Меню

Танк тип 90 япония.  бтвт - современные танки

Выбор автомобиля

ОБТ "тип 90"

В июне 1991 г. Китай и Пакистан впервые публично продемонстрировали танк III поколения, получивший обозначение "тип 90- II ". В создании танка принимали активное участие французские и английские фирмы. Окончательная сборка машины проведена в Пакистане.

Новым для китайского танкостроения стало то, что практически все оборудование и вооружение (за небольшим исключением) было закуплено за границей или производилось в Китае по лицензии. В печати сообщалось, что танк "тип 90- II " имеет конструкцию:

На 10 % заимствованную у танков "59";

На 15 % у танков "69";

На 20 % у танков "85/88С";

И на 55 % - это новые технические решения, ранее не применявшиеся в китайском танкостроении.

К таким решениям китайские специалисты отнесли следующие:

Модульное бронирование башни с узлами крепления навесной ДЗ, которая устанавливается при необходимости из возимого комплекта;

Усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М с хромированным каналом ствола, теплозащитным кожухом и эжектором;

Усовершенствованный автомат заряжания карусельного типа (аналогичен российскому, установленному на танках серии Т-72 и китайском "тип 88 С ");

СУО, закупленная во Франции (аналогично установленной на танке "Леклерк");

Система автоматического сопровождения цели (аналог неизвестен);

На первом опытном образце установлены: немецкий дизельный двигатель фирмы MTU MT396, производимый в Китае по лицензии. Мощность двигателя 1200 л.с . Автоматическая трансмиссия RENK LSG 3000 (Германия);

На втором опытном образце установлен английский двигатель Perkins CV-12-1200 TCA "Кондор" (такой же, как на танке "Челленджер-2" и французская гидромеханическая трансмиссия SESM ESM-500 (такая же, как на ОБТ "Леклерк";

Система предупреждения о лазерном облучении танка;

Современное быстродействующее противопожарное оборудование.

В настоящее время проводятся всесторонние испытания танка. Если судить по концепции создания и оснащения танка "тип 90- II ", то машина разработана для исследовательских и оценочных целей, а также для отработки наиболее наукоемких технических решений, которые могут найти применение на перспективных образцах китайских ОБТ.

ОБТ Китая

(вверху - тип 90- II (опытный образец); внизу - тип90- II с мероприятиями по снижению заметности (опытный образец)

Всего к 2005 г. изготовлено 15 машин, которые находятся в армейских подразделениях Пакистана в опытной войсковой эксплуатации. Существуют опытные образцы с украинским 2-тактным дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. и планами его замены на 6 ТД-2 мощностью 1200 л.с .

Еще 1 октября 1988 года китайская национальная корпорация НОРИНКО заключила контракт с Пакистаном по созданию опытных образцов танка «Тип 90-II», которые должны были пройти всесторонние испытания. При этом до 70% всех компонентов «90-II» были произведены в Пакистане. В дальнейшем, купив лицензию на производство и освоив технологию, пакистанский военный завод компании «Heavy Industries Taxila» приступил к серийному выпуску усовершенствованной модификации танка, получившей собственное имя «Аль Халид».


А специалисты NORINCO продолжили работы над оставшимися танками «90-II» в целях создания собственного перспективного ОБТ.

Материалы предоставлены: С.В. Гуров (г.Тула)

Боевая машина (БМ) Type 90 для стрельбы 122 мм неуправляемыми реактивными снарядами разработана предприятиями военно-промышленного комплекса Китая, входящими в корпорацию NORINCO.

БМ Type 90 является дальнейшим развитием семейства китайских боевых машин для стрельбы реактивными снарядами калибра 122 мм, к которым относятся боевые машины Type 81 и Type 89 , первая из которых была разработана на основе советской боевой машины БМ-21 Полевой реактивной системы . БМ Type 90 выпускается с середины 1990-х годов и активно предлагается разработчиками на международном рынке вооружений.

Реактивные снаряды, запускаемые при помощи боевой машины Type 90 могли запускаться при помощи БМ Type 81.

В настоящее время состоит на вооружении Народной освободительной армии Китая и сухопутных войск Омана. Собрано 327 боевых машин. Стоимость боевой машины без снарядов, по состоянию на 2001 год, составляла 802 000 долларов США.

Боевая машина, неуправляемые снаряды и средства обеспечения неоднократно дорабатывались. Модернизированный вариант боевой машины получил обозначение Type 90A . В 2004 году был представлен новый образец - Type 90B (фото: БМ , ТЗМ ( , ), разведывательный автомобиль ( ), КШМ ), работающий в увязке с современной улучшенной автоматизированной системой управления огнем и радаром Type 704.

Конструктивная схема боевых машин аналогична схемам чехословацких БМ и RM-70/85 , югославской Oganj ( , , ), её модернизированного варианта ( ), северокорейской БМ , опытного образца словацкой БМ RM-70/85M , китайского опытного образца БМ или БМ PR50 .

Состав

Артиллерийская часть боевой машины Type 90 монтируется на доработанном под её монтаж шасси 8-т грузового автомобиля повышенной проходимости Tiema XC2030 6×6 (китайская копия немецкого 8-т грузового автомобиля Mercedes-Benz 2026. В состав артчасти входит пакет из 40 трубчатых направляющих: четыре ряда по 10 труб в каждом. Между кабиной и пусковой установкой расположен дополнительный 40-ствольный стеллаж с 40 НУРС для обеспечения быстрого перезаряжания основного пакета. Броневая защита для кабины не предусмотрена. Наведение по углу возвышения и углу горизонтального обстрела выполняется с помощью электрических приводов.

Для стабилизации боевой машины при стрельбе она оснащена домкратами, приводимыми в действие гидравлической системой и применяемые для минимизации эффекта неровностей земли и вибрации во время стрельбы. Артиллерийская часть управляется с помощью бортовой системы управления. Бортовая система управления состоит из компьютера HJ-1, индикатора направления ПУ, датчиков угла скоса и подъема с совместными входами, датчиков угла возвышения и горизонтального наведения с входами и силовой установкой БМ. Боевая машина оснащена автоматизированной системой перезаряжания, которая состоит из подъемника и механизма подачи. Механизм перезаряжания может быть повернут на 90°.

Оборудование БМ включает канал связи и аппаратуру для обеспечения связи с центральным пунктом командования и управления. Шасси оснащается дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 300 л. с.

В походном положении боевая машина маскируется под тентованный грузовой автомобиль (см. фото ).

Для стрельбы применяются неуправляемые реактивные снаряды калибра 122 мм с увеличенной дальностью полета с двигателем на смесевом твердом топливе. Стрельба может быть как одиночными НУРС, так и полным залпом с промежутком между сходом снарядов 0,5 секунды. В зависимости от типа реактивного снаряда минимальная дальность полета снарядов составляет 10-12 км, а максимальная - 20-40 км.

Среди усовершенствований боевой машины Type 90A можно отметить следующие:

  • возможность запуска всех типов неуправляемых реактивных снарядов калибра 122 мм на максимальную дальность 40 000 м, вместе с фугасной и фугасно-зажигательной головными частями;
  • установку новой компьютеризированной системы управления огнем, включающей глобальную систему определения местоположения (GPS);
  • высокий уровень автоматизации для оператора;
  • обеспечение наведения и управления несколькими боевыми машинами из командно-штабной машины.

Артиллерийская часть боевой машины Type 90A монтируется на доработанном под её монтаж шасси грузового автомобиля Tiema XC2200 6×6. По сути, это китайская копия немецкого 8-т грузового автомобиля Mercedes-Benz 2026. Боевая машина имеет аналогичные характеристики, что и БМ Type 90, за исключением длины БМ (9700 мм), высоты БМ (3200 мм), глубины преодолеваемого брода (700 мм) и радиуса поворота (11 м).

Артиллерийская часть боевой машины Type 90B монтируется на доработанном под её монтаж шасси грузового автомобиля серии Beifang Benchi 2629 6x6 с удлиненной кабиной, который является копией немецкого автомобиля серии Mercedes-Benz.

Тактико-технические характеристики

Боевая машина Type 90
Длина в походном положении, мм 9840
Ширина в походном положении, мм 2500
Высота в походном положении, мм 3245
Боевой вес, приблизительно, кг 20 000
Максимальная скорость передвижения, км/ч 85
Глубина преодолеваемого брода, мм 900
Радиус поворота, приблизительно, м 12
Боекомплект, шт 40+40 НУРС
Время залпа, с 18-20
Время автоматизированного перезаряжания, менее, мин 3
40
Длина направляющей, мм 3000
Угол возвышения, град:
минимальный 0
максимальный +55°
вправо от оси автошасси 102°
влево от оси автошасси 102°
Боевая машина Type 90B
Длина, мм 9315
Ширина, мм 2495
Высота, мм 3028
Максимальная скорость передвижения боевой машины по дорогам с твердым покрытием, км/ч 85
Запас хода, км 800
Время перевода из походного положения в боевое, менее, мин 7
Время перевода из боевого положения в походное, менее, мин 7
Время залпа, с 18-20
Боекомплект, шт 80 НУРС
Максимальная дальность полета снаряда, м 40 000
Количество трубчатых направляющих, шт 40
Угол возвышения, град:
минимальный 0
максимальный +55
Угол горизонтального обстрела, град:
вправо от оси автошасси 102
влево от оси автошасси 102

Основной боевой танк сил самообороны Японии Type 90, разрабатывался с 1976 года, для замены танков Type 61 и Type 74. Головным разработчиком и изготовителем является фирма «Мицубиси».
Танк Type 90 имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - посередине и моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части. В отличие от подавляющего большинства западных основных боевых танков, на Type 90 установлен автомат заряжания, что позволило сократить его экипаж до трех человек - механика-водителя, наводчика и командира. Механик-водитель размещается слева. Командир танка размещается справа, а наводчик - слева, у каждого из них имеется отдельный люк для посадки/высадки.


Корпус и башня танка Type 90 сварные. Броневая защита танка дифференцированная. Броня в лобовой части корпуса и башни многослойная, комбинированная. Защита бортов корпуса и башни может быть усилена за счет съемных модулей с разнесенным бронированием.

Основным вооружением танка Type 90 является лицензионная 120-мм гладкоствольная пушка Рейнметалл, имеющая длину ствола 44 калибров и снабженная автоматом заряжания. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях. Боекомплект пушки составляет 45 выстрелов, из них 20 размещены в автомате заряжания.
Автоматизированная боеукладка располагается в развитой нише башни. В момент заряжания пушка должна быть застопорена в горизонтальном положении относительно крыши башни, что соответствует нулевому углу возвышения. Экипаж танка отделен от боекомплекта броневой перегородкой, а в крыше ниши башни имеются вышибные панели, что способствует повышению уровня защищенности танка.
Система управления огнем танка Type 90 обеспечивает автоматическое сопровождение и круглосуточное поражение целей с ходу.
В состав системы управления огнем, разработанной фирмой «Мицубиси», входят лазерный дальномер, стабилизированные в одной плоскости приборы наблюдения и наведения наводчика, стабилизированные в двух плоскостях панорамные приборы наблюдения и наведения командира, термовизор, цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью и комплект датчиков.

Электронный баллистический вычислитель автоматически учитывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. Вручную в него вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела. Контроль функционирования системы управления огнем осуществляется автоматической встроенной системой.


В качестве вспомогательного и дополнительного вооружения на танке Type 90 установлены 7,62-мм спаренный с пушкой пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет М2НВ на крыше башни, а также шесть дымовых гранатометов. Управлять вспомогательным вооружением могут оба члена экипажа, находящиеся в башне танка. Однако система управления огнем отдает приоритет командам командира. Орудие стабилизировано в двух плоскостях, наведение на цель осуществляется с помощью полностью электрических приводов. Систему управления огнем (СУО) дополняет система предупреждения об облучении танка лазерным лучом противотанковых систем поражения бронетехники.

Танк Type 90 оснащен системой постановки дымовых (аэрозольных) завес для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров и постановки дымовой (аэрозольной) завесы.
На танке Type 90 установлен двухтактный 10-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий мощность 1500 л. с при 2400 об/мин, гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, планетарной коробкой передач и гидрообъемной передачей в приводе поворота.
Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без увеличения высоты танка.
Подвеска танка Type 90 является гибридной: в ее состав входят и гидропневматические сервомоторы, и торсионные валы. Гидропневматические сервомоторы монтируются на двух передних и двух последних опорных катках с каждого борта. Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без увеличения высоты танка, а также величину клиренса в диапазоне от 200 мм до 600 мм.

В состав ходовой части танка входят шесть двускатных опорных катков и три поддерживающих ролика на борт, ведущие колеса заднего, а направляющие - переднего расположения. По некоторым данным для танка Type 90 разработаны два типа гусениц, которые должны использоваться в зависимости от условий эксплуатации танка.
Масса трансмиссии не превышает 1900 кг, в сумме с массой двигателя равной 4500 кг, что соответствует мировым стандартам. Всего японской военной промышленностью было выпущено около 280 танков данного типа. Есть данные о сворачивании производства танка, в том числе и из-за его дороговизны - 800 миллионов йен (примерно 8 миллионов долларов) стоимость одной машины, высвободившиеся средства Япония планирует вложить в системы противоракетной обороны страны.
По состоянию на 2012 год производство танков Type 90 завершено и на вооружение сил самообороны Японии начал поступать более современный и дешевый в производстве Type 10.


Тактико-технические характеристики танка Type 90:
Длина с пушкой вперед, мм: 9755;
Ширина корпуса, мм: 3430;
Высота, мм: 2340;
Клиренс, мм: 450 (от 200 до 600);
Тип брони: модульная композитная, противоснарядная;
Вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка Rheinmetall L44, 1 х 12,7-мм пулемет М2, 1 х 7,62-мм пулемет Type 74;
Двигатель: 10ZG – двухтактный, 10-цилиндровый, V-образный, дизель, жидкостного охлаждения с турбонаддувом;
Мощность двигателя, л. с.: 1500;
Скорость по шоссе, км/ч: 70;
Запас хода по шоссе, км: 300;
Удельная мощность, л. с./т: 29,9;
Преодолеваемые препятствия, м: стенка - 1,0, ров - 2,7, брод - 2,0

В 1976 году фирма «Мицубиси» начала работы по созданию нового основного боевого танка, который должен был прийти на смену уже существующим машинам Тип 61 и 74. Помимо японских инженеров в разработке танка приняли участие специалисты немецких фирм «МаК» и «Краусс-Маффей», которые принимали участие в создании немецкого основного боевого танка «Леопард». Влияние немецких конструкторов отразилось во внешнем облике японского танка. В 1989 году после проведения серии испытаний и доводки танк был принят на вооружение армии самообороны Японии под индексом «90». Установочная партия танков была выпущена в 1990 году, с 1992 года начато серийное производство. По состоянию на 2010 год на вооружении армии самообороны Японии находился 341 танк Тип 90. Первоначальная потребность бронетанковых сил Японии в новых танках оценивалась в 600 штук.


По оценкам ряда специалистов танк Тип 90 по праву относиться к числу лучших танков современности. Также данный танк является и одним из самых дорогих, 1 машина обходится японскому правительству в 8-9 млн. долларов, дороже только Леклерк – 10 млн. долларов за танк.

ОБТ Тип 90 спроектирован по классической схеме с задним расположением МТС – моторно-трансмиссионного отделения. В передней части танка расположено отделение управления, которое смещено к левому борту, у правого борта спереди находится часть боекомплекта орудия. Боевое отделение находится в центральной части танка. В бронированной башне по обе стороны от орудия находятся места наводчика и командира, наводчик слева, командир справа. Применение на танке автомата заряжания позволило исключить из экипажа одного человека. В этом японский танк повторяет советские машины Т-64, Т-72 и Т-80, а также французский Леклерк.

Корпус танка и его башня имеют сварную конструкцию. Броня танка многослойная, разнесенная, с широким применением керамических элементов, которые выпускаются компанией «Киото керамик компани». Верхний лобовой лист корпуса установлен под очень большим углом к вертикали, в то время как лобовые и бортовые детали танковой башни расположены практически под прямым углом. Борта корпуса и ходовая часть танка оснащаются дополнительной защитой в виде стальных противокумулятивных экранов. Боевая масса танка достигает 50,2 тонн.


Основным танка является 120-мм гладкоствольная пушка Rh-M-120 немецкой компании «Рейнметалл», производится в Японии по лицензии. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Углы наводки в вертикальной плоскости находятся в интервале от -12 до +15 градусов. Стрелять из орудия можно всеми 120-ми боеприпасами, разработанными для немецкого танка «Леопард-2» и американского М1А1 «Абрамс». Компанией «Мицубиси» для заряжания орудия был разработан специальный автомат, использующий механизированную боеукладку, размещаемую в нише башни и вмещающую 20 выстрелов. Необходимым условиям осуществления автоматического заряжания является возвращение ствола орудия после выстрела на нулевой угол возвышения. После зарядки орудие автоматически возвращается на заданный угол стрельбы.

Боеукладка отделяется от остального пространства башни броневой перегородкой, а для уменьшения разрушающего действия детонации боекомплекта в крыше ниши башни смонтированы специальные вышибные панели. Помимо 20 выстрелов, которые находятся в механизированной боеукладке, в корпусе танка хранится еще 20 выстрелов. За исключением 120-мм гладкоствольного орудия, которое изготавливается в Японии по лицензии немецкой фирмы Rheinmetall, у всех узлов и агрегатов танка Тип 90 японское происхождение.

Созданная компанией «Мицубиси» система управления огнем (СУО) считается одной из лучших во всем мире. В состав СУО входят панорамные приборы наблюдения и наведения командира танка, стабилизированные в двух плоскостях, приборы наблюдения и наведения наводчика, стабилизированные в одной плоскости, лазерный дальномер, 32-битынй электронный цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью, а также система датчиков, отвечающих за передачу баллистическому вычислителю информации для расчета поправок при стрельбе.

Прицел наводчика оснащается дневным оптическим каналом, тепловизионным каналом, лазерным дальномером. Производителем прицела наводчика является компания Nikon Corporation, командирские прицелы изготовлены компанией Fuji. Система управления огнем обеспечивает такую возможность, как автосопровождение целей, основанную на работе тепловизора. Благодаря СУО танк способен вести огонь в движении и с места в любое время суток как по движущимся, так и по неподвижным целям. Без использования автоматического сопровождения целей, командир и наводчик могут вести цели в ручном режиме. Чтобы использовать автомат сопровождения целей, командир танка или наводчик должны нажать кнопку «Захват», как только цель будет обнаружена и попадет в рамки створа «Захват» в прицеле. В том случае, если объект на какое-то время исчезает, к примеру, за укрытием, прицел продолжает следить за целью с той же скоростью, чтобы в случае появления цели из-за укрытия, наводчик вновь смог быстро поставить ее «на захват».


Стабилизированный в 2-х плоскостях командирский прицел, имеющий только дневной оптический канал, позволяет не только обнаруживать и поражать цели непосредственно, но и обладает такой функцией как «убийца танков». При нажатии кнопки на своем пульте управления, командир имеет возможность «передать» обнаруженный им объект наводчику, в то время как сам может продолжать заниматься поиском новых целей, в это время наводчик поражает первую обнаруженную цель.

Сигнал от тепловизионного канала прицела наводчика танка выводится на 2 монитора. Один из них смонтирован на месте наводчика, второй на командирском рабочем месте. Сердцем СУО является 32-битный цифровой баллистический вычислитель. При поражении как неподвижных, так и движущихся целей он вносит поправки на дальность, ветер, температуру окружающего воздуха (данные поступают от датчиков расположенных на башне танка), изгиб ствола орудия и угол наклона оси его цапф.

Вспомогательное вооружение танка включает в себя спаренный с орудием 7,62-мм пулемет и устанавливаемый на командирской башенке 12,7-мм зенитный пулемет. По бортам башни ближе к корме крепятся установки для пуска дымовых гранат. Помимо дымовых гранат поставить дымовую завесу может специальная термодымовая аппаратура, также установленная на танке.

В моторно-трансмиссионном отделении находится V-образный 10-цилиндровый дизельный двигатель 10 ZG производства «Мицубиси». Двигатель оснащен системой турбонаддува, имеет жидкостное охлаждение и при 2400 об/мин в состоянии развить максимальную мощность в 1500 л.с. В одном блоке с двигателем выполнена гидромеханическая трансмиссия с автоматической планетарной коробкой передач, блокируемым гидротрансформатором и специальной гидрообъемной передачей в приводе поворота. Автоматическая коробка передач имеет 4 передачи переднего ход и 2 заднего. Максимальная скорость танка по шоссе достигает 70 км/ч, максимальная скорость заднего хода – 42 км/ч.

Мощность десятицилиндрового двигателя позволяет танку с места за 20 секунд преодолеть 200 метров. При передвижении по пересеченной местности ОБТ в состоянии преодолеть ров шириной 2,7 м., вертикальную стену высотой 1 м., и брод глубиной до 2 м. Запас хода танка равняется 350 км., при полностью заполненных баках (1100 литров).

В ходовой части танка с каждого борта находится по 6 сдвоенных обрезиненных опорных и по 3 поддерживающих катка. Ведущие колеса находятся сзади. Подвеска танка комбинированная. На двух передних и на двух задних опорных катках с каждого борта стоят гидропневматические сервомоторы, а на всех остальных – торсионные валы. Такая схема подвески позволяет танку осуществлять наклон корпуса в продольной плоскости, а также изменять величину клиренса в диапазоне от 200 до 600 мм. Гусеницы танка стальные с резинометаллическим шарниром, оснащаются съемными резиновыми накладками.

На передней части крыши башни монтируется датчик лазерного излучения, который подает звуковой сигнал, а также осуществляет индикацию направления излучения на рабочее место командира танка. Данная система может использоваться вместе с автоматическим отстрелом дымовых гранат для противодействия ракетам с системой наведения по ИК лучу. Помимо этого в состав оснащения танка входит система защиты от оружия массового поражения, быстродействующая система пожаротушения, танковое переговорное устройство и радиостанция.

На базе ОБТ Тип 90 была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ 90. БРЭМ получила новую надстройку корпуса с установленным спереди справа подъемным краном, смонтированным спереди корпуса бульдозером и гидравлической лебедкой. Также ведутся работы по созданию танка-мостоукладчика Тип 91, который способен перекрывать препятствия шириной до 20 метров мостом грузоподъемностью в 60 тонн.

Использованы источники:
www.rosprom.gov.ru/snews.php?id=794&vers=print
www.armor.kiev.ua/Tanks/Modern/japan.php#90
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА «90»

Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 50
Габариты, мм:
длина по корпусу 7900
длина с пушкой вперед 9750
ширина 3400
высота 2300
Вооружение (калибр), мм:
пушка 120
пулемет 1x7,62; 1x12,7
Боекомплект, шт.:
выстрелов 40
патронов 2000x7,62-мм; 1500x12,7-мм
Мощность двигателя, л.с. 1500
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода по топливу, км 350

В 1976 г. фирма «Мицубиси хэви индастриз» приступила к разработке основного боевого танка с условным обозначением «STC», который должен был в перспективе сменить танки «61» и «74» в бронетанковых соединениях сухопутных войск Японии. Кроме конструкторов «Мицубиси» в работе над этим танком участвовали также специалисты германских фирм «Краусс-Маффей» и «МаК», создавших танки «Леопард». Неудивительно, что изготовленные в 1982 и 1984гг. первый и второй опытные образцы танка имеют значительное визуальное сходство с танком «Леопард-2». В 1989 г. после испытании и доводки танк был принят на вооружение под обозначением «90», а установочная партия этих танков была выпущена в 1990 г. Серийное производство осуществляется с 1992 г., первая серия включает 132 машины, потребности сухопутных войск Японии оцениваются в 600 машин.

По оценке журнала «Милитари Орднанс», танк «90» занимает третье место в списке лучших танков 1998 г. Имеются также сведения, что это самый дорогой танк в мире.

Танк «90» разработан по классической схеме с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Отделение управления расположено в передней части корпуса у левого борта, у правого борта размещена часть боекомплекта пушки. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса. Здесь в бронированной башне по обе стороны от пушки находятся места командира танка и наводчика. Заряжающий в составе экипажа отсутствует, так как его функции выполняет автомат заряжания.

Корпус и башня имеют сварную конструкцию. Броня многослойная, разнесенная, с широким использованием керамических элементов, производимых фирмой «Киото керамик компани». Верхний лобовой лист корпуса расположен под очень большим углом к вертикали, в то время как лобовые и бортовые детали башни расположены практически вертикально. Борта корпуса и ходовая часть имеют дополнительную защиту в виде противокумулятивных стальных экранов.

Танк вооружен гладкоствольной 120-мм пушкой Rh-M-120 германской фирмы «Рейнметалл», изготавливающейся в Японии по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения. Углы наведения в вертикальной плоскости составляют от -12° до +15° Стрелять из пушки можно всеми 120-мм боеприпасами, разработанными для германского танка «Леопард-2» и американского М1А1 «Абрамс». Для заряжания пушки фирмой «Мицубиси» был разработан оригинальный автомат с использованием механизированной боеукладки, смонтированной в нише башни и вмещающей двадцать боеготовых выстрелов. Необходимым условием для автоматического заряжания является перевод ствола пушки в нулевой угол возвышения. Боеукладка отделена от остального объема башни броневой перегородкой, а для снижения разрушающего действия детонирующих боеприпасов в крыше ниши башни устроены вышибные панели. В дополнение к 20 выстрелам, находящимся в механизированной боеукладке, в корпусе танка размещены еще 20 выстрелов.

Разработанная фирмой «Мицубиси» система управления огнем считается одной из наиболее совершенных в мире. В ее состав входят стабилизированные в одной плоскости приборы наблюдения и наведения наводчика, стабилизированные в двух плоскостях панорамные приборы наблюдения и наведения командира танка, лазерный дальномер, тепловизор, электронный цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью и система датчиков, выдающих баллистическому вычислителю информацию для расчета поправок.

Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и установленного на командирской башенке 12,7-мм зенитного пулемета. По бортам башни в кормовой ее части установлены дымовые гранатометы. Кроме дымовых гранатометов, постановка дымовой завесы может быть выполнена и системой термодымовой аппаратуры, также смонтированной на танке.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен V-образный десятицилиндровый дизельный двигатель 10 ZG фирмы «Мицубиси» с системой турбонаддува. Двигатель имеет жидкостное охлаждение и при 2400 об/мин развивает максимальную мощность 1500 л.с. В одном блоке с ним выполнена гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, автоматической планетарной коробкой переключения передач и гидрообъемной передачей в приводе поворота. Коробка переключения передач имеет четыре передачи переднего хода и две - заднего.

В ходовой части с каждого борта имеется по шесть сдвоенных обрезиненных опорных и три поддерживающих катка. Ведущие колеса расположены сзади. Подвеска комбинированная, на двух передних и двух задних опорных катках с каждого борта установлены гидропневматические сервомоторы, а на остальных - торсионные валы. Эта система подвески позволяет выполнять наклон корпуса танка в продольной плоскости и изменять величину клиренса в диапазоне от 200 до 600 мм. Гусеница стальная с резинометаллическим шарниром и съемными резиновыми накладками.

Максимальная скорость движения танка по шоссе составляет 70 км/ч. При движении по пересеченной местности танк способен преодолевать вертикальную стенку высотой 1 м, ров шириной 2,7 м и брод глубиной 2 м.

В состав оборудования танка входят: система защиты от ОМП, быстродействующая автоматическая система пожаротушения, радиостанция и танковое переговорное устройство.

На базе танка «90» разработана бронированная ремонтно-эвакуационная машина «90». Ведется также разработка танка-мостоукладчика и саперного танка для замены машин «67» на базе танка «61».