Меню

Социально психологический климат и пути его оптимизации. Психологический климат в коллективе и пути его оптимизации

Гибдд

Психологический климат в организации, осуществляющей сложно координированную групповую деятельность, является и состоянием, способствующим эффективному осуществлению деятельности и своеобразным инструментом измерения влияния внешних и внутренних сил активации, влияющих на каждого члена группы. Такое влияние может, как вынуждать, так и предоставлять оптимальные возможности для осуществления профессиональной деятельности, являющейся одной из важнейших в общей системе личностной жизнедеятельности.

Понятие психологического климата довольно часто используется, особенно в последнее время, как отражение некоего организационного единства сотрудников, объединенного по территориальному признаку в границах единого производства или общего пространства производственной деятельности.

Такое понятие, чаще всего, не распространяется дальше общей совокупности организационных ролей и изначально не предполагает возможностей влияния на сами процессы организации внутри групповых и меж групповых или обще организационных условий групповой деятельности.

Понимание групповой деятельности как простой совокупности функций специалистов в рамках одной организации, формирует и достаточно своеобразные, даже с позиции социальной психологии, методы ее оптимизации.

Механическое копирование форм вне производственного взаимодействия сотрудников в виде организации корпоративных вечеров и праздников без насыщения этих форм специализированными методами взаимодействий, ради которых они и разрабатывались, превращает такие мероприятия в бессмысленное совместное времяпрепровождение, в лучшем случае, мало обремененное негативными психологическими последствиями.

Психологический климат, сопровождающий осуществление профессиональной деятельности невозможно отрывать от психологических состояний работников, переживаемых в процессе деятельности и вне ее.

Психологический климат, без оценки личностного отношения к деятельности и ее результатам, без учета целой совокупность социальных, экономических и общественно-личностных факторов, сосредоточенных в структурированной и организованной деятельности, остается просто красивым понятием. Часто, им маскируют недостаток профессионализма, выражающийся в ограниченном знании методов и в неспособности их использования в его оптимальном формировании.

Психологический климат сосредотачивает в себе среду осуществления деятельности, личностную включенность в деятельность и психологические состояния сотрудников, сопровождающие ее осуществление.

По большому счету, психологический климат является результирующей составляющей отношений работников к цели совместной деятельности.

Если доминирующим общим мотивом совместной деятельности является результат, то и возможные проблемы взаимодействия сотрудников будут, скорее всего, фокусироваться в вопросах его достижения и практически, не смогут негативно влиять на психологический климат.

Если же в структуре личностной мотивации, мотив достижения общей групповой цели опосредован через более сильные, персональные мотивы и совместная деятельность хоть и осуществляется, но более используется как полигон и средство реализации личностных и не профильных для деятельности мотивов, то это, существенно и негативно отразиться и на психологическом климате .

Серьезное влияние на психологический климат , по крайней мере, в рамках отдельных производственных групп, могут оказывать и ситуативные негативные психологические состояния, переживаемые отдельными работниками в процессе производственной деятельности. Влияние таких состояний тем значительней, чем больше сотрудников через регламентацию деятельности от таких работников зависят. Если руководитель подразделения, в процессе осуществления деятельности личностно психологически мало стабилизирован - это, наверняка, в той или иной степени затронет и всех сотрудников подразделения.

Психологический климат и процессы его формирования сложно отделить от условий деятельности и аспектов ее интенсификации. Процессы соответствия посильности осуществления деятельности возможностям специалиста, формируя его состояния, не могут не влиять не только на его отношение к условиям деятельности, но и к членам групповой деятельности, возможно переживающим такие же состояния. Чем сложней производственная деятельность и тяжелей условия ее осуществления, тем скорее системы личностного взаимодействия будут окрашиваться негативными стрессообразующими факторами и состояниями, отражающими различные виды усталости.

Психологический климат, помимо систем единого целеобразования, значительно связан и формируется личностными стратегиями поведения сотрудников, вступающими во взаимодействие между собой, как для реализации производственных функций, так и личностных мотивов групповой деятельности. Социализированные аспекты не могут не формироваться и не реализовываться как мотивы, в деятельности, занимающей значительную часть всей жизнедеятельности человека. Насколько и как в таких взаимодействиях реализуются статусные мотивы, социально–общественные, творческие, мотивы жизнеобеспечения и ряд других, не может не влиять, как на состояние отдельных сотрудников, так и на весь организационный комплекс, представляющийся как понятие психологического климата организации.

Оптимизация такого иерархически сложного и состоящего из различных видов и природ групповых взаимодействий комплекса, требует максимальной концентрации и включения в нее практически всех видов и методов деятельности, осуществляемых службой персонала. Привлечение специалистов в организацию, создание оптимальных условий деятельности и сама эффективно результативная деятельность организации едва ли возможна без учета аспектов оптимизации психологического климата и применения действенных психологических средств для его формирования и постоянно осуществляемой коррекции.

© Сергей Крутов , 2008 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ЧЕРЕЗ ОПТИМИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Лебедева Татьяна Евгеньевна 1 , Голубева Ольга Владиславовна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Мининский университет, кандидат педагогических наук, доцент


Аннотация
Проблема оптимизации социально-психологического климата в коллективе диктуется возросшими требованиями к уровню включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. В статье рассматривается структура программы по оптимизации социально-психологического климата в организации.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT AND ADAPTATION OF PERSONNEL THROUGH THE OPTIMIZATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE ORGANIZATION

Lebedeva Tatiana Evgenievna 1 , Golubeva Olga Vladislavovna 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Mininsky University, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor


Abstract
The problem of optimizing the social and psychological climate in the team is dictated by the increased requirements to the level of involvement of the individual in his work and the complexity of human activity, the constant growth of their personal ambitions. The article discusses the structure of the program to optimize the socio-psychological climate in the organization.

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Социально-психологическое сопровождение и адаптация персонала через оптимизацию социально-психологического климата в организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]..02.2020).

Разработка и апробация программы по оптимизации социально - психологического климата, которая в коллективе организации N состояла в налаживании доверительных взаимоотношений между сотрудниками данной организации. Дополнительной задачей явилось также установление большего взаимопонимания между сотрудниками и директором. Директор в обязательном порядке присутствовал на всех проводимых занятиях.

Для решения поставленных задач была разработана программа, апробированная на данном коллективе .

Цель программы: оптимизация социально-психологического климата в организации N.

Задачи программы:

1. Повышение уровня сплоченности групп коллектива, формирование убежденности в том, что причастность к организации позволит лучше контролировать как свою судьбу, так и будущее членов всей организации.

2. Провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, обмен знаниями и опытом.

3. Гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива.

4. Налаживание контакта некоторых членов коллектива с руководителем. Общение с руководителем в неформальной обстановке.

Формы проведения разнообразные: от групповых до индивидуальных.Время занятий по согласованию с администрацией и участниками тренинга .

Основное внимание занятий было уделено налаживанию доверительных взаимоотношений между участниками и, прежде всего, между сотрудниками и руководителем, которые не смогли найти точек соприкосновения.

Так как была определена цель работы - создание более доверительных, основанных на уважении и понимании отношений в коллективе, то директор чувствовал себя спокойно и имел возможность наладить отношения с этими подчиненными в неформальной обстановке.

Участниками групповых занятий стало 19 сотрудников. Директор также был участником занятий, параллельно с этой формой работы с ним была проведена беседа о его роли в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Программа тренинга рассчитана на 7 занятий, продолжительностью примерно от 1,5 до 2 часов.

Программа тренинга строилась согласно следующей структуре:

- приветствие;

- основная, содержательная часть работы;

- упражнение, способствующее завершению работы;

- обратная связь.

Представим содержание программы по оптимизации социально-психологического климата.

Структура занятий по оптимизации социально-психологического климата в организации N

1 Занятие: «Знакомство»

Выработка общегрупповых правил;

Развитие навыков уверенного взаимодействия в группе.

Ход занятия

Время

Знакомство участников группы
Введение в тренинг

Правила работы в группе

Упражнение «Знакомство в ситуациях»
Упражнение «Тренировка эмоциональной устойчивости»
Упражнение «Рукопожатие»
Упражнение: Кем я был? Кто я есть? Кем буду я?»
Рефлексия (Что было важно? Что было трудно? Что понравилось?). Выявление результативности занятия

2 Занятие: «Мы одна команда»

Развивать групповую сплоченность,

Развивать групповое взаимодействие;

Выработка командной сплоченности в коллективе.

3 Занятие: «Удовлетворенность трудом»

Развитие стремления к достижению самостоятельно поставленной цели;

Повышение уровня мотивации

4 Занятие: «Формирование стрессоустойчевости»

Формирование стрессоустойчевости;

Научить избавляться от стресса.

5 Занятие: «Управление конфликтом»

Показать способы выхода из конфликтных ситуаций;

Научить спокойно и конструктивно воспринимать конфликт на рабочем месте.

6 Занятие: «Формирование доверительного отношения к руководителю»

Диагностика психологического климата в коллективе;

Научить доверительному отношению в коллективе

7 Занятие: «Подведем итоги»

Анализ психического состояния и диагностики;

Выявление значимости тренинга лично для себя;

Подведение итогов.

Индивидуальная психологическая консультация с руководителем

Протокол консультации

Сведение о клиенте: руководитель организации N, Добрынин К. для него это первая консультация. Беседа длилась 40 минут.

Проблема: как повлиять руководителю на психологический климат коллектива.

Цель консультации : оказать помощь, способствовать реализации разработанных мероприятий для повышения эмоционального состояния коллектива. В процессе беседы были использованы приемы активного слушания, открытые и уточняющие вопросы, техники одобрения, отражения чувств. В ходе беседы был найден оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Действия консультанта

Действия клиента

Рефлексия

1. Здравствуйте, проходите, располагайтесь. Поздоровался, проходит и садится на удобное место. Чувствует себя раскованно, свободно, не стесняется.
2. Я пригласила Вас на индивидуальную консультацию с целью выяснить, как вы работайте над эмоциональным климатом коллектива? Я не работаю над этим, у нас и без этого работы хватает. Эмоциональный климат сотрудники налаживают сами. Чувствуется тревога волнение, заметно, что данная проблема волнует клиента.
3. Расскажите, а как часто в вашем коллективе бывают конфликты? Я не в курсе, сотрудники сами разбираются с этим. Ко мне по данным вопросам никто не обращался. Чувствуется настороженность клиента.
Скажите, а с кем из сотрудников коллектива у Вас напряженные отношения? У меня со всеми сотрудниками ровны отношения. На работе у меня нет друзей и нет недругов. На работу мы ходим работать, а не взаимоотношениями заниматься. Чувствуется дискомфортное ощущение клиента.
Коллектив у Вас очень дружный, но многие сотрудники чувствуют себя не комфортно при Вашем появлении. Как вы это можете объяснить? Не знаю, на это не обращал внимание. Задумчив.
Как Вы считайте, вы можете повлиять на общий эмоциональный климат в коллективе? Наверное, если наладить полноценное общение с коллективом, то, наверное, сотрудники будут себя чувствовать более комфортно на рабочем месте. У клиента усталость и неуверенность.
Совершенно верно, давайте с Вами ознакомимся с результатами диагностики «Эффективность деятельности руководителя» Внимательно слушает, анализирует. Задумчив.
Как вы считайте, Вы должны как-то влиять на климат коллектива, и как вы можете это сделать? Наверное, да. Способов уйма, с ходу могу только придумать соревнования или культурное мероприятие. Клиент задумчив.
Давайте с Вами посмотрим, как можно поступить.

Клиенту предлагается веер решений, который позволит улучшить психологический климат коллектива. Необходимо выстроить приоритеты, что Вам предпочтительней и что предпочтительно вашему коллективу. Давайте постараемся найти «золотую середину».

  • 7. Субъекты управления персоналом в организации: их статус и роли
  • 8. Служба управления персоналом в современной организации: роль, функции, структура
  • 9. Система управления персоналом в организации: проблемы формирования и развития
  • 10. Функции управления персоналом: их иерархия и взаимосвязь
  • 11. Методы управления персоналом и сравнительные характеристики их эффективности
  • 12. Социально-психологические методы управления. Оценка эффективности их применения в современных условиях.
  • 13. Экономические методы управления и цели их применения в организации
  • 14. Административные методы управления: возможности и ограничения использования
  • 15. Кадровая политика организации: содержание, виды, направленность, субъекты
  • 16. Организационная культура как управленческая проблема или практика
  • 17. Функции и структура организационной культуры как инструмент управления персоналом
  • 18. Типы организационной культуры, их особенности и социально практическая значимость
  • 19. Проблемы формирования, развития и поддержания организационной культуры
  • 20. Планирование персонала, методы определения количественной и качественной потребности организации (фирмы) в персонале.
  • 21. Анализ и проектирование рабочего места: понятие, этапы, методы
  • 23. Отбор персонала: технология, методы
  • Этапы внешнего отбора кадров:
  • 1. Поиск претендентов
  • 24. Собеседование как основной метод отбора персонала: социально-психологические проблемы
  • Алгоритм подготовки интервью:
  • 25. Маркетинг персонала как практическая деятельность служб управления персоналом
  • 2 Принципа трактовки маркетинга персонала:
  • 26. Современный рынок труда: понятие, функции, структура, проблемы и решения
  • 27. Основные виды и формы занятости населения как проблема управления персоналом
  • 28. Роль миграции населения в распределении трудовых ресурсов как проблема кадровой политики
  • 29 Профессиональная ориентация персонала как вид деятельности в сфере управления персоналом (кадрового менеджмента)
  • 1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение, профинформация).
  • 2. Профессиональное консультирование.
  • 30. Адаптация персонала: формы, виды, социально- психологические проблемы
  • 31. Программа адаптации работника: содержание, этапы, проблемы реализации
  • 32. Профессиональное и личностное развитие персонала как задача службы управления персоналом организации
  • 33. Трудовой потенциал организации, методы его оценки и развития
  • 34. Социальная среда организации (возможности и проблемы для кадрового менеджмента)
  • 35. Социально-психологический климат в организации (структурном подразделении) и методы его измерения и оценки и оптимизации
  • 36. Отношения в трудовом коллективе – предмет социально-психологической компетенции руководителя
  • 37. Социальная политика современной организации: понятие, методы оценки ее эффективности
  • 38. Социальная ответственность организации в условиях рыночной экономики как управленческая проблема
  • 39. Виды и формы обучения персонала: потребность, необходимость, эффективность
  • 40 Стоимость рабочей силы и затраты на персонал как управленческая проблема
  • 41. Оценка персонала: содержание оценки, ее субъекты, этапы оценки
  • 42. Методы деловой оценки персонала, их социально-психологическая значимость и управленческая эффективность
  • Методы:
  • 43. Требования федерального законодательства и локальных нормативных актов к проведению аттестации персонала в государственных органах и коммерческих организациях
  • 44. Организационное поведение как проблема управления персоналом
  • 45. Методы анализа и оценки организационного поведения: их соотношение и эффективность
  • 46. Коммуникации в организациях: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, его противоречия и барьеры
  • 47. Управление изменениями в организации как кадровая проблема. Преодоление сопротивления переменам
  • Фазы и стратегия изменений
  • Сопротивление переменам.
  • 48. Деловая карьера: понятие, виды, критерии успешности.
  • Критерии успешности:
  • 49. Типы карьерного процесса, этапы карьеры. Природа и сущность карьеризма
  • 1. По характеру протекания:
  • 2. По степени устойчивости, непрерывности:
  • 3. По возможности осуществления:
  • 50. Планирование внутриорганизационной карьеры: необходимость и возможности
  • 51. Система и методы стимулирования персонала в организации
  • 52. Основные содержательные теории мотивации: предпосылки и следствия
  • 53. Процессуальные теории мотивации их применение на практике
  • 54. Принципы построения системы стимулирования персонала, механизм стимулирования, проблемы его формирования и развития
  • 55. Стили руководства: понятие, виды, проблемы эффективности
  • 56. Конфликты в организации: понятие, причины, классификация, проблемы диагностики.
  • 57. Динамика конфликта и способы его завершения на разных стадиях
  • 58. Управление конфликтами в организации: прогнозирование, разрешение, стили поведения, социально-психологические технологии
  • 59. Роль руководителя в управлении конфликтами в организации: профессионально важные качества и способности
  • 60. Переговоры как способ разрешения конфликтов, технология принципиального ведения переговоров
  • Технологии ведения переговоров.
  • I. Подготовительный этап:
  • II. Начало переговоров:
  • 61. Оплата труда персонала: функции, структура, место в системе стимулирования персонала
  • 62. Основные правила использования денежного вознаграждения в системе стимулирования персонала
  • 63. Сравнительная характеристика форм оплаты труда и их значимость для управления персоналом
  • 64. Состав фонда оплаты труда, особенности его формирования в государственных органах и бизнесе.
  • 65. Премиальная система как инструмент стимулирования персонала: основные виды премий и их использование.
  • 66. Доплаты и надбавки к заработной плате, виды и целевое назначение
  • 67. Понятие и состав компенсационного пакета, его социальная значимость для работника
  • 68. Понятие бюджетирования персонала и его основные этапы
  • Эффективность системы управления персоналом как проблема теории и практики.
  • Эффективность трудовой деятельности: понятие, методы повышения эффективности трудовой деятельности в сфере управления.
  • Высвобождение персонала. Аутплейсмент как современная технология высвобождений персонала
  • Групповая динамика, феномен групповой сплоченности и его использование в управлении персоналом
  • Проблемы и технологии формирования команды из персонала организации
  • Ролевое распределение в рабочей группе: ролевые отношения и конфликты, их природа и динамика.
  • Понятие лидерства и руководства: общее и частное, сравнительный анализ
  • Здоровье и безопасность труда персонала как проблема кадрового менеджмента
  • 1.3. Система управления охраной труда должна предусматривать:
  • Кадровый аудит, его виды и методы проведения
  • Этапы проведения кадрового аудита
  • Особенности управления персоналом в Японии (общее и уникальное)
  • Американская модель управления персоналом (контекст глобализации)
  • 82. Основные характеристики управления персоналом в странах Западной Европы
  • Современная практика управления персоналом в отечественных организациях: анализ проблем и тенденций
  • 84. Разработка организационной структуры и штатного расписания организации: этапы и методы
  • Понятие трудового договора, виды трудовых договоров
  • Права и роль профсоюзов в организации
  • Глава II Закона о профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов. В этом законе закреплены следующие права:
  • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Методы изучения затрат рабочего времени. Технология проведения фотографии рабочего дня
  • Правила подготовки и проведения служебных совещаний
  • Состав и содержание кадровой документации, основные документы, регламентирующие управление персоналом, как основа кадровой дисциплины
  • 35. Социально-психологический климат в организации (структурном подразделении) и методы его измерения и оценки и оптимизации

    Социально-психологический климат (СПК) - этодуховная атмосфера, дух коллектива и преобладающее в нем настроение. Этосуммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации.

    Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений даёт возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

    Социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей. Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

    В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента:

    Психологическая совместимость работников,

    Их социальный оптимизм,

    Нравственная воспитанность.

    Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих её стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплочённости с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

    В структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу .

    В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного .

    Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности.

    Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

    Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.

    Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

    Метод анализа документов . Данный метод является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях.

    Метод опроса . Весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых.

    Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа:

    а) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);

    б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

    Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника.

    Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации:

    Определение представительности выборки и мотивации участия в опросе;

    Конструирование вопросов и композиции вопросника;

    Проведение опроса.

    Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является, прежде всего, трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

    Метод социометрии . Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы

    Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:

    определение варианта (числа) выборов (отклонений);

    выбор критериев (вопросов) опроса;

    организация и проведение опроса;

    обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

    Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров

    Тесты. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии.

    Метод аппаратурный . Данная группа методов является развитием экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий)

    Эксперимент . Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента

    "

    Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Башкирский государственный педагогический университет

    им. М.Акмуллы»

    Факультет социально- гуманитарный

    Специальность: социальная педагогика

    Курс 3 ОЗО
    Контрольная работа

    Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации.

    Введение…………………………………………………………………………..….... 3
    Основная часть
    1. Социально-психологический климат: уровни, факторы, структура.……...……...5

    2. Показатели социально-психологического климата……………………………..... 9
    Заключение………………………………………………………………………….….13

    Список литературы…………………………………………………………………….14
    Введение
    Для интегральной характеристики социальной организаций часто используются понятия: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат» и т.п. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смыс­ле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конк­ретных определениях. В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов. Конкретных разработок, направленных на совершенствование климата трудо­вых коллективов, гораздо меньше.

    Самым общим образом социально-психологический климат (по Сухову А.Н.,

    Деркачу А.А.) мож­но определить как состояние членов организации, обусловленное особенностями ее жизнедеятельности. Данное состояние представ­ляет собой своеобразный сплав эмоционального и интеллектуаль­ного - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов организации. Все это - элементы социально-психологического кли­мата.

    Благоприятный социально-психологический климат является ус­ловием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический кли­мат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий руководителей. Он пред­ставляет собой итог систематической психологической работы с чле­нами группы, осуществления специальных мероприятий, направлен­ных на организацию отношений между менеджерами и сотрудника­ми. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей. Созда­ние благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регули­рования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотноше­ниях членов группы. Формирование хорошего социально-психологи­ческого климата требует, особенно от руководителей и психологов в фирмах, понимания психологии людей, их эмоционального состоя­ния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

    В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и гео­графии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризу­ет невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону вза­имоотношений между людьми. В отечественной социальной психо­логии впервые термин «психологический климат» использовал Н. С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.

    Одним из первых раскрыл содержание социально-психологическо­го климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллек­тива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отно­шений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанно­стей работников как граждан. Вторая климатическая зона - мораль­ный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона - это психологический климат, те неофициальные отношения, кото­рые складываются между работниками, находящимися в непосред­ственном контакте друг с другом. Психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее соци­ального и морального климата. По мнению Почебута Л.Г. и Чикера В.А., социально-психологический климатэто состояние психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния.

    Андреева Г.М. определяет социально-психологический коллектив «как целостное состоя­ние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию тру­довой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений».

    Социально-психологический климат: уровни, факторы, структура.
    В отечественной психологии наметились четыре основных под­хода к пониманию природы социально-психологического климата.

    Представителями первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллектив­ного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает харак­тер, содержание и направленность реальной психологии членов орга­низации.

    Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н, Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психоло­гического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

    Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат че­рез стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата склады­вается система межличностных отношений, определяющих социаль­ное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

    Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологи­ческой совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

    При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это ус­тойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический кли­мат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не раз­рушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформи­ровать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформи­рованном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психоло­гического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состоя­ние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает оп­ределенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество и количество продуктов их труда.

    Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их пси­хологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «пси­хологическая атмосфера». В отличие от социально-психологическо­го климата психологическая атмосфера характеризуется более быст­рыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Из­менение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и пережи­ваются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптиро­ваться к ним. Накопление количественных изменений в психологи­ческой атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состоя­ние, в другой социально-психологический климат.

    На формирование социально-психологического климата оказы­вает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

    Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором стро­ятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:


    1. Общественно-политическая ситуация в стране - ясность и чет­кость политических и экономических программ, доверие к правительству и пр.

    2. Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнями технического и социального развития.

    3. Уровень жизни населения - баланс между заработной платой и уровнем цен, потребительская способность населения.

    4. Организация жизни населения - система бытового и медицинского обслуживания.

    5. Социально-демографические факторы - удовлетворение пот­ребностей общества и производства в трудовых ресурсах.

    6. Региональные факторы - уровень экономического и технического развития региона.

    7. Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтничес­ких конфликтов.
    Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

    1. Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиеничес­ких, управленческих элементов в каждой конкретной организации.

    2. Субъективные (социально-психологические факторы):
    а) формальная структура - характер официальных и организаци­онных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;

    Б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руковод­ства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.

    Многоуровневая структура межличностных отношений в кол­лективе может быть представлена следующим образом.

    Первый слой образует совокупность межличностных отноше­ний непосредственной зависимости, позволяющих видеть в кол­лективе признаки происхождения его из диффузной группы. К групповым феноменам (параметрам), образующим этот поверхностный слой, и относятся именно те, которые достаточ­но полно и глубоко исследовала групповая динамика - эмоцио­нальная привлекательность или антипатичность индивидов, групповая совместимость и слаженность действий, затруднен­ность или легкость контактов, совпадение или несовпадение вку­сов, большая или меньшая внушаемость и т. д. Если в диффуз­ных группах - межличностные отношения указанного типа явля­ются преобладающими и за ними не просматриваются их внут­ренние детерминанты, то в коллективе подобные взаимоотноше­ния приобретают несколько иной характер, будучи проявлением в конечном счете тех детерминантов групповой динамики, кото­рые прежде всего опосредствованы характером социальных от­ношений, господствующих в обществе. Однако даже на этом по­верхностном слое сказывается объединяющее и направляющее влияние коллективизма. Одним словом, внутренние, глубинные, слои групповой активности в коллективе как бы «прогревают» наружный слой межличностных отношений и преобразуют его.

    Второй слой образует совокупность межличностных отноше­ний, опосредствованных содержанием коллективной деятельно­сти и его ценностями, составляющих собственные характеристи­ки коллектива как группы, объединенной социально ценными и личностно значимыми целями и идеалами, которые в конечном счете почерпываются из общественной жизни. Этот слой харак­теризуют групповые психологические феномены, в которых от­ношения человека к человеку в коллективе выступают как от­ношения к нему как участнику совместной социально значимой деятельности, как товарищу по работе.

    Ниже рассмотренных и исследованных слоев групповой ак­тивности прощупывается третий слой - каркас связей и отно­шений собственно деятельностных, по существу, отношений к предмету коллективной деятельности. Это каркас специфиче­ских характеристик данного коллектива: мотивы и цели его дея­тельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро меж­личностных отношений в коллективе. Именно в нем в первую очередь обнаруживаются различия между коллективами и кор­порациями, сказывающиеся затем обязательно в особенностях второго слоя внутригрупповых взаимоотношений и лишь в не­значительной степени - в особенностях первого слоя.

    Диалектическая взаимосвязь социально-психологических яв­лений внутри каждого слоя групповой активности, а также меж­ду слоями образует сложную структуру межличностных отноше­ний в коллективе. Умение видеть эти слои и понимать сущность процессов, ко­торые происходят на этих уровнях, вплотную подводят к реше­нию проблемы диагностики уровня групповой активности. Пра­вильное решение этого вопроса имеет не только большое теоре­тическое значение, но и оказывается принципиально важным для разработки проблем воспитания, управления, формирования коллективов .
    Показатели социально-психологического климата
    Судить о состоянии социально-психологического климата в орга­низации можно по такому важному показателю, как удовлетворен­ность - неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недоволь­ны отдельные работники своим статусом, заработной платой, содер­жанием своего труда, отношениями в организации. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого работ­ника - это одна из целей менеджера и психолога в организации. Но в то же время неудовлетворенность работника служит важным по­будительным стимулом его творческих поисков. В конкретном со­циально-психологическом исследовании климата необходимо учи­тывать полярный характер такого показателя, как удовлетворенность. Субъективная удовлетворенность - крайне специфическая вещь. Одни и те же условия вполне устраивают одного человек и абсо­лютно не устраивают другого. На психологическом уровне удовлет­воренность выражена соотношением субъективной оценки того, что человек отдает фирме, и того, что он получает взамен. Удовлетво­ренность-неудовлетворенность человека работой может быть выз­вана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенны­ми являются:

    А) характер труда;

    Б) размер заработной платы;

    В) престиж профессии;

    Г) перспективы повышения квалификации, разряда, должностного статуса и пр.;

    Д) специфические особенности и условия работы: месторасположение; фирма, в которой много друзей; удобный режим работы; ува­жаемый и даже знаменитый руководитель и т. п.;

    Е) сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок; возможности узнать и научиться новому.

    Социально-психологический климат как интегральное состояние группы включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показате­лю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние соци­ально-психологического климата.

    Характеристики благоприятного социально-психологического климата:


    1. В организации преобладает бодрый, жизнерадостный тон вза­имоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совме­стных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями (развивающая критика).

    2. В организации существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

    3. В организации высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

    4. Сотрудники организации активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.

    5. Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопере­живание и искреннее участие всех членов организации; они испытывают чувство гордости за свою фирму, ее достижения и неудачи переживаются как собственные.

    6. В отношениях между группировками внутри организации (структурными подразделениями: участками, отделами, бригадами и пр.) существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

    7. В трудные для организации минуты происходит эмоциональ­ное единение («один - за всех, и все - за одного»), велико желание трудиться совместно; группа открыта, стремится сотрудничать с дру­гими группами.
    Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

    1. В организации преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; сотрудники проявляют отрицательное отношение к более близкому общению друг с дру­гом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

    2. В организации отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, она заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

    3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, тру­долюбие, бескорыстие, не в почете.

    4. Члены организации инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело - каждый думает только о своих интересах и не стремится до­биться высоких показателей в труде.

    5. Успехи и неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство; достижения или неудачи организации не находят эмоционального отклика у ее членов.

    6. В организации возникают конфликтующие между собой груп­пировки, которые отказываются от участия в совместных делах.

    7. В трудных случаях организация не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты; группа закрыта и не стремится сотрудничать с другими группами.
    Для оздоровления климата необходимо применить ряд организа­ционных и социально-психологических приемов.

    Организационные приемы предполагают:

    1) приглашение профессионального психолога. Этот шаг диктуется простыми соображениями: если человек почувствовал себя боль­ным, он обращается к врачу; если менеджеры пришли к выводу, что в их организации сложился нездоровый социально-психологический климат, необходимо обратиться к специалисту;

    2) проведение конкретного эмпирического исследования с целью определения причин неблагоприятных взаимоотношений сотрудников;

    3) информирование организации о результатах исследования (на собрании, совещании и пр.);

    4) принятие коллективного решения об устранении объективных факторов, негативно влияющих на климат;

    5) контроль за реализацией коллективного решения и состоянием социально-психологического климата.

    Социально-психологические приемы опираются на результаты проведенного исследования и предполагают в основном следующее:

    1) определение неформальной структуры группы, выявление ли­дера и его роли в группе. Необходимо дать ответ на вопрос о том, направлена ли деятельность лидера на благородные цели – защита интересов членов своей группы, создание благоприятного климата, повышение уровня развития группы, или, напротив, лидер преследует эгоистические цели - повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы;

    2) определение уровня развития группы, социально-психологи­ческая коррекция групповых процессов и состояний;

    3) определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

    4) коррекция формальной и неформальной структуры группы (на­пример, посредством перевыборов формального лидера - бригадира, профсоюзного деятеля);

    5) социально-психологическая коррекция взаимоотношений в трудовом коллективе (проведение социально-психологических тренин­гов и психологических консультаций).

    Заключение.
    Социально-психологический климат - это интеграл более част­ных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей руководителей и членов группы. Благоприятный социально-психологический климат переживается как состояние удовлетворенности каждого человека своим трудом и взаимоотношениями с сотрудниками.

    У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, соци­альным окружением. Совокупность установок всех членов коллекти­ва (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враж­дебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологичес­кую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает, Это препятствует повышению трудовых показа­телей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передо­вой технологии или надлежащих экономических условий. От мотива­ции и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изоб­ретательность.

    Благоприятный климат каждым человеком переживается как со­стояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, ме­неджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данной фирме, применять свои твор­ческие и физические силы на пользу окружающим людям.

    Неблагоприятный климат индивидуально переживается как не­удовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

    Список литературы
    1. Журавлев А.Л. Социальная психология. Учебное пособие для вузов/ А.Л.Журавлев,

    В.А.Соснин, М.А.Красников – М., 2006 – 416 с.

    2. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под

    Редакцией Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова – Л., 1987 -144с.

    3. Лютенс Ф. Организационное поведение – М., 1999

    4. Основы социально-психологических исследований: учебник / под редакцией А.Д.

    Бодашева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. - М, 2007 – 335 с.

    5. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения

    Л., 1981 - с.

    6. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие.

    М., 1978 – 176 с.

    7. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб, 2000 - 298 с.

    8. Роббер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. Перевод с французкого - М.,

    1988 – 255 с.

    9. Социальная психология в современном мире: учебное пособие для вузов/ Т.Л.Алавидзе,

    Г.М.Андреева, Е.В.Антонов и др., под редакцией Г.М.Андреевой, А.И.Донцова – М., 2002

    10. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. / Р.Бэрон, Н.Керр,

    Н.Миллер - СПб., 2003 – 272 с.

    11. Социальная психология коллектива / учебное пособие. – М., Просвещение 1978 – 176 с.

    12. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Под редакцией А.Н.Сухова,

    А.А.Деркача – 2-е издание исправленное – М., 2003 – 600 с.

    13. Филиппов А.В. и др. Производственная социология, психология педагога // уч. пособие / А.В.Филиппов, В.К. Липинский, В.Н.Князев - М., 1989 – 255 с.

    Психологический климат, его структура и содержание определяют и метод его оптимизации. Для этого необходимо придерживаться принципа реалистичности. Очевидно, что мегафакторы, связанные с состоянием общества в целом, вряд ли могут быть изменены или скорректированы руководителем подразделения или службы аппарата управления. Также нет возможности влиять на кадровые назначения руководителей высокого уровня управления. Маловероятно в нынешней экономической ситуации увеличение финансирования бюджетных организаций. В связи с этим проблема существенно усложняется. Каковы пути выхода из нее? Одним из возможных может стать путь, связанный с применением в процессе управления методов психологического воздействия. Они могут дать ощутимый положительный эффект, но только на определенное время, в течение которого могут произойти обещанные положительные сдвиги в социально-экономическом положении страны, общества (изменения мегафакторов). Основные методы психологического воздействия, которые хорошо себя зарекомендовали в решении проблем стабилизации и улучшения психологического климата коллектива, следующие.
    1. Взаимное психологическое "заражение".
    Установлено, что находясь в коллективе, человек ведет себя обычно иначе, чем наедине "С собой, по-другому воспринимает события, людей, использует другие алгоритмы при переработке информации и принятии решений. При положительном психологическом климате действуют такие формы психологического "заражения", как энтузиазм", состязательность. Эффективность психологического "заражения" прямо зависит от эмоциональных аспектов общения по вертикали и горизонтали. Возможен и обратный процесс: методами психологического "заражения" формировать благоприятный психологический климат. Здесь ведущая роль принадлежит руководителю.
    2. Подражание.
    Подражание - это осознанное или неосознанное вос-произведение личностью определенных черт, образцов поведения других людей. Психологические механизмы подражания действуют практически в любом коллективе. Чаще всего подражают руководителям и неформальным лидерам. Практика свидетельствует, что в основном подражают людям, умеющим добиваться серьезных результатов, обладающим яркими эмоциональными реакциями, высоким профессионализмом и нравственными качествами: честностью, принципиальностью, энергичностью, способностью принимать смелые и эффективные решения. Случается, что объектами подражания становятся обаятельные личности, а это важное личностно-деловое качество можно успешно развивать. Подражают также лицам, обладающим реальным высоким авторитетом.
    3. Общественное мнение.
    Это универсальный регулятор поведения. Вначале оно формируется под влиянием суждений заинтересованных и хорошо осведомленных людей, поэтому оценке подлежат практически все аспекты деятельности коллектива. Приняв оценочные критерии, члены коллектива сами ставят себя под контроль. Познав механизмы действия общественного мнения в коллективе, можно успешно формировать благоприятный климат.
    4. Воздействие на мотивационную сферу личности.
    Мотивы - это то, что побуждает к деятельности. Мотивы являются мощными регуляторами поведения, они влияют на процессы целей образования, стиль деятельности, применяемые методы.
    Значимыми факторами улучшения психологического климата в коллективах является формирование особых мотивов, сочетающих общественно значимые, корпоративные и личные интересы, мотивы. В нынешней ситуации преобладание какого-то одного вида мотивов может негативно сказаться на психологическом климате коллектива. Их содержание, как свидетельствуют психологические исследования, должно включать три главных компонента: материальную заинтересованность в конкретной работе, интерес к делу, процессу самого труда, осознание его социальной значимости. Формирование единства мотивации на этой основе - важнейшая задача руководителя.
    Перечисленные методы оптимизации психологического климата коллектива не являются исчерпывающими, существуют и другие. Однако их применение возможно только на основе изучения психологического климата конкретного коллектива.