Меню

Нод в старшей группе человек часть природы. НОД в старшей группе «Значимость природы в здоровье человека

Электрооборудование


Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1476» города Москвы (дошкольное отделение № 2)

Воспитатель: Коршунова Ольга Викторовна
Москва, 2013 – 2014 учебный год
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Человек и природа» (Образовательные Области: «коммуникация», «познавательное развитие»).
Программные задачи.
Уточнить знания детей о компонентах природы и их связях, обобщить знания, полученные в процессе наблюдений на прогулке и во время образовательной деятельности.
Помочь детям понять значение природы в жизни человека, формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.
Оборудование и материалы: карточки с описанием путешествия капельки; кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).Ход деятельности.
- Ребята, как вы думаете, что такое природа? (солнце, птицы, деревья).
- Что относится к неживой природе? (камни, песок).
Неживая природа – это солнце, вода, воздух, почва, камни.
- Что относится к живой природе? (животные, человек).
- По каким признакам вы решили, что это живая природа? (движутся, кушают, пьют).
- А как вы считаете, к какой природе относятся растения? (разные варианты ответов).
- Растения относятся к живой природе. Все растения, так же как и люди и животные растут, питаются, размножаются, всем растениям необходима вода, свет, тепло, воздух.
- Слово «природа» включает в себя и живую и неживую природу. Это – вода, воздух, солнце, камни, песок, глина, почва, растения, животные, человек. Теперь давайте поговорим о некоторых компонентах природы в отдельности.
- Скажите, в каком виде встречается вода в природе? (дождь, снег, роса, град).
- А что такое лед и пар?
Подвести детей к пониманию того, что вода существует в различных состояниях: лед, вода, пар. В результате перехода воды из одного состояния в другое на Земле наблюдается круговорот воды.
Показать детям на примере путешествия капельки, как происходит круговорот воды: сначала выпал дождь – вода попала во все водоемы – на солнце вода стала испаряться – образовались облака, состоящие из капелек воды и кристалликов льда – снова выпал дождь (педагог сопровождает свой рассказ показом карточек).
- Ребята, а как вы думаете, для чего нужна вода? (пить, мыться).
Вода является важным условием существования жизни. Она необходима и растениям, и животным, и человеку. В воде живут растения, плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), рыбы, лягушки. Возле воды растет много влаголюбивых растений, летают комары, стрекозы. Человек пользуется водой: берет ее для полива растений и для других хозяйственных нужд.
- А что станет, если мы будем засорять пруды и озера? (ответы детей).
- Грязная вода превращается в болото, в нем меняется вся жизнь.
Предложить детям поразмышлять о том, что будет, если все водоемы будут загрязнены.
- Ребята, для чего нам нужен воздух? (дышать).
- Правильно, воздух необходим всему живому для того, чтобы дышать. Движение воздуха называется ветром. А для чего нужен ветер? (тучи разгонять).
- Ветер распространяет семена растений, помогает испариться воде, которая превращается в пар, а затем в облака. А где чище воздух в лесу или в городе? Почему?
- Воздух чище в лесу, потому что там много деревьев, а листья деревьев втягивают вредные вещества и выделяют кислород. Кислород – это такое вещество, которое необходимо нам для дыхания. А что надо делать, чтобы воздух был чистым? (беречь деревья, не рвать листья).
Физкультминутка. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Снежинки и ветер». Дети собираются в круг и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильней, разлетайтесь, снежинки!» - дети разбегаются в разных направлениях, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в круг и берутся за руки.
После физкультминутки воспитатель интересуется, знают ли дети для чего необходимо солнце. Солнце – источник света и тепла, необходимое условие для жизни растений, животных, человека. Для чего нужно солнце растению? (чтобы листья не желтели).
- Правильно, в листьях есть особое вещество – хлорофилл. Когда света растение получает меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться. Растение желтеет.
- Для чего нужно солнце человеку? (загорать).
- Когда мы загораем, под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин Д. Для чего нужен витамин Д? (чтобы руки и ноги были крепкие).
- Посмотрите вокруг: растения, вода, воздух, солнце – это все природа. Можем мы без нее прожить? Нет! А почему?
Человек зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть ее. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
В конце образовательной деятельности воспитатель предлагает провести настольно – печатную игру «Пирамидки». Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех – четырех звеньев к птице названной воспитателем или он сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.


Приложенные файлы

Татьяна Карелина
Конспект занятия: «Человек–часть природы».

Занятие «Человек – часть природы » .

Цели : сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое ) ; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Словарная работа : природа , человек , органы, части тела .

Материал : сюжетная картинка о природе , вата, игра по валеологии «Органы зрения, слуха, зубы» , зеркало.

Ход занятия

Вводная беседа. Органы зрения.

Сегодня мы будем говорить о человеке . Человек и природа – единое целое . Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела .

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку :

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят. (Глаза)

Глаза являются главными помощниками человека . Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать предметы, их цвет, форму, величину и т. д. повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?

Гимнастика для глаз

1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

2. Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

3. Делай круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз. Повтори 10 раз.

4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за подушечкой пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

Органы слуха

Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушайте стих. «Уши» э. Мошковской :

Доктор, доктор,

Как нам быть :

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор гневно :

Ежедневно!

Опыт : предложить детям положить в уши вату. (включить музыку)

Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков : шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Слух – огромная ценность для человека . А что еще нужно делать каждое утро одновременно с умыванием? (чистить зубы)

Отгадайте еще одну загадку :

«Полный хлебец белых овец» . (Зубы)

Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь?

Почему они болят?

Как надо за ними ухаживать?

Почему нужно чистить зубы?

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

«Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи.

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали.

(Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Игра «Органы зрения, слуха….»

Карточки с изображением ситуаций правильного и неправильного ухода за тем или иным органом.

Игра «Свет мой зеркальце скажи…»

Дети садятся и берут зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи :

Глазки у меня самые красивые,

Лучше всех видят.

Ушки у меня все слышат,

А зубки самые белые,

Самые крепкие.

Итог занятия

Человек , как и природа , любят чистоту.

Вы знакомы со словом природа ?

Природа бывает живая и неживая. Всю природу земли можно разделить на два огромных Мира :

Мир неживой природы (солнце, Земля)

Мир живой природы – животные , растения, человек .

Как человек связан с природой ? (обратить внимание детей на картину) Посмотрите на природе дети с родителями прекрасно отдыхают, наблюдают за жизнью бабочек и жуков, любуются красотой родной природы , дышат чистым и свежим воздухом…

Человека называют царем природы . Правильно ли это? Почему? (конечно, человеку ничего не стоит истребить множество животных, вырубить лес или осушить болота, но от этого наша жизнь не станет лучше. Ведь человек часть Природы . У природы человек учится красоте , чувству меры, добра, справедливости.

Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Дети (поочередно) .

Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.

Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я - человек . Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я - микроб. Если ты, человек , не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором) . Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу . А что мы можем сделать? Чем можем помочь Природе ? Вы можете сделать очень много. Не бросать мусор. Лучше соберите его аккуратно, а потом выбросите в отведенном для этого месте. Помыли руки – закройте кран. Помните, что чистой пресной воды на Земле не так уж много. Будете зимой кормить птиц – летом будет меньше мух и комаров. И, главное, старайся всегда и во всем любить и понимать Природу , и она обязательно ответит вам тем же!

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

И их лучики погрели. (движение «Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи. (показывают пальцем вниз и считают)

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли, (приседают, имитируя сбор ягод)

В ладошку ягодки собрали.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9, 10! (Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр Детского Творчества» с. Александров-Гай Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области .

КОНСПЕКТ открытого ЗАНЯТИЯ

«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

Работу выполнила:

педагог дополнительного образования

Тема: "Человек и окружающая природа"

Цель: Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе.

Задачи:

1. Расширить знания и представления детей о роли природы в жизни человека.

2. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей младшего школьного возраста.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на объекты природы.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Форма: занятие – игра

Метод: словесный, наглядный, игровой.

Оборудование:

Ход занятия:

l. Opг. момент. (3 мин)

Сверка списочного состава.

Проверка готовности детей к занятию.

2. Сообщение темы, цели и задач занятия. (2 мин)

Педагог: Здравствуйте ребята! Мы ребята очень вежливые , поэтому еще каждый день здороваемся с природой!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя.

Педагог: Мы с вами ребята знатоки природы, поэтому должны охранять природу , сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в природе. Поиграем в игру «Да – нет» (2 мин)

Мы природу охраняем (Да)

Всех зверят оберегаем (Да)

Мусор мы кругом бросаем (нет)


И деревья мы ломаем (нет)

Птицам делаем кормушки (Да)

Ловим разных мы зверушек (Нет)

Речки чистим берега (да)

Мы природе ведь друзья (Да)

Педагог: Молодцы ребята, вы знаете как помогать природе и как воздействовать на нее не нанося вред. (2 мин)

А теперь отгадайте загадку.

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней. (Человек)

Правильно это человек.

И тема нашего занятия «Человек и природа»

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.

Но шло время, люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.

Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека.

Нужно помнить о том, что человек и природа - одна большая семья и должны жить дружно.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

3. Воспроизведение ранее полученных знаний (10 мин)

Ребята сегодня на уроке мы вспомним какими же нитями связаны человек и природа и я предлагаю вам отправиться вместе со мной в необычное путешествие по стране под названием «Природа », а маршруты у нас будут следующие: - Природа кормит. - Природа лечит. - Природа учит.

Охраняем природу

Ребята у нас образовалось три команды:

«Юные натуралисты»

Девиз: «Мы посадим березы и клены, будет город нарядный, зеленый.»

«Юные экологи»

Нас много, ребята, везде, где живём,

Реки очистим, сады разведём,

Деревья посадим, планету спасём!

«Знатоки природы»

Много леса – не губи

Мало леса береги

Нет леса посади

Педагог: Дорогие ребята к нам сегодня на занятие прилетели гости и принесли с собой интересные вопросы.

А кто же эти гости отгадайте

Полетала над цветами,
Полетала над полями.
Весело жужжала.
Набрала нектара.
И добычу понесла
Прямо в дом к себе (пчела)

Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?(божья коровка)

Молодцы, а теперь начинаем викторину «Вопросы от букашек» каждая команда по очереди отвечает на 4 вопроса. Если ответ правильный то к вам прилетит божья коровка, а если не правильный то злая пчелка.

Итак, начнем, первые отвечают команда «»

Викторина(слайд -)

Физминутка Внимание, ребята, проведём физминутку « Бабочка» Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)


Педагог: Ребята мы с вами узнали, что природа нас лечит, кормит, учит, и мы должны охранять ее. И сегодня на занятии я предлагаю вам поработать экологами. На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Мы получили некоторые из них. Вам нужно определить, какая проблема изображена на иллюстрации, чем она вызвана и предложить способы решения проблемы.

За правильный ответ каждая группа получит конверт, без которого не сможет выполнить следующее задание. (Учащиеся получают конверты с пазлами).

1 группа – загрязнение воды.

2 группа – вырубка лесов.

3 группа – мусорные свалки.

6. Обобщение и закрепление знаний. (5 мин)

Ребята, а посмотрите что в ваших конвертах, правильно это пазлы, а вы любите играть в пазлы?

Я предлагаю поиграть вам сейчас в игру «Мой дом – планета Земля» и собрать пазлы.

(каждой команде выдается набор пазлов (планета Земля, человек, природа).

Вы должны собрать пазлы и мы узнаем, какие картинки у вас получились.

Как вы думаете, Земля, природа, человек связаны между собой?

А как они взаимодействуют друг с другом?

Молодцы ребята. А сейчас мы посчитаем наши фишки и посмотрим кто же победил.(награждение)

Рефлексия: (2 мин)

Ребята, а как вы думаете, что является природным символом нашего района

(тюльпаны)

Правильно давайте сейчас украсим степь цветами тюльпанов

Если вам понравилось наше занятие выберите красный цветок;

Если понравилось не очень желтый;

Если совсем не понравилось белый.

Ребята, я поняла, что занятие вам понравилось и мне тоже очень приятно работать с вами. Земля – наш общий, который мы должны беречь. Земля неповторима, давайте посмотрим видеролик и еще раз насладимся величием и красотой планеты Земля.

(показ видеоролика) (2 мин)

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо вам за вашу активную работу, вы справились со всеми заданиями, и я надеюсь, все знания, полученные на нашем занятии, помогут вам в жизни. До свидания!!!

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе на тему «Человек часть природы»

Цель: обобщить знания детей об охране природы.

Задачи:

Показать детям экологические проблемы, возникшие от деятельности человека на Земле.

Формировать умение рассуждать, высказывать свое мнение, решать проблемные ситуации. Продолжать знакомить с экологическими знаками.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Формы организации : групповое занятие.

Формы реализации детских видов деятельности: рассказ, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, игра.

Оборудование: проектор, ноутбук , презентация по теме.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.

Работа с загадками, пословицами.

Чтение художественных произведений:

К. Ушинский "Четыре желания"

русская народная сказка "Мороз, солнце, ветер".

Уход за растениями в уголке природы.

Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, дым, снег, ветер.

Проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром:

«Жизнь растений», «Жизнь животных», «Природа и люди».

Беседы на темы:

«Мир вокруг нас»

Содержание организованной образовательной деятельности

Ребята, мы сегодня получили письмо, а там загадки. Если правильно отгадаем загадки,мы узнаем, о чем сегодня будем говорить. (2слайд)

1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня)

2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру, нет ничего? (Это звезды на небе, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают)

3. Рук нет, а строить умеет? (Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и клюва)

4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбки, потому что у них чешуя похожа на монетки)

5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля, она переодевается весной, летом, осенью и зимой)

6. Его весной и летом,

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Это дерево, весной и летом на дереве есть листья, а осенью с ней листья опадают)

Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки? (Эти загадки о природе)

Природа бывает какая? (Природа бывает живая и неживая)

Что относится к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, горы, тучи)

А что относится к живой природе? (Это растения и животные)

Обратите внимание на этот пейзаж.(3слайд) А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные? (Стало бы на земле некрасиво, неинтересно, безжизненно)

Ребята, а люди могут жить без природы?

Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы. Человек, так же как и растения, животные дышит воздухом, растет, питается.

- Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года.(4слайд) Зима - тишина и сказка, весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть.

День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днем Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.

Земля, на которой живет человек, которая возделывалась его руками и на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке.

Воздух .(5,6слайд) Кислорода на Земле становится все меньше и меньше.А выхлопных газов от заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше.Над крупными городами, где много заводов и фабрик, ученые обнаружили в воздухе более четырехсот вредных веществ. В наше время по улицам города проезжают тысячи автомобилей и засоряют воздух выхлопными газами.

Вода. (7,8слайд)Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Почва. (9,10слайд) Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах, поджигают корабли, везущие нефть: в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.

Леса. (11,12,13слайд) Лесов на Земле становится все меньше и меньше.Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. Лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают.(14слайд) Я приглашаю вас на прогулку в лес.

Физминутка

Темным лесом и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом,

Чтоб цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

Теплый ветер нежно гладит,

Лес шумит густой травой,

Кедр нам хочет низко поклониться,

Ель качает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех домой.

(Дети имитируют все движения)

(14слайд) Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, потому что все это часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, научите этому своих друзей.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Для этого мы поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы теперь так редки.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (15 слайд) Что это?

Правильно, Красная книга. А кто знает, что это за книга?

Среди птиц, насекомых, растений, деревьев и цветов, есть такие, которых осталось совсем мало. Их так и называют – редкие или исчезающие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Редкие животные и растения в нашей стране и в нашей республике охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди, как остановить это безобразие. Вот и решили создать Красную книгу. Почему именно Красную, а не какого-либо другого цвета?

Ответы детей.

Красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? Почему?

Да, от человека зависит красота природы. Если человек будет беречь природу, то будут петь птицы, вся природа будет красивой. Ребята, вот так выглядит Красная Книга Башкортостана (16 слайд) Давайте познакомимся с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу Башкортостана и которые нуждаются в нашей защите.

Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о природе?

Как мы должны относиться к окружающей природе?

Что должны делать?

А что делать нельзя?

Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

«Давайте вместе Землю украшать»(Е. Смирнова)

(Алсу)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

(А.Азалия)

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Берегите всё, что есть на Земле!

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

ОО «Речевое развитие»

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Материал. Ноутбук, мультфильма «Кот который гулял сам по себе», иллюстрации, изображающие жизнь первобытного чело-века, труд и отдых современного человека; нагрудные значки для игры "Паутина жиз-ни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клу-бок пряжи.

Воспитатель предлагает посмотреть на ноутбуке отрывки из мультфильма «Кот который гулял сам по себе».

Беседа, подводя-щая к мысли о тесных взаимосвязях челове-ка с природой. Как жил древний человек? (Охотился на диких животных, чтобы пи-таться и шить себе одежду из шкур, ловил рыбу, собирал растения для еды, находил себе пещеру для жилья или сооружал шалаш из ветвей, искал воду для питья.) Все это человек брал у природы.

Как живет современный человек? Рассказ воспитателя по картинкам: для того, чтобы на завтрак можно было съесть теплую булочку и выпить стакан молока, человек должен вспахать землю, по-сеять семена, убрать урожай, отвезти зер-но на мукомольный завод, превратить в му-ку, муку отвезти на хлебопекарный завод, где выпекут хлеб.) Что, кроме муки, нужно для теста? (Яйца, дрожжи, вода, соль, мас-ло.) Откуда это все берется? (Ответы детей.)

Воспитатель: Все, чем пользуется человек, связано с приро-дой. Мебель, книги и тетради - из древеси-ны, столовые приборы - из металла (руда). Кашпо для цветов, посуда - из глины, стены - из кирпичей (глина).

Из чего сделаны разные предметы?

Игра лото «Из чего сделано?»

Игра "Логическая цепочка " на тему "Нужно ли свитеру солнышко?"

Дети выстраивают цепочку (с подсказками, картинками): свитер связан из шерстяных ниток, нитки спрядены из шерсти, шерсть настрижена с овцы, овца пасется на лугу, ест траву, траве для роста нужны солнце, почва, дождик. Получается, что и свитеру, вернее, чтобы он мог появиться, нужно солнышко!

Воспитатель делает вывод: современный человек связан с природой еще теснее, чем древний. Человеку нужно все, что есть в природе. Без природы ему не прожить.

Игра "Паутина жизни"

Дети встают в круг. Все получают нагрудные значки и начинают игру с любого персонажа, например с пчелы.

Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела, берет клубок ниток. Что нужно пчеле? Тот, у кого значок с изображением цветка, говорит: "Цветок", и клубок передается "цветку" (конец нитки остается у "пчелы"). Теперь уже "цветок" спрашивает, что нужно ему для жизни, и тут откликается "вода". И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны "паутиной".

Воспитатель: Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, поэто-му и называются "связями". Или даже "вза-имосвязями", потому что эти объекты вза-имно нужны друг другу. Взаимосвязи пере-крещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым.

Педагог предлагает детям потянуть за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки эти связи. Или просит кого-то из персона-жей отпустить свою ниточку: паутинка нач-нет рассыпаться. Педагог объясняет: так мо-жет случиться, если погибнет хотя бы один вид растений или животных.

Домашнее задание.Нарисовать в альбо-ме картинку, изображающую, что нужно че-ловеку для того, чтобы выпить за завтраком чашку чая. В центре листа нарисовать чаш-ку, а вокруг нее изобразить или просто на-писать (с помощью взрослого), что для этого нужно.