Меню

Толерантное общение как средство воздействия на личность. Коммуникативная толерантность

Обслуживание автомобиля

Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а активная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а то, что объединяет.

Людям свойственны разные воззрения и интересы (социальные, экономические, национальные, вероисповедные).

В этой связи терпимость (толерантность) становится основой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, возникновения полярных по своим убеждениям партий, расслоения общества.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть - со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью.

Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.

Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

Толерантность - реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

Проявление толерантности, которое равнозначно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,

речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Толерантность является структурным компонентом личности и затрагивает все сущностные сферы человека.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество.

Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Сегодня решение задачи воспитания толерантности должно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Педагоги часто сталкиваются с неблагоприятным воздействием стереотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Основой толерантности является признание права на отличие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.

В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях». Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство - светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-й) говорится, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, ст. 14 запрещает обязательность и государственный характер религии, ст. 28 разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от места жительства или должности человека. Следовательно, это может делать и учитель школы. Тем более что в ст. 29 Конституции говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые из них, имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. Действительно, подобные обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у детей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному вопросу в учебной и вне-учебной работе.

Как в этой связи относиться к преподаванию религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разновидностей. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу.

Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии своего народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культуры межнационального общения.

О ТЕРПИМОСТИ

Терпимость (или, говоря современным языком, толерантность), соответствует принципам СПРАВЕДЛИВОСТИ .

В Преамбуле Устава ООН провозглашена готовность наций «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Принципы толерантности находят своё развитие в соответствующей Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года:

1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

О „БЫТОВОЙ” ТЕРПИМОСТИ

Быть терпимым - значит признавать за кем-либо право
поступать как он считает нужным и правильным.
Это очень трудно, между прочим!
Особенно когда знаешь, как лучше…
Вероника Иванова

Терпимость на национальном и международном уровне является отражением великого принципа терпимости, которому может следовать каждый из нас. Ведь, как указывал Николай Рерих, "понятия терпимости или нетерпимости выражаются именно в обиходе каждодневности". То есть именно на бытовом уровне может выразить себя и выражает себя наша сущность - именно в каждодневном общении с другими людьми мы покажем себя такими, какие мы есть.

По сути, терпимость находит свое отражение в тех же областях, в которых мы склонны проявлять НЕТЕРПИМОСТЬ.

Например, место национализма и расовой нетерпимости занимает толерантность - способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей какой-либо национальности на всех других ее представителей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности" (Михиал Мацковский). Мы перестаем мерить людей аршином наших предрассудков.

В сфере сексуальных предпочтений мы можем спокойно принять тот факт, что кто-то хочет вступать в однополые браки. И не будем возмущаться, если люди хотят заявить о своих правах - пусть даже на какой-нибудь демонстрации. Мы не будем бояться, что наши дети после такой демонстрации сами станут гомосексуалистами, потому что наша непредвзятость может помочь нам понять, что гомосексуалистами становятся не вследствие избытка соответствующей рекламы.

Уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным вполне естественно - как к людям, какими мы сами когда-то были, какими мы когда-нибудь станем или на чьем месте мы тоже запросто можем очутиться (от сумы да от тюрьмы, как известно, не зарекаются).

Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.

Мы не позволяем себе вмешиваться в свободу наших ближних. В свободу мнений, выбора и принятия решений. Единственно правильной позицией будет взгляд стороннего наблюдателя.

Людмила Улицкая считает, что „если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома".

Но если мы будем с малых лет приучать наших детей жить по принципам справедливости и любви, то, быть может сбудется предвосхищение Николая Рериха: "Какое множество предрассудков и суеверий будет изъято из жизни! Сколько новых приветливых взглядов и сердечных сочувствий будет создано!"

Михиал Мацковский подчеркивает, что личность выигрывает от выбора позиции толерантности, что связано:

1. с резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

2. с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Поэтому мы стерпим и примем все, что касается поступков и убеждений наших ближних - даже если нам оно и не очень по душе. Точнее, мы стерпим почти все. Но именно это "почти" содержит то, что принципиально.

Могут подумать, что принципиальным будет, например, склонить человека к переходу на определенные позиции - скажем, касающиеся христианского или мусульманского вероучения. Ведь, казалось бы, это так важно, чтобы ближний наш тоже смог познать радость общения с Богом из "правильной" перспективы. Но нет, это как раз не принципиально (хотя для каждого отдельного человека и может оказаться очень важным).

Принципиальным будет именно нарушение или соблюдение нами и другими людьми принципов справедливости, уважение или ущемление свобод других людей. Николай Рерих недаром напоминает нам, что "терпимость вовсе не означает терпимость зла и преступности".

Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной и даже преступной. Злом с этой точки зрения мы считаем преднамеренное ущемление интересов другого человека, нанесение ему заведомой обиды. Терпимости в отношении таких поступков не может быть места.

Но мы должны быть уверены, что человек, совершающий такой поступок, поступает именно осознанно и во вред нам или другим людям. Что мы конкретно предпримем в той или иной ситуации, зависит от каждого конкретного случая - и нам предстоит каждый раз принимать взвешенное и ответственное решение (как, впрочем, и в любых других обстоятельствах).

ТЕРПИМОСТЬ КО ВСЕМ, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ ТЕРПИМОСТИ?

Терпимость - очень трудная добродетель,
для некоторых труднее героизма…
Наш первый порыв и даже последующий -
это ненависть ко всякому,
кто не так думает, как мы.
Жорж Леметр

Терпимость как в поведении отдельного человека, так и группы людей (вплоть до общества на уровне отдельного государства или всего человечества) проявляется в отказе от преследования тех, чьи убеждения или действия не совпадают с общепринятыми (или принятыми отдельным человеком).

При этом мы вовсе не должны одобрять поведение этих людей или оправдывать то, что они делают. Но даже если нам очень сильно не нравится то, что делают или думают эти люди, мы сознательно принимаем решение, „терпеть их с их убеждениями и практиками. Терпимость лежит, таким образом, в основе гарантий социального разнообразия.

Но необходимо учитывать, что с точки зрения справедливости терпение не должно быть безграничным. Джон Ролз отмечал, что те, кто принимает принцип справедливости, должны проявлять терпимость к нетерпимым, насколько это позволяет безопасность свободных институтов. Религиозная нетерпимость и расовая дискриминация несправедливы. Группы, которые ставят под угрозу принципы справедливости и угрожают тем самым свободе других членов общества, могут быть ограничены в их свободах.

Прие этом, как отмечает Джон Ролз, „свободы одних подавляются не просто ради большей свободы других. Справедливость запрещает подобные рассуждения относительно свободы, так же как и относительно суммы преимуществ. Ограничиваться должна лишь свобода нетерпимых, и это делается во имя равной свободы при справедливой конституции, принципы которой сами нетерпимые признали бы в исходном положении. Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований. Вопрос, таким образом, заключается в том, является ли чья-либо нетерпимость к другим достаточным основанием для ограничения чьей-либо свободы… Но даже тогда, когда свобода нетерпимых ограничивается ради защиты справедливой конституции, это делается во имя максимизации свободы“.

Джон Ролз обращает наше внимание особо на то, что, „когда сама конституция в безопасности, нет оснований лишать нетерпимых свободы“.

Джон Ролз считает, что свободы для нетерпимых могут склонить их к вере в свободу, ведь, по его убеждению, „люди, чьи права защищены справедливой конституцией, получающие от нее выгоду, с течением времени станут, при прочих равных условиях, к ней лояльны…“.

Терпимость является производным свободы. „Проблема свободы заключается в выборе принципа, посредством которого будут регулироваться притязания людей друг к другу во имя своей религии, - пишет Джон Ролз, - Из того факта, что с намерениями Бога необходимо соглашаться, не следует что один человек или институт имеет полномочия вмешиваться в интерпретацию другим человеком своих религиозных обязательств“.

Вот что пишет Джон Ролз: „Ни одна конкретная интерпретация религиозной истины не может быть признана обязывающей для всех граждан; нельзя согласиться и с тем, будто должен существовать какой-то один авторитет с правом решать вопросы теологической доктрины. Каждый индивид должен настаивать на равном праве для всех решать, каковы его религиозные обязательства. Он не может передать это право другому индивиду или авторитетной инстанции… Индивид пользуется своей свободой, принимая решение считать кого-то другого в качестве авторитета, даже если он считает этот авторитет непогрешимым, так как поступая таким образом, он ни в коем случае не отказывается от своей равной свободы совести как части конституционного закона. Ведь эта свобода, гарантированная справедливостью, неотторжима от человека: индивид всегда свободен изменить свою веру, и это его право не зависит от того, как часто он использовал свои возможности выбора и в какой степени разумно“.

ТЕРПИМОСТЬ КАК АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

„Люди принимают терпимость за проявление слабости.
Мне представляется, что это не так.
Гнев имеет своим источником страх,
а вот страх возникает от слабости.
Таким образом, если вы сильны,
то в вас будет больше мужества.
И именно здесь возникает терпимость“
Далай-Лама

В толковом словаре „Политика“ (авторы Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др.) терпимость (толерантность) определяется как „готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной отрицательной реакции, даже если для вмешательства имеется возможность (или властные полномочия)“.

Словарь Ушакова (1935-1940): Свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь (религиозная терпимость; терпимость к чужим мнениям…). Интересно отметить, что автор словаря также относил сюда терпимость к врагам. Но в силу господствующей тогда идеологии это положение дано было в следующей редакции: „преступная терпимость к врагам“.

Но иак или иначе, видно, что одной из основ терпимости является терпение. Другим ее основанием является свобода.

Эрнест Радлов (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.): „Идея личности заключает в себе понятие свободы внутреннего мира, без коего личность немыслима; из идеи личности, как ее следствие, вытекает свобода совести и свобода слова; свобода преподавания есть лишь один из видов свободы слова. Объективной оценке подлежат действия, но отнюдь не мотивы, мнения и верования. Т. есть признак высокой культуры ума, результат борьбы и сомнений; она выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям“.

И терпение, и стремление к равной для всех свободе – это требующие решимости про´явления человеческого духа, в основе которого лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.

Михиал Мацковский отмечает, что толерантность является системой ценностей, к которым относятся, в частности, следующие:

Презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

Презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

Ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

Ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

Ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

Ценность следования нормам права;

Ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

ТЕРПИМОСТЬ КАК ЛЮБОВЬ

Любовь неотделима от терпимости,
которая и придает ей силу.
Марк Леви

Справедливость невозможна без чувства привязанности, без теплого отношения к своему ближнему. Поэтому и толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия любви к тем, кто подобен нам, а потому имеет (как и мы) свои собственные убеждения, интересы и устремления.

Ненависть к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне (неважно в каком её проявлении). Терпение же и терпимость показывают другим людям, что в них ма видим и уважаем такую же личность как и мы сами. „Нетерпимый человек, прежде всего, и не милосерден, значит, и не великодушен и не знает доверия“, - заявляет Николай Рерих.

Легко поддаться гневу на другого, не похожего на нас. Для вспышки гнева и ненависти достаточно порой именно одной такой непохожести. Для этого не надо ни много ума, ни много сил, ни даже сколько-нибудь много мужества. Всё проишодит как бы автоматически: прорывается каскад эмоций, захлестывающих разум.

Если же мы выбираем для себя активно за основу принципы справедливости, то нам потребуется немало мужества, чтобы относиться к ближнему, как к самому себе, чтобы непредвзято относиться к его особенностям, чтобы терпеть его инакость, чтобы научиться смотреть на ситуацию и на мир глазами «другого».

Но после того, как мы совладали с собой, приняли другого со всем его своеобразием, тут-то у нас и появляются немалые силы, которые есть силы любви к ближнему, столь похожему на нас, и столь от нас отличному.

Истинная любовь всегда в той или иной мере взаимна – по меньшей мере в стремлении не делать другому того, что не хочешь пережить сам. А для этого не обойтись без снисходительности. Поэтому этот раздел мне хотелось бы закончить высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева: „Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения. А кто может сказать, что он в снисхождении не нуждается?“

В семейном общении, как это ни странно, мы не всегда проявляем уважение друг к другу. О чём же тогда можно говорить, если речь идёт об общении с посторонними?!

Люди часто отстаивают свои убеждения в том, что только их собственные вкусы, мысли, настроение — правильны и достойны ува-жения. Те же, кто их не разделяет, — не достойны хорошего к ним отношения. Но давайте пофантазируем: представьте, что вы очути-лись в городе, все жители которого думают одинаково, одинаково воспринимают окружающее, у них одинаковые вкусы, и они во всём соглашаются друг с другом... Много ли карандашей вам нужно, чтобы на рисунке отразить жизнь этого города? Хотели бы вы там жить? Ответив «нет» на этот вопрос, мы должны признать: жизнь необык-новенно разнообразна, все мы не похожи друг на друга, и, чтобы мирно сосуществовать, нам нужно мириться с этим разнообразием. Качество, проявляющееся в признании права быть иным, называется толерантностью. Это слово происходит от латинского прилага-тельного «терпимый». Таким образом, толерантный - такой, который способен понимать другого, не такого, как он сам, человека.

Толерантность даёт людям возможность жить сообща даже в слу-чае отсутствия приязни, уважения, любви. Она помогает сохранять определённую дистанцию между людьми во избежание взаимных обид.

Чтобы понять, что такое толерантность, припомните, как кто- либо из учителей или других взрослых, растаскивая дерущихся непримиримых соперников, просил: «Держитесь друг от друга по-дальше, не трогайте друг друга!». Как будто расстояние способно сдержать гнев, агрессию. Недаром среди правил этикетного об-щения есть рекомендации о приемлемом расстоянии между собе-седниками - не очень большом, чтобы не создалось впечатления о неискренности, но и не слишком близком, — чтобы не вмешиваться в мир собеседника. Толерантность — это «расстояние» в переносном смысле. Это та грань, которая не позволяет вмешиваться во внут-ренний мир другого человека — в его мысли, чувства, переживания, вкусы. Вот почему, когда говорят о толерантных отношениях, часто имеют в виду сдержанные, прохладные, но целиком и полностью приемлемые для взаимного общения отношения. Материал с сайта

Толерантности противостоит нетерпимость, то есть нежелание, неумение принимать другого человека. Нетрудно представить, какие последствия может иметь нетерпимость в отношениях меж-ду людьми. Вам, безусловно, приходилось читать или слышать о стычках между поклонниками разных футбольных команд после завершения матча. А чего стоят столкновения во время митингов, демонстраций! Ежедневно из выпусков новостей мы узнаём о конф-ликтах, причиной которых стала нетерпимость одной группы людей к другой. Нетерпимость — давнее зло, которое, к сожалению, не преодолено и до настоящего времени.

Толерантность - доброжелательное, терпимое отноше-ние к чьим-либо мыслям, взглядам, чувствам и т.п.

Нетерпимость — нежелание, неумение терпимо отно-ситься к кому-либо или чему-либо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

ТЕРПИМОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ ТЕРПИМОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ

Давайте согласимся иметь разногласия.
Роберт Льюис Стивенсон
Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.
Вольтер
Люди в своем большинстве готовы с риском для жизни защищать ваше право высказывать свои убеждения, но не готовы выслушать вас.
Роберт Браулт
Легко быть терпимым к чужим убеждениям, если у тебя самого нет никаких.
Герберт Луис Сэмюэл
Терпимость - другое название для безразличия.
Сомерсет Моэм
Терпимость - малоприятное подозрение, что другие в конце концов могут быть правы. Иные готовы считать себя либералами, изменив всего-навсего объект своей нетерпимости.
Веслав Брудзиньский
Отвращение к мухам легко превращается в симпатию к паукам.
Валериу Бутулеску
Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими.
Хенрик Ягодзиньский
Бей фанатиков!
Хенрик Ягодзиньский
Нетерпимость не должна быть терпима.
Видоизмененный Ипполит Тэн
(см. ФАНАТИЗМ)

(Источник: «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "ТЕРПИМОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ" в других словарях:

    Нетерпимость … Словарь антонимов

    В данной статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

    Этот термин имеет субъективное и объективное значение. В субъективном смысле Т. обозначает направление ума, равно отличное от равнодушия (индифферентизма) и упорного признания истинности лишь своих мнений (фанатизма). Т. есть признак высокой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нетерпимость - отрицательное духовно нравственное качество личности, характеризующее отношение человека к непривычным (иным) взглядам, оценкам, вкусам, обычаям, привычкам, вере. Это неприятие всего «иного», не принятого, нетрадиционного, неординарного,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Терпимость, толерантность - Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость, если ваши убеждения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    терпимость - ТЕРПИМОСТЬ1, и, ж Способность мириться с кем, чем л., относиться снисходительно к чужому мнению, обычаям, поведению и т.п.; Син.: миролюбие; Ант.: нетерпимость. Пользуясь каждым случаем, Любищев требовал честного, аргументированного спора,… … Толковый словарь русских существительных

    Терпимость (толерантность) религиозная - существенный компонент свободы совести, принцип подхода к последователям любого религ. течения, мировоззренческих систем, характеризуемый (как минимум) отсутствием дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.… … Религии народов современной России

    терпимость - , толерантность Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Борьба не может стать движущей силой развития, если она становится самоцелью.

Д. Швальбе

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ

В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции - полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «общение» изначально заложен смысл «поиск общего», т.е. предполагается как бы цель - достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д. Однако, как нам уже известно, конфликты - явление совсем не случайное. Они имеют корни в различных сферах - в самой природе человека, его генетических особенностях, возрастных, личностных, социальных и т.д.

Толерантность в общении - позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью - нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

Предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы - пред-1 ставителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) - национализм, шовинизм, расизм;

Насилие в поступках и в речи - преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

Экстремизм во взглядах и поступках - терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

Эксплуатация;

Дискриминация, изоляция в обществе - по половому признаку, мигрантофобия [см.: 9, 18, 58, 80 и др.].

Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших! студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, если твоего друга будут наказывать за нарушение правил, и т.д.), за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.

Основные критерии толерантности:

Позиция на равных и учет интересов другого;

Отказ от насилия;

Осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;

Подчинение правилам, законам (не по принуждению, а по доброй воле);

Позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);

Способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;

Способность личностного выбора.

В данном разделе попытаемся проследить, как эти критерии отражаются в различных видах и формах общения и какие функции общения способствуют развитию толерантности и конфликтности.

Конфликтность и толерантность в разных формах общения

Для рассмотрения влияния толерантности на процесс общения сначала постараемся понять, каковы особенности данного процесса, кратко рассмотрим существующие формы и виды общения, а затем покажем, какова роль интересующего нас фено-

мена толерантности в нем, каково влияние толерантности и как это связано с конфликтами, конфликтностью и толерантностью. Общение - весьма сложный и многоплановый процесс, который включает в себя взаимодействие людей, обмен информацией, восприятие и понимание друг друга. Общение служит объединению людей и одновременно развитию каждого отдельного человека. Именно поэтому Г. М.Андреева называет его способом «цементирования» и развития индивидов . По своей форме общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное общение предполагает естественный контакт «лицом к лицу» и передачу информации при помощи речи (вербальная информация), а также жестов, мимики, поз (невербальная информация).

Опосредованное общение - помимо передаваемой в непосредственном общении информации (вербальной и невербальной) включает технические устройства (телевизор, телефон, компьютер и т.д.) или другие средства (Интернет, картины, театральные постановки, книги), опосредующие это общение. Если посмотреть на такие формы общения и сравнить их с непосредственным общением, то сегодня их доля все более увеличивается, вытесняя непосредственное взаимодействие людей. Сегодняшние школьники и даже дошкольники проводят много времени за компьютером, с бабушками и родителями общаются чаще по телефону, сказки смотрят по телевизору или слушают их с помощью магнитофона и т.д. Эти средства или опосредующие устройства стали столь привычны, что мы перестали их замечать. Сама техническая среда стала привычной, но она влияет на человека. Изменяя способы общения, человек изменяется сам.

Сегодня компьютер тоже незаметно делает свое дело. Люди, взаимодействующие друг с другом через Интернет, привыкают к сжатости и лаконичности информации, к обмену мнениями с помощью письменных текстов, к выражению эмоций с помощью смайликов и т.д. Влияет ли это? Конечно, влияет. «Компьютерщики» и от других часто требуют того же поведения. Обостряется вечная проблема отцов и детей - дети считают, что родители «слишком все детализируют», а родители думают, что дети разучились читать, чувствовать, понимать и т.д. С одной стороны, компьютер бесконечно расширяет наши возможности, позволяя общаться с людьми, находящимися за тысячи километров от нас, а с другой - ограничивает наше общение с теми, кто рядом. С одной стороны, он делает нас более гибкими, терпимыми к взглядам и позициям людей совершенно иных культур, а с другой - обостряет нашу категоричность к тем, кто рядом. Но как человечество не отказалось от радио, телефона, телевизора и т.д., оно не откажется и от компьютера. Другое дело, необходимо понимать и предвидеть, что нам принесет очередное средство, как отзовется на наших отношениях, и постараться смягчить недостать ки и сполна воспользоваться предоставляемыми достоинствами.^ Компьютер не только факт нашей сегодняшней жизни, но уже и фактор.

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников, т.е. общение в семье, школе, с друзьями.

Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также общение, опосредованное различными видами средств массовой информации.

Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. J В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие индивидуальными качествами. В случай ролевого взаимодействия его участники являются носителями определенных ролей: учитель-ученик, родитель-ребенок, началь-j ник-подчиненный и т.д. Роль, исполняемая в данный момент, -1 это фактически место, которое занимает человек в обществе, в системе социальных отношений. Конечно, сама по себе социальная! роль в деталях не определяет все поведение человека. Многое за-| висит от понимания своей роли - от ее исполнения. Например, все или почти все женщины становятся матерями, берут на себя роль матери, точно так же все мужчины берут на себя роль отца, но как по-разному исполняются разными людьми эти роли. Есть! родители, которые жертвуют ради детей абсолютно всем, а естн такие, которые могут их бросить, не думают, не заботятся о них.] Есть и такие, кто достойно воспитывает своих детей, стремится передать им все лучшее. Они не только исполняют свои роли, на и включены в процесс общения личностно, искренне и глубоко. Но ведь и дети по отношению к своим родителям по-разному исполняют взятые ими роли. То же самое можно сказать о ролях учителей, учеников, руководителей, друзей и т.д. Таким образом, в общении люди проявляют себя, раскрывают свои психологические качества для себя и других. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются.

Основные функции общения

Общение выполняет много различных функций, среди которых можно выделить пять основных.

1. Прагматическая функция общения, которая необходима прежде всего для осуществления совместной деятельности. Эту функцию называют жизненно важной или витальной. Действительно, чтобы выжить, необходимо хотя бы есть, а чтобы есть, надо трудиться, при этом невозможно отказаться от взаимодействия и общения с коллегами. Жизненно важное значение этой 100

функции для человека состоит в том, что если создать совершенно одинаковые условия для людей, которые будут отличаться только фактом общения с близкими людьми, то люди общающиеся получат значительные преимущества. Это было доказано на примере сравнения трудно излечимых больных двух клиник США. В этих клиниках с внешне совершенно одинаковыми условиями (квалификация персонала, внимательный уход) лечились дети, но в одной больнице родственников к малышам не пускали, а в другой членов семьи в определенные часы приглашали в специально отведенную комнату, где они могли немного пообщаться или поиграть со своим ребенком. Сравнив показатели эффективности лечения, обнаружили, что в первой клинике смертность была в три раза выше, несмотря на все усилия врачей. Во второй, где лечили так же, но дополнительно к малышам пускали родителей, смертность резко снизилась. Аналогичные эксперименты были проведены и на обезьянах. В разных клетках находились матери со своими детенышами. Когда в некоторых клетках заменили маму-обезьянку на чучело (причем в одном случае это было чучело просто безмолвное, в другом - колючее, в третьем - бьющее током и т.д.), выяснилось, что детки, у которых не было живой общающейся мамы, болели, причем со временем у них развивалась шизофрения.

2. Формирующая функция общения, которая проявляется в процессе формирования и развития личности. Известно, что отношение ребенка к миру и к самому себе опосредовано его общением со взрослыми. Общение ребенка и взрослого - это не только передача умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Для построения собственного тезауруса и собственной непротиворечивой картины мира ребенок часто весьма критично перерабатывает поступающую информацию. Вспомните «От двух до пяти» Корнея Чуковского, телепередачу «Устами младенца» и др. Ребенок перенимает и по-своему воспроизводит опыт других, реализует в жизни накопленные знания человечества.

3. Функция подтверждения, благодаря которой человек получает возможность, познавая себя, постоянно подтверждать свое существование, подкреплять свою ценность. Еще древние философы отмечали важность подтверждения для человека. Позднее об этом всерьез задумались психологи, понимая, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Очевидно, и наказание в форме камеры-одиночки является неслучайным. Известный отечественный философ и замечательный человек Ю.А. Шрейдер, перефразируя Декарта, писал: «Меня ругают, значит, я существую» . И это совершенно верно, иногда лучше получить негативную реакцию на какой-то поступок, чем никакой не получить. Неподтверждение означающее, что «ты не существуешь», травмирует гораздо силя нее. Возможно, именно поэтому дети и женщины, обижаясь или желая наказать партнера по общению, молчат, игнорируют, так демонстрируя ему свое неподтверждение. В неподтверждении усматривают и важный источник многих психических заболеваний, прежде всего шизофрении, эндогенного психоза. Чаще всего этими болезнями заболевают дети, которых родители подвергают едва заметному, но неотвратимо преследующему ребенка отвержению. Важно рассмотреть здесь и другой аспект - подтверждение. Люди неосознанно используют для постоянного подтверждения друг друга определенные ритуалы, например: приветствия (кивок головой, улыбка, рукопожатие, поцелуй), именования (имя, клич ка), оказание различных знаков внимания (уступить место в трамвае)спорте, пропустить вперед, подарить цветы и т.д.). Эти процедуры важны для отдельного человека, поддерживая определенный «минимум подтвержденности», но еще важнее они для здоровья каждого человека и общества. Как недорого обходится заметить другого и улыбнуться, поприветствовать, а сколько это прибавит всем нам вместе. Видимо, не зря об этом подумали западные психологи и научили приветствовать улыбкой и возгласом даже постороннего, просто прохожего, с которым случайно встретился взглядом. Многие люди говорят о неискренности, дежурности этих улыбок, но ведь что мы делаем, зависит от принятых норм, а как мы это делаем, зависит от каждого из нас. Сохранять и поддерживать таким образом позитивный настрой в обществе, подтверждение каждого важно для всех.

Толерантность и воспитанность как качества цивилизованного общества начинаются с малого - умения заметить другого, ot-i дать ему должное, а если это будет делаться с искренним теплом и добром, то будет еще лучше. Обратите внимание, что происходит, как вы реагируете, встретив незнакомого человека в лифте. Попробуйте в следующий раз улыбнуться, поприветствовать.

4. Эмоциональная функция направлена на поддержание межличностных и социальных отношений. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения. Восприятие других людей и поддержание отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связаны с оценкой людей. Категоричность оценок - либо он хороший, либо плохой, либо друг, либо враг - часто мешает установлению позитивных эмоциональных отношений с теми, кто попал в категорию оценок со знаком «минус». С этой точки зрения установки толерантности позволяют сохранить равовесие и не выбирать из этих «либо-либо», а принимать человека таким, какой он есть.

5. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога. Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Здесь толерантность важна, поскольку создает условия для внутреннего контроля собственного диалога. Каждый знает, как это бывает, когда сталкиваешься с несправедливостью или непониманием. Возникающее чувство обиды может привести к раздражению, агрессии, а иногда и к мести. Толерантность остановит и заставит подумать о том, что другой человек может ошибаться так же, как ты, даст возможность по-иному увидеть события и т.д., и тогда появится скорее желание искать пути к пониманию, нежели, ведя внутренний диалог, распалять свой гнев.