Меню

Художественное описание природы. Фото природы

Выбор автомобиля

Урок развития речи

Описание природы в художественном стиле( 6 класс ).

Введение.

Центральное место на уроке будет уделено анализу текста. Одно из определений человека постиндустриального общества примерно таково:» Человек, умеющий порождать тексты, адекватные быстро меняющимся вызовам мира»(1).

Практика показывает, что даже у выпускников 9-11 классов существенные трудности вызывают элементарные задания по определению темы, идеи, проблематики текста. Без осмысления прочитанного ребята затрудняются создавать собственные тексты. Поэтому одной из ключевых проблем языкового образования школьников является проблема формирования коммуникативной компетенции. И один из путей развития коммуникативной культуры учащихся - обучение текстовой деятельности.

Анализ текста развивает навыки интерпретации, оценки художественного стиля и на основе этого – навыки построения самостоятельного высказывания.

Описание природы в художественном стиле – это урок по развитию речи. Данные уроки помогают реализовать современные требования к формированию речевых умений на основе теоретических обобщений – речеведческих понятий стиля, типа речи, текста и его строения.

Описание природы в художественном стиле – задача трудная. Определим черты художественного стиля. «В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства … призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника» (из книги М. Н. Кожина «Стилистика русского языка»).

Художественная речь отличается не только образностью, но и эмоциональностью, в целом – эстетически направленной экспрессивностью. Писатель создает поэтическое слово – метафору, целиком «повернутую» к теме и идее конкретного художественного произведения.Писатель и осознанно, и неосознанно стремится так построить речь, чтобы она способствовала образной конкретизации слов и оказывалась способной возбудить читательское воображение.В конкретизации участвуют средства синтаксиса,и ритмики,и звукописи,и,конечно, огромная роль метафор, эпитетов и других средств словесной образности.Пример: «А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный». Употребление прилагательных-эпитетов, метафорических эпитетов «рисует» состояние природы, активизирует читательское воображение.

Навык анализа художественного текста у ребят есть благодаря урокам литературы. Поисковая работа, связанная с различными видами чтения(изучающим, ознакомительным, просмотровым) проходит на практической части урока, где учащиеся находят изобразительно-выразительные средства. Этот практикум важен при подготовке ребят к написанию сочинения публицистического стиля. Авторы текстов пишут о важных явлениях общественной жизни, анализируют их; жизненные факты становятся поводом для авторских размышлений, обобщений, оценки…Публицистический очерк включает и факты действительности, и художественные образы, с помощью которых автор дает свою оценку событию, явлению…

Поэтому образность языка учащегося придает его сочинению «красоту» слога, с их помощью – обобщения…отсюда «долговечность» созданного.

Подводя итоги по определению художественного стиля, укажем еще раз на его главную функцию – эстетическую. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека.

В 5 классе в центре внимания находятся типы речи повествование и описание предмета художественного и делового стилей; в 6 классе из типов речи добавляются описание места и описание состояния среды (природы).

Тип речи – описание – труден для ребят. Они мало пользуются им в своей речевой практике, не умеют ни выявлять соответствующие факты в действительности, ни выражать их языковыми средствами.

Для описания как типа речи характерно перечисление общего и частного признаков, впечатление о ком-либо или о чем-либо, возможен вывод.

В текстах о природе распространены фрагменты, имеющие значение «состояние среды». Известной, исходной информацией в предложениях такого текста обычно бывает указание на элементы окружающей среды, а основной, новой – сообщение о признаках, выражающих состояние.

Обращаем внимание ребят на наличие ведущих частей речи – существительных и прилагательных; глаголы, как правило, несовершенного вида, что позволяет передать статичность; простые предложения, частотны назывные и неполные предложения; характерна однотипность средств и композиции в целом. К текстам описательного характера можно поставить вопросы: какой предмет, каково вокруг?

Прежде чем перейти к определению типа речи, устанавливаем тему (с выделением микротем абзацев).

Микротема – наименьшая составная тема целого текста(«Микро…2)первая составная часть сложных слов, обозначающая «малый»…(Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов).

«Учить понимать текст – значит учить ставить вопросы и отвечать на них, опираясь на структуру, семантику текста».

Практические занятия показывают, что учащиеся более всего заинтересовались смысловой интерпретацией текста на основе лексической структуры. Текстовая деятельность по сути является ассоциативной, так как роль ассоциаций исключительно важна при восприятии и интерпретации текста. Теория текстовых ассоциаций строится на признании

Ключевой роли слов, в которых образно отражается весь мир художественного произведения. Работа с текстом на основе ассоциаций, наблюдение над развертыванием смысла через анализ ключевых слов и образов отражают склонность учащихся к творческому осмыслению прочитанного. Работу с текстом можно организовать по группам, что придает уроку коммуникативный характер опережающие и творческие задания направлены на развитие умений исследования текста, навыков работы в группе, творческого воображения учащихся. Обучение приемам осмысления прочитанного пробуждает интерес к исследовательской работе.

Описание природы в художественном стиле.

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.

А.А. Фет

Цели: обучение текстовой деятельности, формирование коммуникативной компетенции, пробуждение интереса к исследовательской работе.

Задачи: развивать навыки анализа текста, показать красоту и выразительность речи, формировать умения создавать вторичные тексты, воспитывать любовь к природе, Родине.

Наглядность: репродукции картин художников-пейзажистов.

На доске:

…если писатель хорошо видит то, о

Чем он пишет, то самые простые…

Слова приобретают новизну,

Действуют на читателя с разительной силой…

К.Г.Паустовский.

Ход урока:

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Вступительное слово учителя.

У Михаила Пришвина есть миниатюра «Голод человека».

Прочитаем и попробуем определить её главную мысль.

«Красотой природы насыщаешься, как пищей: тебе дано

столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты

сумеешь это выразить, то рано или поздно придёт человек другой и на твоё прибавит своё ,а после другого третий,

другой, прочитав написанное, посмотрев изображённое на

холсте…, непременно захочет добавить что-то своё о красоте...

Сейчас за окном зима…

Посмотрите, как выразили своё восхищение зимней природой художники-пейзажисты(обращаем внимание ребят на репродукции картин).

Красота природы передана и с помощью слов, золотыми крупинками рассыпанных в многочисленных пейзажных зарисовках в произведениях М. Пришвина,

К.Г.Паустовского, И.А.Бунина, И.С.Тургенева и других

писателей.

Наша с вами задача, анализируя текст И. С. Шмелёва,

выяснить, как «строится» описание, какие мысли, чувства

выражены писателем, какими изобразительно-выразительными средствами это достигается. Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950 г.) проявил себя как мастер словесного пейзажа, создав ряд вдохновенных изображений родной природы. Оптимистическое звучание творчества Шмелёва определялось

верой писателя в силу народной нравственности. Он умел и стремился находить красоту и поэзию в будничном, бытовом течении жизни.

(Текст Шмелёва на парте у каждого ученика).

Красота-то какая! Первая звезда, а вон – другая…

Звезд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются,

колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звезды

больше, разными огнями блещут,- голубой хрусталь, и синий, и зелёный,- в стрелках.

Калитку тронешь,- так и осыплет треском. Мороз! Снег

синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.

А воздух …- синий, серебрится пылью, дымный, звёздный.

Сады дымятся. Берёзы – белые видения…

(По И.С.Шмелёву).

(Звучит музыка Г.В.Свиридова «Тройка», ученик выразительно читает текст).

После прослушивания вопросы к классу.

1).Что описывает писатель в этом отрывке?

2).Найдите ту часть текста, в которой описываются звёзды.

Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?

Что это за изобразительные средства?

3).Слова какой части речи преобладают в этом описании?

Почему?

4).Обратимся ко второй части отрывка. Какие необычные

Сравнения (скрытые) вы увидели здесь? Объясните их.

5).Какие изобразительные средства использованы при описании слова «воздух»?

6).Каким образом писатель «даёт характеристику» морозу?

(для сильных учеников).

7).Обратите внимание на знаки препинания в конце

восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке?

Каким чувством проникнуто описание?

Обратимся к эпиграфу.

Зачитаем его и ответим на вопросы.

1).Что, по мнению К.Г.Паустовского, необходимо для того,

Чтобы по-настоящему описывать природу?

2).Как вы думаете, действительно ли Шмелёв видел то, о чём писал? Удалось ли ему «нарисовать» картину природы?

Творческое задание по вариантам(5 текстов).

1).Выпишите из текстов слова, словосочетания, которые вам

понравились и которые помогли автору создать необычную

картину природы. Что это за изобразительные средства?

2).Попробуйте определить главную мысль текста(для

сильных учеников).

Тексты.

Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся

широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.

(По Н.В.Гоголю)

Вот полянка, где ещё недавно я грибы собирал. Теперь

она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью,

и даже красная рябина морозом напудрена.

(По М.Пришвину)

В полях тает, а в лесу снег ещё лежит плотными подушками,

и деревья пригнулись, стоят в снежном плену. Тонкие

стволики прижались к земле, примёрзли и ждут освобождения.

Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На чёрных деревах блестит…

(А.Н.Майков)

Чёрное небо. Белый, скользкий, скрипящий под ногами снег. Беготня света и теней под фонарём на тротуаре.

Вкусный запах зимнего воздуха. Всё как сон!

(По А.И.Куприну).

Домашнее задание.

1).Проведите наблюдения в природе на определенной

местности за интересными для вас объектами, запишите

выводы в тетради.

Свои словесные «находки» (интересные, необычные выражения) вы будете использовать в сочинении на

следующем уроке.

2).Подведём итоги, определив порядок работы над

сочинением. Запишем его в тетрадь.

Порядок работы.

небо вечером, ночью, днём; снег на деревьях, кустах, парк

зимой или уголок природы в парке…)

2.Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие

чувства вы хотите вызвать ею у читателя(показать очарование ночного неба, вызвать чувства радости…,

обратить внимание читателя на необычное…,привлечь внимание к «незаметной» красоте…)?

3.Какие изобразительно-выразительные средства языка

(эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры…) вы используете в своей работе?

4.Чем закончите описание?

Прелесть увядающей осенней поры описывалась многими поэтами и прозаиками, есть в этом времени года какая-то особенная, слегка грустная, романтика, которая наталкивает на размышления. Однако не стоит думать, что осень – это исключительно тоскливое явление, которое сопровождают только непрерывные дожи и похолодание. Ведь кроме “мокрой и слякотной осени” существует и всеми любимая “золотая осень”.

Для того чтобы насладиться прощальной порой и полюбоваться последними яркими красками в ожидании белой зимы стоит отправиться

В лес.

Осенний лес – это удивительное зрелище! Все вокруг наталкивает на мысли, что природа – это художник, в распоряжении которого остались лишь краски двух цветов – желтого и красного. Деревья еще не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный “концерт” из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту

И его окутает звенящая морозная тишина.

Если быть внимательным, то можно разглядеть на ветках оставленные птицами гнезда. Большинство пернатых обитателей леса собрались в стаи и отправились в более теплые края, пережидать холода. Изредка среди багряной листвы вспорхнет маленькая желтая синичка или вдали послышится мерный стук дятла – эти лесные птицы остаются зимовать с нами. Совсем большим везением будет увидеть сойку, глухаря или тетерева, а зимующих сов вы не повстречается днем, даже если очень захотите.

Если выйти на большую поляну, то можно полюбоваться прекрасным природным “гербарием”. Лесные травы, нетронутые ветром или человеком, застыли в безмолвном ожидании. Сухие и безжизненные, они отцвели и осыпали семена на почву уже давно, а теперь грустно шуршат под ногами. Брошенные в мох семена согреются под слоем снега, чтобы с приходом весны прорости новым сочно-зеленым ковром разнотравья. Но сейчас в осеннем лесу зеленых оттенков больше нет, весь он полыхает ярким огнем листвы.

Возвращаясь с прогулки домой, обязательно возьмите с собой осенние сувениры: упавший желудь, резной кленовый листок. Пусть зимними вечерами эти символы уходящего года напоминают вам о лесе, который спит и видит сны о весеннем солнце, молодой траве и возвращающихся птицах.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мне очень нравятся картины, над которыми приходится размышлять. «На террасе» И. Шеван­дровой - как раз такое полотно. На картине изо­бражен...
  2. Укрывшись от городской суеты, Георгий Нисский остановил мгновенье и показал настоящую зиму Подмосковья. Февраль. Последний месяц снега, холодов и гололеда....
  3. На картине В. Попкова «Осенние дожди» на крыльце дома стоит человек в черном фраке. В этом человеке любой узнает великого...
  4. Летняя Ночь. Ночной город, горят лишь окна домов, вокруг стоит тишина, не слышно ни голосов людей, ни шума машин. На...

Утро солнца

За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на горизонте. Ожидают утра все: растения, животные, люди.

Только почему же его еще нет? Может, еще спит сладким сном? А может, было в ссоре с землей и не хочет больше светить? Что же теперь? И все-таки восток постепенно розовеет. Наконец, будто из-под одеяла, взошло над горизонтом солнце, величественное, красивое.

Быстренько осветило лучом воды, лес, окружающие поля, дома людей. Заискрилась зеленым ковром земля в его сиянии. Когда луч солнца дотронулся и до моего лица, я проснулся, весело ему улыбнулся, открыл глаза и радостно встретил новый день.

Любимое время года

Больше всего я люблю весну. Это, по-моему, самое прекрасное время года.

Весной все на земле просыпается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетные птицы: скворцы, грачи, аисты. Они начинают вить гнезда, готовить жилье для будущих птенцов.

Я люблю наблюдать за весенней природой. Видеть, как все вокруг обновляется, украшается после зимнего сна. Весело поют ручейки, на все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется душистым запахом растений. Весна - это обновление в природе. Именно за это я ее люблю.

Рассвет

Я очень люблю встречать первые вспышки пробуждения нового дня. Задолго до востока солнце извещает о своем приходе. Оно окрашивает своими лучами ночной небосклон, гасит зори.

Я люблю встречать солнце, игру и трепет утренних вспышек его лучей. Сначала на горизонте появляется багряно красная полоса. Потом она становится оранжевой, розовой, а дальше солнцем наполнялось все вокруг. И будто впервые видишь зеленый листочек, дерево, которое растет вплоть до моего окна, и легкий туман над родным городом, который просыпается до нового дня.

И вот рассвет изменяется новым днем, наполняется заботами жизни людей, и я слышу нежное: «Хорошего утра, сыну!»

Золотая осень

Вот и минуло теплое лето. Наступила осень. Незаметно подкралась она к нашим садам, полям, рощам, лесам. Еще в конце августа деревья начали укрываться желтыми листьями, а теперь оно уже блестело на солнце, будто золото. Деревья стояли в багряных, желтых листьях, которые потихоньку спадали наземь. Земля была покрыта цветными листьями, как будто идешь по прекрасном ковре. Я люблю слушать шорохи опавших листьев, смотреть на волшебные росписи осени на листьях клена. Промелькнуло короткое бабье лето, начинало повевать холодом, умолкли пернатые музыканты. Вот и пришло время прощаться с золотой осенью.

Сочинение-описание за картиной Екатерины Белокур «Цветы за плетнем»

На картине Екатерины Белокур - замечательные цветы на фоне чистого, погожего неба. Их можно распределить на два букета. Один, ближний, находится в тени, второй - более выразительный, светлый, осеняемый солнечными лучами. Цветов немного: красный, зеленый, белый, голубой. Но употреблено много промежуточных красок.

Я думаю, мастерица очень любит природу, безмерно влюбленная в цветы. А их здесь множество. Тянутся к солнцу розовые мальвы. По березовой ветви поплелась вьющаяся березка. Очаровывают глаз белоснежные ромашки и оранжевые лилии, розово красные тюльпаны и настурция с вишневыми прожилками на лепестках.

Картина очаровывает гармонией цветов и форм, захватывает красотой и мастерством.

Напевно, на всьому білому світі не знайдеться жодної людини, яка б не любила природу та не захоплювалась її величчю. Це лише на перший погляд здається, що людина – це наймогутніша істота на всій планеті. Насправді ж, ми самі придумали цей міф, щоб задовольнити свій егоїзм. Природні сили не раз нам показували свою велич та могутність у вигляді цунамі, землетрусів, ураганів та інших природних катаклізмів.

Оточуючий нас навколишній світ не лише може злякати, а й огорнути своєю турботою та красою. Яскраві промінчики сонця у теплий весняний день не лише усівають наш носик веснянками, а й дарують нам гарний настрій та зігрівають душу. А перші сніжинки, які падають з небес на землю! Всі діти та дорослі хутчіш беруть санчата та ковзани, і гайда на ковзанку. Невже у такі моменти ми не можемо сказати, що природа нам приносить щастя? Саме з таких моментів радості та задоволення складається наше життя. Навіть наш настрій поєднується з порою року. Взимку ми одягаємо теплі шуби, закутуємось у товсті ковдри та чекаємо тепла. Дуже часто у снігову пору, особливо наприкінці зими, у людей починається депресія, але з першими промінчика весняного сонечка вона вмить зникає і життя знову стає радісним та веселим. Ми ніби прокидаємось разом з весною, одягаємо легенький одяг і наповнюємось грайливим настроєм. Весна – це такий короткий перехід від зими до шаленого літа, яке люблять всі без винятку. Літні канікули та морський відпочинок не можуть не радувати та окриляти. Влітку природа досягає свого найбільшого розквіту. Вона живе, буяє, дарує нам сезонні смаколики – полуниці та черешні. А вже на осінь природні дари наповнюють наші кошики сповна. Природа дякує нам за турботу та піклування, за те, що ми ціле літо працювали біля неї та оберігали. Хоча у вересні канікули закінчують і школярики з повними ранцями йдуть отримувати знання, їхній настрій все-одно не згасає, бо яскраве сонечко продовжує гріти щічки. Лише холодний осінній дощ відбирає у нас грайливий настрій і примушує нас сумувати.

Людина є частиною всієї природи. Вони разом засинають та прокидаються, радіють ясному сонечку та сумують з холодним дощем. Протягом всього життя йдуть разом, міцно тримаючись за руки. Вони нерозривні. Якщо людина перестане піклуватись за природою, то вона загине і навпаки, якщо природні дари не зможуть годувати людей, то і наше життя зупиниться. Отже, ми повинні з раннього дитинства доглядати за природою, яка нас оточує і привчати до порядку наших близьких. Якщо ми будемо продовжувати засмічувати вулиці, парки, ліси сміттям та пластиком, то все живе перестане нам дякувати і наша взаємна допомога перестане існувати.

Кожному з вас, звичайно ж, доводилося спостерігати за появою перших листочків на дереві навесні чи за першим снігом. Або вас приваблювало ніжне тремтіння берізки від подиху вітру, або безкрайні поля, підперезані різнобарвними поясами. Все це і є природа, яка дарує нам неповторні пейзажі. Але нам треба не лише спостерігати за нею, а й ще зуміти написати твір. Давайте спробуємо. Спочатку візьміть якусь чернетку або взагалі клаптик паперу, карандаш або ручку в руки. Тепер замисліться. Але не просто закрийте очі - так можна і заснути. Не виходить? Тоді подивіться у вікно. Що ви там побачили? Ні, не контейнери зі сміттям і не новий «Мерседес». Спробуйте дивитися не на це, а на чудові краєвиди. Якщо їх не видно з вашого вікна, спробуйте згадати краєвиди, які ви бачили десь у лісі чи в селі, або, можливо, і в місті знайшли якусь неповторну галявину. Навіть просто подивіться на небо. Уважніше подивіться.

Ось ви бачите на небі хмаринку. Здається, хмаринка як хмаринка, нічого собі особливого. Але вона зовсім не схожа на інші. Придивившись, можна побачити і страшного дракона, і маленького гномика біля своєї хатинки або величезний корабель, що мчить на всіх вітрилах серед приборканого моря. Що ще може намалювати ваша уява? Блакитне небо. А по ньому пливуть білі хмаринки. Але ні, то не хмаринки. Он бачите, на гірських полонинах стоїть вівчар і грає на трембіті. Кругом нього пасуться біленькі вівці. Раптом небо змінилося, на ньому вже Олександр Невський на коні зі своєю дружиною рветься в бій. Це теж тільки на мить… Небо - своєрідний фільм, у якому можна побачити і нинішні дні, і прийдешні. Або можна написати так: «Легенька білосніжна хмаринка у блакитному небі. Я дивлюсь на неї у захопленні. Перед очима цікава казка. Ось пропливає корабель, який згодом перетворюється у гордого лебедя. І раптом у небі вже нема лебедя, а на зміну йому з’являється чудовий палац. Хмаринка пронизана променем сонця. Вона - мов сонячне дитинство». Ви відчули, які чудові картини можна побачити, придивившись до хмаринки й давши волю своїм почуттям. А може, ви побачите там черепашок-нінзя або ляльку Барбі у своєму будинку. Головне, не бійтеся висловлювати свої думки, свої почуття, зумійте знайти щось незвичайне у простій, на перший погляд, картині. Розвивайте своє образне мислення, щоб у великій чи короткій формі твору спромогтися розкрити власне бачення пейзажу, своє безпосереднє враження. Можливо, для цього вам буде потрібно перечитати кілька віршованих чи прозових творів, які б пробудили вашу уяву, допомогти висловити свої думки та почуття. Наприклад:

  • Облітають квіти, обриває вітер
  • Пелюстки печальні в синій тишині.
  • По садах пустинних їде гордовито
  • Осінь жовтоока на баскім коні.
  • (В. Сосюра «Осінь»)
  • Зимовий вечір,
  • Закуривши люльку,
  • Розсипав зорі,
  • Неначе іскри.
  • Пустив хмарки,
  • Мов кільця диму.
  • І, проскрипівши чобітьми,
  • Слідом за уявою
  • Шепнув морозам, Щоб гаптувати вікна.
  • (В. Симоненко «Зимовий вечір»)

Не чекайте, дивлячись у стіну , що на вас зійде натхнення. Цього не буде. Вам самим треба створити потрібний настрій. Тому більше читайте, роздивляйтеся малюнки, картини, де зображені пейзажі.

На що ще звертати увагу? При описі природи частіше вживайте епітети, метафори, порівняння. Ви забули, що таке епітети? Епітет - це художнє означення. Частіше це метафоричні прикметники, тобто прикметники, вжиті в переносному значенні: зо-лотооке листя, примхлива берізка. Але використовуються і прикметники в прямому значенні: холодний сніг, зелена трава. Зараз з’ясуємо, що ж таке метафора. Мабуть, ви часто чули, що слова вживаються в переносному значенні, тобто не в прямому, як-от: «замріяні дерева самотньо журилися серед саду, оповитого диханням бабиного літа». Насправді ж дерева журитися не можуть, замріяними бути теж. Та й літо дихати не вміє, бо воно не істота. Або такий приклад: «У безкрайній далечині було чути кришталево-срібний передзвін чистого повітря». Кожен з вас, мабуть, знає, що повітря дзвонити не може, - воно не дзвін. Ось тут ми й познайомилися з метафорою, а точніше, з одним з її видів - персоніфікацією, або уособленням. Персоніфікація має місце, коли автор неживим речам надає ознак живих істот, одухотворює їх. Цей вид метафори виник давно, коли люди ще вірили в різні сили природи. Що таке порівняння, вважаю, ви знаєте. На будь-який випадок повторимо: коли один предмет чи явище порівнюється з іншим предметом чи явищем: ніжно-білий сніг лежить на дорозі, мов вершкове морозиво, яке так і хочеться лизнути язиком;

  • діамантами світилася нива; річка почервоніла, мов дівчина.

Не забувайте про єдність теми. Не треба починати писати про одне, а закінчувати про інше. Додержуйтесь певної композиції, як і в кожному творі, що має зав’язку, основну частину та закінчення. Бо іноді спочатку роблять категоричні висновки, а потім починають розкривати тему. Цього не потрібно робити.

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: сочинение по картине или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.


Важно заметить, что собственное мнение в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.


Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Это цветы сделали луг такими разнообразными и душистыми, поскольку их было чрезвычайно много - синих, красных, белых, оранжевых, всяких-всяких. Смотришь - и глаза разбегаются. Каждая пчелка, каждая букашка летит к какому-то цветку, как к знакомому. Вот ромашка с белыми широкими лепестками и золотой середкой. На нее сел мотылек с цветистыми и легкими, будто лепестки, крылышками. А вон колокольчик качает раз в раз головкой и будто зовет: день-дзень, я здесь! Глядь, а к нему шмель в гости! А присмотреться пониже разнотравья, - это же просто чудо! Кто здесь только не странствует: мурашки своей слаженной командой проторяют тропу к своему замку, черненькие жучки, спешащие так, будто опаздывают на какие-то торжества, маленькие мотыльки, которые спустились вниз отдохнуть от своих хлопот...

Удивительный мир! И хочется к нему прислушаться, уловить каждый шорох, это так увлекательно и чрезвычайно интересно. Я будто превращаюсь в путешественника, который странствует этим сказочным миром под названием Природа.

Лес зимой. Вы были в лесу, когда там властвует зима? Не каждый год в эту пору лес бывает таким красивым. В этом году он необыкновенный - волшебный. Заходишь в это царство внеземной красоты и оказываешься в плену удивительных впечатлений, когда даже слова сказать не можешь громко, только бы не спугнуть какого-то дива. Вон деревья набрали на свои ветви столько пушистого снега, что, кажется, не выдержат мелкие ветки, и нырнет вниз белый водопад. Все деревья, кусты стоят припорошенные снежинками, будто готовясь к какому-то балу. Хочется разговаривать шепотом. А снегирей совсем это не интересует, им приятно перелетать из ветви на ветвь и встряхивать снег. Белочки тоже выскакивают на прогулку, чтобы развеселить себя и окружающих птиц, которые сразу взлетают, если где-то осыплется снег. И лес наполняется одиночными звуками, такими нежными и неповторимыми, будто сама природа что-то шепчет. Где-то птичка отзовется, где-то прошелестит снег, ссыпавшийся к подножию деревьев…

Осенняя природа вдохновляла многих творческих людей: писателей, художников, музыкантов, скульпторов. Сочинение-миниатюра на тему «Осень» может описывать не только красоту природы, но и особенности настроения, связанные с изменением погоды, а также влияние смены времен года на жизнь лесных животных и растений.

Золотая осенняя пора

С наступлением осени природа преображается . Деревья облачаются в золотые, лиловые, багряные одеяния. Небо становится блеклым, но все еще остается теплым, благодаря сиянию последних лучей уходящего солнца. Но именно такие краски придают осени неповторимую красоту, особую атмосферу и настроение.

Это время года — сезон сбора урожая с полей и огородов. Это еще одна причина для того, чтобы считать его поистине золотой порой, ведь в давние времена пища была буквально на вес золота.

Сочинение на тему «Осень»

Начало осени – самая прекрасная и завораживающая пора. Она создает особое настроение : одновременно торжественное и грустное.

Буйство красок поражает воображение, но это так мимолетно. Ведь мы знаем, что оно продлится недолго. Деревья сбросят пеструю листву и вскоре начнется суровая зима.

Середина сезона сопровождается долгими проливными дождями, дни постепенно сокращаются, а продолжительность ночи увеличивается. Последняя золотая листва опадает с деревьев .

Конец этого времени года мрачен и морозен. Опавшая золотистая, багровая, коричневая листва скована инеем. Но это не мешает осени сохранять очарование и унылую прелесть.

Важно! Помните о том, что природа ранней и поздней порой отличается, поэтому в повествование могут содержаться разнообразные описания. Ученикам младших классов рекомендуется писать сочинение на тему «Золотая осень», а старшеклассникам лучше затронуть взаимосвязь настроения и осенней погоды.

Запах осени

Осень – удивительная пора. В ней все особенное: и природа, и погода, и атмосфера, и даже создается какое-то особенное настроение. Эмоциональное состояние человека также меняется вместе с природой.

Запах осени — особенный. Она пахнет опавшими, гниющими листьями, сырой от проливных дождей землей, мокрым асфальтом. Но в то же время ее аромат свежий, бодрящий и морозный .

Как правильно писать сочинение-рассуждение

Во-первых, стоит уделить особое внимание описанию особенностей этого времени года:

  • Как изменяется природа и жизнь человека?
  • Осеннее настроение, какое оно?
  • Можно обратиться к повествованию в художественном стиле, привести примеры из литературы.

Во-вторых, следует использовать устойчивые словосочетания эпитеты и :

  • свинцовые тучи;
  • золотая, янтарная, хрустальная;
  • красавица-осень;
  • наступила суровая, плакучая, глухая, долгая, жесткая, звонкая, рыжая, глубокая, сумрачная, суровая, ненастная, пламенная, цветистая, расписная, сырая, темная, теплая, студеная, чудесная, прозрачная, ядреная, тоскливая осень и т.д.

Пользуясь этими простыми советами, можно составить красивый и точный текст, посвященный описанию этого удивительного, прекрасного времени года . На тему осени сочинение писать достаточно легко, поскольку можно выбрать любой повествования.

Сочинение-описание

Почему же именно осень считается самым интересным, неповторимым временем года? На этот вопрос легко ответить, выглянув в окно в осеннюю эпоху.

Что же мы увидим по ту сторону стекла? Прекрасное, изумительное сочетание ярких цветов и красок, тяжелое, пасмурное, безликое небо, которые так гармонично и уравновешенно смотрятся вместе.

Мы увидим людей, которые занимаются земледелием. Какой богатый урожай они собрали! Фрукты и овощи, сорванные с грядок, добавляют еще больше цвета в осенний пейзаж.

Еще одна отличительная черта унылой и пестрой поры – перелетные птицы. Они сбиваются в большие и маленькие стаи и улетают зимовать в теплые края .

После того, как наши края покинули птицы, а последние листья опали с деревьев — зима не за горами.

Описание деревьев

Здесь прекрасно все, а особенно осенняя природа. Деревья преображаются , меняется цвет листвы. Листья приобретают густой, глубокий, яркий оттенок: светло-зеленый, желтый, оранжевый, бордовый, болотный, коричневый.

Как жаль, что эта красота недолговечна , ведь листьям нужен солнечный свет. А тем временем, дни становятся все короче и короче, поэтому листва с деревьев вскоре опадет. После того, как ветви полностью обнажатся, станет совсем тоскливо и печально.

Внимание! Описания деревьев являются неотъемлемой частью сочинения-описания или на осеннюю тематику.

Осеннее настроение

В осеннюю пору меняется все, и даже настроение. Когда длится «бабье лето», душа радуется последним жарким денькам. Живется легко и безмятежно , нас переполняют положительные эмоции.

Когда начинается похолодание, нам становится немного тоскливо и грустно. Красота природы медленно угасает . Смотришь на этот печальный пейзаж, и сам невольно предаешься мрачным раздумьям.

Можно сделать вывод, что осенняя природа влияет на настроение человека.

На эту тему лучше писать текст-рассуждение. Описание осени в художественном стиле больше передает красоту окружающего пейзажа .

Описание в художественном стиле

Осень – впечатлительное и удивительное время года, поэтому оно привлекает внимание творческих деятелей.

У Александра Пушкина этот сезон предстает как «унылая пора», у Бориса Пастернака – «сказочный чертог, всем открытый для обзора », у Алексея Плещеева – «скучная картина». Иван Бунин восхищался красотой осеннего леса: «Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.»

Существует множество картин, на которых изображена восхитительная осенняя природа. Это полотна , Поленова и других авторов. Этот сезон – самая дивная пора . Она достойна того, чтобы посвящать ей самые прекрасные произведения искусства в мире.

Как писать сочинение

Сочинение на тему: «Осень в лесу»

Вывод

Можно сделать вывод, что осень самое удивительное, завораживающее, потрясающее и чарующее время года. Этот сезон особенный: уютный , заставляющий задуматься о чем-то глубоком, вечном. Также стоит отметить необычайную красоту угасающей природы. Текст-описание «осень удивительное время года» можно написать за короткое время , вдохновившись пейзажем за окном, красивой картиной или фотографией.