Меню

Самые лучшие упражнения на внимание и концентрацию. Руководство по развитию концентрации

Сделай сам

  • Как устроен фокус внимания и каким образом его можно концентрировать.
  • Какие упражнения нужно выполнять, чтобы научиться концентрировать внимание на работе.

Внимание! Не стоит заниматься тренировкой внимания и концентрации , когда вы загружены делами, требующими ответственности. Обусловлено это тем, что любая новая деятельность, особенно на фоне напряжения, может помешать главному занятию. Сделайте разграничение: если вы занимаетесь чем-либо важным, концентрируйтесь на этой задаче, а навык сосредоточения тренируйте в свободное время .

Что такое внимание и зачем ему нужна концентрация

Внимание представляет собой избирательную нацеленность восприятия на определенный предмет. Оно выражается в том, как человек относится к объекту. Вниманием обусловлено то, насколько успешно субъект ориентируется в окружающем мире.

Функции внимания:

  • выявление сигнала;
  • избирательность;
  • распределение;
  • замещение;
  • отождествление.

Как запоминать вдвое больше информации: техники на каждый день

Типы внимания

В зависимости от того, может ли субъект сознательно направлять и регулировать собственное внимание, выделяют непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.

Характеристика

Непроизвольное внимание

Тип внимания, при котором субъект не может сознательно направлять и регулировать фокус внимания. Он определяется и поддерживается вне зависимости от того, имеет ли субъект сознательное стремление. Непроизвольное внимание основывается на человеческих установках, которые не осознаваемы.

Непроизвольное внимание может быть полезно как в работе, так и в быту. Оно позволяет нам вовремя обнаруживать возникновение раздражителя и совершать нужные действия, упрощает включение в привычную деятельность. Однако непроизвольное внимание может оказать негативное влияние на осуществляемую деятельность, отвлечь от основной задачи, снизить эффективность труда в общем. К примеру, громкий шум, крики, световые вспышки во время работы приводят к отвлечению внимания и препятствуют сосредоточению.

Причины появления непроизвольного внимания:

  • неожиданный раздражитель;
  • относительно сильный раздражитель;
  • новый раздражитель;
  • перемещающиеся объекты. Французский психолог Рибо отметил данный фактор, полагая, что, когда движения целенаправленно активизируются, внимание концентрируется на объекте и усиливается;
  • контрастные предметы либо явления;
  • внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологически это внимание возникает при достижении соответствующего возбуждения в мозговой коре, которое поддерживается сигналами, поступающими от 2-й сигнальной системы. Появление такого внимания обусловлено процессом труда, ведь без контроля собственного внимания нельзя делать что-либо сознательно и планомерно.

Постпроизвольное внимание

Тип внимания, при котором можно сознательно выбирать предмет внимания, однако нет напряжения, которое характерно для произвольного внимания. Постпроизвольное внимание обусловлено формированием новой установки, которая связана в основном с актуальной деятельностью, а не с прошлым опытом субъекта.

Свойства внимания

Концентрация

Концентрация представляет собой сохранение внимания на определенном предмете или выделение предмета в качестве некой определенности из общего фона. Для улучшения такой способности можно использовать приемы концентрации внимания.

Объем

Представляет собой число предметов, охватываемых вниманием в один момент. Объем варьируется у взрослых в пределах четырех-шести объектов. У детей школьного возраста данная характеристика обычно равна двум-пяти предметам. Чем больше объем внимания, тем большее количество явлений, событий и предметов попадает в поле зрения субъекта.

Построить эффективное общение с человеком, которого вы видите впервые, - довольно сложная задача. Немедленно переходить к делу не всегда продуктивно, особенно в российской традиции переговоров. Сначала нужно наладить контакт, побеседовав о «пунктиках» партнера - о том, чем человек увлечен, о чем он может говорить бесконечно долго. Такие «зацепки» есть у каждого - у кого‑то простые, у кого‑то более сложные. Расскажу о методиках, которые помогают мне запоминать максимальное количество важной информации.

Устойчивость

Выражает продолжительность сохранения на одном уровне концентрации внимания. Самым значительным условием устойчивости считается то, возможно ли раскрытие в объекте внимания новых сторон и связей. Устойчивость проявляется там, где возможно развернуть определенное в мышлении содержание, раскрыть в нем новые детали.

Переключаемость

Свойство заключается в том, чтобы сознательно, осмысленно, преднамеренно и целенаправленно обуславливать постановку новой цели, изменять нацеленность сознания с 1 объекта на другой. Лишь на подобных условиях можно говорить о переключаемости. Когда данные условия не исполняются, значит речь идет об отвлекаемости. Выделяют полное и неполное переключение внимания. При неполном переключении после нацеливания на новую деятельность иногда выполняется возвращение к предыдущей. Это провоцирует ошибки и уменьшение темпа работы. Переключаемость затрудняется при сильной сосредоточенности, это нередко вызывает ошибки рассеянности.

Переключаться внимание может по следующим причинам:

  • требования деятельности;
  • необходимость начала новой деятельности;
  • отдых.

Распределение

Представляет собой способность сохранять в центре внимания несколько разных предметов. При этом одновременно удерживать во внимании 2 различных объекта можно, если они причисляются к разным модальностям (смотреть на картину и слушать песни).

1-й ряд упражнений для тренировки внимания и концентрации

Ключевые упражнения для улучшения сосредоточенности заключаются в том, чтобы тренировать контроль луча внимания.

«Линия»

На чистом листке медленным и плавным движением карандаша проводите черту. Концентрируйте все мысли лишь на ней. Когда почувствуете, что отвлекаетесь, уведите линию немного вверх, как на электрокардиограмме, и продолжайте. В результате будет легко определить число раз, которые вы отвлеклись. Неплохим результатом считается 0 пиков за 3 минуты.

«Дальтоник»

Внешне данное упражнение на концентрацию внимания кажется простым, однако в действительности оно достаточно сложно. Произносите вслух цвета слов из нижеприведенного текста. Называйте именно цвета, а не написанные слова. Хороший результат – отсутствие ошибок.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.

Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.

«Муха»

Для данного упражнения понадобится доска с начерченным на ней игровым полем из девяти клеток (три на три), маленькая присоска (либо пластилиновый кусочек). Присоска служит «дрессированной мухой». Доска устанавливается вертикально, ведущий объясняет игрокам, что передвижение «мухи» с 1 клетки на другую выполняется при помощи специальных команд, которые она всегда исполняет. По одной из четырех допустимых команд, указывающих направление движения, «муха» передвигается на близлежащую клетку.

Начальное положение «мухи» – центр расчерченного поля. Команды сообщаются игроками поочередно. Игроки должны, беспрерывно контролируя передвижения «мухи», препятствовать ее выходу за границы поля. После всех объяснений начинается игровой процесс. Игра идет на воображаемом поле, которое каждый игрок представляет перед собой. Если кто-либо утрачивает нить игры либо замечает, что «муха» вышла за поле, он говорит: «Стоп!» и, возвратив «муху» в центр, начинает игру заново.

Игра требует от участников быть постоянно сосредоточенными . Стоит кому-либо хотя бы на секунду отвлечься либо подумать о чем-либо другом, он сразу же утрачивает нить игры и должен ее покинуть.

Часто менеджеры по продажам имеют следующую склонность: переоценивать собственную внимательность. Психотехническое упражнение «Муха» может быть в особенности полезно коммерческому директору или руководителю отдела продаж , если нужно развеять подобное заблуждение.

В группах, которые не имеют нужного опыта работы с вниманием, продолжительное наблюдение за передвигающейся «мухой» провоцирует напряжение и усталость. Игроки все чаще начинают переключать внимание с «мухи», сбиваться и в результате останавливают игру. Ввиду этого ведущий должен наблюдать за состоянием участников, завершать упражнение до нарастания раздражения в группе и упадка интереса. Работа «на измор» оправдывается только тогда, когда игроки ставят особую цель: проверка и тренировка устойчивости собственного внимания, то есть усиление способности к продолжительному сосредоточению на предмете.

Значимым параметром внимания считается его объем – широта области, на которую оно может распространяться в один момент. Когда, осматривая собственный деловой костюм, вы неожиданно замечаете дыру, которая проедена молью, область внимания моментально сужается до размеров выявленного дефекта. Это выполняется как бы самостоятельно. Однако люди могут произвольным образом изменять широту области собственного внимания.

Методика на концентрацию внимания «2 мухи» является усложненным вариантом вышеописанного упражнения. На поле располагаются 2 мухи. Они двигаются поочередно, к примеру, «Муха 1» – вниз, «Муха 2» – влево. Условия и цель те же самые: мысленно не терять мух и не совершать ошибок. 3 минуты без ошибок – отличный показатель.

2-й ряд упражнений, направленных на концентрацию внимания

Рефлексия – главное условие для того, чтобы осознанно управлять вниманием. Рефлексия облегчает осознание того, где человек находится, как поступает, что требуется совершать дальше. Если вы хотите развивать внимание, нужно уметь замечать, куда направляются ваши мысли и энергия, то есть повышать уровень осознанности.

«Куда направлено мое внимание»

Иногда задавайтесь вопросами:

  1. Что я в данный момент делаю?
  2. Для чего я так поступаю?
  3. Правильно ли я в данный момент распоряжаюсь собственными ресурсами?
  4. Я не сомневаюсь в том, что мне нужно так поступать?
  5. На что в данный момент тратится мое время?
  6. Нужно ли мне продолжать прикладывать усилия в этом направлении?
  7. Это, правда, мне сейчас нужно?

Чтобы не забывать об этом, не лишним будет разместить эти вопросы на виду. Вы невольно станете вспоминать их, осуществлять контроль собственных усилий и внимания. Обучайтесь видеть себя изнутри.

Рефлексивное чтение

Вы когда-нибудь следили за тем, как читаете? Замечали, что часто бегаете глазами по строкам, однако мысли уходят куда-то вдаль, отвлекаются на что-то постороннее? Внимание весьма капризно, потому при недостаточном сосредоточении человек беспрерывно отвлекается, не может рассказать, что прочитал. Эффективность подобного чтения, само собой, весьма мала. При сосредоточенном чтении улавливается как общий смысл, так и вся глубина, которая заложена в произведении.

Суть рефлексивного чтения состоит в полной концентрации на книге, погружении в текст, вчитывании без отвлечения в каждую строку. Читайте так, как вам удобно, не пытайтесь установить рекорд. Стремитесь к улавливанию каждой детали текста.

При этом упражнении часть внимания акцентируется на саморефлексии. Поняли, что отвлекаетесь – подключаете волю и снова нацеливаете луч внимания на текст. Упражнение похоже на упражнение с секундной стрелкой. Если вам будет достаточно воли и вы научитесь сосредоточенно и рефлексивно читать, вы сумеете в каждой книге замечать больше, чем читатели, которые воспринимают литературу как развлечение в метро.

  • Повышение продуктивности: 10 стратегий, которые сэкономят время

3-й ряд упражнений для концентрации внимания

Эмоционально уравновешенные люди располагают лучшей концентрацией внимания, если сравнивать с людьми вспыльчивыми. Эмоции существенно мешают сознательно концентрировать внимание. Сильно волнуясь при выступлении на публике, человек перестает конструктивно мыслить, как и при раздражении. Стресс, душевная либо физическая боль препятствуют выполнению рабочих и повседневных дел.

Лишь в состоянии духовного равновесия человек может нацеливать фокус внимания без отвлечения. Показательный пример – холерики, которые сосредотачивают внимание на каких-либо объектах весьма недолгое время. Затем они быстро переключаются на иной объект. Ввиду этого снижать эмоциональный фон рекомендуется, прежде всего, людям холерического темперамента. Это даст им возможность нивелировать слабости собственного характера, лучшим образом применить свои преимущества (подвижный ум, мощная энергетика, артистизм).

Людям прочих темпераментов тактически снижать эмоциональный фон желательно в особых случаях – перед значимой беседой, экзаменационными тестами, конференцией, важной встречей.

«Дыхание»

Это отличное упражнение не только повышает концентрацию, но и оперативно устраняет излишнее волнение, к примеру, перед выступлением на публике. Дыхание должно быть глубоким, следите за ним. Мысленно наблюдайте за тем, как воздух попадает через дыхательные пути в легкие, заполняет их и увеличивает, далее, после паузы, выходит из них. Время выполнения – индивидуальное, но желательно не менее трех-пяти минут.

«Гладь озера»

Данное упражнение в особенности эффективно для того, чтобы снизить напряженность во время тяжелого рабочего дня или долгой работы над сложным проектом. Вообразите перед собой озерную гладь. Она абсолютно спокойна, гладка, отражает красивое побережье. В воде можно рассмотреть отражение синего небосвода, белых облаков и деревьев. Просто полюбуйтесь, станьте таким же спокойным и безмятежным. Продолжайте представлять пять-десять минут и возвращайтесь к делам.

«Четки»

Старинный восточный метод концентрации внимания и избавления от беспокойства. Не торопясь, перебирайте четки, целиком сконцентрировавшись на данном процессе. Прислушивайтесь к своим ощущениям в области соприкосновения с четками, погружаясь в них, старайтесь стать спокойным и осознанным. Если четки отсутствуют, можете прокручивать большие пальцы. Перекрестите пальцы, как это делают при каких-либо раздумьях. Прокручивайте большие пальцы, концентрируясь лишь на этом процессе.

«Кинолента»

Упражнение направлено на то, чтобы внутренне сосредоточиться и упорядочить свои эмоции. Вообразите, что просматриваете видео одного дня собственной жизни – со стороны, как в кинотеатре. Вспоминайте во всех деталях, что произошло за день – как проснулись, что делали поутру, как подготавливались к выходу из дома, какие события произошли в течение дня, о чем разговаривали с людьми. Вспоминайте тщательно и в подробностях, старайтесь ничего не упустить.

«Мысленное расслабление»

Сядьте удобнее, облокотитесь на спинку стула. Внутренним взглядом начните рассматривать части собственного тела, на которое вы нацеливаете мысленный фокус внимания. Первоначально нацельте внимание вниз – на стопу правой ноги. Задержитесь на данной области на несколько секунд, мысленной командой целиком расслабьте ее, поднимайтесь выше. Затем зафиксируйте внимание на икрах правой ноги, целиком расслабьте их.

Поднимитесь к коленной области, почувствуйте и расслабьте ее. Проделайте аналогичные действия для левой ноги, генитальной области, живота, груди. Не спешите, минимально передвигайтесь в верхнюю сторону. Стремитесь полностью последовательно расслабить все области тела. Это отличный метод тренировки концентрации и незаметного для окружающих отдыха.

«Сфинкс»

Нужно сидеть на стуле совершенно спокойно, без движения, останавливать любые самопроизвольные движения мышц. Нужно быть расслабленным. Избавьтесь от мыслей, дайте им возможность спокойно приходить и уходить. Хорошим результатом считается неподвижное положение на протяжении пятнадцати минут.

«Скульптура»

В европейских странах часто можно увидеть покрытых краской людей, работающих живыми скульптурами. Зачастую это актеры, которым хорошая концентрация дает возможность пребывать в неподвижном состоянии продолжительный срок. Это непростая работа, однако она весьма полезна, если нужно проверить и развить произвольную концентрацию. Простейший уровень – обыкновенная прямая поза. Если вы сумеете полностью неподвижно, однако относительно расслабленно простоять десять минут – это неплохой результат.

Усложните позу – поднимите руки, склоните голову, разверните корпус, снова станьте полностью неподвижны. Разумеется, что чем труднее поза, тем сложнее упражнение и меньше время, которое нужно стоять в выбранной позе. Недостаток подобного упражнения заключается в том, что при посторонних его лучше не делать – вас могут посчитать сумасшедшим.

Зная способы концентрации внимания , можно значительно улучшить эффективность любой своей деятельности. Используйте любой из методов, перечисленных выше, чтобы стать сосредоточеннее и работать продуктивнее.

Упражнения

«Концентрация внимания».

Цель: Оценка способности концентрации внимания.

Ведущий зачитывает участникам три простые арифметические задачи и предлагает решить их в уме. Полученные в результате решения задач цифры также предлагается держать в уме.

Результат вычислений разрешается записывать по команде «Пишите!». Участникам не разрешается ничего говорить вслух или переспрашивать. Те, кто не расслышал или забыл условия задачи, вместо ответа должны поставить прочерк. Задачи могут быть следующие:

Даны два числа 82… (…= пауза) и 68… К первой цифре второго числа прибавьте 2,… умножьте ее на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа…

Пишите!…

Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,… и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…

Пишите!…

Даны два числа: 56 и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…

Пишите!…»

Итог: Решение всех трех задач свидетельствует об устойчивости концентрированного внимания.

Правильность решения первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования. Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.

«Фокусировка».

Цель: Развитие способности оперативно регулировать объем внимания.

Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего «Тело!» участники сосредотачивают внимание на своем тепе, по команде «Рука!» – на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение внимания на кисти правой руки – по команде «Кисть!», на указательном пальце правой руки по команде «Палец!» и, наконец, на кончике пальца – по команде «Кончик пальца!».

Команды подаются с интервалом 10–120 сек.

Итог: Ведущий расспрашивает участников, справился ли каждый из них с заданием, каким это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, что необходимо при освоении техники саморегуляции.

«Селектор».

Цель: Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания.

Выбирается один из участников игры для роли «приемника».

Остальная группа участников – «передатчики». Они заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик».

Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

Итог: Легкость переключения внимания у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием.

Во время обсуждения становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения внимания. При повторном исполнении упражнения следует поощрять обмен техниками концентрации внимания.

«Заблудившийся рассказчик».

Цель: Овладение одним из способов выработки внутреннего контроля, удержания в уме нити разговора, последовательности событий или хода собственных размышлений.

Участники рассаживаются в круг.

Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование.

3 мощных упражнения на развитие концентрации внимания

Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу.

Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам запутывает разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Итог: Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра набирает темп и проходит оживленно, весело. Однако за развлекательностью упражнения участники не должны упускать главное: работу над своим вниманием. Чем длиннее ряд ассоциативных «запутываний», тем более напряженной работы памяти и внимания требует он от следящих за рассказом, тем эффективнее психическая тренировка.

«Палач».

Цель: Воспитание способности поддерживать в течение необходимого периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности.

Группа разбивается на пары.

Первый в паре и грает роль «внимательного». Он сосредотачивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего внимания сигнализирует от этом поднятием руки. Второй в паре – «палач». Он сидит сзади «внимательного» и по сигналу об отвлечении внимания наказывает его ударом ладони по плечу или бедру.

До начала упражнения необходимо подобрать силу «наказания». Для этого «палач» предварительно наносит удары разной силы, а «внимательный» выбирает наиболее подходящий. Сила удара подбирается так, чтобы быть достаточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком большой, чтобы не нарушить внутреннюю работу.

После этого ведущий называет объект сосредоточения, дает сигнал «Начали!» и через некоторое время (1–10 мин.) «Стоп!».

Итог: Жестокость этого упражнения должна компенсироваться мягким, развлекательным характером других психотехнических игр.

Это упражнение способствует осознанию значимости сосредоточения внимания, вырабатывает способность бороться с помехами в окружающей среде, отключаться от этих помех.

«Лентяй и труженик».

Цель: Овладение различными способами концентрации внимания.

Ведущий предлагает участникам удобно расположиться в креслах.

Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное выражение. По команде «Начали!» участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание, например, упражнений «Пальцы», «Фокусировка», сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стоп!».

После этого упражнение повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти, сохраняя напряжение лица.

Итог: Предложить участникам сравнить два варианта сосредоточения- расслабленный и напряженный и дать им характеристику.

«Дыхание».

Цель: Обучить преодолению привычного психического стереотипа напряженного сосредоточения.

Участники удобно устраиваются в креслах или на стульях, расставленных по окружности.

Им предлагается расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5–15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение.

Итог: Дыхание является очень чутким индикатором психического напряжения. Любые колебания психических состояний отражаются на способе дыхания. Это упражнение позволяет концентрировать внимание на определенном внутреннем объекте и, сохраняя жесткий стиль сосредоточения, не нарушить его функционирование.

Чтобы участникам была лучше понятна сущность этого упражнения, им можно привести пример, что иногда желание спортсмена как можно лучше исполнить движения на спортивных соревнованиях приводит к разрушению сложившейся техники спортивной работы. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.

«Инфракрасные лучи».

Цель: Изучение преимуществ расслабленного стиля сосредоточения.

В достаточно тихом помещении, подогрев предварительно утюг, ведущий говорит:

«Ваши руки способны ощущать тепловое инфракрасное излучение.

Попробуйте почувствовать тепло этого утюга на расстоянии. (Проносит утюг перед участниками, давая каждому убедиться, что это возможно). У всех получилось? А теперь попытайтесь почувствовать тепло собственных рук, расположив их вертикально ладонями друг к другу, затем параллельно на минимальном расстоянии).

Ведущий предлагает определить самое большое расстояние, на котором ощущается это тепло. Участники выполняют упражнение на определение расстояния, позволяющего ощущать тепло рук в течение 2–4 минут. Это упражнение затем повторяется парами в течение 5–6 минут. Участники обмениваются впечатлениями по результатам упражнения.

Итог: Упражнение иллюстрирует легкость достижения сознания слабыми сигналами при расслаблении и успокоении.

«Сверхвнимание».

Цель: Выработка умения сосредоточиться в напряженных, в том числе стрессовых ситуациях.

Участники разбиваются на две группы.

Одна группа играет роль «мешающих», другая – «внимательных».

«Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Они получают инструкцию: изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. Исполнители должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами, не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие.

Для этого им предлагается ярко представить себе просмотр увлекательного кинофильма или участие в опасном путешествии, быть последовательным в исполнении своей роли.

После команды ведущего «Стой!» группа «мешающих» начинает расспрашивать внимательных, что они видели и слышали. «Мешающие» получают задание во время упражнения, которое длится 5–15 минут.

За это время ведущий вместе с «мешающими» организует серию провокационных действий. Они скандируют: «Ты – гений внимания!», разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее.

При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли.

Затем следует команда «Стой!», начинается обсуждение.

Итог: Особенность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды «Стой!». Вероятно, «внимательный» иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся.

Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают «внимательного» прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации.

Игра предоставляет возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.

Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности.

Успешно проведенное упражнение «Сверхвнимание» намного продвигает группу вперед, в то время как неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.

«Карусель».

Цель: Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания.

Группа разбивается на две равные части.

«Концентрирующиеся» рассаживаются в круги и готовятся к полной концентрации на задании. Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тепа и т.д.

«Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» – каждый напротив своей «жертвы». По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к заданию, а «мешающие» начинают им противодействовать в пределах, оговоренных ведущим.

По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель».

Итог: На первых порах единоборство «концентрирующихся» и «мешающих» не будет равным: «мешающие» располагают богатейшим арсеналом средств.

Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить «концентрирующихся», сломить их веру в свои возможности. Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать «мешающим» указания ослабить помехи для того, чтобы «концентрирующиеся» не проявили признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев. Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю.

Специфика этого упражнения – персонифицированность источника помех.

Причиной отвлечения является конкретный живой человек. Задача сосредоточения переходит в область общения.

«Полевые тренировки».

Цель: Перенос выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

Каждый участник выбирает себе сам или по подсказке ведущего задание, на котором он будет сосредоточен во время упражнения.

Перед ним стоит задача – продемонстрировать столь же высокую степень концентрации, что и в игре-упражнении «Сверхвнимание».

Затем группу выводят из помещения для занятий. Участников расставляют по одному и каждому дают команду «Начали!». Расставив всех участников, ведущий обходит «посты» и пытается помешать, привлекая к этому посторонних людей, прося их выведать у тренирующихся, который час, предложить им уйти и прочее. Работа длится 5–15 минут.

Затем ведущий подходит к каждому, останавливает работу командой «Стой!», собирает группу и возвращает ее в зал для занятий. Следует обсуждение.

Итог: Это упражнение стирает грань между условной реальностью групповых занятий и действительностью повседневной жизни. Оно является смелым внедрением выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

При проведении этого упражнения особое внимание следует уделить обеспечению безопасности занятий.

Психологические игры и упражнения на развитие внимания и самоконтроля

Упражнение на развитие внимания “Пальцы”

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга.

Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность -5-15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения.

Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению.

Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое.

Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем.

Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Упражнение на развитие внимания “Муха”

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина).

Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.

“Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе.

Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости.

Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем - широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено.

Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах.

11 эффективных упражнений для концентрации внимания

Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки - по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки - по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца - по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10-120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись.

Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем.

Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение.

Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

Упражнение на развитие внимания “Селектор”

Выбирается один из участников игры - “приемник”.

Остальная группа - “передатчики” - занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. “Приемник” держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый “передатчик”, Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как “приемник” достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится “передатчиком”.

В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнения 1-4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания. В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу.

Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”

Участникам следует удобно расположиться в креслах.

Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица.

Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”. После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.

Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения - расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми.

Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля Упражнение “Дыхание”

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко следить за дыханием.

Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5-15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения.

А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать.

Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях “как можно лучше” приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.

Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле “углубись в процесс и забудь о результате”. Упражнение “Дыхание” ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов.

По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Кажется, ни на одну когнитивную способность так не повлияло развитие технологий, как на концентрацию внимания. Клиповое или твиттеризированное мышление, постоянные сообщения и уведомления на телефоне, мгновенные удовольствия – все это ударило по нашей способности обращать сознательное внимание на важное, удерживать его в голове и, в конечном итоге, запоминать. В этой статье вы найдете несколько полезных упражнений, которые помогут повысить свой уровень концентрации внимания.

Концентрация внимания - удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Оно является одним из свойств . Если у человека нарушена данная способность, это называют .

Человек, обладающим повышенной концентрацией внимания, может:

  • Гораздо быстрее вникнуть в суть сложной темы.
  • Идти к своей цели, не отвлекаясь.
  • Одновременно думать лишь о чем-то одном, что позволяет доводить дело до завершения.
  • Сознательно направлять свои мысли на что-то конкретное.

Нет никаких сомнений, что большинство великих людей от Леонардо да Винчи до Уинстона Черчилля обладали феноменальной концентрацией. Это говорит о том, что данный навык является попросту необходимым, если вы ставите перед собой амбициозные цели.

Чтобы повысить уровень концентрации, нужно в первую очередь целенаправленно упражняться. Об этом мы поговорим позже, а сейчас обсудим, что нам может еще помочь.

Музыка для концентрации внимания

Шумные соседи и родственники – это лишь немногие раздражители, которые могут возникнуть, когда вы пытаетесь сконцентрироваться на работе или чтении.

Поэтому вам нужна музыка без слов или фоновый приятный шум, которые будут играть на фоне, перебивать неприятные шумы и при этом настраивать на продуктивность.

Вот список ресурсов, которые позволяют настроить фоновый шум на свой лад:

Вы также можете найти длительные ролики на YouTube как раз для длительной концентрации внимания (от часа и больше):

Если музыка – это не ваш выбор, потому что все равно отвлекает, тогда попробуйте беруши. Это в любом случае лучше, чем раздражаться из-за посторонних шумов.

Также существуют препараты для улучшения концентрации. Наиболее известными являются: глицин, витрум мемори, ундевит, фезам, экстракт Гинкго Билоба, тенотен, фенибут. Разумеется, в первую очередь вам нужно посоветоваться с врачом, потому что влияние лекарств на человеческий организм сугубо индивидуально.

Теперь пришло время более сложного средства, но в то же время и более эффективного – упражнений для повышения уровня концентрации.

Улучшение концентрации внимания и памяти у взрослых и детей

Стоит сказать, что многие упражнения, которые мы представим ниже, могут показаться простыми. Но при этом они эффективны. Практикуйте каждое из них ежедневно и через какое-то время получите отличные результаты.

Прием Сасаки

Это прием, который использует фотограф Крис Сасаки. Каждый раз, когда он ловил себя на том, что его мысли витали в облаках, он тут же говорил себе: «Внимание!». После этого оглядывался вокруг, чтобы четко осознать, чем занимается. Сасаки считает, что это упражнение делает его собранным.

Вероятно, вам поможет слово «Внимание!», а, возможно, какое-то иное: «Стоп!», «Возьми себя в руки!». Главное, чтобы оно возвращало вас с небес на землю.

Центр Вселенной

Мы часто ездим в общественном транспорте или стоим в очередях, расточая свою концентрацию и внимание. Вместо этого выполните следующее упражнение.

Выберите какой-нибудь объект: дерево, автомобиль, человека, пятно. В течение 3-5 минут концентрируйте на нем свое внимание так, будто это Центр Вселенной. Нет ничего важнее этого объекта. Не позволяйте себе переключаться на что-нибудь другое.

Йога

Одних умственных упражнений и игр, вероятно, будет недостаточно, если не заниматься физиологией.

Йога – отличный способ повысить концентрацию и успокоить ум. Причина в том, что данная практика позволяет стать осознанным, а значит учит убирать отвлекающие мысли, что плодотворно сказывается на работе мозга.

Вы можете найти в интернете, как правильно делать следующие упражнения: тадасана, гарудасана, вирабхадрасана, бакасана, пашчимотонасана, нади шодхана праньяма.

Также не забывайте и о том, что похожие результаты дает медитация.

Творческое напряжение

Если вы чувствуете, что совершенно расхлябаны и не можете сфокусироваться на важном деле, примите позу, которая является для вашего тела непривычной:

  • Измените положение ступней.
  • Слегка измените осанку.
  • Поменяйте выражение лица.
  • По-другому скрестите ноги.

Если вы находитесь в обществе людей, то незаметно скопируйте позу какого-нибудь человека.

Циклические действия

Одна из главных причин потери концентрации внимания заключается в том, что мы часто выполняем рутинные дела, во время которых мозг попросту отключается.

Вспомните что происходит с мозгом, когда вы моете посуду. В голове крутятся мысли о чем угодно, накатывают проблемы. Чтобы этого избежать, сделайте следующее:

  • Когда возьмете тарелку в руки, мысленно скажите себе: «Старт!».
  • Помойте тарелку с таким вниманием и концентрацией, как будто от этого зависит ваша жизнь.
  • После того, как вы помыли тарелку, положите ее в сушилку и мысленно произнесите: «Стоп!».
  • Возьмите следующую тарелку и повторите процесс заново.

Подсчет отвлечений

Это упражнение очень полезно для того, чтобы развить в себе . А то это именно то качество, которое поможет вам стать более концентрированным. Вероятно, эти две способности тесно связаны друг с другом и их нельзя рассматривать отдельно.

Если вы работаете над проектом, возьмите лист бумаги и карандаш, чтобы ставить галочку всякий раз, когда отвлеклись. Если же читаете сложную книгу, ставьте галочку прямо в том месте текста, где ваше внимание «загуляло». Потом, перечитывая заново, вы поймете, где именно нужно сфокусироваться по-особенному.

Но суть задания, как мы уже говорили – в осознанности. Поэтому даже если количество отвлечений очень большое, не стоит огорчаться. Главное – сам процесс, результаты придут позже.

Сердцевина свалки мыслей

Это упражнение стоит делать всякий раз, когда вам нужно сосредоточиться на важном деле, но у вас ничего не получается.

Порядок действий такой:

  • Возьмите ручку и лист бумаги.
  • Составьте список того, что вас занимает в данный момент: планы, желания, дела, идеи, воспоминания. Делайте это полноценными фразами.
  • Теперь оставьте от каждой фразы два слова, то есть будьте лаконичными.
  • После этого сократите список мыслей до одного слова на пункт.
  • Окиньте взглядом список и успокойтесь.

Вы выясните, что все вещи, о которых вы думаете, так незначительны, что не нужно о них беспокоиться. Тем более сейчас, когда у вас есть более важно дело.

Игра «Числа»

Позволит вам тренировать внимание, концентрацию, память, наблюдательность, а также поспособствует развитию навыка визуальной структуризации.

Курс по когнитивистике

Вы также можете пройти наш , где собрано несколько полезных упражнений, тренирующих память и концентрацию внимания.

Загляните также в наш , в котором собрано много игр и упражнений, которые тренируют мозг.

Книги

Если хотите больше узнать о памяти, внимании концентрации, а также найти дополнительные упражнения для их тренировки, прочитайте следующие книги.

  • «Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления» Люси Джо Палладино.
  • «Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай» Питер Брегман.
  • «Концентрируйся свободно!» Лео Бабаута.
  • «Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие» Нейл Фьоре.
  • «Развитие памяти и способности концентрироваться» Гарри Лорейн.
  • «18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела» Питер Брегман.
  • «Сила концентрации» Уильям Уокер Аткинсон.
  • «Самое важное» Стивен Кови.
  • «Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут» Штаффан Нетеберг.

Желаем вам удачи!

Каждое мгновение мозг получает множество сигналов как от внешнего мира, так и от внутренних органов. Наша психика просто не способна реагировать на все эти звуки, запахи, зрительные и тактильные образы, ощущения и световые волны. Да это и не нужно. Мы выделяем из всего потока информации лишь важное, значимое или яркое. То, на что обращаем внимание.

Внимание определяется как сосредоточение сознания на определенном объекте. Это особый познавательный процесс, отличающийся от всех остальных тем, что он не имеет собственного содержания и существует как бы внутри других психических явлений:

  • памяти,
  • мышления,
  • восприятия,
  • движения и т. д.

Но несмотря на «несамостоятельность», внимание – очень важный процесс. Уровень его развития влияет и на качество мыслительной деятельности, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на четкость движений. От внимания зависит эффективность любой деятельности и безопасность человека.

Глубинной, психофизиологической основой внимания является доминанта – преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга. Он возникает от воздействия самого сильного или значимого раздражителя и буквально подавляет другие очаги возбуждения, заставляя человека сосредотачиваться на главном, первостепенном.

Представьте, что вы читаете интересную книгу или смотрите увлекательный фильм. Вы настолько погружены в этот процесс, что не замечаете ничего вокруг, можете не прореагировать, даже если кто-то окликнет вас по имени, хоть имя для человека является очень сильным раздражителем. Так работает непроизвольное внимание, основанное на интересе. Вас может отвлечь от чтения более сильный раздражитель, например, громкий звук хлопнувшей двери, и происходит переключение внимания на другой объект.

Внимание всегда избирательно и вычленяет из окружающего мира объекты, имеющие для нас особое значение:

  • связанные с интересами и увлечениями;
  • имеющие отношение к потребностям, в первую очередь витальным (жизненно важным);
  • сильные раздражители: громкие звуки, яркие вспышки света, резкие запахи, удары, толчки, боль и т. д.;
  • резкая, неожиданная смена обстановки: новая мебель в квартире друга, выпавший поутру снег за окном, яркий плакат на стене дома.

Это касается непроизвольного внимания, которое возникает как бы само по себе и не требует усилий для его поддержания. А как заставить себя сосредоточиться на чтении скучного учебника, официальной бумаги, на выполнении нудных, неинтересных, но необходимых действий? Ведь если просто заставлять себя концентрировать внимание, то мозг быстро устанет, мысли начнут разбегаться или неудержимо захочется спать.

Когда говорят о необходимости развития внимания, то имеют ввиду произвольное внимание, требующее усилий для его поддержания.

Как научиться управлять произвольным вниманием

Допустим, вы бы хотели стать более внимательными и сосредоточенными, даже когда выполняете скучную работу. Это вполне понятное желание. Но внимание – сложный процесс, обладающий многими свойствами, которые в жизни и деятельности имеют разное значение. Поняв, как работает внимание, в чем оно проявляется, можно научиться им управлять. Это требует меньше усилий и времени, чем упражнения тренингов, но не менее эффективно.

Устойчивость внимания

Это способность продолжительное время сохранять сосредоточение на одном объекте. Если объект вам неинтересен, скучен или однообразен, то поддерживать устойчивое внимание сложно и утомительно. Как показывают исследования, при пассивном поведении человека произвольное внимание сохраняется всего 5–7 секунд. Что вам поможет в этом случае:

  1. Заинтересованность. Любой даже самый скучный учебник содержит полезную информацию. Попробуйте не просто читать, а постараться связать информацию со своими интересами, профессиональной деятельностью и т. д. Если это удастся, то возникнет психическое явление, которое называют послепроизвольным вниманием. Так же как и непроизвольное, оно не требует волевых усилий для поддержания.
  2. Активная мыслительная деятельность. Постарайтесь не просто читать или выполнять бессмысленную на ваш взгляд работу, а найти в ней смысл, начать думать, анализировать информацию. Читая, комментируйте текст, спорьте с автором, выделяйте главное, иронизируйте над тем, что кажется вам ненужным или нелепым. То есть заставляйте мозг работать, и он будет поддерживать вашу сосредоточенность.
  3. Поиск разнообразия. Найдите в объекте, на котором нужно сконцентрировать внимание, что-то необычное, яркое, неожиданное. Вы считаете, что ничего неожиданного в скучном документе нет? А вы постарайтесь найти, сделайте это увлекательной игрой.

Используя такие приемы, можно удержать произвольное внимание уже не 5-7 секунд, а до 20 минут, а если возникнет заинтересованность, а с ней и послепроизвольное внимание, то значительно дольше.

Объем внимания

Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. В этом нет ничего сверхъестественного, даже нетренированный человек в сфере своего внимания способен удерживать 5–9 разнородных, не связанных друг с другом объектов. А если между ними есть логическая связь или они объединяются в целостную конструкцию, то таких объектов может быть значительно больше. Например, в тексте мы воспринимаем не отдельные буквы, а слова или даже целые предложения.

Правда, тут есть ограничения: контролировать мыслительную деятельность вместе с внешней, предметной можно, а вот решать одновременно две задачи, требующие разной умственной работы, значительно сложнее, а иногда и вообще невозможно. Скажем, можно обдумывать план статьи и мыть посуду, а вот читать книгу и параллельно совершать арифметические действия, увы, не получится.

Для того чтобы увеличить объем своего внимания, необходимо соблюдать 2 условия.

  1. Научиться воспринимать объекты, требующие внимания, взаимосвязано, создавать из них воображаемые композиции или объединять их какими-то общими признаками и логическими связями.
  2. Не менее важное условие – включение объектов внимания в деятельность и развитие профессиональных навыков. Например, опытный водитель за рулем без особых усилий одновременно следит за дорогой впереди и в зеркале заднего вида, за показаниями приборов, улавливает нюансы звуков мотора, да еще и слушает пассажира. А хороший учитель не только рассказывает учебный материал и пишет на доске, но и замечает все, что делают в классе его 30 учеников.

Распределение внимания

Это свойство тесно связано с его объемом. Чем лучше мы умеем распределять внимание между различными объектами, тем больше его объем. Именно эта способность дает нам возможность делать несколько дел одновременно.

Способность к распределению внимания зависит не только от тренировки и профессионализма, но и от индивидуальных психологических особенностей.

  • Человеку с подвижной нервной системой и быстрой реакцией легче распределять внимание, зато у него возникают проблемы с концентрацией и устойчивостью.
  • А человек флегматического темперамента дольше сохраняет высокую концентрацию внимания, но с трудом справляется с его распределением и переключением.

Впрочем, есть методики, которые помогут выработать навыки переключения, распределения и устойчивости внимания.

Упражнения по развитию внимания

Как вы уже поняли, сложно говорить о развитии внимания вообще. Эту комплексную задачу можно решить, выполняя упражнения, направленные на улучшение различных свойств этого психического процесса.

Концентрация и устойчивость внимания

Упражнение 1

Возьмите какой-то небольшой и не слишком сложный предмет, например, карандаш или даже собственный палец. Засеките время и сосредоточьте внимание на его кончике. Старайтесь ни на что не отвлекаться, и как только почувствуете переключение внимания (например, в голове возникнет какая-то посторонняя мысль), сразу прекратите упражнение и запишите время, которое прошло с момента его начала.

А теперь повторите это упражнение, только концентрируя внимание, например, на карандаше, старайтесь внимательно и осмыслено его рассматривать:

  • как заточен грифель;
  • какого он цвета;
  • какие есть оттенки;
  • какого цвета рубашка;
  • какие на ней сколы, царапины и т. д.

Чем больше деталей и нюансов вы обнаружите, тем дольше удержите концентрацию внимания. Обратите внимание, как изменилось время сохранения устойчивого внимания.

Упражнение 2. Тренировка слухового внимания

Сядьте поудобнее, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало, расслабьтесь, закройте глаза и прислушайтесь. Сосредоточьтесь на звуках, которые вас окружают.

Даже если вам кажется, что в комнате абсолютно тихо, то вы поторопились с выводами – абсолютной тишины не бывает. Будьте внимательнее и вы услышите звуки. Постарайтесь их идентифицировать, сосредоточьтесь на каком-то одном. Упражнение прекращайте, как только начинаете отвлекаться или… засыпать.

Улучшение объема внимания

Упражнение 1

В течение нескольких секунд посмотрите на какой-то предмет или человека. Затем отвернитесь и постарайтесь максимально подробно во всех деталях описать объект вашего наблюдения. Затем вновь повернитесь и определите, что ускользнуло от вашего внимания.

Это упражнение хорошо помогает развивать и кратковременную память, которая непосредственно связана с объемом внимания.

Упражнение 2

Попросите кого-нибудь разложить на столе 15–20 небольших разнородных предметов (карандаш, игрушку, часы, расческу и т. д.). Подойдя к столу, в течение нескольких секунд посмотрите на предметы, затем отвернитесь и назовите, то, что видели. Сколько сумели запомнить? Если больше 7 предметов, то у вас хороший объем внимания.

Распределение внимания

Упражнение 1

Возьмите лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Одновременно постарайтесь нарисовать на листе разные геометрические фигуры, например, правой рукой треугольник, а левой круг.

Упражнение 2

Возьмите лист бумаги и ручку, включите аудиозапись книги или рассказа и начинайте записывать все, что с вами произошло вчера как можно подробнее. Через 10–15 минут остановитесь, прочитайте, что вы написали и перескажите содержание прослушанного отрывка.

Эти упражнения помогут улучшить характеристики вашего внимания, но помните, что любые навыки вырабатываются только благодаря упорным тренировкам. Поэтому упражнения надо выполнять многократно и желательно ежедневно.