Основной боевой танк тип «90. бтвт - современные танки Танк тип 90 япония
Материалы предоставлены: С.В. Гуров (г.Тула)
Боевая машина (БМ) Type 90 для стрельбы 122 мм неуправляемыми реактивными снарядами разработана предприятиями военно-промышленного комплекса Китая, входящими в корпорацию NORINCO.
БМ Type 90 является дальнейшим развитием семейства китайских боевых машин для стрельбы реактивными снарядами калибра 122 мм, к которым относятся боевые машины Type 81 и Type 89 , первая из которых была разработана на основе советской боевой машины БМ-21 Полевой реактивной системы . БМ Type 90 выпускается с середины 1990-х годов и активно предлагается разработчиками на международном рынке вооружений.
Реактивные снаряды, запускаемые при помощи боевой машины Type 90 могли запускаться при помощи БМ Type 81.
В настоящее время состоит на вооружении Народной освободительной армии Китая и сухопутных войск Омана. Собрано 327 боевых машин. Стоимость боевой машины без снарядов, по состоянию на 2001 год, составляла 802 000 долларов США.
Боевая машина, неуправляемые снаряды и средства обеспечения неоднократно дорабатывались. Модернизированный вариант боевой машины получил обозначение Type 90A . В 2004 году был представлен новый образец - Type 90B (фото: БМ , ТЗМ ( , ), разведывательный автомобиль ( ), КШМ ), работающий в увязке с современной улучшенной автоматизированной системой управления огнем и радаром Type 704.
Конструктивная схема боевых машин аналогична схемам чехословацких БМ и RM-70/85 , югославской Oganj ( , , ), её модернизированного варианта ( ), северокорейской БМ , опытного образца словацкой БМ RM-70/85M , китайского опытного образца БМ или БМ PR50 .
Состав
Артиллерийская часть боевой машины Type 90 монтируется на доработанном под её монтаж шасси 8-т грузового автомобиля повышенной проходимости Tiema XC2030 6×6 (китайская копия немецкого 8-т грузового автомобиля Mercedes-Benz 2026. В состав артчасти входит пакет из 40 трубчатых направляющих: четыре ряда по 10 труб в каждом. Между кабиной и пусковой установкой расположен дополнительный 40-ствольный стеллаж с 40 НУРС для обеспечения быстрого перезаряжания основного пакета. Броневая защита для кабины не предусмотрена. Наведение по углу возвышения и углу горизонтального обстрела выполняется с помощью электрических приводов.
Для стабилизации боевой машины при стрельбе она оснащена домкратами, приводимыми в действие гидравлической системой и применяемые для минимизации эффекта неровностей земли и вибрации во время стрельбы. Артиллерийская часть управляется с помощью бортовой системы управления. Бортовая система управления состоит из компьютера HJ-1, индикатора направления ПУ, датчиков угла скоса и подъема с совместными входами, датчиков угла возвышения и горизонтального наведения с входами и силовой установкой БМ. Боевая машина оснащена автоматизированной системой перезаряжания, которая состоит из подъемника и механизма подачи. Механизм перезаряжания может быть повернут на 90°.
Оборудование БМ включает канал связи и аппаратуру для обеспечения связи с центральным пунктом командования и управления. Шасси оснащается дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 300 л. с.
В походном положении боевая машина маскируется под тентованный грузовой автомобиль (см. фото ).
Для стрельбы применяются неуправляемые реактивные снаряды калибра 122 мм с увеличенной дальностью полета с двигателем на смесевом твердом топливе. Стрельба может быть как одиночными НУРС, так и полным залпом с промежутком между сходом снарядов 0,5 секунды. В зависимости от типа реактивного снаряда минимальная дальность полета снарядов составляет 10-12 км, а максимальная - 20-40 км.
Среди усовершенствований боевой машины Type 90A можно отметить следующие:
- возможность запуска всех типов неуправляемых реактивных снарядов калибра 122 мм на максимальную дальность 40 000 м, вместе с фугасной и фугасно-зажигательной головными частями;
- установку новой компьютеризированной системы управления огнем, включающей глобальную систему определения местоположения (GPS);
- высокий уровень автоматизации для оператора;
- обеспечение наведения и управления несколькими боевыми машинами из командно-штабной машины.
Артиллерийская часть боевой машины Type 90A монтируется на доработанном под её монтаж шасси грузового автомобиля Tiema XC2200 6×6. По сути, это китайская копия немецкого 8-т грузового автомобиля Mercedes-Benz 2026. Боевая машина имеет аналогичные характеристики, что и БМ Type 90, за исключением длины БМ (9700 мм), высоты БМ (3200 мм), глубины преодолеваемого брода (700 мм) и радиуса поворота (11 м).
Артиллерийская часть боевой машины Type 90B монтируется на доработанном под её монтаж шасси грузового автомобиля серии Beifang Benchi 2629 6x6 с удлиненной кабиной, который является копией немецкого автомобиля серии Mercedes-Benz.
Тактико-технические характеристики
Боевая машина Type 90 | |
Длина в походном положении, мм | 9840 |
Ширина в походном положении, мм | 2500 |
Высота в походном положении, мм | 3245 |
Боевой вес, приблизительно, кг | 20 000 |
Максимальная скорость передвижения, км/ч | 85 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 900 |
Радиус поворота, приблизительно, м | 12 |
Боекомплект, шт | 40+40 НУРС |
Время залпа, с | 18-20 |
Время автоматизированного перезаряжания, менее, мин | 3 |
40 | |
Длина направляющей, мм | 3000 |
Угол возвышения, град: | |
минимальный | 0 |
максимальный | +55° |
вправо от оси автошасси | 102° |
влево от оси автошасси | 102° |
Боевая машина Type 90B | |
Длина, мм | 9315 |
Ширина, мм | 2495 |
Высота, мм | 3028 |
Максимальная скорость передвижения боевой машины по дорогам с твердым покрытием, км/ч | 85 |
Запас хода, км | 800 |
Время перевода из походного положения в боевое, менее, мин | 7 |
Время перевода из боевого положения в походное, менее, мин | 7 |
Время залпа, с | 18-20 |
Боекомплект, шт | 80 НУРС |
Максимальная дальность полета снаряда, м | 40 000 |
Количество трубчатых направляющих, шт | 40 |
Угол возвышения, град: | |
минимальный | 0 |
максимальный | +55 |
Угол горизонтального обстрела, град: | |
вправо от оси автошасси | 102 |
влево от оси автошасси | 102 |
ОБТ "тип 90"
В июне 1991 г. Китай и Пакистан впервые публично продемонстрировали танк III поколения, получивший обозначение "тип 90- II ". В создании танка принимали активное участие французские и английские фирмы. Окончательная сборка машины проведена в Пакистане.
Новым для китайского танкостроения стало то, что практически все оборудование и вооружение (за небольшим исключением) было закуплено за границей или производилось в Китае по лицензии. В печати сообщалось, что танк "тип 90- II " имеет конструкцию:
На 10 % заимствованную у танков "59";
На 15 % у танков "69";
На 20 % у танков "85/88С";
И на 55 % - это новые технические решения, ранее не применявшиеся в китайском танкостроении.
К таким решениям китайские специалисты отнесли следующие:
Модульное бронирование башни с узлами крепления навесной ДЗ, которая устанавливается при необходимости из возимого комплекта;
Усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М с хромированным каналом ствола, теплозащитным кожухом и эжектором;
Усовершенствованный автомат заряжания карусельного типа (аналогичен российскому, установленному на танках серии Т-72 и китайском "тип 88 С ");
СУО, закупленная во Франции (аналогично установленной на танке "Леклерк");
Система автоматического сопровождения цели (аналог неизвестен);
На первом опытном образце установлены: немецкий дизельный двигатель фирмы MTU MT396, производимый в Китае по лицензии. Мощность двигателя 1200 л.с . Автоматическая трансмиссия RENK LSG 3000 (Германия);
На втором опытном образце установлен английский двигатель Perkins CV-12-1200 TCA "Кондор" (такой же, как на танке "Челленджер-2" и французская гидромеханическая трансмиссия SESM ESM-500 (такая же, как на ОБТ "Леклерк";
Система предупреждения о лазерном облучении танка;
Современное быстродействующее противопожарное оборудование.
В настоящее время проводятся всесторонние испытания танка. Если судить по концепции создания и оснащения танка "тип 90- II ", то машина разработана для исследовательских и оценочных целей, а также для отработки наиболее наукоемких технических решений, которые могут найти применение на перспективных образцах китайских ОБТ.
ОБТ Китая
(вверху - тип 90- II (опытный образец); внизу - тип90- II с мероприятиями по снижению заметности (опытный образец)
Всего к 2005 г. изготовлено 15 машин, которые находятся в армейских подразделениях Пакистана в опытной войсковой эксплуатации. Существуют опытные образцы с украинским 2-тактным дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. и планами его замены на 6 ТД-2 мощностью 1200 л.с .
Еще 1 октября 1988 года китайская национальная корпорация НОРИНКО заключила контракт с Пакистаном по созданию опытных образцов танка «Тип 90-II», которые должны были пройти всесторонние испытания. При этом до 70% всех компонентов «90-II» были произведены в Пакистане. В дальнейшем, купив лицензию на производство и освоив технологию, пакистанский военный завод компании «Heavy Industries Taxila» приступил к серийному выпуску усовершенствованной модификации танка, получившей собственное имя «Аль Халид».
А специалисты NORINCO продолжили работы над оставшимися танками «90-II» в целях создания собственного перспективного ОБТ.
Type 90 — это японский основной боевой танк третьего поколения, разработанный в конце 1980-х годов на замену устаревшим Type 61 и Type 74. Поклонники японской наземной техники увидят его в грядущем обновлении War Thunder 1.79. Долгожданный Type 90 станет одной из самых смертоносных машин высшего ранга!
Разработка Type 90 началась почти сразу после принятия на вооружение танка Type 74 — японское командование немедленно занялось поиском достойной смены. Главный упор при разработке новой машины решили сделать на способность эффективной борьбы с основным советским боевым танком T-72. Исходя из этого, японские инженеры начали разработку конструкции, которая завершилась в 1980 году. В период с 1980 по 1986 год было построено, испытано и усовершенствовано два прототипа нового танка.
В 1986 году появились ещё четыре образца, доработанные и улучшенные. От предшественников они отличались в основном тем, что 120-мм гладкоствольное орудие японского производства заменили пушкой Rheinmetall 120 L/44, которую в то время устанавливали на американский M1A1 Abrams и немецкий Leopard 2. Новая пушка производилась по лицензии и замена, предположительно, была обоснована желанием снизить себестоимость. В отличие от ОБТ западных армий, Type 90 получил механизм автоматического заряжания и стал единственным танком такого рода, оснащённым орудием Rh 120. В конце 1980-х годов танк прошёл дальнейшее тестирование и армейские испытания, после чего в 1990 году его приняли на вооружение под обозначением Type 90. Танк производился с 1990 по 2009 год, всего была построена 341 машина.
Type 90 появится в War Thunder в качестве топовой машины шестого ранга в линейке японской наземной техники и будет доступен всем игрокам. От своих предшественников танк отличается целым набором усовершенствований и с Type 90 японские танкисты на личном примере поймут, каково это — воевать на топовой машине. Type 90 создавался в основном для борьбы с T-72 и был хорошо вооружён, что вполне ожидаемо. На танке установлена такая же пушка, что и на Leopard 2K — это надёжное орудие уже есть в игре, и оно отличается превосходными баллистическими характеристиками. В бою сочетание мощной пушки, механизма автоматического заряжания и стабилизатора даёт командирам Type 90 широкий спектр оперативных возможностей. Танк может поражать цели на дальних дистанциях, противостоять противнику вблизи и участвовать в маневренном бою на высоких скоростях, быстро реагируя на изменения обстановки.
Type 90 создан для борьбы с самыми современными танками, поэтому он не только умеет поражать цели, но и способен в некоторых случаях неплохо противостоять ответному огню — защита танка во фронтальной проекции обеспечивается комбинированным бронированием башни и корпуса. Однако следует учитывать, что сектор, в котором блоки спецброни прикрывает боевое отделение, весьма ограничен, поэтому к противнику нужно всегда стараться вставать лбом. Бортовая броня башни и корпуса может обеспечить защиту только от поражения автоматическими пушками малого калибра и осколками снарядов. Как и M1 Abrams, благодаря наличию вышибных панелей танк вполне способен пережить попадания, при которых снаряд повреждает боекомплект в задней части башни.
Крепкая лобовая броня и наличие вышибных панелей могут спасти Type 90 в случае прямого попадания, но значительно эффективнее будет просто не подставляться под огонь. К тому же, как и в случае с советскими танками, оснащёнными автоматом заряжания, экипаж машины состоит лишь из трёх человек. К счастью для будущих командиров Type 90, избегать вражеского огня вполне несложно благодаря наличию двигателя мощностью в 1500 лошадиных сил. Несмотря на то, что вес машины составляет 50 тонн, мощный двигатель Mitsubishi разгоняет её до 70 км/ч по шоссе и до 32 км/ч задним ходом. Type 90 очень мобилен, благодаря чему танкистам не придётся терять время при занятии позиции и её быстрой смене, если танк обнаружат. Type 90 также получил регулируемую подвеску, и хотя последняя представлена в несколько более упрощённом виде по сравнению с Type 74, машина всё равно способна адаптироваться к пересечённой местности и нивелировать некоторые ограничения в наведении орудия — например, увеличивать углы склонения орудия при стрельбе со склона.
Type 90 – это основной боевой танк, принятый на вооружение японским силам самообороны в 1992 году. Заменил собой устаревшие Тип 61 и тип 74. Тип 90 был современным и мощным, но весьма дорогим и трудоемким в производстве.
История создания
К 1976 году существовавшие в Японии основные танки Тип 61 и Тип 74 сильно устарели, и было решено создать боевую машину, которая бы по силе была равна советскому Т-72. «Мицубиси» приступила к работам над новым танком, привлекая специалистов из Германии, работавших над «Леопардом». В итоге к 1989 году танк был разработан, получил индекс «90» и отправлен на испытания. В его внешнем виде явно угадывались немецкие черты.
В процессе разработки танка компанией «Мицубиси» была создана система управления огнем, одна из самых лучших в мире. В нее входят панорамные приборы, стабилизированные в двух плоскостях, приборы наблюдения и наведения, лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель и многие другие устройства и датчики, позволяющие существенно упростить процесс наведения на цель.
После всех испытаний в 1990 выпустили установочную партию, а с 1992 года начали серийное производство основного танка Тип 90.
Сегодня танк Тип 90 уже не производится – используется более дешевый в производстве и более современный Тип 10. По состоянию на 2016 год на вооружении находится 341 Type-90.
За все время танк не поставлялся за границу и ни разу не участвовал в боевых действиях.
ТТХ
Общая информация
- Классификация – основной боевой танк;
- Масса – 50,2 тонны;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – три человека;
- Годы производства – 1990-2012 год;
- Годы эксплуатации – с 1992 года.
Размеры
- Длина вместе с пушкой – 9775 миллиметров;
- Ширина корпуса – 3430 миллиметров;
- Высота – 2340 миллиметров;
- Клиренс – в среднем 450 миллиметров.
Бронирование
- Тип брони – противоснарядная, модульная композитная.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 120-мм Rheinmetall L44;
- Тип пушки – гладкоствольная;
- Длина ствола – 44 калибра;
- Боекомплект – 45;
- Углы ВН: −12…+15°;
- Пулеметы — 1 × 7,62-мм Type 74, 1 × 12,7-мм М2.
Подвижность
- Тип двигателя – 10ZG;
- Мощность – 1500 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – 60-65 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 300 километров;
- Удельная мощность – 29,9 л.с./т;
- Тип подвески – гидропневматическая, активная;
- Преодолеваемая стенка – 1 метр;
- Преодолеваемый ров – 2,7 метров;
- Преодолеваемый брод – 2 метра.
Машины на базе Тип 90
На базе Type 90 было создано несколько машин:
- БРЭМ 90 — Бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Имела надстройку корпуса с краном, бульдозером и гидравлической лебедкой;
- Машина технического обеспечения Тип 90 (в Японии допустимо, чтобы разные машины имели одинаковый индекс);
- Танк-мостоукладчик Тип-91, способный перекрыть препятствие до 20 метров мостом с грузоподъемностью 60 тонн.
БРЭМ 90 (справа) используется для «переобувания» Тип 10
Мостоукладчик Тип 91 в работе
Анализ машины
Согласно оценкам экспертов, танк Type 90 обладал следующими достоинствами и недостатками.
Достоинства
- Инновационная система управления огнем, уникальная и чрезвычайно удобная. Она позволяет экипажу быстро принимать точные решения, не отвлекаясь от управления танком;
- Очень высокая удельная мощность – 29,9 по сравнению с 21,5 у российского Т-90 или 24 у немецкого Леопарда 2А6М;
- Добавлен автомат заряжания, за счет чего экипаж сокращен до трех человек, а скорострельность существенно увеличена.
Недостатки
- Слишком дорог;
- Большое количество сложной электроники делало производство танка чрезвычайно трудоемким;
- Из-за двухтактного двигателя быстро расходует топливо;
- Нет вспомогательной силовой установке.
Тип 90 в зимнем камуфляже
Часто можно видеть, что Тип 90 в различных рейтингах считается одним из десяти или даже пяти лучших основных танков мира. Конечно, основания для этого есть, но не стоит забывать, что танк так ни разу и не участвовал в сражениях ни в Японии, ни за рубежом. Так что все сравнения и предположения основаны лишь на опыте учений, и неизвестно, как бы проявил себя Type 90 в реальном бою.
Сразу после создания танка Тип 74 (морально устаревшим практически на стадии проектирования), японское военное руководство принимает решение о создании более мощного, современного танка, полностью изготавливаемого на японских производственных мощностях. Эта боевая машина должна была быть способна на равных противостоять основному советскому танку Т-72. В результате создание TK-X-MBT (индекс машины) началось в 1982 году, в 1985 году было создано два опытных образца танка, в 1989 году проект был завершен, в 1990 году - танк был принят на вооружение японской армии. Оригинальным японским решением является автомат заряжания, разработанный фирмой "Мицубиси". Автоматизированная боеукладка располагается в развитой нише башни. В момент заряжания пушка должна быть застопорена в горизонтальном положении относительно крыши башни, что соответствует нулевому углу возвышения. Экипаж танка отделен от боекомплекта броневой перегородкой, а в крыше ниши башни имеются вышибные панели, что способствует повышению уровня защищенности танка.
В состав системы управления огнем, разработанной фирмой "Мицубиси", входят лазерный дальномер, стабилизированные в одной плоскости приборы наблюдения и наведения наводчика (производства фирмы "Никон корпорэйшн"), стабилизированные в двух плоскостях панорамные приборы наблюдения и наведения командира (производства фирмы "Фуджи фото оптикал компани"), термовизор ("Фуджицу компани"), цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью и комплект датчиков. Электронный баллистический вычислитель автоматически учитывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. Вручную в него вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела. Контроль функционирования системы управления огнем осуществляется автоматической встроенной системой.
В качестве вспомогательного и дополнительного вооружения установлены 7,62-мм спаренный с пушкой пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет М2НВ на крыше башни, а также шесть дымовых гранатометов. Управлять вспомогательным вооружением могут оба члена экипажа, находящиеся в башне танка. Однако система управления огнем отдает приоритет командам командира. Орудие стабилизировано в двух плоскостях, наведение на цель осуществляется с помощью полностью электрических приводов. Систему управления огнем (СУО) дополняет система предупреждения об облучении танка лазерным лучом противотанковых систем поражения бронетехники.
Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без увеличения высоты танка.
Подвеска танка является гибридной: в ее состав входят и гидропневматические сервомоторы, и торсионные валы. Гидропневматические сервомоторы монтируются на двух передних и двух последних опорных катках с каждого борта. Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без увеличения высоты танка, а также величину клиренса в диапазоне от 200 мм до 600 мм.
В состав ходовой части входят шесть двускатных опорных катков и три поддерживающих ролика на борт, ведущие колеса заднего, а направляющие - переднего расположения. По некоторым данным для танка Тип 90 разработаны два типа гусениц, которые должны использоваться в зависимости от условий эксплуатации танка.
На танке установлен двухтактный 10-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий мощность 1500 л.с при 2400 об/мин, гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, планетарной коробкой передач и гидрообъемной передачей в приводе поворота.
Масса трансмиссии не превышает 1900 кг, в сумме с массой двигателя равной 4500 кг, что соответствует мировым стандартам. Всего японской военной промышленностью было выпущено около 280 танков данного типа. Есть данные о сворачивании производства танка, в том числе и из-за его дороговизны - 800 миллионов йен (примерно 8 миллионов долларов) стоимость одной машины, высвободившиеся средства Япония планирует вложить в системы противоракетной обороны страны.
На базе шасси танка Тип 90 разработана машина технического обеспечения с тем же обозначением (как видно, в Японии допускается существование различных машин с одинаковым индексом).
Тактико-технические характеристики основного боевого танка Тип 90
Боевая масса, т | 50 |
Экипаж, чел | 3 |
Габаритные размеры, мм : |
|
длина с пушкой вперед | 9700 |
ширина | 3400 |
высота | 2300 |
клиренс | 450 (200-600) |
Броня, мм |
|
комбинированная | |
Вооружение: |
|
120-мм гладкоствольная пушка L44-120 или Ph-120; 12,7-мм пулемет "браунинг" М2НВ; 7,62-мм пулемет | |
Двигатель | дизель, V-образный "Мицубиси" ZG 10-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощность 1500 л.c. при 2400 об/ми |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,96 |
Скорость по шоссе, км/ч | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 300 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м | 1,0 |
ширина рва, м | 2,7 |
глубина брода, м | 2,0 |
Источники:
- А.Мирошников. Бронетанковая техника Японии. Зарубежное военное обозрение;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World"s Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
- Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
- Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. Современные танки.
< Назад |
---|