Меню

Рассказ о природе в художественном стиле речи. Описание осенней природы и настроения: сочинение миниатюра на тему осень

Двигатель и его компоненты

Музыка для счастья – нежная гитара

Первый аккорд – легкий, дуновение ветра, едва-едва пальцы касаются струн. Исчезающе тихий звук, ми-минор, проще и нет ничего...
Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...

Второй аккорд – ловко переставленны пальцы левой руки, правая уверенно и мягко ведет по струнам. Вниз, вниз, вверх – просто и дает самый простой звук. Готовится не метель и не шторм – всего лишь снегопад. Ничего сложного в нем быть не может. Снежинки начинают лететь чаще – передовые отряды основных сил, сверкающие ледяные звездочки.

Дальше аккорды сменяют друг друга тягуче и ласково, так, что ухо почти не замечает перехода от одного звука к другому. Перехода, который всегда звучит резко. Вместо боя – перебор. Восьмерка. Вступление отыграно и пусть это не инструментал, который звучит торжествующе и радостно во время летнего ливня или тягуче и завораживающе в метель, пусть это всего лишь сложенные вместе аккорды музыка удивительно подходит снегу за окном, белым бабочкам зимы, ледяным крохотным звездам, которые все танцуют, танцуют свой танец в ночном небе...

В музыку вплетается пение – тихое, слова не различимы, ускользают от восприятия, мешаются с снегопадом и мерным, естественным стуком сердца. Четкий ритм и спокойная сила звучат в них. Нет конца у песни, она просто мягко сплетается с танцем снежинок и незаметно уходит, оставляя небо и снег наедине...
Холод и тьма скрадывают звуки и движения, примиряют город с зимой...

А Повелитель Снегопада, отыгравший на одной из крыш свою партию, мягко убирает в чехол свою гитару, властную над стихиями. На плечах и на волосах его снег, вспыхивают и гаснут рыжие веселые искры – снежинки отражают свет далеких огней. В окнах дома напротив – свет. Там люди, которые не знают, как плетут кружево стихий...

Лестница – обычная лестница девятиэтажного дома. Двери, вечно занятый кем-то лифт, тусклый свет лампочки на площадке... Повелитель Снегопада идет пешком, придерживая гитару, тихо и медленно ступая по ступенькам. С девятого этажа на первый, осторожно, чтобы не потревожить теплое чувство расслабленного довечивого счастья, каждый раз приходящего после выполненной игры...
И привычно-злой вопрос открывшей дверь матери:
– Когда ты уже перестанешь играть в свои игры и начнешь наконец думать?
Бьет по открытой душе как ножом. Подламываются мягкие снежные крылья, данные исполнением настоящего и остается только непонимание и обида.
За что же она бьет по самому больному? За что?..

Ночью гулял по городу дикий ветер, перемешанный со снегом. Ломал ветви деревьев, рвал провода, заметал дороги...
Это снова пела гитара Повелителя Снегопада.

Прелесть увядающей осенней поры описывалась многими поэтами и прозаиками, есть в этом времени года какая-то особенная, слегка грустная, романтика, которая наталкивает на размышления. Однако не стоит думать, что осень – это исключительно тоскливое явление, которое сопровождают только непрерывные дожи и похолодание. Ведь кроме “мокрой и слякотной осени” существует и всеми любимая “золотая осень”.

Для того чтобы насладиться прощальной порой и полюбоваться последними яркими красками в ожидании белой зимы стоит отправиться

В лес.

Осенний лес – это удивительное зрелище! Все вокруг наталкивает на мысли, что природа – это художник, в распоряжении которого остались лишь краски двух цветов – желтого и красного. Деревья еще не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный “концерт” из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту

И его окутает звенящая морозная тишина.

Если быть внимательным, то можно разглядеть на ветках оставленные птицами гнезда. Большинство пернатых обитателей леса собрались в стаи и отправились в более теплые края, пережидать холода. Изредка среди багряной листвы вспорхнет маленькая желтая синичка или вдали послышится мерный стук дятла – эти лесные птицы остаются зимовать с нами. Совсем большим везением будет увидеть сойку, глухаря или тетерева, а зимующих сов вы не повстречается днем, даже если очень захотите.

Если выйти на большую поляну, то можно полюбоваться прекрасным природным “гербарием”. Лесные травы, нетронутые ветром или человеком, застыли в безмолвном ожидании. Сухие и безжизненные, они отцвели и осыпали семена на почву уже давно, а теперь грустно шуршат под ногами. Брошенные в мох семена согреются под слоем снега, чтобы с приходом весны прорости новым сочно-зеленым ковром разнотравья. Но сейчас в осеннем лесу зеленых оттенков больше нет, весь он полыхает ярким огнем листвы.

Возвращаясь с прогулки домой, обязательно возьмите с собой осенние сувениры: упавший желудь, резной кленовый листок. Пусть зимними вечерами эти символы уходящего года напоминают вам о лесе, который спит и видит сны о весеннем солнце, молодой траве и возвращающихся птицах.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мне очень нравятся картины, над которыми приходится размышлять. «На террасе» И. Шеван­дровой - как раз такое полотно. На картине изо­бражен...
  2. Укрывшись от городской суеты, Георгий Нисский остановил мгновенье и показал настоящую зиму Подмосковья. Февраль. Последний месяц снега, холодов и гололеда....
  3. На картине В. Попкова «Осенние дожди» на крыльце дома стоит человек в черном фраке. В этом человеке любой узнает великого...
  4. Летняя Ночь. Ночной город, горят лишь окна домов, вокруг стоит тишина, не слышно ни голосов людей, ни шума машин. На...

Художественное описание природы

Цель исследования - выявить интеллектуальные и эстетико-этические усилия автора при создании художественного описания природы (объект лингвистического изучения). Задачи - определить этапы и признаки таких усилий и наиболее широко применяющиеся языковые средства. Описание живой и неживой природы в художественном произведении требует высокой креативности и развитой системы оценок, чувства прекрасного со стороны автора и читателя.

В понятие языковой личности включается не только языковая компетенция и определенные знания, но и интеллектуальная способность создавать новые знания на основе накопленных, то есть креативность. Отсюда следует, что сильная языковая личность несовместима со слаборазвитой интеллектуальной деятельностью, что непременное условие сильной языковой личности -высокоразвитый интеллект. Более того, Ю.Н. Караулов считает, что «языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру вступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения - выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе» . Поэтому необходимой характеристикой сильной языковой личности выступает креативность, на что указывал Ю.Н. Караулов. Под языковой креативностью понимают способность к использованию не только знания идиоматической составляющей, но и к использованию языковых средств в индивидуальном или переносном смысле. В полном смысле слова креативность можно отнести к целому ряду художественных описаний природы.

Фото природы и активных туров на природе

Разумеется, мир существует объективно и независимо от того, как люди его воспринимают. Однако благодаря языковым факторам мы способны получить дополнительную информацию, которая зависит от природы и структуры языка, поэтому люди иногда по-разному воспринимают действительность; именно языковое восприятие может иметь воздействие на познание окружающего мира. Положение о том, что язык создается человеком и для человеческого общения, развивает антрополингвистика, в частности когнитивная лингвистика, базирующаяся на осознании того, что «информация, используемая при декодировании текстов, не ограничивается знанием только языка,

но включает знания о мире в целом, о социальном и культурном контексте и т.п., оно предполагает владение навыками извлечения из памяти различной фоновой информации. Всесторонний учёт знаний, используемых говорящим и слушающим в процессе коммуникации, стал рассматриваться как важнейший признак новой лингвистической парадигмы».

Основополагающим для нашего исследования считаем следующее положение:в когнитивной парадигме художественный текст осмысливается как эстетически мотивированная модель действительности и вербальное воплощение когнитивных компонентов концептосистемы создателя, а также репрезентация структуры и типа сознания автора. Это обусловлено тем, что художественные тексты, особенно классические, созданные талантливыми, гениальными авторами, «развивают не только и не столько плоскостное логическое мышление, сколько рефлексию, которая осваивает всё многообразие духовного пространства культуры, включающее как душевную (психическую) организацию человека, так и многомерное духовное пространство». Через «эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие». Именно поэтому в художественном произведении, как известно, возможно обнаружить эстетический смысл, а также эстетическое событие, участники которого - автор, герой и читатель. «К приемам актуализации эстетического смысла относятся семантические процессы, отражающие результаты лингвокреативных когнитивных процессов по созданию "новых" ментальных комплексов в смысловом пространстве текста, в частности, семантическая специализация и семантическая модуляция контекстуального значения лексических единиц, а также заимствования и смысловые трансформации лингвокультурных концептов».

Представляется, что любое описание природы в художественном произведении является эстетическим событием. Природа как объективно существующее, чужеродное явление проходит сквозь «ментальные сита» (термин Н.И. Жинкина) автора и неизбежно оказывается вовлеченной в процесс модификации. В результате чувствования, оценивания и вербализации явлений и фактов природы автор становится субъектом-действующим, совершающим этический поступок.

К эстетическим поступкам автора при описании природы безусловно относится языковая игра - неслучайно она в русской языковой лингвокультуре соотносится, помимо прочего, также и с миром природы: ветер играет, буря разыгралась, вода заиграла (быстро побежала), солнце играет (о перемене погоды), играть/проясняться (о погоде), игронуть / ударить (о молнии), зорянка играет, первый снежный заигрыш. Авторы играют со значением слов, употребляя их в самых неожиданных контекстах. Между буквальным и фигуральным значением слова примерно такое же отношение, как между актером и персонажем, слитыми в теле одного человека: «Деревья в зимнем серебре» (Пушкин), «Французы двинулись, как тучи» (Лермонтов), «Золотой лягушкою луна распласталась на тихой воде» (Есенин).

Разумеется, эстетизация должна быть адекватно понята реципиентом. «Автор в своей творческой деятельности реализует своего рода эстетическую игру - прихотливое перебирание и комбинирование фрагментов мира, реального и воображаемого. Следуя за художником слова, читатель оказывается вовлеченным в эту игру. Нравственная и эстетическая значимость художественного текста зачастую начинают предопределять сознание и формы существования человека». Один из ярких примеров (хотя и гипертрофированных) подобной игры - описание природы в стихотворении Велимира Хлебникова: «О, достоевскиймо бегущей / тучи! / О, пушкинноты млеющего полдня! / Ночь смотрится, как Тютчев / Безмерное замирным полня». Комментируя эту строчку, В.И. Заика замечает, что окказионализм в художественной речи показывает не только (а часто и не столько) некую реалию, так как не столь важно, что именно представит себе читатель, воспринимающий данную фразу. «Если в практической реализации, в том числе в риторической, язык остаётся исключительно средством выражения, то в эстетической реализации язык одновременно является и средством воплощения художественной модели и компонентом изображаемой художественной модели».

Таким образом, создание и эстетического смысла, и эстетического события требует определенных интеллектуальных усилий как от автора текста, так и от адресата. И для одного, и для другого «при создании литературных текстов требуется опора на общие знания и стереотипные

представления о мире, но при каждом акте обращения к этому общему фонду происходит интеллектуальное уточнение или переосмысление их значимости».

Помимо интеллекта, в процессе создания и восприятия эстетических компонентов текста задействуются также чувства, поскольку эстетическое - явление по сути психологическое, это ощущение и восприятие, которые вызывают эмоциональное возбуждение.

Сопряженность изображения природы с эмоциями явно выражена в устойчивых языковых клише. Однако их употребление в художественном тексте требует развитого чувства языкового вкуса, такта, иначе стремление автора к «красивости» может привести к эффекту, обратному авторской интенции. О гармоничной соединенности разумного и чувственного исследователи говорят, например, в отношении творчества известного русского писателя-пейзажиста М.М.Пришвина. Он как выдающийся художник слова всегда стремился к нахождению красоты в обыкновенных явлениях жизни. «Тайга привлекает М.Пришвина не только ее безбрежными и величественными просторами. Она интересует его диалектикой внутренней жизни. Яркие и красочные описания жизни тайги не оставляют равнодушными никого, кто знакомится с произведениями М.Пришвина. Каждый читатель находит в них интересное и полезное, волнующее его чувства и мысли, вызывающие жажду знаний и деяний» . Изображения природы, нравов животных «доставляют эстетическое наслаждение еще и потому, что в яркой художественной форме, сочным и выразительным языком он воспроизводит интересную жизнь животного мира. И в этом -источник эстетической природы и притягательной силы пришвинского искусства слова». Даже если писатель прибегает к сжатым синтаксическим конструкциям, неосложнённым номинативным предложениям, то и в этом случае проявляется определенный авторский замысел. Например, М.М. Пришвин так изображает приход осени: «Дожди вовсе замучили хозяев. Стрижи давно улетели. Ласточки табунятся в полях. Было уже два мороза. Липы пожелтели сверху и донизу. Картофель тоже почернел. Всюду постелили лён. Показался дупель». Благодаря такому лаконизму писателю удаётся создать движущуюся картину природы, точно воспроизвести переходные моменты, переживаемые растительным и животным миром на стыке времен года. «Приход осени М. Пришвин начинает с изображения перемещения, движения птиц. Стрижи уже успели улететь: они теплолюбивы, да и лететь им дольше других пернатых. А ласточки только еще собираются в стаи, но и они скоро улетят. Немногословно, но выразительно передаёт художник движение птиц». В другом пейзажном описании приближающейся зимы у Пришвина иная цель - этическая: «Ночь тихая, лунная, прихватил мороз, и на первом рассвете выпал заимок. По голым деревьям бегали белки. Вдали как будто токовал тетерев... День пестрый, то яркое солнце светит, то снег летит. В девятом часу утра на болотах еще оставался тонкий слой льда, на пнях самые белые скатерти и на белом красные листики осины лежат, как кровавые блюдца. Поднялся гаршнеп в болоте и скрылся в метели». Такие описания природы придают пришвинской прозе черты ярко выраженного лиризма. Природа часто становится как бы участницей радостных и горестных переживаний и раздумий человека, живущего на ее величавых просторах и чувствующего свою слитность с ней. Хотя природа в этом случае представлена в момент осеннего увядания, но сколько прелести, неповторимой красоты в этих описаниях. Следовательно, художественное описание природы - не статичная картинка, это процесс, требующий определенных усилий и от автора, и от читателя.

Процесс, по А.Н. Уайтхеду, состоит из процедуры оценивания или «суждения», которая есть не что иное, как протекающее во времени «чувствование». Оценивание влечет за собой процесс модификации. Здесь очевидна эмоционально-ценностная доминанта - «оценивание», «чувствование». А.А. Дуров предлагает расширить схему Уайтхеда и ввести в процесс реального субъекта-действующего. Это влечет за собой появление еще одного этапа в дополнительной фазе процесса, который предложено назвать установкой, в которой происходит процесс обретения субъектом точки зрения. Это положение поддерживают и другие ученые. Мы солидарны с тем, что «в художественном тексте автор-создатель выступает в роли субъекта, участвующего в коммуникации. Активный характер его деятельности необходимо учитывать при исследовании пространства художественного текста, поскольку сами по себе языковые явления не указывают на какие-либо объекты мира: указание на речевой акт осуществляется носителями языка как носителями определенных референциальных систем».

Воздействие, которое оказывают картины природы на реципиента, зависит от развитости его нравственной сферы. «Признанная и утвержденная субъектом Ценность диктует ту или иную

перспективу. Признавая и утверждая эту ценность, субъект должен принять ту или иную эмоциональную установку, т.е. совершить этический поступок. Принятая установка, в свою очередь, диктует определенную позицию (точку зрения)... В предлагаемом подходе нет бессубъектной сферы». В субъекте-индивидуальности процессы происходят на разных онтологических уровнях: телесном, духовном и душевном. В сознании этим уровням соответствуют регулятивная, когнитивная и эмоционально-волевая сферы.

При художественном описании природы и его восприятии читателем актуализируются все онтологические уровни: эмоционально-волевая сфера сознания (при «чувствовании» её принимает участие большинство органов чувств), регулятивная (мельчайшие движения и изменения в природе проживаются на психофизиологическом уровне), когнитивная (читатель присутствует при глубоких размышлениях автора).

В художественных произведениях практически не встречается повторов, одинаковых описаний природы. Это говорит о том, что процесс постижения, «понимания» природы писателем, поэтом является актом субъективно-ценностной модификации. Эта деятельность внутреннего согласования ценностей отражается в моральных и эстетических суждениях, которые выражаются прежде всего в характере чувствований, в размежевании их между полюсами «боли и удовольствия», «прекрасного и безобразного».

Следовательно, можно прийти к выводу о том, что описания природы имеют два аспекта - эстетический и интеллектуальный.

Рядчикова Елена Николаевна, Куршакова Татьяна Дмитриевна

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Тема: Художественное описание природы в тексте «Зимой в лесу».

Цель: анализируя текст-образец, показать детям особенно­сти описания как типа речи, образность, правдивость и яркость художественного описания, сформировать умение собирать ма­териал к сочинению.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Для того чтобы создать интересный, живой пейзаж (так называется описание природы), надо посмотреть глазами худож­ника, стать внимательным к мелочам, научиться видеть, как много удивительного и прекрасного в мире природы. Умению видеть природу и описывать ее нужно учиться у художников слова.

2. Выразительное чтение текста-образца. Голосом подчерки­ вается основная мысль: «Необычен лес в снегу!»

Зимой в лесу

Красив лес в снегу!

Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник , напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полян­ку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана .

Пень выглядывает из-под тучной чалмы.

Еловые лапы, - если приглядеться, каждая имеет свою физионо­мию, - прямо в глаза строят немые снежные рожи.

Все необычно в заснеженном лесу.

(По В. Тендрякову)

3. Беседа по вопросам.

Понравилось ли вам это описание? Что запомнилось? О чем оно?

Каким тоном я читала текст?

Да, правильно, я постаралась передать необычность каждого предмета в зимнем лесу, поэтому мой голос звучал то таинственно, то удивленно, то восторженно. Основной тон высказывания (звучание голоса) помогает мне лучше передать мысль текста, отношение автора к описываемому, а вам понять, почувствовать это.


Как же мы сформулируем основную мысль текста? (Засне­женный лес необычен.)

В каких предложениях передана основная мысль?

(В последнем: «Все необычно в заснеженном лесу».)

Какую роль играет это предложение в построении описания?

Назовите первое предложение и определите его роль.

(Оно выполняет роль вступления. В этих предложениях - начальном и заключительном - выражается отношение автора к тому, что он увидел.)

Покажите, что необычного в этих предметах заметил автор?
С помощью каких слов он передает это?

(Кустик напоминает ав­тору вырвавшийся из-под земли взрыв.

Пень, как живой, «выгля­дывает» из-под чалмы (восточный головной убор), а чалма - тучная, т. е. тяжелая.

Еловые лапы, как живые, строят рожи.)

4. Домашнее задание .

Образно опишите зимний лес, который вы увидите на экскурсии. Опишите по-своему и так, чтоб каждый, кто прочтет сочинение, смог представить его себе, открыть в нем для себя что-то новое.

Разъясняя домашнее задание, учитель спрашивает детей:

Что же нужно сделать при подготовке к сочинению-описа­нию во время экскурсии?

(Прежде всего присмотреться ко всем предметам, окружающим нас. Убедить себя, что все это мы видим в первый раз.)

Но как наблюдать? Если все подряд наблюдать, то немного увидишь! (Надо составить план наблюдений.)

Прежде чем вести детей на экскурсию, учитель предвари­тельно сам изучает то место, где будет проведена экскурсия. Он выделяет те предметы, на которые надо будет обратить внима­ние детей, отбирает слова, с которыми познакомит учащихся, составляет и сообщает им план наблюдений и цель экскурсии.

Затем учитель уточняет задачу : к художественному описанию собирать материал необходимо. Он напоминает, что существует и деловое описание.

После чего зачитывает два текста:

а) Снегопад- это явление природы; выпадение из облаков атмосферных осадков в виде снежных кристаллов-снежинок, т. е. выпадение снега.

б) Падает снег... Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь
в замедленном полете с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежи­нок. Сливается он в несмолкающий шепот, тихий и немного грустный.

(И. Полуянов)

Дети определяют, в каком из этих текстов дано художественное описание, обращают внимание на его язык, находят при­емы изображения природы: сравнение шуршания снега с шепо­том, определения, точно характеризующие полет снежинок (за медленный полет), шепот в лесу, синонимы (шелестит. шуршит ), позволяющие избежать однообразия речи.

Кроме того, ученики вспоминают особенности художествен­ного описания природы (его образность, правдивость, передачу настроения автора).

План наблюдений (для коллективной работы)

План наблюдений Рабочие материалы

1. Общее впечатление. Радостное. Хорошо в лесу! Много

Интересного таит в себе лес зимой.

2. Деревья. Все в белом наряде. Лес в сказочном наряде.

Очень красиво! (Или: Снег еще не выпал:

де­ревья стоят голые. В лесу неуютно.)

3. Снег Снежные шапки. Сосенки напоминают зон-

тики. Елки в платьях из снежных кружев.

4. Воздух. Свежий. Искрится на солнце.

Похрустывает под ногами.

(Или: Снег еще не выпал. Земля сырая от

холода.) Чистый. Легкий морозец.


5. Солнце Холодное. День пасмурный. Легкие облака часто

закрывают небо.

6. Звуки Задумчивая тишина. Лес к чему-то прислушивается.

5. Систематизация собранного материала, т. е. отбор того, что
необходимо для раскрытия темы и основной мысли.

Системати­зация может вестись по следующим вопросам:

Какой материал вы отберете, если основная мысль вашего
сочинения: «Зимой в лесу необычно»? (Ученики называют при­
знаки необычного леса: причудливые формы деревьев, необыч­ный цвет снега и др.)

Какой материал вы отберете, если у вас будет другая ос­новная мысль: «Зимой в лесу красиво»! (В этом случае будем
отыскивать предметы и их признаки, которые создают красоту
зимнего леса: еловые лапы, заснеженные кусты, как веер , при­порошенные пеньки и т. п.).

6. Составление плана (индивидуальная работа).

Учитель вывешивает «ПАМЯТКУ О РАБОТЕ НАД ПЛАНОМ».

1. Подумай, о чем скажешь вначале, какие предметы и при­знаки будешь описывать, чем закончишь текст.

2. Выдели основные смысловые части. Сколько их? (Каждая
часть отличается от другой новым содержанием, т. е. описанием
нового предмета.)

3. Определи главное в каждой части, кратко назови его (подбери к частям заголовки).

4. Запиши заголовки к каждой части.

5. Проверь себя: нарисуй словами картину по плану.

Урок-сочинение.

Тема. Художественное описание животного.

Цель: повторить с детьми особенности текста-описания, вы­делить особенности художественного описания; познакомить с особой лексикой; подготовить их к изложению-повествованию с элементами описания.

Ход урока.

I. Объяснение учителя.

Часто в жизни нам приходится описывать предметы, жи­вотных, людей. Описать- значит указать, раскрыть признаки предмета или явления. Есть деловые (научные) и художественные описания. В описании деловом (научном) важно указать в определенном порядке существенные признаки предмета, животного. В таком описании все должно быть точно, логично. Эти описания часто встречаются в учебниках истории, природове­дения и др. Приведите примеры деловых описаний. (Описание облаков, снега в учебнике «Окружающий мир». Описание живо­тных в научной книге «Жизнь животных».)

Сейчас я прочитаю описание кошки. Какое это описание, по-вашему, - деловое, научное или художественное?

Кошка - домашнее животное. У нее легкое, но сильное тело, не­большая круглая голова на крепкой шее, длинный хвост и мягкая шерсть. Длина усов у кошки 5-10 см. Окраска шерсти бывает различной: чер­ной, белой, каштановой, темно-серой. У нее острые зубы и втяжные острые когти.

У этого животного отличный слух. Глаза ее хорошо видят только вблизи. Удивительна память кошки на места. Привезенная в мешке за несколько километров, она легко находит дорогу домой.

Кошка с большой ловкостью лазит. Это животное избегает воды, но если попадает в воду, то отлично плавает.

Дети отвечают, что описание - деловое.

Какие признаки кошки указываются? (Называемые детьми признаки выписываются на доске. Одновременно дети предупреждаются, что описания животных требуют особых слов: порода, масть (цвет шерсти), когти (а не ногти), мордочка (а не лицо).)

Какова цель этого описания? (Отметить все существенные признаки кошки, по которым ее можно отличить от других животных.)

А теперь послушайте другое описание. Какое оно?

Мою кошку зовут Бася. У нее умные, внимательные глаза, черный блестящий носик напоминает пуговку. Ее пушистая шерсть блестит, переливается на солнце и становится золотистой, хотя на самом деле она коричневая. Хвост у Баси пушистый и ходит в разные стороны.

Бася любит мороженое, но она никогда не выпрашивает, а сидит и терпеливо ждет своей порции. Это очень умная кошка, и я ее очень люблю.

Это художественное описание. Оно дает образное, яркое
представление о животном (не вообще о кошке как о породе
животных, а об одной конкретной кошке по кличке Бася.

В описании отражается восприятие автора, его отношение к кош­ке. Поэтому носик напоминает пуговку (сравнение), шерсть пе­реливается на солнце (образное выражение). Итак, художествен­ное описание отличается от предыдущего делового описания об­разностью.

Само по себе художественное описание встречается редко, обычно оно включается в рассказ, повесть, роман. Приведите примеры описаний, с которыми вы встречались, читая художе­ственную литературу. (Дети называют, например, описания ду­ба, яблока из сказок.)

Вернемся к нашему тексту. В какой последовательности описывает автор кошку? (Вначале названо животное, о котором пойдет речь, указана кличка, затем описаны отдельные признаки. За­тем автор указывает на ее повадки: любит мороженое, но не выпрашивает.

В последнем предложении дана оценка: это очень умная кошка: выражено отношение автора к ней: я ее очень люблю.)

Почему описание получилось таким интересным? (Автор
хорошо знает это животное.)

2. Задание на дом : провести наблюдения за своими животны­ми и описать их.

Урок-сочинение.

Тема. Деловое описание животного в жанре объявления.

Цель: потренировать детей в различении существенных и не­существенных признаков; показать учащимся, где используется этот вид описания.

Материал для учителя.

Деловой стиль речи характеризуется следующими признака­ми:

1) используется в различных деловых бумагах (объявлени­ях, заявлениях, расписках, справках, отчетах, инструкциях, за­конодательных актах);

2) задача такой речи - сообщить тонные сведения, имеющие практическое значение, дать точные реко­мендации, указания;

3) высказывания обычно бывают офици­альными, точными, лишенными эмоций;

4) к его характерным языковым средствам относят: книжные официальные слова и выражения (например, «электропоезд», а не «электричка», «при­нять решение», а не «решить» и т. п.); глаголы в форме повели­тельного наклонения; глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени со значением «так принято де­лать»; глаголы на - ся и др.

Мы предлагаем объяснить детям, при каких обстоятельствах ис­пользуется деловое описание, через знакомую им речевую ситуацию.

Ход урока.

I. Создание речевой ситуации.

Представьте, что у вас пропала собака (кошка, попугай и
т. п.). Вы очень хотите найти ее. Как вы можете это сделать?
(Нужно дать объявление в газету или на радио, телевидение.)

На доске появляются красочные образцы текстов, среди ко­торых есть и текст-объявление:

1. Спаниель – собака

2. низкого роста. Тело длинное, плотного сложения. лапы

Это цветы сделали луг такими разнообразными и душистыми, поскольку их было чрезвычайно много - синих, красных, белых, оранжевых, всяких-всяких. Смотришь - и глаза разбегаются. Каждая пчелка, каждая букашка летит к какому-то цветку, как к знакомому. Вот ромашка с белыми широкими лепестками и золотой середкой. На нее сел мотылек с цветистыми и легкими, будто лепестки, крылышками. А вон колокольчик качает раз в раз головкой и будто зовет: день-дзень, я здесь! Глядь, а к нему шмель в гости! А присмотреться пониже разнотравья, - это же просто чудо! Кто здесь только не странствует: мурашки своей слаженной командой проторяют тропу к своему замку, черненькие жучки, спешащие так, будто опаздывают на какие-то торжества, маленькие мотыльки, которые спустились вниз отдохнуть от своих хлопот...

Удивительный мир! И хочется к нему прислушаться, уловить каждый шорох, это так увлекательно и чрезвычайно интересно. Я будто превращаюсь в путешественника, который странствует этим сказочным миром под названием Природа.

Лес зимой. Вы были в лесу, когда там властвует зима? Не каждый год в эту пору лес бывает таким красивым. В этом году он необыкновенный - волшебный. Заходишь в это царство внеземной красоты и оказываешься в плену удивительных впечатлений, когда даже слова сказать не можешь громко, только бы не спугнуть какого-то дива. Вон деревья набрали на свои ветви столько пушистого снега, что, кажется, не выдержат мелкие ветки, и нырнет вниз белый водопад. Все деревья, кусты стоят припорошенные снежинками, будто готовясь к какому-то балу. Хочется разговаривать шепотом. А снегирей совсем это не интересует, им приятно перелетать из ветви на ветвь и встряхивать снег. Белочки тоже выскакивают на прогулку, чтобы развеселить себя и окружающих птиц, которые сразу взлетают, если где-то осыплется снег. И лес наполняется одиночными звуками, такими нежными и неповторимыми, будто сама природа что-то шепчет. Где-то птичка отзовется, где-то прошелестит снег, ссыпавшийся к подножию деревьев…