Меню

Разработка урока развития речи, описание природы в художественном стиле. Тема: Художественное описание природы в тексте «Зимой в лесу Описание природы в художественном стиле речи

Обслуживание автомобиля


Художественное описание природы.

Каждый осенний день одевает деревья в другие одежды... Вчера еще зеленые, сегодня надели золотую парчу клены, покраснело ожерелье калины, повисли с ветвей тяжелые оранжевые гроздья рябины. Под лесом протягивает ладони сирень, будто просит ее сорвать. Синеет созревший терновник, цветут запоздалые цветы одуванчика и розового иван-чая. В старом лесу появились опята, запахло грибами и терпким вином. За каждым легким дуновением ветра падают первые листочки грабов, берез, осин. Дубы с презрением смотрят на них, думают: почему так скоро? Проходит день-другой - и клены медленно оставляют парчовую одежду: укрывают землю листья каштанов, от тонких стволов орешника отрываются мохнатые кружочки, хотя они и все в зелени.
Как я люблю утренние осенние туманы,
Лес осенью! Что может быть лучше!
Или так: Лес шумит
Лес шумит... Скажешь себе эти два слова - и где бы ты ни был, чтобы не стояло перед твоей душой, - эти два слова овеют тебя чарами, услышишь щекотку ветра на щеке. Зазвучат какие-то голоса невидимые, и сердце заскучает чего-то. Воспетый шум, прекрасный шум! Вечно скорбный и таинственный вечно. Почему зовешь и куда? Почему плачешь вечно и все покоряет? Вот день ясный, украшенный солнцем, просеянный острыми стрелами лучей. День, когда все кажется счастливым, очарованным радостью, как происходят бесконечное свадьбы, заворожен навеки, когда празднует сама природа. А зашумит лес, заговорит 1000 голосов, заплачет 1000 плачей - и бездонная печаль раскроет перед тобой черные глаза, прокричит зловещим карканьем глубина вечной печали, и упадут на душу твою все невыплаканные слезы... То слезы мира целого выпило солнце и насытило ними потом каждый трепещущий листок. Это ветер собирает цветы скорби по далеким осенним полям, по пустыням, солнцем опаленным, по морям забытым, по всем уголкам, где живет и плачет человек. Собрал - и на крыльях принес сюда, разбросал, рассеял по всему лесному пространству и трогает теперь тоскливые струны тоскливой арфы. Лес шумит... Его шум передается полям, его шум входит в города, где печальные деревья встречают его тихими поклонами. И тогда, кажется, что шумит все...
бабье лето и... тишину.
Например, вот так: Лес осенью.
Я люблю смотреть на березу, заснеженную и складную. Она напоминает мне о том, что в мире еще есть чудеса, которые дарят радость и наслаждение. Я знаю, что меня всегда будет волновать красота моей снегурочки-березки! Поверьте, только вы и природа - авторы нового произведения. Но природа только дает материал. Ваша цель - передать не только то, что видят другие, но и то свое, собственное, то, что кроме вас, никто не увидит. Возможно, даже вы сумеете увидеть такое, что не так часто можно наблюдать, встретить, например, как рождается цветок, как просыпаются птицы или еще что-то. Умейте это рассмотреть и передать на бумаге. Вдохните в мертвые слова свою душу, и вы увидите, как изменится ваше творение, как приятно его будет писать, а впоследствии и читать. Перед вами будто появится живая картина природы, та, которую видели только вы. Итак, начнем писать.
Как весело, когда шумит лес...
Как грустно, когда лес шумит...
Молитвенную тишину леса то тут, то там нарушает сухая веточка или еж, который собирает листья в свою хатку на зиму. Где пикнет синичка, ей нежно ответит маленький, белоспинный королек. В поднебесье парит ястреб. Его печальный стон только подчеркивает тишину осени. В лесу грустно, но я люблю эту печаль, ибо она близка моей душе. Осень все больше и больше завоевывает землю. Скоро уже будут стоять голые деревья, скоро совсем не будет слышно пения птиц. Идет она, желтоглазая осень, и ведет за собой зиму в белом меху. И хочется сказать: "До свидания, осень! Здравствуй, зима".
Вот мы с вами вместе и помечтали, и вместе наблюдали за природой.

Тема: Художественное описание природы в тексте «Зимой в лесу».

Цель: анализируя текст-образец, показать детям особенно­сти описания как типа речи, образность, правдивость и яркость художественного описания, сформировать умение собирать ма­териал к сочинению.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Для того чтобы создать интересный, живой пейзаж (так называется описание природы), надо посмотреть глазами худож­ника, стать внимательным к мелочам, научиться видеть, как много удивительного и прекрасного в мире природы. Умению видеть природу и описывать ее нужно учиться у художников слова.

2. Выразительное чтение текста-образца. Голосом подчерки­ вается основная мысль: «Необычен лес в снегу!»

Зимой в лесу

Красив лес в снегу!

Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник , напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полян­ку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана .

Пень выглядывает из-под тучной чалмы.

Еловые лапы, - если приглядеться, каждая имеет свою физионо­мию, - прямо в глаза строят немые снежные рожи.

Все необычно в заснеженном лесу.

(По В. Тендрякову)

3. Беседа по вопросам.

Понравилось ли вам это описание? Что запомнилось? О чем оно?

Каким тоном я читала текст?

Да, правильно, я постаралась передать необычность каждого предмета в зимнем лесу, поэтому мой голос звучал то таинственно, то удивленно, то восторженно. Основной тон высказывания (звучание голоса) помогает мне лучше передать мысль текста, отношение автора к описываемому, а вам понять, почувствовать это.


Как же мы сформулируем основную мысль текста? (Засне­женный лес необычен.)

В каких предложениях передана основная мысль?

(В последнем: «Все необычно в заснеженном лесу».)

Какую роль играет это предложение в построении описания?

Назовите первое предложение и определите его роль.

(Оно выполняет роль вступления. В этих предложениях - начальном и заключительном - выражается отношение автора к тому, что он увидел.)

Покажите, что необычного в этих предметах заметил автор?
С помощью каких слов он передает это?

(Кустик напоминает ав­тору вырвавшийся из-под земли взрыв.

Пень, как живой, «выгля­дывает» из-под чалмы (восточный головной убор), а чалма - тучная, т. е. тяжелая.

Еловые лапы, как живые, строят рожи.)

4. Домашнее задание .

Образно опишите зимний лес, который вы увидите на экскурсии. Опишите по-своему и так, чтоб каждый, кто прочтет сочинение, смог представить его себе, открыть в нем для себя что-то новое.

Разъясняя домашнее задание, учитель спрашивает детей:

Что же нужно сделать при подготовке к сочинению-описа­нию во время экскурсии?

(Прежде всего присмотреться ко всем предметам, окружающим нас. Убедить себя, что все это мы видим в первый раз.)

Но как наблюдать? Если все подряд наблюдать, то немного увидишь! (Надо составить план наблюдений.)

Прежде чем вести детей на экскурсию, учитель предвари­тельно сам изучает то место, где будет проведена экскурсия. Он выделяет те предметы, на которые надо будет обратить внима­ние детей, отбирает слова, с которыми познакомит учащихся, составляет и сообщает им план наблюдений и цель экскурсии.

Затем учитель уточняет задачу : к художественному описанию собирать материал необходимо. Он напоминает, что существует и деловое описание.

После чего зачитывает два текста:

а) Снегопад- это явление природы; выпадение из облаков атмосферных осадков в виде снежных кристаллов-снежинок, т. е. выпадение снега.

б) Падает снег... Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь
в замедленном полете с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежи­нок. Сливается он в несмолкающий шепот, тихий и немного грустный.

(И. Полуянов)

Дети определяют, в каком из этих текстов дано художественное описание, обращают внимание на его язык, находят при­емы изображения природы: сравнение шуршания снега с шепо­том, определения, точно характеризующие полет снежинок (за медленный полет), шепот в лесу, синонимы (шелестит. шуршит ), позволяющие избежать однообразия речи.

Кроме того, ученики вспоминают особенности художествен­ного описания природы (его образность, правдивость, передачу настроения автора).

План наблюдений (для коллективной работы)

План наблюдений Рабочие материалы

1. Общее впечатление. Радостное. Хорошо в лесу! Много

Интересного таит в себе лес зимой.

2. Деревья. Все в белом наряде. Лес в сказочном наряде.

Очень красиво! (Или: Снег еще не выпал:

де­ревья стоят голые. В лесу неуютно.)

3. Снег Снежные шапки. Сосенки напоминают зон-

тики. Елки в платьях из снежных кружев.

4. Воздух. Свежий. Искрится на солнце.

Похрустывает под ногами.

(Или: Снег еще не выпал. Земля сырая от

холода.) Чистый. Легкий морозец.


5. Солнце Холодное. День пасмурный. Легкие облака часто

закрывают небо.

6. Звуки Задумчивая тишина. Лес к чему-то прислушивается.

5. Систематизация собранного материала, т. е. отбор того, что
необходимо для раскрытия темы и основной мысли.

Системати­зация может вестись по следующим вопросам:

Какой материал вы отберете, если основная мысль вашего
сочинения: «Зимой в лесу необычно»? (Ученики называют при­
знаки необычного леса: причудливые формы деревьев, необыч­ный цвет снега и др.)

Какой материал вы отберете, если у вас будет другая ос­новная мысль: «Зимой в лесу красиво»! (В этом случае будем
отыскивать предметы и их признаки, которые создают красоту
зимнего леса: еловые лапы, заснеженные кусты, как веер , при­порошенные пеньки и т. п.).

6. Составление плана (индивидуальная работа).

Учитель вывешивает «ПАМЯТКУ О РАБОТЕ НАД ПЛАНОМ».

1. Подумай, о чем скажешь вначале, какие предметы и при­знаки будешь описывать, чем закончишь текст.

2. Выдели основные смысловые части. Сколько их? (Каждая
часть отличается от другой новым содержанием, т. е. описанием
нового предмета.)

3. Определи главное в каждой части, кратко назови его (подбери к частям заголовки).

4. Запиши заголовки к каждой части.

5. Проверь себя: нарисуй словами картину по плану.

Урок-сочинение.

Тема. Художественное описание животного.

Цель: повторить с детьми особенности текста-описания, вы­делить особенности художественного описания; познакомить с особой лексикой; подготовить их к изложению-повествованию с элементами описания.

Ход урока.

I. Объяснение учителя.

Часто в жизни нам приходится описывать предметы, жи­вотных, людей. Описать- значит указать, раскрыть признаки предмета или явления. Есть деловые (научные) и художественные описания. В описании деловом (научном) важно указать в определенном порядке существенные признаки предмета, животного. В таком описании все должно быть точно, логично. Эти описания часто встречаются в учебниках истории, природове­дения и др. Приведите примеры деловых описаний. (Описание облаков, снега в учебнике «Окружающий мир». Описание живо­тных в научной книге «Жизнь животных».)

Сейчас я прочитаю описание кошки. Какое это описание, по-вашему, - деловое, научное или художественное?

Кошка - домашнее животное. У нее легкое, но сильное тело, не­большая круглая голова на крепкой шее, длинный хвост и мягкая шерсть. Длина усов у кошки 5-10 см. Окраска шерсти бывает различной: чер­ной, белой, каштановой, темно-серой. У нее острые зубы и втяжные острые когти.

У этого животного отличный слух. Глаза ее хорошо видят только вблизи. Удивительна память кошки на места. Привезенная в мешке за несколько километров, она легко находит дорогу домой.

Кошка с большой ловкостью лазит. Это животное избегает воды, но если попадает в воду, то отлично плавает.

Дети отвечают, что описание - деловое.

Какие признаки кошки указываются? (Называемые детьми признаки выписываются на доске. Одновременно дети предупреждаются, что описания животных требуют особых слов: порода, масть (цвет шерсти), когти (а не ногти), мордочка (а не лицо).)

Какова цель этого описания? (Отметить все существенные признаки кошки, по которым ее можно отличить от других животных.)

А теперь послушайте другое описание. Какое оно?

Мою кошку зовут Бася. У нее умные, внимательные глаза, черный блестящий носик напоминает пуговку. Ее пушистая шерсть блестит, переливается на солнце и становится золотистой, хотя на самом деле она коричневая. Хвост у Баси пушистый и ходит в разные стороны.

Бася любит мороженое, но она никогда не выпрашивает, а сидит и терпеливо ждет своей порции. Это очень умная кошка, и я ее очень люблю.

Это художественное описание. Оно дает образное, яркое
представление о животном (не вообще о кошке как о породе
животных, а об одной конкретной кошке по кличке Бася.

В описании отражается восприятие автора, его отношение к кош­ке. Поэтому носик напоминает пуговку (сравнение), шерсть пе­реливается на солнце (образное выражение). Итак, художествен­ное описание отличается от предыдущего делового описания об­разностью.

Само по себе художественное описание встречается редко, обычно оно включается в рассказ, повесть, роман. Приведите примеры описаний, с которыми вы встречались, читая художе­ственную литературу. (Дети называют, например, описания ду­ба, яблока из сказок.)

Вернемся к нашему тексту. В какой последовательности описывает автор кошку? (Вначале названо животное, о котором пойдет речь, указана кличка, затем описаны отдельные признаки. За­тем автор указывает на ее повадки: любит мороженое, но не выпрашивает.

В последнем предложении дана оценка: это очень умная кошка: выражено отношение автора к ней: я ее очень люблю.)

Почему описание получилось таким интересным? (Автор
хорошо знает это животное.)

2. Задание на дом : провести наблюдения за своими животны­ми и описать их.

Урок-сочинение.

Тема. Деловое описание животного в жанре объявления.

Цель: потренировать детей в различении существенных и не­существенных признаков; показать учащимся, где используется этот вид описания.

Материал для учителя.

Деловой стиль речи характеризуется следующими признака­ми:

1) используется в различных деловых бумагах (объявлени­ях, заявлениях, расписках, справках, отчетах, инструкциях, за­конодательных актах);

2) задача такой речи - сообщить тонные сведения, имеющие практическое значение, дать точные реко­мендации, указания;

3) высказывания обычно бывают офици­альными, точными, лишенными эмоций;

4) к его характерным языковым средствам относят: книжные официальные слова и выражения (например, «электропоезд», а не «электричка», «при­нять решение», а не «решить» и т. п.); глаголы в форме повели­тельного наклонения; глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени со значением «так принято де­лать»; глаголы на - ся и др.

Мы предлагаем объяснить детям, при каких обстоятельствах ис­пользуется деловое описание, через знакомую им речевую ситуацию.

Ход урока.

I. Создание речевой ситуации.

Представьте, что у вас пропала собака (кошка, попугай и
т. п.). Вы очень хотите найти ее. Как вы можете это сделать?
(Нужно дать объявление в газету или на радио, телевидение.)

На доске появляются красочные образцы текстов, среди ко­торых есть и текст-объявление:

1. Спаниель – собака

2. низкого роста. Тело длинное, плотного сложения. лапы

Осенняя природа вдохновляла многих творческих людей: писателей, художников, музыкантов, скульпторов. Сочинение-миниатюра на тему «Осень» может описывать не только красоту природы, но и особенности настроения, связанные с изменением погоды, а также влияние смены времен года на жизнь лесных животных и растений.

Золотая осенняя пора

С наступлением осени природа преображается . Деревья облачаются в золотые, лиловые, багряные одеяния. Небо становится блеклым, но все еще остается теплым, благодаря сиянию последних лучей уходящего солнца. Но именно такие краски придают осени неповторимую красоту, особую атмосферу и настроение.

Это время года — сезон сбора урожая с полей и огородов. Это еще одна причина для того, чтобы считать его поистине золотой порой, ведь в давние времена пища была буквально на вес золота.

Сочинение на тему «Осень»

Начало осени – самая прекрасная и завораживающая пора. Она создает особое настроение : одновременно торжественное и грустное.

Буйство красок поражает воображение, но это так мимолетно. Ведь мы знаем, что оно продлится недолго. Деревья сбросят пеструю листву и вскоре начнется суровая зима.

Середина сезона сопровождается долгими проливными дождями, дни постепенно сокращаются, а продолжительность ночи увеличивается. Последняя золотая листва опадает с деревьев .

Конец этого времени года мрачен и морозен. Опавшая золотистая, багровая, коричневая листва скована инеем. Но это не мешает осени сохранять очарование и унылую прелесть.

Важно! Помните о том, что природа ранней и поздней порой отличается, поэтому в повествование могут содержаться разнообразные описания. Ученикам младших классов рекомендуется писать сочинение на тему «Золотая осень», а старшеклассникам лучше затронуть взаимосвязь настроения и осенней погоды.

Запах осени

Осень – удивительная пора. В ней все особенное: и природа, и погода, и атмосфера, и даже создается какое-то особенное настроение. Эмоциональное состояние человека также меняется вместе с природой.

Запах осени — особенный. Она пахнет опавшими, гниющими листьями, сырой от проливных дождей землей, мокрым асфальтом. Но в то же время ее аромат свежий, бодрящий и морозный .

Как правильно писать сочинение-рассуждение

Во-первых, стоит уделить особое внимание описанию особенностей этого времени года:

  • Как изменяется природа и жизнь человека?
  • Осеннее настроение, какое оно?
  • Можно обратиться к повествованию в художественном стиле, привести примеры из литературы.

Во-вторых, следует использовать устойчивые словосочетания эпитеты и :

  • свинцовые тучи;
  • золотая, янтарная, хрустальная;
  • красавица-осень;
  • наступила суровая, плакучая, глухая, долгая, жесткая, звонкая, рыжая, глубокая, сумрачная, суровая, ненастная, пламенная, цветистая, расписная, сырая, темная, теплая, студеная, чудесная, прозрачная, ядреная, тоскливая осень и т.д.

Пользуясь этими простыми советами, можно составить красивый и точный текст, посвященный описанию этого удивительного, прекрасного времени года . На тему осени сочинение писать достаточно легко, поскольку можно выбрать любой повествования.

Сочинение-описание

Почему же именно осень считается самым интересным, неповторимым временем года? На этот вопрос легко ответить, выглянув в окно в осеннюю эпоху.

Что же мы увидим по ту сторону стекла? Прекрасное, изумительное сочетание ярких цветов и красок, тяжелое, пасмурное, безликое небо, которые так гармонично и уравновешенно смотрятся вместе.

Мы увидим людей, которые занимаются земледелием. Какой богатый урожай они собрали! Фрукты и овощи, сорванные с грядок, добавляют еще больше цвета в осенний пейзаж.

Еще одна отличительная черта унылой и пестрой поры – перелетные птицы. Они сбиваются в большие и маленькие стаи и улетают зимовать в теплые края .

После того, как наши края покинули птицы, а последние листья опали с деревьев — зима не за горами.

Описание деревьев

Здесь прекрасно все, а особенно осенняя природа. Деревья преображаются , меняется цвет листвы. Листья приобретают густой, глубокий, яркий оттенок: светло-зеленый, желтый, оранжевый, бордовый, болотный, коричневый.

Как жаль, что эта красота недолговечна , ведь листьям нужен солнечный свет. А тем временем, дни становятся все короче и короче, поэтому листва с деревьев вскоре опадет. После того, как ветви полностью обнажатся, станет совсем тоскливо и печально.

Внимание! Описания деревьев являются неотъемлемой частью сочинения-описания или на осеннюю тематику.

Осеннее настроение

В осеннюю пору меняется все, и даже настроение. Когда длится «бабье лето», душа радуется последним жарким денькам. Живется легко и безмятежно , нас переполняют положительные эмоции.

Когда начинается похолодание, нам становится немного тоскливо и грустно. Красота природы медленно угасает . Смотришь на этот печальный пейзаж, и сам невольно предаешься мрачным раздумьям.

Можно сделать вывод, что осенняя природа влияет на настроение человека.

На эту тему лучше писать текст-рассуждение. Описание осени в художественном стиле больше передает красоту окружающего пейзажа .

Описание в художественном стиле

Осень – впечатлительное и удивительное время года, поэтому оно привлекает внимание творческих деятелей.

У Александра Пушкина этот сезон предстает как «унылая пора», у Бориса Пастернака – «сказочный чертог, всем открытый для обзора », у Алексея Плещеева – «скучная картина». Иван Бунин восхищался красотой осеннего леса: «Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.»

Существует множество картин, на которых изображена восхитительная осенняя природа. Это полотна , Поленова и других авторов. Этот сезон – самая дивная пора . Она достойна того, чтобы посвящать ей самые прекрасные произведения искусства в мире.

Как писать сочинение

Сочинение на тему: «Осень в лесу»

Вывод

Можно сделать вывод, что осень самое удивительное, завораживающее, потрясающее и чарующее время года. Этот сезон особенный: уютный , заставляющий задуматься о чем-то глубоком, вечном. Также стоит отметить необычайную красоту угасающей природы. Текст-описание «осень удивительное время года» можно написать за короткое время , вдохновившись пейзажем за окном, красивой картиной или фотографией.

Итак, начнём излагать художественное описание дождя. Для начала определим, чем отличается обычное описание дождя от описания художественного. А отличается оно тем, что первое может быть любым и даже не обязательно отличаться мастерством исполнения и отточенным слогом.

А вот просто обязано быть захватывающим произведением, памятником прозы или, на худой конец, быть красивым и интересным. Обязательные его признаки – всевозможные эпитеты, речевые обороты и прочие средства выражения чувств и явлений природы, присущие нашему великому и могучему русскому языку.

Но вернёмся непосредственно к предмету нашего разговора. Начать можно, например, так:

«На ещё совсем недавно безмятежном и спокойном небе закружились хмурые, угрюмые, свинцово-серые тучи, задавившие солнце своей тяжестью. Светило, как будто растерявшись, совсем скрылось за их тяжёлыми боками…

Сверкнула молния, а через несколько секунд невдалеке пророкотал гром, подтверждая своим ворчанием, что вот-вот на землю обрушится . И люди, и звери начинают суетиться, стремясь поскорее спрятаться от неотвратимо надвигающегося дождя.

Лишь только деревья, цветы и трава радостно начинают трепетать, разворачиваясь в ставшем сразу прохладным воздухе, радуясь скорому спасению от жары…

И вот первые упали на землю, будучи мгновенно и без следа поглощёнными пересохшей землёй. Но следом за ними уже летят другие капли, их становится всё больше, они сталкиваются боками, суетятся, теснятся и толкаются – каждая стремится поскорее, желательно самой первой упасть на разгорячённую летом поверхность земли, тротуаров и домов.

Все хотят быть первыми – ведь именно о первых каплях дождя пишут писатели. В крайнем случае, о последних – но никто не пишет о тех каплях, что упали в самый разгар дождя … Капель дождевых уже так много, что они сливаются в сплошные потоки и дождь расходится, уже льёт, как из ведра…»

Но , и по-разному можно о них рассказать. Например, художественное описание дождя осеннего может выглядеть так:

«Осенью немало ненастных дней, но встречаются среди них те, что отличаются каким-то особенно светлым и лиричным настроением. В такие дни обычно с утра начинает потихоньку накрапывать дождик – тихий, неторопливый, порой даже и не дождь вовсе, а морось, дождевая пыль, рассеянная в воздухе.

И небо не такое серое и низкое, как обычно в это время года, а лишь немного нахмуренное, как будто небо слегка загрустило, задумалось о чём-то…

И даже язык не поворачивается назвать этот дождь осенним – он лёгок и светел, лишь слегка печален. Именно такой дождь рождает вдохновние у поэтов, толкая их на написание бессмертных строк…

Дождь застенчиво постукивает по крышам домов, по подоконникам и оконным стёклам, ласковыми длинными пальцами трогает оставшиеся на деревьях листья, приглаживает пожухлую траву. Он словно утешает природу, обещая ей скорый покой и сладкий зимний сон после долгого и бурного лета.»

А ведь есть ещё и – тоже совсем другой характер, совсем другая история:

«Весна уже полностью захватила власть в свои руки, прогнав зиму туда, где ещё остались крохотные островки её владений – в лес…

Всё дышит новизной и свежестью, но всё-таки чего-то не хватает, природа ждёт – обновляющего, бодрящего.

И посреди самого обычного дня вдруг набегают тучи, но совсем не страшные, даже солнце их не боится и то и дело принимается, играет с ними в прятки, то, скрываясь за их боками, то высовываясь…

Весело, задорно грохочет гром, первый весенний гром, знаменующий о том, что начался новый цикл в природе, заново жизнь началась! И дождь весной радостной, бесшабашный, бурным весельем своим заражающий всё вокруг. Всё живое радостно впитывает влагу, словно живую воду … Когда закончится дождь, на деревьях начнут лопаться почки, а в воздухе запорхают бабочки и появится радуга – первая весенняя радуга.»

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.