Меню

Политическая система. Её элементы и подсистемы

Оборудование

Одной из ключевых тем в политической науке является теория политических систем. Этимология термина «система» восходит к древнегреческому слову «соединение». Это античное понятие используется в современном мире для обозначения целостности, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Популяризатором термина «система» считается австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи, который ввел его в научный оборот в 1930-1940-е гг. и стал автором концепции, названной «Общая теория систем». Ученый на примере физических систем и живых организмов вывел ряд признаков, свойств и особенностей функционирования, которые присущи всем системам. В частности, им было определено, что на систему воздействует окружающая среда, с которой система взаимодействует через так называемые вход и выход. Внешние импульсы поступают через «вход» и вызывают определенную реакцию, результаты которой проявляются на «выходе» из системы. Система имеет сложную структуру, включающую взаимодействующие компоненты, связанные не только между собой, но и с окружающей средой.

Применение термина «система» к социальным феноменам и изучение социальных процессов с системных позиций связаны с именем американского социолога Толкотта Парсонса. В его трудах делается акцент на исследовании внутренней структуры системы, а также выявление роли отдельных компонентов по отношению к целостности. Поэтому Парсонс почитается и как представитель системного подхода, и как основатель структурного функционализма (модификации системного подхода). Ученый рассмотрел общество в качестве системы, состоящей из четырех подсистем: политической подсистемы с функцией целедостижения, экономической с функцией адаптации, «фидуциарной» с функцией латентности (основана на ценностях, ориентируется на воспроизводство образца) и «социетальной общности» (включающей ряд коллективов, поведение которых регулируется определенными нормами) с функцией интеграции.

Вслед за Парсонсом социологи стали рассматривать общество как систему, которая состоит из ряда элементов: политической, экономической, социальной и духовной подсистем. В то же время каждая из этих подсистем является самостоятельной целостностью, состоящей из элементов, поэтому можно говорить о политической, экономической и других системах.

Любая система обладает рядом свойств, общими из которых для всех систем выступают автономность, иерархичность и целостность (системный эффект). Свойство автономности указывает на определенную замкнутость и обособленность любой системы от окружающей среды, а также приоритетность внутренних связей между ее элементами. В то же время следует иметь в виду, что система - это искусственно вычлененная сущность, которая в реальной действительности не функционирует в изоляции от иных общественных систем и среды. Так, например, политическая система общества в целом тесно связана с экономической, а отдельные элементы политической системы взаимодействуют с компонентами экономической системы, однако внутренние связи между политическими институтами прочнее, нежели их внешние коммуникации.

Иерархичность подразумевает встроенность системы в суперсистему и подразделение ее на подсистемы: политическая система является частью общества как надсистемы, вместе с тем подразделяется на институциональную, нормативную, функциональную и другие подсистемы.

Как общество не сводится к простой сумме составляющих его индивидов, так и система превосходит по своим качествам, возможностям и свойствам составляющие ее элементы. Система в целом демонстрирует принципиально новые возможности, что принято обозначать как «системный эффект» или называть целостностью.

Описанные свойства приписываются любым системам. В середине XX столетия с системных позиций стала рассматриваться политическая жизнь. Впервые термин «политическая система» был использован американским политологом Дэвидом Истоном в 1950-е гг. Теория политической системы получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони и др.

В таких работах, как «Политические системы», «Системный анализ политической жизни» и «Анализ политической структуры», Истон определял политическую систему как саморегулирующийся, постоянно изменяющийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. По мнению американского ученого, система интегрирует отдельные элементы, образующие единое автономное целое, которое воздействует на внешнюю окружающую социальную среду по принципу обратной связи. Исследуя политическую систему, мыслитель особое внимание уделял формам социального взаимодействия между индивидами и группами, считая, что в политике оно связано с «авторитарным распределением ценностей в обществе». Следовательно, политическая система в его трудах выступает в качестве механизма по выработке властных решений, связанных с распределением ограниченных ресурсов и ценностей в обществе.

Другой американский политолог Габриэль Алмонд рассмотрел политическую систему как существующую во всех самостоятельных обществах «систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения». В трудах «Сравнительная политика: концепция развития» и «Сравнительная политика сегодня» Алмонд обращает внимание на совокупность функций, выполняемых составляющими политическую систему элементами. Он уделяет особое внимание именно роли и функциям различных институтов в политической жизни, а не самим институтам как таковым. Система настолько прочна, насколько дифференцированы, но при этом взаимосвязаны и отвечают насущным потребностям политические роли ее компонентов, обеспечивающих целостность и стабильность общего организма.

Понятие «политическая система» во второй половине XX столетия стало широко применяться в политической науке, однако единого подхода выработано не было. Термин остался полисемантичным, насчитывается не менее 20 его определений только в американской политологии. К числу популярных оценок, помимо теорий Д. Истона и Г. Алмонда, относится мнение Роберта Даля, который представил политическую систему как «любой устойчивый тип человеческих отношений, включающий в себя в качестве главных компонентов: власть, руководство или авторитет ». Многие исследователи вслед за Далем считают, что фундаментом политической системы является власть, точно так же как в экономической системе подобной основой выступает собственность.

В отечественной политологии конца XX в. были выработаны два варианта трактовки политической системы: в рамках расширительного подхода политическая система отождествлялась с политической сферой общественной жизни, а узкоинституциональная интерпретация политической системы предполагала ее рассмотрение исключительно сквозь призму политической организации общества (система как набор политических институтов).

В западной политической и юридической литературе во второй половине XX в. были дифференцированы термины «политическая система» и «система правления». Дефиниция «политическая система» считается шире понятия «система правления», использовавшегося в политологии до середины XX в., так как для последнего характерно отождествление политики сугубо с деятельностью государства. По мнению немецкого политолога Клауса фон Бейме, дефиниция «политическая система» была необходима, чтобы восполнить «теоретический вакуум», связанный с отождествлением политики с государственной деятельностью, так как в современной политической жизни значительная роль принадлежит СМИ, партиям, движениям, ассоциациям и отдельным гражданам, поэтому термин «система правления» считается устаревшим.

По сей день трактовка политических систем отличается вариативностью, что обусловлено различными толкованиями понятий «власть» и «политика», с которыми тесно связана категория «политическая система». В современном языке термин «политическая система» чаще всего используется в двух значениях:

  • 1) ментальный конструкт, абстрактная модель, отражающая политические явления вне конкретной действительности (например, авторитарная и демократическая системы редко существуют в чистом виде, в основном в теоретической проекции);
  • 2) реальный механизм формирования и функционирования власти в том или ином государстве (например, политическая система современной России).

В современной науке политическая система понимается как саморегулирующаяся иерархическая совокупность взаимодействующих институтов, взаимосвязанных процессов, отношений, принципов, норм и ценностей, обеспечивающих реализацию политической власти. Подчеркивается, что политическая система конкретного общества всегда обусловлена его историческим опытом, культурными традициями и правовыми нормами.

Политическая система рассматривается как «универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования власти». Таким образом, политическая система строится вокруг механизма распределения, функционирования и организации политической власти. Социальный базис политической системы составляют конкретные люди, социальные группы и общности, а также создаваемые ими институты, в разной степени вовлеченные в политическую жизнь и включенные в орбиту политической власти. Разница интересов субъектов политики (активных участников политической жизни), ограниченность ресурсов и асимметричный доступ к власти порождают политическую конкуренцию и провоцируют конфликты. Политическая система представляет собой совокупность взаимодействий партий, ассоциаций, лидеров, элиты и масс, которые выполняют различные роли в системе политических отношений. Все виды и формы этого взаимодействия, отражающие многообразие интересов, ценностей и целей действующих субъектов политики, также иллюстрируют политическую систему общества, которая призвана согласовывать интересы и обеспечивать их реализацию исходя из имеющихся ресурсов, не допуская конфликтов и столкновений субъектов политико-властных отношений.

Политическая система на сегодняшний день оценивается как одна из наиболее значимых, сложных и эффективных систем общества. Ей приписывается ряд признаков, во-первых, это уже упомянутые выше общие свойства систем, такие как автономность, целостность и иерархичность. Кроме того, политическую систему принято считать ведущей системой общества, поскольку вырабатываемые в ее недрах политические решения определяют направление и экономической, и социальной, и культурной политики. Таким образом, политическая система задает определенные рамки другим явлениям общественной жизни и вырабатывает нормы, определяющие разнообразные социальные процессы. Политические решения, закрепленные нормативными правовыми актами, становятся общеобязательными правилами поведения.

Политическая система не только определяет функционирование других систем (экономической, культурной) внутри данного общества, но и задает тон международным отношениям. Открытость или закрытость конкретной политической системы, степень допускаемого насилия определяют положение государства в мире, уровень его взаимоотношений с другими странами и мировым сообществом в целом.

От экономической или культурной систем политическая система отличается высокой степенью формализованное™. Она обладает специфической внутренней организацией и структурой, каждый элемент которой имеет свое предписанное формально-ролевое предназначение. Функционирование политической системы жестко регулируется правовыми и политическими нормами.

Особенностью политической системы считается перманентное стремление к стабильности (устойчивости), которая воспринимается как норма функционирования системы. В условиях значительной турбулентности политические системы должны обладать достаточной гибкостью для обеспечения приспособляемости к изменяющимся условиям окружающей среды. Например, глобализация, распространение информационных технологий и действие сетевых структур в политике создают новые вызовы для конкретных политических систем. Инстинкт самосохранения определяет задачу усложнения политических систем в современном мире.

Понятие «политическая система общества» вошло в обиход политической науки толь­ко ВО второй половине 20 века. Именно в 20 веке государство утрачивает свое монопольное положение как единственный инструмент политики, но становится элементом политической системы общества (партии, общественные организации, группы давления). Поэтому при изу­чении современного политического процесса необходимо рассматривать не только государст­во и систему органов власти, но все общественные институты.

Подсистемы политической системы:

Политические институты (институциональная подсистема) - совокупность учреж­дений и организаций, связанных с функционированием политической власти. Политическая институты существуют в виде учреждений и организаций: а) государства и его органов. Госу­дарство - основной институт П.с. ; б) общественные организации; в) правовые и институты. Институты политического опосредования - партии, группы давления, группы интересов и т.Н.

Политические отношения (коммуникативная подсистема), складывающаяся на ос­нове действующих в обществе политических и правовых норм, ценностей, традиций.

В цен­тре политических отношений находятся отношения между государством и обществом. Существует три типа этих отношений: развитый «механизм обратных связей» - демократический характер; частичное блокирование «механизма обратных связей» и доминирование прямых связей - авторитарный характер п. о.; полное блокирование механизма обратных связей и на­личие только прямых связей - тоталитарные отношения.

Политические нормы (нормативная подсистема), охватывающая общепризнанные нормы отношений в политической системе. Это совокупность норм и традиций. регулирую­щих политическую жизнь (Конституция, законы и подзаконные акты);

Политическая культура (культурная подсистема), на основе которой складываются политические нормы, отражающие историко-политические традиции и стереотипы полити­ческого поведения. Цементирующим элементом п.к. является политическое мировоззрение - ­совокупность ценностей, норм, установок, которые воплощаются в политической идеологии.

Государство, его признаки, Функции, Формы. Суверенитет Национально-

государственное устройство

Государство - основной институт политической системы, это политическая организа­ция общества, система публичной власти, воплощающей право и силу. Цель государства ­возможное и необходимое состояние общества, которое должно быть достигнуто. Цель госу­дарство определяет его функции (это внутренняя и внешняя государственная политика) главное направления деятельности. Основные функции государства:



Охрана целостности и стабильности общества, его территории;

Создание и обеспечение правовой системы;

Создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизни общества;

Гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

Согласование потребностей и интересов социальных слоев общества; обеспечение общенациональных интересов.

Форма государства - это способ организации и осуществления государственной вла­сти. Форма государства имеет три выражения:

Правление (монархия - власть наследственная, единоличная и бессрочная; респуб­лика - все высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями);

Национально-территориальное, государственное устройство – способ политической организации государства:

а) унитарное государство (единые территория, конституция, система права, система высших органов государственной власти);

б) федерация - союзное государство, в составе которого субъекты - государственные образования, обладающие определенной юридической и политической самостоятель­ностью, имеют собственные органы власти, разрабатывают свои конституционные ус­тавы, законы. Виды федерации - по территориальному делению (провинции, земли, штаты) или национально-территориальному (Канада).

в) конфедерация - объединение самостоятельных государств для решения общих акту­альных проблем (военных, энергетических, финансовых), которые обычно недолго­вечны и либо распадаются, либо трансформируются в федерацию.

Основные черты гражданского общества

Гражданское общество - это система жизнедеятельности общества, автономная по от­ношению к государственной власти, выражающая частные (индивидуальные, групповые. корпоративные) интересы граждан, регулирующая и защищающая частные интересы.

Гражданское общество никто не создает, оно развивается самостоятельно, но при ак­тивном участии граждан. Государство может уничтожать и отрицать (тоталитарный режим). или ограничивать деятельность (авторитарный режим), либо создавать благоприятную поли­тическую среду (демократический режим) для жизнедеятельности гражданского общества.

Предпосылки гражданского общества

Местное самоуправление - это социальный феномен, который сегодня является офи­циальной государственной политикой и зафиксирован в Конституции РФ отдельной главой №8, где в статьях №№130-133 изложено понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии существования.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением во­просов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления. Структура органов местного самоуправления определяется населением само­стоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной соб­ственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту.

Организация самоуправления - :это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и соци­альных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI век. безусловно. бу­дет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количество людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берёт корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, что является предпосылкой успешного жизненного самоопределения молодого человека

Правовое государство - тип государства, в котором функционирует режим конституци­онного правления. существует развитая правовая система и эффективная судебная власть, ре­альное разделение властей и действенный социальный контроль политики и власти. Принци­пы его формирования:

·верховенство права (право как цель, интерес, стимул поступков и действий);

·обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

·организация государственной власти на основе принципа разделения властей, под­чиненности власти праву;

·правовая форма взаимоотношений (взаимность прав и обязанностей) индивида, общества, государства.

Формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личном.

Государственный аппарат- аппарат управления.

Это компонент государства как системы, который включает в себя исполнительно­распорядительные органы (премьер, правительство), судебную власть, органы ("государствен­ной безопасности.

При унитарном государстве - единая структура государственного аппарата на всей территории страны. В федерации существует два уровня государственного аппарата - феде­ральный и уровень субъекта. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями делегированными им государственными органами конфедерации.

1) Основу политики составляют:

а) материальные интересы;

б) духовные потребности;

в) властные отношения;

г) социальные отношения;

2) Основой политической системы общества являются:

а) государство;

б) институт президентства;

в) органы местного самоуправления;

3) К чертам политической власти не относится:

а) всенародность (её единство с обществом)

б) мнительность;

в) суверенность;

4) Монополией правотворческой деятельности обладает:

а) общество;

б) государство;

в) граждане;

5) Дж.Локк был сторонником концепции происхождения государства:

а) теологической;

б) договорной;

в) насильственной;

6) Для государственной власти характерно:

а) отчужденность от народа (публичность);

б) принудительное осуществление;

в) мнительность;

г) все ответы верны;

7) Политический институт, предполагающей

а) монополию на правотворчество

б) основной целью- сохранение целостности общества и поддержание правопорядка

в) наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением обозначается термином «_______»

«4» Заполните таблицу.

«5» Заполнить сравнительную таблицу.

Виды монархии и их признаки.

Говоря о политике, мы часто представляем некую систему, которая имеет свои рычаги влияния, схемы, функции и задачи. Стоит отметить, что любая система имеет свои элементы, которые существуют в определенной связи друг с другом. И тем не менее каждый из них несет свои цели и отвечает за свои задачи. То же самое можно сказать и про подсистемы политической системы общества.

Сложная система

Для начала стоит немного разобраться с самой системой политики. Ясно, что данное понятие означает совокупность некоторых элементов, таких как нормы, институты, организации, идеи, и их взаимосвязь. Благодаря им политическая власть может функционировать эффективно.

Важно понимать, политические институты, будь они государственные или негосударственные, реализуют определенные задачи, тем самым позволяя правительству работать полномасштабно, сразу в нескольких направлениях.

Помимо основных элементов этой сложной схемы, здесь присутствуют и являющиеся дополнением. Политические институты дополняют неформальные причины и действа, которые имеют все шансы восстановить исход событий.

Характеристика

Как и другие системы, политическая владеет собственными характерными чертами, определяющими её тип и функциональность. Её можно описать с помощью:

  • Идеологии.
  • Культуры.
  • Норм.
  • Традиций и обычаев.

Такая типичная характеристика позволяет выделять и функции политики. Их можно выделить десятки, но теоретически их всего семь. Первая – это конверсия, то есть все мнение, которое власть получает от граждан, конвертируют в политические задачи. Следующая – адаптация: все системы, имеющиеся в политике, обязаны приспособляться к изменениям в публичной жизни.

Мобилизация предполагает использование людей и ресурсов для реализации поставленных целей. Охрана отвечает за стабильность в общественно-политическом строе и защиту всех человеческих ценностей и принципов. Еще одна функция работает над эффективными и продуктивными взаимоотношениями между странами. Консолидация помогает наладить контакт между коллективными нуждами и соцгруппами. Последнее, за что отвечает политическая система, – это распределение, с помощью которого можно создать баланс между материальными и духовными ценностями.

Классификация

Прежде чем разобраться, что же такое подсистема политической системы общества, разберем весь данный сегмент более подробно. Делению по функционированию способствуют некие взгляды. Политическая схема может быть демократической или авторитарной, определяют типизацию по решениям, принимающимся властью.

Также бывает классификация политического режима, который может быть направлен на тоталитаризм или либерализм. Этот тип характеризуется степенью вмешательства правительства в общественные отношения.

Структура

Говоря о том, какие структурные компоненты политической системы есть, мы обязаны сказать, что конкретной классификации не существует. Во многом данные разновидности подсистемы схожи меж собой. Однако в основной массе случаев могут быть объединены и взаимосвязаны.

Подсистемы политической системы общества бывают нормативными, институциональными, идеологическими и регулятивными. Эти элементы могут называться по-другому, например существует организационно-институциональный сегмент, он отвечает за политические институты, партии, организации страны, группировки и общественные течения. Следующий, нормативно-регулятивный, работает над устоями, нравами, моральными порядками, политическими и юридическими аспектами.

Культурно-идеологический рассчитан на поддержку политической идеологии, культуры и психологии. А вот коммуникативный отвечает за формирование эффективных и мирных связей.

Нормы

Итак, нормативная подсистема политической системы появляется за счет построения взаимоотношений на фундаменте особых правил. Этот элемент состоит из политических, общепризнанных мер и обычаев, которые не только определяют, но и регулируют публичное поведение и жизнь. Чтобы государство имело гарантию мира внутри страны, необходимо сформировать правовые нормы. Среди них законы и акты, которые регулируют деятельность множества организаций.

Подобные законодательные документы являются регламентом партий и общественных организаций, но в любой державе существуют неофициальные обычаи и традиции, которые не зафиксированы на бумаге. Они также важны для граждан и соблюдаются ими.

Помимо вышеуказанных составляющих, которые регулирует нормативная подсистема политической системы, есть также и этико-моральные правила. Эти нормы обычно характеризуют понимание обществом понятий, связанных с добром и злом, правдой и справедливостью.

Институции

Институциональная подсистема собирает в свой состав политические институты. Самым главным является держава. Если принимать во внимание негосударственные организации, то сюда можно отнести движение партий и общественно-политические формирования. Эти объединения также можно разделить на несколько типов. Собственно политические нацелены на влияние и регулирование власти, воздействие на правительство.

Несобственно политические работают во всех сферах, кроме политической. Их влияние распространяется на экономику, культуру, социум и т. д. Но, чтобы осуществить поставленные цели, им необходимо принимать участие в политических событиях, заявлять свои идеи и стараться реализовать их.

Третья группа практически не связана с политикой. Эти организации появляются для того, чтобы свершить свои личные идеи и цели. Среди этих объединений могут быть спортивные кружки или клубы по интересам. Самостоятельно они не могут быть активными участниками политического процесса, но институциональная подсистема может связать их с политическими институтами под влиянием государства.

Идеология

Идеологическая подсистема обычно функционирует благодаря взаимодействию с культурным аспектом. Поэтому этот элемент называют культурно-идеологическим. Сюда входит множество составных частей, формирующих идейные взгляды, мысли и чувства. Обычно эта подсистема влияет на субъектов двумя путями: теоретический – политическая идеология, а также эмпирический – политическая психология.

К первой, теоретической, части относят идеологические выражения, концепции и мнения, ко второй – эмоциональный аспект, основанный на чувствах и предрассудках. В идеологической подсистеме эти части взаимодействуют и являются равноправными составляющими.

Стоит отметить и весомую роль политкультуры. Она состоит из множества общественных поведений и стереотипов, которые установились в отдельном обществе. Обычно политическую культуру передают от родителей к детям как воспитательный аспект, который формирует учения и утверждения относительно норм человеческого поведения.

Регулирование

Регулятивная подсистема политической системы схожа с нормативной. В различных классификациях они объединены в одну либо же имеют одинаковый функционал. Эта разновидность подсистемы политической системы общества содержит нормы корпоративные и правовые, которые создаются государством или общественными группами.

По большому счету нормативный и регулятивный сегменты – это одно и то же, не отличающиеся по составу объектов и субъектов права.

Коммуникация

Так как недостает отчетливо проявленной структуры подсистем, можно отметить пятый элемент политсистемы. Коммуникативная составляющая отвечает за реализацию отношений и взаимосвязей между всеми слоями общества.

Чтобы реализовать все возможные цели, субъекты политических событий должны работать над взаимоотношениями друг с другом, а также с социальной средой. Примером таких взаимодействий можно считать парламентские комитеты и их отношения либо же сотрудничество государства с партиями.

Для осуществления задач необходимо использовать каналы связи. Именно они помогают в передаче потребностей общества к представителям страны. Примером могут служить опросы, выборы, слушания либо же другие подобные мероприятия. Каналом связи, который служит ответной передачей – от державы к населению, являются журналисты. Благодаря СМИ люди могут узнавать о законодательных проектах, утвержденных нормативных актах.

Особенности

Отметим, что политическая система имеет много уровней, поэтому в своем составе имеет множество сложных подсистем, со своими частями и связями. Это объединение имеет три уровня подсистемы политической системы общества и взаимоотношений. Сразу два уровня заняты институциональными элементами, которые могут быть высшими или верхними, а также средними или промежуточными. Третий – неинституциональный, предполагает нижний, массовый микроуровень.

Также система политики складывается из определенных институтов и субъектов. Ведущую роль играет держава, которая служит образовательным элементом всего объединения и работает как связующее звено остальных составляющих.

Лекция:

Политика и политическая система

Политика – это не только деятельность, направленная на завоевание, утверждение и использование власти, но также деятельность по управлению обществом и государством и принятию политических решений. Как известно, политическими акторами (субъектами политики) являются индивиды, политическая элита, политические партии, институты гражданского общества, государство, то есть все те, кто осуществляет политическую власть или воздействует на неё. Взаимодействие политических акторов называется политическими отношениями. Существует множество направлений политики и политических отношений, среди которых:

  • Внутренняя – внутригосударственная деятельность, например, поддержание порядка в обществе и государстве, улучшение благосостояния граждан.
  • Внешняя – межгосударственная деятельность, например, участие в деятельности ООН, Совета Европы.
  • Военная – организация и применение средств вооруженного насилия для решения определённых политических задач.
  • Национальная – решение задач, связанных с сосуществованием разных наций на одной территории.
  • Демографическая – регулирование репродуктивного поведения граждан, укрепление семьи.
  • Экономическая – деятельность государства по развитию экономики страны, отечественного производства и др.
Деятельность политических акторов и составляет политическую систему, в рамках которой принимаются и реализуются властные решения. Функционирование политической системы наглядно демонстрирует схема амер. политолога Дейвида Истона:

Согласно данной модели, политическая система имеет вход и выход, через которые осуществляется обратная связь с индивидами, группами, обществом. Окружающая среда реагирует на политическую систему двумя способами: соглашается с принятыми властными решениями и исполняет их либо не соглашается и требует перемен. Итак, на входе в политическую систему поступают требования или поддержка социума. Например, требования: о повышении зарплат, улучшении образования, обеспечении общественного порядка и многое другое. Поддержка: выплата налогов, участие на выборах несение воинской службы, то есть соблюдение законов и политических решений. Реакция социума в форме требований или поддержки перевариваются системой, то есть политические акторы должны подумать, как и чем ответить. На выходе принимаются решения и предпринимаются действия. Пример: в министерство труда поступило требование профсоюза работников образования об индексации заработной платы учителей (вход, требование). Данное требование было рассмотрено на коллегии министерства труда и обсуждено депутатами профильного комитета Госдумы (обработка требования политической системой). В результате было принято решение об индексации зарплат на 1,2%, которое было опубликовано в газете «Профсоюз образования» (выход, решение и действие).

Подсистемы политической системы

Политическая система включает в себя следующие подсистемы:

  • Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых выполняет значимые для общества функции. К данной подсистеме относятся государство, партии, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные организации, СМИ и другие.
  • Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические и моральные нормы, регулирующие поведение субъектов политики.
  • Культурно – идеологическая подсистема состоит из политической идеологии (взгляды, идеи, ценности) и политической психологии (чувства, эмоции, настроение). Общими словами данная подсистема имеет прямое отношение к политическому сознанию граждан.
  • Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения субъектов политики.
  • Функциональная подсистема состоит из форм, методов и направлений политической деятельности и имеет отношение к политической практике.

Функции и виды политической системы

Политическая система реализует целый ряд значимых для общества и государства функций. Она:

  • Определяет цели, задачи и пути развития общества и государства.
  • Объединяет общество и государство для достижения поставленных целей и реализации задач.
  • Согласует интересы различных индивидов и групп.
  • Разрабатывает нормы, регулирующие поведение граждан и политических институтов.
  • Формирует политическое сознание граждан.
  • Обеспечивает связи и взаимодействия между субъектами политики.
  • Контролирует и оценивает выполнение гражданами и политическим институтами правил и законов, пресечение нарушений.

В современном мире выделяются два вида политических систем:

  • Либерально-демократическая – «открытое общество», характеризующееся обеспечением прав и свобод граждан, рыночной экономикой и свободой предпринимательства, завоеванием власти путём выборов.
  • Тоталитарная – «закрытое общество», характеризующееся господством одной партии, цензурой, культом вождя, поддержанием стабильности в обществе путём применения насилия.

174. Задание №2CDEFA

Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

175. Задание №FD5DFB

К видам избирательных систем относится

мажоритарная

однопартийная

176. Задание №C259D3

Президент РФ имеет право издавать

постановления

Конституцию

177. Задание №0120B9

Верны ли следующие суждения о современном государстве?

А. Задачей любого современного государства является отстаивание интересов страны на международной арене.

Б. Ряд современных европейских государств делегировал часть своих полномочий наднациональным органам.

178. Задание №3F176B

179. Задание №3822DB

180. Задание №ADDBDE

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Политическая партия; 2) политическая система; 3) политическая норма; 4) государство; 5) политическая идеология.

181. Задание №5C0DB0

В стране Z осуществляется всесторонний постоянный контроль над частной жизнью граждан, ведётся непримиримая борьба с инакомыслием. Какой политический режим установился в стране Z?

тоталитарный

патриархальный

182. Задание №7AE92D

Одним из признаков нации как этнокультурной общности является

единое гражданство

единство убеждений

общность социального статуса

общность языка

183. Задание №A7EBF9

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

184. Задание №E28802

Запишите слово, пропущенное в схеме:

185. Задание №04E4B1

Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример?

мобилизация граждан на поддержку правительственных решений

продвижение членов партии в органы исполнительной власти

политическая социализация граждан

расширение социальной базы партии



186. Задание №EDAF57

Верны ли следующие суждения о государстве?

187. Задание №5886CA

В совместном ведении РФ и её субъектов находится

решение вопросов здравоохранения

метеорологическая служба

защита государственной границы

установление правовых основ единого рынка

188. Задание №FD3AF8

Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

неработающие пенсионеры лишены избирательных прав

граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах

выборы проводятся на безальтернативной основе

189. Задание №3A8A48

Что относится к институтам политической системы?

политические организации, главной из которых является государство

совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами

нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

совокупность различных по своему сод

190. Задание №A577E9

Какой признак отличает государство от иных институтов политической системы общества?

закрепление властной воли в издаваемых правовых актах

представление интересов определённых групп людей

разработка программ политических действий

пропаганда определённой политической идеологии

191. Задание №D9D8D7



Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов?

Гражданам, не имеющим возможности прийти на избирательный участок по состоянию здоровья, избирательные урны могут быть доставлены на дом.

Подследственные и обвиняемые граждане, находящиеся под арестом, не участвуют в голосовании.

192. Задание №989B70

Государство отличается от политической партии тем, что оно

является политическим институтом

создаёт правовые нормы

разрабатывает политические программы

представляет общественные интересы

193. Задание №D8015A

Любую политическую партию характеризует

широкий круг сторонников

наличие в партийных рядах членов правительства

общность политических убеждений

критика правительственного курса

194. Задание №5348DF

Найдите в приведенном ниже списке политические партии, систематизированные по средствам и методам их борьбы за власть и участия в политической жизни общества.

массовые

реформаторские

кадровые

региональные

революционные

радикальные

195. Задание №CD475F

Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном государстве?

«Парламент одобрил проект школьной реформы, предусматривающей увеличение бюджетного финансирования школ, расположенных в муниципальных округах».

«Глава государства пригласил представителей местных органов самоуправления для обсуждения вопроса повышения эффективности их деятельности».

«Городской суд приступил к рассмотрению иска муниципалитета к заводу, сбросившему отходы производства в реку в черте города».

«Новый законопроект связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы. Значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень».

196. Задание №BAAFF2

Степень политической свободы в обществе и методы деятельности государственных органов характеризует

политический режим

форма правления

форма территориально-государственного устройства

суверенитет государства

197. Задание №394A9A

Многие крупные и влиятельные политические партии формируют свои молодежные движения, организации. Укажите три возможные причины подобного явления.

198. Задание №D89DB2

199. Задание №B40F92

К институциональной подсистеме политической системы относится(-ятся)

политическая идеология

партии и общественно-политические движения

правовые нормы

этико-моральные нормы

200. Задание №18FE75

Понятия «унитарное государство» и «федерация» характеризуют

форму правления

территориально-государственное устройство

политический режим

административное деление

201. Задание №589E7F

Правовое государство отличает от других государств

взаимная ответственность государства и личности

верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

принятие и исполнение законов одними и теми же органами

наличие органов местного самоуправления

202. Задание №CDCCB0

В стране Z прошли парламентские выборы. Стало известно, что голосование по партийным спискам принесло победу четырём партиям. К сожалению, ещё три политические партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Избирательная система в стране Z может быть охарактеризована как

мажоритарная

пропорциональная

консенсусная

смешанная

203. Задание №133ED7

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический процесс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом процессе.

Задание №4C83ED

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

204. Задание №5A7D87

Какой из приведенных фактов иллюстрирует развитие гражданского общества?

принятие Государственной Думой Закона о государственном бюджете

создание общественного попечительского совета при школе

утверждение Министерством образования и науки новых правил приема в вузы

выступление Президента РФ с ежегодным посланием к парламенту

205. Задание №160204

В соответствии с Конституцией РФ, Президент назначает Председателя Правительства с согласия

Конституционного Суда РФ

Совета безопасности

Совета Федерации РФ

Государственной Думы РФ

206. Задание №3835D7

В коммуникативный компонент политической системы входят

политические партии

связи между властью и обществом

телеканалы и печатные СМИ

государственные органы

207. Задание №4167EE

В государстве Z права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какому политическому режиму присущи эти черты?

тоталитарному

демократическому

диктаторскому

208. Задание №615A60

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы территориально-государственного устройства».

Демократия, федерализм, конфедерация, автономия, унитарное государство.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

209. Задание №607EBA

Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?

принятие законов

руководство хозяйственной деятельностью предприятий

посредничество между гражданским обществом и государством

введение налогов и сборов

210. Задание №F5E0E0

211. Задание №6287E5

Верны ли следующие суждения о политической партии?

Политическая партия как институт политической системы

212. Задание №4840B9

Попечительский совет, созданный при школе, организовал закупку новых компьютеров для кабинета информатики. Этот пример иллюстрирует

функционирование гражданского общества

развитие системы местного самоуправления

деятельность местных органов власти

усиление воздействия государства на общественную жизнь

213. Задание №A61292

214. Задание №525C36

Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

наличие законодательства

гарантированность прав человека

разделение властей

выборы в представительные органы власти

верховенство права

215. Задание №6413E2

Верны ли следующие суждения об пропорциональной избирательной системе?

216. Задание №4AE3E4

Одной из проблем в развитии ряда стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим проблемам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной ситуации на демократию. Предложите две политические меры, способные изменить данную ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

217. Задание №2CFD61

харизматическое

традиционное

рациональное

демократическое

218. Задание №A162C3

219. Задание №BEC177

Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

220. Задание №BDDB8A

Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.