учений по развертыванию оставшихся баз хранения и ремонта вооружения и военной техники (БХРВТ), центральных баз резерва техники (ЦБРТ) и учений по доукомплектованию личным составом частей постоянной боевой готовности в условиях как мирного времени, так и боевых действий, используя различные принципы приписки личного состава и укомплектования техникой.

Результатом стало решение создать командование резерва, получившего под свой контроль не только военные комиссариаты, но и БХРВТ и ЦБРТ. В окружных учебных центрах начались эксперименты по подготовке так называемых резервистов по контракту, а в их составе появились вновь созданные на основе Плана обороны РФ батальоны территориальной обороны, выполняющие задачи по охране и обороне важных объектов инфраструктуры Вооруженных Сил, а также по оказанию помощи в борьбе с иррегулярными формированиями и РДГ противника.

В отличие от вооруженных сил США в российской системе не планируется разделение на резервистов и национальных гвардейцев , командование резерва само будет решать, закрепляется резервист за частью постоянной готовности или за одной из баз хранения и ремонта, разворачивающихся в военное время в воинскую часть. Формирование этих органов военного управления уже завершено и как раз итоговой проверкой их готовности стали нынешние учения «Восток-2014».

Судя по всему, в ходе развертывания батальона территориальной обороны 392 оуц была проверена работа сразу всей новой системы войскового резерва, начиная от призыва резервистов, их прибытия к месту службы, развертывания воинской части и до оценки подготовленности резервистов к выполнению поставленных задач.

Необходимо учитывать, что традиционно система мобилизационного развертывания Вооруженных Сил России остается под грифом «Совершенно секретно» и о конкретных результатах проверки пока ничего неизвестно. Но, судя по скудным сообщениям официальных должностных лиц, в частности начальника 392-го окружного учебного центра, результаты можно оценить как положительные.

До сих пор нет законодательного решения о статусе резервистов по контракту . Хотя первые планы о создании резервного компонента появились еще в 2009–2010 годах и неоднократно обсуждались профильными комитетами Государственной думы, Минобороны и даже правительством России, пока этот вопрос остается открытым.

Но нельзя забывать, что системы резервных компонентов в иностранных армиях мира в основе имеют четко прописанный статус резервиста, его права и обязанности перед государством, на основе которых уже и выстраиваются остальные компоненты системы.

Нынешний министр обороны – первый, кто смог победить «мобилизационное болото», как охарактеризовал сложившуюся до этого систему мобилизационного резерва один из собеседников издания. Остается надеяться, что реформа будет доведена до конца и Российская армия получит надежную двухуровневую систему резервных компонентов и негативный опыт чеченских компаний больше уже не повторится.