Меню

Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации

Выбор автомобиля

March 20th, 2015

Существует чудесный духовно-умственный феномен с нудно-научным названием Экстериоризация .
Википедия пытается дать этому явлению концептуальное определение .
Когда погружаешься в наблюдаемое пространство - это интер иоризация, а выходишь из него обратно (выныриваешь) - экстер иоризация.
Самый типичный пример интериоризации - это погружение в игру. Геймер сознанием полностью в новой Вселенной и отождествляет себя с тем персонажем на экране, которым может управлять.

Если игра вызывает зверский интерес, то геймера легко зацепить, поймать в ловушку, чтобы он застрял в игре. Интериоризовался, но не смог экстериоризоваться:

интериоризация означает:
1. входить внутрь этого слишком фиксировано или становиться частью этого слишком фиксировано. Это не значит просто войти в свою голову
2. если обладательность преклира низкая, он склонен прочно засесть в теле, потому что это дает ему больше обладательности, и если преклир боится, что тело может выйти из-под контроля, он также будет двигаться ближе к телу. Таким образом получается, что интериоризация - это не более сложно, чем страх потерять управление и падение обладательности. Сокр. Инт. (INTERIORIZATION)

Примеры экстериоризации.
Пролетая на самолете над цивилизацией не устаешь умиляться насколько же она напоминает копошение муравьев в муравейнике или продукцию Лего:

Аналогичные впечатления остаются после посещения телебашни:

Альпинист также ставит под сомнение значимость всей этой мелкой суеты внизу:

Что уж о космонавтах говорить:

По сравнению с космическими просторами наша бытовуха и наши игры просто смешны:

О чем это говорит? О том, что размер имеет значение. Чтобы экстеризоваться по-крупному, по-настоящему, нужно снова стать большим. Как, например, генерал над картой. Если командир будет обладать только видением отдельного маленького солдатика, то он гарантированно проиграет. Проблема не решается, если ты находишься внутри этой системы и пытаешься решить средствами этой системы. Нужно экстериоризоваться и взглянуть на ситуацию в целом:

Есть описание экстеризации в мифах и легендах. Например, Славяно-Арийские Веды том, кажись, третий, повествует про Одина, славянского бога-человека. Он мог во время сна оставить тело и отправится в дальние страны на разведку.

Весьма полезная способность.

Чтобы понять эзотерический и саентологический смысл экстериоризации, смотрим словарик:

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ : состояние тэтана, собственно индивидуума, находящегося снаружи своего тела. Когда это происходит, человек приобретает уверенность в том, что он - это он, а не его тело. Явление, когда человек находится в таком положении или пространстве, которое определяется только его собственным решением, и когда он способен видеть из этого пространства тело и комнату так, как есть. Это экстериоризация. Человек может видеть тело или управлять им с расстояния.

Попросту это выход-вылет Вас как духовного существа из тела.

В книге "История человека" ЛРХ указывает, что тело - это всего лишь заноза в пальце тэтана. И не больше. Это просто марионетка, в которой тэтан увяз, прилип, вляпался. И ему помогают оставаться в таком состоянии с помощью .

Если глубже разобрать это явление, то экстериоризация из тела - это просто смещение точки видения. Производится с помощью постулата воспринимать всё из другой точки пространства, а не из головы тела.
Про такого тэтана говорят, что он экстеризован, вне тела. Для удобства убирают лишний слог: остается Экстеризация .
Очень прикольно быть в таком состоянии если твое тело живое.
Хаббард иногда выносил тэтанов из тела одной командой: "Будь в метре позади своей головы!". Особенно полезно это было, когда к нему приставал какой-нибудь псих. Вытряхнувшийся из тела тэтан на время становился очень спокойным и разумным. С ним можно иметь дело. Спустя время тэтан возвращался в голову и опять становился психом, но уже в гораздо меньшей степени.
Т.е. экстеризация несет 2 блага:
1) Мировоззренческую - человек заново осознает свою реальную тэтановскую (бестелесую) природу и перестает быть вогом (считать себя телом).
Разотождествление с собственным телом на Востоке считается первым серьезным шагом к просветлению .
2) Терапевтическую - становиться психически здоровым.

В одитинге довольно часто случается спонтанная экстеризация и это считается очень хорошим показателем. У меня это было много раз на ступенях. А у одного из моих преклиров мощная экстеризация произошла в самом начале , на объективных процессах. Он вдруг осознал себя под потолком комнаты и смотрел на на нас двоих сразу из 4-х углов комнаты! Это был шок. Удивительное явление продолжилось и после сессии одитинга. В здании, где мы работали (мы коллеги), был длинный коридор. У него еще какое-то время получалось спонтанно воспринимать коридор то с одного края, то с другого, не меняя при этом местоположение тела.

С экстеризацией связано огромное количество драматизаций. Ведь каждый раз, когда наше тело умирает, мы покидаем его. Зачем торчать в тухлятине? Но не всегда это происходит мягко и комфортно, от старости. Чаще из-за болезней и насилия, т.е. в мучениях. Поэтому в любом человеке одновременно уживается дикий страх перед экстеризацией (напоминанием о смерти) и жаждой свободы духа.
Довольно-таки часто это происходит на операциях под наркозом или в реанимации. Много описанных клинических случаев.

На Востоке буддистский лама считается посредственностью, если он не умеет по самоопределению покидать тело.

В Москве есть ребята, йоги , которые с помощью специальных психических и дыхательных упражнений, гарантируют прижизненный выход из тела, каждому, кто захочет приложить для этого усилия.

Искусство сновидения непосредственно связано с экстеризацией. В контролируемом сновидении человек выходит из тела, но не в нашу общую Вселенную (реальность), а в свою собственную. Там он может летать:

Для взятия под контроль этой способности не йоговскими методами в саентологии есть практический Филадельфийский Докторский Курс. Его прошли мало саентологов, но отзывы впечатляющие.

В моем нынешнем понимании обычная экстеризация во время сессии - это очень замечательно. Но на определенном этапе уже недостаточно. Необходима экстеризация не только в виде смены точки наблюдения, но и изменения масштабов восприятия. Необходима способность оторваться от микроскопа и вынырнуть из жизни микромира на этой планете.

Поясню это своими воспоминаниями.
Дело в том, что в одитинге на ступенях я вспомнил, как попал в эту конкретную физическую Вселенную из Большого мира - . Это было жутко давно. Меня и моих подельников схватили за преступления и засунули в какую-то ёмкость через большую крышку.

Далее происходил процесс, который ассоциируется со сливом в унитазе. Вместе с большим количеством плазмообразного вещества был перемещен в эту нынешнюю Вселенную МЭПВ. Поначалу я занимал всё её пространство. Но со временем, чтобы иметь место для игр с другими тэтанами, пришлось становиться всё меньше и меньше. Это можно понять, если поехать на поезде Москва-Владивосток. Поначалу тесное купе кажется жутко маленьким и убогим. Но со временем это пространство начинает восприниматься как отдельный мирок. Там можно существовать, играть, подвергаться неконтролируемым случайностям.

Вот и сейчас мы зафиксировались в голове маленького тельца на маленькой планетке около маленькой звездочки и т.д.

В своих книгах саентолог Л. Кин упоминает, что некоторым соло-одиторам удавалось прямо в сессии полноценно экстеризоваться из Вселенной и воспринять её как внешний объект. И этого серьезного результата маловероятно добиться какими-то иными способами. Чтобы разорвать все разновидности привязок, приобретенных в этой и предыдущих Вселенных, нужно немало рассмотреть и рассоздать.
Для описания процесса инт- и экст- Хаббард ввел формулу 80-08 . Сначала Тэтан погружается во Вселенную, делая ее бесконечно большой (8-бесконечность) в сравнении с собой, никчемным карликом во всех смыслах (0). Но по мере движения по МОСТу ситуация выравнивается в пользу Тэтана. Он становится бесконечно большим (8), равным или больше физической Вселенной, которая становится несущественной и более не может оказать влияния на Тэтана.
Если не стать в достаточной степени большим и сильным тэтаном, то придется столкнуться с тюремщиками-охранниками.

Ведь наша физическая Вселенная с определенного момента стала не только свалкой старых игрушек, но и тюрьмой. О таких стычках я слышал от отдельных соло-одиторов, причем не высокого уровня. Такой вот комикс. Поживем-увидим.

Культурное развитие можно определить как освоение индивидом всеобщих форм деятельности благодаря использованию особых психологических орудий - знаков, которые становятся средствами саморегуляции личности в процессе интериоризации.

Интериоризация - основной механизм психического развития человека: формирование внутренних структур человеческой психики в процессе усвоения индивидом социального опыта. Понятие интериоризации было введено и разрабатывалось французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже и др.), а также представителями психоанализа. Последние стремились показать, каким образом в онтогенезе под влиянием сложившейся структуры межличностных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется устойчивая структура интрапсихических связей - своеобразный «каркас» личности.

Интериоризацию следует отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики какой-либо знаковой информации.

Интериоризация, происходящая в процессе усвоения общественного опыта, приводит не только к изменению содержания душевной жизни индивида, но и к появлению новых форм психической деятельности, из которых складываются высшие психические функции, отличающие человека от животных.

Л.С. Выготский полагал, что высшие психические функции складываются в онтогенезе путем интериоризации знаковых средств и межличностных отношений, что по своей природе и сути они являются интериоризованными отношениями.

Согласно Л.С. Выготскому, «первоначально всякая высшая функция была разделена между... двумя людьми, была взаимным психологическим процессом». Иными словами, психика человека диалогична по своей структуре и природе, она формируется и развивается в диалогическом пространстве культуры, в сфере социального взаимодействия и общения. Любая сложная специфически человеческая форма психической активности первоначально возникает как действие «для других» и лишь позднее становится действием для себя (например, первоначально ребенок использует речь как средство коммуникации / общения с другими людьми и лишь позднее осваивает внутреннюю, свернутую речь как средство самоконтроля и управления деятельностью).

В философской литературе экстериоризация рассматривается как психологический процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Исследование данной категории в психологии зачастую связывается с исследованием творческой самореализации личности как культурного акта самоутверждения.

Существенное значение названному понятию было уделено Л.С. Выготским, по мнению которого человек овладевает собой (своим опытом) как одной из сил природы извне – при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или иным внутренним психологическим процессом предполагает его предварительную экстериоризацию «культурно-

историческую теорию поведения». Процесс экстериоризации – это самореализация как акт опредмечивания себя как личности в средства культуры. В целом же в психологической науке выделяется два вида самореализации как утверждения человеком себя – персонализация и культурализация. В аспекте настоящего исследования нас, прежде всего, интересует самореализация как культурализация, подробно представленная в исследованиях Л.Н. Когана, который называет реализацию сущностных сил человека в любом виде социальной деятельности культурной деятельностью, культура понимается при этом как мера и способ реализации сущностных сил личности.

Экстериоризация первична интериоризации в процессе формирования индивидуального опыта как психической функции. В экстериоризации личность занимает рефлексивную позицию по отношению к собственному опыту, отделяет себя как личность от опыта непосредственного восприятия и переживаний, порождает отношение к этому опыту, осмысляет и переосмысляет его и в этом процессе, порождает новый опыт, новое личностное знание. В этом смысле и процесс экстериоризации личностного опыта можно рассматривать, с одной стороны, как деятельность, в которой личность развивается, с другой – как творческую деятельность по преобразованию самой личности (самостроительство), субъектом которой, по сути своей, является сама личность. Экстериоризация личностного опыта – это не просто «припоминание», «воспроизведение» прошлого опыта как базового знания, как уровня актуального развития, это деятельность осмысления и переосмысления имеющегося содержания базовых знаний на основе объективации его элементов и составляющих. Более того, личность способна породить новые знания, явно не вытекающие из прошлого опыта.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ и ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ - понятия, указывающие на переход, движение действия. Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior - внутренний) - переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия. Впервые это понятие сложилось во французской социологической школе (Э. Дюркгейм) и означало процесс социализации, прививания элементов идеологии к сознанию индивидов. Иное содержание это понятие обрело в трудах Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Дж. Брунера и ряда других современных психологов.

Экстериоризация (франц. exteriorisation - обнаружение, проявление, от лат. exterior - наружный, внешний) в психологии процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано советским психологом Л. С. Выготским (См. Выготский) в его культурно-исторической теории поведения, одно из основных положений которой состояло в том, что человек овладевает собой как одной из сил природы извне - при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой. Иначе говоря, овладение тем или иным внутренним психологическим процессом предполагает, по Выготскому, предварительную его Э. в особых знаковых средствах. С понятием Э. связывалась также и идея объективного метода психологического исследования высших форм поведения. Дальнейшую разработку проблема Э. получила в работах советских психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.

Основная задача психологического исследования деятельности состоит в разработке теоретического и методического плана данной проблемы, с учетом основных черт деятельности, выявления ее собственных, имманентных ей свойств, законов ее движения и самодвижения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии (англ. activityapproach) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали: 1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910-1920-х гг.; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности - одна из центральных. В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева - с др. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

от лат. exterior – внешний, наружный – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане. воплощение их в материальном продукте. Напр., реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной предметно или графически. воспроизведение художником в виде рисунка образов, которые создаются первоначально внутренним взором. Э. осуществляется не только в процессе творчества как завершающий его этап. При решении любой учебной задачи также можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего. Так, результаты умственных действий, совершаемых в процессе решения задачи в уме, записываются словесно или изображаются в виде графических схем, реализуются в тех или иных практических действиях. Как направление умственной деятельности, Э. противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются оба эти процесса.

Если понимать интериоризацию генетически как процесс психического развития, то, очевидно, против. генетическим процессом следует считать процесс разрушения, инволюции, деградации высшей психической функции, а не Э. В широко распространенном противопоставлении Э. и интериоризации термин Э. трактуется функционально, что равносильно употреблению др. пары терминов – объективация и субъективация. Не совсем корректно противопоставлять интериоризацию, понимаемую в генетическом смысле, как у Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, экстериоризации, которую трактуют не генетически, а функционально как внешнюю деятельность, как этап экстрапсихической функции, как объективацию. В рамках генетической логики Выготского здесь нет никакой проблемы, т. к. ясно, что Э. является основой интериоризации. Б. М.