Меню

Да знаете ли вы что. «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный? В практическом плане это означает

Система штрафов

    1. Многие россияне думают, что Аляску США продала Екатерина II, но это не так. Переход территории Аляски был совершен при Александре II.
    2. Если Гавайская женщина кладет цветок за левое ухо, то она замужем. Если за правое, то она доступна для ухаживания мужчин.
    3. Не все люди, как принято считать целуются с закрытыми глазами, таких примерно 60%. Остальные любят наблюдать за реакцией партнера.
    4. Самые древние горы находятся на территории России и называются Уральскими горами, которые поражают своей живописностью.
    5. Самая необычная школа расположена в Камбодже, она находится посередине реки и носит название Компонг Луонг. Примечательно, что дети доплывают до нее на тазиках.
    6. На территории КНДР находится самая большая тюрьма для политических заключенных, более 50 тысяч человек практически пожизненно сидят в лагере №22.
    7. Светлоглазые люди лучше различают цветовую палитру, чем те, у кого имеется карий цвет глаз. Все объясняется пигментацией радужной оболочки, которая у голубоглазых людей сильнее чувствительна к свету.
  1. В Алтайском Крае в России расположено удивительное место, в котором нельзя находиться более 20 минут. Это знаменитая «Долина смерти», вулканические испарения которой убивают все живое буквально за полчаса.
  2. Самое радиоактивное место в России это озеро Карачай. Пятнадцати минут нахождения на берегу озера достаточно, чтобы получить облучение в 600 рентген, которое считается смертельно-опасным.
  3. Самый дорогой картофель в мире стоит более 500 евро за килограмм. Называется он «La Bonnote» и выращивается на французском острове Нурмуаитье в Атлантическом океане. Ценители этой картошечки заявляют о ее превосходном вкусе.
  4. Миниатюрная Джиоти Амге считается самой маленькой девушкой в мире. Ее рост составляет всего 62 сантиметра, живет крошка в индийском городе Нагпур.
  5. Самый дорогой и ценный гриб в мире называется черный трюфель, цена крупного экземпляра может достигать до семи тысяч евро. Не каждому простому обывателю такое угощение по карману.
  6. Самый грязный город на планете, это российский Карабаш. За почти столетнюю историю работы местного медеплавильного завода вся природа Карабаша стала больше похоже на марсианскую. В этом месте идут кислотные дожди, а реки имеют неестественный цвет из-за окислов железа.
  7. Настоящий полюс холода это российский город Верхоянск. Именно там зафиксированы самые рекордно-низкие температуры со знаком минус на планете в тех местах, где проживают люди.
  8. У большинства людей на земле в ресницах живут клещи демотексы, под увеличением микроскопа это настоящие чудовища!
  9. Какого бы числа у вас не было день рождение, с вами одновременно его отмечают двадцать миллионов человек по всему миру.
  10. Самое долгое реалити-шоу в мире это Дом-2. Оно идет более десяти лет, и очевидно, что телестройка станет второй «Сантой-Барбарой».
  11. Когда мужчина смотрит порно, то он обращает внимание на лицо актрисы. А женщины наоборот, рассматривают гениталии.
  12. Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте. Считается, что в мире рождается с каждым разом все меньше и меньше голубоглазых детей.
  13. На западе КНР пьют соленой чай. Традиция уходит глубоко корнями в прошлое, и вместо сахара в горячий чай кладут поваренную соль.
  14. Россия не только самая большая по территории страна в мире, она еще и единственное государство, которое омывается 12 морями.
  15. Самое распространенное на планете имя это Мухаммед, а фамилия-Ли. Среди русских фамилий широкое распространение имеет фамилия Кузнецов.
  16. Аист марабу во время перелетов может засыпать и парить в воздухе десять минут.
  17. Рыба-чистильщик является гермафродитом. Самка может перерождаться в самца и оплодотворять потомство.
  18. Единственные животные в мире, имеющие прямоугольный вытянутый зрачок это козы, овцы и осьминоги.
  19. Все люди с голубыми глазами потенциальные родственники, так как голубой цвет это мутация гена HERC 2. На планете люди с таким цветом глаз появились примерно 10 тысяч лет назад.
  20. Вещества в репеллентах от комаров не отпугивают насекомых, а маскируют человека. В итоге происходит блокировка особых рецепторов, и комар попросту не «чувствует» свою добычу.
  21. После сорока лет люди начинают расти вниз. Человек уменьшается с возрастом примерно на один сантиметр. Происходит это благодаря усыханию хрящевой ткани в суставах.
  22. Самая жуткая и необычная дорога в мире называется «Дорога в никуда». Это участок трассы в пятнадцать километров в Нью Мексико, который заканчивается абсолютным тупиком. Про эту дорогие ходят не очень хорошие слухи среди местных.
  23. Венера является единственной планетой в Солнечной системе, которая вращается против часовой стрелки. Почему же это происходит? Ученые дают этому феномену самые разные объяснения, но самое очевидное, это плотная атмосфера планеты.
  24. В девятнадцатом веке Гораций Флетчер предлагал диету под названием «Флетчеризм». Суть заключалась в том, чтобы пережевывать пищу не менее 30 раз и потом выплевывать ее. Предполагалось, что желудок насыщается, и человек не набирает вес.
  25. Самые страшные трущобы в мире располагаются в Кении, прямо в столице государства Найроби. Более двадцати миллионов жителей живут в мире, где нет света, воды, канализации, школ и больниц.
  26. Самым крупным метеоритом, который падал на землю принято считать метеорит «Гоба», который достигает почти трех метров в длину. Обнаружено небесное тело было в Намибии. Оно весит более 60 тонн и на 90 процентов состоит из железа.
  27. У древних представителей змей были ноги. Ученые предполагали, что более 130 миллионов лет назад змеи имели конечности, которые позволяли им довольно шустро передвигаться.
  28. Самым большим и густонаселенным мегаполисом на планете признан Гонг-Конг. В городе проживает более тридцати пяти миллионов человек.
  29. Почему носят обручальные кольца на безымянном пальце? Традиция пошла из Древней Греции, где считалось, что через безымянный палец проходит «вена любви», идущая прямо к сердцу.
  30. В склепе Боба Марли лежит его гитара, библия, футбольный мяч и сверток с марихуаной.
  31. Человеческая бедренная кость вдохновила Эйфеля на создание знаменитой парижской башни.
  32. Духи изобрели в 16 веке, для того чтобы убирать смрад от немытых тел. В Европе люди не купались всю жизнь!
  33. Чтобы поддерживать себя в форме человек должен за день делать не менее десяти тысяч шагов.
  34. Самые здоровые зубы у американцев, примерно сорок процентов граждан США никогда не испытывали проблем с кариесом.
  35. Каждые три секунды на земле рождается один ребенок, а каждые 5 секунд кто-то умирает.
  36. За всю жизнь среднестатистический человек съедает 30 тонн пищи, если представить себе это объемно, то вес всей съедаемой за жизнь еды равен весу 8 слонов.
  37. Больше всего миллиардеров живет не в Арабских Эмиратах, а в Москве. Но все равно самым дорогим городом в мире является не Москва, а Гонг-Конг.
  38. Мифическое существо мофмана или человека мотылька при крушении моста в Джерси в конце 60-х годов одновременно видело около сотни человек.
  39. Американец Чарльз Осборн икал 65 лет без остановок. Бедному мужчине ничего не помогало.
  40. Россию и США разделяют всего четыре километра. Не верите? Найдите Чукотку на карте и замерьте расстояние от Чукотского края до Аляски.
  41. В Боливии есть самая опасная дорога в мире, ее длина равна 70 километрам. Водители едут по узкой колее без отбойников над пропастью три тысячи метров!
  42. В Тайланде живет очень много трансвеститов. Власти страны дошли до того, что в городах Тайланда есть школы, где учатся юные трансвеститы, в обычных школах для таких детей отведен специальный туалет.
  43. Мы часто слышим закадровый смех в мыльных операх, но мало кто знает, что на протяжении многих лет дублируется одна и та же запись 1950 года. Многих из этих людей уже нет в живых.
  44. Наполеон Бонапарт всегда считался низкорослым мужчиной. Но во времена 18-19 веков люди не отличались рослостью. Рост Наполеона равнялся 170 сантиметров, и он даже считался в то время выше среднего.
  45. На планете Уран нет такого межсезонья, как на Земле. Там постоянно зима сменяет лето. Зима или лето длится ровно сорок два земных года.
  46. Плутон долгое время считался одной из планет солнечной системы. Открыли этот необычный небесный объект в 1930 году, и название ему дала 11 девочка Венеция Берни из Старой Англии.
  47. На нашей планете есть удивительный подземный город. Находится он в Австралии и называется Кубер-Педи. Там добываются драгоценные опалы, и местные жители живут в квартирах выдолбленных буквально в пещерах.
  48. По статистике человек целуется примерно около три года своей жизни. Кстати в некоторых государства французский поцелуй до сих пор считается крайне неприличным и приравнивается к поцелую в гениталии.
  49. Самая маленькая порода собак, это чихуа-хуа. Обычно эти собаки не достигают веса более двух килограмм.
  50. В одном пчелином улье живет до 100 тысяч пчел, пчелиная матка откладывает больше тысячи яиц в день и живет в среднем два года. Когда погибает матка, пчелы покидают свой улей.
  51. Больше всего ксероксов в мире ломается после того, как люди пытаются «отксерить» свою пятую точку.
  52. Дороже всего продаются дома, окрашенные в желтый цвет. Меньше покупательской активности у домов белого цвета.
  53. Знаменитая игрушка йо-йо раньше применялась на Филиппинах в качестве оружии против врагов.
  54. Боливия единственная в мире страна, где есть военно-морской флот, но нет выхода к морю и океану.
  55. Эверест не самая высокая гора в мире, есть вершина более высокая. Называется она Мауна-Кеа, ее высота составляет десять тысяч метров и находится она на Гавайских островах.
  56. Самый большой автомобиль в мире это Ford F 650. Весит такая махина целых двенадцать тонн!
  57. Полчаса прослушивания музыки в наушниках увеличивают количество бактерий в слуховом проходе в 700 раз!
  58. Единственное животное, которое может смеяться являются обычные крысы. При этом все остальные животные в мире лишены этого из-за отсутствия мимики.
  59. Любовь не помеха для брака. Самая большая разница в возрасте была зафиксирована в Малайзии. Жениху было 105 лет, а юной невесте всего 22 года.
  60. Однажды Пабло Эскобар сильно мерз, скрываясь от полиции. Чтобы согреться, он подбрасывал пачки денег в костер, в итоге в огонь улетело два миллиона долларов США.
  61. Каждую минут операторы мобильной связи зарабатывают на СМС почти миллион долларов.
  62. В Индии мужчина должен жениться на дочери своей старшей сестры. По индийским канонам это не считается кровосмешением.
  63. Древние знатные египтяне держали крокодилов как домашних кошек, и даже покупали им украшения из золота и драгоценных камней.
  64. Самый высокий человек на земле проживает в Турции. Его зовут Султан Косен, и его рост достигает целых двух с половиной метров. Такого великана видно за версту, и в Турции Султан местная знаменитость, которую часто приглашают на телепередачи.
  65. Самая глубокая дыра в океане, это голубая дыра Дина. По подсчетам ученых ее глубина составляет более двухсот метров. Дайверы и простые путешественники обожают это место. Оно очень живописно.
  66. КНДР самая закрытая страна в мире. Она ужасает простого обывателя своими строгими порядками. Например, на каждой улице Пхеньяна есть громкоговорители, которые в семь утра разрываются воем сирен, сигнализируя о том, что людям пора на работу.
  67. Самым богатым человеком в Европе признан Амансио Ортега, он владеет такими компаниями как Pull and Bear, Bershka, Zara. При этом Амансио Ортега ведет довольн замкнутый образ жизни и совсем не похож на богача.
  68. Ребенок до пяти лет жизни может выучить несколько иностранных языков. Дети в юном возрасте отлично запоминают слова и иностранные выражения, и эти знания сохраняются человеком практически до старости.
  69. Самая ядовитая рыба в мире фугу, имеет яд тетротоксин, который убивает взрослого человека практически за несколько минут. Яд находится во внутренностях, коже, жабрах и глазах фугу.
  70. В древней Японии существовал культ миниатюрных женских ног. Поэтому девочкам из богатых семей буквально с рождения туго бинтовали ступни так, что кости практически не росли. Такие ступни сравнивали с лотосом, и чем меньше была ножка, тем из более знатного рода невеста.
  71. Дальтонизм довольно неприятное явление. Больше всего дальтоников проживает в Европе, а именно-в Чехии. Ученые отметили, что дальтоников нет в Фиджи и в ряде других островных поселений.
  72. Вас часто раздражает то, что вы не успели перебежать дорогу по сигналу светофора? Ученые выяснили, что среднестатистический человек, живущий в городе, проводит перед светофором целых три недели.
  73. Вес нашей планеты не постоянный. Самое удивительное, что земля ежегодно прибавляет в весе примерно пятьдесят тон и сбрасывает около ста тонн. Ученые пока не нашли объяснение данному феномену.
  74. Вы не задумывались о том, почему именно кролик является символом Плейбоя? Логотип был создан и разработан Арутором Полем еще в 1953 году, как веселая зарисовка и некий комический шарж. Именно благодаря этой зарисовке и был создан макет первого журнала Плейбой в 1954 году.
  75. Ученые создали водоросли со вкусом бекона и ветчины. В них содержится огромное количество необходимых нашему организму витаминов и минералов. Основная цель изобретения, борьба с голодом в ряде стран Африки. Водоросли стоят недорого и могут обладать самыми разнообразными вкусами.
  76. Самый экологически чистый город расположен в Швейцарии. В городе Церматт запрещено передвигаться на автомобилях, так как они загрязняют атмосферу. Разрешен гужевой транспорт, велосипеды или поездки на электромобилях.
  77. Самого большого динозавра нашли в Аргентине. Его рост составлял 32 метра, а весил гигант предположительно 80 тонн.
  78. Самая большая собака в мире, это милый дог по кличке Гибсон. Если Гибсон встает на задние лапы, то его рост равняется двум метрам!
  79. Каждые три секунды люди заявляют, что видели НЛО, но, как правило, это обычный обман зрения. Конечно, бывали и массовые наблюдения НЛО, но всегда находилось рациональное объяснение неопознанным предметам в небе.
  80. Медуза, которая убивает одним прикосновением, живет в Австралии. Ее яд в сто раз опаснее яда кобры. Эта малышка весит всего пару грамм!
  81. Самая большая звезда в видимой вселенной это Бетельгейзе. Она расположена от нашей планеты на расстоянии более шестисот миллионов световых лет. Если сравнить ее с солнцем, то солнце маковое зернышко, а Бетельгейзе апельсин. Кстати в ближайшее 3 тысячи лет звезда взорвется, и свечение от ее взрыва можно будет наблюдать невооруженным глазом с земли.
  82. Роботы разрабатываются не только для человеческих нужд в сфере науки. Робототехника постепенно входит и в обыденную жизнь. К 2070 году ученые планируют изобретение роботов, способных заменять людей. У одиноких людей будет шанс приобрести свою вторую половинку, роботы смогут выражать свои чувства и даже заниматься сексом.
  83. Город, который имеет самое длинное название в мире, это Бангкок. Столица Тайланда звучит на тайском языке, как «Krung Thep Mahanakhon Amon Rattanakosin Mahinthara Ayuthaya Mahadilok Phop Noppharat Ratchathani Burirom Udomratchaniwet Mahasathan Amon Piman Awatan Sathit Sakkathattiya Witsanukam Prasit». Удивительно, что это вычурное название должен знать назубок каждый таец.
  84. Удар молнией способен испепелить человека буквально за секунды. Но американец Рой Кливленд не зря назван «человеком громоотводом». За всю жизнь он пережил семь ударов молнии и остался жив. Рой занесен даже в Книгу рекордов Гиннеса.
  85. Самое глубокое метро в мире расположено не в Нью-Йорке, а в российском городе Санкт-Петербург. Все дело в горных породах, при строительстве метрополитена пришлось проделывать тоннели на глубине в восемьдесят метров.
  86. Самая высокая новогодняя елка была установлена в России в 2013 году. Зеленую красавицу поставили на Поклонной горе, и высота елки достигала 50 метров в высоту. Пока рекорд самой высокой елки не побит.
  87. Человечество мусорит просто огромными масштабами. Самая большая и впечатляющая свалка находит в Тихом Океане. Прямо посреди океана расположилась многокилометровая свалка пластика, технических отходов, мазута и нефти.
  88. В средние века были довольно странные правила красоты у женщин. Чтобы добиться белизны лица дамы пользовались свинцовой пудрой, веснушки удалялись серой, а зубы чистились пастой с мышьяком.
  89. Американские ученые выяснили, что самой лучшей на свете релаксацией считается созерцание аквариумных рыбок. Специально для посетителей в одного из нью-йоркских парков был создан 550 литровый аквариум с разноцветной подсветкой.
  90. Россия считается самой большой страной в мире по территории. На протяжении достаточно длительного времени Россия занимала третье место в почетном списке империй. Площадь российского государства составляет более семнадцати квадратных миллионов километров!
  91. Крокодил удивительное создание. Нильский крокодил хоть и дышит легкими, но может задерживать дыхание под водой примерно на два часа.
  92. Самое страшное заболевание унесшее жизнь почти половины населения Земли не бубонная чума или знаменитая испанка. Это малярия, которая вызывает малярийным комаром. В отдельных уголках планеты малярия свирепствует и до сих пор.

Уму непостижимо, сколько напи-сал Некрасов за первые годы пре-бывания в Петербурге. Сочинять подражательные романтические стихи он, конечно, бросил, зато писал рассказы и повести. Нисколько не смущаясь, юноша описывал итальянскую природу, кровавые дуэли, запутанные любовные интриги. Сре-ди его героев можно было встретить Франческо, Джулио, дона Сорильо, различных баронов, дам из выс-шего общества, о переживаниях которых рассказывалось так: «Глаза ее блестели каким-то диким огнем, холоднело чело, от груди, как от раскаленного ме-талла, веяло пламенем».

Кроме прозы Некрасов обращался и к драматур-гии: сочинял водевили, перевел с французского одну мелодраму (не зная как следует языка оригинала). Конечно, талант настоящего писателя не мог не сказаться. В прозе у него начинают появляться и более серьезные вещи — незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», отчасти по-строенный на автобиографическом материале. Да и в драматургии не все было откровенно плохо. И тем не менее и в нашем восприятии, и в истории русской литературы Некрасов остается не прозаиком и не драматургом, а прежде всего поэтом.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Некрасова, если бы не его встреча с Белинским — критиком, который в 40-х гг. XIX в. объединил вокруг себя целый ряд молодых писателей, был идейным вож-дем направления, получившего не совсем точное название «натуральная школа».

В беседах с друзьями Некрасов признавался: «Бе-линский производит меня из литературного бродяги в дворяне». Материал с сайта

После встречи с Белинским у Некрасова начина-ется новый этап поэтического творчества: стихотво-рений, которые он стал писать с середины 40-х гг., ему уже не приходится стыдиться. Поддержка кри-тика была для него чрезвычайно важна. Прослушав, например, стихотворение «В дороге», Белинский во-скликнул, обращаясь к Некрасову: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?»

Проблема государства, формы политической власти, характер взаимоотношения его с обществом в целом и отдельными его составляющими сегодня вновь в центре научных споров. Применительно к Древней Руси это проблема происхождения государства и его названия, а также статуса русских князей. В современной отечественной историографии обращено внимание на принципиальное различие и независимость вопросов происхождения правящей династии и государства. Опираясь на источники, историки показали, что возникновение древнерусского государева стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов, которые внешние влияния могли лишь несколько ускорить или замедлить, но не отменить. При этом отмечается полиэтничность господствующего слоя нарождающегося государства.
По вопросу о происхождении названия Русь по прежнему идут споры между сторонниками «скандинавской» и южнорусский гипотез. Анализируя их аргументацию, А. А. Горский отмечает, что первые большее значение придают лингвистическим параллелям, но не учитывают ряда противоречащих их концепциям исторических известий и выводов историков. Вторые же, опираясь на надежные исторические свидетельства, не нашли пока убедительного лингвистического обоснования. Но, участвуя в этой дискуссии или следя за ней, следует учитывать, что само по себе происхождение названия страны не является решающим для проблемы генезиса государственности. Так, славяноязычные болгары носят имя тюркского племени, бесследно растворившегося среди славянских племен.
Форма политической власти в Древней Руси определяется в зависимости от характеристики, которую дают исследователи социально-экономическому строю этого периода в целом. Долгое время в историографии господствовала концепция Б.Д. Грекова о чисто феодальном строе Киевской Руси. Сторонниками этой концепции в последующие годы являются Л.В. Черепнин, Б.А. Рыбаков, В.Т. Пашуто, М.Б. Свердлов. Но на протяжении 70-80-х годов представления о древнерусской истории перестали быть однозначными благодаря работам И.Я. Фроянова, В.И. Горемыкиной и других. И.Я. Фроянов считает, что древнерусское общество до XII в. было дофеодальным, а В.И. Горемыкина рассматривает его как рабовладельческое, в котором сохранялись пережитки родового строя. Большинство же историков считает, что возникновение первых ростков феодальных отношений можно датировать IX веком. В это же время формируется государство. Киевская Русь рассматривается как время, когда в экономике наличествовали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный, причем каждый из них обладал определенны - ми перспективами сохранения или развития.
Представление о параллельности развития исторических форм, достаточно распространенное в современной западной историографии, следует рассматривать как весьма перспективное. Если учитывать это обстоятельство, то не только социально-экономические и политические процессы в период Киевской Руси, но и взаимное переплетение старых и новых производственных отношений, а до известного момента развитие и тех и других, не будет нужды рассматривать как парадокс российской истории.
Великокняжеская власть реально способствовала укреплению крупного феодального землевладения и феодальных форм зависимости. На протяжении XI-XIII вв. на Руси формируется крупное землевладение князей, бояр и церкви, хотя в домонгольский период процесс развития вотчинного землевладения бояр шел медленно и большая часть земель еще находилась в руках свободных общинников. Развитие феодальных отношении во всех сферах общественной жизни как основной процесс социально-экономической и политической истории Руси XI-XII вв. отмечал В. Г. Алексеев.
На протяжении длительного времени ведется дискуссия о том, было ли государство верховным собственником земли. Представляется, что эта конструкция может быть лишь умозрительной.
В современной историографии вновь привлечено внимание к вопросу о централизации, причем на данном этапе более оживленно обсуждается проблема не уровня развития причин, а вопрос о том, прогрессивен ли был процесс централизации на Руси, а также вопрос об истоках русского деспотизма.
Хотя термин «деспотизм» широко применяют при характеристике русского государства, следует отметить некоторую искусственность и публицистичность в таком подходе. В полной мере Россия никогда не была ни деспотическим, ни тоталитарным государством. Деспотизм означает абсолютный суверенитет над личностью и имуществом подданных, при этом государство является верховным собственником земли и распоряжается всем национальным продуктом. Частная собственность развита слабо. Политический режим неспособен к политическому и социальному развитию.
Государственная централизация, как показал исторический опыт, является необходимым этапом поступательного развития общества и внутренней закономерностью эволюции самой государственности. Как справедливо отмечает В.М. Панеях, оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией сложная теоретическая и практическая проблема, которая, по видимости, должна решиться по-разному для разных обществ и разных стадий их истории.
Определяя политическую систему русского государства, В.Б.Кобрин и А.Л.Юрганов большое внимание уделяли тому фактору, что в конце XV в. для служилых людей любого ранга стало обязательным титуловать себя холопом, а великого князя государем. В. Б. Кобрин и А. Л. Юрганов считают также, что кроме вышеназванных причин победы отношений подданства в холопской форме над вассалитетом следует указать на то, что ход централизации опережал созревание ее социально-экономических предпосылок. Этот путь не встретил противоборства со стороны феодалов и горожан, чему способствовала тесная связь феодалов с сюзеренами и значительная холопья прослойка в среде мелких феодалов. Феодальный характер русского города привел к тому, что на Руси не сложилось специфическое «городское право». Тип подданства в холопской форме способствовал возникновению и длительной стабилизации крепостничества. Л.В. Милов наоборот считает, что на форму организации государственной власти, взаимоотношения внутри класса феодалов повлияли отношения земельной собственности и соответствующий им тип общин.
В установлении русского деспотического самодержавия В. Б. Кобрин и А. Л. Юрганов большое место отводят недостаточному развитию системы вассалитета, что привело в период создания централизованного государства (XV-XVI вв.) к установлению поддан- ства-министериалитета вместо подданства государственного.
Вассалитет на Руси генетически был обусловлен княжеско- дружинными отношениями и являлся преемником военной демократии. Авторы согласны с А. А. Горским, что дружина - это уже отрицание родового деления общества, поскольку избирается и строится по принципу личной верности, а не по родовому принципу и оторвана от общинной структуры общества как социально, так и территориально. Русский вассалитет обладал наиболее существенными своими чертами: иерархичностью и гарантиями прав и привилегий господствующего класса. Ю.М. Эскин считает, что для русского типа вассалитета характерна значительная степень коллективности: не только «статус», но и отношения господства-подчинения шли в значительной степени и через корпоративную группу.
По мнению В.Б. Кобрина и А.Л. Юрганова, возможности альтернативного развития сохранились до начала XIII века. Установление татарского ига сказалось губительным для вассалитета, поскольку положение русских князей под властью Орды по форме зависимости напоминало подданство. В ходе ордынского нашествия погибла и основная масса дружинников. Некоторое время вассальные отношения сохранялись внутри княжеского дома и регулировались докончальными грамотами.
На характер отношений между государством и подданными, по мнению исследователей, повлияло пополнение государева двора за счет выходцев из феодальных систем «азиатского гнета» («царевичей» и «князей», мурз) - носителей министери- альной, и в весьма грубой форме, традиции и психологии. Это «пополнение» постоянно «понижало» и общий культурный уровень «иммунитетного самосознания» русского служилого сословия. Справедливо отмечая, что процесс централизации русского государства был сложным и длительным, А.Л. Юрганов считает, что централизация на Руси консервировала сугубо феодальный тип отношений внутри общества, не давая простора независимости и свободе. В России это привело к установлению подданства в рабской форме, что в условиях отсутствия оппозиции позволило развиваться деспотизму, надолго сковавшему русское общество. При этом следует отметить, что поиск истоков русского деспотизма все более удревняется. Если в статье «Иван Грозный: Избранная рада или опричнина:?» В. Б. Кобрин относит его ко времени на несколько десятилетий старше опричнины (ко времени Ивана III и Василия III), то в совместной статье с Юргановым время, когда закладываются эти основы, датируется началом XIII в.
Наряду с историками, сосредоточившими основное внимание на изучении истоков деспотизма, ряд исследователей продолжал традицию, заложенную Н.И. Костомаровым, Ф.И. Леонтови- чем и другими в изучении различных форм русского народного средневекового демократизма. Предпринимаются также попытки проследить соотношение самодержавных и демократичных начал на разных этапах российской истории.
В связи с определением формы политической власти на Руси, характера русского феодализма исследуется ныне и проблема местничества, которая рассматривается как специфически русская форма служебно-вассального регламентирования. При этом обращается внимание на первоначально исключительно служилый характер этого института, и добавления к нему «родословного» принципа в период расцвета института.
Утверждение местнических норм совпадает с завершением процесса создания единого государства, изменение местнических норм - с процессом перераспределения феодальной собственности, усиления зависимости последней от служебного положения феодала, возрастанием роли самодержца и бюрократического начала.
Внимание исследователей и читателей в настоящее время привлечено и к проблеме альтернативности исторического развития, хотя поставлена она не сегодня. Так применительно к XVI в. этот вопрос был поставлен в конце 60 - начале 70-х годов Н.Е. Носовым.
Ряд авторов полагает, что возможности альтернативного развития существовали и в XIV-XV вв. В этой связи вновь привлечено внимание к истории Великого княжества Литовского, 9/10 территории которого были населены предками нынешних украинцев, белорусов и русских, а сами литовцы являлись «национальным меньшинством», хотя и привилегированным. Это обстоятельство привело к тому, что, по выводам И.Б. Грекова, Великое княжество Владимирское и Великое княжество Литовское (до момента официального крещения литовцев по католическому обряду) фактически выступали с одной программой - программой объединения всей русской земли. Представляется однако, что С.В. Думин несколько преувеличивает заслуги литовских князей в развитии объединительного процесса на Руси. Однако чрезвычайно позитивно и плодотворно сосредоточение внимания исследователей на роли компромисса, соглашения между литовской знатью и западнорусским боярством в период возникновения Литовского государства и в первые века его существования, а также на поддержке этого соглашения со стороны горожан. В то же время более высокий уровень развития феодальных отношений, характерный для славянских земель, традиции древнерусской культуры позволили им не только полностью сохранить свою самобытность, но и оказать весьма существенное влияние на строй коренной Литвы. Литовские князья принимали местные обычаи, управляли «по старине», сохраняли ранее сложившуюся систему собственности. Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Степень их зависимости от центральной власти была различна. Формы этой зависимости, сложившиеся исторически (это во многом определялось обстоятельствами вхождения тех или иных земель в Великое княжество), в большей или меньшей степени обеспечивали местному боярству и городам, и иногда и представителям старых княжеских династий значительную внутреннюю автономию и, как правило, неприкосновенность социально-экономических и политических структур, сложившихся в предшествующий период. Положение о консервации древнерусских порядков в Литовском государстве было общепризнано в дореволюционной историографии. Современные историки также поддерживают этот тезис. Это обстоятельство позволяет использовать материал по истории развития западнорусского региона для анализа социально-экономических и политических отношений в Древней Руси.
С точки зрения альтернативного развития русской государственности (как противоборства старых древнерусских традиций народовластия и новых веяний, укрепляющих великокняжескую власть) рассматриваются в последнее время и события второй четверти XV в.
Образование в конце XV-начале XVI в. Российского государства было заметным явлением не только в истории России, но также Европы и Азии.
Первый государь всея Руси Иван III - мудрый политик, умевший строить свою политику на дальновидном расчете. Об этом свидетельствует, например, отношение к Новгороду, оказывавшему ему упорное сопротивление, но не подвергнутому разграблению, что обеспечило прочное вхождение Новгорода в состав Русского государства и успех земельной реформы Ивана III, приведших к созданию дворянского ополчения - опоры великокняжеской, а затем царской власти. Результатом политики объединения была ликвидация ордынского ига и подъем экономики страны, в первую очередь сельского хозяйства и торговли.
Иван III владел как искусством войны, так и искусством дипломатии. Его войны на западе были результатом стратегического выбора, политического решения. В ходе их были возвращены исконно русские земли (70 волостей и 25 городов). Практически ежегодные походы Казани и Крыма на Русь, в результате которых разорялись волости и уводилось в рабство население, заставили Ивана III ужесточить свою политику в отношении этих государств. Ему удавалось сажать ханов на Казанский трон по своему выбору и предотвращать походы крымчан, иногда использовать последних для борьбы с Польско-Литовским государством.
Успехам в деле создания Российского государства, его внешней политики способствовала плеяда виднейших деятелей, входивших в состав Боярской думы и Государева Двора. Одному из них - Андрею Михайловичу Плещееву посвящена статья Ю. Г. Алексеева. Род Федора Бяконта, к которому принадлежали Плещеевы - один из самих влиятельных в окружении Московских князей со времён Ивана Калиты. Но богатство и слава предков - лишь начальная предпосылка для продвижения по службе. Только ревностная личная служба, собственные способности и заслуги позволяли ее реализовать. А.М. Плещееву это удалось. Он ездил за невестой для старшего сына Ивана III Еленой Стефановной в далекую Молдавию. Успех этой миссии обеспечил династический союз с молдавским господарем, удачно боровшимся за независимость своей страны против Польши и Турции - существенный инструмент во внешней политике Ивана III. А.М. Плещеев известен также как член судебной коллегии Ивана III, наместник в Переяславле. Высокая честь стоять ближе всех к своему государю на приеме посла Священной Римской империи летом 1490 г. - признание многочисленных заслуг А. М. Плещеева перед государством. Выполняя ответственные поручения великого князя, он пользовался личным доверием Ивана III, был его советником.
По мнений Ю.Т. Алексеева, усиление роли бояр и окольничих как непосредственных советников - думцев великого князя, а также то, что они составляли высшую судебную коллегию при великом князе, есть свидетельство изменений в структуре управления. Аристократия постепенно отходит от непосредственной административной деятельности в связи с образованием среднего звена управления в лице дьяка.
Духовная грамота А.М. Плещеева позволяет раскрыть такие его качества, как ясность мышления, известного рода щедрость и великодушие. Он заботился о том, чтобы его процветающая вотчина, большая часть которой им же самим и приобретена (это пожалования великого князя и личные «купли»), не перешла в чужие руки («и тому моему сыну своего села мимо братью не продавати, не променити, ни в закуп не давати, ни монастырю не отдати»). Если отпуск части холопов на волю, земельные и денежные вклады по душе типичны для духовных грамот этого времени, то полное прощение долгов зависимым крестьянам не имеет аналогий. Сто двадцать рублей - сумма прощенных долгов. Это стоимость большой вотчины.
Усиление великокняжеской власти нельзя назвать становлением деспотизма. Традиции сословного представительства имели в России длительную, многовековую историю, а в ходе реформ 50-х годов XVI в. стали общегосударственной нормой.
Справедливости ради следует отметить, что как в отечественной, так и зарубежной историографии есть исследователи, не признающие в истории Русского государства существования периода сословно-представительной монархии.
По-прежнему исследователей привлекает загадка опричнины. До конца 70-х годов опричнина в основном рассматривалась как политика по ликвидации препятствий на пути объединения страны, причем исследователи, по-разному определявшие состав оппозиции (удельные князья, Новгород и церковь, по мнению А.А. Зимина, боярство - по мнению Р.Г. Скрынникова), довольно успешно разбивали аргументацию друг друга. В последующее время опричнина все более рассматривается как борьба вокруг разных форм правления в едином Русском государстве (Д.Н. Альшиц). Негативные последствия проведения этой политики для страны убедительно показали историки-аграрники. Ввергнув страну в экономический кризис конца XVI в., опричнина подстегнула закрепощение крестьян и была одной из причин поражения России в Ливонской войне. В настоящее время активно дискутируется вопрос о дальнейшей судьбе опричнины: закончилась ли она в 1572 г., когда было строжайше запрещено вспоминать о ней, или умерла со смертью Ивана Грозного.
Для уяснения расстановки политических сил в XVI-начале XVII вв., а также смысла политической борьбы в верхах необходимо изучение состава и социального облика того круга лиц, в чьих руках была сосредоточена реальная власть в государстве. Исследования последних десятилетий в этом направлении позволили отказаться от упрощенного представления о политической истории России этого периода как борьбе боярства и дворянства. В это время, как и позднее, происхождение далеко не всегда определяло политические позиции того или иного лица. Большое значение имели также родственные связи, служебно-местническое положение и землевладение. Проанализировав разрядные книги, боярские списки и данные писцовых книг о составе и земельных владениях отдельных феодалов, А.П. Павлов пришел к выводу, что к концу XVI в. произошла внутренняя эволюция боярской верхушки: из старинной вотчинной аристократии она превратилась в аристократию служилую. Служилая московская знать и приказная администрация являлись политической опорой монархии. Это обстоятельство, а также разобщенность уездного дворянства и горожан, не сумевших противостоять московской знати, по мнению автора, были основной причиной незавершенности развития сословного представительства. Автор обращает внимание на недостаточную четкость в литературе понятий «боярство» и «дворянство». Противопоставления боярства и дворянства в том смысле, как это принято в современной науке, источники XVI-XVII вв. не знают. Под дворянством документы того времени подразумевают не рядовые массы служилых людей «по отечеству», а верхнюю группу служилых людей, связанных с государевым двором. Боярами источники именовали тех лиц, которые имели высший думный чин боярина. Но нельзя ограничить изучение боярской знати только боярским чином, следует иметь в виду и многочисленных их родственников, которые по социальному и политическому облику мало от них отличались и в силу происхождения могли претендовать на думные чины. Необходимо также учитывать и окольничих, так как большинство думских бояр прошло через этот чин.
Характеризуя русское боярство, Ю. Т. Алексеев также отмечает, что оно не было ни потенциальным противовесом сильной государственной власти, ни бесправными и беззащитными «холопами». Но являясь необходимым и важным элементом государственной структуры, бояре серьезно зависели от благосостояния страны. Политический кризис, личные неуспехи, немилость государя подрывали социальную силу и экономическое состояние не только отдельных бояр, но и целых родов, становилось трагедией, что и проявилось в годы опричнины.
Заметный вклад в раскрытие реального образа русского дворянства, слабообеспеченного, но чрезвычайно редко пренебрегавшего государственной службой, внес В.М. Воробьев. В конце XV - начале XVI вв. и среднем на владение новгородского помещика приходилось 22 крестьянских двора, что давало ему 22 руб. доходов в год. Расходы же на покупку коня и доспехов в это время составляли 5-7 руб. В середине XVI в. на одно поместье приходилось 25 крестьянских дворов. Боеготовность поместного ополчения начинает снижаться с 70-х гг. XVI в. В начале 20-х гг. XVII в. полноценную полковую службу («конно, людно и оружно») могло нести менее 1% новгородских дворян и детей боярских, некогда одной из самых мощных корпораций служилых людей. К 60-м годам XVII в. более 38 % новгородских дворян и детей боярских не имели поместий, а у 15% в поместьях совсем не было крестьян. Основные причины «нетства» (неявки на службу) по данным псковского смотра 1665 г. бедность, тяжелые ранения, увечья, болезни (в том числе скорбь «полная»), старость.
Статья Л.И. Ивиной, показавшей на примере Углицкой земли пути пополнения служилых людей за счет «выезжих иноземцев («панов», «литвинов», «немчинов», греков) и «новокреще- нов», пополнила ряд работ по генеалогии провинциального дворянства XVI-XVII вв.
Одной из проблем изучения истории России в XVII в. является проблема становления абсолютизма.
Абсолютистские тенденции усиливаются с середины XVII века, что проявляется в первую очередь в падении роли Земских соборов и изменении состава Боярской думы.
В последнее время серьезное внимание уделяется роли бюрократии в развитии этого процесса. Н.Ф. Демидова отличает два этапа в формировании бюрократии: 40-50-е годы XVII в., когда в рамках сословно-представительного государства оформлялось общее законодательство, определявшее основы функционирования государственных учреждений, штаты, размеры содержания и внутренний порядок работы центральных учреждений; 70-е годы - создание многочисленных временных учреждений на местах, как бы отделений московских приказов, что привело к возрастанию численности приказных людей. Приказные не были монолитной группой. Если думные дьяки и часть дьяков из приказов сливались по своему имущественно-правовому положению с феодальной знатью, принимали участие в подготовке законодательных актов и выработке внутренней и внешней политики, то среднее и низшее звено приказного дьячества и московские подьячие являлись послушными исполнителями и полностью зависели от верховной власти.
Местные подьячие были близки по сословным и имущественным интересам к служилым или посадским мирам своих городов и уездов, нередко стояли на страже их интересов, но сильно ограничивались сверху. Свое завершение процесс становления абсолютизма находит в эпохе Петра. Осуществляя реформаторскую деятельность, Петр I искренне верил, что вовремя изданный и последовательно осуществленный закон может сделать почти все, начиная от снабжения армии хлебом и кончая исправлением нравов.
Реформируя государственный строй, Петр I использовал шведский опыт подобных преобразований. Е. В. Анисимов считает, что это связано не только со сходством социально-экономических условий обеих стран, но и обусловлено личными пристрастиями Петра, который стремился превзойти Швецию не только на поле брани, но и в мирной жизни. Общий принцип подхода к шведским образцам хорошо прослеживается в указе от 28 апреля 1718 года:
«Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в шведском регламенте неудобны, или с интуицией сего государства несходны и оные ставить по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли быть».
Вырабатывая более эффективные методы государственного управления Петр большое внимание уделяет унификации, централизации и дифференциации функций аппарата управления. Поэтому значительное место в исследованиях уделяется проблеме бюрократии, вопросу о соотношении знати - боярской или дворянской аристократии и аристократии новой. Отечественные и зарубежные исследователи пришли к выводам, что в окружении Петра было больше древних аристократов, чем в Боярский думе. Политика же Петра заключалась в превращении ее из «привилегированной» в «квалифицированную». Н.Н. Покровский в своей рецензии на монографию Е.В. Анисимова обратил внимание на противоречивость самого «наследия», «дела Петра» - создание жесткой бюрократической системы управления империей и отчаянные попытки внедрить начала коллегиальности, найти новые формы опоры на городские сословия, всяческое укрепление основ дворянского могущества и требование прилежной обязательной службы дворян, европеизация страны и укрепление крепостнических отношений, провозглашенных еще Соборным Уложением 1649 г.
Процесс же оформления в XVIII в. дворянских прав и привилегий создавал условия для появления первого поколения борцов с этой системой. В елизаветинское время уже родились те, кто позже стал под знамена Пугачева.

Литература

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. - Л., 1980.
Алексеев Ю.Г. «К Москве хотим». Закат боярской республики в Новгороде.- Л., 1991.
Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. - Новосибирск, 1991.
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. - Л., 1988.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
Багер Х. Реформы Петра Великого: Обзор исследований. -М., 1985.
Буганов В. И., Медушевский А.Н. Административные реформы в России и проблемы их изучения в современной западной историографии // Отечественная история. - 1992. - № 3.
Воробьев В.М„ Дегтярев А.Я. Русское феодальное землевладение. - Л.,1986.
Воробьев В.М. «Конность, людность и сбруйность «служилых городов при первых Романовых // Дом Романовых в истории России. - СПб., 1995.
Горемыкина В. И. О генезисе феодализма в Древней Руси // Вопросы истории. - 1987. - № 2.
Горский А.А. Проблема происхождения названия «русь» в современной советской историографии // История СССР. - 1989. - № 3.
Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1964.
Данилова Л.В. Сельская община в средвековой Руси. - М., 1994.
Дворниченко А.Ю. Эволюция городской общины и генезис феодализма на Руси // Вопросы истории. - 1988. - № 1.
Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Кривошеее Ю. В., Флоринский М.Ф. История России с древнейших времен до начала XX века: Пособие для абитуриентов. - СПб, 1992.
Дегтярев А.Я. Трудный век Российского царства. - Л., 1988.
Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. - М., 1987.
Думин С. В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX-начала XX вв. - М., 1991.
Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма: Уроки многолетних дискуссий на Западе // История СССР. - 1990. - № 6.
Истоки и контуры демократии // Свободная мысль. - 1992. - № 10.
История России. Народ и власть / Составитель Ю.А. Сандулов. - СПб, 1997.
Исторический опыт русского народа и современность: Мавродинские чтения. - СПб, 1994.
Зимин А.А. Источники по истории местничества в XV-первой половине XVI в. // Археографический ежегодник за 1968 г. - М., 1969.
Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX- начала XX в. - М., 1991.
Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси (к постановке проблемы) // История СССР. - 1991. - № 4.
Кристенсен С.О. История России XVII века: Обзор исследований и источников. - М., 1989.
Любавский М.К. Очерк истории Литовского государства до Люблинской унии включительно. - М., 1915.
Маньков А. Т. Законодательство и право России второй половины XVII в. - СПб. 1998.
Медушевский А.Н. Российское государство XVII-XVIII веков в освещении современной немарксистской историографии (Обзор литературы) // История СССР. - 1988. - № 3.
Мельников Ю.Н. Ликвидация двора (опричнины) // Вопросы истории. - 1991. -№11.
Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства (IX-X вв.) // Вопросы истории. - 1988. - № 8.
Милов Л.В. Великорусский пахарь. - М., 1998.
Милов Л.В. О причинах возникновения крепостничества в России // История СССР. - 1985. - № 3.
Милов Л.В. Общее и особенное российского феодализма. (Постановка проблемы) // История СССР. - 1989. - №2.
Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России.- Л., 1969.
Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). - СПб, 1992.
Панеях В.М. Панорама истории России XV-XVI вв. А. А. Зимина. К выходу в свет книги «Витязь на распутье» // Отечественная история.- 1992.- № 6.
Покровский Н.Н. Аиисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. - М., 1986 // Вопросы истории. - 1988. - № 3. Скрынников Р.Г. Царство террора. - СПб, 1992.
Средневековая и новая Россия: Сборник научных статей к 60-летию профессора И.Я. Фроянова. - СПб, 1996.
Торке Х. И. Так называемые земские Соборы в России // Вопросы истории. - 1991. - №11.
Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии. - Л., 1990.
Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города - государства Древней Руси. - Л., 1988.
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. - М., 1978.
Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением (XIV-XVI вв.) - Л., 1987.
Шмидт С.Ю. У истоков русского абсолютизма. - М., 1996.
Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. - М., 1989.
Эскин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история. - 1993. - № 5.
Юрганов А. Л. У истоков деспотизма // История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991. Очерки истории России IX- начала XX вв. - М., 1991.
Янов А. Три лика «русского деспотизма». Российская политическая традиция в зеркале западной историографии // Свободная мысль. - 1992. - № 10.

В совместно с Белинским изданный «Петербургский сборник» (1846) вошли четыре стихотворения Некрасова: «Отрадно видеть, что находит...», «Колыбельная песня (Подражание Лермонтову)», «Пьяница», «В дороге». По воспоминаниям мемуариста, после прочтения Белинскому стихотворения «В дороге» у критика «засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами в глазах:

Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный?»

«Совершенный восторг» Белинского вызвало также стихотворение «Родина». Именно в этих, уже отражающих самобытное дарование поэта, произведениях обозначились новый «предмет» и новый «герой» его поэзии. Сам Некрасов позднее говорил об этом очень точно: «Да, я увеличил материал, обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян... Передо мной никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!»

«В дороге» раскрывает трагедию крепостных людей: ямщика, отрабатывающего оброк в столичном городе, и его жены Груши, которая тихо угасает среди непосильных для нее крестьянских трудов. Но истории ямщика и страдалицы Груши представлены не только как типические проявления общей народной доли, запечатлевшейся в слагаемых народом песнях. Так может показаться лишь вначале: склонный к рефлексии барин, уповая на легендарную «удаль» ямщика, надеется (отчасти сознательно впадая в самообман) с его помощью «разогнать» душевную тревогу, «скуку» («Песню, что ли, приятель, запой / Про рекрутский набор и разлуку; / Небылицей какой посмеши...»). Взамен же он узнает от собеседника-крестьянина очень личную, неповторимую в своей конкретности, житейскую быль.

Композиция стихотворения - «с обрамлением» - представляет собой «рассказ в рассказе». И от этого, как справедливо замечает H.H. Скатов, «само страдание... прочувствовано вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого сокрушила "злодейка жена", и от горя несчастной Груши, и от общего горя народной жизни». И хотя виновник несчастья Груши и ее мужа точно указан (господа из прихоти воспитали Грушу на дворянский манер, вместе с барышней, а затем вновь отправили ее в крепостное состояние: «Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая»), содержание стихотворения несводимо к какому-то одному, пусть даже и самому несомненному выводу. Читатель, благодаря всепроникающему авторскому взгляду, способен понять и невольную вину ямщика, не сознающего глубины происходящей рядом трагедии, и внеличностную, но все-таки вину «скучающего» барина, бессильного что-либо изменить, торопливо прерывающего наивное признание собеседника: «А, слышь, бить - так почти не бивал, / Разве только под пьяную руку...».

Современники Некрасова единодушно отметили, что в стихах, где лирическое «я» поэта входит в соприкосновение с крестьянским бытом, звучит действительно народная, живая речь: «он не сочиняет ни речи, ни сочувствий» (A.A. Григорьев). Для Некрасова было естественным вступление в народный мир через точное, буквальное воспроизведение крестьянских говоров. Именно их он привлекает в стихотворении «В дороге». Здесь повсюду рассыпаны диалектизмы:

Понимаешь-ста, шить и вязать

Иначе создается народный колорит в другой «удивительной песне» Некрасова - «Огородник» (1846). В этом лирическом повествовании о недолгой любви «хозяйской дочери» и простого крестьянина звучит та же мысль, что и в стихотворении «В дороге» - мысль о несовместимости человеческого счастья с противоестественными отношениями социального неравенства. Но в «Огороднике» тягостная мысль смягчается песенной интонацией, оставляющим впечатление приволья четырехстопным анапестом. Это первый лирический опыт Некрасова в освоении фольклора. К.И. Чуковский отметил приемы, которые использует поэт, стремясь воссоздать народно-песенный колорит: «Тут и отрицательные параллелизмы:

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,

Не лежал я во рву в непроглядную ночь...

Тут и двойные слова, свойственные песенному стилю: "я давал, не давал", "расплетал-заплетал", "круглолиц-белолиц", "целовал-миловал", "мужику-вахлаку" и т. д. ...Тут и такие фольклорные постоянные эпитеты, как "ясны очи", "белая рученька", "золотой перстенек", "буйная голова", "кудри - чесаный лен", "краса-девица", "словно сокол гляжу" и т. д.».

Лирика Некрасова и в будущем постоянно обнаруживает тяготение к устному народному творчеству. В этом отношении поэту удается достичь художественного совершенства («Дума», « Зеленый шум », « Орина мать солдатская », цикл « Песни » и др.). Но и в стихи, далекие от крестьянской темы, так или иначе входит столь любимая Некрасовым простонародная речь. Даже в пору смертельного недуга говорить о своем душевном состоянии поэту помогает фольклор:

Я примеру русского народа Верен: «В горе жить -

Некручинну быть» -

И, больной работая полгода,

Я трудом смягчаю мой недуг...

Как пишет К.И. Чуковский, собственный стиль Некрасова так часто переходил в народный и наоборот, что их почти невозможно разграничить. Еще ярче эта особенность проявилась в предреформенные 50-е годы.