Меню

Положение о труде и отдыхе водителей. Ежедневный учет рабочего времени. Перерыв для отдыха и питания

Гибдд

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Деньги под отчет не обязательно выдавать из кассы

Подотчетные суммы, в т.ч. на покупку бензина, можно выдать работнику не только наличкой, но и перевести по безналу на его «зарплатную» карту.

Сообщите налоговикам, на какой адрес присылать налоговое уведомление

В сентябре начнется рассылка бумажных уведомлений на уплату личных налогов. Если гражданин не проживает по месту прописки, такое уведомление может потеряться. Чтобы этого не произошло, лучше заранее сообщить в инспекцию свой актуальный адрес для корреспонденции.

Изменилась форма счета-фактуры

Так, в счете-фактуре появилась новая графа 1а «Код вида товара». Она предназначена для экспортеров, реализующих товары в страны ЕАЭС.

Как долго нужно хранить «первичку»

Первичные учетные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, нужно хранить как минимум четыре года. Минфин разъяснил, с какого момента вести отсчет этого срока.

Осенью причин для исключения из ЕГРЮЛ станет больше

1 сентября вступают в силу поправки в закон о госрегистрации юрлиц и ИП. С этой даты при наличии недостоверных сведений о компании в ЕГРЮЛ налоговики будут в принудительном порядке исключать эту фирму из реестра.

Льготы по налогу на имущество физлиц: что нужно знать

Режим труда и отдыха водителей

Обновление: 13 июля 2016 г.

Соблюдение режима труда и отдыха водителей является очень важным вопросом в сфере безопасности дорожного движения. Как показывает практика, несоблюдение такого режима может привести к трагическим последствиям. Поэтому государство уделяет данной проблеме большое внимание, в т.ч., в сфере правового регулирования указанного режима, а также соответствующего контроля за исполнением необходимых требований субъектами, использующими труд водителей.

Положение о режиме труда и отдыха водителей

Порядок использования тахографов утвержден Приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года .

Нарушение режима труда и отдыха водителя

Обязанность соблюдать режим работы и отдыха рассматриваемых работников установлена пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения".

Согласно части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) управление грузовым автомобилем или транспортом для перевозки пассажиров без тахографа влечет штраф:

  • гражданам — от 1000 до 3000 рублей;
  • должностным лицам и предпринимателям — от 5000 до 10000 рублей.

Согласно части 2 указанной статьи нарушение водителем режима труда и отдыха влечет штраф от 1000 до 3000 рублей.

На основании подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров одним из требований при осуществлении соответствующих перевозок является соблюдение положений статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения от 10.12.1995.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ нарушение лицензионных требований может повлечь:

  • предупреждение;
  • штраф:

гражданам — от 1000 до 2000 рублей;

должностным лицам и предпринимателям — от 3000 до 4000 рублей;

организациям — от 30000 до 40000 рублей.

Водители автомобилей относятся к числу тех работников, чей труд носит особый характер. Эти особенности определяются тем, что данный труд непосредственно связан с движением транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности. Работа водителя отличается высокой напряженностью, психологическими перегрузками, разъездным характером. Это вызывает необходимость установления особого режима труда в целях обеспечения безопасности граждан и охраны труда самих водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха тех категорий работников, которые имеют особый характер работы, в т. ч. водителей автомобилей, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (см. постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы”). Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с правилами, установленными ТК РФ. В отношении водителей автомобилей действует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15 (далее – Положение). Это Положение заменило ранее действовавший нормативный акт, утв. Минтрудом России 12.07.99.

В новом Положении в основном воспроизведены те правила, которые действовали с 1999 г., но и внесен ряд существенных изменений, потребовавшихся в связи с введением в действие ТК РФ.

Положение распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, если эти автомобили принадлежат организациям (независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности), индивидуальным предпринимателям и иным лицам, зарегистрированным и осуществляющим перевозочную деятельность на территории России.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательны для всех работодателей. Расписания движения автомобилей и графики работы (сменности) водителей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

Положение не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Продолжительность рабочего времени водителей

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать установленной ТК РФ для всех работников – 40 часов в неделю.

Согласно Положению для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 ч.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч. Одна из особенностей режима рабочего времени водителей состоит в том, что для них наряду с продолжительностью рабочего дня (смены) установлена предельная продолжительность управления автомобилем в течение рабочего дня – 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – 8 ч. Чтобы обеспечить выполнение этой нормы, работодатель обязан наряду с учетом рабочего времени каждого водителя вести отдельный учет времени управления им автомобилем.

Графики работы (сменности)

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Часть 4 ст. 103 ТК РФ
Работа водителей организуется работодателем на основе графиков работы. Графики работы на линии (графики сменности) составляются работодателем ежемесячно на каждый день (смену). Они устанавливают время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Графики составляются с учетом применяемого в организации режима рабочего времени водителей, на основе ежедневного или суммированного учета рабочего времени.

На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом установленных норм рабочего времени.

Состав рабочего времени

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

– время управления автомобилем;
– время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. В том случае, если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется;
– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
– время медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
– время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
– время простоев не по вине водителя;
– время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
– время охраны груза и автомобиля на стоянке в конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок (если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем). Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;
– время присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей. Это время засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%;
– иные периоды времени, предусмотренные законодательством.

Суммированный учет рабочего времени

В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени. Смысл суммированного учета рабочего времени состоит в том, что продолжительность ежедневной и (или) еженедельной работы может быть более установленной нормы, но общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. В отличие от правил, установленных ТК РФ, учетный период для водителей автомобилей составляет один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, допускается установление учетного периода продолжительностью до шести месяцев.

Какая может быть максимальная продолжительность смены при суммированном учете рабочего времени?

Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не может превышать 10 ч. Исключение составляют случаи, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха. В этих случаях продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Еще одно исключение сделано для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах. Для них при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) также может быть увеличена до 12 ч.

Увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) при суммированном учете рабочего времени сопровождается увеличением и времени управления автомобилем в течение рабочего дня. Оно может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю.

При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 ч.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха при суммированном учете рабочего времени должна быть не менее 12 ч. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, – не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) при суммированном учете рабочего времени устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

Работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, при суммированном учете рабочего времени включается в норму рабочего времени учетного периода.

Разделение рабочего дня на части

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 ч после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 ч без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать установленной для водителей, работающих в обычном режиме или в условиях суммированного учета рабочего времени.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте расположения организации или в месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Ненормированный рабочий день

Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Водители, для которых установлен ненормированный рабочий день, могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и не может быть менее трех календарных дней.

Сверхурочная работа

Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ТК РФ. Это означает, что в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств, прямо предусмотренных Кодексом, привлечение к сверхурочным работам производится с письменного согласия работника, а в иных случаях – с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Дополнительно к этим правилам установлено, что при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа водителей автомобилей в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику, как правило, не должна превышать 12 ч.

При решении вопроса о привлечении водителей к сверхурочным работам работодатель должен учитывать требования ч. 1 ст. 329 ТК РФ, согласно которой работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда. Это относится как к сверхурочным работам, так и к работе по совместительству.

Время отдыха: перерывы, междусменный отдых и выходные дни

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.

Перерывы для отдыха и питания, в отличие от специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем, не включаются в рабочее время.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

В нерабочие праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, работы по обслуживанию населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

С письменного согласия водителя он может быть привлечен к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), или в нерабочий праздничный день для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества, выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит нормальная работа организации. В других случаях водитель может быть привлечен к работе в выходной или нерабочий праздничный день с его письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Участие представительного органа работников в установлении режима труда

В соответствии с ТК РФ Положение предусматривает участие представительного органа работников в решении целого ряда вопросов, связанных с установлением режима труда водителей. Работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников организации в следующих случаях:

– при утверждении графика работы (сменности);
– при введении суммированного учета рабочего времени, в т. ч. при установлении для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, суммированного учета рабочего времени с увеличением продолжительности ежедневной работы (смены) до 12 ч;
– при принятии локального нормативного акта о разделении рабочего дня водителей на части;
– при установлении ненормированного рабочего дня;
– при определении состава и продолжительности работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительности времени проведения медицинского осмотра водителя;
– при установлении продолжительности времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время;
– при установлении засчитываемой в рабочее время продолжительности времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, в случае направления в рейс двух водителей.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем. С учетом мнения представительного органа работников или выборного профсоюзного органа данной организации работодателем решаются и иные вопросы, затрагивающие интересы работников, когда это предусмотрено ТК РФ.

Перечисленные особенности режима рабочего времени и времени отдыха могут устанавливаться также в ином порядке – по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором или соглашением.

Регулирование по вопросам рабочего времени и времени отдыха водителей, не предусмотренным в Положении, осуществляется в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Это относится, в частности, к отпускам, как основным (в т. ч. удлиненным), так и дополнительным.

Нормативная база

Трудовой кодекс Российской Федерации, гл. 47, ст. 99, 103, 329, 372

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.02 № 877 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы”

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 № 15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 августа 2004 года N 15

Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 138, 24.06.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2015, N 0001201510210021);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.06.2017, N 0001201706200015).
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3)

приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Министр
И.Левитин


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 ноября 2004 года,
регистрационный N 6094

Приложение. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Приложение
к приказу Минтранса России
от 20 августа 2004 года N 15

(с изменениями на 5 июня 2017 года)

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" * (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации).
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии - с иным представительным органом работников.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2017 года приказом Минтранса России от 5 июня 2017 года N 212 .

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2015 года приказом Минтранса России от 13 октября 2015 года N 299 .

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт "з" пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт "и" пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации .

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1 , 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации .

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Абзац исключен с 5 июля 2014 года - ..

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников.
приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484)

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484)
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; 1996, N 3, ст.184; 1998, N 45, ст.5521; 2000, N 18, ст.1985; 2001, N 11, ст.1029; 2002, N 9, ст.931; N 27, ст.2693; 2003, N 20, ст.1899; N 40, ст.3891; 2005, N 52 (ч.III), ст.5733; 2006, N 11, ст.1179; 2008, N 8, ст.741; N 17, ст.1882; 2009, N 2, ст.233; N 5, ст.610; 2010, N 9, ст.976; N 20, ст.2471; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 1, ст.154; N 15, ст.1780; N 30, ст.4289; N 47, ст.6505; 2013, N 5, ст.371, ст.404; N 24, ст.2999; N 29, ст.3966; N 31, ст.4218; N 4, ст.5194; N 52 (ч.II), ст.7173.
(Сноска дополнительно включена с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484)

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. Пункт исключен с 5 июля 2014 года - приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 ..
____________________________________________________________________
Пункты 29 и 30 предыдущей редакции с 5 июля 2014 года считаются соответственно пунктами 28 и 29 настоящей редакции - приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .
____________________________________________________________________

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных , с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации . При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002; № 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно .

Министр

И. Левитин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный № 6094

к Минтранса РФ

от 20 августа 2004 г. № 15

Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I. Общие положения

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

II. Рабочее время

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной , , и настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1,3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

_____________________________