Меню

Научный текст с числительными. Сочинение на тему числительные Рассказ с количественными числительными

Система штрафов

Проект на тему:

«Эти занимательные числительные»

Учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ№16 г.Таганрога

М.Г.Литвиновой

г.Таганрог 2015 г.

    Тип урока-проекта: информационно-исследовательский.

    Предметные области: русский язык, литература, история и математика.

    Продолжительность проекта: 2 недели.

    Актуальность выбранной темы проекта. Учебный проект по русскому языку «Эти занимательные числительные» способствует тому, чтобы обучающиеся смогли получить полное представление об употреблении числительных в речи, обогатили свой словарный запас фразеологическими оборотами, пословицами, загадками в которых употребляются имена числительные, могли понимать и правильно объяснять их значение.

    Цель проекта: расширить представление обучающихся о сфере употребления числительных в устной и письменной речи и их частотности.(слайд №2)

    Задачи проекта:

- рассмотреть спектр употреблениячислительных в речи, познакомить обучающихся со словами, которые раньше служили для обозначения меры длины и веса, помочь обучающимся узнать о роли имен числительных в образовании других частей речи, закрепить знания о правописании числительных;

- совершенствовать навыкиисследовательской деятельности обучающихся, самостоятельной работы с информацией, работы со словарями, поиска информации в сети Интернет;

- формировать навыки работы в группе, умение планировать и организовывать свою деятельность, выступать перед аудиторией, формулировать свое мнение и анализировать выступление других, создавать презентации. (слайд №3)

Универсальные учебные действия

Личностные:

Формировать целостную лингвистическую картину;

Формировать умения адекватно оценивать успешность собственной деятельности;

Формировать ответственное отношение к учению.

Предметные:

Развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать значение числительных в русском языке, сопоставлять и соотносить числительные с другими частями речи;

Развивать умение вычленять числительное из речи и определять его роль в предложении.

Метапредметные:

регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу;

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия;

познавательные результаты:

Формировать умение строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение, выводы;

Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;

коммуникативные результаты:

Уметь сравнивать, анализировать, находить общее и различное;

Применять правила делового сотрудничества;

Участвовать в продуктивном диалоге.

Методические приемы:

- поисковый метод;

Изучение и анализ различных источников информации по теме;

Работа со словарями;

Работа с интернет - ресурсами;

Сбор, обобщение информации;

Самостоятельная работа в группах, демонстрация полученных результатов.

Оборудование: презентация «Эти занимательные числительные», опорные карточки, тренировочные упражнения по карточкам по теме «Имя числительное».

Ход урока
1. Орг. момент. Психологическая установка.
2. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем необычном уроке по русскому языку. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу.
И с хорошим настроением начнем урок.
3. Разминка (на слайде)
Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:

Три
Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что С3жова
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш. (слайд №4)

Сто
У про100го 100рожа –
Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
и 100личной ваксой.
Чистит 100 сапог. (слайд №4)

Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто! (слайд №4)

Учитель. Вопросы классу:
- В чем особенность некоторых слов в тексте? (в них спрятаны числа)
- О чем тема нашего урока? (имя числительное) - Трудно было читать эти тексты? Почему? (т.к. слоги заменены цифрами)
- Удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- Какая запись числа принята? (цифрами).
- Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)
- Итак, тема нашего урока «Эти занимательные числительные». Сегодня учащиеся представят эту тему в форме проекта и презентации «Эти занимательные числительные».

Эпиграф к уроку:
Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, Ты и с числительным будь дружен. (слайд №5)

Учитель. Итак, ребята, вы разбиты на группы, и каждая из ваших групп представляет продукт исследовательской деятельности. Выступление и презентация 1 группы «Историков».

1 группа «Историки» .

Цель : разобраться в вопросе об использовании числительных для обозначения меры длины, проследить историю возникновения числительных.

«В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например: сажень , локоть , пядь ».

«В Англии и США до сих пор используется «ступня»- фут (31см), «большой палец»- дюйм (2,5см). Ярд (91см)- единица длины, появившаяся почти 900 лет назад».

«Для измерения больших расстояний использовали единицу попроще, заменённую позже верстой (от 500-750 саженей)».

«Пядь – древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17- 18см) – расстояние между концами растянутых пальцев (большого и указательного)…» (слайд №6)

Учитель. «Историки» провели большую исследовательскую работу и мы сейчас услышим, к каким выводам они пришли.

Выступления учащихся с сообщениями (Сорок. Миллион. Тридевять. Тьма).

    Сорок. Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского). (слайд №8)

    Миллион. Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища . (слайд №9)

    Тридевять. В древности у некоторых народов счет велся не десятками, а девятками. Тридевять – это значит «три девятки», т.е. двадцать семь. В сказках это своеобразное число употреблялось обычно для обозначения очень далекой страны. (слайд №10)

    Тьма. Когда хотят сказать о большом количестве, то употребляют слово тьма: Народу собралось тьма.

В древнерусском языке слово тьма было числительным и обозначало «десять тысяч». Число это считалось столь огромным, что тем же словом обозначалось всякое не поддающееся учету множество.

«Один бился с тысячью, а два с тьмою» – такое выражение, характеризующее стойкость и мужество русских воинов в битвах с чужеземцами, часто встречается в произведениях древнерусской литературы 12 – 14 веков.

В 16–17 вв. появилась своеобразная система наименования чисел. Слово тьма стало обозначать не десять тысяч, а миллион. Появилось еще название тьма тем или легион , т. е миллион миллионов .

Под влиянием этого числительного возникло в разговорной речи выражение тьма-тьмущая (т.е. очень много), которое сохранилось до наших дней. (слайд №11)

Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительные, самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первую десятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они все-таки выступают в роли существительных. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.

(слайд №12) Задание для 2-4 групп. Текст из сказки. Найти в отрывке из сказки числительные и записать их в тетрадь.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Первый умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Третий вовсе был дурак

Ожидаемый результат: создание брошюры для школьной библиотеки «История происхождения числа».

2 группа «Фразеологи»

Цель : расширить объём сведений по фразеологии, анализировать и уметь объяснять смысл фразеологизмов, в который используются числительные.

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, выступающее в качестве единой лексической единицы, заменить которую можно одним словом.

Входящие в состав фразеологизмов слова, как правило, частично или полностью утрачивают свое собственное лексическое значение. Поэтому лексическое значение всего фразеологического оборота является сочетанием значений входящих в него слов. Во фразеологизмах, также как и в пословицах и поговорках, часто употребляются числительные один, два, три, семь. Например:

Одного поля ягода (совершенно похожи)
В один голос (вместе)
Одному богу известно (никому)
Один к одному (одинаково)
Одним росчерком пера (не вникая в существо дела)
Одним миром мазаны (с одинаковыми недостатками)

С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.
В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко. (слайд №13)

Анализ школьного фразеологического словаря русского языка под редакцией В.П.Жукова (1980г.) показал, что из 2000 фразеологизмов 110 фразеологизмов содержат в своём составе имена числительные.

Самое употребительное числительное - один (количественное) – 32% , первый (порядковое) – 10%.

Немало случаев употребления числительного два – 17% .

Числительные семь и три – 7%. (слайд №13)

Числительное утрачивает свое прямое, в данном случае числовое, значение и приобретает смысл неопределенного количества. Иногда неопределённо малого, иногда неопределённо большого и значительного. А чаще всего количественное значение вообще отсутствует или переосмыслено.

Например: используя фразеологизм «опять двадцать пять» , мы выражаем недовольство по поводу чего-либо много раз повторяющегося и надоевшего, а вовсе не пытаемся утверждать, что этих повторений было именно 25.

Это интересно


Опять двадцать пять - то же самое, одно и то же; о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся.
Дать сто очков вперед - значительно превосходить кого-либо в чем-либо.
Сто к одному – о чем-то, что может произойти с большой степенью вероятности.
Тридевятое царство. Тридесятое царство - о каком-либо очень отдаленном месте, в русских сказках - очень далекая страна, земля.
За тридевять земель - в отдалённой стороне, очень далеко (первонач. в сказках). (слайд №14)

Задания для 1,3 и 4 групп. Замените фразеологизм, в котором употребляется числительное одним словом (раздаточный материал по группам).

1 гр.

Один как перст – одинокий.
Первый встречный – случайный человек.

Раз-два да и обчелся – так мало, что можно посчитать (или считать не нужно).
В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.
В двух шагах от... – очень близко.
Два сапога – пара – один другого не лучше.
Убить двух зайцев - сразу выполнить два нужных, важных дела; добиться осуществления двух целей.

2 гр.

Похожи как две капли воды - совершенно, очень сильно похож.
От горшка два вершка – мал ростом или мал по возрасту, неопытен.
Есть в два горла – очень много есть.
На два фронта – действовать в двух разных направлениях.
Между двух огней – быть в трудном, опасном положении, когда неприятности грозят с двух сторон.
С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.

В четырех стенах – жить, не выходя из дому.

4 гр.

Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения.
Семь пядей во лбу – очень умный, способный.
Седьмое небо - состояние высшей радости, счастья, «как в раю».
Семеро по лавкам - очень много маленьких детей у кого-либо.
Работать до седьмого пота – очень много трудиться.
Попасть в десятку – попасть точно в цель.
Десятая вода на киселе – дальний родственник.

Ожидаемый результат: составить кроссворд фразеологизмов с числительными.

3 группа «Фольклористы»

Цель : выяснить, какие числительные чаще других используются в фольклоре и причины их частого использования.

В произведениях, близких к фольклору, традиционно используются числительные, имеющие особое, символическое значение - три, семь, сорок, сто и др. Обращение к ним поэтов объясняется стремлением к стилизации, воспроизведению народных средств образности речи: Три девицы, семь богатырей, тридцать три богатыря - у Пушкина; «Двенадцать» у Блока и т.д.

Числительные часто используются в фольклоре: загадках, пословицах, поговорках. Сейчас мы вам загадаем загадки, а вы их отгадаете, затем выберите из них числительные и запишите в тетрадь.

Загадки . (слайд №15)

    Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь)

    Кто землю первый пашет? (Червяк)

    Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)

    Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу валяются. Искупалися, вышли, на третьем повисли. (Коромысло, ведра)

    Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

    Четыре брата под одной шляпой стоят, одним кушаком обвязаны. (Стол)

    Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (Месяцы, недели, дни)

    Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подбирает. (Град)

    На поляне, возле елок, дом поставлен из иголок, за травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник)

    Что за шустрый старичок? 88 ног, все по полу шаркают за работой жаркою. (Веник)

Пословицы и поговорки, содержащие в себе имена числительные. Объясните смысл одной из них.

    Ум хорошо, а два лучше.

    Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

    Глупому прощают 70 ошибок, а умному – ни одной.

    Три дня не читаешь – рот грубеет, три дня не пишешь – рука слабеет.

    У умной головы сто рук. (слайд №16)

Задание для 1, 2 и 4 групп.

Рефлексия. Соберите пословицы, в которых используются числительные (каждая группа собирает ромашку из лепестков-пословиц).

    группа - с числительным один

Один волк овец гоняет полк.
За ложку первый, за работу последний.
Один за всех и все за одного.
Одной рукой и узла не завяжешь.
У человека одна родная мать и одна у него Родина.
От одного слова да навек ссора.
В одну лапу всего не сгребёшь .

    группа - с числительным три

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Бог троицу любит.
Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.
Три деньги в день – куда хочешь, туда и день.
Обещанного три года ждут.
Хвастуну цена - три копейки.
Грош да три деньги отложь.

    группа - с числительным семь

Лиса семерых волков проведёт.
Семь вёрст – не крюк.
У семи нянек дитя без глаза.
За семь вёрст киселя хлебать.
Семь вёрст до небес и все лесом.
У ленивого человека семь праздников в неделю.
За семью печатями.

4 группа «Аналитики»

Цель: проанализировать работу групп, подвести итоги и сделать выводы по теме исследования.

В русском языке имя числительное относится к самостоятельной части речи. Рассмотрим некоторые определения имени числительного:

Имя числительное – это часть речи, выражающая значение количества (числа): сто, один, сорок, семеро. Имена числительные отвечают на вопрос «сколько?»

Имя числительное - это именная часть речи, общим лексическим значением которой является количество лиц или предметов. Грамматически числительные характеризуется наличием категории падежа (в языках с развитой морфологией), отчасти рода (в языках, имеющих грамматический род, некоторые числительные обладают родовыми формами, например в русском языке "два", "две"), отсутствием категории числа.

Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число или порядок предметов при счете. (слайд №17)

Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (пять), в этом случае их называют количественными. Отвечают на вопрос сколько? Обозначают количество предметов.

Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое.

Задания для 1,2 и 3 групп (раздаточный материал по группам).

    гр. Распределите числительные в 2 группы: количественные и порядковые.

Шесть, двадцать девять, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот сорок три, восьмой, четырнадцать, сорок пятый, девяносто седьмой, двести семьдесят девять.

3 гр. Задание «Угадай числительное»: записать числа именами числительными, объяснить правописание.
- Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел.(11)
- Это число нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 .(15)
- Это число четное, меньше 81, но больше 75, сумма цифр этого числа равна 8.(80)

4 гр. Задание «Угадай числительное»: записать числа именами числительными, объяснить правописание.
- Это число четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10.(510)
- Это число четное, в его составе нулей на 3 меньше, чем в миллиарде. (1000 000)
- Это число четное, меньше 52, но больше 45, в этом числе десять пятерок.(50).

Учащиеся. На основании результата данного исследования можно сделать вывод, что сфера употребления имен числительных очень широка. Числительные используются в быту, в разговорной речи, в фольклоре (загадках, пословицах, поговорках), в сказках. Отличительной особенностью имен числительных является то, что они пишутся и цифрами, и буквами.

Учитель. Итак, подведем итог нашего урока. Ребята, скажите, понравилось ли вам заниматься проектом? Какой вид деятельности показался вам более привлекательным?

Литература для учителя

1.Фразеологический словарь русского языка Под ред. А.И.Молоткова.-М.Просвещение, 1999г.

2.Внеклассная работа по русскому языку, Панов Б.Т. М.Просвещение 1999г.

3.Числительное. Морфология современного русского языка. Богданов С.И. Воейкова М.Д. и др. СПБ. 2009г.

4.http ://yazik-chistl.ucoz.ru/publ/chisio-23/1-1-0-113

5.Кирилл и Мефодий – http :// www . km . ru

6.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

7.Крылатые слова и выражения

8.Мир слова русского http://www.rusword .o

Литература для учащихся

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. фил. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. яз., 1981г.

    Фразеологический словарь русского языка / Под ред. Ф.И.Молоткова. – М.: Рус. яз., 1986г.

    Жуков В.П.Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Медиа, 2007г.

    Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение.1990г.

    Энциклопедия для детей (т.10, ч.1) Русский язык. Ред коллегия: М.Аксёнова, Л.Петровская и др.- М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007г.

    Занимательные рассказы о частях речи. Книга для учащихся. Постикова И.И.- М.: Просвещение, 1996г.

    Кирилл и Мефодий – http :// www . km . ru

    Крылатые слова и выражения

Числительные играют большую роль в предложениях. Допусти надо нам сказать что груш было пять, а не мало и не много, именно 5. И мы так и пишем. Или например с тех пор как моя мама уехала прошло 10 дней, так и пишем прошло десять дней. ПОэтому числительные очень важны для нашей речи.

Числительное – самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие отвлеченные числа, количество предметов и их порядок при счете. Имена числительные сочетаются в качестве количественного определителя только с именами существительными и образуют с ними неделимое словосочетание, которое в предложении является одним членом предложения. Числительные не могут определяться именами прилагательными.

По составу имена числительные делятся на: простые, сложные и составные. Разряды числительных: количественные (обозначают отвлеченное число или количество однородных предметов): два, двадцать пять;

Дробные (обозначают дробную величину: две пятых); собирательные (обозначают количество предметов как совокупность: трое, оба); порядковые (обозначают порядок следования предметов при счете: первый, третий, двадцати).

Количественные числительные склоняются (изменяются по падежам, но не имеют ни категорию рода, ни категорию числа). Исключения: Числительные один и два имеют формы рода. Они согласуются с существительным в падеже, числительное два – в падеже и роде, числительное один – в роде, числе и падеже. Если составное числительное оканчивается на один, то существительное ставится в форму единственного числа (триста пятьдесят один рубль).

Сочинения по темам:

  1. Наш язык состоит из огромного количества слов, которые позволяют передать любую мысль. Так как язык – это, своего рода, система,...
  2. Глагол – часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает эти значения в формах вида, времени, залога, лица, числа,...
  3. Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга....
  4. Части речи – это грамматические классы слов, в которые слова объединяются на основании следующих признаков: 1) общее грамматическое значение (предмета,...
  5. Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих отечественных классиков. Тем более удивительно, что наши современники недооценивают его...
  6. Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была...
  7. Синтаксический анализ предложения – это полная характеристика предложения как основной синтаксической единицы. Синтаксический анализ начинаем с указания простое или сложное...


План:

    Введение
  • 1 Количественное числительное
    • 1.1 Правописание количественных числительных в русском языке
  • 2 Собирательные числительные
  • 3 Другие виды числительных
  • 4 Склонение имён числительных
  • Примечания

Введение

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: Сколько? который? какой?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ), собирательные (оба , двое , пятеро ) и порядковые (первый , второй , сотый ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .


1. Количественное числительное

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», "Скольки" и т. п.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
    • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

1.1. Правописание количественных числительных в русском языке

  • Простые (состоят из одной основы) например: "один"(1), "два"(2), "три"(3)
  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

Правописание числительных

1. У числительных «пять» - «девятнадцать», а также «двадцать» и «тридцать» Ь пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» - «восемьдесят» и «пятьсот» - «девятьсот» - в середине слова.

2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый»).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный», пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные «оба» (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).


2. Собирательные числительные

Собирательные числительные используются: 1. в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро дру-зей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях до-пускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак. 2. В сочетании с существительными со значении "люди": у Марии Николаевны пятеро детей, в спектакле трое действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц. 3. В роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пя-теро в серых шинелях, нас четверо. 4. В сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющи-мися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.


3. Другие виды числительных

  • Порядковое числительное: первый , второй , третий и т. д.
  • Собирательное числительное: числительное, которое обозначает несколько предметов как одно целое. Например: двое друзей , четверо малышей и т. п.
  • Мультипликативное числительное: одиночный , двойной , тройной , четырёхкратный и т. д.
  • Счётное числительное: единичный , двоичный , шестнадцатеричный и т. п.
  • Дробное числительное - числительное, обозначающее дробь: три пятых , шесть сотых и т. п.
  • Неопределённое числительное: мало , много .

4. Склонение имён числительных

В русском языке при склонении количественных имён числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

Примечания

  1. В норме собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, а также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных. Исключения - названия детёнышей: четверо котят , семеро козлят . Сочетания типа пятеро дочерей характерны для разговорной речи и просторечия, чаще употребляются формы косвенных падежей, например: пятерых дочерей . Сочетаются с существительными, имеющими формы только множественного числа: трое ножниц , четверо суток .
  2. В русском языке обычно не выделяется как отдельный класс числительных и рассматривается как относительное прилагательное.
  3. Обозначает тип счёта. В русском языке также не выделяется как отдельный класс числительных и рассматривается как относительное прилагательное.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 11:04:52
Похожие рефераты: Порядковое числительное .

Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков". (Наш помощник – имя числительное.)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок – игра.

  • повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
  • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, колокольчик-звонок, mp3 файл с записью урока "Радионяни" и средство для его воспроизведения в аудитории.

ХОД УРОКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

Для этого мы поиграем в "Третий лишний":

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Ответ: один, пять, четыре.

– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)

– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)

– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.

II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Домашнее задание – опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей. Цель: проверить знание теории.)

2. Индивидуальная работа у доски:

1) синтаксический разбор предложения (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.);

2) морфологический разбор числительного ТРИ.

3. Коллективная работа: склонение числительных.

I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.

– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)

III. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.

IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.

Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.

2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.

У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу столько обуви
Не носил никто!

Ответ: три (сто (2 р.), двух).

3. Письмо по памяти.

– А теперь запишите часть другого стихотворения-ребуса, заменив цифры словами. (Стихотворение записано на доске. Во время письменной работы эта часть доски закрывается.)

Есть у нас 3 сес3цы.
Вы (не)знаете их?
Как(бы) мне ухи3ться
Рассказать о тр...их?

– Найдите числительные в написанном вами стихотворении. (Три, троих.)

– Хотите услышать продолжение стихотворения?

У одной, что в Стрижове,
Над окошком жил стриж.
Стричь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устрицах,
Никаких устриц нет,
Но зато осетрину
Подают на обед.
А у третьей, в Быстрице,
Быстрина на реке,
И резвятся тритоны
По ночам на песке.

V. ПЕРЕМЕНА.

– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?

Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д.

VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..."

VII. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

VIII. УРОК ИСТОРИИ.

– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)

2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

– Все ли слова были понятны?

Словарная работа:

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

IX. ПЕРЕМЕНА.

– Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д.

X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

Семьсот, одиннадцать, сорок;

шестнадцать, восемьдесят, двести;

девятьсот, девятнадцать, девяносто.

XI. УРОК МУЗЫКИ.

– На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ. <Приложение 1> . )

– Чему же научила вас "Радионяня"?

XII. УРОК БИОЛОГИИ.

– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме <Рисунок 1> ). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.)

Проверка:

1) простое количественное – 1;

2) сложное количественное – 4;

3) составное количественное – 3, 10;

4) простое порядковое – 7;

5) сложное порядковое – 11;

6) составное порядковое – 6, 12.

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить словарный диктант с числительными; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.

XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.