Меню

Доклад на тему "эффективность и целесообразность применения методических приемов в рабрте воспитателя в рамках фгос". Значение слова целесообразность

Выбор автомобиля

организация процесса деятельности в соответствии с целью. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулирующихся систем. В человеческой деятельности понятие целесообразности связано с целеполаганием, как существенным признаком именно человеческой деятельности (см. цель) как в мышлении, так и в практике.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой - как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). Генетически понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего процесс труда (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека - законы внешнего мира, природы (см.: Ленин В. И. ПСС, т 29, с. 171). В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о целесообразности, которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего целесообразность как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии, извращенно представляющей целесообразность. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы целесообразности. Научная интерпретация этой проблемы стала возможной лишь в рамках мышления, выявляющего объективное значение целесообразности.

При исследовании форм целесообразности как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической целесообразности, которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого «дополнения» к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая целесообразность объяснялась обращением к материальным причинам. Особое значение имела здесь теория эволюции Дарвина, в которой органическая целесообразность представала как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической целесообразности.

С позиций системно-структурного детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической целесообразности, т. е. представление об известной направленности (и в этом смысле целесообразности) морфофизиологической реакции - наследственных изменений, метаболических, термодинамических и прочих процессов в живых системах. Эта направленность процессов, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции - статистически.

Новые аспекты проблемы органической целесообразности раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение целесообразности выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия целесообразности не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход - т н. целевой, ориентирующий исследование на анализ отношения целесообразности, взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип целесообразности, г е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый г о. целевой подход может широко применяться в исследовании не только таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.

Лит.: Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20; Фролов И. Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971; Он же. Жизнь и познание. М., 1981, гл. 2; Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1988; Dobihansky Т. Determinism and Indeterminism in Biological Evolution.- Philosophical Problems in Biology. N. Y, 1966; Rosenblueth A., WenerN., JBigelowJ. Behavior, Purpose and Teleology.- Purpose in Nature. Englewood Cliffs, 1966.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок: цель, задачи, гипотеза исследования; критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования; определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала. Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Первый этап работы включает в себя:

Выбор проблемы и темы;

Определение объекта и предмета, целей и задач;

Разработку гипотезы исследования. Второй этап работы содержит:

Выбор методов и разработку методики исследования;

Проверку гипотезы; - непосредственно исследование;

Формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы? Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т.д.), так и субъективными - опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т.д.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Тема - в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Объект - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска.

В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья- со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Приступая к выполнению работы специалист должен обосновать актуальность выбранной темы. Под актуальностью темы проекта (работы) следует понимать важность ее постановки и решения в данный период времени.

Специалист должен дать полную характеристику выбранной темы. Для оценки актуальности научной тематики могут быть использованы характеристики, объединенные в следующие группы: социально-политической, экономической, научно-теоретической и инженерно-технической значимости темы.

Так, социально-политическая - характеризуется политико-идеологическим значением темы, социальным эффектом, важностью для обороны страны. Экономическая - определяется экономической эффективностью темы, уровнем рентабельности производства новой продукции, возможностями экономии ресурсов. Научно-теоретическая - указывает на научную новизну темы, раскрытие закономерностей развития природы и общества, получение новых представлений об изучаемых явлениях и т.п. Инженерно-техническая - может быть охарактеризована научно-техническим уровнем создаваемой техники, патентоспособностью темы, оригинальностью технических решений.

В качестве возможных видов реализации результатов научно-исследовательских работ можно назвать: определение перспектив создания принципиально новой техники и способов ее применения; определение новых принципов создания новой техники; разработку технических условий на новые технические устройства или технологические процессы; разработку технических заданий на новые НИР; разработку методики решения оригинальных задач; создание новых организационных структур и т. д.

На предпроектных стадиях необходимо также обосновать целесообразность разработки новых изделий или технологических процессов. В этом случае специалист должен охарактеризовать общественные потребности, которые призвано удовлетворить вновь разрабатываемое изделие. В этом случае, если для удовлетворения потребностей используется выпускаемое в нашей стране электроизделие, необходимо указать, какими преимуществами обладает новое изделие.

Этими преимуществами могут быть: более высокие технико-эксплуатационные параметры, меньшие затраты на производство, снижение материальных затрат, решение социальных задач и т. д. Если изделие приобретается за рубежом, необходимо дать характеристику технических и экономических преимуществ отечественной техники. Тогда, когда изделие призвано удовлетворять новые потребности, необходимо отметить важность разработки, вероятность ее реализации, возможность организации выпуска новой продукции на предприятиях отрасли. Аналогично проводится оценка целесообразности создания нового технологического процесса.

Написанию исследовательской работы предшествует выбор темы и научного руководителя, что имеет исключительно большое значение. Правильно выбрать тему и научного руководителя – значит наполовину обеспечить успешность ее выполнения. Как известно, слово «выбор» предполагает наличие вариантов выбора, но далеко не всегда в данном случае выбирает студент: часто руководитель выбирает его и тему или кто-то выбирает руководителя студенту. Поскольку научный руководитель, как правило, может кардинально изменить название темы, то лучше начинать, если есть возможность выбора, с него, ибо научный руководитель – центральная фигура и главное действующее лицо на пути к успешной защите работы.

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) определяются преподавателями, а утверждаются предметно-цикловыми комиссиями. Студенту предоставляется право выбора темы исследовательской работы из числа тем, предложенных научными руководителями и согласованными с работодателями. Выбрав одну из предложенных тем, студент подает заявление заместителя директора по научно-методической работе (Приложения 1,2).

Студент имеет право предложить свою тему, обосновав свой выбор и целесообразность исследования. Хорошо, когда выбор темы проистекает из накопленного студентом опыта, практики его работы, близких ему проблем, своих возможностей.

Тема должна быть актуальной и практически значимой. Актуальность избранной темы отражает ее важность, злободневный характер, соответствие задачам науки и практики, решаемым в настоящее время. Практическая значимость темы характеризует ее прикладную ориентацию.

Несколько советов об алгоритме формулирования темы исследования, которые сводятся к тому, что:

В названии работы следует избегать слов, содержание которых ничего не добавляет к ее существу и не несет никакой информационной нагрузки («некоторые», «определенные», «особые»);

В названии нежелательно употребление слов, содержащих незавершенность (исследование..., совершенствование.., разработка..., изучение..., некоторые вопросы... и т.п.);



Должны отсутствовать аббревиатуры и другие сокращения, не являющиеся общепринятыми и общедоступными.

В теме исследовательской работы должен отражаться ожидаемый результат и в ее названии нежелательно употреблять слова, указывающие на процесс. В последнем случае границы исследуемого объекта размываются, ибо процесс совершенствования бесконечен, а отсюда возникает опасение, что подобные исследования нельзя завершить.

При определении темы исследования не следует использовать в названии слова «проблемы», «вопросы». Нужно точно указывать, какая именно проблема или какой конкретный вопрос ставится в центр исследования. Не рекомендуются в названиях работ начальные слова «совершенствование». Совершенствование всегда является незавершенным процессом, а работа должна быть завершенным, законченным исследованием. В теме исследования отражается результат или процесс (изучение, обучение, воспитание, развитие, формирование, разработка и др.), объект – конкретно чего (эстетических потребностей, способностей, педагогического процесса, возможностей, …. Туризм и социальное), предмета (детей старшего возраста и др.), средства (посредством чего или как).

Не всегда уместны в названиях темы уточнения «в условиях рыночной экономики», «в условиях перехода к рынку». Они не конкретизируют тему, а вносят элемент неопределенности.

Кроме вышесказанного, формулировка темы должна быть ясной по форме, т.е. не должна содержать неудобочитаемых и заумных фраз со словами и словосочетаниями, известными лишь Вашему научному руководителю. Название работы не должно быть длинным. Здесь нам на помощь приходят несложные приемы разбивки названий с помощью двоеточий и скобок, которые уточняют и конкретизируют основную тему. Пример такого названия может быть следующим: «Факторы, обеспечивающие повышение гибкости (на примере гимнастики)».

Таблица 1

Примеры тем исследования

Тема курсовой работы Тема ВКР
Влияние дидактических игр на формирование представлений о пространстве у детей дошкольного возраста Формирование представлений о пространстве у детей шестого года жизни средствами дидактических игр
Основы безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Формирование основ безопасного поведения в быту у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в режиме дня
Влияние занятий аэробикой на физическое развитие детей младшего школьного возраста Оценка перспективности пловцов на основе учета их физического развития и подготовленности
Особенности развития координационных способностей в единоборствах Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем
Физическая подготовленность пловцов в зависимости от их типов конституции Влияние дополнительных занятий физической культурой на состояние здоровья школьников 7-11 лет
Творческие работы на уроках литературного чтения Обучение творческому пересказу учащихся 3 класса на уроках литературного чтения
Обучение решению простых задач в начальной школе Прием сравнения как средство формирования умения решать простые задачи на сложение и вычитание в первом классе по программе Л.Г. Петерсон
Наглядные методы обучения при преподавании естествознания Развитие зрительной памяти детей 4 класса через наглядные средства обучения на уроках естествознания
Рыболовный туризм в Республике Башкортостан Организация рыболовного туризма в северно-восточном районе Республики Башкортостан: возможности и перспективы
Характеристика потребителей туристского продукта Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы «Роза ветров»
Виды экстремального туризма Чернобыльское сталкерство как вид экстремального туризма
Роль инклюзивного образования в адаптации детей инвалидов Социальная работа в центрах планирования семьи
Технология проектирования в социальной работе Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города)
Семья как фактор формирования поведения ребенка в трудных жизненных ситуациях Социальная работа с многодетными семьями
Песенное творчество Великой отечественной войны Использование песенного творчества Великой отечественной войны в социализации современных подростков
Развитие музыкального восприятия младших школьников. Графическое моделирование как средство развития восприятий музыкальных произведений младшими школьниками.

Планирование работы

План – это каркас, на котором строится вся работа. Он должен быть четким и продуманным, а формулировки его пунктов – емкими, краткими, отражающими основные положения работы. Нельзя давать формулировки публицистического стиля, в виде вопросительных предложений и т.д.

Теоретический анализ отобранной литературы станет основанием для составления плана исследовательской работы. План, оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, библиографического списка и приложений, с указанием страниц озаглавливается «Содержание» и помещается после титульного листа.

После составления план должен быть представлен научному руководителю и утвержден. В ходе написания работы может быть добавлен теоретический и практический материал, в ходе эксперимента появятся новые данные и т.д. В связи с этим план может уточняться и дорабатываться, формулировки меняться, но все это должно быть согласовано с научным руководителем.

Процесс подготовки к написанию и непосредственно написание исследовательской работы условно состоит из следующих шагов:

Выбор темы исследования;

Уточнение названия работы;

Сбор и анализ научной литературы;

Обоснование актуальности темы;

Определение научного аппарата;

Выбор методов исследования;

Формулировка основных теоретических положений для практической части работы (ВКР);

Подготовка материалов для исследования;

Проведение исследования;

Анализ результатов, их обобщение и интерпретация;

Оформление работы;

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

соответствие явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию, материальная или идеальная которого представляется в качестве цели. Ц. рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с - как некоторое в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение Ц., характерное для человеч. деятельности, вместе с тем может выступать в качестве науч. принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий) . Генетически Ц. связано с целеполаганием как существенным элементом человеч. деятельности, характеризующим как мыслит. процессы, так и предметную человека, прежде всего - труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 189) . Основа целесообразной деятельности человека - законы внеш. мира, природы (см. В. И. Ленин, ПСС , т. 29, с. 171) .

В мышлении донауч. периода в силу его антропоморфизма о Ц., которая присуща человеч. деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религ. мировоззрения, толкующего Ц. как божеств. разума; он лежит в основе идеалистич. телеологии, извращённо толкующей Ц. Вместе с тем в классич. формах телеологии (имманентная Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некрые диалектич. аспекты проблемы Ц.. Науч. проблемы Ц. стала возможной лишь в рамках диалектико-материалистич. мышления, выявляющего значение Ц.

При исследовании форм Ц. как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической Ц., которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ. управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных её формах претендовала если не на универс. значение, то во всяком случае на роль необходимого «дополнения» к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологич. , органич. Ц. объяснялась путём обращения к её материальным причинам. Особое значение имела здесь эволюции Дарвина, которая объясняла органич. Ц. как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, вместе с тем не отбрасывал фактор органич. Ц.

С позиций диалектико-материалистич. детерминизма получают не только структурные, но и ге-нетич. аспекты органич. Ц., т. е. представление об известной направленности (и в этом смысле Ц.) морфо-физиологич. реакций - наследств. изменений, мета-болич., термодинамич. и пр. процессов живых систем. Эта направленность процессов живых систем, определяемая взаимодействием внеш. и внутр. условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции - статистически.

Новые аспекты проблемы органич. Ц. раскрывает биокибернетики, в частности обратной связи, согласно К-рому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение Ц. выступает здесь как специфич. взаимодействия, позволяющая обнаружить определ. направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, идёт не о сознат. целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе) . Условность подобного использования понятия Ц. не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеч. деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же вполне правомерен особый науч. подход - т. н. целевой подход, ориентирующий на анализ отношения Ц., взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологич. принцип Ц., т. е. подчинение процесса науч. исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый т.о. целевой подход может широко применяться не только в исследовании таких систем, но и циклич. процессов или процессов поступат. развития.

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Фролов И. Т., Проблема Ц. в свете совр. науки, М., 1971 ; Материалистич. . Краткий очерк теории, М., 1980 ; Dobzhansky Т., Determinism and indetermfnism in biological evolution, в кн. : Philosophical problems in biology, N. Y. , 1966 ; Rosen-blueth A., Wiener N., Bigelow J., Behavior, purpose and teleology, в кн. : Purpose in nature, Englewood Cliffs, 1966.

И. Т. Фролов.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

(лат. finalis направленный к определенной цели)

целевая определенность (в каузальности – причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе характеризуют как конечную причину (causa finalis , см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЦЕЛЕСООБРА́ЗНОСТЬ

соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель к-рого представляется в качестве цели. Ц. рассматривается, с одной стороны, как имманентная взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой – как нек-рое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение Ц. имеет ярко выраженный аксиологич. и вместе с тем может выступать в качестве науч. принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и "эквифинальных" (т.е. способных достигать одинакового конечного результата в известном смысле независимо от начальных условий) систем.

Генетически понятие Ц. связано с целеполаганием как существ. элементом человеч. деятельности, характеризующим как мыслит. процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего – процесс труда (см. К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Сформировавшееся на этой основе представление о Ц. (в узком смысле) уже в донауч. период в силу антропоморфизма, пронизывавшего мышление той эпохи, распространялось на всю природу, а в своих предельных формах воплощалось в религии. Антропоморфизм лежит в фундаменте и идеалистич. телеологии. Хотя телеология дает извращенную интерпретацию Ц., исторически в ее классич. формах (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были уловлены нек-рые диалектич. аспекты проблемы Ц. Продвижение вперед науч. интерпретации проблемы Ц. осуществлялось поэтому не только путем критики телеологии, но и с учетом объективного существования Ц. в природе, категорически отвергавшегося механистич. естествознанием.

Снятие дилеммы механицизма и телеологии в интерпретации проблемы Ц. возможно лишь в рамках диалектико-материалистич. мышления, выявляющего объективное значение Ц., в частности в социальной сфере. Здесь Ц. предстает не только как специфич. форма человеч. деятельности, т.е. субъективно, но и раскрывается ее – субъективного и объективного. Объективное значение Ц. обусловливается содержанием реализуемых в деятельности целей, порождаемых материальными условиями. "Законы внешнего мира, природы... суть основы ц е л е с о о б р а з н о й деятельности человека" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 178–79). Вместе с тем диалектич. подчеркивает целесообразной деятельности человека.

При исследовании форм Ц. как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической Ц., к-рая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации метаболич. процессов, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универс. значение, то во всяком случае на роль необходимого "дополнения" к якобы недостаточному каузальному анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологич. мышление, органич. Ц. объяснялась путем обращения к ее материальным причинам. Особое значение имела здесь дарвиновская теория эволюции, к-рая объяснила органич. Ц. как приспособленность, соответствие строения и функций организмов условиям их существования (см. Приспособление). Эта приспособленность является относительной и вырабатывается исторически, в результате творч. деятельности естеств. отбора. Т.о., органическая Ц. оказывается результатом и одной из форм проявления причинных отношений в живой природе и лишь как таковая вообще может быть познана в естеств.-науч. рамках. "Сохраняя старое – целесообразность, мы придаем ему новый смысл. Не в виду, не в ожидании пользы созидались все эти совершенные органы и целые организмы, а сама создала их. Вместо предполагаемой цели мы имеем действительную причину" (Тимирязев К. Α., Соч., т. 7, 1939, с. 53). Отвергая телеологию, дарвинизм не отбрасывал фактов органич. Ц. (см. тамже, т. 5, 1938, с. 113).

С позиций диалектико-материалистического, органич. детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетич. аспекты органич. Ц., т.е. представление об известной направленности (и в этом смысле Ц.) морфофизиологич. реакций – наследств. изменений, метаболических, термодинамич. и пр. процессов живых систем. Разумеется, это не та Ц., к-рая реализуется в сознательной человеч. деятельности. Кроме того, эта направленность процессов живых систем, определяемая взаимодействием внешних и внутр. условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции, не однозначно, а статистически.

Материалистич. этого свойства живых систем опирается на все расширяющиеся факты из разных отраслей совр. биологии. Его методологич. основой является выдвинутое Энгельсом о том, что сложная к планомерным действиям генетически связана с более простыми и элементарными процессами, присущими всякому живому существу, напр. в форме раздражимости. Подчеркивая, что "...в ясно выраженной форме связано только с внешними формами материи (органическая )...", Ленин считал логичным предположение о том, что "...вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения..." (Соч., т. 14, с. 34, 81). Одним из видов этого отражения в пределах органич. материи является приспособит. направленности и в этом смысле – относит. Ц. активных взаимодействий, процессов живых систем.

Новые аспекты проблемы органич. Ц. раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно к-рому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Регуляция и в эквифинальных системах, способных вопреки внешним и внутр. нарушениям сохранять оптимальное динамич. равновесие, обеспечивают это диалектич. процессов и их стадий, предстающих в известных отношениях то как , то как . И отношение Ц. выступает здесь, т.о., как специфич. форма взаимодействия, особый связи. Конкретные механизмы этого взаимодействия, расчлененные в линейном плане, дают картину определенной – статистически реализующейся – направленности процессов, их обусловленности конечными факторами, представляющимися в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознат. целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе; в этой связи проблематична сама применимость здесь понятий цели и Ц.).

Условность понятия Ц., привносимая его антропоморфностью, не является основанием для отказа от этого понятия. Во-первых, с процессами целесообразной человеч. деятельности может быть (если исключить ее телеологич. интерпретацию) в нек-рых случаях эвристически весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. Во-вторых, вполне правомерен особый науч. подход, к-рый лишь формально может квалифицироваться как "телеологический", поскольку в нем не предполагается представления о сознательно осуществляемой "внутр. цели". Это – функционально-целевой подход, ориентирующий исследование на анализ отношения Ц., взаимодействия процессов в эквифинальных системах.

Основой этого подхода является методологич. п р и н ц и п Ц., т.е. подчинение процесса науч. исследования его целевой, конечной стадии. Говоря о задачах физиологии в изучении формообразования, К. А. Тимирязев писал, что она должна "...раскрыть экспериментальным путем основной этого процесса, а, во-вторых, накопленным действием тех же факторов пытаться объяснить себе их конечный – формы, представляющей нам как бы осуществление заранее намеченной цели" (Избр. соч., т. 3, 1949, с. 408). Следовательно, к конечной стадии процесса как его цели, т.е. функционально-целевой или просто целевой подход, реализуется независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие цели: последняя выступает здесь как условное, эвристическое (в кантовском смысле), причем безразлично, так это на самом деле или процесс может быть охарактеризован как в узком значении этого понятия. Интерпретируемый т.о. целевой подход может широко применяться не только в исследовании эквифинальных систем, но всюду, где дело касается циклич. процессов или процессов поступат. развития. При этом исследователь, рассматривая процесс с т. зр. его конечного результата и отправляясь от него как от своеобразной цели, аналитически устанавливает причины по их следствию. "Размышление над формами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм, вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается post festum [задним числом], т.е. исходит из готовых результатов процесса развития" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 85).

Принцип Ц. может использоваться также в ситуациях, когда конечный результат процесса не может быть установлен эмпирически и конструируется идеально, гипотетически. Исследование здесь строится так, к а к б у д т о результат процесса имеется в действительности в виде своеобразной цели. Принцип Ц. выступает при таком подходе в качестве особого приема гипотетич. предвосхищения, подлежащего последующему науч. анализу. В этом случае целевой подход, отвечающий на "для чего", отграничивается от обычного каузального, отвечающего на вопрос "почему". Здесь нет, однако, противопоставления, т.к. указание на Ц. само требует дальнейшего объяснения.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Кант И., Критика суждения, СПБ, 1898; Берг Л. С, Номогенез, или на основе закономерностей, П., 1922; Агол И., Проблема органической Ц., "Естествознание и ", 1930, No 1 (5); Морган Т. Г., Эксперимент. основы эволюции, М.–Л., 1936; Аристотель, О частях животных, пер. с греч., М., 1937; Дарвин Ч., Происхождение видов путем естеств. отбора, Соч., т. 3, М.–Л., 1939; Фролов И. Т., Существует ли Ц. в живой природе? М., 1957; его же, О причинности и Ц. в живой природе, М., 1961; Винер Н., Кибернетика, или Управление и в животном и машине, пер. с англ., М., 1958; Малиновский Α. Α., Типы управляющих биологич. систем и их приспособит, значение, в сб.: Проблемы кибернетики, вып. 4, М., 1960; Анохин П. К., Опережающее действительности, "ВФ", 1962, No 7; Клаус Г., Кибернетика и , пер. с нем., М., 1963; Бернштейн Η. Α., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, Л., 1969; его же, Кибернетич. вопросы биологии, Новосибирск, 1968; Hartmann Ν., Teleologisches Denken, В., 1951; Hartmann M., Allgemeine Biologie. Eine Einführung in die Lehre vom Leben, 4 Aufl., Stuttg., 1953; Вeckner M., The biological way of thought, N. Y., 1959; Bertalanffy L. von, Problems of life, N. Y., 1960; Klaus G., Das Verhältnis von Kausalität und Teleologie in kybernetischer Sicht, "Dtsch. Ζ. Philos.", 1960, No 10; Dobzhansky T., Determinism and indeterminism in biological evolution, в кн.: Philosophical problems in biology, N. Y., 1966; Rosenblueth Α., Wiener Ν., Βigelоw J., Behavior, purpose and teleology, в кн.: Purpose in nature, , 1966.

И. Фролов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой - как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). Генетически понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего процесс труда (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека - законы внешнего мира, природы (см.: Ленин В. И. ПСС, т 29, с. 171). В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о целесообразности, которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего целесообразность как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии, извращенно представляющей целесообразность. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы целесообразности. Научная интерпретация этой проблемы стала возможной лишь в рамках мышления, выявляющего объективное значение целесообразности.

При исследовании форм целесообразности как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической целесообразности, которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого “дополнения” к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая целесообразность объяснялась обращением к материальным причинам. Особое значение имела здесь теория эволюции Дарвина, в которой органическая целесообразность представала как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической целесообразности.

С позиций системно-структурного детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической целесообразности, т. е. представление об известной направленности (и в этом смысле целесообразности) морфофизиологической реакции - наследственных изменений, метаболических, термодинамических и прочих процессов в живых системах. Эта направленность процессов, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции - статистически.

Новые аспекты проблемы органической целесообразности раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение целесообразности выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными резуль

татами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия целесообразности не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход - т н. целевой, ориентирующий исследование на анализ отношения целесообразности, взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип целесообразности, г е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый г о. целевой подход может широко применяться в исследовании не только таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.

Лит.: Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20; Фролов И. Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971; Он же. Жизнь и . М., 1981, гл. 2; Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1988; Dobîhansky Т. Determinism and Indeterminism in Biological Evolution.- Philosophical Problems in Biology. N. Y, 1966; Rosenblueth A., WenerN., JBigelowJ. Behavior, Purpose and Teleology.- Purpose in Nature. Englewood Cliffs, 1966.

И. Т. Фролов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ" в других словарях:

    Целесообразность … Орфографический словарь-справочник - ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, целесообразности, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к целесообразный. Целесообразность действий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно следственных отношений. Понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом… … Большой Энциклопедический словарь

    ЕЛЕСООБРАЗНЫЙ, ая, ое; зен, зна. Соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный. елесообразное решение. . поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова - 1) соответствие явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию; 2) научный принцип исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных достигать одинакового конечного… … Политология. Словарь.

    целесообразность - ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ соответствие некоторого вида деятельности или черты строения какого либо инструмента, органа, части и т.д. той цели, для достижения которой он и предназначен. Так, деятельность человека, «готовящего сани летом», или… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Радиоэлектронное подавление информационных каналов систем управления оружием , Ю. М. Перунов, К. И. Фомичев, Л. М. Юдин. Во втором издании, исправленном и дополненном, рассмотрены проблемы радиоэлектронного подавления информационных каналов систем управления оружием РЭС в современных условиях, целесообразность…

Что такое Целесообразность? Значение и толкование слова tselesoobraznost, определение термина

1) Целесообразность - - особая форма причинности в живой природе, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, материализмом и религией, идеализмом. Ц. в органич. мире, проявляющаяся в приспособлении структуры, функций живого к условиям среды, в известной направленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой деятельности бога, якобы направляющей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в формировании более совершенных обществ. систем, в целеполагающей деятельности людей, использовалась религ. философией истории для обоснования идеи предопределения. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность. Науч.-материалистич. учение о причинности показало, что известная направленность процессов в живом выступает в виде общей тенденции как результат его активного взаимодействия со средой. Истории, материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целеполагающей человеч. деятельности, базирующейся на познании объективных законов. « Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека » (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 169).

2) Целесообразность - характерная особенность всего, что наделено целью. Объяснение посредством целесообразности или целевое объяснение выводит действие из его цели, его намерения. Оно противостоит причинному объяснению, объясняющему то, что есть, тем, что ему предшествовало: целевое объяснение говорит нам о том, «ввиду чего» происходит событие; причинное объяснение – «посредством чего» оно происходит. Целесообразность – часто антропоморфная – находит тем не менее позитивное использование в биологии и психологии, от которых невозможно отделить элемент целостности (организма или психики), к которому она принадлежит: психоанализ объясняет сон через его цель, его задачу, его «намерение»; точно так же мы объясняем, например, существование «печени» ее функцией в организме. Что касается природных событий, то здесь целевое объяснение через намерение остается объяснением «магического» образца.

3) Целесообразность - (лат. finalis направленный к определенной цели) - целевая определенность (в противоположность каузальности - причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.

4) Целесообразность - - свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. Ц. специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, действиях человека. Ц. выражается по-разному в различных областях: в органической природе - в форме приспособляемости и регуляции организмов, направленности процессов развития; в общественной жизни - в отмирании изживших себя социальных порядков и возникновении новых, способствующих дальнейшему развитию об-ва, в деятельности людей, направленной на достижение определенных целей, и т. п. Факты органической Ц., использованные телеологией, получили научное объяснение в теории естественного отбора Дарвина. Ц. форм общественной жизни - в экономической теории и историческом материализме Маркса. Кибернетика понимает под Ц. в ее общем виде действия обратной связи, при к-рой информация о разнице между требуемым и фактическим состоянием превращается в причину все большего приближения системы к требующемуся состоянию. Высшая форма Ц.- Ц. человеческой деятельности, где в причинно-следственную связь в качестве ее важнейшего звена включается сознательная цель. Все действия человека, соответствующие нек-рой цели, “целесообразны” в широком смысле. В более узком смысле “целесообразна” лишь деятельность, отвечающая не только условиям данного момента, но и общему направлению развития, основывающаяся на знании объективных законов и потребностей развития.

Целесообразность

Особая форма причинности в живой природе, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, материализмом и религией, идеализмом. Ц. в органич. мире, проявляющаяся в приспособлении структуры, функций живого к условиям среды, в известной направленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой деятельности бога, якобы направляющей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в формировании более совершенных обществ. систем, в целеполагающей деятельности людей, использовалась религ. философией истории для обоснования идеи предопределения. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность. Науч.-материалистич. учение о причинности показало, что известная направленность процессов в живом выступает в виде общей тенденции как результат его активного взаимодействия со средой. Истории, материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целеполагающей человеч. деятельности, базирующейся на познании объективных законов. « Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека » (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 169).

характерная особенность всего, что наделено целью. Объяснение посредством целесообразности или целевое объяснение выводит действие из его цели, его намерения. Оно противостоит причинному объяснению, объясняющему то, что есть, тем, что ему предшествовало: целевое объяснение говорит нам о том, «ввиду чего» происходит событие; причинное объяснение – «посредством чего» оно происходит. Целесообразность – часто антропоморфная – находит тем не менее позитивное использование в биологии и психологии, от которых невозможно отделить элемент целостности (организма или психики), к которому она принадлежит: психоанализ объясняет сон через его цель, его задачу, его «намерение»; точно так же мы объясняем, например, существование «печени» ее функцией в организме. Что касается природных событий, то здесь целевое объяснение через намерение остается объяснением «магического» образца.

(лат. finalis направленный к определенной цели) - целевая определенность (в противоположность каузальности - причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.

Свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. Ц. специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, действиях человека. Ц. выражается по-разному в различных областях: в органической природе - в форме приспособляемости и регуляции организмов, направленности процессов развития; в общественной жизни - в отмирании изживших себя социальных порядков и возникновении новых, способствующих дальнейшему развитию об-ва, в деятельности людей, направленной на достижение определенных целей, и т. п. Факты органической Ц., использованные телеологией, получили научное объяснение в теории естественного отбора Дарвина. Ц. форм общественной жизни - в экономической теории и историческом материализме Маркса. Кибернетика понимает под Ц. в ее общем виде действия обратной связи, при к-рой информация о разнице между требуемым и фактическим состоянием превращается в причину все большего приближения системы к требующемуся состоянию. Высшая форма Ц.- Ц. человеческой деятельности, где в причинно-следственную связь в качестве ее важнейшего звена включается сознательная цель. Все действия человека, соответствующие нек-рой цели, “целесообразны” в широком смысле. В более узком смысле “целесообразна” лишь деятельность, отвечающая не только условиям данного момента, но и общему направлению развития, основывающаяся на знании объективных законов и потребностей развития.