Меню

Художественное описание природы. Тема: Художественное описание природы в тексте «Зимой в лесу Красивое описание природы весной в художественном стиле

Права и обязанности водителя

Июнь-Хлеборост . Пробудилась к началу лета природа и теперь наступает ее активный рост, поэтому и месяц называют - Хлеборост. Колосится рожь, сады наполняются бурно цветущей зеленью. Солнце поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым.

Июнь: теплом окутывает землю

Описание природы лета в самом ее начале,в июне (I - II неделя) .
Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака. И хотя месяц май под конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первые июньские дни нередко прохладные, порой дождливые. Огорчаться не стоит, ведь затяжная пасмурная погода в начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесет теплые ветра, а высоко стоящее в небе солнце обеспечит теплую и жаркую погоду. В июне температура воздуха умеренная без резких скачков и составляет в среднем +15 +17° C.

Лету нужно время, чтобы разгореться. Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки, когда солнце просыпается рано, а заходит очень не скоро, давая вволю нагуляться, прежде чем погрузиться в сумерки. А вот и солнце начинает припекать, наступают жаркие дни. Зелень вовсю цветет, одаривая съедобными травами. Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. Прогретый воздух источает аромат цветения.

И, вдруг, неожиданно, жаркое летнее солнце сменяют надвинувшиеся тучи. Небо стремительно темнеет. Ведь только что было солнце, а теперь его поглотила грозная тьма, надвигаясь фронтом, покрывает все живое во мрак. Природа настораживается, птицы затихают, лишь сильные порывы ветра с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.

Первыми залпами ударяет гром, и тут же, водой как из ведра, заряжает ливень. Неба не видно, лишь отблески молний с треском чередуются с раскатами грома. Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. Небо светлеет, вспышки молний становятся реже, раскаты грома уходят в сторону. Проглядывают первые лучи солнца, ярко отражаясь в лужах. И снова жизнь летнего леса оживает, птицы радостно щебечут, животные выходят из укрытий. Тем временем в лесу, в самых потаенных темных местах появляются первые грибы.

Начало лета в народном календаре

"Ласточка утро начинает, а соловей вечер кончает "

В самом наступлении лета, издревна на Руси совершался уникальный обряд "крещение кукушки". После полного ухода зимы, холодных ветров и ненастий, надобно было задобрить летнюю природу на новые растительные силы, добрую погоду и на благородный урожай. В древней Руси описание лета с первых дней было так. Ранним утром в первое воскресенье лета русские девушки уходили в лес, чтобы найти траву ятрышник - ее называли кукушкины слезки, и затем, срывали, несли в избу, чтобы шить наряды, каждая для своей кукушки. Затем кукушек кумовали, встречаясь между собой, люди обнимались и целовались. Ведь породнясь друг с другом, став ближе, вместе они приближали к себе щедрость лета.

В июне всходит хлеб, не даром месяц июнь называли "хлеборостом". Всю первую декаду месяца на полях происходил активный сев, начиная с дней Фалалея-Огуречника и Олены, 2 и 3 июня, из названия которых видно, что в эти дни сажали огурцы, лен, запоздалую пшеницу, а также ячмень с гречихой. 7 июня появлялась тля, питающаяся соками растений, выделяя медвяные росы. К 11 июню на Федосью-Колесницу уже всходили колосья хлеба, к этому времени сажали бобы. С самого раннего рассвета до позднего заката люди трудились в поле, чтобы успеть до окончания сева, который приходился на вторую половину июня ко дню равноденствия.

Лето в русской поэзии

Лето… Одно из самых удивительных, красивых и ярких времен года. Летняя природа особенная, впечатляющая. У каждого лето ассоциируется с чем-то своим: звуками, запахами ощущениями. Это сочные луговые травы, аромат полевых цветов и даже сумрак, прохлада елового леса. Все природное великолепие лета нашло отражение в творчестве знаменитых русских поэтов. Они посвятили прекрасной поре огромное количество романтических, волнующих строк.

Настоящим гимном пробуждающейся природе является ода летнему утру Сергея Есенина. Его лето теплое, умытое серебристой росой, очаровательное в своем спокойствии. Эта восхитительная природная идиллия ежедневно разлетается с наступлением дня на осколки повседневных забот, чтобы следующим утром возродиться снова.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

Афанасий Фет в своем творчестве глубоко описывает природу летом, в частности, строки стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», вызывают ассоциацию со зрелостью чувств, взаимоотношений. Аллегоричность строк передает особую остроту жизни и смысловую наполненность через романтические чувства, легкость бытия и ауру беспечности.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Лето бывает разным. Каждый видит его по-своему, испытывая порой смешанные и противоречивые, но неизменно сильные чувства.

Июнь: солнце идет на поворот

Описание летней природы июня (III - IV неделя) .
Продолжает цвести сирень, запах свежей травы разносится по округам. Летняя природа наполняет воздух растительными благовониями. Вот уже и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра, разносящих новую жизнь по округе. В лесу, в стоймах и водоемах разносится запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный.

Вовсю поспевает зелень, а вот уже и земляника проклюнулась к концу месяца. А за ней уже и черника поспевает, только успевай собирать. В утренние часы слышен крик ласточек, днем в водоемах квакают лягушки, а вечер заканчивается колыбельной песней соловья. Это время описывает летнюю природу как самое благодатное теплое время года для работы в поле, вечерних прогулок и ночных посиделок у костра.

По парковым аллеям проносится легким ветром белая метель из тополиного пуха, эдакая зима в пушистых теплых снегах. Полянки покрыты белыми головками полчища одуванчиков, словно сотни маленьких астронавтов высадились на землю. Вот-вот ветер, покачивая одуванчики из стороны в сторону, сорвет семена в парашутиках и понесет восвояси. Слышен писк птенцов, доносящийся с крон деревьев, родители едва успевают прокормить прожорливых взрослеющих птенцов. Молодняк растет быстро, не заметишь, как уже выскочит из гнезда, раз-два и полетел.

Вторая половина месяца в народном календаре

"Солнце с Петра-поворота смягчает ход, месяц на прибыль идет"

В июне цветут самые разные растения, лекарственные травы, поднимается Иван-да-Марья, на каждом шагу подорожники, лютики, приглаживается теплыми ветрами Иван-Чай. Лесные опушки рассыпаются в сочных точках ягод. В лесу можно насобирать много спелой земляники, а чуть позже на кустиках повыше покраснеет и дикая клубника.

Наступает день 25 июня - точка солнцеворота. С этого времени солнце поворачивает в сторону сокращения дней. Теперь по утрам низко над землей траву покрывает холодная роса. Эту природную воду можно пить, потому что она очень чистая, собранная из осевших паров воздуха, летняя роса не содержит отложения солей. Под конец июня 29 числа приходит Тихон, и, действительно, солнце сокращает ход, да, и птицы стихают. Солнце медленно, неспешными шагами зависает на небосклоне. Только в тени укрытия лиственных деревьев есть спасение от нарастающих в силе раскаленных лучей. Лето переходит в жаркий июль.

Лето в русской живописи

Русские художники очень красочно и разнообразно передают картину летнего пейзажа. Здесь можно увидеть и величественные зеленые деревья, и колосящееся поле, и необыкновенное бирюзовое небо с легкими нежными белыми облаками.


(Картина Б. В. Щербакова "Июнь в Подмосковье")

Описание летней природы необыкновенно красочно представлено на картине Б. В. Щербакова "Июнь в Подмосковье", где изображена настоящая зелень леса. С переднего правого угла в глубину картины, извиваясь проложенным руслом, лежит ровная гладь реки. По обе её стороны стоят могущественные деревья, похоже, что это сосны в вперемешку с лиственными породами. Справа, почти у реки одиноко стоит стройная березка. На переднем плане слева - стога убранного сена. Верхнюю часть картины занимает чистое небо, на котором видны только пушистые белые облака.

Художественное описание природы

Цель исследования - выявить интеллектуальные и эстетико-этические усилия автора при создании художественного описания природы (объект лингвистического изучения). Задачи - определить этапы и признаки таких усилий и наиболее широко применяющиеся языковые средства. Описание живой и неживой природы в художественном произведении требует высокой креативности и развитой системы оценок, чувства прекрасного со стороны автора и читателя.

В понятие языковой личности включается не только языковая компетенция и определенные знания, но и интеллектуальная способность создавать новые знания на основе накопленных, то есть креативность. Отсюда следует, что сильная языковая личность несовместима со слаборазвитой интеллектуальной деятельностью, что непременное условие сильной языковой личности -высокоразвитый интеллект. Более того, Ю.Н. Караулов считает, что «языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру вступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения - выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе» . Поэтому необходимой характеристикой сильной языковой личности выступает креативность, на что указывал Ю.Н. Караулов. Под языковой креативностью понимают способность к использованию не только знания идиоматической составляющей, но и к использованию языковых средств в индивидуальном или переносном смысле. В полном смысле слова креативность можно отнести к целому ряду художественных описаний природы.

Фото природы и активных туров на природе

Разумеется, мир существует объективно и независимо от того, как люди его воспринимают. Однако благодаря языковым факторам мы способны получить дополнительную информацию, которая зависит от природы и структуры языка, поэтому люди иногда по-разному воспринимают действительность; именно языковое восприятие может иметь воздействие на познание окружающего мира. Положение о том, что язык создается человеком и для человеческого общения, развивает антрополингвистика, в частности когнитивная лингвистика, базирующаяся на осознании того, что «информация, используемая при декодировании текстов, не ограничивается знанием только языка,

но включает знания о мире в целом, о социальном и культурном контексте и т.п., оно предполагает владение навыками извлечения из памяти различной фоновой информации. Всесторонний учёт знаний, используемых говорящим и слушающим в процессе коммуникации, стал рассматриваться как важнейший признак новой лингвистической парадигмы».

Основополагающим для нашего исследования считаем следующее положение:в когнитивной парадигме художественный текст осмысливается как эстетически мотивированная модель действительности и вербальное воплощение когнитивных компонентов концептосистемы создателя, а также репрезентация структуры и типа сознания автора. Это обусловлено тем, что художественные тексты, особенно классические, созданные талантливыми, гениальными авторами, «развивают не только и не столько плоскостное логическое мышление, сколько рефлексию, которая осваивает всё многообразие духовного пространства культуры, включающее как душевную (психическую) организацию человека, так и многомерное духовное пространство». Через «эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие». Именно поэтому в художественном произведении, как известно, возможно обнаружить эстетический смысл, а также эстетическое событие, участники которого - автор, герой и читатель. «К приемам актуализации эстетического смысла относятся семантические процессы, отражающие результаты лингвокреативных когнитивных процессов по созданию "новых" ментальных комплексов в смысловом пространстве текста, в частности, семантическая специализация и семантическая модуляция контекстуального значения лексических единиц, а также заимствования и смысловые трансформации лингвокультурных концептов».

Представляется, что любое описание природы в художественном произведении является эстетическим событием. Природа как объективно существующее, чужеродное явление проходит сквозь «ментальные сита» (термин Н.И. Жинкина) автора и неизбежно оказывается вовлеченной в процесс модификации. В результате чувствования, оценивания и вербализации явлений и фактов природы автор становится субъектом-действующим, совершающим этический поступок.

К эстетическим поступкам автора при описании природы безусловно относится языковая игра - неслучайно она в русской языковой лингвокультуре соотносится, помимо прочего, также и с миром природы: ветер играет, буря разыгралась, вода заиграла (быстро побежала), солнце играет (о перемене погоды), играть/проясняться (о погоде), игронуть / ударить (о молнии), зорянка играет, первый снежный заигрыш. Авторы играют со значением слов, употребляя их в самых неожиданных контекстах. Между буквальным и фигуральным значением слова примерно такое же отношение, как между актером и персонажем, слитыми в теле одного человека: «Деревья в зимнем серебре» (Пушкин), «Французы двинулись, как тучи» (Лермонтов), «Золотой лягушкою луна распласталась на тихой воде» (Есенин).

Разумеется, эстетизация должна быть адекватно понята реципиентом. «Автор в своей творческой деятельности реализует своего рода эстетическую игру - прихотливое перебирание и комбинирование фрагментов мира, реального и воображаемого. Следуя за художником слова, читатель оказывается вовлеченным в эту игру. Нравственная и эстетическая значимость художественного текста зачастую начинают предопределять сознание и формы существования человека». Один из ярких примеров (хотя и гипертрофированных) подобной игры - описание природы в стихотворении Велимира Хлебникова: «О, достоевскиймо бегущей / тучи! / О, пушкинноты млеющего полдня! / Ночь смотрится, как Тютчев / Безмерное замирным полня». Комментируя эту строчку, В.И. Заика замечает, что окказионализм в художественной речи показывает не только (а часто и не столько) некую реалию, так как не столь важно, что именно представит себе читатель, воспринимающий данную фразу. «Если в практической реализации, в том числе в риторической, язык остаётся исключительно средством выражения, то в эстетической реализации язык одновременно является и средством воплощения художественной модели и компонентом изображаемой художественной модели».

Таким образом, создание и эстетического смысла, и эстетического события требует определенных интеллектуальных усилий как от автора текста, так и от адресата. И для одного, и для другого «при создании литературных текстов требуется опора на общие знания и стереотипные

представления о мире, но при каждом акте обращения к этому общему фонду происходит интеллектуальное уточнение или переосмысление их значимости».

Помимо интеллекта, в процессе создания и восприятия эстетических компонентов текста задействуются также чувства, поскольку эстетическое - явление по сути психологическое, это ощущение и восприятие, которые вызывают эмоциональное возбуждение.

Сопряженность изображения природы с эмоциями явно выражена в устойчивых языковых клише. Однако их употребление в художественном тексте требует развитого чувства языкового вкуса, такта, иначе стремление автора к «красивости» может привести к эффекту, обратному авторской интенции. О гармоничной соединенности разумного и чувственного исследователи говорят, например, в отношении творчества известного русского писателя-пейзажиста М.М.Пришвина. Он как выдающийся художник слова всегда стремился к нахождению красоты в обыкновенных явлениях жизни. «Тайга привлекает М.Пришвина не только ее безбрежными и величественными просторами. Она интересует его диалектикой внутренней жизни. Яркие и красочные описания жизни тайги не оставляют равнодушными никого, кто знакомится с произведениями М.Пришвина. Каждый читатель находит в них интересное и полезное, волнующее его чувства и мысли, вызывающие жажду знаний и деяний» . Изображения природы, нравов животных «доставляют эстетическое наслаждение еще и потому, что в яркой художественной форме, сочным и выразительным языком он воспроизводит интересную жизнь животного мира. И в этом -источник эстетической природы и притягательной силы пришвинского искусства слова». Даже если писатель прибегает к сжатым синтаксическим конструкциям, неосложнённым номинативным предложениям, то и в этом случае проявляется определенный авторский замысел. Например, М.М. Пришвин так изображает приход осени: «Дожди вовсе замучили хозяев. Стрижи давно улетели. Ласточки табунятся в полях. Было уже два мороза. Липы пожелтели сверху и донизу. Картофель тоже почернел. Всюду постелили лён. Показался дупель». Благодаря такому лаконизму писателю удаётся создать движущуюся картину природы, точно воспроизвести переходные моменты, переживаемые растительным и животным миром на стыке времен года. «Приход осени М. Пришвин начинает с изображения перемещения, движения птиц. Стрижи уже успели улететь: они теплолюбивы, да и лететь им дольше других пернатых. А ласточки только еще собираются в стаи, но и они скоро улетят. Немногословно, но выразительно передаёт художник движение птиц». В другом пейзажном описании приближающейся зимы у Пришвина иная цель - этическая: «Ночь тихая, лунная, прихватил мороз, и на первом рассвете выпал заимок. По голым деревьям бегали белки. Вдали как будто токовал тетерев... День пестрый, то яркое солнце светит, то снег летит. В девятом часу утра на болотах еще оставался тонкий слой льда, на пнях самые белые скатерти и на белом красные листики осины лежат, как кровавые блюдца. Поднялся гаршнеп в болоте и скрылся в метели». Такие описания природы придают пришвинской прозе черты ярко выраженного лиризма. Природа часто становится как бы участницей радостных и горестных переживаний и раздумий человека, живущего на ее величавых просторах и чувствующего свою слитность с ней. Хотя природа в этом случае представлена в момент осеннего увядания, но сколько прелести, неповторимой красоты в этих описаниях. Следовательно, художественное описание природы - не статичная картинка, это процесс, требующий определенных усилий и от автора, и от читателя.

Процесс, по А.Н. Уайтхеду, состоит из процедуры оценивания или «суждения», которая есть не что иное, как протекающее во времени «чувствование». Оценивание влечет за собой процесс модификации. Здесь очевидна эмоционально-ценностная доминанта - «оценивание», «чувствование». А.А. Дуров предлагает расширить схему Уайтхеда и ввести в процесс реального субъекта-действующего. Это влечет за собой появление еще одного этапа в дополнительной фазе процесса, который предложено назвать установкой, в которой происходит процесс обретения субъектом точки зрения. Это положение поддерживают и другие ученые. Мы солидарны с тем, что «в художественном тексте автор-создатель выступает в роли субъекта, участвующего в коммуникации. Активный характер его деятельности необходимо учитывать при исследовании пространства художественного текста, поскольку сами по себе языковые явления не указывают на какие-либо объекты мира: указание на речевой акт осуществляется носителями языка как носителями определенных референциальных систем».

Воздействие, которое оказывают картины природы на реципиента, зависит от развитости его нравственной сферы. «Признанная и утвержденная субъектом Ценность диктует ту или иную

перспективу. Признавая и утверждая эту ценность, субъект должен принять ту или иную эмоциональную установку, т.е. совершить этический поступок. Принятая установка, в свою очередь, диктует определенную позицию (точку зрения)... В предлагаемом подходе нет бессубъектной сферы». В субъекте-индивидуальности процессы происходят на разных онтологических уровнях: телесном, духовном и душевном. В сознании этим уровням соответствуют регулятивная, когнитивная и эмоционально-волевая сферы.

При художественном описании природы и его восприятии читателем актуализируются все онтологические уровни: эмоционально-волевая сфера сознания (при «чувствовании» её принимает участие большинство органов чувств), регулятивная (мельчайшие движения и изменения в природе проживаются на психофизиологическом уровне), когнитивная (читатель присутствует при глубоких размышлениях автора).

В художественных произведениях практически не встречается повторов, одинаковых описаний природы. Это говорит о том, что процесс постижения, «понимания» природы писателем, поэтом является актом субъективно-ценностной модификации. Эта деятельность внутреннего согласования ценностей отражается в моральных и эстетических суждениях, которые выражаются прежде всего в характере чувствований, в размежевании их между полюсами «боли и удовольствия», «прекрасного и безобразного».

Следовательно, можно прийти к выводу о том, что описания природы имеют два аспекта - эстетический и интеллектуальный.

Рядчикова Елена Николаевна, Куршакова Татьяна Дмитриевна

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Тема: Художественное описание природы в тексте «Зимой в лесу».

Цель: анализируя текст-образец, показать детям особенно­сти описания как типа речи, образность, правдивость и яркость художественного описания, сформировать умение собирать ма­териал к сочинению.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Для того чтобы создать интересный, живой пейзаж (так называется описание природы), надо посмотреть глазами худож­ника, стать внимательным к мелочам, научиться видеть, как много удивительного и прекрасного в мире природы. Умению видеть природу и описывать ее нужно учиться у художников слова.

2. Выразительное чтение текста-образца. Голосом подчерки­ вается основная мысль: «Необычен лес в снегу!»

Зимой в лесу

Красив лес в снегу!

Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник , напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полян­ку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана .

Пень выглядывает из-под тучной чалмы.

Еловые лапы, - если приглядеться, каждая имеет свою физионо­мию, - прямо в глаза строят немые снежные рожи.

Все необычно в заснеженном лесу.

(По В. Тендрякову)

3. Беседа по вопросам.

Понравилось ли вам это описание? Что запомнилось? О чем оно?

Каким тоном я читала текст?

Да, правильно, я постаралась передать необычность каждого предмета в зимнем лесу, поэтому мой голос звучал то таинственно, то удивленно, то восторженно. Основной тон высказывания (звучание голоса) помогает мне лучше передать мысль текста, отношение автора к описываемому, а вам понять, почувствовать это.


Как же мы сформулируем основную мысль текста? (Засне­женный лес необычен.)

В каких предложениях передана основная мысль?

(В последнем: «Все необычно в заснеженном лесу».)

Какую роль играет это предложение в построении описания?

Назовите первое предложение и определите его роль.

(Оно выполняет роль вступления. В этих предложениях - начальном и заключительном - выражается отношение автора к тому, что он увидел.)

Покажите, что необычного в этих предметах заметил автор?
С помощью каких слов он передает это?

(Кустик напоминает ав­тору вырвавшийся из-под земли взрыв.

Пень, как живой, «выгля­дывает» из-под чалмы (восточный головной убор), а чалма - тучная, т. е. тяжелая.

Еловые лапы, как живые, строят рожи.)

4. Домашнее задание .

Образно опишите зимний лес, который вы увидите на экскурсии. Опишите по-своему и так, чтоб каждый, кто прочтет сочинение, смог представить его себе, открыть в нем для себя что-то новое.

Разъясняя домашнее задание, учитель спрашивает детей:

Что же нужно сделать при подготовке к сочинению-описа­нию во время экскурсии?

(Прежде всего присмотреться ко всем предметам, окружающим нас. Убедить себя, что все это мы видим в первый раз.)

Но как наблюдать? Если все подряд наблюдать, то немного увидишь! (Надо составить план наблюдений.)

Прежде чем вести детей на экскурсию, учитель предвари­тельно сам изучает то место, где будет проведена экскурсия. Он выделяет те предметы, на которые надо будет обратить внима­ние детей, отбирает слова, с которыми познакомит учащихся, составляет и сообщает им план наблюдений и цель экскурсии.

Затем учитель уточняет задачу : к художественному описанию собирать материал необходимо. Он напоминает, что существует и деловое описание.

После чего зачитывает два текста:

а) Снегопад- это явление природы; выпадение из облаков атмосферных осадков в виде снежных кристаллов-снежинок, т. е. выпадение снега.

б) Падает снег... Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь
в замедленном полете с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежи­нок. Сливается он в несмолкающий шепот, тихий и немного грустный.

(И. Полуянов)

Дети определяют, в каком из этих текстов дано художественное описание, обращают внимание на его язык, находят при­емы изображения природы: сравнение шуршания снега с шепо­том, определения, точно характеризующие полет снежинок (за медленный полет), шепот в лесу, синонимы (шелестит. шуршит ), позволяющие избежать однообразия речи.

Кроме того, ученики вспоминают особенности художествен­ного описания природы (его образность, правдивость, передачу настроения автора).

План наблюдений (для коллективной работы)

План наблюдений Рабочие материалы

1. Общее впечатление. Радостное. Хорошо в лесу! Много

Интересного таит в себе лес зимой.

2. Деревья. Все в белом наряде. Лес в сказочном наряде.

Очень красиво! (Или: Снег еще не выпал:

де­ревья стоят голые. В лесу неуютно.)

3. Снег Снежные шапки. Сосенки напоминают зон-

тики. Елки в платьях из снежных кружев.

4. Воздух. Свежий. Искрится на солнце.

Похрустывает под ногами.

(Или: Снег еще не выпал. Земля сырая от

холода.) Чистый. Легкий морозец.


5. Солнце Холодное. День пасмурный. Легкие облака часто

закрывают небо.

6. Звуки Задумчивая тишина. Лес к чему-то прислушивается.

5. Систематизация собранного материала, т. е. отбор того, что
необходимо для раскрытия темы и основной мысли.

Системати­зация может вестись по следующим вопросам:

Какой материал вы отберете, если основная мысль вашего
сочинения: «Зимой в лесу необычно»? (Ученики называют при­
знаки необычного леса: причудливые формы деревьев, необыч­ный цвет снега и др.)

Какой материал вы отберете, если у вас будет другая ос­новная мысль: «Зимой в лесу красиво»! (В этом случае будем
отыскивать предметы и их признаки, которые создают красоту
зимнего леса: еловые лапы, заснеженные кусты, как веер , при­порошенные пеньки и т. п.).

6. Составление плана (индивидуальная работа).

Учитель вывешивает «ПАМЯТКУ О РАБОТЕ НАД ПЛАНОМ».

1. Подумай, о чем скажешь вначале, какие предметы и при­знаки будешь описывать, чем закончишь текст.

2. Выдели основные смысловые части. Сколько их? (Каждая
часть отличается от другой новым содержанием, т. е. описанием
нового предмета.)

3. Определи главное в каждой части, кратко назови его (подбери к частям заголовки).

4. Запиши заголовки к каждой части.

5. Проверь себя: нарисуй словами картину по плану.

Урок-сочинение.

Тема. Художественное описание животного.

Цель: повторить с детьми особенности текста-описания, вы­делить особенности художественного описания; познакомить с особой лексикой; подготовить их к изложению-повествованию с элементами описания.

Ход урока.

I. Объяснение учителя.

Часто в жизни нам приходится описывать предметы, жи­вотных, людей. Описать- значит указать, раскрыть признаки предмета или явления. Есть деловые (научные) и художественные описания. В описании деловом (научном) важно указать в определенном порядке существенные признаки предмета, животного. В таком описании все должно быть точно, логично. Эти описания часто встречаются в учебниках истории, природове­дения и др. Приведите примеры деловых описаний. (Описание облаков, снега в учебнике «Окружающий мир». Описание живо­тных в научной книге «Жизнь животных».)

Сейчас я прочитаю описание кошки. Какое это описание, по-вашему, - деловое, научное или художественное?

Кошка - домашнее животное. У нее легкое, но сильное тело, не­большая круглая голова на крепкой шее, длинный хвост и мягкая шерсть. Длина усов у кошки 5-10 см. Окраска шерсти бывает различной: чер­ной, белой, каштановой, темно-серой. У нее острые зубы и втяжные острые когти.

У этого животного отличный слух. Глаза ее хорошо видят только вблизи. Удивительна память кошки на места. Привезенная в мешке за несколько километров, она легко находит дорогу домой.

Кошка с большой ловкостью лазит. Это животное избегает воды, но если попадает в воду, то отлично плавает.

Дети отвечают, что описание - деловое.

Какие признаки кошки указываются? (Называемые детьми признаки выписываются на доске. Одновременно дети предупреждаются, что описания животных требуют особых слов: порода, масть (цвет шерсти), когти (а не ногти), мордочка (а не лицо).)

Какова цель этого описания? (Отметить все существенные признаки кошки, по которым ее можно отличить от других животных.)

А теперь послушайте другое описание. Какое оно?

Мою кошку зовут Бася. У нее умные, внимательные глаза, черный блестящий носик напоминает пуговку. Ее пушистая шерсть блестит, переливается на солнце и становится золотистой, хотя на самом деле она коричневая. Хвост у Баси пушистый и ходит в разные стороны.

Бася любит мороженое, но она никогда не выпрашивает, а сидит и терпеливо ждет своей порции. Это очень умная кошка, и я ее очень люблю.

Это художественное описание. Оно дает образное, яркое
представление о животном (не вообще о кошке как о породе
животных, а об одной конкретной кошке по кличке Бася.

В описании отражается восприятие автора, его отношение к кош­ке. Поэтому носик напоминает пуговку (сравнение), шерсть пе­реливается на солнце (образное выражение). Итак, художествен­ное описание отличается от предыдущего делового описания об­разностью.

Само по себе художественное описание встречается редко, обычно оно включается в рассказ, повесть, роман. Приведите примеры описаний, с которыми вы встречались, читая художе­ственную литературу. (Дети называют, например, описания ду­ба, яблока из сказок.)

Вернемся к нашему тексту. В какой последовательности описывает автор кошку? (Вначале названо животное, о котором пойдет речь, указана кличка, затем описаны отдельные признаки. За­тем автор указывает на ее повадки: любит мороженое, но не выпрашивает.

В последнем предложении дана оценка: это очень умная кошка: выражено отношение автора к ней: я ее очень люблю.)

Почему описание получилось таким интересным? (Автор
хорошо знает это животное.)

2. Задание на дом : провести наблюдения за своими животны­ми и описать их.

Урок-сочинение.

Тема. Деловое описание животного в жанре объявления.

Цель: потренировать детей в различении существенных и не­существенных признаков; показать учащимся, где используется этот вид описания.

Материал для учителя.

Деловой стиль речи характеризуется следующими признака­ми:

1) используется в различных деловых бумагах (объявлени­ях, заявлениях, расписках, справках, отчетах, инструкциях, за­конодательных актах);

2) задача такой речи - сообщить тонные сведения, имеющие практическое значение, дать точные реко­мендации, указания;

3) высказывания обычно бывают офици­альными, точными, лишенными эмоций;

4) к его характерным языковым средствам относят: книжные официальные слова и выражения (например, «электропоезд», а не «электричка», «при­нять решение», а не «решить» и т. п.); глаголы в форме повели­тельного наклонения; глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени со значением «так принято де­лать»; глаголы на - ся и др.

Мы предлагаем объяснить детям, при каких обстоятельствах ис­пользуется деловое описание, через знакомую им речевую ситуацию.

Ход урока.

I. Создание речевой ситуации.

Представьте, что у вас пропала собака (кошка, попугай и
т. п.). Вы очень хотите найти ее. Как вы можете это сделать?
(Нужно дать объявление в газету или на радио, телевидение.)

На доске появляются красочные образцы текстов, среди ко­торых есть и текст-объявление:

1. Спаниель – собака

2. низкого роста. Тело длинное, плотного сложения. лапы

Урок развития речи

Описание природы в художественном стиле( 6 класс ).

Введение.

Центральное место на уроке будет уделено анализу текста. Одно из определений человека постиндустриального общества примерно таково:» Человек, умеющий порождать тексты, адекватные быстро меняющимся вызовам мира»(1).

Практика показывает, что даже у выпускников 9-11 классов существенные трудности вызывают элементарные задания по определению темы, идеи, проблематики текста. Без осмысления прочитанного ребята затрудняются создавать собственные тексты. Поэтому одной из ключевых проблем языкового образования школьников является проблема формирования коммуникативной компетенции. И один из путей развития коммуникативной культуры учащихся - обучение текстовой деятельности.

Анализ текста развивает навыки интерпретации, оценки художественного стиля и на основе этого – навыки построения самостоятельного высказывания.

Описание природы в художественном стиле – это урок по развитию речи. Данные уроки помогают реализовать современные требования к формированию речевых умений на основе теоретических обобщений – речеведческих понятий стиля, типа речи, текста и его строения.

Описание природы в художественном стиле – задача трудная. Определим черты художественного стиля. «В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства … призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника» (из книги М. Н. Кожина «Стилистика русского языка»).

Художественная речь отличается не только образностью, но и эмоциональностью, в целом – эстетически направленной экспрессивностью. Писатель создает поэтическое слово – метафору, целиком «повернутую» к теме и идее конкретного художественного произведения.Писатель и осознанно, и неосознанно стремится так построить речь, чтобы она способствовала образной конкретизации слов и оказывалась способной возбудить читательское воображение.В конкретизации участвуют средства синтаксиса,и ритмики,и звукописи,и,конечно, огромная роль метафор, эпитетов и других средств словесной образности.Пример: «А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный». Употребление прилагательных-эпитетов, метафорических эпитетов «рисует» состояние природы, активизирует читательское воображение.

Навык анализа художественного текста у ребят есть благодаря урокам литературы. Поисковая работа, связанная с различными видами чтения(изучающим, ознакомительным, просмотровым) проходит на практической части урока, где учащиеся находят изобразительно-выразительные средства. Этот практикум важен при подготовке ребят к написанию сочинения публицистического стиля. Авторы текстов пишут о важных явлениях общественной жизни, анализируют их; жизненные факты становятся поводом для авторских размышлений, обобщений, оценки…Публицистический очерк включает и факты действительности, и художественные образы, с помощью которых автор дает свою оценку событию, явлению…

Поэтому образность языка учащегося придает его сочинению «красоту» слога, с их помощью – обобщения…отсюда «долговечность» созданного.

Подводя итоги по определению художественного стиля, укажем еще раз на его главную функцию – эстетическую. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека.

В 5 классе в центре внимания находятся типы речи повествование и описание предмета художественного и делового стилей; в 6 классе из типов речи добавляются описание места и описание состояния среды (природы).

Тип речи – описание – труден для ребят. Они мало пользуются им в своей речевой практике, не умеют ни выявлять соответствующие факты в действительности, ни выражать их языковыми средствами.

Для описания как типа речи характерно перечисление общего и частного признаков, впечатление о ком-либо или о чем-либо, возможен вывод.

В текстах о природе распространены фрагменты, имеющие значение «состояние среды». Известной, исходной информацией в предложениях такого текста обычно бывает указание на элементы окружающей среды, а основной, новой – сообщение о признаках, выражающих состояние.

Обращаем внимание ребят на наличие ведущих частей речи – существительных и прилагательных; глаголы, как правило, несовершенного вида, что позволяет передать статичность; простые предложения, частотны назывные и неполные предложения; характерна однотипность средств и композиции в целом. К текстам описательного характера можно поставить вопросы: какой предмет, каково вокруг?

Прежде чем перейти к определению типа речи, устанавливаем тему (с выделением микротем абзацев).

Микротема – наименьшая составная тема целого текста(«Микро…2)первая составная часть сложных слов, обозначающая «малый»…(Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов).

«Учить понимать текст – значит учить ставить вопросы и отвечать на них, опираясь на структуру, семантику текста».

Практические занятия показывают, что учащиеся более всего заинтересовались смысловой интерпретацией текста на основе лексической структуры. Текстовая деятельность по сути является ассоциативной, так как роль ассоциаций исключительно важна при восприятии и интерпретации текста. Теория текстовых ассоциаций строится на признании

Ключевой роли слов, в которых образно отражается весь мир художественного произведения. Работа с текстом на основе ассоциаций, наблюдение над развертыванием смысла через анализ ключевых слов и образов отражают склонность учащихся к творческому осмыслению прочитанного. Работу с текстом можно организовать по группам, что придает уроку коммуникативный характер опережающие и творческие задания направлены на развитие умений исследования текста, навыков работы в группе, творческого воображения учащихся. Обучение приемам осмысления прочитанного пробуждает интерес к исследовательской работе.

Описание природы в художественном стиле.

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.

А.А. Фет

Цели: обучение текстовой деятельности, формирование коммуникативной компетенции, пробуждение интереса к исследовательской работе.

Задачи: развивать навыки анализа текста, показать красоту и выразительность речи, формировать умения создавать вторичные тексты, воспитывать любовь к природе, Родине.

Наглядность: репродукции картин художников-пейзажистов.

На доске:

…если писатель хорошо видит то, о

Чем он пишет, то самые простые…

Слова приобретают новизну,

Действуют на читателя с разительной силой…

К.Г.Паустовский.

Ход урока:

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Вступительное слово учителя.

У Михаила Пришвина есть миниатюра «Голод человека».

Прочитаем и попробуем определить её главную мысль.

«Красотой природы насыщаешься, как пищей: тебе дано

столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты

сумеешь это выразить, то рано или поздно придёт человек другой и на твоё прибавит своё ,а после другого третий,

другой, прочитав написанное, посмотрев изображённое на

холсте…, непременно захочет добавить что-то своё о красоте...

Сейчас за окном зима…

Посмотрите, как выразили своё восхищение зимней природой художники-пейзажисты(обращаем внимание ребят на репродукции картин).

Красота природы передана и с помощью слов, золотыми крупинками рассыпанных в многочисленных пейзажных зарисовках в произведениях М. Пришвина,

К.Г.Паустовского, И.А.Бунина, И.С.Тургенева и других

писателей.

Наша с вами задача, анализируя текст И. С. Шмелёва,

выяснить, как «строится» описание, какие мысли, чувства

выражены писателем, какими изобразительно-выразительными средствами это достигается. Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950 г.) проявил себя как мастер словесного пейзажа, создав ряд вдохновенных изображений родной природы. Оптимистическое звучание творчества Шмелёва определялось

верой писателя в силу народной нравственности. Он умел и стремился находить красоту и поэзию в будничном, бытовом течении жизни.

(Текст Шмелёва на парте у каждого ученика).

Красота-то какая! Первая звезда, а вон – другая…

Звезд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются,

колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звезды

больше, разными огнями блещут,- голубой хрусталь, и синий, и зелёный,- в стрелках.

Калитку тронешь,- так и осыплет треском. Мороз! Снег

синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.

А воздух …- синий, серебрится пылью, дымный, звёздный.

Сады дымятся. Берёзы – белые видения…

(По И.С.Шмелёву).

(Звучит музыка Г.В.Свиридова «Тройка», ученик выразительно читает текст).

После прослушивания вопросы к классу.

1).Что описывает писатель в этом отрывке?

2).Найдите ту часть текста, в которой описываются звёзды.

Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?

Что это за изобразительные средства?

3).Слова какой части речи преобладают в этом описании?

Почему?

4).Обратимся ко второй части отрывка. Какие необычные

Сравнения (скрытые) вы увидели здесь? Объясните их.

5).Какие изобразительные средства использованы при описании слова «воздух»?

6).Каким образом писатель «даёт характеристику» морозу?

(для сильных учеников).

7).Обратите внимание на знаки препинания в конце

восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке?

Каким чувством проникнуто описание?

Обратимся к эпиграфу.

Зачитаем его и ответим на вопросы.

1).Что, по мнению К.Г.Паустовского, необходимо для того,

Чтобы по-настоящему описывать природу?

2).Как вы думаете, действительно ли Шмелёв видел то, о чём писал? Удалось ли ему «нарисовать» картину природы?

Творческое задание по вариантам(5 текстов).

1).Выпишите из текстов слова, словосочетания, которые вам

понравились и которые помогли автору создать необычную

картину природы. Что это за изобразительные средства?

2).Попробуйте определить главную мысль текста(для

сильных учеников).

Тексты.

Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся

широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.

(По Н.В.Гоголю)

Вот полянка, где ещё недавно я грибы собирал. Теперь

она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью,

и даже красная рябина морозом напудрена.

(По М.Пришвину)

В полях тает, а в лесу снег ещё лежит плотными подушками,

и деревья пригнулись, стоят в снежном плену. Тонкие

стволики прижались к земле, примёрзли и ждут освобождения.

Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На чёрных деревах блестит…

(А.Н.Майков)

Чёрное небо. Белый, скользкий, скрипящий под ногами снег. Беготня света и теней под фонарём на тротуаре.

Вкусный запах зимнего воздуха. Всё как сон!

(По А.И.Куприну).

Домашнее задание.

1).Проведите наблюдения в природе на определенной

местности за интересными для вас объектами, запишите

выводы в тетради.

Свои словесные «находки» (интересные, необычные выражения) вы будете использовать в сочинении на

следующем уроке.

2).Подведём итоги, определив порядок работы над

сочинением. Запишем его в тетрадь.

Порядок работы.

небо вечером, ночью, днём; снег на деревьях, кустах, парк

зимой или уголок природы в парке…)

2.Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие

чувства вы хотите вызвать ею у читателя(показать очарование ночного неба, вызвать чувства радости…,

обратить внимание читателя на необычное…,привлечь внимание к «незаметной» красоте…)?

3.Какие изобразительно-выразительные средства языка

(эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры…) вы используете в своей работе?

4.Чем закончите описание?

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.