Меню

Установка приборов учета. Минэнерго приняло приказ о порядке предложения установки счетчиков энергоснабжающими организациями

Двигатель и его компоненты

5/5 (3)

Что такое прибор учета тепловой энергии

Современные счетчики подаваемого тепла являются оборудованием, с помощью которого обеспечивается постоянный учет тепла, в точности определяется масса теплоносителя, а также контролируются параметры.

По конструкции узел учета включает следующие устройства, врезаемые специалистами в трубопроводы:

  • специальный вычислитель;
  • индикаторы и преобразователи температуры и уровня давления;
  • используемая запорная арматура.

Сигналы с установленного водосчетчика подаются в микропроцессор действующего тепловычислителя, где специальным высокоточным цифровым устройством преобразуются в необходимую форму. Затем для вычисления параметров тепловой энергии проводится их интеграция.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов

Счетчики подлежат установке в жилом помещении в обязательном порядке.

В соответствии с действующим законом все положенные расчеты за потребляемые энергоресурсы выполняются на основании полученных данных об их точном значении, определяемых приборами учета.

В российском законе достаточно четко указаны крайние сроки монтажа счетчиков энергоресурсов. До 2011 года счетчики должны были присутствовать и эксплуатироваться в зданиях, различных строениях, возведенных сооружениях, предназначенных для размещения действующих органов госвласти, включая органы местного самоуправления.

До 2011 года владельцы нежилых возведенных зданий, разных строений, сооружений и остальных объектов имели обязательство по завершению оснащения своих объектов общедомовыми устройствами учета потребляемых энергоресурсов, а также по началу эксплуатации таких приборов.

До начала 2012 года владельцы различных помещений в возведенных многоквартирных домах, построенных дачных строениях с действующей централизованной подачей потребляемых ресурсов должны были оснастить дома счетчиками энергоресурсов, а также провести ввод приборов в постоянную эксплуатацию.

Все современные многоквартирные дома в определенный срок оснащаются общедомовыми счетчиками учета воды, подаваемой тепло- и электроэнергии, включая индивидуальные и используемые общие счетчики энергоресурсов, за исключением тепла.

С 2012 года дома, которые вводятся в эксплуатацию или подлежат реконструкции, обязательно оснащаются индивидуальными устанавливаемыми счетчиками для учета тепла. С момента принятия Закона не разрешается эксплуатация зданий и различных сооружений без необходимого оснащения их современными счетчиками.

Кто должен оплачивать установку приборов учета

Сегодня собственники несут финансовые расходы по монтажу счетчиков.

Важно! Если владелец не может оплатить монтаж счетчика сразу, то поставщик необходимых энергоресурсов предоставляет рассрочку по положенным платежам на период до 5 лет. Взимаемый за кредит процент установлен ЦБ РФ.

Субъект или действующее муниципальное образование обладают полным правом на предоставление за счет выделяемых бюджетных средств мер необходимой поддержки различным категориям потребителей. Это происходит с помощью выделения им финансовых средств на монтаж счетчиков энергоресурсов. Принадлежащие муниципалитету квартиры обязательно оснащаются счетчиками потребляемой электроэнергии, приобретенными за счет выделенных средств бюджета.

Посмотрите видео. Узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме:

Общее собрание для получения решения об установке счетчиков

Общее собрание жильцов проводится обязательно. Перед установкой счетчиков требуется коллективное решение собственников, которое принимается большинством голосов на проводимом собрании.

Так как установленный узел учета станет после монтажа общедомовой собственностью, то проведение оплаты используемого оборудования и предстоящих работ полностью или частично должно быть распределено между всеми непосредственными собственниками квартир.

Основная задача действующей УК, ТСЖ или созданной ЖСК состоит в донесении до собственников необходимости установки счетчиков в соответствии с законом об эффективном энергосбережении.

Причем отказ от нее приведет к принятию принудительных мер по монтажу счетчиков именно со стороны действующей энергоснабжающей организации и к судебному разбирательству. Поэтому собственникам предлагается список компаний для заключения необходимого договора на монтаж счетчиков с актуальными предложениями стоимости предстоящих работ.

Кто имеет право счетчики устанавливать

Современные приборы учета монтируются на жилом объекте поставляющими их организациями или действующими специализированными компаниями.

В штате таких организаций присутствуют профильные квалифицированные специалисты, работа которых по установке счетчиков прописана в уставной документации организации, имеющей членство СРО в строительной сфере и соответствующее свидетельство о допуске к выполнению работы.

Поставщики потребляемых энергоресурсов несут обязательство по осуществлению работ по монтажу и замене счетчиков энергоресурсов.

До 2010 года действующие энергоснабжающие компании обязаны были предоставить владельцам помещений в построенных многоквартирных домах, всем лицам, которые несут ответственность за такие дома и разным лицам, действующим в интересах непосредственных собственников, подготовленные предложения об оснащении жилья современными счетчиками.

Какая будет ответственность за отказ от монтажа

Если до наступления 2011 года и для некоторых потребителей до 2012 года в ответ на поступившие предложения по монтажу приборов учета от прямого поставщика энергоресурсов непосредственный потребитель не приобрел и не установил необходимый счетчик, то ресурсоснабжающая организация обладает правом на проведение его принудительной установки с взысканием с потребителя понесенных расходов.

В соответствии с действующими законом до окончания 2012 года проводимая кампания по монтажу счетчиков должна быть завершена. Все без исключения потребители поставляемых энергоресурсов должны стать «оприборенными».

Ресурсоснабжающие действующие организации в настоящее время не могут отказывать в заключении договора, в котором содержатся условия установки, проведения замены и работы счетчиков потребляемых ресурсов. Цена договора определена заключенным соглашением обеих сторон. Точный порядок заключения требуемого договора ранее был утвержден действующим Приказом Минэнергетики РФ № 149.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Кто контролирует соблюдение обязанностей по установке приборов

Соблюдение ряда обязанностей по монтажу различных приборов учета находится под контролем ФАС, Ростехнадзора и их действующих территориальных отделений, находящихся в регионах.

Штрафы за несоблюдение требований по установке

Да, в настоящее время штрафные санкции применяются, поэтому действующим законом об энергосбережении недавно были разработаны и внесены некоторые поправки в российский Кодекс о происходящих административных правонарушениях.

Например, несоблюдение заявленных требований действующего законодательства о монтаже счетчиков приводит к штрафу для должностных лиц до 30 тыс. руб., а для юрлиц – примерно до 600 тысяч рублей.

Полное несоблюдение заявленных требований непосредственными поставщиками энергоресурсов по монтажу счетчиков собственникам построенных домов, дач и садовых строений приводит к штрафам.

Необоснованный отказ или постоянное уклонение организации, занимающейся установкой, заменой и эксплуатацией счетчиков энергоресурсов, от составления необходимого договора и от его последующего исполнения, а также полное несоблюдение требований о монтаже, проведении замены, эксплуатации счетчиков применяемых энергетических ресурсов также приводит к штрафным санкциям.

Кто приборы учета ремонтирует

Именно собственник должен обеспечивать эксплуатацию счетчиков в соответствии с заявленными техническими требованиями на используемый прибор. Поэтому у владельца приобретенного узла учета имеется заключенный договор на техобслуживание счетчиков с обслуживающей организацией.

Запомните! Все виды ремонтных работ смонтированных приборов учета проводятся на изготавливающих предприятиях в соответствии с положенным технологическим процессом. После завершения ремонта счетчика проводится внеочередная поверка.

Кто должен вносить оплату за поверку

Важной обязанностью каждого собственника становятся обеспечение правильных показаний счетчиков, а также их проводимая метрологическая поверка за счет его собственных денежных средств.

Метрологическое обеспечение точности полученных показаний счетчиков заключается в их выполняемой поверке в действующей специализированной организации.

В соответствии с действующим постановлением российского правительства № 250 с 2012 года проведение поверки электросчетчиков, устройств по измерению расхода воды в кубических метрах и природного газа выполняется региональными метрологическими центрами, имеющими аккредитацию.

Так как в счетчике присутствует расходомер, то заявленное требование будет также отнесено к коммерческому учету используемой тепловой энергии. Главная суть проводимой метрологической поверки состоит в испытаниях современного прибора учета на высокоточном оборудовании. При этом периодичность необходимой поверки обязательно указывается в паспорте на счетчик.

Межповерочный интервал современных устройств, применяемых для учета тепла и горячего водоснабжения, составляет четыре года, а прибора учета подаваемой холодной воды – примерно шесть лет. Но сложившаяся практика говорит, что сегодня ни у одного из применяемых теплосчетчиков МПИ не является совпадающим с указанным в паспорте параметром.

Для разных измерительных устройств фактический МПИ в основном не превышает 1 года, хотя изготовитель говорит о периоде в 3-5 лет, поэтому производители счетчиков негласно признают этот факт.

Неповеренные приборы учета: последствия

Потребители должны помнить, что установка не прошедшего поверку счетчика находится под запретом и расценивается главным поставщиком энергетических ресурсов как полное отсутствие устройства, что приводит к неприятностям. На время выполнения необходимой поверки разрешена оплата оказанных услуг по потребительскому расходу в среднем.

Какие приборы учета энергии могут быть применены

В жилых помещениях устанавливаются современные приборы учета, находящиеся в Госреестре измерительных средств и полностью допущенные к использованию в России.

Даже включение используемого прибора в российский Госреестр не становится гарантией его нормального качества.

Поэтому требуется введение системы качества в организациях по теплоснабжению, которое поможет им пользоваться передовым опытом, прогрессивным новейшим оборудованием, включая грамотные технологические решения, касающиеся коммерческого учета теплоэнергии.

Также правилами использования энергоресурсов и потребляемой воды установлен ряд некоторых требований к классу точности современных счетчиков не менее определенного значения.

Классом точности считается некоторая погрешность счетчика в диапазоне проводимых измерений, выражаемая в процентах. Поэтому чем большим будет значение класса точности, тем более низкой будет точность смонтированного прибора.

Любое современное промышленное предприятие потребляет значительный объем энергоресурсов в разных формах. В том числе для обеспечения своей жизнедеятельности и технологических процессов предприятия различных отраслей потребляют электроэнергию и трубные энергоресурсы (отопление, горячее водоснабжение и т.д.). Затраты на приобретение энергоресурсов составляют значительную долю в себестоимости готовой продукции, что обуславливает актуальность энергосбережения. В свою очередь, энергосбережение невозможно без точного учета. Поэтому первым шагом для снижения затрат будет внедрение системы комплексного учета энергоресурсов.

Что такое комплексный учет энергоресурсов?

Комплексный учет энергоресурсов предусматривает построение единой автоматизированной системы, которая собирает показания со всех приборов первичного учета, которые измеряют потребление электроэнергии и других ресурсов. Информация с приборов учета поступает на устройство сбора данных и передается на сервер, где затем осуществляется их обработка. В результате предприятие получает развернутую картину потребления энергоресурсов и значительный объем аналитической информации, необходимой для оптимизации потребления.

Преимущества комплексного учета энергоресурсов

Внедрение системы комплексного учета энергоресурсов имеет целый ряд преимуществ перед использованием отдельных систем для каждого конкретного вида ресурсов. Прежде всего, это более экономичное решение за счет использования единой инфраструктуры сбора данных от приборов учета разных ресурсов.

Помимо этого, комплексная система дает следующие преимущества эксплуатационного характера:

  • Высокая информативность. Система комплексного учета энергоресурсов обеспечивает возможность получения данных о потреблении на любом из субъектов или структурных подразделений предприятия. Также обеспечивается возможность контроля показаний счетчиков энергоресурсов различного вида (электроэнергия, газ, отопление, вода и т.д.).
  • Актуальность. Комплексная система позволяет контролировать потребление энергоресурсов в режиме реального времени. Также обеспечивается накопление информации за прошлые периоды для последующего изучения и анализа.
  • Полная автоматизация процесса сбора информации, что имеет большое значение для предприятий со сложной структурой и большим количеством приборов учета потребления энергоресурсов.
  • Высокий уровень точности получаемой информации о потреблении.

Благодаря этим преимуществам комплексный учет энергоресурсов является более удобным в эксплуатации. Кроме того, система позволяет обеспечить по-настоящему эффективный контроль энергопотребления, что дает возможность выявлять проблемные места и изыскивать новые возможности для экономии ресурсов.

Реализованные проекты по комплексному учету энергоресурсов

  • Поквартирный учет потребляемых энергоресурсов: электроэнергии, горячей и холодной воды.
  • Расчет балансов потребления энергоресурсов.
  • Выписка счетов на оплату в автоматическом режиме.
  • Наше предложение

    Компания «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» предлагает услуги по разработке и внедрению эффективной автоматизированной системы комплексного учета энергоресурсов на вашем предприятии. Мы имеем большой опыт интеграции таких систем, начиная со стадии проектирования, заканчивая сдачей объекта и вводом системы в эксплуатацию. Для построения систем используются передовые разработки и лучшее оборудование. Это позволяет нам гарантировать максимальную эффективность систем учета при сравнительно небольших затратах на их внедрение.

    Кроме того, Наша компания выполнила разработку и получила свидетельство об утверждении типа средства измерений на Системы автоматизированные измерения и учета электроэнергии и энергоресурсов «ИЦ ЭАК» (АСКУЭР ИЦ ЭАК), регистрационный № 60241-15, срок действия до 27.03.2020 г.

    Это позволяет существенно снизить затраты времени и средств на создание легитимных систем коммерческого учета энергоресурсов для промышленных предприятий и ЖКХ.

    

Известно, что тарифы на энергоресурсы повышаются из года в год, заставляя задумываться о внедрении системы эффективного учета. Приборы учета потребления энергоресурсов могут быть установлены повсеместно. То есть, не только на промышленных объектах, но и в зданиях бытового назначения. За счет этого можно существенно снизить финансовые расходы на оплату коммунальных услуг.

Разновидности приборов учета

    В зависимости от конструкции, они бывают:

  • микропроцессорными;
  • электронными;
  • индукционными.

Все они оснащены интерфейсами для подключения модема, позволяющими передавать данные на устройства более высокого уровня.

Продукция «МЗТА»

Приборы учета, реализуемые нашим заводом, имеют высокую точность измерения. С их помощью можно экономить на оплате коммунальных услуг (за потребление воды, электроэнергии и пр. энергоресурсов). Важно учесть, что приборы учета являются полифункциональными.

Среди предложенного нашим заводом ассортимента можно выбрать устройства, предназначенные для поквартирного учета расходования энергоресурсов, с функцией диагностики, архивирования данных и объединения с иными приборами.

Заказывая приборы учета у нас, можно сразу решить несколько задач. А именно:

  • вести учет расходования энергоресурсов;
  • обеспечить точную и бесперебойную работу устройств в рамках одной полифункциональной системы.

В нашем ассортименте присутствуют счетчики импульсов, измерительно-вычислительные устройства для поквартирного учета расходования энергоресурсов и многое другое.

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62

Автоматизированный коммерческий и технологический учет потребления холодной и горячей воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Состав АСКУЭ "Пульсар"

1. Счетчики энергоресурсов , внесенные в Госреестр средств измерений РФ, оснащенные импульсным телеметрическим выходом или цифровым выходом ( , счетчики активной и реактивной электроэнергии, в том числе трансформаторного включения, измерительные комплексы газа)

2. Счетчики импульсов - регистраторы «Пульсар» (Госреестр № 25951-03) - вторичные приборы, к каждому из которых подключаются до шестнадцати первичных счетчиков с импульсным выходом. используются для:
- накопления числоимпульсной информации с первичных счетчиков с привязкой ее к астрономическому времени
- ведения однотарифного или двухтарифного учета электроэнергии с использованием однотарифных электросчетчиков
- передачи данных в цифровом формате на компьютер диспетчера (стандарт RS485)

3. Устройства сбора и передачи данных (УСПД) , обеспечивающие сбор данных с регистраторов "Пульсар", со счетчиков энергоресурсов с цифровым выходом, хранение и передачу данных на верхний уровень системы, синхронизацию работы приборов учета. устанавливаются непосредственно на объекте. Использование УСПД не является обязательным условием работы системы

4. Вспомогательные устройства, обеспечивающие передачу цифровой информации ( , ретрансляторы, )

5. Сервер коммерческого учета, автоматизированные рабочие места

Список, поддерживаемых АСКУЭ "Пульсар", приборов с цифровым выходом

Функции АСКУЭ "Пульсар"

- ведение базы данных потребления ресурсов на ПК;
- подготовка аналитической информации, отчетов, протоколов, графиков для последующей печати;
- выписка счетов абонентам для оплаты потребленных энергоресурсов;
- информирование потребителей о состоянии оплаты и потреблении ресурсов;
- сведение внутриобъектового баланса поступления и потребления энергоресурсов с целью выявления очагов несанкционированного потребления;
- выдача данных и обмен аналитической информацией между структурами ЖКХ и Энергоснабжающими организациями;
- корректировка внутренних часов счетчиков импульсов- регистраторов и счетчиков энергоресурсов с цифровым выходом.
- многотарифный учет энергоресурсов
- контроль линий связи со счетчиками энергоресурсов
- защита информации от несанкционированного доступа

Преимущества АСКУЭ "Пульсар"

Доступная стоимость оборудования и монтажа

Используется минимум функциональных блоков и минимальная длина проводов, что достигается путем использования параллельного принципа подключения счетчиков импульсов – регистраторов к общей линии.

Надежность

Вся информация о потреблении ресурсов до ее ввода в ПК хранится в энергонезависимой памяти счетчиков импульсов – регистраторов. В случае отключения питания сети, регистрация данных продолжается. Отсутствие промежуточных блоков накопления информации между счетчиком импульсов – регистратором и компьютером позволяет минимизировать вероятность порчи данных и возникновения сбоев в работе системы. Использование аппаратных средств передачи данных по протоколу RS 485 исключает влияние наводок, помех и пр. при передаче данных.

Удобство и простота обслуживания

Людям, настраивающим и обслуживающим систему совсем не обязательно специально проходить длительное обучение, иметь соответствующее образование и т.д. Интерфейс программной части, как и всей структуры системы, интуитивно понятен и прост. Использование адаптера 485/232 позволяет считывать информацию в ПК (в том числе и переносимый) прямо на месте. В случае имеющейся свободной телефонной линии удобно передавать информацию на удаленный компьютер через обычный телефонный модем. В случае, если телефонная линия отсутствует, удобно передавать информацию через GSM-модем. Оперативный контроль за работой главной функциональной ячейки системы – счетчика импульсов – регистратора, возможен на месте по показаниям встроенного ЖКИ. Практически неограниченные возможности по длине линии связи и количеству счетчиков – регистраторов в сети делают систему универсальной для применения на различных типах объектов.

Разнообразие функций

Многообразие функций отвечает всем современным требованиям к подобным системам. Имеется возможность наращивания функций без изменения общей структуры системы.

Открытость, совместимость, защищенность

Система построена на основе открытых протоколов передачи данных, однако данные защищены от несанкционированного считывания. Система имеет собственный ОРС - сервер. Потребитель информации при работе с данными может пользоваться как программным обеспечением, поставленным вместе с системой, так и собственным программным обеспечением. Программное обеспечение совместимо с расчетными программами.

Благодаря данным преимуществам, АСКУЭ "Пульсар" является уникальной в своем роде.

Максимальное количество в сети счетчиков импульсов регистраторов "Пульсар" не ограничено
Длина линий связи между счетчиками импульсов - регистраторами не имеет ограничений
Число импульсных входов счетчиков импульсов- регистраторов

2, 10 или 16 для версии без индикатора

6 для версии с индикатором

Длина провода от счетчика с импульсным выходом до счетчика импульсов- регистратора до 1000 м
Емкость архива счетчика импульсов - регистратора 1080 часов, 180 суток, 24 месяца
Наработка на отказ не менее 100000 часов
Средний срок службы 12 лет
Питание счетчиков импульсов - регистраторов литиевая батарея, работоспособность 6 лет
Предел допускаемой относительной погрешности измерения количества импульсов 0,1 %
Точность хода внутренних часов 0,01%

Отраслевые решения

1. Автоматизированный подомовой учет энергоресурсов (воды, газа, тепла, электроэнергии)

2. Автоматизированный учет в оды

- автоматизированный учет воды в квартирах
- автоматизированный учет воды в гостинице
- автоматизированный учет воды в торговом центре
- автоматизированный учет воды в частном секторе (коттеджном поселке)
- автоматизированная система учета и диспетчеризации на объектах водоканалов