Меню

Оружие ХХ века — авиационные бомбы. Авиационные боеприпасы

Права и обязанности водителя

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160М должны стать основой нестратегического сдерживания противника в случае возможной агрессии против России. Предполагается, что все имеющиеся на вооружении бомбардировщики Ту-160 будут модернизированы еще до 2020 года. Модернизированная версия самолета отличается новыми двигателями с увеличенным ресурсом и надежностью, новым составом бортового и радиоэлектронного оборудования, новым вооружением. Эти самолеты получили возможность использования современных видов высокоточного .

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности поступили на вооружение дальней авиации в 1987 году. На начало 2013 года в составе ВВС России находилось 16 самолетов данного типа, все они базируются на авиабазе в Энгельсе. За изящество и красоту форм бомбардировщик получил прозвище «Белый лебедь», в странах НАТО самолет известен как Blackjack. Главной особенностью ракетоносца является использование крыла изменяемой стреловидности, что позволяет машине совершать сверхдальние перелеты в экономном режиме работы двигателей. Самолет может пролететь без дозаправки практически 14 тысяч километров. Максимальная взлетная масса гиганта - 275 тонн. Максимальная скорость полета - 2230 км/ч (для строевых частей ограничена 2000 км/ч для сохранения ресурса планера), крейсерская скорость - 917 км/ч. На борт «Белый лебедь» может брать до 45 тонн различных вооружений от свободнопадающих бомб до высокоточных крылатых ракет, в том числе и с ядерными боеголовками.


Стоит отметить, что в отличие от ядерных ракет, современные стратегические бомбардировщики являются гораздо более гибким инструментом убеждения и демонстрации силы. Взлетев с военной базы в Энгельсе под Саратовом, российские стратеги могут спокойно долететь до американского побережья, а также Великобритании, легко оказаться у берегов Австралии или в Индийском океане. В свое время для этих бомбардировщиков специально создавались аэродромы «подскока» - промежуточные базы, на которых технические службы могли пополнить запасы топлива, провести необходимое техобслуживание самолетов, а экипажи могли отдохнуть. Такие аэродромы, возможно, могут появиться и в Латинской Америке: в Венесуэле, Никарагуа и на Кубе. В 2013 году два российских бомбардировщика Ту-160 совершали перелет в Венесуэлу, преодолев более 10 тысяч километров и проведя в воздухе 10 часов. Тогда бомбардировщики успешно приземлились на аэродроме Майкетия.

Авиационная бомба объемного взрыва

Одним из наиболее мощных на данный момент боеприпасов, которые могут использоваться с российских бомбардировщиков, является авиационная бомба объемного взрыва, испытания которой были проведены в 2007 году. В СМИ часто используется неофициальное и технически некорректное обозначение данного оружия - АВБПМ (Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности). Другое неофициальное название данного боеприпаса - «Папа всех бомб». Оно является отсылкой к прозвищу американской авиабомбы GBU-43/B «Мама всех бомб». Данный авиационный боеприпас крупного калибра долгое время считался самым мощным неядерным боеприпасом в мире и находится на вооружении ВВС США.

Первыми презентовали сверхмощную авиабомбу именно американцы, которые в 2003 году провели серию испытаний и показали сам боеприпас GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast Bomb (MOAB). Это была 11-тонная в тротиловом эквиваленте бомба, которая за свою разрушительную силу тут же была прозвана «матерью всех бомб». Разработкой авиабомбы занимались конструкторы из известной компании «Boeing», ее разработчиком считается Альберт Уимортс. Длина американской бомбы составляет 10 метров, диаметр - 1 метр. Общая масса 9,5 тонны, из которых 8,4 тонны приходится на взрывчатку. В качестве взрывчатки используется взрывчатое вещество H-6 - смесь тротила, гексогена и алюминиевого порошка, которая мощнее тротила в 1,35 раза. В тротиловом эквиваленте мощность взрыва GBU-43/B составляет 11 тонн. Этого достаточно для того чтобы обеспечить гарантированный радиус поражения - примерно 140 метров, при этом частичные разрушения объектов и строения наблюдаются на удалении до 1,5 километров от эпицентра взрыва.

Стоит отметить, что GBU-43/B - это управляемая фугасная авиабомба. MOAB была снабжена системой наведения KMU-593/B, которая включает в себя системы спутниковой и инерциальной навигации. Для управления полетом бомбы впервые в истории американских вооружений были применены используемые при выпуске российских боеприпасов, решетчатые стабилизаторы С. М. Белоцерковского. Первые испытания бомбы провели в 2003 году, на полигоне в штате Флорида было осуществлено два взрыва. Один экземпляр бомбы был отправлен в Ирак в рамках проведения операции «Несокрушимая свобода», но использовать бомбу так и не удалось, к моменту доставки бомбы активные боевые действия закончились.

При всех своих достоинствах у бомбы есть и существенный минус. Во время проведения испытаний бомба сбрасывалась с борта транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules. Внутри самолета бомба находилась на специальной платформе, которая вместе с самой бомбой вытягивалась через люк при помощи парашюта. После чего MOAB быстро, для того чтобы не потерять скорости, откреплялась от платформы и парашюта, начиная самостоятельное падение на цель. Такой вариант сброса возможен лишь в том случае, если у противника отсутствует система ПВО или на тот момент она уже полностью подавлена.

Российский ответ на «матерь всех бомб» последовал в 2007 году. Тогда по Первому каналу телевидения был показан новостной сюжет о том, как сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 сбрасывает бомбу, показано падение бомбы с парашютом и сам взрыв. В сюжете также показываются последствия взрыва: руины многоэтажного дома, обломки военной техники, обожженная поверхность земли, напоминающая собой лунную поверхность. Стоит отметить, что из-за соображений секретности, сегодня нам неизвестно не только настоящее обозначение испытанного боеприпаса, но и его разработчики и производители. По сути, вся информация о бомбе - это ролик Первого канала, который был смонтирован из разных кусков. К примеру, самого момента сброса бомбы с Ту-160 на видео нет. Так что на данный момент единственным доказательством существования сверхмощной авиационной бомбы объемного взрыва является этот видеоролик, который можно посмотреть в сети.

В этом же ролике испытания прокомментировал тогдашний заместитель начальника Генерального штаба Александр Рукшин. По его словам, результаты испытаний созданной бомбы показали, что она по своим возможностям и эффективности соизмерима с ядерными боеприпасами. Одновременно с этим Александр Рукшин подчеркнул, что действие бомбы абсолютно не загрязняет окружающую среду в отличие от всех видов ядерных боеприпасов. По его словам, новый авиационный боеприпас позволит нашей стране обеспечить свою безопасность и будет способствовать противостоянию международному терроризму в любом регионе мира. Также он уточнил, что созданная авиабомба в состоянии заменить целый ряд разработанных ранее ядерных средств поражения малой мощности (тактических боеприпасов мощностью до 5 кт).

По имеющейся в открытом доступе информации, российская авиабомба весит более 7 тонн, но мощность ее взрыва достигает 44 тонн в тротиловом эквиваленте. При меньшей массе взрывчатого вещества мощность российского боеприпаса в 4 раза мощнее американской «Матери всех бомб». В пересчете на массу заряда мощность используемого в российском бомбе взрывчатого вещества (ВВ) превышает мощность тринитротолуола более чем в 6 раз.

Теоретический расчет зон поражения (исходя из мощности боеприпаса в тротиловом эквиваленте):

90 метров от эпицентра взрыва - полное разрушение даже укрепленных конструкций;
170 метров от эпицентра взрыва - практически полное разрушение конструкций из железобетона, полное разрушение неукрепленных конструкций;
300 метров от эпицентра взрыва - почти полное разрушение неукрепленных конструкций (жилые дома), а также частичное разрушение укрепленных конструкций;
440 метров от эпицентра взрыва - частичное разрушение неукрепленных конструкций;
1120 метров от эпицентра взрыва - ударная волна в состоянии разбить стеклянные конструкции;
2290 метров от эпицентра взрыва - силы ударной волны достаточно, чтобы сбить с ног человека.

Эффективное средство зачистки

Парадокс заключается в том, что эффект от объемного взрыва был известен еще за века до непосредственного изобретения объемно-детонирующих боеприпасов, которые в прессе часто ошибочно называют «вакуумными бомбами». Человечество столкнулось с этим раньше, чем произошел сам процесс понимания объемного взрыва. Тогда по неизвестным людям причинам происходили взрывы на шахтах, взлетали в воздух сахарные фабрики, мельницы, пилорамы. Что такое объемный взрыв? Смесь аэрозольного облака из природных газов и некоторых углеводородов: угольной пыли, сахара, муки, опилок с кислородом - была готовой к использованию бомбой. Нужно было лишь поднести детонатор в виде случайной искры или факела и происходил взрыв.
Название, которое прочно закрепилось в СМИ, возникло из-за способности объемно-детонирующего оружия создавать очень мощную взрывную волну и выжигать кислород на большой площади до состояния, которое близко к вакууму. При этом специалисты ООН признали подобные бомбы негуманным средством ведения войны, которое может вызвать чрезмерное страдание. Человек, который оказывается в зоне такого взрыва, получает чудовищные травмы. Однако еще один парадокс ситуации заключается в том, что против солдат противника данное оружие практически не использовалось.

Во время Вьетнамской войны американские пилоты и вертолетчики бомбили таким оружием преимущественно джунгли. Главная цель была в создании приемлемой по размерам посадочной площадки для вертолетов. Большего от такого вида бомб не требовалось - существующие на тот момент классические виды боеприпасов хорошо справлялись со своими непосредственными обязанностями.

Однако военные все же использовали объемно-детонирующие боеприпасы. К примеру, советские летчики в Афганистане сбрасывали на душманов объемно-детонирующие бомбы ОДАБ-500П, обладавшие весом в 500 кг. Бомбы сбрасывались с борта штурмовиков Су-25, преимущественно их использовали в долинах. В горной местности, где облако аэрозоля из таких бомб быстро рассеивалось, их применяли вместе с обыкновенными дымовыми бомбами. По воспоминаниям летчиков, густой дым от дымовых бомб не давал аэрозолю быстро рассеяться. При бомбардировке в горах использовалось следующее сочетание: на каждые 6 объемно-детонирующих бомб приходилось по две дымовых бомбы. Эффект от использования данных боеприпасов был страшным.

Российские ОДАБ - объемно-детонирующие авиационные бомбы действуют на основе так называемого объемного взрыва. Их разработкой и выпуском занимается московское предприятие ГНПП «Базальт». Данные бомбы предназначены для поражения целей и объектов, расположенных в складках местности или в полевых фортификационных сооружениях открытого типа, также они могут применяться для проделывания проходов в минных полях. Американская армия, как уже говорилось выше, использовала подобные бомбы для обустройства посадочных площадок в джунглях, а советские войска в Афганистане бомбили ими пещеры душманов в Тора-Бора и другие их подземные укрепления. В Советском Союзе, а затем и в России наиболее мощными авиационными боеприпасами до последнего момента являлись фугасная бомба ФАБ-9000 (фугасная бомба большого калибра, предназначенная для нанесения ударов по крупным сухопутным объектам и кораблям противника) и объемно-детонирующая бомба ОДАБ-1500.

Принцип действия ОДАБ и в частности ОДАБ-500ПМ основан на реализации объемного взрыва. При встрече такой бомбы с преградой происходит взрыв заряда обыкновенного ВВ. Это ведет к разрушению тонкостенного корпуса авиабомбы, а также доводит жидкое ВВ до газообразного состояния и обеспечивает создания аэрозольного облака, которое в состоянии легко проникать в негерметичные укрытия (блиндажи, окопы). Примерно через 100-140 мс происходит взрыв инициирующего детонатора, который находится в капсуле, прикрепленной к парашюту, происходит взрыв топливно-воздушной смеси.

Основным поражающим фактором таких бомб является ударная волна, во фронте которой образуется избыточное давление, которое может достигать примерно 3000 кПа (30 кгс/см). Такие бомбы эффективно борются с живой силой противника, в том числе и там, где она может быть надежно укрыта от воздействия осколков. Для бомб ОДАБ-500ПМ эффективный радиус поражения солдат противника составляет 30 метров на открытой местности и 25 метров в полевых фортификационных сооружениях, а также окопах. Помимо этого бомба обеспечивает поражение открыто расположенной авиационной техники противника в местах дислокации в радиусе 30 метров. Бомба может применяться при скоростях полета от 500 км/ч до 1100 км/ч с высоты 200-12000 метров и позволяет самолету-носителю маневрировать даже с очень большими перегрузками. Носителями авиабомбы ОДАБ-500ПМ в настоящее время являются все тактические самолеты, которые находятся на вооружении российских ВВС. Модификациями данной бомбы являются более мощные ОДАБ-1000 и ОДАБ-1500, отличающиеся большей массой.

Однако армии мира не спешат переходить исключительно на этот тип боеприпасов и этому есть свое объяснение. По словам Александра Парфенова полковника запаса, эксперта информационного центра «Оружие ХХI века», слабые стороны объемно-детонирующих боеприпасов заключаются в том, что они обладают одним поражающим фактором - ударной волной. Кумулятивным или осколочным действием по цели они обладать не могут. Более того, для осуществления объемного взрыва требуется большое количество свободного объема и кислорода, то есть такая бомба не сработает в безвоздушном пространстве, в грунте или воде. Также на подобного рода боеприпасы большое влияние оказывает погода и погодные условия. При наличии проливного дождя или сильного ветра топливно-воздушное облако, необходимое для объемного взрыва, не формируется или очень быстро рассеивается. А вести боевые действия исключительно при хорошей погоде, согласитесь, не совсем удобно и практично. Несмотря на эти недостатки, боеприпасы объемного взрыва способны оказывать сильное устрашающее воздействие на противника. По этой причине такие бомбы могут являться очень хорошим сдерживающим фактором, особенно если речь идет о борьбе с бандформированиями или террористами.

Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201503100737-jxy0.htm
http://svpressa.ru/society/article/40871
http://www.rg.ru/2007/09/21/a177330.html
http://www.airwar.ru/weapon/ab/gbu43.html
http://gorod.tomsk.ru/index-1189761946.php

Авиационные бомбы или авиабомбы – это один из основных видов авиационных боеприпасов, который появился практически сразу после зарождения боевой авиации. Авиабомба сбрасывается с самолета или другого летательного аппарата и достигает цели под действием силы тяжести.

В настоящее время авиационные бомбы стали одним из основных средств поражения противника, в любом вооруженном конфликте последних десятилетий (в котором применялась авиация, конечно) их расход составлял десятки тысяч тонн.

Современные авиационные бомбы используются для поражения живой силы противника, его бронетехники, боевых кораблей, вражеских укреплений (в том числе и подземных бункеров), объектов гражданской и военной инфраструктуры. Основными поражающими факторами авиабомб является взрывная волна, осколки, высокая температура. Существуют специальные виды бомб, которые содержат различные виды отравляющих веществ для поражения живой силы противника.

С момента появления боевой авиации было разработано огромное количество типов авиационных бомб, часть из которых используется и в наши дни (например, фугасные авиационные бомбы), а другие давно сняты с вооружения и стали частью истории (ротативно-рассеивающая авиационная бомба). Большинство типов современных авиабомб были изобретены до или во время Второй мировой войны . Однако нынешние авиационные бомбы все-таки отличаются от своих предшественников – они стали гораздо «умнее» и смертоноснее.

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) – один из наиболее распространенных видов современного высокоточного оружия, они совмещают в себе значительную мощность боевой части (БЧ) и высокую точность поражения цели. Вообще, следует отметить, что применение высокоточных средств поражения – это одно из основных направлений развития ударной авиации, эпоха ковровых бомбардировок постепенно отходит в прошлое.

Если спросить обычного обывателя, какие бывают авиабомбы, то вряд ли он сможет назвать больше двух-трех разновидностей. На самом деле арсенал современной бомбардировочной авиации огромен, в него входят несколько десятков различных видов боеприпасов. Они отличаются не только калибром, характером поражающего действия, весом взрывчатого вещества и назначением. Классификация авиационных бомб довольно сложна и основана сразу на нескольких принципах, причем в разных странах она имеет некоторые различия.

Однако прежде чем перейти к описаниям конкретных видов авиационных бомб, следует сказать несколько слов об истории развития этого боеприпаса.

История

Идея применять летательные аппараты в военном деле родилась практически сразу после их появления. При этом самым простым и логичным способом нанести вред супостату с воздуха было сбрасывание чего-либо смертоносного ему на голову. Первые попытки использовать аэропланы в качестве бомбардировщиков были предпринята еще до начала Первой мировой войны – в 1911 году во время итало-турецкой войны итальянцы сбросили несколько бомб на турецкие войска.

Во время Первой мировой войны для поражения наземных целей, кроме бомб, использовали еще и металлические дротики (флешетты), которые были более или менее эффективны против живой силы противника.

В качестве первых авиационных бомб зачастую использовали ручные гранаты, которые летчик просто бросал из своей кабины. Понятно, что точность и эффективность подобного бомбометания оставляла желать лучшего. Да и сами самолеты начального периода Первой мировой войны мало подходили на роль бомбардировщиков, гораздо большей эффективностью обладали дирижабли, способные брать на борт несколько тонн бомб и преодолевать расстояние в 2-4 тыс. км.

Первым полноценным бомбардировщиком ПМВ стал российский самолет «Илья Муромец ». Вскоре подобные многомоторные самолеты-бомбардировщики появились на вооружении всех участников конфликта. Параллельно шла работа над совершенствованием их главного средства поражения противника – авиационных бомб. Перед конструкторами стояло несколько задач, главной из которых был взрыватель боеприпаса – необходимо было добиться того, чтобы он срабатывал в нужный момент. Недостаточной была устойчивость первых бомб – они падали на землю боком. Первые авиационные бомбы часто изготавливали из корпусов артиллерийских снарядов разных калибров, но их форма не слишком подходила для точного бомбометания, да и стоили они очень дорого.

После создания первых тяжелых бомбардировщиков военным необходимы были боеприпасы серьезных калибров, способные причинить действительно серьезные урон противнику. Уже к середине 1915 года на вооружении российской армии появились бомбы калибра 240 и даже 400 кг.

В это же время появляются первые образцы зажигательных авиабомб на основе белого фосфора. Российским химикам удалось разработать дешевый способ получения этого дефицитного вещества.

В 1915 году немцы стали применять первые осколочные авиабомбы, чуть позже подобные боеприпасы появились на вооружении других стран-участниц конфликта. Российский изобретатель Дашкевич придумал «барометрическую» бомбу, взрыватель которой срабатывал на определенной высоте, разбрасывая на определенной площади большое количество шрапнели .

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к однозначному выводу: всего за несколько лет Первой мировой войны авиационные бомбы и бомбардировщики прошли немыслимый путь – от металлических стрел до полутонных бомб вполне современной формы с эффективным взрывателем и системой стабилизации в полете.

В период между мировыми войнами бомбардировочная авиация стремительно развивалась, больше становилась дальность и грузоподъемность самолетов, совершенствовалась и конструкция авиационных боеприпасов. В это время были разработаны новые виды авиационных бомб.

На некоторых из них следует остановиться более подробно. В 1939 году началась советско-финская война и практически сразу авиация СССР приступила к массированным бомбардировкам финских городов. Среди прочих боеприпасов использовались так называемые ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ). Ее можно смело назвать прообразом будущих кассетных авиабомб .

Ротативно-рассеивающая авиабомба представляла собой тонкостенный контейнер, содержащий большое количество небольших бомб: фугасных, осколочных или зажигательных. Благодаря особой конструкции оперения ротативно-рассеивающая авиабомба вращалась в полете и разбрасывала суббоеприпасы по большой площади. Так как СССР заверял, что советские самолеты не бомбят города Финляндии, а сбрасывают голодающим продовольствие, то финны остроумно прозвали ротативно-рассеивающие авиабомбы «хлебницами Молотова».

Во время польской кампании немцы впервые применили настоящие кассетные авиабомбы, которые по своей конструкции практически не отличаются от современных. Они представляли собой тонкостенный боеприпас, который подрывался на необходимой высоте и освобождал большое количество маленьких бомб.

Вторую мировую войну можно смело назвать первым боевым конфликтом, в котором боевая авиация сыграла определяющую роль. Немецкий штурмовик Ju 87 «штука» стал символом новой военной концепции – блицкрига, а американские и английские бомбардировщики с успехом воплощали в жизнь доктрину Дуэ, стирая в щебень немецкие города вместе с их обитателями.

В конце войны немцы разработали и впервые успешно применили новый вид авиационного боеприпаса – управляемые авиационные бомбы. С их помощью, например, был потоплен флагман итальянского флота – новейший линкор «Рома».

Из новых типов авиабомб, которые впервые стали применяться во время Второй мировой войны, следует отметить противотанковые, а также реактивные (или ракетные) авиабомбы. Противотанковые бомбы – это особый тип авиационных боеприпасов, предназначенный для борьбы с бронетехникой противника. Они обычно имели небольшой калибр и кумулятивную боевую часть. Их примером могут служить советские бомбы ПТАБ, которые активно использовались авиацией РККА против немецких танков.

Ракетные авиабомбы – это вид авиационного боеприпаса, оснащенного ракетным двигателем, который придавал ему дополнительное ускорение. Принцип их работы был прост: «пробивная» способность бомбы зависит от ее массы и высоты сброса. В СССР перед войной посчитали, чтобы гарантировано уничтожить линкор, необходимо сбросить двухтонную бомбу с высоты четыре километра. Однако, если установить на боеприпас простейший ракетный ускоритель, то оба параметра можно уменьшить в несколько раз. Изготовить подобный боеприпас тогда так и не получилось, но ракетный способ ускорения нашел применение в современных бетонобойных авиабомбах .

6 августа 1945 года началась новая эпоха развития человечества: оно познакомилось с новым разрушительным оружием – ядерной бомбой . Этот тип авиационного боеприпаса до сих пор находится на вооружении разных стран мира, хотя значение ядерных авиабомб значительно уменьшилось.

Боевая авиация непрерывно развивалась в период Холодной войны, вместе с ней совершенствовались и авиационные бомбы. Однако чего-то принципиально нового в этот период придумано так и не было. Совершенствовались управляемые авиабомбы, кассетные боеприпасы, появились бомбы с объемно-детонирующей боевой частью (вакуумные бомбы).

Примерно с середины 70-х годов авиабомбы все больше становятся высокоточным оружием. Если во время вьетнамской кампании УАБ составляли всего лишь 1% от общего количества авиабомб, сброшенных американской авиацией на противника, то при проведении операции «Буря в пустыне» (1990 год) эта цифра возросла до 8%, а во время бомбежек Югославии – до 24%. В 2003 году в Ираке уже 70% американских авиабомб относились к высокоточному оружию.

Совершенствование авиационных боеприпасов продолжается и в наши дни.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

Если говорить о классификациях авиационных бомб, то их существует несколько. Все бомбы делятся на:

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами . Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть , поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

Существует классификация авиабомб, основанная на более узком определении поражающего действия, она используется чаще всего. Согласно ей, авиабомбы бывают:

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше - километров на восемь - и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Из этой затеи ничего не получилось. Подземный взрыв, конечно же, сотрясал почву, но явно недостаточно для обрушения зданий. Зато подземные сооружения он уничтожал очень эффективно. Поэтому уже в конце войны английская авиация подобные бомбы использовала специально для уничтожения бункеров.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва - это более правильное название - довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Фугасная авиационная бомба (ФАБ) - универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей (военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника и др.). Поражает цели действием продуктов взрыва, осколками корпуса и воздушной ударной волной. Калибр 50–10 000 кг, наиболее распространены ФАБ среднего калибра. В ФАБ используются контактные взрыватели мгновенного (по целям, расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглублённым целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмическим действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры которой зависят от свойств грунта, калибра авиационной бомбы и глубины взрыва. Например, при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глуб. 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. ФАБ с взрывателями большого замедления (часы, сутки) применяются для минирования местности; при этом они снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием - фугасным и зажигательным. Снаряжается пиротехническими или другими зажигательными составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв ВВ и воспламенение термитных патронов, которые разбрасываются на значительное расстояние (до 150 м), создавая дополнительные очаги пожара.

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931–1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942–1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3. Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм - на расстоянии 10 м и 15 мм - в 15 м от места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.

Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3–4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50–70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х - начале 50-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.

Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500–2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54–4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500–2600ТС.

Разновидности и модификации
Модель Описание
ФАБ-50 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 152-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-50-М43
ФАБ-70 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 203-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-100
ФАБ-100НГ
ФАБ-100КД Принята на вооружение ВВС (для военного времени) в 1941 г. Разработана С. Г. Добрышем (НИИ-6). Снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60:40:30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
ФАБ-100сч
ФАБ-100-М43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-250сч Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "серого чугуна"
ФАБ-250НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-250М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250М-46 Модификация 1946 г.
ФАБ-250М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-250М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-500НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500М-62Т Модификация 1962 г.
ФАБ-500Ш Штурмовая
ФАБ-500ШМ Штурмовая модернизированная
ФАБ-1000 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-1000НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-1000сл Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "стального литья"
ФАБ-1500 Предназначалась для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям. Принята на вооружение в послевоенное время.
ФАБ-1500Ш Штурмовая
ФАБ-1500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-1500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-1500-2600ТС Толстостенная бомба. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм. Применялась в афганской войне.
ФАБ-2000 Разработана в НИО-67. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС
ФАБ-2000М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-3000
ФАБ-3000М-46 Принята на вооружение в 1946 г. Содержала 1400 кг тротила.
ФАБ-3000М-54 Принята на вооружение в 1954 г. Содержала 1387 кг тротила. Применялась в афганской войне.
ФАБ-5000 Принята на вооружение после 1945 г.
ФАБ-9000М-50 Предназначена для поражения крупных фортификационных сооружений. Принята на вооужение в 1950 году.
ФАБ-9000М-54 Модернизация 1954 г. Содержала 4297 кг тротила. Применялась в афганской войне.

«Зарубежное военное обозрение» №4.2005г (стр. 45-51 )

С. СЕМЕНОВ

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из основных видов высокоточного оружия (ВТО), поскольку они сочетают в себе высокую точность попадания, значительную мощность боевой части (БЧ). Об этом свидетельствуют статистические данные о повышении доли использования УАБ в локальных конфликтах. Так, если во время войны во Вьетнаме и в Юго-Восточной Азии (1966-1975) в период бомбардировок (1966-1973) эта доля составляла около 1 проц., то в период боевых действий многонациональных сил против Ирака в 1991 году (операция «Буря в пустыне») она возросла до 8 проц., достигнув уже приблизительно 35 проц. при проведении операции стран НАТО «Решительная сила» против Югославии с 24 марта по 20 июня 1999 года и около 70 проц. в ходе военной операции США и их союзников против Ирака в 2003 году (рис. 1).

Термин «высокоточное оружие» начал употребляться в 70-х годах в основном в связи с появлением противотанковых суббоеприпасов, с помощью которых возможно поражение бронеобъектов не только на поле боя, но и на достаточно больших расстояниях в местах их сосредоточения.

С момента боевого применения управляемых авиабомб в военном конфликте в зоне Персидского залива (январь-февраль 1991 года) их стали относить к ВТО. Под ВТО понимаются системы и комплексы с оружием в обычном оснащении, обеспечивающие избирательное поражение стационарных и подвижных целей одним выстрелом (пуском) с вероятностью не менее 0,5 при всех заданных условиях их боевого применения.

Следует заметить, что используемое в аббревиатуре ВТО словосочетание «высокоточное» характеризует существенный, но недостаточный признак для определения понятия «современное оружие». Так как эффективность поражения цели зависит от совокупности факторов, таких как точность попадания средства поражения, характеристик БЧ и взрывного устройства (ВУ), условий взаимодействия средства поражения и цели, то современные средства поражения следовало бы охарактеризовать таким понятием, как «высокоэффективное оружие» (ВЭО). Современные образцы ВТО имеют круговое вероятное отклонение (КВО) в пределах 1-5 м. Круговое вероятное отклонение равно радиусу круга, вероятность попадания в который составляет 0,50. Важной характеристикой поражающего свойства любого боеприпаса является отношение массы БЧ к его общей массе. Заметим, что для обычных неуправляемых авиабомб это отношение близко к единице, для авиационных управляемых ракет (УР) класса «воздух-земля» оно составляет 0,2-0,5, а для управляемых авиационных бомб - 0,7-0,9. При одинаковых общих массах УР обладают дальностью стрельбы, в 2-3 раза превышающей относ обычных УАБ. Однако в ряде случаев применение последних является более предпочтительным, например при поражении прочных и заглубленных целей. В целом УАБ управляемым ракетам, поскольку у них меньше средняя скорость полета к цели и диапазоны перегрузок для устранения ошибок наведения, а также допустимых начальных ошибок пуска. Кроме того, особенности относительного движения УАБ и самолета-носителя после сброса ограничивают их применение на малых высотах. УР имеют преимущество также, когда необходимо, в частности, поразить цель без захода самолета-носителя в зону объектовой противовоздушной обороны (ПВО), на дальности 100 км и более. Поэтому УАБ и УР класса «воздух-земля»

Это два вида управляемого высокоточного тактического оружия, которые, хотя и являются конкурирующими, все-таки имеют свои области применения и взаимно дополняют друг друга.

История создания и развития УАБ

Большая и интересная тема, требующая отдельного самостоятельного исследования. Отметим лишь следующее.

Первые УАБ были созданы в годы Второй мировой войны в Германии и США. Начало их боевого применения этими странами относится к 1942-1943 годам. Соединенные Штаты использовали УАБ также в боевых действиях во время войны в Корее (1950-1953), но в дальнейшем их развитию уделялось мало внимания. В СССР опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию УАБ начались еще в конце 30-х годов, но в годы войны были прерваны и возобновились только в 1947-м. Разработка УАБ завершилась принятием на вооружение в декабре 1955 года первой советской радиоуправляемой бомбы УБ-2000Ф. В разработке находились УАБ с тепловой и пассивной радиолокационной головками самонаведения (ГСН), а также телевизионно-командной системой наведения (СН). Однако в 1958 году НИОКР в этой области в Советском Союзе были прекращены.

Интерес к управляемым авиабомбам в СССР в 50-е годы угас в связи с усилением роли ракетного вооружения и созданием мощных ПВО, когда большинство важных целей стали недоступными для атаки авиацией с применением обычного бомбового вооружения. Однако события в Юго-Восточной Азии в середине 60-х годов привели США к необходимости возобновления НИОКР по созданию УАБ с учетом опыта проектирования ракет и новой элементной базы. В СССР к созданию современных УАБ (КАБ) вернулись в начале 70-х годов.

Следует подчеркнуть, что при зарождении этого вида вооружения во внимание принималась не главная особенность УАБ - обеспечение селективного (избирательного) поражения целей, а соображения, связанные с эффективным поражением цели: оперативно (за короткое время) выполнить боевую задачу минимальным числом самолетов-носителей с минимальным расходом боеприпасов, то есть своевременно поразить цель с минимальными затратами сил и средств. В то же время, по оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами (АБ) являются:

Повышение точности попадания в цель в 4-10 раз (рис. 2); сокращение расхода боеприпасов в 5-25 раз в зависимости от типа цели; уменьшение числа самолетовылетов в 2-20 раз и числа заходов на цель;

Уменьшение вероятности уничтожения самолетов-носителей системой ПВО противника; финансовых затрат на выполнение боевой операции в 2-30 раз; возможность избирательного поражения целей; сокращение времени, необходимого для поражения цели.

Высокоточное управляемое авиационное оружие, ярким представителем которого являются управляемые (корректируемые) авиационные бомбы, прошло два этапа своего развития: первый - это 40-50-е годы, второй - с конца 60-х годов и до настоящего времени.

Первый этап разработки был связан в основном с решением принципиальных вопросов выбора конструктивно-аэродинамических компоновок изделий, с построением систем наведения, управления и энергопитания и отработкой тактики их применения.

Возобновление работ по созданию УАБ (второй этап) диктовалось требованиями значительного повышения эффективности боевого применения бомбового вооружения в условиях высоких скоростей самолета-носителя при атаке целей и увеличения дальности сброса, что было вызвано созданием более совершенных объектовых систем ПВО. Второй этап работ осуществляется до сих пор под девизом интенсивного использования последних достижений в науке и технике и современных технологий с учетом преемственности в разработках. Лидирующее положение в области создания управляемых авиабомб в мире занимают США, где уже разрабатывают и апробируют в боевых условиях УАБ четвертого поколения. В соответствии с приведенным выше понятием «поколение КАБ (УАБ)» среди отечественных корректируемых бомб можно выделить два поколения: второе и третье. Принимая во внимание то обстоятельство, что создание отечественных КАБ происходило с учетом зарубежного опыта создания УАБ, первое их поколение по мировой классификации следует отнести ко второму поколению.

Хотя первая корректируемая авиабомба второго этапа отечественных разработок КАБ-500 и была снабжена флюгерной лазерной ГСН, но имела, в отличие от УАБ США первого поколения (в частности, типа «Болт-84»), автопилот, обеспечивающий стабилизацию стартовых возмущений после сброса с самолета-носителя, а также стабилизацию по крену. Таким образом, КАБ-500 была более совершенным образцом, чем первые американские УАБ.

С точки зрения системного подхода к выбору средств оснащения УАБ, как управляемый снаряд, является исполнительной частью ударного авиационного комплекса вооружения, на который возложены функции доставки авиабомбы в район цели, обнаружения и целеуказания объектов поражения, решения задачи определения момента пуска (сброса) УАБ и передаче необходимой информации в УАБ, управления УАБ при необходимости (например, при полуактивном или телекомандном методе наведения ее на цель) на траектории полета к цели. В связи с этим целесообразно определить суть понятия «управляемая авиационная бомба», с учетом которого будет вестись изложение всего последующего материала.

Но прежде, чем перейти к этому вопросу, рассмотрим влияние точности наведения УАБ (или любого боеприпаса) на вероятность поражения малоразмерной цели (рис. 3). Для обеспечения вероятности попадания в малоразмерную цель не менее 0,8 необходимо, чтобы точность наведения авиационного боеприпаса была σ = 5м (σ - среднеквадратичное отклонение, круговое вероятное отклонение Екво= 1,177а). Для современного ВТО точность наведения σ = 3 м считается стандартом.

Из графика, изображенного на рис. 4, видно, что число бомб п, необходимых для поражения малоразмерной цели с заданной вероятностью, резко возрастает, если боеприпас имеет точность наведения более 5 м.

Эффективность действия БЧ по данной цели и точность наведения боеприпаса взаимосвязаны, что определяется на этапе конструирования и отработки боеприпаса.

Из сказанного выше совершенно ясно, что точность наведения является одной из определяющих характеристик (признаков) при выработке определения понятия «УАБ». Известно также, что точность стрельбы неуправляемыми снарядами определяется точностью прицеливания (методические и инструментальные ошибки) и действием всех ошибок, носящих случайный характер по отношению к процессу прицеливания (разброс параметров сброса, ошибки оператора и внешние факторы - изменение ветра, температуры и плотности воздуха).

Существует несколько определений понятия «управляемая авиационная бомба». Согласно одному из них это - бомба, имеющая системы телеуправления и самонаведения, а другому - это управляемый снаряд.

По мнению российских военных специалистов, управляемая (корректируемая) авиабомба кроме стабилизатора имеет рули, иногда и крыло, а также систему управления по радио, лазерному лучу, путем самонаведения и т. д. Такие свойства управляемых авиабомб, как возможность изменения траектории своего движения, осуществление управляемого полета и поражение цели с высокой точностью, не входят в определение, так как эти функции обеспечиваются системой управления, которая введена в определение понятия «УАБ (КАБ)».

Руководствуясь классическим методом определения понятия через род и видовое отличие и опираясь на специфические существенные признаки, отличающие УАБ от всех остальных видов, входящих в указанный род, предлагается следующее определение этого боеприпаса: «Управляемая авиационная бомба - это авиабомба, снабженная системой управления, обеспечивающая минимальный промах относительно точки прицеливания». Здесь понятие «система управления» употребляется в широком понимании, включая систему наведения, в частности ГСН, автопилот и исполнительные устройства.

УАБ как объект (техническая система) состоит из следующих элементов: информационно-измерительного устройства, определяющего положение или направление бомбы относительно точки прицеливания (координатор или датчик цели); БЧ и ВУ; системы управления, выполняющей функции системы стабилизации и осуществляющей управление по сигналам информационно-измерительного устройства для изменения положения УАБ относительно центра масс в пространстве; органов управления (обычно аэродинамического типа); аэродинамического модуля; ускорителей различных типов и назначения.

Классификация УАБ. Авиабомбы как вид вооружения подразделяют на обычные (неуправляемые) и управляемые. В настоящее время окончательно сформировались два подвида УАБ, которые условно можно разделить на корректируемые и управляемые бомбы, оснащенные крылом.

Практический опыт разработки и применения зарубежных и отечественных УАБ, тенденции и перспективы их развития дают возможность классифицировать эти боеприпасы по различным признакам, полагаясь при этом на правило формальной логики, согласно которому деление возможно лишь по одному из них. Таких признаков может быть много (классификация УАБ по ним представлена в таблице).

В соответствии с установившейся мировой классификацией УАБ различают также по поколениям.

Предварительно заметим, что под поколением управляемых авиабомб принято понимать ряд (семейство, группу) УАБ, характеризующийся единым идеологическим замыслом при создании и такими общими конструктивно-технологическими решениями каждой из бомб этого ряда, как конструктивная компоновка, элементная база и прочее, которые определяют технические условия одного порядка, выраженные в качественно-количественных показателях, сохраняя при этом преемственность образцов УАБ от одного поколения к другому.

Общая характеристика современных разработок УАБ за рубежом. Ведущая роль в создании УАБ за рубежом принадлежит США, однако разработки в этой области ведут самостоятельно фирмы Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиля, Австралии, Японии и других стран.

Подобные НИОКР проводятся за рубежом с широкой интеграцией и в тесном сотрудничестве по согласованным комплексным программам. По состоянию на 1990-1992 годы на вооружении США и их союзников находились около 50 образцов УАБ с различными типами ГСН и БЧ, из них 60 проц. приходилось на долю первых. Основная номенклатура УАБ создана в Соединенных Штатах в рамках целевых программ «Уоллай», «Пэйв Уэй-1, -II, -III, -IV», НОВО и других. Фирмы-разработчики: «Тексас инструменте», «Мартин Мариэтта», «Селеско», «Хьюз эркрафт», «Рокуэлл интернэшнл».

Разработка УАБ в других странах ведется по тем же направлениям, что и в США, с использованием отдельных элементов американских систем и штатных БЧ авиабомб калибров 500, 1 000, 2 000 и 3 000 фунтов, при этом на начало 90-х годов на долю Франции приходилось

14 проц. разработок, ведущие фирмы «Матра», SAMP; имеются УАБ с лазерными и телевизионными ГСН; доля Бельгии составляла 8 проц.; ведущая фирма «Форт Зеебрюг» по лицензии фирмы «Рокуэлл интернэшнл», предпочтение отдается разработке УАБ с телевизионной ГСН; доля Израиля составляла 8 проц., ведущие фирмы IAI, «Рафаэль», «Элбит»; успешно ведутся разработки УАБ с различными ГСН - лазерными, телевизионными и тепловизионными, несмотря на закупку УАБ в США; доля Великобритании составляла 4 проц., ведущие фирмы «Портсмут авиэйшн», «Рэйел аэрок истеблишн» предпочтение отдается разработке УАБ с лазерными ГСН; доля Швеции составляла 2 проц., ведущая фирма «Эрикссон», предпочтение отдается УАБ с телевизионными ГСН; доля Австралии составляла 2 проц., ведущая фирма «Управление по науке и технике» министерства обороны Австралии; на долю Японии приходилось 2 проц., ведущая фирма «Мицубиси Дэнки», предпочтение отдается УАБ с лазерной ГСН.

Анализ современного состояния управляемого бомбового вооружения авиационных носителей был выполнен главным образом по разработкам США как наиболее мощной и лидирующей в развитии этой области ВТО страны. Но не менее интересна картина и в таких высокоразвитых странах, как Великобритания, Франция, Бельгия. Также был проведен анализ как по уже выполненным и принятым на вооружение разработкам, так и по разработкам США, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Израиля, Австралии, Японии, ЮАР и совместно ведущимся Великобританией, США и Францией проектам, находящимся в стадии проектно-конструкторских исследований.

Приведенные в нем основные статистические данные по зарубежным образцам УАБ дают возможность провести различные исследования, например, установить распределение УАБ по странам, связать число бомб с различными типами СН, сформировать мнение о распределении УАБ с различными типами СН, в том числе по отдельным странам, а также сделать заключение о распределении числа УАБ по точности наведения для лазерных, телевизионных, тепловизионных и других СН.

Статистический анализ этих разработок на начало 90-х годов показывает, что основные тактико-технические требования к «образцовой» УАБ сводятся к следующему: калибр 1100-1 200 кг, система наведения - лазерная полуактивная, боевая часть - фугасная, точность наведения Екво = 5-6 м.

Максимальная дальность применения управляемых авиабомб различных типов и конструкций при сбросе на дозвуковой скорости составляет: при сбросе с высоты 900 м - 5 и 16 км (при оснащении УАБ ускорителем на твердом топливе), и при сбросе с высот 4-6 км - 10-12 км (при оснащении УАБ флюгерными и гиростабилизированными СН); с высоты 10-15 км - 15-20 км (при оснащении УАБ телевизионными системами наведения); при сбросе с малых высот - 37 км (при оснащении УАБ ускорителем) и с высоты 9-13 км - 40-80 км (при оснащении телевизионно/тепловизионно-команд-ными СН); с высоты 2-А км - 10-12 км (при оснащении инфракрасными, проти-ворадиолокационными СН и крылом); с высот 8-10 км - 24-75 км (при оснащении комплексированными инерциально-спутниковыми СН).

В период с 1992 по 1998 год в США основные работы по совершенствованию высокоточного оружия в части использования КРНС NAVSTAR для наведения в управляемых авиабомб проводились в рамках следующих программ:

- JDAM (Joint Direct Attack Muniton) - предусматривающей разработку УАБ на базе бомб Мк.83 и Мк.84, а также стандартных авиационных бомб других типов (GBU-31,-32, -36, -38);

- WAGE (Wide Area GPS Enhancements) - по расширению возможностей УАБ AGM-130, -130A, -130В при использовании КРНС NAVSTAR на обширных участках, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО противника;

-JSOW (Joint Stand Off Weapon) - по созданию управляемых авиационных кассет нового поколения типа AGM-154А, В и С, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО.

Специалистами фирм «Локхид-Мартин» и «Боинг» были разработаны варианты УАБ JDAM: GBU-31 (снаряжена Мк.84 или BLU-109, калибр 2 000 фунтов), GBU-32 (Мк.83 или BLU-110, калибр 1 000 фунтов). Фирма «Боинг» завершила испытания нового варианта УАБ -GBU-38 JDAM на основе авиабомбы Мк.82 (калибр 500 фунтов).

Анализ результатов боевого применения УАБ JDAM подтвердил необходимость улучшения точности наведения этих бомб путем их оснащения наряду с инерциальной системой управления (ИСУ) ГСН, что и предусмотрено очередным этапом программы разработки этого оружия. Кроме того, для увеличения дальности полета, которая сейчас составляет 16-24 км, рассматривается возможность оснащения УАБ складывающимся крылом. По мнению американских специалистов, это позволит увеличить дальность полета бомбы JDAM до 64-96 км.

Впервые УАБ JDAM были использованы для поражения заранее определенных целей с самолетов ВВС и ВМС, в том числе со стратегических бомбардировщиков В-2А «Спирит» в первые дни налетов на Югославию.

Развитие УАБ на современном этапе направлено главным образом на расширение условий и совершенствование тактики их применения, в том числе без входа в зону действия ПВО противника, на обеспечение автономности наведения, увеличение номенклатуры целей, повышение эффективности их поражения, дальнейшее уменьшение стоимости их производства и эксплуатации.

В то же время реализация указанных требований значительно увеличивает стоимость создания УАБ по сравнению с неуправляемыми бомбами или наиболее простыми бомбами первого поколения. Однако, как показывают исследования, несмотря на относительно высокую стоимость УАБ по критерию «стоимость/эффективность», их боевое применение дает преимущество в 1,5-30 раз в сравнении с обычными авиабомбами.

В условиях мирного времени или небольших локальных войн, не требующих большого количества боеприпасов, зарубежные разработчики полагают, что необходимо в полном объеме финансировать научные исследования и разработки в интересах создания перспективных УАБ; обеспечивать проведение НИОКР по созданию таких бомб, их наземную и летную отработку; изготавливать небольшие партии новых УАБ.

Такая техническая политика, по мнению западных военных аналитиков, позволяет находиться на высоком научно-техническом уровне, иметь отлаженное производство, эффективно решать боевые задачи в различных локальных конфликтах и при необходимости быстро развернуть производство УАБ в необходимых масштабах.

Тенденции в развитии УАБ. В заключение отметим характерные черты и пути развития современных УАБ, которые выделились в самостоятельный вид высокоточного авиационного вооружения, имеющий свое определенное место при ведении боевых действий. Анализ результатов использования такого вооружения в боевых конфликтах показывает, что в настоящее время отсутствует универсальный тип авиационного оружия класса «воздух-земля», способный поражать всю номенклатуру фронтовых объектов противника. Управляемые авиабомбы с лазерными, телевизионными и тепловизионными СН будут в ближайшем состоять на вооружении развитых стран, оставаясь приоритетным типом оружия для нанесения избирательных ударов по особо важным объектам, малоразмерным и прочным целям. Сопоставительный анализ основных характеристик зарубежных УАБ всех трех поколений показывает, что совершенствование этого вида оружия шло в основном за счет увеличения точности с 30 до 3 м (по круговому вероятному отклонению), расширения типов БЧ (от фугасной и кассетной до БЧ двойного действия, бетонобойной и специальной конструкции) и условий боевого применения по высотам и дальности, что позволило повысить боевую эффективность применения таких бомб с 0,7до 0,9.

Анализ основных тактико-технических характеристик УАБ зарубежных разработок за почти 30-летний период позволяют сделать некоторые выводы относительно дальнейших технических путей развития УАБ, исходя из их основного предназначения.

В общем виде основные требования к идеальной УАБ можно сформулировать следующим образом:

1. Возможность применения днем и ночью в любых погодных условиях.

2. Во зм ожность применения е широком диапазоне высот и скоростей, в том числе с малых и предельно малых высот.

3. Отсутствие ограничений на ТТХ самолета-носителя.

4. Возможность одиночного и залпового применения по одной или нескольким целям в одной атаке.

5. Оснащение универсальной мощной БЧ, обеспечивающей эффективное поражение большой номенклатуры целей.

6. Адаптация к целям за счет оснащения управляемым ВУ с избирательным действием у цели.

7. Применение без входа в зону действия ПВО противника (за счет увеличения дальности полета).

8. Унификация и модульность построения.

9. Относительно низкая стоимость, в том числе и при эксплуатации.

10. Минимизация связей с самолетом-носителем.

11. Автономность действия.

Весьма перспективным направлением развития УАБ в целях реализации требований пунктов 1,4,10,11 является использование в составе системы наведения УАБ бесплатформенной инерциальной системы управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR.

Необходимо отметить, что значительные достижения в повышении эффективности целеуказания за счет использования РЛС с синтезированием апертуры создали предпосылки для разработки УАБ, не оснащенных ГСН, в которых для наведения на цель используется командная радиолиния.

Характер современных зарубежных разработок показывает, что наметилась устойчивая тенденция в развитии УАБ по двум направлениям. Одно из них связано с созданием простых и дешевых образцов массового применения (УАБ по проекту JDAM), другое - с созданием сложных и дорогих образцов для выполнения важных боевых задач (по проекту JSOW). Между этими крайними направлениями работ существует область, которая предполагает совершенствование уже ранее разработанных и состоящих на вооружении образцов УАБ, например GBU-15, AGM-130, а также по программе «Пэйв Уэй».

), разовые бомбовые кассеты, бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, различные авиационные ракеты, авиационные мины, торпеды, гранаты, авиационные фотографические, сигнальные и другие патроны.

Разовые бомбовые кассеты - тонкостенные авиабомбы, снаряженные авиационными противотанковыми и другими минами или мелкими осколочными, противотанковыми, зажигательными и другими бомбами массой от 1 до 10 кг. В одной кассете может быть до 100 и более бомб (мин), которые разбрасываются в воздухе.

Бомбовые связки - устройства, в которых несколько авиабомб массой 25-100 кг каждая, связаны специальными приспособлениями в одну подвеску. Разъединение бомб происходит в момент сбрасывания с самолёта или в воздухе.

Патроны авиационных пулемётов и пушек различают по типу пуль и снарядов, которые бывают одинарного действия (осколочные, фугасные, бронебойные, зажигательные, трассирующие), двойного (осколочно-фугасные и др.) и тройного действия (осколочно-фугасно-зажигательные и др.). Наиболее распространены калибры авиационных пуль 7,62 и 12,7 мм, снарядов - 20,23,30 и 37 мм. Масса снарядов колеблется от 100 до 800 г.

Авиационные неуправляемые ракеты - снаряды, состоящие из боевой части (фугасной, осколочно-фугасной, кумулятивной, ядерной), реактивного двигателя (порохового, жидкостного) и взрывателя (ударного или неконтактного действия). Масса ракеты - от нескольких кг до сотен кг.

Авиационные управляемые ракеты - беспилотные летательные аппараты с реактивным двигателем, снабженные обычной или ядерной боевой частью и системой управления, предназначенной для автоматического наведения на цель или полёта по заданной траектории. Масса ракет класса «воздух - земля» от сотен кг до нескольких тыс. кг; дальность полета от 10 до 1000 и более км. Ракеты класса «воздух - воздух» имеют массу 50-200 кг, дальность полёта-пуска до нескольких десятков км.

Авиационные мины (противотанковые, противопехотные, морские и др.) - устройства, состоящие из боевой части, взрывателя и дополнительных приспособлений; предназначены для постановки с воздуха минных заграждений на суше и море.

Лит.: Латухин А. Н., Боевые управляемые ракеты, М., 1968; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств, 2 изд., М., 1968.

А. Н. Дорофеев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

  • Боеголовка ракеты
  • Боеприпасы бактериальные

Смотреть что такое "Боеприпасы авиационные" в других словарях:

    Боеприпасы - авиационные составная часть вооружения летательного аппарата, предназначенная для уничтожения или вывода из строя воздушных, наземных, подземных и морской целей противника разрушающим действием удара и огня. Различают Б. основного и… … Энциклопедия техники

    Авиационные боеприпасы - см. Боеприпасы авиационные … Большая советская энциклопедия

    АВИАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ - (АСП), составная часть авиационного вооружения. К АСП относятся авиационные ракеты, бомбардировочные средства поражения, боеприпасы авиационного артиллерийского вооружения, зажигательные баки, авиационные мины и торпеды, выливные приборы. В… … Военная энциклопедия

    Боеприпасы - (боевые припасы) составная часть оружия, предназначенная для поражения живой силы и техники, разрушения сооружений и выполнения других задач. Морские боеприпасы включают выстрелы корабельные и береговой артиллерии, мины, глубинные бомбы, боевые… … Морской словарь

    БОЕПРИПАСЫ - БОЕПРИПАСЫ, ов. Сокращение: боевые припасы снаряды, боевые части ракет и торпед, авиационные бомбы, патроны, гранаты, мины и др. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Боеприпасы - комплексные устройства, снаряжённые взрывчатыми, метательными, пиротехническими, зажигательными, либо ядерными, биологическими или химическими веществами, применяемыми в военных (боевых) действиях для уничтожения живой силы, техники, объектов. По … Словарь черезвычайных ситуаций

    Авиационные средства поражения - боевые (учебно боевые) средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей. Включают: ракеты, бомбардировочные средства (основного и вспомогательного назначения), мины,… … Официальная терминология - Боеприпас объёмного взрыва (БОВ), а также Объёмно детонирующие авиационные бомбы (ОДАБ) перспективный вид оружия, которое использует распыление горючего вещества в виде аэрозоля и подрыв полученного газового облака. БОВ больших калибров сравнимы… … Википедия